Русская народная сказка «Мужик и царь» читать текст онлайн:
Жил-был царь. Пуще всего на свете любил тот царь сказки слушать. И все ему хотелось новых да новых сказок. Придворные сказочники все сказочники все сказки, какие знали, пересказали, и никто больше царю угодить не может. Велел царь кликнуть клич:
— Женю на своей дочери и полцарства дам тому, кто расскажет сказку, какой я еще не слыхал!
Охотников сыскалось много: и князья и бояре, и генералы, и купцы — да все без толку. Только кто заведет сказывать какую сказку, а царь уже кричит:
— Знаю, знаю, слыхал эту сказку!
На том дело и кончится. Того жениха и прогонят. А в том царстве жил, горе мыкал бедный мужик. Ни дома, ни хозяйства у него не было. Жил где придется, пил, ел что придется. Иной день впроголодь, иной день и вовсе не евши сидел. Как-то раз зашел тот молодец в кабак погреться, выпить стаканчик винца. Целовальник над ним посмеивается.
Слушает бедняк насмешливую речь, а сам думает: «Дай пойду попытаю счастья. Царским зятем мне не быть, а хоть день-другой готовыми харчами попользуюсь».
Пришел во дворец. Царь спрашивает:
— Зачем, мужик, пришел?
— Хочу тебе, царское величество, сказку рассказать. Только вели сперва накормить, напоить меня.
Царь его оглядел и усмехнулся:
«Ну и жених! Рубаха латана-перелатана, лапти веревкой подвязаны»
Но ничего не сказал ему.
Мужика накормили, напоили. Царь собрал ближних бояр да советников и приказывает молодцу:
— Сказывай твою сказку!
— Мой покойный родитель, — говорит мужик, — был самый богатый человек в нашем царстве. Выстроил он высокие хоромы. По крыше тех хором голуби ходили, да с неба звезды поклевывали. Вот сколь высоки были те хоромы! А двор у нас был такой, что за весь летний день голубь не мог перелететь из конца в конец.
Царь молчит, и бояре молчат, не перебивают, а мужик говорит:
— Дальше сказывать стану завтра, после обеда, поевши пирогов да мягкого хлеба.
И пошел на поварню ужинать. На другой день вечером стал он сказку продолжать:
— И стоял у нас во дворе бык-семилеток. На одном рогу сидел у того быка пастух, а на другом — другой. Пастухи в трубы трубили, на рожках играли, песни пели, а друг друга в лицо не видели и голоса не слыхали. Вот какой был у нас бык матерый!
Молчит царь, не перебивает, и бояре молчат. Сказочник поднялся и говорит:
— Завтра сказку доскажу, а сегодня на покой пора.
И пошел на поварню ужинать. Тут царь заговорил:
— Что станем делать, бояре? Этакой сказки я не слыхал, а отдавать свою дочь за мужика-лапотника не хочу. Придумайте, как сказочника обмануть.
Князья да бояре стали думу думать.
Думали-думали и придумали:
— Скажи, царь-государь, что ты эту сказку слыхал, и мы все подтвердим: «Знаем, мол, слыхали про это». А чтобы крепче было, вели в том грамоту написать, и под этой грамотой мы все свои подписи поставим.
На том и согласились. Мужик про тот сговор проведал, а виду не показывает. На другой день как ни в чем не бывало пришел на после обеда, сел и стал сказку досказывать:
— Была у моего покойного родителя кобылица, в три дня вокруг земли обегала…
Князья да бояре с царем переглядываются, в бороды усмехаются, а сказочник сказывает:
— Золота да серебра у нас были амбары доверху насыпаны. И ты царь государь, в ту пору занял у нас сундук золота и по, сей день, еще не отдал…
Тут царь закричал:
— Знаю, знаю!
И князья да бояре поддакивают:
— Знаем, слыхали эту сказку и грамоту в том подписать согласны!
