Ученики четвертого класса Володя и его друг Чечевицын приехали на каникулы в дом к Володе. Все были очень рады их приезду. Случайно сёстры Володи узнали, что мальчики хотят сбежать в Америку на золотые прииски, где их ждут сражения с дикарями, разбойничья жизнь и работа на плантациях…
«Мальчики» читать
— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.
— Володичка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую. — Ах, боже мой!
Вся семья Королевых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: «Бррр!» Мать и тетка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:
— А мы тебя еще вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно? Господи боже мой, да дайте же ему с отцом поздороваться! Что я не отец, что ли?
— Гав! Гав! — ревел басом Милорд, огромный черный пес, стуча хвостом по стенам и по мебели.
Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем; он неподвижно стоял в углу в тени, бросаемой большою лисьей шубой.
— Володичка, а это же кто? — спросила шёпотом мать.
— Ах! — спохватился Володя. — Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас.
— Очень приятно, милости просим! — сказал радостно отец. — Извините, я по-домашнему, без сюртука… Пожалуйте! Наталья, помоги господину Черепицыну раздеться! Господи боже мой, да прогоните эту собаку! Это наказание!
Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломленные шумной встречей и всё еще розовые от холода, сидели за столом и пили чай. Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало на самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чашке. В комнате было тепло, и мальчики чувствовали, как в их озябших телах, не желая уступать друг другу, щекотались тепло и мороз.
— Ну, вот скоро и Рождество! — говорил нараспев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросу. — А давно ли было лето и мать плакала, тебя провожаючи? ан ты и приехал… Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, как старость придет. Господин Чибисов, кушайте, прошу вас, не стесняйтесь! У нас попросту.
Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек. Он о чем-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос.
Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Пока сидели за чаем, он обратился к сестрам только раз, да и то с какими-то странными словами. Он указал пальцем на самовар и сказал:
— А в Калифорнии вместо чаю пьют джин.
Он тоже был занят какими-то мыслями и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.
После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы. Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала:
— Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?
— Господи боже мой, даже ножниц не дают! — отвечал плачущим голосом Иван Николаич и, откинувшись на спинку стула, принимал позу оскорбленного человека, но через минуту опять восхищался.
В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для елки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.
— Сначала в Пермь… — тихо говорил Чечевицын… — оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.
— А Калифорния? — спросил Володя.
— Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом.
Чечевицын весь день сторонился девочек и глядел на них исподлобья. После вечернего чая случилось, что его минут на пять оставили одного с девочками. Неловко было молчать. Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:
— Вы читали Майн-Рида?
— Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко. Он еще раз поднял глаза на Катю и сказал:
— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.
Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:
— А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты.
— А что это такое?
— Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются. Знаете, кто я?
— Господин Чечевицын.
— Нет. Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.
Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него, потом на окно, за которым уже наступал вечер, и сказала в раздумье:
— А у нас чечевицу вчера готовили.
Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а всё думал о чем-то, — всё это было загадочно и странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже всё готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Они узнали, что мальчикам придется пройти пешком несколько тысяч верст, а по дороге сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации. Володя и Чечевицын говорили и в увлечении перебивали друг друга. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».
— Ты смотри же, не говори маме, — сказала Катя Соне, отправляясь с ней спать. — Володя привезет нам из Америки золота и слоновой кости, а если ты скажешь маме, то его не пустят.
Накануне сочельника Чечевицын целый день рассматривал карту Азии и что-то записывал, а Володя, томный, пухлый, как укушенный пчелой, угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел. И раз даже в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал:
— Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!
К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер. Катя и Соня понимали, в чем тут дело, а младшая, Маша, ничего не понимала, решительно ничего, и только при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом:
— Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу.
Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери.
— Так ты не поедешь? — сердито спрашивал Чечевицын. — Говори: не поедешь?
— Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко.
— Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил.
— Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко.
— Ты говори: поедешь или нет?
— Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.
— В таком случае я сам поеду! — решил Чечевицын. — И без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны!
Володя заплакал так горько, что сестры не выдержали и тоже тихо заплакали. Наступила тишина.
— Так ты не поедешь? — еще раз спросил Чечевицын.
— По… поеду.
— Так одевайся!
И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал, пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры.
И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев.
Когда девочки вернулись к себе и одевались, Катя с глазами полными слез сказала:
— Ах, мне так страшно!
До двух часов, когда сели обедать, всё было тихо, но за обедом вдруг оказалось, что мальчиков нет дома. Послали в людскую, в конюшню, во флигель к приказчику — там их не было. Послали в деревню — и там не нашли. И чай потом тоже пили без мальчиков, а когда садились ужинать, мамаша очень беспокоилась, даже плакала. А ночью опять ходили в деревню, искали, ходили с фонарями на реку. Боже, какая поднялась суматоха!
На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала.
Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.
— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.
— Володичка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую.
И Милорд залаял басом: «Гав! гав!» Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и всё спрашивали, где продается порох). Володя, как вошел в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Девочки, дрожа, с ужасом думали о том, что теперь будет, слышали, как папаша повел Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними; и мамаша тоже говорила и плакала.
— Разве это так можно? — убеждал папаша. — Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Нехорошо-с! Вы зачинщик, и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно! Вы где ночевали?
— На вокзале! — гордо ответил Чечевицын.
Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе. Послали куда-то телеграмму и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына.
Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти:
«Монтигомо Ястребиный Коготь».
❤️ 193
🔥 174
😁 167
😢 128
👎 133
🥱 148
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Характеристика главных героев:
Володя и Чечевицын — задумчивые и тихие мальчишки.
О чём-то шептались между собой.
Собирались сбежать в Америку.
Характеристика второстепенных героев:
Катя, Соня и Маша — сёстры Володи.
Умные, воспитанные и находчивые.
Догадались сразу, что с мальчишками что-то не так.
Мать и отец — любящие родители.
Краткое содержание рассказа «Мальчики»
Володя приезжает на Рождественские каникулы домой.
Вместе с ним приезжает его товарищ Чечевицын.
Весь дом замечает, что друзья ведут себя немного странно.
Они были очень тихие и спокойные, можно сказать, даже скрытные.
Не принимали участие в подготовке к празднику.
Заподозрив неладное, три сестры Володи решили подслушать разговоры мальчишек и разузнать, в чём же дело.
Из их разговоров сёстры поняли, что мальчики задумали побег.
Оказывается, они начитались романов про индейцев Америки и решили сбежать.
Сёстры решили не рассказывать то, что узнали родителям, надеясь, что мальчишки привезут из Америки золото.
Именно поэтому побег всё-таки произошёл.
Весь дом стал искать мальчиков и переживать за них.
Но спустя несколько дней беглецов вернули домой.
Володе было очень стыдно за свой поступок, он настолько проникся переживаниями его родных за себя, что даже заболел.
А его друг совсем не переживал, его мать вызвали на следующий день и они уехали.
План рассказа:
- Приезд двух друзей — гимназистов.
- Радостная встреча.
- Странное поведение.
- Раскрытая тайна.
- Переживания Володи.
- Побег.
- Возвращение.
- Угрызения совести.
Основная мысль рассказа «Мальчики»
Главная мысль рассказа в том, что прежде чем что-то делать, нужно подумать о родных.
О том, как они это воспримут.
Основная идея автора заключается в том, что нельзя делать что-то такое, что причинит боль родным и близким.
Нужно быть ответственным за свои поступки.
Чему учит произведение
Рассказ учит ответственности за свои действия.
Учит не совершать поспешных, необдуманных поступков.
Учит думать о тех, кто тебя любит.
Учит не идти на поводу у других, а иметь свою голову на плечах.
Краткий отзыв по рассказу «Детство»
Прочитав этот рассказ, я подумал о том, что мечта иногда может быть глупой и небезопасной.
Мальчики были глупыми, наивными, они очень мало знали об окружающем мире.
Но они были романтиками и их тянули к себе приключения и дальние страны.
Автору удалось очень точно описать характер мальчиков, их стремления и переживания.
Мы видим, что Володя очень любил свою семью и не хотел сделать им больно.
Но он проявил слабость и позволил другу увлечь себя в опасное предприятие.
Мне не понравилось, что сёстры Володи скрыли от родителей планы мальчиков.
Они тоже не понимали, к чему могут они привести.
Но сам Володя мне понравился.
Это добрый и отзывчивый мальчик, немного слабохарактерный.
Он оказался под дурным влиянием, но случившееся стало для него хорошим уроком.
И впредь он уже не станет поступать столь безответственно.
Я всем рекомендую прочитать этот рассказ и подумать над тем, какие поступки достойны уважения, а какие могут принести лишь страдание.
Пословицы к произведению:
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Не лезь воду, не зная броду.
Слабый поневоле добр.
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Язык до Киева доведёт.
Словарь неизвестных слов:
Вакации — каникулы.
Бахрома — тесьма для обшивки ткани.
Исподлобья — из-под насупленных бровей.
Пампа — степь.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже всё готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег.
Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».
Приезд мальчишек
Мальчик Володя собирается приехать домой на рождественские каникулы, его с нетерпением ждёт вся семья. Вдруг кто-то видит подъезжающие сани, все торопятся в сени, чтобы встретить ребёнка. Поднимается страшный шум:
- двери хлопают;
- сестрички кричат;
- повсюду носится взбудораженная собака.
Спустя какое-то время семья замечает ещё одного парня, он скромно стоит в углу. Оказывается, что этот маленький человечек, укутанный в платки и покрытый инеем, является одноклассником Володи.
Это его близкий товарищ по фамилии Чечевицын, которого он пригласил к себе погостить.
Семья с радостью знакомится с пареньком и хлопочет над ним, чтобы он мог чувствовать себя уютно в их доме. Они наливают чай и садятся за стол.
Сестрички главного героя, Маша, Соня и Катя, не отрывают глаз от Чечевицына, покрытого веснушками.
Этот парень не слишком симпатичен, у него:
- пухлые губы;
- узкие глаза;
- щетинистые волосы.
Если бы не гимназическая куртка, то его бы запросто можно было принять за сынка кухарки.
За весь вечер он не проронил ни слова и ни разу не растянул губы в улыбке. Сестры Володи подумали, что это, скорее всего, очень умный парень.
Короткий пересказ «Мальчиков» Чехова
Рассказ «Мальчики» Чехов краткое содержание:
Приехал Володя с другом домой. Мать и тётка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный чёрный пёс.
Володя представил своего друга Чечевицына. Сказал, что привёз его погостить. Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломлённые шумной встречей, сидели за столом и пили чай. В комнате было тепло.
Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками.
Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек.
Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.
После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки.
В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.
Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а все думал о чем-то, — все это было странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор.
Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже все готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».
Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Володя сомневался, но все-таки поехал.
На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала. Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.
Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и все спрашивали, где продаётся порох). Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Папаша повёл Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними.
Послали телеграмму, и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына. Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Это интересно: Повесть Н. Дубова «Мальчик у моря», написанная в 1963 году, повествует о том, что человек с большим и добрым сердцем обязательно найдет свою звезду и многого добьется. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Мальчик у моря» по главам. Сжатый пересказ можно использовать для читательского дневника.
Странное поведение ребят
Девчонкам показалось, что на этот раз и их брат был каким-то угрюмым и задумчивым. Обычно он много разговаривал и смеялся, но сегодня это был совсем другой человек. Создавалось впечатление, что он вовсе не рад своему приезду домой и встрече с близкими. Парень был погружен в себя, он всё время напряжённо о чём-то размышлял. Друзья изредка переглядывались, было видно, что они думают об одном и том же.
Когда Чечевицын оставался с девочками наедине, он рассказывал им о Диком Западе, об индейцах, мустангах и москитах, чтобы избежать неловкой паузы.
Постоянные перешёптывания с братом выглядели очень подозрительными, и сёстры приняли решение наблюдать за парнями. Они должны выяснить во что бы то ни стало, что затеяли мальчики.
Подслушав одну из бесед, девочки понимают, в чём дело. Оказывается, парни намерены отправиться в Америку.
Они уже запаслись всем необходимым, у них есть:
- четыре рубля;
- ножи;
- пистолет;
- засушенный хлеб;
- компас;
- увеличительное стекло.
Не зная, что их подслушивают, парни рассказывают друг другу, как они будут искать золото и добывать слоновую кость, драться с индейцами и охотиться на бизонов.
Сестры Володи не собираются рассказывать матери и отцу о том, что они узнали. Они хотят, чтобы брат привёз им подарки из Америки, поэтому намерены молчать.
Неудавшийся побег
Перед Сочельником у Володи сдают нервы, он начинает рыдать навзрыд. Он страстно желает воплотить намеченный план, но вместе с тем и очень боится, что что-то пойдёт не так. К тому же он волнуется за мать, которая однозначно расстроится, когда он пропадёт. Тем не менее настойчивый Чечевицын приводит друга в чувство и уверяет, что нельзя отказываться от побега.
В назначенный день Катя и Соня просыпаются пораньше, чтобы посмотреть, как парни будут реализовывать свой грандиозный план. Мальчики незаметно убегают из дома, но вскоре родители замечают их исчезновение и начинают активные поиски, подняв на ноги всё село. Парней повсюду пытаются найти, их удаётся отыскать только спустя сутки. Мальчиков задерживают в Гостином дворе, где они ищут порох.
Увидев мать, Володя заплакал и кинулся её обнимать. Отец повёл парней к себе в кабинет и там долго с ними о чем-то разговаривал. Взрослые отправили телеграмму матери Чечевицына, которая примчалась на следующий день за сыном. Когда парень уезжал, у него было суровое выражение лица, не выдающее никаких эмоций. Прощаясь с сёстрами приятеля, он не вымолвил ни слова.
Володя очень переживал из-за случившегося и чувствовал себя безмерно виноватым перед родными. Из-за своих волнений он даже заболел. Что касается Чечевицына, то он не испытывал никаких угрызений совести.
Таким образом, в своей повести Антон Чехов описал мечту многих мальчиков. Автор хорошо раскрыл тему инфантильности подростков и взаимоотношений с родителями, ответственности ребят за своё поведение.
Чехов «Мальчики» очень краткое содержание
«Мальчики» Чехов краткое содержание для читательского дневника:
Из гимназии на зимние вакации приехал Володя и привез с собой Чечевицына. Мальчики вели себя сдержанно и таинственно, и младшие девочки решили подслушать их разговоры и узнать тайны.
Из подслушанной беседы они узнали о планах ребят убежать в Америку, воевать на стороне индейцев, мыть в реках золото и пить ром. Оказывается, у них уже было все собрано: деньги, провиант, карты, и мальчики распланировали свой маршрут.
Володя сомневался и колебался, ему было жалко мать и сестер, а Чечевицын, называвший себя Монтигомо Ястребиный коготь, уговаривал его не трусить и соблазнял интересными приключениями.
Наутро мальчики исчезли, но полиция скоро обнаружила их на Гостином дворе, где они искали порох. На следующий день вызванная телеграммой приехала мама Чечевицына и увезла сына домой.
Вывод:
Во все времена мальчики-подростки стремились к приключениям и авантюрам, им казалась скучной размеренная жизнь дома и учеба в гимназии, они хотели, как можно быстрее стать взрослыми и окунуться в кипучую жизнь. Чехов с присущим ему мастерством показал внутренний мир подростков, их переживания и стремления.
Образ Володи
Говорят, что на написание рассказа Чехова вдохновила встреча в Москве с двумя гимназистами, которые играли в индейцев в Нескучном саду. «Мальчики» — прозаическое произведение. Его герои вовсе не идеальны. Подобно призме они пропускают сквозь себя веяния своего времени и невольно подвергаются воздействию общества. Это обыкновенные люди, обладающие своими недостатками, но, вместе с тем, ведомые добрыми помыслами.
Автор во многом противопоставляет парней друг другу. Это касается не только характеристик их внешности, но также и внутренних качеств.
Облик Чечевицына Чехов описывает более подробно. Несмотря на свою угрюмость, этот парень является лидером в общении с Володей. Родители не узнают сына, который всегда был болтуном и весельчаком. Он кажется сердитым и неприветливым, этим он походит на друга.
Чечевицын внушил Володе мысль о том, что им во что бы то ни стало надо бежать в Америку, преодолевая тысячи километров и убивая диких животных, которые будут попадаться на пути. Зато по итогу их будет ожидать вознаграждение в качестве трофеев с индейских резерваций. Володя соглашается на эту авантюру, поддавшись воздействию приятеля и начитавшись увлекательных книжек о приключениях в дальние страны. Однако, встретившись с родными, начинает ощущать неуверенность. Ему уже не хочется никуда бежать, он переживает за маму, которая будет волноваться за пропавшего сына.
Парень желает побыть под кровом уютного дома, он колеблется и говорит об этом приятелю, который стремится его уговорить довести дело до конца. В итоге побеждает моральная сторона вопроса, ведь Володя дал другу слово поддержать эту идею.
Приятель главного героя
В отличие от Володи, Чечевицын не страдает от душевных терзаний. Он мечтает как можно скорее совершить побег. Он не знает, что такое тепло домашнего очага и забота близких, поэтому его ничего не держит. Для этого гимназиста семейные ценности не имеют такого большого значения. Он отличается решимостью и суровостью.
Володя вовсе не такой. Он привязан всем сердцем к своим близким, хоть и стремится показать обратное в силу особенностей своего подросткового возраста. Вместе с этим, мальчик, так же как и его друг, мечтает об Америке. Чтобы исполнить своё желание, он готов пренебречь самым дорогим и ценным. Подобное решение даётся ему с большим трудом. Парень принимает его под давлением более напористого приятеля. Характеристика главных героев позволяет понять, что их происхождения прямо противоположны.
То, что случилось, парни переживают совершенно по-разному. Если Володя чувствует себя подавленным и виноватым перед родителями, которым он причинил беспокойство и боль, то Чечевицын, напротив, горд своим поступком.
Ему нет дела до того, что он заставил кого-то переживать и волноваться. Этот мальчик нисколько не обременён чувством ответственности.
Главные герои
Чехов противопоставляет двух мальчиков друг другу буквально во всём: начиная от внешности и заканчивая их моральными принципами. Володя внешне охарактеризован кратко, тогда как портрет его приятеля прописан буквально до мелочей. Характеристика главных персонажей:
- Володя Королёв — гимназист, пухлый и белый, всегда весёлый и разговорчивый, но теперь, под влиянием своего друга, ставший таким же угрюмым и задумчивым. Увлекается чтением книг Майн Рида, грезит об Америке, золоте и индейцах. Можно сказать, что он очень добропорядочный, хорошо воспитанный, искренне любящий свою семью и привязанный к ней. В нём воспитаны благородство и чуткость, он заботится о близких и с трепетом относится к маме, думая в первую очередь о том, что его побег её огорчит. По характеру он более мягкий, чем Чечевицын: может заплакать от волнения и терзаний, а также довольно быстро сдаётся под натиском уверенного приятеля. Набожен и искренне просит помощи у Бога, перекрестившись у иконы и молясь за свою бедную маму.
- Чечевицын — гимназист, ученик второго класса. Такого же возраста и роста, как Володя, но худой, смуглый, покрыт веснушками. Имеет щетинистые волосы, узенькие глаза, толстые губы, злой взгляд исподлобья. Некрасив, и если бы не гимназическая куртка, то его можно было принять за сына кухарки. Угрюмый, молчаливый, за всё время в гостях ни разу не улыбнулся, но на девочек произвёл впечатление «очень умного и учёного человека», поскольку был задумчив. Позже они увидели в нём настоящего героя, необыкновенного, замечательного и неустрашимого путешественника. Он решительный, смелый, отчаянный, суровый, гордый и азартный, в своих убеждениях и ради своей заветной мечты готов идти до конца, даже расстраивая близких людей. Но для него не важны семейные ценности, из чего можно сделать вывод, что ему неведомы тепло семейного очага и такая родительская любовь и забота, какой окутывают Володю.
- Отец и глава семейства, Иван Николаевич — интеллигентен, уважительно относится к собственному сыну, любит своих детей и вместе с ними готовится к Рождеству, вырезая украшения на ёлку. В конце рассказа, вызвав мальчиков к себе в кабинет после побега, проводит с ними воспитательную беседу и учит их вечным постулатам — что такое хорошо и что такое плохо.
- Мать — заботливая женщина, которая очень любит своих детей и страшно волнуется, когда Володя убегает из дома. Она плачет и надеется, что сын будет найден.
- Катя, Соня, Маша — младшие сёстры Володи, самой старшей из которых одиннадцать лет. Романтичные натуры, весёлые и немного боязливые, поскольку не рассказали родителям о подслушанном разговоре о побеге мальчиков. Маша всегда задумчиво говорит про чечевицу, когда видит Чечевицына.
Главные герои «Мальчиков» Чехова имеют говорящие фамилии, но здесь заметна ирония: Володя Королёв, несмотря на такую громкую фамилию, не является лидером, а идёт на поводу у Чечевицына, которого автор неслучайно сравнивает с «кухаркиным» сыном.
Противопоставление персонажей наблюдается и в конце рассказа: Володя искренне раскаивался, бросился матери на шею, а потом лежал, и ему к голове прикладывали смоченное в уксусе полотенце. Чечевицын же, наоборот, гордился побегом и гордо ответил, что они ночевали на вокзале. Прощаясь с девочками, он выглядел сурово и надменно и в знак памяти написал у них в тетрадке: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Это говорит о том, что и после произошедшего он не отказался от своей мечты о побеге в Америку.
Краткая аннотация и характеристика второстепенных персонажей произведения:
«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа
год назад · 817 просмотров
А. П. Чехов, «Мальчики». Краткое содержание для читательского дневника, кратчайшее изложение рассказа. Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Краткий анализ: тема, проблема и герои рассказа.
