Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В курсе школьной программы по литературе дети изучают различные жанры литературных произведений: рассказы, стихотворения, басни, былины, но, наверное, самыми запоминающимся и любимым для всех являются сказки.
Сказка – это одно из самых прекрасных творений русского народа. Мы помним сказки с детства. И во взрослом возрасте найдется много людей, читающих сказки. Сказкой всегда называли все, что несет в себе вымысел. Сказка — один из любимых видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Сказка возникла в доисторические времена и играла важную роль в развитии творчества народа, на всех его этапах. Она отражала взгляды народа на данном этапе исторического пути, будь то мирные времена или какие-то военные действия. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, получает представление о добре и зле. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье. [1]
Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. Порой сказки разных народов очень схожи, так как несут эстетические взгляды трудовых слоев населения, их мечты, боль и ненависть к эксплуатации в любых ее проявлениях. Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты. [1]
Самая любимая и распространённая в народе сказка — сказка волшебная. Корни ее уходят в далекую-далекую старину. В основе этого вида сказки лежит чудесный мир. Чудесный мир — это предметный, фантастический, неограниченный мир. Именно поэтому я решила взять для анализа всем полюбившуюся русскую народную сказку «Морозко».[1]
Она изучается по программе «Планета знаний» в 3 классе. Автор Э.Э. Кац.
Сказка «Морозко» относится к волшебно-фантастическим сказкам, так как один из героев волшебный персонаж, кроме этого сказка посвящена зиме, которая занимает важное месте в мифологии древних славян. В ее основу легли фольклорные и религиозные представления древних славян о зиме и морозе. Зима в фольклоре древних славян олицетворяла собой большую тучную женщину, которая была хорошей хозяйкой. Одета она была в теплый волчий тулуп, а на голове у нее была теплая шапка. Она была хозяйкой метелей и вьюг, управляла самыми суровыми морозами, могла, как согреть, так и заморозить. Именно поэтому ей поклонялись чаще, чем некоторым другим божествам. Второй знаменитый зимний герой славянского фольклора – это Мороз. Он нам более известен как Дед Мороз, который приходит к нам в канун Нового года и дарит подарки хорошим детям и наказывает плохих. [2]
Темой данного произведения являются отношения между мачехой и падчерицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым. Основная мысль сказки, показать читателю что терпение и незлобливость вознаграждаются, а гордыня и злоба будут наказаны.
В произведении описываются распространенные отношения мачеха-падчерица. В «награду» за старание падчерицу унижают, бьют, заставляют чрезмерно трудиться. Но благодаря своему доброму нраву, она выполняет всю работу и при этом остается милой и хорошеет день за днём. Ненависть мачехи и её родной дочери к падчерице растёт с каждым днём и они принимают решение избавиться от трудяги-падчерицы. Мало кого жалел Морозко, но падчерица ему понравилась, и он наградил ее богатым приданым. А вот ее сестра за свою жадность и грубость поплатилась жизнью.
В композиции произведения определяются все составные части. Зачин начинается с обычной бытовой картины, не дающей никакой отсылке к волшебным обстоятельствам: «Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка».[3]
Далее происходит завязка сказки: Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. «Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз».[3]
Развитие событий начинается со встречи падчерицы и Морозко. Родной отец отвозит девушку в лес и оставляет там замерзать по велению мачехи. Сидя под елью, девушка слышит как Морозко «с елки на елку поскакивает»[3], затем Морозко перемещается на ель, под которой и сидела девушка, далее происходит диалог между Морозко и девушкой, за которым следует троекратное испытание девушки морозом.
Кульминация наступает, когда падчерица возвращается домой цела и невредима, с богатыми дарами: «Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками»[3] .
Развязка происходит когда ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает сестру падчерицы троекратному испытанию холодом. Та, однако, не такая как падчерица, добрая и кроткая, напротив, она злая, гордая и жадная. Отвечала она грубо и непочтительно «– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…»[3], за что Морозко её жестоко наказывает.
