Анализ волшебной сказки
План
-
Есть ли в этих сказках присказки? Если есть то, какую роль она играет в сказке?
-
Укажите события – завязку действия, кульминацию, развязку. Выделите конфликт.
-
Охарактеризуйте систему персонажей. Как они описаны?
-
Как в сказке описаны время и место действия?
-
Есть ли в сказке – волшебный – мир? Чем он отличается?
-
Дайте подробную характеристику главного героя, которая раскрывается через его речь, поступки.
-
Дайте аналогичную подробную характеристику врагов и помощников героя.
-
Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?
Пример выполнения анализа сказки «Сивка-бурка».
«Сивка-бурка» — русская народная сказка, вид – волшебная сказка. Присказки здесь нет. В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, несмотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.
В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез – и стал таким молодцом .. »)
Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.
Кульминацией в сказке «Сивка-бурка» служит тот эпизод, когда Иван три раза подзывает коня Сивку-бурку и три раза приезжает во дворец на праздник к царю. Иван трижды пытается прыгнуть в окно царевны, и только в третий раз ему удается сорвать кольцо царевны с пальца. Развязкой сказки считается эпизод с царевной, когда она подает мед к столу и видит Ивана-дурака, сидящего в лохмотьях и с перевязанной рукой. Она просит его снять повязку. Иван показывает кольцо царевны, и она ведет Ивана к отцу.
Герои русской народной сказки «Сивка-бурка».
-
Иван дурак, на самом деле очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями.
-
Братья Ивана, чванливые и заносчивые, были слишком высокого о себе мнения.
-
Отец братьев, старый крестьянин.
-
Царь, просто царь.
-
Царевна, молодая и очень красивая, добрая и справедливая, не обратила внимания на внешний вид Ивана.
-
Сивка-бурка, разношерстный волшебный конь, верный друг и товарищ.
В сказке «Сивка-бурка» есть волшебный – мир. Этот волшебный мир отмечен во внешности Сивки-бурки. Кроме того, что конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая», во время бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет», то есть он откровенно огненного происхождения.
Характеристика главных героев:
Иван – сын зажиточного крестьянина (судя по наличию в хозяйстве нескольких коней); младший из трех братьев, которого все считают дураком, но оказывается не все так просто. Что у парня большое доброе сердце, и он далеко не робкого десятка – это видно уже в самом начале данного литературного произведения (с почтением относится к отцу и идет ночью на его могилу, либо на поле стеречь вора). Когда же чудесным образом при помощи Сивки-бурки он превращается в статного удалого молодца – становится просто идеальным;
Сивка-бурка – прекрасный волшебный конь;
Несравненная Красота – самый загадочный персонаж. С одной стороны, понятны ее намерения выбрать мужа среди наиболее изобретательных, ловких и смелых мужчин – здоровые и, скорее всего, умные дети, но с другой стороны – поцеловать первого встречного, как-то не принято было делать так раньше на Руси, и здесь, очевидно, просто воплотилась недостижимая, в обычной жизни, мечта простого человека о родственных связях с царственными особами.
Сказка начинается не традиционным зачином («Жили-был старик, и было у него три сына»). Волшебный помощник: Сивка-бурка – помогает достижению цели («Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»).
Присутствует закон троекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»).
Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный. Устойчивые выражения, характерны для сказки («ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать»), постоянные эпитеты украшают язык сказки («молодецким посвистом», «добрый молодец»).
Вывод. (Чему же нас учит эта сказка?). Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.
Светило науки — 6 ответов — 0 раз оказано помощи
В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.
Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича.
Зачин сказки изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются обычные бытовые сведения: жил мужик, пришло время – он пошел в солдаты, в его отсутствие родились близнецы-мальчики, которых назвали Иванами – «солдатскими сыновьями».
Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.
Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч) . Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг.
В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве) .
Сказка «Два Ивана – солдатских сына» сочетает все элементы волшебной сказки: композицию, трехкратное повторение эпизодов и действий героев, развитие сюжета, положительных героев и противопоставление им отрицательных чудовищ, чудесные превращения и предметы, использование изобразительно-выразительных средств (постоянных эпитетов, устойчивых фольклорных формул) . В сказке утверждается добро и развенчивается зло. как то так
Между завязкой и кульминацией развитие действия пропустили, и кстати кульминация в некоторых случаях может совпадать с развязкой, а эпилога может и не быть.
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1»
города Валуйки
Цуканова Е.А.
ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Характеристика главных героев.
