«Гуси лебеди» — анализ русской сказки
«Гуси лебеди» — анализ русской сказки
Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей. Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку.
Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.
Герои «Гуси-лебеди»:
1.Братец
2.Сестрица
3.Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
4.Баба Яга
5.Гуси-Лебеди
Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»
Начало сказки традиционное:
Зачин (Жили – были….) Экспозиция (наказ родителей)
Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)
Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.
В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира: Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.
Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.
Читать сказку Гуси-лебеди
Читать другие русские народные сказки
Анализ сказки «Гуси-лебеди» в вопросах и ответах
- Есть ли в сказке присказка? Нет. Есть зачин.
- Какое событие является завязкой действия в волшебной сказке?
Брата похищают гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата.
Какой запрет нарушается в сказке и кто и почему его нарушает?
Сестра нарушила запрет «не ходить со двора», она забыла, что ей наказывали родители
- Определите конфликт в сказке.
Конфликт в сказке происходит между Бабой-Ягой и детьми, между добром и злом.
- Найдите, как обозначаются в сказке место действия и ход времени, внешность персонажей? Почему сказка не дает подробных описаний?
Точное место действия в сказке не обозначено, но учитывая, что говорится о близости леса, речки, «яблочко лесное» можно подумать, что действие происходит в сельской местности. Скорее всего, события разворачиваются в течение дня (в начале сказки родители ушли на работу, в конце – вернулись)
- Дайте характеристику «нашего» и «тридевятого» царств. Чем «наш» мир отличается в сказке от «того» мира? Как сказка показывает, что герой уже оказался в «ином» мире?
«Наше» царство – это быт (родители уходят на работу, девочка гуляет, братец сидит на травке)
«Тридевятое» царство встречается девочке во время поисков брата (волшебная речка, говорящие печь, яблонь, ёжик; баба-яга, избушка на курьей ножке, Гуси-лебеди)
- Охарактеризуйте героя сказки. Какие типы героя и героини представлены в сказке?
Главная героиня – девочка, скорее всего она старше своего брата, т.к. именно её родители попросили присмотреть за ним. В начале сказки она легкомысленная (оставила братца одного), капризная (не желавшая даров речки, печки и яблоня), но всё же добрая и смелая (отправилась на поиски), коммуникабельная (спрашивала не видал ли кто Гусей-лебедей)
- Передаются ли в сказке переживания героев?
«Ахнула, кунулась туду-сюда – нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала…»
- Проследите, что герой сказки делает сам? Какие качества героя проявляются в его поступках?
Девочка сама принимает решение отправиться на поиски брата, сама вызволяет его от бабы-яги.
Здесь проявляются такие качества, как храбрость, ответственность.
- Чего добивается герой сказки и как ему это удается?
Девочка находит братца и помогают ей в этом сказочные персонажи (печь, яблонь, речка, ёжик)
- Кто в сказке становится врагами героя (героини): потусторонние существа или родные?
Враги гуси-лебеди, баба яга – потусторонние персонажи.
- Как сказка создает образы противников героя?
В сказке даётся их описание: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали», «баба-яга, морда жилиная, нога глиняная»
- Кто становится помощником героя? Объясняет ли сказка, почему это происходит?
Помощники печь, яблонь, речка, ёжик. Этим персонажам, кроме ежа тоже нужна помощь, поэтому они помогают девочке.
- Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?
«Один в поле не воин» Вместе всегда легче преодолевать трудности.
- Какую функцию выполняет в сказке Баба-яга?
Баба-яга антагонист, с помощью гусей-лебедей похищает братца.
- Проследите, как нарастает напряжение в повествовании. Какой эпизод является кульминационным?
Гуси-лебеди унесли братца, отчаяние, поиск. Кульминация – девочка находит братца у бабы-яги.
- Как разрешается конфликт в сказке?
Сказочные персонажи помогают девочке и братцу спрятаться от гусей-лебедей и добраться до дома. Добро победило зло.
- Найдите в сказке пословицы. Какова их роль?
В этой сказке нет пословиц.
