Культурное наследие России
Культура России складывалась на протяжении тысячелетий. Она вобрала в себя древний славянский космос, уникальные особенности стиля древнерусского периода, изысканность позднего средневековья, тенденции современного мира и многое, многое другое. Все перечислить невозможно, ведь культура – понятие всеобъемлющее. Она – продукт созидательного творения человека, поэтому охватывает все стороны жизни: язык, речь, мифы, легенды, сказки, музыку, песни, архитектуру, ремесла, рукоделие, живопись, скульптуру, кино, театр, литературу… все это относится к тому, что можно обозначить таким емким понятием как культурное наследие.
Обширные пространства России обогатили ее культуру многочисленными местными колоритами, что внесло дополнительные яркие краски в общую палитру. Каждое тысячелетие, каждый век привносили свою лепту. Заметнее всего этот колорит отразился в архитектуре. Достаточно сказать, что около двух десятков объектов культуры признаны международной организацией ЮНЕСКО памятниками мирового значения, а некоторые — «шедеврами человеческого созидательного гения».
Культурное наследие России, безусловно, включает в себя эти шедевры архитектуры. Московский Кремль (вместе с прилегающей к нему Красной площадью), исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменная архитектура Владимира и Суздаля, архитектурный ансамбль Кижского погоста, жемчужины зодчества в Коломенском, Троице-Сергиева лавра в Сергиев Посаде, исторические памятники Новгорода, Соловецких островов, Ярославля, древний Казанский Кремль… Все это – примеры рукотворной красоты, непревзойденные по мастерству исполнения, по эстетической ценности.
Но, конечно, в сокровищницу отечественной культуры входят не только жемчужины древнерусского и более позднего зодчества. В каждом городе, каждом селе есть свои местные достопримечательности. Храмы, монастыри, старинные деревенские избы, дома, связанные с жизнью и творчеством писателей, художников, композиторов. Да и вообще все объекты материальной культуры: от живописных полотен до древней славянской прялки – все это имеет огромную ценность, и все это нужно беречь, сохранять, преумножать.
Сохранение культурного наследия – одна из важнейших задач современности. В свое время Советский Союз (правопреемницей которого является Россия) подписал международную Конвенцию об охране всемирного культурного и природного богатства.
Значение культурного наследия сложно переоценить. Ведь оно не только свидетельствует о многовековом опыте Предков, полном проб и исканий, не только показывает высоту человеческого Духа, но и помогает обозначить путь, по которому предстоит пройти человеческому обществу, чтобы и последующим поколениям было чем гордиться.
Эссе об особенностях русской культуры
Эссе об особенностях русской культуры по высказыванию Д.С. Лихачёва
Выполнил: Колмычек Богдан, 11 «А» класс
Учитель: Андреева Людмила Николаевна
«Культура – это то, что в значительной степени оправдывает перед Богом существование народа и нации» и «Если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год». (Дмитрий Сергеевич Лихачев)
Каждый народ имеет свою уникальную, неподражаемую культуру. Всегда волнует ‒ где же её истоки, её исторические корни? Высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва заставило меня задуматься об основах, первичных фундаментах русской культуры, а также попытаться обосновать соединение автором воедино двух направлений одной мысли:
‒ об оправданности народа и нации перед Всевышним фактом существования культуры;
‒ о взаимосвязи ключевой даты (одной из самых главных для русского православного человека) ‒ даты принятия Русью христианства ‒ с потенциальными возможностями, культурными альтернативами развития русского народа.
Безусловно, Д.С. Лихачёв прав, определив первоосновой для русской культуры 988 год. Философ, искусствовед, академик Дмитрий Сергеевич своим размышлением дополняет многообразие суждений и выводов о уникальности развития России, её культурных ростках и роли проникновения православия в души и сердца людей. При этом авторский подход Лихачёва к определению культурных истоков русской культуры настолько отличен от всех остальных. Он оригинален, не заимствован у других авторов прошлого века и предшествующих ему веков.
Как только ни пытались мыслители определить место России, истоки её культуры в разные времена, всё же оставалась некая недосказанность, недоосмысленность. Например, проблема «Россия между Востоком и Западом», впервые поднятая Чаадаевым в «Философских письмах» породила множественные дискуссии, противостояние западнических и славянофильских настроений. Д.С. Лихачёв не отрывает Россию ни от Востока, ни от Запада, при этом он не отрицает её самобытности. Тот факт, что Лихачёв концентрирует мысль на 988 годе, подчёркивает лишь одно ‒ автор высказывания так отмечает благодатную почву для произрастания новых культурных ростков на нашей земле благодаря могущественному, значимому для русских государству ‒ Византийской империи. Византия того времени — объект зависти и восхищения для всех существующих государств. Бог дал этому экономическому исполину всё, не только деньги. — Гармонию внутреннего функционирования, внешнеполитическую силу, осознание истинной красоты, а главное ‒ созерцанье Бога. Владимир I Святой, как человек здравомыслящий, как дальновидящий политик, сумел оценить Византийский культурно-духовный ресурс для Руси, тем более после первой религиозной реформы 980 года требовались новые методы воздействия на племена с целью их дальнейшей консолидации… Но речь не о том — почему, а уже о свершившемся таинстве Крещения, которое дало русскому православному свои духовные плоды.
Во-первых, это само государство. ‒ Православие укрепило его, сделало силой, побудило уважение со стороны других стран. Я бы отметил сильное Византийское государство, поделившись духовной силой, предопределило появление себе подобного.
