Ученики четвертого класса Володя и его друг Чечевицын приехали на каникулы в дом к Володе. Все были очень рады их приезду. Случайно сёстры Володи узнали, что мальчики хотят сбежать в Америку на золотые прииски, где их ждут сражения с дикарями, разбойничья жизнь и работа на плантациях…
«Мальчики» читать
— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.
— Володичка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую. — Ах, боже мой!
Вся семья Королевых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: «Бррр!» Мать и тетка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:
— А мы тебя еще вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно? Господи боже мой, да дайте же ему с отцом поздороваться! Что я не отец, что ли?
— Гав! Гав! — ревел басом Милорд, огромный черный пес, стуча хвостом по стенам и по мебели.
Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем; он неподвижно стоял в углу в тени, бросаемой большою лисьей шубой.
— Володичка, а это же кто? — спросила шёпотом мать.
— Ах! — спохватился Володя. — Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас.
— Очень приятно, милости просим! — сказал радостно отец. — Извините, я по-домашнему, без сюртука… Пожалуйте! Наталья, помоги господину Черепицыну раздеться! Господи боже мой, да прогоните эту собаку! Это наказание!
Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломленные шумной встречей и всё еще розовые от холода, сидели за столом и пили чай. Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало на самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чашке. В комнате было тепло, и мальчики чувствовали, как в их озябших телах, не желая уступать друг другу, щекотались тепло и мороз.
— Ну, вот скоро и Рождество! — говорил нараспев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросу. — А давно ли было лето и мать плакала, тебя провожаючи? ан ты и приехал… Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, как старость придет. Господин Чибисов, кушайте, прошу вас, не стесняйтесь! У нас попросту.
Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек. Он о чем-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос.
Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Пока сидели за чаем, он обратился к сестрам только раз, да и то с какими-то странными словами. Он указал пальцем на самовар и сказал:
— А в Калифорнии вместо чаю пьют джин.
Он тоже был занят какими-то мыслями и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.
После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы. Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала:
— Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?
— Господи боже мой, даже ножниц не дают! — отвечал плачущим голосом Иван Николаич и, откинувшись на спинку стула, принимал позу оскорбленного человека, но через минуту опять восхищался.
В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для елки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.
— Сначала в Пермь… — тихо говорил Чечевицын… — оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.
— А Калифорния? — спросил Володя.
— Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом.
Чечевицын весь день сторонился девочек и глядел на них исподлобья. После вечернего чая случилось, что его минут на пять оставили одного с девочками. Неловко было молчать. Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:
— Вы читали Майн-Рида?
— Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко. Он еще раз поднял глаза на Катю и сказал:
— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.
Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:
— А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты.
— А что это такое?
— Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются. Знаете, кто я?
— Господин Чечевицын.
— Нет. Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.
Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него, потом на окно, за которым уже наступал вечер, и сказала в раздумье:
— А у нас чечевицу вчера готовили.
Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а всё думал о чем-то, — всё это было загадочно и странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже всё готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Они узнали, что мальчикам придется пройти пешком несколько тысяч верст, а по дороге сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации. Володя и Чечевицын говорили и в увлечении перебивали друг друга. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».
— Ты смотри же, не говори маме, — сказала Катя Соне, отправляясь с ней спать. — Володя привезет нам из Америки золота и слоновой кости, а если ты скажешь маме, то его не пустят.
Накануне сочельника Чечевицын целый день рассматривал карту Азии и что-то записывал, а Володя, томный, пухлый, как укушенный пчелой, угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел. И раз даже в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал:
— Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!
К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер. Катя и Соня понимали, в чем тут дело, а младшая, Маша, ничего не понимала, решительно ничего, и только при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом:
— Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу.
Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери.
— Так ты не поедешь? — сердито спрашивал Чечевицын. — Говори: не поедешь?
— Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко.
— Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил.
— Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко.
— Ты говори: поедешь или нет?
— Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.
