Кто является повествователем в рассказе гриша и почему

История создания

Рассказ “Гриша” был напечатан в журнале “Осколки” №14 в 1886 г. Тема рассказа подсказана Билибиным, который предложил Чехову изобразить психологию маленького ребенка 2-4 лет. Прототипом Гриши стал приемный сын издателя Лейкина Федя.

Литературное направление, жанр

“Гриша” – реалистический рассказ, раскрывающий психологию ребенка.

Проблематика

Самая важная – проблема бережного отношения к детству. Она была актуальна весь 19 век. К детству относились не как к особому периоду в жизни человека, а как к подготовке к настоящей, взрослой жизни.

Ребенок считался неполноценным, неразумным существом. Чехов, наблюдающий за детьми, в том числе и за Федей Лейкиным, показывает, что в мире взрослых и детей разные ценности и страхи, потому что у них разные точки зрения.

Сопутствующая первой проблема, связанная с тем, что в ребенке не видят личности, – плохое к нему отношение. Ни мама, ни няня не решают потребностей Гриши. Ему жарко, он хочет пить и есть, но взрослые не замечают этого.

Куда уж им заметить его внутренний мир.

Герои рассказа

Главный герой – маленький Гриша, чей возраст указан очень точно: “Родившийся два года и восемь месяцев тому назад”. Так подчеркнут младенческий возраст ребенка, который впервые знакомится с “большим” миром улицы.

Гриша настолько мал, что плохо выражает свои мысли. Он произносит короткие предложения, часто из одного слова. Поэтому мальчик говорит “не столько языком, сколько лицом и руками”.

Все события рассказа читатель видит глазами Гриши, а значит, и о других героях узнает через призму Гришиного восприятия. Самое близкое существо – нянька, которая делит с Гришей комнату и спит в другом углу на сундуке. Следующие по важности существа – мама и кошка. Гриша уже умеет сопоставлять предметы и явления: “Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста”.

Предназначение няни и мамы – кормить Гришу и ухаживать за ним. Предназначение папы Грише непонятно.

Все женщины для мальчика делятся на мам, теть и нянь (очевидно, в зависимости от того, выглядят они как дамы или как простые женщины). Мужчин Гриша различает. Он пугается солдат, радуется человеку со светлыми пуговицами (такая форма была у городовых и пожарных).

Но все-таки определенное мнение о взрослых читатель может составить самостоятельно. Нянька равнодушна к Грише и плохо выполняет свои обязанности: ведет его в гости к кухарке, оставляет в теплой одежде в душной кухне, дает ему выпить и становится причиной его болезни. Мама невнимательна к жизни своего сына.

Она лечит жар касторкой.

Сюжет и композиция

Маленький рассказ повествует о событиях одного дня в жизни малыша. Этот день необычный: ребенок впервые оказывается на улице, а потом в чужом доме. Он переполнен эмоциями, распираем “впечатлениями новой, только что изведанной жизни”.

Композиция рассказа кольцевая. Сначала читатель видит Гришу извне, глазами взрослого. Во время прогулки мир передается через восприятие ребенка.

Вечером точка зрения меняется на первоначальную. Но Гришина личность сквозит и через это внешнее описание. Гриша показывает, как блестит солнце, но это может быть понятно только самому Грише.

Только мальчику известны переживания перед сном, которые проносятся у него в мозгу.

Ребенок на улице видит то, что не замечает взрослый человек: кошек и ноги лошади, пуговицы незнакомца. Его пугают предметы и явления, нестрашные для взрослых: шеренга солдат, печка, которая смотрит на мальчика.

За один день малыш знакомится со многими законами человеческого общежития: люди не бегают за кошками, не берут у чужих нянь апельсины, не поднимают с земли блестящих стеклышек, в гостях обнимаются, пьют, едят пироги и поют.

Стилевые особенности

Психология ребенка раскрывается через умелое соединение взгляда на людей, предметы и явления Гриши и взрослого (автора). Автор рассказывает о четырехугольном мире Гриши, а глазами Гриши читатель видит обстановку комнаты. С точки зрения Гриши описаны родители, но о папе и тете написано “по-взрослому” как о в высшей степени загадочных личностях.

Большое значение имеют детали. Это постоянное упоминание о жаре, определенные детали в обстановке дома (красные кресла), предметы, которые замечает мальчик на улице: кошки, лошади, корыто с апельсинами, светлые пуговицы.

