Кульминация в сочинении это

Кульминация в литературе – это наивысшая точка напряжения в развитии сюжета произведения. Термин произошел от из латыни, где слова «cul­men, cul­min­is» в переводе означают «вершина». Это слово часто можно встретить в литературоведении, в театральной среде, в отношении кинематографа.

Кульминация в литературе

Кульминация маркирует самый значительный момент сюжетного конфликта, когда требуется незамедлительное решение. Впервые кульминация прослеживается в древних эпических сагах и поэмах Гомера «Илиада», «Одиссея».

Однако за счет плотности повествования и многослойности сюжетов выделить одну кульминацию здесь сложно. Скорее, их несколько по ходу развития событий и при изобилии героев. В классической и современной литературе можно наблюдать чаще всего одну центрообразующую кульминацию.

Содержание

  1. Кульминация – часть композиции
  2. Конфликт и кульминация
  3. Виды кульминаций
  4. Зачем нужна кульминация?
  5. Как определить кульминационный момент?
  6. Цитаты со словом «кульминация»

Кульминация – часть композиции

В литературе кульминация — это обязательная часть композиции произведения. Обычно она располагается после основного действия. Когда читатели уже познакомились с главными героями, их взаимоотношениями и проблемами, конфликт устремлений или характеров достигает критической точки.

Этот момент удерживает внимание, так как интересно, чем противостояние разрешится. За кульминацией обычно происходит развязка.

В рассказах и пьесах чаще всего есть только одна кульминация. Например, в комедии Николая Гоголя «Ревизор» она происходит в момент, когда герои узнают, что Хлестаков вовсе не тот, за кого себя выдавал.

А развязкой становится новость о том, что в город едет настоящий ревизор. В более масштабных произведениях — повестях, романах — подобных острых моментов может быть несколько.

В музыке кульминацией становится самый эмоциональный момент мелодии, когда ее образы и партии раскрываются наиболее ярко. Во время кульминации играют все инструменты оркестра, увеличивается темп, звучат более высокие ноты.

Так, в пьесе «Рост елки» из балета «Щелкунчик» Петр Чайковский включил в кульминацию «противоположное» движение музыки. Нежный мотив у струнных растет выше и выше, а бас, наоборот, погружается ниже.

Когда эти два мотива достигают апогея, и происходит кульминация. А в симфониях, операх и мюзиклах кульминаций может быть несколько: одна основная и несколько дополнительных.

Конфликт и кульминация

Нас с вами интересует в первую очередь художественная литература. В рассказе, повести, романе, поэме или пьесе события последовательно сменяют друг друга. Образуется соединение характеров, интересов, поступков героев, вступающих в противоречие друг с другом. Зарождается художественный конфликт.

Конфликт – это не обязательно открытая борьба: дуэль, как в «Евгении Онегине» или рукопашный бой, как в поэме М.Ю.Лермонтова о купце Калашникове.

Конфликт – это прежде всего внутреннее напряжение, столкновение противоречащих друг другу точек зрения.

Кульминация – это вершина конфликта, предел напряжения. Благодаря ей становится понятно, что прежний ход событий больше невозможен, назревает потребность в чём-то новом – ещё немного, и что-то случится.

Например, в «Обломове» И.А.Гончарова назревает конфликт между философией «творцов жизни», активных деятелей и пассивным отрицанием внешней деятельности.

Ярче всего эти две крайности демонстрируют Обломов и Штольц, а кульминационным моментом романа становится любовь Ильи Ильича к Ольге, которая как бы перекидывает мостик от одного полюса к другому.

Таким образом, конфликт можно сравнить с образованием напряжения внутри грозового облака. Более тяжёлые частицы сталкиваются с более лёгкими, в результате чего возникает напряжение. А кульминация – это разряд молнии, после которого следует гром (развязка сюжета) и собственно гроза с ливнем и ветром (разрешение конфликта).

Виды кульминаций

Принято считать, что кульминация – это своеобразный пик, вершина повествования, да и происходит термин от латинского слова «вершина». Однако в произведении может быть не одна подобная вершина.

  • Центральная кульминация – это наиболее распространённый вид, присущий произведению с линейным или циклическим сюжетом. Располагается такая кульминация ближе к финалу и хорошо заметна, как пик конфликта, приводящий к его разрешению.
  • Множественная – присуща сложным, многоплановым произведениям с разными сюжетными линиями. Так в романе А. Толстого «Анна Каренина» разные литературоведы насчитывают как минимум три кульминации. Среди них, например, сцена на скачках, когда Анна под влиянием страха за любимого мужчину выдаёт себя и признаётся мужу в измене; тяжёлые роды Анны, когда муж её прощает, но тем конфликт не исчерпывается.

В сравнительно небольшой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тоже две кульминации: первая — захват крепости мятежниками и казнь капитана Миронова, вторая — спасение Маши Гриневым.

  • Поворотная или промежуточная. Это напряжённая, эмоционально насыщенная ситуация, пик конфликта, но приводит он не к развязке, а к повороту сюжета и новому конфликту. Об этом подробнее можно прочитать в других статьях, пройдя по ссылкам внизу.

Таким образом, разрабатывая план своей книги, всегда нужно помнить о кульминации и подводить к ней читателя постепенно, наращивая напряжение. Тогда читатель испытает яркую смесь эмоций и не забудет вашу книгу.

Зачем нужна кульминация?

Если вы много читаете литературу, то наверняка сталкивались с такой ситуацией, что роман неинтересен или не очень понятен без кульминации. Книга может быть очень талантливо написана, однако, перевернув последнюю страницу, остается ощущение недосказанности, незавершенности и даже скуки.

Так бывает, если в тексте отсутствует либо неявно выражена кульминация – автор не довел сюжет до самой напряженной точки «кипения». Но это иллюзия, потому что художественного произведения без кульминации просто не бывает.

Нам так кажется оттого, что автор описал события на порядок мягче и не стал выявлять этот напряженный момент. Внимательный читатель всегда заметит кульминацию.

Но мы привыкли, что книги вызывают у нас эмоции, вопросы, заставляют думать и переживать описываемые события. Поэтому в основном авторы стремятся использовать этот классический прием для придания остроты своему роману или рассказу.

Если же текст составлен из разрозненных фраз и предложений, у которых нет общей сюжетной канвы, то кульминация здесь не сможет проявить себя. В школьных сочинениях аналогично детей учат выстраивать свою мысль – вставлять кульминацию, развивая собственную мысль и аргументируя тезис. Кульминация очень сильно зависит от техники и подачи мысли автора.

Не требуется кульминация и в эссе, очерках, зарисовках, стихах, а вот в рассказе и, особенно в новелле, она нужна. Ещё был в XIX веке популярный эпистолярный жанр (письма), там тоже может не быть кульминации.

Однако необходимость в таком элементе сюжета есть, и это связано не только с тем, что с ним книга становится ярче и лучше запоминается. Кульминация – это не просто экшен на потребу публике.

Такой напряжённый момент позволяет читателю пережить сильные эмоции и состояние катарсиса, который в наше, довольно бездушное время может стать прекрасной формой психологической разрядки.

Как определить кульминационный момент?

Обнаружить кульминацию не всегда легко, тем более, когда она встречается в произведении несколько раз. Однако есть ряд признаков, которые помогут сделать это безошибочно:

  • интересы всех персонажей сводятся к некоему общему событию, происходящему в определённом времени и пространстве;
  • основные сюжетные линии соединяются, пересекаясь в одной точке;
  • ритм развития событий ускоряется;
  • эмоциональное напряжение достигает предела;
  • за моментом кульминации следует развязка, разрешение конфликта с высвобождением внутренней энергии и последующим спадом напряжения.