Во-вторых, потребность прогрессировать, сохраняя то духовное, сакральное, что было завещано Византией, ‒ ВЕРУ.
В-третьих, сама ВЕРА вырвала наш народ из невежества, черноты, беспредельности мести, научила Закону, Слову Божьему, позволила выйти русскому народу на новый уровень цивилизационного развития. Вера сплотила людей на века. Боже! Сколько тому примеров! ‒ От личностного примера Александра Невского, восклицающего о сохранении веры предков и в результате побеждающего шведов (Невская битва, 1240 г) и рыцарей Ливонского ордена (Битва на Чудском озере, 1242) ‒ до изгнания немецких захватчиков с нашей земли в годы Великой Отечественной войны (1941-45). Невозможно не связывать подвиги наших героев с тайными молитвами православных в полуразрушенных церквушках и монастырях.
И по настоящий день православие по сути своей чудотворно. А с чем ещё можно связать чудо возрождения казачества со всеми его обычаями и традициями. Ведь до революции 1917 года это сословие жило, как говорили, по Божьему, ‒ молитвенно, почитая царя, как благословенного свыше на власть. Если задуматься, сам опыт насаждения атеизма, попытки оторвать церковь от государства, от школы и от семьи, закончились весьма плачевно. Теперь мы возрождаем, как и казачество, наши пышущие красотой храмы. Разве они не производная от 988 года? ‒ Конечно, да.
Мои аргументы и доказательства ‒ крупица, которую в силу своих раздумий я почерпнул из сокровищницы православия.
В настоящее время, на мой взгляд, изменилось само отношение смертного человека к пониманию БОГА. Человек приходит в храм не из-за любопытства, как зритель, а осознанно, он ищет для себя благодати через БОГА. Число по-настоящему верующих растёт. Души людей открыты. В мире, где столько жестокости, кто же поможет, если не БОГ?!
Размышляя над проблемой исторических первооснов русской культуры ‒ проблемой, поставленной Д.С. Лихачевым, приходишь к одному выводу: существование русских, нашей культуры, оправдано перед БОГОМ фактом выбора Владимиром Святым православной веры для всего русского народа.
Религия
Народная религия в России имела два названия в церковных и научных кругах 19-го века. Они определяли ее природу как синтез вероучения христиан и «языческих» верований. Первое название было таковым — «двоеверие», второе — «бытовое православие». Первое применяется в научном обиходе и в современном мире, оно воспринимается учеными формально. В прямом смысле под этим термином следует понимать соединение двух вер в народную религию. В многочисленных исследованиях верований славян Востока (а также русских) главный интерес этнографов направлен на «языческие переживания», реконструкцию архаических моделей и интерпретацию. В средневековье на Руси и на Западе случился разрыв между традиционным сознанием многих и книжной культурой меньшего количества населения. Интеллигенты России, которые имели желание владеть греческим языком, изучали его еще при князе Ярославе Мудром: в Киеве присутствовали свои переводчики. Возникла связь между ближневосточными центрами христиан и Русью, а со временем, несмотря ни на какие события, она больше не прерывалась.
Аудитория
Общество всегда проявляло интерес к народной культуре, так принято в индустриальном и традиционном обществах. Однако вот в постиндустриальном окружении ситуация немного другая. Если говорить о различиях народной и высокой культуры, то они аналогичны отличиям этнической и национальной. В чем же разница? Национальная и высокая культура передается только в письменном виде. При этом народная и этническая — в разных (устном, письменном и других). создается образованным населением, а этническая — малообразованными гражданами. В последнее время современную аудиторию стали интересовать народная культура и традиции.
Приоритеты развития исторического сознания
- Усвоение понятия исторического времени – культурное наследие в разных формах дает возможность индивиду осязать историю, ощущать эпоху через соприкосновение с объектами наследия и осознавать отраженную в них связь времен.
- Осознание перменчивости ценностных ориентиров – знакомство с культурным наследием как презентацией этических, эстетических ценностей людей прошлого; показ видоизменений, трансляция и отображение этих ценностей в разные периоды времени.
- Ознакомление с историческими истоками этносов и народов через демонстрацию аутентичных образцов народного творчества и внесения элементов интерактивности в виде вовлечения в проживание традиционных ритуалов и обрядов.
Социальная память
Под социальной памятью следует понимать основу общественного познания. Опыт и знания, накопленные человечеством, передаются из поколения в поколение. Развитие современного человека возможно только с опорой на знания предков.
Культурное наследие и социальная память – понятия, которые всегда сопутствуют друг другу. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Это неопровержимые доказательства существования тех или иных людей, событий и идей. Кроме того, они гарантируют достоверность социальной памяти, не давая ей искажаться.
Социальная память – это своеобразная библиотека, где хранятся все полезные знания, которые могут быть использованы и усовершенствованы обществом в будущем. В отличие от памяти одного человека, социальная память не имеет окончания и принадлежит каждому представителю общества. В конечном итоге наследие и определяет основные элементы социальной памяти. Те ценности, которые не входят в культурное наследие, рано или поздно теряют смысл, забываются и исключаются из социальной памяти.
Общая информация
В истории каждой нации присутствует и народная, и Последняя представляет собой явление более современное. Пример популярной культуры: компания молодых людей поет песни какого-нибудь известного исполнителя, разгуливая по улицам. Другой вид имеет существенные отличия. Фольклорная культура заключается в том, чтобы изучать источники о или притчах, легендах и прочих произведениях. Если исходить из этого, становится понятно, что в первом случае мы имеем дело с современными нравами. А фольклорная -народная культура — описывает быт прошлого века. Все были созданы давно и сегодня считаются историческим наследием. Небольшая часть произведений прошлых веков стала неотъемлемой составляющей современного мира.
