Куркак юлдаш перевод сказки на русский

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Хайдарова Р.З.  учебник Татарского языка

Используемое оборудование: словари, магнитофон, компьютер, проектор, экран, сюжетные рисунки, карточки с заданиями.

Обучающие цели:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;
  • создать условия для применения изученного материала в ходе работы с текстом; определить какой формы сказки относится данная сказка.

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  • создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
  • создать условия для развития умения находить в произведении отличительные особенности авторского стиля, задумываться над их художественным значением.

Воспитательные цели: создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке; воспитание чувства дружбы.

Краткое описание: Знакомство и работа над текстом «Куркак юлдаш». Перевод слов и словосочетаний. Решение кроссворда. Изучение содержания текста с помощью рисунков.

Методы:репродуктивный, словесный, наглядный, практический.

План урока

I . Организационный момент
1. Вступительное слово учителя.
2. Диалог с дежурным учеником.
II Проверка домашнего задания.
III Актуализация ранее полученных знаний
1.Беседа о дружбе.
2. Правильно сформулировать татарскую пословицу
IV Подготовка изучения новой темы.
1.Найти переводы данных слов и написать их  в тетрадях словариках.
V Знакомство с новым текстом.
1. Работа с учебником.
2. Прослушивание аудиозаписи
3. Анализ сказки.
VI Физкультминут.
VII Закрепление изученного материала.
1. Тест.
2. Разгадывание кроссворда
3. Переставить рисунки по содержанию текста.
VIII. Итог урока
IX Домашнее задание.
X.Оценивание знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Исәнмесез, укучылар! Хәерле көн! Здравствуйте ребята! Добрый день!
– Бүген кем дежур? Сегодня кто дежурный?
– Бүген ничәсе? Сегодня какое число?
– Атнаның кайсы көне? Какое день недели?

II. Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы.  Учащиеся читают свои рассказы о друге.

III. Актуализация ранее полученных знаний

– Ребята, мы с вами на прошлом уроке разговаривали о ваших друзьях, вспоминали их качества, а теперб попробуйте ответить мне на данные вопросы.

1 слайд. Ответы на вопросы. 

1. Синең дустың бармы? У тебя есть друг?
2. Аның исеме ничек? Как его зовут?
3. Аңа ничә яшь? Сколько ему(ей) лет?
4. Уо ничәнче сыйныфта укый? В каком классе он(она) учится?
5. Ул нинди? Какой(ая) он (она)?
6. Сез аның белән бергә нәрсәләр эшлисез? Что вы с ней (с ним) делаете?

тветы учащихся)

Учитель: Ребята, значит какими должны быть друзья?

Учащиеся: Они должны быть честными (гадел), добрыми (яхшы), воспитанными (тәрбияле) и т.д

2 слайд. Ребята обратите свое внимание на второй слайд, здесь нам пришло письмо от Деда мороза, давайте откроем его и посомтрим что же там написано.

(Учащиеся читают задание)

Задание: Даны слова, но они перепутаны местами, для того чтобы правильно составить татарскую пословицу, вам нужно переставить правильно эти слова.

Слова: үзеңнән, дустың, булсын, яхшы.

Правильный ответ: Дустың үзеңнән яхшы булсын.

Учитель: А как переводится это пословица? И объясните мысль этой пословицы.

Учащиеся: Пусть твой друг будет лучше тебя.

IV. Подготовка к изучению нового материала

3 слайд. Выходят новые татарские слова, учащиеся должны написать перевод данных слов в тетрадях словариках.

Юлга чыкканнар – отправились в путь
Җиткәннәр – дошли
Юлдаш – попутчик
Үлгән булып притворился мертвым

V. Знакомство с новым текстом

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познавомимся с новой татарской сказкой, которая надывается “Куркак юлдаш – Трусливый попутчик” 4 слайд.
Прежде чем познакомимся с этой сказкой, давайте сначало вспомним,
что же такое сказка?

Учащиеся: Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии

(Ответы детей на татарском языке)

Учитель: А какие виды сказок вы знаете?

Учащиеся: тылсымлы (волшебные), сказки про животных (хайваннар турында), тормыш– көнкүреш әкиятләре (бытовые сказки).

Учитель: Молодцы ребята, вот эти ваши знания нам понадобится, чтобы узнать какому виду сказок относится нащ сегодняшний урок.

1. Работа с учебником.  Учащиеся читают эту сказку по ролям.

Давным-давно два друга отправились в путь.
Дорога их лежала через большой лес.
Только зашли друзья в лес, как им навстречу выбежал большой медведь.
Увидав его, один из друзей быстро-быстро вскарабкался на вершину высокого дерева, а второй, притворившись мертвым, упал на землю.
Медведь покружил вокруг упавшего друга, обнюхал его всего и убежал в лес.
Как только медведь убежал, другой, спустившись с дерева, спросил:
– Что прошептал тебе на ухо этот медведь?
– Медведь посоветовал мне никогда не отправляться в путь с таким трусливым попутчиком, как ты! – ответил тот.

