Куда лето прячется изложение 4 класс план рассказа

Учитель: Богомолова Лариса Юльевна, учитель начальных классов МБОУ «Крапивинская средняя общеобразовательная школа»

УМК: Перспективная начальная школа Урок: Развитие речи.

Класс: 4.

Тема: Письменное изложение «Куда лето прячется» Тип урока: урок открытия новых знаний Предметные результаты обучающихся: Обучающийся научиться:

  • определять жанр произведения;

  • анализировать средства художественной выразительности;

  • обнаруживать в тексте использование приема олицетворения;

  • различать сказки, созданные в разные периоды древности;

  • цитировать строчки из текста;

  • делить текст на части;

  • составлять план текста;

  • определять в тексте случаи трудных написаний и знаки препинания;  пересказывать текст с опорой на план.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД: коммуникация, как взаимодействие — учет позиции собеседника.

Личностные УУД: смыслообразование и самоопределение; формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2 (с. 31–32), рабочая тетрадь. Оборудование: презентация, карточки — помощники.

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент Слайд 1 Девиз урока:

Ошибок не пугайся, С ошибками справляйся!

 Объясните смысл строк. (Ответы детей)

2. Актуализация знаний.

Слайд 2

  • Какое время года представлено на фотографии? (Лето)

  • По каким признакам узнали? (Ответы детей)

  • А вы когда-нибудь задумывались, куда прячется лето? (Предположения детей) 3. Постановка учебной задачи.

  • Предположите тему урока? (Предположения детей)

  • Сегодня мы будем писать изложение «Куда прячется лето».

  • Для чего мы пишем изложение? (Предположения детей)

  • Мы учимся правильной речи. Работая над изложением, мы учимся отбирать слова, строить предложения, правильно их произносить и писать. Каждый человек стремится быть культурным. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли — это речевая культура.  Какие цели поставим перед собой?

Слайд 3

Оформление работы в рабочей тетради.

 Откройте тетради. Запишите число, вид работы и название текста.

4. Чтение текста.

1. Работа над заголовком текста.

  • О чем будет текст? (Предположения детей)

2. Школьники читают текст упр.8 «Куда лето прячется» (варианты прочтения: по цепочке, хорошо читаемый и др.). 5. Структурно-смысловой анализ текста.

1. Беседа по содержанию. Работают по вопросам учебника на с. 32.

  • О чем этот текст?

  • Почему он так озаглавлен?

  • Какую мысль хотел донести до нас автор?

  • Можно ли назвать этот текст сказкой? (Можно, в этом тексте природные явления: зима, весна, почки деревьев ведут себя, как живые существа: обижаются, прячутся, разговаривают друг с другом).

  • Какой прием использует автор? (Прием олицетворения)

  • Докажите, что автор использует прием олицетворения? Можно процитировать. («…пока однажды зима не обиделась», «Испугалось лето, опечалилось», «Тут позвали лето почки на деревьях и сказали, что они его от зимы спрячут»).

  • Какие природные явления он одухотворяет? Зачитайте нужные цитаты.

  • История, рассказанная в этой сказке, напоминает Самые древние, Просто древние или Менее древние сказочные истории? Почему? Процитируйте строчки, которые привели тебя к этому выводу. (История, рассказанная в этой сказке, напоминает «самые древние сказочные истории», так как в ней объясняется причина возникновения природного явления: приход зимы и наступление весны, а также говорится о возникновении природной закономерности, того, что весенние листочки прячутся в почках. Они должны процитировать слова из текста: «С тех пор лето от зимы в почки деревьев и прячется») 2. Анализ структуры текста.

  • Вспомните, какие виды текста существуют? (Повествование, описание, рассуждение)

  • К какому типу текста относится данный текст? (Текст-повествование)

  • Какие особенности отличают текст-повествование? (тест основан на рассказе о событиях в определенной последовательности, используются глаголы-сказуемые со значением последовательности действий)

  • Сколько частей в тексте? Почему (По количеству абзацев в тексте – 5).

  • Составим план текста (цитатный план).

Слайд 4

Примерные названия частей плана, который составят школьники для пересказа текста, могут быть такими:

  1. Зима обиделась на лето.

  2. Некуда лету от зимы скрыться.

  3. Лето спряталось в почки деревьев.

  4. Наступление весны.

  5. С тех пор лето от зимы прячется.

    1. Языковой анализ (наблюдение над использованием авторского слова)

    2. Орфографическая подготовка (предупреждение ошибок).

