ЭТИКЕТНЫЕ
СИТУАЦИИ. Ситуативный практикум
ЦЕЛЬ: формирование
интереса к этикету, повышение уровня знаний по этикету, воспитание культуры
этикета и общения с людьми, воспитание правил хорошего тона, таких качеств как
вежливость, доброта, воспитанность, умение видеть в человеке прекрасное.
План воспитательного
часа
1.
Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.
2.
Работа в группах. Проблемные вопросы.
3.
Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?
4.
Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».
5.
Подведение итогов.
Ход :
|
— Ребята, чем отличаются — Люди — — Яблоне — Если — Что Хотите |
— За — — С — — Можно — -Культурным — — — Дети |
Работа |
— Жил-был мальчик Петя, его Итак, первый вопрос – Что же Его можно разделить на — Ребята, правила — А знаете ли вы откуда А — |
— — — |
1. Почему 2. Вторая группа: почему в 3. Третья группа: Почему в 4. Четвертая группа: почему 5. Пятая группа: почему 6. Шестая группа: почему за — Ну |
— Потому — Потому, что можно задеть -Потому что это — неуважение — Потому что — это — Потому что это — Это — неуважение к |
|
Разбор |
Уважение Послушайте «В А Действительно, младшие |
— Никакого — — — — — — Что — — — |
Разбор |
А «На Он Ивана Как Наш |
— — — — — Мальчики Мальчики — С — С — — — — Для |
Задачи А Все Итак, Задания для карточек: 1. 2. Помочь 3. 4. Подойти 5. 6. Вы |
||
7. 8. 9. 10. Наша Мыс Итак, А |
— — Нужно Нужно — Мы — — Мы — — — |
Французский философ Вольтер. Этикет
— это разум для тех, кто его не имеет.
Французский
математик, физик, физиолог и философ Рене
Декарт… Уважение
других дает повод к уважению самого себя.
Русский писатель Антон
Павлович Чехов Воспитанные люди уважают человеческую личность, а
потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
Французский моралист
(писатель) Жан да Лабрюйер Учтивые манеры оттеняют
достоинства и придают им приятность.
1.
Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.
2.
Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.
3. За
партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
4.
Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.
5. Вы
чихнули в общественном месте. Ваши действия.
6. Вы
опоздали на урок. Ваши слова и действия
7. Вы
звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.
8.
Сядьте на стул, затем уступите место воспитателю. Ваши слова и действия.
9.
Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелайте ей чего-то
хорошего.
10. Вы
идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь
Скачано с www.znanio.ru
КТО ДОЛЖЕН ЗДОРОВАТЬСЯ ПЕРВЫМ
КТО ДОЛЖЕН ЗДОРОВАТЬСЯ ПЕРВЫМ
Встречаясь со знакомыми или людьми, с которыми вы хотите поговорить, непременно поздоровайтесь. На улице принято раскланиваться не только со знакомыми, но и с людьми, которые живут по соседству, ходят той же дорогой и в то же время на службу или пользуются тем же транспортным средством, что и вы. Приветствуют также тех, которым вы или которые вам оказали какую-нибудь услугу.
По установившемуся обычаю первым здоровается мужчина с женщиной, младший со старшим, подчиненный с начальником. Молодая девушка или молодая женщина первая кланяется пожилому мужчине. Мужчина не преминет первым поздороваться со знакомой женщиной, молодой человек со старшим сослуживцем и т. д. Случается, что, не дожидаясь приветствия, пожилой человек первый здоровается с более молодым, хотя должно было бы быть наоборот. Если кто-нибудь по невниманию не поздоровается с вами, не следует видеть в этом злой умысел.
Другое дело, если какой-либо знакомый преднамеренно не здоровается или не отвечает на ваш поклон. В таком случае перестаньте с ним здороваться. Если вы хорошо знакомы с этим человеком, прямо попросите у него объяснения.
Не принято, чтобы женщина здоровалась первой со своим начальником одного возраста с ней или моложе. В обществе начальник должен первым здороваться со своей сотрудницей.
Когда человек моложе вас по возрасту или занимающий низшее положение на службе находится в обществе одной или нескольких женщин, первым поклониться обязаны вы.
Если вы хотите попросить незнакомого человека дать какое-нибудь указание или оказать услугу, то сперва вежливо поздоровайтесь, а затем уж излагайте свою просьбу.
Если вы не можете отдать себе отчет в том, знакомы вы или нет с повстречавшимся вам человеком, то поступите правильнее, поклонившись ему. В деревне принято здороваться со всеми, даже с людьми, которых вы прежде не видели. Это хороший обычай. Когда с вами здороваются незнакомые люди, отвечайте им приветливо. В деревне ничто не мешает вам самим приветствовать каждого встречного.
Вы прекрасно можете здороваться с незнакомыми людьми, которых встречаете на лестнице жилого дома или в лифте. Входя в приемную врача, купе железнодорожного вагона и т. п., непременно поклонитесь.
Когда вы встречаете человека, с которым незадолго до того здоровались, то можете опять поздороваться, если намереваетесь вступить с ним в разговор. Если же нет, достаточно отвесить легкий поклон, приподняв шляпу.
Со знакомыми здоровайтесь не только тогда, когда вы уверены в том, что они вас видят, но и когда вы не знаете, заметят ли они ваш поклон. Неважно, если вы в этом случае не получите ответа. Если вам случится вскоре опять встретить того же человека, то здоровайтесь снова, что даст вам возможность установить, умышленно он не ответил на первый поклон или нет. Если вы увидите, что кто-нибудь избегает встретиться с вами взглядом, то не здоровайтесь, так как он, очевидно, не желает этого. Может случиться, что вы поздно заметите знакомого, которому следовало поклониться. При ближайшей встреде извинитесь перед ним.
Со знакомыми, которых, проходя по улице, вы увидите в окне или на балконе, здоровайтесь учтиво. Не следует громко окликать их или пускаться в длинные разговоры. Если вы увидите из окна, что проходящий по улице знакомый хочет побеседовать с вами, то предложите ему войти в дом или выйдите сами на улицу.
Когда в каком-нибудь доме собралось общество, вновь приходящий обычно здоровается со всеми присутствующими. Если вокруг большого стола сидит много гостей, следует, входя в комнату, громко и ясно произнести общее приветствие. Близким знакомым и соседям по столу можно еще раз отдельно поклониться.
Гостья, которая приходит, когда все уже сидят за столом, должна сперва поздороваться с женщинами, потом с мужчинами. Со своим мужем – если он находится в числе гостей – она здоровается с последним. Мужчина, приходящий, когда все общество уже в сборе, здоровается сперва со всеми присутствующими женщинами, затем со своей женой, если она сидит за столом, а потом с мужчинами. Исключение делается, если присутствует какое-нибудь выдающееся лицо, – с ним здороваются с первым. Случается, что в такой обстановке супруги забывают здороваться друг с другом, – это ошибка. Конечно, обниматься и целоваться тут не пристало.
