Перейти к содержимому
Характеристика сказки Пушкина про царя Салтана
Сказка Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане содержит все самые лучшие качества, присущие народным сказкам.
Главное качество сказки — укрепление веры в силу добра и торжество справедливости. И данное произведение полностью подходит под этот критерий.
В сказке о царе Салтане есть отрицательные герои, которые пытаются обманом и предательством навредить положительным персонажам. Но в конце они проигрывают стремлениям добрых героев.
Все сюжетные линии произведения доведены до логического завершения, нет никакой недосказанности.
В сказке тожество добра над злом выражается также в торжестве жизни над смертью. Царевна вместе с ребенком могла утонуть в море, но спаслась. Лебедь погибала от клюва злого коршуна, но Гвидон помог ей выжить. Комара тоже пытались поймать и прихлопнуть, но не смогли этого сделать.
Произведение имеет воспитательную функцию. В нем отчетливо просматривается мысль, что плохими делами добиваться своих целей бессмысленно, так как это не приведет ни к чему хорошему.
Стихотворный размер сказки — четырехстопный хорей. Мужская и женская рифма чередуются на протяжении всего текста.
Композиция произведения следующая:
- зачин («Три девицы под окном пряли поздно вечерком»),
- завязка (царь женится на одной из сестер, сестры ей завидуют и бросают в море ее вместе с сыном),
- развитие (жизнь Гвидона на острове)
- кульминация (решение царя Салтана приехать на остров Буян)
- развязка (воссоединение семьи)
- концовка («Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил»)
В сказке используется большое количество средств художественной выразительности:
- метафоры: бездну вод, маковки церквей, по равнинам Окияна.
- олицетворения: стрела запела, послушалась волна, кораблик бежит, тоска съедает.
- эпитеты: пышный двор, крепкою заставой, текучих вод, златоглавыми церквами.
- гипербола: не по дням, а по часам.
Все эти средства делают произведение ярким, живым, наполненным смыслом. Именно поэтому «Сказка о царе Салтане» прекрасное произведение, которое нравится и детям и взрослым.
Краткое содержание сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане»
Немалую роль в творчестве А.С. Пушкина сыграла его няня, Арина Родионовна. Именно она познакомила его с русскими народными сказками. Впоследствии интерес поэта к народному творчеству только усилился. Так родились на свет прекрасные стихотворные сказки: «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «О мертвой царевне и о семи богатырях».
«Сказка о царе Салтане» стала итогом творческого состязания Пушкина с Жуковским. Впервые опубликована она была в 1832 году в сборнике «Стихотворения А. Пушкина».
…
Оглавление:
- План сказки
- Главная мысль произведения
- Краткое содержание «Сказки о царе Салтане»
- Читательский дневник
- Главные герои «Сказки о царе Салтане»
Для того чтобы легче было изложить краткое содержание произведения, необходимо его сначала внимательно прочесть, а после составить подробный план, в котором будут выделены основные смысловые части. Нелишним будет упомянуть и главных героев.
Это важно знать! Краткая биография А. С. Пушкина.
План сказки
- Вступление. Беседа трех сестриц. Женитьба царя. Зависть сестер.
- Завязка. Отъезд Салтана. Рождение царевича. Старшие сестры подменили указ царя. Царицу с сыном выбросили в море.
- Развитие действия. Гвидон с матерью на острове. Приключения князя Гвидона. Чудеса, воплощенные царевной-лебедь.
- Кульминация. Лебедь превращается в прекрасную царевну. Царь Салтан отправляется к князю Гвидону.
- Развязка. Счастливое воссоединение и примирение царского семейства.
Главная мысль произведения
Основной посыл сказки в том, что зависть губительна, она может толкнуть человека на подлые поступки, но никогда не приводит ни к чему хорошему. А также сказка учит тому, что не надо бояться трудностей, они закаляют и делают человека сильнее, а друзья всегда придут на помощь.
Краткое содержание «Сказки о царе Салтане»
Однажды вечером три сестрицы сидели под окном, занимались рукоделием и делились мечтами. Все они мечтали об одном — выйти замуж за царя. Но каждая вкладывала в это свой смысл. Одна из старших сестер хотела устроить пир на весь мир, вторая — наткать полотна, и лишь младшая возжелала родить царю наследника-богатыря.
Как раз в это время царь прогуливался неподалеку. Случайно он подслушал девичий разговор и сразу же влюбился в речи младшей сестры. Он тут же вошел в светлицу и объявил о своем желании немедленно жениться на той, кто родит ему сына, а ее сестрам предложил отправиться с ними во дворец. Так одна стала поварихой, а другая — ткачихой.
Время тогда было неспокойное, поэтому царь был вынужден покинуть жену и отправиться на войну. В отсутствии Салтана царица родила ребеночка, здорового красивого мальчика. Но злые сестры под предводительством Бабарихи решили отомстить и перехватили царского гонца с докладом о рождении наследника.
В итоге царь получил уведомление о том, что царица родила ему не богатыря, а неведомую зверушку. Царь Салтан, конечно, сначала рассвирепел, но после остыл и решил отложить принятие столь важного решения до своего возвращения. Завистливые ткачиха и повариха вновь перехватили гонца с ответным посланием, напоили его и подменили распоряжение. И вот, царицу с новорожденным сыном засмолили в бочке и выбросили в океан.
Царица плачет-убивается, а сынок растет не по дням, а по часам. Когда бочку прибило волной к берегу, из нее вышла царица с уже взрослым юношей. Гвидон осмотрелся на острове и смастерил на скорую руку лук, чтобы добыть ужин. Тут-то он и увидел отчаянную схватку лебедя с коршуном. Недолго думая, он стреляет в коршуна и убивает его. В благодарность за спасение лебедь построила для Гвидона целый город и сделала его в нем князем. Славно зажили князь с матерью, но тоска по отцу никак его не отпускала.
Однажды мимо острова проплывали купцы, следующей остановкой которых должно было стать царство Салтана. Лебедь превратила Гвидона в комара, так он смог пробраться на их корабль и вместе с ними отправился к своему отцу. Купцы рассказали царю о красивом городе и передали приглашение от князя Гвидона. Но злые тетки отговорили царя ехать, рассказав ему о другом чуде — о белке с золотыми орешками. За это комар-Гвидон укусил одну из теток в глаз.
В следующий раз он поплыл с купцами, превратившись в муху. И снова теткам удалось отговорить Салтана от путешествия на остров, они рассказали ему о тридцати трех богатырях. На этот раз князь-муха ужалил другую тетку в глаз.