Художественное время и пространство замкнуто, все действие происходит в пределах сюжета. В сказке «Морозко» основные действия происходят в зимнем лесу, но описание леса очень краткое: большие сугробы и елки от мороза потрескивают. Это ледяное царство Морозко.
Одним из главных персонажей является падчерица – добрая, трудолюбивая и услужливая девушка, это мы можем проследить на протяжении всей сказки. Характер у неё был настолько ангельский, что она не сопротивляется и не спорит, когда отец родной увозит её в студеный зимний лес. Так же смирно она себя ведёт, когда Морозко проверяет на прочность её характер, всё усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на лютый мороз «– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка»[3], именно за это терпение, кротость Морозко щедро одаривает девушку.
Вторым главным и в то же время волшебным героем является Морозко. Он и грозный, и добрый волшебник, который по традиции волшебных сказок, сначала испытывает героев, а затем щедро их вознаграждает или наказывает по справедливости.
В сказке присутствуют второстепенные персонажи, это отец падчерицы, мачеха и её родная дочь. Мачеха и дочь, жадные и завистливые, они только и делают, что унижают главную героиню. Заставляя падчерицу работать день-деньской, сами же всегда недовольны ее работой. Отец же, напротив очень добрый и кроткий, и, к сожалению, слабый, безвольный перед коварством старухи.
Сказка написана простым и понятным языком, но все же в сказке встречаются уменьшительно-ласкательные слова, которые употребляют только падчерица и Морозко при встрече в лесу: «Морозушко, батюшка, красна девица, лапушка» [3], тем самым ещё больше показывая положительность этих героев.
В произведение присутствуют различные выразительно-изобразительные средства языка, такие как, гипербола «Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела» [3], гиперболы здесь имеют эмоциональный характер и создают экспрессивный тон повествования сказки. Сравнение отрицательных и положительных персонажей, эти сравнения показывают, где добро и где зло.
Так же в сказке очень много диалогов, именно в них мы можем проследить внутренний облик каждого персонажа и их отличительные особенности: «– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…»[3], и монологов, с помощью которых мы так же можем увидеть внутренний мир персонажей и их отношение ко всему происходящему: « – Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…»[3]-так говорила мачеха, по этой фразе мы можем понять что она была злой и завистливой, она позавидовала богатым дарам падчерицы и захотела чтобы Морозко одарил её родную дочь ещё большим богатством.
В эту сказку вписаны меткие выражения, взятые из жизни простого народа: «Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница».«Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется» [3]. Они характеризируют быт и социальное положение персонажей сказки. По этим выражениям мы можем понять, что речь идёт об обычной крестьянской семье.
В тексте преобладают восклицательные и вопросительные предложения, придавая ещё большую эмоциональную окраску, происходящим событиям: «-Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!», «-Запрягай, старый хрыч, другую лошадь!», «-Ой, руки, ноги отмерзли!» [3].
Русским народным сказкам присуща такая композиционная особенность, как троекратное повторение какого-либо эпизода. Это используется для того, чтобы показать, как усиливается то или иное явление «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» [3], после каждого ответа падчерицы мороз становился всё крепче. Чаще такой прием применяется, чтобы показать, насколько велика тяжесть испытания, через которое проходит главный герой сказки. Существует и другая версия использования троекратного повторения. Число три для славян было наиболее значимым элементам числового ряда. Оно символизирует завершенность и полноту некоторой последовательности, имеющей начало, середину и конец, и чаще всего фигурирует в предписаниях трижды совершать то или иное магическое действие (обход, закрещивание, окуривание, произнесение заговора и др.)[4]
Сказка «Морозко», как и большинство русских народных сказок, подходит для детей всех возрастов. Сказка баюкает, погружает в атмосферу волшебства и чуда. В школьной программе она изучается, потому что она показывает детям в легкой и занимательной форме важные жизненные истины. Таким образом, обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации в жизни.