Слайд 5

Дети работают на карточках — помощниках.

Изложение.

Куда лето прячется.

1.________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Повторное чтение текста.

Дети читают текст еще раз вслух вполголоса.

Допускается пересказ двумя-тремя учениками по плану.

  1. Самостоятельная запись текста, самопроверка.

Закрывают текст листом бумаги и письменно излагают своими словами, пользуясь карточками — помощниками.

  1. Рефлексия деятельности.  Чему учились?

  • Что получилось / не получилось?

  • Спасибо за работу.

Этапы урока. Методы и приемы

Хро-но-мет-раж, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Орг. момент

Словесный, наглядный.

6

-Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Кристина Николаевна. Сегодня я у вас проведу Урок русского языка.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

Приветствовать учителя.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

2

Постановка темы урока.

Словесный.

2

-Тема, нашего урока «Письменное изложение»

-Скажите, что такое Изложение? (Письменный или устный пересказ чего-либо)

-Сегодня мы будем писать изложение по тексту Бориса Николаевича Сергуненкова. Послушайте его краткую биографию ( Борис Николаевич родился 8 ноября 1931 года в городе Хабаровск. Интерес к литературе, Борис Николаевич почувствовал рано: с 13 лет вел дневники, с 15-ти увлекся писанием стихов, в студенческие времена перешел к прозе — первая книга рассказов была написана к середине 1950-х. Первый рассказ — «До-ре-ми» — опубликован в газете «Молодежь Алтая» в 1956. Первая повесть, сделавшая имя Сергуненкова широко известным,— «Лесные сторожа» — вышла в 1960 и многократно переиздавалась.)

Отвечать на вопросы.

Обобщать знания об авторе.

П: понимание информации

3

Знакомство с текстом изложения.

Практический.

3

-А сейчас познакомимся с текстом. Откройте учебник на странице 31, упражнение 8. Как называется текст? (Куда лето прячется)

— Как вы думаете, о чём будет говориться в тексте? (о временах года)

— Давайте проверим ваши предположения и прочитаем текст. (читают по абзацу, выборочно)

Читать текст.

Подобрать заголовок к тексту.

К: Умение выделять в тексте главное

4

Беседа по содержанию.

Словесный, наглядный.

Анализ текста

3

О чем рассказывается в тексте? (о временах года)

— О каких? (зима, лето)

— В этом тексте описываются времена года? (нет)

— Значит какой вид текста? (Повествование)

— А можно назвать этот текст сказкой? (да) Почему? (используется приём олицетворения) Докажите примерами из текста.

Анализировать текст.

Л: умение понимать нравственные идеи в тексте

5

Коллективное составление плана.

Словесный.

Практический.

Анализ текста.

5-7

-Сколько частей в этом тексте? (5)

— А как вы узнали? (5абзацев)

В парах составьте план текста.

Прочитайте первую часть (ученик читает вслух)

Как вы ее назвали?

Прочитайте вторую часть.

Как вы ее озаглавили?

Причитайте третью часть.

Как вы ее озаглавили? И т.д

Лучшие варианты названия частей текста выписываю на доску.

Физкультминутка

Выделять части текста.

Работать в парах.

Составлять план текста.

П: Умение проводить анализ прочитанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации.

Р: умение выделить микротемы в тексте

6

Работа над частью.

Словесная. Практическая.

Анализ.

10

-Прочитайте первую часть текста. Почему зима обиделась? (когда-то было одно лето)

— Ребята, обратите внимание на написание слов: когда-то (пишется через дефис), до тех пор (пишется в три слова), а так же перед союзом «пока» стоит запятая. С какого слова начинается первый абзац? (когда-то)

-Перескажите первую часть своему соседу.

-Прочитайте вторую часть текста.

Почему лету некуда было скрыться? (всё покрывалось льдом)

-Какие незнакомые слова вы увидели? (теснить — создавать тесноту; сковывать – лишать к.-л. действий).

-Обратите внимание на то, что в одном из предложений стоит тире (схема этого предложения), а также слово «опечалилось», в последнем предложении, выделено запятыми. С каких слов начинается второй абзац? (стала зима)

-Перескажите вторую часть соседу.

-Прочитайте третью часть. Куда лето спряталось? (в почки деревьев)

Обратите внимание на запятые в этой части. С каких слов начинается третий абзац? (тут позвали лето почки)

Перескажите третью часть.