Иллюстрации Татьяны Шишмарёвой и Анатолия Иткина
«Мальчики» — рассказ А. П. Чехова, написанный в 1887 году. В то время молодой писатель публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте.
В произведении рассказывается про двух гимназистов-второклассников, которые начитались приключенческих романов и под Рождество решили сбежать в Америку.
Иллюстрация Анатолия Иткина
Полный текст и аудио
Полный текст рассказа «Мальчики» можно прочитать в «Викитеке».
Аудиоверсия доступна на YouTube:
Краткое содержание
Гимназист Володя Королёв, ученик второго класса, возвращается домой на Рождество. С ним приезжает однокашник по фамилии Чечевицын — смуглый и неразговорчивый мальчик.
Иллюстрация Анатолия Иткина
Сёстры Катя, Соня и Маша замечают, что Володя в этот раз не весел и болтлив как обычно, а напряжён и скрытен. Когда девочки делают из бумаги украшения для рождественской ёлки, мальчики держатся особняком и им не помогают.
Чечевицын — поклонник романов Майна Рида. Девочкам он представляется индейским именем: «Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».
Иллюстрация Анатолия Иткина
Из подслушанного разговора сёстры узнают, что Володя и Чечевицын готовятся к побегу в Америку. Ребята начитались приключенческих книг, и теперь им хочется попасть в Калифорнию, штат «золотой лихорадки». По пути они собираются кормиться охотой и грабежом, сражаться с врагами, и вообще готовятся пережить массу приключений.
Иллюстрация Татьяны Шишмарёвой
Романтик Чечевицын мечтает о путешествии в Америку, а вот Володя побаивается убегать из дома: «Я не струсил, а мне… мне маму жалко». Наконец Чечевицын убеждает его отправляться в путь немедленно.
К обеду обнаруживается, что мальчики пропали из дома. Семья беспокоится и пытается их разыскать. Лишь на другой день к дому подъезжают розвальни, на которых привозят мальчиков: ребят обнаружили в городе, где они пытались купить порох, и вернули домой.
Иллюстрация Анатолия Иткина
Володя плачет, а Чечевицын с гордостью сообщает, что они ночевали на вокзале. Отец уводит мальчиков в кабинет и отчитывает: «Разве это так можно? Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат».
На следующий день мать забирает Чечевицына домой. Гимназист держится с достоинством и оставляет одной из володиных сестёр свой автограф — «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Анализ рассказа «Мальчики»
Тема чеховского рассказа — детство. Писатель в шутливой форме поднимает проблему разрыва между миром детей и миром взрослых. Мальчики наивно мечтают о приключениях в Америке, абсолютно не похожих на окружающую их реальность провинциального городка, и повергают родителей в ужас своим побегом.
Психологизм рассказа построен на противопоставлении двух характеров: суровый мечтатель Чечевицын подчиняет своей воле добродушного Володю, убеждая вместе сбежать из дома. Показано, как по-разному мальчики относятся к предстоящему бегству: Чечевицын предвкушает авантюру, а Володя молится, чтобы Бог пожалел его маму. Когда план побега срывается, Володя рыдает от облегчения и раскаяния, а Чечевицын явно гордится своим поступком.
Иллюстрация Татьяны Шишмарёвой
Рассказ проникнут тёплой рождественской атмосферой. Гостеприимный дом, любящие родители, подготовка к празднику — всё это противопоставлено мечтам мальчиков, которые воображают, будто вскоре навсегда уедут в далёкую Америку, полную опасностей и приключений.
Чехов, как это ему свойственно, воздерживается от оценок происходящего, а лишь описывает людей и события, оставляя их на суд читателя. В произведении нет поучений или морали. Писатель не объясняет, хороши или плохи Володя с Чечевицыным. Мальчики во все времена будут грезить о далёких странах и всегда будут заставлять родителей нервничать. На то они и мальчики.
На чтение 8 мин. Опубликовано 06.04.2020
Антон Чехов написал своё произведение «Мальчики» в 1887 году. В нём автору удалось мастерски раскрыть движения детской души, непонятные взрослым. Рассказ Чехова рекомендован для чтения в детском кругу. Если нет времени, можно ознакомиться с кратким содержанием «Мальчиков», но всё же лучше изучить оригинальную версию.