Литература:
-
Матвеева, И.А. Русская народная сказка [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/13/russkaya-narodnaya-skazka.
-
Анализ сказки «Морозко» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/literature/00365934_0.html.
-
Сказка Морозко [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/morozko.html.
-
Славянская мифология — числа [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.hnh.ru/culture/2011-04-13-5.
Анализ сказки «Падчерица».
«Падчерица» — башкирская народная сказка, вид – волшебная сказка. Действие происходит летом. Главная мысль сказки «Падчерица»: Кто вежлив к старшим, относится к ним с уважением и работает на совесть, тот заслуживает награды.
Главные герои сказки «Падчерица» и их характеристика.
-
Гульбика, добрая и работящая девушка. Ее имя, значит девушка-цветок.
-
Мачеха. Злая, жадная, завистливая.
-
Родная дочь, глупая, бестолковая, ленивая
-
Старая женщина, добрая волшебница, колдунья. Справедливая и мудрая.
-
Собачка. Преданный друг. наградившим падчерицу
В башкирской сказке фантастическим героем, наградившим падчерицу, была старуха – убыр.
Краткий пересказ сказки «Падчерица».
Давным-давно жила злая женщина, у которой была родная любимая дочь, и не любимая падчерица. Падчерицу звали Гульбика.
Мачеха заставляла Гульбику выполнять, всю черную работу и девушка росла работящей и красивой.
И вот однажды не понравились мачехе нитки, которые сплела Гульбика, и она выкинула клубок. А Гульбика пошла искать клубок. В доме его не оказалось и Гульбика пошла по дороге. У всех встречных она спрашивала про клубок ниток и люди отвечали, что катился такой клубок.
И шла Гульбика по полям и лесам, оврагам и горам. И пришла в густой лес, когда совсем стемнело. Видит Гульбика огонек горит. Пошла на огонек, нашла избушку.
В избушке старая женщина жила. Узнала она, как Гульбика у нее оказалась, и предложила у нее несколько дней пожить.
Гульбика и согласилась.
И вот просит старая женщина тесто замесить и блинов испечь, а Гульбика спрашивает, как это сделать. Старая женщина и говорит, что пусть блины подгорают и коробятся.
Но Гульбика все сделала качественно и блины получились на загляденье.
Потом старуха попросила баню истопить и Гульбика истопила как надо, дровами, и заслонку на трубе вовремя закрыла.
Потом старуха попросила гнать ее в шею до бани, но Гульбика бережно довела старуху. А старуха просит рукояткой от веника ее хлестать, но Гульбика парила старуху душистыми листьями веника.
И потом напоила старушку чаем. А старушка сказала ей подняться на чердак и взять зеленый сундук, но не открывать его, пока домой не вернется.
Взяла Гульбика, зеленый сундук и радостная домой побежала.
А у ворот собачка ее встречает радостно, да тявкает, что сокровище девушка несет
Пришла Гульбика в дом, открыла сундук, а там серебро и золото.
Рассердилась мачеха, свою родную дочь к старухе посылает. Та пошла за клубочком и тоже в лес к старой женщине пришла.
Повторилось то же что с Гульбикой. Только родная дочь блины испекла подгорелыми, баню топила сеном, старуху в шею толкала, и ручкой веника парила. Она выполняла все просьбы старухи, буквально и та отдала родной девушке желтый сундук.
Когда родная дочь к дому подходила, собачка протявкала, что она разбогатеть шла, а вернулась ни с чем.
И когда родная дочь открыла дома сундук, оказалось, что полон он змеями и лягушками. И стали змеи расползаться и жалить мачеху и ее дочь. А собачка защищала Гульбику и змей к ней не подпускала.
Так и умерли злая мачеха и ее дочь.