— Прочитайте четвёртую часть текста. Почему набухли и распустились почки? (ушла зима)

— Ребята, обратите внимание на то, что во вторим предложении есть запятая. Почему? (две основы в предложении).С какого слова начинается эта часть? (ушла)

-Перескажите эту часть своему соседу.

-Прочитайте последнюю часть текста. Куда с тех пор лето от зимы прячется? (в почки деревьев)

— Обратите внимание «с тех пор» пишется в три слова, а так же обратите внимание на знаки препинания в первом предложении, здесь есть тире, после слова «раскрылись» и запятая перед словом «выкатилось».

-Перескажите эту часть своему соседу.

Перескажите полностью текст (1 ученик)

Давайте проанализируем пересказ по анализу (на слайде) :

  1. Соответствует ли пересказ плану.

  2. Был ли он полным.

  3. Правильно ли построены предложения

Читать части текста.

Анализировать. Выявлять известные орфограммы..

Пересказывать.

Анализировать начало каждой части.

Пересказывать весь текст.

Анализировать пересказ одноклассника по плану.

П: Умение проводить анализ прочитанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации.

Умение высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом.

7

Письмо изложения. Редактирование текста.

Практический.

10

1 минуту прочитайте текста про себя, старайтесь запомнить как можно больше.

Учебники закрываем, записываем в тетрадь свой рассказ, опираясь на план, трудные слова (на доске).

Ребята, проверьте свой пересказ по алгоритму (на доске) :

  1. Соответствует ли пересказ плану.

  2. Полный ли он.

  3. Правильно ли построены предложения.

  4. Проверь известные орфограммы, трудные слова.

Читать текст про себя, запоминая его.

Записать в тетрадь, опираясь на составленный план

Проверить работу согласно алгоритму.

К: умение логично и связанно передавать информацию.

Р: умение использовать приемы сжатия; умение сохранять основную мысль

Л: Умение уважать авторскую позиции и адекватно ее передавать.

8

Итог.

Словесный

Анализ

6

Давайте прочитаем несколько пересказов и проверим, соответствует ли он плану.

Анализировать работу одноклассников.

П: Контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


9

1 ответ:



0



0

<span> Когда-то на земле не
было зимы, а было одно лето. Что это была за прекрасная пора: земля
была мягкой как пух, вода в речке — тёплой, деревья росли круглый год,
листья не сбрасывали и были вечно зелены! Так продолжалось до тех пор,
пока однажды зима не обиделась.    — Что же это такое, — говорит, — всё
лето и лето, пора и совесть знать.    Стала зима лето теснить, а куда
лету деваться? Бросилось лето в землю, а землю мороз сковал. Кинулось в
реку — река льдом покрылась.    — Погибаю, — говорит, — некуда мне
деться. Убьёт меня зима.    Тут говорят лету почки на деревьях:    — Иди
к нам, мы тебя спрячем.    Лето и спряталось в почки деревьев, укрылось
от холодной зимы.    Ушла зима. Засветило солнце, зажурчали ручьи.
Почки на деревьях набухли и раскрылись.    А как только они раскрылись —
вырвалось, выкатилось лето на волю. Пришло лето на землю.    С тех пор
лето от зимы в почки деревьев и прячется. А придёт весна, появятся на
деревьях новые листья — говорят люди:    — Лето пришло!
<u><em>А план подумай сама</em></u><u><em></em></u>
</span>

Читайте также

<span>Я считаю что человек в 21 веке должен быть воспитанным и культурным. Потому что от человека зависит вся окружающая среда. Если человек будет кидать бумажки,шкорки выбрасывать мусор на тратуарах то окр среда  загрязнится иот этого будет хуже человеку. Каждый человек должен стремится к чему то.ну как то к)</span>

Какой текст то?))))))

Большая ( проверяемая гласная в корне) — больше

петух — словарное слово

приходил ( знач. приближения)

заходил (проверяем) -ход

делился- делит

берегу-оберег

угощение-гости 

Метафора это : Но он редко позволял себе раскрываться до конца. Раскрываться — в этом случае Метафора

Россия очень  красивая страна .Здесь можно увидеть беленькие,молоденькие берёзки,большие просторные поля,старенькие избушки.А ещё у нас можно увидеть горные реки,Уссурийскую тайгу,Уссурийских тигров.

  • Куда залез ярик в рассказе предательская колбаса провинившись перед хозяином
  • Куда денемся как пишется
  • Куда делась эмма в 7 сезоне однажды в сказке по сюжету
  • Куда гуси лебеди в русской народной сказке понесли братца
  • Куда выложить свою сказку