Кульминация сказки каша из топора

Подробный разбор и анализ сказки «Каша из топора» показывает, что сюжет произведения учит быть находчивыми, выходить из различных ситуаций и с юмором относиться ко всем временным проблемам. То есть суть заключается в позитивном взгляде на жизнь. Этот рассказ входит в школьную программу обучения, и по нему в 5 классе пишут сочинение.

«Каша из топора» - анализ русской народной сказки

Анализ произведения

Жанровая разновидность представляет собой фольклорную бытовую русскую сказку. Если сказать коротко, она является частью устного народного творчества. Тема и смысл сказки «Каша из топора» — использование собственной находчивости и смекалки для выхода из разных жизненных неурядиц.

Сюжет разворачивается вокруг ситуации, в которую попал главный герой — самый обычный солдат. На пути домой ему попалась скупая старуха. Характеристика и описание этой героини:

«Каша из топора» - анализ русской народной сказки

  • жадная;
  • глупая;
  • не понимает простых уловок;
  • отказалась кормить постояльца.

Характеристика солдата полностью противоположная. Особенность этого персонажа заключается в сообразительности и остром уме. Он достойно выходит из сложившейся ситуации, перехитрив скупую бабку.

Он говорил, какая вкусная получится каша даже из топора, и что это его любимое блюдо. Но во время приготовления солдат сначала просил: «Дай-ка котёл». Но потом постепенно бабка сама начала предлагать продукты, когда парень говорил, что было бы неплохо добавить соль и крупу.

Композиционный вид сказки «Каша из топора» — трёхчастный. В виде зачина выступает часть, где солдат встретился с бабкой, основная часть — варка каши. В конце довольный и сытый солдат уходит от старухи с топором.

Особенность сказки заключается в применении просторечий, которые характеризуются образностью и яркостью выражений. Примеры таких слов:

  • Варево — похлёбка, жидкая еда.
  • Коли — если бы.
  • Вдоволь — достаточно.
  • Служивый — солдат.
  • Смётка — смекалка.
  • Большая часть произведения построена на диалоге между старухой и солдатом. Среди средств выразительности можно выделить восклицательные интонации, большое количество эпитетов и употребление устаревших выражений.

    Идея сказки выражается воспитательными и познавательными функциями. Она знакомит юных читателей с русскими традициями и народным бытом, параллельно приобщая их к устному творчеству. Мораль описывается пословицами. Например, сюда можно отнести «скупой платит дважды». Основная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что при должной находчивости можно решить любые проблемы.

    Краткое содержание

    Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.

    Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.

    Тогда парень сказал, что можно сварить кашу и из топора. Старуха принесла котелок и топор, налила воды и поставила греться.

    «Каша из топора» - анализ русской народной сказки

    Служивый попробовал своё варево и сказал, что скоро будет готово и хорошо было бы добавить соли. Бабка согласилась и дала. После этого снова попробовал, похвалив похлёбку. Солдат сказал, что хорошо бы заправить её ещё горсточкой крупы. Старуха принесла крупу, а затем ещё и масло.

    Теперь служивый говорит, чтобы бабка несла хлеб и они начнут есть. Та попробовала и удивилась: «Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить». Солдат поел, положил топор в ранец и ушёл.

    Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.

    Предыдущая

    Краткое содержание«Белогрудка» — краткое содержание рассказа Виктора Астафьева

    Следующая

    Краткое содержание«Голубая змейка» — краткое содержание сказа П.П. Бажова

    Литературоведческий анализ

    русской народной сказки «Каша из топора»

      Краткая характеристика времени написания.

    Русская народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста. Сказка записана в глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века. Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических пейзажей и мифических персонажей чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций.

    2. Жанр произведения

    – это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой такой сказки — обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.

    3. Тема произведения

    – Как солдат кашу сварил, обхитрив старуху.

    4. Идея произведения

    – Догадка, смекалка и находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:

      Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

      Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

    5. Идея раскрывается через:

    А. Сюжет.

    Шел на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и топор с собой унес!

    Б. Композиция.

    Зачин. «

    Старый солдат шёл на побывку.»

    Основная часть,

    в которой рассказывается, как солдат кашу варил.

    Концовка. «

    Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»

    В. Характеристика действующих лиц

    Старуха олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).

    Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и забрал его с собой.).

    Г. Язык сказки

    близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика
    отворила, варево.
    Присутствуют эпитеты
    добрый (человек), добрая (каша).
    Часто употребляется восклицательная интонация
    Пустите отдохнуть дорожного человека!/Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!/Ох, и каша хороша!/Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/
    6. Автор

    на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата —
    Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
    7. Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения.

    Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.

    Продолжим работать этим важным инструментом сказкотерапевта – «теневой анализ» сказки – на примере сказки «Каша из топора».

    Вспомним главный вопрос теневого анализа ещё раз: «Так что же в этой сказке не названо, но скорее всего есть?»

    Перечтите эту короткую сказку! А вот вам и ключевые фразы для «угадывания».

    Они лежат на поверхности и не заметить их трудно.

    Дошёл до деревни солдат, постучал в крайнюю

    избу. Нет ли покушать?

    «Ох, добрый человек, и сама ещё сегодня ничего не ела – нечего»

    , – отвечает старуха.

    «Ну нет, так нет», – солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.

    Уважаемый читатель! Разве ты ещё не испугался? Не увидел сюжет фильма Хичкока? Ведь эта история о том, как служивый солдат разгадал, обезоружил и обезвредил серийную убийцу! Жуткую бабу – крестьянку-людоедку.

    Примечателен и верен тот факт, что обитала она в крайней избе – подальше от деревни, поближе к дороге, по которой ходят беззащитные люди, чужаки.

    В фольклоре сказочный герой «Солдат» всегда ведь побеждает ведьму… (Вспомним сказку «Огниво»!)

    Более того – обезоруживает её, этот мотив есть и в Каше из Топора.

    Такая миссия «солдата» объясняется высоким архетипическим пониманием, что есть вообще – «воин», «защитник»… Зачем нужен «Человек с ружьём». Прививка против дешёвого пацифизма.

    Эти сказки – таким образом, апология, оправдание, высокое прославление профессии Воин.

    А то ведь солдат не все любят, не всегда у них и хорошая репутация…

    На них косо смотрят, когда они приходят домой с войны, боятся, не могут и не хотят найти им мирное занятие.

    Вот от таких «боязней» и «неприязней», которые часто являются неблагодарной реакцией мирного населения на тех, кто ради них служил и воевал – придумывались самим же народом эти сказки, объясняющие, «зачем солдат»…

    Восстанавливают справедливость такие сказки напоминая, что солдат – это брат небесного воинства ангелов, которые тоже ведь – солдаты и тоже постоянно ведут «Невидимую Брань» (битву) с силами тьмы.

