:
У старика сжималось сердце при виде выброшенных сломанных кукол без рук и ног: за годы войны он «нагляделся человечины». Найдя куклу, над которой жестоко надругались, он похоронил её как человека.
Иваныч любил рыбачить и часто ездил туда, где быстрая и чистая река делала крутой поворот.
Иваныч — рассказчик (в персонаже угадывается сам Носов), мужчина средних лет, воевал, любит природу и рыбалку.
На этом месте возник водоворот, а под ним — глубочайшая яма, на дне которой жил «матёрый хозяин-сом». Поймать его мечтал старик Акимыч.
Акимыч — старый перевозчик, заядлый рыболов, воевал, был контужен.
Иваныч несколько лет не ездил к реке, а когда наведался, не узнал любимое место рыбалки. Загрязнённая удобрениями река обмелела, заросла травой, рыба в ней вымерла.
Иваныч и Акимыч воевали в одной армии, освобождали белорусские и польские города. Ранены были в один месяц, но попали в разные госпитали. Акимыча сильно контузило. Даже много лет спустя от сильного волнения он внезапно терял дар речи, язык его на некоторое время намертво заклинивало.
Приятели несколько лет не виделись, а когда вдруг встретились возле новой школы — Акимыч куда-то торопился с лопатой на плече.
Бледный Акимыч словно не признал старого знакомого. Видно, что-то сильно вывело его из себя и «заклинило». Знаками Акимыч объяснил Иванычу, что теперь работает сторожем и садовником при школе.
Затем приятели пошли вдоль школьной ограды. Было начало октября, из-за ограды пахло яблоками и доносились голоса играющих в волейбол ребят. Это «создавало ощущение праздничности и радости бытия».
За углом ограды, в грязном кювете лежала большая кукла с ещё миловидным лицом и улыбкой на губах. Её светлые волосы были местами сожжены, глаза выдавлены, вместо носа — дыра, прожжённая сигаретой. С куклы сорвали платье, спустили трусики, и место, которое они прикрывали, тоже истыкали сигаретой.
К Акимычу вернулся дар речи, и он сказал, что это далеко не первая изувеченная и выброшенная кукла, которую он заметил. У Акимыча от такого сжималось сердце, он считал, что это у него с войны, где он «на всю жизнь нагляделся человечины».
Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги — не могу видеть.
Старика возмущало, что мимо таких кукол проходят влюблённые, пробегают дети, провозят малышей в колясках, и ни у кого сердце не дрогнет, даже у учителей. Какой красоте и добру может научить учитель, если у него душа глуха и слепа!
Высказавшись, Акимыч побледнел — его опять «заклинило». Старик молча вырыл глубокую, по пояс, могилку, выстлал дно свежим сеном, поправил на кукле трусики, бережно уложил её в яму и прикрыл остатками сена.
Снова взявшись за лопату, Акимыч вдруг шумно вздохнул и с болью сказал: «Всего не закопать…»
Краткое содержание «Кукла»
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 4244.
Обновлено 30 Декабря, 2022
О произведении
Рассказ «Кукла» Носова был написан в 1959 году. Прошедший ужасы войны старик никак не мог смириться с жестокостью и равнодушием, поселившихся в людских сердцах. Найдя изуродованную детьми куклу, он хоронит её, словно живого человека.
Для лучшей подготовки к уроку литературы в 7 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кукла» на нашем сайте. Пересказ произведения Носова будет полезен при работе над читательским дневником.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События рассказа происходят в 1950-х годах в России, в деревне Липино.
Главные герои
- Акимыч – нелюдимый, одинокий мужчина, получивший тяжёлую контузию во время войны, сострадательный, отзывчивый человек.
Другие персонажи
- Рассказчик – городской житель, любивший рыбачить, приятель Акимыча.
Краткое содержание
Рассказчик любил «наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома
». Там был омут, в котором река создавала «обратно – круговое течение
», в результате чего происходило такое сильное бурление воды, что даже гуси не отваживались посещать это место.
Как-то раз рассказчик повстречал у омута старика Акимыча, который любил там рыбачить. Разговорившись, мужчины выяснили, что вместе воевали, «брали одни и те же белорусские и польские города
». На фронте «ранило Акимыча бескровно, но тяжело
»: он получил контузию. И даже теперь, спустя годы, при сильном волнении «он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой
».
Однажды Акимыч встретил рассказчика в возбуждённом состоянии. Он не мог объяснить причину своего волнения, и, взяв лопату в руки, куда-то поспешил. Рассказчик последовал за ним, и вскоре увидел изуродованную куклу, над которой жестоко поиздевались дети: «волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой
».
Старику, чья душа была истерзана войной, было тяжело смотреть на такое святотатство. Он никак не мог взять в толк, отчего дети так жестоки, ведь кукла – это подобие живого человека. Акимыч молча закопал куклу в ямке, словно похоронив её, и с горечью сказал: «Всего не закопать
…»
И что в итоге?
Акимыч — находит изуродованную куклу и хоронит её.
Заключение
Произведение Носова учит человечности, состраданию, милосердию, небезразличному отношению к тому, что происходит вокруг. Мир станет лучше и добрее только тогда, кода люди перестанут причинять друг другу зло и равнодушно проходить мимо несправедливости.
После ознакомления с кратким пересказом «Кукла» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Илья Пеньков
9/10
-
Аня Зайцева
10/10
-
Ярослав Красиков
9/10
-
Инесса Вайс
8/10
-
Врьвб Цпьыбуобурбу
8/10
-
Богдан Ёфин
8/10
-
Мухаммад Аккиев
9/10
-
Тимофей Русинов
10/10
-
Малика Таршхоева
9/10
-
Вадим Худяков
10/10
Рейтинг пересказа
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 4244.
А какую оценку поставите вы?
На чтение 3 мин Просмотров 8.7к. Опубликовано 13.10.2020
Евгений Иванович Носов
Рассказ «Кукла» Краткое содержание
В своем рассказе «Кукла» Е. И. Носов затрагивает такую тему как человеческая бессердечность и отсутствие сострадания.
Да, это всего лишь кукла, но кто мог так обойтись с ней, тот может поступить также и со своим ребенком. Маленькое, изуродованное тельце игрушки, свидетельствует о необычайной жестокости человека.
Также поражает безразличие к окружающему, с каким многие люди, проходя мимо, не замечают оскверненный символ детства.
Очень краткий пересказ рассказа Е. И. Носова «Кукла»
Рассказчик, заприметив главного героя с лопатой, направляется за ним. Акимыч, который прошел всю войну и был контужен на фронте, немало повидал за свою жизнь боли и разочарований.
Пожилой мужчина находит брошенную и обожженную куклу на дороге, и спешит ее похоронить. Он сожалеет, что вместе с ней не может закопать в землю всю злость и жестокость людских сердец.
Список и краткая характеристики героев повести «Кукла»
Главный герой рассказа:
- Акимыч – замкнутый и нелюдимый человек, но не обделен состраданием и отзывчивостью.
Второстепенный герой рассказа:
- Рассказчик – сам автор, приятель Акимыча. Переехав в город, изредка приезжает в родное село на рыбалку.
Краткое содержание рассказа «Кукла» подробно
Перед началом повествования, автор описывает местность под Липино, где он родился, и где прошло его детство. Приехав на рыбалку в родные места, замечает, как сильно изменилась река, на которой Носов так любил рыбачить. Она сильно обмельчала и заросла травой.
Внезапно столкнувшись с приятелем Акимычем, понимает, что мужчина сильно чем-то расстроен и обеспокоен. После контузии, при сильном волнении ему трудно разговаривать, и он не может объяснить, зачем ему лопата и куда так спешит.
Автор отправляется за главным героем и видит картину, как бывший служивый, пройдя всю войну, и повидав смерть, хоронит куклу. Пластмассовая игрушка настолько обезображена, что становится жутко. Какие-то дети, выдавили ей глаза, сожгли волосы, а на теле остались многочисленные ожоги.
Акимыч, работая в школе садовником, отмечает тот факт, что дети с каждым поколением, становятся все более безразличными и жесткими. А ведь игрушка с человеческим лицом, валяется около дороги, по которой ходят не только дети, но и учителя. И все проходят мимо, не замечая, как кто-то поиздевался над куклой.
Кратко об истории создания произведения «Кукла»
Рассказ Е.И. Носова «Кукла», был написан в 1959 г., и является автобиографическим описанием детства автора. Выросший в нищете, писатель повествует о красивейших местах Курской области.
Работая в городском издательстве Носов, приезжает в село, где прошли его детские годы. Реальная история, произошедшая с контуженым фронтовиком и обезображенной куклой, становится главным замыслом при написании. Автор своим рассказом призывает читателя бережно относиться к окружающей среде, не быть настолько эгоистичными и бессердечными людьми.
Вот, говорят, раньше реки были глубже
.
Автор рыбачил недалеко от места под названием Липино, там же он встретил Акимыча. Была в тех местах одна заветная яма глубиной, примерно, шесть-семь метров. Река, упираясь в несокрушимую глину, делала там поворот и начинала крутить весь омут, создавая круговое течение. И вот в этом течении подолгу кружили водоросли, бутылки и вездесущий пенопласт.
Потом автор перестал ездить в те места и вернулся лишь спустя несколько лет. Приехал и не узнал реки. Русло сильно сузилось, поросло травой, появилось много незнакомых мелей. Где не выросла трава, там всё было в тине, которая разрасталась от избытка удобрений, приносимых дождями с полей. Автор подумал, что с Липиной ямой уж точно ничего не могло произойти, но и тут его ждало разочарование. Там, где раньше был страшный водоворот, вылезла грязная серая мель.
Раньше много раз автор с Акимычем коротали летние ночи в шалаше из тростника, тогда и выяснилось, что воевали они в одной и то же горбатовской третьей армии
, брали одни и те же белорусские и польские города, только вот в госпитали попали разные. Акимыча тяжело ранило и контузило так, что даже спустя многие годы, он, разволновавшись, мог внезапно утратить дар речи.
Прошлой осенью автор шёл по селу мимо школы и встретил Акимыча, он обрадовался встрече, так как давно его не видел и уже сомневался, жив ли он вообще. Акимыч был явно чем-то расстроен, но сказать автору в чём дело так и не смог, от переизбытка эмоций речь его «заклинило». Автор спросил, где же Акимыч сейчас работает, тот кивнул в сторону школы и автор понял, что он работает там сторожем. У Акимыча на плече была лопата и они вместе пошли вдоль школьной ограды, вдруг Акимыч остановился и сказал: Вот, гляди…
. Автор увидел лежащую навзничь на земле миловидную большую куклу с раскинутыми руками и ногами. Волосы у куклы были обожжены, глаза выдавлены, вместо носа была дыра, голубенькие трусики кто-то сдёрнул до башмаков и истыкал сигаретой то место, которое они прикрывали. Автор поинтересовался, кто мог такое сделать и Акимыч ответил ему, что сейчас трудно на кого-то думать, потому что
«…многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят»
Акимыч сказал, что часто видит таких вот истерзанных кукол то тут, то там, и что от этого зрелища сердце его комом сжимается. На войне он нагляделся человечины и вроде лежит кукла, но облик-то человеческий. Ещё Акимыча беспокоило то, что мимо ходят влюблённые пары, матери возят малышей в колясках, бегают школьники туда-сюда, видят это святотатство и привыкают к нему. Но вот чего Акимыч совсем не мог понять, так это того, что мимо безучастно проходят учителя.
После своих рассуждений, Акимыч побледнел и речь его снова «заклинило». Он взял лопату, выкопал глубокую яму, …как настоящую могилку
, выстлал дно сеном, положил туда куклу, на неё сверху снова сено и принялся закапывать. Потом он шумно вздохнул и проговорил с болью: Всего не закопать
.
Содержание
- Персонажи рассказа
- Очень краткий пересказ
- Краткое содержание
- Основная идея произведения
Евгений Носов – представитель так называемой «деревенской прозы» в русской литературе. Ему удавалось с удивительной точностью и пронзительностью описывать героев даже в небольших произведениях. Краткий рассказ Носова «Кукла» был написан в 1959 году, и впоследствии стал широко известен. Небольшое произведение заставляет задуматься о жестокости человека и быстротечности времени. Оно учит бережно относиться к жизни и никогда не предавать свои моральные ценности.
Персонажи рассказа
В небольшом произведении всего 2 действующих лица – автор и рассказчик, он же Евгений Носов, и перевозчик Акимыч. Автор выступает лишь наблюдателем, главным героем является старик, глубоко переживающий чужую жестокость и равнодушие.
Очень краткий пересказ
Покалеченный на войне старик-ветеран находит на обочине дороги изуродованную, поломанную, обожжённую окурками куклу. Он с грустью поражается, насколько очерствели люди, ведь кукла, хотя и неодушевленная, выглядит совсем как человек. Автор следует за стариком, который берет лопату и хоронит игрушку, печально отмечая, что «всего не закопать». Даже краткое содержание рассказа Носова «Кукла» помогает прочувствовать отношение автора и боль старика.
Краткое содержание
Перед началом повествования автор замечает, что редко бывает в тех местах и они теперь сильно изменились, обветшали и заросли.
Раньше же он часто ездил в Липино, которое находится всего в 25 верстах от его дома, и особенно любил ходить там на реку. На ней, там, где течение делает поворот у древнего кургана, раньше была огромная яма и омут такой глубокий и стремительный, что даже гуси боялись там плавать.
Рыбачить туда ходил только перевозчик Акимыч, который жил у реки в небольшом тростниковом шалаше. Однажды автор захотел помочь ему и отдал лучшие крючки, купленные скорее в качестве сувениров, нежели реальных снастей. Акимыч только посмеялся и попросил спрятать подальше.
А потом наступил долгий перерыв в поездках рассказчика в Липино — лишь спустя несколько лет он снова посетил родные места. Увидев реку, совсем ее не узнал: русло обмельчало и заросло, повсюду появилась тина и мели. А тот самый омут, который в поселке называли Липиной Ямой, исчез, словно его и не было. На его месте образовалась мель, где сидел и невозмутимо чистил перья большой гусь.
Акимыч на этот счет только горестно отмахнулся и сказал, что рыбалки на реке теперь никакой, сплошное разочарование. И вскоре сам он перестал туда ходить.
Часто автор проводил время на берегу вместе со старым перевозчиком и в беседах выяснилось, что он, оказывается, воевал в той же армии, принимал участие в тех же операциях и даже войну окончил в тот же месяц, что и автор рассказа, только в другом госпитале.
Акимыч после войны сильно изменился из-за ранения и контузии, так что спустя многие годы, когда сильные эмоции охватывали его, старик терял способность ясно выражать свои мысли — губы вытягивались в трубочку, а глаза выпячивались.
Однажды, в конце октября, автор приехал в Липино и не нашел тростникового шалаша — только его обгорелые останки. Но тут же увидел Акимыча, шагающего со стороны школы с большой лопатой. На приветствие рассказчика перевозчик не ответил, лицо его в очередной раз перекосило от нервного возбуждения. По его виду было понятно, что говорить старик Акимыч уже не мог.
Жестами он объяснил, что живет теперь в новой школе, присматривает за ней и за садом, но куда теперь с лопатой идет так и не ответил. Автор последовал за ним. Молча прошли они луг и школу и остановились только у угла ограды. Здесь к Акимычу понемногу стала возвращаться речь, и он указал автору на обочину дороги, которая пролегала прям рядом со школьной оградой. Там валялась большая миловидная кукла, но выглядела он ужасающе.
Кто-то поиздевался над игрушкой, сжег часть волос, выдавил глаза и все тело прожег сигаретным окурком. Ее голубая одежка была изваляна в грязи и порвана. Рассказчик заметил, что именно это так расстроило старика. Тот стал сокрушаться, что люди теперь стали совсем равнодушными и настолько привыкли к злу, что совсем его вокруг не замечают.
Акимыч заметил, что так влиять на него подобные вещи стали после войны и ее ужасов. Там он насмотрелся на жестокость. Куклы, по его словам, хоть и не живые, но выглядят совсем как люди, некоторых и вовсе трудно от ребенка отличить.
Неправильно это, возбужденно рассуждал старик, что дети кругом бегают и на такое святотатство смотрят, учителя мимо проходят и внимания не обращают. Это делает их душу глухой и слепой, не дает видеть и понимать красоту.
От волнения его снова «заклинило». Старик взял лопату и стал молча копать яму для куклы, но могила получилась, что ни на есть настоящей, как для человека. Он выложил дно соломой, уложил туда куклу, пригладил волосы и поправил одежду, сверху присыпав кукольное тело соломой. Только после этого он закопал яму.
Когда речь на мгновение вернулась к Акимычу, он с болью в голосе произнес: «Всего не закопать…»
Основная идея произведения
Зло нельзя делить на большое и малое. Жестокость к любому, даже неодушевленному объекту делает человека равнодушным настолько, что он способен причинить боль и страдания животным и людям. Демонстрируя издевательства, нельзя научить детей добру. Родители должны с детства прививать чувство прекрасного и учить детей любить и уважать все живое.
В рассказе также затронута тема войны – как ужасного преступления над человечеством, не имеющим никакого смысла, кроме боли и увечий. Побывавшие на полях сражений люди, как правило, ни за что на свете не захотят возвращаться туда, и мы должны верить их опыту и перестать уничтожать друг друга.
- Краткие содержания
- Носов Евгений
- Кукла
Краткое содержание Носов Кукла
Почти все любители порыбачить создают себе определённое место. И используют именно его. Не далёко, возле речной глади, они сооружают укрытие от проливных ливней. В форме крыши. Иные устраивают себе жильё с кроватью, маленьким отверстием для окна. Возле него висит светильник. Здесь и проводят рыболовы свободное время.
Этим летом я не строил себе привады, а пользовался старой, хорошо обжитой частью территории, которую уступил мне товарищ на время отпуска. Ночь на ловле провели совместно. А на утро, мой друг стал собираться к поезду. И делиться советами. За мельницей, у хозяйки, он покупал свежее молоко. И попросил не обижать маленькую птичку, прилетающую помогать ловить рыбу.
И вот, сижу я на берегу, и размышляю о том, что не спросил описание внешнего облика друга. И вот я увидел птаху. Её окраска напоминала бабочку. Мне она понравилась. Я загляделся на неё.
В ней казалось, таится печаль. Он навещал меня каждый полдень. Мой отдых подходил к концу. Перед моим взором открылся страшный эпизод. Ястреб гнался за зимородком. Я попытался спугнуть коварного злодея. Но, он никак не отреагировал. В это время, маленькая шустрая птица камнем упала в воду.
Мне пришлось сложить все рыболовные принадлежности. Оставил обманчивую удочку, на которой снова присел мой друг. Я сказал на прощание, чтоб был по осторожнее и ушёл.
Оторвав меня от работы с бумагами, тетя Оля заставила меня приготовить землю для цветов. Мне стало интересно, почему она не сажает маков. Поделила на группы семена.
Она объяснила, что он цветёт короткий срок, а затем стоит неказистая коробочка с семенами.
Потихоньку автор подсыпал горошинки мака, но хозяйка заметила и сказала мне об этом. Объяснив, что три штуки оставила.
После трёхдневного отсутствия, когда я появился, то заметил мокрый пол, и тетя предложила холодный квас. Показав на фото, поинтересовалась, не мешает?
И вот она меня позвала и указала на распустившиеся маки. Мне стало жаль. А тетя Оля отметила, что они как люди живут мало, но не жалея своих сил. После она понурилась и зашла в дом. Я слышал рассказ героического поступка её сына, отдавшего жизнь ради уничтожения большого немецкого самолёта. В последнее время я всё реже навещал тетю, но летом увидел на клумбе огонь маков.
Быстро прошли летнее тепло. И вот как прекрасно, после серии холодных проливных дождей, один тёплый и прекрасный денёк!
Внимательно прочитав рассказ, мы понимаем, что плохо относясь к пластмассовым образам человека многие люди, аналогичное поведение переносят на человечество. Ведь на кукольный образ перенесены все черты живого человеческого организма. Все маленькие ребята с трепетом относятся к игрушечным объектам, но вырастая, теряют чуткость и сострадание, забывая детские моменты. Старик с состраданием смотрит на повреждённую куклу. Он пережил страшные моменты вовремя войны. Он принял решение захоронить куклу, рассказывая о том, что всё в землю не спрячешь. Он не додумывает, как же так разве можно испортить её тело окурками, сжечь глазные впадины.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Носов Евгений. Все произведения
- Белый гусь
- Варька
- Живое пламя
- Красное вино победы
- Кукла
- Лоскутное одеяло
- Радуга
- Тридцать зёрен
- Трудный хлеб
- Усвятские шлемоносцы
Кукла. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Чехов Учитель словесности
Сергей Васильевич Никитин – молодой учитель словесности в городской гимназии. Он холост и делит квартиру со своим коллегой – преподавателем истории и географии Ипполитом Ипполитовичем.
- Краткое содержание Робертс Шантарам
Главного героя зовут Линдси Форд. Он сбежал из острога в Австралии и приехал в Бомбей. В Бомбее он познакомился с Прабакером, которого нанимает в качестве гида. Он показал работодателю Бомбей и нашел дешевый дом
- Краткое содержание Дойл Пляшущие человечки
Блистательный частный сыщик, Шерлок Холмс, предлагает своему другу и коллеге, доктору Ватсона новую загадку. На листке бумаги доктор видит странные иероглифы в виде пляшущих человечков. Через минуту на пороге появляется молодой и крепкий джентльмен
- Краткое содержание Платонов Фро
Юная девушка Фрося проводит тоскливые будни после того, как её муж отправился на Дальний Восток. Она даже бросает учёбу на железнодорожных курсах. Отец девушки, железнодорожник Нефёд Степанович, идёт на пенсию, но не перестаёт приходить на место работы
- Краткое содержание Чарская Сибирочка
Как-то в сибирской глуши стая волков напала на людей в санях. Одним из пассажиров был князь Гордов. Он ехал к своему другу вместе с девятимесячной дочуркой, чтобы хоть немного развеяться после смерти жены
Хватающая за душу и сжимающее сердце история изложена в кратком содержании рассказа «Кукла» для читательского дневника, который должен периодически читать каждый ребенок и взрослый.
Содержание
- Носов «Кукла» в сокращении
- Пересказ «Куклы» Носова
- О чем рассказ «Кукла»?
- Краткое содержание «Куклы»
- Видео краткое содержание «Кукла» Носов
Носов «Кукла» в сокращении
Рассказ «Кукла» Носов краткое содержание для читательского дневника:
Автор рассказывает о том, как посещал родные места и особенно речку. Вместе с ним туда ходил Акимыч. Он вернулся домой с контузией, из-за чего не может выражать правильно все свои мысли и говорить ровно.
В один день автор увидел Акимыча, идущего с лопатой, в странном волнении и испуге. Автор последовал за ним. Они пришли к дороге, на краю которой валялась изуродованная кукла. Кто-то выдавил ей глаза, испортил волосы, снял одежду, на теле было множество ожогов от сигарет.
Акимычу эта кукла напомнила об ужасах войны. Она хоть и не человек, но имеет человеческий облик, и ему не понять, откуда в детях столько злости и жестокости. Акимыч закопал куклу, будто живого человека, со словами: «Всего не закопать».
Вывод:
Зло не делится на маленькое и большое. Совершающий мелкую жестокость по отношению к неодушевленным предметам, сумеет причинить боль и страдания и живым. Родители должны учить детей доброте, кротости, понимаю и прощению.
Все люди на земле одинаковые — из одной плоти, с похожими чувствами и стремлениями, и нужно смотреть на окружающих с добром, а не воевать и уничтожать друг друга.
Читайте также:
В этом рассказе «Корова» Платонов рассказывает о добром и трудолюбивом школьнике Васе Рубцове. Мальчик любил ходить в школу, с удовольствием читал книги и хотел принести пользу в этот мир.
Пересказ «Куклы» Носова
Е. И. Носов «Кукла» краткое содержание:
Прошедший войну старик, видя изуродованную куклу, поражается, насколько очерствели люди, и хоронит куклу как человека.
Рассказчик любит наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от его дома. Там на реке — большой омут, который избегали даже гуси. В этом месте рыбачит только старый, израненный, прошедший войну перевозчик Акимыч.
Вновь посетив родные места, рассказчик снова встречает старого перевозчика. Он сильно взволнован и, держа в руках лопату, стремительно направляется к школе, неподалёку от которой, возле дороги, лежит кукла с выдавленными глазами и следами ожогов от сигарет на месте носа и тех местах, что раньше были прикрыты трусиками.
Акимычу трудно видеть такие издевательства над куклой. Он насмотрелся подобного на войне: «Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий».
Кроме того, старику кажется странным равнодушие людей, которые спокойно проходят мимо и не обращают никакого внимания на истерзанную куклу.
Акимыч выкапывает небольшую яму и хоронит куклу, совсем как человека. С болью в голосе он говорит: «Всего не закопать…».
Это интересно: Рассказ «Никита» Платонов написал в 1945 году, он повествует о маленьком мальчике с добрым сердцем. Благодаря своей фантазии, Никита видит жизнь во всех окружающих его предметах. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Никиты» для читательского дневника.
О чем рассказ «Кукла»?
За основную тему рассказа Носова “Кукла” можно взять то, что автор показывает, как живет простой деревенский человек, его нравственные принципы и отношение к тому, что его окружает. Автор показывает отношение к природе, к окружению и воспитанию детей, к взаимоотношениям между людьми.
Произведение начинается с воспоминаний автора о сеймских омутах, как он раньше любил навещать эти места, наблюдать за природой и рекой. Однажды застал автор там рыбака одного местного-Акимыча, у того всё никак не получалось никого поймать из-за плохих крючков. После этого долго не удавалось ему посетить родные края и кого всё же он приехал, то не узнал реку, заросла она сильно, появилось много травы и тины.
Даже Липину яму он не узнал, где раньше кружил водоворот сейчас черная местность, лишь один гусак на ней обитает. Автор рассказывает о своем товарище-Акиме, как воевали они с ним, и как ранило Акимыча сильно. Долго не виделись друзья и вот наконец-то встретились. Акимыч шел по дороге чем-то напуганный, был сам не свой и сначала даже не узнал автора. Они отправились по дороге в сторону школы, возле дороги они нашли куклу. Над ней кто-то очень сильно по глумился, выдавил глаза, на месте носа сделал дыру и снял одежду. Оба приятеля долго стояли молча и не могли понять, кто такое мог сделать, пока Акимыч не заговорил.
Он сказал, что уже не первый раз видит такие куклы и, что даже несмотря на то, что они всего лишь игрушки, но имеют человеческое обличье, поэтому уж больно ему всё это видеть, потому что напоминает ему это о войне. Он показывает злость к матерям и учителям, которые так же безразличны, ведь они не учат детей состраданию, те бегают вокруг и привыкают к такому оскорблению. Акимыч принимается копать могилу для куклы, приговаривая “всего не закопать”.
Несмотря на небольшой размер произведения, довольно хорошо раскрыта тема равнодушия людей к окружающему. Акимыч, проявил себя как человека, просто потому, что он не смог пройти мимо обычной на первый взгляд куклы. Сам образ Акимыча вызывает некое сострадание, жалко видеть старика, который прошел войну, остался без дома, да и из-за контузии у него отнимается речь, поэтому ему сложно выразить свои мысли.
Читайте также: Рассказ Антона Павловича Чехова «Налим» повествует смешную историю о том, как мужики рыбу налима ловили. Все герои суетятся вокруг укрывшегося под корягой налима. Но рыба просто не достанется. Интересно и увлекательно описана внешность и диалоги героев. Чехов настолько точно передаёт характер каждого, что кажется, что стоишь на берегу и наблюдаешь.
Краткое содержание «Куклы»
Автор раньше часто бывал в местечке под именем Липино.Он любил ловить рыбу в речке. Никто кроме него и старика Акимыча туда не ходил. Да и автор уже давно туда не наведывался. Однажды во время похода к озеру он встретил старика Акимыча.
Тот был человек достаточно зрелого возраста. Старику пришлось побывать на войне. Война оставила на нем неизгладимый след, который отразился как на здоровье, так и на психике бедного человека. Акимыч получил контузию во время войны.
Он был очень трудолюбивым и порядочным, сострадательным человеком. В этот раз старик был очень взволнованным. Было очевидно, что у него на душе что-то происходит, что-то терзает и мучает его. Он даже отказался объяснить причину автору. Было ясно, что он куда-то спешил. В руках была лопата.
Автор последовал за ним. Старик молча шел по дороге, не говорив ни слова своему собеседнику. Он на пол пути резко остановился и показал на край дороги. По дороге валялась изуродованная кукла. Бедный старик не смог перенести этого зрелища. Кукла имела многочисленные шрамы от ожогов сигаретой. Ее волосы и части туловища несли следы ужасного зверства бесчувственных людей. Кто-то хорошенько поиздевался над бедной игрушкой.
Старик волновано говорил, что кукла очень похожа на человека. Даже если она не живая, все равно имеет человеческий облик. Иногда даже сложно отличить живого ребенка от куклы. Акимыч смотрел на нее и вспоминал сколько всего ему пришлось наглядеться на фронте. Он не мог понять причину, по которой люди становятся такими жестокими и равнодушными.
Старик выкопал могилку и похоронил куклу как настоящего человека. У него в глазах были искренняя боль и сострадание ко всему человечеству. Ему было жаль, что, похоронив с куклой издевательства над ней, он не сможет избавить мир от всего зла и жестокости, которые таят в себе люди. Его страдания и мучения за все человечество становятся видны в его словах: «Всего не закопать».
В этом коротеньком высказывании так много боли и желания сделать мир лучше и добрее.
Читайте также: «Пугало» — рассказ Николая Лескова, написанный 1885 году, вошедший в цикл «Святочные рассказы». Автор создает реалистичные картины помещичьего и крепостного быта тех лет, когда он был ребёнком (начало 1840‑х гг.). Определённое место уделяется народным поверьям и легендам.
Видео краткое содержание «Кукла» Носов
Автор любит бывать на Липино. Он там ловит рыбу в омуте. В очередной раз автор встречает старика Акимыча. Ему пришлось увидеть войну и связанные с ней ужасы. Акимыч взял лопату и несет ее, чтобы похоронить куклу, валящуюся у дороги. Эта кукла как совсем живой человек. Над ней жестоко издевались.
Рассказ заставляет задуматься о жестокости и равнодушии людей, о причинах, по которым ребенок повзрослев становится деспотичным и бездушным.
Содержание:
- 1 Читательский дневник по рассказу «Кукла» Носова
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
- 2 План рассказа «Кукла»
- 3 Вопросы к рассказу «Кукла»
Послевоенные годы. Река Сейм, где в омуте под Липино любил рыбачить рассказчик Иваныч. Там живет перевозчик, рыбак, его друг и однополчанин Акимыч. Воевали они в одной армии, «брали одни и те же польские и белорусские города». Обоих ранило. Акимыч был контужен. Как разволнуется – слова сказать не может. Иваныч не был на реке несколько лет. Вернулся – глазам не поверил. Обмелела, заросла. И заветный омут пересох.
Акимыча он нашел по дороге в школу, с лопатой. Он там за сторожа. А шел – хоронить куклу, над которой кто-то поглумился, вырвал глаза, сдернул трусики, истыкал сигаретой. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят». А дети пример берут. И случай этот не первый. Много кукол он видит брошенных, изувеченных. И таких похожих на маленьких детей. И плачут эти куклы, как дети. После войны он смотреть не может на такое. «…Нагляделся я человечины». А другие не замечают. И учителя тоже. И чему учитель с глухой душой научит? Красоте, добру? Акимыч хоронит куклу как человека, глубоко в землю. И шепчет с болью: «Всего не закопать…»
Читательский дневник по рассказу «Кукла» Носова
Сюжет
После перерыва рассказчик фронтовик Иваныч приезжает к омуту на реке Сейм порыбачить. А омут обмелел. Его друг фронтовик Акимыч, перевозчик и рыбак, теперь за сторожа в школе. Они идут с лопатой к школе. Там брошена истыканная сигаретой кукла. Акимычу больно: она ж как ребенок. После войны тяжело на такое смотреть. А всем все равно. И учителям. Акимыч хоронит куклу, как ребенка.
Отзыв
В коротком рассказе поднято много проблем. И гибели природы по вине человека, и гибели совести в людях, и призвания педагога. Память о войне жива во фронтовиках. Остальные о ней подзабыли. Растут дети, которые ее не знали. Учат их учителя со слепыми душами. Тема войны и беспамятства. Кукла – подобие человека, символ счастливого детства и беззащитности детской жизни.
Рассказ учит сопереживать, помнить уроки войны, ценить жизнь, добро, красоту. Будит совесть, чуткость, сострадание. Последняя фраза Акимыча о том, что нельзя, тем более в одиночку, закопать «все»: зло в людях, ужасы войны и ее жертв, чужое «святотатство», собственную память. Ему кажется, что война не стала для людей страшным уроком.
План рассказа «Кукла»
- Речной перевоз на Сейме.
- Перевозчик и фронтовик Акимыч.
- Рыбалка однополчан у Липиной ямы.
- Рассказчик возвращается в знакомые места.
- Омута нет, реку не узнать.
- Акимыч – сторож.
- Изуродованная кукла возле школы.
- Равнодушие детей и взрослых.
- Похороны куклы, похожей на ребенка.
Вопросы к рассказу «Кукла»
- На каком омуте любили рыбачить Иваныч и Акимыч? (Липина яма на Сейме).
- Что сблизило рассказчика с Акимычем? (они однополчане, оба рыбаки).
- Какие города они брали с боями в войну? (белорусские и польские).
- Какое ранение перенес Акимыч (контузию).
- Каким видит Иваныч Сейм и омут спустя годы? (пересохшим, заросшим, без рыбы).
- Кем стал Акимыч в школе? (сторожем и садовником).
- Какая находка потрясла Акимыча? (изувеченная кем-то кукла).
- Кого напоминает Акимычу кукла? (детей, жертв войны).
- Чье равнодушие особенно ранит фронтовика? (учителей).
- Почему Акимыч роет для куклы настоящую могилу? (кукла – символ ребенка, убитого человека).