1
1 урок.
Культура – неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека
Цели: расширение представлений о понятиях «культура», «цивилизация»; рассмотрение
эволюции этих понятий в историческом аспекте; развитие умения терпимо относится к
альтернативным суждениям.
Обучающий компонент: определение основных понятий курса, поиск соотношений между
ними.
Развивающий компонент: совершенствование информационной, коммуникативной,
общекультурной компетентности школьников.
Воспитывающий компонент: освоение школьниками компетенций личностного
самосовершенствования.
Тип урока:
по дидактическим целям – урок усвоения новых знаний, обобщение имеющейся теоретической
базы и опыта;
по способу организации – лекция с элементами диалога.
Методы:
по источнику передачи знаний
— словесные (беседа с элементами дискуссии), работа с материалами презентации;
— наглядные (демонстрация мультимедийной презентации)
— практические (построение схемы)
по характеру познавательной деятельности учащихся:
метод проблемного изложения, частично—поисковый (эвристический), исследовательский.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: компььютер.
Дидактические материалы: презентация Power Point.
Предполагаемый результат урока:
школьники
• получат общее представление о понятиях «культура» и «цивилизация»;
• смогут проанализировать собственный опыт, представление о том, что такое «культура»,
«цивилизация», соотношение этих понятий;
• сформируют общее представление о том, что значит «культурный», «цивилизованный»;
Ход урока:
I. Вступительное слово
С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового интересного предмета —
ОДНКНР. Как вы думаете, о чем мы будем говорить в рамках изучения этого курса?
Какие понятия, явления, процессы изучать? (знакомство с предметом, планированием).
Основная тема нашего вводного урока – «Культура – неотъемлемая сторона жизни
цивилизованного человека»
».
2
II. Целеполагание
На этом уроке мы с вами должны освоить не только понятие «культура», но и
очень важное для понимания основ понятие «цивилизация». Как вы думаете, что мы
должны узнать на уроке? Давайте сформулируем задачи, которые должны реализовать
сегодня.
Сегодня вам предстоит выяснить соотношение понятий «цивилизация» и
«культура», а также сделать вывод о том кого можно назвать цивилизованным и
культурным человеком.
III. Лекция с элементами беседы.
Определим, что такое культура.
В разные эпохи люди вкладывали в этот термин разный смысл. Интерес к
культуре, любовь к искусству ни для кого не обязательны сегодня и никогда не были
обязательны в прошлом, но, тем не менее, ни одно общество вне культуры
существовать не может. Культура – важное явление жизни, она возникла вместе с
потребностью наших предков улучшить свою жизнь.
Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине
дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего
существования. Чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь
научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить
себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он
научился произносить определенные сочетания звуков — боевые кличи, звуки—напевы и
т. д.; научился рисовать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.
Но создавая искусственную среду для существования в сложном мире, первобытное
существо одновременно стало изменять и самого себя. И вот на Земле уже много
тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал
человек, будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное
искусство, язык, — есть культура общества.
Итак, культура, — неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Она
проявляется во всем, что им создано и создается. Я говорю о культуре труда и
производства, культуре общения, культуре речи, культуре быта.
Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать
его сущность, тем больше определений оно порождает. Нечто подобное и произошло с
понятием «культура». Это понятие столь многогранно, что до сих пор не существует
его единого определения.
В настоящее время существует более 350 определений культуры, претендующих на
раскрытие сущности данного понятия.
Прочитайте несколько определений, выберите то, что наиболее полно, на ваш
взгляд. (раздать ученикам)
3
Культура – совокупность достижений общества в результате материального и
духовного развития человека.
Культура – это совокупность духовного опыта человечества.
Культура – это созданная человеком часть окружения.
Культура – это способ жизни, которому следует общность или племя.
Культура – это общий и принятый способ мышления.
Культура – это то, что отличает человека от животного.
Культура – это система символов, разделяемых группой людей и передаваемых ею
следующим поколениям.
Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны
человеческой жизни.
Культура – слово латинское (culture). Первоначально
означало возделывание земли. Но уже в Древнем Риме появилось более ёмкое
толкование этого выражения – culture animi, в переводе обработка, совершенствование
души. «Культура» — преобразование, улучшение чего—либо, производимое в процессе
целесообразной деятельности. Позднее слово культура начинает употребляться в
близких различных значениях: воспитание, образование, совершенствование,
развитие. В современном значении слово культура употребляется с XVIII века.
«Культура» означат все то, что создано человеческим трудом в результате
материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс
творческой деятельности людей.
Культура — это процесс духовной и материальной деятельности человека, а
также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно—
значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни,
так и формирование самого человека.
Поэтому культура не существует вне человеческой деятельности.
История человеческого общества — это и есть история культуры. Разберем, что
представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности
относятся к понятию «культура».
Культуру, обычно, разделяют на мировую и национальную, на духовную и
материальную. (см. схему)
Материальная культура охватывает всю сферу материально—производственной
деятельности человека и ее результат: орудия труда, жилище, предметы быта, одежду,
транспорт. Духовная культура – сфера духовного производства и его результаты: наука,
нравственность (мораль), педагогика, воспитание и просвещение, политика, право,
философия, искусство, фольклор, религия.
4
Духовная культура – это прежде всего мир науки и искусства. Это два лика
человеческого бытия. Возможно ли без них существование человека?
Наука отражает мир в виде логических понятий и законов. Сегодня легко найти
доказательства научно—технического прогресса.
А какова роль искусства в жизни человека? Является ли оно инструментом
познания мира?
Такое подразделение, разумеется, условно. В силу тесной связи между
материальными и духовными ценностями часто бывает трудно однозначно отнести
многие явления или к материальной, или к духовной культуре. Критерием различия
между ними можно считать зависимость от того, какие потребности при этом
удовлетворяются — материальные или духовные. Например, египетские пирамиды
вполне можно отнести к духовной культуре, так как основной целью их построения
было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как
наместника Бога на земле.
В ы в о д .
Культура — порождение человека, социума. В мире животного этого понятия не
существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные
ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения
состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе
человек рискует превратиться в животное.
Давайте теперь поразмышляем над вопросом: кого можно назвать культурным
человеком, есть ли в вашем классе культурный человек?
Главным признаком культурного человека является его способность понимать и
оценивать интеллектуальное и художественное достояние своей страны и других стран,
способность воспринимать и усваивать это богатство.
Образ культурного человека пытался воссоздать еще в эпоху античности
древнегреческий философ Платон (428—348 гг. до н.э.). Кого же следует считать
культурным человеком, согласно его учению?
Во—первых, человека образованного — способного к длительному и
целенаправленному приобретению знаний.
Во—вторых, умеющего владеть собой — собранного, внутренне организованного.