Хорошо написанный рассказ или роман даёт читателю интуитивно почувствовать приближение кульминации, заставляя сердце биться чаще.

Кульминация

Как правило, кульминация совпадает с каким-либо выдающимся событием: преступлением, битвой, любовной сценой, сценой разоблачения или гибели героев.

Иронические произведения умело обыгрывают ожидание катастрофы: долго нагнетают ощущение конца, а затем рассказывают о чём-то мелком и незначительном. Пример – известное стихотворение Вадима Левина о мистере и миссис Бокли, которые кололи орехи биноклями.

Цитаты со словом «кульминация»

Цитаты с рассматриваемым в данной статье словом из различных произведений помогут вам лучше понять значение данного термина в контексте:

Целесообразно в таких играх акцентировать момент кульминации, чтобы ребёнок ждал, а затем и самостоятельно инициировал его.

Сборник, Лечебная педагогика. Базовые подходы и практические рекомендации, 2020

Когда большое пламя гаснет и остаются лишь раскалённые угли, наступает кульминация.

Группа авторов, Греция, 2009

Я тотчас установил ртутный горизонт, взял высоту светила во время его кульминации и определил истинный полдень.

Арсеньев В. К., Рассказы, 1921

Она вспыхнула в 1980‑е гг. и достигла кульминации 11 сентября 2001 г.

Карен Армстронг, Поля крови. Религия и история насилия, 2014

Шаляпин впервые ярко воплотил образ Алеко, правильно почувствовал кульминацию оперы [«Алеко» Рахманинова] в каватине.

А. Д. Алексеев, С. В. Рахманинов

Разве вы забыли, что человек — это кульминация трёх миллиардов лет естественного отбора, слепой игры на выживание, инферно, завесу над которым впервые приподнял Дарвин.

Иван Ефремов, Час быка, 1968—1969 г.

Эта книга стала кульминацией и завершением первого этапа развития австрийской экономической школы.

Людвиг фон Мизес, Теория денег и кредита, 1912

Так, в новелле само столкновение лайнера с айсбергом не является кульминацией сюжета.

Морган Робертсон, Тщетность, или Гибель «Титана», 1898

И, видимо, подходящим счёл кульминацию переговорного процесса.

Руслан Мельников, Рыцари рейха

Во время разговора сигналы тревоги срабатывали один за другим, а кульминацией вечера стала история о том, как её бросил парень, потому что она не была готова завести детей.

Карен Бут, Сердцеедка со стажем, 2016

Таким образом, кульминация – это максимально эмоциональный момент, в котором целый букет эмоций: от трагедии до восторга, от отчаяния до надежды. Хорошая кульминация написана так, что читатель буквально вылетает из реальности и потом долго приходит в себя, многократно вспоминая и переживая этот момент наивысшего напряжения.

И потом, в каждой новой книге человек подсознательно ждёт такого же сильного и яркого момента, и разочаровывается, если его в романе нет.

Источники:

  • Словарь иностранных слов. — Москва: «Русский язык», 1989. — 624 с. — ISBN 5–200-00408–8;
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

Что такое кульминация

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. При анализе литературных произведений мы нередко встречаемся с термином «кульминация», но не всегда понимаем, что он означает.

Оказывается, одноимённое понятие существует еще и в музыке, и в астрономии. Интересно, что общего между литературно-музыкальным искусством и наукой о небесных телах? Попробуем разобраться.

Кульминация

Кульминация — это…

Самое наглядное представление о кульминации даёт астрономия, которая определяет этим термином такое положение светила, когда оно, осуществляя суточное движение, проходит небесный меридиан.

Получается, что небесное тело находится на пике активности, в некой умозрительной «середине неба».

Теперь – к искусству.

В музыке и литературе кульминация – это момент максимального напряжения в ходе развития произведения.

Музыковеды, как и литературоведы, утверждают, что кульминаций может быть несколько (основная и вспомогательные). Основной кульминационный пункт произведения определяет вершинный пик сюжета, за которым следует снятие напряжения и разрешение конфликта.

Конфликт и кульминация

Нас с вами интересует в первую очередь художественная литература. В рассказе, повести, романе, поэме или пьесе события последовательно сменяют друг друга. Образуется соединение характеров, интересов, поступков героев, вступающих в противоречие друг с другом. Зарождается художественный конфликт.

Конфликт – это не обязательно открытая борьба: дуэль, как в «Евгении Онегине» или рукопашный бой, как в поэме М.Ю.Лермонтова о купце Калашникове.

Конфликт – это прежде всего внутреннее напряжение, столкновение противоречащих друг другу точек зрения.

Кульминация же – это вершина конфликта, предел напряжения. Благодаря ей становится понятно, что прежний ход событий больше невозможен, назревает потребность в чём-то новом – ещё немного, и что-то случится.

Например, в «Обломове» И.А.Гончарова назревает конфликт между философией «творцов жизни», активных деятелей и пассивным отрицанием внешней деятельности.

Обломов

Ярче всего эти две крайности демонстрируют Обломов и Штольц, а кульминационным моментом романа становится любовь Ильи Ильича к Ольге, которая как бы перекидывает мостик от одного полюса к другому.

Таким образом, конфликт можно сравнить с образованием напряжения внутри грозового облака. Более тяжёлые частицы сталкиваются с более лёгкими, в результате чего возникает напряжение. А кульминация – это разряд молнии, после которого следует гром (развязка сюжета) и собственно гроза с ливнем и ветром (разрешение конфликта).

Как определить в тексте кульминационный момент

Обнаружить кульминацию не всегда легко, тем более, когда она встречается в произведении несколько раз. Однако есть ряд признаков, которые помогут сделать это безошибочно:

  1. интересы всех персонажей сводятся к некоему общему событию, происходящему в определённом времени и пространстве;
  2. основные сюжетные линии соединяются, пересекаясь в одной точке;
  3. ритм развития событий ускоряется;
  4. эмоциональное напряжение достигает предела;
  5. за моментом кульминации следует развязка, разрешение конфликта с высвобождением внутренней энергии и последующим спадом напряжения.

Хорошо написанный рассказ или роман даёт читателю интуитивно почувствовать приближение кульминации, заставляя сердце биться чаще.

Как правило, кульминация совпадает с каким-либо выдающимся событием: преступлением, битвой, любовной сценой, сценой разоблачения или гибели героев.

Иронические произведения умело обыгрывают ожидание катастрофы: долго нагнетают ощущение конца, а затем рассказывают о чём-то мелком и незначительном. Пример – известное стихотворение Вадима Левина о мистере и миссис Бокли, которые кололи орехи биноклями:

Ироничная кульминация

Примеры кульминации в литературных произведениях

Рассмотрим различные ситуации на примере творчества Ф.М.Достоевского. В романе «Идиот» несколько кульминационных моментов.

  1. В первой части это именины Настасьи Филипповны, во время которых мы не только знакомимся с главными действующими лицами, но и видим столкновение сразу нескольких групп интересов: денежных, карьерных, любовных.
  2. Ещё одной ключевой точкой становятся именины князя Мышкина в Павловске, за которыми следуют таинственные события.
  3. Наконец, убийство Настасьи Филипповны Рогожиным – третья кульминация, вынесенная за скобки основного действия. По сути, это уже развязка, естественное следствие разрешения конфликта. Событие не показано прямо, но сообщение о нём раскатом грома звучит в предвестии финала.

Кульминация помогает острее прочувствовать драматизм литературного произведения. Чувствуете её приближение – с головой забирайтесь под одеяло и ждите развязки.

Что такое кульминация


картинка Что такое кульминация

Кульминация – что означает это слово простым языком

Этот термин можно встретить в литературе, в театральной среде, также часто можно слышать это слово в отношении кинематографа. Что оно означает?

Кульминация – элемент композиционной конструкции, которая маркирует самый значительный момент, высшую точку напряжения или сюжетного конфликта, когда требуется незамедлительное решение.

После кульминации в большинстве случае следует развязка – последовательное финализирующее развитие событий или явления, в литературном произведении – эпилог, окончание романа или другого типа текста.

Впервые кульминация прослеживается в древних эпических сагах и поэмах Гомера «Илиада», «Одиссея». Однако за счет плотности повествования и многослойности сюжетов выделить одну кульминацию здесь сложно. Скорее, их несколько по ходу развития событий и при изобилии героев. В классической и современной литературе можно наблюдать чаще всего одну центрообразующую кульминацию, которая следует после завязки и развития событий в романе, а после нее наступает «ослабление напряжения»   – развязка.

Кульминация в разных видах деятельности

Надо отметить, что значение этого термина в науке и в художественной среде существенно отличается. Однако всегда обозначает некий пиковый момент, высшую точку, контрольный пункт, сквозь который проходит некое изменение. Можно сказать, что это своеобразная «точка невозврата», к которой стремится сюжет, научный или природный процесс, любая активность.

Астрономия называет кульминацией особый момент, когда светило проходит через меридиан небес в ходе суточного движения по небу (конечно, условного – ведь движется Земля по отношению к звездам, а не они сами). Например, существует кульминация Солнца – так называемый «зенит», высшая точка на небе, достигаемая нашим основным светилом.

В музыкальной сфере кульминацией называют точку наибольшего напряжения, эмоционального накала в произведении любого жанра – опере, серенаде, балете, концерте для оркестра и др.

Литературоведы часто используют термин «кульминация», ведь это практически неотъемлемый атрибут любого произведения. Это момент максимального напряжения в сюжете романа, повести, рассказа, поэмы, после которого наступает развязка – последствия событий кульминации. Аналогичное значение кульминация имеет в кинематографе, драматургии.

картинка Что такое кульминация

Примеры кульминации

Рассмотрим образцы кульминации. Например, в известной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» кульминацией можно назвать момент, когда герои во главе с городничим узнают, что они обмануты заезжим аферистом. Весь сюжет пьесы был выстроен с таким умыслом, чтобы финал сложился именно так. После понимания происходящего жители города Н. узнают, что к ним едет настоящий ревизор – это уже развязка.

Кульминация Солнца и других светил в астрономии возможны при условии, что это заходящее светило. Существует также понятие «незаходящих светил», которые почти не меняют своего положения по отношению к меридиану небесного свода. Это связано с их сильной удаленностью от Земли.

Исчезают с неба они только в дневное время из-за солнечного освещения, но по факту не пропадают. Особенно это характерно для северных районов планеты, где бывает полярный день, при котором Солнце почти не скрывается за горизонтом. Существует кульминация Венеры – утренней звезды, кульминация Луны и других светил.

Значение кульминации

Если вы много читаете литературу, то наверняка сталкивались с такой ситуацией, что роман неинтересен или не очень понятен без кульминации. Книга может быть очень талантливо написана, однако, перевернув последнюю страницу, остается ощущение недосказанности, незавершенности и даже скуки. Так бывает, если в тексте отсутствует либо неявно выражена кульминация – автор не довел сюжет до самой напряженной точки «кипения». Но это иллюзия, потому что художественного произведения без кульминации просто не бывает.

Нам так кажется оттого, что автор описал события на порядок мягче и не стал выявлять этот напряженный момент. Внимательный читатель всегда заметит кульминацию.

Но мы привыкли, что книги вызывают у нас эмоции, вопросы, заставляют думать и переживать описываемые события. Поэтому в основном авторы стремятся использовать этот классический прием для придания остроты своему роману или рассказу.

Если же текст составлен из разрозненных фраз и предложений, у которых нет общей сюжетной канвы, то кульминация здесь не сможет проявить себя. В школьных сочинениях аналогично детей учат выстраивать свою мысль – вставлять кульминацию, развивая собственную мысль и аргументируя тезис. Кульминация очень сильно зависит от техники и подачи мысли автора.

Поделитесь статьёй в социальных сетях:

Кульминация (литература)

  • Кульмина́ция (от лат. culmen «вершина») в литературном произведении — наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях литературных героев или между героем и обстоятельствами. В кульминации раскрывается острота конфликта, описанного в сюжете произведения. Кульминация лучше всего обнаруживается в произведениях эпических.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

Экспозиция (лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в литературоведении и фольклористике — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. В фольклористике также…

Ломтик жизни (фр. tranche de vie) — термин, который относится к натуралистическому театру и обозначает натуралистичное описание реальной жизни героев. Возник в 1890—1895 годах. Впервые, предположительно, был использован французским драматургом и литературным критиком Жаном Жюльеном (фр. Jean Jullien; 1854—1919).

Перипети́я (греч. περιπέτεια) — в античной мифологии внезапное исчезновение удачи в делах, возникающая как реакция богов на излишне самоуверенное поведение героя. В дальнейшем приводит к божественному возмездию — немезису (др.-греч. Νέμεσις).

Эпило́г (греч. έπίλογος — послесловие ← ἐπι — на, сверх + λόγος — слово) — заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.

Упоминания в литературе

Танатологические мотивы могут располагаться и в середине текста. Как правило, в данном случае они обозначают концептуальную границу текста, связаны с кульминацией повествования: внутренний мир и поведение персонажей меняется в связи с убийством или гибелью близкого человека (смерть Андрия и Остапа в «Тарасе Бульбе» Н. Гоголя). Нарратив при этом не завершается, а, наоборот, получает сильный толчок к развитию, новому с семантической точки зрения.

Очевидно, что понятие катарсиса Аристотель выводил не из трилогий Эсхила, а из одноактных трагедий Софокла и Еврипида, следовательно, и трактовка им этого понятия специфична. Уже у Софокла трагедия начинает утрачивать свой мистериальный смысл, а у Еврипида она окончательно превращается в простое зрелище. Кульминация страдания обычно приходится в их трагедиях на финальную часть. Такая структура предполагает, что зритель сам должен достичь очищения страстей, испытав положенные страх и сострадание, каковой механизм и описал Аристотель в своем определении катарсиса. Можно назвать такой катарсис «интеллектуальным», так как здесь велика роль зрительского умения домыслить историю, разгадать «очистительную» идею автора. Эсхил же проводил зрителя от страдания и страха к радости и очищению внутри своей трилогии. За сюжетами мистерий Эсхила таились страдание, смерть и возрождение бога. Потому зритель у него переживал страдание и смерть героев в начале и в середине, но не в конце трилогии. Конец – не просто счастливая развязка (как в некоторых трагедиях Еврипида[17]), но гармонизация, умиротворение, обретение нового качества мира. В этом, как уже говорилось, изначально и заключалась катарсическая задача трагедии. Повторю эту схему: сначала побеждает одна правда, потом противоположная, а затем вторая торжествует над первой (новая над старой), но не насилием, а на основе примирения[18]. Теза – антитеза – синтез. В самой троичности этой структуры сказывается ее религиозная природа. Разрушение мистерии в трагедиях Софокла и Еврипида начинается именно с утраты третьей составляющей, которая была смыслом и целью всего действия.