— В таком случае я сам поеду! — решил Чечевицын. — И без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны!
Володя заплакал так горько, что сестры не выдержали и тоже тихо заплакали. Наступила тишина.
— Так ты не поедешь? — еще раз спросил Чечевицын.
— По… поеду.
— Так одевайся!
И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал, пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры.
И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев.
Когда девочки вернулись к себе и одевались, Катя с глазами полными слез сказала:
— Ах, мне так страшно!
До двух часов, когда сели обедать, всё было тихо, но за обедом вдруг оказалось, что мальчиков нет дома. Послали в людскую, в конюшню, во флигель к приказчику — там их не было. Послали в деревню — и там не нашли. И чай потом тоже пили без мальчиков, а когда садились ужинать, мамаша очень беспокоилась, даже плакала. А ночью опять ходили в деревню, искали, ходили с фонарями на реку. Боже, какая поднялась суматоха!
На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала.
Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.
— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.
— Володичка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую.
И Милорд залаял басом: «Гав! гав!» Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и всё спрашивали, где продается порох). Володя, как вошел в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Девочки, дрожа, с ужасом думали о том, что теперь будет, слышали, как папаша повел Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними; и мамаша тоже говорила и плакала.
— Разве это так можно? — убеждал папаша. — Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Нехорошо-с! Вы зачинщик, и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно! Вы где ночевали?
— На вокзале! — гордо ответил Чечевицын.
Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе. Послали куда-то телеграмму и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына.
Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти:
«Монтигомо Ястребиный Коготь».
❤️ 193
🔥 174
😁 167
😢 128
👎 133
🥱 148
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Составить вопросы к рассказу «Мальчики» Чехова помогут разные примеры. Проверочная работа (тест) и викторина по рассказу Чехова «Мальчики» лучше запомнить сюжет произведения и подготовиться к уроку
Содержание
- 10 вопросов по рассказу «Мальчики» Чехов
- Рассказ «Мальчики» ответы на вопросы 5 класс
- Тест по рассказу Чехова «Мальчики» 4 класс с ответами
10 вопросов по рассказу «Мальчики» Чехов
Вариант 1:
1) Какой праздник все ждали, когда приехал Володя? (Рождество).
2) Как звали сестер Володи и сколько их было? (три, это Маша, Катя и Соня).
3) Как зовут друга Володи? (Чечевицын. Он ученик второго класса).
4) Каким был Володя, когда приехал с Чечевицыным? (не играл, тихим, постоянно о чем-то шептался).
5) Куда собирались бежать мальчики? (в Америку).
6) Как звали собаку из рассказа «Мальчики»? (Собаку звали Милорд).
7) Что рассматривали Володя и Чечевицын? (Карту, они планировали свое приключение).
Какими качествами обладал Чечевицын? (Смелость, решительность).
9) Кто был главнее Володя или Чечевицын? (Заводилой был Чечевицын).
10) Как отреагировали родители на исчезновение Володи и Чечевицына? (стали их искать, мама плакала).
Вариант 2:
1)Почему Чечевицын не разговаривал с девочками?
2)Что могло случится с мальчиками когда они собирались в путешествие?
3)Почему родители Володи ругали их?
4)Почему мама плакала?
5)Из-за чего плакал Володя?
6)Как хвалил Чечевицын Америку?
7) Почему Чечевицын гордился тем что они ночевали на скамейке?
8)Почему мать Володи плакала проважающей сына?
9) Почему Володя из рассказа Чехова «мальчики» не хотел бежать в тёплые страны?
10)Почему Чечевицын написал в тетрадке у Кати Монтигимо Ястребинный Коготь?
Рассказ «Мальчики» ответы на вопросы 5 класс
Почему Чехов назвал свой рассказ «Мальчики»?
Как Чечевицын познакомился с Володей?
Как называл себя гимназист Чечевицын из рассказа «Мальчики»?
Откуда приехал Володя из рассказа «Мальчики»?
Какую тайну подслушали девочки ?
Почему мальчики из рассказа Чехова хотели сбежать в Америку?
Что товарищи приготовили для дороги ?
Как Володя чувствовал себя перед побегом ?
Как чувствовал себя Чечевицын?
Когда и кто привез ребят после побега?
Как прощался Чечевицын с девочками?
Тест по рассказу Чехова «Мальчики» 4 класс с ответами
1. Какая фамилия была у Володи?
А. Царёв
Б. Королёв
В.Боярский
2. Чем были покрыты гимназическое пальто, фуражка, калоши Володи?
А. пушистым снегом
Б. капельками воды
В. инеем
3. Как звали чёрного пса?
А. Маркиз
Б. Милорд
В. Виконт
4. Кто приехал вместе с Володей?
А. товарищ Крупицын, ученик третьего класса
Б. товарищ Чечевицын, ученик второго класса
В. товарищ Пшеницын, ученик четвертого класса
5. Сколько лет было старшей сестре Володи?
А. 13
Б. 11
В. 9
6. Как звали сестёр Володи.
А. Ира, Алла, Наташа
Б. Оля, Света, Даша
В. Катя, Соня, Маша
7. Приближение какого праздника ожидала семья Володи?
А. Рождества
Б. Пасхи
В. Нового года
8. Какой работой стали заниматься отец и девочки, когда мальчики пошли в детскую?
А. они делали из цветного картона звезду
Б. они делали из мишуры ёлочные украшения
В. они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки
9. О чём узнали девочки, подслушав разговор брата и товарища?
А. мальчики собирались бежать куда — то в Америку
Б. мальчики собирались помочь родителям по дому
В. мальчики собирались искать клад в лесу
10. Как выглядел Чечевицын?
А. был высоким и толстым
Б. был худым, смуглям и веснушчатым
В. был плотным и белокожим
11. Что подумали о Чечевицыне сестры Володи?
А. он глупый и необразованный человек
Б. он очень невежливый и невоспитанный
В. он очень умный и образованный человек
12.Как вел себя Володя в день перед бегством?
А. плакал и не хотел бежать
Б. сильно волновался, но старался не подавать вида
В. как обычно
13. Что обнаружили родители Володи за обедом?
А. что мальчиков нет дома
Б. что девочки весь день просидели без работы
В. что младшая сестра ушла на улицу без разрешения
14. О чём спрашивали прохожих мальчики, когда приехали в город?
А. где можно купить тушёнку?
Б. где можно купить спички и фонарик?
В. где продаётся порох?
15. Где задержали мальчиков?
А. на станции
Б. в городе, на вокзале
В. в городе, в Гостином дворе
На чтение 5 мин Просмотров 22.2к. Опубликовано 08.11.2021
⭐⭐⭐⭐⭐ «Мальчики» за 1 минуту и подробно за 3 минуты.
Очень краткий пересказ рассказа «Мальчики»
В семействе Королевых радость. На рождественские каникулы домой возвращается сын Володя гимназист 2 класса. За компанию с ним приезжает одноклассник, неприметный замкнутый мальчик – господин Чечевицын. Родители, сестры, прислуга и даже пес Милорд бурно приветствуют гостей.
Володечка не играет с сёстрами, не желает участвовать в приготовлениях к празднику. Вместо привычных занятий молодой человек все время шушукается с товарищем. Сестрицы Катя и Соня подслушивают разговоры мальчиков и понимают, юные авантюристы готовятся бежать в Америку.
У ребят собран целый арсенал для дальнего и трудного приключения. Володя сомневается, он жалеет бедную маму. Серьезно настроенный Чечевицын в гневе, он уговаривает друга, и ребята исчезают из дома. На следующий день беглецов находят в ближайшем городке, где отчаянные путешественники – Чечевицын или как он себя называет Монтигомо Ястребиный Коготь и его Белый брат-Володя – пытались купить порох.
Ребят возвращают домой. Испуганный Володя рад. А за Чечевицыным приезжает мама, и он гордо удаляется, оставив Кате на память подпись индейского вождя.
Главные герои и их характеристика:
- Володя Королев – гимназист, ученик 2 класса, пухлый подросток и домашний мальчик.
- Чечевицын – друг и одноклассник Володи, молчаливый мальчик, склонный к авантюрам.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Иван Николаич – добрый и любящий отец семейства.
- Мать и тетка Володи – заботливые и хозяйственные женщины.
- Катя, Соня, Маша – сестры Володи.
Краткое содержание рассказа «Мальчики» подробно
На рождественские праздники домой приезжает юный гимназист Володя, учащийся 2 класса. Домашние не сразу замечают, что в тени лисьей шубы стоит друг и одноклассник сына – господин Чечевицын. Родные обнимают и целуют мальчика. Вся семья суетится вокруг замерших, уставших с дороги гостей, и даже пес Милорд выражает огромную радость.
Володя знакомит семью с другом – взъерошенным пареньком с узкими глазками господином Чечевицыным. За столом у горячего самовара ребята отогреваются, но разговор не клеится. Володя долго молчал и часто поглядывал на друга, а сестрам сказал, что в Америке вместе чая обычно пьют джин.
Сестрицы Володи – Катя, Соня и Маша следили за ребятами, а от нового знакомого не могли отрывать глаз. Чечевицын был некрасивым, но девчонкам казался таким загадочным, умным и даже ученым.
Обычно веселый Володя теперь совсем не радовался, что вернулся домой. Ребята переглядывались как заговорщики, и сестры заподозрили неладное. Родители готовились к Рождеству, вырезали украшения для елки из разноцветной бумагу. И только мальчишки не участвовали в приготовлениях. Они раскрыли географический атлас и рассматривали карту американского континента.
Старшие Катя и Соня пристально наблюдали за мальчиками. Перед сном они подкрались к комнате брата и подслушали их шушуканья. Оказывается, юные искатели приключений решили бежать в Америку и искать золото. У них уже были собраны нужные запасы от пистолета и сухарей до капитала в 4 рубля. Чечевицын гордо называл себя «Монтигомо Ястребиный Коготь», а к другу обращался – мой бледнолицый брат.
На утро сестры хотели увидеть, как ребята будут бежать в далекую Калифорнию. Володя плакал, он не хотел расстраивать маму. Друг Чечевицын настаивал и всячески уговаривал трусливого одноклассника. Сестры тоже разрыдались, и не заметили, как ребята незаметно исчезли.
На следующий день юных путешественников поймали в городе. Беглецы хотели купить порох для дальнего и опасного приключения. Ребят доставили домой, и Володя горько плакал на груди у матери. Отец Иван Николаич повел ребят в кабинет и долго их отчитывал, называя господина Чечевицына зачинщиком.
Телеграммой вызвали маму нашкодившего гостя. Суровая дама забрала Чечевицына, а он на прощание написал Кате в тетрадку – Монтигомо Ястребиный Коготь.
Кратко об истории создания произведения
Современники Чехова писали, что гениальный рассказ родился из одного короткого эпизода из жизни. Писатель повстречался в Нескучном саду с двумя юными гимназистами. Ребята ловили рыбу и представляли себя краснокожими индейцами. Чехов предложил подросткам раскурить Трубку мира, и в подарок получил рыбацкий поплавок.
В 1887 году рассказ вышел в Петербургской газете, а потом попал в известный сборник сочинений Антона Чехова. Автор несколько раз переписывал произведение, чтобы наиболее ярко представить ранимую детскую психику. Уже при жизни писателя рассказ завоевал популярность и был переведён на несколько европейских языков.
Попробуй объяснить, почему Чехов назвал свой рассказ «Мальчики».
Автор назвал свой рассказ так, потому что мальчики — это главные герои произведения и весь сюжет крутится вокруг их плана побега в Калифорнию.
Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу?
Это дружная, многодетная семья.
В семействе четверо детей — три девочки Маша, Соня и Катя и мальчик Володя.
В начале рассказа Чехов описывает, как трогательно происходит встреча приехавшего на каникулы Володи.
Родители, прислуга и сестра радуются приезду мальчика на зимние каникулы.
Они также тепло принимают Чечевицына — друга Володи с гимназии.
Приведи примеры из текста.
Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам.
И
Мать и тётка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:
А мы тебя ещё вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно?
и
Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две.
Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.
Сёстры заметили, что обычно приветливый, улыбчивый и радостный Володя после приезда домой с Чечевицыным стал совсем другой.
Он постоянно шептался со своим товарищем, мало уделял времени родителям и сёстрам, и вообще стал какой-то замкнутый и угрюмый.
Родители и сёстры сначала не догадывались о причине смены настроения Володеньки, потому что мальчики скрывали свои планы.
Они понимали, что если рассказать о своём плане побега, то ничего не удастся и поэтому себя вели отстранённо.
Чем ещё больше провоцировали интерес к своим делам.
О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?
Мальчики мечтали о приключениях и богатстве.
Наслушавшись рассказов того времени о золотой лихорадке посетившей Америку, они решили, что тоже смогут найти золото, купить себе плантации и жениться на местных красавицах.
Володя и Чечевицын представляли себя индейцами и даже звали друг друга индейскими кличками.
Конечно, их мечтам не дано было реализоваться.
Ведь они ещё очень малы и не смогли бы самостоятельно добраться в Америку, а тем более купить инструменты для добычи золота за 4 рубля, которые они накопили на дорогу.
Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?
Герои решились на побег, потому что:
Были смелыми и решительными, но также глупыми и самонадеянными.
Они мало знали и плохо представляли трудности пути.
Но мне понравились юные герои Чехова, потому что они любили путешествовать и узнавать новое.
Я думаю, что Володя и Чечевицын очень храбрые мальчики.
Зная о предстоящих трудностях, и не испугались их.
Их манили дальние края и желание добиться успеха в жизни своим трудом.
В конце и в начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?
Встречи мальчиков в начале и в конце рассказа коренным образом отличаются.
Ведь вначале семья Королёвых просто ждала своего ребёнка на Новогодние праздники.
Королёвы обрадовались и приехавшему другу своего сына.
В конце рассказа, когда мальчики нашлись, Королёвы были очень взволнованы и расстроены, ведь они узнали о побеге мальчишек и рассердились на них.
Хотя и рады, что всё закончилось благополучно.
Конечно, они поняли, что зачинщиком этого поступка был Чечевицын, и отец семейства Королёвых пристыдил мальчика.
Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?
Мне этот рассказ показался смешным, так как мальчики так очень важно себя вели, дули щёки и уже представляли себя индейцами.
Чечевицын даже назвал себя «Монтигомо Ястребиный коготь», а своего друга «бледнолицым братом».
Но при этом, конечно, читатель понимает, что это детская выходка, которая не может закончиться успехом.
А поведение мальчиков говорит лишь о наивности и детской глупости.
Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.
Думаю, что Антон Павлович Чехов посмеивается над мальчишками, но не осуждает их.
Так как в детстве всем свойственно представлять себя великими путешественниками, космонавтами и мореплавателями.
Выпиши из текста произведения устаревшие слова. Объясни их значения.
В рассказе я нашёл много устаревших слов.
Их значения смотрел в толковом словаре Ожегова.
Розвальни – широкие и низкие санки без сиденья с облучком.
Башлык – шерстяная треугольная накидка, похожая на капюшон, одевалась поверх обычного головного убора.
Сюртук — старинный пиджак.
Кухарка – Прислуга на кухне, готовящая пищу.
Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.
Сочельник – вечер перед Рождеством.
Самоеды – прежнее название ненцев и некоторых других северных народов.
Верста – старинная мера длины в России, равна 1 км 6 метров.
Людская – комната для слуг при барском доме.
Приказчик – продавец в торговом заведении.
Урядник – чин офицера в Царской России.
Гостиный двор – в некоторых городах: построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.
Расскажи о семье Королёвых. Как родители и дети относятся друг к другу? Выпиши примеры из текста.
Семья Королёвых очень крепкая и любящая.
Все члены семьи добродушные и внимательные.
Мама с папой понимали друг друга с полуслова, так сказать, были «на одной волне».
Семья очень радовалась возвращению Володи:
Семья Королёвых, с часу на час поджидавшая Володю, бросилась к окнам.
Мать и тётка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю…
Между родителями и детьми были дружеские отношения, они все делали вместе:
Отец и девочки сели на стол и занялись работой, которая была прервана, приездом мальчиков.
Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки.
Это была увлекательная и шумная работа.
Изменилось ли отношение Володи к семье после побега?
Да, отношение мальчика к родным очень изменилось.
Наконец-то он осознал всю ценность семейных отношений.
Володя признал свою ошибку, стал более открытым и дружелюбным, начал доверять родным свои сокровенные тайны.
Почему герои решились на побег?
Чечевицын и Володя задумали побег, потому что хотели стать богатыми и знаменитыми путешественниками.
В меру своей глупости и детской наивности, они думали, что их решительности и юношеской смелости будет достаточно для этого.
Но они не могли трезво оценивать все трудности и преграды на таком пути.
Как автор относится к поступку мальчиков? Запиши своё мнение.
Писатель отнёсся к их поступку с лёгкой иронией.
Он открыто показывает, что затея мальчиков была абсурдной и нелепой.
Тем более автор осуждает героев за их самоуверенность, в результате которой они причинили боль своим родным.
Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Придумай свой рассказ на эту тему, запиши его план. Дай ему название
Рассказ на тему побега из дома для 4 класса.
План:
- Просьба о покупке приставки.
- Отказ и обида.
- Побег.
- Ночь в чужом районе.
- Раскаялся.
- Возвращение к родителям.
Как-то раз мы с родителями выбирали подарок для маминого племянника.
В магазине я увидел приставку и очень захотел такую себе.
Попросил родителей купить, но они отказали мне.
Я обиделся, вышел из магазина и побежал.
Бежал, не оглядываясь, и в какой-то момент понял, что не знаю, где нахожусь.
Это был чужой район, и мне некуда было идти. Я присел на лавочку, обида на родителей не давала мне вернуться.
Наступала ночь, а я по-прежнему был зол на маму с папой.
И тут меня осенило!
Они всегда мне во всём помогают и поддерживают, а я обиделся на них из-за приставки.
Возможно, у них нет денег на такую покупку, ведь нужно ещё приобрести подарок.
Наверняка из-за моей глупости родители сильно переживают и обыскались меня.
Я быстренько встал у лавочки, зашёл в круглосуточный магазин и узнал, где нахожусь.
Там мне подсказал, как добраться домой и даже дали денег на проезд.
Вернувшись, домой, я увидел маму со слезами на глазах и взволнованного папу.
Они кинулись мне на шею и крепко обняли.
Я осознал свою ошибку, помирился с родителями и больше никогда так не поступлю.
Ведь родители — это моя защита и опора, это люди, что дарят нежность и крепкую любовь.
Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».
Рассказ «Поиски клада»
Как-то мы с друзьями гуляли во дворе и встретили нашего соседа дядю Вову.
Все знали, что дядя Вова когда-то служил на флоте и побывал в разных передрягах.
Дядя Вова редко гулял во дворе, всегда был чем-то занят, куда-то ездил и таскал к себе домой какие-то удивительные приспособления не пойми для чего.
Но в этот день он как-то по-доброму был расположен и подсел к нам на скамейку, чтобы поболтать.
Конечно, мы стали расспрашивать, что же такое дядя Вова тащит к себе домой и для чего это нужно.
Он нам рассказал, что ещё служа на флоте, нашёл старую карту, где было отмечено место старинного клада.
Теперь дядя Вова гото
Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».
Рассказ «Поиски клада»
Как-то мы с друзьями гуляли во дворе и встретили нашего соседа дядю Вову.
Все знали, что дядя Вова когда-то служил на флоте и побывал в разных передрягах.
Дядя Вова редко гулял во дворе, всегда был чем-то занят, куда-то ездил и таскал к себе домой какие-то удивительные приспособления не пойми для чего.
Но в этот день он как-то по-доброму был расположен и подсел к нам на скамейку, чтобы поболтать.
Конечно, мы стали расспрашивать, что же такое дядя Вова тащит к себе домой и для чего это нужно.
Он нам рассказал, что ещё служа на флоте, нашёл старую карту, где было отмечено место старинного клада.
Теперь дядя Вова готовится к походу за сокровищами, и если мы хотим, то можем пойти с ним.
Мы с друзьями были впечатлены.
Мы отправляемся за сокровищами!
Конечно, никто не сказал родителям, а просто стали тихонечко готовится к путешествию.
Помогали дяде Вове носить обмундирование в старый гараж, принесли туда ржавых лопат с гаражей своих родителей и копили деньги на пропитание.
А сами себе представляли, какой большой клад найдём и что себе купим, когда продадим сокровища.
Ходили мы по двору очень загадочные и договорились общаться знаками, чтобы никто не понял, куда мы собираемся.
Как-то вечером дядя Вова сказал, что время пришло.
Вот это да! Мы наконец-то идём за сокровищами.
Рано утром все пришли на условленное место и отправились на поиски клада.
Дядя Вова нас вёл по карте сокровища.
Сначала мы шли через лес, потом вышли к речке и перешли её через мост.
После подошли к высокой горе, поднялись и увидели озеро.
Подойдя к озеру, дядя Вова указал заветное место, и мы стали копать.
Копали по очереди, потому что было очень тяжело.
Но вот вдруг лопата уткнулась во что-то твёрдое.
Ох, как мы напряглись! Вот она заветная удача! Сейчас мы выкопаем клад!
Но вдруг мы слышим крики. Поворачиваемся, а к нам бегут наши родители с милицией.
Мы так увлеклись путешествием, что не заметили, что уже стало темно.
А наши родители волновались, ведь никто им ничего не сказал.
Конечно, получили мы нагоняй вместе с дядей Вовой.
Хотя он был ни при чём, ведь не знал, что мы не предупредили родителей.
И клад в этот вечер нам не получилось откопать, так как пришлось идти домой и сидеть наказанными две недели.
Но, конечно, когда нам родители уже разрешили гулять, мы быстро побежали с лопатами к заветному месту.
Но там уже ничего не было, а просто пустая яма.
Кто и что там откопал, так и осталось для нас тайной.
Но дядя Володя сказал, что у него есть ещё одна карта и мы обязательно снова пойдём на поиски сокровищ.
План рассказа:
- Дядя Вова
- Карта сокровищ
- Подготовка к поиску
- Дорога к сокровищу
- Находка
- Родители нас ищут
- Наказание
- Сокровище исчезло.
Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.
На первой иллюстрации мы видим как мальчиков-гимназистов встречают три сестры Володи и собака Милорд.
Мальчики закутаны в тулупы, так как время было зимнее, и на улице был сильный мороз.
На второй иллюстрации художник изобразил момент подготовки к побегу.
Чечевицын убеждает Володю бежать в Америку, а Володя не хочет.
У него грустное выражение лица и, кажется, что мальчик вот-вот заплачет.
«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа
год назад · 817 просмотров
А. П. Чехов, «Мальчики». Краткое содержание для читательского дневника, кратчайшее изложение рассказа. Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Краткий анализ: тема, проблема и герои рассказа.
Иллюстрации Татьяны Шишмарёвой и Анатолия Иткина
«Мальчики» — рассказ А. П. Чехова, написанный в 1887 году. В то время молодой писатель публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте.
В произведении рассказывается про двух гимназистов-второклассников, которые начитались приключенческих романов и под Рождество решили сбежать в Америку.
Иллюстрация Анатолия Иткина
Полный текст и аудио
Полный текст рассказа «Мальчики» можно прочитать в «Викитеке».
Аудиоверсия доступна на YouTube:
Краткое содержание
Гимназист Володя Королёв, ученик второго класса, возвращается домой на Рождество. С ним приезжает однокашник по фамилии Чечевицын — смуглый и неразговорчивый мальчик.
Иллюстрация Анатолия Иткина
Сёстры Катя, Соня и Маша замечают, что Володя в этот раз не весел и болтлив как обычно, а напряжён и скрытен. Когда девочки делают из бумаги украшения для рождественской ёлки, мальчики держатся особняком и им не помогают.
Чечевицын — поклонник романов Майна Рида. Девочкам он представляется индейским именем: «Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».
Иллюстрация Анатолия Иткина
Из подслушанного разговора сёстры узнают, что Володя и Чечевицын готовятся к побегу в Америку. Ребята начитались приключенческих книг, и теперь им хочется попасть в Калифорнию, штат «золотой лихорадки». По пути они собираются кормиться охотой и грабежом, сражаться с врагами, и вообще готовятся пережить массу приключений.
Иллюстрация Татьяны Шишмарёвой
Романтик Чечевицын мечтает о путешествии в Америку, а вот Володя побаивается убегать из дома: «Я не струсил, а мне… мне маму жалко». Наконец Чечевицын убеждает его отправляться в путь немедленно.
К обеду обнаруживается, что мальчики пропали из дома. Семья беспокоится и пытается их разыскать. Лишь на другой день к дому подъезжают розвальни, на которых привозят мальчиков: ребят обнаружили в городе, где они пытались купить порох, и вернули домой.
Иллюстрация Анатолия Иткина
Володя плачет, а Чечевицын с гордостью сообщает, что они ночевали на вокзале. Отец уводит мальчиков в кабинет и отчитывает: «Разве это так можно? Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат».
На следующий день мать забирает Чечевицына домой. Гимназист держится с достоинством и оставляет одной из володиных сестёр свой автограф — «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Анализ рассказа «Мальчики»
Тема чеховского рассказа — детство. Писатель в шутливой форме поднимает проблему разрыва между миром детей и миром взрослых. Мальчики наивно мечтают о приключениях в Америке, абсолютно не похожих на окружающую их реальность провинциального городка, и повергают родителей в ужас своим побегом.
Психологизм рассказа построен на противопоставлении двух характеров: суровый мечтатель Чечевицын подчиняет своей воле добродушного Володю, убеждая вместе сбежать из дома. Показано, как по-разному мальчики относятся к предстоящему бегству: Чечевицын предвкушает авантюру, а Володя молится, чтобы Бог пожалел его маму. Когда план побега срывается, Володя рыдает от облегчения и раскаяния, а Чечевицын явно гордится своим поступком.
Иллюстрация Татьяны Шишмарёвой
Рассказ проникнут тёплой рождественской атмосферой. Гостеприимный дом, любящие родители, подготовка к празднику — всё это противопоставлено мечтам мальчиков, которые воображают, будто вскоре навсегда уедут в далёкую Америку, полную опасностей и приключений.
Чехов, как это ему свойственно, воздерживается от оценок происходящего, а лишь описывает людей и события, оставляя их на суд читателя. В произведении нет поучений или морали. Писатель не объясняет, хороши или плохи Володя с Чечевицыным. Мальчики во все времена будут грезить о далёких странах и всегда будут заставлять родителей нервничать. На то они и мальчики.