В третий раз князь Гвидон полетел к отцу в образе шмеля. Купцы продолжали расхваливать царю Салтану новый город с чудесами, и вновь передали приглашение от князя Гвидона. Тетки на этот раз не осмеливались перечить, но тут вмешалась Бабариха и сообщила о том, что в мире есть царевна, от которой глаз нельзя отвести. Ее шмель поразил жалом прямо в нос.
Каждый раз возвращаясь от отца, князь делился с царевной-лебедь своими переживаниями. И каждый раз она его одаривала новыми чудесами. Вот и теперь он пришел к ней с вопросом о прекрасной царевне со звездой во лбу и с месяцем под косой. После того как он уверил ее в своих серьезных намерениях жениться, лебедь превратилась в ту самую царевну, которая днем свет божий затмевает, а ночью землю освещает.
До царя Салтана дошел слух о том, что князь Гвидон женился на прекрасной царевне. Тут он не вытерпел и, не слушая никого, поехал познакомиться с князем, о котором столько чудесного слышал. Увидев царицу-мать, он сразу же узнал в ней свою жену, а в князе Гвидоне — сына. Счастье от долгожданной встречи было безгранично. На радостях царь простил повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху.
Читательский дневник
Подслушав разговор трех сестер, царь взял в жену младшую сестрицу, а сам отправился на войну. Царица родила сына, но сестры из зависти оклеветали ее перед царем, подменили его указ, и царицу с сыном в бочке скинули в океан. Бочку прибило к острову. Гвидон спас царевну-лебедь от коршуна. Лебедь в благодарность построила для него город, сделала его князем и выполняла все его желания. В итоге она превратилась в прекрасную царевну, и они поженились. Царь Салтан приехал на остров, узнал свою жену и сына. На радостях они простили завистниц и устроили пир.
Главные герои «Сказки о царе Салтане»
- Царь Салтан — смелый, решительный и великодушный. Он может показаться слишком мягким, но на деле он просто добрый, именно поэтому он простил злых родственниц. А также это преданный герой. Он не женился во второй раз и был счастлив вернуться в семью.
- Князь Гвидон — главный герой сказки, сын царя Салтана. Характеристика князя: смелый и целеустремленный. Изначально он спас мать от заточения в бочке. После предотвратил гибель царевны-лебедь. Он очень тосковал по отцу и приложил максимум усилий, чтобы вернуть его.
- Царица-мать — впервые читатель встречает ее как добрую и честную девицу, далее она раскрывается как терпеливая женщина и добросердечная мать.
- Царевна-лебедь — мудрая и прекрасная волшебница. Сначала она стала верным другом Гвидону, а впоследствии предстала в образе нежной девушки и вышла за него замуж.
Перейти к содержанию
План «Сказка о царе Салтане»
На чтение 2 мин Обновлено 29 ноября, 2022
План сказки о царе Салтане 3-4 класс поможет разделить ее на части, написать цитатный план и вспомнить все основные события.
План к сказке о царе Салтане
- Разговор трех сестер
- Свадьба царя
- Рождение Гвидона.
- Обман царя
- Ложный царский указ.
- Царица с сыном в бочке
- Жизнь Гвидона с матерью на острове.
- Спасение Лебеди
- Гвидон становится князем
- Встреча с корабельщиками
- Гвидон становится комаром
- Волшебная белочка
- Гвидон — муха
- 33 богатыря
- Гвидон стал шмелем
- Венчание Гвидона и царевны Лебедь.
- Приезд Салтана на остров Буян
- Пир на весь мир.
«Сказка о царе Салтане» план
1. Беседа трех сестер
2.Выбор жены
3. Царь отправляется в поход
4. Рождение царевича
5. Заговор сестер
6. Подмена письма
7. Царица с сыном в бочке
8. Спасение
9. Царевна-лебедь
10. Чудный остров и князь Гвидон
11. Корабельщики
12. Чудо первое (белка)
13. Чудо второе (остров)
14. Гвидон наблюдает за Салтаном в образе комара, мухи, шмеля.
15. Чудо третье (девица)
16. Женитьба Гвидона и Царевны-лебедь
17.Царь Салтан отправился в гости к Гвидону.
18.Счастливая встреча.
19.Разоблачение заговора.
20.Пир.
«Сказка о царе Салтане» как разделить на части и озаглавить каждую часть
Вариант 1:
- Царь выбирает невесту
- Козни и клевета
- Царевна с сыном в бочке
- Спасение лебедя
- Путешествия Гвидона
- Воссоединение семьи.
Вариант 2:
І.Свадьба царя и молодой царицы.
- Мечты трёх девиц.
- Свадьба царя Салтана и его отъезд на войну.
- Рождение царевича.
- Оклеветанная царица.
- Поддельная царская грамота.
- Исполнение «воли» Салтана.
- Чудесное спасение матери с младенцем.
- Встреча с лебедем.
- Корабельщики приплыли на остров.
ІІ. Встречи с отцом и чудеса
- Гвидон на первой встрече с отцом в образе комара.
- Первое чудо — волшебная белка.
- Гости у князя Гвидона.
- Гвидон на второй встрече с отцом в образе мухи.
- Второе чудо — тридцать три богатыря.
- Гвидон на третьей встрече с отцом в образе шмеля.
ІІІ. Воссоединение семьи
- Третье чудо и женитьба Гвидона.
- Приглашение царю Салтану от Гвидона
- Царь Салтан едет в гости к Гвидону.
- Счастливая встреча.
- Прощение виновных и пир на весь мир.
Скачать обзор:
В произведении автор рассказывает историю одной семьи. Выразительный поэтический язык Пушкина создаёт яркие образы и сказочный мир, в который читатель погружается с головой. Именно эту сказку считают вершиной сказочного творчества Пушкина.
«Это самое универсальное искусство, потому что одинаково нравится шестилетнему ребёнку и культурнейшему читателю стихов шестидесяти лет. Понимания не требуется, воспринимается оно прямо, бесспорно, непосредственно», — так сказал о произведении литературный критик Д. П. Мирский.
Сказка Пушкина действительно подходит не только детям, она актуальна для всех возрастов и может рассматриваться на разных уровнях понимания. Ниже представлен краткий обзор произведения, который можно использовать для читательского дневника.
Место действия
Сюжет сказки разворачивается в волшебном мире. Основные события происходят в двух локациях: в вымышленном прибрежном государстве, которым управляет царь Салтан , и на некогда безлюдном, малопригодном для жизни острове, где возникает величественный город, ставший вотчиной князя Гвидона.
В тексте присутствует топоним — остров Буян. Это название встречается в русском фольклоре, где есть упоминания, что на этом острове растет дуб о четырех ветвях. В сказке также фигурирует дуб — это единственное, что было на острове на момент прибытия туда героев.
Есть версия, что прообразом острова Буяна является реально существующий остров Рюген, в настоящее время принадлежащий Германии.
Морские просторы — также одно из мест действия в произведении. Море играет важную роль в повествовании. В тексте оно обозначается как Окиян, созвучно слову «океан», но пишется с большой буквы, как будто это название водоёма.
О чем произведение? Очень краткий пересказ
Царь Салтан услышал разговор трёх сестёр, каждая из которых сказала, что бы она сделала, «кабы была царицей». Он выбирает себе в жены ту, которая хотела родить ему сына. Других двух назначает при дворе ткачихой и поварихой.
Сестры строят козни новоявленной царице. Когда рождается ребенок, они перехватывают гонца с радостной вестью и отправляют другое письмо, будто бы царица родила вместо богатыря «неведому зверушку». В результате ещё одной подмены письма Царицу и дитя сажают в бочку и отправляют в море на верную смерть.
Бочку вынесло на берег необитаемого острова, где Гвидон спасает от коршуна красивого лебедя. Птица обещает его отблагодарить и оказывает помощь: наутро на острове Буяне возникает славный город. Гвидон становится князем и хочет повидаться с отцом.
Лебедь помогает ему незаметно отправиться в царство Салтана. Трижды с помощью Лебеди Гвидон вслед за торговыми кораблями купцов, обернувшись насекомым, летает во владения отца.
Купцы рассказывают царю о чудесах, которые они во время торговых плаваний видели на острове Буяне, и каждый раз ткачиха с поварихой и старой сватьей Бабарихой спорят, что есть чудо ещё более расчудесное.
Гвидон присутствует при разговорах, пребывая в облике то комара, то мухи, то шмеля. Он наказывает своих теток за скверные характеры, нанося им болезненные укусы.
Первый раз узнает он о чудо-белке, что грызет орешки с золотой скорлупой и изумрудными ярдами. По возвращению рассказывает об этом Лебеди, и следующий день белка оказывается у него на острове, возле княжеского дворца.
На второй раз тетки говорят о тридцати трех красавцах-богатырях. Лебедь являет Гвидону и это чудо.
В третий раз речь идет о заморской девице невиданной красоты, у неё «месяц под косой блестит, и во лбу звезда горит». Гвидон захотел взять её в жены.
Выясняется, что это и есть сама Лебедь. На глазах Гвидона она превращается в девушку. Князь женится. Вскоре царь Салтан посещает чудо-остров, встречается с женой и сыном. Семья воссоединяется. Ткачиха, повариха и сватья разоблачены. Царь на радостях отпускает их домой.
Характеристика героев
Царь Салтан
Царь Салтан — правитель сказочного государства. С одной стороны, он могущественный владыка, справедливый, честный, добрый, с другой стороны, доброта и бесхитростность не позволяют ему видеть в ком-либо коварство и подлость. Царь, узнав «странную» новость о рождении ребенка, мудро велит ждать его возращения, хочет приехать и разобраться во всем сам, однако коварные заговорщицы его обыграли.
Салтан оказывается доверчивым и простодушным, он не заподозрил своячениц — явных интриганок и злодеек. Более того, проявил слабохарактерность, дважды уступая ткачихе и поварихе с бабой Бабарихой в своём желании навестить чудный остров. А ведь сердце его рвалось туда. Однако в конце сказки Салтан показывает волю, задаваясь вопросом: «Кто я, царь или дитя?». И отправляется к Гвидону.
Считается, что в образе царя есть отсылка к правителям восточных государств, о чем говорит его имя «царь Салтан». Формулировка, встречающаяся в дипломатических источниках в отношении монархов исламских стран, в частности, султана Османской империи — «турецкий царь салтан».
Князь Гвидон
Князь Гвидон — сын царя Салтана, вырастает богатырем, как и обещала царица. Характеристики этого персонажа Пушкин указывает в полном названии произведения: «славный и могучий». Он внешне красив и силен, а в душе добр, благороден и справедлив. Находясь в сложной жизненной ситуации, он вступился за слабого — спас лебедя, за что и был вознагражден. Гвидон хорошо воспитан, он благодарный сын, уважает и ценит свою мать, становится для неё надежной опорой и поддержкой. Князь не знает, что их с матерью бросили в море вовсе не по приказу отца, он не ведает о происках своих тёток, но, тем не менее, зла на родителя не держит, тоскует о нём. От отца — царя Салтана — Гвидон унаследовал лучшие качества: он становится достойным правителем острова Буяна.
Царица
Жена царя Салтана, мать князя Гвидона. Она добрая и сильная женщина, стойко принявшая удары судьбы. В ней воплощён обобщенный образ матери: «…над ребёнком, как орлица над орлёнком». Царица горячо любит своего сына, верит в него, поддерживает во всем. В отличие от сестер, она не мечтала о богатстве, и статус царицы не был её целью. Героиня хотела любить и подарить этому миру хорошего человека. Она справилась с этой миссией, отлично воспитав сына.
Ткачиха с поворихой
Ткачика и повариха — отрицательные персонажи, сестры царицы, тетки князя Гвидона. Это коварные, эгоистичные особы, ими движет зависть и обида. Ради собственных интересов эти женщины способны обречь на страдание других, умело манипулируют мужчинами, будь это хоть сам царь.
Баба Бабариха
Баба Бабариха — пожилая женщина, именуемая сватьей. В тексте есть упоминание, что Гвидону она приходится бабушкой.
Слова сват и сватья используются как для обозначения человека, устраивающего брак, и выступающего посредником между женихом и невестой, так и родственной связи — родителя одного из супругов.
Вероятно, Бабариха может быть матерью царя Салтана, в некоторых критических обзорах представлена как мать трех сестер.
Сватья Бабариха — отрицательный персонаж, заодно с ткачихой и поварихой помогает извести царицу и её сына. В тексте Пушкина три отрицательные героини часто упоминаются в связке: «Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой».
Имя героини позаимствовано из фольклора. Баба Бабариха встречается в языческих заговорах. При этом созданный Пушкиным персонаж признается исследователями оригинальным и уникальным для традиции русской сказки.
Царевна Лебедь
Царевна Лебедь — молодая, невероятно красивая девушка, обратившаяся птицей. Она обладает магическими способностями. Благодарная и бескорыстная героиня творит чудеса во благо, чтобы помочь своему спасителю — князю Гвидону. Приняв человеческое обличие, Лебедь становится любимой и любящей женой. Подробно описывается внешность и манеры царевны: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит», «величава, выступает слово пава», «речь-то говорит, будто реченька журчит».
«Красавица-оборотень» — распространенный тип персонажа для русских сказок. В литературе и в фольклоре в разные эпохи было создано немало подобных героинь, от Царевны-лягушки до девицы-голубицы Маруси из сказки «Про Федота-стрельца» Л. А. Филатова, советского актера и поэта. Пушкинская Царевна-Лебедь — один из известнейших персонажей в этом ряду.
Корабельшики
Купцы или корабельщики — коллективное действующее лицо, путешественники и торговцы. В сюжете играют важную роль, являются связующим звеном между Салтаном и Гвидоном. Они источники новостей и слухов. Остров Буян лежит на пути их маршрута «в царство славного Салтана», Гвидона они посещают «проездом».
Тридцать три богатыря и Черномор
Тридцать три богатыря — братья Царевны Лебеди, морские витязи, живущие в Окияне, охраняют остров князя Гвидона.
Черномор — дядька и предводитель богатырей, добрый и милейший старичок, олицетворение воинского братства и безопасности.
В творчестве Пушкина персонаж с таким именем встречается дважды, колдуна в поэме Руслан и Людмила также зовут Черномором. Эти персонажи не просто разные, они противоположны друг другу. В «Руслане и Людмиле» Черномор — отрицательный персонаж, главный злодей. Почему Пушкин назвал двух совсем разных героев одним именем? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Исследователи считают, что эти герои не связаны, и даже их имена имеют разное происхождение. Имя «предводителя богатырей» из «Сказки о царе Салтане» связывают с самой очевидной ассоциацией — Черным морем – теплым водоёмом на юге России.
Коршун
Коршун — злой волшебник. Обернувшись птицей, он пытался убить лебедя — прекрасную царевну. Гибнет от рук Гвидона. «Ты не коршуна убил, чародея погубил», — говорит ему лебедь.
Подробный пересказ содержания с цитатами из сказки
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком», — так начинается сказка. Каждая из них говорит о том, что сделала бы, если бы стала царицей. Первая обещает наткать полотна на весь мир, вторая приготовить пир, а третья девица молвила: «Я б для батюшки царя родила богатыря». Салтан подслушал этот разговор и выбрал себе в жены третью девушку. «Здравствуй красная девица, говорит он, будь царица! И роди богатыря мне к исходу сентября».
Двум оставшимся сестрам он велит ехать вместе с ним и с сестрой. «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха».
Свадьбу сыграли в тот же вечер:
«Царь Салтан на пир честной сел с царицей молодой».
Ткачиха плачет, повариха злится, «завидуют оне государевой жене».
«А царица молодая, дела в даль не отлагая, с первой ночи понесла».
Салтан должен ехать на войну. Он прощается с женой и велит себя поберечь. Приходит время родов. «Сына бог им дал в аршин». Царица посылает Салтану письмо с доброй вестью. А ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой велят перехватить гонца с письмом и отправляет другого. Царю приходит послание:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверушку».
Царь разгневался, чуть было не повесил гонца, но остыл и велел «ждать царева возвращения для законного решения». Сестры встречают гонца, напаивают его допьяна и в «суму его пустую суют грамоту другую».
Гонец приносит приказ, в котором велено «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод». Царицу с ребёнком посадили в бочку и пустили в Окиян.
Плывет бочка по морю, в ней плачет и бьется царица, а ребенок растет не по дням, а по часам. Дитя обращается к волне и просит о спасении:
«Ах волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна…
………………………………..
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
Бочку прибивает к берегу. Пришло спасение. Осталось выбраться из бочки.
«Сын на ножки поднялся, в дно головкой оперся, поднатужился немножко,…вышиб дно и вышел вон».
Мать и сын оказываются на пустынном острове, где растет лишь один дуб, остальное — долина, кругом — море. Сын срывает с дуба ветку и делает лук, чтоб добыть «добрый ужин».
«И пошел на край долины у моря искать дичины».
Подойдя к морю, он видит, что «бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней», хищник «когти распустил, клюв кровавый навострил». Царевич запускает стрелу в шею коршуна. Тот падает в море и тонет.
Лебедь «молвит русским языком»: «Ты, царевич, мой спаситель» и просит его не тужить, что остался без еды, обещает отблагодарить и сослужить добрую службу.
«Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил»
Лебедь улетает. Сын с матерью ложатся спать без ужина. На утро царевич просыпается и видит перед собой большой красивый город, обнесенный белой стеной, за которой «блещут маковки церквей и святых монастырей». Он будит мать подивиться чуду. Это лебедь ему так за спасение отплатила.
Сын и мать идут к городу, проходят через ограду, к ним валит народ, пышный двор встречает их. Царевича объявляют в городе правителем, с благословения матери он стал княжить «и нарекся князь Гвидон».
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах, на раздутых парусах».
Корабельщики плывут мимо острова знакомым маршрутом и очень удивляются, увидев «новый город златоглавый». Они решают пристать. Князь Гвидон встречает их, зовет в гости, кормит, поит и «ответ держать велит»: «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?».
Корабельщики отвечают, что едут прямо на восток, «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана». Гвидон желает им доброго пут и велит передать поклон царю.
Проводив купцов, князь опечалился, он хочет видеть отца. Вдруг видит — «средь синих вод лебедь белая плывет». Спрашивает лебедь князя, в чем причина его печали.
«Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца, видеть я б хотел отца», — отвечает он птице.
Лебедь приходит ему на помощь, превращает князя в комара, и он летит в море вслед за кораблем, в царство Салтана, на свою родину.
Царь Салтан встречает гостей, зовет их в гости. «И за ними во дворец полетел наш удалец».
Начинает царь расспрашивать путешественников: «Ладно за морем иль худо, и какое в свете чудо?». Корабельщики рассказывают ему о чуде. Знавали они остров, который раньше был пустынный, «не привальный, не жилой». А теперь стоит на нём новый город со дворцом, и правит в этом городе князь Гвидон.