Шопен (наряду с Шуманом, Берлиозом, Листом и Вагнером) был одним из тех композиторов, творчество которых составило кульминацию музыкального романтизма. Он был одним из тех, кто определил дальнейшие пути развития романтической музыки второй половины XIX в. И если «сферой влияния» Шумана стали Германия и Россия, то шопеновские традиции развивались прежде всего в России, как и вообще в славянском мире, и Франции, правда, несколько позже, чем шумановские.

«Блестящий рассказ о финансовых скандалах, достигших кульминации в 1990 году… Вступительная часть и повествование об основном действии сочетаются настолько гармонично, что понять хитросплетения финансовых операций и финансового права не составляет труда».

Начав разговор с художественного образа «оплакивания», я вовсе не настаиваю на силе исключительно трагического опыта в постижении человеком своего духовного начала. Нет, искусство, конечно, живет и многомерной красочностью импровизационной радости игры, во внутренней атмосфере конфликтной современности, к сожалению, все чаще возбуждающей вопрос: «Куда исчезла пульчинелла?». Просто чувство утраты, в отличие от многих других переживаний, сублимировать невозможно. Одной из самых сильно действующих и неотстранимых форм сближения «человека физического» с платонической реальностью души и является «оплакивание» – человекосодержательная пауза, вспышка света самосознания, контрапункт, в размышлениях человека о своем образе и подобии, такой же насыщенный и кардинальный, каким является «человек» в контексте смыслообразования и развития искусства. Смерть дает жизни «странное озарение», сосредотачивая и сердце, и ум на мысли о сущностных основах человека. Выдающиеся образы искусства, длительнее всего помнящиеся, ранящие своим потенциальным намеком на что-то в этой реальности недопонятое, всегда рождаются «из кульминации» чувства. По крайней мере, это присуще образам индивидуальным, творчески неповторимым, преломляющим видимый природный мир через субстанцию собственной художественной жизни. Проступающий в искусстве характер переживания мысли о «теле смерти» (Ап. Павел. Римл. 7: 24) обусловливается отношением человека к космогоническому устройству вселенной, его тяготением к тому или иному образному началу: «Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти в бога, или в зверя»5. Если проанализировать искусство в пределах последних двух столетий (начиная романтизмом и кончая нашими днями), то можно увидеть, как настойчиво и жестоко развивалась борьба художественного мировоззрения личности с эмбриональным самоощущением организма за «человека душевного».

Связанные понятия (продолжение)

Клише́ (от фр. cliché), также речевой штамп (литературный штамп, киноштамп и т. д.) — в искусстве установленная традицией застывшая форма (мотив, тема). Клише применяется в традиционных сюжетах произведений искусства, в научной литературе, в разговорной речи.

Расска́зчик (также нарра́тор от фр. narrateur — рассказчик) — 1) тот, кто рассказывает что-нибудь, человек, умеющий интересно рассказывать; 2) некая личность (напр., персонаж), от лица которой ведётся повествование в документальном и художественном, в частности, в литературном или телевизионном произведении.

Ненадёжный рассказчик — художественный приём, заключающийся в том, что рассказчик сообщает неполную или недостоверную информацию. Таким образом происходит нарушение негласного договора между автором и читателем, согласно которому события должны описываться такими, какие они есть.

Литерату́рный геро́й — это образ человека или животного в художественной литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).

Дева в беде (англ. Damsel in distress), или преследуемая дева — архетипичный образ, вымышленная героиня литературного произведения, картины или фильма. Дева в беде обычно является молодой и привлекательной женщиной, терзаемой ужасным злодеем или монстром и ожидающей героя, который её спасёт. Дева в беде стала одним из распространённых стереотипных персонажей художественной литературы, особенно мелодраматических произведений.

Любо́вный треуго́льник — вид романтических взаимоотношений между тремя людьми. Данный термин применим как к случаям, когда два человека испытывают эмоциональную привязанность к третьему независимо друг от друга, когда первый влеком ко второму (которому он безразличен), но второй увлечён третьим (которому безразличны первые два), так и к тем, в которых всех троих связывают взаимоотношения. Как правило, в моногамном обществе любовный треугольник синонимичен с понятием конфликта в силу того, что такое…

Проло́г (др.-греч. πρό-λογος «предисловие» от πρό «впереди, перед» + λόγος «слово, речь») — вводная часть, введение, предисловие.

Романтика может быть охарактеризована душевным подъёмом, присутствием в суждениях и поступках лирических и драматических мотивов. Романтика или романтичные отношения возникают, как правило, лишь в некоторых ситуациях, когда влияние внешнего мира в сознании людей нивелируется, а на первый план выходят их отношения между собой, возникает влечение друг к другу.

Метапроза, иногда также метаповествование и метафикшн (англ. metafiction) — литературное произведение, важнейшим предметом которого является сам процесс его разворачивания, исследование природы литературного текста.

Пентало́гия — литературное, музыкальное или кинематографическое произведение, состоящее из пяти самостоятельных частей, но объединённых действующими героями, общей идеей и преемственностью сюжета. В английском языке часто заменяется словом «квинтет».

Японский киберпанк — это жанр андеграундных фильмов выпускаемых в Японии начиная с конца 1980-х годов. Жанр не очень близок к киберпанку в традиционном западном его понимании — основной акцент здесь делается на индустриальности и сюрреалистичности, а не на высоких технологиях и научности. Компьютеры в японском киберпанке отсутствуют. Основы жанра сформированы фильмом «Тэцуо — железный человек».

Гаре́м (яп. ハーレム ха:рэму) — жанр отношений в аниме и манге, в котором главный персонаж оказывается окружён большим количеством персонажей другого пола. Более никаких жёстких рамок не задано, и в разновидностях гарема герой совсем не обязательно должен завязывать хотя бы с кем-то романтические отношения, однако чаще всего так происходит. Женские персонажи могут соперничать между собой за внимание со стороны главного героя. Многие сериалы, не принадлежащие в полной мере к «гаремным», используют наработки…

Фансервис (яп. ファンサービス фан са:бису, англ. fan service — бесплатные услуги, бесплатное дополнение), также service cut (яп. サービスカット са:бису катто) или просто «сервис» (яп. サービス са:бису) — приём в современном изобразительном искусстве с такой ключевой особенностью: включение в сюжетный ряд определённых сцен или ракурсов, которые не являются сюжетообразующими, но рассчитаны на определённый отклик у основной целевой аудитории с целью повышения заинтересованности и/или привлечения потенциальных зрителей…

Аллю́зия (лат. allusio «намёк, шутка») — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Материалом при формулировке аналогии или намёка, образующего аллюзию, часто служит общеизвестное историческое высказывание, какая-либо крылатая фраза или цитата из классической поэзии.

Сюже́т (от фр. sujet букв. «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.

Паро́дия (от др.-греч. παρά «возле, кроме, против» и др.-греч. ᾠδή «песня») — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе (в прозе и поэзии…

Городское фэнтези (англ. Urban fantasy) — литературный жанр, основанный на использовании городской мифологии. События протекают в настоящем мире в соединении с элементами фэнтези (прибытие инопланетян или неких мифологических тварей, сосуществование или противостояние человека и паранормальных существ, прочие изменения в городском порядке).

Литературный архетип — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях. По определению литературоведа А. Ю. Большаковой, литературный архетип — это «сквозная», «порождающая модель», которая, несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро.