Содержание
- Приезд мальчишек
- Странное поведение ребят
- Неудавшийся побег
- Образ Володи
- Приятель главного героя
- Темы, проблемы, главная мысль
Приезд мальчишек
Мальчик Володя собирается приехать домой на рождественские каникулы, его с нетерпением ждёт вся семья. Вдруг кто-то видит подъезжающие сани, все торопятся в сени, чтобы встретить ребёнка. Поднимается страшный шум:
- двери хлопают;
- сестрички кричат;
- повсюду носится взбудораженная собака.
Спустя какое-то время семья замечает ещё одного парня, он скромно стоит в углу. Оказывается, что этот маленький человечек, укутанный в платки и покрытый инеем, является одноклассником Володи.
Это его близкий товарищ по фамилии Чечевицын, которого он пригласил к себе погостить.
Семья с радостью знакомится с пареньком и хлопочет над ним, чтобы он мог чувствовать себя уютно в их доме. Они наливают чай и садятся за стол.
Сестрички главного героя, Маша, Соня и Катя, не отрывают глаз от Чечевицына, покрытого веснушками.
Этот парень не слишком симпатичен, у него:
- пухлые губы;
- узкие глаза;
- щетинистые волосы.
Если бы не гимназическая куртка, то его бы запросто можно было принять за сынка кухарки.
За весь вечер он не проронил ни слова и ни разу не растянул губы в улыбке. Сестры Володи подумали, что это, скорее всего, очень умный парень.
Странное поведение ребят
Девчонкам показалось, что на этот раз и их брат был каким-то угрюмым и задумчивым. Обычно он много разговаривал и смеялся, но сегодня это был совсем другой человек. Создавалось впечатление, что он вовсе не рад своему приезду домой и встрече с близкими. Парень был погружен в себя, он всё время напряжённо о чём-то размышлял. Друзья изредка переглядывались, было видно, что они думают об одном и том же.
Когда Чечевицын оставался с девочками наедине, он рассказывал им о Диком Западе, об индейцах, мустангах и москитах, чтобы избежать неловкой паузы.
Постоянные перешёптывания с братом выглядели очень подозрительными, и сёстры приняли решение наблюдать за парнями. Они должны выяснить во что бы то ни стало, что затеяли мальчики.
Подслушав одну из бесед, девочки понимают, в чём дело. Оказывается, парни намерены отправиться в Америку.
Они уже запаслись всем необходимым, у них есть:
- четыре рубля;
- ножи;
- пистолет;
- засушенный хлеб;
- компас;
- увеличительное стекло.
Не зная, что их подслушивают, парни рассказывают друг другу, как они будут искать золото и добывать слоновую кость, драться с индейцами и охотиться на бизонов.
Сестры Володи не собираются рассказывать матери и отцу о том, что они узнали. Они хотят, чтобы брат привёз им подарки из Америки, поэтому намерены молчать.
Неудавшийся побег
Перед Сочельником у Володи сдают нервы, он начинает рыдать навзрыд. Он страстно желает воплотить намеченный план, но вместе с тем и очень боится, что что-то пойдёт не так. К тому же он волнуется за мать, которая однозначно расстроится, когда он пропадёт. Тем не менее настойчивый Чечевицын приводит друга в чувство и уверяет, что нельзя отказываться от побега.
В назначенный день Катя и Соня просыпаются пораньше, чтобы посмотреть, как парни будут реализовывать свой грандиозный план. Мальчики незаметно убегают из дома, но вскоре родители замечают их исчезновение и начинают активные поиски, подняв на ноги всё село. Парней повсюду пытаются найти, их удаётся отыскать только спустя сутки. Мальчиков задерживают в Гостином дворе, где они ищут порох.
Увидев мать, Володя заплакал и кинулся её обнимать. Отец повёл парней к себе в кабинет и там долго с ними о чем-то разговаривал. Взрослые отправили телеграмму матери Чечевицына, которая примчалась на следующий день за сыном. Когда парень уезжал, у него было суровое выражение лица, не выдающее никаких эмоций. Прощаясь с сёстрами приятеля, он не вымолвил ни слова.
Володя очень переживал из-за случившегося и чувствовал себя безмерно виноватым перед родными. Из-за своих волнений он даже заболел. Что касается Чечевицына, то он не испытывал никаких угрызений совести.
Таким образом, в своей повести Антон Чехов описал мечту многих мальчиков. Автор хорошо раскрыл тему инфантильности подростков и взаимоотношений с родителями, ответственности ребят за своё поведение.
