Учитель: Богомолова Лариса Юльевна, учитель начальных классов МБОУ «Крапивинская средняя общеобразовательная школа»
УМК: Перспективная начальная школа Урок: Развитие речи.
Класс: 4.
Тема: Письменное изложение «Куда лето прячется» Тип урока: урок открытия новых знаний Предметные результаты обучающихся: Обучающийся научиться:
-
определять жанр произведения;
-
анализировать средства художественной выразительности;
-
обнаруживать в тексте использование приема олицетворения;
-
различать сказки, созданные в разные периоды древности;
-
цитировать строчки из текста;
-
делить текст на части;
-
составлять план текста;
-
определять в тексте случаи трудных написаний и знаки препинания; пересказывать текст с опорой на план.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД: коммуникация, как взаимодействие — учет позиции собеседника.
Личностные УУД: смыслообразование и самоопределение; формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2 (с. 31–32), рабочая тетрадь. Оборудование: презентация, карточки — помощники.
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент Слайд 1 Девиз урока:
Ошибок не пугайся, С ошибками справляйся!
Объясните смысл строк. (Ответы детей)
2. Актуализация знаний.
Слайд 2
-
Какое время года представлено на фотографии? (Лето)
-
По каким признакам узнали? (Ответы детей)
-
А вы когда-нибудь задумывались, куда прячется лето? (Предположения детей) 3. Постановка учебной задачи.
-
Предположите тему урока? (Предположения детей)
-
Сегодня мы будем писать изложение «Куда прячется лето».
-
Для чего мы пишем изложение? (Предположения детей)
-
Мы учимся правильной речи. Работая над изложением, мы учимся отбирать слова, строить предложения, правильно их произносить и писать. Каждый человек стремится быть культурным. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли — это речевая культура. Какие цели поставим перед собой?
Слайд 3
Оформление работы в рабочей тетради.
Откройте тетради. Запишите число, вид работы и название текста.
4. Чтение текста.
1. Работа над заголовком текста.
-
О чем будет текст? (Предположения детей)
2. Школьники читают текст упр.8 «Куда лето прячется» (варианты прочтения: по цепочке, хорошо читаемый и др.). 5. Структурно-смысловой анализ текста.
1. Беседа по содержанию. Работают по вопросам учебника на с. 32.
-
О чем этот текст?
-
Почему он так озаглавлен?
-
Какую мысль хотел донести до нас автор?
-
Можно ли назвать этот текст сказкой? (Можно, в этом тексте природные явления: зима, весна, почки деревьев ведут себя, как живые существа: обижаются, прячутся, разговаривают друг с другом).
-
Какой прием использует автор? (Прием олицетворения)
-
Докажите, что автор использует прием олицетворения? Можно процитировать. («…пока однажды зима не обиделась», «Испугалось лето, опечалилось», «Тут позвали лето почки на деревьях и сказали, что они его от зимы спрячут»).
-
Какие природные явления он одухотворяет? Зачитайте нужные цитаты.
-
История, рассказанная в этой сказке, напоминает Самые древние, Просто древние или Менее древние сказочные истории? Почему? Процитируйте строчки, которые привели тебя к этому выводу. (История, рассказанная в этой сказке, напоминает «самые древние сказочные истории», так как в ней объясняется причина возникновения природного явления: приход зимы и наступление весны, а также говорится о возникновении природной закономерности, того, что весенние листочки прячутся в почках. Они должны процитировать слова из текста: «С тех пор лето от зимы в почки деревьев и прячется») 2. Анализ структуры текста.
-
Вспомните, какие виды текста существуют? (Повествование, описание, рассуждение)
-
К какому типу текста относится данный текст? (Текст-повествование)
-
Какие особенности отличают текст-повествование? (тест основан на рассказе о событиях в определенной последовательности, используются глаголы-сказуемые со значением последовательности действий)
-
Сколько частей в тексте? Почему (По количеству абзацев в тексте – 5).
-
Составим план текста (цитатный план).
Слайд 4
Примерные названия частей плана, который составят школьники для пересказа текста, могут быть такими:
-
Зима обиделась на лето.
-
Некуда лету от зимы скрыться.
-
Лето спряталось в почки деревьев.
-
Наступление весны.
-
С тех пор лето от зимы прячется.
-
Языковой анализ (наблюдение над использованием авторского слова)
-
Орфографическая подготовка (предупреждение ошибок).