2. Прослушивание аудиозаписи 5 слайд

3. Анализ сказки 6 слайд

Учитель: Ничек уйлыйсыз, бу нинди жанрдагы әсәр?  Как вы думаете какому жанру относится этот прочитанный текст?

Ученик: Әкият – Сказка.

Учитель: Ни өчен шулай уйлыйсыз? Әкияткә хас нинди билгеләр бар? А почему вы так думаете? Какие признкаи есть в этом тексте, что нам дает узнать, что она относится к сказки?

Ученик: “элекке заманда“ сүзләре, аю малайларны килеп исни – в давние времена и медвель подходит к ребятам и нюхает их.

Учитель: Тормышта балалар белән мондый хәл булырга мөмкинме? А как вы думаете, в жизни с ребатами может такое случится?

Ученик: Әйе – да

Учитель: Димәк, язучы аны тормыштан алып язган. Әкияттә кемнәр катнаша? Значит, писатель взял эту сказку из жизни, А кто участвует в этой сказки?

Ученик: Малайлар, ике юлдаш, аю – мальчики, два попутчика, медведь

Учитель: Аюны күргәч, әкият геройлары ни эшли? Увидев медведя, мальчики что делают?

Ученик: Берсе агач башына менеп кача,икенчесе жиргэ сузылып ята.Один полез на дерево, а второй притворился мертвым.

Учитель: Җирдә яткан юлдаш аюдан курыкканмы? А как вы думаете, а мальчик который лежал на земле испугался от медведя?

Ученик: эйе – да

Учитель: Аю җирдә яткан герой янына килеп ни эшли? А что делает медведь, когда увидел мальчика,который лежит на земле?

Ученик: Ул анын аякларын,колагын исни? Он нюхает его ноги и уши.

Учитель: Аю әкият геройларына тияме? Медведь трогает героев сказки?

Ученик: Юк тими, ул экрен генэ китеп бара. Нет, не трогает, он уходит.

Учитель:  Әкиятнең төрен билгелик әле? А теперь давайте, попробуем узнать какому виду сказок относится данная сказка?

Ученик: Тормыш – көнкүреш әкиятләре – бытовые сказки.

VI. Физкультминутка 7 слайд

Без әле, бераз ардык.
Ял итәргә уйлдык.                                               Дети встают
Башны иябез аска,                                               голову наклоняют вперед
Ә аннары артка,                                                  наклоняют назад
Уңга-сулга борабыз.                                           поворачивают направо-налево
Аннан карап торабыз                                        смотрят друг  на друга
Иң башын сикертәбез.                                       движения плечиками
Кулларны биетәбез                                            танец руками
Бер алга, бер артка сузып,                                весело отдыхаем
Күңелле ял итәбез.

VII. Актуализация полученных знаний

8 слайд.

1. Чтобы узнать как вы освоили данный материал, мы будем теперь решать тест.

1) Әкият кемнәр турында? О ком идет речь в сказки?

А) ике юлдаш турында – про двух попутчиков
Ә) ике бертуган турында – про двух родственников
Б) бер ялкау турында про одного лентяя

2) Ике юлдаш кая киткән? Кулда отправились два попутчика?

А) кырга на поле
Ә) авылга в деревню
Б) урманга –в лес

3. Бу кешеләргә нәрсә очраган? Что им навстречу попало?

А) шүрәле шурале
Ә) тиен белка
Б) аю медведь

4. Аюны күргәч,куркак юлдаш нишли? Увидев медведя,что делает попутчик?

А) йөгерә башлый начинает бежать
Ә) авылга кайтып кача уходит в деревню
Б) агач башына менеп кача вскарабкался на вершину высокого дерева,

5. Аю җирдәге кешене күргәч, нишли? Что делает медведь, увидев медведя?

А) аның башларын,аякларын исни? Медведь покружил вокруг упавшего друга, обнюхал его всего.
Ә) агачны селкетергә тотына начинает шевелит дерево
Б) тотып ашый съел

6. Юлдашларның кайсысы куркак булып чыга? Какой из попутчиков оказался трусом?

А) икесе дә оба
Ә) җиргә сузылып ятканы – мальчик который лежал на земле
Б) агач башына качканы – тот который вскарабкался на вершину высокого дерева

2. – А теперь разгадаем вот такой кроссворд. Кроссвор на доске, учащиеся по одному выходя и пишут ответы.

1. Әкият исеменең икенче сүзе. Второе слово,данной сказки?
2. Кемнәр юлга чыкканнар? Кто отправились в путь?
3.“Навстречу” сүзенең тәрҗемәсе? Перевод слова “навтстречу”
4. Бу әкияттәге дуслар кызлармы,малайлармы?герои этой сказки мальчики или девочки?
5. Әкият эчтәлеге буенча, дус нинди булырга тиеш? По содержанию текста. друг каким должен быть?
6. Әкият исеменең беренче сүзе нинди? Первое слово сказки?