Loading…

Чехов. Краткие содержания произведений

  • Анна на шее
  • Аптекарша
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька Жуков
  • Вверх по лестнице
  • Вишневый сад
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов (пьеса)
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата номер 6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Черный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

«Гриша», анализ рассказа Чехова

История создания

Рассказ «Гриша» был напечатан в журнале «Осколки» №14 в 1886 г. Тема рассказа подсказана Билибиным, который предложил Чехову изобразить психологию маленького ребенка 2-4 лет. Прототипом Гриши стал приемный сын издателя Лейкина Федя.

Литературное направление, жанр

«Гриша» — реалистический рассказ, раскрывающий психологию ребенка.

Проблематика

Самая важная — проблема бережного отношения к детству. Она была актуальна весь 19 век. К детству относились не как к особому периоду в жизни человека,

а как к подготовке к настоящей, взрослой жизни.

Ребенок считался неполноценным, неразумным существом. Чехов, наблюдающий за детьми, в том числе и за Федей Лейкиным, показывает, что в мире взрослых и детей разные ценности и страхи, потому что у них разные точки зрения.

Сопутствующая первой проблема, связанная с тем, что в ребенке не видят личности, — плохое к нему отношение. Ни мама, ни няня не решают потребностей Гриши. Ему жарко, он хочет пить и есть, но взрослые не замечают этого.

Куда уж им заметить его внутренний мир.

Герои рассказа

Главный герой — маленький Гриша, чей возраст указан очень точно:

«Родившийся два года и восемь месяцев тому назад». Так подчеркнут младенческий возраст ребенка, который впервые знакомится с «большим» миром улицы.

Гриша настолько мал, что плохо выражает свои мысли. Он произносит короткие предложения, часто из одного слова. Поэтому мальчик говорит «не столько языком, сколько лицом и руками».

Все события рассказа читатель видит глазами Гриши, а значит, и о других героях узнает через призму Гришиного восприятия. Самое близкое существо — нянька, которая делит с Гришей комнату и спит в другом углу на сундуке. Следующие по важности существа — мама и кошка. Гриша уже умеет сопоставлять предметы и явления: «Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста». Предназначение няни и мамы — кормить Гришу и ухаживать за ним.

Предназначение папы Грише непонятно.

Все женщины для мальчика делятся на мам, теть и нянь . Мужчин Гриша различает. Он пугается солдат, радуется человеку со светлыми пуговицами .

Но все-таки определенное мнение о взрослых читатель может составить самостоятельно. Нянька равнодушна к Грише и плохо выполняет свои обязанности: ведет его в гости к кухарке, оставляет в теплой одежде в душной кухне, дает ему выпить и становится причиной его болезни. Мама невнимательна к жизни своего сына.

Она лечит жар касторкой.

Сюжет и композиция

Маленький рассказ повествует о событиях одного дня в жизни малыша. Этот день необычный: ребенок впервые оказывается на улице, а потом в чужом доме. Он переполнен эмоциями, распираем «впечатлениями новой, только что изведанной жизни».

Композиция рассказа кольцевая. Сначала читатель видит Гришу извне, глазами взрослого. Во время прогулки мир передается через восприятие ребенка. Вечером точка зрения меняется на первоначальную.

Но Гришина личность сквозит и через это внешнее описание. Гриша показывает, как блестит солнце, но это может быть понятно только самому Грише. Только мальчику известны переживания перед сном, которые проносятся у него в мозгу.

Ребенок на улице видит то, что не замечает взрослый человек: кошек и ноги лошади, пуговицы незнакомца. Его пугают предметы и явления, нестрашные для взрослых: шеренга солдат, печка, которая смотрит на мальчика.

За один день малыш знакомится со многими законами человеческого общежития: люди не бегают за кошками, не берут у чужих нянь апельсины, не поднимают с земли блестящих стеклышек, в гостях обнимаются, пьют, едят пироги и поют.

Стилевые особенности

Психология ребенка раскрывается через умелое соединение взгляда на людей, предметы и явления Гриши и взрослого . Автор рассказывает о четырехугольном мире Гриши, а глазами Гриши читатель видит обстановку комнаты. С точки зрения Гриши описаны родители, но о папе и тете написано «по-взрослому» как о в высшей степени загадочных личностях.

Большое значение имеют детали. Это постоянное упоминание о жаре, определенные детали в обстановке дома , предметы, которые замечает мальчик на улице: кошки, лошади, корыто с апельсинами, светлые пуговицы.

Проблематика

Самая важная – проблема бережного отношения к детству. Она была актуальна весь 19 век. К детству относились не как к особому периоду в жизни человека, а как к подготовке к настоящей, взрослой жизни. Ребёнок считался неполноценным, неразумным существом. Чехов, наблюдающий за детьми, в том числе и за Федей Лейкиным, показывает, что в мире взрослых и детей разные ценности и страхи, потому что у них разные точки зрения.