Мне понравилась эта сказка, и конечно больше всего мне понравилась падчерица Гульбика. Гульбика была очень доброй, красивой и трудолюбивой. Она всем помогала, заботилась о стариках, ее все любили. Поэтому Гульбика и заслужила богатство и счастье. А вот зависть мачехи, и лень и глупость ее дочери были наказаны вполне справедливо. Сказка учит не лениться, быть добрым и вежливым, помогать и заботиться о стариках. Учит не завидовать чужому счастью, а стараться добыть свое. Учит действовать по разумению, думать головой, прежде чем что-то сделать
Страница 13 из 56
1. К какому жанру относится сказка «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым?
Мне кажется: сказка «Падчерица» относится к волшебным сказкам, потому что в ней много волшебных событий: клубочек, который катится сам по себе, собачонка, тявкающая человеческими словами, сундучок, полный змеями и лягушками.
2. Можно ли говорить о том, что Гульбика несколько раз ослушалась приказаний старушки, или поведение девочки можно охарактеризовать иначе?
Нет, поведение Гульбики можно характеризовать иначе, ока не ослушалась приказаний старушки, а проявила к ней почтение, уважила ее, старалась все делать на совесть, ответственно.
3. Чему учит сказка «Падчерица»?
Сказка учит тому, что прилежание и трудолюбие рано или поздно дают свои плоды, что добро торжествует, а зло наказывается. Она учит относиться ко всему, что делаешь, с ответственностью, выполнять порученное на совесть, учит уважению и почтению, учит жалеть все живое, проявлять доброту.
4. Знаете ли вы сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой народной сказки? Назовите эти произведения. Какие моменты в них перекликаются со сказкой «Падчерица» и есть ли отличия?
Сюжет сказки «Падчерица» в чем-то схож с сюжетом русской народной сказки «Морозко». В ней тоже есть мачеха и две ее дочери, родная и падчерица. Есть волшебный персонаж — Морозко — который тоже устраивает своего рода проверку обеим героиням. Одна выдерживает испытание, другая нет. Есть и тявкающая собачка, оповещающая о том что произошло. Различаются сказки деталями и национальным колоритом. Гульбика попадает к старушке, разыскивая свой клубок. Дочь старика в сказке «Морозко» отец по указанию жены вывозит зимой в лес на погибель. Старушка дает девушке указания, как и что сделать. Морозко просто проверяет ее на прочность и почтительность, спрашивая: «Тепло ли тебе?». В сказке «Падчерица» дочь мачехи возвращается домой, наказание постигает и ее и мачеху. В сказке «Морозко» дочь мачехи замерзает в лесу, рассердив Морозко не на шутку.
5. Знакома ли вам авторская сказка, близкая по содержанию сказке «Падчерица»? Кто её автор?
О сиротах — девочках, оставшихся на попечении отца после смерти матери, сочинено и написано много сказок. Общим в этих сказках является то, что отец осиротевшей девочки обычно женится повторно. В доме появляется мачеха, грубая, жестокая, ненавидящая падчерицу и пытающая сжить ее со свету всеми возможными способами.
Но добрые силы всегда на стороне бедной падчерицы. Как только не издевается мачеха над сиротой, как только не загружает ее работой, девушка(девочка) каждый раз справляется с очередным заданием мачехи, и помогают ей волшебные помощники. Падчерица вознаграждается за ее доброе сердце, трудолюбие, умение прощать.
Народных сказок, где главными героями являются завистливая и жадная мачеха и безответная трудолюбивая падчерица, очень много. На их основе талантливые авторы написали свои, литературные сказки.
Вспомним некоторые авторские сказки
С. Я. Маршак. «12 месяцев» (жадная мачеха посылает падчерицу в декабре за подснежниками в лес)
Шарль Иерро «Золушка» (Коварная мачеха загружает падчерицу черной работой, а своих родных дочек жалеет и нежит. Но крестная Золушки оказывается феей и помогает своей крестнице )
Братья Гримм — «Золушка» (после смерти матери отец девушки женится и мачеха с дочками издевается над падчерицей. Помогает Золушке орешник, который она посадила на могиле матери).
В. И. Одоевский «Мороз Иванович» Сказка создана по мотивам русской народной сказки «Морозко». Дед Мороз награждает сироту за ее трудолюбие и доброту, а дочь мачехи получает в «награду-то, что становится для нее позором.
А. С. Пушкин: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»( Оставшаяся сиротой царевна становится жертвой зависти новой жены отца — царя. Новоиспеченная царица отправляет царевну в лес со служанкой, чтобы та отравила царевну в лесу и бросила ее там).
Братья Гримм «Белоснежка» (Белоснежка тоже остается сиротой и вынуждена скрываться в пещере гномов от козней своей мачехи)
Тема. Сказки народов России. «Падчерица».
Цели.
- выявить нравственную основу сказок о падчерице и мачехе, значение понятия «бродячий сюжет», отличия народной и литературной сказки;
- формировать навыки художественного пересказа, чтения по ролям, работы с иллюстрациями;
- воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу; чувства социальной справедливости.
Оборудование: слайдовая презентация, учебник,
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Какими вы видите героев сказки? (перечислить их, описать)
3.Анализ содержания сказки.
— Как относится мачеха к падчерице?
Выразительное чтение отрывка сказки от слов «Во времена давно прошедшие была одна злая-презлая женщина…» до слов «Мачеха рассердилась и выбросила клубок».
— О чём говорит имя героини? Каков её характер? (Гуль – цветок, бика – девушка, дама, госпожа).
— Каков характер мачехиной дочери?
— Почему Гульбика не может вернуться домой к мачехе?
Выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».
— Можно ли говорить о том, что Гульбика несколько раз ослушалась приказаний старушки, или поведение девочки можно охарактеризовать иначе? Как?
— За что наградила старушка Гульбику?
— За что наказаны мачеха и её дочка?
Выразительное чтение эпизода от слов «Девушка вошла в дом, сломала замок на своём сундучке и открыла его…» и до конца сказки.
— Кто такая старушка, которая помогла падчерице и наказала за нерадивость мачехину дочку?
— К какому виду сказок относится «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым? Попытайтесь объяснить свой ответ. (В основе сюжет сказки «Падчерица» лежит повествование о преодолении потери (девушка потеряла клубок) при помощи волшебной помощи (старушки). Сказка «Падчерица» относится к волшебным сказкам).
— Знаете ли вы сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой сказки? Назовите эти произведения. («Дочь и падчерица», «Строева дочка», «Волшебная дудочка», «Морозко» — русские сказки).
4. Слово учителя.
Похожие сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования, называются бродячими.
Типичные примеры бытования бродячих сюжетов даёт сказка. Различают героические бродячие сюжеты, повествующие о славных подвигах героев, витязей, богатырей; волшебно-сказочные, в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, чудо-девице, скатерти-самобранке и других персонажах и предметах волшебных сказок; сказочно-бытовые, повествующие о бытовых явлениях, нашедших отражение в сказке, таковы сюжеты о мачехе и падчерице, о попе и мужике, о похищении жён и девушек.
Сказки о злой мачехе и падчерице популярны в Европе повсюду. Мачеха хочет извести падчерицу, заставляет её постоянно работать и в конце концов прогоняет её из дому, оставляя её беспомощной на произвол судьбы; но судьба (в виде неодушевлённых предметов, животных, сверхъестественных существ) помогает ей и спасает её. Выгнанная падчерица, отвезённая в лес, посланная к Бабе Яге, в баню к нечистым духам, спасается то ласковой речью (от Мороза, лешего), то с помощью облагодетельствованных ею неодушевлённых и одушевлённых предметов (от медведя, Бабы Яги), то благодаря своей догадливости (от нечистых духов); наконец, как повествуют некоторые сказки, ей помогает благословение матери… и в этом фантастическом мире те, кто терпел обиды в мире действительном, получают должное за свои положительные качества. Злобе мачехи противопоставлены скромность и терпение падчерицы. Это христианский идеал человека – отсюда популярность сказок о мачехе и падчерице в христианском мире.
III. Закрепление изученного.
1.Художественный пересказ русской народной сказки «Морозко».
— В чём различие сказок «Падчерица» и «Морозко»? (В сказке «Морозко» появляются новые герои – Морозко, дочери мачехи, отец Марфуши и др.)
2. Слово учителя.
Мороз, Морозко – персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора; культ Морозко косвенно отражён во всех славянских традициях (главным образом в пословицах и поговорках). У восточных славян представлен сказочный образ Морозко – богатыря, кузнеца, который сковывает воду «железными» морозами.
3. Обращение к репродукции картины И.Я.Билибина «Морозко».
Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) – русский художник.
Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. В 1899 г. он впервые создаёт иллюстрации в своём неповторимом стиле к своей первой книге «Сказка о Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
С 1899 по 1902 гг. увидела свет сначала серия из шести сказок, а затем сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина.
Заставки, концовки, обложки и другие работы художника встречаются в таких журналах начала XX в., как «Мир Искусства», «Золотое Руно».
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
1.Прочитать статьи учебника «О литературе Древней Руси» и «Для вас, любознательные!», с. 54-55 и 60-61, часть 1; составить вопросы.
2.Прочитать фрагмент из «Повести временных лет» («Расселение славян»), с.56.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет Литература
Урок № 11
Тема урока: Сказки народов России. «Падчерица».
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование навыков художественного пересказа. Образовательная цель: выявление нравственной основы сказок о падчерице и мачехе, значения понятия «бродячий сюжет», отличий народной и литературной сказки; развитие умения чтение по ролям, работы с иллюстрациями; воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления смысла понятия «духовное богатство» и определения идеи народных и литературных сказок о мачехе и падчерице.
Формирование УУД:
Личностные действия: формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; о трудолюбии, терпении как духовном богатстве человека; о зависти, злобе, нерадивости, стремлении к материальному как причинах духовной смерти; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем;
Метапредметные:умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Предметные действия: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «бродячий сюжет», «народная и литературная сказка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Мотивация к учебной деятельности (5 мин) |
Эмоционально и психологически настраиваю на урок, читаю притчу, прошу определить ключевые слова; знакомлю с темой урока, прошу определить проблему урока («хочу»); предположить цели урока («надо»), предположить как решить поставленные цели урока («смогу»). |
Слушают, отвечают на вопросы, формулируют проблему урока, цели, пути их решения. |
Личные: воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу Познавательные: владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; Коммуникативные: умение формулировать проблему, цели урока. |
Актуализация и пробное учебное действие. (10 мин) |
Активизирую мыслительную деятельность обучающихся , предлагаю викторину и игру «верю-не верю» — на знание текста, т.о. Проверяю Д-з. Прошу оценить свою деятельность. |
Отвечают индивидуально, письменно на вопросы викторины, игры, проверяют, оценивают свою работу. |
Личные: воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; Метапредметные: умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции Познавательные: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; Коммуникативные: умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; |
Систематизация знаний (10мин) |
Провожу исследовательскую работу с текстом, задаю вопросы, прошу отвечать, находя эпизоды в тексте. Прошу выполнять задания в тетради |
Отвечают на вопросы, выразительно зачитывают эпизоды из текста, выполняют задание в тетради с самооценкой. |
Личные: воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; Метапредметные: умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; Познавательные: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; Коммуникативные: умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; |
Включение системы знаний в учебную деятельность. (9мин) |
Организую работу по вопросам, работу в тетради |
Отвечают на вопросы, выполняют задания, с самооценкой. |
Личные: воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; Метапредметные: умение формулировать выводы; Познавательные: определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); Коммуникативные: умение создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; |
Закрепление системы знаний с формулированием проблемы. (7 мин) |
Работа в парах на закрепление, с проверкой устно, с самооценкой. |
Выполняют задание, с проверкой, самооценкой. |
Личные: воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов Познавательные: владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; Коммуникативные: |
Рефлексия учебной деятельности. (4 мин) |
Прием «Райтинг» |
Личные: самоопределение и самопознание Метапредметные: умение оценивать свою деятельность. Коммуникативные: уметь вести диалог; |
I. Мотивация к учебной деятельности (психологический настрой на урок)
-
Вы снова пришли на урок,
Открыли тетрадь и учебник,
Чтоб вновь повести диалог,
А книга – ваш друг и советчик.