– Ә хәзер кайсыгыз әйтә ала, вертикаль буенча нинди сүзне укып була? (Дуслык) Кто может сказать по вертикале, какое слово вышло? (Дружба)

 

3. Сезнең алдыгызда – рәсемнәр. Бу рәсемнәр “куркак юлдаш ” әкияте буенча ясалган. Бирем рәсемнәрне әкият эчтәлеге буенча урнаштырырга. Укытучы җөмләләрне укый, укучылар рәсемнәрне урнаштыралар. Перед вами рисунки, я вам читаю рассказ,а вы правильно раставляете данные рисунки по содержанию текста.

VIII. Дәрескә йомгак ясау. Итог урока

– Без сезнең белән нәрсә укыдык? Что мы с вами сегодня читали?
– Әкиятнең исеме ничек? Как называется данная сказка?
– Әкияттә кемнәр турында сүз бара? О ком идет речь в сказке?
– Алар чын дуслармы? Они настоящие друзья?
– Әкият нәрсәгә өйрәтә? Чему учит эта сказка?
– Димәк, укучылар чын дуслар нинди булырга тиеш? Значит ребята, друзья должны быть какими?

IX. Домашнее задание

Сорауларга җавап бирергә, дуслык турында мәкальләр язып килергә.Ответить на вопросы, написать пословицу про дружбу.

X.  Белемнәрне бәяләү. Оценивание знаний.

     Муниципальное бюджетное
общеобразовательное       

          учреждение
«Старописьмянская основная 

                    общеобразовательная школа»

                     муниципального
образования

         «Лениногорский
муниципальный район»
                     

                          Республики
Татарстан

Тема урока: Татарская народная сказка

«Куркак юлдаш» – «Трусливый попутчик».

                 Учитель татарского языка и литературы

                     
Закирова Гулия Муратовна

                                                 
с.Старая  Письмянка  2013 г.

                         
Татарстан  Республикасы

                 
“Лениногорск муниципаль районы”

                                       муниципаль берәмлеге 

           «Иске
Писмән төп гомуми белем бирү мәктәбе
»

              
муниципаль бюджет гомуми белем бирү

          мәктәбенең 
татар теле һәм әдәбияты укытучысы

                  Закирова
Гөлия Морат кызының

             татар
әдәбиятыннан
 дәрес эшкәртмәсе.

                     
                  (5 нче сыйныф)

Дәреснең темасы: Татар халык әкияте

 «Куркак юлдаш – Трусливый попутчик»

Иске  Писмән  2013 ел.

Конспект урока по
татарской литературе на тему:  Татарская народная сказка      

                             
«Куркак юлдаш – Трусливый попутчик»

Тип
урока:
  Урок
изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые
учебники и учебные пособия:
 Хайдарова Р.З.  учебник  Татарского языка

Используемое
оборудование:
 словари, 
компьютер, проектор, экран, сюжетные рисунки, карточки с заданиями.

Обучающие цели:

— организовать
деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;

 -создать условия для
применения изученного материала в ходе работы с текстом; определить какой формы
сказки относится данная сказка.

Цели,
ориентированные на развитие личности учащегося:

— создать условия для
развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения,
высказывать и аргументировать ее;

— создать условия для
развития умения находить в произведении отличительные особенности авторского
стиля, задумываться над их художественным значением.

Воспитательные
цели:

— Создать условия для
формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви
и взаимовыручке; воспитание чувства дружбы.

Краткое
описание:
 Знакомство
и работа над текстом «Куркак юлдаш». Перевод слов и словосочетаний.
Решение теста, кроссворда. Изучение содержания текста с помощью мультфильма,
рисунков.

Методы: репродуктивный,
словесный, наглядный, практический.

                                                     
   План урока.

I . Организационный
момент.

1. Вступительное
слово учителя.

2. Диалог с дежурным
учеником.

II. Проверка
домашнего задания.
III. Актуализация ранее полученных знаний.
1.Беседа о дружбе.
2. Правильно сформулировать татарскую пословицу.

IV. Подготовка
изучения новой темы.
1.Найти переводы данных слов и написать их  в тетрадях словариках.

V. Знакомство с новым
текстом.

1. Работа с
учебником.

2. Просмотр
видиозаписи.

3. Анализ сказки.
VI Физкультминут.
VII Закрепление изученного материала.

1.Обсуждение.

2. Тест.

3. Разгадывание
кроссворда

4. Переставить
рисунки по содержанию текста.

VIII. Итог урока
IX Домашнее задание.

X.Оценивание
знаний.

Ход урока.

I Организационный
момент

-Исәнмесез, укучылар!
Хәерле көн!
Здравствуйте ребята! Добрый день!
үген кем кизү? — Сегодня кто
дежурный?

-Бүген ничәсе? — Сегодня
какое число?

-Атнаның кайсы көне? —
Какой день недели?

II. Проверка домашнего задания.
Ответы на вопросы.  Учащиеся читают свои рассказы о друге.

1.Актуализация ранее полученных знаний.

Ребята, мы с вами на
прошлом уроке разговаривали о ваших друзьях, вспоминали их качества, а теперь
попробуйте ответить мне на данные вопросы.

1 слайд. Ответы на вопросы. 

1. Синең дустың
бармы? У тебя есть друг?

2. Аның исеме ничек?
Как его зовут?

3. Аңа ничә яшь?
Сколько ему(ей) лет?

4. Ул ничәнче
сыйныфта укый?
В каком классе
он(она) учится?

5. Ул нинди?
Какой(ая) он (она)?

6. Сез аның белән
бергә нәрсәләр эшлисез? Что вы с ней (с ним) делаете?

(ответы учащихся)

Учитель: Ребята, значит какими должны быть друзья?

Учащиеся: Они должны быть честными (гадел), добрыми
(яхшы), воспитанными (тәрбияле) и т.д

2 слайд. Ребята обратите свое внимание на второй слайд, здесь нам пришло письмо
от Незнайки, давайте откроем его и посмотрим,  что же там написано.

(Учащиеся читают задание)

Задание: Даны слова, но они перепутаны местами, для
того чтобы правильно составить татарскую пословицу, вам нужно переставить
правильно эти слова.

Сүзләр(Слова): үзеңнән, дустың,
булсын, яхшы.

Дөрес җавап(Правильный ответ): Дустың үзеңнән яхшы
булсын.

Учитель: А как переводится это пословица? И объясните мысль этой пословицы.

Учащиеся: Пусть твой друг будет лучше тебя.

I.                       
Подготовка к изучению
нового материала.

3 слайд. Выходят новые татарские слова, учащиеся
должны написать перевод данных слов в тетрадях словариках.

Юлга чыкканнар— отправились в путь

Җиткәннәр — дошли

Юлдаш — попутчик

Үлгән булып- притворился мертвым

II.                    
Знакомство с новым
текстом.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познавомимся с
новой татарской сказкой, которая называется “Куркак юлдаш – трусливый попутчик”
4 слайд
.

Прежде чем
познакомимся с этой сказкой, давайте сначало вспомним:

— Что же такое
сказка?

Учащиеся: Это жанр устного народного творчества,
основанный на выдумке, фантазии
.   

                      
(ответы детей на татарском языке)

Учитель: А какие виды сказок вы знаете?

Учащиеся: тылсымлы (волшебные), сказки про животных
(хайваннар турында), тормыш- көнкүреш әкиятләре (
бытовые сказки).

Учитель: Молодцы ребята, вот эти ваши знания нам
понадобится, чтобы узнать какому виду сказок относится наш сегодняшний урок.

1.          
Работа с учебником. 
Учащиеся читают эту сказку по ролям.

2.          
Просмотр видиозаписи мультфильма с библиотеки «Бала».

3.          
Анализ сказки.

Учитель: Ничек уйлыйсыз, бу нинди жанрдагы әсәр?(Как
вы думаете какому жанру относится этот прочитанный текст?)

Ученик: Әкият — Сказка.

Учитель: Ни өчен шулай уйлыйсыз? Әкияткә хас нинди билгеләр бар?(А почему вы так
думаете? Какие признкаи есть в этом тексте, что нам дает узнать, что она
относится к сказки?)

Ученик:
“элекке заманда “ сүзләре, аю малайларны килеп исни (В давние времена и
медвель подходит к ребятам и нюхает их.)

Учитель: Тормышта балалар белән мондый хәл булырга мөмкинме?(А как вы думаете,
в жизни с ребатами может такое случится?)

Ученик: Әйе.(Да.)

Учитель: Димәк, язучы аны тормыштан алып язган.
Әкияттә кемнәр катнаша?(Значит, писатель взял эту сказку из жизни, А кто участвует
в этой сказки?)

Ученик: Малайлар, ике юлдаш, аю-мальчики, два
попутчика,медведь.

Учитель: Рәсемдә кемнәр сүрәтләнгән?

Ученик:
юлдашлар – попутчики

5 слайд.

Учитель: Рәсемдәге кешеләр нәрсә кигән?

Ученик:
камзул, түбәтәй, күлмәк, чалбар, итек

6 слайд.

Учитель: Әкият геройлары кая юл тоткан?

Ученик: күрше авылга

Учитель: Рәсемдә нинди агачлар сүрәтләнгән?

Ученик:
каен, нарат, имән, усак

7 слайд.

Учитель: Рәсемдә нинди хайван сүрәтләнгән?

Ученик:
аю

Учитель: Аю усалмы, әллә юкмы?

Ученик:усал

8 слайд.

Учитель: Аюны күргәч, әкият геройлары ни эшли?

Ученик: Берсе агач башына менеп кача, икенчесе жиргэ сузылып
ята.

9 слайд.

Учитель: Аю җирдә яткан герой янына килеп ни эшли?

Ученик: Ул аның аякларын, колагын исни.