Когда в ресторане все столы заняты, но имеются отдельные свободные места, то, прежде чем сесть, поздоровайтесь с сидящими за столом и попросите разрешения занять стул. Уходя от общего стола, попрощайтесь – достаточно слегка кивнуть головой. В ложе театра или концертного зала, прежде чем сесть, поклонитесь своим соседям.
Обгоняя кого-нибудь на лестнице или в коридоре, не забудьте поклониться. Отвечая на приветствие, всегда оборачивайтесь в сторону того, кто обгоняет. Случается, что встречающиеся начинают издали кланяться друг другу. Бывает и наоборот – один ждет, пока другой поклонится, и в результате здороваются, уже поравнявшись, или вовсе не здороваются. Это выглядит некрасиво. Кланяться следует всегда вежливо и непринужденно, не следует демонстративно и вызывающе выжидать, пока поздоровается другой, – так удастся избежать многих недоразумений.
Мужчина, идущий по улице в сопровождении другого, должен поклониться тому, кто здоровается с его спутником, даже если сам с ним не знаком. Женщина же в таком случае отвечает на приветствие, если только оно явно относилось к ней. Если человек, с которым вы идете, поздоровается со встречным, вам незнакомым, вам тоже следует поклониться. Супруги вместе раскланиваются на улице с другой супружеской четой, даже если одного из супругов не знают. Друзья, идущие вместе по улице, оба здороваются со встречным, которого знает только один из них.
Приходя в гости, здороваются сперва с хозяйкой дома, затем с хозяином, с остальными женщинами, по возможности по возрасту, начиная с более пожилых, и наконец с мужчинами (в том же порядке). Маленьких детей необходимо приучать вежливо здороваться со взрослыми и с детьми. С детьми следует немного поговорить и протянуть им руку.
Выдающемуся человеку всегда оказывают предпочтение и здороваются с ним первым. Входя в комнату, где гости уже расселись за столом, прежде всего здороваются с хозяйкой, с хозяином, а затем с гостями в том порядке, как они сидят, без различия пола и общественного положения.
Общественному деятелю или художнику может поклониться даже тот, который не был лично представлен ему, – это выражение почтения.
Соблюдение правил, как здороваться при общении с людьми, поможет избежать многих недоразумений при каждодневных встречах. Дело тут не в формальностях, а в действительном уважении к людям, без деланности и неестественных поклонов.
Читайте также
Какие требования должен выполнять, rакие навыки должен вырабатывать начинающий?
Какие требования должен выполнять, rакие навыки должен вырабатывать начинающий?
1. Стойте во время пения удобно на двух ногах. Обязательно держите корпус прямо, а плечи развернутыми, голова должна быть в нормальном, свободном состоянии. Эти условия необходимы для того,
Кто был первым американским президентом?
Кто был первым американским президентом?
Демократия – это когда два волка и ягненок голосуют насчет обеденного меню. Свобода – это когда хорошо вооруженный ягненок оспаривает результат такого голосования.
Бенджамин Франклин
Пейтон Рэндолф.Первый из
Какое изобретение человека первым преодолело звуковой барьер?
Какое изобретение человека первым преодолело звуковой барьер?
Свет движется быстрее звука – разве не в этом кроется причина, почему некоторые личности кажутся нам яркими, пока не раскроют рот.
Стивен Райт
Хлыст.Хлыст придумали в Китае 7000 лет назад, однако
Какое животное стало первым космонавтом?
Какое животное стало первым космонавтом?
Космическое пространство вовсе не так уж и далеко. До него всего-то час пути, если только ваш автомобиль мог бы двигаться вертикально вверх.
Фред Хойл
[91]
Плодовая мушка дрозофила.В июле 1946 года крошечные астронавты
Кто был первым человеком, совершившим кругосветное плавание?
Кто был первым человеком, совершившим кругосветное плавание?
Черный Генри.Имя, не известное практически никому. Энрике де Малака был рабом и переводчиком Фердинанда Магеллана.Сам Магеллан свое кругосветное путешествие так и не завершил
{7}
. В 1521 году он был убит
Кто первым объявил, что Земля вращается вокруг Солнца?
Кто первым объявил, что Земля вращается вокруг Солнца?
Аристарх Самосский, родившийся в 310 году до н. э. – за 1800 лет до Николая Коперника.Аристарх не только был первым, кто заявил, что Земля вращается вокруг неподвижного Солнца, – он также рассчитал относительные размеры
Кто первым обнаружил, что Земля круглая?
Кто первым обнаружил, что Земля круглая?
Можете не стараться. Первыми до этого додумались пчелы.За годы эволюции у пчел выработался свой собственный замысловатый язык, с помощью которого они сообщают друг другу места, где находится самый лучший нектар. При этом в качестве
Какое животное человек одомашнил первым?
Какое животное человек одомашнил первым?
а) Овцу.б) Свинью.в) Северного оленя.г) Лошадь.д) Собаку.Примерно 14 000 лет назад неандертальские охотники-собиратели, жившие на сегодняшней границе между Россией и Монголией, научились выманивать северных оленей из больших
Кто был первым королем Англии?
Кто был первым королем Англии?
Внук Альфреда Великого.Король Этельстан (924–939) был первым истинным «Королем всея Англии». Его дед, Альфред Великий, был всего лишь королем Уэссекса, даже несмотря на то, что сам он именовал себя – несколько оптимистически – «Королем всех
Кто был первым премьер-министром Британии?
Кто был первым премьер-министром Британии?
а) Сэр Роберт Уолпол.б) Уильям Питт (старший).в) Герцог Веллингтон.г) Сэр Генри Кэмпбелл-Баннерман.Сэр Генри Кэмпбелл-Баннерман.Термин «премьер-министр» впервые официально использовали лишь в 1905 году – буквально через пять дней
КТО И КАК ДОЛЖЕН ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ
КТО И КАК ДОЛЖЕН ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ
Бывает, что люди, ежедневно встречающие друг друга, все же не считают себя знакомыми. Может, однако, представиться случай, при котором завяжется первый разговор и знакомство. Часто это бывает, когда встреча происходит не на обычном месте: в
О возвращении к первым упражнениям
О возвращении к первым упражнениям
Наши простенькие упражнения (два-три слова — вопрос, и два-три слова — ответ) при верном проведении их быстро дают ободряющий результат: актер переходит «порог» творческого состояния.Как только это новое состояние нащупано, так,
Первым делом сотворить мир
Первым делом сотворить мир
Но куда же шагает роман? Вот вам и вторая проблема, которую я считаю фундаментальной для нарративной поэтики. Когда журналисты спрашивают меня: “Как вы написали свой роман?”, я обычно пресекаю дискуссию на корню, отвечая: “Слева направо”.
Кто первым сказал слово «робот»?
Кто первым сказал слово «робот»?