В—третьих, нравственного — поступающего в соответствии с общепринятой
моралью общества.
Интересно, что подобный образ культурного человека был создан и на Востоке
китайским мыслителем Конфуцием (551—479 гг. до н.э.). Вот о чем беседовали семеро
молодых людей с мыслителем Конфуцием, сидя на берегу реки.
«-Учитель,— прервал молчание один из юношей, —Вы никогда не рассказывали о
себе, о том, чем вы занимались в жизни. Расскажите.
—Ну, если вам интересно, чем бывает росток до того, как пробьется на свет из—
под земли, расскажу…
—Учитель, в чем вы видите добродетель?
5
—Это понятие кажется беспредельным, как океан, но так присмотримся к нему.
Ну, вот хотя бы умение сдерживать себя, — оно ведь добродетельно, и это очевидно!
Ведь, только умея сдерживать себя, вы подчинитесь правилам поведения и станете
добродетельными. Добродетель заключается еще в том, чтобы младшие братья были
почтительны к старшим братьям и родителям…
—Учитель, как вы понимаете, что такое благородство?
—Благородный человек тот, —отвечал Конфуций,— кто ставит долг на
первое место…Еще скажу вам, что благородный помогает людям увидеть то, что
есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. Человек же
низкий поступает совсем противоположным образом…
—Наставник, ответьте, что значит способность к познанию?
—Да, есть люди, обладающие знаниями от рождения…но есть и те, кто обладает
знаниями благодаря учению…Наиболее ценными я считаю знания, приобретенные
личным трудом, познанием. И я не родился со знаниями, но я любил и люблю древность
и, проявляя упорство и понятливость, приобрел знания… Знание всесильно!.. Вот и
ищите истину, только помните при этом о стрелке из лука: когда он делает промах,
то не винит других, а ищет причину неудачи в самом себе. Учитесь так, будто вам все
время не хватает знаний, будто вы их боитесь растерять!
Все, кто слушали своего учителя, молчали, стараясь тут же пропустить через
сито рассудка слова Конфуция, касающиеся каждого».
Не правда ли, очень поучительным и полезным оказался этот разговор? В течение
многих веков, совершенствуя и развивая достижения культуры, человек укрощал в себе
зверя. Он построил удивительные города, научился летать в космос, бороздить океаны.
Теперь перейдём ко второму понятию нашего сегодняшнего занятия –
«цивилизация».
— Что такое «цивилизация»? Как вы объясните это понятие?
На протяжении многих веков это слово воспринималось по—разному и
употреблялось в нескольких значениях.
Читают ученики.
1. Первоначально, по представлениям римлян, оно переводилось с латинского (civilis)
как «гражданский, общественный, государственный» и было связано с достойным поведением
гражданина, противоположным варварству и дикости. Позже среди слов этой группы
появляются значения, указывающие на принадлежность к городу.
2. Позднее, в XVII-XVIII веках, понятие «цивилизация» стали соотносить с
совершенствованием образа жизни общества, с достигнутым им материальным и духовным
благополучием.
Сравнивая это понятие с термином культура, можно прийти к выводу, что это
несколько «жесткое» по содержанию явление, в существовании которого более
значительную роль играют внешние факторы. Эти два понятия –культура и
цивилизация – достаточно жестко разграничены, но ни в коей мере нельзя предполагать
6
наличия четкой границы между ними. Чем ближе они соприкасаются и даже
взаимопроникают друг в друга, тем с большим основанием мы можем говорить о
высоком уровне как культуры, так и цивилизации.
— Мы попробуем в ходе лекции разобраться, каковы основные отличия культуры
от цивилизации. (заполнение таблицы ).
В научный контекст слово цивилизация (как и культура) приходит в XVIII веке и
долгое время употреблялось как тождественное. Слово цивилизация используется часто
и для обозначения определенной ступени общественного развития (например, античная
цивилизация).
Существенно новое в интерпретацию термина цивилизация внес О.Шпенглер,
который трактовал его как характеристику состояния общества, которое достигло
заключительной стадии развития и утратило способность к дальнейшему
саморазвитию. Он определил цивилизацию как совокупность норм, правил,
выработанных обществом и воспроизводимых в практической деятельности человеком,
важнейших элементов быта, технических достижений, имеющих своей целью
удовлетворение основных жизненных (преимущественно материальных), постоянно
изменяющихся потребностей людей.
Цивилизация функциональна, она полезна. Человек
должен выполнять хотя бы элементарные
требования гигиены, соблюдать, пусть минимум,
правил общественного поведения.
В то время как культура в целом бесполезна.
Человек вполне может обойтись без слушания
гениальной музыки, без чтения книг.
Цивилизации – это усреднение,
повторение, стандартизация, это единство
требований, предъявляемых ко всем членам
общества. Чем в большей степени население данной
страны подчиняется существующим в ней законам,
тем выше здесь уровень цивилизованности.
Культура – это творчество, уникальность и
неповторимость. Здесь не может быть ничего
одинакового, копирующего. Каждое явление
культуры неповторимо само по себе. Но плюс к
этому оно неповторимо и по тому, как оно
воспринимается, переживается, оценивается.
Существует мнение, что человек начинает свою жизнь на земле не с цивилизации, а с культуры.
Первобытный человек – это творец, изобретатель. Открытие огня, бронзы, даже какой—нибудь
костяной иглы – это уже достижения культуры. Однако когда огнем стали пользоваться все члены
племени, когда началось массовое производство каменных ножей, топоров, костяных игл – вот тогда,
условно говоря, и началась цивилизация.
Цивилизация как совокупность норм, правил и
требований, навязывается человеку, он
принужден их выполнять, если он считает себя
цивилизованным человеком.
Культура – это всегда свобода выбора и
предпочтений.
Цивилизованный человек обязан уметь читать, но не обязан любить чтение. Культурный же человек
любит читать не потому, что обязан это делать, а потому, что получает от этого занятия удовольствие,
испытывает в этом потребность (не материальную, а духовную).
Человек, который живет в обществе, всегда
вынужден следовать цивилизованным нормам
(если его не устраивает полная изоляция от
людей). То есть приобщение к цивилизации
происходит даже без особого желания со стороны
индивида, в определенной степени принудительно.
Приобщение к культуре невозможно без личной
заинтересованности. Культурный человек – это
человек, добровольно, сознательно
выполняющий то, чего можно было бы и не
делать, но именно выполнение этого приносит
ему радость и удовлетворение, духовное
обогащение и осознание полноты бытия.
уровень материального и духовного развития
совокупность духовного опыта человечества
Если понимать культуру как совокупность духовного опыта человечества, то логично выглядит
заключение, что духовность является источником культуры. Таким образом, всё начинается с
духовности. Из неё и рождается культура, в свою очередь, превращаясь затем в цивилизацию.
