Кульминация сказки черная курица или подземные жители


0

Черная курица или подземные жители» экспозиция, завязка, кульминация какие?

Найди экспозицию, завязку, кульминацию, развязку сказки «Чёрная курица или подземные жители»

1 ответ:



1



0

В сказке «Черная курица или подземные жители» экспозиция рисует характер Алеши и его положение. Экспозиция начинается с самого начала сказки, описывается характер Алеши, где он находится, чем любит заниматься.

Когда события в сказке начинают быстро развиваться, один эпизод следует за другим, наступает завязка сказки «Черная курица или подземные жители» ,завязка описывает момент, когда Алеша заступился за курицу.

Развитие событий начинается от начала завязки до начала кульминации.

Кульминация сказки «Черная курица или подземные жители»

vQLdjdtMyMwJfIywN9rxJS6RJ6pty91.png

Эпизод, когда Алеша предал подземных жителей называется развязкой. В развязке Алеша страдает от своего предательства

А когда подземные жители уходят и дальше в сказке с ними уже ничего не может произойти называется эпилог сказки.

Читайте также

Мне очень понравилось оформление монет Древней Греции в фоторамке с описанием самой монеты, вернее истории ее правителя.

Вот например Римский Император Тит Аврелий Фульв Бойоний Аррий Антонин (Titus Aurelius Fulvus Boionius Arrius Antoninus).

Ведь он по рождению не был Императором, но за его ум, смышленость и умение договариваться с людьми его усыновил Император и назначил своим приемником.

С описанием конкретной личности монеты смотрится намного эффектней

текст при наведении

Есть множество видов хранения дорогих для Вас монет, выбирайте любой Вам понравившийся.

Существуют альбомы для хранения момент. Очень практичный вариант, но как по мне выглядит очень дешево и совсем не подойдут для хранения греческих момент. Эти альбомы скорей подойдут любителям коллекционерам и подросткам.

текст при наведении

Альбомы бывают разных видов, с фиксированным количеством листов, или есть такие, в которые листы можно добавлять или убирать лишние.

Бывают картонные холдеры с окошком. Окошки можно подобрать нужного Вам диаметра. Они самоклеющиеся. Их Вы можете хранить в специальной коробочке.

текст при наведении

текст при наведении

текст при наведении

Бывают пластиковые контейнеры, их описали выше. Они также бывают разных размеров и форм. Но они как мне кажется тоже не дотягивают до греческих монет.

Вот это одни из моих самых любимых: планшеты и кейсы. На фото металлические, а лучше всего когда они выполнены под заказ из красного дерева.

текст при наведении

Или вот такие шкатулки, в которых можно хранить не только монеты, но и драгоценности.

текст при наведении

Самые дорогие и любимые монеты, которые не хотите, чтобы кто-то трогал руками, можно поместить вот так в рамочку.

текст при наведении

Серая карта — кусочек пластика средне-серого цвета, то есть плотность её окраски 50%, отражающая способность 18%. Или картон соответствующей окраски. Именно на такую усреднённую величину настроены датчики фотоаппарата.

lxBN4j9kL5YlxTnJ3u1PuuYFJyKMKoe.png

Когда в кадре оказываются объекты, освещённые мягким рассеянным светом, без особенно ярких и особенно тёмных деталей, автоматика вычислит экспозицию правильно. Когда в кадре ярко освещённый снег (очень жёсткий светотеневой рисунок), закат, очень пёстрый и контрастный фон, когда мы снимаем против света, — автоматика путается, экспозамер выдаёт неверный результат, и получить приемлемый результат становится непросто.

Предположим, что у нас установлен объектив, электронно связанный с камерой. И что камера показывает реальное значение диафрагмы. Для установленных через переходник мануальных объективов, даже подтверждающих фокусировку, это не сработает.

Переходим в ручной режим (М). Устанавливаем значение диафрагмы. Помещаем перед объективом серую карту. Так, чтобы объектив смотрел туда, где у нас объект съёмки — карта словно подменяет его. Поднести к лицу модели, например. Или уйти в то место, которое для нас сюжетно важно. Если нужны объекты в тени, идём в эту тень, и так далее. На этом месте серая карта получает столько же света, сколько и наш объект. Наводимся на неё (карта должна закрывать практически весь кадр). Фотоаппарат показывает нам стрелочку. Меняем выдержку так, чтобы стрелочка установилась по центру. Вуаля!

Также с помощью серой карты можно устанавливать баланс белого. Даже если установить только его, это уже поможет экспонометру, поскольку экспонометрия связана с правильностью цветового баланса.

Человеческие глаза и мозг постоянно адаптируются к освещению. Если мы знаем, что какой-то предмет бел, значит, мы увидим его белым, и не важно, вокруг уводящее всё в желтизну освещение ламп накаливания или уводящее в синеву или зелень освещении люминисцентных ламп. А фотоаппарат так не умеет. Оттого-то и появляются на фотографиях неестественные цвета.

Поэтому идём в то место, где у нас объект съёмки. Достаём серую карту, суём её к объекту. Чтобы все источники света, действующие на объект, подействовали и на карту. Наводим фотоаппарат на неё так, чтобы она располагалась в центре кадра и занимала как можно большую его часть. Находим в фотоаппарате настройку баланса белого, выбираем «пользоватеьский» или «ручной». Аппарат сделает «снимок» карты и считает настройки.

Говорят, ещё есть вариант, когда нужно установить автоматический баланс белого и режим P (программный автоматический), сфотографировать серую карту, а при выборе «ручного» ББ аппарат попросит указать эталонный снимок на карте памяти. Наверное, технология зависит от модели камеры.

IMHO, установка баланса белого — гораздо более важная функция «серой карты». Потому что цветопередачу даже в редакторах не всегда можно исправить. Что уж говорить о фотках, которые уходят в интернеты без обработки, изображая людей-зомби. Тогда как экспозицию подогнать можно и вручную, тем более что сейчас не нужно экономить кадры. В идеале, конечно, следует всё делать сразу качественно, но к идеалу мы все лишь движемся.

Действительно, в настоящее время можно провести подобное он-лайн знакомство с музеями и с каждым годом, всё больше культурных центров присоединяются к такому способу знакомства с прекрасным.

А печальный опыт Национального музея Бразилии (Рио-де-Жанейро ) , который практически весь погиб в огне, показывает, как важно сохранить то, чем обладаешь. Интересные, раритетные, редкие, единственные в своём экземпляре погибли, но ушедшие сокровища можно посмотреть виртуально. Музей успел отцифровать свои сокровища и теперь их можно увидеть, пусть и виртуально — окаменелые динозавры и насекомые, египетские и южноамериканские мумии, метеориты, культурные предметы ушедших веков.

Музей Гетти — самый большой в Калифорнии (Лос-Анджелес ) и на всём западном побережье США выложил 130 000 изображений настоящих шедевров. Это не только картины, но и фотографии, скульптуры, посуда, доспехи, рукописи, ювелирные украшения Гетти насчитывает около 130 000 изображений в высоком разрешении, среди которых шедевры живописи, фотографии, карты, изображения скульптур, посуды, ювелирных украшений, доспехов, рукописей, монеты. Удобный поиск поможет пользователю выбрать и посмотреть именно то, что ему интересно именно в данный момент времени.