-
Слайд 5
Дети работают на карточках — помощниках.
Изложение.
Куда лето прячется.
1.________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Повторное чтение текста.
Дети читают текст еще раз вслух вполголоса.
Допускается пересказ двумя-тремя учениками по плану.
-
Самостоятельная запись текста, самопроверка.
Закрывают текст листом бумаги и письменно излагают своими словами, пользуясь карточками — помощниками.
-
Рефлексия деятельности. Чему учились?
-
Что получилось / не получилось?
-
Спасибо за работу.
№
Этапы урока. Методы и приемы
Хро-но-мет-раж, мин
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1
Орг. момент
Словесный, наглядный.
6
-Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Кристина Николаевна. Сегодня я у вас проведу Урок русского языка.
Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
Приветствовать учителя.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу
2
Постановка темы урока.
Словесный.
2
-Тема, нашего урока «Письменное изложение»
-Скажите, что такое Изложение? (Письменный или устный пересказ чего-либо)
-Сегодня мы будем писать изложение по тексту Бориса Николаевича Сергуненкова. Послушайте его краткую биографию ( Борис Николаевич родился 8 ноября 1931 года в городе Хабаровск. Интерес к литературе, Борис Николаевич почувствовал рано: с 13 лет вел дневники, с 15-ти увлекся писанием стихов, в студенческие времена перешел к прозе — первая книга рассказов была написана к середине 1950-х. Первый рассказ — «До-ре-ми» — опубликован в газете «Молодежь Алтая» в 1956. Первая повесть, сделавшая имя Сергуненкова широко известным,— «Лесные сторожа» — вышла в 1960 и многократно переиздавалась.)
Отвечать на вопросы.
Обобщать знания об авторе.
П: понимание информации
3
Знакомство с текстом изложения.
Практический.
3
-А сейчас познакомимся с текстом. Откройте учебник на странице 31, упражнение 8. Как называется текст? (Куда лето прячется)
— Как вы думаете, о чём будет говориться в тексте? (о временах года)
— Давайте проверим ваши предположения и прочитаем текст. (читают по абзацу, выборочно)
Читать текст.
Подобрать заголовок к тексту.
К: Умение выделять в тексте главное
4
Беседа по содержанию.
Словесный, наглядный.
Анализ текста
3
О чем рассказывается в тексте? (о временах года)
— О каких? (зима, лето)
— В этом тексте описываются времена года? (нет)
— Значит какой вид текста? (Повествование)
— А можно назвать этот текст сказкой? (да) Почему? (используется приём олицетворения) Докажите примерами из текста.
Анализировать текст.
Л: умение понимать нравственные идеи в тексте
5
Коллективное составление плана.
Словесный.
Практический.
Анализ текста.
5-7
-Сколько частей в этом тексте? (5)
— А как вы узнали? (5абзацев)
В парах составьте план текста.
Прочитайте первую часть (ученик читает вслух)
Как вы ее назвали?
Прочитайте вторую часть.
Как вы ее озаглавили?
Причитайте третью часть.
Как вы ее озаглавили? И т.д
Лучшие варианты названия частей текста выписываю на доску.
Физкультминутка
Выделять части текста.
Работать в парах.
Составлять план текста.
П: Умение проводить анализ прочитанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации.
Р: умение выделить микротемы в тексте
6
Работа над частью.
Словесная. Практическая.
Анализ.
10
-Прочитайте первую часть текста. Почему зима обиделась? (когда-то было одно лето)
— Ребята, обратите внимание на написание слов: когда-то (пишется через дефис), до тех пор (пишется в три слова), а так же перед союзом «пока» стоит запятая. С какого слова начинается первый абзац? (когда-то)
-Перескажите первую часть своему соседу.
-Прочитайте вторую часть текста.
Почему лету некуда было скрыться? (всё покрывалось льдом)
-Какие незнакомые слова вы увидели? (теснить — создавать тесноту; сковывать – лишать к.-л. действий).
-Обратите внимание на то, что в одном из предложений стоит тире (схема этого предложения), а также слово «опечалилось», в последнем предложении, выделено запятыми. С каких слов начинается второй абзац? (стала зима)
-Перескажите вторую часть соседу.
-Прочитайте третью часть. Куда лето спряталось? (в почки деревьев)
Обратите внимание на запятые в этой части. С каких слов начинается третий абзац? (тут позвали лето почки)
Перескажите третью часть.