Исходя из того, о чем мы с вами говорили, как бы вы определили, что значит быть
культурным и цивилизованным человеком?
Когда мы говорим «цивилизованный человек», то подразумеваем того, кто может
использовать достижения научно—технического прогресса для удовлетворения
жизненных потребностей. Культурным человеком мы называем того, кто поступает в
соответствии с принятыми в обществе нормами мышления и поведения.
Цивилизованный человек сегодня — это культурный человек, обладающий
планетарным, глобальным мышлением. Главным признаком культурного
человека являются его способность понимать и оценивать интеллектуальное и
художественное достояние своей страны и других стран, способность
воспринимать и усваивать это богатство.
IV. Итог урока
В завершение давайте подведем итог нашим рассуждениям, ответив на вопросы:
1. Что значит быть некультурным человеком?
2. Кто для Вас идеал культурного человека?
3. Какие виды искусства Вы знаете, как оцениваете свои познания в них?
4. Отличается ли, на ваш взгляд, современное содержание понятия культура? Каково
место культуры в жизни общества?
Домашнее задание
Написать небольшое сочинение—рассуждение на одну из тем: «Идеал современного
культурного человека»
Дополнительное чтение:
отрывок из книги французского писателя Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения
Робинзона Крузо», написанной в 1719 году.
Ученик читает текст.
Судьба действительно оказалась не очень благосклонной к человеку,
выброшенному в результате кораблекрушения на необитаемый остров. Прожив там 28
лет в самых безнадёжных условиях, он всё же нашёл силы подчинить себе природу и
обстоятельства жизни.
Многое пришлось испытать и испробовать Робинзону Крузо, оказавшемуся вне
цивилизации и человеческого общества! Из горсти зёрен ячменя и риса с помощью
одной деревянной лопаты этот неутомимый труженик сумел вырастить первый урожай;
он освоил плотницкое и гончарное дело, проявил большую изобретательность в шитье
одежды и плетении корзин, научился приручать диких животных, доить коз и делать из
молока масло и сыр. Настоящим гимном «естественному человеку», его знаниям, опыту
и созидательному труду прозвучала эта удивительная книга, на которой воспитывалось
не одно поколение молодых людей. Роман Д. Дефо о Робинзоне Крузо явился
своеобразным ответом на вопрос: «Может ли выжить человек, отказавшись от дости—
жений цивилизации?»
виды культур
(традиции, обычаи,
знания о природе)
—наука
—нравственность
—воспитание
—политика
—право
—философия
—искусство
—фольклор
—педагогика
—религия
(вещественно—предметные
факторы, созданные
практической
деятельностью человека)
—предметы труда
—средства производства
—результаты труда
Культура — это процесс духовной и материальной
деятельности человека, а также результаты этой
деятельности, образующие совокупность
общественно—значимых ценностей, определяющих
как внешние условия человеческой жизни, так и
формирование самого человека
виды культур
(традиции, обычаи,
знания о природе)
—наука
—нравственность
—воспитание
—политика
—право
—философия
—искусство
—фольклор
—педагогика
—религия
(вещественно—предметные
факторы, созданные
практической
деятельностью человека)
—предметы труда
—средства производства
—результаты труда
Культура — это процесс духовной и материальной
деятельности человека, а также результаты этой
деятельности, образующие совокупность
общественно—значимых ценностей, определяющих
как внешние условия человеческой жизни, так и
формирование самого человека
1 урок.
Культура
– неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека
Цели: расширение представлений о понятиях «культура»,
«цивилизация»; рассмотрение эволюции этих понятий в историческом аспекте;
развитие умения терпимо относится к альтернативным суждениям.
Обучающий компонент: определение основных
понятий курса, поиск соотношений между ними.
Развивающий компонент: совершенствование
информационной, коммуникативной, общекультурной компетентности школьников.
Воспитывающий компонент: освоение школьниками компетенций личностного
самосовершенствования.
Тип урока:
по дидактическим целям – урок усвоения новых
знаний, обобщение имеющейся теоретической базы и опыта;
по способу организации – лекция с элементами
диалога.
Методы:
по источнику передачи
знаний
— словесные (беседа с элементами
дискуссии), работа с материалами презентации;
— наглядные (демонстрация
мультимедийной презентации)
— практические (построение схемы)
по характеру
познавательной деятельности учащихся:
метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.
Формы работы: фронтальная,
индивидуальная
Оборудование: компььютер.
Дидактические материалы: презентация Power Point.
Предполагаемый результат
урока:
школьники
· получат общее представление о понятиях «культура» и «цивилизация»;
· смогут проанализировать собственный опыт, представление о том, что
такое «культура», «цивилизация», соотношение этих понятий;
· сформируют общее представление о том, что значит «культурный»,
«цивилизованный»;
Ход урока:
I. Вступительное слово
С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового
интересного предмета — ОДНКНР. Как вы
думаете, о чем мы будем говорить в рамках изучения этого курса? Какие понятия,
явления, процессы изучать? (знакомство с
предметом, планированием).
Основная тема нашего вводного урока – «Культура
– неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека»
».
II. Целеполагание
На этом уроке мы с вами должны освоить не только понятие
«культура», но и очень важное для понимания основ понятие «цивилизация». Как вы
думаете, что мы должны узнать на уроке? Давайте сформулируем задачи, которые
должны реализовать сегодня.
Сегодня
вам предстоит выяснить соотношение понятий «цивилизация» и «культура», а также
сделать вывод о том кого можно назвать цивилизованным и культурным человеком.
III. Лекция с элементами беседы.
Определим, что такое культура.
В разные эпохи люди вкладывали в этот термин разный смысл. Интерес
к культуре, любовь к искусству ни для кого не обязательны сегодня и никогда не
были обязательны в прошлом, но, тем не менее, ни одно общество вне культуры
существовать не может. Культура – важное явление жизни, она возникла вместе с
потребностью наших предков улучшить свою жизнь.
Много тысяч лет тому назад примитивное существо,
живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить,
изменить условия своего существования. Чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь
постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия
труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою
или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания
звуков — боевые кличи, звуки-напевы и т. д.; научился рисовать на скалах и
стенах пещер примитивные значки и рисунки.
Но создавая искусственную среду для
существования в сложном мире, первобытное существо одновременно стало изменять
и самого себя. И вот на Земле уже много
тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что
создал человек, будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр,
изобразительное искусство, язык, — есть культура общества.
Итак, культура, — неотъемлемая сторона
жизни цивилизованного человека. Она проявляется во всем, что им создано и
создается. Я говорю о культуре труда и производства, культуре общения, культуре
речи, культуре быта.
Известно, что чем сложнее и многограннее явление,
тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно
порождает. Нечто подобное и произошло с понятием «культура». Это понятие
столь многогранно, что до сих пор не существует его единого определения.