Робот… С каждым годом все увереннее оперируем мы этим словом. Оно еще отсутствовало во втором издании БСЭ (соответствующий том был подписан к печати в сентябре 1955 года), но, как и следовало ожидать, вызвало подробную статью в новом, третьем
Содержание
- 1 Варианты приветствий
- 1.1 Со скольки и до скольки часов говорить доброе утро, добрый день и добрый вечер
- 1.2 Рукопожатие
- 2 Как правильно здороваться
- 2.1 Кто здоровается первым
- 2.2 Кто должен здороваться первым старший или младший
- 2.3 Кто должен здороваться первым начальник или подчиненный
- 2.4 Кто здоровается первым по правилам этикета — мужчина или женщина
- 2.5 Кто должен здороваться первым гость или хозяин
- 2.6 Кто здоровается первым — продавец или покупатель?
- 2.7 Кто должен здороваться первым ребенок или взрослый
- 3 Когда можно не здороваться
- 4 Прощаемся
Соблюдение вежливости, определенных правил поведения при общении с людьми, сразу позволяет составить о человеке определенное мнение. Безусловно, культурный и воспитанный человек имеет больше шансов на успешную работу с людьми. Он обладает более эффективным взаимодействием с коллегами и руководством. Этикет знать необходимо, чтобы чувствовать себя уверенно в любой обстановке. Приветствие является основой при знакомстве, поддержке отношений и имеет ряд определенных правил, которые стоит запомнить.
Варианты приветствий
Первое, с чего начинается общение с людьми, это приветствие, оно может показать расположение человека, его настроение и уровень культуры. Приветствия подразделяются на формальные и не формальные виды. Речевой этикет подразумевает:
- официальный тон;
- дружеское обращение;
- фамильярный вариант.
Официальное приветствие допустимо с лицами малознакомыми, а также во всех случаях, когда человек демонстрирует уважение или дистанцию по отношению к другому. Обычно такой тип приветствия начинается с «Вы», а также уместны слова господин, гражданин.
Дружеское общение подразумевает менее формальный тон, при этом обратиться к человеку можно с фраз: “дорогой друг”, “старина”, “уважаемый коллега” и т.д.
Фамильярный вариант допускает любые эпитеты, кроме вульгарных слов, принятые в кругу близких людей.
Как здороваться, человек, обычно, решает интуитивно. В случае сомнений, если оппонент малознаком, лучше придерживаться вежливой формальной формы.
Со скольки и до скольки часов говорить доброе утро, добрый день и добрый вечер
Сразу стоит представить, что сутки (24 часа) делятся на 4 промежутка. Этикет приветствия подразумевает, что утро находится в интервале 6 — 12 часов, день настает с 12 до 18 часов, вечер с 18 до 24 часов, а ночь с 0 до 6 часов. Такое деление позволяет определить правила пожеланий “доброго утра”, “доброго дня”, “доброго вечера ” и “доброй ночи”. Внимание: иногда, допускается написание приветствия, не относящегося к времени суток, если люди работают в ночную смену. Например, в письме, написанном человеку, у которого 3 часа ночи, можно написать слова “Доброе утро” или “приветствую”. В письменном приветствии необходимо ориентироваться на время того, кому пишется письмо. Это позволяет проявить уважение и понимание временной разницы.
Рукопожатие
Рукопожатие дает эффект доверия между людьми, устанавливает контакт между деловыми партнерами и обозначает настрой на конструктивное общение. Если приветствие на словах выражает уважение и симпатию, то рукопожатие выражает тактильное расположение к человеку.
При рукопожатии важно, чтобы оба человека сжимали руки с одинаковой силой. Не допускается рукопожатие двумя руками, этот жест считается признаком невоспитанности. При рукопожатии инициатива должна исходить от старшего по должности или возрасту. Не принято подавать руку заранее, тянуться через другого человека, здороваться через стол. Рука может быть протянута только непосредственно рядом с оппонентом.
Рукопожатие должно быть кратким, с парой встряхиваний рук, при этом кисть должна быть в боковой проекции, большой палец отведен в сторону. Важно: если часто потеют руки, то перед рукопожатием рекомендуется их вытереть незаметно платком, салфеткой, обтереть об брючину. Подавать влажные руки нежелательно.
Как правильно здороваться
Современный этикет подразумевает грамотное приветствие в стиле, согласно обстановке и окружению. Например, в фирмах, секретарь обязана приветствовать всех входящих, обращаясь на вы, но без добавления слов господин. Такое обращение позволяет передать и уважение, и дружеский настрой, и вместе с тем, не слишком официально. Если вы по работе взаимодействуете с людьми, то одним из условий вежливости является легкая улыбка, дружелюбный тон и четкое произнесение приветственных слов. После приветствия клиентов компании, по телефону или при личном общении, необходимо задать вопрос: “Чем я могу вам помочь?”. В этом случае ваш собеседник почувствует от вас заинтересованность и выказывание внимания.
Кто здоровается первым
Вопрос о том, кто должен здороваться первым по правилам этикета особенно интересует, когда присутствует несколько людей разного возраста. Тот, кто вошел в комнату, где уже есть люди, должен здороваться первым. Слова для приветствия должны произноситься четко и достаточно громко.
Кто должен здороваться первым старший или младший
Изучая этикет, объясняют, что первым должен здороваться тот, кто младше. Исключение: если в гостях собралось несколько человек, то по правилам, независимо от возраста, здоровается первая хозяйка дома.
Кто должен здороваться первым начальник или подчиненный
В деловой среде правила приветствия имеют особенности. Войдя в кабинет к начальнику, первым здоровается подчиненный (в этом случае совершенно неважно, сколько лет начальнику и подчиненному). Если сотрудник вошел в комнату, где есть другие сотрудники и начальник, то он может поприветствовать всех одним кивком головы, но при этом руку протянуть может первым, только тот, кто старше по должности.
Кто здоровается первым по правилам этикета — мужчина или женщина
Если, как правильно здороваться по этикету, можно понять из отношений между людьми, их социального статуса. То по признаку пола, бывает непросто понять, кто должен приветствовать первым, мужчина или женщина. Разные приветствия по типу (дружеское, формальное и т.д) иногда стирают половые различия, но по этикету инициатива должна исходить от мужчины. И из вежливости, мужчина должен встать, если к нему подошла женщина. Инициатором рукопожатия является женщина. Но эта ситуация меняется, если собеседники — мужчина в годах и юная девушка. Первой должна здороваться девушка.
Кто должен здороваться первым гость или хозяин
Гости, здороваясь с хозяевами дома, должны ожидать, чтобы руку им протянула хозяйка дома. Если женщина опоздала и вошла в дом, когда все гости уже сели за стол, то она должна поздороваться сначала со всеми женщинами, а затем с теми мужчинами, которые с ними пришли. Ситуация меняется, когда гости приходят в течение определенного отрезка времени. Они сначала приветствуют хозяев дома, а затем самых пожилых присутствующих, но начать нужно с пожеланий и приветствий для дам.