Обрамление — вид композиции повествовательного произведения, при котором одна или несколько фабульных единиц (новелл, сказок, басен, притч) объединяются путём включения их в самостоятельную фабульную или нефабульную единицу — рамку. Используется также в кинематографе (например, в киноальманахе «Глубокой ночью»).

Рассказ от первого лица — это способ повествования, где история излагается персонажем, т.е. повествователем, являющимся либо главным, либо второстепенным участником сюжетного действия. Рассказ от первого лица может излагаться в единственном числе, множественном числе или же в собирательном числе, также может быть авторитарным, доверительным или обманным «голосом» автора и представлять точку зрения в письменном виде.

Эпическое фэнтези является самым распространённым видом литературного фэнтези. В кино оно представлено менее широко, в основном экранизациями Толкина и других авторов.

Эпопе́я (др.-греч. ἐποποιΐα, из ἔπος «слово, повествование» + ποιέω «творю») — обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.В переносном смысле: сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Загла́вный геро́й (также заглавный персонаж, реже — заглавный образ) — герой (персонаж, образ) в художественном произведении (литературном произведении, театральной постановке, кинофильме и так далее), именем которого названо это произведение. Исполнение роли заглавного героя называют заглавной ролью. Не следует путать главного и заглавного героев. Главный герой может быть заглавным, а может им и не быть. И наоборот, заглавный герой может вовсе не являться главным героем. Данная ошибка употребления…

Режимы (или типы) повествования — это избираемые автором художественного (прозаического, поэтического, драматического, кинематографического, музыкального и др.) произведения способы воплощения сюжета в тексте. Наррация («рассказывание») как процесс возможна лишь в форме того или иного режима повествования, предполагающего, помимо многих других аспектов, выбор повествовательной точки зрения (например, от первого лица, от третьего лица) и выбор «голоса» нарратора (англ. narrative voice) — техники подачи…

Хэ́ппи-энд, хеппи-энд (англ. happy ending «счастливый конец») — англицизм, означающий счастливую развязку сюжета пьесы, фильма, романа и т. д., состоящую в том, что все перипетии заканчиваются удачно для положительных, но не отрицательных героев. Хэппи-энд в сказках может выражаться словами: «И жили они долго и счастливо».

Фантасти́ческий детекти́в — использование сюжетных элементов детективной литературы (расследование преступления, деятельность сыщика) в произведениях научной фантастики, фэнтези и хоррора. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире. Особенностью фантастической детектива является двойная логика в произведениях (детективная и фантастическая) и двойная роль героев (следователей и учёных).

Сплаттерпанк (англ. Splatterpunk, от splatter — «брызги» и punk) — литературно-кинематографический жанр, появившийся в середине 1980-х. Родоначальником жанра является Клайв Баркер. Сплаттерпанк — вид литературы ужасов, где подчеркнуто гротескная фантазия соседствует с натуралистическими сценами кровавого насилия.

Филлер (от англ. filler, заполнитель) в сериалах со сквозным сюжетом — дополнительный материал, не связанный с основным сюжетом, добавляемый для увеличения длительности показа. В большинстве случаев филлеры существенно слабее серий, связанных с развитием сюжета, и не нужны для его понимания.

Жанровая литература — термин, употребляемый в отношении произведений художественной литературы, в которых главенствующую позицию занимает сюжет. Сюжет, как правило, строится в точном соответствии литературному жанру, в жертву приносятся другие элементы повествования, например, развитие характера персонажей.

Художественный вымысел — плод творческого воображения автора художественной литературы или сценариста художественного фильма.

Коми́ческое (от др.-греч. κωμῳδία, лат. comoedia) — философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное. В эстетике комическое считается логическим коррелятом трагического.

Тямбара (яп. チャンバラ) — «бой на мечах», специфический для Японии жанр историко-приключенческого кино, повествующий о самураях и сражениях на мечах, своего рода аналог американских вестернов и европейских фильмов плаща и шпаги. Слово «тямбара» происходит от «тянтян-барабара» звукоподражания, описывающего звук мечей в бою.

Развязка (литературоведение) — окончание действия или событие, разрешающее конфликт между персонажами в эпическом или драматическом произведении. По Аристотелю, развязка начинается с точки происхождения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой либо поражением героя произведения.

Криптоисто́рия (греч. κρυπτός — «тайный», «укрытый» + история), тайная история — жанр фантастики, основанный на фантастическом допущении, что реальная история человечества отличалась от известной нам, но была забыта, скрыта или сфальсифицирована и т. п. Близка к жанру альтернативной истории. Криптоистория изображает реальность, внешне не отличающуюся от обычной истории, но показывающую участие неких иных сил (пришельцев, магов и т. п.), либо описывает якобы состоявшиеся события, оставшиеся неизвестными…

Тёмное фэнтези (англ. dark fantasy — «тёмное, мрачное фэнтези») — поджанр художественных произведений, включающий в себя элементы ужасов и готики, действие в котором происходит в антураже традиционного фэнтези.

Фа́була — фактическая сторона повествования, т.е. события, факты, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в процессе творческой деятельности в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Мотив (лат. moveo — «двигаю») — простейшая составная часть сюжета. Фольклорно-мифологический мотив (по Ю. Е. Берёзкину) — образ или эпизод и / или совокупность образов и / или эпизодов, встречающиеся более чем в одном фольклорно-мифологическом тексте. Примером может служить мотив сбивания лишних солнц с неба.

Фантастическая драматургия (англ. speculative drama) — разновидность фантастической литературы (научной фантастики, фэнтези и хоррора), использующая драматургическую форму.

Безумный учёный (Сумасшедший учёный) — популярное клише и архетип персонажей в фантастических произведениях.

Фантасмагория — поджанр кинофантастики, представляющий фильмы о чём-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии.

Байронический герой — тип романтического героя, который покорил воображение европейской публики после выхода поэмы лорда Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812—1818), насыщенной автобиографическими мотивами. На рубеже 1820-х гг. получил дальнейшее развитие в повести Полидори «Вампир», романе Матюрина «Мельмот Скиталец», байроновских поэмах вроде «Корсара». Автор «Евгения Онегина» иронизировал по поводу популярности таких сочинений…

Лейтмоти́в (нем. Leitmotiv — «главный, ведущий мотив»), в музыке — характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Совершенства во вплетении в канву музыкального произведения лейтмотивов и создании благодаря ним беспрерывного драматургического развития…

Флешфо́рвард (от англ. flash — вспышка, озарение; forward — вперёд) — частный случай пролепсиса: повествовательная техника, состоящая в отклонении от реальности и повествования в будущее. Противоположный приём (обращение к прошлым событиям) — флешбэк.

Эскапи́зм, эскепизм, эскейпизм (англ. escape — убежать, спастись) — избегание неприятного, скучного в жизни, особенно путём чтения, размышлений и т. п. о чём-то более интересном; уход от обыденной реальности в инобытие, инореальность, иномирие; бегство от действительности.

Антиутопия, также дистопия (Dystopia букв. «плохое место» от греч. δυσ «отрицание» + греч. τόπος «место») и какотопия (Kakotopia от греч. κακό «плохой») — сообщество или общество, представляющееся нежелательным, отталкивающим или пугающим. Является противоположностью утопии.

