Кто жесток с животными тот не может быть добрым человеком сочинение по дубровскому

Обновлено: 09.01.2023

(378 слов) В произведении Пушкина главный герой Владимир Дубровский лишается своего родового имения из-за ссоры его отца с соседом. Андрей Гаврилович умирает, и Владимира не оставляет желание мести. Он пробирается в дом Троекурова как иностранный учитель, но влюбляется в Машу, дочь соседа. Дубровский отказывается от мести её отцу, а его личность раскрывается. Он предлагает Маше свою помощь и пытается спасти её от нежеланного брака со стариком, но не успевает. Дубровский оставляет всех и уезжает, чтобы начать новую жизнь. Так же, как связаны судьбы героев, в романе Пушкина переплетаются жестокость и человечность.

Самым явным проявлением жестокости являются поступки Троекурова. Этот человек привык действовать только в своих интересах. В порыве веселья он может запереть ничего не подозревающего гостя в комнате с медведем, где жертве шутки остаётся забиться в самый дальний угол и ждать милости хозяина. Троекуров жестоко наказывает Дубровских. Посчитав, что ему нанесено оскорбление, он, благодаря своим связям и положению, лишает соседей всего имущества. А познакомившись с князем Верейским, он выдаёт за него свою дочь Машу, несмотря на её нежелание.

Троекуров предстает перед читателями во всей своей жестокости, Дубровский предстает как человечный персонаж, а Архип – как человек, которому свойственна и жестокость, и человечность.

Автор: Валерия Богзыкова

Автор: Самый Зелёный · Published 04.05.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 07.03.2020

Сочинение: Почему Герасим утопил Муму? (И.С. Тургенев)

Автор: Самый Зелёный · Published 05.12.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6′>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7′>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>

Данная разработка представляет сценарий (разработку) урока развития речи по литературе в 6 классе (ФГОС) на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению по роману Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский»

Оценить 2639 0

Миляева Ю.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Школы № 28 г.о. Самара

Урок развития речи по литературе в 6 классе

Образовательная:обобщить и расширить представления о таком типе речи, как рассуждение, продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения, создать условия для подготовки к сочинению – рассуждению

Развивающая: способствовать развитию творческих способностей учеников на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно подбирать материал на определенную тему; составлять план сочинения, создавать собственные рассуждение на данную тему: развивать у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательная: воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа литературного и жизненного материала.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков.

Вид урока: практикум.

Межпредметные связи: литература и русский язык.

Структура урока

Этапы урока

Методическое обоснование

1.Организационный момент. Целеполагание.(1 минута)

Ставятся задачи урока, направленные на усиление мотивации.

2. Повторение изученного. (6 минут)

2.1.Строение текста рассуждения.

Активизируется познавательная активность учащихся, обеспечивается необходимая мотивация обучения. Во время повторения идет фронтальная работа, закрепляются и систематизируются знания учащихся по строению текста рассуждения. Практический метод при анализе текста рассуждения. Обобщение впечатлений от проанализированного романа.

3. Подготовка к сочинению (практическая часть формирования умений и навыков)

Фронтальная работа. Развивается умение рассуждать на заданную тему, формулировать свое мнение по данной проблеме. Развиваются навыки связной речи. Используется метод наблюдения и анализа при выборе материала для сочинения.

Поисковый метод при работе с художественным текстом. Отрабатывается умение анализировать особенности лексики в художественном произведении. Используется выразительное чтение.

Метод языкового анализа развивает языковое чутьё, учит быть внимательными к слову.

4.Первичное закрепление умений и навыков. Практическая работа по самостоятельному формулированию темы сочинения и подбору материала.(11 минут)

Практический метод. По заданной модели учащиеся сами формулируют тему, конструируют текст, подбирают материал для аргументации. Закрепление знаний и навыков, полученных на уроке.

Фронтальная заключительная работа позволит подвести итоги, привести в систему новые знания.

6.Домашнее задание. (2 минуты)

Мотивация для использования полученных знаний и умений на практике.

Предварительная подготовка к уроку

Класс делится на две творческие группы, которым даются поисковые задания:

1 группа: подобрать афоризмы о дружбе, попробовать самостоятельно сформулировать определение этого понятия; подготовить рассказ о дружбе и друзьях в жизни Пушкина

2 группа: подобрать афоризмы, а также литературные и жизненные факты, иллюстрирующие гуманное отношение к животным.

Методы и приемы, используемые на уроке: слово учителя, беседа, обсуждение, поисковые задания, выразительное чтение, устное конструирование текста, работа с художественным текстом, подбор афоризмов к теме, самостоятельная формулировка темы сочинения.

Организационный момент. Целеполагание.

Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, соединяющее в себе урок русского языка и литературы. Вы согласитесь с тем, что умение правильно и грамотно говорить, составлять устное или письменное связное высказывание необходимо для человека. Эти умения не появляются сами, этому нужно учиться

Какие три задачи мы решаем, приступая к созданию собственного связного текста?

Сегодня на уроке мы поговорим о трех темах, из которых одну вы выберете для домашнего сочинения.

Повторение изученного.

2. 1.Строение текста рассуждения. Вспомните, как обычно строится текст рассуждение?

В тетрадях напишите схему текста данного типа речи. Найдите в данном тексте части рассуждения.

Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес.И с годами настоящая дружба становится только крепче.

Выслушиваем ответы учеников, в которых ученики с любовью и уважением отзываются о Владимире Дубровском, Маше, Андрее Гавриловиче Дубровском, с неприязнью — Троекурове. Из эпизодов вспомнят случай с медведем, ссору Дубровского и Троекурова, неудачное освобождение Маши и другие эпизоды.

Подготовка к сочинению

Слово учителя. Впервые в школьной программе мы встретились с таким литературным жанром, как роман. Мы уже говорили, что данный жанр предполагает более сложное изображение жизни, чем повесть, охватывает более широкий круг проблем. Сегодня мы обратимся к страницам романа не для того, чтобы анализировать образы главных героев или проводить литературоведческий анализ композиции. Мы поговорим о нравственно-этических проблемах, затронутых Пушкиным в своем замечательном произведении и актуальных для нас.

Беседа по вопросам. Актуальна ли эта тема для вас? Почему? Как бы вы объяснили значение данного слова? Кого вы считаете истинным другом? Почему мнения могут быть разные? Как Пушкин относился к друзьям по Лицею?

Подготовленный ученик читает наизусть:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Беседа по вопросам:

Есть ли в нем данная проблема?

Кого вы можете назвать друзьями?

Докажите примерами из текста, что в романе изображены приятельские отношения Троекурова и Дубровского. Зачитайте фразы из текста романа.

На чем основана их дружба? Можно ли считать отношения дружбой, если они основаны только на взаимных интересах и схожести биографии?

Почему они поссорились? Может ли так поступить настоящий друг, как поступил с Дубровским Троекуров?

Проверяем домашнее задание 1 группы. Выбираем из подобранных афоризмов только те, которые иллюстрируют отношения, изображенные в романе. Записываем в тетрадь. Одно из них вы можете использовать в качестве эпиграфа, вступления к сочинению или заключения.