Кто здоровается первым — продавец или покупатель?
Первым должен здороваться покупатель, так как он входит в магазин. Но, если продавец знаком с покупателем, то они должны произнести фразы для приветствия согласно возрасту и полу.
Кто должен здороваться первым ребенок или взрослый
Правила этикета учат, что ребенок с ранних лет должен здороваться со взрослым человеком, с которыми знаком первым. Но в школе, институте, первым выражает свое приветствие учитель, завуч, директор.
Когда можно не здороваться
Как правильно здороваться по этикету, можно понять в большинстве случаев, когда встречаются двое и более людей. Но есть пара ситуаций, когда не обязательно здороваться со всеми. Например, вы гуляете в парке с другом, и вдруг он видит толпу своих старых одноклассников. По правилу, вы можете не здороваться с ними или поприветствовать всех кивков головы.
Прощаемся
По правилам гость прощается со всеми присутствующими первым, независимо от возраста, статуса. Прощание нужно начинать с хозяйки дома. По правилам хорошего тона, необходимо выразить пару предложений о проведенном вечере, визите в гости и поблагодарить хозяйку.
Важно: здороваться ночью можно, если человек работает в это время, получает корреспонденцию или ведет телефонные переговоры.
Содержание
- 1 Варианты приветствий
- 1.1 Слова
- 1.2 Рукопожатие
- 2 Кто здоровается первым
- 2.1 Старший или младший
- 2.2 Начальник или подчиненный
- 2.3 Мужчина или женщина
- 2.4 Гость или хозяин
- 2.5 Продавец или покупатель
- 2.6 Ребенок или взрослый
- 3 Особенности светского общества
- 4 Можно ли здороваться через порог
- 5 Вежливость в особых ситуациях
- 6 В каких случаях приветствие можно опустить
- 7 Процедура прощания
Хорошо воспитанный человек эффективно взаимодействует с окружающими. Он уверен в себе, при разговоре соблюдает правила вежливости. Этикет приветствия поможет получить от общения исключительно положительные эмоции.
Варианты приветствий
Самые распространенные варианты приветствий — это слова и рукопожатия. В отдельных случаях здороваются кивком головы или прикладывают руку к головному убору (при несении воинской службы).
Слова
Чтобы не попасть в неловкое положение, надо знать, когда произносить фразы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Доброй ночи»:
- Утро начинается в 6:00 и продолжается до 12:00.
- День длится с 12:00 до 18:00.
- Вечер — с 18:00 до 00:00.
- Ночь — с 00:00 до 6:00.
Эта классификация позволяет определить, какие слова приветствия нужно употребить. Если человек работает в ночную смену, он может сказать коллеге «Здравствуйте».
При написании письма (СМС-сообщения) тому, у кого сейчас ночь, используют фразу «Доброе утро». Ориентируются на время адресата, так демонстрируют уважение.
Рукопожатие
Это признак доверия и положительного настроя на общение. Рукопожатие позволяет установить деловой контакт, выразить благодарность за встречу. При таком приветствии невежливо сжимать руки. Когда человек кладет на кисть собеседника обе руки, это считается признаком дурного тона.
Первым должен подавать руку тот, кто старше или занимает более высокую должность. Нельзя протягивать ее через кого-либо или препятствия (стол, стул, полку).
Тактильное приветствие должно быть коротким, формальным, большой палец следует отвести в сторону. Если руки влажные, надо незаметно вытереть их.
Кто здоровается первым
В помещении могут присутствовать несколько человек разного возраста, пола и социального статуса.
Когда гость входит в комнату, где находятся люди, он должен первым с ними поздороваться, используя слова:
- «Здравствуйте»;
- «Приветствую»;
- «Доброе (время суток)».
Слова следует произносить отчетливо, не слишком громко.
Старший или младший
По нормам этикета тот, кто младше, здоровается первым, но не протягивает руку. Но если хозяйка дома принимает гостей, то при встрече она должна поприветствовать их первой (в этом случае тоже можно обойтись без рукопожатия).
Начальник или подчиненный
Когда сотрудник заходит в кабинет к начальнику, он должен первым сказать «Здравствуйте». Если подчиненный зашел в помещение, где присутствуют коллеги и руководитель, ему рекомендуется негромко произнести приветствие или кивнуть головой. Согласно правилам этикета тот, кто младше по должности, не протягивает руку коллеге, чья должность выше.
Мужчина или женщина
Первым должен здороваться мужчина. Если он сидит и к нему подходит женщина, по этикету нужно встать. Этим жестом мужчина проявляет уважение к даме, показывает, что хорошо воспитан. Когда девушка встречает знакомого, который намного старше нее, она должна поздороваться первой.
Гость или хозяин
Когда гости первые здороваются с хозяйкой, они не должны протягивать ей руку. Если случилось так, что гостья опоздала на встречу и вошла в дом, когда все уже собрались за столом, вначале ей надо поприветствовать женщин, а потом мужчин. Человек, пришедший вовремя, вначале здоровается с хозяином дома, а затем с пожилыми людьми (в первую очередь с женщинами).
Продавец или покупатель
Покупатель заходит в магазин, соответственно, ему следует поздороваться с продавцом. Если эти люди знакомы, приветствия выражают исходя из возраста и пола.
Ребенок или взрослый
Младший здоровается со старшим. Но завучи, педагоги, директора по этикету первые приветствуют детей в учебных заведениях.
Особенности светского общества
В светском обществе следует вести себя тактично. Представления, знакомства должны быть короткими, а не переходить в рассказ о жизни.
Важно грамотно формулировать вопросы. Лучше спросить «Откуда вы родом?», чем «Откуда вы?». Не нужно угадывать национальность гостя. Можно неосознанно оскорбить его (турка назвать греком, армянина — азербайджанцем).
Следует правильно вести себя за столом. Вначале нужно спросить, из каких ингредиентов приготовлено блюдо, после — узнать, как правильно его есть.
Некоторые блюда японской кухни едят палочками, а не привычными столовыми приборами.
Чтобы поддержать светскую беседу, можно спросить, какие страны посетил гость. Важно правильно держать бокал. Можно хорошо проявить себя, если продемонстрировать знания о вине, чае, сортах кофе или расспросить гостей об их коллекциях.
Когда разговор заходит о покупках, не следует упоминать адреса, торговые марки, цены. Достаточно спросить, доволен ли человек приобретением. Это правило также касается отдыха. Не надо упоминать гостиницы, категории номеров, стоимость поездки.
В высшем обществе не принято говорить о диетах, заболеваниях, здоровом образе жизни. Вопросы на эти темы покажутся бестактными. Нельзя хвастаться подарками перед гостями. Можно обсуждать искусство.
Взгляд человека, который задает вопросы, должен быть заинтересованным.
Чтобы хорошо проявить себя в светском обществе, надо соблюдать и другие правила:
- Держать осанку. Благодаря этому человек демонстрирует ощущение собственного достоинства.
