Кукушка где происходили события в сказке

» Сказки народов России. Ненецкая сказка «Кукушка»

Вид урока: урок-исследование

Цель урока: расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.

Задачи урока:

— учить учащихся анализировать текст с точки зрения нравственных проблем, видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость, составлять монологические высказывания о героях произведения;

-формировать необходимый уровень читательской компетенции;

-способствовать развитию    связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

-формировать умение участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и пояснять свою точку зрения;

— воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.  

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Звучит музыкальный фрагмент.

— Именно с этой мелодии начиналась детская передача, которая называлась «В гостях у сказки».

— Как вы думаете, почему я начала урок именно с этой мелодии?

— Поднимите руку, кто любит сказки? А за что?

— Сказки любят читать и взрослые, и дети, они нас обязательно чему-то учат, делают лучше и добрее. Неслучайно, многие сказки заканчиваются словами, давайте прочитаем хором : 

 «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок».(Слайд 1)

К этой фразе мы ещё вернёмся.

— Посмотрите на слайд, что объединяет эти сказки? (Слайд 2)

— У каждого народа своя культура, традиции, быт. Читая сказки разных народов, мы знакомимся с особенностями многих национальностей. 

— прослушивают мелодию

— высказывают свои мнения

-эти сказки народные

III. Формулирование темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной народной сказкой, которую сочинили отважные мужественные люди, живущие испокон веков на суровом Севере, где свирепствуют лютые морозы, дуют сильные ветра и царствует полярная ночь.

— Какие народы Севера вы знаете?

— Уточним и дополним ваши знания. Обратимся к  заданию №1 на рабочем листе. Необходимо найти границы слов и назвать народы Севера. Выполните это задание в паре.

Проверим вашу работу. 

 — С творчеством какого именно северного народа мы познакомимся, вы узнаете, исключив слово из данной группы. Это слово начинается на букву, обозначающую согласный звонкий мягкий звук (ненцы).

— Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.

Расселены ненцы на весьма обширной территории — от восточного побережья Белого моря на западе до нижнего течения реки Енисей на востоке, от побережья Северного Ледовитого океана на севере до границы лесов на юге. Эта территория, посмотрите на карту нашей страны, занимает несколько тысяч километров. (Сайды 3,4,5,6)

 — Как называется сказка, вы узнаете, собрав слово из букв. Выполним задание № 2 на рабочем листе.

-Сформулируем тему урока.

Можно ли по названию определить, кто будет героем нашей сказки?

— Сначала я хочу узнать, что вы знаете о кукушке?

— Прочитайте про себя дополнительные сведения об этой птице   и расскажите ребятам.

Обратимся к заданию №3 на рабочем листе.

(Слайды7,8)

-Давайте отберём слова, которые показывают отношение кукушки к своим птенцам. (слова- таблички заносятся на доску в 1 столбик) (Слайд 9)

Проверка (Кукушка: не высиживает, не заботится, оставила, не кормит, не растит, не ухаживает, подбросила)

— отвечают

— выполняют на рабочем листе задание №1

— выполняют на рабочем листе задание №1

— выполняют на рабочем листе задание №2

-Ненецкая народная сказка «Кукушка»

— выполняют на рабочем листе задание №3

-вписывают в таблицу слова, показывающие отношение кукушки к своим птенцам

Мотивация к исследованию

— Рассмотрите главный рисунок к сказке

— Кого вы видите на рисунке?

— Где происходят события?

-Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь?

-Можно ли по иллюстрации определить, что это сказка?

-Соединим иллюстрацию с названием.

Определение темы, цели исследования и составление плана.

 -Кукушка и женщина, совсем непохожие существа, что же связывает их?

-Сколько интересных предположений вы высказали! Но как определить, какое из них справедливое? Предлагаю провести исследование. Сформулируйте его цель.

— Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (в ходе высказываний детей составляется план исследования) (Сайд 10,11)

IV. Открытие нового знания. Исследование.

 Перед чтением сказки познакомимся с некоторыми особенностями быта ненцев. 