С мест вскочили, подписи под грамотой поставили. Взял мужик грамоту и говорит:
— А коли слыхали да грамоту в том подписали, так плати долг, царское величество!
В ту пору царь догадался:
— Обманул меня мужик-лапотник!
Да делать было нечего, что написано пером — того не вырубишь топором. Пришлось насыпать сундук золота. Мужик денежки взял и стал жить-поживать. И до сих пор живет да посмеивается.
Post Views: 561
Тема: «Русская народная бытовая сказка «Мужик и царь»
Цель: познакомить с народной бытовой сказкой «Мужик и царь», показать,
как в сказках проявляется народная мудрость.
Ожидаемые
результаты:
Личностные:
·
Проявят интерес к сказкам и произведениям
устного народного творчества
·
Будут развивать умение выразительно
читать текст
Предметные:
·
Выберут слова
из текста для характеристики героев
·
Вспомнят
определение понятия «сказка», ее виды, определят вид изучаемой сказки
·
Будут определять
главную мысль сказки
·
Формируют
умение сопоставлять персонажей произведений
·
Будут
определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его
·
Сделают вывод
об общих нравственных категориях
Метапредметные:
·
Смогут устанавливать причинно-следственные связи
·
Смогут анализировать прочитанный текст
Оборудование: учебник, классная доска.
Литература:
Рабочая
программа УМК «Планета знаний» учебного курса «Литературное чтение» 4 класс
Учебник «Планета знаний» (под общей редакцией
И. А. Петровой), Кац, Э. Э. Литературное чтение: учеб. для 4 кл. четырехлетней
нач. шк. : в 3 ч. Ч. 1, — М.: АСТ : Астрель, 2012.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Метод. обоснов. |
Орг. |
— |
— |
|
Словарная Актуализация Мотивация |
— На горе кликнуть попытать — — — — |
— Терпеть — Обратиться — Узнать, — сказка — |
Проявят интерес к сказкам и произведениям устного народного Вспомнят определение понятия «сказка», ее виды, |
Определение Подготовка |
— — — — — царём…, мужиком…, Целовальником… |
— «Мужик — О царе — — |
Смогут устанавливать причинно-следственные |
Первичное Проверка |
(читаем — — кто — что |
(чтение — да. — мужик. — обман |
Смогут анализировать прочитанный текст Будут развивать умение выразительно читать текст |
Мотивация к |
— Как — |
— Ему (..«Дай |
Будут определять свое отношение к героям |
Анализ |
— как вы — Каким — — — Почему — — Какой — Теперь — — — А царь |
— С -…«Бедный — …«Ну — «жил — Моменты, — Потому — …«Царь — — — «…В — Да Мужик — Довольный, — Он в |
Выберут слова из текста для характеристики Формируют умение сопоставлять персонажей Будут определять свое отношение к героям Смогут анализировать прочитанный текст |
Обобщение |
— — Как вы — Теперь — Почему |
— Что — Если — — Потому |
Определят вид изучаемой сказки |
Итог |
Давайте — Что |
— тому, — Обман. |
Будут определять главную мысль сказки; Сделают |
Дом. |
— Подобрать |
Оформление классной доски:
16
октября
Классная
работа
«Мужик
и царь»
горе мыкать-
кликнуть
клич-
попытать счастья-
Копал мужик погреб и нашел золото. Взял он это золото и думает: «Куда бы мне его деть? Отдать пану — пан скажет, что я его украл. Отдать корчмарю — корчмарь обманет: скажет, что это не золото. Понесу-ка я его лучше царю в подарок».
Обул мужик лапти, накинул сермягу и понес. Три дня шел он до царского дворца. Остановил его часовой и спрашивает: — Куда, мужик, лезешь?
— К царю, служивенький.
— Что тебе там нужно?
— Ох, служивенький, пусти, мне очень нужно.
Пропустил его первый часовой, а потом и второй. Дошел он до царской комнаты, а там генерал стоит. Остановил он мужика и спрашивает:
— Куда ты, мужик, идешь?