Сопутствующая первой проблема, связанная с тем, что в ребёнке не видят личности, – плохое к нему отношение. Ни мама, ни няня не решают потребностей Гриши. Ему жарко, он хочет пить и есть, но взрослые не замечают этого. Куда уж им заметить его внутренний мир.

Сюжет и композиция

Маленький рассказ повествует о событиях одного дня в жизни малыша. Этот день необычный: ребёнок впервые оказывается на улице, а потом в чужом доме. Он переполнен эмоциями, распираем «впечатлениями новой, только что изведанной жизни».

Композиция рассказа кольцевая. Сначала читатель видит Гришу извне, глазами взрослого. Во время прогулки мир передаётся через восприятие ребёнка. Вечером точка зрения меняется на первоначальную. Но Гришина личность сквозит и через это внешнее описание. Гриша показывает, как блестит солнце, но это может быть понятно только самому Грише. Только мальчику известны переживания перед сном, которые проносятся у него в мозгу.

Ребёнок на улице видит то, что не замечает взрослый человек: кошек и ноги лошади, пуговицы незнакомца. Его пугают предметы и явления, нестрашные для взрослых: шеренга солдат, печка, которая смотрит на мальчика.

За один день малыш знакомится со многими законами человеческого общежития: люди не бегают за кошками, не берут у чужих нянь апельсины, не поднимают с земли блестящих стёклышек, в гостях обнимаются, пьют, едят пироги и поют.

Главные герои

Иван Иваныч Чимша-Гималайский – ветеринарный врач, дворянин, добрый, милосердный человек.

Николай Иваныч Чимша-Гималайский – младший брат Ивана Иваныча, чиновник, в последствии помещик, целеустремленный, но мелочный, скаредный до фанатизма.

Буркин – учитель гимназии, приятель Ивана Иваныча, приземленный человек.

Павел Алехин – помещик, сорокалетний мужчина, неопрятный, неряшливый, думающий лишь о своем хозяйстве.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Крыжовник»
  • для самых компанейских — Главные герои «Крыжовник»
  • для самых любопытных — Анализ «Крыжовник» Чехов

Вариант 2

Произведение, несмотря на небольшой объем, имеет глубокий, скрытый философский смысл, связанный с отношением к детскому развитию и воспитанию.

Основным персонажем рассказа является мальчик по имени Гриша, представленный писателем в образе пухлого малыша, которому скоро исполнится три года.

Сюжет произведения повествует о первом выходе малыша совместно с няней на прогулку в теплый весенний день в огромный, с его точки зрения, город, впечатления от которого волнуют детскую душу до глубины души, поскольку до этого времени Гриша не представляет существование иного мира, находясь постоянно в четырех углах собственного дома в окружении няни и иногда матери, редко принимающей участие в заботах о своем сыне.

Писатель описывает городскую жизнь глазами несмышлёного ребенка в виде бегущих лошадей, кошек с вытянутыми мордами, красивого стекла на дорожном покрытии, светлых застежек на одежде незнакомого мужчины. Все картинки городского пейзажа вызывают необычайный восторг и воодушевление у малыша, тем более няня приводит к его к своей подруге.

В этот момент проявляет реальное отношение женщины, которой доверили воспитание маленького ребенка, к исполнению своих обязанностей. Няня не обращает внимание на муки малыша, которые он испытывает от жара, поскольку одет излишне тепло, занятая беседой с подружкой. Гриша, не умеющий в силу малолетнего возраста хорошо разговаривать, пытается привлечь внимание няни желанием пить, однако женщина не замечает мимики малыша, а в конце встречи дает Грише несколько глотков алкогольного напитка, не задумываясь о последствиях собственного поступка.

Вернувшись домой, малыш снова попадает в привычную обстановку, среди которой главным место является его кровать и стоящий рядом сундук, где спит нянька. Переизбыток полученных ярких эмоций во время прогулки, а также выпитое вино, мешают ребенку заснуть и у Грише начинается сильный жар. Однако пришедшая мать, также, как и няня, не старается понят причины появления у сына высокой температуры и озноба, а автоматически в качестве лекарства дает ребенку обыкновенную касторку.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в неправильном восприятии взрослыми людьми состояния маленького человечка, который уже с рождения проявляет задатки личности и собственные чувства, незамеченные окружающими его близкими людьми, поскольку ребенок для них является лишь неразумным существом.

История создания

Антон Чехов

Краткое содержание «Гриши» Чехова помогает понять, о чем этот рассказ. Его сюжет был предложен автору журналистом Виктором Билибиным.

Впервые текст произведения «Гриша» А. П. Чехова опубликован в 1886 году в юмористическом литературно-художественном журнале «Осколки». В несколько измененной версии он был включен в собрание сочинений, изданное Адольфом Марксом.

Еще при жизни Чехова рассказ был переведен на несколько европейских языков.

Сюжет

Рассказ Гриша

Краткое содержание «Гриши» Чехова поможет вам при подготовке к экзамену или зачету. В центре повествования оказывается двухлетний мальчик, именем которого назван рассказ. Ему известен мир, ограниченный его домом. Это гостиная, детская, отцовский кабинет, кухня. Последнее помещение было для него самым привлекательным. Там — кухарка, плита, на которой готовят еду, малопонятные разговоры с няней.

Мама и нянька – самые близкие люди в его жизни. Они ему необходимы, чтобы одеваться и есть. Также в его жизни есть тетя и кошка. Отец для Гриши непонятен, мальчик вообще не в курсе, для чего он нужен. Еще более непонятные существа — лошади.

Когда однажды он отправился на прогулку с кухаркой, перед ним открылся совершенно иной мир. С извозчиками и лошадьми, прохожими и собаками. Этот неизвестный мир показался ему очень красочным.

На бульваре нянька начала разговаривать с каким-то человеком. Вместе они отправились в неизвестную грязную комнату, где сели за стол вместе с кухаркой. Мальчику дали кусок пирога, а няня предложила попробовать водку из своей рюмки. Гриша наблюдал, как взрослые за столом ели и пили, а потом обнялись и начали петь песни.

Когда вечером нянька привела Гришу домой, он хотел рассказать маме о собаках и лошадях, о том, как пила нянька и пела кухарка. Но он еще не умел говорить и из-за этого расплакался. Мама подумала, что он просто переел и, дав ему касторки, уложила спать.

Краткое содержание «Гриши» Чехова дает полноценное представление об основных событиях, которые происходят в произведении.

Герои рассказа

Главный герой – маленький Гриша, чей возраст указан очень точно: «Родившийся два года и восемь месяцев тому назад». Так подчёркнут младенческий возраст ребёнка, который впервые знакомится с «большим» миром улицы.

Гриша настолько мал, что плохо выражает свои мысли. Он произносит короткие предложения, часто из одного слова. Поэтому мальчик говорит «не столько языком, сколько лицом и руками».

Все события рассказа читатель видит глазами Гриши, а значит, и о других героях узнает через призму Гришиного восприятия. Самое близкое существо – нянька, которая делит с Гришей комнату и спит в другом углу на сундуке. Следующие по важности существа – мама и кошка. Гриша уже умеет сопоставлять предметы и явления: «Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста». Предназначение няни и мамы – кормить Гришу и ухаживать за ним. Предназначение папы Грише непонятно.

Все женщины для мальчика делятся на мам, тёть и нянь (очевидно, в зависимости от того, выглядят они как дамы или как простые женщины). Мужчин Гриша различает. Он пугается солдат, радуется человеку со светлыми пуговицами (такая форма была у городовых и пожарных).

Но всё-таки определённое мнение о взрослых читатель может составить самостоятельно. Нянька равнодушна к Грише и плохо выполняет свои обязанности: ведёт его в гости к кухарке, оставляет в тёплой одежде в душной кухне, даёт ему выпить и становится причиной его болезни. Мама невнимательна к жизни своего сына. Она лечит жар касторкой.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Анализ рассказа Гриша

Сочинение Анализ рассказа Гриша Чехова

Читая рассказ Чехова Гриша, может показаться, что это простое описание череды событий, которые постигли маленького героя в течение одного дня. Но это не верно. В данном произведении скрыт достаточно тонкий смысл на уровне психологии.

Тема, которую писатель поднимает в своём рассказе, является проблемной для всего XIX века. Это тема неправильного воспитания. Период детства считался одним из этапов к взрослению. Малыш не был индивидуальностью, его воспринимали неразумным объектом, нуждам которого никто не уделял особого внимания. В рассказе «Гриша» главный герой трехлетний мальчик. Всю заботу о нем возложили на плечи няни, маме было не до него, и она редко принимала участие в судьбе ребёнка. Няня не достаточно исполнительна, но Гриша очень привязан к ней, потому как именно её видит ежедневно.