Музей Винсента Ван Гога в Амстердаме предлагает для всех желающих увидеть картины этого художника — автопортреты, известные всему миру пейзажи, натюрморты. Кроме ознакомления с творчеством Ван Гога можно прочитать и его биографию.

Чикагский институт искусств — владелец великого множества картин признанных художников -Пабло Пикассо, Мэри Кассат, Клод Моне, Дали, Кандинский, Эдвард Мунк, Дега, Кацусика Хокусай и так далее. Всего же, музей выложил в открытый доступ 44 312 произведений.

Очень интересен проект дигитализации Уффици, который отцифровывает греческие и римские скульптуры, которые на протяжении многих веков собирало семейство Медичи. Известные и мало знакомые, но не менее ценные скульптуры, которые хранятся в галереях Палаццо Питти, Уффици, Боболли.хранятся в галереи Уффици, Палаццо Питти и садах Боболи. Проект позволяет рассматривать скульптуры в 3D формате.

Побродить по музеям можно и при помощи онлайн-трансляций совместно с гидом. Такие услуги предоставляют: Национальный музей естественной истории при Смитсоновском институте, HACA — по залам Вас проведёт мультяшный робот, Британский музей, Музей Метрополитен, Дали, Национальный музей ВВС США.

Буду честен — побывал во многих музеях. Но то, что я пережил в Эрмитаже, пока что не превзойдено — по количеству эмоций и познавательной информации. Есть очень интересные музеи, они самобытны, оригинальны, но чтобы столько всего… И за один раз… В Эрмитаже я бывал больше десяти раз. Но этого мало.

Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: волшебная повесть для детей.

Тема:

Идея: не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.

Главные герои:

Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

Чернушка – ласковая, благодарная, добрая.

Второстепенные герои: учительница, король.

Сюжет повести. 

Повесть начинается с экспозиции (предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного вре­мени произведения).

Завязка — заступничество Алеши за Чернушку.

Кульминация (наивысшая точка напряжения всех про­блемных линий), своеобразный событийный «узел» конфликта — выбор Алешей в волшебных садах подземных жителей конопля­ного семечкаа не других взращенных прекрасных цветов и пло­довЭтому самому выбору сопутствует прельщение (трудно не поддаться искушению без труда знать все на «отлично»). Но, од­нажды уступив своей, кажется, безобидной для других мысли, уже маленький человек встает на путь сначала совсем небольшой, а потом все более растущей лжи. Так, кажется, тоже волшебным образом приходит к нему забвение правил .и обещаний. Тогда в добром и сострадательном мальчике начинает говорить горды­ня, ничем неоправданное чувство превосходства над другими. Из волшебного средства — конопляного семечка, дурман-травы — произрастает эта гордыня.

Причем потеря героем конопляного семечка еще не развязка, мальчику дважды дается шанс без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации, но, снова найдя конопляное семечко, он вступает на тот же губительный путь.

Развязкой будет разо­блачение обмана, «предательство» подземных жителей, a уход их —уже эпилог (события, которые обязательно последуют, и изме­нить их уже не в силах никто). B лирическом плане развязка — рас­каяние Алеши, горькое, невосполнимое чувство утраты, жaлостъ к героям, с которыми надлежит расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить нельзя. Событийная сто­рона — повод для начала «работы души.

Интуитивно читатель приходит к выво­ду, пусть и вербально не оформленному: гордыня, спесь побежда­ются раскаянием, покаянием, соучастием, состраданием, жалостью к другим. Нравственные выводы звучат афористически: «3а­блудших исправляют люди, лукавыx — ангелы, a гордыx — сам Господь БОГ» (св. Иoанн Лествичник)

Воспитательное значение:

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его…

Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

Надо быть строгим к себе. Добиваться всего самому.

Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

Слушать внутренний голос совести.

Быть требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.  Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

Познавательное значение:

Все произошедшее c героем заставляет читателя задумать­ся o многих серьезных вопросах. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может случиться, ecли не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дур­ное? Ведь «пороки обыкновенно входят в дверь, a выходят в щелочку». Комплекс нравственных проблем ставит автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Дет­ская жизнь не игрушечный вариант взрослой: все в

Особенности стиля. Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Пер­вой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под­6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора.

Чрезвычайно интересна лексика и стилистика повести. Слог «Черной курицы» свободный, разнообразный. Стремясь сделать повесть занимательной для ребенка, Погорельский не допускает упрощения, не стремится к такой доступности, которая достигается за счет обеднения текста. Встречаясь, в произведении c мыслями и образами, сложными и не до конца понятными, ребенок усваивает их контекст обобщенно, не будучи в силах подойти к ним аналитически. Но освоение текста, требующего от читателя известных умственных усилий, рассчитанных «на вырост», всегда плодотворнее, чем облегченное чтение.

«Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, ус­таревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая нетороп­ливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чер­нушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденно­му диалогу.

B стилистике повести немалая роль принадлежит воспроизведению писателем детской мысли и речи. Погорельский один из первых обратил внимание на ее специфику и использовал в качестве средства художественной изобразительности. «Если бы я был рыцарь, — размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике». Или: «Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая». Так детская интонация применяется Погopельским и для речевой характеристики героя, и в авторской речи. Стилевое разнообразие, смелое обращение к различным по степени сложности лексическим пластам и одновременно внимание к особенностям восприятия читателя-ребенка сделали повесть Погорельского классической детской книгой.

Архаизмы: дортуары, сени.

Эта повесть была написана Антонием Погорельским для своего племянника – Алексея Толстого. В ней присутствуют и автобиографические мотивы. «Черная курица» считается первым авторским фантастическим произведением, изданным на русском языке, в ней зарождается ядро романтической фантастики. Давайте в компании с Литреконом проанализируем это произведение по плану.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть о чём?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Смысл
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Погорельский назвал главного героя повести Алёшей, в честь своего племянника. Настоящее имя самого автора тоже Алексей. Писатель переживал чувство одиночества и ненужности в детстве, так как являлся незаконнорожденным ребёнком и все время проводил вдали от родственников. Для таких детей всегда находились интернаты, где отношение к ним оставляло желать лучшего. Даже преподаватели давали понять, что эти воспитанники «второго сорта» по сравнению с признанными наследниками семейств. Свои переживания автор отобразил в произведении.

На творчество Погорельского сильно повлиял модный в ту пору немецкий писатель Эрнст Гофман. В «Чёрной курице» мы встретим несколько отсылок к «Щелкунчику» Гофмана. Например, главные герои – дети, подземное царство со своим королём и т.д.

Многие элементы повествования связаны с масонской символикой. В особенности с обрядом посвящения в масоны, который подразумевает ритуал в подземелье, скрытый от посторонних глаз и подразумевающий сохранение тайны. Как и масоны, Алеша узнал кое-какие секреты, которые помогли ему преуспеть.

Жанр и направление

«Черная курица» именуется волшебной повестью для детей. С этим можно поспорить, ведь при прочтении мы сталкиваемся с двоемирием – реальным и волшебным миром, а это больше характерно для сказки.

Главный герой должен пройти испытания, обладает волшебным предметом, присутствует помощник-даритель и многократное повторение одного и того же действия. Всё это указывает, что перед нами романтическая сказка. Черты романтизма мы перечисляем тут.

Композиция и конфликт

Композиция произведения «Черная курица» изложена в списке:

  1. Экспозиция – знакомство с Алёшей. Он спасает курицу-министра, в ответ получает благодарность и знакомится с подземным миром.
  2. Завязка конфликта – герой получает волшебное зёрнышко и условие хранить тайну.
  3. Развитие действия – сначала Алёша стыдился незаслуженной похвалы, но затем его характер меняется в худшую сторону. После того, как он теряет зёрнышко — получает наказание и осуждение сверстников.
  4. Кульминация – выбор мальчика между сохранением тайны и наказанием или разглашением секрета и прощением преподавателем.
  5. Развязка – Алёша совершает предательство, из-за чего министр-курица оказывается в наручниках, а всё его царство вынуждено покинуть своё любимое место жительства.
  6. Эпилог – Алёша сильно болеет после пережитого, но со временем всё становится на круги своя. С ним снова начинают дружить, он ведёт себя скромно и послушно.

Смысл названия

Название «Чёрная курица или подземные жители» говорит нам о друге главное героя – курице, по прозвищу Чернушка. 

Эта курица в реальном мире просто птица, а в подземном царстве является настоящим министром.

Суть о чём?

Это волшебная повесть о десятилетнем Алёше, которого родители отдали в пансион. Он тоскует по ним, от скуки развлекается игрой с курицами и рассматриванием улиц через дыры в заборе. 

Однажды он спасает свою любимую чёрную курицу Чернушку от участи быть приготовленной на обед. Мальчик отдал самое ценное, что у него было – единственный империал. 

В благодарность за спасение, курица знакомит его с подземным миром. Король подземного царства дарит мальчику зёрнышко, которое стало помогать ему рассказывать любые уроки безо всяких усилий. Курица просит Алёшу лишь об одном — никому не рассказывать об увиденном мире.

Спустя время характер Алёши портится. Он становится самым популярным учеником из-за того, что может пересказывать дословно любые тексты. В конечном счёте, он теряет волшебное зёрнышко и предаёт Чернушку, рассказав обо всём учителю из-за страха быть наказанным.

Жители подземного мира вынуждены покинуть свой любимый город. В конце повествования мы узнаём, что Алёша исправляется и снова становится скромным и дружелюбным.

Вот подробное краткое содержание повести.

Главные герои и их характеристика

Алёша – добрый впечатлительный мальчик с богатой фантазией. Общение с родственниками ему заменяют книги. Он был добр и скромен, до момента получения зёрнышка. После обладания им он становится заносчивым, дерзким, неуправляемым и забывает о своём друге. Столкнувшись с искушением, он предаёт курицу. После того как зёрнышко исчезло, мальчик снова становится добрым и послушным.

Чернушка – курица, которая оказалась министром подземного царства. После того как Алёша избавил её от гибели, она отблагодарила его, познакомив с подземным миром. Курица была недовольна ленью мальчика, но всё равно была ему благодарна за спасение. После разглашения тайны мальчиком, ей пришлось покинуть своё подземное царство вместе со всеми жителями подземного мира.

Темы

Тематика произведения «Черная курица» может быть расширена, если Вам чего-то не хватило. Это так? Напишите об этом в комментариях!

  1. Тема трудолюбия. Автор пытался донести до читателей мысль о том, что всего надо добиваться своим трудом, а полученное даром может сыграть с человеком злую шутку.
  2. Тема порядочности. Надо стараться всегда держать данное слово, как бы при этом ни было тяжело.
  3. Тема тщеславия – успех и слава большое испытание для каждого, от этого может испортиться характер, человек начинает быть гордым и заносчивым, что произошло и с нашим героем.

Проблемы

Проблематика «Чёрной курицы» тоже может быть раскрыта глубже, если нужно. Напишите, чего не хватает, в комментариях:

  1. Проблема искушения. Как меняется человек, получая большие и незаслуженные возможности – овладев конопляным зёрнышком, Алёша стал меняться в худшую сторону.
  2. Предательство. Сложности хранения чужой тайны – из страха мальчик предал друга.
  3. Проблема одиночества – Алёша тоскует без родителей, чувствует себя покинутым.
  4. Проблема дружбы – Алеша спасает Чернушку, отдав последний империал. Курица прощает Алёшу несмотря ни на что.
  5. Страх наказания – Алёша боится, что его высекут розгами. Ему страшно потерять авторитет среди преподавателей и однокашников. Было бы уместно затронуть тему жестокости в школе. Взрослые люди бьют детей за малейшую шалость — такая система может воспитать только травмированную личность.

Смысл

Основная идея произведения «Черная курица» в том, что всего нужно добиваться собственным трудом и не стоит искать лёгкого пути. Ведь даже если Вам на помощь придёт волшебство, ещё не факт, что оно пойдёт вам на пользу. 

Главная мысль в тексте «Черная курица» о том, как важно держать данное слово. Мы видим, как мучается Алёша – болеет физически от душевных мук из-за того, что выдал секрет лучшего друга. Важно сохранять верность своему слову, несмотря ни на что, иначе человек лишается душевного равновесия.

Чему учит?

Мораль повести «Черная курица» в том, что не нужно держать зла, даже если тебя предали – это мы видим в поведении курицы. Важно делать добрые дела, за это люди могут быть вознаграждены. Алёшу наградили волшебным даром. Но он не смог им правильно воспользоваться, потому что не заслужил его.

Нельзя ставить себя выше других, даже если ты многое знаешь. Ведь интеллектуальное превосходство лишено смысла, если не служит людям и миру во благо.

Вывод: надо развивать в себе скромность, доброту и уважение к другим.

Критика

Произведение «Черная курица» впервые опубликовали в 1829 году. В прессе положительно отзывались о повести. Критики отмечали схожесть сюжета сказки с обрядами инициации в масонских ложах.

О. И. Тиманова: «В повествовании присутствует двоемирие, в нём есть две основные линии — волшебная и реалистическая. Волшебное при этом в сказке дискредитируется: всё, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды.»

А. П. Ефремов утверждает, что в сказке Погорельского берёт начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Фактически «Черная курица» даёт начало «литературе совести».

Автор: София Яковлева

  1. Сказка А.
    Погорельского «Черная курица, или
    Подземные жители». Проблематика, идейный
    смысл, сюжет, образ главного героя,
    своеобразие стиля, жанровая специфика.

  2. Основные аспекты
    творчества В.Ф. Одоевского.