Образ Володи
Говорят, что на написание рассказа Чехова вдохновила встреча в Москве с двумя гимназистами, которые играли в индейцев в Нескучном саду. «Мальчики» — прозаическое произведение. Его герои вовсе не идеальны. Подобно призме они пропускают сквозь себя веяния своего времени и невольно подвергаются воздействию общества. Это обыкновенные люди, обладающие своими недостатками, но, вместе с тем, ведомые добрыми помыслами.
Автор во многом противопоставляет парней друг другу. Это касается не только характеристик их внешности, но также и внутренних качеств.
Облик Чечевицына Чехов описывает более подробно. Несмотря на свою угрюмость, этот парень является лидером в общении с Володей. Родители не узнают сына, который всегда был болтуном и весельчаком. Он кажется сердитым и неприветливым, этим он походит на друга.
Чечевицын внушил Володе мысль о том, что им во что бы то ни стало надо бежать в Америку, преодолевая тысячи километров и убивая диких животных, которые будут попадаться на пути. Зато по итогу их будет ожидать вознаграждение в качестве трофеев с индейских резерваций. Володя соглашается на эту авантюру, поддавшись воздействию приятеля и начитавшись увлекательных книжек о приключениях в дальние страны. Однако, встретившись с родными, начинает ощущать неуверенность. Ему уже не хочется никуда бежать, он переживает за маму, которая будет волноваться за пропавшего сына.
Парень желает побыть под кровом уютного дома, он колеблется и говорит об этом приятелю, который стремится его уговорить довести дело до конца. В итоге побеждает моральная сторона вопроса, ведь Володя дал другу слово поддержать эту идею.
Приятель главного героя
В отличие от Володи, Чечевицын не страдает от душевных терзаний. Он мечтает как можно скорее совершить побег. Он не знает, что такое тепло домашнего очага и забота близких, поэтому его ничего не держит. Для этого гимназиста семейные ценности не имеют такого большого значения. Он отличается решимостью и суровостью.
Володя вовсе не такой. Он привязан всем сердцем к своим близким, хоть и стремится показать обратное в силу особенностей своего подросткового возраста. Вместе с этим, мальчик, так же как и его друг, мечтает об Америке. Чтобы исполнить своё желание, он готов пренебречь самым дорогим и ценным. Подобное решение даётся ему с большим трудом. Парень принимает его под давлением более напористого приятеля. Характеристика главных героев позволяет понять, что их происхождения прямо противоположны.
То, что случилось, парни переживают совершенно по-разному. Если Володя чувствует себя подавленным и виноватым перед родителями, которым он причинил беспокойство и боль, то Чечевицын, напротив, горд своим поступком.
Ему нет дела до того, что он заставил кого-то переживать и волноваться. Этот мальчик нисколько не обременён чувством ответственности.
Темы, проблемы, главная мысль
Основной темой рассказа является детство, выражающееся в сильном желании подростков отправиться в далёкую страну, о которой написано так много книг. Друзья абсолютно не готовы к самостоятельной жизни, они не понимают, какие ужасные последствия может иметь их решение, продолжая пребывать в мире своих детских фантазий.
Чехов затрагивает в своём произведении проблемы общения родителей и детей, он описывает разницу в мировоззрении одногодок. Автор уделяет внимание такому вопросу, как расстановка приоритетов в мышлении детей. Если один из них с лёгкостью может чем-то поступиться и пренебречь, то другой не в состоянии это сделать.
Что касается отца Володи, то он демонстрирует уважительное отношение к сыну. Ему удалось заложить в сознание ребёнка правильные постулаты, которыми следует руководствоваться по жизни. Его сын отлично понимает, что такое хорошо, а что такое плохо.
На примере Володиного друга читатель наблюдает противоположную картину. Видно, что парень не знает, что такое родительская любовь и должное воспитание. Из-за этих нехваток у него и сформировалась неадекватная претензия к самостоятельности.
Рассказ Чехова «Мальчики» учит тому, как важно поддерживать правильные отношения между старшими и младшими. Родители должны ответственно относиться к воспитанию своих детей. Ведь на самых ранних этапах формирования личности пример старших является наиболее показательным.
Таким образом, идея рассказа — желание автора напомнить людям о том, что всегда следует оценивать последствия совершённого поступка. Нужно стараться заранее просчитать свои действия. Если же плохой исход неизбежен, вероятно, лучше отказаться от принятого решения. Автор ставит во главу угла тему важности семьи.
Читать произведение будет интересно как ребёнку, так и взрослому. Если мало времени, наилучшим решением окажется ознакомление с пересказом.