— К царю.
— Зачем?
— А вот зачем: копал я погреб и нашел золото. Несу его теперь царю в подарок.
— Покажи!
Мужик достал золото и показал его генералу.
— Ну, коли дашь половину того, что тебе царь даст,— пущу, а не дашь—иди назад,— говорит генерал.
— Ну что ж, дам.
Генерал доложил царю. Царь вышел и спрашивает:
— Чего тебе, мужичок, нужно?
— Ничего, царечек-паночек. Я принес тебе подарок,— ответил мужик и отдал ему золото. Царь взял золото и спрашивает:
— Что же тебе дать за это?
— Ничего, царечек-паночек. Коли есть чарка водочки, то дай.
Царь приказал принести графин водки и белого хлеба. Посмотрел мужик на белый хлеб и говорит:
— А, царечек-паночек! Мой дед такого хлеба не ел, и я не буду. Боюсь я его есть. Нет ли у вас солдатского хлеба?
Царь приказал принести солдатского хлеба. Принесли. Царь положил хлеб на водку и мясо, а сам пошел в другую комнату и глядит оттуда вместе с царицей, как мужик пьет и ест.
А мужик нальет чарку, выпьет, закусит и снова нальет, выпьет, закусит, так и выпил весь графин, поглядел, нет никого, перекрестился. Тут вышел царь.
— Спасибо, царечек-паночек, наелся-напился.
А царь спрашивает:
— Что тебе еще нужно, мужичок?
— Царечек-паночек, поплясать бы теперь.
— Музыку! — приказал царь.
Пришла полковая музыка.
— Нет, царечек-паночек, я под такую музыку плясать не умею. Мне бы под дудку.
Царь разослал по городу слуг. Разыскали дудку. Плясал-плясал мужик, потом говорит:
— Все!
— Чего еще тебе нужно, мужичок? — спрашивает царь.
— Теперь, царечек-паночек, не мешало бы поспать.
Царь приказал приготовить постель, а мужик, как увидел постель, даже удивился:
— Нет, царечек-паночек, мне гороховую.
— А что такое «гороховая»?
—- А это солома гороховая.
Привезли воз гороховой соломы и разостлали. Положил мужик под голову шапку и захрапел.
А царь все прислушивается: жив ли мужик, ведь он целый графин водки выпил.
Храпит мужик. Наконец встал, царь и спрашивает:
— Чего ты еще хочешь?
А мужик отряхнул с себя гороховую солому и говорит:
— Царечек-паночек, голова сильно трещит. Нельзя ли чарочку водки?
Дал ему царь водки. Мужик выпил две чарки, царь и спрашивает:
— Чего ты еще хочешь, мужик?
— Спасибо, царечек-паночек. Я тебе и так много хлопот наделал. Полы лаптями затоптал, окурков набросал, за это мне сто розог.
— За что же тебя розгами? Ты же мне золото принес!
— Нет, царечек-паночек. Ничего больше не хочу. Дай мне сто розог.
— Розог!
Принесли розги, мужик разделся, лег, стали его драть. Вдруг он и вскочил:
— Ой, царечек-паночек! У меня есть половинщик.
— Какой?
— Да вот твой генерал. Он меня до тех пор к тебе не пускал, пока я «не согласился дать ему половину того, что ты мне дашь. Так дайте сначала ему половину.
Приказал царь генералу снять мундир и ложиться. Генерал лег, ему всыпали. Тогда мужик и говорит:
— Ах, царечек-паночек. Он у вас очень хорошо служит. Дайте ему и мою часть.
Всыпали генералу еще пятьдесят розог и разжаловали в рядовые.
Царь начал расспрашивать мужика, откуда он, и хотел его наградить, а мужик за шапку да в дверь, только его и видели.
Русская народная сказка «Мужик и царь»
Жанр: народная бытовая сказка
Читайте краткое содержание других сказок:
«Ванюшка и царевна»
Главные герои сказки «Мужик и царь» и их характеристика
- Царь. Большой любитель сказок. Добрый и справедливый, веселый.
