Куцый рассказ про собаку

Константин Михайлович Станюкович

КУЦЫЙ

I

В роскошное, раннее тропическое утро на Сингапурском рейде, где собралась русская эскадра Тихого океана, плававшая в 60-х годах, новый старший офицер, барон фон дер Беринг, худощавый, долговязый и необыкновенно серьезный блондин лет тридцати пяти, в первый раз обходил, в сопровождении старшего боцмана Гордеева, корвет «Могучий», заглядывая во все, самые сокровенные, его закоулки. Барон только вчера вечером перебрался на «Могучий», переведенный с клипера «Голубь» по распоряжению адмирала, и теперь знакомился с судном.

Несмотря на желание педантичного барона в качестве «новой метлы» к чему-нибудь да придраться, это оказалось решительно невозможным. «Могучий», находившийся в кругосветном плавании уже два года, содержался в образцовом порядке и сиял сверху донизу умопомрачающей чистотой. Недаром же прежний старший офицер, милейший Степан Степанович, назначенный командиром одного из клиперов, – любимый и офицерами и матросами, – клал всю свою добрую, бесхитростную душу на то, чтобы «Могучий» был, как выражался Степан Степанович, «игрушкой», которой мог бы любоваться всякий понимающий дело моряк.

И действительно, «Могучим» любовались во всех портах, которые он посещал.

Обходя медлительной, несколько развалистой походкой нижнюю жилую палубу, барон Беринг вдруг остановился на кубрике и вытянул свой длинный белый указательный палец, на котором блестел перстень с фамильным гербом старинного рода курляндских баронов Беринг. Палец этот указывал на лохматого крупного рыжего пса, сладко дремавшего, вытянув свою неказистую, далеко не породистую морду, в укромном и прохладном уголке матросского помещения.

– Это что такое? – внушительно и строго спросил барон после секунды-другой торжественного молчания.

– Собака, ваше благородие! – поспешил ответить боцман, подумавший, что старший офицер не разглядел в полутемноте кубрика собаки и принял ее за что-нибудь другое.

– Ду-рак! – спокойно, не повышая голоса, отчеканил барон. – Я сам вижу, что это собака, а не швабра. Я спрашиваю: почему собака здесь? Разве можно на военном судне держать собак! Чья это собака?

– Конвертская, ваше благородие!

– Боцман… Как твоя фамилия?

– Гордеев, ваше благородие!

– Боцман Гордеев! Выражайся яснее; я тебя не понимаю. Что значит: корветская собака? – продолжал барон все тем же медленным, тихим и нудящим голосом, произнося слова с тою отчетливостью, с какою говорят русские немцы, и останавливая на лице боцмана свои большие, светлые и холодные голубые глаза.

Пожилой боцман, которого до сих пор все, кажется, отлично понимали, за исключением разве тех случаев, когда он, случалось, возвращался с берега пьяный вдрызг, недоумевая смотрел в бесстрастное, белое, отливавшее румянцем, безусое, продолговатое лицо, опушенное рыжеватыми бакенбардами в виде котлет, и, видимо, удрученный этим назойливым допросом, вместо ответа, ожесточенно заморгал своими маленькими серыми глазами.

– Так какая же это корветская собака?

– Матросская, значит, обчая, ваше благородие! – объяснил с угрюмым видом боцман и в то же время сердито подумал: «Не понимаешь, что ли, долговязый!»

Но «долговязый», казалось, не понимал и сказал:

– Что ты мне вздор рассказываешь!.. У каждой собаки должен быть хозяин.

– То-то у ей нет, ваше благородие. Она приблудная.

– Какая? – переспросил барон, видимо не зная значения этого слова.

– Приблудная, ваше благородие. В Кронштадте увязалась за одним нашим матросиком и явилась на конверт, когда он вооружался в гавани. С той поры Куцый и ходит с нами. Так его назвали по причине хвоста, ваше благородие! – прибавил в виде пояснения боцман.

– Собаки на военном судне – беспорядок. Они только гадят палубу.

– Осмелюсь доложить, ваше благородие, что Куцый собака понятливая и ведет себя, как следовает. За ей насчет этого ничего дурного не замечено! – вступился боцман за Куцего. – Прежний старший офицер Степан Степанович дозволяли ее держать, потому как Куцый, можно сказать, исправная собака, и команда ее любит.

– Слишком много вам позволяли прежде, как посмотрю, и распустили. Я вас всех подтяну, слышишь? – строго заметил барон, которому объяснения боцмана показались несколько фамильярными. И сам он, казалось, не особенно трепетал перед старшим офицером.

– Слушаю, ваше благородие.

Барон на секунду задумался и наморщил лоб, решая в своем уме участь Куцего. И боцман, весьма благоволивший к Куцему, со страхом ждал этого решения.

Наконец старший офицер проговорил:

– Если я когда-нибудь замечу, что эта собака изгадит мне палубу, я прикажу ее выкинуть за борт. Понял?

– Понял, ваше благородие!

– И помни, что я два раза не повторяю своих приказаний, – внушительно прибавил барон, по-прежнему не возвышая своего скрипучего однотонного голоса.

Боцман Гордеев, старый служака, видавший на своем веку немало разного начальства и умевший понимать людей, и без этого предупреждения уже сообразил, что этот «долговязый», даром, что говорит тихо, без пыла, а такая «чума», с которой всем служить будет очень нудно, не то что со Степаном Степанычем.

Услыхав несколько раз свою кличку, Куцый потянулся, открывая глаза, лениво поднялся, сделал несколько шагов, выходя из темного угла поближе к свету, и, как смышленый, понимающий дисциплину, пес, при виде незнакомого человека в офицерской форме почтительно вильнул несколько раз своим обрубком.

– Фуй, какая отвратительная собака! – брезгливо процедил барон, кидая взгляд, полный презрения, на невзрачную и неуклюжую большую дворнягу, с жесткой, всклокоченной рыжей шерстью, обгрызенными, стоящими торчком, ушами и широкой мордой, местами покрытой плешинами, словно изъеденной молью.

Только необыкновенно умные и добрые глаза Куцего, пристально оглядывавшие барона, несколько скрашивали его уродливую наружность. Но этих глаз барон, верно, не заметил.

– Чтоб я не встречал никакой этой мерзкой собаки! – проговорил барон.

И с этими словами он повернулся и поднялся наверх, сопровождаемый удрученным и нахмурившимся боцманом.

Поджав свой обрубок – следы злой шутки одного кронштадского повара, Куцый побрел, прихрамывая на одну давно сломанную переднюю лапу, в свой темный уголок, чуя, надо думать, что не имел счастья понравиться этому долговязому человеку с рыжими баками и со злым взглядом, который не предвещал ничего хорошего.

Один матрос, слышавший слова старшего офицера, ласково потрепал общего корветского любимца, который в ответ благодарно вылизывал шершавую матросскую руку.

II

Испытывая чувство тоскливого угнетения, обычное в простом русском человеке, которого донимают нотациями и жалкими словами, боцман еще целую четверть часа, если не более, выслушивал, стоя навытяжку в каюте барона и теребя в нетерпении фуражку, его длинные, обстоятельные и монотонные наставления о том, какие отныне будут порядки на корвете, чего он будет требовать от боцманов и унтер-офицеров, как должны вести себя матросы, что такое, по понятиям барона, настоящая дисциплина и как он будет беспощадно взыскивать за пьянство на берегу.

Отпущенный наконец из каюты с напутствием «хорошо запомнить все, что сказано, и передать кому следует», боцман радостно вздохнул и, весь красный, словно после бани, выскочил наверх и пошел на бак выкурить поскорей трубочку махорки.

Там его тотчас же обступили почти все представители баковой аристократии: фельдшер, баталер, подшкипер, машинист, два писаря и несколько унтер-офицеров.

– Ну что, Аким Захарыч, каков старший офицер? Как он вам показался? – спрашивали боцмана со всех сторон.

Боцман в ответ только безнадежно махнул своей волосатой, красной и жилистой рукой и сердито плюнул в кадку.

И этот жест, и энергичный плевок, и раздраженное выражение загорелого, красно-бурого лица боцмана, опушенного черными, с проседью, бакенбардами, с красным, похожим на картофелину, носом и с нахмуренными бровями, словом, все, казалось, говорило: «Дескать, лучше и не спрашивайте!»

Станюкович Константин » Куцый — читать книгу онлайн бесплатно

load...

Конец

Книга закончилась. Надеемся, Вы провели время с удовольствием!

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями:

Оглавление:

  • I

    1

  • II

    2

  • III

    3

  • IV

    5

  • V

    7

  • VI

    8

Настройки:

Ширина: 100%

Выравнивать текст

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО
ТЕКСТА

Н.М. РУХЛЕНКО
с. Орлик,
Чернянский р-н,
Белгородская обл.