В настоящее время существует более 350 определений культуры,
претендующих на раскрытие сущности данного понятия.
Прочитайте несколько определений, выберите то, что наиболее полно,
на ваш взгляд. (раздать ученикам)
Культура – совокупность достижений общества в результате материального и
духовного развития человека.
Культура – это совокупность
духовного опыта человечества.
Культура – это созданная человеком
часть окружения.
Культура – это способ жизни,
которому следует общность или племя.
Культура – это общий и принятый
способ мышления.
Культура – это то, что отличает
человека от животного.
Культура – это система символов,
разделяемых группой людей и передаваемых ею следующим поколениям.
Таким образом, культура характеризует
самые разнообразные стороны человеческой жизни.
Культура – слово латинское (culture). Первоначально означало возделывание земли. Но уже в Древнем
Риме появилось более ёмкое толкование этого выражения – culture animi, в переводе обработка,
совершенствование души. «Культура» — преобразование, улучшение чего-либо,
производимое в процессе целесообразной деятельности. Позднее слово культура начинает употребляться в близких различных значениях: воспитание, образование,
совершенствование, развитие. В современном значении слово культура употребляется с XVIII века.
«Культура» означат все то, что создано человеческим трудом
в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и
сам процесс творческой деятельности людей.
Культура — это процесс духовной и материальной
деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие
совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия
человеческой жизни, так и формирование самого человека.
Поэтому культура не существует вне человеческой
деятельности.
История человеческого общества — это и есть
история культуры. Разберем,
что представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности
относятся к понятию «культура».
Культуру, обычно, разделяют на мировую и
национальную, на духовную и материальную. (см. схему)
Материальная культура
охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее
результат: орудия труда, жилище, предметы быта, одежду, транспорт. Духовная культура –
сфера духовного производства и его результаты: наука, нравственность (мораль),
педагогика, воспитание и просвещение, политика, право, философия, искусство, фольклор,
религия.
Духовная
культура – это прежде всего мир науки и искусства. Это два лика
человеческого бытия. Возможно ли без них существование человека?
Наука
отражает мир в виде логических понятий и законов. Сегодня легко найти
доказательства научно-технического прогресса.
А какова роль искусства в жизни человека? Является ли оно
инструментом познания мира?
Такое подразделение,
разумеется, условно. В силу тесной связи между материальными и духовными
ценностями часто бывает трудно однозначно отнести многие явления или к
материальной, или к духовной культуре. Критерием различия между ними можно
считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются —
материальные или духовные. Например,
египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, так как основной
целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием
фараона, как наместника Бога на земле.
В ы в о д .
Культура — порождение
человека, социума. В мире животного этого понятия не существует. Зверем
управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом
его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том,
чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек
рискует превратиться в животное.
Давайте теперь поразмышляем над вопросом: кого
можно назвать культурным человеком, есть ли в вашем классе культурный человек?
Главным признаком
культурного человека является его способность понимать и оценивать интеллектуальное и
художественное достояние своей страны и других стран, способность воспринимать
и усваивать это богатство.
Образ культурного человека пытался воссоздать еще
в эпоху античности древнегреческий философ Платон (428-348 гг. до н.э.). Кого
же следует считать культурным человеком, согласно его учению?
Во-первых, человека образованного
— способного к длительному и целенаправленному приобретению знаний.
Во-вторых, умеющего владеть собой
— собранного, внутренне организованного.
В-третьих, нравственного —
поступающего в соответствии с общепринятой моралью общества.
Интересно, что подобный образ культурного
человека был создан и на Востоке китайским мыслителем Конфуцием (551-479 гг.
до н.э.). Вот о чем беседовали семеро молодых людей с мыслителем Конфуцием,
сидя на берегу реки.
«-Учитель,- прервал
молчание один из юношей, -Вы никогда не рассказывали о себе, о том, чем вы
занимались в жизни. Расскажите.
-Ну, если вам интересно,
чем бывает росток до того, как пробьется на свет из-под земли, расскажу…
-Учитель, в чем вы видите
добродетель?
-Это понятие кажется
беспредельным, как океан, но так присмотримся к нему. Ну, вот хотя бы умение
сдерживать себя, — оно ведь добродетельно, и это очевидно! Ведь, только умея
сдерживать себя, вы подчинитесь правилам поведения и станете добродетельными.
Добродетель заключается еще в том, чтобы младшие братья были почтительны к
старшим братьям и родителям…
-Учитель, как вы
понимаете, что такое благородство?
-Благородный человек тот,
-отвечал Конфуций,- кто ставит долг на первое место…Еще
скажу вам, что благородный помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и
не учит людей видеть то, что есть в них дурного. Человек же низкий поступает
совсем противоположным образом…
-Наставник, ответьте, что
значит способность к познанию?
-Да, есть люди, обладающие знаниями от
рождения…но есть и те, кто обладает знаниями благодаря учению…Наиболее
ценными я считаю знания, приобретенные личным трудом, познанием. И я не родился
со знаниями, но я любил и люблю древность и, проявляя упорство и понятливость,
приобрел знания… Знание всесильно!.. Вот и ищите истину, только помните при
этом о стрелке из лука: когда он делает промах, то не винит других, а ищет
причину неудачи в самом себе. Учитесь так, будто вам все время не хватает
знаний, будто вы их боитесь растерять!
Все, кто слушали своего учителя, молчали,
стараясь тут же пропустить через сито рассудка слова Конфуция, касающиеся
каждого».
Не правда ли, очень поучительным и полезным
оказался этот разговор? В течение многих веков, совершенствуя и развивая
достижения культуры, человек укрощал в себе зверя. Он построил удивительные
города, научился летать в космос, бороздить океаны.
Теперь перейдём ко второму понятию нашего сегодняшнего занятия –
«цивилизация».
— Что такое «цивилизация»? Как вы объясните это понятие?
На протяжении многих веков это слово воспринималось по-разному и
употреблялось в нескольких значениях.
Читают ученики.
1. Первоначально, по представлениям
римлян, оно переводилось с латинского (civilis) как
«гражданский, общественный, государственный» и было связано с достойным
поведением гражданина, противоположным варварству и дикости. Позже
среди слов этой группы появляются значения, указывающие на принадлежность к
городу.
2. Позднее, в XVII—XVIII
веках, понятие «цивилизация» стали соотносить с совершенствованием образа
жизни общества, с достигнутым им материальным и духовным благополучием.
Сравнивая это понятие с термином культура, можно прийти к выводу,
что это несколько «жесткое» по содержанию явление, в существовании которого
более значительную роль играют внешние факторы. Эти два понятия –культура и
цивилизация – достаточно жестко разграничены, но ни в коей мере нельзя
предполагать наличия четкой границы между ними. Чем ближе они соприкасаются и
даже взаимопроникают друг в друга, тем с большим основанием мы можем говорить о
высоком уровне как культуры, так и цивилизации.
