Кукушка ненецкая сказка читательский дневник

Ненецкая народная сказка «Кукушка»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Кукушка» и их характеристика

  1. Мать. Бедная женщина, работящая и ответственная. Заболела и была брошена детьми.
  2. Четыре сына, четыре брата. Легкомысленные, жестокие, глупые, безжалостные.

План пересказа сказки «Кукушка»

  1. Мать и четыре ее сына
  2. Неслухи
  3. Мать болеет
  4. Никто не идет за водой
  5. Дети играют
  6. Превращение
  7. Полет кукушки
  8. Погоня братьев
  9. Заключение.

Кратчайшее содержание сказки «Кукушка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. У бедной женщины росло четыре непослушных и ленивых сына
  2. Женщина заболела и слезно просила принести ей воды.
  3. Сыновья не пошли за водой, а пошли играть
  4. Старший сын увидел, как мать превратилась в кукушку и полетела
  5. Погнались дети за матерью, умоляли вернуться
  6. Улетела кукушка и не воспитывает больше своих детей.

Главная мысль сказки «Кукушка»
Надо слушаться родителей и помогать им.

Чему учит сказка «Кукушка»
Эта сказка учит любить родителей, уважать их, помогать им вести хозяйство. Учит быть послушными, добрыми, аккуратными, ласковыми. Учит почтению к старшим. Учит быть заботливыми.

Отзыв на сказку «Кукушка»
Очень печальная сказка о непослушных детях. Они думали только о себе, росли эгоистами и поэтому мать бросила их, ведь они даже воды ей не подали, когда она умирала. Таких жестоких детей нисколько не жалко, они очень плохие и бессердечные.

Пословицы к сказке «Кукушка»
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
Жалей отца с матерью,других не найдешь.
Кто доводит родителей до слез, и сам счастья не увидит.
На своего ребенка кому пожалуешься.
Самая больная рана от своего дитяти.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Кукушка»
Жила как-то бедная женщина и было у нее четверо детей. Дети были непослушными, все время баловались, за собой не убирали, матери не помогали, грязь и снег с улицы в дом тащили.
Все за ними убирала мать. И так замучилась, что тяжело заболела. Лежит в чуме, подняться не может. Просит детей за водой сходить.
А дети отказываются. Старший говорит, что без валенок, второй, что без шапки, третий без одежды, а младший и вовсе молчит.
Умоляет мать за водой сходить, пить очень хочет, а дети засмеялись и играть побежали.
Долго ли коротко, заглядывает старший в чум. Видит мать посреди чума стоит, малицу одевает. А малица вдруг перьями обрастает. Доску берет для шкур, та хвостом делается, наперсток — клювом. И обернулась мать в кукушку. И из чума вылетела.
Выбежал следом старший, братьям кричит, что мать от них улетает.
Бегут дети за кукушкой, плачут, вернутся зовут, воду предлагают.
А кукушка отвечает, что поздно, перед ней все озера, вода вольная. И дальше летит. А братья следом по тундре, ноги в кровь сбили, за ними след красный тянется.
Но улетела кукушка, и с тех пор никогда не воспитывают кукушки своих детей.
А в тундре, где братья пробежали красный мох вырос.

Незнакомые слова из сказки «Кукушка»
Малица — длинная одежда с капюшоном и оленьих шкур.
Чум — жилище северных народов.

Наталья Пильщикова

«В мире сказок». Конспект занятия по чтению ненецкой народной сказки «Кукушка»

Цель : понимание морали сказки

Задачи : учить понимать мораль сказки

, расширять представления детей о
сказках разных народов
, о традициях и обычаях
народов севера
. Развивать внимание, мышление, память, внимание. Воспитывать способность к сочувствию, отзывчивости, уважения к матери.

Словарь : чум, малица, пимы, тундра.

Оборудование : иллюстрации : чума, малицы, пимов, шкатулка, золотой ключик, наперсток, цветные полоски (синяя, красная, желтая)

каждому ребенку, книжка- малышка
сказка
«
Кукушка
«, ребус.

Ненецкую сказку «Кукушка» проходят дети во 2 классе, и среди заданий могут встретиться такие:

  • Определите, какая пословица подходит к сказке «Кукушка»;
  • Подберите пословицы, подходящие к сказке «Кукушка»;
  • Подберите пословицы, выражающие смысл сказки.

Сказку неспроста выбрали для изучения в школе. Она содержит глубочайший смысл и раскрывает очень важную тему взаимоотношений между родителями и детьми. Сказку полезно также прочитать детям дошкольного возраста, если те не слушаются и расстраивают маму.

Ненецкая сказка повествует о семье, в которой только мать и четверо детей. Мать трудилась и трепетно ухаживала за детьми. А они, в свою очередь, не слушались ее, играли и шалили. В трудную минуту, когда мама заболела, дети не пришли на помощь. Обернувшись птицей, мать собралась покинуть свой дом. Дети осознали, как дорога им мама, только когда ее не стало.

Таким образом, сказка учит людей бережно относиться к родителям, ценить и уважать их. Но, к сожалению, пока близкие люди рядом, мы склонны не замечать их добрых поступков. А потом бывает уже поздно. Нужно ценить добро и любовь близкого человека здесь и сейчас, отвечать добром на добро.

К ненецкой сказке «Кукушка» подходят русские народные пословицы о добре и любви, о родителях и детях:

Не плюй в колодец пригодится водицы напиться. Гулять — гуляй, но отца и мать уважай. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает. При солнышке тепло, при матушке добро. Плохо ветвям без ствола. Все купишь, а отца-матери не купишь. Родную мать никем не заменишь. Родительское сердце — в детях, а детское — в камушке.

Радуется сердце тяти от ласкового дитяти. Коли есть отец и мать, так ребенку благодать. Детки деткам рознь. Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается. Птица рада весне, а дитя — матери. У отца с матерью за пазухой — и на морозе тепло. Во всяком хлебе есть мякина: бывает добр и худ детина. Дай детям полную волю — сам наплачешься. Малые дети заснуть не дают, большие вырастут — сама не спишь. Без матушки родной и цветы не цветно цветут. На свете все сыщешь, кроме отца с матерью. Детей растить — осинку глодать. В семье — любовь да совет, так и нужды нет. Семья вместе — и душа на месте.

Нет такого дружка, как родимая матушка. Кто матери не послушает, в беду попадет. Около матки хорошо дитятке. Ребенок без матери, что стол без скатерти. Мать при детках, что птица в клетке.

Добро не лихо — ходит тихо. Нет худа без добра. За добро добром и платят. Истинное добро всегда просто.

Кукушка кукует, по бездомью горюет. Кукушка на радость в лесу, ребёнок на радость в дому. Кукушка не мать, не каждому судьбу поймать. Кукушка не мать, не каждому счастье поймать. Кукушка своего гнезда не вьёт. О том кукушка кукует, что своего гнезда нет. Скуковала кукушка на голый лес.

“Кукушка”

Ненецкая народная сказка “Кукушка”

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки “Кукушка” и их характеристика

План пересказа сказки “Кукушка”

Кратчайшее содержание сказки “Кукушка” для читательского дневника в 6 предложений

Главная мысль сказки “Кукушка”

Надо слушаться родителей и помогать им.

Чему учит сказка “Кукушка”

Эта сказка учит любить родителей, уважать их, помогать им вести хозяйство. Учит быть послушными, добрыми, аккуратными, ласковыми. Учит почтению к старшим. Учит быть заботливыми.

Отзыв на сказку “Кукушка”

Очень печальная сказка о непослушных детях. Они думали только о себе, росли эгоистами и поэтому мать бросила их, ведь они даже воды ей не подали, когда она умирала. Таких жестоких детей нисколько не жалко, они очень плохие и бессердечные.

Пословицы к сказке “Кукушка”

Кто родителей почитает, тот во век не погибает. Жалей отца с матерью,других не найдешь. Кто доводит родителей до слез, и сам счастья не увидит. На своего ребенка кому пожалуешься. Самая больная рана от своего дитяти. Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Кукушка”

Жила как-то бедная женщина и было у нее четверо детей.

Дети были непослушными, все время баловались, за собой не убирали, матери не помогали, грязь и снег с улицы в дом тащили. Все за ними убирала мать. И так замучилась, что тяжело заболела. Лежит в чуме, подняться не может. Просит детей за водой сходить. А дети отказываются. Старший говорит, что без валенок, второй, что без шапки, третий без одежды, а младший и вовсе молчит.

Умоляет мать за водой сходить, пить очень хочет, а дети засмеялись и играть побежали. Долго ли коротко, заглядывает старший в чум. Видит мать посреди чума стоит, малицу одевает. А малица вдруг перьями обрастает. Доску берет для шкур, та хвостом делается, наперсток – клювом. И обернулась мать в кукушку. И из чума вылетела.

Выбежал следом старший, братьям кричит, что мать от них улетает. Бегут дети за кукушкой, плачут, вернутся зовут, воду предлагают. А кукушка отвечает, что поздно, перед ней все озера, вода вольная. И дальше летит. А братья следом по тундре, ноги в кровь сбили, за ними след красный тянется. Но улетела кукушка, и с тех пор никогда не воспитывают кукушки своих детей.

А в тундре, где братья пробежали красный мох вырос.

Незнакомые слова из сказки “Кукушка”

Усвоение народных пословиц и поговорок детьми дошкольного возраста

Няма смачнейшае вадзіцы, як з роднае крыніцы. Свая хатка як родная матка. Для ўсякай птушачкі сваё гняздо мілае.

Лепш нічога няма свайго роднага вугла.

Моральные качества человека

Не той харош, хто прыгож, а той харош, хто на справу гож. Невялік муравей, ды горы варочае.

Учиться человеческим отношениям

За добрае добрым плаціць трэба. Любіць увесь свет лагодны прывет. Пажыві для людзей, пажывуць і для цябе. Рука дающего не оскудеет. Каб у пашане быць, трэба працу любіць. Чужы кажух не грэе.

Хто сумленне мае, той чужога не чапае.

Дружба и товарищество

Што аднаму цяжка, то гуртам лёгка. Дзе дружна, там і хлебна. Той не можа быць другам, хто абыдзе ў бядзе кругам. Новых сяброў набывай, а старых не забывай.

Дружба, дружба, цяжкая твая служба!

Якім зярном хто сее, такім і збірае

Трудовое воспитание

Праца чалавека корміць, а лянота порціць. Не будзе аратага, не будзе і багатага. Гультая зямля не любіць. Хто рана ўстае, у таго хлеба стае. Ранняя птушка крылкі цярэбіць, а позняя – вочкі трэ. Калі пыл на баране, дык і блін на рэшаце. Хто хлеба хоча, той мусіць быць у поце.

Зіма робіць на лета, а лета – на зіму.

Применение пословиц на занятиях по художественно-речевой деятельности

Пословицы могут быть использованы как мораль литературного произведения, знакомство с которым произошло на занятии. Можно предложить детям один вариант пословицы, наиболее отвечающей идее и духу произведения.

Можно усложнить развивающий компонент: предложить 2-3 пословицы, из которых лишь одна созвучна изученному произведению и попросить детей выбрать ту из них, которая подходит по смыслу к прочитанному.

При повторении и закреплении содержания занятия можно расширять круг пословиц, постепенно освоив достаточно большое их количество.

Многие литературные произведения многоплановы с точки зрения представленности в них моральных идей. Так, например, сказка С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев” может быть обрамлена венком пословиц:

Навука – лепшае багацце. Ад навукі дужэюць рукі. Навука вочы адчыняе. Розум – найлепшае багацце.

Бачыць вока далека, а розум – яшчэ далей.

Розум – не сякера, не пазычыш

Подготовка к экономическим отношениям

Беражы бацькаву капейку, то і сваю здабудзеш. Рубель з граша паходзіць. Не гадуючы малога, не будзеш мець і вялікага.

Адно зерне пуды прыносіць.

Грошы лік любяць

Современная интерпретация

В наш век это крылатое выражение многими объясняется по-другому. К сожалению, в XXI столетии понятие любви и ценности отношений стало угасать. Если верить официальной статистике, то порядка 20% случаев расторжения браков происходит из-за измены. Так вот, современное значение поговорки имеет посыл именно к супружеской неверности. Якобы «дневная кукушка» – это добропорядочная жена для сердца и хозяйства, а «ночная» – любовница для сексуального удовлетворения. Вот как понимать выражение «ночная кукушка дневную перекукует» в наше время.

В данном случае подобное объяснение выражения имеет место быть. Ведь сколько историй знает наша реальность, когда мужчина под воздействием страстной, пылкой и молодой любовницы, с которой у него всё только начинается, принимал решение развестись с уже «приевшейся» женой. Впрочем, тут проблема кроется не в хитрой девушке, балующей изменника близостью, и не в том, что ему уже «опостылела» жена. Проблема находится внутри пары, и её нужно решать, чего многие не делают.

Источник

Презентация к уроку

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить учащихся с ненецкой народной сказкой, углубить представление о сказке, как о жанре;
  • формировать навыки чтения, умений самостоятельно работать с текстом;
  • обогатить словарный запас;
  • воспитать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим.

Технология:

критическое мышление

ХОД УРОКА

I. Побуждение

1) Оргмомент

2) Опрос домашнего задания

– Ребята сегодня мы продолжим знакомство со сказками. Обратите внимание на эти иллюстрации, что вы на них видите? (Проявление любви человека, птицы и зверю к своему дитя)
(Слайд 1)
– Как звери и птицы проявляют любовь к своим птенцам и детенышам? – Как вы и ваши родители проявляют свою любовь? – А какие проблемы существуют в настоящее время в отношениях родителей и детей?

(Просмотр видеоролика)
(Слайд 2)
II. Осмысление

– Такая ситуация распространена почти во всем мире, немало можно прочесть об этом и в художественных произведениях, газетных статьях. И сегодня мы с вами познакомимся со сказкой, где освещена эта проблема.

Словарная работа

ненцы –

жители севера;
чум
– жилище ненцев, покрытое шкурами;
пимы
– обувь
малица
– верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами
(Слайды 3, 4)
Чтение сказки учителем, показ иллюстраций
(Слайды 5, 6)
– Почему мать превратилась в кукушку? – Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? – Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными, легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста. – Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? – Какие чувства вызвала у тебя эта сказка? – Какой урок мы должны извлечь из сказки “Кукушка”? – Какому виду относится сказка? – Какая из пословиц соответствует сказке?

  • Родни много, а мать одна
  • Отец – гора, мать – у подножия горы родник.
  • Детки – радость, детки и горе (Слайд 7)

(Рассуждения детей)

III. Рефлексия

– Ребята, а сейчас напишите письмо любому из героев нашего урока. Напомню, письма бывают благодарственные, письма-уведомления, просьбы, претензии. – И в заключение нашего урока предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма «Мамы» (Слайд 8)

Домашнее задание:

Сравнить ненецкую сказку «Кукушка» с татарской сказкой «Три сестры» и В.Сухомлинского «Семь дочерей»
(Слайд 9)

Иное значение

Впрочем, это ещё не всё касательно фразы «Ночная кукушка дневную перекукует». Что значит она в оригинале – понятно. Но на деле есть масса вариантов её толкования. Например, «дневной кукушкой» может быть не только мама мужчины, но и просто те люди, которые имеют для него значение, как и их мнения. Как правило, это близкие друзья, отец, брат или сестра, авторитетный коллега и, в конце концов, второе «Я», или внутренний голос, который обычно подсказывает правильные вещи. Да и применяется в наше время эта фраза по отношению не только к парням, но и к девушкам. Но вот «ночной птичкой» всегда оказывается тот, кто помогает справиться с сексуальным напряжением.

Следующая пословица

Сказки Пушкина — это чудо, способное удивлять в любом возрасте. В детстве они чаруют своей фантазией, в юности поражают музыкой стиха, а в зрелом возрасте мы отмечаем в них удивительное понимание души человека. Эти сказки вошли в нашу плоть и кровь, в них всегда «русский дух» и «Русью пахнет».

Многие произведения Александра Сергеевича Пушкина изучают на уроках в школе, и даются задания:

  • Какие пословицы подходят к сказкам Пушкина;
  • Какие пословицы и поговорки есть в сказках Пушкина.

Опубликовано 3 года назад по предмету
Литература
от SuperTom2006

Какая главная мысль ненецкой сказки ,,Кукушка»

  1. Ответ

    Ответ дан
    danilbaldin21

    Основная мысль: доброта, уважение, отзывчивость к другим людям вокруг тебя.

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 2 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?

Задай вопрос

Все предметы

Математика

Литература

Алгебра

Русский язык

Геометрия

Английский язык

Химия

Физика

Биология

История

Обществознание

Окружающий мир

География

Українська мова

Информатика

Українська література

Қазақ тiлi

Экономика

Музыка

Право

Беларуская мова

Французский язык

Немецкий язык

МХК

ОБЖ

Психология

Оʻzbek tili

Кыргыз тили

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

Жила бедная женщина. Было у нее четверо непослушных детей. От тяжелой работы заболела мать, лежит в чуме , просит детей принести ей воды попить. Но дети были ленивые и непослушные, не несли ей воды… Обработка Шаврова К.

Кукушка читать

Вот что было.

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на сне­гу с утра до вечера.

Вернутся к себе в чум — целые сугробы снега на пи­мах натащат, а мать — убирай.

Одежду промочат, а мать — суши.

Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу в реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой, от ра­боты тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

— Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

Старший говорит:

— Я без пимов.

Другой говорит:

— Я без шапки.

Третий говорит:

— Я без одёжи.

А четвёртый и совсем не отвечает.

Сказала тогда мать:

— Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотелось старшему есть — заглянул в чум.

Смотрит, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицунадевает.(Малица— верхняя одежда ненцев: её шьют из оленьих шкур)

И вдруг малица перьями покрылась.

Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится.

Напёрсток железный клювом стал.

Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын:

— Братья, смотрите, смотрите, улетает мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей:

— Мама, мы тебе водички принесли!

Кукушка - ненецкая сказка

Отвечает им мать:

— Ку-ку! Ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озёрные во­ды передо мной. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит:

— Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали:

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там крас­ный след останется.

Не вернулась мать-кукушка.

И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

А по тундре с той поры красный мох стелется.

Иллюстратор Рачёв Е.

❤️ 112

🔥 75

😁 69

😢 102

👎 50

🥱 58

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Вот что было.

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: — Детки, воды мне дайте… Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: — Я без пимов.

Другой говорит: — Я без шапки.

Третий говорит: — Я без одёжи.

А четвёртый и совсем не отвечает.

Обыкновенная кукушка, рисунок картинка клипарт Сказала тогда мать: — Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!..

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотел старший есть — заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын: — Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей: — Мама, мы тебе водички принесли!

Отвечает им мать: — Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я…

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит: — Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали: — Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я…

Так бежали за матерью дети много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Кукушка (ненецкая сказка)

Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется. Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.

— КОНЕЦ —

Народная ненецкая сказка с картинками. Иллюстрации Гусаров

Вот что было.

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: — Детки, воды мне дайте… Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: — Я без пимов.

Другой говорит: — Я без шапки.

Третий говорит: — Я без одёжи.

А четвёртый и совсем не отвечает.

Обыкновенная кукушка, рисунок картинка клипарт Сказала тогда мать: — Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!..

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотел старший есть — заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын: — Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей: — Мама, мы тебе водички принесли!

Отвечает им мать: — Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я…

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит: — Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали: — Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я…

Так бежали за матерью дети много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Иван Алексеевич Бунин

КУКУШКА

I

Лес был небольшой, но красивый, особенно ежели принять во внимание, что вокруг него была бедная местность: поля да косогоры, кое-где поселки у оврагов, дубовые кусты в лощинах, хутора мелких помещиков и одинокая мельница-ветрянка на западном горизонте, на далеком возвышении. Правда, поля были волнистые и сменялись лугами («верхами», по-орловски), но это были совсем голые и глухие луга.

Большой Кастюринский верх разветвлялся к северу на два рукава. Один из них был покрыт по отлогим бокам кустарником и далеко тянулся однообразным логом. Скучно в нем было, особенно осенью! Едешь, бывало, в синеватый, пасмурный денек на охоту среди этого пустынного лога и видишь перед собою только низкое небо да пожелтевший кустарник. Ни птицы, ни зверя, — один ветер шелестит дубовой листвою…

Зато другой был гораздо веселей и живописней. Тут-то и находился лес. Оттого, что лес давно не подчищали, в нем было много густого подседа — орешников, осинников и молодых березок. Были, кроме того, овраги, где громоздились серые камни, были провалы, заросшие глухой крапивой; мелкий пруд, окруженный верболозами, позабытый пчельник и старая караулка — почерневшая изба с горбатой крышей. Пустые деревянные ульи на пчельнике, прикрытые камнями и похожие на грибы, стали от времени голубовато-серого цвета, а в караулке покосились окна, двери и даже самые стены… Прошлой зимой в ней поселился старик-солдат Кукушка, а в одном из оврагов, за пчельником, вывела двух детенышей волчица.

Наступал вечер теплого и серенького февральского дня, когда работник с Кастюринского хутора привез Кукушку в караулку. Лес утопал в молодом, рыхлом снегу. Перед вечером опять начинало порошить, и деревья, наполнявшие лощины и овраги, были слегка затуманены, а в отдаленье, в конце лугов, сливались в неясные чащи мутно-сизого цвета. Лошадь тяжело брела по сугробам. Кукушка дремал, хотя ему было холодно в истрепанной шапке, обвязанной по ушам тряпкой, и в заплатанной шинели. Старчески серьезное и сонное лицо его посинело. Озябшими руками он держал петуха и кошку, а за розвальнями бежали еще два сожителя Кукушки: барский Цыган, черный с белым жилетом, и Кукушкин Мурзик, небольшой, звонкоголосый кобелек, веселый и беспечный, одетый в очень пушистый рыжеватый мех.

Подъехав к караулке, работник помог Кукушке снести в нее кое-что из провизии и хозяйственных принадлежностей, закурил цигарку, надел рукавицы и, ставши в розвальнях на колени, равнодушно повернул лошадей в обратный путь.

— Смотри, как бы у тебя Цыган-то не ушел! — крикнул он на прощанье.

И Кукушка остался один…

Когда на дворе стало смеркаться, в холодной караулке было уже совсем темно. Мрачно глядела пустая изба — старая, низкая, с маленькими окошечками и огромной печью. Но на Кукушку это не произвело никакого впечатления. Тому, кто ходил под дождем, ветром и снегом побираться, всякая изба покажется уютной и веселой, а Кукушка уже давно проводил — где день, где ночь — под чужими кровлями. Теперь же он был надолго защищен от холода и голода. Жалованья ему назначили семнадцать рублей в год, а «мещину» — и совсем хорошую. Кроме того, ему дали валенки, старую баринову тужурку и полинявший дворянский картуз. Кукушка был очень доволен, очень успокоен своим положением, и теперь ему оставалось только затопить печку и получше устроиться в караулке. Но разве долго было это сделать?..

Дубки тихо гудели в белесой темноте зимней ночи; пахло февральской свежестью, и когда Кукушка вышел в одной рубахе из сенец за угол, навстречу ему понесло холодом и мокрыми снежинками. Но зато с каким удовольствием вбежал он в избу, которая стала просто неузнаваема за какой-нибудь час! Она уже совсем успела нагреться и слабо, но весело была озарена яркой пастью печки. Длинные огненные языки вырывались из нее и лизали устье, а черные стены избы, прежде топившейся по-курному, трепетно блестели, как растопленная смола. Кошка примостилась в конце лавки, съежилась и жмурилась, мурлыкая и задремывая. Петух, разбуженный огнем, но совсем еще сонный, машинально бродил по соломе, накиданной на полу, в теплом кругу света возле печки… Приятно пахло дымом сырых березовых дров и соломы.

— Ах, жид те съешь! — крякнул Кукушка со старческой веселостью и передернул плечами.

Пока варились картошки, он нарубил дров на завтра, настелил на печку соломы, потом во всю краюшку отрезал ломоть хлеба и сел ужинать. Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, но когда картошка попадалась уж очень горячая, он прожевывал ее поспешно, открывая рот и ухитряясь во рту дуть на нее. Приятная мысль о том, как он неожиданно и хорошо устроился, не покидала его… А когда ужин был кончен, он понес собакам в сенцы корки, опять озяб, жестоко ударил ногой Цыгана, бросившегося на Мурзика, и, возвратившись в избу, долго молился в благодарность за нынешний день, с особенно грустным и покорным видом, на большую икону, стоявшую в переднем углу на лавке. Изображение на почерневшей доске иконы было старинное, и Кукушке было жутко глядеть на него. Он искренне просил бога даровать ему скорую и тихую кончину.

LiveInternetLiveInternet

  • ДОМАШНИЙ УЮТ. (336)
  • житейские хитрости (272)
  • МАГАЗИНЫ. Что,где купить.. (13)
  • Жизнь замечательных людей. (6)
  • Антишарлатанское (3)
  • Астрология (93)
  • Нумерология. (48)
  • без выпечки (0)
  • Блюда из мяса. (86)
  • говядина (11)
  • курица (24)
  • птица (12)
  • свинина (13)
  • субпродукты (25)
  • Блюда из рыбы. (342)
  • в масле (12)
  • Мидии (3)
  • запеченная (37)
  • разное (78)
  • селедка (79)
  • скумбрия (73)
  • суши (44)
  • Хе (14)
  • ДАЧА… (119)
  • «Комнатные цветы» (15)
  • живопись (47)
  • графика (4)
  • Заготовки. (7)
  • Законы (2)
  • Здоровье + гармония = красота . (365)
  • Макияж (15)
  • су-джок массаж (3)
  • Растирки (2)
  • Причёски (22)
  • Физ — Культура (91)
  • фитотерапия (119)
  • ЗЗЛ (80)
  • Евреи в искусстве, науке, литературе, политике. (43)
  • игры (3)
  • Кино онлайн. (52)
  • КУЛИНАРИЯ (766)
  • «восток», «запад» , «севе (151)
  • Китайская кухня… (20)
  • пельмени (15)
  • Соус (2)
  • паста (2)
  • Лук (1)
  • макароны (1)
  • Жюльен (1)
  • блины (21)
  • блюда в мультиварке (1)
  • в духовке (40)
  • видео , технология блюд. (7)
  • выпечка на масле. (4)
  • закуски (41)
  • капуста (25)
  • КАРВИНГ (31)
  • Консервирование (50)
  • напитки (31)
  • остренькое (19)
  • пицца (14)
  • прянности (18)
  • Рецепты известных кулинаров и блогеров (2)
  • салатик (17)
  • СВЧ (2)
  • супчики….. (60)
  • тесто (89)
  • тыква , овощи (48)
  • удобно…… (45)
  • Фасоль (2)
  • шампиньоны (6)
  • штрихи (32)
  • Мифология (16)
  • Музыка (22)
  • Народные рецепты. (26)
  • Питание (245)
  • быть в форме (196)
  • Планета ЗЕМЛЯ…… (344)
  • Документальное кино. (19)
  • ДУХ ,бытие . непознанное (45)
  • Притчи, цитаты,афоризмы. (193)
  • притчи (106)
  • Книги (2)
  • ПСИХОЛОГИЯ (826)
  • Это все о нем ….. (27)
  • восприятие …. (17)
  • возраст (17)
  • Для женщин (16)
  • Память (8)
  • Философия (4)
  • цвет- значение (3)
  • Способности (1)
  • тесты (1)
  • возраст (77)
  • Нипознаное……. (83)
  • отношения (129)
  • Психосоматика (27)
  • психотерапия (22)
  • разное (233)
  • Семья. Он и Она. . (113)
  • Цитаты из книги. (29)
  • эмоции (51)
  • Радиоспектакли,Аудиокниги (26)
  • РИСОВАЛЬНОЕ.. (80)
  • РУКОДЕЛИЕ (943)
  • Журналы (21)
  • валяние (17)
  • батик (13)
  • Папье маше (1)
  • вышивка (47)
  • ВЯЗАНИЕ НА ЛУМЕ (ТЕНЕРИФЕ) (9)
  • вязаный пэчворк (13)
  • крючок (117)
  • кумихото (10)
  • на вилке (42)
  • необходимые основы по вязанию крючком (5)
  • необходимые основы по вязанию спицами (12)
  • носочки (37)
  • пуговичное…… (17)
  • разное (256)
  • спицы (273)
  • Узоры спицами (29)
  • Ювелирное творчество (59)
  • Салаты. (0)
  • Сказки (7)
  • Стихи. (12)
  • Строительство и ремонт (5)
  • ТАНЦЫ (21)
  • Торты. (147)
  • без выпечки (22)
  • ДИСЕРТ (65)
  • Пляцок «Стефанка» (26)
  • Уроки для новичков Лиру. (115)
  • Учимся (65)
  • Фауна (153)
  • водная стихия (32)
  • Животный мир.в живописи (8)
  • животные (41)
  • насекомые (19)
  • птицы (49)
  • Физ — Культура (8)
  • фильмы (36)
  • КИНОАФИШИ ИЗ СССР. (17)
  • Флора (37)
  • Чем займемся в выходной….. (51)
  • Анимация (2)
  • Москва. (13)
  • Шитье (2411)
  • белье. (76)
  • моделирование (18)
  • СТАРЕТЬ СО ВКУСОМ (11)
  • Бохо в фильмах (7)
  • для будущих мам (3)
  • Мастер-классы от Elen Deo (1)
  • БЛУЗКИ (107)
  • БОХО (413)
  • брюки. (40)
  • ВДОХНОВЕНИЕ (185)
  • видео уроки по шитью (39)
  • для малышей (48)
  • ИДЕИ ДЛЯ ОТДЕЛКИ (72)
  • История моды (76)
  • книги (56)
  • лоскутики …. (166)
  • пальто куртки. (54)
  • ПЛАТЬЯ ДЛЯ ПОЛНЫХ (90)
  • ПОДИУМ (84)
  • подушки постельное (34)
  • ПОКРЫВАЛО (2)
  • предметы для интерьера. (4)
  • прихватки (115)
  • РЕТРО ВЫКРОЙКИ. (54)
  • рубашки (31)
  • сайты по шитью. (9)
  • сарафан (17)
  • СУМКИ (111)
  • тапочки (26)
  • технология обработки. (307)
  • трансформеры. (23)
  • уход за шв. машинкой. (22)
  • фартуки (29)
  • халаты (12)
  • ЦВЕТ (64)
  • шляпки……. (96)
  • штора (7)
  • ЮБКИ (85)
  • Энциклопедии,библиотеки. (19)
  • Юмор (75)
  • Фото (19)

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»

Асмик Аракелян Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»

Конспект к занятию по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».

Программные задачи:

-продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;

-расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;

— обратить внимание детей на национальный колорит сказки;

— развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;

— учить детей оценивать поступки героев произведения;

-развивать связную речь;

— воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки, как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.

Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.

Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природыСевера, глобус.

Урок литературного чтения по теме «Кукушка» (ненецкая народная сказка). 2-й класс

Класс: 2

Цели и задачи урока:

– развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными конкретным произведением, умение передавать их; – формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре, об особенностях кукушки; – развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа; – воспитание любви к своей матери.

Оборудование: учебник Э. Кац

“Литературное чтение” 2 класс I часть, рабочая тетрадь № 1 к учебнику Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс, аудиозаписи голоса кукушки, сказки Кукушка”, детской песни “Кукушка”, презентация, ИКТ, реквизит к русской народной сказки “Каша из топора”.

  • Кукушка ненецкая сказка пословицы к этой сказке
  • Кукушка ненецкая сказка краткое содержание
  • Кукушка ненецкая сказка главные герои сказки
  • Кукушка ненецкая сказка вопросы и задания
  • Кукушка ненецкая народная сказка читать