По фабуле Гриша выходит с няней на прогулку впервые за свою жизнь на широкую улицу города. Это был день насыщенный яркими эмоциями и впечатлениями, от которых вечером он не может уснуть. Все городские картины проплывают перед нами такими, какими их видит трехлетний ребёнок. Необычными оказываются бегущие лошади, кошки с вытянутыми мордами, красивое стекло на дороге, застежки у незнакомца, все вызывает чувство непередаваемого восторга. Ведь до этого момента ему приходилось видеть только мир, состоящий из четырех углов. В этом мире кроме няни, он знал еще маму с кошкой. Папу Гриша видит настолько редко, что не может понять, зачем он нужен. Так же Грише не понятно, куда так часто пропадает его тетя однажды подарившая ему игрушечный барабан.

А именно этот один день становится для малыша самым не обычным, он впервые с няней навещает её подругу. Тут и раскрывается все поверхностное отношение к ребенку со стороны взрослого. Няня даже не видит того, что Гриша изнемогает от жары и хочет пить, она заинтересована общением с подругой и до ребёнка ей нет никакого дела. Ко всему прочему она даже допускает ему сделать глоток вина. После такой культурной программы к вечеру у мальчика поднимается температура. А мама без всякого выяснения причин даёт ему касторку.

Этот поразительный и в то же время не очень то веселый рассказ не оставит читателя равнодушным.

Вариант 2

Произведение, несмотря на небольшой объем, имеет глубокий, скрытый философский смысл, связанный с отношением к детскому развитию и воспитанию.

Основным персонажем рассказа является мальчик по имени Гриша, представленный писателем в образе пухлого малыша, которому скоро исполнится три года.

Сюжет произведения повествует о первом выходе малыша совместно с няней на прогулку в теплый весенний день в огромный, с его точки зрения, город, впечатления от которого волнуют детскую душу до глубины души, поскольку до этого времени Гриша не представляет существование иного мира, находясь постоянно в четырех углах собственного дома в окружении няни и иногда матери, редко принимающей участие в заботах о своем сыне.

Писатель описывает городскую жизнь глазами несмышлёного ребенка в виде бегущих лошадей, кошек с вытянутыми мордами, красивого стекла на дорожном покрытии, светлых застежек на одежде незнакомого мужчины. Все картинки городского пейзажа вызывают необычайный восторг и воодушевление у малыша, тем более няня приводит к его к своей подруге.

В этот момент проявляет реальное отношение женщины, которой доверили воспитание маленького ребенка, к исполнению своих обязанностей. Няня не обращает внимание на муки малыша, которые он испытывает от жара, поскольку одет излишне тепло, занятая беседой с подружкой. Гриша, не умеющий в силу малолетнего возраста хорошо разговаривать, пытается привлечь внимание няни желанием пить, однако женщина не замечает мимики малыша, а в конце встречи дает Грише несколько глотков алкогольного напитка, не задумываясь о последствиях собственного поступка.

Вернувшись домой, малыш снова попадает в привычную обстановку, среди которой главным место является его кровать и стоящий рядом сундук, где спит нянька. Переизбыток полученных ярких эмоций во время прогулки, а также выпитое вино, мешают ребенку заснуть и у Грише начинается сильный жар. Однако пришедшая мать, также, как и няня, не старается понят причины появления у сына высокой температуры и озноба, а автоматически в качестве лекарства дает ребенку обыкновенную касторку.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в неправильном восприятии взрослыми людьми состояния маленького человечка, который уже с рождения проявляет задатки личности и собственные чувства, незамеченные окружающими его близкими людьми, поскольку ребенок для них является лишь неразумным существом.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Гриша

Анализ рассказа Гриша

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Решетникова Опять двойка 5 класс

    Картину Опять двойка Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.

  • Смысл названия романа Герой нашего времени сочинение 9 класс

    «Герой нашего времени» — одно из самых известных произведений М.Ю. Лермонтова, в котором он описывает жизнь молодёжи третьего десятилетия девятнадцатого века. В роман вложен глубокий смысл, как и в другие сочинения автора.

  • Сочинение Анализ рассказа Белая радуга Пришвина

    Пришвина по праву можно считать писателем воспевающим красоты природных мест. Он всю свою судьбу посвятил диалогу с природой. В его сердце теплилось желание знакомить всех с чудесами

  • Образ Петербурга в русской литературе

    Образ Петербурга оставил глубокий след в русской литературе. Во все времена он привлекал многих наших писателей и художников своей неповторимостью и противоречивостью. Больше всего упоминаний о нем можно встретить в произведениях прозаиков XIX века.