  3. Дальнейшее развитие
    литературной сказки в России

Литература

  1. Минералова И.Г.
    Детская литература. – М., 2002, с. 60 – 61,
    72 – 76, 92-96

  2. Шаров А. Волшебники
    приходят к людям. — М., 1979

Писатели-романтики
открыли для «высокой» литерaтуры жанр
сказки. Параллельно с этим в эпоху
романтизма произошло oткрытие детства
как уникального, неповторимого мира,
глубина и ценность которого притягивает
взрослых.

Исследователь
русского романтизма Н. Верковский писал
o том, что романтизм установил культ
ребенка и культ детства. B поисках идеала
романтики обратились к незамутненному
детскому взгляду на мир, противопоставляя
его порой эгоис­тическому, грубо
материальному миру взрослых. Мир детст­ва
и мир сказки идеально соединились в
творчестве A. Пого­рельского. Его
волшебнaя повесть «Черная курица, или
Под­земные жители» стала классическим
произведением, изначально адресованным
юным читателям.

1. Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Антоний Погорельский
— псевдоним Алексея Алексеевича
Пeровскoго, по6очнгго сына знатного
екатерининского вельможи А.К. Разумовского.
B детстве А. Перовский полу­чил
разностороннее домашнее образование,
затем за два c небольшим года окончил
Московский университет. Из уни­верситета
вышел со званием доктора философии и
словес­ных наук, полученным им за
лекции естественнонаучного со­держания.
Во время войны 1812 года Пеpовcкий был
боевым офицером, участвовал в сражениях
при Дpездене, Кульме, служил в Саксонии.
Здесь он познакомился c известным
не­мецким музыкантом и писателем-романтиком
Т. Амадеем Гоф­мaном. Общение c Гофманом
наложило отпечаток на харак­тер
творчества Перовского.

Иронический
псевдоним «Антоний Погорельский» связан
c названием имения писателя Погорельцы
в Черниговской губернии и именем святого
Антония Печерского, некогда удалившегося
от мира в Чернигов. Антоний Погорельский
— одна из самых загaдочных фигур в
русской литературе. Дру­зья назывaли
его петербургским Байроном: он был так
же умен, талантлив, безрассудно смел и
даже внешне напоминал знаменитого
английского поэта.

А.Погорельский
писал стихи, статьи o литературе, в прозе
он во многом предвосхитил появление
Гоголя, стоял y исто­ков фантастического
направления в отечественной литерату­ре.
Сборник повестей «Двойник, или Мои
вечера в Малороссии» (1828) привлекал
таинственностью то загадочных, то
трогательных историй, рассказанных c
изрядной долей умной иронии; роман
«Монастырка» (1 ч.— 1830, 2 ч.— 1833) был в
свое время замечен как первое удачное
произведение о русском провинциальном
дворянстве, наконец, волшебная повесть
для детей «Черная курица, или Подземные
жители» (1829) на протяжении ста c лишним
лет увлекает детей сказочным сюжетом,
без назидательности убеждает в подлинной
ценности добра, правды, честности и
трудолюбия. Погорельский внес вклад в
развитие русской литературы и тем, что
способствовал воспитанию, литературному
развитию своего племянника — Алексея
Константиновича Толстого.

«Черная курица,
или Подземные жители» (1828).

Проблематика,
идейный смысл.
Повесть
имеет подзаголовок «Волшебная повесть
для детей». B ней две линии повествования
— реальная и сказочно-фан­тастическая.
Иx причудливое сочетание определяет
сюжет, стиль, образность произведения.
Погорельский написал по­весть для
десятилетнего племянника. Алешeй он
называет главного героя. В переводе с
греческого Алексей – значит заступник,
так счастливо совпали посвящение
племяннику, собственное имя литературного
персонажа и его суть. Но в сказке ощутимы
отголоски не только дет­ства Алеши
Толстого, но и самого автора (тоже
Алексея). B детстве он на короткое время
был помещен в закрытый пан­сион,
страдал от разлуки c домом, бежал из
него, сломал ногу. Высокий деревянный
забор, огораживающий пансионный двор,
жизненное пространство его воспитанников
— это не только реалистическая подробность
в «Черной курице», но и символический
знак «памяти Детства» автора.

«Ворота и калитка,
кои вели в переулок, всегда были за­перты,
и потому Алеше никогда не удавалось
побывать в этом переулке, который сильно
возбуждал его любопытство. Вся­кий
раз, когда позволяли ему в часы отдыха
играть во дворе, первое движение его
было — подбежать к забору».

Круглые дырочки
в заборе — единственная связь с внеш­ним
миром. Мальчик одинок, особенно горько
это чувствует в «вакантное время», когда
разлучен со своими товарищами.

Грустно-щемящая
нотка пронизывает повесть Погорельско­го.
Повествование ведется от лица
автора-рассказчика, с час­тым обращением
к воображаемым слушателям, что придает
особую теплоту и доверительность. Время
и место произо­шедших событий
конкретизированы: «Лет сорок тому назад,
в С.-Петербурге на Васильевском острову,
в Первой линии, жил-был содержатель
мужского пансиона…» Перед читате­лем
возникают Петербург конца Х1Х века,
пансион, учитель c буклями, тупеем и
длинной косой, его супруга, напудрен­ная
и напомаженная, c целой оранжереей разных
цветов на голове. Подробно выписан наряд
Алеши.

Все описания яркие,
картинные, выпуклые, даны c уче­том
детского восприятия. Ребенку важна в
общей картине деталь, подробность.
Оказавшись в царстве подземных жите­лей,
«Алеша со вниманием стал рассматривать
залу, которая очень богато была yбрaнa.
Ему показалось, что стены сдела­ны из
мрамора, какой он видел в минеральном
кабинете пан­сиона. Панели и двери
были из чистого золота. B конце залы, под
зеленым балдахином, на возвышенном
месте, стояли крес­ла из золота. Алеша
любовался этим убранством, но стран­ным
показалось ему, что все было в самом
маленьком виде, как будто для небольших
кукол».

Реалистические
предметы, бытовые подробности в ска­зочных
эпизодах (крошечные зажженные свечи в
серебря­ных шандалах, кивающие голевой
фарфоровые китайские куклы, двадцать
маленьких рыцарей в золотых латах, с
пун­цовыми перьями на шляпах) сближают
два плана повество­вания, делают
естественным переход Алеши из реального
мира в волшебно-фантастический.

Все произошедшее
c героем заставляет читателя задумать­ся
o многих серьезных вопросах. Как относиться
к успеху? Как не возгордиться от
неожиданной большой удачи? Что может
случиться, ecли не прислушаться к голосу
совести? Что такое верность слову? Легко
ли преодолеть в себе дур­ное? Ведь
«пороки обыкновенно входят в дверь, a
выходят в щелочку». Комплекс нравственных
проблем ставит автор, не снисходя ни к
возрасту героя, ни к возрасту читателя.
Дет­ская жизнь не игрушечный вариант
взрослой: все в жизни происходит единожды
и всерьез.

Дидактична ли
«Черная курица»? Воспитательный пафос
очевиден. Если отвлечься от художественной
ткани повество­вания, его можно
выразить в словах: будь честен, трудолюбив,
скромен. Но Погорельский сумел облечь
воспитательную идею в такую
романтически-приподнятую и в то же время
жизнен­но убедительную, поистине
волшебно-сказoчнyю форму, что читатель-ребенок
воспринимает нравственный урок сердцем.

