- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ произведения Детство Тёмы Гарина-Михайловского
Анализ произведения Детство Тёмы Гарина-Михайловского
Автобиографическое произведение Николая Гарина-Михайловского является полным описанием нелёгкого детства самого автора. В тысяча восемьсот девяноста втором году было опубликовано произведение «Детство Тёмы», который стал дебютным, самым первым произведением Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. В повести писатель увлекательно описывает свои желания, взлёты и падения, пережитые им самим в детстве. Произведение обрело такой успех, что автор опубликовал еще три части, являющимися продолжением данной повести.
«Детство Тёмы» — повесть Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. В нём повествуется о жизни мальчика, который являлся сыном генерала, о том, как его родители воспитывают. Повесть начинается с описания случая с любимого цветка главы семейства. Сын семьи, разбив случайно растение, не рассказывает об этом отцу, страшась очередного наказания со стороны главы семьи. Спустя много долгих лет Тёма вспоминает своё детство, о боли, об обиде и всей ненависти к отцу.
Отец Тёмы – Николай Семёнович являлся генералом и сына воспитывал он так же, как воспитывали его родители – жестоко и строго. Он придерживался мнения, что сына нельзя распускать и держать его в контроле. Мать же в свою очередь была не согласна с мнением отца и всячески спорила с ним. Отец был настолько жесток с ним, что раз выпорол из дома, из-за чего Тёма запомнил пережившие обиду и унижение на всю жизнь. Тёма стал плохо учиться и провалил все экзамены, однако ему стало стыдно перед отцом и матерью из-за чего он пересдал экзамены. Тема произведения ведёт нас к тому, что события детства формируют в нас личность, уча нас стойкости для переживания трудных жизненных препятствий.
В произведении главный герой — Тёма предстаёт перед нами добрым, и любознательным мальчиком, а его отец – Николай Семёнович Карташев – человеком жёстким и строгим. Мать главного героя – Аглаида Васильевна – женщиной мудрой и мягкой. В рассказе также много героев второго плана, которые повлияли на формирование личности Тёмы, такие, как Иванов – лучший друг главного героя, умный и дисциплинированный, Вахнов – главный хулиган из класса Тёма, Данилов и Касицкий – друзья главного героя, с которыми он планировал уехать и покорить Америку.
Само произведение состоит из двенадцати глав, начиная с методов воспитания Тёмы, где описываются способы воспитания Тёмы его отцом, после чего описывается тот самый случай с любимым цветком главы семьи, и, заканчивая временами из гимназии, где он сначала заваливает свои оценки, но потом, взяв себя в руки, пересдаёт их, получая отметку «отлично» по всем экзаменам. Рассказ, повествующий о детстве Тёмы, рассказывает нам про то, что детство – самая радостная пора в жизни человека, даже если в нём есть не самые приятные события. Детство – это большое время, когда еще совсем маленький и неопытный человек сталкивается с дружбой, расставанием, предательством, преданностью и другими ощущениями, которых раннее в его жизни не было.
2 вариант
Наконец-то пришло лето. Однако, для главного героя по имени Тема началась череда неудач. Всё началось с неаккуратных действий, которые привели к тому, что цветок отца оказался сломанным. Но это было только началом злоключений. Мальчик узнает о том, что родители собрались уезжать в другой город. После такого известия Тёма не выдерживает и начинает вести себя безобразно: рвет юбку воспитательнице, скачет на жеребце, совершает попытку кражи сахара. Мать ребенка выступает против того, что ребенка наказывали через порку, но отец имеет другое мнение. Ребенок болезненно переживает наказание. На следующее утро Тёма оказывается в горячке.
Жизнь главного героя очень насыщена, много разных дней и моментов будет в его жизни. В произведении описаны и прекрасные и вольные дни каникул, также и школьное время. Мальчик нашел новых друзей, повзрослел. Всё заканчивается тем, что Артём благополучно пересдает экзамен для перехода в третий класс.
Первая часть этого прекрасного произведения описывает первые годы детства, которые наполнены счастливыми днями. Время, когда ребенок только начинает знакомиться с этим большим миром. Всё кажется таким огромным и необъятным, а ты такой маленький в этом мире. Вокруг всё ново, ещё столько нужно узнать. Если кто-то хочет вспомнить, что такое детство, каким оно должно быть, следует прочитать эту книгу. Также помимо этого можно вспомнить, что такое быть в подчинении и зависимости от родителей и их решений.
Данная повесть поднимает многие вопросы. Здесь можно увидеть вопрос неравенства, бедности и отсутствия необходимого для существования количества средств. Можно увидеть многие особенности образования. Какие-то моменты можно использовать, как пособие для воспитателей.
В данном произведении описана тонкая психология ребенка, которая очень понадобится родителям. Это необходимо, что они понимали, что происходит в маленьком сердце ребенка. Автор описывает переломный момент, процесс социализации ребенка, когда он идет в школу. В семье ты любимый и всегда на первом месте, а в гимназии – один из многих. Здесь совсем другие правила. Артёму тяжело дается это время, его спасает любовь и понимание со стороны родителей.
Автор поднимает тему наказания, что ребенок думает и что им руководствует, когда он собирает совершить тот или иной поступок. Далее описывается, что ребенок чувствует, когда его наказывают поркой, тем более, публичной.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Детство Тёмы Гарина-Михайловского
Популярные сегодня темы
- Сочинение Большой красивый человек
Все люди по-своему красивы. В первую очередь нужно стараться отметить не внешние особенности, а внутренний мир человека. Ведь зачастую внешняя оболочка обманчива. Можно привести пример с конфетой
- Характеристика и образ Солохи в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение
Солоха, мать кузнеца Вакулы – это женщина подлая и коварная, совершающая дурные поступки только ради собственной выгоды. Солоха одинока, но надеется встретить своего мужчину, поэтому она так приветлива
- В чем трагичность судьбы Печорина? сочинение 9 класс
Трагичность его судьбы в том, что он разрушает все вокруг себя. Многие люди (вообще, люди) стараются что-то создавать в своей жизни. Даже если они не строят дом, не открывают фирму, не создают произведений искусства
- Аргументы и примеры счастья из литературы для сочинения
В качестве примера счастья из литературы мне хотелось бы предложить рассказ Рюноске Акутагавы, который и называется Счастье. Мне кажется, здесь рассуждения о счастье и его понимании человеком отражаются довольно точно и правдоподобно
- Описание картины Морской пейзаж Айвазовского сочинение
С большой уверенностью можно сказать, что так как Айвазовский, никто из маринистов моря не изображал. Какую любовь нужно иметь к морю, чтобы так точно красками передать всю его красоту.
Автобиографическое произведение Николая Гарина-Михайловского является полным описанием нелёгкого детства самого автора. В тысяча восемьсот девяноста втором году было опубликовано произведение «Детство Тёмы», который стал дебютным, самым первым произведением Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. В повести писатель увлекательно описывает свои желания, взлёты и падения, пережитые им самим в детстве. Произведение обрело такой успех, что автор опубликовал еще три части, являющимися продолжением данной повести.
«Детство Тёмы» — повесть Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. В нём повествуется о жизни мальчика, который являлся сыном генерала, о том, как его родители воспитывают. Повесть начинается с описания случая с любимого цветка главы семейства. Сын семьи, разбив случайно растение, не рассказывает об этом отцу, страшась очередного наказания со стороны главы семьи. Спустя много долгих лет Тёма вспоминает своё детство, о боли, об обиде и всей ненависти к отцу.
Отец Тёмы – Николай Семёнович являлся генералом и сына воспитывал он так же, как воспитывали его родители – жестоко и строго. Он придерживался мнения, что сына нельзя распускать и держать его в контроле. Мать же в свою очередь была не согласна с мнением отца и всячески спорила с ним. Отец был настолько жесток с ним, что раз выпорол из дома, из-за чего Тёма запомнил пережившие обиду и унижение на всю жизнь. Тёма стал плохо учиться и провалил все экзамены, однако ему стало стыдно перед отцом и матерью из-за чего он пересдал экзамены. Тема произведения ведёт нас к тому, что события детства формируют в нас личность, уча нас стойкости для переживания трудных жизненных препятствий.
В произведении главный герой — Тёма предстаёт перед нами добрым, и любознательным мальчиком, а его отец – Николай Семёнович Карташев – человеком жёстким и строгим. Мать главного героя – Аглаида Васильевна – женщиной мудрой и мягкой. В рассказе также много героев второго плана, которые повлияли на формирование личности Тёмы, такие, как Иванов – лучший друг главного героя, умный и дисциплинированный, Вахнов – главный хулиган из класса Тёма, Данилов и Касицкий – друзья главного героя, с которыми он планировал уехать и покорить Америку.
Само произведение состоит из двенадцати глав, начиная с методов воспитания Тёмы, где описываются способы воспитания Тёмы его отцом, после чего описывается тот самый случай с любимым цветком главы семьи, и, заканчивая временами из гимназии, где он сначала заваливает свои оценки, но потом, взяв себя в руки, пересдаёт их, получая отметку «отлично» по всем экзаменам. Рассказ, повествующий о детстве Тёмы, рассказывает нам про то, что детство – самая радостная пора в жизни человека, даже если в нём есть не самые приятные события. Детство – это большое время, когда еще совсем маленький и неопытный человек сталкивается с дружбой, расставанием, предательством, преданностью и другими ощущениями, которых раннее в его жизни не было.
2 вариант
Наконец-то пришло лето. Однако, для главного героя по имени Тема началась череда неудач. Всё началось с неаккуратных действий, которые привели к тому, что цветок отца оказался сломанным. Но это было только началом злоключений. Мальчик узнает о том, что родители собрались уезжать в другой город. После такого известия Тёма не выдерживает и начинает вести себя безобразно: рвет юбку воспитательнице, скачет на жеребце, совершает попытку кражи сахара. Мать ребенка выступает против того, что ребенка наказывали через порку, но отец имеет другое мнение. Ребенок болезненно переживает наказание. На следующее утро Тёма оказывается в горячке.
Жизнь главного героя очень насыщена, много разных дней и моментов будет в его жизни. В произведении описаны и прекрасные и вольные дни каникул, также и школьное время. Мальчик нашел новых друзей, повзрослел. Всё заканчивается тем, что Артём благополучно пересдает экзамен для перехода в третий класс.
Первая часть этого прекрасного произведения описывает первые годы детства, которые наполнены счастливыми днями. Время, когда ребенок только начинает знакомиться с этим большим миром. Всё кажется таким огромным и необъятным, а ты такой маленький в этом мире. Вокруг всё ново, ещё столько нужно узнать. Если кто-то хочет вспомнить, что такое детство, каким оно должно быть, следует прочитать эту книгу. Также помимо этого можно вспомнить, что такое быть в подчинении и зависимости от родителей и их решений.
Данная повесть поднимает многие вопросы. Здесь можно увидеть вопрос неравенства, бедности и отсутствия необходимого для существования количества средств. Можно увидеть многие особенности образования. Какие-то моменты можно использовать, как пособие для воспитателей.
В данном произведении описана тонкая психология ребенка, которая очень понадобится родителям. Это необходимо, что они понимали, что происходит в маленьком сердце ребенка. Автор описывает переломный момент, процесс социализации ребенка, когда он идет в школу. В семье ты любимый и всегда на первом месте, а в гимназии – один из многих. Здесь совсем другие правила. Артёму тяжело дается это время, его спасает любовь и понимание со стороны родителей.
Автор поднимает тему наказания, что ребенок думает и что им руководствует, когда он собирает совершить тот или иной поступок. Далее описывается, что ребенок чувствует, когда его наказывают поркой, тем более, публичной.
План — конспект
открытого урока по литературному чтению в
4 классе по теме:
«Н.Г. Гарин – Михайловский «Старый колодезь»»,
(из повести «Детство Темы»)».
Выполнила:
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 763
Страмнова Елена Анатольевна
Москва 2021 год
Цели:
1.Образовательные цели:
-
Создать целостный литературно-художественный образ героя;
-
Формирование навыка правильного и сознательного чтения.
2. Развивающие цели:
Развитие личностных УУД:
а) самоопределения, в процессе мотивации к чтению;
б) смыслообразование в процессе связи произведения с жизнью ребенка
в) формирование нравственно-эстетической ориентации в процессе анализа поступков героев.
Развитие регулятивных УУД:
а)формирование действия самоконтроля и контроля в процессе исправления ошибок, при чтении
б) развитие рефлексивно-оценочного действия на этапе итоговой беседы по произведению
Развитие логических УУД:
а) анализа текста по частям
б) синтеза на итоговой беседе по произведению
в) планирования, в процессе плана пересказа
Развитие коммуникативных УУД:
а) умение выразить свою точку зрения
б) выразить впечатления о прочитанном
в) развитие речи, при ответах на вопросы
г) умение работать в парах
3. Воспитательные цели:
-воспитание чувства сострадания к животным
-воспитание прилежности, усидчивости
Оборудование: проектор, интерактивная доска, иллюстрации к рассказу, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Ребята!
Сегодня на урок к нам пришли гости, давайте поздороваемся кивком головы, улыбнемся. Присаживайтесь.
Добрые рассказы помню я с детства,
Хочу, чтобы и вы послушали их
Пусть подкрадутся к вашему сердцу
И зародят в вас зерно доброты.
Вот с таких слов мы начинаем наш урок.
— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека
2. Вступительная беседа
— Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с музыкального фрагмента, вы его послушаете и скажите мне каким настроением пронизана эта музыка?
(Грустью, переживаниями, тоской, печалью, драматическим)
— При чтении какого произведения мы испытали с вами такие же чувства?
— Верно – «Старый колодезь».
— С этим произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке.
— Как зовут автора этого произведения? Н.Г Михайловский
(Слайд с портретом)
На прошлом уроке я рассказала вам о Николае Георгиевиче Гарине -Михайловском, но наши ребята нашли интересные факты из его биографии и сейчас вам о них расскажут.
Дети рассказывают о писателе.
Подготовленные ученики:
(1 ученик) По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты. Можно сказать, что это он соединил Челябинск с Европой и Азией, ведь именно он строил тяжелейший участок железной дороги от Уфы до Челябинска через хребты Уральских гор и дальше – в Сибирь. 120 лет назад – в 1892 году в Челябинск пришел первый поезд – в этом тоже немалая заслуга Н.Г. Гарина-Михайловского!
Много путешествовал: исколесил всю Россию, побывал в Японии, Америке, Европе, прошел с экспедицией пешком и верхом на лошади 1600 км. по Северной Корее и Маньчжурии, вел дневники и путевые записи, собрал и издал корейские сказки.