«В этом мире неверном не будь дураком:

Полагаться не вздумай на тех, кто кругом.

Трезвым оком взгляни на ближайшего друга —

Беседа по вопросам.

Вас не удивила данная тема? Ведь роман не о животных, а о людях, взаимоотношениях между ними.

Кто сразу приходит на память из героев романа?

Ответы учеников: Сначала данная тема может удивить, но затем мы вспоминаем эпизоды романа, иллюстрирующие эту мысль. На память сразу приходит Троекуров и его забавы с медвежатами

Вопросы учителя.

У многих из вас есть дома животные. Как вы относитесь к ним?

Зачем люди заводят домашних животных?

Как вы понимаете слова философа, мыслителя Шопенгауэра?

Задание.

Расскажите о жестоком отношении Троекурова к животным. Как характеризуют героя эти эпизоды? Что вы могли бы о нем сказать, если бы знали о нем только это?

Можете ли подтвердить слова философа другими эпизодами текста, в которых можно увидеть злой нрав Троекурова?

Почему вы не назвали Владимира Дубровского, когда говорили о жестоком обращении с животными, ведь именно он убивает медведя?

Владимир Дубровский вынужден был убить медведя не из-за жестокости характера, а по необходимости: он защищал свое достоинство и жизнь, агрессию проявлял медведь.

« Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. Шопенгауэр

Вопросы учителя. Актуальна ли данная проблема для нашего времени?

Ответы учеников: Да, в настоящее время тоже существуют люди, жестокие по отношению к животным.

Выслушиваем ответы ребят.

Первичное закрепление. Практическая работа по самостоятельному формулированию темы сочинения и подбору материала.

Практическая работа с раздаточным материалом.

Перед вами несколько афоризмов. Прочитайте их и попробуйте сформулировать тему сочинения, для которого эти афоризмы можно использовать в качестве эпиграфа или вступления. Запишите темы в тетрадь.

Примерные темы ребят:

-Что такое смелость и благородство?

-Какого человека можно назвать благородным?

-Легко ли быть смелым?

-Человек рождается смелым и благородным или таким воспитывает себя сам?

-Когда человеку необходима смелость?

Беседа по вопросам:

Как бы вы сами ответили на ваши вопросы?

Одинаковый ли ответ предполагается на данные вопросы?

Что у нас получилось, когда мы отвечали?

Ответы учеников будут содержать их представление о смелости и благородстве. Умение преодолевать свой страх являются истинными показателями смелости. Великодушие, доброта, милосердие по отношению к слабым, умение прощать врагов, чувство собственного достоинства – признаки благородства. Ответы на эти вопросы будут тезисами сочинения.

Ответы учеников: Владимир Дубровский в романе изображен смелым и благородным человеком, остающимся таким, даже став разбойником. Он не испугался медведя, не боится Троекурова, пытается спасти Машу, смело сражается в бою с солдатами. При этом умеет прощать, не желает убивать своих противников, не грабит честных и бедных людей (эпизод, рассказанный Анной Саввишной Глобовой). Анализируя данные эпизоды, мы работаем над аргументами к тезису. В качестве вывода можно использовать афоризмы о смелости и благородстве.

Итоги урока.

Слово учителя:

Итак, сегодня на уроке мы подбирали материал для сочинения по трем темам. Нам встретилась тема в виде проблемного вопроса, тема афоризм и, наконец, самостоятельно сформулированная тема. Проверьте, записаны ли они у вас в тетради. Записаны ли у вас цитаты и афоризмы для каждой из тем. Понятно ли вам, как строить сочинение? Какие вопросы хотите задать? Что осталось непонятным?

Выслушиваем ответы учеников, обсуждаем непонятые моменты урока.

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Андрей Гаврилович Дубровский был очень гордым и честным человеком. Он ценил свое честное имя и благородную честь превыше всего. Этот герой никогда не унижал себя перед кем-либо, он всегда говорил правду в своих глазах. Дубровский держался наравне с Кириллом Троекуровым, который был гораздо богаче и благороднее его. Дубровский обращался со своими крепостными сурово, но справедливо. Он считал их теми же людьми, что и дворяне.

Этот герой был высокомерен, груб и жесток: «В своей домашней жизни Кирилл проявил все пороки неграмотного человека. Испорченный всем, что его окружало, он дал волю всем импульсам страстного темперамента и всем идеям довольно ограниченного ума.

Кирилла Петрович необразованная. Отсюда — все его пороки. Обжорство, пьянство, жестокость, эгоизм — вот неполный список качеств этого героя: «Несмотря на необыкновенную силу своих физических возможностей, он страдал от обжорства дважды в неделю, и каждый вечер он получал удовольствие.

Троекуров жестоко издевался над соседями и гостями. Например, весь район был известен своим весельем с медведем. Новый человек в его окружении испугался дикого зверя.

А позже, когда между ним и Кириллой разгорелся серьезный спор, герой поставил превыше всего честное имя и человеческое достоинство. В результате Дубровский потерял все. Но он никогда не жалел о своем выборе.

По мнению Пушкина, дворянин должен быть образован и просвещен. Такой человек не может развратить власть или деньги. Но это только идеал писателя. Это показывает, что будущее страны в руках таких людей, как Дубровский.

Так почему же Пушкин приносит поражение Дубровского-старшего и триумф Троекурова? Андрей Гаврилович умирает после потери Кистеневки. Троекуров приносит эту деревню в свое владение. Он понимает, что в его владении есть бог и царь, и никто не декретирует его.

Думаю, Пушкин считал Троекуровых непобедимыми, по крайней мере, пока что. В России их очень много, они — могучая сила. Дубровские ничтожны по сравнению с ними. Но, несмотря на все это, писатель считает, что будущее России — только для просвещенных дворян. Как, например, Андрей Гаврилович Дубровский.

Таким образом, Пушкин выражает свое отношение к проблеме добра и зла, к проблеме их существования в современной России, изображая два типа русского дворянства, две помещичьи семьи.

Похожие материалы:

Сочинение на тему проявление жестокости и человечности в героях дубровского

Проявление жестокости и человечности в романе

Кирила Петрович остается глухим, равнодушным и к собственным детям. Марья Кириловна умоляла отца не выдавать ее замуж за старого и нелюбимого князя Верейского, но родитель не внял мольбам дочери. Его не тронули ни ее слезы, ни ее слова. Он не задумался ни на минуту о чувствах и переживаниях своей дочери, о ее будущем.

В произведении есть и положительные герои, которых автор наделяет добрым сердцем, душевной чуткостью, милосердием, человечностью. К таким героям относится и Владимир Дубровский – сын умершего Андрея Гавриловича Дубровского. Чуткость, понимание, человечность молодого человека проявляются в его поступках и принятых им решениях. Когда он, не желая, чтобы дом его родителей достался убийце отца, отдает указание сжечь родное гнездо, просит не запирать двери снаружи, чтобы пьяные приставы могли выбраться из огня. Дубровский заботится о людях, которые не виноваты в сложившихся обстоятельствах. Однако кузнец Архип решил по-другому: он закрыл дверь, поэтому люди погибли в огне.