 — Основное занятие ненцев — оленеводство, рыболовство.  В поисках корма для своих оленей часто переходят — кочуют, с одного места на другое. Поэтому и дома у них особенные, их очень легко разобрать и перевезти на новое место.

— Как называется это жилище, может быть, кто-нибудь знает? (чум).

Русское название переносного жилища северных народов — конической формы шатер, покрытый шкурами, корой, войлоком.

— Какую форму имеет чум? Чем покрыт ? Определите на слайде, как выглядит чум среди жилищ других народов .

— На Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

— Правильно, замёрзнуть не даёт меховая одежда, сшитая из оленьего меха, она называется не шуба, а малица. Это нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу.  Женщины украшают её узорами – орнаментами.

— Обувь тоже из оленьего меха, она называется пимы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин.

 — Вот так выглядят ненцы в своей одежде. 

— Какие новые слова узнали? Что они обозначают?

(Слайды 12,13,14)

Первичное восприятие. Работа с текстом во время чтения.                                          

Проверка первичного восприятия текста учащимися.

Чтение произведения и его анализ. Обмен информацией.

Организация и связывание информации. Формулирование вывода исследования.

 А теперь познакомимся со сказкой  и проверим ваши предположения. 

-Послушайте чтение этого произведения и в ходе чтения обратите внимание, как чтец своим голосом создаёт образы героев сказки, их характеры. Придвиньте к себе текст сказки. 

— Подтвердились ли ваши предположения? Что вас удивило, а может быть, понравилось в сказке?

-Назовите главных героев.

— Как вы думаете, почему народ так назвал своё произведение, что он подметил?

— Перечитаем сказку и поработаем над содержанием. Придвиньте к себе текст сказки.

— Первую часть начнём читать «по цепочке».

— Придумайте вопрос к первой части, начиная со слова «Почему?»

-Найдите и зачитайте ответ на этот вопрос.

-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.

— Охарактеризуйте детей.

-Давайте отберём слова, которые показывают отношение матери к детям. 

Проверка. (заботилась, ухаживала, оберегала — таблички -слова заносятся на доску  во 2 столбик) (Слайд 15)

— Найдите в этой части предложение, которым можно подписать иллюстрацию. 

Вторую часть прочитают ребята.

— Заботились ли дети о больной матери?

— Прочитайте просьбу матери, выберите правильную интонацию.

— Как мать обращается к детям?

-Прочитайте, что отвечали дети на просьбу матери.

-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.

-Какими предстали дети в этой части? 

— Рассмотрите иллюстрацию ко второй части. Правильно ли будет, если мы подпишем иллюстрацию данным предложением?

— Прочитаем третью часть «по цепочке».

— В кого превратилась мама?

— Что почувствовали дети после того, как мать-кукушка вылетела из чума? 

Что они стали делать, чтобы вернуть маму?

 —   Прочитайте, что  ответила мама-кукушка первому сыну?

—   Что значит «лечу к вольным водам»?

—  Прочитайте ответ матери младшему сыну.

—  Найдите в этом предложении главное, самое важное  слово- причину отлёта матери. 

— Почему она превратилась именно в кукушку?

— У нас остались слова (рассердилась, бросила), в какой столбик их разместим?  

— О чем сожалеют дети?

 -Выберите  предложение,  самое удачное для названия иллюстрации. 

— Дочитайте сказку «про себя «до конца.

— Сколько времени  бежали дети за мамой?

— Что чувствовали они, когда бежали за кукушкой?

— Можно ли сейчас утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? 

— Найдите предложение для подписи иллюстрации, которое начинается со слова «навсегда».

-Пришло время подвести итог нашего исследования. Вернёмся к нашему вопросу. 

-Давайте внимательно посмотрим на таблицу, сравним действия двух главных персонажей нашего урока.

-Что же может связывать таких разных персонажей? (обе бросают своих детей)

-По какой причине бросает своих детей женщина? А кукушка? Причины разные , а поступок одинаков.

— Итак, мы сделали окончательный вывод по теме нашего исследования, который звучит так…(продолжают дети)

— Вспомните своё предположение и сравните с выводом.

— Справедливо ли закончилась сказка?

— Эту  сказку сочинили суровые, сильные духом люди, поэтому и такой грустный  конец.

непослушные, беззаботные, легкомысленные, ленивые

-вписывают в таблицу слова, показывающие отношение матери к своим детям

-ласково, нежно

-злые, бесчувственные, неблагодарные

-испугались, стало жалко маму, захотели её вернуть

-кричать, предлагать воды

— поздно

-Нет. Расстроились дети, что мать улетает, принесли ей воды. Они много дней бежали за ней, ноги в кровь изранили, значит, не были бесчувственными

V.Подведение итога . Применение знаний.

— Могла бы сказка закончится по-другому?

-Вернёмся к фразе  «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». Чему учит   сказка?

— Любой ребенок с малых лет должен усвоить для себя заповедь — жизнь на земле идет от матери, на ней же держатся домашний уют и тепло. Забота о матери, желание прийти ей на помощь в любую минуту, каждый человек должен считать своим первым долгом.

— Почему эту историю можно назвать сказкой?

— По каким словам и выражениям можно догадаться, что это не русская, а ненецкая сказка? 

— Урок я хотела бы закончить пословицей, конечно же , о матери. Может быть, вы вспомните?

— Составим ещё несколько пословиц, выполнив задание 4 на рабочем листе.

Задание 4:

Составьте пословицы о матери, соединив части :

Нет на свете лучше дружка,                                   солнца греет.          

При солнышке светло,                                            не заменишь.

Родную мать никем                                                 при матери добро.

Сердце матери лучше                                              чем родная матушка.

Проверка.

Слайд17-22

— выполняют на рабочем листе задание №4

VI.Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

-Выразите своё мнение об уроке

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

— Благодарю вас за урок. Вы хорошо поработали. (Оценивание работы учеников.)
— Дома я вам предлагаю задание на выбор:
-перечитать сказку и придумать её продолжение;
— нарисовать иллюстрацию к сказке;
— подготовить подробный пересказ.

(На листочках)

— Прочитайте про себя дополнительные сведения об этой птице.

— Давайте отберём слова, которые показывают отношение кукушки к своим птенцам. (слова- таблички заносятся на доску в 1 столбик)

1. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.

2. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев.

3. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка.

4.Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не станет взрослым и не улетит.

5. Кукушки – одни из самых полезных птиц. Эта насекомоядная птица очень прожорливая, поедающая таких гусениц, которых кроме неё не едят другие птицы.

6.За лето несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

Проверка (Кукушка: не высиживает, не заботится, оставила, не кормит, не растит, не ухаживает, подбросила)

— Рассмотрите главный рисунок к сказке

— Кого вы видите на рисунке?

— Где происходят события?

-Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь?

-Можно ли по иллюстрации определить, что это сказка?

Чум – палатка, крытая шкурами.

Малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

— А теперь познакомимся со сказкой и проверим ваши предположения. (звучит отрывок в записи)

-Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра и в ходе чтения обратите внимание, как чтец своим голосом создаёт образы героев сказки, их характеры. Придвиньте к себе текст сказки.

— Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

— Подтвердились ли ваши предположения? Что вас удивило, а, может быть, понравилось в сказке?

-Назовите главных героев.

— Как вы думаете, почему народ так назвал своё произведение, что он подметил?

-Это первые рабочие версии нашего исследования, наши мнения разделились, давайте искать ответы.

-Впереди у нас серьёзная работа, необходимо набраться сил.

Зеленая опушка идем по холодку,
В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку.

— Перечитаем сказку и поработаем над содержанием. Придвиньте к себе текст сказки.

— Первую часть начнём читать «по цепочке».

— Придумайте вопрос к первой части, начиная со слова «Почему?»

-Найдите и зачитайте ответ на этот вопрос.

-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.

— Охарактеризуйте детей. (непослушные, беззаботные, легкомысленные, ленивые)

-Давайте отберём слова, которые показывают отношение матери к детям.

Проверка. (заботилась, ухаживала, оберегала — таблички -слова заносятся на доску во 2 столбик)

— Найдите в этой части предложение, которым можно подписать иллюстрацию.

Вторую часть прочитают ребята.

— Заботились ли дети о больной матери?

— Прочитайте просьбу матери, выберите правильную интонацию.

— Как мать обращается к детям? (ласково, нежно)

-Прочитайте, что отвечали дети на просьбу матери.

-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.

-Какими предстали дети в этой части? (злые, бесчувственные, неблагодарные)

Рассмотрите иллюстрацию ко второй части. Правильно ли будет, если мы подпишем иллюстрацию данным предложением?

— Прочитаем третью часть «по цепочке».

— В кого превратилась мама?

— Что почувствовали дети после того, как мать-кукушка вылетела из чума? (испугались, стало жалко маму, захотели её вернуть).

Что они стали делать, чтобы вернуть маму? (кричать, предлагать воды).

— Прочитайте, что ответила мама-кукушка первому сыну?

— Что значит «лечу к вольным водам»?

— Прочитайте ответ матери младшему сыну.

— Найдите в этом предложении главное, самое важное слово- причину отлёта матери. (поздно)

— Почему она превратилась именно в кукушку?

— У нас остались слова (рассердилась, бросила), в какой столбик их разместим?

— О чем сожалеют дети?

-Выберите предложение, самое удачное для названия иллюстрации.

— Дочитайте сказку «про себя «до конца.

— Сколько времени бежали дети за мамой?

— Что чувствовали они, когда бежали за кукушкой?

— Можно ли сейчас утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? (Нет. Расстроились дети, что мать улетает, принесли ей воды. Они много дней бежали за ней, ноги в кровь изранили, значит, не были бесчувственными.)

— Найдите предложение для подписи иллюстрации, которое начинается со слова «навсегда».

-Пришло время подвести итог нашего исследования. Вернёмся к нашему вопросу.

-Давайте внимательно посмотрим на таблицу, сравним действия двух главных персонажей нашего урока.

Таблица:

Кукушка

Женщина

не высиживает, не заботится, оставила,

заботилась, ухаживала, оберегала,

не кормит, не растит, не ухаживает,

рассердилась, бросила

подбросила

-Что же может связывать таких разных персонажей? (обе бросают своих детей)

-По какой причине бросает своих детей женщина? А кукушка? Причины разные, а поступок одинаков.

А что бы сделали вы, будь вы на месте детей?

А если бы вы были матерью?

— Могла бы сказка закончится по-другому?

-Вернёмся к фразе «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». Чему учит сказка?

— Любой ребенок с малых лет должен усвоить для себя заповедь — жизнь на земле идет от матери, на ней же держатся домашний уют и тепло. Забота о матери, желание прийти ей на помощь в любую минуту, каждый человек должен считать своим первым долгом.

— Почему эту историю можно назвать сказкой?

— По каким словам и выражениям можно догадаться, что это не русская, а ненецкая сказка? 

Всё было понятно, всё получилось – зелёный.

Остались ещё вопросы – жёлтый.

Совсем ничего не понял, ничего не получилось – красный.

Придумайте свой конец сказки.

Кукушка (ненецкая)

Подробности
Категория: Сказка народов России

Кукушка (ненецкая сказка)


дети играют  в снежки возле чумаЖила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум [жилище в форме конуса, покрытое шкурами оленей], целые сугробы снега на пимах [высокие меховые сапоги из оленьих или нерпичьих шкур] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:
— Я без пимов. Другой говорит:
— Я без шапки. Третий говорит:
— Я без одежды.
А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать:
— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу [верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Закричал тогда старший брат:
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!

мать птица улетает

Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.

дети бегут за матерью


— КОНЕЦ —

Народная ненецкая сказка с картинками. Иллюстрации Гусаров

  • Кукольный театр сценарий сказки для детей смешные
  • Кукольный театр сценарий сказки для детей на новый лад с играми
  • Кукольный театр сказки фото зала
  • Кукольный театр сказка про маму
  • Кукольный театр сказка курочка ряба