Профессия позволяла ему многое увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному даже намёка на лень, он терпеливо фиксировал путёвые впечатления, записывая поразившие его факты на чём придётся, а благодаря природному литературному дару, смог впоследствии поразить читателей достоверностью и красочностью своих рассказав.
(2 ученик) Гарин-Михайловский очень хотел, чтобы дети были счастливы. И засевал в своем имении целые поля алыми маками – для красоты, а как-то раз устроил прямо в лесу новогоднюю ёлку с раздачей подарков для детей железнодорожников и крестьян из близлежащих деревень. Он вообще очень любил делать подарки людям – знакомым, малознакомым и вовсе незнакомым. Был невероятно щедр. Строил школы для крестьян, устраивал спектакли для народа, преобразовывал отсталые крестьянские хозяйства. Он очень хотел изменить, улучшить жизнь.
— Спасибо ребята, вот такая интересная и насыщенная жизнь была у писателя.
Николай Георгиевич хорошо знал нелёгкую жизнь простого народа, его нужды, заботы. И сегодня на уроке мы перенесёмся с вами в далёкое прошлое и проживём один день с главным героем произведения «Старый колодезь»
К какому жанру относится это произведение ? — Это повесть.
Что означает термин “повесть”?
Ученик. Повесть — это произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
Как зовут главного героя ?
Всё ли произведение представлено в учебнике? (Нет).
Учитель. – Правильно, в трилогии Гарина-Михайловского более 20 глав. (Показываю трилогию)
_ Почему же авторы нашего учебника поместили для вашего чтения именно главу «Старый колодезь»? Ответы детей. (наверное, хотели что-то главное, важное нам сказать с помощью этой главы авторы учебника) ( 2-3 человека).
Перед тем как мы начнем работать с произведением давайте определим цели урока. СЛАЙД № 3
— Ребята! Мы с вами знаем, что каждый рассказ имеет композицию.
Давайте вспомним из каких частей она состоит. СЛАЙД №4
(Ответы детей).
— Вот сегодня мы проследим, как развивались события в 4 главе повести «Старый колодезь» и определим главную мысль этого рассказа.
— Ребята, вы знаете, что по многим литературным произведениям снимаются художественные фильмы, мультфильмы , диафильмы. И я предлагаю вам создать на уроке наш диафильм, а помогут нам картинки, которые у вас на партах. Переверните их и посмотрите, что на них нарисовано.
— О ком будет наш диафильм? (2-3 человека)
— Как мы его можем озаглавить? – Заглавие выберем после съемки
— Ну что же давайте приступим! Я — режиссёр, а вы — помощники режиссёра. Откроем наш сценарий, где он у нас написан? — В ученике.
Откройте учебники.
-
Анализ художественного произведения.
-Кто такой Тёма? ( Мальчик лет 8-9)
-С какого вопроса Тёмы начинаются завязка рассказа? (Поиск ответа в тексте. — События начинаются с вопроса Тёмы «Няня, где Жучка?»)
— Это главная или второстепенная фраза завязки? – (Главная, с ней связаны все остальные события рассказа, развитие сюжета).
-Что же отвечает няня на вопрос Тёмы? Найдите в сценарии и давайте прочитаем диалог Тёмы и няни. (Чтение по ролям. «И-и ,-отвечает няня, — Жучку в старый колодезь бросил какой-то ирод…») (стр. 112)
Ребята, у кого на парте есть кадр, на которой изображена сцена беседы Темы с няней? С этого кадра начнём снимать наш фильм!
— Ребята, что представил себе Тема, беседуя с няней?
-А есть ли у нас кадр с колодцем? У кого? (кадр №2)
— Обратите внимание на рисунок колодца. Какой он?
— Именно в этом колодце оказалась Жучка. Найдите и прочитайте! (стр. 113)
— Каким словом называет няня этого человека?
Вспомним, кто такой ирод. Кого так называют? ( «иродами» называют злых, жестоких, бессердечных людей)
— Обращаю ваше внимание, что имя собственное стало нарицательным, в тексте оно пишется с маленькой буквы.
— С чем встречается Тема в этой части рассказа? (Он встретился со ЗЛОМ)
— Итак, в этой части Тёма встретился со ЗЛОМ.
Мы сегодня проследим, с чем придется встретиться Теме, что преодолеть на пути к спасению Жучки.
—Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок, найдите в тексте. Ребята, а у кого есть кадр к этим строкам? (кадр №3).
— Обратим внимание на выражение лица Темы? Какие эмоции здесь выражены?
(Страх, ужас, растерянность) Найдите и прочитайте. (Выборочное чтение. Дети зачитывают: «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни…») (стр. 113).
— А здоров ли был мальчик? Каково его состояние? (Тема болен)
Несмотря на это, что решил сделать Тёма? (-Тёма решил спасти Жучку.)
— Найдите в тексте, как автор описывает необычное состояние Тёмы
(Дети выдвигают свои версии:
-Автор пишет, что Тёма бредил, он болеет.
Выборочное чтение: «Сон то лёгкий, то тяжёлый, кошмарный, …жаждет воспалённое от начинающейся горячки тело Тёмы…») ( первый абзац, стр. 111).
Тема борется с болезнью (на доске вывешиваю слово БОЛЕЗНЬ
-Отступила ли болезнь, когда Тёма уже встал и пошёл спасать Жучку?
(- Нет).
— Куда направился Тема? (В сад, на террасу)
— Зачем он туда пошел? (Чтобы взять там необходимый инструмент)
-У кого кадр к этому описанию (кадр №4)? Найдите и зачитайте.
(стр. 114-115 «Он спустился по ступенькам террасы…
( Каретник….)
( Он взял в зубы фонарь.))
— Откуда Тема знал, что ему понадобится? Какими были его действия – непонятными, бессмысленными, чёткими, продуманными? Обоснуйте свой ответ.
( Не случайно он пошел за инструментом, ему все, до подробностей, приснилось во сне, настолько он продумывал план по спасению Жучки).
– Найдите и прочитайте об этом в тексте. (стр. 113 Он просыпается опять…).
(Можно проговорить)
– Как вы думаете, почему Тема ни с кем не посоветовался, ни у кого не попросил помощи? (потому что никто бы его не отпустил, потому что еще был болен.
-Почему же больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу? (предполагаемый ответ: Не может оставить своего друга в беде. У него есть цель: спасти четвероногого друга.
— Итак, Тёма у колодца. Найдите и прочитайте в тексте этот эпизод (стр. 116, Вид заброшенного )
— Ребята, помощники мои, у кого следующий кадр? (кадр №5)
КАДРЫ 6, 7, 8 можно объединить, можно рассказать
— Чего боялся Тёма? (Он боялся, что Жучка не ответит). У кого следующий кадр, который описывает эту ситуацию? (Кадр №6 , стр. 116, .. Тёма замер в ожидании ответа). (Проговорить эпизод)
— Но Жучка ответила и Тёма обрадовался, стал готовиться к спуску в колодец.
У кого этот кадр? Проговорить эпизод (кадр №7, стр. 116)
— А как вела себя Жучка? (она так обрадовалась, что испортила весь план).
Зачитайте, пожалуйста (Кадр №8 , стр. 116)
— Ребята, а как отнесся Тёма к поведению Жучки? Он рассердился на неё?
(Нет, он стал винить себя) Найдите подтверждение в нашем сценарии. (Стр. 117, Мысль, что он…. ) У кого этот кадр? (кадр №9).
Обратите внимание, что она испортила все планы, а он называет её «любимицей». То есть автор передаёт нам чувства Тёмы к своей собаке)
— А что же Жучка?
– А почему она спокойная и уверенная? (Потому что Тёма не оставит её в беде). Проговорить, если не ответят, ( стр. 117) У кого этот кадр? (Кадр №10)
— Действительно. А что происходит в рассказе дальше? (Тёма спускается в колодец). Помощники режиссера, у кого этот кадр? (Кадр №11) , озвучьте.
(стр. 117).
РЕЛАКСМИНУТКА
— Тема спустился в колодец. Найдите и зачитайте момент встречи с другом (стр. 117-118). У кого кадр этого эпизода? (Кадр №12), озвучьте, пожалуйста.
— Долгая ли была встреча с Жучкой? – (Нет, нельзя было терять время. Нужно было подниматься наверх) А почему? (Ответы детей…) У кого кадр этого эпизода? ( кадр № 13, стр. 118) Озвучьте, пожалуйста.
Вот так развиваются события этого рассказа.
Встреча произошла. А теперь как подняться с Жучкой на поверхность? Силы -то на исходе. И здесь наступает самый важный момент. Как он называется в литературе? ( кульминация) Найдите, пожалуйста, в тексте этот кульминационный момент и озвучьте (ст. 118 текста) . У кого кадр этого эпизода? ( Кадр №14).
— Какое чувство пришлось испытать нашему герою? (Предполагаемые ответы учащихся: — Тёме было очень страшно).
Найдите и зачитайте, как автор описывает состояние страха.
У кого кадр, где изображен Тёма, которому очень — очень страшно? ( Кадр № 15). (Зачитайте этот фрагмент (стр. 118). ПРОГОВОРИТЬ
Еще одно чувство переживает наш герой
На доске вывешиваю слово СТРАХ.
Но почему же Тёма всё-таки спускается в колодец? (Мальчик понимает, что кроме него спасти Жучку некому)
— Этот эпизод имеет большое значение для раскрытия не только характера Тёмы, но и главной мысли произведения.
Тёма вновь встречается с трудностями.
— Какие ТРУДНОСТИ испытывал Тёма при подъёме из колодца? (Дети отвечают, что Тёме не хватает ни сил, ни воздуха). Вывешиваю слово трудности на доску.