    Что делать после увольнения в запас?

    Для сказочного персонажа «солдата» война продолжается всегда – поэтому он всегда на страже, бдителен, знает, что «мир» – понятие относительное и что в отставку его отправит лишь сама смерть.

    Недаром ведь часто бывшие военнослужащие вытаскивают детей из рек – просто они ведь всегда начеку…

    Итак, солдат никогда не «в отпуску». Если ты подлинный защитник слабых и правых и борец со Злом – работа и хлеб для тебя всегда найдутся.

    Таков глубинный архетип всех сказок о весёлых, хитрых и неунывающих о жизни «служивых солдатах»…

    Наверняка вы помните как 4-лапый старик-ветеран охраны (пёс) спасал бэби от «злого волка», «тащившего его в лес». Но это уже юмор…

    Вернёмся к теневому анализу сказки «Каша из Топора»

    Итак, как говорит сказкотерапия, в ней «не названо», что старуха, скорее всего, держала топор для убийства и поедания путников. Это – «Тень» данной сказки…

    Но существует ещё один пласт «Тени». Ещё одно, что в данной сказке прямо не названо, но скорее всего там есть.

    Чтобы женщина (особенно старая) могла убить взрослого мужчину по профессии «Солдат» топором, надо иметь сказочную силу. Поскольку эта сказка бытовая и крестьянка не Баба-Яга, ищем ответ в другом месте. Так, топор под лавкой. А где старуха прячет бутыль самогона?..

    Вот мы и подошли к главному теневому архетипу этой сказки!

    Этот архетип – трагический. Слижком уж часто слабые и трусливые женщины пытаются укротить и перестать бояться мужчину и получить над ним власть, опаивая его алкоголем.

    Опоить дюжего солдатину, чтобы фактически съесть его – это максимально яркий архетип. Сильнейший инвариант. В реальной жизни у него есть с десяток более мягких и ослабленных вариантов.

    Итак, в сказке не названо, что старуха, скорее всего, держала в доме «вино» для опаивания и усыпления бдительности физически сильных и неглупых прохожих.

    Анализ сказки

    Несмотря на такую жанровую разновидность, как бытовая сказка, произведение имеет и свои особенности, о которых коротко все-таки следует сказать. Прежде всего, язык сочинения близок к разговорному языку народа. Выражения в нём яркие, красочные и обязательно образные. Композиция сказки так построена, что основное повествование — это диалог, из которого как раз практически всё и узнаёт читатель.

    В произведении используется просторечная лексика, которая позволяет читателю включить своё воображение и перенестись во времени. Например, часто употребляются следующие просторечные слова:

    • Варево.
    • Отворила.

    Красочность и живость сказочному тексту придают и многочисленные эпитеты, например, «добрая каша» и «добрый человек». Устаревшие слова и выражения помогают осознать происходящее, проникнуться духом того времени. Часто в тексте употребляется и восклицательная интонация:

    • Хороша!
    • Пустите отдохнуть дорожного человека!
    • Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

    Читатель, когда берёт книгу в руки, обращает внимание на название сказки, так как уже само оно является парадоксальным. Такое своеобразие в названии привлекает, завораживает и вызывает любопытство. Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси.

    Сказка «Каша из топора» и «умение отказываться»

    Заметьте, что когда старуха и солдат сели, наконец, есть горячую и свежую вегетарианскую кашу – он не попросил, а она не предложила «налить к долгожданному обеду по чарочке».

    Возможно, что отказ от чарки прозвучал ещё раньше – в самом начале их общения и в очень твёрдой и однозначной форме – ещё на пороге, где старуха встречала гостя.

    А может быть, увидев под лавкой топор, солдат только тогда испытал инсайт, и у него впервые мелькнуло подозрение – чем заканчиваются «чарочки» в этом гостеприимном доме.

    Этот сюжет учит нас правильным стратегиям:

      Будь бдителен! Сначала осмотрись в доме – что за люди.

      Не становись рабом тяги к алкоголю,

      умей отказывать, «обижая хозяина», «нарушая традицию»,

      даже лги: «Мне нельзя пить».

    Ценен тот факт,что солдат вряд ли был трезвенником. Иначе цены его стойкости не было бы вовсе. Что за подвиг – отказаться от сигареты, когда ты не куришь?..

    Ценность урока сказки в том, что солдат знает, в каком месте и с кем можно разделить «фронтовые сто грамм», а в каких ситуациях такое «расслабление» влечёт за собою подстроенную ловушку и гибель.

    Мелкие изводы коварной «женской» стратегии – архетипа: «Напоить, чтобы убить и съесть»

      напоить, чтобы склонить к половому акту,

      забеременеть,

    • заставить выполнять работу задёшево,

      удержать при себе навсегда («

      кому он нужен такой пьющий?»),

      сделать искусственно добрее, веселее, расположеннее, разговорчивее, щедрее,

      чтобы выведать тайну («правду»),

      чтобы сделать его слабее и тем самым – перестать бояться,

      чтобы свалить на него чужую вину,

      лишить памяти и затем внушить свою оложную версию событий,

      лишить репутации в социуме и обрести над ним полную власть.

    Не правда ли, всё это не так уж и далеко ушло от сказочного архетипа: «Опоить, чтобы зарубить и съесть»?

    О стратегиях старухи мы поговорили. Нам помог выяснить их – замечательный теневой анализ сказки.

    Стартегии старухи-ведьмы оказались совсем неуспешны. Ведь без чарочки топор в её руках – бесполезная штука, а от чарочки солдат – отказался.

    Но мы ещё не выяснили одну замечательную стратегию солдата. Вот о ней – поговорим напоследок.

    Как солдат из сказки «Каша из топора» отвлёк и чем загипнотизировал убийцу-людоедку?

    Да тем же, чем другой Герой – Остап Бендер загипнотизировал другую людоедку – Эллочку. Тем, что ей было интересно. (Эллочке было интересно слушать разговоры о том, какая она светская львица и о том, что нынче в моде в лучших домах Европы). Тем временем Бендер забирал стул.

    Солдат устроил перед старухой немного другое шоу – кулинарное.

    В сказке читаем: «Старуха на солдата глядит, глаз не сводит». А он всё готовит, всё жонглирует перечницами и солонками…

    Вот что такое – клиентоориентированность! Чем можно отвлечь и завлечь глупую людоедку? Только тем, что ей самой интересно! На чём одном она и зациклена, причём почти не скрывает этого.

    На теме еды – вот на чём!