- Быть сдержанным. Гримасы, громкий смех, размахивание руками недопустимы.
- Контролировать эмоции. Культурный гость не трогает волосы, воротник или затылок, когда ведет дискуссию.
- Следить за речью. Она должна быть чистой, внятной, без повышенных тонов, криков и грубых выражений. Не следует вести пустые разговоры, “подкалывать” собеседников, делать им замечания, плохо отзываться о тех, кто не присутствует на мероприятии. Лучше не отходить от заданной темы и быть не слишком разговорчивым.
В светском обществе люди уважают мнение других, даже если чем-то недовольны. Когда возникает сложная ситуация, нельзя переходить на личности. При разговоре не стоит отвлекаться, заниматься посторонними делами.
Следует знать меру в комплиментах. Воспитанный человек не скупится на лестные высказывания, но и не злоупотребляет ими. Искренний уместный комплимент всегда порадует собеседника. В высшем обществе никогда не срываются на окружающих, дамы не разводят сплетни и не плетут интриги.
Можно ли здороваться через порог
По правилам этикета это не запрещено, но есть приметы, согласно которым дверной проем с порогом является гранью между 2 мирами (живых и ушедших). Поверья запрещают пожимать руки через порог: в дом могут попасть злые духи.
Когда человек заходит в свое жилище и выходит из него, он путешествует в 2 измерениях. Чтобы обезопасить дом от негативной энергии, эзотерики советуют соблюдать приметы. В соответствии с поверьями приветствия и прощания через дверь предвещают ссору.
Перед тем как поздороваться с человеком, желательно пустить его в свое жилище. Тогда порог выступит в качестве энергетического фильтра и предотвратит появление негатива. Рукопожатие через порог отрицательно сказывается на ауре хозяина.
Вежливость в особых ситуациях
Жизненные ситуации бывают разными, но этикет не меняется. Вежливое отношение предполагает тактичность. Эта модель поведения ценится в любом обществе. Официальная вежливость включает правила речевого этикета, которые соблюдает человек в процессе коммуникации.
Деловые приветствия лишены яркой эмоциональной окраски, они нейтральны. По такому этикету коллеги обращаются на «Вы».
Ритуально-обрядовое общение предполагает уместные приветствия на торжественных мероприятиях. Здороваясь, человек сильнее выражает эмоции, чем в первом случае.
Он проявляет такие личностные качества:
- приветливость;
- добродушие;
- тактичность.
Гость произносит фразы, соответствующие типу торжества.
Бытовая вежливость — неформальное общение в кругу друзей и родственников. Человек проявляет чувство юмора в компании, открыто выражает эмоции. Бытовая вежливость предполагает употребление слов «ты», «твоя», «твое» (если человек хорошо знает собеседника).
Безличная форма вежливости в русском языке предполагает отсутствие личных местоимений, она подходит для общения с незнакомыми людьми. Чтобы спросить или попросить у кого-то что-либо, употребляют слова «извините», «пожалуйста».
Воинское приветствие символизирует сплоченность служащих и является признаком взаимного уважения. Служащие выражают приветствия, соблюдая правила, указанные в уставе Вооруженных Сил РФ.
Военный, младший по званию, первым выражает приветствие. Если у служащих равное положение, не имеет значения, кто первый здоровается.
Они отдают дань уважения:
- Могиле Неизвестного Солдата;
- братским могилам воинов, которые воевали за свободное существование Родины;
- флагу — символу России;
- похоронным процессам при сопровождении воинских подразделений.
Воинские части в строю выражают приветствия по команде президента, министра обороны, генерала, адмирала, лиц, которые проводят проверку подразделения. Старший начальник отдает им команду «Смирно», после чего заявляет о готовности полка (подразделения) к проверке.
Воинское приветствие в строю Президента Российской Федерации осуществляется при сопровождении оркестра, марша или национального гимна. Когда служащие вне строя, они приветствуют начальника после того, как звучит команда «Смирно».
Служащие поворачиваются лицом к командиру, принимают стойку и прикладывают руку к головному убору. После принятия доклада командир озвучивает «Вольно». Лицо, которое докладывает о прибытии начальника, повторяет ее. Служащие принимают положение «Вольно», убирают руку от головного убора.
В каких случаях приветствие можно опустить
Если человек гуляет с другом, тот встречает приятелей и заводит беседу с ними, можно не поздороваться или слегка кивнуть головой. После того как товарищ представит компаньона, следует произнести фразу «Приятно познакомиться».
Процедура прощания
В конце встречи тоже надо сказать подходящие слова. Вне зависимости от пола, возраста и социального статуса первым прощается тот, кто уходит. Когда гости покидают дом, они должны первыми попрощаться с хозяйкой словами «До свидания», «До скорой встречи», «Всего доброго».
По правилам хорошего тона надо произнести и другие вежливые фразы (например, «Был рад встрече»). В некоторых ситуациях нужно поблагодарить человека за то, что он уделил вам внимание.
Бывает так, что гость вечеринки беседует с кем-то, а ему срочно нужно уехать. Резко прерывать диалог невежливо. По возможности надо уходить, когда и другие гости расходятся. Необходимо попрощаться с другими.
Не следует злоупотреблять гостеприимством, важно принимать во внимание «сигналы». Например, хозяин начинает убирать со стола еду и приборы. В это время можно попрощаться с ним и гостями.
Положительное воздействие на окружающих окажут фразы «Было приятно провести с вами время», «Скоро увидимся», «До завтра», «До скорой встречи». Если появилась неотложная ситуация, лучше сказать правду, а не придумывать повод уйти.
Когда человек собирается уехать в другой город (страну), он встречается с друзьями или коллегами. Для этого лучше выбрать красивое место, завести приятные разговоры, вспомнить радостные события.
Не принято обращаться с порога. Если друг не в восторге от переезда, не надо задавать ему много вопросов на эту тему, а в пожеланиях важно быть искренним.
Правила хорошего тона никого еще не подводили. Благодаря им человек проявляет свои лучшие качества и устанавливает доверительные отношения с окружающими.
Цель: формирование и закрепление
умения вести себя в соответствии с правилами и
рекомендациями этикета в ситуации приветствия.
Подготовительная работа: презентация,
карточки с ситуациями.
