Культура русского народа сочинение сказка

Эссе  «Чему нас учат русские народные сказки»

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришла к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали своё отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

Какие книги читают детям практически с пелёнок? Это, конечно, сказки – умные, добрые и весёлые. И выбор не случаен. Именно в сказках заложен главный принцип бытия:

Добро всегда сильнее зла. Добро победит, только путь к победе нелегок. Но, не смотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы.

Условно русские народные сказки делятся на три группы:

Бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые учат, что счастья не измеряется в деньгах. А настоящее счастья – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

Сказки – это ещё и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.» Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.

Таким образом, сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей, сказка – не только «преданье старины глубокой», но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

Сколько бы я не становилась старше, русские сказки не перестают радовать и привлекать меня. Ведь сказка – кладезь мудрости многих поколений людей и народного юмора.

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя
общеобразовательная школа №51»

Центрального
округа

Секция
«Литература»

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ  — ЧАСТЬ

НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ

                                                  
Подготовили:
Лазарева
Алина,

Холякова
Кристина,

ученицы
4 класса «Б»

Руководитель: Кашун
Татьяна Борисовна,

учитель
начальных классов

высшей
квалификационной категории

Новосибирск,
2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………….…….……….… 3

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..…………………………………………………….
4 

1.    
Из истории сказок

2.    
Виды сказок

3.    
Ценность сказок

III.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
…………………………………………..…………6

1.    
Социологический опрос

2.    
Практическая 
работа

IV.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
…………………………………………………………………………8

V.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ  ИНФОРМАЦИИ   
…………………………..……9 

VI.
ПРИЛОЖЕНИЕ 
…………………………………………………………………10

I. ВВЕДЕНИЕ

В мире много сказок грустных и смешных,

и прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

пусть добро навеки побеждает зло!

Актуальность исследования

«Дети перестали читать» – очень часто
мы слышим эту фразу. Телевизор, видео, компьютерные игры, социальные сети
поглощают все свободное время ребенка. В настоящее время мы все чаще наблюдаем
примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению
к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, западной культуры
детей все реже привлекают герои русских народных сказок, несущих в себе такие
качества как доброта, милосердие, справедливость, трудолюбие, нравственность.
И эти ценности вечные, из них складывается
то, что и называем мы – духовная культура. Для того чтобы пользоваться множеством вещей, сказал один
немецкий философ, человек должен быть в высокой степени культурным человеком.

Цель: пропаганда 
родной культуры через духовный мир русской народной сказки

Задачи:

1.    
Собрать информацию об истории, видах и ценности
сказок.

2.    
Выявить информированность детей о русских
народных сказках.

3.    
Составить план мероприятий по пропаганде
русских народных сказок

4.    
Провести мероприятия по составленному
плану.

5.    
Определить эффективность проведенных
мероприятий.

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.     Из
истории сказок

Сказка
– это многовековое духовное богатство русского народа, бесценное сокровище,
которое передавалось из поколения в поколение.

Создание сказок имеет древнюю
историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью
определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об авторах.
Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто
выступали в роли главных героев повествования. Они же передавали сказочные
истории из уст в уста, от поколения к поколению от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, по ходу дела
изменяя и дополняя их новыми деталями.

 Многие
русские писатели собирали и записывали народные сказки, песни, поговорки,
загадки. Одним из самых известных собирателей русских сказок является Александр
Николаевич Афанасьев, благодаря нему до нас дошли лучшие сказки русского
народа. 
Всего собрание Афанасьева содержит около шестисот текстов. Это самый
большой сборник народных сказок, известный мировой науке.
Первоначально был издан в 1855—1863 гг.
Вторая (переработанная) редакция была опубликована в 1873 году.

2.     Какие
бывают сказки?

Сказка – это жанр литературного
творчества с установкой на вымысел. Главной особенностью сказки является то,
что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает
зло.

Сказки волшебные – в них
раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке
обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные
предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя
добра и любви.

Сказки о животных – здесь
постоянные персонажи — это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Каждый
из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот — умный,
лиса — хитрая, медведь — сильный.

Бытовые
сказки иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их
социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества.
Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как
правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса
(господ, попов). Эти сказки — сатирические, в них много юмора и каламбура.