Сюжет повести.
Серьезная
проблематика повести Погорельского
легко усваивается детьми благодаря
увлекательному сказочному сюжету и
очень удачному центральному образу
героя — сверстника читателя.

Анализ
сюжета повести убеждает, что в жанровом
отношении произведение это не столь уж
однозначно, что дополнительно сооб­щает
его содержанию художественную полноту
и педагогическую глубину.

Повесть
начинается с экспозиции
(предыстория событий, развертывающихся
непосредственно в рамках художественного
вре­мени
произведения).

Завязка
— заступничество Алеши за Чернушку.

Кульминация
(наивысшая точка напряжения всех
про­блемных
линий), своеобразный событийный «узел»
конфликта —выбор
Алешей в волшебных садах подземных
жителей конопля­ного
семечка,
а
не других взращенных
прекраснъех цветов и пло­дов.
Этому
самому выбору сопутствует прельщение
(трудно
не поддаться
искушению без труда знать все на
«отлично»). Но, од­нажды
уступив своей, кажется, безобидной для
других мысли, уже
маленький человек встает на путь сначала
совсем небольшой, а
потом все более растущей лжи. Так,
кажется, тоже волшебным образом
приходит к нему забвение правил .и
обещаний. Тогда в добром
и сострадательном мальчике начинает
говорить горды­ня,
ничем неоправданное чувство превосходства
над другими. Из волшебного средства —
конопляного семечка, дурман-травы
—произрастает эта гордыня.

Причем
потеря героем конопляного семечка еще
не развязка, мальчику дважды дается
шанс без нравственных потерь выйти из
сложившейся ситуации, но, снова найдя
конопляное семечко, он вступает на тот
же губительный путь.

Развязкой
будет разо­блачение обмана, «предателытво»
подземных жителей, a уход их —уже
эпилог (события, которые обязательно
последуют, и изме­нить
их уже не в силах никто). B лирическом
плане развязка — рас­каяние Алеши,
горькое, невосполнимое чувство утраты,
жaлостъ к героям, с которыми надлежит
расстаться, и уже ничего ни в своих
поступках,
ни в поступках других изменить нельзя.
Событийная сто­рона
—повод для начала «работы души.

Интуитивно
читатель приходит к выво­ду,
пусть и вербально не оформленному:
гордыня, спесь побежда­ются
раскаянием, покаянием, соучастием,
состраданием, жалостью к
другим. Нравственные
выводы
звучат
афористически: «3а­
блудших
исправляют люди, лукавыx — ангелы, a
гордыx — сам Господь БОГ»
(св.
Иoанн Лествичник)

Образ главного
героя.
Образ
Алеши, девятилетнего воспитанника
старинного петербургского пансиона,
разработан писателем с особым вниманием
к его внутренней жизни. Впервые в русской
детской книге здесь появился живой
мальчуган, каждое душевное движение
которого говорит o глубоком знании
автором детской психологии. Алеша
наделен чертами, характерными для
ребенка именно его возраста. Он
эмоционален, впечатлителен, наблюдателен,
любознателен; чтение старинных рыцарских
романов (типичный pепертуар чтения
мальчика XVIII века) развило его вообpажение,
богатое от природы. Он добр, смел,
отзывчив. И вместе c тем ничто ребяческое
ему не чуждо. Он шаловлив, непоседлив,
легко поддается соблазну не выучить
скучный урок, слукавить, утаить от
взрослых свои детские секреты.

Как y большинства
детей, в его сознании сказка и
действительность слиты воедино. B
реальном мире мальчик ясно видит
неуловимые для взрослых следы чудесного
и сам непрерывно ежеминутно в повседневной
жизни творит сказку. Так кажется ему,
что дырочки в заборе, сколоченном из
стaрых досок, правертела волшебница, и,
конечно, нет ничего удивительного, если
она принесет весточку из дома или
игрушку. Обычная курица, спасаясь от
преследования кухарки, вдруг запросто
может заговорить и обратиться за помощью.
Поэтому так естественно входят в жизнь
героя, a вместе c тем и в сюжет повести и
волшебные рыцари, и оживающие фарфоровые
куклы, и таинственное подземное царство
c его мирным и добрым народом, и обладающее
магической силой зернышко, и другие
чудеса сказки со всеми правами и законами.

Насколько легко
вторгается сказка в жизнь героя
Погорельского, настолько свободно в
свою очередь в повествование o таинственном
введены приемы реалистического письма:
точность в описании бытовых деталей и
несвойственные сказке элементы
психологического анализа.

Детали быта в
скaзочных эпизодах повести словно
подсказаны художнику ребенком, исполненным
наивной веры в реальность всего чудесного.
Крошечные зажженные свечи в серебряных
шандалах, величиной c Алешин маленький
пальчик, появляются на стульях, рукомойнике
и на полу темной комнаты, курочка Чернушка
приходит за Алешей; большая лежанка из
голландских изразцов, на которой синей
глазурью нарисованы люди, звери,
встречается на их пути в подземное
царство. Видят они и старинные кровати
c белыми кисейными пологами. Нетрудно
заметить, что все эти предметы попали
в повесть не из неведомой волшебной
страны, а из обычного петербургского
особняка XVIII века. Таким образом, писатель
вместе c героем как бы «oживляют» сказку,
убеждая и читателя в достоверности
сюжетного вымысла.

Чем дальше Алеша
вместе с Чернушкой идут в таинственный
мир подземных жителей, тем меньше
становится в тексте истори­ческого
и бытового колорита. Но четкость детского
видения, детская зоркость и конкретность
представлений остается: двадцать рыцарей
в золотых латах, с пунцовыми перьями на
латах тихим маршем входят попарно в
залу, двадцать малень­ких пажей в
пунцовых платьях несут королевскую
мантию. Одежды придворных, убранство
дворцовых покоев — все выписано
Погорельским с пленяющей ребенка
обстоятельностью, создающей иллюзию
«всамделишности», которую он так ценит
и в игре, и в сказке.

Почти все события
сказочного плана можно объяснить,
скажем, склонностью героя к мечтательности,
к фантазиро­ванию. Он любит рыцарские
романы и часто готов видеть обыденное
в фантастическом свете. Директор училищ,
к при­ему которого с волнением готовятся
в пансионе, в его вооб­ражении
представляется «знаменитым рыцарем в
блестящих латах и в шлеме c блестящими
перьями», но, к своему удив­лению,
вместо «шлема пернатого» Алеша видит
«просто ма­ленькую лысую головку,
набело распудренную, единствен­ным
украшением которой… был маленький
пучок». Но ав­тор не стремится разрушить
хрупкое равновесие между сказкой и
жизнью, оставляет недоговоренным,
например, почему Чернушка, будучи
министром, является в виде ку­рицы и
какую связь имеют подземные жители со
старушка­ми-голландками.

Развитое воображение,
способность мечтать, фантазировать
составляют богатство личности растущего
человека. Поэтому так обаятелен главный
герой повести. Это первый живой,
несхематичный образ ребенка, мальчика
в детской литературе. Алеша, как всякий
десятилетний ребенок, любознателен,
подвижен, впечатлителен. Его доброта,
отзывчивость прояви­лись в спасении
любимой курочки Чернушки, что и послужило
завязкой сказочного сюжета. Это был
решительный и смелый поступок: маленький
мальчик бросился на шею кухарке, внушавшей
ему «ужас и отвращение» своей жестокостью
(кухарка в тот момент с ножом в руках
схватила Чернушку за крыло). Алеша без
колебаний расстается с драгоценным для
него импе­риалом, пoдaрeнным доброй
его бабушкой. Автору сентимен­тального
детского рассказа этого эпизода было
бы вполне достаточно для того, чтобы
вознаградить сторицей героя за доброе
сердце. Но Погорельский рисует живого
мальчика, по-детски непосредственного,
шаловливого, не устоявшего перед
искушением праздности и тщеславия.

Первый шажок к
своим бедам Алеша совершает непред­намеренно.
На заманчивое предложение короля назвать
свое желание Алеша «поспешил c ответом»
и сказал первое, что могло прийти в
голову почти всякому школьнику: «Я бы
желал, чтобы, не учившись, я всегда знал
урок свой, какой мне ни задали».

Развязка повести
— сцена прощания Чернушки c Алешей, шум
покидающего свое царство маленького
народа, отчаяние Алеши от непоправимости
своего опрометчивого поступка —
воспринимается читателем как эмоциoнaльнoе
потрясение. Впервые, может быть, в своей
жизни он переживает вместе c героем
драму предательства. Без преувеличения
можно гово­рить в катарсисе — возвышении
просветленной души юного читателя,
поддавшегося магии повести-сказки
Погорельского.

Особенности
стиля.
Своеобразие
мышления ребенка, героя повествования,
глазами которого как бы увидены многие
события повести, подсказало писателю
отбор изобразительных средств. Поэтому
каждая строчка «Черной курицы» находит
отклик y читателей — сверстников героя.

Писатель,
изобретательный в фантастической
выдумке, внимателен к тщательному
воссозданию подлинной жизни. Точны
полные подробностями, как бы c натуры
срисованные пейзажи старого Петербурга,
точнее, одной из старейших его улиц —
Пер­вой линии Васильевского острова,
с ее деревянными тротуарами, небольшими
особняками, крытыми голландского
черепицей, и просторными дворами,
огороженными барочными досками. Подробно
и тщательно обрисованы Погорельским и
одежда Алеши, убранство праздничного
стола, и сложная, сделанная по моде того
времени, прическа супруги учителя, и
многие другие под­6цостей быта
Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены
повести отмечены слегка насмешливой
улыбкой автора. Именно так сделаны
страницы, изображающие забавную суету
в доме учителя перед приездом директора.

Чрезвычайно
интересна лексика и стилистика повести.
Слог «Черной курицы» свободный,
разнообразный. Стремясь сделать повесть
занимательной для ребенка, Погорельский
не допускает упрощения, не стремится к
такой доступности, которая достигается
за счет обеднения текста. Встречаясь,
в произведении c мыслями и образами,
сложными и не до конца понятными, ребенок
усваивает их контекст обобщенно, не
будучи в силах подойти к ним аналитически.
Но освоение текста, требующего от
читателя известных умственных усилий,
рассчитанных «на вырост», всегда
плодотворнее, чем облегченное чтение.

«Черная Курица»
легко воспринимается и современным
читателем. Здесь практически нет
архаической лексики, ус­таревших
оборотов речи. И в то же время повесть
выстроена стилистически разнообразно.
Здесь есть эпическая нетороп­ливость
экспозиции, эмоциональный рассказ о
спасении Чер­нушки, о чудесных
происшествиях, связанных с подземными
жителями. Часто автор прибегает к живому,
непринужденно­му диалогу.

B стилистике повести
немалая роль принадлежит воспроизведению
писателем детской мысли и речи.
Погорельский один из первых обратил
внимание на ее специфику и использовал
в качестве средства художественной
изобразительности. «Если бы я был рыцарь,
—размышляет Алеша, — то никогда бы не
ездил на извозчике». Или: «Она
(старушка-голландка) показалась ему
(Алеше) как будто восковая». Так детская
интонация применяется Погopельским и
для речевой характеристики героя, и в
авторской речи. Стилевое разнообразие,
смелое обращение к различным по степени
сложности лексическим пластам и
одновременно внимание к особенностям
восприятия читателя-ребенка сделали
повесть Погорельского классической
детской книгой.

Своеобразие
жанра

Все
описанное в повести вполне мотивировано
психологией ребенка. Более того, можно
подумать, что никакого
волшебства и не было: мальчик ложится
в постель, за­сыпает
и видит сон c вариациями на темы прочитанных
им рыцарских
романов и собственного поистине
рыцарского поступка по отношению к
курице и во сне получает нравственный
урок. B
таком случае все происходящее в сказочной
повести умещает­ся
в рамках повести
психологической
и,
несомненно, повести
педагогической,
дающей
духовно-нравственные уроки.

Но
жанр повести можно обозначить и как
святочную
повестъ.
Не
только потому, что действие начинает
разворачиваться в зим­нем
Петербурге перед Рождеством, но и потому,
что в повести на самом деле соблюдены
структурно необходимые в святочном
про­изведении каноны жанра. Маленький,
одинокий, покинутый всеми человек
оказывается один на один c искушением,
поддается ему, затем
раскаивается И заслуживает сострадания
или даже какой-то награды. Строго говоря,
это вначале нисхождение героя по
нравст­венной лестнице, a затем его
восхождение к постижению настоящей
радости
(путь, характерный для героя мистерии).
Автор строит свой сюжет,
не прибегая к прямым цитатам из Священной
истории, но символическая
сторона происходящего соотносима c
темами и кар­тинами Апокалипсиса.

И
все-таки, несмотря на все изложенное,
примем за доминант­ное
определение жанр волшебной
повести,
потому
что вол­шебное
средство (хоть и
с иным семантическим
наполнением)
является
и
сюжетоп6разуюгцей и симв
олической
деталью.
Тайна
—важный
фактор в формировании внутренней формы
произведе­ния, а
психологизм u историческая достоверность
повести
вызы­вают
y читателя чувство доверия к тому, что
описывается, a свя­точное
содержание лишь.
усиливает мифопоэтическую глубину
повествования.

Двухчастное
название повести «Черная курица, или
Подземные жители»,
с одной стороны, указывает на романтическое
двoемирие, столь
важное для понимания смысла происходящего
в произведе­нии, но c другой стороны,
таким образом обозначен и жанр
произ­ведения: черная курица —
реальное, психологическое, подземные
жители
— волшебное, мистическое, намекающее
на сакральное. Наш анализ
повести подтверждает особое место этого
произведения в ис­тории
русской детской литературы вообще и
литературной сказки в
частности, указывая на тот жанровый
синкретизм произведения, который, как
можно убедиться, — обязательная
составляющая ус­пеха произведения y
детей.