Упоминания в литературе (продолжение)

После революции советская нация формировалась вокруг Октябрьского мифа, ставшего для нее центральным легитимирующим событием[7]. Однако со временем деформации прокламированных ею целей стали настолько очевидными, люди, ее сделавшие, настолько дискредитированными и неподходящими к новой политической реальности, культура, ею порожденная, настолько отличной, новый идеологический вектор настолько зримым, а «Большой возврат» настолько явным, что чем дальше, тем больше в своих прежних политических коннотациях Революция становилась скорее обузой, чем основанием для «полезной истории». Только в Победе в войне советская нация обрела наконец миф основания. Поскольку сталинская революция кардинально изменила политико-идеологические и социально-культурные вехи Октября 1917 года, он превратился из главного «учредительного события» довоенной Советской России в центральное событие предыстории советской нации. Последняя, будучи продуктом сталинизма, приобретала теперь адекватную фокальную точку: миф основания соединился с основным легитимирующим событием сталинизма и кульминацией его торжества – Победой в войне.

Повествование складывается из обстоятельно представленных привычных эпизодов жизни рыбачьей семьи: выход в море, береговая рыбалка, сбор земли для огорода и водорослей для удобрений, дробление камней для создания площадки огорода и – кульминация – охота на большую рыбу, которая заканчивается трудным сражением с разбушевавшейся стихией. Мера достоверности воспроизведения «технологии» бытовых занятий героев безусловна. Именно в наблюдении за обыденностью трудовых усилий жителей острова режиссёр создаёт базисную основу зрительского доверия экранной истории. Вместе с тем, сохраняя скрупулёзную жизненную точность внутрикадрового поведения персонажей, режиссёр не считает нужным ограничиться воспроизведением только видимости их бытия.

Выбор «Белых ночей», которые Достоевский снабдил подзаголовком «Сентиментальный роман», был для Висконти в этом смысле далеко не случаен. Отсюда, от жанра – многие решения. И декор, и таинственный персонаж Маре, объект мечтаний Наталии (первоначально Висконти вообще не хотел выводить его на экран), и туманы, и дождь, и качающийся свет фонаря, отбрасывающий странные тени в момент объяснения героев…И снег, экзотически-неожиданно засыпающий город в единственный момент единения Натальи и Марио. Снег как кульминация и развязка. Снег ночью как радость, восторг. И снег утром. Побеливший город и рифмующийся с бездомной белой собакой, пробежавшей в начале фильма и появившейся в финале – на светлом солнечном общем плане рядом с одиноко бредущей тёмной фигурой Марио.

Чувство между героями зарождается на корабле, а может и раньше, в столовой? «После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу…» Использование метафоры «горячо освещенной столовой» создает ощущение естественности «электрического света». Эта естественность возникает вместе с зарождающимся чувством героев. Дальше идет постепенное нарастание «обоюдного желания», разгорается костер любви, и мы уже чувствуем «запах дыма». Герой тоже это ощущает: «Поручик взял ее за руку, поднес к губам. Рука, маленькая и сильная, пахла загаром». Своей кульминации развитие любовного чувства, страсти между героями достигает уже на берегу. Вернее в гостинице: «Вошли в большой, но страшно душный, горячо накаленный за день солнцем номер…» И снова метафорический образ огня, костра, пожара, на котором так быстро сгорит возникнувшее чувство! Дальнейшее существование героя без «возлюбленной» лишено присутствия солнца. Вместе с героиней уходит любовь и свет из жизни героя, хотя он продолжает душевно мучиться. Финал рассказа знаменует о «финале» внезапно возникшего чувства: «Темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке».

Два истребителя, выйдя в расчетную точку, резко пошли на снижение. Пробив облачный слой, они оказались над горной равниной. Система спутниковой навигации и телекамеры автопилотов уверенно вели самолеты на бешеной скорости почти над самой землей, заставляя тяжелые боевые машины буквально обтекать рельеф, не позволяя им подниматься выше ста метров. Горы надежно скрывали «Сушки» от вражеских радаров. Четверка перехватчиков барражировала у пакистанской границы, прикрывая фронт в четыреста километров. В то же время два полка «Грачей» усердно перепахивали базы талибов в районе Кандагара, отвлекая внимание противника на себя. Любой сторонний наблюдатель должен был решить, что «МиГи» подняты только для прикрытия «Грачей» от неожиданной атаки пакистанской авиации, в Союзе помнили, как был сбит штурмовик генерала Руцкого. А далеко на севере в боевой полумесяц разворачивались стратегические ракетоносцы «Ту-95». Операция «Солнечный проблеск» приближалась к кульминации.

5

КУЛЬМИНАЦИЯ

Кульминация — такой момент в развитии сюжета, когда любая борьба персонажей получает разрешение. Естественно, это происходит ближе к концу, насколько близко — зависит от природы истории, взятой за основу произведения. Иногда кульминация совпадает с самым последним событием, чаще, однако, несколько заключительных событий требуется, чтобы показать последствия того или иного разрешения конфликта.

Например, кульминация романа «Мы живые» — в сцене, где Андрей обнаруживает, что Кира — любовница Лео, и, как часть развития той же линии, речь Андрея, обращенная к Пати, когда он выступает открыто. Последующие события являются простым заключением.

Кульминация «Источника» — взрыв объекта Кортландт и испытание Рорка.

Основные проблемы «Источника»: конфликт Рорка против общества, конфликт Рорка с Доминик, которая полагает, что добро не может победить на Земле — что зло всесильно и побеждает всегда; конфликт Рорка с Винандом, который верит, что погоня за властью (власть — это управление людьми при помощи силы) является практическим средством обслуживания его собственных идеалистических ценностей; противостояние Рорка и Китинга, творца против подражателя, который пытается подняться, используя скорее других людей, чей свой собственный разум; борьба Рорка против Тухея, который намеренно следует дьявольской философии власти.

Взрыв объекта жилищного строительства решает все эти проблемы.

Взрыв Кортландта (и его последствия) показывает нам, как Рорк побеждает общество, Доминик возвращается к Рорку. Это убеждает ее, что добро победило безотносительно к тому, насколько ужасна сама борьба против зла. Когда Винанд пытается защитить Рорка в случае Кортландта, он приходит к пониманию, что вся его жизнь полицейского в целом ошибочна, что тот тип власти, который он искал — власть над людьми, может только разрушить его ценности, но не послужить им. Проект Кортландта — кульминация попыток Китинга длиною в жизнь подняться в качестве подражателя, — и финальный акт его безнадежного разрушения. Что касается Тухея, то он, находясь на вершине власти, мобилизует все силы общественного мнения, которые только может в этом случае, — и проигрывает.

Это образец сложной сюжетной кульминации — кульминации в действии, а не просто в обсуждении. Я должна прибегнуть к действию, которое драматизировано и решило бы все вышеперечисленные конфликты (и массу меньших), показывая в каждом случае, какая сторона выигрывает, какая проигрывает и почему. Не каждый роман является таким же сложным, как «Источник», но если вы понимаете метод, с помощью которого все эти конфликты были интегрированы в кульминацию, вы должны быть способны создавать кульминации для собственных произведений, которые могут включать меньшее количество проблем.

(Мне бы не хотелось, чтобы ваш первый роман оказался таким же сложным, как «Источник». Но в литературном творчестве не может существовать каких-либо запретов. Если вы чувствуете, что способны на это, дерзайте.)

Кульминация — такой момент действия, когда наихудшие последствия конфликта сюжета-темы обнажаются, и персонажи должны сделать решающий выбор. Вы можете судить о кульминации так: это разрешило центральный конфликт? Если нет, то произведение плохо выстроено.

Если вы знаете сюжет-тему, то вы будете иметь представление, что такое надлежащий кульминационный момент и хорошо ли (или нет) вы выстроите свое произведение. Если центральный конфликт просто иссякнет или будет решен неясно, так что читатель не сможет понять, какое же окончательное решение приняли герои, — это неудачное завершение.

