Кульминация сказки сивка бурка

Анализ волшебной сказки

План

  1. Есть ли в этих сказках присказки? Если есть то, какую роль она играет в сказке?

  2. Укажите события – завязку действия, кульминацию, развязку. Выделите конфликт.

  3. Охарактеризуйте систему персонажей. Как они описаны?

  4. Как в сказке описаны время и место действия?

  5. Есть ли в сказке – волшебный – мир? Чем он отличается?

  6. Дайте подробную характеристику главного героя, которая раскрывается через его речь, поступки.

  7. Дайте аналогичную подробную характеристику врагов и помощников героя.

  8. Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?

Пример выполнения анализа сказки «Сивка-бурка».

«Сивка-бурка» — русская народная сказка, вид – волшебная сказка. Присказки здесь нет. В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, несмотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.

В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез – и стал таким молодцом .. »)

Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.

Кульминацией в сказке «Сивка-бурка» служит тот эпизод, когда Иван три раза подзывает коня Сивку-бурку и три раза приезжает во дворец на праздник к царю. Иван трижды пытается прыгнуть в окно царевны, и только в третий раз ему удается сорвать кольцо царевны с пальца. Развязкой сказки считается эпизод с царевной, когда она подает мед к столу и видит Ивана-дурака, сидящего в лохмотьях и с перевязанной рукой. Она просит его снять повязку. Иван показывает кольцо царевны, и она ведет Ивана к отцу.

Герои русской народной сказки «Сивка-бурка».

  1. Иван дурак, на самом деле очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями.

  2. Братья Ивана, чванливые и заносчивые, были слишком высокого о себе мнения.

  3. Отец братьев, старый крестьянин.

  4. Царь, просто царь.

  5. Царевна, молодая и очень красивая, добрая и справедливая, не обратила внимания на внешний вид Ивана.

  6. Сивка-бурка, разношерстный волшебный конь, верный друг и товарищ.

В сказке «Сивка-бурка» есть волшебный – мир. Этот волшебный мир отмечен во внешности Сивки-бурки. Кроме того, что конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая», во время бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет», то есть он откровенно огненного происхождения. 

Характеристика главных героев:

Иван – сын зажиточного крестьянина (судя по наличию в хозяйстве нескольких коней); младший из трех братьев, которого все считают дураком, но оказывается не все так просто. Что у парня большое доброе сердце, и он далеко не робкого десятка – это видно уже в самом начале данного литературного произведения (с почтением относится к отцу и идет ночью на его могилу, либо на поле стеречь вора). Когда же чудесным образом при помощи Сивки-бурки он превращается в статного удалого молодца – становится просто идеальным;

Сивка-бурка – прекрасный волшебный конь;

Несравненная Красота – самый загадочный персонаж. С одной стороны, понятны ее намерения выбрать мужа среди наиболее изобретательных, ловких и смелых мужчин – здоровые и, скорее всего, умные дети, но с другой стороны – поцеловать первого встречного, как-то не принято было делать так раньше на Руси, и здесь, очевидно, просто воплотилась недостижимая, в обычной жизни, мечта простого человека о родственных связях с царственными особами.

Сказка начинается не традиционным зачином («Жили-был старик, и было у него три сына»). Волшебный помощник: Сивка-бурка – помогает достижению цели («Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»).

Присутствует закон троекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»).

Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный. Устойчивые выражения, характерны для сказки («ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать»), постоянные эпитеты украшают язык сказки («молодецким посвистом», «добрый молодец»).

Вывод. (Чему же нас учит эта сказка?). Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.

Светило науки — 6 ответов — 0 раз оказано помощи

В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.
Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича.
Зачин сказки изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются обычные бытовые сведения: жил мужик, пришло время – он пошел в солдаты, в его отсутствие родились близнецы-мальчики, которых назвали Иванами – «солдатскими сыновьями».
Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.
Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч) . Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг.
В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве) .
Сказка «Два Ивана – солдатских сына» сочетает все элементы волшебной сказки: композицию, трехкратное повторение эпизодов и действий героев, развитие сюжета, положительных героев и противопоставление им отрицательных чудовищ, чудесные превращения и предметы, использование изобразительно-выразительных средств (постоянных эпитетов, устойчивых фольклорных формул) . В сказке утверждается добро и развенчивается зло. как то так  
 
Между завязкой и кульминацией развитие действия пропустили, и кстати кульминация в некоторых случаях может совпадать с развязкой, а эпилога может и не быть.

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1»

города Валуйки

Цуканова Е.А.

ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Характеристика главных героев.
(учебник, с. 40–45; рабочая тетрадь, с. 25–26)

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок, научить видеть заключенную
в сказках народную мудрость; способствовать формированию умений определять особенности волшебной сказки, называть волшебные предметы, описывать волшебные события, использовать слова с противоположным значением при характеристике героев; способствовать развитию умений определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; рассуждать о словах «добро» и «зло», обогащать словарный запас учащихся

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро»

и «зло»

Метапредметные:

познавательные: работают с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст , выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения, в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения

Личностные:

выражают собственные чувства
при чтении текста и в ходе раз-мышлений, анализа; осознают смысл определения учебных

задач при работе с художественным произведением

Образовательные ресурсы: выставка книг, иллюстрации с изображением сказки «Сивка-бурка», словарные слова, пословицы, карточки с текстом речевой разминки

Структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

I. Организационный момент

— С каким настроением вы пришли на урок? Давайте  в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело.

— Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и   хорошее настроение нас не покинет.

Показывают готовность
к уроку.

Владеют навыками психологической подготовки к уроку

II. Проверка домашнего задания

— Какую пословицу вы нашли в сказке?

— Как вы её понимаете?

Читают записи в тетради

Владеют навыками самостоятельной работы

III. Сообщение темы и цели

– Сегодня мы будем знакомиться с еще одной русской народной сказкой. Она завершает наше долгое путешествие в край русских народных сказок

Внимательно слушают

Принимают учебную задачу

IV. Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

– Отгадайте название сказки:

Конь ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Был он другом у Ивана

И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.)

– Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем?

– Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.)

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

2. Целевая установка.

– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?».

Внимательно слушают.

3. Вступительное слово учителя.

– Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти
к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за внешне неприглядным видом дурачка.

1

2

3

4

4. Первичное чтение сказки

5. Беседа по содержанию прочитанного.

– Понравилась вам сказка?

– Какие чувства вы испытали, слушая её?

– Кто из героев сказки вам понравился больше всего?

– Каков Иванушка?

– А каковы его братья?

– Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»?

– За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках?

Читает хорошо подготовленный ученик.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют логические действия.

6. Словарная

работа.

– Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов?

Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый).

Кликать – звать.

Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.

Добрая пшеница – хороший урожай.

Иззяб замерз.

Гаркни громко крикни.

Побрезгать испытать отвращение.

Потчует угощает.

Определяют совместно
с учителем толкование слов.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

7. Работа с ил-люстрациями

и репродукцией картины к сказке

– Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок

в сказке.

– Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова?

– Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать?

Отвечают на вопросы.

1

2

3

4

– Зачем она придумана?

– Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.)

– Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос.

Физкультминутка

Выполняют движения физкультминутки согласно тексту

Выполняют физкультминутку

V. Продолжение работы

над темой.

1. Работа над со-держанием первой части сказки.

2. Выборочное чтение.

– Найдите и прочитайте отрывки в тексте.

а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.)

б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.)

в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался?

г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)

Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют,
о чём говорится).

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

3. Чтение по ролям.

– Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть?

Читают текст по учебнику.

Отвечают на вопросы.

Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).

4. Беседа по содержанию прочитанного.

– Как начинается сказка? (Жил-был.)

– Сколько сыновей было у старика? (Три.)

– Число три – что это за число?  (Волшебное.)

– Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было
у крестьян.)

– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)

– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.)

На доску прикрепляет карточки с перечисленными на них качествами братьев.

– Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.)

– Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.)

5. Знакомство
с главными героями

– Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый.)

– Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.)

– Конь обычный или нет? (Необычный.)

– Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)

– Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть?

– Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Высказывают предположения.)

– Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)

– Какую службу обещает сослужить? (Великую.)

– О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.)

– Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)

– Заучим наизусть эти слова.

– Почему братья спрашивают у Ивана?

– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)

– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)

– Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.)

– Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.)

– Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)

– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.)

– Прочитаем диалог Ивана с конем.

– Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

– Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев.

– Чем интересуются старшие братья? (Бытом.)

– А что сказитель говорит о младшем?

– Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»?

Зачитывают отрывок.

Отвечают на вопросы.

на поставленные учителем вопросы.

Осуществляют логические действия.

Адекватно воспринимают информацию

1

2

3

4

– Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом?

– Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все.
Он другой.

– Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.)

– Какое испытание должны пройти герои?

– Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его.

– Почему старший брат не хочет идти на могилу?

– Как это его характеризует? (Трусливый, не уважает отца.)

– А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них? Прочитайте. Как это их характеризует?

– Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем?

– А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.)

– Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника.

– Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».)

– Как описывает сказитель Сивку-бурку?

– Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет?

– Откуда же взялся такой конь?

– Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом?

– Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак.

– Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему?

– На чьей стороне сказитель? Почему?

– Кто симпатичен вам?

– Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему?

Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет
у Ивана-дурака Сивки-бурки, чем тогда закончится сказка?

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы
и обобщения.

Зачитывают отрывок.

Зачитывают отрывок

Зачитывают отрывок.

Делают выводы и обобщения

1

2

3

4

Вывод. Получается, сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо.

Аналогично организует и проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части
сказки

Делают выводы и обобщения

VI. Тест

ТЕСТ

Обведи букву правильного ответа.

1. Укажи автора сказки.

а) Русская народная сказка;

б) чешская народная сказка;

в) немецкая народная сказка;

г) румынская народная сказка.

2. Укажи значение слова «вещий».

а) Мудрый;

б) волшебный;

в) предвидящий будущее;

г) много знающий.

3. Какая масть лошадей называется каурой?

а) Светло-каштановая;

б) тёмно-коричневая;

в) чёрная;

г) светло-серая.

4. Сколько сыновей было у старика?

а) Два;

б) один;

в) три;

г) четыре.

5. Как звали младшего сына?

а) Илья Муромец;

б) Алёша Попович;

в) Иванушка-дурачок;

г) Иван-царевич.

6. О чём старик попросил сыновей?

а) Постеречь ячмень;

б) постеречь рожь;

в) постеречь пшеницу;

г) постеречь кукурузу.

7. Кто выполнил поручение отца?

а) Старший сын;

б) младший сын;

в) средний сын;

г) соседский мальчик.

8. Как Иван поймал вора?

а) Схватил руками;

б) накинул на шею верёвку;

в) заманил в капкан;

г) усыпил.

9. Что вор предложил в обмен на свободу?

а) Ковёр-самолёт;

б) скатерть-самобранку;

в) сапоги-скороходы;

г) свою службу.

10. Кто была Елена Прекрасная?

а) Волшебница;

б) дворянка;

в) царевна;

г) царица.

11. Где жила Елена Прекрасная?

а) В хижине;

б) во дворце;

в) в тереме;

г) в светлице.

12. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной?

а) В первый раз;

б) во второй раз;

в) в третий раз;

г) в четвёртый раз.

13. Почему Иванушка перевязал руку?

а) Сломал руку;

б) ушиб руку;

в) спрятал перстень;

г) порезал руку.

14. Как Елена Прекрасная нашла свой перстень?

а) Высматривала в окно;

б) потчевала гостей;

в) наблюдала в бинокль;

г) приглашала на танец.

15. Чем закончилась сказка?

а) Царевна горько плакала;

б) Иванушка ускакал;

в) Иванушка женился на царевне;

г) старший брат женился на царевне.

VII. Итог урока. Рефлексия

– Назовите героев сказки «Сивка-бурка».

– Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)

– Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)

– Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.)

– С каким настроением вы уходите с урока?

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию

VIII. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Сильным учащимся: дочитать сказку до конца и разделить на части.