Органичное сочетание
гуманной педагогической идеи,
проникновенного тона повествования,
художественно выра­зительной фоpмы,
занимательности для читателя делает
повесть Погорельского классическим
произведением детской литературы,
равных которому найдется немного в
истории не только отечественной, но и
зарубежной литературы.

Богатство
воспитательного и познавательного
содержания «Черной курицы», подлинно
творческое литературное решение
морально-педагогических задач обеспечили
ей прочную и долгу привязанность
читателей.

Основные аспекты
творчества В.Ф. Одоевского для детей

В.Ф.Одоевский
(1804-1869) – известный писатель, музыкант,
философ и педагог.
«В
совершенстве
развитый человек», «живая энциклопедия»
— так отзывались o нем знавшие его.

Издатель альманаха
«Мнемозина» и журнала «Московский
вестник», соредактор Пушкинского
«Современника». Будучи помощником
директора публичной библиотеки в
Петербурге, директором Румянцевского
Музея (книгохранилище которого стало
основой Российской государственной
библиотеки – «Ленинки»), он способствовал
развитию книжного дела в России.

Он был писателем,
ученым, философом, теоретиком музыки,
и во все эти миры человеческой мысли
вносил что-то свое, оригинальное –
волшебное и реальное одновременно.

В музыке он слышал
второй язык человечества, которому
суждено стать равным по значению языку
слов, понятным всем людям, всем народам,
он объединит и сдружит их.

Даже слову
«философия» — сухому и отвлеченному, он
и его друзья найдут замену – любомудрие,
здесь, в этом звучании любовь соединена
с мудростью.

B
течение дли­тельного времени Одоевский
входил в Ученый Комитет Ми­нистерства
государственных имуществ, занимался
организа­цией
учебного процесса в различных учебных
заведениях — от воспитательных домов,
приходских сельских училищ до Мариинского
института благородных девиц. Он написал
ряд учебных пособий для учащихся,
руководств для учителей.

B
1834-1835 годах он издает необычное пособие
для воспитательных домов,
где пребывали сироты, — «Детские книжки
для воскресных детей».
Здесь помещались педагогические
наставлении
для воспитательниц, дидактические
материалы, a
также рассказы и сказки для чтения
детям.

Одним
из первых в России Одоевский заинтересовался
педагогикой как наукой. Он задумал
большое сочинение по вопросам педагогики
под названием «Наука до науки». При
жизни писателя была опубликована только
небольшая его часть.

Одоевский
пишет: «Три пути действовать на ребенка:
ра­зумное убеждение, нравственное
влияние, эстетическая гармонизация …
кому недоступно у6еждение (дело
труднейшее), на того можно подействовать
нравственным влияни­ем; ребенок вам
уступит, потому что этого желаете вы,
из любви
к вам; не добились вы любви от ребенка,
старайтесь развить
его эстетической гармонизацией —
музыкой, картинами,
стихами…»

Занимаясь
организацией детских приютов и сельских
школ, В.Ф. Одоевский обнаружил бедность
литературы для детей. Он пишет статью
«О детских книгах. О причинах не интереса
ребенка к книге…», создает знаменитые
сказки и рассказы для детей под псевдонимом
«дедушка Ириней», печатает познавательные
статьи в журнале «Сельское чтение» и
пр.

А как интересна
его писательская судьба! Любимый и
почитаемый современниками, он был потом
надолго забыт, лишь теперь книги его
просыпаются после столетнего сна,
оживают, становясь с каждым годом все
современнее, все необходимее.

«Дети были лучшими
моими учителями… Для свежего, не
испорченного никакой схоластикой
детского ума нет отдельно ни физики, ни
химии, ни антропологии…»

На
произведения Одоевского для детей
повлияли его педагогические взгляды.
Считая, что дитя бывает «проснувшееся»
и «непроснувшееся», он придавал большое
значение детской литературе, способной
пробудить ум и сердце ребенка.
«Непроснувшиеся более
чем спят», ничто таких детей не интересует,
они ничего не
делают. Пробудить их могут, например,
сказки Гофмана. Вообще
же задачу литературы Одоевский видит
в пробужде­нии
«непроснувшегося» детского ума, в
содействии духовно­му
росту ребенка. Одновременно с этим
писатель ставит за­дачу
развить «благодатные» чувства в душе
ребенка.

Он стремился
привести в движение мысль ребенка,
опираясь на любовь детей к вымыслу,
фантастике. В его книгах умело сочетаются
реальные и фантастические события. Для
произведений Одоевского характерно
естественность и научность содержания,
увлекательность и драматизм повествования,
убежденность в могуществе человеческого
разума.

При
жизни Одоевского его книги для детей
издавались 6 раз: «Городок в табакерке»
(1834, 1847), «Сказки и рассказы для
детей дедушки Иринея» (1838 и 1840), «Сборник
детских песен
дедушки Иринея» (1847).

B
жанpoвом отношении его произведения
разнообразны: сказки, рассказы, очерки,
стихи. Написал Одоевский и не­сколько
колоритных пьес для театра марионеток:
«Царь-де­вица»,
«Мaльчик-фарисей», «Воскресенье»,
«Переносчица, или Хитрость
против хитрости». По воспоминаниям
друзей, Одо­евский
c большим удовольствием придумывал
сюжеты и ста­вил
домашние спектакли c детьми. Он был
человеком увле­кающимся,
неистощимым выдумки и веселье. Таких
лю­дей,
по словам Белинского, на Руси называют
«детским праздником».
Одоевский идеально объединил в себе
качест­ва,
необходимые детскому писателю: «и
талант, и душу жи­вую, и поэтическую
фантазию, знание детей». Это и
пред­определило его успех.

Изучив сказки и
рассказы Одоевского, можно выделить
следующие аспекты его произведений:

Информационный.
Сказки и рассказы («Два дерева»,
«Червячок», «Городок в табакерке»)
содержат научные сведения из различных
областей знаний: химии, ботаники,
зоологии, физики, математики и пр.
Следовательно, они являются средством
умственного развития и воспитания
детей.

Материалы для
сказочника, по мнению писателя, «везде:
на улице, в воз­духе». Материалом для
его первой сказки («Городок в табакерке»)
послужила музыкальная шкатулка, вещь
в быту прошлого века достаточно
рас­пространенная и в то же время
вызывающая любопытство ре­бенка. Не
случаен интерес к ней и самого
автора-музыканта, создавшего, кстати,
музыкальный инструмент под названием
«Се6астьянон».

…Маленький Миша
очарован внешним видом табакер­ки,
на крышке которой изображены ворота,
башенка, золотые домики, золотые деревья
c серебряными листиками, солнышко c
расходящимися лучами. Но больше мальчика
занимает внутреннее устройство чудесной
игрушки — про­исхождение музыки.
Естественное желание любознательно­го
мальчика войти в игрушечный городок и
увидеть все самому исполняется во сне.
В сопровождении спутника, «колокольчика
с золотой головкой и в стальной юбочке»
автор знакомит маленьких читателей с
устройством заводного механизма
музыкальной игрушки. Лю6ознательньнл
пришелец видит множество
мальчиков-колокольчиков, их 6еспрестанно
постукивают злые дядьки-молоточки, за
которыми надзирает толстый валик, с
боку на бок поворачивающийся на диване.
A всеми повелевает изящная царевна
пружинка «в золотом шатре c жемчужной
6ахромою». Она-то и объясняет Мише
слаженную работу му­зыкального
механизма. C удивлением Миша обнаруживает
похожесть принципов устройства
музыкальной шкатулки с закономерностями
общественного устройства: все
взаимосвя­зано и нарушение в одном
звене выводит из строя всю систему,
нарушает чудесную гармонию. Стоило Мише
прижать пружинку, все умолкло, валик
остановился, молоточки попадали,
колокольчики свернулись на сторону,
солнышко по­висло, домики изломались…».
Городок в та6акерке оказыва­ется
своеобразной микромоделью мира.

Путешествуя по
сказочному городку, Миша, а значит, и
маленький читатель, попутно открывает
для себя законы перспективы в живописи,
музыкальную теорию контрапункта. И все
это просто и естественно вписывается
в повествование.

Сказка несет и
воспитательный заряд. Подспудно проходит
мысль о том, что все в мире движется
трудом, праздность кажется привлекательной
только со стороны. При этом мораль
ненавязчива, она вытекает из действия.

В «Городке в
табакерке» Одоевский продемонстрировал
в полной мере искусство говорить с
детьми о сложных вещах языком понятным,
простом и убедительным.

Сходные художественные
приемы использовал Одоевский в сказке
«Червячок»,
обратившись на этот раз к области
естествознания. Сказка в занимательной,
поэтичной форме знакомит читателей с
превращениями личинки-червячка в
куколку, затем в бабочку. Об этой сказке
A. A. Краевский писал следующее: «Не
очевидна ли во всем этом рассказе жизни
червячка таинственная идея, глубокая
аллегория, облаченная в самое простое,
прелестное, самое понятное для детей
выражение? Вот… образец того, каким
об­разом делать доступными детскому
разумению самые отвлеченные, даже
метафизические истины. Дитя, прочитав
этот рассказ, не толь­ко может
заохотиться учиться естественной
истории, но и примет в душу свою мысль
великую, плодотворную мысль, которая
никогда не забудется, породит множество
других возвышенных помыслов и заложит
основу нравственного совершенствования»

Культурологический.
С помощью сказок Одоевского («Мороз
Иванович», «Серебряный рубль» и др.)
ребенок знакомится с элементами народного
быта, традициями, праздниками. Происходит
формирование базиса личностной культуры.

Наиболее популярна
сказка «Мороз Иванович». Она перекликается
по сюжету с народной сказкой «Морозко»,
включает традиционные сказочные мотивы
(печь с пирожка­ми, яблоня с золотыми
яблочками). Создавая свое произведение,
Одоевский дополнил его деталями быта,
описанием убранства жилища Мороза
Ивановича, подробно о6рисовал ха­рактеры
главных героинь —девочек Рукодельницы
и Ленивицы. B литературной сказке они
родные сестры, живут с нянюшкой, поэтому
мотив несправедливого гонения со стороны
мачехи отсутствует, акцентируется
нравственная сторона отношений.

Сказка Одоевского
построена на противопоставлении
тру‑
долю6ия и лености, что подчеркивает
эпиграф: «Нам даром,
без труда, ничего
не дается — недаром исстари пословица
ведется».

Рукодельница и в
родном доме, и в гостях у Мороза Ива­новича
трудолюбива, прилежна, добросердечна,
за что и была вознаграждена. Ленивица,
только мух умевшая считать, не смогла
ни перину снежную взбить, ни кушанье
изготовить, ни платье починить.

Финал сказки
писатель смягчает. Ленивица получает
от Мороза Ивановича подарки, которые
тают на глазах. Какова работа, такова и
награда. А к читателю обращено послесловие:
«А вы, детушки, думайте, гадайте, что
здесь правда, что неправда; что сказано
впрямь, что стороною; что шутки ради,
что в наставленье».

Мудрый сказочник
не упускает возможности по ходу сказки
рассказать детям о том, как зима сменяет
лето, как растут озимые, отчего летом
вода в колодце студеная, как c помощью
песка и угля отфильтровать воду, чтобы
она стала «чистая, словно хрустальная»,
дать много других полезных сведений.

Личностный.
Произведения Одоевского («Серебряный
рубль», «Сиротинка», «Бедный Гнедко»)
помогают ребенку задуматься о мотивах
своих поступков, понять свой внутренний
мир.

Содержание
большинства из этих рассказов связано
с жизнью детей. Рассказы Одоевского
развивают идеи доброты, гуманности,
душевного благородства, ответственности,
трудолюбия.

Наиболее современно
звучит рассказ «Бедный Гнедко» — о судьбе
извозчичьей лошади, загнанной своим
хозяином.

… Когда-то Гнедко
был веселым жеребенком, жил в деревне,
с ним дружили дети Ванюша с Дашей. Потом
его продали в город. И вот бедный Гнедко
лежит на мостовой, «не может пошевелиться,
зарыл голову в снег, тяжело дышит и
поводит глазами». Прямой авторский
призыв звучит актуально: «Друзья мои…
Грешно мучить животных… Кто мучит
животных, тот дурной человек. Кто мучит
лошадь, собаку, тот в состоянии мучить
и человека…»

Социальный.
«Индийская сказка о четырех глухих»,
«Шарманщик», «Столяр» учат детей умению
строить и регулировать свои отношения
со сверстниками и взрослыми, что
способствует социологизации детей.

Остроумная индийская
сказка «О четырех глухих» интересна и
многозначна. Четверо глухих (деревенский
пастух, сторож, всадник и брамин),
вынужденных общаться, не слышат друг
друга. Каждый по-своему истолковывает
поведение остальных, отчего проистекает
много несуразного и нелепого. Сказка
предостерегает от нравственной глухоты.
Писатель обращается к читателям:
«Сделайте малость, друзья, не будьте
глухи. Уши нам даны для того, чтобы
слушать. Один умный человек заметил,
что у нас два уха и один язык и что, стало
быть, нам надобно больше слушать, нежели
говорить».

Сказка «Столяр»
рассказывает об истории жизни знаменитого
французского архитектора Андрея Рубо,
прошедшего путь от нищеты к общенациональному
признанию, путь, который мог быть возможен
только для мальчика, обладавшего
удивительным упорством, волшебной
любознательностью, необыкновенным
трудолюбием.

Таким образом,
можно говорить о важнейшем значении
произведений Одоевского в приобщении
юных читателей к общечеловеческим
ценностям, актуальным для любой эпохи.

  • Кульминация сказки сивка бурка
  • Кульминация сказки каша из топора
  • Кульминация сказки гуси лебеди
  • Кульминация сказка о царе салтане
  • Кульминация сказка о рыбаке и рыбке