Оргмомент Вступительное слово учителя |
– Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу с вами занятие. Надеюсь, вы будете активными, внимательными, творческими, и занятие пройдёт интересно и познавательно. |
Актуализация учащихся (Приложение 1. Слайд 2) (Слайд 3) |
– Ребята, посмотрите внимательно на экран, перед вами две яблони, только одна дикая, а другая культурная. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? (Дикая яблоня растет где попало, а культурная в саду. – За дикой никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают – Плоды у дикой мелкие, некрасивые, не сладкие, а у культурной – плоды крупные, вкусные). – Люди тоже могут быть дикими и культурными. А чем они отличаются друг от друга? (Дикие не умеют вести себя красиво, а культурные вежливы, за них не стыдно) – Как вы считаете с каким человеком приятнее общаться с культурным человеком или диким? (С культурным). – А что значит быть культурным человеком? (Это значит соблюдать правила культурного поведения, вести себя так, чтобы не опозорить никого и т.д.) – А хотели бы вы быть культурными людьми? (Да) – А зачем? – А что для этого нам необходимо знать? (Правила этикета) – А о чем бы будем сегодня говорить? (Об этикете) |
Основная часть
Объяснения (Учащиеся сами называют примеры видов этикета)
|
– Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет». (Слайд) В России правила культурного поведения ввёл Пётр первый в книге «Юности честное зерцало» – Где же, в каких местах необходимо соблюдать правили этикета? (В транспорте, за столом, на улице, при разговоре) – Давайте посмотрим, какие бывают виды этикета. Придворный |
Формулирование учащимися темы и цели занятия |
– С чего же начинается любое общение? (С приветствия) – Посмотрите, пожалуйста, на экран. – Ребята, о чём беседуют ёжик и медвежонок в мультфильме? Верно, о правилах культурного поведения, о том, что надо здороваться. – Какую же цель мы можем поставить на сегодняшнем занятии? (Cформировать и закрепить умения приветствовать друг друга и других людей.) |
(Демонстрируется отрывок из мультфильма «Трям! Здравствуйте!») Ответы учащихся (Слайд |
Приветствие – важная часть человеческого общения. Каждый уважающий себя человек, встречаясь с кем-либо, в первую очередь, здоровается. Мы ежедневно общаемся с родными, с новыми знакомыми, со случайными встречными, с коллегами, продавцами, учителями, мамами, врачами и начинаем свой разговор с приветствия. Приветствие – первое правило этикета. В мультфильме медвежонок придумал страну, в которой жители ходят на головах и говорят друг другу: «Трям! Здравствуйте!» – А кто знает, как в разных странах люди приветствуют друг друга? (…) |
Физкультминутка | В разных странах люди приветствовали друг друга по-разному.
|
Учащиеся называют слова приветствия и распределяют их на 2 группы, объясняя принципы разделения. Слова крепятся на доске. (Слайд № 9) |
– Повернитесь друг к другу и поприветствуйте друг друга как…. – Кроме 1 – Здравствуйте, добрый день (вечер, утро), |
Обсуждение ситуаций
Работа по группам |
– По какому признаку объединены слова приветствия в 1 группу, по какому – во 2? (В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их вырабатывается ты-общение или Вы-общение) Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости:
Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей
|
Рассказ учителя (Слайд 10) | – А какое слово будет универсальным? (Здравствуйте).
Здравствуйте – Кто здоровается первым – этот вопрос волнует Есть даже такой необычный праздник, как |
Разыгрывание ситуаций. Работа проводится в парах, ребята вытаскивают карточки с ситуациями и обыгрывают их. |
– А теперь давайте продемонстрируем, как же надо вести себя в различных ситуациях и проверим свои знания. 1. ВЫ девочка Юля 2. Вы девочка Оля (мальчик Коля). 3. Вы мальчик Игорь (девочка Ира). 4. Вы девочка Оля. 5. Вы мальчик Саша (девочка Саша). 6. Вы Ольга Сергеевна. |
Рефлексия | – Что нового узнали? Зачем вам эти знания? – Поднимите левую руку ладонью вверх, представьте, что на ней лежит груз знаний, с которыми вы пришли на занятие. Теперь поднимите правую руку, на которой лежат те знания, которые получили сегодня. Положите их друг на друга, соедините свои познания, похлопайте друг другу, благодаря за урок. Спасибо всем за работу! |
Нормы этикета настолько устоявшиеся и давние, что из поколения в поколение передаются истинными аристократами. Важно быть не только образованным, но и правильно вести себя в обществе.
Содержание
- Кто должен первый здороваться: правила
- Кто должен первым здороваться по этикету: по возрасту
- Кто должен первым здороваться по этикету: по профессиональной субординации
- Кто должен первым здороваться по этикету: джентльмены и дамы
- Кто должен первым здороваться по этикету: гость или глава дома
- Кто должен первым здороваться по этикету: торговые отношения
- Можно ли говорить приветствие через порог?
- Видео: Приветствие по этикету
Ежедневно мы попадаем в ситуацию, когда надо с кем-либо поздороваться, будь то друг или посторонний человек. Чтобы не оставить осадок после встречи и произвести впечатление вежливого человека, стоит знать некоторые правила, чтобы поприветствовать собеседника правильно. Существуют правила, которые существенно отличаются для повседневной жизни и для деловых отношений.
Кто должен первый здороваться: правила
Чтобы узнать, стоит учитывать общие правила такта. Сложившаяся ситуация подскажет, кто должен первый здороваться по этикету. Основное правило, это не бояться протянуть руку первому.
Кто должен первым здороваться по этикету: по возрасту
В случае со сверстниками нет существенной разницы. У кого воспитание правильное, то тот и первым протянет руку. Если разница в возрасте значительная? Что делать в этом случае? Стоит учитывать некоторые нюансы:
- Когда в повседневной обстановке встречаются дети разного возраста, то первым следует сказать привет младшему. Таким образом, вы покажите свое уважение.
- Если это мальчики, то руку должен протянуть старший по возрасту.
- Если вы встретились впервые, то знакомиться будет первым старший. Он будет и здороваться, и протягивать руку.
- В школе или в институте действует другое правило. Учитель и лектор должны зайти в аудиторию и поздороваться первыми, перед тем как начать урок.
Правила хорошего тона не знают возрастных ограничений. С самого раннего детства надо учить ребенка манерам и правилам этикета — ведь именно он будет первым приветствовать старших.
Но в некоторых ситуациях такое правило не работает. В школе всегда должен первым здороваться учитель, когда начинает урок, однако в коридоре и на перемене сначала это делает ученик. В супермаркете продавец сам приветствует ребенка. Чтобы обратить на себя внимание старший человек поздоровается первым.
В компании сверстников ребята должны приветствовать девочек первыми. Девочки в знак уважения отвечают также.
Кто должен первым здороваться по этикету: по профессиональной субординации
В деловой обстановке следует руководствоваться правилами делового этикета. Здесь не обязательно учитывать возраст и половую принадлежность. Главное правило – пост занимающего. В этой ситуации всегда главным будет руководитель, а вот младшим – подчиненный.
- Особые правила необходимы, чтобы зайти в кабинет. Тот человек, который назначил встречу должен первым здороваться с вошедшим и наоборот. При наличии других коллег по работе не стоит здороваться со всеми, просто надо непринужденно сделать поклон головой.
- Всегда первым должен поздороваться подчиненный, ведь он занимает должность ниже. Даже, если руководитель на несколько лет моложе коллеги. Однако руку должен подать руководитель. Но есть некоторые исключения из правил. Войдя в кабинет к сотрудникам, которые ниже по рангу, руководитель должен здороваться первым.