Хочу поделиться опытом проведения уроков по
восстановлению деформированного текста.
Прочитал я об этом виде работы на страницах вашей
газеты* и решил попробовать сам. Уроки по
восстановлению деформированного текста
понравились и мне, и моим ученикам. Они
способствуют выработке прочных умений и навыков
пунктуационного анализа предложений, развитию
логического мышления. После изучения темы
«Обособленные и уточняющие члены предложения» в
11-м классе был проведен двухчасовой
урок-практикум по восстановлению
деформированного текста. Текст заранее
отпечатан. Его получает каждый учащийся. Цель
заключается в том, чтобы, опираясь на имеющуюся
информацию, восстановить последовательность
предложений; информацию о каждом предложении
можно давать как графически, так и словесно. На
этом уроке вся информация предлагалась в виде
схем. В схемах были отражены не все
синтаксические особенности предложений. В этом,
на мой взгляд, нет особой необходимости. Зачастую
для успешного выполнения задания достаточно
уяснить общие особенности того или иного
предложения. В восстановленном тексте
предложения располагаются в том порядке, в каком
даны схемы. Деформированный текст на этом уроке
был дан без знаков препинания. Текст взят из
книги Т.А. Костяевой и Л.М. Рыбченковой
«Проверочные материалы по русскому языку для
5–8-х классов средней школы». Предложения в
деформированном тексте пронумерованы.

___________

* См. публикации Н.А. Шапиро

ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ТЕКСТ

КУЦИЙ

1. Этот жест возбудил в собаке жадное внимание.
2. Знакомство с Куцым произошло совершенно
случайно.
3. Предложение было принято с полным сочувствием.
4. И с той же минуты Куцый был принят в число
экипажа «Могучего».
5. Кочнев зашел в мелочную лавочку и через минуту
бросил собаке куски черного хлеба и отрезки
рубцов купленных на свои копейки.
6. Обратились к боцману с просьбой испросить
разрешение старшего офицера.
7. Это было в Кронштадте в один ненастный и
холодный воскресный день дня за три до отхода
«Могучего» трехмачтового военного судна в
кругосветное плавание.
8. Тогда Кочнев стал шарить у себя в карманах.
9. Несчастный вид ее возбудил жалость в матросах.
10. Разрешение было получено.
11. Собака подозрительно взглянула своими умными
глазами на матроса но несколько дальнейших
ласковых слов произнесенных доброжелательным
тоном успокоили ее насчет недобрых намерений и
она жалобно завыла.
12. Выписывая ногами затейливые вензеля матрос
Кочнев возвращался на корвет стоявший в военной
гавани и заметил в переулке собаку прижавшуюся к
водосточной трубе и вздрагивающую от холода.
13. Окромя как Куцым никак его не назвать
предложил кто-то.
14. Скоро она наевшись досыта заснула недалеко от
камбуза и не веря своему счастью часто тревожно
просыпалась во сне.
15. Матрос подошел ближе и погладил ее она лизнула
ему руку тронутая лаской и завыла еще сильней.
16. Ее стали гладить и повели кормить вниз.
17. Поднялся вопрос какую дать кличку псу.
18. Ты брат чей будешь проговорил он
останавливаясь около собаки.
19. Собака с алчностью бросилась на пищу и в
несколько секунд съела все и снова вопросительно
смотрела на матроса.
20. Жалкий вид этой бесприютной собаки тронул
матроса.
21. Он ласково свистнул.
22. Все посматривали на весьма неказистую собаку
которая в ответ на ласковые взгляды повиливала
обрубком хвоста и благодарно лизала руки
матросов гладивших ее.
23. Наутро разбуженная чисткой верхней палубы
собака испуганно озиралась но Кочнев
значительно успокоил ее поставив перед ней чашку
с жидкой кашицей которой завтракали матросы.
24. Спустя несколько времени когда палуба была
вымыта Кочнев вывел ее наверх и предложил
матросам оставить ее на корвете.
25. Собака двинулась за ним и не без некоторого
смущения вошла по сходням на корвет и вслед за
матросом очутилась на баке среди толпы людей
испуганная и будто сконфуженная своим
непривлекательным видом.
26. Кличка понравилась.

Учитель предлагает прочитать данные
предложения, выяснить по толковому словарю
лексическое значение непонятных слов,
определить, сколько здесь простых неосложненных
предложений, простых осложненных, сложных,
предложений с прямой речью.
Потребовалось разъяснение следующих слов: корвет,
камбуз, рубец, вензель, бак, испросить.

Вензель – сочетание начальных букв имени и
фамилии или имени и отчества, написанных вязью.

Вензеля писать (выписывать, выделывать)
фразеологическое выражение. Помета в «Словаре…»
С.И. Ожегова – «прост. шутл.». Значение
фразеологизма: «идти шатаясь, пьяной походкой,
выписывать кренделя».