3.     В
чем заключается ценность сказок?

Испокон века сказки растили человека,
питали его душу. Русские народные сказки знакомят нас с огромной вселенной, в
которой мы живем, с ее законами, животным миром, историей и культурой.

Благодаря сказке узнаём, что жизнь подобна
путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир
может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко
относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке мы понимаем, что жизненный путь
труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать
сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром,
может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор
помогает любящее сердце, а не расчётливый ум, и подсказывает, что добро всегда
побеждает зло, а справедливость действенней грубой силы.

Рассказывая
и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и
способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь
основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти
к ним. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком
рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход
из сложных ситуаций.

Однажды
Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ
был простым и мудрым: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им
сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».

Но
не стоит считать сказки абсолютно детской забавой, лишенной для взрослых
всякого смысла. Многие сказки стоит читать и будучи взрослыми, потому что они
наполнены гораздо большим смыслом, чем нам кажется в детстве.

Читайте
сказки и ищете смысл в них для себя, ведь недаром говорят: «Сказка — ложь, да в
ней намек, добрым молодцам урок».

III.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.     Социологический
опрос

С целью информированности современных детей по теме
нашего исследования, мы провели опрос. Было опрошено 50 человек. Им были заданы
следующие вопросы:

1.     Любишь ли
ты читать русские народные сказки?

2.     Как вы
думаете, русские народные сказки – это литература для какого возраста?

3.     Имеют ли
сказки ценность?  (Приложение 1)

Результаты показали:

1.     Любят читать
русские народные сказки – 22 человека,

      не очень любят читать – 28 человек.

2.     Сказки –
это литература

для
дошкольного возраста – 28 человек,

для дошкольного
и младшего школьного возраста – 14 человек,

для любого
возраста – 8 человек.

3.     Считают,
что сказки имеют ценность – 29 человек,

Затрудняются
ответить – 21 человек.  (Приложение 2)

Не смотря на то, что русские народные сказки – это
одни из самых первых книг, которые читают родители своим малышам, результаты опроса
 показали, что к великому огорчению русские народные сказки входят в круг
чтения меньше чем у половины опрошенных. Большая часть ребят даже не испытывают
потребности в них. Так быть не должно!

2.     Практическая
работа

Мы разработали план мероприятий, способствующих
пропаганде русских народных сказок
,
как одному из значимых компонентов
культурного наследия.

1.           
Чтение
вслух.

Каждый день мы читаем вслух по одной
сказке в классе. Также мы проводим такой вид работы в первых классах.
Внимательное слушание можно считать положительным  результатом. (Приложение
3)

2.           
Просмотр
мультфильмов или художественных фильмов
на сюжеты русских
народных сказок с последующим обсуждением.

Такой вид работы проводится с периодичностью 1 раз в
неделю в ГПД. (Приложение 4
)

3.           
Реклама
сказок.

Суть этого вида работы состоит в том, что каждый
желающий, прочитавший новую сказку рассказывает о её самых ярких событиях, но
на самом, по его мнению, интересном месте останавливает рассказ и говорит: «А
если вы хотите узнать, что было дальше, прочитайте русскую народную сказку… (и
говорит название этой сказки).  (Приложение 5)

4.           
Выставка
книг

        Мы организовали выставку, на которой были
представлены более 30 книг русских народных сказок. Цель выставки –
заинтересовать детей чтением русских народных сказок. Посетителям – учащимся
начальной школы выставка понравилась. Ребята взяли книги, чтобы почитать. (Приложение
6
)

5.           
Иллюстрирование
сказок

Мы предложили ребятам проиллюстрировать понравившуюся
сказку и устроили выставку рисунков. Ребят заинтересовали рисунки, к
неизвестным им сказкам и они захотели их прочесть. (Приложение 7)

6.           
Инсценировка
русских народных сказок.

Мы предложили ребятам инсценировать сказку
«Репка», чтобы самим побывать в роли героев сказки. (Приложение 8)

7.           
Кукольный
спектакль на сюжет русских народных сказок

Спектакль поставили по сказке «Теремок». Состав
артистов менялся так, чтобы каждый желающий мог попробовать себя в какой-нибудь
роли. Планируется подготовить еще несколько спектаклей.

(Приложение
9)

8.     Макет
парка Русской сказки

Все вышеперечисленные виды работ мы
проводили на базе нашего класса и обхватывали еще несколько классов. А чтобы
обхватить больше человек мы приготовили макет парка Русской сказки – дивного
сказочного места. Родной земле как украшение, честному народу для пользы души.

 С этим предложением   решили выйти к
строительной компании «Стрижи», построить такой парк в нашем микрорайоне. В
парке будут представлены герои и сюжеты из русских народных сказок. Рядом с
каждой композицией — табличка с названием сказки и кратким ее содержанием.
Посетители парка смогут отдохнуть в нем, родители познакомить с героями сказок
своих малышей и посетить Музей сказок. Также в парке будут детские площадки с
песочницей, качелями и аттракционами.  (Приложение 10)

IV.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В
результате проведенной работы мы достигли цели и решили поставленные задачи в
рамках нашего класса. Наш план мероприятий дал положительные результаты. На
пятиминутках чтения на уроках литературы, наряду с другой литературой, ребята
стали читать и русские народные сказки.
 Особенно
нравится ребятам давать рекламу сказке.
Также,
результатом нашей работы стал КВН по русским народным сказкам среди четвертых
классов, в котором наш класс одержал победу! (Приложение 11) Ребята
показали свои знания сказок и получили огромное удовольствие от игры.

В
полной мере мы достигнем цели, когда осуществится идея со строительством парка
Русской сказки.  Этот социальный проект, мы считаем, будет отличным способом
воспитания  русской культуры среди разных слоев населения.

V.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1.     http://www.skazki.com/slovar.html

2.     http://hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarodsp.php

3.     http://megabook.ru/article/Афанасьев%20Александр%20Николаевич

4.     Русские
народные сказки из собрания А.Н.  Афанасьева, «Астрель», Москва, 2007

5.     https://sibac.info/studconf/hum/xliii/56841

Приложение
1

АНКЕТА

1.   Любишь
ли ты читать русские народные сказки? _____________________

2.  
Как вы думаете, русские народные сказки –
это литература для какого возраста?
______________________________________________________________

______________________________________________________________

3. Имеют
ли сказки ценность?  _____________________________________

АНКЕТА

1.                
Любишь ли ты читать русские народные
сказки? _____________________

2.  
Как вы думаете, русские народные сказки –
это литература для какого возраста?
______________________________________________________________

______________________________________________________________

3. Имеют
ли сказки ценность?  _____________________________________

АНКЕТА

1.                
Любишь ли ты читать русские народные
сказки? _____________________

2.  
Как вы думаете, русские народные сказки –
это литература для какого возраста?
______________________________________________________________

______________________________________________________________

3. Имеют
ли сказки ценность?  _____________________________________

Приложение
 2

Результаты
социологического опроса

1.     Любят
читать русские народные сказки – 22 человека,

      не очень любят читать – 28 человек.

2.     Сказки –
это литература

для
дошкольного возраста – 28 человек,

для
дошкольного и младшего школьного возраста – 14 человек,

для любого
возраста – 8 человек.

3.     Считают,
что сказки имеют ценность – 29 человек,

затрудняются
ответить – 21 человек.

Приложение
3


Приложение 4

Просмотр фильмов


Приложение 5

Реклама
сказки

Приложение
6

Приложение
7

Приложение
8

Приложение
9

Приложение
10

Макет парка

Приложение 11

Оценка4.3 из 5 на основе 12 голосов

Рейтинг ++++-/ 5

Практически с пеленок дети знакомятся с русскими сказками и былинами. Они рассказывают о доброте, смекалке и веселье. Почему выбирают именно этот жанр? Это интересная форма знакомства ребенка с принципами быта: добро всегда побеждает зло. Как бы не был тяжел путь, добро окажется правым, а зло будет наказано. Читая сказки, даже взрослый начинает верить в то, что все можно преодолеть собственными силами.

Сочинение рассуждение на тему Русские сказки

Русские сказки – это наследие, в котором скрыто много мудрости, напутствия и поучений. Само слово несет в себе ассоциации с чем-то красивым, добрым, несбыточным. Не стоит сбрасывать со счетов воспитательный момент русских былин. В наше время духовные потребности человека уступили место меркантильным, но сказки по-прежнему остаются востребованными, интересными. Чаще всего в них люди отражают то, что им хотелось бы получить в реальном мире. В сказаниях присутствует фантазия, осуществляются мечты, которые не сбываются наяву.

Среди всех видов народного творчества сказка является самым популярным жанром. Она передается из поколения в поколение, причем с каждым разом в нее добавляются выдуманные элементы, отчего текст обретает оригинальность и яркость.

Русские сказки раскрывают душу русского человека, его личность, качества характера. В большинстве своем воспеваются положительные качества: доброта, ум, красота и щедрость. И в совершенно неприглядном свете представляется ненависть, зло и страх. Вспомните «Морозко», «Снегурочка» – зло непременно оказывается побежденным. Положительные герои добрые, красивые и умные, они всегда справляются с возникающими проблемами. Примером является героиня из сказки «Елена Премудрая». Герои отрицательного типа представляются злыми и уродливыми – Баба Яга, Кощей, Леший. Особенность русских сказок в том, что добро всегда одерживает победу над злом. Почему так? Для русского человека важно верить в хорошее, а лучше всего этому учат былины.

Уже с самых первых строк сказка завораживает, возникает желание дочитать ее до конца и узнать развязку событий. Каждый для себя извлекает свой урок, берет что-то полезное. Все знают сказку «Колобок», а меж тем для маленьких детей это самый наглядный и понятный урок, что без разрешения родителей уходить из дому нельзя. Если об этом будет говорить взрослый, ребенок не всегда воспримет слова как реальность, за которой могут последовать печальные последствия. Зато любимый герой Колобок воспринимается ребенком как друг, а значит, его слова очень важные и его можно слушаться. И подобные бытовые ситуации присутствуют в каждой сказке, поэтому знакомить с ними детей нужно с самого детства.

Интересно то, что взрослые, перечитывая былины и русские народные сказки, открывают их с новой стороны, видят новые горизонты. То, что читалось в детстве, обретает совершенно другое понятие.

Ценность русских народных сказок в том, что они показывают быт, религию, культуру народа. Современный мир отличается от того, что было несколько столетий назад. Поэтому детям полезно узнать, как жил человек, какой устой был, как он работал и что ценилось.

Сказки – это огромный мир, в котором установлены свои законы и обычаи, это пласт народной культуры, отражающий вековую мудрость народа. Такие сказания гуманны, они учат добру, быть сильными и смелыми. Для человека важно знать, что зло непременно будет наказано. Добро – это великая ценность для каждого человека и нужно помнить об этом при любых обстоятельствах. Современный человек воспринимает былины как мудрого воспитателя, наставника.

Читайте сказки чаще, и мир покажется гораздо добрее.

Человек, который верит в сказку,
однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце.
С. Королев

Чему нас учат русские народные сказки

Какие книги читают детям практически с пеленок? Это, конечно, сказки – умные, добрые и веселые. И выбор не случаен. Именно в сказках заложен главный принцип бытия: добро всегда сильнее зла. Добро победит, только путь к этой победе нелегок. Но, несмотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы.

Прелесть русских народных сказок еще и в том, что этот смысл не лежит на поверхности. Все аллегорично, иносказательно. Как у Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек!» Взрослея, мы перечитываем сказки, и каждый раз нам отрывается что-то новое: новое видение, новый оттенок чувств и эмоций.

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

Сказки о животных – настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – «свой парень», но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот «зайцы» и «лисицы», «волки» и «медведи»!

Что касается волшебных сказок, то это – огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня – непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая «армия зла»: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть «испытание».

Например, в сказке «Царевна-лягушка» главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке «Морозко» бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.

Сказки – это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.» Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.

Таким образом, сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка – не только «преданье старины глубокой», но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

  • Культура русского народа сочинение рассуждение
  • Культура русского народа сочинение 4 класс
  • Культура россии сочинение на английском
  • Культура россии сочинение 10 класс
  • Культура последнего века покоится на некоторых сочинение