  • Сочинение по картине Осень. Веранда Жуковского 6 класс

    На картине изображен один из дней уходящей золотой осени. Тихо и почти безветренно. Светит яркое солнце, но оно уже не такое теплое, как летом. В центре картины – большая, просторная и ухоженная веранда с белым столом

Краткое содержание

  • Няня выводит тепло одетого маленького Гришу погулять на людные улицы большого города.
  • До этого Гриша знал только несколько комнат своего дома, знал маму и папу, хотя и не понимал, зачем папа нужен.
  • Улица поражает воображение мальчика, он пугается лошадей, пробует догнать кошку.
  • Няня вступает в разговор с каким-то дядей, который не очень нравится Грише.
  • Няня отводит мальчика в какое-то помещение, на кухню, где обнимается с кухаркой, а потом ест и пьет вместе с дядей.
  • Дома Гриша пытается рассказать о том, что видел, но его никто не понимает, и мальчик получает касторки.

Герои рассказа

Главный герой – маленький Гриша, чей возраст указан очень точно: «Родившийся два года и восемь месяцев тому назад». Так подчёркнут младенческий возраст ребёнка, который впервые знакомится с «большим» миром улицы.

Гриша настолько мал, что плохо выражает свои мысли. Он произносит короткие предложения, часто из одного слова. Поэтому мальчик говорит «не столько языком, сколько лицом и руками».

Все события рассказа читатель видит глазами Гриши, а значит, и о других героях узнает через призму Гришиного восприятия. Самое близкое существо – нянька, которая делит с Гришей комнату и спит в другом углу на сундуке. Следующие по важности существа – мама и кошка. Гриша уже умеет сопоставлять предметы и явления: «Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста». Предназначение няни и мамы – кормить Гришу и ухаживать за ним. Предназначение папы Грише непонятно.

Все женщины для мальчика делятся на мам, тёть и нянь (очевидно, в зависимости от того, выглядят они как дамы или как простые женщины). Мужчин Гриша различает. Он пугается солдат, радуется человеку со светлыми пуговицами (такая форма была у городовых и пожарных).

Но всё-таки определённое мнение о взрослых читатель может составить самостоятельно. Нянька равнодушна к Грише и плохо выполняет свои обязанности: ведёт его в гости к кухарке, оставляет в тёплой одежде в душной кухне, даёт ему выпить и становится причиной его болезни. Мама невнимательна к жизни своего сына. Она лечит жар касторкой.

Пословицы к произведению

У семи нянек дитя без глазу.

Умел дитя родить, умей и научить.

И хорошему, и плохому учатся с детства.

Кашу маслом не испортишь.

В каждой бочке меда есть ложка дегтя.

Другие читательские дневники

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Сюжет и композиция

Маленький рассказ повествует о событиях одного дня в жизни малыша. Этот день необычный: ребёнок впервые оказывается на улице, а потом в чужом доме. Он переполнен эмоциями, распираем «впечатлениями новой, только что изведанной жизни».

Композиция рассказа кольцевая. Сначала читатель видит Гришу извне, глазами взрослого. Во время прогулки мир передаётся через восприятие ребёнка. Вечером точка зрения меняется на первоначальную. Но Гришина личность сквозит и через это внешнее описание. Гриша показывает, как блестит солнце, но это может быть понятно только самому Грише. Только мальчику известны переживания перед сном, которые проносятся у него в мозгу.

Ребёнок на улице видит то, что не замечает взрослый человек: кошек и ноги лошади, пуговицы незнакомца. Его пугают предметы и явления, нестрашные для взрослых: шеренга солдат, печка, которая смотрит на мальчика.

За один день малыш знакомится со многими законами человеческого общежития: люди не бегают за кошками, не берут у чужих нянь апельсины, не поднимают с земли блестящих стёклышек, в гостях обнимаются, пьют, едят пироги и поют.

Филолог

сайт учителя русского языка и литературы Скороходовой Елены Николаевны

жизненный девиз: «Помогая другому взобраться на гору, вы и сами приближаетесь к вершине»

« Январь 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Анализ рассказа А.П. Чехова “Гриша”

Опыты | Январь 06, 2011,02:17

Мир вещей и пространство в рассказе Антона Павловича Чехова «Гриша».

А.П. Чехов практически с первых строк показывает нам историю с точки зрения Гриши. Передает его восприятие мира и впечатления. Сначала маленький герой показан нам со стороны, но вскоре автор «растворяется» в Гришиных ощущениях. Это становится ясно в момент акцентирования внимания читателя на «мохнатой пуговке» на шапке мальчика, ведь пуговицы для ребенка это главное, так же мы понимаем ощущения ребенка, что ему «душно и жарко» и «солнце бьет прямо в глаза и щиплет веки».

Пространство описывается, начиная с собственно Гришиного, и дальше переходит на более незнакомое ему.