Молвит царь :
«Коль жив я буду, чудный город посещу, у Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не хотят его отпускать. Город на острове — вовсе не чудо, считает повариха. Она рассказывает царю о настоящей диковинке: где-то в лесу есть ель, под елью «белка песенки поёт, да орешки все грызет, а орешки не простые, всё скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд».
Салтан дивится чуду, а Гвидон гневается и кусает тетку-повариху прямо в правый глаз. Повариха окривела, обмерла, сестры вместе со слугами пытаются поймать комара, но он вылетел в окошко и отправился домой.
На острове своём князь Гвидон ходит у берега опечаленный. В море появляется лебедь. Говорит ей князь, что хотел бы «чудо дивное завесть». И рассказывает про белку, о которой слышал у Салтана. А лебедь ему обещает помочь: «Рада службу оказать тебе я в дружбу».
Вернулся князь домой, только ступил на двор, а ель уже там, под елью белка «золотой грызет орех… и… поёт… при всём народе: Во саду ли, в огороде».
Вновь купцы проезжают мимо острова, гостят у князя Гвидона и видят новое чудо. Князь передает поклон царю Салтану»
В эпизодах с приездом корабельщиков на остров авторский текст повторяется рефреном.
Проводив гостей, князь опять идет к морю. Там его встречает лебедь, обрызгивает водой, князь становится мухой, «полетел и опустился между моря и небес на корабль — и в щель залез».
«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
И желанная страна
Вот уж издали видна»
Царь приглашает корабельщиков в гости, за ними влетает Гвидон в образе мухи. Он видит отца, тот сидит «с грустной думой на лице». Вновь расспрашивает царь гостей о чудесах. Те ему и об острове рассказывают, и о городе, и о чудо-белке. Возле белки поставили стражу, велели «строгий счет орехам весть», а из скорлупок льют монету.
Захотел Салтан опять в гости к Гвидону, а ткачиха давай его отговаривать: «Что тут дивного, ну вот, белка камушки грызет». И рассказывает она ему про другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге.
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Царь дивится чуду, а разозленный Гвидон садится поварихе на левый глаз. Та вскрикнула и тут же окривела. Бросились все «ловить и давить» муху, а князь в окошко вылетел и вернулся в свой удел.
Вновь встречается он с лебедью и говорит ей о новом чуде, которое хотел бы «на свой остров перенесть», чтоб заманить в гости отца.
Лебедь ему отвечает:
«Не тужи душа моя, это чудо знаю я. Эти витязи морские все ведь братья мне родные».
Князь, забравшись на башню, видит, как море «расплескалось в шумном беге и оставило на бреге в чешуе как жар горя, тридцать три богатыря». Он сбегает с башни встречать гостей.
Черномор обращается к князю:
«Нас сестра к тебе прислала и наказом наказала славный город твой хранить и дозором обходить».
Богатыри обещают каждый день выходить на берег острова, после чего возвращаются в море.
Повторяется эпизод с приездом корабельщиков, следующих «мимо острова Буяна в царство славного Салтана». Их взору предстало новое чудо. Князь Гвидон, передав поклон Салтану собирается идти за ними, направляется к берегу, на этот раз лебедь обращает его шмелем. Он улетает вслед за купцами, проникает с ними в палаты отца.
Приехав к Салтану, купцы повторяют ему всё сказанное ранее и про город и про белку, добавляя, что теперь остров охраняют тридцать три богатыря под предводительством Черномора.
Засобирался царь на остров. Ткачиха с поварихой на сей раз молчат, в дело вступает Бабариха, отвлекая внимание царя новым чудом: «За морем девица есть, что не можно глаз отвесть». Гости молчат, не желая спорить с бабой. Гвидон злится, «но жалеет он очей старой бабушки своей», кружит вокруг неё, жалит в нос и улетает.
Услышанное дает князю новый повод для кручины, он задумался о создании семьи. «Все женатые, гляжу, не женат лишь я хожу», — сетует он Лебеди и рассказывает о чудо-девице.
Гвидон хочет взять в жены именно её. Лебедь советует ему подумать: есть такая девица, но характер у неё непростой. Готов ли князь жениться именно на ней? Гвидон тверд в своём решении и готов «душою страстной» за своей невестой идти хоть за «тридевять земель».
Далеко идти не придется. «Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта — я», — признается Лебедь.
Гвидон обнимает красавицу-царевну, прижимает к груди и ведет в палаты «к матушке своей» просить благословения на брак. «Мать с иконой чудотворной слезы льет и говорит: Бог вас, дети, наградит». Царица одобряет выбор сына.
В очередной приезд купцов Гвидон знакомит их со своей красавицей-женой, передает поклон Салтану и напоминает, что тот «в гости обещался, а доселе не собрался». У Салтана купцы вновь твердят ему о чудесах, что видели на острове, которым правит Гвидон, говорят о его красавице-жене и передают упрек, что не едет в гости.
«Тут уж царь не утерпел, снарядить он флот велел». Салтан не стал на этот раз слушать женщин. «Нынче ж еду», — заявил он и топнул ногой.
Князь Гвидон смотрит в окно и видит, как «из лазоревой дали показались корабли», приближался флот царя Салтана.
«Матушка моя родная,
Ты, княгиня молодая,
Поглядите-ка туда —
Едет батюшка сюда».
Салтан пристает к острову, выходит на берег, с ним «ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой, удивляются оне незнакомой стороне». Гвидон выходит их встречать и ведет в город.
Салтан видит всё, о чем ему говорили. У ворот стоят 33 богатыря, с ними дядька Черномор, во дворе ель, под елью белка песенки поёт, золотой орех грызет, и засеян двор золотою скорлупой. Встречают гости княгиню-красавицу, а она ведет с собой свекровь.
Узнал Салтан в старшей княгине-матери свою царицу, заплакал, обнял жену и сына. Ткачиха, повариха и Бабариха спрятались по углам, «их нашли насилу там». Они расплакались и повинились. Царь был рад, что встретил свою семью, простил их и отправил домой.
Закатили пир.
«Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил».
Анализ сказки
История создания
Александр Сергеевич Пушкин очень любил русские сказки, которые ему в детстве рассказывала няня Арина Родионовна, он вдохновлялся ими.
Сочиняя свои произведения, он опирался на фольклор. Одним из главных первоисточников «Сказки о царе Салтане» принято считать русскую народную сказку «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако сказка Пушкина не прямая авторская интерпретация этого фольклорного произведения, писатель добавил многое «от себя», использовал сюжеты и образы из других сказок. К тому же ряд литературоведов указывает, что у сказки могли быть и другие первоисточники, в том числе зарубежные.
Известно несколько вариантов записи сюжета будущей сказки, самый ранний датирован 1822 годом. Он считается стартовой точкой в работе над произведением. Это был период Южной ссылки, Пушкин пребывал в Кишинёве. Запись очень схематична.
Более подробное описание сюжета, сделанное в Михайловском в 1824 году, восходит к рассказам Арины Родионовны. В период с 1824 по 1826 сказка обрастает новыми подробностями, автор добавляет в неё волшебные элементы.
Вновь Пушкин возвращается к работе в 1828 году. Завершает написание сказки в 1831 году, известна точная дата — 9 августа.
В печати сказка впервые увидела свет в сборнике «Стихотворения» 1832 года.
Одним из друзей Пушкина был известный поэт В. А. Жуковский, в творческом наследии которого также немало сказочных произведений, основанных на фольклорных сюжетах и первоисточниках западных авторов. Считается, что между коллегами и приятелями возникло своеобразное соперничество в написании сказок, которое подстегивало и вдохновляло Пушкина.
Жанр
Произведения писателей-сказочников относят к жанру литературной сказки. Они бывают волшебными и поучительными. По большому счету такое деление условно, наличие волшебства — одна из характерных особенностей сказочного жанра, и почти во всех сказках, в том числе русских народных, есть назидание — «добрым молодцам урок».
В тексте, сюжете, манере изложения, композиционном построении присутствуют жанрово-стилистические черты, присущие сказкам:
- приключенческий элемент в сюжете: путешествие в бочке и чудесное спасение;
- чудеса и превращения: герои произведения принимают облик животных, птиц, насекомых;
- борьба добра со злом, в которой побеждает добро; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;
- сюжеты сказок зачастую строятся вокруг числа три: схожие события или явления повторяются именно три раза;
- в тексте сказки присутствуют рефрены: повторение одних и тех же фрагментов текста, что также характерно для многих русских народных сказок;
- наличие «героя-помощника», обладающего магической силой: царевна-Лебедь. В сказках женский персонаж-помощница также, как правило, является невестой или супругой главного героя.
«Я там был; мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», — типичная концовка сказки, которую в несколько измененном виде использовал Пушкин.
Сказка Пушкина написана в XIX веке на фольклорной основе. Этим определяется такая особенность произведения, как сочетание христианского и языческого. В тексте есть обращение к Богу, упоминания о храмах, монастырях, чудотворной иконе. При этом топонимы, имена позаимствованы из языческих заговоров, олицетворение и «одушевление» неживой природы — тоже языческая черта.
Язык и стиль
Размер стиха сказки — четырёхстопный хорей с парной рифмовкой, такой размер больше соответствовал народной поэзии. Стилизуя текст под фольклорную традицию, автор использует устаревшие словоформы, устойчивые выражения, встречающиеся в фольклорных текстах: гости-господа, царь-батюшка. Для усиления выразительности в сказках часто употребляют «двойные выражения», объединяя схожие по значению слова, например, «грусть-тоска».
Средства выразительности в сказке:
- Эпитет — красочное определение. Чаще всего эпитеты выражены прилагательными, сказка Пушкина — пример использования существительных как эпитетов: голубушки-сестрицы, царь-отец и т. п.
- Метафора — употребление слова в переносном значении.
Примеры метафор: «в бездну вод» (то есть на глубину, в глубокое море), «маковки церквей» (купола), «грезы ночи» (мечты, видения, сны), «стрела запела» (т. е. засвистела в полёте).
- Гипербола — художественное преувеличение: «И растет ребенок там не по дням, а по часам».
- Олицетворение — описание неодушевленных предметов через свойства и выражения, характерные для одушевленных и употребляемые в переносном значении.
Пример олицетворения: «послушалась волна».
Какие темы поднимает?
Семья и человеческие взаимоотношения
Семья и человеческие взаимоотношения — центральная тема, она положена в основу сюжета. В непринужденной сказочной форме Пушкин разворачивают семейную драму. Все центральные персонажи произведения являются родственниками друг другу, но между ними нет взаимопонимания, виной тому и слабохарактерность царя, зависть и вредительство сестер.
Преследуя свои интересы, человек в жизни часто пренебрегает чувствами и желаниями самых близких, родных людей, что приводит к печальным последствиям.
Совсем с другой стороны тему семейных ценностей, взаимоуважения и поддержки иллюстрируют отношения матери и сына — царицы и Гвидона, показывая читателю положительный, вдохновляющий пример.
Произведение Пушкина — сказка, а сказка, как известно, «ложь, да в ней намек». Если применить её сюжет к реальности, он оказывается актуальным и для современности: человеческая зависть не изжита.
Нравственные темы
Через образы и поступки героев автор поднимает нравственные темы. Он в неприглядном свете показывает низость и коварство. Доброта, честность и благородство, напротив, выглядят привлекательными. Зависть, корысть и злоба до добра не доводят, рано или поздно человек поплатится за свои неблаговидные поступки и помыслы. А доброта, бескорыстие и благородство открывают человеку путь к счастью.
Каждый человек может совершить ошибку, оказаться во власти лжи, главное — найти в себе силы исправить ситуацию и попросить прощения. К такому выводу подводит история царя Салтана.
Государство и цивилизация
Эта серьёзная и сложная тема, в простой, доступной форме представленная в пушкинском тексте. Через поэтический текст воссоздается обобщенная модель цивилизации, иллюстрируется экономическая и политическая жизнь.
- Купцы ведут международную торговлю, являются носителями важной информации, рассказывают царю о «чудесах».
- Царь уходит на войну — это суровая необходимость политики любого государства, тем более во времена Пушкина.
- Чудеса символизируют важные государственные составляющие.
- Белка — это казна, источник богатства и стабильности, 33 богатыря и Черномор — армия, обеспечивающая безопасность и благополучие.
- Царевна Лебедь — супруга государя, его верная помощница.
Государственное и человеческое
Государственное и человеческое сочетается в фигуре правителя. Монарх представлен как обычный человек со своими слабостями, недостатками, бытовыми и семейными проблемами. Салтан в целом славный правитель, но ему не хватает жёсткости.
Именно поэтому в домашнем окружении ему осмеливаются перечить бабы. Они же, зная прекраснодушие царя, не побоялись пойти на страшный подлог и прступление. Излишняя мягкость царя стала причиной его семейной трагедии и могла привести и к государственному краху.
Гвидон — волевой правитель, хотя и добр, как отец. Он богатырь, как и задумывала его мать. Богатыри имеют характер героический. В семье князя Гвидона и в княжестве его всё благополучно.
Идея и мораль
«На чужом несчастье счастья не построишь», — гласит русская пословица, которая хорошо отражает смысл произведения Пушкина. «Сказка о царе Салтане» прививает понятие о справедливости, учит быть благодарным, не завидовать, помогать другим, стойко преодолевать трудности, уметь слышать и слушать других, но не поддаваться чужому влиянию. Вот основные выводы,к которым приводит сказка.
Экранизации
Сюжет Пушкина трижды становился основой для произведений кинематографа и мультипликации. Первым считается черно-белый мультфильм 1943 года.
Более известен анимационный фильм режиссера И. Иванова-Вано, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1984 году.
В «большом кино» это произведение в 1966 году воплотил режиссер Александр Птушко.
Современная попытка экранизации была предпринята студией «Союз Навона» в 2012 году. Роль царя Салтана должен был исполнить известный комедийный актер Юрий Стоянов. Однако этот проект оказался нереализованным, фильм не завершен.
Скачать обзор:
Русскую культуру и литературу уже невозможно представить без сказок А. С. Пушкина. Читая их, трудно поверить, что они созданы кропотливым и терпеливым пером поэта, кажется, будто они сами выпорхнули из сердца русского языка. Любимое сочинение многих поколений — «Сказка о царе Салтане». В читательском дневнике наряду с кратким содержанием следует отметить главную мысль произведения и подчеркнуть фольклорно-сказочные элементы его жанра.
Оглавление:
- Особенности сказки
- Сюжет произведения
- Мнение читателей о книге
Особенности сказки
Произведение было написано в 1831 году. Для его написания Пушкин использовал материал многих народных сказок. Известно о шуточном споре между Пушкиным и Жуковским на лучшую поэтическую переработку фольклорного материала. В результате поэты доказали, что оба являются виртуозами слова, а русская литература обогатилась четырьмя великолепными произведениями («Спящая красавица» и «Царь Берендей» Жуковского, «Балда» и «Сказка о Царе Салтане» Пушкина).
Фольклорные мотивы
Тема чудесного ребенка очень часто встречается в сказках народов мира. Также мотив оклеветанной царской жены с последующим ее оправданием и восстановлением в правах очень распространен в фольклоре. От себя Пушкин добавил новый необычный сюжет — морской остров с идеальным государством, управляемый справедливым князем.
В произведении не так много действующих лиц:
- Салтан — царь страны, в которой начинается действие.
- Царица — девушка, на которой женился государь.
- Ткачиха, повариха — девицы, отвергнутые царем. Вследствие этого они ненавидят государеву жену и замышляют оклеветать ее. Сватья баба Бабариха действует с ними заодно.
- Гвидон — царский сын. На чудесном острове он получает титул князя.
- Царевна Лебедь — заколдованная девушка. Она помогает царевичу и становится его женой.
Поэт мастерски использует народные сказания, очищая их от искусственных наслоений. Он просто и чисто выстраивает на их основе новый сюжет, не теряя очарования и мелодии старинной сказки.
Элементы сказочного жанра
Чтобы придать произведению по-настоящему народное звучание, поэт мастерски использует многие черты этого вида литературы. К тому же он по-новому решает проблему стихотворной передачи фольклора — с помощью четырехстопного хорея вместо балладного стиха. Наличие этих элементов также подтверждает принадлежность произведения к жанру сказки:
- Длинное название. Распространенные подробные заглавия были типичны как в лубочных повествованиях, так и в средневековой европейской литературе.
- Двойной сюжет. По ходу действия решаются сразу две «проблемы»: примиряются царь с царицей, царевич находит прекрасную жену.
Чередование мужских и женских рифм передает плавность и певучесть народного стиля.
Сюжет произведения
Повествование начинается с того, что три девушки поздно вечером сидят за прялкой и мечтают о том, чтобы они сделали, если бы стали царицами. Первая девица хочет приготовить пир на весь мир, вторая хотела бы наткать на весь мир полотна. У третьей девушки другая мечта: она скромно говорит, что родила бы царю сына-богатыря, если бы стала его женой.
Только она успела промолвить это, как открывается дверь, и в комнату заходит царь. Оказалось, он стоял под окном и слышал весь разговор, и речь последней девушки понравилась ему больше других. И он предлагает ей стать его супругой, а других девушек назначает на должность ткачихи и поварихи. Со свадьбой не медлили, и в тот же вечер они обвенчались. Все радуются их счастью, кроме поварихи, ткачихи и сватьей бабы Бабарихи. Эти трое завидуют счастливой царской жене и ждут удобного случая, чтобы оклеветать ее перед мужем.
Клевета завистников
Начинается война. Царь, простившись с женой, уезжает. В его отсутствие царице приходит время родить. Чтобы обрадовать мужа, она посылает ему весточку о рождении сына. Но в то же время у ткачихи, поварихи и Бабарихи созревает коварный план. Они отправляют государю другую записку, в которой сказано, что у царицы родился не ребенок, а какой-то неведомый зверь.
Царь, услышав такую весть, приходит в отчаяние. В гневе он отдает приказ, чтобы ждали его возвращения для дальнейшего решения.
Когда гонец прибывает домой, ткачиха с поварихой тайком выкрадывают письмо царя и подменивают его на другое, где сказано, что царь велит тайно бросить царицу с ее приплодом в бочке в море. Боярам хоть и было жалко царицу, но не осмеливаясь ослушаться приказа, они посадили их в плавучую тюрьму и кинули в океан.
Чудесное спасение
Плывут в бочке царица и дитя. Молодая женщина в глубокой печали, но ее сын растет не по дням, а по часам. И вскоре волна выбрасывает их на берег. Сын встает на ноги и вышибает дно бочки.
На берегу царевич отправляется на поиски пищи. Прогуливаясь, он вдруг видит на море белого лебедя, над которым носится коршун. Царевич выстреливает из лука и убивает коршуна. А лебедь подплывает к царевичу и говорит ему человеческим голосом, что он спас от смерти не лебедя, а девушку.
На этом чудеса не кончаются. На следующее утро, проснувшись, царица и сын видят большой город с церквями и монастырями. Они идут в это прекрасное место, где их роскошно встречают и провозглашают царевича их правителем. Теперь его имя — князь Гвидон.