Традиционная народная культура крестьян
Она была сформирована на основе религиозного понимания. Оно являлось не столько духовным основанием, сколько главным наполнением духовной жизни. Крестьянская культура имела в своем распоряжении разные инструменты, позволявшие воспринимать и правильно видеть мир, помогала освоить восприятие чувственного и сверхчувственного. В соответствии с мнением ряда авторов можно на один уровень ставить понятия «религиозность» и «народная культура». Развитие духовности крестьян является важным источником последующего прогресса в обществе в период Средневековья. В это же время в Европе стремительно растет количество городов. Заселялись самые решительные люди — это крепостные, феодалы, которые хотели изменить свою жизнь. Появились новые виды деятельности: ремесло, торговля.
Эстетическая составляющая
Что это такое? Народная художественная культура состоит в том, что человек, который является мастером, благодаря своему умению акцентировать внимание на определенной вещи, а также сформулировать все это в значимый фрагмент, может передать все это в форме песни, танца или стиха. Благодаря этому происходит эстетическое развитие личности в частности и общества в целом. может привлечь основную часть населения. Все произведения создаются как профессионалами, так и любителями. Все сочинения, песни, стихи, которые достойны внимания, переходят по наследству и становятся искусством. Человек, который умеет передать свои мысли в стихах, песнях или танцах, богат духовно, он имеет открытую душу и искренне делится своими впечатлениями. Благодаря таким художникам люди из года в год имели возможность обогатить свой внутренний мир, заполнить пустоту души.
Летописи
С классическим обучением на Руси в древности было не очень хорошо. Тогда торжествовало недоверие к «языческой» науке. При этом существовал ряд наиболее популярных направлений. Среди них стоит отметить иконопись, церковную архитектуру, литургическое пение и летописание. Русский летописец мог рассказать современникам весь смысл истории, он был историософом, философом и хронистом. Такие «поучения», «слова» были весьма популярными. В то время был создан первый писаный свод законов. Русская народная культура имела все особенности европейской. А впоследствии практически не имела никакого отличия от фольклора христиан.
Размышление современного человека о культурном наследии
Нашу современную жизнь нельзя представить без культурного наследия, созданного предшествующими поколениями: без театра, музыки, живописи и кино, без сокровищ литературы, которые сопровождают нас повсюду. В моём понимании культурное наследие – всё, что было создано людьми на протяжении многих тысячелетий: знаменитые музыкальные произведения, заставляющие нас смеяться и плакать, прекрасный мир живописи, которым мы любуемся, кинофильмы, театр, хореография, художественная литература.
Вспомним А. С. Пушкина, который утверждал безусловную ценность культурного наследия: «Уважение к предкам – вот что отличает образованность от дикости». Действительно, уважение к истории своей страны, своего рода, своей семьи и фамилии должно быть заложено в генах каждого из нас. Но этому надо и учить. Для того чтобы ценить и уважать минувшее, старину, нужно быть образованным человеком: читать художественную литературу и книги по истории своего края, интересоваться происхождением своего рода, фамилии, почитать и уважать предков, хранить память о них и быть достойными продолжателями их славных дел и традиций.
Роль культурного наследия в нашей жизни трудно переоценить. В любой стране памятники истории и культуры составляют большую часть национальной культуры. Потому-то так стремятся люди, неравнодушные к своей истории, к Собору Василия Блаженного на Красной площади или в литературные места, связанные с жизнью и творчеством великих писателей и поэтов России. Многие старинные вещи, архивные материалы, попадая в музеи и на выставки, становятся предметами культурных ценностей и средством воспитания молодого поколения. Варварское отношение к этим предметам и памятникам старины, историческим деятелям недопустимо.
Россия издавна славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремёсел. Например, к числу древнейших относится русская деревянная игрушка – матрёшка, холмогорская резьба по кости, которая создаёт уникальные произведения декоративного искусства. Не менее долгую историю имеет хохломская роспись. Она представляет собой декоративную роспись растительным узором на деревянных изделиях красными и чёрными тонами и золотом. Всему миру известна наша дымковская игрушка – самый известный из глиняных художественных промыслов. Она давно стала народной скульптурой в миниатюре. Это авторская работа мастериц ручной лепки, существующая в единственном экземпляре. Эти и другие художественные промыслы и ремёсла – яркое свидетельство талантливости нашего народа, его наблюдательности, остроумия, природной зоркости.
Подводя итог вышесказанному, хочу повторить: культурное наследие – наше историческое прошлое, которое требует бережного отношения, гордости за достижения великих соотечественников в разных областях искусства. Наш долг – донести потомкам достояние, переданное нам отцами, дедами и прадедами, приумножить его, чтобы славная история великого народа и страны имела и далее своё продолжение на страницах мировой истории.
Чарушиной А., 9 а класс
Автор материала: А. Чарушина (9 класс)
Год культурного наследия народов России.
Культура объединяет все стороны
человеческой личности.
Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой.
Уважение к разным сторонам культуры,
к разным ее формам —
вот черта истинно культурного человека.
Д.С. Лихачев
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой» — писал Лихачёв Дмитрий Сергеевич. И, действительно, уважение к истории своей страны, своего рода, своей семьи и фамилии должно быть заложено в генах каждого из нас. Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Что же значит «культурное наследие»?
Наверное, это самый актуальный вопрос, над которым необходимо глубоко задуматься каждому человеку, так как жизнь наша сегодня безгранично усложнена человеческой безнравственностью и бездушием.
Я считаю, что прежде всего это выражение образа жизни, выработанного сообществом и передаваемого из поколения в поколение, включая обычаи, места, объекты, художественное самовыражение и ценности. Культурное наследие часто выражается как нематериальное или материальное наследие. И оба этих понятия рассматриваются, как единая целостная культура. Культурное наследие рассматривает: искусственную среду — здания, городские пейзажи, археологические раскопки; природную среду — сельские пейзажи, побережья и береговые линии, сельскохозяйственное наследие; артефакты — книги и документы, предметы, изображения. На протяжении многих тысячелетий складывалась культура нашей страны. Она вобрала в себя и уникальные особенности стиля древнерусского периода, и изысканность позднего средневековья, и тенденции современного мира и многое, многое другое. Культура – это понятие всеобъемлющее, поэтому всё перечислить невозможно, оно охватывает все стороны жизни: язык, речь, мифы, легенды, сказки, музыку, песни, архитектуру, ремесла, рукоделие, живопись, скульптуру, кино, театр, литературу…
Я живу в республике, про которую говорят «таёжная, озёрная, степная…», в солнечной Бурятии. Это прекрасная и неповторимая земля, где переплетаются различные культуры, религии и традиции. И всё это находит своё отражение в культурном пространстве региона, и создаёт этим очарование духовного величия и впечатлений. Человек, который хоть раз побывал в нашей республике и соприкоснувшийся с ее культурой и испытавший бурю положительных эмоций, познакомившийся с новым и интересным, никогда не сможет забыть этот изумительный край, это неповторимое величие байкальских волн, этот волнующий запах багульника. Каждый район республики уникален по-своему, имеет свою «изюминку».
В своём эссе я хотела бы затронуть культуру Тарбагатайского района. В этом районе есть немало мест, которые очень привлекают туристов. Среди них есть и природные объекты, но самый большой интерес вызывает культура и быт «семейских». Например, в сёлах Саратовка, Десятниково, Тарбагатай, Большой Куналей, Куйтун ещё сохранились старинные дома, отличающиеся своим колоритным и нарядным внешним видом, ярчайшей росписью стен и ворот. Эта семейская традиция сохранилась с дедовских времён и передаётся из поколения в поколение. Тарбагатайский район возрождает культуру русских старообрядцев, которая неизменно вызывает большой интерес посетителей.
У многих возникает вопрос «Важно ли сохранять всё это наследие и самобытность семейских?» . Я считаю, что несомненно надо, и сама принимаю участие в сохранении традиций нашего района и на своих уроках прививаю детям интерес к культуре района, к самобытности семейских и достопримечательным местам. Всем известно, что любой человек уже с рождения становится причастным к той или иной национальной культуре, а культура, являясь хранительницей народной памяти, уникальной в своем роде и характере, может послужить воспитанию здорового поколения и в современных условиях. Вот так постепенно становясь носителем, а затем и со-творцом культуры своего народа, человек имеет возможность опереться на ее богатейший духовный опыт для успешного взаимодействия с культурой других народов.
Культура семейских Забайкалья несёт в себе все те исторические сведения о прошлой жизни нашего народа и его культуре, так как и до сего времени сохранили они в своем быту многие элементы культуры в чистом, неискаженном виде. Это является благодатным, богатейшим материалом для приобщения детей к культуре семейских.
В своей внеклассной работе с детьми по разделу фольклорное творчество семейских мы стараемся раскрыть особенность, неповторимость этого жанра, который присущ только семейским Забайкалья, и именно это представляет собой большой интерес детей к восприятию данного материала. Приобщая ребёнка к наследию, к культурным традиция, формируется и его личностная культура, а это неразрывно связано с воспитанием любви к малой Родине, а любовь к малой Родине является основой любви к Отечеству. Конечно, чтобы воспитать любовь к своим традициям и родине немаловажна и роль семьи, поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации поставленных мною задач по приобщению детей к фольклору и традициям семейских, поскольку именно семья дает первый опыт по знакомству детей с потешками, прибаутками и т.д., показывает пример отношения к ценностям традиций.
Наряду с культурой семейских мы также рассматриваем и природные памятники и достопримечательные места. Известно, что с ранних лет у ребёнка формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона и родного края. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям малой родины. Сохранение и возрождение культурного наследия
начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств
мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании
собственной личностной культуры.
Как говорил Д.С. Лихачёв «Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний», — эти слова являются девизом моей работы с детьми. Они помогают мне воспитывать и развивать у детей интерес к родной стране, к родному селу, природе, достопримечательностям, ярким событиям ее прошлого и настоящего, культуре и традициям народов с помощью чтения книг, экскурсий, просмотра познавательных фильмов. Мы принимаем участие в проведении таких праздников, как Рождественские колядки, Масленица, изучаем народный костюм, народные игры и т.д. Таким образом приобщение детей к культуре своего народа, формирует в них высокую нравственность, личностную культуру.
Подводя итоги своего сочинения, хочу ещё раз подтвердить важность слов Дмитрия Сергеевича Лихачёва, что человеку очень важно сохранить свой нравственный авторитет, и поэтому считаю, что каждый человек должен принимать непосредственное участие в поддержании культура и дальнейшем ее развитии. Личность реализуется в культуре мысли, культуре работы и культуре языка. Культура – это не только все то, что создано руками и умом человека, а и прошедший сквозь столетия способ общественного
существования, который выражается в народных обычаях, верованиях, в отношении людей к соотечественникам, к работе, к родному языку. С моей точки зрения, чем крепче связи человека с культурой своего народа, тем больше можно надеяться на него как на гражданина, сознательного творца материальных и духовных благ, патриота и интернационалиста.
Как было показано выше, много – укладов, а уровень деятельности, который мы определяем, как культура – един для всего человечества. Человек создает культуру, а культура создает человека. И пока жива культура – будет живо и человечество.
КУЛЬТУРНОЕ
НАСЛЕДИЕ МАЛОЙ
РОДИНЫ.
Алиева Динара Расимовна
Ученица 11 класса МОУ «средняя школа №11» г. Кимры
Май 2019 года
Здесь как будто застыл девятнадцатый век:
Город Кимры, Тверская губерния
Вышит ярким узором на Волжской канве,
Небольшой, деревянномодерновый.
У каждого из нас есть малая родина. Для меня это город Кимры, город с
богатой историей и культурным наследием. Однако не все граждане нашего
города
интересуются его историей и не все заботятся о сохранении
культурного наследия. Это очень плачевно, ведь все, что мы имеем, создано
нашими предками. Каждый из нас должен проявить уважение к их труду. На
мой взгляд, высшая дань уважения это память, которую мы в будущем
передадим своим потомкам.
Что же такое культурное наследие? Культурное наследие это часть
материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями,
выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениями как нечто
ценное и почитаемое. В связи с существованием двух типов деятельности, а
именно материальной и духовной, можно выделить две основные сферы
существования и развития культуры. Материальная культура связана с
производством предметов и явлений материального мира, с изменением
физической природы человека: культурнобытовые сооружения, материально
технические средства труда, коммуникация и т.д. А духовная культура
представляет собой совокупность духовных ценностей и творческой
деятельности: наука, искусство, религия, мораль и т. д.
В нашей стране принято много нормативноправовых актов по сохранению
объектов культурного наследия. Среди них Федеральный закон «Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации № 186 «О
федеральной целевой программе «Культура России (20122018 годы)», но самый
важный документ, конечно же, Конституция РФ: Статья 44 каждый обязан
заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь
памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность связана с
конституционным правом на участие в культурной жизни и пользование
учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 11.02.15 г. – При администрации г. Кимры состоялось совещание по вопросу
сохранения объектов культурного наследия, на котором
принято решение
создать при администрации города рабочую группу с целью своевременного и
оперативного решения задач в рамках действующего законодательства.
Лицо города, его узнаваемость – в его исторической части. В настоящее
время в нашем городе зарегистрировано 119 объектов культурного наследия.
Но… именно в Кимрах чувствуешь весь ужас разрушения одухотворенной
красоты, созданной нашими предками в расчете на века. К культурному
наследию относятся
памятники архитектуры, исторические памятники,
произведения литературы и живописи. Я в своей работе хочу остановиться на
кратком анализе отношения к памятникам архитектуры в нашем городе.
Всем известный Храм Вознесения Господня был построен в 1813 году в
честь окончания Отечественной войны 1812 года на месте стоявшей здесь ранее
деревянной церкви. Строительство шло на средства прихожан и братьев купцов
Башиловых . В 1829 году к нему была пристроена колокольня на деньги купца
А. С. Мошкина. Однако в 1941году храм закрыли, а уже в 1942 году в церкви
размещался маслобойный завод, было пристроено здание котельной. Затем завод
закрыли, на его площади разместились склады Кимрского торгового общества. В
середине 1990 года горсовет прислушался к просьбам верующих и принял
решение о передаче им храма. В 1991 году в церкви начались регулярные
богослужения. В данный момент в храме полностью восстановлен фасад и
колокольня церкви, отреставрирован центральный купол, идет ремонт здания
будущих мастерских — столярных, слесарных, кожевенных. При храме
действует воскресная школа и реабилитационный центр наркозависимых
«Радуга», церковноприходская библиотека. Рядом расположена часовня.
«Сказочный Теремок» (улица Кирова) дом купцов братьев Лужиных
выстроен в начале XX века в стиле Модерн. В советское время в нем
располагались магазины, в 2006 году здание было арендовано под игровые
автоматы. В 2009 году игровые автоматы были ликвидированы, а само здание
находилось в плачевном состоянии изза пожара. А с 20142015 дом был
полностью отреставрирован. Но…! «Теремок» в мае 2014 года здание
приобрело ООО «Торговопроизводственная компания «Городское
строительство». В августе собственник начал ремонт, в процессе которого не
был учтен статус здания как памятника архитектуры. Были нарушения при
реставрации купольной части. Постановлением Кимрского городского суда
собственник привлечен к административной ответственности. Мнения местного
сообщества разделились: одни рады, что дом больше не разваливается, а
украшает город. Другие же сетуют, что исторический облик здания пострадал. Нет, наверное, ни одного человека, который равнодушно проходит мимо
остатков бывшего здания Гостиного двора, в простонародье именуемый «Дом
Советов» или «Краснуха». Построено здание в 1914 году на средства кимрского
купечества, Архитектор автор московского ГУМа, А. Н. Померанцев. Это
здание в псевдорусском стиле было символом процветания торговли и
предпринимательства. В здании располагались магазины, склады, аптека и
небольшая электростанция (ток вырабатывал двигатель «Рустон Проктор»
мощностью 40 л.с.). Сейчас же это символ бесхозяйственности, разрухи и
неблагодарности современников. При всем этом Гостиный двор находится на
балансе Тверского комитета по охране историкокультурного наследия. Судьба
этого творения комитет явно не интересует, а у города, как всегда, нет средств
на его восстановление. Да и несознательное население губит это наследие на
улицах города можно заметить следы вандализма: непристойные изображения,
надписи, порча памятников культуры и т.д.
Фестиваль «Том Соейр Фест» объединяет волонтеров, которые своими силами и
на спонсорские средства восстанавливают фасады исторических зданий.
Инициатива зародилась в 2015 году в Самаре. Волонтеры нашего города
присоединились к этому движению. Руководители Алена Крутова и Алексей
Молчанов совместно с администрацией города обсудили различные варианты
взаимодействия власти и общественных активистов по возрождению
культурного наследия. Выбрали для начала дом на улице Кирова 36,
построенный для своей семьи в 1903 году Федором Онуфриевичем Потапенко,
представителем известной кирской купеческой династии. Работа проводилась в
основном в свободное от работы время, для восстановления красивого домика
приезжали добровольцы из других городов. К концу 2018 года жителям и гостям
нашего города предстал обновленный архитектурный шедевр старины,
«проявленный» как цветной фотоснимок современными технологиями и
красками.
Особое место в сохранении культурного наследия занимает Кимрский
краеведческий музей, основанный в 1918 году. Музей расположен в двух
зданиях второй половины 19 века, принадлежащие до революции семье
Сорокиных. Музейные работники среди прочих проводят экскурсии по улицам
города, знакомя с достопримечательностями моей малой родины.
Стоит задуматься о судьбе памятников архитектуры. Они ветшают, скоро время
сотрет не только формы и краски, но и воспоминания о них. А значит нужно
ценить, беречь и сохранять наше культурное наследие, ведь его благополучие
зависит в первую очередь от нашего отношения. На реставрацию нет средств? А
может, именно архитектура не только придавала бы неповторимый облик
нашему городу, но стала бы приносить доход? Отреставрировали бы наши особнячки, превратили бы их в туристические комплексы, и не стыдно было бы
перед туристами, которых мы видим на улицах города. А ведь засматриваются,
фотографируют наши волшебные домики. Из отзывов туристов о нашем городе
в соцсетях: «Такого количества застройки в стиле модерн не приходилось
видеть ранее нигде…», « В Заречье, на улицах Горького, Московской,
Орджоникидзе сосредоточены основные очаги деревянной застройки в стиле
модерн…», «В Кимрах образцы модерна стоят нередко сплошняком вдоль
одной улицы, что, будучи помноженным на эффект неожиданности, делает
первое впечатление от города просто ошеломительным»!
Сочинение «Размышление современного человека о культурном наследии»
Размышление современного человека о культурном наследии
Нашу современную жизнь нельзя представить без культурного наследия, созданного предшествующими поколениями: без театра, музыки, живописи и кино, без сокровищ литературы, которые сопровождают нас повсюду. В моём понимании культурное наследие – всё, что было создано людьми на протяжении многих тысячелетий: знаменитые музыкальные произведения, заставляющие нас смеяться и плакать, прекрасный мир живописи, которым мы любуемся, кинофильмы, театр, хореография, художественная литература.
Вспомним А. С. Пушкина, который утверждал безусловную ценность культурного наследия: «Уважение к предкам – вот что отличает образованность от дикости». Действительно, уважение к истории своей страны, своего рода, своей семьи и фамилии должно быть заложено в генах каждого из нас. Но этому надо и учить. Для того чтобы ценить и уважать минувшее, старину, нужно быть образованным человеком: читать художественную литературу и книги по истории своего края, интересоваться происхождением своего рода, фамилии, почитать и уважать предков, хранить память о них и быть достойными продолжателями их славных дел и традиций.
Роль культурного наследия в нашей жизни трудно переоценить. В любой стране памятники истории и культуры составляют большую часть национальной культуры. Потому-то так стремятся люди, неравнодушные к своей истории, к Собору Василия Блаженного на Красной площади или в литературные места, связанные с жизнью и творчеством великих писателей и поэтов России. Многие старинные вещи, архивные материалы, попадая в музеи и на выставки, становятся предметами культурных ценностей и средством воспитания молодого поколения. Варварское отношение к этим предметам и памятникам старины, историческим деятелям недопустимо.
Россия издавна славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремёсел. Например, к числу древнейших относится русская деревянная игрушка – матрёшка, холмогорская резьба по кости, которая создаёт уникальные произведения декоративного искусства. Не менее долгую историю имеет хохломская роспись. Она представляет собой декоративную роспись растительным узором на деревянных изделиях красными и чёрными тонами и золотом. Всему миру известна наша дымковская игрушка – самый известный из глиняных художественных промыслов. Она давно стала народной скульптурой в миниатюре. Это авторская работа мастериц ручной лепки, существующая в единственном экземпляре. Эти и другие художественные промыслы и ремёсла – яркое свидетельство талантливости нашего народа, его наблюдательности, остроумия, природной зоркости.
Подводя итог вышесказанному, хочу повторить: культурное наследие – наше историческое прошлое, которое требует бережного отношения, гордости за достижения великих соотечественников в разных областях искусства. Наш долг – донести потомкам достояние, переданное нам отцами, дедами и прадедами, приумножить его, чтобы славная история великого народа и страны имела и далее своё продолжение на страницах мировой истории.
Чарушиной А., 9 а класс
Эссе об особенностях русской культуры
Эссе об особенностях русской культуры по высказыванию Д.С. Лихачёва
Выполнил: Колмычек Богдан, 11 «А» класс
Учитель: Андреева Людмила Николаевна
«Культура – это то, что в значительной степени оправдывает перед Богом существование народа и нации» и «Если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год». (Дмитрий Сергеевич Лихачев)
Каждый народ имеет свою уникальную, неподражаемую культуру. Всегда волнует ‒ где же её истоки, её исторические корни? Высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва заставило меня задуматься об основах, первичных фундаментах русской культуры, а также попытаться обосновать соединение автором воедино двух направлений одной мысли:
‒ об оправданности народа и нации перед Всевышним фактом существования культуры;
‒ о взаимосвязи ключевой даты (одной из самых главных для русского православного человека) ‒ даты принятия Русью христианства ‒ с потенциальными возможностями, культурными альтернативами развития русского народа.
Безусловно, Д.С. Лихачёв прав, определив первоосновой для русской культуры 988 год. Философ, искусствовед, академик Дмитрий Сергеевич своим размышлением дополняет многообразие суждений и выводов о уникальности развития России, её культурных ростках и роли проникновения православия в души и сердца людей. При этом авторский подход Лихачёва к определению культурных истоков русской культуры настолько отличен от всех остальных. Он оригинален, не заимствован у других авторов прошлого века и предшествующих ему веков.
Как только ни пытались мыслители определить место России, истоки её культуры в разные времена, всё же оставалась некая недосказанность, недоосмысленность. Например, проблема «Россия между Востоком и Западом», впервые поднятая Чаадаевым в «Философских письмах» породила множественные дискуссии, противостояние западнических и славянофильских настроений. Д.С. Лихачёв не отрывает Россию ни от Востока, ни от Запада, при этом он не отрицает её самобытности. Тот факт, что Лихачёв концентрирует мысль на 988 годе, подчёркивает лишь одно ‒ автор высказывания так отмечает благодатную почву для произрастания новых культурных ростков на нашей земле благодаря могущественному, значимому для русских государству ‒ Византийской империи. Византия того времени — объект зависти и восхищения для всех существующих государств. Бог дал этому экономическому исполину всё, не только деньги. — Гармонию внутреннего функционирования, внешнеполитическую силу, осознание истинной красоты, а главное ‒ созерцанье Бога. Владимир I Святой, как человек здравомыслящий, как дальновидящий политик, сумел оценить Византийский культурно-духовный ресурс для Руси, тем более после первой религиозной реформы 980 года требовались новые методы воздействия на племена с целью их дальнейшей консолидации… Но речь не о том — почему, а уже о свершившемся таинстве Крещения, которое дало русскому православному свои духовные плоды.
Во-первых, это само государство. ‒ Православие укрепило его, сделало силой, побудило уважение со стороны других стран. Я бы отметил сильное Византийское государство, поделившись духовной силой, предопределило появление себе подобного.
Во-вторых, потребность прогрессировать, сохраняя то духовное, сакральное, что было завещано Византией, ‒ ВЕРУ.
В-третьих, сама ВЕРА вырвала наш народ из невежества, черноты, беспредельности мести, научила Закону, Слову Божьему, позволила выйти русскому народу на новый уровень цивилизационного развития. Вера сплотила людей на века. Боже! Сколько тому примеров! ‒ От личностного примера Александра Невского, восклицающего о сохранении веры предков и в результате побеждающего шведов (Невская битва, 1240 г) и рыцарей Ливонского ордена (Битва на Чудском озере, 1242) ‒ до изгнания немецких захватчиков с нашей земли в годы Великой Отечественной войны (1941-45). Невозможно не связывать подвиги наших героев с тайными молитвами православных в полуразрушенных церквушках и монастырях.
И по настоящий день православие по сути своей чудотворно. А с чем ещё можно связать чудо возрождения казачества со всеми его обычаями и традициями. Ведь до революции 1917 года это сословие жило, как говорили, по Божьему, ‒ молитвенно, почитая царя, как благословенного свыше на власть. Если задуматься, сам опыт насаждения атеизма, попытки оторвать церковь от государства, от школы и от семьи, закончились весьма плачевно. Теперь мы возрождаем, как и казачество, наши пышущие красотой храмы. Разве они не производная от 988 года? ‒ Конечно, да.
Мои аргументы и доказательства ‒ крупица, которую в силу своих раздумий я почерпнул из сокровищницы православия.
В настоящее время, на мой взгляд, изменилось само отношение смертного человека к пониманию БОГА. Человек приходит в храм не из-за любопытства, как зритель, а осознанно, он ищет для себя благодати через БОГА. Число по-настоящему верующих растёт. Души людей открыты. В мире, где столько жестокости, кто же поможет, если не БОГ?!
Размышляя над проблемой исторических первооснов русской культуры ‒ проблемой, поставленной Д.С. Лихачевым, приходишь к одному выводу: существование русских, нашей культуры, оправдано перед БОГОМ фактом выбора Владимиром Святым православной веры для всего русского народа.
Объекты культурного наследия
Обширное понятие культурного наследия состоит из мельчайших объектов, которые созданы человеком вне зависимости от степени сохранности и обладают определенной ценностью. К ним могут быть отнесены:
- Археологические находки. К примеру, курганы, мегалиты, могильники, наскальные изображения, инженерные сооружения прошлого.
- Исторические объекты. Это могут быть как строения, так и территории. Например, храмы и соборы, поля сражений.
- Произведения монументального искусства: картины, скульптуры, барельефы.
- Элементы архитектуры и градостроительства: площади, улицы, застройки, старинные ритуальные сооружения.
- Произведения садово-паркового искусства.
- Естественные ландшафтные территории, например, пещера или метеоритный кратер, обладающие особым историческим и научным значением.
К тому же, весь перечень объектов культурного наследия по категории можно разделить на:
- особо ценные для всего человечества или всемирные;
- федерального значения;
- регионального значения;
- местного или муниципального уровня.
Объекты всемирного культурного наследия
Под особой защитой находится так называемое всемирное культурное наследие – это объекты, созданные человеком и несущие в себе особую культурную, природную и историческую значимость. Их определением и охраной занимается ЮНЕСКО (Организация объединенных наций по вопросам образования, культуры и науки). В 1975 году организация приняла Конвенцию об охране всемирного природного и культурного наследия. Это значит, что каждый из 1121 признанного объекта (список которых постоянно расширяется) обладает особым статусом и имеет следующие преимущества:
- Дополнительную гарантию сохранности и привлечение дополнительных денежных средств для ее реализации.
- Повышение престижа территории и развитие на ней альтернативных и более безопасных видов природопользования.
- Усиленный контроль за соблюдением всех правил использования и сохранения.
Культурное и природное наследие России
Замечание 2
На данный момент на территории России официально насчитывается двадцать восемь объектов, вошедших в реестр Всемирного наследия.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Культурное наследие России 400 ₽ Реферат Культурное наследие России 250 ₽ Контрольная работа Культурное наследие России 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Ещё один, до сих пор спорный и не поддерживаемый ЮНЕСКО с 2014 года объект, можно в какой-то мере считать двадцать девятым. Это Древний город Херсонес Таврический и его хора, находящийся в Крыму. Так как организация ЮНЕСКО не признаёт Крым территорией России, формально объект не закреплён за нашим государством.
Одиннадцать из признанных объектов относятся к природному наследию, остальные — к культурному. В 2021 году Российская Федерация была на девятом месте в мире по количеству объектов мирового наследия, причем шесть культурных объектов были признаны шедевром человеческого гения, в их числе Московский Кремль и Красная Площадь, ансамбль Новодевичьего монастыря, Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников и другие. А четыре из природных объектов были признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности, среди них Девственные леса Коми, озеро Байкал и другие.
Важность культурного наследия
Такая историческая часть духовной культуры играет важную роль в процессе становления и развития как современного общества, так и каждого отдельного человека, поскольку:
- Развитие образованной и социально-ориентированной личности невозможно без знаний традиций, обычаев и опыта прошлых поколений.
- Современная культура возникла в результате селекции определенного набора исторических ценностей и норм, одни из которых были безвозвратно утеряны, а другие сохранились до наших дней.
- Культурное наследие рассматривается многими специалистами как базис для дальнейшего развития духовной сферы жизни общества.
ЭССЕ
(текст №16).
Никифорова Д.
Проблема сохранения
историко-культурного наследия
Согласитесь, мы с вами живем в такие
времена, когда люди перестраивают свое мировоззрение и все свое окружение.
Многие вещи утрачивают свою ценность, мы забываем о своей культуре и истории. И
именно над проблемой сохранения историко-культурного наследия нам предлагает
задуматься автор.
В современных условиях проблема
сохранения культурного наследия приобрела особую актуальность. Не случайно в
своем тексте Солоухин призывает нас «прийти и поклониться» Ясной Поляне и
почувствовать себя настоящим человеком. Ведь забывая и разрушая прошлое, мы
уничтожаем и наше будущее.
И поэтому, как мне кажется, позиция
автора по данной проблеме очевидна: нужно оберегать, сохранять и, конечно же,
посещать объекты историко-культурного наследия!
Конечно, с позицией автора нельзя не
согласиться, ведь, как я уже говорила, разрушая прошлое, мы разрушаем и
будущее. Ведь нет будущего у тех, кто не учится на ошибках прошлого, не
испытывает гордости за прошлые победы и даже попросту не знает того, что
происходило в мире в мире до его рождения. И я считаю, что трудно не
согласиться с тем, что историко-культурное наследие надо сохранять. Мы просто
обязаны донести это богатство до будущих поколений людей.
В наше время это, конечно, сделать
трудно. Ведь всего около 5% всех предметов культурного наследия мы с вами можем
увидеть, а все остальное скрыто от общества. И, может быть, поэтому, по данным
опроса в журнале «Искусство», всего около 28% опрошенных посещают музеи хотя бы
раз в месяц. И это свидетельствует о том, что нам пора обратить свое внимание
на культурное наследие и всеми силами поддерживать интерес к нему.
А около месяца назад в журнале
«Наследие человечества» я прочитала статью Эдуарда Лимонова, под названием «Мы
– творцы и разрушители собственных ценностей». В ней рассказывалось о том, как
старые, хорошо сохранившиеся районы Москвы подверглись массовому сносу. По его
мнению, безусловно, это аморально и беспощадно по отношению к русской культуре
и истории. И при любых условиях мы обязаны эти наследия сохранять.
И в заключение я хочу сказать, что
каждый человек должен знать, в каких нравственных ценностях он живет. Мы не
должны воспринимать наследие прошлого как что-то совершенно бесполезное и не
нужное. За сохранение всего этого ответственность несем мы с вами, и именно в
наших силах это сохранить. Ведь не сохранив все это наследие, мы, сами того не
осознавая, лишаем себя того, ради чего живем – счастливого будущего.
(302 слова)