    Вот поэтому хитрый солдат и показал вечно голодной обжоре – кулинарное шоу.

    Если бы он стал увлечённо рассказывать ей, отвлекая внимание, про то, как он отдыхал в Турции, старуха отнюдь не впала бы в транс.

    Таким образом, солдат создал грамотную «подстройку» к невменяемому и потенциально опасному человеку.

    Так ведут себя охранники, милиционеры и психиатры с буйными скагндалистами и пьяными посетителями ночных клубов.

    Настраиваются на ритм, поддакивают, кивают, подают эхо-реплики, а потом – медленно выводят, связывают, отбирают, или просто ускользают сами от опасности быть рядом с таким человеком.

    Старуха настроилась на тему еды – вот солдат и не сбивал её с её любимого ритма.

    Народная сказка «Каша из топора»

    В отличие от других видов сказочного жанра, действие бытовой сказки разворачивается в обстановке, близкой по своему описанию к обычной жизни. Так, русская народная сказка «Каша из топора» рассказывает о солдате, возвращавшемся со службы домой, которому удалось обмануть жадную старуху, спрятавшую от него все съестное.

    Не растерявшийся служивый предложил бабушке сварить кашу из того, что есть, — из топора. Та от неожиданности не нашлась, что ответить. По мере приготовления блюда интерес старухи к будущему блюду все возрастал, а солдату, не на шутку увлеченному процессом варки, все время чего-то недоставало для вкуса. Так бабка и сдала все свои припасы: соль, крупу, масло.

    Каша удалась на славу, только вот топор не доварился. Но солдат обещал довести его до готовности на следующем привале. Жадность была разоблачена, а солдат не только получил желаемое (поел задаром), но еще и топор с собой прихватил.

    История создания

    Сказка была создана ещё в глубокой древности. Такие произведения устного народного творчества раньше называли «байками», так как в народе говорили, что их следует «баять», то есть рассказывать. И лишь только после семнадцатого века появилось слово «сказка», которое тут же применили и к лучшему творению народного творчества, поэтому точную дату создания этого произведения установить невозможно.

    Известно, что по своему сюжету оно очень похоже на восточнославянскую народную сказку. Она отражает сущность русской жизни, поэтому её можно отнести к социально-бытовым. Сюжет в таких рассказах настолько реалистичен, что при чтении может сложиться впечатление, что это происходит или происходило, или читатель сам лично наблюдал такую картину.

    Доказано, что это произведение является самой известной русской бытовой сказкой, а её сюжет во всём мире известен, как «Каменный суп». Смысл сказки «Каша из топора» глубокий и нравственный, персонажи являются колоритными, каждая фраза наполнена юмором и сатирой.

    Когда же школьники пытаются сделать подробное описание сюжета или написать сочинение по этой сказке, они удивляются, что ничего волшебного, магического или чудесного в ней не происходит. Но чтение в классе или дома даже в кратком содержании обычно приносит детям лишь только позитивные эмоции, учит смекалке и находчивости в любой ситуации.

    В настоящее время существует огромное количество вариантов этой сказки. Несмотря на то что сохраняется основной сюжет, тема и идея, у каждого народа свой вариант сказки, но вывод из каждой можно сделать одинаковый. У русского народа уже сейчас есть 10 вариантов этой сказки, у украинцев и у белорусов — по 2 варианта.

    В 1982 году по этому произведению был создан одноимённый мультипликационный фильм. Мораль сказки понятна и проста, поэтому русскому народу не только запомнилось фраза «каша из топора», но она стала и устойчивым выражением. Оно означает, что несмотря даже на то, что чего-то не хватает, из всего можно сделать стоящее, если только этого сильно захотеть и приложить усилия.

    Адаптированный сюжет мультфильма «Машины сказки: Каша из топора»

    Создатели популярного мультфильма о Маше и Медведе переделали сказочную историю в соответствии с модными веяниями современности. В нем, рассказывая сказку, Маша учит детей правильно питаться.

    В серии анимационных фильмов «Машины сказки» каша из топора готовится солдатом для Бабы-яги, которая не то чтобы жадная, просто сама давно не ела. Поэтому ей не терпится зажарить служивого в печи. Но тот настаивает на отсрочке, предлагая сначала сварить кашу из топора. Далее действие развивается по знакомому сценарию, только с неожиданным окончанием. Наевшись каши, Баба-яга добреет и просит у солдата рецептик его блюда. Отсюда мораль: «Человек, если правильно питается, то сразу добрее становится».

    Жанровое своеобразие

    Вид сказки «Каша из топора» — прозаическое произведение, где сюжет полностью вымышленный. Так как она бытовая, главным персонажем является простой солдат. Суть сочинения сводится к тому, чтобы познакомить читателя с бытом и фольклором русского народа, развивать воображение у детей. Обычно после прочтения солдат становится любимым героем.

    Тема произведения — хитрость солдата, который смог из обыкновенного предмета сварить кашу. А идею, что в жизни всегда помогают находчивость и смекалка, прекрасно отображают пословицы и поговорки, которые есть у русского народа:

    • Находчивый и 100 голов прокормить сможет, а вот глупец даже себя не прокормит.
    • Скупой всегда живёт плохо: скупой ведь боится, что к нему гость зайти может.

    Идея этой народной сказки раскрывается по сюжету произведения через:

    1. Язык сказки.
    2. Композицию.
    3. Сюжет.
    4. Характеристику героев.
    5. Средства выразительности.

    Когда дети читают это произведение вместе со взрослыми, делают его разбор, лучше понимается сюжет, осознаётся, какие качества проявляются у солдата в самой обыденной ситуации.

    Сказка ложь, да в ней намек

    Какие еще выводы — кроме очевидных, что — это сытый человек, и что сообразительность поможет найти выход из любой ситуации, — позволяет сделать сказка «Каша из топора»? Ее скрытый урок, актуальный во все времена, можно выразить так: был бы топор, а каша сварится.

    Положительному герою удается достичь своей цели (сварить кашу/утолить голод), не имея никаких к этому объективных средств. Солдат вполне серьезно пытается сварить топор, что с позиций здравого смысла совершенно невозможно. В этом смысле сказка «Каша из топора» сближается с итальянской поговоркой: «Ты жарь, жарь, а рыба будет!» Если цель кажется недостижимой из-за отсутствия средств, отбросьте все сомнения и работайте с тем, что есть, подгоняя свои действия под желаемый результат.

    В общем, сказка, как особый в очередной раз доказала свою уникальность. Какое еще литературное произведение может заключить в столь простую форму столь глубокое содержание?

    Цели:

    Обучить выразительному чтению сказки по ролям и умению передавать голосом характер героев; учить выделять главную мысль произведения; воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, гостеприимство, чувство гордости за богатое духовное наследие русского народа; развивать и обогащать словарный запас, память и творческие способности.

    Оборудование: плакат с толкованием слов, раздаточный материал к пословицам, магнитофон.

    Предварительно класс был поделен на 3 команды. В качестве домашнего задания необходимо было подготовить инсценировку сказки “Каждый свое получил” и вспомнить волшебные слова из разных сказок.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путь наш будет неблизкий. И чтобы отправиться в дорогу нам нужно познакомиться.

    А как люди знакомятся?

    А ещё можно познакомиться глазами. Внимательно посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба, а она поможет преодолеть все трудности.

    2. Сообщение темы.

    А сейчас внимание! Послушаем музыкальное послание и скажем куда же мы отправимся в путешествие. (Звучит песня “Сказка входит в дом”)

    Итак, мы отправляемся в сказку.

    Перед дальней дорогой всегда звучит напутствие и сейчас мы послушаем стихотворение и подумаем какая строчка в нем самая важная.

    Если очень захотеть В сказке можно очутиться. У героев старых сказок Можем мы всю жизнь учиться! Как прекрасно добрым быть, Как со злом бороться надо, Как в житейском море плыть, Чтоб в конце ждала награда!

    Сегодня мы будем учиться у героев сказок. Ну что же! В путь!

    3. Проверка домашнего задания.

    Вы любите сказки?

    А сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный читатель. В сказках всегда происходят чудеса. А чтобы начались чудеса нужно произнести волшебные слова. (Вспоминаем слова-заклинания из разных сказок)

    А теперь давайте посчитаем слова. Открывается запись на доске.

    По щучьему велению По моему хотению. Сказка начнись!

    Каждая команда считает количество слов.

    Сколько слов вы насчитали?

    А кто не только посчитал, но и успел понять о чем речь?

    Молодцы! Вы доказали, что читаете много. Только тот, кто читает много, читает быстро.

    А теперь закроем глаза и повторяем за мной таинственным голосом эти волшебные слова.

    4. Первичное чтение сказки учителем и беседа.

    Какое чувство вызвала у вас эта сказка?

    Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.

    Назовите героев сказки.

    Какой вам показалась старуха? На кого она похожа?

    5. Словарная работа.

    Сегодня к нам на урок попали три слова из толкового словаря.

    Находчивый – сообразительный, легко находящий выход из трудного положения.

    Скупой – чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий лишних расходов.

    Хитрый – изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями.

    Эти слова обозначают качества характера.

    А к какому герою они подходят?

    6. Физминутка.

    7. Работа в группах.

    Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках. К нам на урок прибыли три пословицы, но в пути слова перепутались и без вашей помощи мне не обойтись. (Каждая команда составляет пословицу из отдельных слов)

    Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

    Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

    Доброе дело без награды не останется.

    По адресу ли приехали пословицы?

    А теперь давайте пофантазируем и представим старуху доброй, приветливой хозяйкой. Как бы тогда изменилась сказка?

    8. Инсценирование сказки.

    Сказки переходят из одной страны в другую и очень похожи. Сегодня ребята инсценировали для нас эстонскую сказку “Каждый свое получил”. Эту сказку мы выбрали не случайно. Посмотрите и подумайте, чем она схожа с русской народной сказкой “Каша из топора”

    9. Итог урока.

    Итак, дети, сегодня мы познакомились со сказками разных народов и увидели, что всюду смеются над ленивыми, глупыми, жадными и везде побеждает добро, смелость, находчивость.

    10. Домашнее задание.

    Найти сказку, схожую со сказкой “Каша из топора”.

    Главные герои сказки — солдат и старуха. Солдат пришел на постой к старухе и попросил поесть. Старуха поначалу пыталась притвориться глухой, но у нее ничего не вышло. Тогда она сказала, что не из чего ей еду варить.

    На это солдат предложил старухе сварить кашу из топора. Старухе стало любопытно, как это из топора можно кашу сварить? Она дала солдату топор, и тот поставил топор в горшке вариться.

    Через какое-то время солдат попробовал варево и сказал, что надо немного крупы к топору добавить. Старуха принесла ему крупы. Потом таким же образом в кашу добавили масла, и когда все было готово, солдат сказал старухе достать соль и хлеб. Они сели есть кашу.

    Поев каши, старуха спросила у солдата, когда же они будут есть топор? Солдат ответил, что топор не доварился, и он его позже доварит. После этого солдат положил топор в ранец и отправился в другую деревню.

    Таково краткое содержание сказки.

    Главная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что солдатская смекалка помогает в жизни. Прижимистая хозяйка не хотела тратить продукты на солдата, но тот не растерялся и нашел способ перехитрить ее.

    Сказка учить не теряться в затруднительных ситуациях и проявлять смекалку.

    В сказке «Каша из топора» мне понравился солдат, который сумел поесть в доме у скупой хозяйки, да еще и топором разжился.

    Краткое содержание

    Старый солдат шёл на побывку домой. Но в дороге он устал и сильно захотел есть. Но вот только беда: у него никакой пищи с собой не было. А была уже ночь. Вскоре показалась деревня, и главный герой решил постучать в первую же избушку. В доме жила старуха, которая его пустила на ночлег. Но солдат попросил у неё сначала попить, а затем спросил, не накормит ли она его.

    Но хозяйка избушки оказалась жадной, она пожалела для солдата еду, сказав, что у неё самой ничего нет. А герой-то оказался смекалистым. Он увидел под кроватью старухи топор и предложил из него сварить кашу. Она не поняла хитрость старого солдата, поэтому сначала дала ему котелок. Он положил в него топор и поставил на огонь. Время от времени он помешивал воду в котелке.

    Пробовал-пробовал солдат, и сказал старухе, что каша-то вкусная получается, но вот только не хватает соли. Та сбегала и принесла соль. Через время вояка опять стал пробовать и сообщил старухе, что каша была намного лучше, если бы в неё положить горсть крупы, и опять старуха ничего не заподозрила и принесла мешочек крупы. Стал солдат дальше варить, всё время пробует и просит у хозяйки теперь немного масла. Она и масло принесла. Так и сварил солдат кашу.

    А она вкусная получилась, рассыпчатая, с маслом. Сели герои кашу есть, а старуха всё время удивляется, как же так из топора можно было такую вкусную кашу сварить. А потом ещё и спрашивает, когда же уже топор они есть будут. Но и здесь главный герой не растерялся, положил он топор себе в ранец и сказал, что тот ещё не доварился, поэтому он забирает его с собой, чтобы в дороге доварить и съесть. Так поел солдат каши и ушёл с топором!