Вещи, находящиеся в своей комнате, Гриша воспринимает в строгой последовательности – сначала ЕГО кровать, на которой он проводит большинство своего времени. Потом нянькин сундук, который связан у него с няней – человеком, проводящим с ним большее количество времени, и за которым Гриша находит много удивительных вещей: «катушки от ниток, бумажки, коробка без крышки и сломанный паяц». Затем стул, на который он, возможно, изредка залезает, и только в конце лампадка, к которой, по сути, он не имеет никакого отношения, но она светится, а значит, привлекает внимание, и с ней не так страшно спать.

В пространстве гостиной Гриша останавливает свое внимание только на двух вещах: на его стульчике и на часах. На стуле он сидит, когда обедает и считает его своим, а часы большие, непонятные и звонят.

Красные кресла в соседней комнате привлекают его внимание из-за яркого цвета, а так же потому, что ребенок в его возрасте ростом примерно с них, и они находятся прямо на уровне его глаз. Пятно на полу, «за которое Грише до сих пор грозят пальцами», – это его «творение», то, что он сделал. И ему это необычайно важно.

Папа и тетя, подарившая ему барабан, являются для нашего маленького героя загадочными персонажами, потому что она редко посещают ЕГО мир, и больше находятся в своем, пока еще не изведанном Гришей мире.

Изучая новое пространство – улицу, Гриша бессознательно прибегает к таким приемам, как подражание и опора на авторитет. В случае с лошадьми, он «Глядит на няньку, чтобы та разрешила его недоумение, но та молчит.». Такой же способ познания нового он использует при изучении солдат, идущих в баню: «Гриша весь холодеет от ужаса и глядит вопросительно на няньку: не опасно ли?». Но в последнем случае он также прибегает и к подражанию – «Гриша провожает глазами солдат и сам начинает шагать им в такт». В случае с собаками, которых мальчик принял за кошек, так как с кошками он уже имел дело, а что такое собака пока не знает, он тоже невольно пытается их понять через повторение за ними действия – «Гриша думает, что и ему тоже нужно бежать, и бежит за кошками». Но к сожалению, как и в случае с лошадьми, он не понят няней, поэтому не может до конца понять то, с чем столкнулся.

Дома Гриша привык, что все для него, что можно брать что угодно без спроса, поэтому у него и мысли не возникло, что нельзя взять апельсин у сидящей на улице женщины. Няня бьет его по рукам, чем пугает его, и он боится продолжать изуче5ние окружающего его мира.

Грише, как ребенку, узнавшему что-то новое, захотелось все это показать всем окружающим. А вдруг они этого не видели? Ему хочется показать все «человеку со светлыми пуговицами», а «еще недурно бы также прихватить с собой папу, маму и кошку».

По дороге в квартиру, Гриша замечает только то, что находится у него под ногами. Он сосредоточен на ходьбе. «Минуют старательно снеговые глыбы и лужи, потом по грязной, темной лестнице входят в комнату».

За столом мальчику дают кусок пирога и выпить. Мне кажется, это жестоко по отношению к нему, ведь он и не догадывался, что в стакане.

Вечером, дома, Гриша не может уснуть, потому что его переполняют эмоции. Он вспоминает все что с ним было за день, эти воспоминания смешиваются в его голове и «давят его мозг». Он хочет рассказать «все маме, стенам и кровати», но не находит слов, а мама не понимает его возбуждения, и думает что он просто приболел. Гриша остается не понятым.

Понимание мира вещей и пространства произведения крайне важно для восприятия его сути, ведь многое построено именно на этом. В данном рассказе, на пространстве и мире вещей завязан конфликт, осознание которого кроется именно в понимании пространства произведения.

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Чехов на страницах рассказа использует такое средство, которое помогает раскрыть психологию ребенка, а именно сочетание двух взглядов на привычные вещи: взрослого и детского.

Автор рисует нам мир Гриши, который напоминает четырехугольник, а уже глазами самого мальчика мы видим заполняющие этот мир предметы. Описание родителей ребенка также дается через восприятие самого мальчика, его словами.

Немаловажное значение у Чехова имеют детали: жара, от которой невозможно никуда скрыться, красные кресла – атрибут обстановки комнаты, светлые пуговицы в одежде знакомого няни, встреченного на бульваре, корыто с апельсинами, сверкающее солнце и блестящее стеклышко.

Вариант 2

Произведение, несмотря на небольшой объем, имеет глубокий, скрытый философский смысл, связанный с отношением к детскому развитию и воспитанию.

8 стр., 3660 слов

Значение названия пьесы на дне. Смысл названия пьесы «На дне» …

… первое, робкое пробуждение человеческой души — самого прекрасного для писателя. Б) Смысл названия произведения Творческий замысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 г. Весной этого года в Крыму … людей”. В пьесе “На дне” автор показал образ жизни и мышление именно тех людей, кого уже считают пропащими, бесполезными для общества. Автор много раз менял название пьесы: “Дно”, “Без …

Основным персонажем рассказа является мальчик по имени Гриша, представленный писателем в образе пухлого малыша, которому скоро исполнится три года.

Сюжет произведения повествует о первом выходе малыша совместно с няней на прогулку в теплый весенний день в огромный, с его точки зрения, город, впечатления от которого волнуют детскую душу до глубины души, поскольку до этого времени Гриша не представляет существование иного мира, находясь постоянно в четырех углах собственного дома в окружении няни и иногда матери, редко принимающей участие в заботах о своем сыне.

Писатель описывает городскую жизнь глазами несмышлёного ребенка в виде бегущих лошадей, кошек с вытянутыми мордами, красивого стекла на дорожном покрытии, светлых застежек на одежде незнакомого мужчины. Все картинки городского пейзажа вызывают необычайный восторг и воодушевление у малыша, тем более няня приводит к его к своей подруге.

В этот момент проявляет реальное отношение женщины, которой доверили воспитание маленького ребенка, к исполнению своих обязанностей. Няня не обращает внимание на муки малыша, которые он испытывает от жара, поскольку одет излишне тепло, занятая беседой с подружкой. Гриша, не умеющий в силу малолетнего возраста хорошо разговаривать, пытается привлечь внимание няни желанием пить, однако женщина не замечает мимики малыша, а в конце встречи дает Грише несколько глотков алкогольного напитка, не задумываясь о последствиях собственного поступка.

Вернувшись домой, малыш снова попадает в привычную обстановку, среди которой главным место является его кровать и стоящий рядом сундук, где спит нянька. Переизбыток полученных ярких эмоций во время прогулки, а также выпитое вино, мешают ребенку заснуть и у Грише начинается сильный жар. Однако пришедшая мать, также, как и няня, не старается понят причины появления у сына высокой температуры и озноба, а автоматически в качестве лекарства дает ребенку обыкновенную касторку.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в неправильном восприятии взрослыми людьми состояния маленького человечка, который уже с рождения проявляет задатки личности и собственные чувства, незамеченные окружающими его близкими людьми, поскольку ребенок для них является лишь неразумным существом.

Сочинение Анализ рассказа Гриша Чехова

Читая рассказ Чехова Гриша, может показаться, что это простое описание череды событий, которые постигли маленького героя в течение одного дня. Но это не верно. В данном произведении скрыт достаточно тонкий смысл на уровне психологии.

Тема, которую писатель поднимает в своём рассказе, является проблемной для всего XIX века. Это тема неправильного воспитания. Период детства считался одним из этапов к взрослению. Малыш не был индивидуальностью, его воспринимали неразумным объектом, нуждам которого никто не уделял особого внимания. В рассказе «Гриша» главный герой трехлетний мальчик. Всю заботу о нем возложили на плечи няни, маме было не до него, и она редко принимала участие в судьбе ребёнка. Няня не достаточно исполнительна, но Гриша очень привязан к ней, потому как именно её видит ежедневно.

По фабуле Гриша выходит с няней на прогулку впервые за свою жизнь на широкую улицу города. Это был день насыщенный яркими эмоциями и впечатлениями, от которых вечером он не может уснуть. Все городские картины проплывают перед нами такими, какими их видит трехлетний ребёнок. Необычными оказываются бегущие лошади, кошки с вытянутыми мордами, красивое стекло на дороге, застежки у незнакомца, все вызывает чувство непередаваемого восторга. Ведь до этого момента ему приходилось видеть только мир, состоящий из четырех углов. В этом мире кроме няни, он знал еще маму с кошкой. Папу Гриша видит настолько редко, что не может понять, зачем он нужен. Так же Грише не понятно, куда так часто пропадает его тетя однажды подарившая ему игрушечный барабан.

А именно этот один день становится для малыша самым не обычным, он впервые с няней навещает её подругу. Тут и раскрывается все поверхностное отношение к ребенку со стороны взрослого. Няня даже не видит того, что Гриша изнемогает от жары и хочет пить, она заинтересована общением с подругой и до ребёнка ей нет никакого дела. Ко всему прочему она даже допускает ему сделать глоток вина. После такой культурной программы к вечеру у мальчика поднимается температура. А мама без всякого выяснения причин даёт ему касторку.

  • Кто является отрицательным персонажем в сказке морозко ответ
  • Кто является отрицательным персонажем в сказке летучий корабль ответ
  • Кто является композитором оперы сказка о царе салтане
  • Кто является истинным героем севастопольских рассказов л н толстого
  • Кто является для меня примером сочинение