Камбуз – кухня на судне. Помета в
«Словаре…» С.И. Ожегова – «спец.».

Корвет – в старом парусном флоте:
трехмачтовое военное судно.

Рубец – у жвачных животных: начальный отдел
желудка.

Бак. Помета в «Словаре…» С.И. Ожегова –
«спец.». Носовая надстройка судна.

Испросить – добиться чего-нибудь просьбой,
ходатайством.

В результате подсчета оказалось, что в тексте
простых неосложненных предложений – 11, простых
осложненных – 7, сложных – 6, предложений с прямой
речью – 2.

ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Каждая схема тщательно анализировалась. Как
это делается? Возьмем, к примеру, вторую схему.
Какую информацию о предложении из схемы можно
извлечь? Предложение простое, осложнено двумя
обособленными членами, причем один находится
внутри другого. А вот шестая схема. Предложение
сложное, состоящее из трех простых, союзное,
сложносочиненное, второе простое предложение
осложнено обособленным определением или
обособленным приложением. Из седьмой схемы
узнаем, что предложение сложное, бессоюзное,
состоит из двух простых, первое осложнено двумя
однородными членами, второе – двумя однородными
членами и обособленным определением,
относящимся к личному местоимению, причем
определение оторвано от определяемого слова
другими членами предложения. Такой информации
вполне достаточно для нахождения предложения.
Так шаг за шагом идет восстановление текста, при
этом характеризуются синтаксис и пунктуация
каждого предложения. Объясняются все знаки
препинания.
В процессе работы учащиеся выделяют
грамматические основы и определяют способы
выражения главных членов, типы сказуемых, виды
придаточных, выполняют различные разборы.
Определенные трудности возникали при выборе
того или иного простого неосложненного
предложения. Но тем лучше. Нужно было подумать,
поразмышлять, проявить смекалку,
сообразительность, продемонстрировать умение
логически мыслить. Учащиеся на практике
убеждаются в том, что текст – это сочетание
предложений, связанных по смыслу и
грамматически. Данный текст позволяет повторить
лексические и морфологические средства связи
предложений.
В тексте встречаются 17 обособленных и уточняющих
членов предложения (включая однородные). Хорошо
то, что текст дает возможность учителю обратить
внимание учащихся на обособление
распространенных или одиночных определений,
стоящих непосредственно перед определяемым
существительным, если они имеют добавочное
обстоятельственное значение (причинное,
условное, уступительное и т.п.), и показать, как
проверить наличие обстоятельственного значения.
Для проверки здесь используется замена
определительного оборота оборотом со словом будучи.
Возможность такой замены дает основание для
обособления.
В тексте есть несколько случаев, когда два
однородных члена с союзом и образуют
тесно связанную по смыслу пару, соединенную
союзом и с третьим однородным членом.
Запятая в таких случаях не ставится. Обычно такие
примеры у школьников вызывают затруднения.
Не так часто встречаются в литературе
обособленные распространенные или одиночные
определения, оторванные от определяемого
существительного другими членами предложения.
Такие случаи в тексте есть.
До сведения учеников учитель доводит также, что
обороты с сочетанием кроме как обособляются
(в тексте есть устаревшее окромя).
В ходе работы по восстановлению текста учителю
целесообразно говорить учащимся о границах
абзацев.