- На деловой встрече для начала здороваются партнеры, несмотря на половую принадлежность, а уже потом руководитель.
- Когда один из сотрудников опаздывает на совещание, то перед тем как сесть на место он должен поприветствовать всех, кто его ждал.
Кто должен первым здороваться по этикету: джентльмены и дамы
Согласно нормам этикета можно четко выяснить, кто первым должен поздороваться, мужской пол с женским или наоборот. Ситуация подскажет и расставить все точки.
- Мужчина первым приветствует прекрасную особу. Если мужчина сидит, когда дама вошла, ему стоит встать. Если женщина протянула руку, свою руку навстречу дает мужчина. Но это исключительно по женской инициативе.
- Когда молодая особа встречает пожилого мужчину, она, как знак уважения, должна первой поздороваться с собеседником.
- Правила такта определяют действия двух пар, которые случайно встретились вне дома. Сначала стоит поздороваться дамам. В заключение здоровается мужской пол, чтобы засвидетельствовать свое уважение.
- Пара, которая состоит в браке, встретив на прогулке мужчину, который идет сам, в данной ситуации только мужчины должны пожать руки. Если на встречу идет знакомая женского пола, то стоит, лишь поклониться друг другу и улыбнуться.
- Вызвав такси, первыми здороваются пассажиры и далее говорят адрес.
- Когда в компании встречаются знакомые и не знакомые люди, мужчинам следует обменяться рукопожатиями со знакомыми и только в знак уважения кивнуть незнакомым.
- Когда вы стоите на месте, а к вам подходит знакомый, то именно он первым должен поздороваться. Это правило распространяется как на молодых, так и на дам.
Кто должен первым здороваться по этикету: гость или глава дома
Принципы хорошего тона определят, кто первым должен здороваться, приходя в гости.
- Хозяйка дома всегда главная в данной ситуации ее следует поприветствовать первую, далее всех остальных гостей. Данное правило распространяется как на мужской пол, так и на женский. Хозяйка каждому должна протянуть руку.
- Зайдя в комнату, где сидят гости, те люди, которые вошли должны поприветствовать хозяев дома, далее всех дам начиная с самой старшей, дальше надо поздороваться с мужчинами. Если гостей много не стоит каждому давать руку.
- В гостях хозяйка должна каждого мужчину поприветствовать без исключения, даже если этому противоречат ваши принципы или разногласия с некоторыми из присутствующих. Это сугубо ваше дело и никаким образом это не должно повлиять на настроение гостей.
К гостям - Когда опаздывает девушка, а гости все сели за стол, то она должна здороваться сперва с женщинами, а уже потом с мужчинами. Своего мужа или спутника она должна поприветствовать в последнюю очередь.
- Когда опаздывает мужчина, он наоборот приветствует женщин, затем любимую жену, далее хозяина дома и всех остальных гостей. Вежливость должны проявлять не только гости друг к другу, а также семейный пары.
- Если за столом присутствует знатная особа или знаменитость, то с ней надо поздороваться отдельно каждому приглашенному и исключительно в начале.
Кто должен первым здороваться по этикету: торговые отношения
В момент приветствия стоит учитывать некоторые нюансы, которые определяют кто, здоровается первым. Во внимание следует брать размер торговой площади, а также правила торговли. Чтобы настроение не испортить ни себе, ни продавцам стоит быть предельно тактичным и вежливым в любой ситуации.
- В маленьком маркете покупатель должен поприветствовать продавца первым. Тот, кто входит в помещение, должен здороваться первым.
- Если покупатель уже узнает в лицо продавца или сотрудника магазина, то он первым должен показать свое почтение.
- Перед тем как спросить совета или проконсультироваться у консультанта посетитель должен поздороваться. Когда продавец первым предлагает помощь, то он обязательно здоровается первым.
- Если сотрудник магазина и посетитель друзья, то они приветствуют друг друга. Стоит учитывать и половую принадлежность, и возраст.
Можно ли говорить приветствие через порог?
Как и правила приветствия существуют также и приметы, которые стоит учитывать, здороваясь с кем-то. Самая главная примета, это то, что через порог дома ни в коем случае нельзя как здороваться, так и прощаться. Таким образом между вами могут возникнуть разногласия.
- Это суеверие своими корнями далеко ушло в прошлое, когда наши предки хоронили под порогом мертвых. Таким образом, хозяин дома оберегал свою семью от нечисти и злых духов. Под порогом также жил домовой.
- Сейчас, подавая руку через порог, вы разрываете грань между миром умерших и живых и открываете проход для нечисти.
Руководствуясь правилами этикета, вы будете уверенно чувствовать себя в любой ситуации. Таким образом, вы не только не испортите себе настроение, а еще убережете себя от конфликтных ситуаций не только на рабочем месте, но и в кругу друзей.
Видео: Приветствие по этикету
Кто должен первым здороваться по правилам этикета?
Содержание
- Значение общепринятых правил
- Правила приветствия в деловом кругу
- Приветствие в светском обществе
- Вежливость в других случаях
- Как вести себя в гостях?
- Как здороваться правильно?
Социальное общество, каким бы многослойным оно ни было, нельзя представить без определённых норм поведения. Эти правила в первую очередь касаются культуры речи: чтобы ладить с людьми, избегать конфликтов и уверенно двигаться по жизни, необходимо владеть важными азами этикета. Знание того, кто должен первым здороваться, как правильно прощаться и благодарить, даёт человеку большие преимущества и возможности.
Значение общепринятых правил
Правильное приветствие важно во всех отношениях, прежде всего, это показатель хорошего воспитания и образованности человека.
Пренебрежение к окружающим, невнимательность и грубость неприемлемы в отношениях между людьми.
Несмотря на то, что этикет, по сути, это ряд условностей, они чрезвычайно важны, поскольку, демонстрируя своё уважение, в ответ можно получить дружеское участие и даже помощь. Быть вежливым в любой ситуации – это нормально для того, кто уважает собственное достоинство и ценит его в других.
Приветствие может быть разным, оно имеет свои нюансы в зависимости от случая, поэтому выделяют несколько его вариантов:
- дружеское;
- светское;
- деловое;
- нестандартное.
Ежедневно жизнь преподносит множество ситуаций, и в любой из них человек должен вести себя достойно. В отличие от прежнего светского этикета, нормы поведения которого были крайне строги, в современной повседневной жизни нет чётких границ таких правил, и допускаются некоторые отклонения и исключения.
Тем не менее их важно знать и соблюдать для своего же блага, ведь из-за асоциального поведения можно легко нарушить нормальные взаимоотношения в любой из сфер своей жизни, сделав её невыносимой.
Правила приветствия в деловом кругу
В своей профессиональной деятельности людям приходится много общаться, и от качества этого общения очень часто зависит окружение и состояние карьеры. Соблюдение речевой культуры важно и для поддержания имиджа предприятия, на котором они работают. При этом в каждой компании есть свои установленные нормы поведения и порядки.
Однако общепринятых правил никто не отменял:
- в офисе первым должен здороваться тот, кто увидел первым своего сослуживца, разумеется, если оба они находятся на равнозначных по своему положению должностях;
- если происходит встреча начальника и подчинённого, последний, неважно – мужчина это или женщина, первым приветствует своего босса;
- в случаях, когда руководитель входит в помещение с подчинёнными, он обязан поздороваться со всеми первым.
На работе основы этикета так же важны, как и в повседневной жизни, но выполняются с учётом субординации и уважения должности. Этим фактом обусловлены и поправки в отношении женщины – на работе начальника женщина должна приветствовать первой и вставать. Однако есть немало достойных руководителей, которые не позволяют этого делать, и первыми приветствуют женщин, находящихся в подчинении, а также уважаемых сотрудников более старшего возраста.
Рукопожатие в деловой сфере всегда предлагает старший по должности. Во время представлений, когда происходит первое знакомство – с партнёром или новым работником, руку всегда подаёт тот, кому представляют этих людей. При этом все, участвующие в приветствии, представляются по имени, отчеству и должности.
Подавать руку не стоит через порог, над головой сидящего рядом человека, вторая рука не должна находиться за спиной или в кармане – это моветон. Нежелательно в профессиональной области и рукопожатие с участием обеих рук – это, скорее, подходит для близких людей, друзей.
Приветствие в светском обществе
В наше время не существует жёстко установленных требований, как необходимо здороваться по этикету. Любая ситуация предполагает свои особенности, и не последнюю роль в ней играет элементарная вежливость:
- Согласно общим порядкам ровесники по возрасту могут здороваться одновременно, в то время как младший по правилам обязан делать это первым, а старший – инициировать пожатие рук. Но в разных социальных кругах это положение нередко игнорируется.
- Относительно девушки и парня – первым должен здороваться представитель сильного пола, зато женщина может подать ему руку для приветствия. Исключение составляет ситуация, когда мужчина гораздо старше своей знакомой, тогда вполне логично, что проявить уважение должна она.
- Если происходит встреча двух пар, то вначале обращаются друг к другу с приветствием женщины, мужчины также свидетельствуют им своё почтение и только потом здороваются между собой. Если это произошло на улице в холодное время, важно проявить свою приязнь к знакомым, сняв варежки или перчатки. Это жест доброй воли, который показывает степень доверия и доброжелательства.
Приветливо поздоровавшись, люди имеют возможность завязать разговор, получить нужную информацию, обменяться новостями.
Вежливость в других случаях
Ряд иных жизненных ситуаций также предусматривает доброжелательное отношение между участниками социума.
При общении между покупателем и продавцом есть свои особенности:
- при входе в помещение магазина необходимо поприветствовать продавца, это является признаком хорошего тона;
- по правилам тот, кто нуждается в помощи или каких-то услугах, должен проявлять почтение первым, и это вполне закономерно.
Но это только одна сторона вопроса – по этическим, а иногда и меркантильным соображениям, первыми обращаются с приветствием продавцы, которые предлагают свои услуги и помощь по выбору.
Педагоги, профессиональная деятельность которых связана с публичными выступлениями, всегда приветствуют свою аудиторию первыми, будь то небольшой класс или большой зал со студентами. Специфика работы часто приводит к некоторым правкам в сводах этикета. Те же ученики, встретившие своего учителя на улице, должны выразить свое доброе к нему отношение первыми.
Существуют и другие правила:
- что касается водителей: сидя в машине, они первыми должны здороваться с проходящим мимо человеком;
- идущий мимо стоящего приятеля первый свидетельствует своё уважение;
- опаздывающие на встречу также обязаны первыми поприветствовать своих друзей, а заодно и принести свои извинения.
Относительно соседей, даже не являющихся хорошо знакомыми – обращаться к ним с приветствием нужно всегда первыми, ведь это люди, живущие рядом, и уже поэтому составляющие часть нашей жизни.
Как вести себя в гостях?
Визит к знакомым обычно связан с новыми встречами и знакомствами, и подчас человеку приходится общаться с людьми разного пола и возраста. На этом и строятся правила поведения в гостях.
При входе в дом необходимо засвидетельствовать своё почтение хозяйке, только потом можно здороваться с остальными присутствующими, в первую очередь – с дамами. Приветствие может быть общим для всех – в виде лёгкого поклона или кивка головы. Если при этом улыбнуться, этого будет вполне достаточно, чтобы создать располагающую к позитивному общению атмосферу.
Если в компании встречаются два приятеля, то один обязан представлять другого тем, с кем тот желает завести знакомство. Но для этого следует сначала извиниться перед окружающими, и только после этого приветствовать друга и перекинуться с ним двумя-тремя словами.
Присутствующим, особенно плохо знающим друг друга, бывает неприятно, когда они не участвуют в общей беседе. Чтобы гости не чувствовали себя покинутыми, каждому следует уделить хоть немного внимания, но это в основном прерогатива хозяйки.
При обмене рукопожатиями правильно подать руку всем представителям сильной половины – недопустимо проявлять такую благосклонность только к своим друзьям и приятелям, для других это может выглядеть оскорбительно.
Есть ещё одно важное правило – если гость приходит к одному из домочадцев, встречать его должна вся семья. Прощание с уходящим приятелем также должно происходить в присутствии всех членов семьи.
Как здороваться правильно?
Приветствие, обращённое к человеку – это не только слова, в этот момент всё важно в отношении здоровающегося человека:
Эмоции могут быть выраженными или приглушёнными, но обязательно позитивными – пусть это будет улыбка, даже лёгкая, едва заметная.
Интонация голоса способна во всей полноте передать чувства человека, и сухие слова могут быть восприняты с разочарованием и обидой. Грубый тон вообще недопустим при соблюдении этикета.
Во время выражения своей радости по поводу встречи необязательно много жестикулировать, это считается неприличным, но можно пожать руку, дружески обнять приятеля или улыбнуться даме.
Имеет значение, как подавать и пожимать руку. Психологи утверждают, что при этом знаке одобрения и уважения важно сохранять среднюю дистанцию. Пожатие должно быть крепким и уверенным, но не сдавливающим, а руки – сухими и открытыми.
Нельзя подавать руку ладонью вниз или вверх – это демонстрирует превосходство или подчинение. Даже здороваясь сидя, во время этого жеста необходимо приподняться, а трёх покачиваний вполне достаточно, чтобы оставить о себе положительное впечатление.
Интеллигентный, хорошо воспитанный человек, даже независимо от своих явных преимуществ, заключающихся в руководящей должности или солидном возрасте, всегда здоровается первым. Тем самым он показывает, что относится с уважением ко всем окружающим его людям, их индивидуальным мировоззрениям и приоритетам.
Основные правила этикета и правильного приветствия смотрите далее.