- Мужик. Хитрый, ловкий, находчивый, наглый.
План пересказа сказки «Мужик и царь»
- Скука царя
- Указ царя
- Мужик идет сказки рассказывать
- Начало сказки
- Обед
- Продолжение сказки
- Совет царя с боярами
- Окончание сказки
- Подписи бояр
- Сундук золота.
Кратчайшее содержание сказки «Мужик и царь» для читательского дневника в 6 предложений
- Один царь узнал все сказки и заскучал.
- Обещал он за того, кто новую сказку расскажет, дочь выдать.
- Мужик пришел и стал сказку рассказывать, по маленьким частям
- Царь этой сказки не знает, но отдавать дочь мужику не хочет
- Мужик рассказывает, что царь у него сундук золота занял, а царь и бояре кричат, что это правда.
- Пришлось царю мужику отдать сундук золота.
Главная мысль сказки «Мужик и царь»
Иногда за пустые желание приходится платить очень дорого.
Находчивость великая сила и всегда выручит.
Чему учит сказка «Мужик и царь»
Сказка учит находчивости, сметке, смекалке, умению любую ситуацию повернуть в свою пользу. Учит хитрить и обманывать. Учит не поддаваться желаниям и не обещать за их исполнение слишком дорогой цены. Учит трезво оценивать необходимость той или иной вещи. Учит рациональному мышлению.
Отзыв на сказку «Мужик и царь»
Мне понравилась сказка, особенно хитрый мужик, который сразу понял, что царевну за него не отдадут, а потому решил по максимуму все выжать из царя. Он и сказку стал рассказывать кусочками, чтобы успеть наесться до отвала, да про сундук золота наплел. Но с другой стороны, мужик обманул царя, а обманывать не хорошо.
Пословицы к сказке «Мужик и царь»
Хитрость и смекалка — родные сестры.
Свяжись с дураком, сам дурак будешь.
Смекалка во всяком деле выручит.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Слово дороже золота, крепче алмаза.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Мужик и царь»
Жил-был царь, который очень любил сказки. И так вышло, что услышал он все сказки на свете. Грустно и скучно стало царю и бросил он клич по всей земле, что тому, кто ему новую сказку расскажет, отдаст полцарства, да красавицу дочь в придачу.
Многие приходили сказки рассказывать, но только начинали, как царь кричал: «Знаю! Знаю!» и прогонял рассказчика.
И вот один простой мужик услышал про царский конкурс и отправился к царю сказку рассказывать. Он конечно не метил к царю в зятья, но покормиться казенными харчами был не прочь.
Царь накормил мужика и велел сказку сказывать.
А мужик начал рассказывать про то, какой у него был волшебный двор и как там все было прекрасно.
Царь молчит, не знает такой сказки, Бояре молчат, тоже не знают.
А мужик остановился и сказал, что завтра дальше расскажет. А пока на кухню отправился.
На следующее утро мужик продолжает. Рассказывает про вола огромного, про пастухов, что на его рогах сидели. Царь молчит. Молчат бояре.
Снова прерывает рассказ мужик и на кухню идет.
А царь совета у бояр просит. Не хочет дочь за мужика отдавать, а сказки такой не слышал. Ну бояре и говорят, что надо обмануть мужика, и сказать, что слышал он эту сказку, а они в том подпишутся.
Мужик про этот уговор узнал, видать донес кто, и только усмехнулся. На третье утро начал он снова сказку рассказывать, про то что богат был, и царь у него сундук золота занял, да по сей день не отдал.
А царь как закричит, что знает ту сказку, и бояре ему вторят и в бумаге расписываются, что все это правда.
Взял мужик бумагу и требует, чтобы царь ему сундук золота вернул, который занимал.
Понял царь, что мужик его обманул, посмеялся и вознаградил ловкого мужика.