Первое посещение острова
Далее перед читателем открывается замечательная картина: по яркому синему морю плывет кораблик. На палубе судна стоят матросы и не могут налюбоваться на новый златоглавый город. Там их уже встречают, князь Гвидон зовет их к столу. Между ними начинается разговор, и выясняется, что корабельщики плывут в царство Салтана, отца царевича.
Проводив гостей, Гвидон идет к морю. К нему выплывает лебедь, та самая, которую он спас. Ей он и рассказывает о том, как бы он хотел повидать отца. Лебедь сразу же находит выход. Она предлагает ему сделаться комаром и полететь за кораблем. Так князь и поступил.
Прибыв в свое родное царство в качестве комара, Гвидон видит, что за столом восседает сам царь, вокруг него гости, а прямо напротив государя сидят три лживые тетки царевича, погубившие его мать и его самого.
Встреча с отцом
Царь Салтан стал расспрашивать корабельщиков, откуда они приплыли. Они ему и рассказали о чудном городе на острове, о славном князе Гвидоне. Салтан удивился и сразу же захотел поплыть в это чудесное место, погостить у этого загадочного вельможи.
Но не тут-то было! Повариха, чувствуя, что это грозит им потерей влияния на царя, начинает доказывать, что город на острове не является чудом. Она утверждает, что настоящая диковинка — это белка, которая грызет золотые орехи. Князь Гвидон прекрасно видит коварный замысел тетки и, пользуясь своим положением комара, впивается поварихе в правый глаз. Затем он вылетает в окно и коротким путем летит в свое царство.
Прилетев домой, Гвидон снова идет к морю. Опять выплывает ему навстречу лебедь. Ей он и рассказывает о белочке с необычными орехами. И лебедь творит новое чудо: князь Гвидон заходит во двор и видит пушистого зверька, сидящего на ветке и поющего песенки. Он приказал построить для белочки хрустальный дом и приставил к нему караул, а также дьяка, чтобы тот вел подсчет орехов.
Второе чудо
Через некоторое время остров опять посещает кораблик, он также следует в царство славного Салтана. Гвидон просит их передать поклон государю.
Проводив гостей, князь вновь идет к морю. Лебедь уже поджидает его там. Он опять открывает ей душу, говорит, как его сердце тянется к отцу. Обрызгала его лебедь снова, он превратился в муху и полетел за кораблем.
Влетает Гвидон за корабельщиками во дворец и опять слушает весь разговор. Мореплаватели рассказывают о своем путешествии, но особое внимание уделяют белочке с золотыми орехами. Царь вновь стремится отправиться на этот необыкновенный остров. Но злые тетки снова его не пускают. Ткачиха, усмехнувшись, заявляет, что настоящее чудо — это тридцать три богатыря и дядька Черномор, которые выходят из моря. Царь не может с этим поспорить. Но Гвидон в образе мухи злится, влетает в левый глаз ткачихе и улетает.
Прилетев домой, Гвидон с грустью спешит к лебедю и просит о помощи. Вскоре из моря выходят, все как на подбор, витязи морские под предводительством дядьки Черномора.
Заколдованная Царевна
Спустя немного времени, третий кораблик останавливается у берегов чудесного острова с гостеприимным князем. Гвидон, в этот раз в виде шмеля, отправляется вслед за ними в царство Салтана.
Корабельщики рассказывают об увиденном, гости за столом удивляются, и у царя появляется все большее желание посетить остров. Но Бабариха вновь отговаривает его. По ее словам, настоящее чудо — царевна, необычайной красоты, со звездой во лбу. А шмель-царевич злится на Бабариху и жалит ее в нос.
Вернувшись на остров, он вновь бежит к синему морю и просит помочь лебедь найти ему прекрасную царевну, которую он уже заочно полюбил. И тут, взмахнув крыльями, птица превращается в ту самую чудо-девицу! Вместе влюбленные идут к матери просить ее благословения. В тот же вечер они обвенчались и зажили счастливо.
Воссоединение семьи
Вот уже четвертый кораблик приносит Салтану вести о необычном острове. Мореходы все чудеса: златоглавый город, белочка, живущая в хрустальном доме, тридцать три богатыря и молодая царица-красавица. Также они передают Салтану приглашение Гвидона. На этот раз, царь, никого не слушая, едет на остров.
По прибытии государь видит все чудеса, о которых ему столько довелось слышать. Кульминация сказки наступает, когда прекрасная жена Гвидона представляет царю свою свекровь. Не веря своему счастью, Салтан признает в ней любимую жену. Начинается веселый пир. Только повариха с ткачихой и Бабарихой забились в угол, где им и пришлось признаться во всем содеянном ими.
Мнение читателей о книге
В записи для читательского дневника краткое содержание сказки следует изложить в нескольких предложениях. В дополнение к пересказу необходимо вкратце сформулировать основную мысль и свое отношение к героям.
В отсутствие царя царица и ее ребенок становятся жертвой хитрого плана. Они оказываются выброшенными на берег сказочного острова, где происходят чудеса. Царь много слышит от мореплавателей о чудесной стране, но злые женщины препятствуют тому, чтобы он поехал туда. В финале сказки происходит встреча и примирение царя с его супругой.
Основную идею произведения можно выразить так: что посеешь, то и пожнешь. Как добрые, так и злые поступки нельзя утаить, все рано или поздно станет известно.
Коварные девушки обманом хотят настроить царя против его жены. Однако их план не удается: царевич и царица спаслись и живут на удивительном острове, на котором обитают сказочные существа. Князь Гвидон три раза превращается то в комара, то в шмеля, чтобы увидеть своего отца. Сказка оканчивается женитьбой царевича на царевне Лебедь, а также воссоединением царя Салтана со своей супругой.
Мораль сказки заключается в том, чтобы терпеливо верить в чудо и делать все возможное для достижения своей мечты.
Кормильцев Антон, г. Чебоксары
Царица с новорожденным сыном подвергаются жестокой участи: их замуровали в бочке и кинули в море. Чудесным образом на острове Буяне их ждет спасение, царевич становится князем Гвидоном. Его отец, царь Салтан, движимый любопытством, посещает это сказочное место и узнает любимую жену, которую оклеветали злые женщины.
Смысл сказки в том, чтобы делать добро (царевич спасает Лебедь), тогда оно вернется к тебе. Автор учит читателей, что зависть, клевета и обман рано или поздно выходят наружу и будут наказаны.
Кирпичникова Настя, г. Довга