— Прочитайте четвёртую часть текста. Почему набухли и распустились почки? (ушла зима)
— Ребята, обратите внимание на то, что во вторим предложении есть запятая. Почему? (две основы в предложении).С какого слова начинается эта часть? (ушла)
-Перескажите эту часть своему соседу.
-Прочитайте последнюю часть текста. Куда с тех пор лето от зимы прячется? (в почки деревьев)
— Обратите внимание «с тех пор» пишется в три слова, а так же обратите внимание на знаки препинания в первом предложении, здесь есть тире, после слова «раскрылись» и запятая перед словом «выкатилось».
-Перескажите эту часть своему соседу.
Перескажите полностью текст (1 ученик)
Давайте проанализируем пересказ по анализу (на слайде) :
-
Соответствует ли пересказ плану.
-
Был ли он полным.
-
Правильно ли построены предложения
Читать части текста.
Анализировать. Выявлять известные орфограммы..
Пересказывать.
Анализировать начало каждой части.
Пересказывать весь текст.
Анализировать пересказ одноклассника по плану.
П: Умение проводить анализ прочитанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации.
Умение высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом.
7
Письмо изложения. Редактирование текста.
Практический.
10
1 минуту прочитайте текста про себя, старайтесь запомнить как можно больше.
Учебники закрываем, записываем в тетрадь свой рассказ, опираясь на план, трудные слова (на доске).
Ребята, проверьте свой пересказ по алгоритму (на доске) :
-
Соответствует ли пересказ плану.
-
Полный ли он.
-
Правильно ли построены предложения.
-
Проверь известные орфограммы, трудные слова.
Читать текст про себя, запоминая его.
Записать в тетрадь, опираясь на составленный план
Проверить работу согласно алгоритму.
К: умение логично и связанно передавать информацию.
Р: умение использовать приемы сжатия; умение сохранять основную мысль
Л: Умение уважать авторскую позиции и адекватно ее передавать.
8
Итог.
Словесный
Анализ
6
Давайте прочитаем несколько пересказов и проверим, соответствует ли он плану.
Анализировать работу одноклассников.
П: Контроль и оценка процессов и результатов деятельности.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
9
1 ответ:
0
0
<span> Когда-то на земле не
было зимы, а было одно лето. Что это была за прекрасная пора: земля
была мягкой как пух, вода в речке — тёплой, деревья росли круглый год,
листья не сбрасывали и были вечно зелены! Так продолжалось до тех пор,
пока однажды зима не обиделась. — Что же это такое, — говорит, — всё
лето и лето, пора и совесть знать. Стала зима лето теснить, а куда
лету деваться? Бросилось лето в землю, а землю мороз сковал. Кинулось в
реку — река льдом покрылась. — Погибаю, — говорит, — некуда мне
деться. Убьёт меня зима. Тут говорят лету почки на деревьях: — Иди
к нам, мы тебя спрячем. Лето и спряталось в почки деревьев, укрылось
от холодной зимы. Ушла зима. Засветило солнце, зажурчали ручьи.
Почки на деревьях набухли и раскрылись. А как только они раскрылись —
вырвалось, выкатилось лето на волю. Пришло лето на землю. С тех пор
лето от зимы в почки деревьев и прячется. А придёт весна, появятся на
деревьях новые листья — говорят люди: — Лето пришло!
<u><em>А план подумай сама</em></u><u><em>:з</em></u>
</span>
Читайте также
<span>Я считаю что человек в 21 веке должен быть воспитанным и культурным. Потому что от человека зависит вся окружающая среда. Если человек будет кидать бумажки,шкорки выбрасывать мусор на тратуарах то окр среда загрязнится иот этого будет хуже человеку. Каждый человек должен стремится к чему то.ну как то к)</span>
Какой текст то?))))))
Большая ( проверяемая гласная в корне) — больше
петух — словарное слово
приходил ( знач. приближения)
заходил (проверяем) -ход
делился- делит
берегу-оберег
угощение-гости
Метафора это : Но он редко позволял себе раскрываться до конца. Раскрываться — в этом случае Метафора
Россия очень красивая страна .Здесь можно увидеть беленькие,молоденькие берёзки,большие просторные поля,старенькие избушки.А ещё у нас можно увидеть горные реки,Уссурийскую тайгу,Уссурийских тигров.