Человечность Дубровского видна и в его отношениях с Машей Троекуровой. После смерти отца Владимир решил отомстить его врагу и в образе Дефоржа, француза-гувернера, попал в дом к Троекурову. Однако, полюбив всем сердцем Марью Кириловну, он отказывается от мести, так как не желает причинять боль, страдания и неприятности своей возлюбленной. Он сам знает, насколько тяжело остаться без родительской заботы.

Владимир Дубровский пытается спасти Марью Кириловну от замужества. Он любит ее всем сердцем, знает, что она отвечает взаимностью ему, поэтому спешит ей на помощь. Но, к сожалению, опаздывает.

Таким образом, герои произведения способны и на жестокие поступки, и на проявление человечности. Кирила Петрович Троекуров, человек крайне эгоистичный и деспотичный, не способен проявить человечность, в то время как Владимир Дубровский, совестливый, великодушный, порядочный герой, не приемлет жестокость и равнодушие к людям.

Ответ

Животные дышут, растут . всё тоже самое что и мы . Поэтому по сути мы тоже животные . И поэтому обращаясь плохо с животными , мы в первую очередь не уважаем окружающих нас людей .

Ответ

Ответ

Животные дышут, растут всё тоже самое что и мы . поэтому по сути мы тоже животные . и поэтому обращаясь плохо с животными , мы в первую очередь не уважаем окружающих нас людей .

Ответ

Ответ

Понять её можно так:
Добрый человек не может ударить кого-то кто меньше него, бить возможно нивенного (незнаю как пишется) животного.
Злой человек наоборот бьёт. Он не понимает что он причиняет боль нивенному (Тоже самое)) животному.

Ну, это я так думаю. Я постаралась.

Другие вопросы по Литературе

Предмет

Сочинение на тему: «не может человек по-настоящему разделить чужое горе, которое не видит собственными глазами».

Предмет

Нужно, написать эссе на тему: «каким образом приемы позволяют чехову раскрыть идею рассказа «толсты и тонкий» 2-3 цитаты.

Предмет

По одному примеру (по одной, две строчки) к каждому размеру стихотворения: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий

Читайте также:

      

  • Сочинение нинди һөнәр яхшырак
  •   

  • Бессилен ли человек перед судьбой дочь бухары сочинение
  •   

  • Сочинение искусство это творческое отображение
  •   

  • Итоговое сочинение 2017 2018 направления и примерные темы
  •   

  • Западноевропейский романтизм в литературе сочинение

На чтение 4 мин Просмотров 2.6к.
Обновлено 4 мая, 2021

Авторы Литероведа предлагают сочинение по творчеству А.С. Пушкина на тему «Проявление жестокости и человечности в романе «Дубровский» (А.С. Пушкин)», в котором расскажут, в каких поступках и действиях героев произведения проявляются жестокость, а в каких – человечность.

Романом А.С. Пушкина «Дубровский» зачитывается уже не одно поколение читателей, которые сопереживают героям, радуются с ними, сочувствуют им, в чем-то поддерживают или осуждают за их дела и поступки. Те нравственные проблемы, которые поднимает писатель в произведении, не остались в далеком прошлом, они и в сегодняшнем мире волнуют людей, и сегодня человек задумывается о жестокости и человечности, жадности и щедрости, зависти, бескорыстии, великодушии.

Перед читателями романа проходят герои, проявляющие разные душевные качества. Кирила Петрович Троекуров – один из главных героев произведения — человек жестокий, бессердечный, эгоистичный, о таких обычно говорят «самодур». Его жестокость распространяется не только на крепостных, но и на соседей, знакомых и даже на собственных детей. Слепая месть этого барина не знает границ: он довел до смерти своего соседа и друга Андрея Гавриловича, отобрав у него небольшое единственное имение Кистеневку. Дубровский остался нищим. Не выдержав этой несправедливости и вседозволенности, он умер, а его единственный сын Владимир остался и без родителя, и без родного гнезда.

Жестокость Троекурова проявляется и в некоторых его развлечениях. Своих новых гостей он своеобразно «испытывал», заперев их одних в небольшой комнатке с сидящим на цепи медведем. Не каждый человек оставался хладнокровным, находясь в тесном помещении с глазу на глаз с разъяренным медведем, поэтому многие выходили из этой комнаты крайне напуганными. Хозяина все это только веселило.

Кирила Петрович остается глухим, равнодушным и к собственным детям. Марья Кириловна умоляла отца не выдавать ее замуж за старого и нелюбимого князя Верейского, но родитель не внял мольбам дочери. Его не тронули ни ее слезы, ни ее слова. Он не задумался ни на минуту о чувствах и переживаниях своей дочери, о ее будущем.

В произведении есть и положительные герои, которых автор наделяет добрым сердцем, душевной чуткостью, милосердием, человечностью. К таким героям относится и Владимир Дубровский – сын умершего Андрея Гавриловича Дубровского. Чуткость, понимание, человечность молодого человека проявляются в его поступках и принятых им решениях. Когда он, не желая, чтобы дом его родителей достался убийце отца, отдает указание сжечь родное гнездо, просит не запирать двери снаружи, чтобы пьяные приставы могли выбраться из  огня. Дубровский заботится о людях, которые не виноваты в сложившихся обстоятельствах. Однако кузнец Архип решил по-другому: он закрыл дверь, поэтому люди погибли в огне.

Человечность Дубровского видна и в его отношениях с Машей Троекуровой. После смерти отца Владимир решил отомстить его врагу и в образе Дефоржа, француза-гувернера, попал в дом к Троекурову. Однако, полюбив всем сердцем Марью Кириловну, он отказывается от мести, так как не желает причинять боль, страдания и неприятности своей возлюбленной. Он сам знает, насколько тяжело остаться без родительской заботы.

В сердце молодого человека нет места жестокости, злобе, черствости. Он чувствует ответственность за крестьян, которые отказались переходить к Троекурову, а остались верны своему молодому барину. Занимаясь разбоем, шайка Дубровского грабит только тех, кто добывает деньги нечестным способом, и отдает бедным, нуждающимся. Ни один богач, ограбленный крестьянами Дубровского не получил никаких физических увечий, не был избит. По-моему, это тоже проявление человечности, когда «разбойник» заботится о своих жертвах.

Владимир Дубровский пытается спасти Марью Кириловну от замужества. Он  любит ее всем сердцем, знает, что она отвечает взаимностью ему, поэтому спешит ей на помощь. Но, к сожалению, опаздывает.

Таким образом, герои произведения способны и на жестокие поступки, и на проявление человечности. Кирила Петрович Троекуров, человек крайне эгоистичный и деспотичный, не способен проявить  человечность, в то время как Владимир Дубровский, совестливый, великодушный, порядочный герой, не приемлет жестокость и равнодушие к людям.