- Что такое «сказочные формулы»? Приведите их примеры. Когда и в каких целях они употребляются?
Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:
- «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
- «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;
Любовь к сказкам появляется ещё в детстве. В предании о волшебных Гусях над злом одерживает победу находчивый ум, добро, смелая решительность. Так же и в реальной жизни перед мощью этих положительных сил не устоят тёмные чувства. Необходимо отметить кратко в читательском дневнике, что в «Гуси-Лебеди» основная мысль такова: нет ничего лучше отчего дома, родного края, единения с близкими.
Исследование сказки о волшебных гусях
В русском народном предании виной всем бедам стала безответственность сестрицы. Если бы она старательно выполняла поручения старших, то ничего страшного не произошло. За халатностью последовало наказание, с которым девочка героический справилась.
Разбор структуры народной легенды:
- Завязка — мальчишку забирают к Бабе Яге волшебные птицы.
- Кульминация — сестричка добирается до избушки на курьих ножках, где спрятан её брат.
- Развязка — прибытие детей в родной дом.
Характеристика героев
Семья — главная и вечная ценность. Это центральная тема литературного произведения. В сюжете основных действующих лиц не так много, присутствует чёткое разграничение героев на положительных и отрицательных.
Персонажи сказки:
- Баба Яга.
- Гуси-Лебеди.
- Братец.
- Сестра.
- Волшебные помощники Речка, Печка, Яблоня.
Нравственные уроки
Родительское наставление следить за младшим братом было нарушено, что повлекло вслед за собой драматические события для провинившейся. Если упростить «Гуси-Лебеди» до краткого пересказа, то это художественное произведение представляет традиционную народную страшилку, которая повествует о том, что при ослушании родителей злодей может унести к себе в логово. Звать на помощь некого, придётся спасаться самостоятельно.
Также наесться плодов яблони и утолить жажду у берегов реки — это необходимые действия для выживания во власти природы на большом расстоянии от других людей. Так можно спастись от голодной смерти. Печка, возможно, является символом огня, в котором крайне нуждается человек для того, чтобы оградить себя от хищников и в тёмное время суток оставаться в тепле.
Сказки появились более двух тысяч лет тому назад. Приятно окунуться в чтение литературных рассказов, где предстаёт перед читателем удивительный фантастический мир с его тайнами и загадками. Они формируют моральные качества, учат добру и справедливости. Сколько на страницах сказок мудрости и рассудительности!
И в современном мире необходимо быть осмотрительным и ответственным, чтобы неприятности и невезение не похитили что-то ценное и значимое.
Отзывы о русском сказании
Сказка также показывает, что часто в жизни справедливо правило «всему своя цена». Хочешь помощи — сначала помоги сам. Конечно, сказка имеет и просто развлекательный характер. Она короткая, но посопереживать героям вполне можно успеть.
гость литературного сайта
Ой, как же я любила в детстве эту сказку. Почему-то приключения сестрицы и братца казались мне очень увлекательными, особенно на обратном пути, здесь и возможность под молочной речкой скрыться, и в печке побывать, пирожков вкусных отведать и не только.
гость литературного сайта
Эта книга об ответственности, об авторитете родителей, она хорошо раскрывает смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется».
гость литературного сайта
2
Какие признаки сказки есть в сказке «Гуси-лебеди»?
10 ответов:
5
0
Всем известная с детства сказка «Гуси-лебеди» имеет много признаков сказки. Во первых по сюжету — идет завязка, разворачивается действие и затем следует счастливый конец, где добро побеждает зло. Также здесь мы встречаем множество сказочных персонажей: гуси-лебеди, говорящие печка, яблонька, речка. Не обошлось и без Бабы-Яги, участницы многих русских сказок.
5
0
В известной русской народной сказке «Гуси-Лебеди» есть несколько признаков сказки:
- Неживые предметы (яблонька, печка, речка) — оживлены, общаются с главными героями.
- Главные персонажи — дети — успешно преодолевают ряд испытаний.
- Наличие сказочных персонажей (Баба Яга).
- Добро в конце обязательно побеждает, конец у сказки счастливый.
5
0
Почти с самого начала становится понятно, что «Гуси-лебеди» это сказочное произведение:
1) Какие-то непонятные, несуществующие животные, гуси-лебеди, крадут и уносят детей.
2) В поисках брата девочка встречает разговаривающих печку, яблоню, ежика, реку с берегами (которые к тому же состоят из молока и киселя).
3) Завсегдатаи русских сказок — избушка на курьих ножках и баба-яга.
4) Золотые яблоки, которыми играл маленький брат у бабы-яги.
4
0
Сказка в «Гуси-лебеди» начинается практически со второго предложения. Не учитывая даже тот факт, что в наше время родители бы не оставили малыша на маленького ребенка, пусть и немного более старшего.
Гуси уносят мальчика. Разве это возможно в реальной жизни? всегда в детстве удивлялась, что же это за гуси такие (и почему они еще и лебеди в одном лице).
Дальше девочке на пути повстречались различные сказочные, выдуманные персонажи (говорящая яблонька, печка, речка, та же Баба-Яга).
Еще меня удивляет следующий факт: неужели яблонька, печка и речка не помогли бы детям в любом случае? Почему только после помощи?
4
0
Построение «Гуси-лебеди» соответствует построению волшебной сказки: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, концовка. Наличие сказочных персонажей (баба Яга), неживые предметы, животные разговаривают (речка, яблонька), волшебных действий (лебеди унесли Иванушку, печка прячет детей и проч.). Наличие врагов и героев-помощников (мышка, речка, яблонька). Использование магического числа «три» (три помощника у детей). Герои путешествуют, преодолевая трудности. Сюжет простой, некоторые кусочки текста повторяются несколько раз, чтобы легко было передать из уст в уста. Язык произведения сказочный (постоянные эпитеты, олицетворения). Добро побеждает!
2
0
В сказке «Гуси-лебеди» имеются признаки, свидетельствующие о том, что это именно сказка, а не другой литературный жанр. Наличие зачина и троекратных повторов уже говорят о том, что мы читаем сказку. В повествовании участвуют персонажи, которые умеют говорить и творить волшебство: речка, печка и яблоня. Имеются и злые персонажи, которые противостоят добрым силам.
В сказке описана борьба добра и зла, причем, как и бывает в сказках, добро побеждает зло. В повествовании мы встречаем множество сугубо сказочных выражений и слов, а завершается оно концовкой, присущей сказкам. Счастливый конец сказки тоже можно назвать среди основных сказочных признаков.
2
0
Сказка «Гуси-лебеди» относится к народным и рассказывает нам о том, как Аленка потеряла своего младшего братика, она о нем забыла когда заигралась и его отнесли к Бабе Яге гуси-лебеди. Это произведение однозначно является сказкой. Во-первых тут главная злодейка — Баба Яга, она всегда отрицательный персонаж русских сказок. Во-вторых разговорчивые печка, речка и яблонька. Они помогали детям. Добро берет верх над злом тоже в сказках главный элемент. Если говорить о типе этой народной сказки, то она волшебно-бытовая скорее, потому что тут и волшебство присутствует и быт семьи — Аленушка, Иванушка и их родители.
1
0
Тут есть все признаки сказки.
Вымышленные персонажи гуси лебеди, потом речка кисельные берега, живая печка, которая пекла пирожки, яблоня угощала ребят яблоками.
Так же есть такой известный персонаж как баба яга. Все это относится к признакам, что данное произведение является сказкой.
Так же здесь показано, что добро побеждает зло, это явный признак сказки.
1
0
Неодушевленные персонажи этой сказки: яблоня, печка, река — разговаривают, общаются с детьми. Присутствуют волшебные персонажи, такие как Баба Яга. Гуси-лебеди (несуществующие птицы) крадут детей. Разве все это не сказки? Разве это не волшебство?
1
0
«Гуси-лебеди» прекрасная сказка с поучительными нотками.
Признаков сказки тут более, чем достаточно:
Говорящая яблоня, печка, которая печет сама по себе румяные и горячие пирожки, река, состоящая из кисельных берегов — ну разве в жизни такое бывает.
Баба-Яга — основная злодейка сказки, это тоже сказочный персонаж, которого в жизни нет.
Ну и собственно говоря, сами гуси-лебеди — вполне сказочные персонажи.
Читайте также
В сказе русского революционера, писателя и фольклориста Павла Петровича Бажова «Приказчиковы подошвы» говорится о том, как по заслугам наказала жестокого и злобного приказчика Северьяна Кондратьича Хозяйка Медной горы.
Северьян, обожавший избивать и глумиться над крепостными бесправными рабочими, был предупрежден Хозяйкой, но не внял, а вместо этого попытался убить её.
Когда он понял, что зарвался, и Хозяйка его сильнее, повел себя как трус.
Кратко идею «Приказчиковых подошв» можно выразить так:
Жестокие люди, которые обижают тех, кто их слабее — всегда трусы, а их истинная суть — такая же ничтожная и пустая, как та пустая порода, которая осталась после Северьяна в малахите.
В рассказе Зощенко «Умная птичка» действие происходит в лесу, а главными героями являются мальчик и птица. Мальчик, обнаружив гнездо с птенцами, захотел забрать одного детеныша, но мама птенцов решила не допустить такого варварства.
Крохотная птичка спустилась за землю и начала уводить мальчика от гнезда. Она проявила хитрость и сообразительность, и добилась того, чего хотела. Паренек так и не смог найти место, где находилось гнездо. А птичка, сделав свою работу, улетела восвояси.
Краткое содержание рассказа «Умная птичка» можно прочитать здесь.
Главная мысль рассказа состоит в том, что материнские чувства свойственны не только людям, но и всем живым существам. Мама-птица готова была пожертвовать собственной жизнью ради своих детенышей, сидевших в гнезде. Умная птица даже притворилась раненой, лишь бы мальчик отвлек свое внимание от птенцов. Как видим, маленькая птичка сумела обвести человека вокруг пальца, а её детеныши остались живы.
Рассказ учит нас бережно относиться к природе и к лесным обитателям. Живые существа не любят, когда их тревожат, поэтому лучше всего наблюдать за птицами и животными из укромного места, издалека. Автор призывает нас никогда не нарушать привычный порядок вещей в природе, в частности, не приближаться к гнездам и не разорять их.
Мамин-Сибиряк написал трогательную историю жизни мальчика, который как все бедняки был вынужден работать в мастерской. МПрошка отличался от остальных, его мысли вечно заняты воспоминаниями о свободе, он мечтал вырваться из душной мастерской, насладиться свежим воздухом, ведь больше у ничего не было. слово вертел означает поворотный круг, сверло.
Разделим рассказ «Вертел» на части и озаглавим.
План рассказа «Вертел»
1 В пасмурной мастерской.
2 Ворчание работников мастерской.
3 Околтанные камни.
4 О чем мечтал Прошка.
5 Визит барыни.
6 Барыня проявляет интерес к Прошке
7 Мечта о свободе.
8 В доме барыни
9 Добрые дети
10 Прошка и барчук
11 Болезнь Прошки.
В конце рассказа Прошка умер, мальчик долго работал в темной мастерской, вокруг была наждачная пыль, в легких не хватало воздуха и было плохое питание.
Продолжение рассказа «Дедушка» С. Георгиев. Ветеран войны признался мальчику, что он знает, что мальчик ему не внук. И когда мальчик пришел в гости, дедушка поговорил с мальчиком как со взрослым человеком. Рассказал ему, что потерял всю семью, пока воевал на фронте, никого у него не осталось. Воевал дедушка на фронте не только за свою семью, а за всех детей в мире, чтобы у них было мирное небо над головой, чтобы жили счастливо. И если дети вырастут хорошими людьми, значит не напрасны были жертвы , значит жизнь продолжается и всех детей ветеран считает своими внуками, продолжением своей жизни. И рад он знакомству с новым внуком.