-
Прежде чем мы обратимся к книге, а на литературе это художественное произведение, прослушайте притчу и назовите ключевые слова, которые составляют основной смысл притчи:
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
-
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту,верность…
-
Назовите слова? (добро и зло)
-
Тема нашего сегодня урока «Сказки народов России. Падчерица».
-
Как вы думаете как звучит проблема урока, для чего мы определяли ключевые слова притчи, как связаны эти слова с проблемой урока? Продолжите предложение: Сегодня на уроке я хочу…. (понять, как раскрываются понятия «добро» и «зло» в сказке «Падчерица»)
-
Чтобы проверить гипотезу, необходимо поставить цель. Продолжите предложение: Сегодня на уроке мне надо…. ( выявить нравственную основу сказок о падчерице и мачехе, значение понятия «бродячий сюжет», отличие народной и литературной сказки)
-
Цели поставлены, но что нужно сделать, чтобы решить поставленные цели? Продолжите предложение: Для того, чтобы решить поставленные цели я смогу…(Прочитать текст сказки, определить общие черты, назвать отличительные черты.)
II этап: Актуализация и пробное учебное действие.
-
Какое задание вы можете мне предложить, чтобы узнать, насколько вы внимательно читали и хорошо знаете текст сказок?
-
Проведем викторину, я задаю вопросы, вы отвечаете на черновиках. (работа выполняется индивидуально) СЛАЙД 3-4
-
Как звали главную героиню сказки «Падчерица»? (Гульбика)
-
Вставьте пропущенное слово.
Вынес тут Морозко большой … сундучок. (Кованый)
-
Назовите цвет сундучка, который дала бабушка падчерице. (Зеленый).
-
Вставьте прилагательное
Здравствуй, … девица. (Красная)
-
Из какой крупы бабушка просила сварить кашу? (Пшено)
СЛАЙД 5 Проверка: самопроверка (ответы высвечиваются на слайде) 1 балл – все ответы правильные и т. д. 0,5 баллов — если было 2-3 ошибки; 0 баллов — если ошибок было больше.
-
Содержание вам известно. Теперь за работу с текстом. Предлагаю вам игру «Верю – не верю» СЛАЙД 6. Озвучьте условия игры. По итогам каждого ответа вы будете записывать вывод:
-
Народна сказка «Падчерица» относится к бытовым сказкам.
(Относятся к волшебным: волшебные герои (Говорящая собака), волшебное место (дремучий лес), волшебные предметы (сундучок с золотом, клубок).Вывод: сказка является волшебной.
-
В сказке главной героиней является Ленивица и Рукодельница.
Вывод: родная дочь и падчерица.
-
Главная мысль сказки выражена пословицей: Добро не умрет, а зло пропадет.
-
Вывод: Добро не умрет, а зло пропадет.
-
Систематизация знаний
-
Обратимся к целям урока, выявим нравственную основу сказки.
-
Дома, вы должны были нарисовать иллюстрации к сказке, посмотрим, какими вы увидели героев сказки. Обращение к рисункам учащихся.
-
Почему именно такими вы представляете себе героев сказки?