    Русские народные сказки известны детям с самого рождения. Ещё с древних времён их сюжет передают из уст в уста, запоминают, дополняют. Этот фольклор следует сохранить и для последующих поколений, поэтому нужно не только знать сюжет народных произведений, но и понимать их. Анализ сказки «Каша из топора» позволяет лучше понять жизнь простого человека на Руси в старые времена.

    Оглавление:

    • История создания
    • Краткое содержание
    • Жанровое своеобразие
    • Характеристика героев
    • Анализ сказки

    Тема сказки каша из топора

    История создания

    Сказка была создана ещё в глубокой древности. Такие произведения устного народного творчества раньше называли «байками», так как в народе говорили, что их следует «баять», то есть рассказывать. И лишь только после семнадцатого века появилось слово «сказка», которое тут же применили и к лучшему творению народного творчества, поэтому точную дату создания этого произведения установить невозможно.

    Анализ сказки каша из топора

    Известно, что по своему сюжету оно очень похоже на восточнославянскую народную сказку. Она отражает сущность русской жизни, поэтому её можно отнести к социально-бытовым. Сюжет в таких рассказах настолько реалистичен, что при чтении может сложиться впечатление, что это происходит или происходило, или читатель сам лично наблюдал такую картину.

    Доказано, что это произведение является самой известной русской бытовой сказкой, а её сюжет во всём мире известен, как «Каменный суп». Смысл сказки «Каша из топора» глубокий и нравственный, персонажи являются колоритными, каждая фраза наполнена юмором и сатирой.

    Когда же школьники пытаются сделать подробное описание сюжета или написать сочинение по этой сказке, они удивляются, что ничего волшебного, магического или чудесного в ней не происходит. Но чтение в классе или дома даже в кратком содержании обычно приносит детям лишь только позитивные эмоции, учит смекалке и находчивости в любой ситуации.

    Каша из топора анализ сказки

    В настоящее время существует огромное количество вариантов этой сказки. Несмотря на то что сохраняется основной сюжет, тема и идея, у каждого народа свой вариант сказки, но вывод из каждой можно сделать одинаковый. У русского народа уже сейчас есть 10 вариантов этой сказки, у украинцев и у белорусов — по 2 варианта.

    В 1982 году по этому произведению был создан одноимённый мультипликационный фильм. Мораль сказки понятна и проста, поэтому русскому народу не только запомнилось фраза «каша из топора», но она стала и устойчивым выражением. Оно означает, что несмотря даже на то, что чего-то не хватает, из всего можно сделать стоящее, если только этого сильно захотеть и приложить усилия.

    Краткое содержание

    Старый солдат шёл на побывку домой. Но в дороге он устал и сильно захотел есть. Но вот только беда: у него никакой пищи с собой не было. А была уже ночь. Вскоре показалась деревня, и главный герой решил постучать в первую же избушку. В доме жила старуха, которая его пустила на ночлег. Но солдат попросил у неё сначала попить, а затем спросил, не накормит ли она его.

    Но хозяйка избушки оказалась жадной, она пожалела для солдата еду, сказав, что у неё самой ничего нет. А герой-то оказался смекалистым. Он увидел под кроватью старухи топор и предложил из него сварить кашу. Она не поняла хитрость старого солдата, поэтому сначала дала ему котелок. Он положил в него топор и поставил на огонь. Время от времени он помешивал воду в котелке.

    Основная мысль сказки каша из топора

    Пробовал-пробовал солдат, и сказал старухе, что каша-то вкусная получается, но вот только не хватает соли. Та сбегала и принесла соль. Через время вояка опять стал пробовать и сообщил старухе, что каша была намного лучше, если бы в неё положить горсть крупы, и опять старуха ничего не заподозрила и принесла мешочек крупы. Стал солдат дальше варить, всё время пробует и просит у хозяйки теперь немного масла. Она и масло принесла. Так и сварил солдат кашу.

    А она вкусная получилась, рассыпчатая, с маслом. Сели герои кашу есть, а старуха всё время удивляется, как же так из топора можно было такую вкусную кашу сварить. А потом ещё и спрашивает, когда же уже топор они есть будут. Но и здесь главный герой не растерялся, положил он топор себе в ранец и сказал, что тот ещё не доварился, поэтому он забирает его с собой, чтобы в дороге доварить и съесть. Так поел солдат каши и ушёл с топором!

    Жанровое своеобразие

    Вид сказки «Каша из топора» — прозаическое произведение, где сюжет полностью вымышленный. Так как она бытовая, главным персонажем является простой солдат. Суть сочинения сводится к тому, чтобы познакомить читателя с бытом и фольклором русского народа, развивать воображение у детей. Обычно после прочтения солдат становится любимым героем.

    Тема произведения — хитрость солдата, который смог из обыкновенного предмета сварить кашу. А идею, что в жизни всегда помогают находчивость и смекалка, прекрасно отображают пословицы и поговорки, которые есть у русского народа:

    Каша из топора

    • Находчивый и 100 голов прокормить сможет, а вот глупец даже себя не прокормит.
    • Скупой всегда живёт плохо: скупой ведь боится, что к нему гость зайти может.

    Идея этой народной сказки раскрывается по сюжету произведения через:

    1. Язык сказки.
    2. Композицию.
    3. Сюжет.
    4. Характеристику героев.
    5. Средства выразительности.

    Когда дети читают это произведение вместе со взрослыми, делают его разбор, лучше понимается сюжет, осознаётся, какие качества проявляются у солдата в самой обыденной ситуации.

    Характеристика героев

    Чтобы понять основную мысль сказки «Каша из топора», следует обратить внимание и на действующих героев, которых не так уж и много:

    Смысл сказки каша из топора

    1. Автор.
    2. Солдат.
    3. Старуха.

    Хозяйка избы, куда солдат попросился на постой, показана, как глупая, ленивая и жадная. Ведь она даже не предложила уставшему человеку поесть, сказав, что у неё нет еды.

    А вот солдат — олицетворение смекалки и находчивости. Он смог не только убедить старуху, что можно сварить кашу из простого топора, но весело и с шутками смог выманить у неё крупу, масло и соль. Старуха даже не поняла, что каша получилась такая вкусная, потому что она сама дала солдату все продукты, которые необходимы, чтобы приготовить аппетитный ужин.

    Весёлым моментом в сюжете является тот, где старуха ещё и спрашивает, когда же они уже будут топор есть. Но и здесь солдат не растерялся, а забрал топор с собой, чтобы потом доварить.

    Чтобы понять характеристику героев, нужен автор, который представляет народ и находится обязательно на стороне добра. Он-то и высмеивает скупость и жадность старухи, и показывает, какой солдат умелый и смекалистый.