— Мы попробуем в ходе лекции разобраться,
каковы основные отличия культуры от цивилизации. (заполнение таблицы ).
В научный контекст слово цивилизация (как и культура) приходит в XVIII веке и долгое время
употреблялось как тождественное. Слово цивилизация используется часто и для обозначения определенной ступени
общественного развития (например, античная цивилизация).
Существенно новое в интерпретацию термина цивилизация внес О.Шпенглер, который трактовал его как характеристику состояния общества,
которое достигло заключительной стадии развития и утратило способность к
дальнейшему саморазвитию. Он определил цивилизацию как совокупность норм,
правил, выработанных обществом и воспроизводимых в практической деятельности
человеком, важнейших элементов быта, технических достижений, имеющих своей
целью удовлетворение основных жизненных (преимущественно материальных),
постоянно изменяющихся потребностей людей.
цивилизация |
культура |
Цивилизация функциональна, она полезна. Человек должен выполнять хотя бы элементарные требования |
В то время как культура в целом бесполезна. Человек |
Цивилизации – это усреднение, повторение, стандартизация, это единство требований, предъявляемых ко всем членам общества. Чем в большей степени |
Культура – это творчество, уникальность |
Существует мнение, что человек начинает свою жизнь на земле не с |
|
Цивилизация как совокупность норм, правил и требований, навязывается человеку, он принужден их |
Культура – это всегда свобода выбора и |
Цивилизованный человек обязан уметь читать, но не обязан любить |
|
Человек, который живет в обществе, всегда вынужден следовать |
Приобщение к культуре |
уровень материального и духовного |
совокупность духовного опыта |
Если понимать культуру как совокупность духовного |
Исходя
из того, о чем мы с вами говорили, как бы вы определили, что
значит быть культурным и цивилизованным человеком?
Когда мы говорим «цивилизованный человек»,
то подразумеваем того, кто может использовать достижения научно-технического
прогресса для удовлетворения жизненных потребностей. Культурным человеком мы
называем того, кто поступает в соответствии с принятыми в обществе нормами
мышления и поведения.
Цивилизованный человек сегодня — это
культурный человек, обладающий планетарным, глобальным мышлением. Главным
признаком культурного человека являются его способность понимать и оценивать
интеллектуальное и художественное достояние своей страны и других стран,
способность воспринимать и усваивать это богатство.
IV.
Итог урока
В завершение давайте
подведем итог нашим рассуждениям, ответив на вопросы:
1. Что
значит быть некультурным человеком?
2. Кто
для Вас идеал культурного человека?
3.
Какие виды искусства Вы знаете, как оцениваете свои познания в них?
4.
Отличается ли, на ваш взгляд, современное содержание понятия культура? Каково
место культуры в жизни общества?
Домашнее
задание
Написать
небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем: «Идеал современного культурного
человека»
Дополнительное чтение:
отрывок из книги французского писателя Д.
Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», написанной в 1719
году.
Ученик читает текст.
Судьба действительно
оказалась не очень благосклонной к человеку, выброшенному в результате
кораблекрушения на необитаемый остров. Прожив там 28 лет в самых безнадёжных
условиях, он всё же нашёл силы подчинить себе природу и обстоятельства жизни.
Многое пришлось испытать и испробовать
Робинзону Крузо, оказавшемуся вне цивилизации и человеческого общества! Из
горсти зёрен ячменя и риса с помощью одной деревянной лопаты этот неутомимый труженик
сумел вырастить первый урожай; он освоил плотницкое и гончарное дело, проявил
большую изобретательность в шитье одежды и плетении корзин, научился приручать
диких животных, доить коз и делать из молока масло и сыр. Настоящим гимном
«естественному человеку», его знаниям, опыту и созидательному труду прозвучала
эта удивительная книга, на которой воспитывалось не одно поколение молодых
людей. Роман Д. Дефо о Робинзоне Крузо явился своеобразным ответом на вопрос:
«Может ли выжить человек, отказавшись от достижений цивилизации?»
Кого можно назвать цивилизованным человеком? 3 примера итогового сочинения 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.
Кого можно назвать цивилизованным человеком? готовое итоговое сочинение ЕГЭ 2021-2022
Значение фразы «цивилизованный человек» у каждого свое. Кто-то называет так того, кто приобщен к культуре и этике своего народа. Кто-то считает, что данное понятие означает готовность принять прогрессивные веяния новой эпохи. Кто-то соотносит цивилизацию с гуманизмом и вечными ценностями. Посмотрим, какое значение ближе к истине, и проанализируем литературные примеры.
Можно обратиться к повести А.И. Куприна «Олеся». С общепринятой точки зрения, цивилизованным человеком является Иван, потому что он происходит из городской среды и имеет университетское образование. Он много знает о мире и идет в ногу со временем. Однако автор заставляет нас усомниться в том, что общество считает истиной. Он капнул глубже и обнаружил в основе мировоззрения Ивана сплошные пещерные предрассудки. Он ограничивает женщину в правах и интересах, исповедует двойные стандарты (женщинам — вера, мужчинам — атеизм), подстраивается под мнение со стороны едва ли не во всем. Мысль о браке с Олесей, его возлюбленной, внушает ему страх, его беспокоит, что люди скажут. Совсем не такая сама Олеся. Ее взгляды на жизнь более независимы и естественны. Она готова жить с любимым просто так, без брака, ведь осознает, что чувства могут и пройти, а сожительство без них — это и есть настоящий грех. Героиня не боится пойти в церковь и открыть для себя новую ипостась бытия. Она и есть по-настоящему цивилизованный человек. Она не имеет предрассудков, готова принять чужую культуру и точку зрения, ее мировоззрение гармонично, а речи искренни. Она не отвечает злом на зло и охотно прощает других. Это и есть главные признаки цивилизованности — умения сосуществовать с людьми и интегрироваться в их культуру, чтобы способствовать процветанию мира.
Также понятие цивилизованности включает в себя стремление к познанию и обновлению мира. Такой чертой наделен Кулигин — герой пьесы А.Н. Островского «Гроза». Это едва ли не единственный житель Калинова, который отличается образованностью и эрудированностью. Он выступает за преобразования и научные подходы к решению проблем. Кулигин далек от предрассудков своей эпохи. Так, он не верит в байку об Илье Пророке и колеснице, а знает секрет возникновения грома. Он предлагает установку громоотвода, но сограждане не могут его понять, ведь их сознание отравлено суеверием. Интересно, что Кулигин искренне сочувствует Катерине и желает ей помочь, так как его не обманули слухи о ней. Он добр и отзывчив. Складывается ощущение, что он опережает свое время. Он является цивилизованным человеком, так как имеет соответствующий интеллектуальный и моральный уровень.
Таким образом, цивилизованные люди ведут мир вперед, содействуя его развитию. Они умнее и порядочнее своего окружения. Их разум не дурманят предрассудки. Они готовы бороться за свою точку зрения, но не способны применить насилие или сделать подлость. Они талантливы и мыслят свободно. Вот по каким признакам можно их узнать.
Пример сочинения №2
Цивилизация – это определенный уровень общественного развития, материальной и духовной культуры. Она зарядилась еще много веков назад и совершенствуется с каждым днем. А что же означает термин «цивилизованный человек»?
Прогресс подарил человечеству множество научных изобретений, таких как смартфоны, компьютеры, телевизоры и много других «чудес» техники. Изобретение всемирной паутины поставило цивилизацию на новый уровень. Благодаря интернету современный человек может не только работать, находясь в любом уголке мира, но и учиться, самосовершенствоваться, открывать для себя что-то новое день за днем.
Цивилизованный человек это тот, кто идет в ногу со временем, кто способствует прогрессу и вносит свой посильный вклад в развитие мира. Нельзя пользоваться достижениями научно-технического прогресса только в угоду себе и своим прихотям. Человек, который сутками сидит в смартфоне или бесконечно смотрит телевизор, просто деградирует и не приносит никакую пользу окружающему обществу.
Человек цивилизованный – это несомненно культурный человек. Эти два понятия неотделимы друг от друга. Такие люди должны знать не только современную культуру – произведения искусства, историю, но и иметь представление о прошлом. Культурный человек должен красиво и грамотно общаться, соблюдать этикет и общепринятые моральные нормы. Культура – это неотъемлемая часть современного, цивилизованного общества.
Чтобы подкрепить вышесказанные доводы, можно взять пример из русской литературы. В пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» доктор Астров излагает свои мысли так: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Поэтому можно твердо сказать, что человек цивилизованный, без сомнения, это человек в высшей степени образованный, имеющий хорошие манеры, умеющий хорошо и грамотно излагать свои мысли, способный поддержать любой разговор.
В современном мире быть культурным стало модно и почти каждый стремиться показать себя с лучшей стороны, но иногда это выглядит нелепо. Можно красиво одеваться, выглядеть опрятным, но при этом не иметь возможности грамотно выразить свои мысли. Восхищаться культурным наследием цивилизации и не понимать его.
Одной из самых серьезных проблем культуры сейчас считается правильность устной и письменной речи. Человек, незнающий собственного родного языка никак не может считаться культурным или образованным. Что уж говорить о ненормативной лексике, которую можно услышать не только от низших слоев населения, но даже от самых известных и высокопоставленных людей. Такое общение в высшей степени недопустимо для образованного и культурного человека.
Подводя итог можно сказать, что цивилизованный человек, это человек культурный, обладающий особой духовностью, живущий по общепринятым правилам морали. Это полноценный член общества, который умеет грамотно говорить, хорошо и культурно излагать свои мысли, опрятно одеваться и знать свое наследие.
Пример сочинения №3
Что значит быть цивилизованным человеком? На протяжении тысячелетий человеческий род эволюционировал: было преодолено множество стадий развития, преобразован не только внешний облик представителей, но и их внутренний мир. От предка, живущего тысячи лет назад, в человеке, который существует в современном мире, осталось, пожалуй, немного, однако биологическое начало игнорировать не стоит. Я считаю, что уровень цивилизованности личности определяется степенью ее контроля над интуитивными позывами, начиная с мелочей, например, не чихать и не кашлять в общественных местах, до более глобальных – не бросать ближнего в беде. Так, более цивилизованный представитель человеческой расы в бОльшей степени склонен к сознательному контролю над своими порывами, особенно асоциального характера.
Примером нецивилизованного поведения можно считать поступки героя произведения М.Булгакова «Собачье сердце» гражданина Шарикова. Будучи результатом научного эксперимента, он уверен в своей принадлежности к «высшим существам», а именно людям. Его не смущает истинное происхождение и порой он уверен в себе больше, чем любой другой обычный человек. Шариков ведет себя деструктивно, демонстрируя худшие, отнюдь не человеческие, качества. Например, он гоняется за котами, как настоящая собака, причем получает от этого удовольствие, восхищаясь, как их «вчера душили, душили, душили, душили». Гражданин Шариков ведет себя, как дикарь: как человек первобытный, прыгает по всей квартире, рвет краны и портит шторы. Несмотря на это, он требует к себе уважительного отношения, обращения по имени и отчеству, не относясь при этом к другим так же. Так, оказавшись в цивилизованном обществе, Шариков не смог научиться контролировать биологическое начало, что привело к настоящему хаосу.
В этом произведении читатель наблюдает пример поведения цивилизованного, культурного человека. Профессор Преображенский, хирург с мировым именем, воспитывает в себе и пытается привить другим качества интеллигентного человека. Он всегда хорошо одет, на его рабочем месте, несмотря на наличие в доме животных, чистота и стерильность. Конечно, в силу своей профессии он не остается равнодушным к людям: Преображенский помогает им и не оставляет своих пациентов в беде. Профессор остается верным своим аристократическим привычкам даже после смены действующей на тот момент власти. Он искренне возмущается, когда к нему в квартиру заходят коммунисты в уличных сапогах – Преображенский не привык к грязи в доме. Именно поэтому хамское и нахальное поведение Шарикова стало для него большим стрессом, и он был вынужден был завершить эксперимент, вернув гражданину его истинное обличие. Следовательно, поведением Профессора Преображенского можно проиллюстрировать проявление человека, который способен сохранять порядок и чистоту не только внешнюю, но и моральную, даже в моменты хаоса.
Таким образом, цивилизованный человек сочетает в себе качества, данные не только природой, но и привитые высокоразвитым обществом. В случае, если он умеет устанавливать контроль над своим биологическим началом, а также помогать людям, его можно считать поистине таковым.
Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:
-
Аргументы для направления цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? итоговое сочинение 2021-2022
-
Примерные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ по литературе
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Культура – это сложное и многозначное понятие, относящееся не только к материальным и социальным явлениям, но и к индивидуальному поведению человека. Предлагаем несколько вариантов сочинений на тему «Культура» для всех классов.
Данное понятие означает уровень просвещённости, знаний, воспитанности, развитости интеллекта. Культура представляет собой совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.
Содержание
- Что такое Культура – сочинение
- Сочинение на тему Культура
- Что я понимаю под словом Культура
- Эссе Человек и культура
- Сочинение-рассуждение про Культуру
Что такое Культура – сочинение
Культура. Как часто мы слышим это слово, какой смысл оно несет и что подразумевает? Культура речи, культурный человек, культура питания и т.д.
Есть очень много определений данного понятия, например:
“Культура – человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.”
На мой взгляд, культура, это поведение человека, общества в целом, в результате которого человечество проявляет в себе свои лучшие качества, настраивает себя на позитивное и творческое мышление.
Культура – это некий свод правил, в результате которого общество может стать на много гармоничнее. Это достаточно широкое понятие, которое включает себя следующие понятия: красота, вежливость, доброжелательность, терпимость.
Культура делиться на материальную и духовную, и каждой стране, каждому человеку так важно иметь две этих составляющих. Нельзя только собирать материальные ценности, без духовности в скором времени они превратятся в пустые, никому ненужные вещи.
Материальная культура включает все, что связано с предметами и явлениями материального мира, их производством и освоением. Духовная культура – это совокупность духовных ценностей и деятельности человека по их производству, освоению и применению.
Каждый человек должен принимать непосредственное участие в поддержании культура и дальнейшем ее развитии.
[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” alignment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Что такое Культура – сочинение” link=”” post_id=“”]
Сочинение на тему Культура
«Культура создаёт не только здания, она создаёт людей», — писал известный российский лингвист и литературовед Юрий Михайлович Лотман.
КУЛЬТУРА (от лат. cultura – возделывание, обработка земли) – это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов; способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности.
Культуру принято разделять на материальную и духовную.
Под материальной культурой понимают способы хозяйственной, экономической жизни того или иного общества, выражающихся в определенных орудиях труда и результатах этого труда.
Под духовной культурой обычно понимают разнообразные символические представления выражающиеся в текстах, обычаях, нормах поведения.
Символические представления способны в значительной степени влиять на биологическую природу человека, в какой-то степени даже изменять ее. Поэтому духовная культура проявляется и в поведении человека и даже в области его чувств.
Под культурой поведения понимают совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные нормы этого поведения. То есть поведение человека, воспитанного в той или иной культуре регулируется не животными инстинктами, а этическими нормами.
Регулировать человеческое поведение весьма сложно, поскольку биологические законы никакая этическая система отменить не в состоянии. Поэтому этические нормы как бы надстраиваются над биологическими законами, вводят их в определенные рамки. Поведение человека подчинено в большей мере нормам культуры поведения, нежели биологическим законам.
Действие культуры распространяется даже на сферу эмоций, т.е. на то, что возникает в человеке непосредственно, минуя всякое культурное сито.
Однако и в этой области действуют моральные нормы, поэтому говорят о так называемой культуре чувств, под которой понимают доброжелательное отношение к другим людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей.
В том же понимании, о котором мы с вами говорим, культура прежде всего относится к духовной сфере жизни людей, морально-этическому и эстетическому ее выражению.
В наши дни быть культурным человеком и быть человеком современным — понятия равнозначные. Культура формирует общественный облик человека, помогает личности в становлении, готовит к высокому призванию.
Культура общения строится на прочном нравственном фундаменте, когда моральные принципы становятся достоянием совести. А это значит: не позволять себе бесцеремонного отношения к другим, неуважения к нормам поведения, пренебрежения к обязанностям.
Культура не статична — она всегда находится в процессе изменения. Интересно, что изменения в поведении людей обязательно означают изменения в культуре. Различия, допустим, между старшими и младшими поколениями — сигналы такого изменения.
Понять, как влияет культура на наше поведение, нелегко. Невидимый культурный фильтр всегда корректирует наше восприятие и оценку вещей, явлений, других людей, а также суждения о них — независимо от того, осознаём мы это или нет.
[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” alignment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Сочинение на тему Культура” link=”” post_id=“”]
Что я понимаю под словом Культура
Культура – это достаточно обширное и многогранное выражение.
Оно может описывать обычаи людей, их свершения, знания, навыки и умения. Может описывать традиции, собранные и сохраненные населением любого государства. Традиции могут быть нравственные, физические, моральные.
На занятиях по истории нам объясняли, что такое культура. На первых порах похоже, что в данной обширной формулировке описано всё.
Культура — основа любого общества. Она объединяет людей. Культура-это в основном, возвышенное искусство. Культурные памятники имеются в каждом городе. Это картины, живопись, гобелены, памятники, мемориалы.
Образование — это тоже часть культуры, ведь разве может быть культурным человек, не имеющий надлежащего образования? Все это охраняется людьми, как одна из ценностей народа. Но какого же человека называют культурным? Какие качества должны быть ему присущи?
Самая главная культура — это культура речи, поведения. Поэтому культурным называют человека, который следует правилам этикета, вежливо и грамотно общается с людьми, составляющими его окружение.
Поведение — важный фактор, по которому о любом человеке можно сделать соответствующие выводы.
Культурный человек, находясь в обществе, особенно, малознакомом, ведет себя прилично и спокойно, избегает конфликтных ситуаций. Такой человек должен быть отзывчивыми доброжелательным, деликатным и тактичным, ведь одной составляющей недостаточно, чтобы показать свою культуру.
Конечно, не каждого человека можно назвать культурным. Но ничто не мешает каждому человеку стать таковым. Ведь кроме уважения со стороны окружающих, появляется уважение к самому себе.
Но культурный человек также должен уметь и постоять за себя. Люди должны способствовать сохранению и распространению культуры, а называться культурным человеком — это должно быть желанно и престижно.
Культурным человеком называют человека воспитанного, образованного и порядочного, который может помочь в нестабильной ситуации и всегда контролирующий свою речь. Чем больше в обществе культурных людей, тем больше оно процветает и выделяется среди других.
Поэтому культура – это неотъемлемая частичка жизни. Я уверена, что благодаря присутствию этим проявлениям культуры в моей повседневности, я до сих пор остаюсь более-менее адаптированным и интересным человеком. Поэтому желаю каждому не забывать о существовании этого понятия и как можно активнее внедрять его в свою жизнь.
[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” alignment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Что я понимаю под словом Культура” link=”” post_id=“”]
Эссе Человек и культура
Я порой задумываюсь над тем, какое значение в моей жизни имеет культура и что это такое. Культура – понятие сборное, которое объединяет в себе умение говорить и вести себя в обществе, оценивать прекрасное и многие другие аспекты.
Большое значение имеют этика и этикет – науки, которые изучают отдельные сферы культуры. Может показаться, что современное общество стало более раскрепощенным, а потому быть культурным необязательно. На самом деле не так, а принципы этики и этикета остаются актуальными и поныне, причем не только в высших слоях общества.
В моей жизни был случай, когда я грубо нарушила правила культуры. Девочка с параллельного класса пригласила меня в гости. Думая, что это будут простые дружеские посиделки за чашкой чая и просмотром кинокомедии, я одела джинсы и свитер. Когда я зашла в квартиру, то осознала, что допустила ошибку.