Среди пятерых рабочих в темной угла мастерской работал 12-летний мальчик, а по виду ему можно быть дать не больше девяти лет. Звали его Прошка, у него была нетрудная работа, нужно было только постоянно крутить колесо, из-за чего мальчик иногда был похож на паука. Прошка был очень худенький, вечное недоедание, пыль, летевшая от наждака и недостаток света мешали мальчику расти. Прошка всегда был голодный, его руки с трудом вертели колесо , но у него была маленькая тайна. Прошка мечтал выраваться из мастерской, но не мог. Ему неоткуда было ждать помощи, отца и матери не было и тетка отдала его в мастерскую, чтобы он сам зарабатывал себе на краюшку хлеба.
У Прошки получилось побывать на свободе, чужая барыня сжалилась над Прошкой и приглашал его к себе в дом. Но это не помогло, Прошка умер, его легкие поразила чахотка
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Основой подготовки учителя начальных классов к выразительному чтению любого произведения на уроках литературного чтения в начальной школе является анализ произведения.
Русская народная сказка «Гуси-Лебеди» изучается на уроке литературного чтения во втором классе по программе «Школа России»[2].
Для того чтобы прочитать выразительно данное произведение, мы предлагаем анализ элементов содержания и формы сказки, на базе которых необходимо строить выразительное чтение.
Идея сказки «Гуси-Лебеди» – ничто не заменит дом родной, родных и близких. Восхваляется добро, находчивость, смекалка. Сказка построена на образах положительных и отрицательных героев. Положительными являются следующие герои: Машенька, печка, яблоня, молочная река, мышка, братец, мать и отец. Машенька – девочка смелая, отважная, не послушная, любит своего брата, умеет исправлять свои ошибки, наделена высокими моральными качествами, благодаря которым ей помогают волшебные герои сказки. Печка – помогла Машеньке, спасла от гусей-лебедей (в сказке обладает речью). Яблоня – помогла Машеньке, спасла от гусей-лебедей (в сказке обладает речью). Молочная река – помогла Машеньке, спасла от гусей-лебедей (в сказке обладает речью). Мышка – добром отвечает на добро, помогла Машеньке. Братец – спокойный. Мать – мудрая. Отец – мудрый. Отрицательными героями являются: баба-яга и гуси-лебеди. Баба-яга – злая, хитрая, страшная. Гуси-лебеди – злые, помощники бабы-яги. Сюжет – в сказке рассказывается о том, как Гуси-лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась на улице, потом она бросилась его спасать и спасла. Построение сюжета: зачин – «Жили мужик да баба», экспозиция – «Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей…», завязка – «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях», кульминация – «В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками», развязка – «Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли». Задача – сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро, помогает в формировании нравственных ценностей. Сказку можно разделить на эпизоды:
Наказ родителей (показать детям, что мать и отец мудрые);
Кража братика (заинтересовать детей, вызвать тревогу за судьбу брата);
Обнаружила пропажу брата (уточнить какие действия происходят);
Узнала, кто похитил брата (уточнить какие действия происходят);
Сестрица бросилась догонять гусей-лебедей (показать детям какой решительностью и смелостью обладает Машенька и как сильно любит она своего братца);
Беседа с печкой (показать, что печка положительный герой сказки);
Беседа с яблоней (показать, что яблоня положительный герой сказки);
Беседа с молочной рекой (показать, что молочная река положительный герой сказки);
Помощь мышки (показать, что мышка положительный герой сказки);
Встреча с избушкой и помощь братцу (показать детям какой решительностью и смелостью обладает Машенька)
Помощь сестрице и братцу от молочной реки (уточнить какие действия происходят);
Помощь сестрице и братцу от яблони (уточнить какие действия происходят);
Помощь сестрице и братцу от печки (уточнить какие действия происходят);
Возвращения домой (порадовать благополучным исходом).
В сказке присутствуют слова непонятные детям. Обратимся к словарю, размещенному в конце учебника, для того чтобы объяснить значения этих слов.
Причитывала – причитать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-нибудь;
Куде́ль – пучок льна приготовленный для пряжи;
Веретено – приспособление для получения нити из шерсти;
Устьице – отверстие в печи.
Ниже представлен текст сказки, в котором отражены основные позиции, необходимые при выразительном чтении произведения с учетом проделанного выше анализа.
В тексте использованы следующие условные обозначения:
Жирный шрифт – логические ударения;
Курсивным шрифтом обозначается текст, который нужно читать так, как указано в скобках;
/ – пауза;
// – долгая пауза;
↓ – понижение голоса;
↑ – повышение голоса.
(Зачин) Жили мужик да баба./ У них была дочка да сынок маленький./
(Ласково)— Доченька,↓/ — говорила мать,/ (ласково, но с наказом) — мы пойдем на работу, береги братца!↑ Не ходи со двора,/ будь умницей/ — мы купим тебе платочек./
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла,/ что ей приказывали: /посадила братца на травке под окошко, /сама побежала на улицу,/заигралась,/ загулялась./
(Читаем так, чтобы вызвать тревогу за судьбу братца) Налетели↑ гуси-лебеди,/ подхватили↑ мальчика,/ унесли↑ на крыльях.↓/
Вернулась девочка, /глядь /— братца нету!↑/ Ахнула,кинулась туда-сюда — нету!↑/
(Читаем так, чтобы вызвать жалость) Она его кликала/, слезами заливалась,/ причитывала, что худо будет от отца с матерью,/ — братец не откликнулся.↓/
Выбежала она в чистое поле и только видела:/ метнулись вдалеке гуси-лебеди /и пропали за темным лесом./ Тут она догадалась, /что они унесли ее братца:/ про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили./
Бросилась девочка догонять их./ Бежала,/ бежала,/ увидела /— стоит печь./
(Читаем тоненьким, просящим голосом)— Печка, /печка,/ скажи, /куда гуси-лебеди полетели?/
Печка ей отвечает:/
(Читаем добрым голосом) — Съешь моего ржаного пирожка /— скажу./
(Тоненьким голосом и немного быстрым тоном)— Стану я ржаной пирог есть!↑ У моего батюшки и пшеничные не едятся…/
Печка ей не сказала./ Побежала девочка дальше/ — стоит яблоня./
(Читаем тоненьким, просящим голосом)— Яблоня,/ яблоня,/скажи,/ куда гуси-лебеди полетели?/
(Читаем добрым голосом)— Поешь моего лесного яблочка /— скажу./
(Тоненьким голосом и немного быстрым тоном)— У моего батюшки и садовые не едятся…/
Яблоня ей не сказала. / Побежала девочка дальше./ Течет молочная река в кисельных берегах./
(Читаем тоненьким, просящим голосом)— Молочная река,/ кисельные берега,/ куда гуси-лебеди полетели?
(Читаем добрым голосом) — Поешь моего простого киселька с молочком /— скажу./
(Тоненьким голосом и немного быстрым тоном)— У моего батюшки и сливочки не едятся…/
Долго она бегала по полям, по лесам./ День клонится к вечеру, делать нечего/ — надо идти домой./ (Замедленно, удивленно)Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке,/ об одном окошке, /кругом себя поворачивается./
В избушке старая баба-яга прядет кудель./ А на лавочке сидит братец,/ играет серебряными яблочками./
Девочка вошла в избушку:/
(Читаем тоненьким голосом)— Здравствуй,/ бабушка!↑/
(Читаем кряхтя, низким голосом)— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?/
(Читаем тоненьким голосом)— Я по мхам,/ по болотам ходила,/ платье измочила, /пришла погреться./
(Читаем кряхтя, низким голосом)— Садись покуда кудель прясть./
Баба-яга дала ей веретено,/ а сама ушла./ Девочка прядет /— вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:/
(Писклявым голосом)— Девица,/ девица,/ дай мне кашки, /я тебе добренькое скажу./
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:/
(Писклявым голосом)— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается./
Девочка сидит ни жива ни мертва, /плачет,/ а мышка ей опять:/
(Писклявым голосом)— Не дожидайся, /бери братца, /беги,/ а я за тебя кудель попряду./
Девочка взяла братца и побежала. /А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:/
(Читаем кряхтя, низким голосом)— Девица, прядешь ли?/
Мышка ей отвечает:/
(Писклявым голосом)— Пряду, бабушка…/
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой./ А в избушке нет никого./ Баба-яга закричала:/
(Громко, приказным голосом)—Гуси-лебеди!↑ Летите в погоню!↑ Сестра братца унесла!↑../
Сестра с братцем добежала до молочной реки./ (Вызвать тревогу)Видит /— летят гуси-лебеди./
(Тоненьким просящим голосом)— Речка↑,/ матушка, /спрячь меня!/
(Читаем добрым голосом)— Поешь моего простого киселька./
Девочка поела и спасибо сказала./ Река укрыла ее под кисельным бережком./
Гуси-лебеди не увидали, /пролетели мимо./
Девочка с братцем опять побежала./ (Вызвать тревогу)А гуси-лебеди воротились, /летят навстречу,/ вот-вот увидят./ Что делать?/ Беда!/ Стоит яблоня…/
(Тоненьким просящим голосом)— Яблоня↑,/ матушка,/ спрячь меня!/
(Читаем добрым голосом)— Поешь моего лесного яблочка./
Девочка поскорее съела и спасибо сказала./ Яблоня ее заслонила ветвями,/ прикрыла листами./
Гуси-лебеди не увидали,/ пролетели мимо./
Девочка опять побежала. /Бежит,/ бежит,/ уж недалеко осталось./ (Вызвать тревогу)Тут гуси-лебеди увидели ее, /загоготали /— налетают,/ крыльями бьют,/ того гляди,/ братца из рук вырвут./
Добежала девочка до печки:
(Тоненьким просящим голосом)— Печка↑,/ матушка,/ спрячь меня!
(Читаем добрым голосом)— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот,/ а сама с братцем — в печь, /села в устьице./
Гуси-лебеди полетали-полетали,/ покричали-покричали /и ни с чем улетели к бабе-яге./
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой./
А тут и отец с матерью пришли.//
Литература
1.Базаря, О. Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/literaturno-hudozhestvenyi-analiz-ruskoi-narodnoi-skazki-gusi-lebedi.html (дата обращения 16.12.2019).
2. Климанова, Л. Ф. . Литературное чтение 2 класс [Электронный ресурс]: учебник / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. – Ч.1. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – С 48-53. URL: https://znayka.pro/uchebniki/2-klass/literaturnoe—chtenie-2-klass-1-chast—klimanova—goretskij—shkola—rossii/ (дата обращения 16.12.2019).
3. Чернышова, М. Анализ сказки «Гуси-Лебеди» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://znanio.ru/media/analiz_skazki_gusi___lebedi-232053 (дата обращения 16.12.2019).
Анализ сказки «Гуси – Лебеди».
Сказка «Гуси – Лебеди» относится к устному народному творчеству. Вид – волшебная
сказка. В этой сказке происходят следующие чудеса : есть чудесные помощники,
выручающие из беды это печка, яблоня, молочная речка, кисельные берега ( в сказке они
обладают речью), баба – яга, мышка, гуси – лебеди, избушка на курьих ножках.
Сказка очень динамична, в ней много глаголов движения, передающих внезапные и быстрые
действия. Например, о гусяхлебедях говорится: «налетели», «подхватили», «унесли»,
«метнулись», «пропали». Они передают также всю остроту ситуации.
Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример
торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо
относились, умей сам уважать других.
Эта сказка начинается со слов: была «Жили старичок со старушкою; у них
дочка да сынок маленький» (Так же начинаются многие народные сказки) Вы не
замечаете ничего странного в этих словах? «Старичок со старушкою и дети». Но как дети
могли оказаться у стариков? Пришло это из славянской мифологии. Дети росли в семье до
78 лет, потом их отдавали старцам набираться жизненного опыта. Старики и старухи
знали очень много: они помнили мифы племени, могли предсказать будущее, понимали
природу. После обрядов посвящения дети уже не нуждались в родительской опеке. Тогда
только старик со старухой (вожди племени) властвовали над ними.
Я поделила сказку на следующие эпизоды:
1. Наказ родителей.
2. Кража братика.
3. Обнаружила пропажу брата.
4. Узнала, кто похитил брата.
5. Беседа с печкой.
6. Беседа с яблоней.
7. Беседа с молочной рекой.
8. Встреча с избушкой.
9.
10. Помощь сестрицы.
11. Помощь сестрице от молочной реки.
12. Помощь сестрице от яблоне.
13. Помощь сестрице от печки.
14. Возвращения домой.
Самым захватывающим моментом в сказке была встреча с бабой ягой, ведь у каждого
разыгрывается мышления.
Помощь мышке.
Меня сказка привлекла занимательным сюжетом, он даёт пример помощи в беде, пример
торжества добра над злом, а так же ещё и поучает нас: хочешь, чтобы к тебе хорошо
относились, умей сам уважать других.
Я бы хотела выделить положительных и отрицательных героев.
Положительные герои:
мышка – она помогла сестрички пряла кудель, спасла от смерти. печка – она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
яблоня она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
молочная река она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
сестрица – девочка смелая, отважная, не послушная.
братик – хороший, милый мальчик, послушный.
старуха – мудрая.
старик – мудрый.
Отрицательные герои:
баба – яга – злая, хитрая, страшная.
гуси лебеди – злые, помощники бабе – яги.
В этой сказке я сопереживала сестрице, ведь изначально она не послушала родителей и
оставила своего братика одного, а когда увидела что братца нету она испугалась, она
сопереживала за братца и осознала свои ошибки. Сестрица поняла что добром отвечает на
добро.
Наложение запрета некий оберег от беды, мудрость старцев;
Нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
Следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
Путь испытаний и встречи в пути;
Применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
Возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» рассказывает о том, что родители поручили дочери присматривать за маленьким братом, пока они будут на работе. Но девочка отнеслась к поручению родителей не очень ответственно. Она усадила братца на траве перед домом, а сама ушла играть на улицу. Но прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика к Бабе-Яге. Девочка не растерялась, она поняла, что случилось, и бросилась вдогонку.
По пути она встретила печку, яблоню и молочную реку с кисельными берегами. На просьбу подсказать, куда гуси унесли ее братца, волшебные персонажи предлагали девочке сначала угоститься тем, что у них было – пирожками, яблоками и киселем. Но девочка отказывалась от угощения и не получила помощи. Несмотря на это, ей удалось отыскать избушку Бабы-Яги, в которой и находился ее братец. Живущая в избушке мышка посоветовала девочке хватать братца и немедленно бежать домой.
Баба-Яга отправила вдогонку гусей-лебедей. Чтобы спастись от погони, девочке снова пришлось обращаться за помощью к речке, яблоне и печи. И она уже не стала отказываться от их угощений, за что получила своевременную помощь. В конце сказки сестрица и братец благополучно вернулись домой, как раз к приходу родителей.
Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.
В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Когда на просьбы волшебных персонажей отведать угощения девочка отвечала отказом, она не получила никакой помощи. Но когда на обратном пути сестрица отведала предложенные ей угощения, помощь ей была немедленно оказана. Умей быть отзывчивым и благодарным и добро вернется к тебе сторицей.
В сказке «Гуси-лебеди» положительным героем является сестрица, которая спасла своего братца, а отрицательным – Баба-Яга, замыслившая съесть девочку.
Сюжет сказки построен по классическим канонам. В ней есть зачин в виде слов «Жили-были..», и экспозиция, когда родители поручают девочке следить за братцем. Момент похищения братца птицами является завязкой сюжета, а обнаружение похищенного мальчика у Бабы-Яги – его кульминацией. Побег от Бабы-Яги и возвращение в родной дом является развязкой сюжета.
Следует отметить динамичность сюжета сказки. В ней много действия. Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.
Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.