Кульминация не должна происходить в один день или в одной сцене. Не существует правил относительно ее протяженности во времени, которое определяется природой истории и количеством проблем, которые должны быть решены. В театральной постановке кульминация может происходить в одной сцене, в романе она может быть представлена несколькими событиями. Но эти события должны являться частью одной последовательности. Например, взрыв Кортландта и испытание Рорка — несколько обособленных глав, но все события в этой части романа причинно связаны. Взрыв выделяет кульминацию, и другие события — такие как деятельность Тухея, отказ Винанда, испытание и победа Рорка — следуют из этой акции или включены в нее.

Термин антикульминация относится к развитию после кульминации того, что не следовало из нее. Например, это была бы антикульминация, если, после взрыва Кортландта, я бы показала Рорка и Винанда ссорящимися из-за неоплаченной комиссии по какому-либо зданию. Рассматривая проблемы, которые были решены между ними, подобная проблема не так важна. Она разрушила бы значение кульминации.

Никогда не решайте мелкие проблемы после кульминации. В истории с многочисленными связями проблемы незначительных персонажей, не включенных в кульминацию, должны быть решены до нее. В качестве примера возьмем подсюжет Ирины и Саши в романе «Мы живые». Это могло бы быть плохой антикульминацией, если бы я показала их судьбу — ссылку в Сибирь и их разлуку — после того, как рассказала о выстреле Киры на границе. Или в «Источнике», роман Китинга и Кэти важен на протяжении всей истории, и некоторые заключения следовало бы сделать. Но было бы неверно показать их последнюю встречу после поездки Доминик к Рорку на вершину здания Винанда.

Важно, однако, чтобы каждый конфликт был решен до конца истории. Раздражающий аспект плохо выстроенного романа заключается в том, что автор часто вводит в повествование второстепенные проблемы, а потом бросает, как если бы совершенно забыл об их существовании. (Конечно, в плохом романе даже главные проблемы не решаются.) В этом отношении у Чехова было золотое правило, которое касалось не столько романов, сколько пьес: «Никогда не вешайте ружье на стену в первом акте, если вы не предполагаете, что оно должно выстрелить в третьем». Это приложимо к любому элементу сюжетной структуры. (Нарушение этого правила называют «красной селедкой».)

Когда вы создаете сюжет, первое, что вы должны уяснить, это кульминация. Предположим, у вас имеется идея темы и предмета истории, но еще не продуман кульминационный момент. Тогда не следует развивать историю от начала. Если вы придумаете много интересных конфликтов и, по-видимому, связанных с ними событий, не зная, куда идти, и попытаетесь разработать кульминацию, чтобы решить их все, процесс будет мучительной умственной пыткой (и вы не преуспеете).

Таким образом, планируя произведение, определитесь с кульминацией как можно быстрее. Первым разработайте событие, которое драматизирует и решает проблемы вашей истории, затем выстраивайте остальное, используя сюжетные возвраты, спрашивая себя, какие события нужны, чтобы привести ваших персонажей в эту точку.

Это хороший пример действий в духе конечной причины. Чтобы определить, какие случаи включать в сочинение, вы должны знать его цель — то есть кульминацию. Только когда вы знаете это, вы можете начать анализировать шаги, служит ли каждый шаг достаточной причиной следующего, приведет ли персонажей логично к этому решающему событию.

Не существует правила, какой элемент будущего романа должен стать зародышем истории в вашем сознании. Удачливые писатели иногда способны разработать кульминацию первой, другими словами, они дают драматическую идею, которая составляет кульминацию истории, потом возвращаются назад, чтобы выстроить сюжет (что является очевидным удовольствием). Это дело совершенно во власти случая. Тип истории, которую вы хотите рассказать, — не случаен, он зависит от ваших предпосылок. Но думаете ли вы в первую очередь о персонаже и затем добавляете другие элементы, или об абстрактной теме, или о конфликтной ситуации — это случайность. Вы вольны начинать с чего угодно, потому что безотносительно к тому, с чего вы начнете, вы должны завершить круг и включить все другие элементы.

Единственное правило: вы должны знать, каким будет кульминационный момент (в драматическом выражении) раньше, чем начнете обрисовывать в общих чертах те шаги, которые к нему должны привести.

Следует добавить, что Бродвей полон первых актов. Многие авторы приходят с интригующим первым актом, но не знают, что делать с пьесой дальше. Сравните, хороший драматург начинает с третьего акта. Ему не обязательно писать третий акт или кульминацию — но он имеет ее в виду.

Однажды я спросила женщину-беллетриста, сочиняющую для книжных серий, о ее методе, и она легко ответила: «О, я подбрасываю связку характеров в воздух и позволяю им снижаться». Ее истории читаются так же. Это ужасный пример того, как не надо писать.

В подобной манере работают те современные писатели, которые начали с определенного задания, вроде — передать «настроение юности» или «мое исследование смысла жизни в подготовительной школе». Когда они работают, стандарт отбора — настроение момента. Результат — тип истории со странным набором событий, непонятно, почему один случай предпочтен другому, или что является целью всего произведения. За подобной мешаниной всегда стоит писатель, который начинает без определенного плана и затем пишет под диктовку собственных чувств.

Наилучшей метафорой для понимания отношения схемы к рассказываемой вами истории является калька по отношению к зданию. Никто не может начать с накопления прогонов или с отделки окон без кальки, плана, калька необходима, чтобы судить о силах и напряжениях и что где помещается. То же самое справедливо и для разработки романа.

Если вы можете помнить о схеме, вам не обязательно записывать ее, но полезно делать это, если история сложна. Вы должны держать историю в голове в общем виде и думать о соответствии с нею; когда вы записали план, вы можете обнаружить унылые отрезки, в которых ничего особенного не происходит, или упущения элементов, необходимых для драматизации более поздних событий.

Под записью схемы я подразумеваю не синопсис в обычном виде, который бы понял посторонний. Я делаю план коротким, насколько возможно, в манере, которую называю «стиль заголовка». Например, события, которые в окончательном варианте вошли в роман «Атлант расправил плечи», все были представлены в плане, но не по главам «Кто такой Джон Голт?» Эдди Виллерс, ТаггартТрансконтинентал, Джеймс Таггарт. Проблема на линии Колорадо. Уклонения Таггарта[4]. Когда я составляла план, я знала больше того, что отражается в заголовке, но записывала только то, что мне нужно, чтобы запомнить линию и посмотреть «с птичьего полета» на структуру сюжета.

Не существует правил, как детализировать или сжать ваш план. Тренируйтесь, чтобы знать, как много вы можете запомнить и сколько нужно записывать, чтобы увидеть итог и сохранять ясной структуру истории в памяти.

Когда вы подходите к моменту написания произведения, нет правила, которое диктует, что вы должны начать с первой главы и двигаться от нее вперед. Если план готов и вы знаете, куда идете, порядок работы над главами не является обязательным. Некоторые писатели начинают с конца или с той сцены, которую особенно хочется написать. Это допустимо при условии, что они достаточно умело скрывают швы — то есть умеют редактировать и объединять написанное в целое так, что читатель этого не заметит, как если бы писатель делал все по порядку, с самого начала.

Я всегда пишу с начала. Делаю заметки на сценах или диалогах, продвигаясь вперед, но не могу писать вне последовательности. Я имею дело с таким комплексом проблем, что очень многое зависит от того, что произошло раньше. Если я стану конкретизировать что-либо в середине, в то время как детали в начале не закрепились в сознании, я никогда не смогу интегрировать их в целое или хорошо написать какую-либо сцену.