(378 слов) В произведении Пушкина главный герой Владимир Дубровский лишается своего родового имения из-за ссоры его отца с соседом. Андрей Гаврилович умирает, и Владимира не оставляет желание мести. Он пробирается в дом Троекурова как иностранный учитель, но влюбляется в Машу, дочь соседа. Дубровский отказывается от мести её отцу, а его личность раскрывается.  Он предлагает Маше свою помощь и пытается спасти её от нежеланного брака со стариком, но не успевает. Дубровский оставляет всех и уезжает, чтобы начать новую жизнь. Так же, как связаны судьбы героев, в романе Пушкина переплетаются жестокость и человечность.

Самым явным проявлением жестокости являются поступки Троекурова. Этот человек привык действовать только в своих интересах. В порыве веселья он может запереть ничего не подозревающего гостя в комнате с медведем, где жертве шутки остаётся забиться в самый дальний угол и ждать милости хозяина. Троекуров жестоко наказывает Дубровских. Посчитав, что ему нанесено оскорбление, он, благодаря своим связям и положению, лишает соседей всего имущества. А познакомившись с князем Верейским, он выдаёт за него свою дочь Машу, несмотря на её нежелание.

Владимир Дубровский — не жестокий персонаж. Лишившись отца и дома, он занимается грабежом, но, идя по пути мести, Владимир остаётся верным своим принципам. Дубровский грабит только тех, кто помогал Троекурову «грабить» его отца, остальных он не трогает. Узнав, что он больше не хозяин в своём доме, Владимир решает сжечь свое поместье. Он просит кузнеца Архипа открыть дверь, дав пьяным подьячим возможность спастись. Дубровский не считает, что приказные виноваты в его бедах. События в доме Троекурова меняют главного героя, любовь к Маше помогает ему оставить месть. Он распускает своих людей и советует им укрыться на остаток жизни в отдалённых деревнях, таким образом, в последний раз проявляя заботу о судьбах товарищей по разбою. Это и есть примеры человечности в романе.

Одним из наиболее противоречивых персонажей является кузнец Архип. Он пренебрегает указаниями Дубровского и запирает двери, и подьячие, которые приехали отнять поместье, погибают. Но после Архип делает замечание детям, которые смотрели, как кошка искала выход с горящей крыши. «Чему смеетеся, бесенята, — сердито сказал кузнец. — Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь». Архип обгорает, но спасает кошку. Подьячих Троекурова он за людей не считает, поэтому наоборот, способствует их смерти.

Троекуров предстает перед читателями во всей своей жестокости, Дубровский предстает как человечный персонаж, а Архип – как человек, которому свойственна и жестокость, и человечность. 

Автор: Валерия Богзыкова

Идея защиты личности в романе «Дубровский» красной линией проходит через все произведение. Автор показывает сложные жизненные ситуации, а также сильных людей, которые не боятся отстаивать свои интересы и пресекать несправедливость.

Роман имеет глубокий сюжет, актуальный во все времена, раскрывающий незаурядные личности героев. А.С. Пушкин показывает Троекурова избалованным барином со множеством вредных привычек, хотя и несколько склонным к хорошим поступкам. В отличие от него, Андрей Гаврилович Дубровский и Маша, дочь Троекурова, имеют благородный характер, справедливый и добросовестный. Главные герои являются достаточно волевыми, не примиряющимися с обстоятельствами.

Троекуров отбирает фамильный дом Дубровских, посягает на их гордость и доброе имя. Старший Дубровский не воспринимал всерьез суд, устроенный против него Троекуровым, в итоге проиграл и умер. Его сыну Владимиру пришлось занять место отца и отвечать за честь всей фамилии. Некоторое время молодой человек руководил восстанием крестьян против угнетающих их помещиков. Несмотря на все возможности, находящиеся у него в руках, Владимир вскоре распустил крестьян, так как не смог принять жестокость их борьбы с помещиками. Это показало милосердие и чистоту характера Дубровского-младшего. В ходе бунта крестьян он не допустил нападения на поместье Троекурова, потому что полюбил его дочь Машу. Так, ради любви Владимир смог простить давнего врага семьи и опуститься до мести. Однако, влюбленным не удалось быть рядом: Троекуров насильно отдал замуж Машу за пожилого графа. Дубровскому несмотря ни на что не удалось уберечь собственную любимую от свадьбы с другим.

Грустный сюжет ярко показывает беззащитность и безысходность любого перед жесткостью жизни. Даже сильные и волевые личности, делающие все возможное ради достижения целей, не всегда могут добиться своего. Закон и общество тоже никак не могли помочь Маше и Дубровскому.

С какой-то стороны можно понять Владимира, который не выдержал всех испытаний и встал на дорогу разбоя. Защитить его счастье не помогло ничто: ни государство, ни общество, ни даже собственные невероятные усилия и мудрость. Так, не получив поддержки от закона, он переходит на другую сторону и начинает жить по правилам силы и беззакония. Однако, несмотря на все изменения, добрая и благородная натура Дубровского не может до конца стать жестокой, отличаясь благородством.

Сочинение: Человечность и жестокость в романе А. Пушкина «Дубровский»

(490 слов) В романе «Дубровский» главный герой – молодой дворянин Владимир Дубровский. Он оказался ни с чем, а причиной тому послужил скандал, произошедший между его отцом и другом отца помещиком Троекуровым. Отец Владимира скончался из-за этого несчастья, а в юноше загорелась жажда мщения. И он приступил к действиям – сначала Владимир, прикинувшись французом-учителем, проник в дом Кирилы Петровича, однако, дальнейшим планам осуществиться помешала любовь молодого Дубровского к дочери Троекурова Маше. И чаша весов склонилась в сторону Маши – Владимир не стал мстить ее отцу и признался Маше, кто он на самом деле.

Он старался спасти свою любимую от насильного, принудительного венчания и выдачи замуж за старика князя Верейского, но их планам не суждено было сбыться. После провала попытки спасения Маши, ее венчания с князем и отказа уехать с Владимиром, потому что он опоздал, и она уже обвенчана, Дубровский уезжает за границу, оставив все, как было. В романе в судьбах героев переплетены положительные и отрицательные моменты, поступки людей, чувства, эмоции – как жестокие, так и человечные.

Примером жестокости может послужить отец Маши Кирила Петрович Троекуров, который поступает эгоистично и себялюбиво. Будучи навеселе, он может припугнуть гостя, заперев того в комнате с медведем. И тогда гостю остается только ждать, когда Троекуров смилостивится, забившись в угол, где его не достал бы медведь.

Кроме того, примером проявления Троекуровым жестокости является наказание за мнимое оскорбление семьи Дубровских – он, применив подкуп и пособничество, отобрал у них все, что они имели. Кроме того, он, чтобы расширить и укрепить свои связи, стремится к выдаче замуж дочери за старого князя Верейского. И его не останавливает то, что Маша против этого.

Самого же главного героя Владимира нельзя назвать человеком жестоким. Он, хоть и обуян жаждой мести и отчаянием, но, тем не менее, он поступает в соответствии со своими принципами. Так, Дубровский занимается грабежом пособников Троекурова, которые участвовали в разграблении его поместья. Но ему нет дела до простых людей.

Владимир, лишившись всего, решил устроить поджог, потому что не мог допустить, чтобы его родное имение перешло мошенническим образом в руки Троекурова. И он устроил, а чтобы никто не погиб, просил кузнеца, чтоб тот отпер двери, где надо. А после неудавшейся попытки спасти Машу, он распускает всю свою шайку и наказывает ее бывшим членам, как им быть. Сам Владимир уезжает за границу, устраивать свою жизнь. Такое поведение говорит нам о том, что он до последнего заботился о своих крестьянах. Это и есть примеры благородства, человечности в произведении.

Противоречивым персонажем является кузнец Архип, который наплевательски отнесся к его просьбе – отпереть двери. И в итоге, подьячие погибли все. Но потом Архип упрекает ребятню, которая смеется с кошки, мечущейся по полыхающей крыше, говоря, что божья тварь погибает, и спешит спасать из огня пожара кошку. Сам, обгорев, Архип спасает ее. Вывод – он не считал людей Троекурова за людей.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что в романе мы видим три образа: образ жестокости, которым является Троекуров, образ человечности, которым является Дубровский, самый благородный и гуманный герой романа. И третий образ – Архипа-кузнец, который как бы в балансе. Он может быть и жестоким, и человечным.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Спасение собаки

Примером человечности из жизни является поступок человека, который спас собаку в метро. Как-то раз в вестибюле станции «Курская» Московского метрополитена очутилась бездомная собака. Она бегала вдоль платформы. Может быть, искала кого-то, а может, просто гналась за уходящим поездом. Но случилось так, что животное упало на рельсы.

На станции тогда было много пассажиров. Люди испугались — ведь до прихода следующего поезда оставалось меньше минуты. Положение спас отважный сотрудник полиции. Он спрыгнул на рельсы, подхватил незадачливого пса под лапы и вынес его на станцию. Эта история — хороший пример человечности из жизни.

Человечность в нечеловеческих условиях

Чего стоит Эдит Пиаф, дававшая концерты немецким солдатам и помогавшая с изготовлением поддельных документов? Или подвиг выносившей еврейских детей из концентрационных лагерей, организованных фашистами?

Скольких духовных сил стоило юной восемнадцатилетней негритянке Кешье Томас закрыть собой расиста на демонстрации? Или священнику, под пулями успокаивавшему солдата во время восстания в Венесуэле?

Все эти примеры — лишь малая, незначительная часть тех прекрасных поступков, которые совершали люди с огромным сердцем.

Месть, как социальный протест в романе «Дубровский»

Сын провинциального помещика, после смерти отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия.

Все поступки и характеристики главных героев романа «Дубровский» объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков. И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками.

Литература и реальность

Совершенно неудивительно, что подобного рода подвиги находили и находят отражение в искусстве. Примеры человечности в литературе встречаются практически в каждом произведении. Отыскать их совершенно несложно, если задуматься на данную тему.

Это булгаковская Маргарита, пощадившая Фриду, рыдавшую у ее ног во время бала темных сил. Это Соня, пожалевшая и попытавшаяся исправить Родиона Раскольникова, повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», подаривший заячий тулуп за помощь в борьбе с метелью. Это огромная галерея персонажей, демонстрирующих примеры человечности в литературе.

Такое простое глубокое слово

Представления о нормах этикета, морали постоянно пребывают в динамике, меняются и совершенствуются. То, что было диким несколько веков назад, сегодня кажется нам вполне обыденной вещью, и наоборот.

Каждый из нас может вспомнить те или иные примеры человечности из жизни, которые могут утешить в трудною минуту и вселить уверенность даже в самой сложной ситуации. Это может быть воспоминание о маленьком котенке, снятом с дерева соседским мальчишкой, или бабушкины рассказы о страшном военном времени, когда своего лица не смогли сохранить очень многие.

Воспитание качества в школьниках

Совершенно очевидно, что формирование моральных и должно начинаться еще в раннем детстве, когда наибольшее влияние на личность оказывается семьей в целом и родителями в частности. Однако не менее важно продолжение этого великого дела в стенах школы, на что и направлены усилия педагогов испокон веков.

Помимо чтения литературы, предусмотренной учебной программой, детям, как правило, предлагаются и другие задания, призванные не только совершенствовать навыки письма и рассуждения, но и формировать представления о моральных и эстетических ценностях.

Перед каждым учителем стоит в первую очередь задача привить ребенку человечность. Сочинение «Пример из жизни» или любая другая творческая работа на схожую тематику подходят для этого лучше всего.

На каждом уроке, каждый день перед учениками должна ставиться та или иная проблема, решение которой помогало бы детям хоть на один шаг приблизиться к пониманию идеалов истины, добра и красоты.

Человек всегда должен оставаться человеком, что бы с ним ни происходило, какие бы сюрпризы ни готовила ему жизнь. Фундамент же этого должен закладываться еще в раннем детстве: во время разговоров по душам с родителями, во время просмотра фильмов и прослушивания песен, при написании сочинений-рассуждений и участии в проблемных дискуссиях. Не важно, каким образом это будет происходить, важен лишь результат. Важны действия, которые постоянно будут делать мир лучше и передаваться друзьям, знакомым и совершенно чужим людям в качестве примера поведения, достойного восхищения и подражания.

  • Бессердечие проявляется даже по отношению к очень близким людям
  • Жажда наживы часто ведет к бессердечию и совершению бесчестных поступков
  • Душевная черствость человека усложняет его жизнь в обществе
  • Причины бессердечного отношения к окружающим кроются в воспитании
  • Проблема бессердечия, душевной черствости может быть свойственна не только отдельному человеку, но и обществу в целом
  • Тяжелые жизненные обстоятельства могут сделать человека бессердечным
  • Часто душевная черствость проявляется по отношению к нравственным, достойным людям
  • Человек признает, что он был бессердечным, когда уже нельзя ничего исправить
  • Душевная черствость не делает человека по-настоящему счастливым
  • Последствия бессердечного отношения к людям часто являются необратимыми

Поступок подростка из Нью-Йорка

Данное качество не обходится без сострадания и доброжелательности. В настоящее время в реальной жизни большое количество зла, и люди должны проявлять друг к другу сострадание. Показательным примером из жизни на тему человечности является поступок 13-летнего жителя Нью-Йорка по имени Нах Эльпштейн. На бар-мицву (или совершеннолетие в иудаизме) он получил в подарок 300 тыс. шекелей. Все эти деньги мальчик решил пожертвовать израильским детям. Не каждый день можно услышать о подобном поступке, являющимся истинным примером человечности из жизни. Сумма пошла на строительство автобуса нового поколения для работы юных ученых на периферии Израиля. Данное транспортное средство представляет собой мобильный класс, который поможет юным учащимся в будущем стать настоящими учеными.