Мальчики были в брюках и рубашках, девочки – в платьях и туфельках. Я смотрелась среди них белой вороной. Вот так я нарушила правила этикета и провела на той вечеринке совсем недолго. Теперь, собираясь в гости, я заранее спрашиваю, что планируется: простые посиделки или «высокий» прием.
Есть и другой аспект понятия «культура». Это культура общения. Наука, которая изучает данный вопрос, называется этикой. Возьмем для примера повседневную ситуацию, когда необходимо вмешаться в разговор.
Вежливых способов много. Наиболее популярным и приемлемым является попросить прощения и задать собственный вопрос. И уж явно неприемлемым способом является обращение: «Ну, в общем, послушай!»
Я искренне считаю, что правила культуры необходимо придерживаться. Тот, кто ведет себя культурно, является желанным гостем в любо компании. Часто культура помогает там, где не помогут не пытливый ум, ни хорошо развитая интуиция.
Но, к сожалению, уроки этики дают нам недостаточно знаний, ведь как дать большой группе людей универсальный рецепт поведения на любой случай.
Собственные проблемы с недостатком культуры я стараюсь решать самостоятельно: читаю книги, изучаю общепринятые правила поведения.
Я поняла, что культурное поведение в одной стране может оказаться оскорбительным в другой (особенно это касается жестов). А еще я всегда советуюсь со своей мамой, которая всегда может объяснить, в чем я не права и дать дельный совет.
[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” alignment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Эссе Человек и культура” link=”” post_id=“”]
Сочинение-рассуждение про Культуру
Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека.
В более узком смысле слово «культура» синонимично слову «искусство», под ним подразумевают произведения кинематографа, живописи, литературы и прочих творений. Также под культурой имеют ввиду правила приличного поведения человека в обществе. В данном значении слово «культура» синонимично слову «этикет».
Но можно с уверенностью сказать, что без культуры нельзя представить жизнь человека и человечества, независимо от того, в каком значении приводится данное определение. Нельзя представить её без произведений искусства, без знаний и образования, без норм этики и общественного поведения.
Культуру также подразделяют на «высокую» и «низкую». Произведения искусства делятся на шедевры и низкопробные поделки. Поведение человека делят на грубое и оскорбительное, просто адекватное, и благородное.
Знания бывают совершенно никчемные и жизненно необходимые всем. Тех, кто вносит в культуру большие вклады, общество окружает почётом и уважением. Практически каждому с детства разъясняются различия между высокой и низкой культурой, а также необходимость стремиться к культуре высокой, избегая культуры низкой.
Культуру изучает специальная наука под названием «культурология», также ею занимается историческая наука, которая разделяет срок существования культуры на несколько этапов – от первобытной культуры и культуры Древнего мира до культуры Нового времени.
О культуре начали толковать ещё древние греки. Они ввели в свой обиход термин «пайдейя». Пайдеей называли категорию философии, которая занималась вопросами воспитания прекрасного в человеке.
В 17 веке историк Пуфендорф употребил данное слово, говоря о человеке, воспитанном в обществе, противопоставляя такого человека необразованному дикарю. В научный оборот это слово попало в конце 18 века. С момента своего появления понятие культуры анализировали и осмысливали сотни лучших умов.
Современная культура весьма сложна. Культурологи ввели в оборот множество понятий, связанных с этим термином – «субкультура», «контркультура». «массовая культура», «доминирующая культура» и другие.
Изучением культуры занимаются целые институты. Так что с уверенностью можно сказать, что культура в нашей жизни занимает весьма видное место, а в ходе процесса воспитания в семье и образовательных учреждениях людям следует прививать понимание культуры, и стремление к её высотам.
[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” alignment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Сочинение-рассуждение про Культуру” link=”” post_id=“”]
Читайте также: Лучшие сочинения про учителя и преподавателя для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.
Понятие «культура» имеет множество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В целом, культурой принято называть аспекты самовыражения и самопознания личности. Культура может быть синонимична таким понятиям, как этикет или искусство, всё зависит от области, в которой употребляется этот термин.
[expert_review_likes_rate title=“Итоговая таблица рейтинга” style=“style‑1” order=“desc” post_ids=”” output_total_score=“0”]
Наверное, вы часто замечаете, что многие люди старшего поколения рьяно критикуют современный мир. Иногда критика является неоправданной, некоторые проблемы чересчур усугубляются. Но большинство претензий, на мой взгляд, вполне целесообразно. Одной из основных проблем нашей действительности можно назвать низкое культурное развитие отдельного человека и общества в целом. Но отчего это происходит? Может быть, люди просто забыли, как выглядит на самом деле культурный, цивилизованный, воспитанный человек? Постараюсь в полной мере раскрыть этот образ, тем самым попробую косвенно повлиять на решение этой глобальной проблемы общества.
Итак, будем по традиции отталкиваться от определения. Слово культура в переводе с латинского языка означает – развитие, воспитание, образование. Эти три аспекта являются ведущими в создании облика цивилизованного человека. Они неотделимы друг от друга, прочно взаимосвязаны. Нельзя также отрицать, что всё целиком и полностью зависит от семьи. Ведь, как мы знаем, ребёнок на начальном этапе жизни развивается с помощью папы и мамы. Родители несут полную ответственность за воспитание своего чада, то есть создание культурного человека – это их прямая обязанность.
Но я считаю, что не только родители, но и мы сами должны воспитывать в себе сдержанность, самоконтроль, внутренний стержень. Каждому из нас должны быть привиты элементарные нормы поведения в обществе. Человек должен соблюдать хотя бы основные правила этикета, известные с детских лет. Например, культура поведения за столом, уважительное отношение к собеседнику, исключение из речи нецензурной брани и многое другое.
Ведущую роль в развитии человека играет образование, интеллектуальный уровень отдельно взятой личности. Люди должны стремиться познавать что-то новое, интересное для себя, иначе они начнут деградировать в плане умственного развития. Это, в свою очередь, приведет к негативным последствиям. По моему мнению, образование задает некую планку, которой человек старается придерживаться. Согласитесь, люди с высшим образованием ведут себя более корректно, чем остальные.
Отличительной чертой цивилизованного человека является разрешение конфликтных ситуаций при помощи беседы. Интеллигентные люди находят компромиссы, общие точки соприкосновения, но никогда не позволят себе грубости по отношению к оппоненту. Жаль, что не все граждане нашей страны осознают огромную силу слова, которое вполне может заменить рукоприкладство.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что быть культурным и цивилизованным человеком не так уж сложно. Нужно как можно чаще обращать внимание на своё поведение, стараться его корректировать, направлять в нужное русло. Поймите, что воспитанный человек – это личность, которая способна вести диалог, слушать и слышать своего собеседника, а это самое главное.