    Анализ сказки

    Несмотря на такую жанровую разновидность, как бытовая сказка, произведение имеет и свои особенности, о которых коротко все-таки следует сказать. Прежде всего, язык сочинения близок к разговорному языку народа. Выражения в нём яркие, красочные и обязательно образные. Композиция сказки так построена, что основное повествование — это диалог, из которого как раз практически всё и узнаёт читатель.

    В произведении используется просторечная лексика, которая позволяет читателю включить своё воображение и перенестись во времени. Например, часто употребляются следующие просторечные слова:

    Вид сказки каша из топора

    • Варево.
    • Отворила.

    Красочность и живость сказочному тексту придают и многочисленные эпитеты, например, «добрая каша» и «добрый человек». Устаревшие слова и выражения помогают осознать происходящее, проникнуться духом того времени. Часто в тексте употребляется и восклицательная интонация:

    • Хороша!
    • Пустите отдохнуть дорожного человека!
    • Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

    Читатель, когда берёт книгу в руки, обращает внимание на название сказки, так как уже само оно является парадоксальным. Такое своеобразие в названии привлекает, завораживает и вызывает любопытство. Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси.

    Шёл на побывку старый солдат, устал,
    есть хочется. Попросился одну избу на
    отдых. Только хозяйка жадная попалась,
    не захотела накормить. Тогда находчивый
    солдат предложил сварить кашу из топора.
    Удивлённая старуха и крупы дала, и соли,
    и масла, чтобы в воду к топору добавить.
    Сели есть, вкусная каша получилась. А
    солдат не только поел, а ещё и топор с
    собой унёс!

    Субъект – это тот, кто осуществляет
    помощь; источник активности, направленный
    на объект.
    Ими являются старуха и
    служивый.

    Объект – предмет или
    человек, нуждающийся в социальной
    защите; тот над кем совершает действие
    субъект.
    Им является топор.

    ТЖС
    заключается в том, что люди не стремятся
    помогать друг другу и приходится обманом
    принуждать оказывать помощь.

    В
    бытовых сказках рассказывается о бедных
    и богатых людях. В этих сказках высмеивается
    жадность, скупость, глупость богатых
    людей и доброта, ум, смекалка бедных.
    Так
    и в этой сказке старуха оказалась жадной
    и скупой, а служивый умный и смекалистый.
    Он сварил кашу из топора, тем самым
    выпросив у старухи то, что ему было
    нужно.

    В этой сказке просматривается
    субъектно-объектная модель
    взаимодействия.
    Модель взаимоотношений:
    « По взаимодействию субъекта и объекта».

    Методы:
    1) терапия —
    2) адаптация –
    предложение сварить кашу из топора,
    обращение внимания старухи;
    3)
    реабилитация – трудовая, физическая,
    моральная;
    4) посредничество – топор
    – посредник между старухой и служивым;
    5)
    диагностика – служивый ставит диагноз
    старухе, что она скупая и жадная;
    6)
    прогнозирование – прогноз того, что
    служивый поест каши у старухи;
    7)
    профилактика – солдат унёс топор.

    Система мишеней – поставить старуху
    на место, показать ей, что не нужно быть
    скупой; доказать, что у бедных людей
    есть ум и смекалка.

    Разумова Александра Андреевна
    группа
    2СРб-02-11оп

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Жанровая направленность произведения представляет собой фольклорную бытовую сказку, являющуюся творением устного народного творчества, вымышленным по содержанию и прозаическим в соответствии с формой.

    Основная тема произведения заключается в возможности проявления догадки, смекалки и находчивости, помогающих в различных жизненных ситуациях.

    Сюжетная линия сказки разворачивается в ситуации, в которой оказывается ее главный герой, представленный в образе обыкновенного солдата, встретившегося с ленивой и жадной старухой, характеризующейся глупостью и отсутствием смекалки, отказавшейся накормить постояльца. Солдат отличается умом и сообразительностью, выйдя из этого положения достойно, перехитрив злую бабку путем якобы сваренной из топора каши.

    В процессе приготовления блюда солдат при помощи хитрости выманивает у старухи и крупу, и соль, и масло, поэтому каша получается на редкость вкусная и наваристая.

    Композиционная структура сказки представляется трехчастной в виде зачина, в котором солдат встречается со старухой, основной части, заключающейся в процессе варки каши из топора, и концовки, выражающейся в уходе сытого и довольного солдата от старухи вместе со своим топором.

    Отличительной особенностью произведения является использование в сказе простого народного разговорного языка, характеризующегося образностью и красочными оттенками языковых выражений. Основная часть повествования строится с помощью диалогов с применением просторечной лексики.

    Средствами художественной выразительности в сказке являются многочисленные эпитеты, употребление восклицательной интонации и устаревших выражений и словосочетаний.

    Своеобразие произведения заключается в его парадоксальном названии, привлекающим читательскую аудиторию.

    Смысловая нагрузка сказки выражается в ее познавательности, воспитательных функциях, а также в эстетической ценности произведения, знакомящего маленьких читателей с традициями русского фольклора и народного быта, тем самым приобщая любителей литературы к устному народному творчеству, развивая воображение и речь.

    Дата публикации: 12 июля 2022 в 16:24

    Русские народные сказки известны детям с самого рождения. Ещё с древних времён их сюжет передают из уст в уста, запоминают, дополняют. Этот фольклор следует сохранить и для последующих поколений, поэтому нужно не только знать сюжет народных произведений, но и понимать их. Анализ сказки «Каша из топора» позволяет лучше понять жизнь простого человека на Руси в старые времена.

    Тема сказки каша из топора

    История создания

    Сказка была создана ещё в глубокой древности. Такие произведения устного народного творчества раньше называли «байками», так как в народе говорили, что их следует «баять», то есть рассказывать. И лишь только после семнадцатого века появилось слово «сказка», которое тут же применили и к лучшему творению народного творчества, поэтому точную дату создания этого произведения установить невозможно.

    Анализ сказки каша из топора

    Известно, что по своему сюжету оно очень похоже на восточнославянскую народную сказку. Она отражает сущность русской жизни, поэтому её можно отнести к социально-бытовым. Сюжет в таких рассказах настолько реалистичен, что при чтении может сложиться впечатление, что это происходит или происходило, или читатель сам лично наблюдал такую картину.

    Характеристика героев

    Чтобы понять основную мысль сказки «Каша из топора», следует обратить внимание и на действующих героев, которых не так уж и много:

    Смысл сказки каша из топора

    1. Автор.
    2. Солдат.
    3. Старуха.

    Хозяйка избы, куда солдат попросился на постой, показана, как глупая, ленивая и жадная. Ведь она даже не предложила уставшему человеку поесть, сказав, что у неё нет еды.

    А вот солдат — олицетворение смекалки и находчивости. Он смог не только убедить старуху, что можно сварить кашу из простого топора, но весело и с шутками смог выманить у неё крупу, масло и соль. Старуха даже не поняла, что каша получилась такая вкусная, потому что она сама дала солдату все продукты, которые необходимы, чтобы приготовить аппетитный ужин.

    Весёлым моментом в сюжете является тот, где старуха ещё и спрашивает, когда же они уже будут топор есть. Но и здесь солдат не растерялся, а забрал топор с собой, чтобы потом доварить.

    Чтобы понять характеристику героев, нужен автор, который представляет народ и находится обязательно на стороне добра. Он-то и высмеивает скупость и жадность старухи, и показывает, какой солдат умелый и смекалистый.

    Анализ сказки

    Несмотря на такую жанровую разновидность, как бытовая сказка, произведение имеет и свои особенности, о которых коротко все-таки следует сказать. Прежде всего, язык сочинения близок к разговорному языку народа. Выражения в нём яркие, красочные и обязательно образные. Композиция сказки так построена, что основное повествование — это диалог, из которого как раз практически всё и узнаёт читатель.

    В произведении используется просторечная лексика, которая позволяет читателю включить своё воображение и перенестись во времени. Например, часто употребляются следующие просторечные слова:

    Вид сказки каша из топора

    • Варево.
    • Отворила.

    Красочность и живость сказочному тексту придают и многочисленные эпитеты, например, «добрая каша» и «добрый человек». Устаревшие слова и выражения помогают осознать происходящее, проникнуться духом того времени. Часто в тексте употребляется и восклицательная интонация:

    • Хороша!
    • Пустите отдохнуть дорожного человека!
    • Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

    Читатель, когда берёт книгу в руки, обращает внимание на название сказки, так как уже само оно является парадоксальным. Такое своеобразие в названии привлекает, завораживает и вызывает любопытство. Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси.

    Цель: Сформировать представление о бытовых сказках.

    Задачи:

    • Формиролвание грамотного чтения, как основы информационной
      компетентности.
    • Формирование учебного сотрудничества, как основы коммуникативной
      компетентности.
    • Привитие духовно-нравственных ценностей, как основы личностной
      компетентности.

    Тип урока: урок решения новой задачи

    Форма урока. Деревенские посиделки

    Технология. Личностно-ориентированного обучения, направленного на
    культурологический подход.

    Методы и приемы. Проблемный, диалоговый, игровой, опорных знаков.
    Словесные, наглядные, работа с учебником.

    Приложение 1

    Ход урока


    Этап урока


    Время


    Деятельность учителя


    Деятельность обучающихся

    1.Организационный момент 2 мин. Жили-были
    Старик и старуха…
    Любишь ты сказки?
    Так слушай, молчи.
    Добрая сказка,
    Тёплая,
    Только, что из печи.
    А что может быть
    Правдивее хлеба?
    Отрежешь ломоть —
    И сразу тепло.

    В сказках, как в жизни,
    Земля и небо,
    Солнце и тучи,
    Добро и зло.
    Добрую сказку
    Помню с детства.
    Хочу, чтобы сказку
    Послушал и ты.
    Чтобы подкралась
    К самому сердцу
    И заронила зерно доброты.

    – Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались на наши деревенские
    посиделки, чтобы новое узнать и себя показать.

    Слайд 2

    Дети заходят в класс
    под музыку в русских старинных костюмах и рассаживаются по местам.

    2. Проверка домашнего задания. 3 мин. – Вижу, что вы пришли не с пустыми руками ко мне в
    гости. Давайте посмотрим на ваши рисунки и послушаем чтение к ним.
    Ребята, оцените работы друг друга.
    – Какие работы вам понравились и почему?
    Слайд 3-4
    Дети читают отрывки и показывают свои рисунки.

    Дети анализируют и
    оценивают друг друга.

    3. Речевая разминка. 2 мин. – Прочитайте текст на доске и
    определите его жанр.

    Кланяется, кланяется,
    Придет домой – растянется.

    – Отгадайте её.

    – Научитесь читать её скороговоркой.

    – Молодцы, ребята, хорошо потрудились и знаете жанры устного
    народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на
    прошлом уроке?

    Слайд 5-6

    – Это загадка.

    – Это топор.

    Дети читают.

    – Это была сказка.

    4. Введение в тему. 4 мин. – Сегодня мы на наших посиделках
    продолжим знакомиться с этим жанром. Узнаем про новый вид сказки,
    познакомимся с ее признаками и будем совершенствовать свою технику
    чтения.

    – А что вы знаете о сказках?

    – На слайде вы видите героев сказок и предметы. Распределите их по
    видам сказок

    – К какому виду сказки вы отнесли картинку солдата и старика?

    А сейчас поработаем со словарем.

    – Найдите в словаре понятие “Бытовая сказка”

    – Давайте вспомним, с каким бытовым, деревенским предметом вы уже
    сегодня встречались?

    – По предложенным картинкам определите, как называется сказка.

    – Ребята, а как вы думаете, можно ли на самом деле сварить кашу из
    топора?

    – В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления, не
    соответствует современности. Такие слова называются устаревшими. А
    сможете ли вы, поработав в группах, объяснить значение этих слов.


    Служивый
    Побывка
    Вдоволь

    Варево
    Чулан
    Сдобрить
    Котел
    Коли
    Этакую
    Сметка


    – Я тоже полистала “Толковый словарь” С.И. Ожегова и даю вам их
    точное значение. Прочитайте их.

    – Кому показалась эта работа трудной, покажите карточку со знаком
    вопроса. А если эта работа показалась вам интересной, покажите карточку
    с восклицательным знаком. Во внимание принимаются оба знака
    одновременно.

    Слайд 7

    – Сказки бывают о
    животных, волшебные, (бытовые), авторские народные. “Кластер”

    Ребята выполняют работу и обосновывают свое решение.

    – Ребята рассуждают и доказывают свое мнение. Мы не можем отнести
    этих героев к сказкам о животных, волшебные сказки имеют в своем
    содержании чудеса и волшебные предметы. Здесь жизнь простых людей.
    Поэтому отнесем этих героев к виду бытовой сказки.

    Слайд 8-10

    Обучающие работают со словарем и находят значение понятия “бытовая
    сказка”

    – Это был топор.

    “Каша из топора”

    – Это не реально, но в сказках такое возможно.

    Ребята работают в группах, а за тем каждая группа дает пояснение по
    трем словам.