Существует и другая причина, почему я не могу писать вне последовательности даже простую новеллу вроде «Гимна». Я всегда хорошо сознавала, что является предшествующим. Один из моих методов — иметь установочные эпизоды в начале истории, на которые я опираюсь позже, то есть в конце произведения я отсылаю читателя к каким-то моментам в первых главах. Например, в конце романа «Атлант расправил плечи» Эдди Виллерс неожиданно обращается к Дагни [в воображении], возвращаясь мысленно к их детству, которое было описано в первой главе; за одиннадцать лет до того, как пришла к концу, я знала, что пишу данный эпизод для этой цели. Я делала так с Пятнадцатым концертом Галлея: описание его в первой главе «Гимна» скопировано дословно в конце. Когда читатель приходит к этому описанию второй раз, те же самые слова приобретают более глубокий и полный смысл. В первой главе это обобщенная эмоциональная абстракция, в конце — философско-эмоциональное изложение идей романа.

Планирование таких небольших эпизодов, с целью их использования позже — личное предпочтение. Никакой писатель не обязан делать это, и я упоминаю о них, чтобы объяснить, почему предпочитаю писать от начала, поступательно продвигаясь вперед. Но это не абсолютный закон.

Единственный абсолютный закон: пишете ли вы от начала или от конца, или с середины, вы должны составлять план (схему) от конца.

Сложно представить практически любое музыкальное или литературное произведение без напряжения, накала страстей. Это заставляет слушателя или читателя сопереживать, вызывает единственное желание – узнать, что будет дальше.

Не удивительно, что такое «обострение ситуации» играет ключевую роль. Чтобы правильно ответить на вопрос, что такое кульминация, следует детально проанализировать, какие существуют ее виды, особенности использования в разных видах искусства.

Кульминация. Значение

что такое кульминацияО происхождении этого слова есть немало споров.

Одни ученые считают, что оно пришло к нам из Древней Греции и на греческом языке означало точка, вершина.

Другие настаивают на латинских корнях.

Точное определение, что значит кульминация, дается в википедии, где описывается несколько ее видов:

  1. Астрономическая – момент, когда небесное светило проходит через небесный меридиан (на протяжении суток).
  2. Литературная – самая острая ситуация в литературном произведении.
  3. Музыкальная – максимальное напряжение звуков в мелодии.

Это интересно! Как определить и что такое понятие жанра в литературе

Кульминация как элемент сюжета

Данный элемент встречается во многих литературных произведениях – как больших жанров (романах, повестях), так и малых (рассказах).

Важно! Исключением могут быть эссе, наброски, этюды – жанры, где нет четкой сюжетной линии, а свободный поток мыслей.

При наличии основных сюжетных элементов: экспозиции, завязки, развития событий, развязки – апогей наступает после развития событий. Сначала автор знакомит читателей с главными героями. Затем окунает в мир их жизни, проблем, взаимоотношений.

Читатель все больше переживает, и тогда наступает момент апогея, когда становится ясно, добьется ли герой своей цели, победит ли.

Кульминация в литературе – это способ удержать интерес к книге, пробудить желание дочитать ее до конца.

Это интересно! Жанр беллетристика – что это такое

Виды

В зависимости от жанра в произведении могут присутствовать одна или несколько кульминационных моментов:

  • центральный (основной),
  • дополнительные (второстепенные).

Так, в рассказах чаще всего бывает только один острый момент, после которого решается основная проблема и наступает развязка. В объемных произведениях (романах) автор обрисовывает несколько таких ситуаций. Это связано с большим количеством героев, сюжетных линий, конфликтов интересов.

части рассказаЧтобы более детально понять, что такое кульминация в литературе, стоит обратиться к разным произведениям.

Один из самых ярких примеров – это неоднозначный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Он имеет несколько обострений ситуаций.

Каждый из героев переживает свою. Главная героиня, Маргарита, отправляется на бал в роли королевы.

А Понтий Пилат беседует с Иисусом Христом и осознает его невиновность. Свита Воланда в то же время раскрывает свои карты.

Если анализировать повесть «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя, то самым острым моментом будет тот, когда кузнец Вакула приезжает с подарком для любимой Оксаны – царскими черевичками. Перед читателем стоит главный вопрос, согласится ли красавица стать женой кузнеца?

Из малых жанров можно проследить данный элемент сюжета на примере любой из сказок. Популярная сказка «Колобок» кульминационный момент настает, когда он согласился сесть лисе на нос петь песенку. И все в ожидании, удастся ли колобку убежать на этот раз или лиса его съест?

Кульминация в музыкальных произведениях

кульминация в музыкеДля любого любителя музыки знаком момент апогея, накала эмоций.

При этом неважно, о каком музыкальном жанре, направлении идет речь: классическом (оперы, мюзиклы) или современном.

Для чего используется кульминация в музыке? Что такого нового она привносит в музыкальные произведения? Всегда ли она должна быть?

Ответить на эти вопросы поможет определение кульминации.

Под ней подразумевается наиболее эмоциональное обострение, точка самого высокого напряжения, ожидания. Данный элемент присутствует в любой мелодии. Распознать ее легко. Она выражается с помощью верхних звуков, которые звучат более продолжительно, выразительно, иногда создается эффект рваной, прерывистой мелодии.

Это интересно! Изучаем значение слов: кто это такой протагонист

В музыке она так же необходима, как и в любом другом виде искусства. Человеческое восприятие так устроено, что сначала большинство из людей испытывают большую заинтересованность. Со временем интерес становится меньше, и чтобы он не угас, используют такие острые моменты.

золотое сечение в музыкеОбычно они применяются в области золотого сечения это вторая часть музыкального произведения, между серединой и концом.

Мелодия нарастает, становится все более интригующей, волнующей. Звуки то сильные, то еле слышны.

В этом принимают участие все музыкальные инструменты, задействованные в произведении.

Для тех людей, кто любит современную музыку, высшая точка накала в песне происходит после второго куплета, когда мелодия становится быстрее, повышается темп, тембр.

Есть разные способы выражения апогея в музыке. Не всегда это происходит сильно и звучно. Нередко самый большой накал страстей передается очень тихо, напряженно, заставляя замереть в ожидании развязки. Все зависит от задумки автора, содержания, общего замысла.

Важно! Это не просто способ сделать произведение еще интереснее, это сама идея, основной смысл, посыл, который автор хочет донести до слушателей.

что такое кульминация

Узнать, что такое кульминация в современном русском языке, можно, обратившись за помощью не только к интернету, но и к словарям (Толковый словарь под ред. Ушакова, Литературоведческий и Энциклопедический словари).

В них наиболее полно подано значение этого термина, а также приведены примеры на каждое из обозначений.

Существует еще одно определение высшей точки накала женская. Имеются в виду ощущения женщины во время полового акта, чувство удовлетворения.

Есть немало мифов о том, могут ли сравнится по силе женское и мужское удовольствие. Некоторые считают, что все разговоры о женском пике наслаждения являются только мифом, и никакой кульминации на самом деле не происходит.

Полезное видео

Подведем итоги

Кульминация – многозначное понятие в русском языке. Обычно его связывают с творческой сферой. Понимание того, что такое апогей в любом виде искусства, дает возможность правильно понимать и воспринимать сочинение, анализировать ту информацию, которую хочет донести автор.

  • Кульминация в сказке падчерица
  • Кульминация в сказке крошечка хаврошечка
  • Кульминация в сказке иван царевич и серый волк
  • Кульминация в сказке дикий помещик
  • Кульминация в рассказе это