Озвучка доступна в режиме обучения
История эта случилась в старину в небольшой бурятской деревне. У одного крестьянина жили на заднем дворе серая кошка и серая курица. У кошки совсем не было подруг, а ей очень хотелось с кем-то дружить. И она выбрала курицу, потому что та тоже была серая.
И вот подошла однажды кошка к курице, когда та клевала зерно.
– Будешь моей подружкой? Ведь мы обе серые, – сказала кошка.
– В прошлом году твоя мать утащила моего цыплёнка. Как я могу дружить с тобой? Докажи мне, что ты достойна дружбы, – ответила курица.
Расстроилась кошка.
Но ведь того, что было, не изменишь. Да и была она не такая кровожадная, как её мать. Больше всего кошка любила парное молоко. А охотилась она только на мышей.
И стала кошка думать, как заслужить дружбу курицы.
Подумала кошка хорошенько и решила своего лестью добиться.
– Ах какие у тебя пёрышки красивые и лёгкие – всем птицам на зависть! А какой у тебя клювик изящный, словно у курочки-царевны! А походка какая грациозная, будто у рыси! – сказала кошка курице.
– Врёшь ты всё. Я знаю, что есть птицы гораздо красивее меня. И зачем мне с тобой, разбойницей, дружить, когда на дворе есть честные и добрые птицы: утка, гусыня, индюшка? – ответила курица.
Тогда решила кошка угостить курицу и её цыплят. Стащила она из хозяйского дома мешочек отборного зерна, из которого хозяйка делает муку для праздничных пирогов. Потом рассыпала зерно во дворе и позвала курицу с цыплятами.
Курица и цыплята с удовольствием поклевали вкусные золотистые зёрнышки.
– Ну что, теперь будешь моей подругой? – с надеждой спросила кошка.
– За угощение спасибо, но дружить с тобой я не буду. Неужели ты думаешь, что дружбу можно купить? – ответила курица.
В следующий раз кошка решила завоевать дружбу смехом и весельем. Долго она тренировалась всякие трюки выполнять: на задних лапах ходить, жонглировать, сальто крутить.
И вот пригласила она курицу с семьёй и её подруг на представление. Кошка ходила на задних лапах, жонглировала орехами, крутила сальто. Всем птицам очень понравилось. Курица тоже весело смеялась, а цыплята счастливо пищали.
Последним кошка самый весёлый номер показала: бег по кругу за собственным хвостом. Долго она крутилась, на потеху всему двору. Птицы от смеха аж по земле катались.
Полезные ссылки
- Кошка и хвост
Кошка закончила выступление и поклонилась зрителям. Те хлопали крыльями, кричали «Браво!» и норовили обнять кошку. Среди восторженных почитателей была и курица.
– А теперь мы будем дружить? – спросила кошка курицу при всех.
Птицы стали подговаривать свою товарку, чтобы она согласилась.
– Нет, – ответила курица. – Я благодарна тебе за смех и веселье. Но не этого я жду от настоящего друга.
Расстроилась кошка. Ушла она в самый дальний угол, спряталась за бочкой. И тихонько заплакала.
Полезные ссылки
- Деревянная бочка
И тут в бок ей кто-то маленький и тёплый уткнулся. Открыла кошка глаза, а это цыплёнок. Прижался крепко к кошке, обнял её крылышками и пикнул ободряюще – не грусти мол, всё будет хорошо. Кошке сразу полегчало и слёзы её мигом высохли.
Вскоре после этого кошка проголодалась, а хозяина как раз не было дома, некому было налить ей молочка. И пошла кошка на гумно, чтобы поохотиться на мышей.
Подходит она к гумну и видит: домашние птицы со всех ног бегут в разные стороны и кричат испуганно. Курица последней бежала, потому что подталкивала к стогу своих цыплят. А с неба спускался ястреб-тетеревятник.
– Надо ей помочь! – воскликнула кошка и бросилась на выручку.
Один из цыплят от страха побежал в другую сторону. Это был тот самый, который кошку подбадривал. Курица рванулась за ним. Но сделать она ничего уже не успевала, поэтому просто накрыла собой цыплёнка.
Кошка прыгнула к ним. Прыгнула так далеко, как никогда ещё не прыгала. Она оттолкнула курицу с цыплёнком под стог и заняла их место. А ястреб не заметил подмены, ведь кошка и курица были одного цвета.
Бросился ястреб на кошку, а та перевернулась на спину и вцепилась в него когтями. Попытался ястреб было улететь, да поздно: не отпустила его кошка. Так и задушила хищную птицу.
Но и сама кошка была изранена острыми когтями ястреба. Не было у неё сил даже в укрытие отползти. А как раз собирался сильный дождь.
– Эх, застужусь, – подумала кошка и потеряла сознание.
Курица бросилась к кошке и начала толкать ей к стогу.
Проснулась кошка под стогом. И было ей очень тепло. Грели её со всех сторон цыплята и курица.
– Ты? – удивилась кошка. – Почему?
– Потому что ты – моя единственная настоящая подруга, – ответила курица.
Кошка доказала, что она достойна дружбы. И с тех пор не было на свете подруг лучше, чем курица и кошка.
Почему с возрастом у мудрого человека не должно остаться друзей: 3 мудрые цитаты Юрия Левитанского
Молодость дружбе располагает, а старость избегает ✔️
Дети заводят друзей по щелчку пальца, им достаточно узнать имя своего «нового лучшего друга» и принять его в объятья без задней мысли. Со временем человек лишается части друзей, а к пожилому возрасту и вовсе не должен их иметь. Почему? Юрий Левитанский считал, что дружба таит большую опасность, чем явный враг: «От явного врага мы ждем самого худшего, а от друга лишь прекрасного, лучшего» но каждый наш друг — простой человек, у которого есть свои интересы, свои слабости и желания, мы не хотим думать, что друг может предать или пожелать плохого, но человеческая природа всегда берет верх: «Больше всего нас ранят самые близкие, потому что наши души открыты для них».
[Spoiler (click to open)] [more]
С возрастом список тех людей, которых мы считали друзьями, сокращается до единиц: «Где понимание было, там оно уйдет, где было доверие, не останется и следа, кто был назван другом, придя однажды, уйдет навсегда». Таков закон жизни: чем дольше мы дружим с кем-то, тем больше встречаем непонимания, зависти, подлости и лицемерия, нужно лишь время, чтобы это проявилось: «Не давай свою руку своему лучшему другу, сегодня она спас тебя, потому что не сложно, но завтра подойдешь ты к колодцу и он скажет: прыгай, так нужно». Это не значит, что люди вокруг плохие, виноваты мы сами в том, что назвали их такими: «Разве можно назвать волка теленком и ждать, что он будет есть одну травку, а потом считать его предателем, если он съест стадо? Лишь потому, что мы назвали его теленком?». Волк остается волком, как его не называй: «Назови человека другом и не будь разочарован, помни: «Человек — это человек, как его ни называй» ».
Как относиться к людям вокруг, чтобы избежать разочарований в жизни? ✔️
Юрий Левитанский считал, что называя человека «другом», мы пытаемся приручить его, как бы это странно не звучало, сделать безопасным и дружественным, хотя до конца сделать это невозможно, человека невозможно приручить, как верного пса. Проблема заключается не в плохих друзьях, а в наших ожиданиях: люди не плохие и не хорошие, но назвав кого-то другом, мы ждем, что он пройдет с нами огонь и воду. Нам так хочется. Мы рады обманываться, но однажды придет час расплаты за нашу иллюзию: человек остался человеком, ни плохим ни хорошим, но мы то ждали лучшего. Именно поэтому взрослый, мудрый человек, не заводит друзей: «Мудрый человек делает добро и не ждет того же в ответ, а значит не будет разочарован».