10 слайд.

Учитель: Аю әкият геройларына тияме?

Ученик: Юк тими, ул экрен генэ китеп бара.

11 слайд.

 Учитель: Җирдә яткан юлдаш аюдан курыкканмы?

Ученик: Әйе

Учитель:  Әкиятнең төрен билгелик әле? (А теперь давайте, попробуем узнать
какому виду сказок относится данная сказка?)

Ученик: Тормыш-көнкүреш әкиятләре.

VI. Физкультминутка
12 слайд.

Без әле, бераз ардык.

Ял итәргә уйладык.                                                 Дети
встают

Башны иябез аска,                                                
голову наклоняют вперед

Ә аннары артка,                                                    
наклоняют назад

Уңга-сулга борабыз.                                            
Поворачивают направо-налево

Аннан карап торабыз                                             смотрят
друг  на друга

Иң башын сикертәбез.                                                         Движения
плечиками

Кулларны биетәбез                                                танец
руками

Бер алга, бер артка сузып,                                                   весело
отдыхаем

Күңелле ял итәбез.

  VII. Актуализация полученных знаний.

1. Чтобы узнать как вы освоили данный материал, мы будем теперь решать
тест.

13 слайд.

Әкият кемнәр турында? О ком идет речь в сказки?

А) ике юлдаш турында- про двух попутчиков

Ә) ике юлдаш турында – про двух попутчиков

Б) бер ялкау турында — про одного лентяя

Ике юлдаш кая киткән? Кулда отправились два попутчика?

А)кырга на поле

Ә)авылга в деревню

Б)урманга –в лес

Урманда бу кешеләргә нәрсә очраган? Что им навстречу попало?

А) шүрәле -шурале

Ә) тиен белка

Б) аю медведь

Аюны күргәч, куркак юлдаш нишләгән? Увидев медведя, что делает
попутчик?

А) йөгерә башлый — начинает бежать

Ә) авылга кайтып кача — уходит в деревню

Б) агач башына менеп кача- вскарабкался на вершину высокого дерева,

Аю җирдәге кешене күргәч, нишли? Что делает медведь, увидев медведя?

А) аның башларын, аякларын исни? Медведь покружил вокруг упавшего друга, обнюхал его всего.

Ә) агачны селкетергә тотына начинает — шевелит дерево

Б) тотып ашый — съел

Юлдашларның кайсысы куркак булып чыга? Какой из попутчиков оказался
трусом?

А) икесе дә — оба

Ә) җиргә сузылып ятканы – мальчик который лежал на земле

Б) агач башына качканы – тот который вскарабкался на вершину высокого дерева

А теперь разгадаем вот такой кроссворд. Кроссвор на доске, учащиеся по
одному выходя и пишут ответы.

1. Әкият исеменең икенче сүзе. (Второе слово,данной сказки?)

2. Кемнәр юлга чыкканнар? (Кто отправились в путь?)

3.“Навстречу” сүзенең тәрҗемәсе? (Перевод слова “навтстречу”)

4. Бу әкияттәге дуслар кызлармы,малайлармы?(Герои этой сказки мальчики
или девочки?)

5. Әкият эчтәлеге буенча, дус нинди булырга тиеш? (По содержанию
текста, друг каким должен быть?)

6. Әкият исеменең беренче сүзе нинди? (Первое слово сказки?)

Ә хәзер кайсыгыз әйтә ала, вертикаль буенча нинди сүзне укып була?
–дуслык. (Кто может сказать по вертикале,какое слово вышло?- дружба)

ю,л,д,а,ш,у,с,л,ы,к,д,с,л,а,р,ы,ш,р,а,к,ы,н,а,м,а,а,й,л,у,р,т,а,а,р,б,к,а,к,р

3. Сезнең алдыгызда – рәсемнәр. Бу рәсемнәр “куркак юлдаш ” әкияте
буенча ясалган. Бирем рәсемнәрне әкият эчтәлеге буенча урнаштырырга. Укытучы
җөмләләрне укый, укучылар рәсемнәрне урнаштыралар. (Перед вами рисунки, я вам
читаю рассказ,а вы правильно раставляете данные рисунки по содержанию текста.)

VIII.
Дәрескә йомгак ясау.(Итог урока.)

Без сезнең белән нәрсә укыдык? (Что мы с вами сегодня читали и смотрели?)

Әкиятнең исеме ничек? (Как называется данная сказка?)

Әкияттә кемнәр турында сүз бара? (О ком идет речь в сказке?)

Алар чын дуслармы? (Они настоящие друзья?)

Әкият нәрсәгә өйрәтә? (Чему учит эта сказка?)

Димәк, укучылар чын дуслар нинди булырга тиеш? (Значит ребята, друзья  должны
быть какими?)

IX. Өй
эше.(Домашнее задание.)

Сорауларга җавап бирергә, дуслык турында мәкальләр язып килергә.(Ответить
на вопросы, написать пословицу  о дружбе.)

X.  Белемнәрне
бәяләү. (Оценивание знаний.)

Подробности

Автор: Валентина

Опубликовано 01 Сентябрь 2016

Просмотров: 1235

 

Татарстан Республикасы

“Лениногорск муниципаль районы”   муниципаль берәмлегенең

Лениногорск шәһәре муниципаль бюджет гомуми белем бирү  учреждениесе 12 нче лицей

Куркак юлдаш.

(Татар халык әкияте)

(5нче сыйныфның рус төркемендә үткәрелгән дәрес)

I квалификацион  категорияле

Татар теле һәм әдәбияты укытучысы

Закирова В.Н.,

ТР Лениногорск шәһәре,

12 нче лицей.

Татар теле, 5 нче сыйныф, рус группасы.

Сыйныф: 5

Төркем: рус төркеме

Дәреслек: Р.З. Хәйдәрова “Татар теле”.

Тема: “Куркак юлдаш”

Максат:

1.Татар халык авыз иҗаты буларак әкият турында белгәннәрне искә төшерү,

2. Диалогик һәм монологик сөйләм телен үстерү;

3. Укучыларны иҗади сөйләшүгә тарту; татар телен өйрәнүгә кызыксынуларын арттыру.

Җиһазлау: мультимедиа-проектор, дәреслек, аудиоязма, әкият буенча рәсемнәр, компьютер.

Дәрес барышы:

1.Оештыру өлеше.

1.Исәнләшү.

Уңай психологик климат урнаштыру.

— Исәнмесез, укучылар!

— Исәнмесез!

Һава торышы турында әңгәмә.

— Сыйныфта кем юк?

— Ни өчен?

  1. Укучыларны дәрескә хәзерләү.
  2. 2. Актульләштерү.
  3. 2. Өй эшен тикшерү.
  4. 3.  Яңа тема.
  5. 1) Яңа лексика өстендә эшләү (яңа сүзләрне сәнгатьле уку, җөмләләр төзү).

1. Видеоязма тыңлау, сорауларга җавап бирү:

-Яз  нинди була?

-Яз көне нинди үзгәрешләр була?

-Я ңгырлар явамы?

-Көннәр, төннәр нинди?

юлдаш – попутчик                                                   батыррак – храбрее

берзаман  —  однажды                                              иснәгән – понюхал

үлгән булып – притворившись мёртвым             китеп барган – ушёл

2) Текстны сәнгатьле уку.

3) Экрандагы рәсемнәр буенча әңгәмә.

1. Рәсемдә кемнәр сурәтләнгән? (Ике юлдаш)

    Рәсемдәге кешеләр нәрсә кигән? (Күлмәк, чалбар, түбәтәй, …)

2.Әкият геройлары кая юл тоткан? ( Урманга)

   Рәсемдә нинди агачлар сурәтләнгән? ( Каеннар, … )

3.Рәсемдә нинди хайван сурәтләнгән?  ( Аю)

   Аю усалмы, әллә юкмы? (Юк, …)

 4. Аюны күргәч, әкият геройлары ни эшли?

 5. Аю җирдә яткан герой янына килеп ни эшли?

 6. Аю әкият геройларына тияме?

 7. Җирдә ятканюлдаш аюдан курыкканмы?

4) Экраннан текст буенча тест эшләү: . Тестларны экран янына чыгып эшләү. Ялгышлар төзәтеп барыла.

1.  Әкият кемнәр турында?

        а) Бер ялкау турында.

        б) Ике бертуган турында.

        в) Ике юлдаш турында.

2. Ике юлдаш кая киткән?

        а) Урманга.

        б)  Авылга.

        в)  Кырга.

3. Урманда бу кешеләргә кемнәр очраган?

         а) Шүрәле.

         б)  Тиен.

         в)  Аю.

4. Аю күргәч, куркак юлдаш нишли?

         а) Авылга кайтып кача.

         б)  Агач башына менеп кача.

         в)  Йөгерә башлый.

5. Аю җирдәге кешене күргәч, ни эшли?

        а) Аның башын, аякларын исни.

        б)  Тотып ашый.

        в)  Агачны селкетергә тотына.

6. Юлдашларның кайсысы куркак булып чыга?

        а) Агач башына качканы.

        б)  Икесе дә.

        в)  Җиргә сузылып ятканы.

4. Физкультминут.

5. Яңа материалны ныгыту. Текстны рольләргә бүлеп, сәнгатьле уку.

6. Дәресне йомгаклау. Билгеләр кую.

Бүген дәрестә нәрсә белән таныштык?

— …

— Нинди яңа сүзләр белән таныштык.

7. Өйгә эш бирү. Әкият буенча сорау җөмләләр төзеп килергә.