Слабым учащимся: прочитать 1-ю часть сказки.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебную задачу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1»

города Валуйки

Цуканова Е.А.

ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Характеристика главных героев.
(учебник, с. 40–45; рабочая тетрадь, с. 25–26)

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок, научить видеть заключенную
в сказках народную
 мудрость; способствовать формированию умений определять особенности волшебной сказки, называть волшебные предметы, описывать волшебные события, использовать слова с противоположным значением при характеристике героев; способствовать развитию умений определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; рассуждать о словах «добро» и «зло», обогащать словарный запас учащихся

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро»

и «зло»

Метапредметные:

познавательные: работают с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст , выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения, в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения

Личностные:

выражают собственные чувства
при чтении текста и в ходе раз-мышлений, анализа; осознают смысл определения учебных

задач при работе с художественным произведением

Образовательные ресурсы: выставка книг, иллюстрации с изображением сказки «Сивка-бурка», словарные слова, пословицы, карточки с текстом речевой разминки

Структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

I. Организационный момент

— С каким настроением вы пришли на урок? Давайте  в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело.

— Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и   хорошее настроение нас не покинет.

Показывают готовность
к уроку.

Владеют навыками психологической подготовки к уроку

II. Проверка домашнего задания

— Какую пословицу вы нашли в сказке?

— Как вы её понимаете?

Читают записи в тетради

Владеют навыками самостоятельной работы

III. Сообщение темы и цели

– Сегодня мы будем знакомиться с еще одной русской народной сказкой. Она завершает наше долгое путешествие в край русских народных сказок

Внимательно слушают

Принимают учебную задачу

IV. Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

– Отгадайте название сказки:

Конь ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Был он другом у Ивана

И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.)

– Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем?

– Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.)

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

2. Целевая установка.

– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?».

Внимательно слушают.

3. Вступительное слово учителя.

– Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти
к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за внешне неприглядным видом дурачка.

1

2

3

4

4. Первичное чтение сказки

5. Беседа по содержанию прочитанного.

– Понравилась вам сказка?

– Какие чувства вы испытали, слушая её?

– Кто из героев сказки вам понравился больше всего?

– Каков Иванушка?

– А каковы его братья?

– Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»?

– За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках?

Читает хорошо подготовленный ученик.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют логические действия.

6. Словарная

работа.

– Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов?

Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый).

Кликать – звать.

Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.

Добрая пшеница – хороший урожай.

Иззяб замерз.

Гаркни громко крикни.

Побрезгать испытать отвращение.

Потчует угощает.

Определяют совместно
с учителем толкование слов.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

7. Работа с ил-люстрациями

и репродукцией картины к сказке

– Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок

в сказке.

– Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова?

– Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать?

Отвечают на вопросы.

1

2

3

4

– Зачем она придумана?

– Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.)

– Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос.

Физкультминутка

Выполняют движения физкультминутки согласно тексту

Выполняют физкультминутку

V. Продолжение работы

над темой.

1. Работа над со-держанием первой части сказки.

2. Выборочное чтение.

– Найдите и прочитайте отрывки в тексте.

а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.)

б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.)

в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался?

г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)

Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют,
о чём говорится).

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

3. Чтение по ролям.

– Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть?

Читают текст по учебнику.

Отвечают на вопросы.

Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).

4. Беседа по содержанию прочитанного.

– Как начинается сказка? (Жил-был.)

– Сколько сыновей было у старика? (Три.)

– Число три – что это за число?  (Волшебное.)

– Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было
у крестьян.)

– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)

– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.)

На доску прикрепляет карточки с перечисленными на них качествами братьев.

– Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.)

– Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.)

5. Знакомство
с главными героями

– Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый.)

– Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.)

– Конь обычный или нет? (Необычный.)

– Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)

– Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть?

– Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Высказывают предположения.)

– Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)

– Какую службу обещает сослужить? (Великую.)

– О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.)

– Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)

– Заучим наизусть эти слова.

– Почему братья спрашивают у Ивана?

– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)

– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)

– Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.)

– Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.)

– Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)

– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.)

– Прочитаем диалог Ивана с конем.

– Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев.

– Чем интересуются старшие братья? (Бытом.)

– А что сказитель говорит о младшем?

– Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»?

Зачитывают отрывок.

Отвечают на вопросы.

на поставленные учителем вопросы.

Осуществляют логические действия.

Адекватно воспринимают информацию

1

2

3

4

– Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом?

– Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все.
Он другой.

– Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.)

– Какое испытание должны пройти герои?

– Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его.

– Почему старший брат не хочет идти на могилу?

– Как это его характеризует? (Трусливый, не уважает отца.)

– А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них? Прочитайте. Как это их характеризует?

– Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем?

– А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.)

– Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника.

– Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».)

– Как описывает сказитель Сивку-бурку?

– Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет?

– Откуда же взялся такой конь?

– Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом?

– Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак.

– Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему?

– На чьей стороне сказитель? Почему?

– Кто симпатичен вам?

– Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему?

Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет
у Ивана-дурака Сивки-бурки, чем тогда закончится сказка?

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы
и обобщения.

Зачитывают отрывок.

Зачитывают отрывок

Зачитывают отрывок.

Делают выводы и обобщения

1

2

3

4

Вывод. Получается, сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо.

Аналогично организует и проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части
сказки

Делают выводы и обобщения

VI. Тест

ТЕСТ

Обведи букву правильного ответа.

1. Укажи автора сказки.

а) Русская народная сказка;

б) чешская народная сказка;

в) немецкая народная сказка;

г) румынская народная сказка.

2. Укажи значение слова «вещий».

а) Мудрый;

б) волшебный;

в) предвидящий будущее;

г) много знающий.

3. Какая масть лошадей называется каурой?

а) Светло-каштановая;

б) тёмно-коричневая;

в) чёрная;

г) светло-серая.

4. Сколько сыновей было у старика?

а) Два;

б) один;

в) три;

г) четыре.

5. Как звали младшего сына?

а) Илья Муромец;

б) Алёша Попович;

в) Иванушка-дурачок;

г) Иван-царевич.

6. О чём старик попросил сыновей?

а) Постеречь ячмень;

б) постеречь рожь;

в) постеречь пшеницу;

г) постеречь кукурузу.

7. Кто выполнил поручение отца?

а) Старший сын;

б) младший сын;

в) средний сын;

г) соседский мальчик.

8. Как Иван поймал вора?

а) Схватил руками;

б) накинул на шею верёвку;

в) заманил в капкан;

г) усыпил.

9. Что вор предложил в обмен на свободу?

а) Ковёр-самолёт;

б) скатерть-самобранку;

в) сапоги-скороходы;

г) свою службу.

10. Кто была Елена Прекрасная?

а) Волшебница;

б) дворянка;

в) царевна;

г) царица.

11. Где жила Елена Прекрасная?

а) В хижине;

б) во дворце;

в) в тереме;

г) в светлице.

12. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной?

а) В первый раз;

б) во второй раз;

в) в третий раз;

г) в четвёртый раз.

13. Почему Иванушка перевязал руку?

а) Сломал руку;

б) ушиб руку;

в) спрятал перстень;

г) порезал руку.

14. Как Елена Прекрасная нашла свой перстень?

а) Высматривала в окно;

б) потчевала гостей;

в) наблюдала в бинокль;

г) приглашала на танец.

15. Чем закончилась сказка?

а) Царевна горько плакала;

б) Иванушка ускакал;

в) Иванушка женился на царевне;

г) старший брат женился на царевне.

VII. Итог урока. Рефлексия

– Назовите героев сказки «Сивка-бурка».

– Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)

– Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)

– Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.) 

– С каким настроением вы уходите с урока?

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию

VIII. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Сильным учащимся: дочитать сказку до конца и разделить на части.

Слабым учащимся: прочитать 1-ю часть сказки.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебную задачу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

  • Кульминация сказки гуси лебеди
  • Кульминация сказка о царе салтане
  • Кульминация сказка о рыбаке и рыбке
  • Кульминация рассказа детство темы
  • Кульминация рассказа бедные люди толстой