Тема: русская народная
сказка «Мужик и царь»
Автор: Капитан Елена Геннадьевна
Организация: ГБОУ СОШ №10 г.о. Чапаевск
Населенный пункт: Самарская область, г.о. Чапаевск
Паспорт урока
Капитан Елена Геннадьевна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 имени Героя России Сергея Анатольевича Хихина г.о. Чапаевск Самарской области |
||
Целевой компонент |
Тема |
Русская народная сказка «Мужик и царь» |
Образовательная цель |
Формирование читательской культуры личности, развитие критического мышления на основе осмысления нравственного содержания и смысла сказки. |
|
Планируемые образовательные результаты |
По окончании изучения темы ученик: Личностные: понимает нравственное содержание и смысл собственных поступков и поступков окружающих людей. Метапредметные: работает с текстом и понятием, планирует деятельность, осуществляет рефлексию. Предметные: даёт характеристику героев сказки; выразительно её читает; находит в тексте особенности бытовой сказки. |
|
Программные требования к образовательным результатам |
со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, определять героев, события, их последовательность, задавать толстые и тонкие вопросы по содержанию, давать полные ответы.
ценности художественного текста и высказывать собственное мнение; определять позиции героев текста, позицию сочинителей. |
|
Содержательный компонент |
Программное содержание |
Русская народная сказка, характеристика героев, характер. |
Мировоззренческая идея |
Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! |
|
Ценностно-смысловые ориентиры |
Достоинство. Честь. Культура. |
|
План изучения учебного материала |
|
|
Основные понятия |
Русская народная сказка, характеристика героев, характер, антонимы, синквейн. |
|
Основные законы, закономерности |
Структура сказки = зачин + основная часть + концовка. |
|
Имена видных деятелей |
Петр I |
|
Организационно – деятельностный компонент |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний, умений и навыков. |
Форма урока |
Урок – диспут. |
|
Образовательная технология |
Формирование смыслового чтения |
|
Оснащение урока |
Ноутбук (интернет), проектор, интерактивная доска, презентации к уроку, модульная система PROClass. учебник, |
|
Место проведения урока |
Учебный кабинет |
|
Мизансцена |
Традиционная |
|
Предварительная подготовка к уроку учащихся |
Не требуется |
|
Домашнее задание |
Разноуровневое по выбору:
|
|
Проверка целей |
Синквейн |
|
Результативный компонент |
Рефлексия |
1.Личностная рефлексия — анализ своего настроения «Большой палец». 3. Коммуникативная рефлексия «Лестница успеха» 4. Интеллектуальная рефлексия «Радуга успеха» |
Технологическая карта урока |
|||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
ПОР |
1.Организационный момент (1,5 минуты) Звучит песня «Песня о сказке» С. Никитин — Ю. Мориц. Презентация (слайд 1) |
Приветствует учащихся. Беседует о настроении. Личностная рефлексия — анализ своего настроения «Большой палец» (Приложение 1.) Презентация (слайд 2) Проверяет готовность к уроку. |
Заходят в класс под музыку. Приветствуют учителя, отвечают на вопросы. (Концентрируют внимание) Показывают настроение. |
Личностные: Размышляет, анализирует самого себя (самоанализ), анализирует собственное состояние, настроение. |
2.Проверка домашнего задания (5 минут) Презентация (слайд 3-14) Презентация (слайд 15) |
Задаёт вопросы: — Какую сказку вы читали дома? (русская народная сказка «Находчивый солдат») Предлагает выполнить тест, используя модульную систему PROClass. — Каким был солдат? Дайте характеристику. — Какой из героев существовал на самом деле? — Что вы узнали про Петра I из дополнительных источников? — Каким был Петр I? (запишите на доске) |
Отвечают Работают с пультами, отмечают правильный ответ. Высказываются, опираясь на собственный опыт и знания полученные ранее. Рассказывают, что узнали о жизни и правлении Петра. Выписывают на доске: Умный Справедливый Честный Хитрый |
Познавательные учебные умения: используют знания полученные из справочников, энциклопедий. Личностные: проявляет интерес к изучаемому материалу, применяет приобретенные навыки в практической деятельности. |
3.Физ. минутка (0,5 минута) Презентация (слайд 16) (Приложение 2) |
Проводит гимнастику для глаз. -Прикройте глаза ладошками. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо. |
Выполняют гимнастику. |
|
4.Постановка учебной задачи. (2 минуты) Целеполагание и мотивация. Презентация (слайд 17) Мотивация |
Подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока. — Во время физ. минутки я называла антонимы. — Придумайте антонимы к словам, которые вы выписали на доске. — Посмотрите на антонимы. — Как вы думаете, какую подсказку я вам дала? Сегодня вам предстоит определить, с каким видом сказки мы познакомимся. |
Рассуждают, анализируют, делают выводы. Определяют тему урока. Ставят цель урока, его задачи. |
Метапредметные результаты: овладевает способностями ставить цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Регулятивные: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; планирует своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: слушает и понимает речь других; оформляет свои мысли в устной форме. |
5.Знакомство с произведением (12 минут) (Презентация – слайд 18-19) Проверка первичного восприятия Презентация (слайд 20) Презентация (слайд 21) |
Представляет сказку: — Русская народная сказка «Мужик и царь» — Как вы думаете, о чем сказка? Словарная разминка: Горе мыкать Кликнуть клич Попытать счастья Знакомит с трудными словами: Целовальник Харчи Матерый Просит прочитать сказку разными способами:
Стимулирует вопросно-ответную работу. — Понравилась ли вам сказка? — Кто главный герой? Какой он? — Что удивило вас? — Какого царя вы увидели в этой сказке? — Как вы думаете, почему мужик пошел рассказывать сказку царю? — Докажите текстом свое мнение. — Работаем в парах. Задайте друг другу по одному тонкому и толстому вопросу по содержанию сказки. |
Отвечают на вопрос, опираясь на собственные предположения. Отвечают на вопрос, опираясь на собственные знания. Находят в учебнике объяснения, читают. Читают сказку, предполагают, что будет дальше. Отвечают на вопросы, доказывают свое мнение. Находят ответы в учебнике. Придумывают вопросы, задают их соседу по парте, слушают ответы и оценивают их. |
Познавательные учебные умения: прогнозируют содержание сказки до чтения. Коммуникативные учебные умения: участвует в беседе о прочитанной сказке, выражает своё мнение и аргументирует свою точку зрения; оценивает поведение героев с точки зрения морали, формирует свою этическую позицию. Универсальные учебные действия: сравнивает героев произведения; формулирует и высказывает своё впечатление о прочитанной сказке и героях; слушает и читает, понимает прочитанное. Личностные результаты: осознает важность чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя; осмысливает значимость литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознает значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия. Коммуникативные: слушает и понимает речь других; оформляет свои мысли в устной форме. |
6.Анализ сказки (5 минут) Презентация (слайд 22) |
Стимулирует вопросно-ответную работу. — Каким был мужик до того, как отправился к царю? — Как вы думаете, почему мужик завершил рассказ историей о сундуке? — Можно его назвать жадным? -Каким стал мужик в конце сказки? Какие черты характера помогли ему? — А каким оказался царь? — Что бы вы ему посоветовали? -Какому герою вы симпатизируете? Почему? — Над кем посмеялись сочинители сказки? Предлагает рассмотреть иллюстрацию к сказке на странице 39 учебника. — Какой эпизод передаёт это изображение? — Почему вы так решили? — Приведите пример из текста? |
Ребята высказывают свое мнение, отстаивают его, доказывают, спорят. Рассматривают иллюстрацию, находят подпись в книге. |
Коммуникативные учебные умения: участвует в беседе о прочитанной сказке, выражает своё мнение и аргументирует свою точку зрения; оценивает поведение героев с точки зрения морали, формирует свою этическую позицию. Универсальные учебные действия: сравнивает героев произведения; формулирует и высказывает своё впечатление о прочитанной сказке и героях; слушает и читает, понимает прочитанное. |
7.Физ. минутка (0,5 минута) Презентация (слайд 23) (Приложение 2) |
Проводит физ. минутку в стихотворной форме с движениями. |
Выполняют движения. |
|
8.Обобщение ( 10 минут) Презентация (слайд 24) Презентация (слайд 25) |
— Теперь мы с вами можем определить вид нашей сказки, какая она? — Почему она бытовая? — Какова структура сказки? Найдите зачин, концовку, прочитайте. — Какой еще признак сказки вы увидели? — Найдите в сказке пословицу? — Как вы понимаете смысл этой пословицы? Предлагает составить «синквейн», пользуясь учебником. |
Определяют вид сказки, ее структуру, находят зачин и концовку, замечают, что мужик три дня рассказывал сказку. Объясняют пословицу, предполагают, когда можно эту пословицу применить, в какой ситуации. Составляют «синквейны» 1 вариант: царь из сказки «Находчивый солдат» 2 вариант: царь из сказки «Мужик и царь» 3 вариант: солдат из сказки «Находчивый солдат» 4 вариант: мужик из сказки «Мужик и царь» Зачитывают свои варианты. |
Коммуникативные учебные умения: участвует в беседе о прочитанной сказке, выражает своё мнение и аргументирует свою точку зрения; оценивает поведение героев с точки зрения морали, формирует свою этическую позицию; высказывает своё суждение об оформлении и структуре произведения. Универсальные учебные действия: сравнивает героев произведения; формулирует и высказывает своё впечатление о прочитанной сказке и героях; слушает и читает, понимает прочитанное. |
9.Итог урока ( 1 минута) Презентация (слайд 26) |
Подводит итог уроку. — С каким чувством уходите с урока? — Чему научила вас эта сказка? — Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни? Благодарит ребят за работу на уроке. Ставит оценки. |
Подводят итог урока, находят главную мысль сказки, размышляют о себе и своем опыте. |
Личностные результаты: осознает важность чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя; осмысливает значимость литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознает значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия. |
10.Рефлексия (2,5 минуты) Презентация (слайд 27) (Приложение 1) |
Интеллектуальная рефлексия «Радуга успеха» |
Выражают собственное мнение о полученных знаниях. Начинают со слов: Сегодня я узнал…. Теперь я точно умею… Я смог научиться… Мне было трудно… Я захотел узнать… Меня удивило… Мне было интересно… |
Личностные: размышляет, анализирует самого себя (самоанализ), анализирует собственное состояние, дает самостоятельную оценку своей деятельности. |
11.Домашнее задание по выбору (разноуровневое). (0,5 минуты) Презентация (слайд 28) Звучит песня «Песня о сказке» С. Никитин — Ю. Мориц. |
Предлагает разноуровневое задание на выбор. |
Выразительное чтение сказки.
Найти пословицы, которые подойдут к этой сказке. |
Личностные: обосновывает ценность и значимость для себя лично, определяет свой уровень подготовленности к предмету. |
Используемая литература:
- «Моделирование современного урока в условиях реализации ФГОС НОО» Самыкина С.В., Гоннова Н.В. Иванова Л.А., Самара 2018 год.
Приложение 1
Рефлексия «Палец»
Палец — большой вверх для положительный настрой, вниз — для отрицательного.
Рефлексия «Радуга успеха»
Вы предлагаете один из вариантов начала предложения, которое ребенок должен закончить в устной или письменной форме.
Например:
- Сегодня я узнал…
- На уроке я научился…
- Мне было трудно…
- Мне было непонятно…
- Теперь я знаю, что…
- Меня удивило…
- Я бы хотел узнать, почему…
Полный текст статьи см. приложение
Приложения:
- file0.docx.. 459,1 КБ
- file1.pptx.zip.. 5,9 МБ