    Слайд 11


    Служивый – солдат, военнослужащий.

    Побывка – приезд к кому–нибудь на короткое время.

    Вдоволь – достаточно.


    Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.


    Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.


    Сдобрить – прибавить к еде что нибудь для вкуса.


    Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.


    Коли – если бы.


    Этакую – такую.


    Сметка – смекалка.

    Ребята сигнализируют свое отношение к работе карточками.

    5. Первичное чтение текста 3 мин. – Потрудились вы не плохо. Пора и честь
    знать –сказку надо нам читать,

    – А теперь усаживайтесь по удобней и
    прослушайте сказку в исполнении артистов театра. (аудиозапись). А после
    прослушивания скажите, что вам понравилось в этой сказке?

    – Физкультминутка.

    Русские солдаты свои мужеством, отвагой и силой защищали свою Родину,
    её народ. А народ воспевал их в своих песнях.

    Послушайте одну из них и покажите движения, которые легко выполнять
    под музыку.

    Слайд 12

    Ребята слушают и
    отвечают на вопрос.

    Слайд 13

    Ребята выполняют движения под русскую народную песню “Солдатушки…”

    6. Вторичное чтение текста 4 мин. – Хорошо мы отдохнули и на место все
    вернулись. Ребята, где происходили события этой сказки?

    – Кто является
    главным героем сказки?

    – Вы без труда дадите правильные ответы, если прочитаете эту сказку в
    режиме жужжащего чтения.

    Слайд 14

    Ребята читают сказку
    жужжащим чтением.

    7. Первичная ступень анализа сказки. 2 мин. Хорошо мы пожужжали и, конечно, всё
    узнали.

    – Где происходили события сказки?

    – А сейчас поработайте в парах и расскажите друг другу
    последовательность действий и событий в сказке.

    Слайд 15

    – Все действия сказки
    происходят в деревне, в крайней избе.

    – Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат.

    8. Вторичная ступень анализа сказки. 5мин. – Куда шёл солдат? Дайте ответ
    предложением из текста.

    – Почему он постучался именно в эту избу?

    – Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога?

    – Как обратился он к старухе?

    – С какой интонацией надо это прочитать? (Прочитайте)

    – Как старуха откликнулась на просьбу? Почему? (Прочитайте)

    – Как вы понимаете слово сирота?

    – Что придумал солдат?

    – Как он это сделал?

    – Какой был солдат, что вы можете про него сказать?


    – Какой была старуха, что вы можете про неё сказать?

    – А сейчас поработав в парах, определите черты характера старухи и
    черты характера солдата.

    – Шёл солдат на побывку. (Выборочное
    чтение.)

    – Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден.

    – А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

    – Он назвал её хозяюшкой.

    – С уважением, почитанием.

    – У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить,
    прикинулась сиротой.

    – Человека, который живёт один и никто ему не помогает, называют
    сиротой.

    – Он решил сам сварить кашу.

    – Он видел, что старуха врёт ему и решил обхитрить старухе. Предложил
    её сварить кашу из топора.

    – Он внимательный, сообразительный.

    – Она жадная, скупая.

    Работая в парах, находят черты характера главных героев. ( по
    карточке) Слайд 16

    9.Обобщение прочитанного 3 мин. – Подведите итог: назовите основные
    черты характера героев.

    – Кто вам больше нравится и почему?

    – Как вы относитесь к старухе, к солдату?

    – Мне нравиться неунывающи солдат. Он
    находит выход из трудной ситуации, но при этом он не обижает человека.

    Старуха мне не нравиться. Она жадная, умеет притворятся и очень глупая,
    кашу из топора не сваришь.


    Слайд 17

    – Что бы вы посоветовали героям сказки? – Нельзя быть скупым и жадным. Сегодня
    ты помог другому человеку, а завтра помогут тебе.

    Спасибо солдату. Он
    наелся сам и старуху накормил без споров и возражении. Все остались
    довольными.

    – Русский народ всегда славился своим
    гостеприимством. А особенно такими были деревенские люди. Когда они
    уходили на работу дом оставляли открытым, а на столе еду для дорожных
    людей.
    Дают свои ответы. Слайд 18

    Метка дороже богатства.

    – А сейчас прочитайте пословицу.

    Как понимаете слово “сметка”?

    Как вы ее понимаете?

    Вы у меня молодцы. Оцените свою деятельность.

    Сметка – это смекалка.

    Если ты
    смекалистый человек, то ты всегда будешь счастливым. Ты найдёшь выход из
    любой трудной ситуации.

    10. Выразительное чтение 10 мин. – А сейчас нас ждёт интересная работа.
    Мы поработаем над выразительным чтением сказки. Попробуем передать
    интонацией, жестами, мимикой сюжет сказки по частям. Посмотрите на
    страницу 44 (на слайд). Каким способом удобно читать сказку?

    Чтобы вам было лучше понять, я обозначила разными цветами текст
    каждого героя и автора.

    – Чтение по ролям. Слайд 19
    – Сколько человек для этого нужно? – Три. Здесь Слова автора, слова
    старухи, и слова солдата.
    – С какой интонацией читает каждый
    герой сказки?
    – Слова автора читаются спокойно. Он
    вводит слушателей в сюжет сказки.

    – Слова солдата приветливо, с
    просьбой?

    – Слова старухи спокойно, без эмоции.

    – Дети читают, затем анализируют чтение.

    Аналогично ведётся работа по стр. 45.  
    11. Домашнее задание. 2 мин. Скажите, чему учит сказка. Назовите
    главных героев сказки. Какой герой положительный? Какой отрицательный?
    Почему?
    Ответы детей.
    – Чему учились на уроке?

    – Чему
    научились?

    – Что у вас получились? А что нет?

    – С какой сказкой познакомились?

    – К какому виду сказок она относится?

    – Что вы узнали о бытовой сказке?

    Мы познакомились со сказкой “Каша из
    топора”

    – Это бытовая сказка .Главные герои люди, действия происходят
    в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость,
    глупость, прославляются доброта, ум, смекалка

    – А сейчас с помощью сигнальных
    карточек покажите свое отношение к уроку.
    Ребята показывают карточки. Слайд 20

    Ребята выходят из класса под музыку

    Дома чтение по ролям. Стр.44-46 и
    работа в рабочей тетради.
     
    – Спасибо вам за работу и помощь на
    уроке.
    Слайд 21.

  • Кульминация сказки гуси лебеди
  • Кульминация сказка о царе салтане
  • Кульминация сказка о рыбаке и рыбке
  • Кульминация рассказа детство темы
  • Кульминация рассказа бедные люди толстой