ВОССТАНОВЛЕННЫЙ ТЕСТ

КУЦИЙ

Знакомство с Куцым произошло совершенно
случайно. Это было в Кронштадте в один ненастный
и холодный воскресный день, дня за три до отхода
«Могучего», трехмачтового военного судна, в
кругосветное плавание.
Выписывая ногами затейливые вензеля, матрос
Кочнев возвращался на корвет, стоящий в военной
гавани, и заметил в переулке собаку, прижавшуюся
к водосточной трубе и вздрагивающую от холода.
Жалкий вид этой бесприютной собаки тронул
матроса.
– Ты, брат, чей будешь? – проговорил он,
останавливаясь около собаки.
Собака подозрительно взглянула своими умными
глазами на матроса, но несколько дальнейших
ласковых слов, произнесенных доброжелательным
тоном, успокоили ее насчет недобрых намерений, и
она жалобно завыла. Матрос подошел ближе и
погладил ее; она лизнула ему руку, тронутая
лаской, и завыла еще сильней.
Тогда Кочнев стал шарить у себя в карманах. Этот
жест возбудил в собаке жадное внимание.
Кочнев зашел в мелочную лавочку и через минуту
бросил собаке куски черного хлеба и отрезки
рубцов, купленных на свои копейки.
Собака с алчностью бросилась на пищу и в
несколько секунд съела все и снова вопросительно
смотрела на матроса. Он ласково свистнул. Собака
двинулась за ним и не без некоторого смущения
вошла по сходням на корвет и вслед за матросом
очутилась на баке среди толпы людей, испуганная и
будто сконфуженная своим непривлекательным
видом.
Несчастный вид ее возбудил жалость в матросах. Ее
стали гладить и повели кормить вниз. Скоро она,
наевшись досыта, заснула недалеко от камбуза и,
не веря своему счастью, часто тревожно
просыпалась во сне.
Наутро, разбуженная чисткой верхней палубы,
собака испуганно озиралась, но Кочнев
значительно успокоил ее, поставив перед ней
чашку с жидкой кашицей, которой завтракали
матросы.
Спустя несколько времени, когда палуба была
вымыта, Кочнев вывел ее наверх и предложил
матросам оставить ее на корвете.
Предложение было принято с полным сочувствием.
Обратились к боцману с просьбой испросить
разрешение старшего офицера. Разрешение было
получено. Поднялся вопрос, какую дать кличку псу.
Все посматривали на весьма неказистую собаку,
которая в ответ на ласковые взгляды повиливала
обрубком хвоста и благодарно лизала руки
матросов, гладивших ее.
– Окромя как Куцым, никак его не назвать! –
предложил кто-то. Кличка понравилась. И с той же
минуты Куцый был принят в число экипажа
«Могучего».

(По К.Станюковичу)

После того как текст восстановлен, учащимся
предлагается выразительно его прочитать.
На уроке не выпала из поля зрения и работа над
орфографией. Учащимся было дано задание:
«собрать» слова с орфограммами в суффиксах и
объяснить их. Текст насыщен такими орфограммами.
Работа по восстановлению текста имеет высокую
практическую направленность и выполняется
учащимися с большим интересом и желанием. Дети
видят результаты своего труда: текст рождается
на их глазах. В конце урока перед учащимися
ставится вопрос: «Какие изученные нами случаи
обособления не встретились в тексте?». В качестве
домашнего задания предлагается подобрать на
отсутствующие случаи обособления примеры из
художественной литературы или придумать свои.
Урок завершается подведением итогов и
выставлением оценок.

:
На сияющий чистотой корабль прибывает новый старший офицер и замечает пса, любимца экипажа. Он приказывает утопить собаку, но за животное вступается капитан, и офицер подаёт в отставку.

На корвет, стоящий на Сингапурском рейде, прибывает новый старший офицер, барон фон дер Беринг. Корабль находится в кругосветном плавании уже два года, содержится в образцовом порядке и сияет умопомрачительной чистотой. Вдруг в укромном уголке барон в ужасе видит неказистого, непородистого пса с обгрызенными ушами и обрубком хвоста, но с необыкновенно умными и добрыми глазами. На оправдание боцмана, что Куцый — собака исправная, и экипаж её любит, барон соглашается её оставить. Но если она будет пачкать палубу, он прикажет выбросить пса за борт.

Нудный старший офицер сразу получает у экипажа прозвище «Чёртова Зуда». Его угроза выбросить за борт Куцего, всеобщего любимца, который доставляет матросам столько удовольствия среди однообразия их трудной жизни, вызывает глухой ропот.

Проходит месяц. Новый старший офицер никого не наказывает, но бывает чересчур придирчив. Дело он, по мнению матросов, до тонкостей не знает и во время шторма немного трусит. За снисходительное презрение не любят барона и офицеры. Куцый старается не показываться ему на глаза. Услышав, «Зуда идёт», пёс поджимает свой обрубленный хвост и улепётывает в безопасное место.

Однажды Куцый, будучи больным, пачкает палубу, и барон приказывает выбросить его за борт. Мичман, по просьбе матросов, пытается заступиться за пса, но барон непреклонен. Тогда мичман обращается к капитану, которому старший офицер тоже не по вкусу. Капитан требует оставить собаку в покое и не раздражать людей. Барон в ответ подаёт рапорт об отставке, мотивируя свой уход болезнью.

На корвет назначается другой офицер, и матросы вздыхают свободней. Куцый по-прежнему забавляет экипаж, при окрике «Зуда идёт!» стремительно улепётывает вниз, но тотчас же возвращается, понимая, что его врага уже нет.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы
написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените
пересказ:

Читайте также

  • Куцина созонова хрушкова фонетические рассказы и сказки рабочая тетрадь для детей 5 7 лет
  • Куцего хвоста как пишется
  • Кухрабочая как правильно пишется
  • Кухонный работник как правильно пишется
  • Кухонная утварь как пишется