Пример человечности из жизни, из литературы: профессор Преображенский

Одним из самых ярких литературных примеров обладания данным качеством является профессор Преображенский из произведения Булгакова «Собачье сердце». Он дерзнул бросить вызов силам природы и превратить уличного пса в человека. Его попытки потерпели поражение. Однако Преображенский ощущает ответственность за свои действия, и всеми силами старается превратить Шарикова в достойного члена общества. В этом проявляются высшие качества профессора, его человечность.

Оставаться человеком в любой ситуации — едва ли не основная, первоочередная задача каждого из нас. Это позволяет при любых жизненных неурядицах идти дальше, двигаться вперед и надеяться на лучшее. Именно поэтому формирование человечности — одна из важнейших воспитательных целей для педагогов, преподавателей, родителей и каждого члена социума в целом. В нашей сегодняшней статье мы подробно рассмотрим эту тему.

Выход из безвыходных ситуаций

В условиях вечной спешки, как правило, руководствуется исключительно сегодняшним днем, мало оглядываясь на прошлое. он находит в собственных поступках, действиях своих знакомых или Порой мы даже не обращаем внимание на величие, правильность и красоту того или иного поступка, который совершается с нашим участием или вовсе без него.

Мы находим примеры человечности из жизни в спасенных во время наводнения животных или милостыне, данной бездомному из последних сбережений. Мы поражаемся храбрости и доброте автомобилистов, подбирающих людей, голосующих на дорогах, и впускающих их в свои дом, семью и жизнь.

Мы пересказываем знакомым примеры человечности из жизни, увидев, как пожарные выносят ребенка из горящего дома, а военные перевязывают раны женам противника. Мы замечаем что-то хорошее каждый день, и, пожалуй, именно это позволяет миру размеренно существовать и далее.

30.12.2019

Подготовка к сочинению-рассуждению по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Миляева Юлия Владимировна

учитель русского языка и литературы

Данная разработка представляет сценарий (разработку) урока развития речи по литературе в 6 классе (ФГОС) на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению по роману Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский»

Оценить




3732

Содержимое разработки

Миляева Ю.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Школы № 28 г.о. Самара

Урок развития речи по литературе в 6 классе

Подготовка к сочинению-рассуждению по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

Образовательная:обобщить и расширить представления о таком типе речи, как рассуждение, продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения, создать условия для подготовки к сочинению – рассуждению

Развивающая: способствовать развитию творческих способностей учеников на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно подбирать материал на определенную тему; составлять план сочинения, создавать собственные рассуждение на данную тему: развивать у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательная: воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа литературного и жизненного материала.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков.

Вид урока: практикум.

Межпредметные связи: литература и русский язык.

Оборудование: презентация, учебник литературы с текстом романа А. С. Пушкина «Дубровский», тетради, раздаточный материал, классная доска с высказываниями Максима Горького и Сомерсета Моэма.

Структура урока

Этапы урока

Методическое обоснование

1.Организационный момент. Целеполагание.(1 минута)

Ставятся задачи урока, направленные на усиление мотивации.

2. Повторение изученного. (6 минут)

2.1.Строение текста рассуждения.

2.2.Обсуждение прочитанного романа «Дубровский».

Активизируется познавательная активность учащихся, обеспечивается необходимая мотивация обучения. Во время повторения идет фронтальная работа, закрепляются и систематизируются знания учащихся по строению текста рассуждения. Практический метод при анализе текста рассуждения. Обобщение впечатлений от проанализированного романа.

3. Подготовка к сочинению (практическая часть формирования умений и навыков)

3.1.Подбор материала к 1-ой теме «Что такое истинная дружба?»(11 минут)

3.2.Работа над 2-ой темой «Кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком» (Шопенгауэр).(11 минут)

Фронтальная работа. Развивается умение рассуждать на заданную тему, формулировать свое мнение по данной проблеме. Развиваются навыки связной речи. Используется метод наблюдения и анализа при выборе материала для сочинения.

Поисковый метод при работе с художественным текстом. Отрабатывается умение анализировать особенности лексики в художественном произведении. Используется выразительное чтение.

Метод языкового анализа развивает языковое чутьё, учит быть внимательными к слову.

4.Первичное закрепление умений и навыков. Практическая работа по самостоятельному формулированию темы сочинения и подбору материала.(11 минут)

Практический метод. По заданной модели учащиеся сами формулируют тему, конструируют текст, подбирают материал для аргументации. Закрепление знаний и навыков, полученных на уроке.

5.Итоги урока.(3минут)

Фронтальная заключительная работа позволит подвести итоги, привести в систему новые знания.

6.Домашнее задание. (2 минуты)

Мотивация для использования полученных знаний и умений на практике.

Предварительная подготовка к уроку

Класс делится на две творческие группы, которым даются поисковые задания:

1 группа: подобрать афоризмы о дружбе, попробовать самостоятельно сформулировать определение этого понятия; подготовить рассказ о дружбе и друзьях в жизни Пушкина

2 группа: подобрать афоризмы, а также литературные и жизненные факты, иллюстрирующие гуманное отношение к животным.

Для всех: вспомнить строение текста-рассуждения, повторить содержание романа А. С. Пушкина «Дубровский».

Методы и приемы, используемые на уроке: слово учителя, беседа, обсуждение, поисковые задания, выразительное чтение, устное конструирование текста, работа с художественным текстом, подбор афоризмов к теме, самостоятельная формулировка темы сочинения.

Ход урока

Организационный момент. Целеполагание.

Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, соединяющее в себе урок русского языка и литературы. Вы согласитесь с тем, что умение правильно и грамотно говорить, составлять устное или письменное связное высказывание необходимо для человека. Эти умения не появляются сами, этому нужно учиться

Цель сегодняшнего урока: научиться подбирать материал для сочинения на нравственно-этическую тему, формулировать свое мнение, писать сочинение-рассуждение на заданную тему, используя в качестве аргументов литературный материал. Обратите внимание на высказывание замечательного русского писателя Максима Горького: «Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать».

Какие три задачи мы решаем, приступая к созданию собственного связного текста?

Сегодня на уроке мы поговорим о трех темах, из которых одну вы выберете для домашнего сочинения.

Повторение изученного.

2. 1.Строение текста рассуждения. Вспомните, как обычно строится текст рассуждение?

Ответы учеников: «Текст-рассуждение обычно имеет следующие части: тезис, то есть утверждение, которое нужно доказать; доказательства-аргументы; вывод».

В тетрадях напишите схему текста данного типа речи. Найдите в данном тексте части рассуждения.

Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес.И с годами настоящая дружба становится только крепче.

2.2.Обсуждение прочитанного романа «Дубровский». На уроках литературы мы закончили изучение романа А. С. Пушкина «Дубровский». Ваше мнение о прочитанном романе? Кого из героев романа вы полюбили и почему? Кто вызвал неприязнь? Какие эпизоды романа запомнились особенно ярко?

Выслушиваем ответы учеников, в которых ученики с любовью и уважением отзываются о Владимире Дубровском, Маше, Андрее Гавриловиче Дубровском, с неприязнью — Троекурове. Из эпизодов вспомнят случай с медведем, ссору Дубровского и Троекурова, неудачное освобождение Маши и другие эпизоды.

Подготовка к сочинению

Слово учителя. Впервые в школьной программе мы встретились с таким литературным жанром, как роман. Мы уже говорили, что данный жанр предполагает более сложное изображение жизни, чем повесть, охватывает более широкий круг проблем. Сегодня мы обратимся к страницам романа не для того, чтобы анализировать образы главных героев или проводить литературоведческий анализ композиции. Мы поговорим о нравственно-этических проблемах, затронутых Пушкиным в своем замечательном произведении и актуальных для нас.

3.1.Подбор материала к 1-ой теме«Что такое истинная дружба?»

Беседа по вопросам. Актуальна ли эта тема для вас? Почему? Как бы вы объяснили значение данного слова? Кого вы считаете истинным другом? Почему мнения могут быть разные? Как Пушкин относился к друзьям по Лицею?

Ответы учеников, в которых они говорят о том, как важна для них дружба и настоящие друзья. Мнения могут быть разные, но в целом дети сходятся в том, что истинный друг тот, который тебя понимает, он поможет в трудную минуту, не предаст; тот, с которым есть одинаковые интересы, легко и приятно общаться. Ребята из 1-ой группы рассказывают о Пушкине и его друзьях по Лицею, вспомнят Пущина, посетившего Пушкина в ссылке в селе Михайловское, стихотворение «К Пущину», посланное поэтом другу в Сибирь. Приводят слова Петра Александровича Плетнева, друга и издателя Пушкина: «Пушкин был застенчив и более многих нежен в дружбе».

В одном из писем Плетнев приводит слова Пушкина: «Я хочу доказывать моим друзьям, что не только люблю их и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые из порядочных людей…»

Подготовленный ученик читает наизусть:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

(Пушкин А. С. «19 октября 1825г»)

Обращаемся к роману Пушкина «Дубровский».

Беседа по вопросам:

Есть ли в нем данная проблема?

Кого вы можете назвать друзьями?

Докажите примерами из текста, что в романе изображены приятельские отношения Троекурова и Дубровского. Зачитайте фразы из текста романа.

На чем основана их дружба? Можно ли считать отношения дружбой, если они основаны только на взаимных интересах и схожести биографии?

Почему они поссорились? Может ли так поступить настоящий друг, как поступил с Дубровским Троекуров?

Ответы учеников: В романе изображены приятельские отношения Троекурова и Дубровского, которых Пушкин называет « товарищами по службе». На 1-ый взгляд, они могут называться друзьями. Дети зачитывают цитаты из 1-ой главы романа: «Будучи ровесниками……», «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом». Однако вряд ли их отношения можно назвать дружбой, так как между ними не было равенства. Троекуров мог посмеяться над Дубровским, не понял его обиды, требовал подчинения себе, а когда не сумел добиться от Дубровского покорности, жестоко отомстил. Настоящие друзья так не поступают.

Поисковое задание: просмотрите эпизоды романа, касающиеся отношений Троекурова и Дубровского, использует ли Пушкин хоть раз слово «дружба», «друзья»? Сделайте вывод.

Ответ учеников: Нет, ни разу, мы видим у него слова «товарищи», «приятели», «соседи». Зная, как трепетно относился Пушкин к своим друзьям и к понятию «дружба», мы видим, что отношения этих героев он ни разу не называет этим словом, давая тем самым понять, что не считает их друзьями.

Проверяем домашнее задание 1 группы. Выбираем из подобранных афоризмов только те, которые иллюстрируют отношения, изображенные в романе. Записываем в тетрадь. Одно из них вы можете использовать в качестве эпиграфа, вступления к сочинению или заключения.

«В дружбе нет ни должников, ни благодетелей»(Ромен Роллан).

«Бескорыстная дружба возможна только между людьми с одинаковыми доходами» (Пол Гетти).

«Бойтесь дружбы злого столько же, как и ненависти честного человека» (Франсуа Фенелон).

«В этом мире неверном не будь дураком:

Полагаться не вздумай на тех, кто кругом.

Трезвым оком взгляни на ближайшего друга —

Друг, возможно, окажется злейшим врагом» (Омар Хайям)

Устное конструирование текста. Итак, попробуем устно сконструировать наше сочинение. Что будет тезисом? (Ответ на вопрос, поставленный в теме, ваши рассуждения, высказывания известных людей, статья из словаря). Что вы приведете в качестве аргументов? (Примеры из стихов Пушкина, примеры из романа, анализ отношений между героями, причем доказательства могут идти «от противного», как и будет в данном случае). Что напишете в заключении? (Выводы, перекликающиеся с тезисом, афоризмы, подтверждающие вашу мысль).

3.2. Работа над 2-ой темой:« Кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком» (Шопенгауэр).

Беседа по вопросам.

Вас не удивила данная тема? Ведь роман не о животных, а о людях, взаимоотношениях между ними.

Кто сразу приходит на память из героев романа?

Ответы учеников: Сначала данная тема может удивить, но затем мы вспоминаем эпизоды романа, иллюстрирующие эту мысль. На память сразу приходит Троекуров и его забавы с медвежатами

Вопросы учителя.

У многих из вас есть дома животные. Как вы относитесь к ним?

Зачем люди заводят домашних животных?

Как вы понимаете слова философа, мыслителя Шопенгауэра?

Ответы учеников о домашних любимцах, которых заводят для того, чтобы иметь друга, заботиться о нем, любоваться. В словах Шопенгауэра звучит мысль о том, что в отношениях к животным как к «младшим братьям» видна доброта человека или ее отсутствие.

Задание.

Расскажите о жестоком отношении Троекурова к животным. Как характеризуют героя эти эпизоды? Что вы могли бы о нем сказать, если бы знали о нем только это?

Можете ли подтвердить слова философа другими эпизодами текста, в которых можно увидеть злой нрав Троекурова?

Почему вы не назвали Владимира Дубровского, когда говорили о жестоком обращении с животными, ведь именно он убивает медведя?

Ответы учеников: Рассказывая эпизоды о том, как Троекуров издевался над медвежатами и взрослыми медведями, стравливал их с кошками и щенятами, заставлял колоть лапы гвоздями, голодных сажал на цепь, дети скажут, что это показывает жестокий нрав помещика. Если бы читатели знали о нем только эти факты, они уже имели бы представление о нем, как о своенравном, бессердечном человеке. Эти качества Троекурова вполне подтверждаются другими эпизодами, в которых он жестоко поступает с людьми: ссора с Дубровским, издевательства над гостями, отношение к дочери.

Владимир Дубровский вынужден был убить медведя не из-за жестокости характера, а по необходимости: он защищал свое достоинство и жизнь, агрессию проявлял медведь.

Обсуждение афоризмов, подобранных 2-ой группой.

« Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми». С.П.Бернарден

« Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. Шопенгауэр

Вопросы учителя. Актуальна ли данная проблема для нашего времени?

Ответы учеников: Да, в настоящее время тоже существуют люди, жестокие по отношению к животным.

Устное конструирование текста. Итак, используя записанную модель и подобранные материалы, создайте устное сочинение на 2 тему. Учтите, если тема не является вопросительным предложением, в качестве тезиса можно использовать ваше объяснение данной фразы. Можно попробовать задать к данному афоризму вопрос «Почему?». Ваш ответ на него будет тезисом. Аргументами, как и в 1 случае, будут эпизоды из текста, их анализ.

Выслушиваем ответы ребят.

Первичное закрепление. Практическая работа по самостоятельному формулированию темы сочинения и подбору материала.

Практическая работа с раздаточным материалом.

Перед вами несколько афоризмов. Прочитайте их и попробуйте сформулировать тему сочинения, для которого эти афоризмы можно использовать в качестве эпиграфа или вступления. Запишите темы в тетрадь.

«Благородству присущи и смелость и честь». (Омар Хайям)

«Кто мужествен, тот смел». (Цицерон)

«Смелым помогает судьба». (Вергилий)

«Истинно благородный человек не рождается с великой душой; но сам себя делает таковым великолепными своими делами». (Петрарка Ф.)

«Благородный человек — тот, в ком добро, смелость и честность преобладают над злом, слабостью и эгоизмом» (Цицерон)

«Смелость — начало победы». (Плутарх)

«Храброму — вся земля родина». (Овидий)

Примерные темы ребят:

-Что такое смелость и благородство?

-Какого человека можно назвать благородным?

-Легко ли быть смелым?

-Человек рождается смелым и благородным или таким воспитывает себя сам?

-Когда человеку необходима смелость?

Беседа по вопросам:

Как бы вы сами ответили на ваши вопросы?

Одинаковый ли ответ предполагается на данные вопросы?

Что у нас получилось, когда мы отвечали?

Ответы учеников будут содержать их представление о смелости и благородстве. Умение преодолевать свой страх являются истинными показателями смелости. Великодушие, доброта, милосердие по отношению к слабым, умение прощать врагов, чувство собственного достоинства – признаки благородства. Ответы на эти вопросы будут тезисами сочинения.

Вопросы:

Можно ли в романе «Дубровский» найти примеры благородства и смелости, проявленных героями? Самостоятельно подберите такие эпизоды, если выберете эту тему для своего сочинения. Чем будет анализ приведенных эпизодов в вашем сочинении? Чем закончите свое сочинение?

Ответы учеников: Владимир Дубровский в романе изображен смелым и благородным человеком, остающимся таким, даже став разбойником. Он не испугался медведя, не боится Троекурова, пытается спасти Машу, смело сражается в бою с солдатами. При этом умеет прощать, не желает убивать своих противников, не грабит честных и бедных людей (эпизод, рассказанный Анной Саввишной Глобовой). Анализируя данные эпизоды, мы работаем над аргументами к тезису. В качестве вывода можно использовать афоризмы о смелости и благородстве.

Итоги урока.

Слово учителя:

Итак, сегодня на уроке мы подбирали материал для сочинения по трем темам. Нам встретилась тема в виде проблемного вопроса, тема афоризм и, наконец, самостоятельно сформулированная тема. Проверьте, записаны ли они у вас в тетради. Записаны ли у вас цитаты и афоризмы для каждой из тем. Понятно ли вам, как строить сочинение? Какие вопросы хотите задать? Что осталось непонятным?

Выслушиваем ответы учеников, обсуждаем непонятые моменты урока.

Давайте еще раз обратимся к доске с высказываниями выдающихся писателей. Английский писатель Сомерсет Моэм сказал: «Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым». Надеюсь, что быть искренними и добрыми вам не будет трудно, когда вы начнете писать сочинение, выбрав заинтересовавшую вас тему

Домашнее задание: написать сочинение по одной из тем.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/389973-podgotovka-k-sochineniju-rassuzhdeniju-po-rom

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными (А. Шопенгауэр)

В этом высказывании выдающийся немецкий философ XIX века рассуждает о признаках человечности, душевности характера. Артур Шопенгауэр уверен том, что тот, кто жестоко обращается с животными, не может быть добрым. Братья наши меньшие перед нами беззащитны, поэтому причинить им вред способен лишь жестокий по характеру человек.

Я полностью согласен с данным изречением Шопенгауэра, так как тоже считаю отношение человека к животным явным показателем доброты или жестокости его характера. Тот, кто добр, никогда не проявит жестокости к животному – ведь оно не имеет возможности дать ему отпор.

Обратимся к теоретическому смыслу этой цитаты из Шопенгауэра. Сострадание – это сочувствие, жалость сопереживание; это желание того, чтобы другие люди были свободны от страданий и их причин. Доброта – это одно из важнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности личности. Под этим словом как раз и понимается способность к состраданию, к стремлению помочь другим бескорыстно, ничего не требуя взамен. Доброта – это положительные нравственные ценности; противоположность понятиям «зло», «жестокость».

А. Шопенгауэр

В качестве примера из классической литературы, сразу же приходит на ум рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Проблема взаимосвязи жестокости по отношению к животным и к людям показана в нём очень хорошо. Недаром над прочтением этого рассказа плакало уже не одно поколение. Тургенев показал в нём, что барыня не просто один раз проявила крайнюю жестокость по отношению к собачке. Она просто сама по себе является жестокой, вздорной и равнодушной женщиной. Ей абсолютно наплевать на чувства и переживания других людей.

Как пример из личного социального опыта, я бы хотел рассказать о посещении представления гастролирующего цирка кошек Юрия Куклачёва. Этот знаменитый клоун и дрессировщик смог сделать то, что до него считалось невозможным: научить кошек выполнять цирковые и эстрадные номера. Ранее все полагали, что кошку невозможно заставить делать то, чего она делать не хочет. Куклачёв добился этого терпением, умением отмечать и учитывать индивидуальные возможности каждой кошки, позитивной мотивацией.

Добрый по отношению к животным, он добр и в жизни с людьми. Юрий Куклачёв очень позитивный человек, большой друг детей, прекрасный семьянин. С будущей женой он познакомился, ещё будучи студентом циркового училища, прожил с нею всю жизнь, вырастил троих детей. Сейчас Юрий Куклачёв уже старый, но его дело продолжили сыновья – именно они выступали с кошками на том представлении, которое мы посетили. И это был настоящий праздник добра и позитива.

Подытожить свои рассуждения мне хотелось бы следующим выводом. Добрый человек способен на сострадание всем другим живым существам. Он никогда не сможет и не захочет проявить жестокость по отношению к ним. Если же человек жесток с животными, то можно не сомневаться в том, что он жесток и с людьми.

  • Кто же чацкий победитель или побежденный сочинение рассуждение 9 класс
  • Кто же чацкий победитель или побежденный сочинение 9 класс по литературе
  • Кто же катерина слабое существо или сильная женщина сочинение
  • Кто же иуда победитель или побежденный сочинение
  • Кто же дубровский благородный человек или разбойник сочинение вступление