Суть человеческих отношений всегда остается в том, что в них участвует два человека. Как не называй отношения: дружеские, супружеские, родственные, рано или поздно дадут о себе знать именно человеческие отношения, со своими интересами и целями, корыстью и мотивами. Обезопасить себя можно лишь одним: делать добро, если хочется, общаться, если интересно, помогать, если есть возможность и желание, но никогда не ждать, что тот, с кем вы хорошо общались и дружили, будет к вам благосклонен всегда: «Каждый может посочувствовать вашей неудаче, но мало кто может порадоваться вашему успеху». Люди меняются — это в человеческой природе, не нужно держать у себя «друзей» которые стали неприятны, как и воротить нос от тех, на кого раньше внимание не обращали: «Друзья становятся другими, тебя избавив от всего, а ты запомнил их лик такими, который был… До этого всего».
https://zen.yandex.ru/media/id/5aa6ba0857906a16ad6dfaba/pochemu-s-vozrastom-u-mudrogo-cheloveka-ne-doljno-ostatsia-druzei-3-mudrye-citaty-iuriia-levitanskogo-60b62d223efca05eed75c103
Министерство образования и науки РБ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»
XIII Республиканская научно-практическая конференция учащихся
по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна»
Номинация: Литература Бурятии.
Тема: «Сравнительный анализ русских и бурятских народных сказок»
Автор: Бадмаев Пётр, ученик 7 «А» класса
МАОУ «СОШ№8» г.Улан-Удэ
Руководитель: Харахинова Д.Ж.,
учитель бурятского языка
Улан-Удэ
2012
Введение
Исследование посвящено анализу и сравнению двух сказок о животных – русской народной сказки «Волк и козлята» и бурятской народной сказки «Глупый волк». Выполнение поставленной цели – сравнение русской народной и бурятской народной сказок о животных – началось со знакомства с историей сказок: определения жанра, собирания и изучения сказок, с их классификации.
Бабушка, расскажи мне сказку. Как часто в детстве мы говорим эти слова. Бабушка недолго сопротивляется. Она садится на краешек кровати, и тихо льётся бабушкин голос. Как мы любим эти бабушкины сказки, как ждём её рассказов, чтобы ещё и ещё раз погрузиться в удивительный мир фантазии, где кони летают по небу, дворцы вырастают за одну ночь, а звери говорят человеческим голосом.
Верим ли мы в реальность сказки? И верим, и не верим. Но хочется верить. Почему? Что же такое сказка? Когда появились сказки? Какие бывают сказки?
Знакомясь со сказками, мы замечаем, русские и бурятские сказки очень похожи. Что общего в сказках разных народов? А чем они отличаются? У меня возникло много вопросов и захотелось найти на них ответы.
Однажды я провел исследование, целью которого было сравнение русской народной и бурятской народной сказки. Объектом исследования стали народные сказки о животных.
Предметом исследования являются общие и отличительные черты русских народных и бурятских народных сказок о животных.
Задачи исследования:
- Познакомиться с историей народных сказок.
- Проанализировать особенности народных сказок о животных.
- Установить общие и отличительные черты русских и бурятских народных сказок о животных.
В работе, выполняя поставленные задачи, детально проанализировал русскую народную сказку “Волк и козлята” и бурятскую народную сказку “Глупый волк”, что позволило мне сделать определённые выводы о сходстве и различии сказок. Таким образом я старался найти ответы на все интересующие меня вопросы.
Структура сказок о животных довольно проста. Небольшой размер текста. Простота и элементарность сюжета, особенности композиции.
Пожалуй, только в сказках о животных композиция отличается такой ярко выраженной функциональностью. Все звенья сюжета построены таким образом, чтобы с предельной быстротой в коротком эпизоде вскрыть сущность явлений, передать характер взаимоотношений персонажей.
В моральном плане можно выделить две основные идеисказок оживотных:
1. Прославление товарищества, благодаря которому слабые побеждают злых и сильных.
2. Прославление самой победы, которое приносит слушателям моральное удовлетворение.
Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.
Наиболее полно идейно-художественный замысел сказок о животных реализуется в устном исполнении. Устное исполнение – это не только форма бытования сказки, но и средство обогащения художественных образов. Задача рассказчика – показать при помощи драматизации внутренние качества персонажа, раскрыть и довершить его характеристику. Сказочник не просто передаёт текст, а играет его.
Сказки, написанные на бурятском языке, дают возможность познакомиться с традициями, культурой и устным творчеством. Например, бурятские сказки, в которых главными героями являются животные, учат читателя отличать доброе, светлое начало от злого, сопереживать и помогать слабому, верить в справедливость. Ждать счастливого завершения испытаний.
Главными персонажами этих сказок являются волк или лис, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи кошке или курице.
Весь сюжет сказки построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лис очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.
Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лис сполна получают по заслугам за свои деяния.
Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории. У каждого народа свой путь и своя судьба, свой язык и условия обитания. В сходстве исторической народной жизни и следует искать ответ на вопрос о том, в чём же причины схожести, близости сказок народов, живущих на разных континентах.
Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:
1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
3. Сказки могут передаваться и через книгу.
Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.
Наша задача сравнить русскую народную и бурятскую народную сказки.
Сравнение русской и бурятской народных сказок
Для сравнения возьмём русскую народную сказку “Волк и козлята” и бурятскую народную сказку “Глупый волк”.
Элементы сказки |
Русская народная сказка |
Бурятская народная сказка |
Герои сказок. |
||
Действующие лица сказки. |
Дикое животное (волк) и домашнее животное (коза с козлятами). |
Дикое животное (волк) и домашнее животное (жеребенок и теленок). |
Противопоставление (сильный – слабый) |
Волк – козлята. |
Волк – жеребенок, теленок. |
Действующие лица (животные) |
Думают и говорят. |
Думают и говорят. Действуют, как более современные герои: читают. |
Проблемы, которые решают герои. |
Волку нужно утолить голод, козлятам спастись, а козе помочь им спастись. |
Волку нужно утолить голод, а жеребенкуи теленку спастись. |
Место действия. |
||
Лес — сфера, где проявляется власть сильного. |
Волк живёт в лесу. |
Волк живёт в лесу. |
Дом – место, где живут слабые. |
Козлята живут в доме вместе с козой – мамой. |
Теленок живет с хозяевами |
Композиция сказки. |
||
Начало сказки |
Жила-была коза с козлятами. |
Жеребенок, теленок живут рядом с лесом. |
Кульминация (точка высшего напряжения) |
Беда – козлята съедены. |
Волк не мог съесть жеребенка и теленка, они обманули его. |
Развязка (завершение действия). |
Слабые (козлята) выходят из сложных ситуаций победителями. Спор и помощь мамы. Готовность погибнуть ради детей, самопожертвование. (Утверждение семейных ценностей) |
Жеребенок и теленок выходят из сложных ситуаций победителем. Жеребенок и теленок сами справляются с бедой. Идеал – самостоятельно решающий свои проблемы герой. |
Диалог, движущий действие. |
Коза разговаривает с козлятами, коза с волком, козлята с волком. |
Жеребенок и теленок разговаривают с волком. |
Волшебные числа. |
Три раза волк приходит к избушке козы (трёхкратность ситуаций). |
Три раза волк был обманут. (трёхкратность ситуаций). |
Художественные средства языка. |
||
Эпитеты |
Трава шелковая, вода студёная. Толстый голос, тонюсенький голос, сыра земля (оценочные определения) |
Серый жеребенок (логические определения). |
Вывод.
В народных сказках нет морали, так как сказка – это небылица, байка, вымысел. Русская сказка при внешней схожести сюжета и героев с бурятской сказкой, более живая, яркая, образная. В ней больше эпитетов, звукоподражаний, песенок. Это связано с древней традицией рассказывания сказки под музыку и её театрализацией.
Заключение
Сказки – самые древние творения человеческого духа. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе.
Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.
Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда!
Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа, оттачивается веками или даже тысячелетиями.
Любое внутреннее движение сказки, любой её герой, любое слово в предложении множество раз взвешивались и выверялись прежде, чем стать такими, какими мы их видим сейчас.
В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.
Сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы, от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями.
Форма сказки, компактная, ёмкая, и манера изложения сказки, неназидательная, с виду такая незатейливая, обычно освещённая мягкой улыбкой рассказчика, позволяет передать не только наиболее характерные качества человека, но и выхватить самые глубинные, самые скрытые его черты и в общедоступной форме для любого слушателя или читателя показать, что хорошо, а что плохо.
Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.
Сказки – одна из наиболее богатых и ярких форм народного творчества. Сказка – вечно ищущая правды и справедливости, любви и счастья душа народа, воплощённая в слове.
На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи были решены, на все интересующие нас вопросы мы получили ответы. В своей работе мы сравнили русскую народную и бурятскую народную сказки о животных и увидели, что в них очень много общего, так как народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории. Но сказки одновременно демонстрируют национальное своеобразие фольклора каждого народа. И животные – герои сказок – напоминают и своей речью, и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. Иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни.
Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.
Содержание:
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Литература
Список использованной литературы.
- Бурятские народные сказки, У-У.,1981;
- Кот с колокольчиком, У-У, 1994;
- Санжадаева Г.С., Кушеева О.П. «Тоонто нютаг», 2009
Министерство образования и науки РБ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»
XIIIРеспубликанская научно-практическая конференция учащихся
по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна»
Номинация: Литература Бурятии.
Тема: «Сравнительный анализ русских и бурятских народных сказок»
Автор: Бадмаев Пётр, ученик 7 «А» класса
МАОУ «СОШ№8» г.Улан-Удэ
Руководитель: Харахинова Д.Ж.,
учитель бурятского языка
Улан-Удэ
2012
Захотелось курице подружиться с летучей мышью. Взлетела курица на насест и закудахтала:
— Где ты, соседушка, я пришла с тобой подружиться.
— Я не могу выйти, — ответила ей летучая мышь из тёмной щели. — Днём жара высушит мои крылья.
В сумерках летучая мышь прилетела к курице.
— Курочка, добрый вечер, я к тебе в гости пришла.
— Я ночью ничего не вижу, — ответила курица жалобно. — Я не смогу тебя угостить.
Так курица и летучая мышь и не смогут подружиться. Курице мешает ночь, а летучей мыши — день.
Смотрите также
БЛАГОДАРНЫЙ МЕДВЕДЬ (Мордовская сказка)Leave this field blank Короткие сказки, Про животных, Сказки для малышей до 3 лет, Сказки про доброту, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира |
ВОЛК И БАРАН (Литовская сказка)Leave this field blank Короткие сказки, Про животных, Сказки про барана, Сказки про волка, Сказки про глупость, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира |
ДВА ВЕРБЛЮДА (Курдская сказка)Leave this field blank Короткие сказки, Поучительные сказки, Про животных, Сказки про вежливость, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира |
КАК ЕЖ ВЫДУМАЛ СЕРП (Ногайская сказка)Leave this field blank Короткие сказки, Про животных, Сказки для малышей до 3 лет, Сказки про умных, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира |
КАК ЗАЯЦ ВЫРУЧИЛ СЛОНА (Вьетнамская сказка)Leave this field blank Короткие сказки, Про животных, Сказки про умных, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира |
Молчание — тысячи стоит (Бирманская сказка)Leave this field blank Короткие сказки, Поучительные сказки, Про животных, Сказки для малышей до 3 лет, Сказки про Лису, Сказки про льва, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира |
ПЛОТНИК И КОШКА (Японская сказка)Leave this field blank Короткие сказки, Про животных, Сказки про доброту, Сказки про кота или кошку, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира |
Почему курица несет яйца (Африканская сказка)Leave this field blank Короткие сказки, Про животных, Сказки для малышей до 3 лет, Сказки про курочку, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира |
ПОЧЕМУ У ЛОСЯ И БАРАНА РОГА РАСТУТ (Чукотская сказка)Leave this field blank Короткие сказки, Про животных, Сказки про глупость, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира |
Почему у осла длинные уши (Ингушская сказка)Leave this field blank Короткие сказки, Поучительные сказки, Про животных, Сказки для малышей до 3 лет, Сказки про осла, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира |