- Сочинения
- По литературе
- Толстой Л. Н.
- Анализ рассказа Бедные люди
Анализ рассказа Бедные люди Толстого (произведения)
В произведении «Бедные люди» Лев Николаевич Толстой показывает, что человек даже в самой трудной жизненной ситуации остается добрым и имеет сострадание к другим людям. Читатель после прочтения рассказа, должен подумать, какие ценности важнее в жизни для человека.
В произведении описывается рыбацкая хижина, обстановка бедна, но очень уютная. В ней живут Жанна с мужем и пятеро детей. Муж ловит рыбу и с самого утра отправляется на своей лодке в море, в любую погоду, он знает, что ему необходимо кормить семью.
Жанна выполняет заказы на пошив, наводит в доме чистоту и создает уют. Она понимает денег не хватает на хорошее питание, а у детей нет обуви, и они бегают босиком.
Женщина сидит у окна и ждет мужа, она тревожиться за него. На улице бушует ветер, идет сильный дождь, что даже не видно полосу моря. Пока дети спят, она пошла навестить соседку, которая сильно больна. Войдя в холодную и бедную лачугу, Жанна понимает, что женщина умерла еще вчера, а возле нее прижавшись, друг к другу спят ее маленькие дети.
Жанне стало жалко малышей, ведь они могут умереть от голода и холода. Она не стала долго думать и унесла спящих деток к себе в дом. Положила их рядом со своими детьми, она задернула полог. После чего у нее началось сомнение, а что скажет муж, вернувшись с рыбалки. Она боялась, что он может не одобрить ее решение, ведь кормить придется своих пятерых детей и двух приемышей.
Не могла бедная женщина поступить по-другому, как она будет жить спокойно дальше, зная, что рядом в доме умирают два малыша. Сострадание к другим людям победило у Жанны боязнь бедности и нищеты.
Когда стихла буря, муж вернулся домой, и Жанна рассказала ему о случившейся беде с соседкой. Не смотря на усталость и то, что он только что не погиб в море от шторма, он отправляет жену забрать детей к себе. Он так же понимает, что малыши умрут без матери в холоде и голоде. Он берет на себя обязательство прокормить еще двоих детей.
Жанна, отдернув полог у кровати, показала мужу, что забрала соседских ребятишек, со словами «Вот они».
Автор пытается показать читателю, что в жизни существуют не только материальные ценности, но и великодушие, и милосердие к окружающим тебя людям.
Вариант 2
В рассказе Льва Николаевича Толстого «Бедные люди» описывается непростая жизнь жителей революционной России в начале 20 века. Тогда семьи были в основном многодетные, муж добывал пропитание, а жена занималась ведением домашнего хозяйства.
Главные герои рассказа семейная пара, у которой пятеро детей. Муж ловит рыбу и выходит в море при любой погоде, ведь дома его ждут голодные дети и любимая жена. Она сидит с детьми и занимается пошивом вещей на заказ, но денег в семье всегда очень мало и не хватает на хорошее питание. Дети их одеты плохо, у них даже нет обуви, поэтому они бегают босиком по улице.
Каждый раз Жанна ждет мужа с трепетом в сердце с рыбалки. Случается так, что море бушует и это во многом осложняет рыбную ловлю, подвергая опасности самого рыбака. Герои рассказа любят друг друга, ведь он каждый раз отправляется за добычей пропитания, а жена всегда ждет его волнуясь. Но они всегда надеются на лучшее.
Однажды в ненастную погоду муж снова отправился к морю за рыбой. Бушевал порывистый ветер, шел сильный дождь, огромные волны набегали на берег. Не было видно даже линии моря. Жанна невозможно переживала за мужа и чтобы хоть как-то отвлечься решила проведать свою болеющую подругу Симону, которая жила в бедности без мужа и с двумя детьми.
Войдя в лачугу, где жила подруга, Жанна почувствовала что-то неладное. Вдруг она заметила, что Симона неподвижно лежит на кровати. Жизнь впроголодь, в холоде и болезнь добили окончательно Симону. Ее организм этого не выдержал. Рядом с ней спали прижавшись друг к другу двое маленьких детей. Жанна, недолго думая, забрала малышей с собой, надеясь на лучшее, ведь их никак нельзя было здесь оставлять.
Только милосердная и храбрая женщина могла так поступить. Женщина пожалела сирот и не испугалась гнева мужа. Она понимала, что у них самих жизнь далеко не сладкая. Пятеро детей и еще вдобавок двое малышей подруги, конечно же, усложнят их существование, но деваться было некуда. Ради спасения детей Жанна сделала этот шаг. Она очень переживала насчет того, что скажет муж, когда вернется и даже успела пожалеть о содеянном своем поступке.
Рыбак пришел домой злой и без улова, так как шторм помешал ему хоть что-либо поймать. К тому же он порвал все сети. Рассказывая мужу о случившемся несчастье с подругой, Жанна внутренне трепетала от страха. Она сообщила о том, что сиротки теперь у них. Но как ни странно рыбак принял мудрое решение оставить чужих детей в своей семье. Несмотря на все трудности, он все равно решил воспитать этих малышей.
В этом рассказе автор наглядно показывает тяжелую жизнь бедных людей, которые, невзирая на все невзгоды, остаются человечными и не равнодушными к чужой беде. Это очень важное качество для каждого человека и оно присуще далеко не всем. Не каждый бы богатый человек сделал подобное. После этого рассказа невольно задумываешься об основных ценностях жизни. Лев Николаевич попытался донести до читателя основную мысль о том, нужно быть всегда великодушным и не гнаться за наживой. Главное быть человеком, и относиться к окружающим с уважением.
Анализ рассказа Бедные люди
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Поход в Аквапарк
Моя любовь к горкам всегда сводила родителей с ума. Когда я был меньше, то маме с папой приходилось возить меня по всевозможным детским площадкам в поисках самых больших и захватывающих аттракционов.
- Характеристика и образ Остапа в повести Тарас Бульба сочинение
Повесть Тарас Бульба Николаем Васильевичем Гоголем произвела огромное впечатление на его современников. В этой повести отразилась вся правда, вся суть жизни казаков. Отразились их традиции, сила христианской веры для казаков
- Сочинение Описание усадьбы Коробочки (и деревни)
Настасья Петровна Коробочка — небогатая помещица, одна из центральных героинь поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”. Овдовевшая женщина живет одна, самостоятельно ведет хозяйство в имении
- Женские образы в романе Отцы и дети Тургенева 10 класс сочинение
Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев создал большое количество замечательных образов русских женщин. Отношение писателя к прекрасной половине человечества было особенным
- Сочинение про Алкоголь
Все мы знаем, что употребление алкоголя может привести к серьезным последствиям для организма человека. Тем самым мы можем получить новые серьезные заболевания, которые смогут оборвать даже нашу жизнь.
Сочинение на тему Анализ рассказа Бедные люди
Рассказ Толстого «Бедные люди» написан по одноименному стихотворению Виктора Гюго. Льву Николаевичу очень нравилось это произведение, которое он считал высшим образцом искусства.
Сюжет рассказа очень прост: главная героиня Жанна живет на берегу моря вместе с мужем рыбаком и пятью детьми. Их хижина очень бедна. Денег едва хватает на то, чтобы прокормить семью, но они не жалуются. Отпуская мужа в море, жена очень боится за него, но другого выхода нет: он должен ловить рыбу, иначе они умрут с голоду. Видно, что герои любят друг друга, раз муж не страшится уходить в бушующее море, а жена терпеливо, хоть и с беспокойством, ждет его. В крепкой любви и самоотверженности надежда героев.
Вот и в этот раз Жанна ожидала своего мужа, который отправился в шторм за промыслом. За окном завывал ветер, черные волны набегали на берег. Жанна сильно разволновавшись, решила пойти проведать свою соседку, Симону. Симона — вдова с двумя детьми. Как отмечает Жанна: «Плохое вдовье дело, а тут еще и болезнь!»
Но зайдя в дом, Жанна поняла, что случилось непоправимое. Стояла необычная гнетущая тишина. Жена рыбака прошла в комнату и увидела, что Симона неподвижно лежит на кровати. Голодная жизнь в холоде и болезнь окончательно сломили ее. Рядом с ней спали двое маленьких детей. Увидев их, Жанна сразу поняла, что нужно сделать. Она забрала их с собой.
Этот поступок характеризует ее как милосердную и храбрую женщину. Милосердную потому, что она пожалела сирот, а храбрую, потому что не побоялась гнева мужа. Ведь им самим живется не сладко с пятью детьми, а тут еще нужно будет кормить двоих малышей. Но Жанна уже сделала свой выбор. Осталось только ждать мужа. Ожидание выходит томительным и беспокойным. «Господи, и зачем я это сделала?» — вопрошает не раз Жанна саму себя.
Вскоре вернулся рыбак. Он был очень зол и разочарован, потому что из-за непогоды он не смог ничего поймать, и к тому же порвал все сети. Жанна, замирая внутренне от страха, рассказывает мужу о смерти Симоны и о том, что двое детей стали сиротами. Рыбак выслушивает жену и принимает решение взять детей в семью. «Ну, да что уж, как-нибудь перебьемся!» — стоически произносит он.
В итоге, можно сказать, что Толстой показал, как тяжело живется бедным людям, но, несмотря на трудности, они остаются добрыми и не равнодушными к чужому горю. Умение сохранять человечность в трудных условиях – важное качество настоящего человека.
Вариант 2
При первом прочтении названия рассказа Толстого настраиваешься на мрачную и темную историю. Ведь бедность всегда ассоциируется с чем-то плохим, асоциальным. Однако это жизнеутверждающее произведение, показывающее, что необязательно быть богатым, чтобы помогать окружающим.
Главная героиня рассказа Жанна жена рыбака, мать пятерых детей. Ее жизнь не сахар, муж занимается опасным ремеслом, которое не приносит большого дохода, но и является весьма опасным. Самый большой страх Жанны, что в конце дня муж не вернется домой. Эти тяжелые мысли не дают ей покоя.
На ней же лежит забота о пятерых малых ребятишках. Прокормить и вырастить их трудная задача. Так и проходят ее дни, один за другим, похожие друг на друга, омраченные тяжелыми мыслями. Казалось бы, в такой ситуации каждый должен думать прежде всего о себе. Когда перед тобой стоит вопрос выживания, все другое отходит на дальний план.
У Жанны есть соседка, такая же бедная вдова с двумя ребятишками. Иногда они по-соседски навещали друг друга, но никакой особой привязанности между ними не было. В один из своих визитов главная героиня узнает, что соседка умерла. Найдя рядом с бездыханной матерью ребятишек, Жанна просто не смогла остаться в стороне.
Не смотря на все жизненные трудности и невзгоды, она прежде всего человек. И исинное человеческое великодушие не позволяет ей оставить малышей на произвол судьбы. Она забирает их к себе, чтобы вырастить как своих. В этот момент она ни на минуту не задумывается, что этот поступок может ухудшить и без того скудное материальное положение семьи. Ею движет материнский инстинкт и желание помочь ближнему.
Уже дома Жанна начинает волноваться, как отнесется к ее поступку муж. Ведь он суровый человек, чей характер каждый день море испытывает на прочность. Безысходность их положения, тяжелые условия работы могли не только закалить его характер, но и высушить эмоции, сделать жестоким. С такими тревожными мыслями героиня ждет супруга домой.
Муж Жанны оказывается ей под стать. Он принимает новых детей в семью, несмотря на бедность и необходимость кормить еще большее количество голодных ртов. Для него на первом месте стоят человеческие моральные ценности. Просто неприемлемо оставить двух малюток умирать, когда им так необходима помощь.
В своем рассказе Толстой развеивает миф, что благодетельными могут быть только богачи, которым не нужно думать о собственном обеспечении, а значит можно помочь нуждающимся. Человек, даже если он борется за собственное выживание, все еще человек. И его внутренняя сила и красота не зависят от материального положения.
Картинка к сочинению Анализ произведения Бедные люди
Предыдущая
СочиненияОбраз Петра 1 в поэме Полтава Пушкина
Следующая
СочиненияАнализ рассказа Ермолай и мельничиха Тургенева
Автор: Лев Толстой
Год издания рассказа: 1905
Рассказ Л. Толстого «Бедные люди» совсем небольшое произведение. Его не следует путать с романом Достоевского «Бедные люди», которые так же, как и рассказ Толстого включен в школьную программу. Несмотря на небольшой объем, произведение является знаковым в творчестве Льва Николаевича Толстого. И отчасти благодаря именно таким рассказам он по сей день входит в список самых читаемых русских писателей.
Толстой Лев. Все произведения
- Акула
- Алёша Горшок
- Альберт
- Анна Каренина
- Аустерлицкое сражение в романе Война и мир
- Бедные люди
- Бешеная собака
- Бородинское сражение в романе Война и мир
- Булька
- Власть тьмы
- Война и мир по томам
- Воскресение
- Глава Наталья Савишна из повести Детство
- Два брата
- Два гусара
- Два товарища
- Детство
- Дьявол
- Живой труп
- Именины у Ростовых в романе Война и мир
- Исповедь
- Кавказский пленник
- Казаки
- Как гуси Рим спасли
- Как мужик гусей делил
- Косточка
- Котенок
- Крейцерова соната
- Лебеди
- Лев и собачка
- Липунюшка
- Люцерн
- Набег
- Ореховая ветка
- Отец Сергий
- Отрочество
- Петя Ростов
- Плоды просвещения
- Пожар
- После бала
- Праведный судья
- Прыжок
- Севастополь в декабре месяце
- Севастопольские рассказы
- Семейное счастие
- Смерть Ивана Ильича
- Старый дед и внучек
- Три медведя
- Три смерти
- Утро помещика
- Филипок
- Хаджи-Мурат
- Холстомер
- Царь и рубашка
- Чем люди живы
- Шенграбенское сражение в романе Война и мир
- Юность
Сюжет рассказа «Бедные люди» кратко
В рассказе «Бедные люди» Толстого читать можно о жене рыбака – Жанне. Она сидит у огня и чинит парус. В их землянке тепло и чисто выметен земляной пол. Пятеро детей спят на кровати и только гул ветра и шум волн слышен в их землянке. Муж с самого утра ушел на рыбалку, вот уже десять, одиннадцать часов, а его все нет. Мысли женщины крутятся вокруг того, что и она и муж все время работают, а их дети и зимой, и летом бегают босиком. На хлеб хватает только на ржаной и радует ее только то, что все они здоровы. Беспокоясь о муже Жанна выходит на улицу, посмотреть на море. Его лодки не видно, маяк горит, а ветер такой, что рвет с ее головы платок. Жанна вспоминает о том, что еще вчера вечером хотела зайти проведать больную соседку.
Далее в рассказе Толстого «Бедные люди» кратком содержании вы узнаете, что соседка Жанны недавно овдовела. У нее на руках остались двое детей. А теперь вот и она заболела. На стук главной героини никто не откликнулся. Когда Жанна вошла, то увидела, что кровать больной стоит прямо напротив двери. Вдова лежит на спине так тихо, как лежат только мертвые. На посиневшем лице спокойствие смерти, а бледная рука свесилась с соломы. В избушке сыро и холодно, а рядом с вдовой спят двое белокурых малышей. Мать, пока еще была жива, успела укутать их ноги своим платком и укрыть своим платьем. Главная героиня рассказа «Бедные люди» Л Толстого берет колыбель и несет их в свою землянку. Здесь, так и не проснувшихся детей, она положила на кровать к своим пятерым и задернула полог.
Женщина взволнована. Она боится, что муж не поймет ее поступка и прибьет. Да и поделом мне будет – размышляет она. В это время открывается дверь и заходит муж. Он жалуется, что погода такая, что хорошо, что домой живой пришел. Рыбы нет, а он еще и сеть порвал. Жанна говорит мужу, что очень переживала за него и сообщает что умерла соседка Симона. Рыбак хмурится и говорит, что нужно сирот забрать, а то еще проснуться с покойницей. Жанна сидит. Муж интересуется: «Что она не хочет брать сирот?». Но жена отдергивает полог и говори: «Вот они!».
Что касается вопроса, какие чувства вызывает «Бедные люди» Толстого, то здесь сложно выделить одну мысль. Но центральной, несомненно, является чувство сострадания и участия в чужой беде. Несмотря на собственные невзгоды человек всегда должен оставаться человеком с большой буквы. Тем, который всегда поможет беспомощному и поддержит в трудную минуту. И в отличие от главных героев рассказа Чехова «Тоска», главные герои «Бедные люди» едины в своем порыве помочь, даже несмотря на то, что это выльется для них дополнительными проблемами.
Поднятые темы
По названию романа нетрудно догадаться, что в тексте произведения затронута тема «маленького человека». Именно к этому типу литературного героя принадлежат:
- Макар Девушкин;
- Варенька Доброселова.
Федор Михайлович видит в каждом из них целостную личность, ведь только способный к любви и состраданию человек обладает живой душой. Писатель знакомит читателей с добрыми и порядочными людьми, которые вынуждены бороться с нищетой. В обществе, где орудуют несправедливость и произвол, незначительные обитатели большого города, всегда готовые подставить друг другу плечо, не теряют веры в светлое будущее. Они, обладатели истинной добродетели, не выставляют свою жизнь напоказ, все их помыслы сосредоточены на бескорыстном желании помочь нуждающимся.
Представляет интерес и то, каким образом автор раскрывает тему любви. Ради этого возвышенного чувства герои готовы поступиться собственными интересами. Девушкин совсем не думает о себе, отдавая все деньги своей воспитаннице.
В конце романа Варенька, поправ свою гордость, соглашается выйти замуж за нелюбимого человека только потому, что не хочет больше обременять Макара Алексеевича своим существованием. Это, по мнению Достоевского, и есть настоящая жертвенная любовь, когда человек готов на все ради избранника.
Краткий анализ
«Бедные люди» Достоевского — роман, с которого, как уже было сказано, начался большой творческий путь великого российского писателя. Название произведения имеет двоякий смысл. Автор изначально планировал показать, как выживают люди, лишенные средств к существованию. В этом контексте к слову «бедные» можно применить синоним «несчастные», так как жизнь изрядно помотала героев. Отрицательные персонажи, которыми являются господин Быков и Анна Федоровна, тоже «бедные», но их нищета выражается в нравственном оскудении.
Композицию романа определяет его форма. Сюжетная линия последовательно развивается в 50 с лишним письмах главных героев. Художественные особенности романа позволяют назвать его эпистолярным, то есть представляющим собой цикл писем, в которых отражается внутренняя эволюция персонажей. В тексте отсутствуют изящные тропы, что говорит о реалистическом характере повествования.
Главная идея произведения выражается в том, что зачастую нищий человек оказывается духовно богаче того, кто сумел сколотить состояние. Среди грязи, жестокого обращения и социальной несправедливости всегда находится место милосердию и сострадательному отношению.
Анализ романа «Бедные люди» поможет учащимся подготовиться к написанию сочинения или эссе по знаменитому произведению Достоевского.
Примечания
- Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 30 сентября 1844 года // Собрание сочинений в пятнадцати томах. — СПб.: Наука, 1996. — Т. 15. Письма 1834-1881. — С. 44-46. — 18 000 экз. — ISBN 5-02-028-255-3.
- 12
Григорович Д. В. Литературные воспоминания. — М., 1987. - Дневник писателя. 1877. Январь. Гл. 2. § 4
- Клементий Берман Невский проспект // «Наш Техас»: Газета. — Хьюстон, 2003. — В. № 80, 2 мая.
- Анненков П. В. Литературные воспоминания. — М., 1983. — С. 272.
- Г. М. Фридлендер. Примечания. «Бедные люди» // Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в пятнадцати томах. — Л.: Наука, 1989. — Т. 1. Повести и рассказы 1846-1847. — С. 430-442. — 500 000 экз. — ISBN 5-02-027899-8.
- Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 8 октября 1845 года // Собрание сочинений в пятнадцати томах. — СПб.: Наука, 1996. — Т. 15. Письма 1834-1881. — С. 51-53. — 18 000 экз. — ISBN 5-02-028-255-3.
- Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 16 ноября 1845 // Собрание сочинений в пятнадцати томах. — СПб.: Наука, 1996. — Т. 15. Письма 1834-1881. — С. 54-56. — 18 000 экз. — ISBN 5-02-028-255-3.
- 12
Северная пчела. — 26 января 1846. — № 22 - Северная пчела. — 30 января 1846. — № 25. — С. 99
- Северная пчела. — 1 февраля 1846. — № 27. — С. 107
- Иллюстрация. — 26 января 1846. — № 4. — С. 59
- 12
Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 1 февраля 1846 // Собрание сочинений в пятнадцати томах. — СПб.: Наука, 1996. — Т. 15. Письма 1834-1881. — С. 56-58. — 18 000 экз. — ISBN 5-02-028-255-3. - Отечественные записки — 1847. — № 1. — Отд. 5. С. 2-4.
- Н. В. Гоголь. Письмо А. М. Вьельгорской от 14 мая 1846 года // Полное собрание сочинений. — М., 1952. — Т. 13. — С. 66.
Фёдор Михайлович Достоевский |
Язык оригинала: |
Дата написания: |
Дата первой публикации: |
Текст произведения в Викитеке |
Фёдор Михайлович Достоевский | ||
Романы | Униженные и оскорблённые Преступление и наказание Игрок Идиот Бесы Подросток Братья Карамазовы | |
Повести и рассказы | Двойник | Записки из Мёртвого дома | Как опасно предаваться честолюбивым снам | Роман в девяти письмах | Село Степанчиково и его обитатели | Господин Прохарчин | Хозяйка | Белые ночи | Ёлка и свадьба | Ползунков | Слабое сердце | Чужая жена и муж под кроватью | Неточка Незванова | Маленький герой | Дядюшкин сон | Честный вор | Петербургские сновидения в стихах и в прозе | Скверный анекдот | Крокодил | Записки из подполья | Вечный муж | Бобок | Мужик Марей | Столетняя | Кроткая | Мальчик у Христа на ёлке | Сон смешного человека | |
Публицистика | Петербургская летопись | Зимние заметки о летних впечатлениях | Дневник писателя | Два самоубийства | Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова и его друга | Маленькие картинки | Маленькие картинки (в дороге) | Речь Достоевского о Пушкине | |
Персонажи | Родион Раскольников | Соня Мармеладова | Князь Мышкин | Настасья Филипповна | Парфён Рогожин | Иван Карамазов | Алёша Карамазов | Дмитрий Карамазов | Грушенька Светлова | Павел Смердяков | Великий инквизитор | |
Переводы | Евгения Гранде (роман О. де Бальзака) | |
Связанные статьи | Музеи Ф. М. Достоевского | Адреса Ф. М. Достоевского | Петербург Достоевского | Михаил Достоевский | Андрей Достоевский | Памятник Достоевскому (Москва, РГБ) | Памятник Достоевскому (Тобольск) | Достоевистика |
бедные люди, бедные люди 1 серия, бедные люди 2 сезон, бедные люди актеры, бедные люди достоевский, бедные люди книга, бедные люди скачать, бедные люди смотреть, бедные люди тнт, бедные люди читать
Краткое содержание
Макар Девушкин — чиновник, он переписывает бумаги в одной из контор Петербурга. У него есть дальняя родственница — Варенька Добросёлова. Он заботится о девушке и очень ей сочувствует: Варе выпала нелёгкая судьба. Варя родилась в деревне, но когда её отца, работавшего управляющим, уволили, семье Добросёловых пришлось переехать в Петербург. Отец умер, и матери Вари пришлось очень много работать. Сама Варя брала уроки у студента Покровского, пока тот не скончался от чахотки. Когда умерла мать девушки, её родственница Анна Фёдоровна заявила, что от Вари одни убытки, и продала девушку господину Быкову, который принудил Варю стать его любовницей. Макар Девушкин буквально спас свою родственницу, сняв ей квартиру (ему пришлось перебраться в дешёвую неудобную комнату).
Варя становится настоящим другом Макара Алексеевича. Она даёт Девушкину почитать «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина и «Шинель» Н. В. Гоголя, и Макар Алексеевич потрясён: «Станционный смотритель» ему очень понравился, а «Шинель» вызвала негодование. Макар Алексеевич и Варя вместе гуляют, ходят в театр.
Но у Девушкина не хватает средств на содержание себя и молодой родственницы. Варвару домогаются мужчины, которых присылает Анна Фёдоровна. Ситуация заходит в тупик: Девушкин начинает пить. Спасает Макара Алексеевича визит к начальству: увидев его нищенскую одежду, начальник велит выдать Девушкину 100 рублей.
К Вареньке приезжает господин Быков. Он хочет завести детей, и для этого ему подходит Варя. Девушка не видит другого выхода из сложившейся ситуации. Девушкин отговаривает Варю, но тщетно. После её отъезда Макар Алексеевич остаётся один. Он в отчаянии.
История создания
В детстве писатель вдоволь нагляделся на оказавшихся в нищете людей, которые обитали в мрачных трущобах Санкт-Петербурга. Будучи студентом, он активно интересовался тем, как живут опустившиеся на самое дно маргиналы, поэтому уже в ранние годы имел представление о нелегкой судьбе соотечественников, сбившихся с правильного пути.
Богатый внутренний мир Достоевского вступил в конфронтацию с неблагоприятной внешней обстановкой, в которой влачили свое существование отдельные граждане, что побудило Федора Михайловича написать серьезное произведение, имеющее социальную подоплеку и вскрывающее глубокие раны российского общества.
В 1844 году Достоевский понимает, что служба в инженерном департаменте не приносит ему морального удовлетворения, и решает попробовать свои силы на литературном поприще. Первая часть дебютного романа давалась с большим трудом, и он откладывает работу над книгой, чтобы перевести лирическое бальзаковское произведение «Евгения Гранде». Вдохновленный творчеством французского романиста, Достоевский снова берется за перо. Первая редакция романа «Бедные люди», который не стоит путать с одноименным рассказом Льва Толстого, была закончена уже осенью 1844 года.
Стоит отметить, что начинающий писатель неоднократно переписывал свое детище, учитывая замечания более опытных коллег, пока весной 1845 г. не поставил окончательную точку. 21 января 1846 года роман был напечатан в «Петербургском сборнике» после одобрения Санкт-Петербургского цензурного комитета.
Проблематика романа
Спектр поднятых проблем в произведении «Бедные люди», жанр которого определяется как эпистолярный роман, настолько широк, что позволил сразу поставить Достоевского в ряд с лучшими писателями своей эпохи. Автор затрагивает следующие остросоциальные вопросы:
- Нищета. Федор Михайлович, сам не понаслышке знающий, каково находиться в постоянном поиске денег, описывает густонаселенный город, в котором живет огромное количество людей, балансирующих на грани голодной смерти. Далеко не каждый имеющий стабильный заработок житель Петербурга мог позволить себе вдоволь поесть, не говоря уже о покупке вещей. Одинокая девушка, которая полагалась лишь на честный и упорный труд, и вовсе обрекала себя на незавидную участь.
- Произвол и несправедливость. Буржуй Быков имел смелость посягнуть на тело несовершеннолетней девушки, но остался безнаказанным. Это влиятельный толстосум. Система правосудия обслуживает его интересы, а не простых смертных.
- Циничное отношение к жизни. Анна Федоровна и помещик Быков — обеспеченные люди, которые никогда умрут от голода или из-за отсутствия дорогостоящего лечения. При этом они смотрят на других как на инструмент своего обогащения.
- Жестокость и равнодушие. Многие из тех, с кем приходится иметь дело главным героям, напрочь лишены милосердия. Вместо того чтобы выручить оказавшихся в непростой жизненной ситуации людей, они смеются над их горем.
Главные герои
В произведении два центральных персонажа: мужчина и женщина.
Теперь подробнее о каждом из них.
Макар Девушкин-мужчина в возрасте 47 лет. Он не смог построить блестящей карьеры, поэтому работает мелким служащим. Ему не нравится эта должность, но выбора нет. По характеру Макар спокойный и робкий. В свободное время любит читать книги известных писателей.
Варвара Доброселова-девушка, которая пытается выжить, зарабатывая шитьём. Она находится в таком тяжёлом положении, потому что осталась без родных, которые могли бы её обеспечить, а полученного в пансионате образования оказалось не достаточным, чтобы получить достойную работу. Варвара ведёт переписку с Макаром Девушкиным, рассказывает ему о своих проблемах и мыслях. Эта девушка перестала быть одинокой, потому что встретила богатого помещика. Хотя она не любила этого мужчину, но он гарантировал ей стабильное и обеспеченное будущее, поэтому согласилась выйти за него замуж.
Сюжет и тема
Роман состоит из 54 писем. Макар Девушкин делится с Варварой радостью от того, что смог найти дешёвую квартиру, которая рядом с её домом. Правда он живёт не один, а с соседями. Макар говорит о том, что не имеет проблем с деньгами в данный момент, поэтому дарит ей сладкое и красивые цветы. Варенька не довольна, что он растрачивает деньги на подарки.
На самом деле Девушкин обманывал свою подругу, у него были проблемы с финансами, он постоянно у кого-то занимал деньги.
Они постоянно переписывались. Затем произошёл ряд событий, которые изменили жизнь героев. Доброселова вышла замуж за барина Быкова и уехала с ним. Макар же пытался отговорить Вареньку от свадьбы, но у него ничего не получилось.
Главная тема в произведении — это существование людей, которые не имеют возможности жить богато и беззаботно. Им банально не хватает денег на съем жилья и покупку еды. Им приходится очень трудно. Но, несмотря на бедственное положение, они имеют свои мечты и чувства, должны получить право на сострадание.
Смысл названия книги заключается в том, чтобы акцентировать внимание на бедности людей, но не только на материальной, но и духовной. Это можно назвать своеобразным кризисом личности. Они презирают себя, унижают, считают не достойными счастья.
Достоевский описал жизнь данных персонажей настолько мрачно, что невольно начинаешь сопереживать им.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный момент.
Мотивация к деятельности.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность
Приветствует, проверяет готовность к уроку.
Установление контакта с детьми.
Создание эмоционального настроя учащихся.
-
Самоконтроль готовности.
-
Реакция на учителя, внимание.
-
Самоопределение:
-
знаю, что буду делать;
-
понимаю, хочу делать или нет;
думаю, что могу сделать.
Регулятивные:
-волевая саморегуляция.
Личностные: воспитание интереса к литературе.
Этап 1. Стадия вызова.
Работа с текстом до чтения.
1.Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
2.Антиципация чтения.
3.Появление целей урока.
-Сегодня я приглашаю вас к разговору, который касается всех нас. Нашим мудрым собеседником будет великий писатель Л. Н. Толстой, который ещё в детстве мечтал о том, чтобы все были счастливы. На краю оврага он вместе с братьями закопал зелёную палочку, на которой, по словам старшего брата Николая, была написана тайна о том, «как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, а были постоянно счастливы!».
С тех пор прошло много лет, а люди всё пытаются открыть эту тайну, возможно, она скрыта и в самих произведениях писателя. Сегодня мы постараемся найти ее в одном из произведений Льва Николаевича, которое называется «Бедные люди».
— Давайте прочитаем высказывания о доброте Л.Н.Толстого. Попробуйте объяснить их смысл.
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Толстой Л. Н.)
Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. (Толстой Л. Н.)
Я предлагаю эпиграфом сегодняшнего урока взять слова Л.Н.Толстого.
-Что же сегодня на уроке будет в центре нашего внимания? (На экране — слово «доброта»).
-Какие ассоциации вызывает слово «доброта»? Подберите синонимы к слову «доброта».
Учитель предлагает составить кластер слова «Доброта».
(Взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость; солнце, тепло, свет; здоровье души).
— Рассказ Л.Н.Толстого – «Бедные люди»- это прозаическое переложение стихотворения французского писателя Виктора Гюго, которое Толстой высоко ценил и любил.
— Итак, рассказ называется «Бедные люди». Давайте попробуем по названию рассказа определить, предположить, о чём этот рассказ.
— Как вы думаете, на каком слове сделал ударение автор? (Предположения учащихся).
Подводит учащихся к цели урока, задавая вопросы.
-Как вы думаете, какая цель стоит перед нами сегодня на уроке? Какие задачи мы будем с вами решать?
Отвечая на вопросы учителя, они высказывают разные предположения.
Выполняют задание, активно участвуют в целеполагании.
Учащиеся высказывают свое мнение, объясняют, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.
Примерные ответы учеников:
— Наверное, это рассказ о людях, которые очень бедно жили, а потом разбогатели.
-Может быть, это рассказ о людях, которые материально бедны, но духовно богаты.
Учащиеся совместно с учителем формулируют цели и задачи урока, принимают их, определяют свою готовность к чтению и обсуждению текста.
Познавательные: пользоваться дополнительными источниками.
Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока.
Этап 2. Стадия осмысления.
Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение текста по частям и беседа по содержанию.
3.Беседа по содержанию в целом.
Комбинированное чтение: текст рассказа «Бедные люди» читают учитель и учащиеся .
Осмысление содержания проводится при помощи приёма «чтение с остановками».
Чтение текста до слов «… говорит она и крестится» (1-я остановка).
-Что мы узнали о героине рассказа?
— Скажите, что вы увидели и услышали, прочитав начало рассказа?
— А что почувствовали?
— Какие слова и словосочетания воссоздают атмосферу жилища рыбака?
-Какие детали текста говорят о том, что это бедная семья?
— Почему отец рыбачит в бурю?
— Как описана забота родителей о детях?
— О чем думает Жанна? Зачем Жанна крестится? Какие взаимоотношения в семье?
— Какой стилистический прием использует Л.Н.Толстой, чтобы подчеркнуть, насколько отличается материальное состояние этой семьи от их взаимоотношений, их внутреннего мира? Приведите примеры его использования.
— Как вы думаете, что произойдет дальше?
Продолжение чтения до слов «…подумала она и толкнула дверь» (2-я остановка)
— Что случилось у соседки?
— Почему Жанна решила её проведать?
— Как вы думаете, что может увидеть Жанна в доме соседки?
Чтение текста до слов «… они спят сладко и крепко». (3-я остановка).
— Почему в избушке сыро и холодно?
— Что можно сказать об умершей матери?
— Как вы думаете, что сделает Жанна?
Чтение до слов «И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати». (4-я остановка)
— Раздумывала ли Жанна, как ей поступить с детьми?
— Почему она «… не могла не сделать то, что сделала»?
— О чем она стала размышлять, когда уже принесла детей к себе домой?
— Как объяснить: «Точно мучит её совесть»? Когда человека мучит совесть?
Разве Жанна поступила плохо, взяв детей, оставшихся без матери?
— Почему она стала бояться мужа, ведь она его любит?
— Этих детей можно было взять временно, а потом попробовать пристроить в какой-нибудь приют или отдать в монастырь. Почему Жанна решила взять их навсегда?
— Одобряете ли вы её поступок? Учитель обобщает высказывания учащихся:
Жанна чувствует ответственность перед своими детьми, обязанность отвечать за свои поступки перед мужем. Она такой человек, что не могла не взять сирот. Но положение в семье очень тяжёлое, и Жанна не знает, как супруг отнесётся к её решению, которая она приняла, не посоветовавшись с ним.
А теперь выскажете предположения о том, как отреагирует муж Жанны на то, что она взяла детей в свой дом? Что он ей скажет?
Учащиеся, анализируя услышанный текст, находят ответы на поставленные вопросы, делают выводы.
Примерные ответы учащихся:
-Жанна- жена рыбака.
-Семья живет в глубокой нищете. Родители с утра до вечера трудятся. В хижине тепло и уютно, в доме чистота и порядок. В печи — огонь, блестит чистая посуда. Над кроватью — полог. Отец весь день в море рыбачит.
— В семье царит мир и доброта, любовь.
— Земляной пол, старый парус, старые часы, еле-еле кормятся, нет обуви;
— С утра до вечера трудятся, в хижине тепло и уютно, порядок, в печи- огонь, блестит посуда;
— Семья верующая. Вера помогает человеку в трудные минуты жизни. Супруги очень любят друг друга и своих детей, жалеют их, заботятся о них.
—Антитеза (противопоставление). Усиливает эмоциональную окраску речи.
Учащиеся высказывают свои предположения, отвечают на вопросы во время беседы.
Примерные ответы учащихся:
-Мать, умирая, укутала свои детей, чтобы они не замерзли.
-Ей стало жалко детей, они могли погибнуть.
-Совесть мучает, когда сделаешь что-то плохое.
— Жанна приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам.
-Соседские дети хорошо знают их семью, а в семье жить всегда лучше.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Регулятивные: самостоятельно ответы на поставленные вопросы, активно анализируя прочитанный отрывок.
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: воспитание нравственных качеств личности на примере поступков главных героев рассказа.
Продолжение чтения до слов «Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки» (5-я остановка).
— С каким настроением вернулся рыбак домой? Почему?
— Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и дело умолкает?
— Рыбак был хмур, недоволен, так как ничего не поймал в этот день, еле добрался до дому. Жанна не смеет поднять на мужа глаза, она очень переживает, боится, как воспримет муж двух приёмышей.
Чтение рассказа до конца.
— Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью?
— Какое впечатление произвел на вас рассказ?
— Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей?
— О чем этот рассказ?
— Какова главная мысль этого рассказа?
— Какие качества проявили Жанна и её муж?
-Скажите, пожалуйста, верны ли были ваши предположения о тематике и героях рассказа?
-Вспомните ваши ассоциации со словом «бедный» (жалкий, обездоленный). Изменились ли они?
— Какое чувство вызывают у нас обездоленные люди? (Жалость). А какое чувство заставляет нас испытать автор, говоря о Жанне и её муже? (Восхищение). Так почему рассказ называется «бедные люди»? Бедные ли они на самом деле? (Они великодушны). Как образовано это слово? (Великая Душа).
-Выберите отрывки из текста, которые наиболее ярко характеризуют поступки, качества героев, отражают их внутренний мир, состояние души.
Учитель предлагает выразительно прочитать отрывки из рассказа и объяснить свой выбор.
-Она молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью.
Может быть, она не рада этому? Нет, она рада, что муж решил сделать так же, как она.
Жанна молчит, потому что у неё пропал голос от радостного волнения.
— Этот рассказ о доброте.
-Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание.
-В первую очередь они проявили милосердие.
Этап 3.
Работа с текстом после чтения.
1.Концептуальная беседа по тексту.
2. Работа с заглавием, иллюстрациями.
3.Творческое задание.
Организует работу по анализу проблематики рассказа.
— О чем этот рассказ?
— Какова главная мысль этого рассказа?
— Какие качества проявили Жанна и её муж?
Записи в тетради:
Милосердие – («милое» «сердце») готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.
— Чем отличается смысл слова «милосердие» от смысла синонимов? (Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то).
— Знаете ли вы, что обозначает имя главной героини – Жанна? (Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.
— Кто из героев этого рассказа, кроме Жанны, наделен именем? (умершая соседка – Симон)
— Почему умершей соседке Л.Н.Толстой дает имя, а рыбаку – нет. Даже в своих мыслях Жанна называет его словом «он». (Жанна и Симон – матери. Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям. Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее; Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери).
— Хотел ли автор написать рассказ о том, как отвратительна бедность или о том, насколько человечны люди? Выражал ли он через название своё сочувствие героям? Или наоборот, подчеркивал, что даже в бедности человек способен оставаться человеком?
-Чему учит этот рассказ?
— Какова главная мысль рассказа?
Очень хочется, чтобы вы, ребята, в своей жизни проявляли больше доброты и милосердия.
«Бедные люди» – прозаическое переложение стихотворения французского писателя Виктора Гюго, творчество которого писатель высоко ценил и любил. Перерабатывая стихотворение Гюго для печати, Толстой стремился в своих исправлениях и уточнениях быть как можно ближе к подлиннику. «Это такая классическая вещь, что портить её грех», – утверждал писатель.
Рассказ называется «Бедные люди».
Назвав рассказ «Бедные люди», автор загадал нам загадку. Говоря о трудном материальном положении семьи Жанны, автор заставляет размышлять читателя не о том, почему они бедны, не вызывает к ним чувство жалости, а побуждает читателя начать думать о добре, о готовности помочь людям. Положение семьи только подчёркивает величину великодушия этих людей, вызывая у читателя восхищение их поступком.
-Сможете ли вы теперь ответить на вопрос, какую тайну нам открывает автор рассказа, что нужно делать, чтобы люди были счастливы?
-Можно ли придумать другие названия?
-Можем ли назвать рассказ «Богатые люди»? Почему?
-Какими богатствами обладают главные герои нашего рассказа?
— Надо помогать людям, которые попали в беду, нужно проявлять жалость,доброту, сочувствие.
— Герои рассказа добрые, жалостливые. Жанна и её муж проявили милосердие.
— Объясняют смысл слова, одбирают синонимы. Записывают в тетради слова: жалость, сочувствие, сострадание, человеколюбие…доброта Милосердие — не просто чувство, это стремление сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то.
Высказывают свое мнение.
-Рассказ учит сопереживать, сочувствовать, сострадать – этих умений нам так часто не хватает в жизни.
— Творить добро.
Ребята предлагают разные названия, объясняя свой выбор.
— Душевные сокровища дороже бриллиантов и золота. Доброта- главное богатство любого человека.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
Личностные: формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль,
развитие адекватной самооценки.
Этап. 4 Подведение итогов урока. Рефлексия.
Самооценка.
Определение эмоционального состояния школьников в конце урока.
-Ребята, вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда чувство доброты помогло преодолеть трудности или помочь кому-либо?
-Почему же не все люди стремятся делать добро для других? (Не все понимают, что нужно делать.) Многие не верят в добро, кроме того — зло делать легче. Что нужно для того чтобы поверить в добро?
«Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать!» — говорит Л.Н.Толстой.
ИТОГ урока:
-Итак, что было написано на зеленой палочке?
-Достигли ли мы цели которую поставили в начале урока?
Сегодня мы прикоснулись к разгадке таны зеленой палочки. Изучая другие произведения Л.Н. Толстого, вы откроете для себя эту тайну до конца. Сам Л.Н. Толстой уже став известным писателем вспоминал: «…и, как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает…»
Обобщает приобретённый читательский опыт обучающихся, предлагает словами выразить их чувства после анализа рассказа.
Ученики вспоминают случаи, когда доброта помогала им в различных ситуациях.
Учащиеся обозначают своё настроение словами, передающими их чувства после анализа рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди».
Коммуникативные,
личностные,
регулятивные контроля и оценки, самооценки.
Этап 5. Домашнее задание.
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.
Комментирует домашнее задание.
Написать ответ на вопрос: «О чём меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди» или мини-сочинение на тему «Чему научили меня герои рассказа Л.Н.Толстого?»
Записать пять интересных высказываний о доброте.
Выбирают домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей: развернутый ответ на вопрос или мини-сочинение
Личностные: воспитание интереса к литературе;
воспитание нравственных качеств личности на примере поступков и характеров главных героев рассказа;
формирование познавательного интереса учащихся к чтению.
Познавательные: строить рассуждения; делать выводы.