Сергей Прокофьев «Петя и волк»
Среди творений выдающегося композитора Сергея Прокофьева есть одно удивительное сочинение, пользующееся необычайной популярностью, как среди взрослых, так и совсем юных слушателей. Произведение называется «Петя и волк». Это музыкальная сказка с увлекательным сюжетом, рассказываемая чтецом и озвученная симфоническим оркестром, учит детишек распознавать тот или иной музыкальный инструмент и знакомит с его характерными тембровыми особенностями. Представив каждого персонажа определенным инструментом, Прокофьев мастерски подметил, что гнусавость низких звуков гобоя замечательно подходит для изображения неповоротливой утки, легкость и воздушность флейты для маленькой птички, а ворчливого дедушку колоритно проиллюстрирует фагот – самый низкий из деревянных духовых.
Краткое содержание музыкальной сказки Прокофьева «Петя и волк» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Музыкальные инструменты, озвучивающие героев сказки |
Пионер Петя | группа струнных инструментов |
Птичка | флейта |
Утка | гобой |
Кошка | кларнет |
Дедушка | фагот |
Волк | валторны |
Охотники | большой барабан и литавры |
Краткое содержание сказки «Петя и волк»
Раннее утро. Юный пионер Петя, открыв калитку, вышел прогуляться на зелёную лужайку. На растущем у забора дереве сидела Птичка. Увидев знакомого мальчика, маленькая птаха, приветствуя его, весело прочирикала о том, что вокруг всё спокойно. Следом за Петей в неприкрытую калитку неторопливой раскачивающейся походкой протиснулась Утка. Она не упустила возможности поплескаться в глубокой луже, которая образовалась на большой лужайке. Птичка, увидев неуклюжую Утку, подлетела к ней поближе и завела разговор, который затем перешёл в спор о том, кто на самом деле считается настоящей птицей. Птичка утверждала, что это она, так как умеет летать. Утка же противилась, уверяя, что истинная птица обязательно должна уметь плавать. Их спор продолжался ещё долго, при этом Утка с удовольствием плескалась в луже, а птичка, ведя с ней разговор, прыгала по краю водоёма. Вдруг какой-то шорох заставил Петю насторожиться. Он увидел, что к луже по траве тихонько пробирается Кошка. У неё были коварные намерения относительно Птички, которая, споря с Уткой, не замечала опасности. Мальчик, вскрикнув, «Берегись», спас Птичку, так как она мгновенно взлетела на дерево, возле которого Кошка ещё немного походила в раздумьях, но вскоре поняла, что осталась ни с чем.
Вскоре на лужайку пришёл дедушка Пети. Он рассердился на мальчика за то, что тот вышел за калитку, ведь в здешних опасных местах водится страшный Волк. Петя в ответ на беспокойство дедушки заявил, что пионеры Волков не бояться, однако послушно пошёл домой. Тем временем из леса вышел большой серый Волк. Увидев его, Кошка вмиг залезла на дерево. Утка, испуганно закрякав, вылезла из лужи и, переваливаясь, бросилась бежать. Однако Волк естественно оказался проворнее, он быстро нагнал Утку и целиком проглотил её. Далее картина была такова: Кошка сидит на одной ветке, Птичка подальше от неё на другой, а Волк, облизываясь, ходит вокруг дерева.
Петя, увидев эту сцену, тихонько подошёл к забору, вдоль которого раскинулась одна из веток дерева и, ухватившись за неё, с ловкостью залез на ствол. Затем мальчик попросил Птичку, чтобы она осторожно покружилась вокруг морды Волка и тем самым отвлекла его. Проворно летая над головой Волка, Птичка стала сильно раздражать и злить его, а Петя в это время сделал из верёвки петлю, набросил на хвост зверя и затянул её. Волк почувствовав, что его поймали, стал яростно вырываться. Мальчик предусмотрительно привязал верёвку к дереву, а Волк, в бешенстве прыгая, ещё туже затягивал петлю, которая была у него на хвосте. В это время из леса вышли Охотники, шедшие по следу Волка. Увидев страшного зверя, они начали стрелять. Петя крикнул, что Волк пойман, и теперь его нужно отвести в зоологический сад.
Сказка заканчивается торжественным шествием, во главе которого шагает Петя, следом Охотники с Волком, а затем ворчливый Дедушка и Кошка. Над головами, радостно чирикая, летает Птичка, а в животе у Волка крякает живая Утка.
Продолжительность сказки |
30 мин. |
Интересные факты
- Сергей Прокофьев посвятил симфоническую сказку «Петя и волк» руководителю Московского театра для детей, Наталье Ильиничне Сац. Композитор называл её матерью этого произведения, так как именно Наталья Ильинична была инициатором его создания. В следующем, после премьеры произведения, 1937 году Сац была арестована и на пять лет сослана в один из лагерей Гулага. Впоследствии, оставаясь активным пропагандистом музыкального искусства среди подрастающего поколения, она явилась основателем шести театров для детей.
- Прокофьев настрочил текст сказки «Петя и волк» в своей излюбленной манере, то есть для краткости пропуская гласные буквы. Например, в конце сказки у него было написано так:
«А есл пслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём».
- Музыкальная сказка «Петя и волк» во всём мире является самым исполняемым сочинением Сергея Прокофьева. На сегодняшний день известно около семидесяти записей этой композиции.
- Свою последнюю гастрольную поездку по странам Европы и в США Прокофьев совершил в 1938 году. Это было триумфальное турне, каждый концерт которого сопровождался бурным успехом. Однако самым запоминающимся для композитора в этом путешествии была встреча с эмигрировавшим из Германии с Арнольдом Шёнбергом и знакомство Уолтом Диснеем. Прокофьев на фортепиано сыграл великому мультипликатору «Петю и волка» и подарил партитуру этого сочинения, которая в 1946 году легла в основу первой анимационной версии произведения. Впоследствии этот фильм сегментом вошёл в знаменитую диснеевскую полнометражку с названием «Сыграй мою музыку».
- Первый советский мультфильм по симфонической сказке «Петя и волк» сняли в 1958 году. Это был кукольный фильм, а рисованный появился лишь спустя восемнадцать лет. Необходимо также отметить анимационный фильм «Петя и волк», снятый в 2006 году. Работа британских, норвежских и польских мультипликаторов в 2008 году была удостоена премии «Оскар».
- Первой исполнительницей, выступившей в «Пете и волке» в роли чтеца, была Наталья Сац. Затем рассказчиками сказки были такие знаменитые личности, как Николай Литвинов, Роми Шнайдер, Леонард Бернстайн, Элеонора Рузвельт, Софи Лорен, Шарль Азнавур, Шон Коннери, Джон Гилгуд, Патрик Стюарт, Питер Устинов, Шэрон Стоун, Олег Табаков, Стинг, Дэвид Боуи, Жерар Филип, Сергей Безруков, Билл Клинтон, Михаил Горбачёв, Эммануэль Макрон.
- Музыкальная сказка «Петя и волк» в нынешнее время во всём мире пользуется настолько большой популярностью, что постоянно ложится в основу балетных спектаклей, цирковых представлений, а также многочисленных джаз, рок и фолк аранжировок.
История создания музыкальной сказки «Петя и волк»
Всем хорошо известно, что Сергей Сергеевич Прокофьев к революционным событиям, произошедшим в России осенью 1917 года, отнёсся весьма настороженно, а потому под предлогом гастрольной поездки он покинул родину и почти двадцать лет прожил за границей. Постоянно совершая турне по разным странам Европы и Америки, где музыканту предоставлялись лучшие концертные залы, и знаменитые оркестры исполняли его сочинения, он всё-таки два раза с выступлениями посещал Советский Союз. Во время этих поездок Прокофьеву оказывался невероятно радушный приём, как со стороны публики, так и властей, которые с обещанием всех благ, настойчиво предлагали ему вернуться назад. После таких посещений России Сергей Сергеевич особо остро ощущал, насколько сильно он соскучился по родине, и как ему тоскливо на чужбине.
В 1934 году композитор наконец-то принял для себя жизненно важное решение навсегда переехать в Советский Союз. Вернувшись на родину вместе с женой и двумя сыновьями, Прокофьев сразу активно влился в музыкальную жизнь страны. Он всей душой и сердцем стремился узнать и понять по-новому преобразившуюся Россию. В то время большую радость Сергею Сергеевичу доставляли встречи с друзьями молодости, как, например, Верой Владимировной Алперс, по убедительной просьбе которой композитор сочинил двенадцать поэтичных фортепианных пьес под общим названием «Детская музыка».
Несмотря на плотный рабочий график, Прокофьев считал обязательным для себя присутствие на различных концертных и театральных премьерах. Так, летом 1935 года Сергей Сергеевич решил вместе с женой и сыновьями посмотреть постановку оперы Леонида Алексеевича Половинкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поставленную в Московском театре для детей, которым в то время руководила Наталия Ильинична Сац. Через неделю семейство Прокофьевых вновь посетило театр, а впоследствии дети композитора так его полюбили, что вместе с родителями пересмотрели весь репертуар. Необходимо заметить, что в то время нигде за границей не было театров, рассчитанных на юного зрителя. При первом знакомстве со знаменитым композитором, руководитель театра Наталия Ильинична была очень сильно взволнована и даже растеряна, однако спустя время между ними завязались крепкие дружеские отношения.
Будучи истинной энтузиасткой своего дела, Наталья Ильинична сразу начала обдумывать, как привлечь выдающегося композитора к творческой работе в детском театре. Вот тогда-то ей и пришла идея о создании симфонической сказки, в которой музыка со словом были бы неразрывно связаны, но самое главное, чтобы в ней в доступной и занимательной форме рассказать детишкам о музыкальных инструментах, входящих в симфонический оркестр. Своими мыслями Наталья Ильинична поделилась с Сергеем Сергеевичем. Сац беспокоилась, что композитор, которому заказы поступали как из рога изобилия, серьёзно не воспримет такое предложения, но, несмотря на опасения, Прокофьев стал заинтересованно расспрашивать о том, какими она представляет образы сказки. В дальнейшем в телефонных разговорах и при личных встречах композитор и режиссёр с фантазией обсуждали разные сюжеты и в итоге пришли к выводу, что в детской симфонии помимо людей обязательно должны участвовать звери и птицы.
В процессе работы над произведением Прокофьев и Сац настолько сблизились, что даже перешли на ты, но вот однажды Сергей Сергеевич сильно рассердился на Наталью Ильиничну. Дело в том, что Сац немного переусердствовала и, чтобы усилить темпы работы, поручила молодой поэтессе литературно осмыслить обдуманный материал. Девушка, преклоняясь перед талантом известного композитора, сочиняя ночью и днём, вскоре принесла свои наработки Прокофьеву. Прочитав плоды её творчества, Сергей Сергеевич так прогневался, что изрядно попало не только поэтессе, но и Наталье Ильиничне. Несмотря на недовольство композитора, обсуждение будущего произведения активно продолжалась пока Прокофьев не сказал: «Хватит теперь я сам». После того как Сергей Сергеевич произнёс эти слова прошло несколько дней. Сац с нетерпением ожидала вестей от композитора. И вот, наконец, желанный телефонный звонок и разговор, в котором Прокофьев сообщил, что сказка закончена и ждёт дальнейшего распоряжения. Через неделю после завершения работы над партитурой началась подготовка к премьерному показу, который по стечению различных обстоятельств прошёл в Московской филармонии. Оркестром дирижировал сам Сергей Сергеевич. Возможно потому, что симфоническая сказка была рассчитана не на взрослую, а на детскую аудиторию ожидаемой зрительской реакции на сочинение не последовало. Однако когда «Петю и волка» — так было названо произведение, впервые в рамках фестиваля советского искусства представили в Центральном детском театре, успех был ошеломительным. Этот показ, на котором присутствовали иностранные гости из разных стран, состоялся 5 мая 1936 года.
Музыкальная сказка «Петя и волк» очень полезна для музыкального воспитания детей любого возраста. Она не зря включена в программу всех музыкальных школ, так как в ней можно познакомиться с приемами звукоизобразительности и услышать тембры разных инструментов симфонического оркестра, а кроме того насладиться замечательной музыкой величайшего Сергея Прокофьева.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Сергей Прокофьев «Петя и волк»
Муниципальное
Автономное Образовательное Учреждение
Дополнительного
Образования Детей
«Детская
школа искусств»
город
Кунгур, Пермской области
Кроссворд
по предмету «Слушание музыки»
по
симфонической сказке «Петя и Волк»
для учащихся 2 класса
подготовила преподаватель
фортопианного отделения
Савинцева Ирина Вячеславовна.
г.Кунгур
2014 г.
Кроссворд
по симфонической сказке «Петя и
Волк»
Вопросы:
По
вертикали:
1. Советский композитор,
пианист, дирижер, сочинивший симфоническую сказку «Петя и Волк».
5. Инструмент, входящий в
струнно-смычковую группу симфонического оркестра.
6. Симфоническую сказку «Петя и
Волк» исполняет чтец и…
9. Каких героев исполняют
литавры и большой барабан.
10. Тембр Дедушки.
11.Самый высокий инструмент
деревянно-духовой группы, исполняющий Птичку.
13. Инструмент, исполняющий роль
Утки.
15. «Петя и Волк»-симфоническая…
По
горизонтали:
2. Село, в котором родился
С.С.Прокофьев.
3. Название первой оперы,
которую сочинил Прокофьев.
4. Главный герой симфонической
сказки.
7.Жанр музыки, в котором Петя
появляется
в начале сказки.
8. Какого героя исполняет тембр
валторны.
12.Тембр инструмента,
изображающий
грацию и мягкую поступь кошки.
14. Куда увели Волка в конце
сказки.
Ответы:
По вертикали:
1. Прокофьев 5.Виолончель 6.Оркестр
9. Охотники 10.Фагот
11.Флейта 13.Гобой 15.Сказка
По горизонтали:
2. Сонцовка 3.Великан 4. Петя 7.
Марш 8.Волк 12. Кларнет
14.Зоопарк
Список литературы:
1. Давыдова М.А. Музыкальное
воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.:
ВАКО, 2006. – 240 с.
2. Виноградова Л.Н., Коренева Т.Ф.,
Татаржицкая О.Т. и др.; Сост. Бекина С.И. Праздники в детском саду: Кн. для
воспитателя и муз. руководителя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
3. Радынова О.П. Музыкальное
развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997 Ч.2. – 400 с.
4. Роот З.Я. Песенки и праздники
для малышей. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 96 с.
Музыка. 3 класс.
Урок №4. Патриот России. Сергей Сергеевич Прокофьев
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Биография С.С. Прокофьева
- Произведения С.С. Прокофьева: «Петя и волк», «Любовь к трем апельсинам», «Пятнашки»
Глоссарий по теме:
Опера – драма или комедия, положенная на музыку.
Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Музыка – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства.
Орга́н – клавишно-духовой музыкальный инструмент.
Симфо́ния – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, в симфонии четыре части: первая часть — быстрого движения, драматического характера, с возможным медленным вступлением; вторая часть — медленного движения, лирического, распевного характера; третья часть — менуэт или (с нач. 19 в.) скерцо, живого темпа, чёткого ритма, танцевального характера; четвёртая часть — финал, наиболее быстрого движения, часто праздничного настроения. Некоторые композиторы увеличивали количество частей до пяти, шести, семи, другие уменьшали вплоть до одной.
Фле́йта –музыкальный инструмент из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Г.П. Сергеева «Уроки музыки: поурочные разработки», М., Просвещение, 2017
Текст теоретической части
Добрый день, сейчас у нас урок музыки. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты волшебных звуков.
Имя Сергея Сергеевича Прокофьева известно во всём мире. Поэт Константин Бальмонт как-то назвал композитора «солнечным богачом». «Действительно, солнечность Прокофьева многообразна, его музыка ярка, как солнце, тепла, как солнце, и земной шар охватила она, как охватывают его солнечные лучи» (Геннадий Рождественский).
А вот когда С. Прокофьев был маленьким, самым сильным впечатлением детства явилась поездка с родителями в Москву и посещение оперного театра, где мальчик услышал оперы «Фауст» Шарля Гуно, «Князь Игорь» А. П. Бородина и увидел балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Вернувшись домой, Сережа был одержим сочинением чего-либо в этом духе. Так появились у десятилетнего композитора первые сочинения в жанре оперы — «Великан» и «На пустынных островах»
Сережа Прокофьев маленьким водил тесную дружбу с крестьянскими мальчиками, они принимали деятельное участие во всех играх и театральных затеях. Одной из любимых игр были пятнашки. Это когда водящий бегает за убегающими и пятнает их.
Одним из самых сильных впечатлений детства явилась поездка с родителями в Москву и посещение оперного театра, где мальчик услышал оперы «Фауст» Шарля Гуно, «Князь Игорь» А. П. Бородина и увидел балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского. Вернувшись домой, Сережа был одержим сочинением чего-либо в этом духе. Так появились у десятилетнего композитора первые сочинения в жанре оперы — «Великан» и «На пустынных островах»
С. С. Прокофьев написал много прекрасных сочинений для детей: фортепианные пьесы для начинающих пианистов, сборник под названием «Детская музыка», а также симфоническую сказку «Петя и волк» на собственный текст.
Сказка была написана композитором в 1936 году по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в её Центральном детском театре. Премьера состоялась в том же году. Сказка исполняется чтецом и оркестром.
Сейчас прослушаем симфоническую сказку «Петя и волк». «Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым на собственный текст весной 1936 года, вскоре после его возвращения в СССР, по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в её Центральном детском театре. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом, текст для которого написан самим композитором, и оркестром.
Примеры и разбор решения заданий:
- Как называлось первое произведение Прокофьева?
А) «Индийский галоп»;
Б) «Французский ноктюрн»;
В) «Русская плясовая»;
Г) «Венский вальс».
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А
Подсказка: правильный ответ выделяется цветом
- …-драма или комедия, положенная на музыку.
Выпадающий список: симфоническая сказка, балет, опера, романс
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов: опера
Подсказка: правильный ответ выделяется цветом
- Произведения, написанные С.С. Прокофьевым:
А) Петя и волк
Б) Баба яга
В) Пятнашки
Г) Соната №14
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, В
Подсказка: правильный ответ выделяется цветом
- Допишите буквы, чтобы получилось название произведения С.С.Прокофьева: _Ю_ _В_ К _Р_М А_ _ЕЛЬ_ _Н_А_
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Любовь к трем апельсинам
Подсказка: правильный ответ выделяется цветом
- Укажите название произведения
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Петя и волк
Подсказка: правильный ответ выделяется цветом
- Решите кроссворд:
Вопросы:
По вертикали:
1. Советский композитор, пианист, дирижер, сочинивший симфоническую сказку «Петя и Волк».
5. Инструмент, входящий в струнно-смычковую группу симфонического оркестра.
6. Симфоническую сказку «Петя и Волк» исполняет чтец и…
9. Каких героев исполняют литавры и большой барабан.
10. Тембр Дедушки.
11.Самый высокий инструмент деревянно-духовой группы, исполняющий Птичку.
13. Инструмент, исполняющий роль Утки.
15. «Петя и Волк» — симфоническая…
По горизонтали:
2. Село, в котором родился С.С. Прокофьев.
3. Название первой оперы, которую сочинил Прокофьев.
4. Главный герой симфонической сказки.
7.Жанр музыки, в котором Петя появляется в начале сказки.
8. Какого героя исполняет тембр валторны.
12.Тембр инструмента, изображающий грацию и мягкую поступь кошки.
14. Куда увели Волка в конце сказки.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
По вертикали:
1. Прокофьев 5. Виолончель 6. Оркестр 9. Охотники 10. Фагот
11. Флейта 13. Гобой 15. Сказка
По горизонтали:
2. Сонцовка 3. Великан 4. Петя 7. Марш 8. Волк 12. Кларнет
14. Зоопарк
Подсказка: правильный ответ выделяется цветом
- Музыку к каким фильмам написал Прокофьев?
А) «Александр Невский»
Б) «Иван Васильевич меняет профессию»
В) «Иван Грозный»
Г) «Борис Годунов»
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, В
Подсказка: правильный ответ выделяется цветом
- Игре на каких музыкальных инструментах Прокофьев обучался в консерватории?
А) Орган и виолончель
Б) Скрипка и фортепьяно
В) Контрабас и труба
Г) Фортепьяно и орган
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Г
Подсказка: правильный ответ выделяется цветом
- Сколько лет было Прокофьеву, когда он написал свою первую оперу «Великан»?
А) 10
Б) 9
В) 15
Г) 21
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Б
Подсказка: правильный ответ выделяется цветом
- Сколько пьес содержит сборник «Детская музыка»?
А) 12
Б)10
В) 11
Г) 13
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А
Подсказка: правильный ответ выделяется цветом
- С инструментами … оркестра знакомятся дети в сказке «Петя и волк»
Выпадающий список: симфонического, духовного, джазового, эстрадно-симфонического
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): симфонического
Подсказка: правильный ответ выделяется цветом
- К этому фрукту в количестве 3х штук Прокофьев выразил любовь в одном из своих произведений?
А) яблоки
Б) груши
В) мандарины
Г) апельсины
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Г
Подсказка: правильный ответ выделяется цветом
- Город, где проводится международный конкурс имени С. Прокофьева?
А) Санкт-Петербург
Б) Москва
В) Новосибирск
Г) Ижевск
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А
Подсказка: правильный ответ выделяется цветом
- Хобби Прокофьева:
А) Автомобиль
Б) Шахматы
В) Танцы
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, Б, В
Подсказка: правильный ответ выделяется цветом
- Выдающиеся русские композиторы – учителя Прокофьева в Петербургской консерватории
А) А. Лядов
Б) Н. Римский-Корсаков
В) П. Чайковский
Г) С. Рахманинов
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, Б
Подсказка: правильный ответ выделяется цветом
Интерактивный элемент:
При наведении мышки на конкретную картинку, она выделяется любым доступным способом, на усмотрение мультимедиа дизайнера, включается фрагмент произведения Прокофьева. А внизу появляется подпись с названием сочинения. Музыкальные фрагменты можно давать не целиком, а в сокращенном виде, первые 30-40 секунд, с плавным затуханием в конце.
«Любовь к трем апельсинам» «Ромео и Джульетта» «Пятнашки»
В гостях у симфонической
сказки «Петя и Волк»
Автор: Летучева Галина Ивановна
Организация: МБДОУ «Детский сад № 66»
Населенный пункт: г. Иваново
Цель применения ИКТ в НОД: активизация познавательной деятельности детей.
Обоснование целесообразности применения ИКТ в НОД:
- Формирование учебной мотивации;
- Закрепление материала, полученного во время НОД.
Продолжительность использования данной разработки (цифрового образовательного ресурса): 8 минут
Цель: Воспитывать в детях интерес к миру музыки, познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развивать творческие способностей у детей средствами музыки.
Задачи приоритетной образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- Познакомить с темами героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»
- Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру, по внешнему виду.
- Определять героев сказки по характеру музыки.
- Развивать умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
- Поощрять проявление творческой активности детей.
- Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
- Воспитывать культуру слушания симфонической музыки.
Задачи в интеграции образовательных областей:
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Обогащать словарный запас детей названиями музыкальных инструментов (валторна, скрипка, фагот, кларнет, флейта);
- Развивать диалогическую речь.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Развивать внимание, память;
- Развивать познавательную активность.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Формировать умение работать в команде, помогать сверстнику;
- Способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать их;
- Способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных танцевальных движений.
Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; ребенок проявляет любознательность; ребенок может контролировать свои действия и управлять ими; ребенок различает на слух различные музыкальные инструменты, определяет характер музыки; владеет устной речью, может использовать речь для построения высказывания в ситуации общения.
Предпосылки УД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные — умение анализировать, умение работать по заданному алгоритму; регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; личностные – умение осознать свои возможности, формировать умение придти на помощь друг другу.
Используемое оборудование для педагога: ноутбук, экран, фортепиано, музыкальный центр.
Используемое оборудование для детей: народные музыкальные инструменты (ложки, бубны, колокольчики, погремушки), картинки с героями сказки «Петя и волк», картинки с музыкальными инструментами – 2 набора для двух команд.
Ход занятия:
Звучит музыка, входят дети.
Муз.рук. поет: Здравствуйте, ребята!
Дети поют — Здравствуйте!
- Я очень рада встрече с вами. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения. Я приглашаю вас в сказку, вы готовы? (ДА)
Итак, в путь! Пойдем потихонечку на носочках, чтобы нашу сказку не спугнуть.
1.Раз, два, три — Василису прекрасную изобрази (Ходьба на носочках по кругу.
2. Гуси-лебеди летят, в сказку нас нести хотят. (Легкий бег на полупальцах, руки в стороны плавно машут, шея вперед.)
3. Раз, два, три — солдатов слышатся шаги (Маршируют с высоким подъемом ног. )
4.Мальчик-спальчик хоть и мал, с нами вместе зашагал (топающий шаг)
5.Наш Конек-горбунок медлить не станет, быстро в сказку нас доставит. (Прямой галоп) Вот мы оказались на лесной полянке. Сколько листьев расписных на земле лежат, с ними наши дети танцевать хотят!
Танец с листьями «Чудная пора Осень» Слова и музыка — Юрий Верижников
Дети: Раз. Два, три в сказку двери отвори (Звучит музыка « В гостях у сказки»)
Муз. рук: С болота, поросшего ряской
С полей, из лесного дупла,
Певучая добрая сказка,
По нотным тропинкам сошла,
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя поведет,
Расскажут о Пете и Волке,
Скрипки, кларнет и фагот.
Упрятаны в нотных страницах
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
У сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя это сказка, бери,
Волшебные -двери страницы,
В нее поскорей отвори.
Включается проектор.
Муз.рук: Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк» (слайд 1),
которую написал С.С.Прокофьев (слайд 2). Как вы думаете, почему сказка называется симфонической? Да, это музыкальное произведение написано для симфонического оркестра. Прокофьев был первым, кто решил познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра (Слайд 3). И для этого сочинил сказку (Слайд 3). Посмотрите ребята, сколько различных инструментов в симфоническом оркестре. Здесь есть струнно-смычковая группа инструментов (слайд 4), деревянно -духовая группа (слайд 5), медно-духовая (слайд 6), ударная группа (слайд 7). И сегодня мы вспомним некоторые из них, которые участвуют в нашей сказке. Каждый персонаж сказки изображается каким — то похожим на него по характеру звучания муз. инструментом. У каждого героя есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется: у птички своя, у кошки своя.
Эта мелодия называется лейтмотивом. Сейчас мы с вами в этом убедимся.
Итак, сказка начинается: Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку (слайд 8). Петя мальчик смелый, находчивый, добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, веселая! А какие инструменты могут изобразить Петю?
Дети отвечают.
Муз.рук: Да, конечно, струнные с мягким, с теплым тембром.( слайд 8). (Тема Пети).
2) На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Все вокруг спокойно!» — весело закричала она (слайд 9). Птичка хлопотливая, юркая, верткая и тема птички такая же быстрая, проворная, то легкая, порхающая, то более плавная, суетливая, летящая. Какой же инструмент изображает птичку?
Дети отвечают.
Муз.рук: Конечно же, флейта (слайд 10). Звук у флейты светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты похожи (тема Птички).
3). Вслед за Петей ,переваливаясь с боку на бок, показалась утка.
Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитку, и утка решила выкупаться в глубокой луже на лужайке (слайд 11). Мелодия утки медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку неторопливую, важную мелодию утки играет гобой (слайд 12).
Он имеет гнусавый голос, изображает кряканье очень похоже. Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей: утке, которая не летает, но плавает или птичке, которая плавать не умеет, итак (Тема утки)
4)Вдруг Петя заметил, что крадется кошка (Слайд 13). Мелодию коварной, хитрой кошки играет Кларнет (слайд) низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками кларнет передает походку на бархатных лапках. «Берегись!» крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи сердито закрякала на кошку (тема Кошки).
Вышел дедушка (слайд 14). Он сердился, что Петя ушел за калитку. Места опасные, если из лесу придет Волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит Дедушка медленно, с трудом. И музыка передает тяжелую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет Фагот (слайд 14), самый низкий деревянно-духовой инструмент. Дедушка увел Петю и запер калитку (тема Дедушки).
И действительно, не успел Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк (слайд 15). Волка изображают три валторны (слайд 15). Их голоса образуют аккорды-некрасивые, резкие, скрежущие, хриплые. Тема Волка устрашающая, грозная. Кошка быстро залезает на дерево, а утка выскакивает из пруда, но Волк настигает ее и проглатывает (тема Волка).
Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь Волка, и когда тот отвлекается, он набрасывает на хвост петлю. Волк пытается освободиться, то Петя привязывает другой конец веревки к дереву и петля затягивается на хвосте Волка еще туже.
Из леса выходят охотники(слайд 16). Они давно следили за Волком. Охотников изображают гром барабанов и литавры (слайд 16). Петя помогает охотникам связать Волка и отвести его в зоопарк. Сказка заканчивается всеобщим шествием в зоопарк ( слайд 17) (музыка шествие)
Проектор выключается.
Муз.рук: А теперь мне хочется проверить, как вы запомнили инструменты, которые изображают героев этой сказки. Вам необходимо поработать в командах и правильно найти к лейтмотиву нужную картинку героя и инструмент.
Дети подходят к столам, разделившись на 2 команды. На столах лежат картинки героев сказки и музыкальных инструментов вперемешку.
Музыкальная викторина.
1. Тема Пети-струнные 1. тема Дедушки-фагот
2.тема Кошки -кларнет 2. тема Утки-гобой
3.тема Волка-валторны 3. Птички-флейта
Дети слушают музыку и подбирают картинки: героя сказки и музыкальный инструмент.
(подводим итоги)
Муз рук: Молоды, ребята вы правильно освоили музыкальные темы героев и точно определили муз. инструменты (проходят на пение)
Распевка «По дорожке листики»
А теперь мы споем нашу знакомую песню
«Осень золотая» сл. муз.Сидоровой.
Муз.рук: Молоды, ребята, хорошо вы спели. Скажите пожалуйста, раньше в деревне люди сами мастерили инструменты, как же назывались эти инструменты?
Дети отвечают: (народные)
Муз.рук: Предлагаю вам поиграть на таких инструментах.
Оркестр «Добрый мастер», авторы: Злотник О. Долгалева О. Холодная И.
Дети выполняют движения по тексту.
Муз.рук: Вот и закончилось наше занятие. Мне понравилось, как вы занимались. Но мне хочется, чтобы и вы выразили свое отношение к занятию.
Если занятие вам понравилось, и было вам интересно, то возьмите улыбающийся смайлик. А если вам было грустно и скучно, то возьмите грустный смайлик.
Дети выбирают смайлики, аргументируя свой выбор.
Приложения:
- file1.pptx.zip.. 5,1 МБ
- file1.pptx.zip.. 5,1 МБ
- file0.docx.. 25,6 КБ
Опубликовано: 29.11.2021
Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.
В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».
Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.
Петя
Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов — скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.
Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.
Птичка
Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.
Утка
В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.
Кошка
Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.
Дедушка
Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.
Волк
Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.
Охотники
Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.
Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.
Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» — одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.
Вопросы и задания:
- С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?
- Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык?
- Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.
- Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?
- В какие моменты сказки и как появляются темы Утки, Кошки, Пети?
- Как звучит музыка Птички вначале сказки? Что появилось нового в музыке Птички в споре с Уткой; при появлении Кошки; в самом конце сказки?
- Сравни звучание музыки кошки при погоне за Птичкой и при появлении Волка?
- Чем отличается марш охотников от заключительного марша всей сказки?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация — 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Фрагменты из симфонической сказки «Петя и Волк»:
Тема Пети, mp3;
Тема Птички, mp3;
Тема Утки, mp3;
Тема Кошки, mp3;
Тема Дедушки, mp3;
Тема Волка, mp3;
Тема охотников, mp3;
Прокофьев. «Петя и Волк» (полная версия, читает Николай Литвинов), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.