— А как успокаивал и одновременно подбадривал себя Тема — расскажет Никита (он сегодня мне шепнул перед уроком, что выучил наизусть этот фрагмент текста. Послушаем его. «Не надо бояться! Стыдно бояться. Трусы только боятся. …. (стр. 119) У кого этот кадр? (кадр № 16)
— Кто является образцом смелости? (Про папу)
— Какие качества характера проявил Тема, спасая друга? (Сильный духом, смелый, настойчивый, преданный товарищ).
-Итак, мы добрались до развязки. У кого остались последние кадры нашего диафильма? (кадр № 17, № 18, стр. 119). Жучка спасена.
– Чем заканчивается история Темы по спасению Жучки. Что могло бы произойти, если бы Тема не взял себя в руки (гибель).
Вывешиваю слово «гибель».
— Сумел ли Тёма одолеть и ЗЛО, и СТРАХ, и БОЛЕЗНЬ, и ТРУДНОСТИ, и СМЕРТЬ?
— Как вы думаете, что ему помогло преодолеть все эти трудности? Какое главное чувство движет человеком? (любовь)
— Посмотрите внимательно на схему, расположенную на доске.
— Вот и подошли мы к главной мысли этого рассказа!
( Любовь побеждает все: и зло, и смерть, и трудности, и страх, и болезнь.)
— Вот какую интересную работу мы с вами проделали. Диафильм получился.
— Какое название можем ему дать? (Тема и Жучка)
Ребята, Проанализировав это произведение, давайте составим характеристику нашего героя.
Для этого предлагаю вам поработать в парах.
У вас на партах листочка, на которых записаны черты характера человека. Вам необходимо оставить те качества характера, которыми обладает наш герой. На работу даю 1 минуту.
Прочитайте, как выглядит портрет нашего героя.
Тема – благородный мальчик с любящей душой. Он на деле доказывает любовь своему четвероногому другу. Добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее, любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. Добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил – только добро будет сильнее зла.
-Ребята, мы дали характеристику Тёме, а давайте охарактеризуем взаимоотношения Темы и Жучки? Что было между ними? (Дружба, преданность).
— А какие пословицы вы знаете о дружбе? Я такие приготовила пословицы (на слайде). Давайте подумаем, а какая из них подходит больше всего к нашему произведению? ДРУГ ПОЗНАЕТСЯ В БЕДЕ.
По вашей работе на уроке я вижу, что произведение вам понравилось.
Продолжи предложения….
-
Рефлексия:
-
Сегодня на уроке я задумался, как бы я поступил, когда узнал, что моя собака оказалась в беде…
-
Я научился сострадать и животным, оказавшимся в безвыходных ситуациях, и больному мальчику, спешившему на помощь своему четвероногому другу.
-
Я попробую быть добрее, буду учиться сочувствовать тем, кто оказался в сложных ситуациях.
-
Мне было интересно восстанавливать события, описанные в рассказе по картинкам.
-
Я научился… составлять слайды для диафильма.
4. Подведем итоги нашего урока.
-Чему учит нас это произведение?:
Сочувственному отношению к братьям нашим меньшим;
О любви к четвероногим друзьям;
Быть более милосердными.
Объявление оценок. Я сегодня оценивала:
За активную работу на уроке –
За выборочное чтение —
За чтение по ролям –
Посмотрите на наш диафильм, у нас получился картинный план.
Домашнее задание (по выбору) :
1. Нарисовать понравившийся эпизод.
2. Выучить наизусть отрывок в прозе из произведения.
3. Подготовить пересказ той части рассказа, который затронул Вашу душу.
4. Написать письмо Тёме, в котором выразить восхищение его поступку.
Хочется закончить урок словами русского писателя Федора Михайловича Достоевского: «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих».
Всем спасибо за участие!
Литературное чтение. Тема урока: Повесть Н. Г. Гарина — Михайловского «Детство Тёмы » Глава «Старый колодезь» Окружающий мир. Счастливая пора-детство.
Цель урока: совершенствовать умение постигать главную мысль литературного произведения.
Задачи урока:
— раскрыть роль важнейших эпизодов произведения в раскрытии мотивов поступков героев и главной мысли; выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу;
— развивать умение находить изобразительно-выразительные средства языка и понимать их роль;
— воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.
Ход урока.
1. Орг.мом.
2.Вступительная беседа.
Раз в жизни это приходит,
Но неизбежно уходит.
Куда? – задаем мы вопрос.
Ответа, увы, не находим. (детство)
— Кому-нибудь из вас доводилось видеть хоть раз играющую в классики старушку, мчащегося на самокате дедулю?
Работа по учебнику Окр.мир. стр.105-109
Как в древности представляли возраст человека? (сравнивали с временами года)
— С чем сравнивали весну? (с детством)
— Что происходит весной?
— Рассмотрите картины весны, какие глаголы можно подобрать к ним?
— Почему весну сравнивают с детством?
Итак, Детство – это … какой период в жизни человека? (начальный)
— А когда во всю распускаются цветы?(летом)
— Какой период в жизни человека сравнивают лето? (юность)
— Почему зрелость сравнивают с осенью? (в зрелом возрасте у человека появляются дети)
-Как представляли зиму в древности? (старость)
— Ребята, а может ли в природе после весны наступить осень? (нет)
— Какой вывод можно сделать? (всему свое время)
Почему детство называют счастливой порой.
— У каждого из вас наверняка есть свой детский альбом, в котором запечатлены самые замечательные события, происходящие с вами. Ваши родные, безусловно, рассказывали вам о самых радостных, смешных, забавных моментах вашей жизни.
— Вспомните, что вам известно о том небольшом периоде, который вы прожили.
— У каждого из вас действительно было счастливое детство, потому что вы познавали все впервые.
— На стр. 94, 95 прочитаем текст и выясним, верно ли сделали вывод.
Работа по учебнику Литер.чт.
— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
На доске: Н. Г.Гарин-Михайловский глава «Старый колодезь» из повести «Детство Тёмы».
-Что вынесено в заголовок этого произведения? Почему так думаете
— -В трилогии Гарина-Михайловского более 20 глав. Почему же авторы нашего учебника поместили для вашего чтения именно главу «Старый колодезь», что же главное, важное хотели вам сказать с помощью этой главы авторы учебника?
2. Установочно – мотивационный этап
— Сегодня на уроке мы вместе определим главную мысль изучаемого произведения, выясним, какие литературные средства использовал автор для её раскрытия.
-Как вы думаете, для раскрытия главной мысли этого рассказа о чьих поступках мы должны поговорить?
-Кто такой Тёма?
3. Работа с произведением.
—В какой части рассказа находится завязка? (Обращаюсь к схеме «Сюжетно-композиционный треугольник»)
— С какого вопроса Тёмы начинаются все события? («Няня, где Жучка?»)
— Это главная или ключевая фраза завязки, с ней связаны все остальные события рассказа, развитие сюжета.
-Что же отвечает няня на вопрос Тёмы? Найдите и прочитайте.
— Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец ?
— Каким словом называет няня этого человека?
«Ирод-царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что, когда он узнал о рождении Христа, стал избивать слабых и беззащитных младенцев.Поэтому Ирод прославился. как мучитель и злодей»)
-Итак, в этой части Тёма встречается со ЗЛОМ
—Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок, найдите в тексте. (Выборочное чтение. Дети зачитывают:: «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни…»)
-Что решил сделать Тёма?
— Почему Тёма решил спасать Жучку?
-Почему же больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу?
— Какое чувство пришлось испытать нашему герою?
—Какие однокоренные слова к слову «страх» использует в этом отрывке автор? ( Поиск однокоренных слов в тексте. страшно, делалось страшнее, что-то страшное лезло на плечи)
-Какое выражение тоже подчёркивает состояние страха? ( «…мурашки пробегали у него по спине…»)
-Для чего их использует автор?
-Которая из двух частей (4 или 5) самая напряжённая, кульминационная? Докажите своё мнение с помощью текста.
. Приходим к выводу, что в 5 части находится кульминация рассказа, т.к «…подниматься труднее…»)
Работа над эпизодом.
-Да, в пятой части рассказа находится очень важный эпизод.
-Прочитаем, что означает это слово на стр. 115. (Чтение теоретического материала: Эпизод – это случай, происшествие в череде событий произведения, помогающий нам понять что-то главное о герое, его характере.).
— Какая череда событий предшествовала этому эпизоду? Дети перечисляют предшествующие события.
-Этот эпизод имеет большое значение для раскрытия не только характера Тёмы, но и главной мысли произведения.
— Какие ТРУДНОСТИиспытывал Тёма при подъёме из колодца? (Дети отвечают, что Тёме не хватает ни сил, ни воздуха).
-Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, но…мальчик находит силы не в руках и в ногах. Какая сила приходит на помощь Тёме? В ходе беседы приходим к выводу, что Тёме помогает сила воли и сила духа
-Какими словами мальчик подбадривает себя? Найдите этот отрывок
— В словах Тёмы есть подсказка, почему он сумел побороть СТРАХ, справиться с ТРУДНОСТЯМИ и благополучно выбрался сам и вытащил Жучку
— Это тоже главные, ключевые слова, характеризующие Тёму.
-Итак, мы добрались до развязки. (Обращаюсь к сюжетно-композиционному треугольнику) Болезнь и всё пережитое взяли верх над мальчиком, и он лежит в бреду.
Обобщение анализа произведения.
-Кто из вас, глядя на схему, попытается сформулировать главную мысль рассказа
Домашнее задание.Продолжить чтение произведений о Тёме?!
На чтение 6 мин Просмотров 6.2к. Опубликовано 04.10.2020
⭐⭐⭐⭐⭐ «Детство Темы» за 1 минуту и подробно по главам за 4 минуты.
Очень краткий пересказ повести «Детство Темы»
Главный герой повести – мальчик Тема, старший сын отставного генерала. Тема воспитывается в условиях строгости и физического наказания за любой проступок. Мать – образованная личность, не приемлет воспитательных мер отца, и всячески заступается за сына.
Повесть начинается с истории о любимом цветке главы семейства. Мальчик, случайно сломав растение, не может признаться в содеянном поступке, боясь очередного наказания. Спустя много лет, уже взрослый мужчина, вспоминает о боли и ненависти к отцу.
Главные герои и их характеристика:
- Тема – мальчик отличается своей добротой, впечатлительностью и любознательностью.
- Николай Семенович Карташов – отец семейства, суровый, властный и жесткий человек.
- Аглаида Васильевна Карташова – мать семейства, мягкая, добрая и чуткая женщина.
- Зина – сестра Темы, хорошо учится в школе, и часто конфликтует с братом.
Список и краткая характеристика второстепенных персонажей
- Таня – выполняет функции горничной, которой Тема доверяет больше всех.
- Махнов – одноклассник мальчика, главный задира, поступки которого приводят к неблагоприятным последствиям.
- Иванов – еще один одноклассник главного героя, очень умный и начитанный мальчик.
- Касицкий и Данилов – лучшие друзья Темы, с которыми он проводил все свободное время.
Краткое содержание повести «Детство Темы» по главам
I. Неудачный день
Новый день не задался с самого утра. Тема, побежав гулять с друзьями, случайно задевает цветок и он ломается. Это растение является любимым у отца, и мальчик знает, что последует серьезное наказание. Но пока родителей нет дома, можно отсрочить расправу. Оседлав коня, он падает и больно ударяется, далее очередной раз ссорится с сестрой.
II. Наказание
Наказанием за разбитый цветок, была хорошая порка мальчика. Мать, как всегда пыталась защитить, и объяснить, что можно словами все решить. Но отец, как всегда, был непреклонен.
III. Прощение
Затаив обиду, Тема отказывается от еды. Вечером, когда мама готовила мальчику ванну, она принесла ему кусочек хлеба. Аглаида Васильевна попыталась объяснить сыну, что если бы он сразу признал свою вину, жестокого наказания и не произошло.
IV. Старый колодезь
Случайно мальчик узнает, что кто-то бросил его собаку в колодец. Рискуя собственной жизнью, Тема спасает пса. От перенесенного стресса, спаситель заболевает, и находиться сам на волосок от смерти.
V. Наемный двор
Для скорейшего выздоровления, мальчику было позволено пойти на улицу с друзьями. Оказавшись на чужом дворе, Тема чуть не попал под копыта быка. Его вовремя спасает мясник, который за оплошность, надирает ему уши. Затаив обиду, герой разбивает мужчине лицо. Мать в недоумении от поступка сына, а отец – принимает сторону Темы.
VI. Поступление в гимназию
Для поступления в гимназию, герою купили красивую форму, которую украли, пока он купался в море. Пришлось в короткие сроки шить новый костюм. Отношения с одноклассниками у Темы не заладились с первого дня. Главным врагом становится – задира Махнов.
VII. Будни
Тема вместе с сестрой учатся в одной школе. Мальчик занимается с неохотой и получает плохие отметки за поведение, а Зина выполняет все задания на отлично. Махнов, продолжает дразнить, больного учителя по немецкому.
VIII. Иванов
Мальчик сближается с прилежным и ответственным учеником – Ивановым. Они становятся друзьями, а Тема старается подражать во всем новому приятелю. После смерти преподавателя по немецкому языку, на его место приходит новый учитель.
IX. Ябеда
После очередной прокази над новым учителем, Тему и его друга, вызывают к директору. Он рассказывает, что Махнов подложил иглу на стул преподавателя. Задиру отчисляют за проделки, Иванова за то, что он знал и промолчал.
X. В Америку
Подружившись с Касицким и Даниловым, Тема разрабатывает план, чтобы уехать в Америку. Ребята копят деньги на дорогу, но планы рушатся из-за предстоящих экзаменов.
XI. Экзамены
Соврав родителям, о проблемах с учебой, мальчик не сдает сразу три предмета. Договорившись о пересдаче, они настаивают на серьезном отношении к урокам. Мальчик решает покончить с собой и глотает таблетки. Но ничего серьезного не случается, и он садится за книги. Хорошо подготовившись, Тема сдает все хвосты по предметам.
XII. Отец
Болезнь отца прогрессирует, и он в последнее время становится мягче с родными, и даже рассказывает Теме о своей службе. В скором времени, старший Карташов из-за своего недуга, совсем слег, а на утро его не стало.
Кратко об истории создания произведения
«Детство Темы» является одной из цикла автобиографических повестей, написанной в 1892 г. Данная книга рассказывает о непростых годах детства самого Гарина – Михайловского.
В истории повествуется о постоянных жестких воспитательных мерах отца, многочисленных порках и неприглядных поступках героя. Мать, настроенная на более интеллигентное и мягкое воспитание, объясняла, что нельзя убивать в сыне человеческого достоинства. В 1990 г., по книге «Детство Темы», был снят фильм.