 

Жил в давние-предавние времена человек. Были у него дочь, сын и падчерица. Падчерицу в доме не любили, обижали и заставляли много работать, а потом решили отвести её в лес и бросить на съедение волкам. Вот брат и говорит падчерице:
— Поедём со мной в лес. Ты будешь ягоды собирать, а я — дрова рубить.
Захватила падчерица ведро, положила в ведро клубок ниток и поехала с названым братом в лес.
Приехали они в лес, остановились на полянке. Брат сказал:
— Ступай собирай ягоды и не возвращайся до тех пор, пока я не кончу рубить дрова. Возвращайся на полянку только тогда, когда умолкнет стук топора.
Взяла девушка ведро и пошла собирать ягоды. Как только она скрылась из виду, названый брат привязал к дереву большую колотушку и уехал.
Девушка идёт по лесу, ягоды собирает, иногда остановится, прислушается, как названый брат стучит вдалеке топором, и идёт дальше. Она и не догадывается, что это не брат стучит топором, а колотушка качается от ветра и ударяет о дерево: тук-тук! Тук-тук!
«Брат всё ещё дрова рубит», — думает девушка и спокойно собирает ягоды.
Набрала она полное ведро. Уж и вечер наступил, и колотушка перестала стучать.
Прислушалась девушка — тихо кругом.
«Видно, брат кончил работу. Пора и мне возвращаться», — подумала девушка и вернулась на полянку.
Смотрит она: на полянке никого нет, только щепки свежие белеют.
Заплакала девушка и пошла по лесной тропинке, куда глаза глядят.
Шла она, шла. Вот и лес кончился. Вышла девушка в поле. Вдруг клубок, который она держала в руках, выпал и быстро покатился. Девушка пошла искать клубок. Идёт и приговаривает:
-Укатился мой клубочек, не видал ли кто его?
Так дошла девушка до пастуха, который пас табун лошадей.
— Укатился мой клубочек, не видал ли ты его? — спросила девушка у пастуха.
— Видел, — ответил пастух, — Поработай у меня один день: я подарю тебе коня, на нём ты поедешь искать свой клубочек. Согласилась девушка. Целый день она присматривала за табуном, а вечером пастух подарил ей коня и показал дорогу.
Поехала девушка на коне через леса, через горы и увидела пастуха, который пас стадо коров. Поработала у него девушка целый день, получила за работу корову и поехала дальше. Потом она встретила отару овец, помогла пастухам, за это получила овцу. После этого попалось ей по дороге стадо коз. Девушка и тут помогла пастуху и получила от него козу.
Гонит девушка скотину, а день уже к вечеру клонится. Страшно стало девушке. Где укрыться на ночь? По счастью, увидела она невдалеке огонёк и обрадовалась: «Наконец-то я до жилья добралась!»
Погнала девушка коня и вскоре доехала до маленькой избушки. А в этой избушке жила ведьма-убыр. Вошла девушка в избушку и видит: сидит там старуха. Поздоровалась она с нею и спросила:
— Укатился мой клубочек, не видала ли его?— Ты, девушка, пришла издалека. Сначала отдохни да мне помоги, а потом про клубок спрашивай, — сказала убыр.
Осталась девушка у старухи-убыр. Утром она истопила баню, позвала старуху:
— Бабушка, баня готова, пойди мыться.
— Спасибо, доченька! Только я без твоей помощи до бани не дойду. Ты возьми меня за руку, подтолкни сзади коленкой, тогда я сдвинусь с места, — говорит ей убыр.
— Нет, бабушка, так нельзя. Ты уже старенькая, разве можно тебя толкать? Лучше я тебя на руках отнесу, — сказала девушка. Подняла она старуху-убыр на руки, принесла в баню.
— Доченька, — говорит старуха, — возьми меня за волосы, кинь на полку.
— Нет, бабушка, так нельзя делать, — ответила девушка, подняла она старуху и усадила её на полку.
А старуха-убыр ей говорит:
— Доченька, попарь мне спину, да покрепче, не распаренным веником, а его ручкой.
— Нет, бабушка, тебе будет больно, — ответила девушка.
Попарила она старуху-убыр мягким веничком, а потом на руках отнесла домой и уложила на пуховую перину.
— Что-то у меня голова чешется, доченька. Расчеши мне волосы, — сказала старуха-убыр.
Стала девушка расчесывать волосы убыр мелким гребнем, да так и ахнула — у старухи в волосах полно жемчугу да самоцветов, золота да серебра! Девушка ничего старухе не сказала, а волосы ей расчесала и в косы заплела.
— А теперь, доченька? позабавь меня, старую, попляши передо мной, — сказала старуха-убыр.
Не отказалась девушка — принялась плясать перед убыр.
Только она кончила плясать, как у старухи готов новый приказ:
— Ступай, доченька, на кухню — посмотри, не подошло ли тесто в квашне.
Пошла девушка на кухню, заглянула в квашню, а квашня до краев полна жемчугу да самоцветов, золота да серебра.
— Ну как, доченька, подошло тесто? — спросила убыр, как только девушка вернулась из кухни.
— Подошло, бабушка, — ответила девушка.
— Вот и хорошо! А теперь исполни мою последнюю просьбу: попляши ещё разок, — говорит убыр.
Ни слова не сказала девушка старухе, сплясала перед ней ещё раз, как умела.
Понравилась девушка старухе-убыр.
— Теперь, доченька, можешь и домой идти, — говорит она.
— Я бы рада, бабушка, да дороги не знаю, — ответила девушка.
— Ну, такому горю легко помочь, дорогу я тебе покажу. Как выйдешь из моей избушки, иди всё прямо, никуда не сворачивай. Возьми с собой вот этот зелёный сундучок. Только ты его не открывай до тех пор, пока не приедешь домой.
Взяла девушка сундучок, села верхом на коня, а козу, корову и овцу перед собой погнала. На прощанье она поблагодарила старуху и отправилась в путь.
Едет девушка день, едет ночь, стала на заре к родной деревне подъезжать.
А когда подъехала она к самому дому, во дворе собаки залаяли:
— Хотели девушку погубить, а она богато будет жить! Гав-гав!
— Видно наши собаки взбесились! — воскликнул брат, выбежал во двор, стал собак палкой разгонять.
Разбежались собаки в разные стороны, а тявкать не перестают:
— Хотели девушку погубить, а она богато будет жить! Гав-гав!
И видят брат с сестрой — подъехала падчерица к воротам. Сошла она с коня, вошла в дом, открыла сундучок, и все увидели, что там полным-полно золота, серебра, жемчугу и всяких драгоценных камней.
Стало брату с сестрой завидно. И решили они тоже разбогатеть. Расспросили обо всём падчерицу.
Вот сестра взяла клубок и поехала с братом в лес. В лесу брат стал рубить дрова, а девушка стала собирать ягоды. Как только девушка скрылась из виду, брат привязал к дереву колотушку и уехал. Вернулась девушка на полянку, а брата уже нет. Пошла девушка по лесу. Вскоре дошла она до пастуха, который пас табун лошадей.
— Укатился мой клубок, не видал ли ты его? — спросила девушка у пастуха.
— Видал, ответил пастух. — Поработай у меня денёк, я тебе коня подарю, на нём и поедешь искать свой клубок.
— Мне твоего коня не надо, — ответила девушка и пошла дальше.
Дошла она до стада коров, потом до овечьей отары, до козьего стада и нигде работать не захотела. А ещё через некоторое время дошла она до избушки старухи-убыр. Вошла она в избушку и сказала:
— Укатился мой клубок, не видала ль ты его?
— Видела, — отвечает старуха, — только сначала ступай истопи мне баню.
Истопила девушка баню, вернулась к старухе, а та и говорит:
— Пойдем, доченька, в баню. Ты веди меня за руку, сзади коленкой подталкивай.
— Хорошо.
Взяла девушка старуху за руки и давай подталкивать сзади коленкой. Так и довела до бани.
В бане старуха просит девушку:
— Попарь мне спину, доченька, только не мягким веничком, а его ручкой.
Девушка и принялась колотить старухе спину ручкой веника.
Вернулись они домой, старуха и говорит:
— А теперь расчеши мне волосы.
Стала девушка расчесывать волосы старухе и увидела, что её голова усыпана золотом, серебром и драгоценными камнями. У девушки глаза разгорелись, и стала она торопливо набивать карманы драгоценностями, даже за пазуху кое-что спрятала.
— А теперь, доченька, попляши-ка, — просит старуха.
Стала девушка плясать, а у неё из карманов посыпались золото да драгоценные камни. Старуха-убыр увидела, ни слова не сказала, только послала её на кухню посмотреть, не подошло ли тесто в квашне.
Пришла девушка на кухню, заглянула в квашню, а квашня до самых краев полна золота, серебра, самоцветов. Не утерпела девушка, снова набила карманы золотом, да серебром, да ещё подумала при этом: «Теперь я знаю, как разбогатела моя сестра!»
Когда она вернулась, старуха-убыр опять заставила её плясать, и опять из карманов девушки посыпалось золото да серебро.
После этого старуха-убыр сказала:
— Теперь, доченька, ступай домой и возьми с собой вот этот чёрный сундучок. Когда придёшь домой, откроешь его.
Обрадовалась девушка, подхватила сундучок, второпях даже не поблагодарила старуху и побежала домой. Торопится, нигде не останавливается.
На третий день показалась родная деревня. Когда стала она подходить к дому, собаки во дворе затявкали:
— Хотела девушка богатой быть, да вот осталось ей недолго жить! Гав-гав!
Услышал брат, выбежал во дворе, стал гоняться за собаками, а собаки все тявкают:
— Хотела девушка богатой быть, да вот осталось ей недолго жить! Гав-гав!
Девушка прибежала домой, ни с кем не поздоровалась, кинулась сундучок открывать. Только она откинула крышку, выползли из сундучка змеи и стали жалить её.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Курицын или курицин как пишется
  • Курица тапака или табака как правильно пишется
  • Курица несушка как пишется
  • Кэтрин пирс на английском как пишется
  • Курица на английском языке как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии