Кубинская сказка черепаха кролик и удав маха мультфильм

Участвуйте в развитии доброго искусства — голосуйте и
комментируйте работы номинантов!

Описание

Фильм «Та черепаха» состоит из трех кубинских сказок о находчивой черепахе. Это история «про черепаху, бананы и ястреба», «про черепаху, удава и кролика» и «про черепаху, ее родственников и гордого оленя». Все три сказки причудливо сплетены в единый сюжет, в котором та самая мудрая и ловкая черепаха сумела проучить и жестокого ястреба, и предателя-удава, и самовлюбленного оленя, а сама с честью вышла из всех переделок.

Развернуть описание
Свернуть описание

«На Благо Мира-2018»

Данное произведение участвовало в конкурсе
Премии «На Благо Мира» в прошлые сезоны.
В настоящее время за него нельзя проголосовать, но вы можете оставить свой комментарий и поделиться в соцсетях и мессенджерах.

Подать заявку на конкурс Премии 2022 года

Общий балл

Всего отдано голосов 0

Оценки работ защищаются от накруток и занижения

Вам могут понравиться

Короткометражное
кино
(взрослые)

1 место

9.5

4

Театр. До
18-ти лет

1 место

9.4

1

Художественная
литература

1 место

9.3

0

Песня

1 место

9.3

8

Художественная
литература

2 место

9.3

3

Ваш голос принят

Уважаемый !

Многие посетители сайта Премии «На Благо Мира» достаточно высоко оценивают эту работу.
Чтобы мы засчитали Вашу оценку, не посчитав ее намеренным занижением, пожалуйста, поясните,
почему Вы поставили этой работе такую оценку?

Почему нам нужно голосовать?

Делая свой выбор в голосовании за добрые и нравственные произведения культуры и искусства, мы формируем и поддерживаем наше здоровое общество. Каждый может сделать свой весомый вклад в построение фундамента для нашей счастливой жизни.

По каким критериям оценивать произведение?

В Премии может принять участие каждый человек путем голосования за понравившиеся произведения, которые, на ваш взгляд, несут в себе добро и нравственность.

Вы уже голосовали за эту работу

Заявка на получение диплома

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе

Тема «Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав – Маха»

УМК «Перспективная начальная школа», автор учебника Н.А. Чуракова

Комбинированный

Цель:

Задачи

создание благоприятных условий для воспитания стремления прийти на помощь тому, кто попал в беду, справедливости на земле у обучающихся через содержание кубинской сказки «Черепаха, кролик и удав – Маха».

Образовательные:  способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием кубинской сказкой «Черепаха, кролик и удав — Маха»; формированию первоначальных представлений о стране Кубе и о жизни и творчестве кубинского народа.

Воспитательные: способствовать формированию нравственного осознания помощи другому, умению отличать зло от благородства, чувства коллективизма; воспитанию любви к природе, доброго отношения ко всему живому, интереса к окружающему миру, любознательности; воспитанию читательского интереса к кубинским сказкам.

Развивающие: способствовать развитию навыка чтения; познавательной активности обучающихся посредством работы с содержанием сказки; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, развивать умение самостоятельно делать выводы. обобщению и активизации уже имеющихся знаний; умения анализировать изобразительно — выразительные средства русского языка.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физкультминуток.

Планируемые

результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

— формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».

Регулятивные УУД

— уметь определять и формулировать цель на уроке

— проговаривать последовательность действий на уроке

— уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

— уметь работать по коллективно составленному плану

вносить необходимые коррективы в действие

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

— уметь оформлять свои мысли в устной форме

— слушать и понимать речь других

-учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

— уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы:

— основные

-дополнительные

— учебник «Литературное чтение» 3 класса автор Н.А. Чуракова

— тетрадь, карточки

— проектор, экран, компьютер, презентация

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

1. Вводно-мотивационный этап

Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— воспитание чувства патриотизма, любовь к Родине

Встают, приветствуют учителя, проверяют готовность к урокам, настраиваются на работу.

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал. Сидим ровно и красиво

У: Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

У: Кто готов слушать и рассуждать? Поднимите руки. Кто готов трудиться? Похлопайте. Кто готов помогать друг другу? Потрите ладошки. Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну а теперь приступаем к работе.

Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД)

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

— организовать актуализацию умений;

— организует выполнение учащимися домашнего задания

— уточнить следующий шаг учебной деятельности.

3.Определение темы. Постановка учебной задачи с помощью учителя.

Цель:

организовать постановку цели урока; действий

— определить средства;

— уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают ответы.

Высказывают своё предположение.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Самостоятельно, при затруднении с помощью учителя, ставят цель урока.

1) Проверка домашнего задания.

У: Ребята, какие сказки вы читали на прошлом уроке? Дайте определение бродячие сказки. Какие бывают бродячие сказки?

Несколько детей говорят правильные ответы.

У: Какое было у вас домашнее задание?

О: Выразительное чтение индийской сказки «О собаке, кошке и обезьяне» и ответить на вопросы.

Несколько детей читают правильно и выразительно.

2) Анализ и оценка работы обучающихся на данном этапе урока.

Несколько детей говорят правильные ответы.

У: Молодцы! Я вижу, что прошлую тему урока вы освоили хорошо.

3. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Для того, чтобы определить, произведение какого жанра мы с вами сегодня будем читать и анализировать, вы должны отгадать зашифрованное слово, а отгадать его можно по первым буквам названий изображенных предметов.

У: Так какое же слово зашифровано за картинками?

О: Сказка!

У: Правильно, сказка! А что такое сказка?

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Определять цель учебной деятельности самостоятельно.

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

( Личностные УУД)

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Высказывают свои версии решения проблемы. Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

Дети говорят свои варианты определения сказки

У: Ребята, сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло.  А какие бывают сказки?

О: Литературные и народные.

У.: Что вы знаете о народной и литературной сказке?

О: Народные сказки появились очень давно. Они были сочинены народом. Передаются из поколения в поколения. Авторские сказки написаны определенным автором, но в них также присутствует волшебство, выдумка и т.д.

У: Вы все верно сказали!

Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже.

У авторских сказок немало общего с народными. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная.

У: Ребята, только русский народ сочинял сказки?

О: Нет

У: Каких народов сказки вы уже читали: дома и на уроках?

О: Корейские, венгерские, индийские, африканские и т. д. сказки.

У: Молодцы, вы все верно вспомнили!

У: А сейчас посмотрите на карту, и скажите, что это за страна?

hello_html_4a8ec737.gifСлайд 2

О: Куба!

У: Верно! Значит, с какой сказкой мы сегодня познакомимся?

О: С кубинской.

У: Посмотрите на карту мира, как далеко мы живем от них, но все равно мы изучаем их сказки.

hello_html_m443bf942.pngСлайд 3

У: Чтобы определить название нашей сказки, вам нужно отгадать мои загадки:

«Очень медленно ползёт,
Долго, говорят, живёт.
Голову втянув от страха,
Скрылась в панцирь…» (Черепаха) Слайд 4

О: Черепаха!

«Ест морковку, длинноухий. 

Хочешь, можешь взять на руки. 

В клетке деревянный домик. 

Кто живет в нем?

Белый…» (Кролик) Слайд 5

О: Кролик!

«Проползает шнур живой,
Ног не видно с головой, 
Жалит он, а не кусает, 
И к себе не подпускает.» (Удав) Слайд 6

О: Удав!

У: Ребята, соедините наши слова – отгадки и скажите, какую сказку мы будем сегодня изучать?

О: «Черепаха, кролик и удав» Слайд 7

У: Правильно, сегодня мы с вами выявим жанровые особенности кубинской сказки «Черепаха, кролик и удав – Маха».

У: Ребята, с чем мы сегодня познакомимся? Что мы сегодня узнаем? Чему будем учиться? Слайд 8, 9

Дети отвечают на эти вопросы

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные

4.Работа с учебником

Цели:

-способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием кубинской сказкой «Черепаха, кролик и удав — Маха»;

-формированию первоначальных представлений о стране Кубе и о жизни и творчестве кубинского народа.

Выполняют задание, объясняют выполнения задания, проводят взаимопроверку по эталону с последующей оценкой результатов;

4. Открытие новых умений и знаний.

Составляют план работы. Слайд 10

1) Подготовительная работа.

а) Краткие сведения об особенностях кубинских сказок.

У: Я вам немного расскажу про кубинские сказки. Как они сформировались однозначного ответа на этот вопрос нет, слишком сложно и долго появлялась эта нация. Когда – то на землях Кубы проживали индейские племена, которых вытеснили завоеватели из Испании, а вскоре и африканские негры. Все эти народы повлекли собой свои привычки, национальные верования и обычаи, которые привели к появлению уникального кубинского сказочного фольклора. Отличие этих сказок – неистребимая уверенность в победе гуманизма и уважительное отношение к разным народностям.

У: Прочитайте с доски отличительные черты кубинской сказки.

О:

  • законом жизни ставят справедливость;

  • легко читаются;

  • мораль умещается в коротком содержании;

  • поучительные истории всегда забавны;

  • герои часто поют.

б) Словарная работа.

У.: Ребята, прочитайте выражения с доски сначала про себя, потом вслух и попробуйте объяснить, что обозначают выделенные слова и словосочетания в них.

  • Зате́ял неслы́ханное преступле́ние (плохое действие, о котором никто никогда не слышал и не знал);

  • У нас спор вы́шел (мы поспорили);

  • В награ́ду тебе́ доста́нутся одни́ тумаки́ (в итоге тебя побьют);

  • Взмоли́лся кро́лик (начал просить);

  • Пробормота́л удав (сказал очень тихо);

Дети говорят свои варианты определения этих выражений.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД)

Умение выслушать мнение своего товарища, проводить аналогии, анализировать.

Способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД)

Работа с учебником

Цели:

— выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

5. Физминутка

6. Работа с учебником

Цели:

создание благоприятных условий для воспитания стремления прийти на помощь тому, кто попал в беду, справедливости на земле у обучающихся через содержание кубинской сказки «Черепаха, кролик и удав – Маха».

Выполняют анализ первичного восприятия содержания. Читают «цепочкой» сказку

Отдыхают, выполняя упражнения:

2) Первичное чтение сказки (комбинированное чтение, «цепочкой»), анализ первичного восприятия содержания.

У: Ребята, открываем учебник на стр.84. Что необычного и незнакомого вы заметили в название этой сказки?

О: Удав – Маха

У: Найдите в сноске объяснение слова «маха».

О: Маха – великий. Приставка к имени особо уважаемых лиц в Индии.

У: Верно. Читаем «цепочкой» эту сказку.

Дети читают «цепочкой».

5. Физкультминутка.

У медведя дом большой,

А у зайца – маленький.

Наш медведь пошел домой,

А за ним и заинька.

Мы зверяток провожаем

И урок наш продолжаем.

Руки поднять вверх, подъем на носочки.

Приседание на корточки, руки вытянуты перед собой.

Переступание с ноги на ногу.

Прыжки.

Прощальные движения рукой

Дети садятся за парты

6. Открытие новых умений и знаний (продолжение).

1) Вторичное чтение сказки и анализ содержания.

У: Назовите главных героев этой сказки?

О: Удав – маха, кролик, мул, вол и черепаха.

2) Работа в группах.

У: Чтобы хорошо узнать героев мы сейчас будем работать в группе:

1 группа расскажет все действия, которые происходили с удавом – маха.

2 группа расскажет все действия, которые происходили с кроликом.

3 группа расскажет все действия, которые происходили с черепахой.

О: 1 группа: Удав – маха охотился за птицами и случайно упал в яму. Он долго не мог выбраться из нее. Потом он хотел съесть кролика за то, что тот спас его. Но в итоге он все равно оказался в яме.

2 группа: Кролик пробегал мимо ямы, в которой лежал удав. Он был добрый и помог удаву выбраться. Потом он с удавом ходил по разным животным и выяснял проблему: можно ли злом отвечать на добро. Вскоре они с черепахой обманом опять заманили удава в яму.

3 группа: Черепаха грелась на солнышке. Черепаха была старая, но очень хитрая и продумала план, как заманить удава в яму. Ей это удалось, удав оказался в яме.

У: Молодцы! Как вы оцениваете поступки удава и кролика?

О: Удав поступил несправедливо, так как решил съесть своего спасителя; кролик поступил благородно, так как помог удаву выбраться из ямы.

У: А каково мнение кролика о том, что его хотел съесть удав? Найдите и прочитайте его слова.

О: «Ты затеял преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом.»

У: К кому обращались удав и кролик, чтобы разрешить спор?

О: К Мулу и волу.

У: Чем похожи истории мула и вола?

О: Оба утверждают, что на добро надо отвечать злом, т.е. не подтверждают слова кролика.

У: Кто же спас кролика?

О: Черепаха.

У: Что можете сказать о черепахе?

О: Она умная и хитрая, находчивая, справедливая, она ловко обманула удава.

У: Кто в этой сказке благородный и великодушный?

О: Кролик.

У.: А кто в этой сказке злой и самолюбивый?

О. Удав – маха.

У: Молодцы!

У: А теперь такое задание: восстановите ход событий по карточкам и попробуйте её пересказать. Один ученик распределяет правильность событий по карточкам, а другие пересказывают эту сказку, опираясь на карточки.

На доску вешаются карточки в такой последовательности:

1) КРОЛИК ПОМОГ УДАВУ ВЫБРАТЬСЯ

2) ХИТРЫЙ ПЛАН ЧЕРЕПАХИ

3) ДОГОВОР УДАВА И КРОЛИКА

4) УДАВ ПОПАЛ В ЯМУ

5) ВСТРЕЧА С МУЛОМ

6) УДАВ РЕШИЛ СЪЕСТЬ КРОЛИКА

7) УДАВ СНОВА В ЯМЕ

8) ВСТРЕЧА С ВОЛОМ

Правильный вариант:

1) УДАВ ПОПАЛ В ЯМУ

2) КРОЛИК ПОМОГ УДАВУ ВЫБРАТЬСЯ

3) УДАВ РЕШИЛ СЪЕСТЬ КРОЛИКА

4) ДОГОВОР УДАВА И КРОЛИКА

5) ВСТРЕЧА С МУЛОМ

6) ВСТРЕЧА С ВОЛОМ

7) ХИТРЫЙ ПЛАН ЧЕРЕПАХИ

8) УДАВ СНОВА В ЯМЕ

Ученики пересказывает эту сказку, опираясь на карточки.

У: Легко ли было пересказывать сказку по карточкам?

О: Да

У: Почему?

О: Повторяются действия и видна последовательность всех действий героев.

У: Ребята, так что же ценится в этой сказке? Слайд 11, 12

О: Благородство и великодушие кролика и честность, и справедливость черепахи. На добро обязательно нужно отвечать тем же, а не злом.

У: Молодцы!

(Коммуникативные УУД)

Умение выслушать мнение своего товарища, проводить аналогии, анализировать.

Коммуникативные УУД)

Умение работать в группах, выслушать мнение своего товарища, проводить аналогии, анализировать.

Способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД)

(Коммуникативные УУД)

Умение выслушать мнение своего товарища, проводить аналогии, анализировать.

9. Итог урока

Отвечают на вопросы учителя.

Слайд № 13, 14

У: Какую сказку мы сегодня читали?

О: «Черепаха, кролик и удав – маха»

У.: Это сказка народная или авторская?

О: Народная

У: Какого народа эта сказка?

О: Кубинского

У: А какое время создания этой сказки?

О: Если сказка построена как цепочка, значит, в ней использовано построение самой древней сказки.

У: Какой смысл этой сказки?

О: Смысл в том, что на добро нужно отвечать добром, а не злом.

У: Кому понравилась эта сказка, поднимите руки.

Дети поднимают руки.

У: Что больше всего понравилось в этой сказке?

Дети отвечают, что больше всего им понравилось в этой сказке.

У: Хотели бы вы продолжить знакомство с остальными кубинскими сказками?

О: Да

У: Ребята, с чем мы сегодня познакомились? Что мы сегодня узнали? Чему научились?

Дети отвечают на эти вопросы.

Оценивать правильность выполнения действия на уроке. (Регулятивные УУД).

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

— зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

11.Домашнее задание

Делают самооценку

Записывают в дневниках домашнее задание

У: Итак, теперь каждый оценит свою работу на уроке. На доске вы видите три столбика. В одном «солнышко», в другом «тучка», а в третьем «цветочек».

— если вы работали активно, слушали внимательно и старательно отвечали на вопросы, то – солнышко;

— если вы работы хорошо, все слушали, старались правильно отвечать, но были маленькие недочеты, то – цветочек;

— если вы были пассивны на уроке, не слушали и не включались в беседу, то только тучка.

У: Посмотрим же, что у нас получилось.

Д/з

Прочитать еще раз сказку дома, нарисовать героя, который вам понравился и рассказать о нем.

Молодцы! У нас все получилось.

Спасибо за урок.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

15

Урок по литературному чтению » Сравнительный анализ двух сказок .Кубинская сказка» Черепаха,кролик и удав-маха» и индийская сказка » Хитрый шакал».

Разработка урока по литературному чтению

«Сравнительный анализ двух сказок. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийская сказка «Хитрый шакал».

Цель обращения к сказкам – заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления.

В сказке «Черепаха, кролик и удав- маха» ценится стремление прийти на помощь тому, кто попал в беду: кролик приходит на помощь удаву, а черепаха- кролику. Интересным в сказке является то, что в ней обсуждается важнейший жизненный закон – существование справедливости на земле (отсутствие справедливости, о котором говорят животные, читается как отсутствие социальной справедливости (ибо человек жесток, использует животных, не испытывает к ним никакой благодарности). Высокая миссия сказки как жанра – восстановить пошатнувшийся порядок, в данном случае- представление о справедливости. В сказке «Хитрый шакал» человек сам оказывается в трудном положении и нуждается в помощи. Обсуждаемая глобальная проблема и ход событий одни и те же, и разрешение этой проблемы одинаковое: зло и неблагодарность наказываются, а благородство вознаграждается самой ценной наградой, на которую способна сказка, даром жизни.

Ход урока

Организационный моментПора, друзья, урок начать,

Ведь дорога минутка каждая:

Нас дело ждёт немаловажное –

О сказках многое узнать!

Актуализация знаний-Вспомните, что вы уже знаете о сказках. Чему мы научились? (Определять жанр сказки и временной период.)

-Вспомните, на какие группы делятся сказочные истории по временному периоду и по содержанию (Самые древние сказки объясняют откуда всё в мире происходит, сказки – цепочки; Просто древние сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость; Менее древние сказки учат быть добрым и справедливым; Бродячие сказки рассказывают похожие истории, созданные в разных уголках земного шара.

Подготовка к восприятиюМы стали умнее,

Мы многое знаем,

И можем мы сказки сравнить

Сегодня мы сказки ещё почитаем,

Чтоб время создания определить.

Работа по теме урокаУчитель читает текст на стр.84 до сказки.

— О чём рассказал Михаил Потапович? (Сказки с течением времени изменялись и стали учить человека быть добрым, благородным, справедливым.)

— Какое название дали таким сказкам? (Менее древние сказки.)

Познакомимся с одной из них.

— Сказку какого народа мы будем читать? (Кубинскую народную сказку.)

— Найдём на глобусе, где находится эта страна.

— Прочитайте название сказки. («Черепаха, кролик и удав- маха».)

— Найдите в сноске объяснение слова «маха».

(Дети по цепочке читают сказку на стр.84-88)

— Значения каких слов нужно найти в толковом словаре? Сделайте это самостоятельно.

— Кто герои этой сказки?

— Какая история произошла с героями? (Удав попал в яму, кролик помог ему выбраться, а удав решил съесть его.)

ФизкультминуткаПродолжение работы по теме урока — Как вы оцениваете поступки удава и кролика? (Удав поступил несправедливо, так как решил съесть своего спасителя; кролик поступил благородно, так как помог удаву выбраться из ямы.)

— А каково мнение кролика? Найдите и прочитайте его слова («Ты затеял преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом.)

— Кто помог разрешить спор? (Мул и вол.)

— Найдите и прочитайте их истории. Чем они похожи? (Оба не подтверждают слова кролика.)

— Кто спас кролика? Что можете сказать о черепахе? (Она умная и хитрая, находчивая, ловко обманула удава.)

— Докажите словами из текста. Какой план у неё возник? Прочитаем.

(Дети читают отрывок на стр.88 по ролям.)

— Что ценится в этой сказке? (Хитрость и ловкий обман, благородство и великодушие героев.)

— Кто умный и хитрый? (Черепаха.)

— Кто благородный и великодушный? (Кролик.)

— Как вы думаете, эту сказку можно отнести: а) к самой древней сказке, б) к просто древней сказке, в) к менее древней сказке? (В ней есть черты просто древней сказки и менее древней сказки.)

— Докажите свою точку зрения.

— Кто запомнил сказку и может её пересказать?

— Восстановите ход событий по карточкам и попробуйте её пересказать.

УДАВ ПОПАЛ В ЯМУ ВСТРЕЧА С МУЛОМ ДОГОВОР

КРОЛИК ПОМОГ УДАВУ ВЫБРАТЬСЯ ВСТРЕЧА С ВОЛОМ

УДАВ РЕШИЛ СЪЕСТЬ КРОЛИКА УДАВ СНОВА В ЯМЕ

ХИТРЫЙ ПЛАН ЧЕРЕПАХИ

— Легко ли было пересказывать? Почему? (В сказке есть повторы слов и ситуаций.)

— Найдите их и зачитайте.

— На какую сказку похожа эта сказка по построению? (На сказку- цепочку.)

-Прочитайте информацию на плакате Летучей мыши.

VII. Зрительная гимнастика

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной индийской сказкой.

Откройте учебник на стр.89 и прочитайте её название. (Хитрый шакал.)

— Предположите по названию, какая это сказка: самая древняя, просто древняя или менее древняя?

-Прочитаем и узнаем.

(Дети по цепочке читают сказку в учебнике на стр.89-95.)

-Кто герои сказки? (Тигр, человек, шакал.)

— Из-за чего возник спор между героями? (Они пытались выяснить, есть ли справедливость.)

— Найдите самые главные слова сказки. Кто их произносит?

— Миша нашёл главные слова в конце сказки, а Маша ближе к началу. Кто из них прав? Перечитайте сказку и ответьте на вопрос. (Правы и Миша, и Маша, так как главные слова произносят и человек, и шакал: «справедливость есть».)

— Вам знаком этот сюжет? На какую сказку похоже?

— Сравним две сказки. Чем они похожи? (Примерный ответ:

в этих сказках один из героев попадает в беду, а другой его выручает;за благородный поступок героя хотят съесть;возникает спор;герои обращаются за помощью к третьему лицу;спор помогает разрешить хитрый и умный герой;в конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова попадает в ловушку.- Какой вывод можно сделать? (Это бродячие истории. В сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, осуждаются зло и несправедливость. Ценятся великодушие и благородство.)

— На сколько частей можно разделить сказку? (На две части.)

В первой части рассказывается о том, как тигр попал в клетку, а человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр заключают договор.

— Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго бродили человек и тигр…»

-О чём говорится во второй части? (Герои обращаются к трём встречным за помощью, и только третий из них – шакал – помог человеку.)

— Что напоминает вторая часть сказки? (Сказку-цепочку.)

— О чём это говорит? (Эта сказка имеет черты самой древней сказки.)

— Вам понравился шакал?

— Перечитайте вторую часть сказки и расскажите, как ему удалось спасти человека?

— Что вы можете сказать о шакале? (Умный, хитрый, благородный, бескорыстный, справедливый.)

— Какая его черта связана с просто древними сказочными историями? (Хитрость.)

— А какое его качество доказывает, что он герой менее древней сказки? (Бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость.)

VIII. Работа в тетради для самостоятельной работы

(Выполнение №11(стр. 22-25).)

IX. Рефлексия

(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из предложенных ему цветных квадратов:

зелёный – ты всё понял, тебе всё удалось, всё нонравилось;жёлтый – есть вопросы , на которые ты бы хотел найти ответ; красный – тебе было трудно.Квадраты прикрепляются на доску в виде коврика.)

X. Подведение итогов урока

— Какие сказки сравнивали? (Кубинскую сказку «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийскую сказку «Хитрый шакал».)

-Какие выводы сделали? (Это бродячие истории. В сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, осуждаются зло и несправедливость. Ценятся великодушие и благородство.)

XI. Домашнее задание

Пересказ индийской сказки «Хитрый шакал».

  • Кубинская сказка черепаха кролик и удав маха 3 класс пнш презентация
  • Кубики со сказками павел воля
  • Курочка и бобовое зернышко сказка читать
  • Курбан байрам сочинение на татарском
  • Кульминация сказки царевна лягушка 5 класс