-
СЛАЙД 7-1 Как относится мачеха к падчерице? Докажите плохое отношение мачехи с помощью текста (Выразительное чтение от слов «Во времена давно прошедшие была одна злая-презлая женщина…» до слов «Мачеха рассердилась и выбросила клубок».)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз. СЛАЙД 8
-
СЛАЙД 9 О чем нам говорит имя героини? (Гульбика: Гуль – цветок, бика – девушка, дама, госпожа.)
-
Каков ее характер? Письменно ответьте на вопрос в тетради: Характер героини проявляется в ее поступках. Гульбика... (зачитывают 4-5 учеников)
-
Каков характер дочери мачехи? Зачитайте из текста.
-
СЛАЙД 10 Почему Гульбика не может вернуться домой к мачехе? (Найдите ответ в тексте. Выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».)
-
СЛАЙД 11 За что старушка наградила Гульбику?
-
За что наказана мачеха и ее дочка? (ответ в тексте. Выразительное чтение эпизода от слов «Девушка вошла в дом, сломала замок на совеем сундучке…» до конца сказки.)
-
Кем же была та старушка, которая помогла падчерице и наказала за нерадивость дочку мачехи?
-
СЛАЙД 12 Оцените свою деятельность на данном этапе урока, поставьте себе
1 балл — если вы активно работали на уроке,
0,5 если отвечали, но не на все вопросы,
0 — если не участвовали в беседе.
IV этап: Включение системы знаний в учебную деятельность.
-
СЛАЙД 13 К какому виду сказок относится «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым? Свой ответ объясните и докажите примерами. (В основе сюжета сказки «Падчерица» лежит повествование о преодолении потери (девушка потеряла клубок) при помощи волшебной помощницы (старушки). Сказка «Падчерица» относится к жанру волшебной сказки.)
-
Знаете ли вы сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой народной сказки? Назовите эти произведения. («Дочь и падчерица», «Морозко» — русские сказки.)
-
Похожие сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования, называют бродячими.
-
Типичные примеры бытования бродячих сюжетов дает сказка. Различают несколько бродячих сюжетов:СЛАЙД 14
1. Героические — повествующие о славных подвигах героев, витязей, богатырей.
2. Волшебно-сказочные – в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, скатерти-самобранке.
-
Сказочно-бытовые – повествующие о бытовых явлениях, нашедших отражение в сказке (это сюжеты о мачехе и падчерице, о попе и мужике, о похищении жен и девушек).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД 15
-
Какая русская народная сказка по сюжету очень схожа с «Падчерицей»? («Морозко»)
-
Чем отличаются сказки «Падчерица» и «Морозко»? (В сказке «Морозко» появляются новые герои – Морозко, отец Марфуши и др.)
-
Чем похожи падчерицы из сказки «Падчерица» и «Морозко»?
-
Чем отличаются финалы сказок?
-
Знакомы ли вам авторские сказки, близкие по содержанию сказке «Падчерица»? Назовите их авторов. (В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович», С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»).
-
Проверим ваши ответы в игре Верю-не верю. СЛАЙД 16
-
СЛАЙД 17 Оцените свою деятельность на данном этапе урока, поставьте себе
1 балл — если вы активно работали на данном этапе урока.
0,5 если отвечали, но не на все вопросы.
0 — если не участвовали в беседе.
V. Закрепление системы знаний с проговариванием проблемы.
VI этап: Рефлексия учебной деятельности.
Прием «Райтинг»
Домашнее задание
Базовый уровень: Ответить на вопросы учебника 1-3, с.58, ч.1.
Дополнительное задание:
Индивидуальные задания:
— подготовить сообщение о сказочнике Ф.П.Господареве;
— подготовить сообщение о сказочнике М.А.Сказкине;
— подготовить сообщение о сказочнице А.Н.Корольковой;
— подготовить сообщение о сказочнице М.Д.Кривополеновой.