(учебник, с. 40–45; рабочая тетрадь, с. 25–26)
Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок, научить видеть заключенную |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро» и «зло» |
Метапредметные: познавательные: работают с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст , выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения, в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения |
Личностные: выражают собственные чувства задач при работе с художественным произведением |
Образовательные ресурсы: выставка книг, иллюстрации с изображением сказки «Сивка-бурка», словарные слова, пословицы, карточки с текстом речевой разминки |
Структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организационный момент |
— С каким настроением вы пришли на урок? Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело. — Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и хорошее настроение нас не покинет. |
Показывают готовность |
Владеют навыками психологической подготовки к уроку |
II. Проверка домашнего задания |
— Какую пословицу вы нашли в сказке? — Как вы её понимаете? |
Читают записи в тетради |
Владеют навыками самостоятельной работы |
III. Сообщение темы и цели |
– Сегодня мы будем знакомиться с еще одной русской народной сказкой. Она завершает наше долгое путешествие в край русских народных сказок |
Внимательно слушают |
Принимают учебную задачу |
IV. Изучение нового материала. 1. Актуализация опорных знаний. |
– Отгадайте название сказки: Конь ретивый, долгогривый, Скачет полем, скачет нивой. Был он другом у Ивана И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.) – Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем? – Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.) |
Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
2. Целевая установка. |
– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?». |
Внимательно слушают. |
|
3. Вступительное слово учителя. |
– Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Первичное чтение сказки 5. Беседа по содержанию прочитанного. |
– Понравилась вам сказка? – Какие чувства вы испытали, слушая её? – Кто из героев сказки вам понравился больше всего? – Каков Иванушка? – А каковы его братья? – Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»? – За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках? |
Читает хорошо подготовленный ученик. Отвечают на вопросы. |
Осуществляют логические действия. |
6. Словарная работа. |
– Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов? Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый). Кликать – звать. Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда. Добрая пшеница – хороший урожай. Иззяб – замерз. Гаркни – громко крикни. Побрезгать – испытать отвращение. Потчует – угощает. |
Определяют совместно |
Владеют навыками работы со справочной литературой. |
7. Работа с ил-люстрациями и репродукцией картины к сказке |
– Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок в сказке. – Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова? – Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать? |
Отвечают на вопросы. |
1 |
2 |
3 |
4 |
– Зачем она придумана? – Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.) – Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос. Физкультминутка |
Выполняют движения физкультминутки согласно тексту |
Выполняют физкультминутку |
|
V. Продолжение работы над темой. 1. Работа над со-держанием первой части сказки. 2. Выборочное чтение. |
– Найдите и прочитайте отрывки в тексте. а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.) б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.) в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался? г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.) |
Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
3. Чтение по ролям. |
– Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть? |
Читают текст по учебнику. Отвечают на вопросы. |
Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится). |
4. Беседа по содержанию прочитанного. |
– Как начинается сказка? (Жил-был.) – Сколько сыновей было у старика? (Три.) – Число три – что это за число? (Волшебное.) – Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было – Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.) – Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.) На доску прикрепляет карточки с перечисленными на них качествами братьев. – Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.) – Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.) |
5. Знакомство |
– Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый.) – Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.) – Конь обычный или нет? (Необычный.) – Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) – Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть? – Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Высказывают предположения.) – Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.) – Какую службу обещает сослужить? (Великую.) – О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.) – Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».) – Заучим наизусть эти слова. – Почему братья спрашивают у Ивана? – А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.) – О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.) – Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.) – Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.) – Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.) – Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.) – Прочитаем диалог Ивана с конем. – Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой. – Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев. – Чем интересуются старшие братья? (Бытом.) – А что сказитель говорит о младшем? – Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»? |
Зачитывают отрывок. Отвечают на вопросы. |
на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию |
1 |
2 |
3 |
4 |
– Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом? – Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. – Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.) – Какое испытание должны пройти герои? – Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его. – Почему старший брат не хочет идти на могилу? – Как это его характеризует? (Трусливый, не уважает отца.) – А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них? Прочитайте. Как это их характеризует? – Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем? – А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.) – Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника. – Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».) – Как описывает сказитель Сивку-бурку? – Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет? – Откуда же взялся такой конь? – Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом? – Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак. – Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему? – На чьей стороне сказитель? Почему? – Кто симпатичен вам? – Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему? – Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы Зачитывают отрывок. Зачитывают отрывок Зачитывают отрывок. Делают выводы и обобщения |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||
Вывод. Получается, сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо. Аналогично организует и проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части |
Делают выводы и обобщения |
|||||||||||||||
VI. Тест |
ТЕСТ Обведи букву правильного ответа.
|
|||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия |
– Назовите героев сказки «Сивка-бурка». – Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) – Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».) – Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.) – С каким настроением вы уходите с урока? |
Осуществляют самоанализ учебной деятельности |
Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию |
|||||||||||||
VIII. Домашнее задание |
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. Сильным учащимся: дочитать сказку до конца и разделить на части. Слабым учащимся: прочитать 1-ю часть сказки. |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Принимают |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1»
города Валуйки
Цуканова Е.А.
ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Характеристика главных героев.
(учебник, с. 40–45; рабочая тетрадь, с. 25–26)
Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок, научить видеть заключенную |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро» и «зло» |
Метапредметные: познавательные: работают с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст , выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения, в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения |
Личностные: выражают собственные чувства задач при работе с художественным произведением |
Образовательные ресурсы: выставка книг, иллюстрации с изображением сказки «Сивка-бурка», словарные слова, пословицы, карточки с текстом речевой разминки |
Структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организационный момент |
— С каким настроением вы пришли на урок? Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело. — Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и хорошее настроение нас не покинет. |
Показывают готовность |
Владеют навыками психологической подготовки к уроку |
II. Проверка домашнего задания |
— Какую пословицу вы нашли в сказке? — Как вы её понимаете? |
Читают записи в тетради |
Владеют навыками самостоятельной работы |
III. Сообщение темы и цели |
– Сегодня мы будем знакомиться с еще одной русской народной сказкой. Она завершает наше долгое путешествие в край русских народных сказок |
Внимательно слушают |
Принимают учебную задачу |
IV. Изучение нового материала. 1. Актуализация опорных знаний. |
– Отгадайте название сказки: Конь ретивый, долгогривый, Скачет полем, скачет нивой. Был он другом у Ивана И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.) – Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем? – Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.) |
Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
2. Целевая установка. |
– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?». |
Внимательно слушают. |
|
3. Вступительное слово учителя. |
– Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Первичное чтение сказки 5. Беседа по содержанию прочитанного. |
– Понравилась вам сказка? – Какие чувства вы испытали, слушая её? – Кто из героев сказки вам понравился больше всего? – Каков Иванушка? – А каковы его братья? – Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»? – За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках? |
Читает хорошо подготовленный ученик. Отвечают на вопросы. |
Осуществляют логические действия. |
6. Словарная работа. |
– Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов? Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый). Кликать – звать. Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда. Добрая пшеница – хороший урожай. Иззяб – замерз. Гаркни – громко крикни. Побрезгать – испытать отвращение. Потчует – угощает. |
Определяют совместно |
Владеют навыками работы со справочной литературой. |
7. Работа с ил-люстрациями и репродукцией картины к сказке |
– Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок в сказке. – Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова? – Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать? |
Отвечают на вопросы. |
1 |
2 |
3 |
4 |
– Зачем она придумана? – Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.) – Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос. Физкультминутка |
Выполняют движения физкультминутки согласно тексту |
Выполняют физкультминутку |
|
V. Продолжение работы над темой. 1. Работа над со-держанием первой части сказки. 2. Выборочное чтение. |
– Найдите и прочитайте отрывки в тексте. а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.) б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.) в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался? г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.) |
Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
3. Чтение по ролям. |
– Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть? |
Читают текст по учебнику. Отвечают на вопросы. |
Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится). |
4. Беседа по содержанию прочитанного. |
– Как начинается сказка? (Жил-был.) – Сколько сыновей было у старика? (Три.) – Число три – что это за число? (Волшебное.) – Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было – Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.) – Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.) На доску прикрепляет карточки с перечисленными на них качествами братьев. – Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.) – Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.) |
5. Знакомство |
– Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый.) – Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.) – Конь обычный или нет? (Необычный.) – Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) – Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть? – Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Высказывают предположения.) – Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.) – Какую службу обещает сослужить? (Великую.) – О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.) – Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».) – Заучим наизусть эти слова. – Почему братья спрашивают у Ивана? – А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.) – О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.) – Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.) – Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.) – Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.) – Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.) – Прочитаем диалог Ивана с конем. – Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой. – Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев. – Чем интересуются старшие братья? (Бытом.) – А что сказитель говорит о младшем? – Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»? |
Зачитывают отрывок. Отвечают на вопросы. |
на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию |
1 |
2 |
3 |
4 |
– Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом? – Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. – Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.) – Какое испытание должны пройти герои? – Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его. – Почему старший брат не хочет идти на могилу? – Как это его характеризует? (Трусливый, не уважает отца.) – А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них? Прочитайте. Как это их характеризует? – Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем? – А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.) – Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника. – Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».) – Как описывает сказитель Сивку-бурку? – Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет? – Откуда же взялся такой конь? – Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом? – Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак. – Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему? – На чьей стороне сказитель? Почему? – Кто симпатичен вам? – Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему? – Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы Зачитывают отрывок. Зачитывают отрывок Зачитывают отрывок. Делают выводы и обобщения |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||
Вывод. Получается, сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо. Аналогично организует и проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части |
Делают выводы и обобщения |
|||||||||||||||
VI. Тест |
ТЕСТ Обведи букву правильного ответа.
|
|||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия |
– Назовите героев сказки «Сивка-бурка». – Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) – Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».) – Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.) – С каким настроением вы уходите с урока? |
Осуществляют самоанализ учебной деятельности |
Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию |
|||||||||||||
VIII. Домашнее задание |
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. Сильным учащимся: дочитать сказку до конца и разделить на части. Слабым учащимся: прочитать 1-ю часть сказки. |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Принимают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится