Курочка ряба чему учит эта сказка

Содержание статьи

  • Суть сказки «Курочка Ряба»
  • Смысл
  • Чему учит?
  • Главная мысль и мораль
  • Вопросы и ответы к сказке
  • Какой зверек разбил золотое яичко?
  • Как это случилось?
  • Как звали волшебную курочку?
  • Что понравилось в сказке?
  • Какой ты сделал вывод?

Смысл сказки «Курочка Ряба» – предмет горячих споров. Многие вовсе считают ее бессмысленной. С точки зрения логики, дед и баба действуют неразумно, пытаясь разбить золотое яйцо. Затем, когда мышка его разбивает, почему-то плачут. Предлагаем разобрать существующие версии о глубоком смысле популярной детской сказки и подвести итог.

Курочка Ряба. Сказка

Суть сказки «Курочка Ряба»

«Курочка Ряба» – очень старая народная русская сказка, которая передавалась из уст в уста. Она относится к бытовым сказкам. Суть кратко:

«У деда с бабой жила курица Ряба. В один день она снесла золотое яичко. Дед с бабой по очереди его били, но не разбили. Мимо пробегала мышка, случайно задела яичко, и оно разбилось. Заплакали старики. Тогда кормилица пообещала снести им новое яйцо, на этот раз простое».

Русская народная сказка

Смысл

Русские народные сказки полны символизма. Пример: Заяц – трусость, лиса – Хитрость. В них можно находить много разных смыслов. В основе бытовых сказок, к которым относится «Курочка Ряба» обычно лежит реальный конфликт. В ней нет волшебства. Проблему высмеивают, а в концовке она чудесным образом разрешается.

Смысл сказки «Курочка Ряба», вероятно, в том, что: «Счастье в простых вещах». Старики радуются обычному яйцу, и на этом сказка заканчивается.

Дед и бабка из сказки курочка ряба

Какие глубокие смыслы находят в сказке про курочку Рябу:

  • В. Н. Тополов, советский лингвист и филолог, видел в сюжете мифологический смысл. У древних народов существовала легенда о Мировом яйце, из которого появляется вселенная.
  • По другой версии, сказка отражает модель мира, где происходит разделение на верхний (золотое яйцо), средний (дед, баба, курица) и нижний миры (мышка). Разбивание яйца можно толковать по-разному: создание звездного неба или разрушение.
  • Б. В. Заходер, советский поэт, писатель, сценарист, видел в описанном сюжете такой смысл: «Золотое яйцо – символ счастья. Люди его пытаются всячески разбить, но ничего не получается. А пробегает мышка, и оно разбивается».
  • А. Н. Ужанков, российский филолог, историк литературы и культуры Древней Руси видит в сказке о курочке Рябе духовный смысл. Она готовит к христианству. Дед и баба символизируют прародителей, Адама и Еву. Курица и яйцо – напоминание о вечном вопросе, что из них первично. Яйцо было золотым, а золото на христианских иконах – символ вечности. Таким образом оно символизирует мироздание. Адам и Ева получают рай, но относятся к нему, как дед и баба в сказке, с пренебрежением. Сначала бьют, а после кладут в ненадежное место, где мышка его может разбить. Мышка представляет потусторонние силы, змия. Прародители изгоняются из рая и оттого плачут. Теперь они будут жить с простым яйцом, в другом мире, где есть пространство, время и страсти.

Иллюстрация из сказки курочка ряба

Чему учит?

По сюжету старики неожиданно получают богатство в виде золотого яйца. Но вместо того, чтобы с его помощью улучшить свою жизнь, они пытаются его разбить. В результате они остаются без золота.  Отсюда можно извлечь важный урок:

Надо правильно распоряжаться богатством. Неожиданное появившиеся блага могут также быстро исчезнуть. Лучше иметь небольшой достаток, но стабильный.

Чему учит сказка «Курочка Ряба»:

  • Бережно относиться к деньгам и любимым вещам.
  • Быть отзывчивым к чужому горю, добрым и щедрым, как Ряба.
  • Быть аккуратным, чтобы ничего не разбить и не сломать.

Иллюстрация из сказки курочка ряба

Главная мысль и мораль

Дед и баба печалятся, что золотое яйцо разбилось. Но курочка обещает снести им новое. Главная мысль сказки: «Не нужно убиваться о потерянном. За плохим придет хорошее». Мораль можно выразить несколькими пословицами:

  • «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
  • «Что имеем – не храним, потерявши плачем».
  • «Кто малым не доволен, большего не достоин».

Вопросы и ответы к сказке

Сказку о курочке Рябе читают детям 1-3 лет. Чтение помогает развить внимание малышей, память, речь. Для детей такого возраста можно предложить игру в вопросы и ответы.

Какой зверек разбил золотое яичко?

Мышка.

Как это случилось?

Мышка бежала по столу и случайно задела яичко хвостиком.

Как звали волшебную курочку?

Ряба.

Что понравилось в сказке?

Курочка, которая снесла старикам золотое яичко.

Какой ты сделал вывод?

Нужно беречь любимые вещи.

«Курочка Ряба» – одна из первых сказок, которую читают детям. Вполне вероятно, что она в большей мере развлекательная, чем поучительная. Малышам до 3 лет стоит объяснять ее смысл. В этом возрасте дети еще не могут анализировать поступки героев и самостоятельно извлекать уроки. Лишь с помощью взрослого в ней можно найти поучение и наставление. Малышам нужно рассказать, чему учит сказка: «Не нужно бегать сломя голову. Можно что-нибудь разбить, как мышка в «Курочке Рябе». «Не плачь над поломанной машинкой. Помнишь, Ряба снесла дедушке и бабушке другое яичко. Так и у тебя будет новая машинка».

Читательский дневник по русской народной сказке «Курочка Ряба»

Автор: народ.

Название: «Курочка Ряба».

Число страниц: 3.

Жанр произведения: бытовая сказка.

Главные герои: Дед, Баба, курочка Ряба, Мышка.

Характеристика главных героев:

Дед и Баба — бедные, добрые и наивные.

Мышка — неаккуратная и быстрая.

Ловкая и неряшливая.

Курочка Ряба — добрая и щедрая.

Отзывчивая.

Поддержала старика и старуху, пожалела их.

Краткое содержание сказки «Курочка Ряба»

Жили дед и баба и была у них непростая курочка.

Однажды она снесла им золотое яйцо.

Хотели старики разбить его, да только ничего у них не получилось.

А в это время пробегала мышка по столу.

Она взмахнула своим длинным хвостиком, и яйцо разбилось об пол.

Стали дед и баба плакать, но курочка Ряба их утешила.

Она сказала, что снесёт старикам ещё яичко, но уже не золотое, а обычное.

План сказки:

  1. Дед и баба.
  2. Золотой яичко.
  3. Мышкин хвост.
  4. Утешения Рябы.

Основная мысль сказки «Курочка Ряба»

Главная мысль сказки в том, что не нужно плакать о потерянном.

Основная идея произведения заключается в том, что за плохим обязательно придёт хорошее.

Чему учит сказка

Она учит нас ценить то, что у нас уже есть и бережно относится к вещам.

Учит, что счастье в мелочах и простых вещах, доступных каждому.

Учит нас ценить жизнь и всё живое.

Краткий отзыв о сказке «Курочка Ряба» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я подумала о том, что нельзя плакать о потерянной вещи.

Ведь взамен утраченной всегда можно купить новую.

Это смешная и интересная сказка.

В ней говорится о том, как Ряба снесла золотое яичко, а мышка его разбила.

Мне понравилась добрая курочка, которая пыталась утешить стариков, и обещала им новое яичко.

Я всем советую прочитать эту историю и не думать о пустяках. А тем более не расстраиваться из-за них.

Пословицы к сказке

  • Кто малым недоволен, тот большего недостоин.
  • Бедность плачет, богатство скачет.
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Что имеем — не храним, а потерявши плачем.
  • Не всякому всё удаётся.

Словарь неизвестных слов

  • Кудахчет — разговаривает.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

— Дед бил, бил — не разбил

— Баба била, била — не разбила.

Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Волшебная водица»
  • «Лиса, Заяц и Петух»
  • «Мороз, Солнце и Ветер»
  • «Морозко»
  • «По щучьему велению»
  • «Теремок»

Библиотека русских сказок пополняется.

О чем рассказывает эта сказка?

Рассказывает она о том, как однажды курочка, жившая у деда и бабы, вдруг снесла золотое яичко. У деда и бабы разбить его никак не получалось, несмотря на многие попытки. Зато это случайно смогла сделать мышка. Ей стоило всего лишь махнуть хвостиком. Но вместо того чтобы обрадоваться, дед и баба почему-то очень огорчились. Курочка успокоила их и сказала, что будет им новое яичко, обычное, не золотое.

Однако эта история имеет несколько вариантов. В некоторых из них появляются новые действующие лица: поп и попадья.

Смысл сказки

Вот такая, на первый взгляд, простенькая история. Но в чем же смысл сказки про курочку Рябу? Этот вопрос интересен многим. Некоторые считают, что сказка вообще смысла не имеет. С этим утверждением вряд ли согласится большинство людей. Сказки ведь издавна рассказываются не только для интереса, но и для того чтобы научить чему-то хорошему. Со смыслом этой сказки предстоит разобраться.

Главное противоречие сказки в том, что дед и бабка плачут оттого, что золотое яйцо разбилось. Но ведь они так этого хотели! Возможно, яйцо оказалось пустым, и бабку с дедом постигло разочарование. Может, они просто хотели поесть, а яйцо, разбитое мышкой случайно, растеклось по полу? Возможно, что и не золотое оно было, а просто с золотистой скорлупкой, старики же думали, что оно особенно вкусное.

Скрытые смыслы

Некоторые исследователи сказки посвятили много лет, чтобы найти связь ее с мифологией. Часто сказку связывают с древними мифами о Мировом яйце, из которого рождается либо вся Вселенная, либо часть мира, либо кто-то из богов. Образ мыши также символичен. В мифах многих народов говорится, что это животное родилось из земли. Таким образом, сказку связывают с мифами о сотворении и конце мира. В некоторых более полных версиях сказки, после того как яйцо разбилось, со всеми, кто об этом узнал, случились какие-либо несчастья.

Существует мнение, что в сказке есть связь с языческими обрядами. При этом яйцо сравнивается с луной или солнцем. Яйцо золотое – солнце. Образ серой мышки – вечер. Разбитое золотое яйцо – закат. Простое яйцо – луна.

Интересна трактовка сказки у М. Е. Вигдорчика. Он считает, что золотое яйцо представляет собой символ ребенка. Попытки разбить яйцо – это символ воспитания ребенка. Но у деда с бабкой ничего не получается, а у мышки получилось. Мышка – символ легкомысленной снохи, которая для родителей мужа представляется в каком-то роде соперницей. Им обидно, что у нее получилось воспитать ребенка, а у них нет.

Сторонники психоанализа (например, С. З. Агранович) считают, что яйцо в сказке играет роль спасителя, это некий символ жизни. Золото же символизирует смерть. Поэтому старики так старались его разбить. Но когда это сделала мышка, они испугались, так как не знали, чего ждать дальше. Мышь является посредником между миром живых и миром мертвых, она может совершать и хорошие поступки, и плохие. На свое усмотрение. А когда курочка говорит, что снесет обычное яичко, все радуются, так как будущее прояснилось. Жизнь победила.

Актуальность сказки в наше время

Детские истории являются собранием народной мудрости, пусть и не в форме поучения. Сказка про курочку Рябу не исключение. Однако времена меняются, появляются новые реалии. Многие авторы пробуют по-своему рассказать известную всем легенду. Весьма интересна сказка про курочку Рябу на новый лад Ольги Ахметовой. В ее трактовке мышь, увидев яйцо, захотела его украсть, она позавидовала тому, что дед и бабка «станут богачами», а ведь и она «достойна миллиона». Те, в свою очередь, слишком долго думали, что делать со свалившимся на голову богатством. В итоге яйцо разбилось и не досталось никому. Смысл этой сказки в том, что каждому в жизни может выпасть счастливый шанс, но нужно распорядиться им с умом.

Еще одна сказка про курочку Рябу повествует о том, что яичко оказалось не золотым, а всего лишь киндер-сюрпризом. В сказке Игоря Шандры Ряба снесла яйцо Фаберже. Его отнесли на хранение в банк, чтобы уж наверняка не разбилось. Но и в этой версии деда с бабкой ждали слезы. А виновата оказалась компьютерная мышь: «хвостиком махнула», и весь банк исчез. А Ряба утешила тем, что исчезла подделка, а настоящее яйцо в целости и сохранности.
Вот такие интересные истории, и это лишь малая часть. Все говорит о том, что и в наше время сказка про курочку Рябу вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.

Споры насчет морали сказки

Серьезные исследования сказки вызывают уважение, но вряд ли обычный человек будет искать скрытые смыслы. Но чему все-таки учит эта история? В чем мораль сказки про курочку Рябу?

Каждый может понимать ее по-своему. Есть мнение, что яйцо – символ любви, которую не смогли уберечь дед и бабка. Рябая курочка – символ Высшего разума, поэтому она и черно-белая, так как сочетает в себе и добро, и зло. Мышка – какая-нибудь сплетница. Если долго разбивать любовь, то отношениям может прийти конец из-за какой-нибудь мелочи вроде сплетни. А простое яйцо – не любовь, а привычка, которая появилась со временем. Мораль – надо дорожить отношениями, беречь любовь.

Кто-то считает, что сказка говорит о том, что не надо быть глупыми и завистливыми. Ведь дед и бабка даже не понимали, для чего они хотят разбить яйцо, а когда это сделала мышка, они просто позавидовали ей. Мораль – нужно обдумывать свои поступки и не быть завистливыми.

Возможно, золотое яйцо представляет собой символ богатства, к которому не надо так отчаянно стремиться. Дед и бабка долго бились над тем, чтобы достичь материальных благ, но тут мышка (случайность) показала им, разбив яйцо, что в нем нет ничего особенного. Простое яйцо, которое потом пообещала курочка, – символ вечных ценностей. Мораль — можно быть счастливым и без стремления к накопительству богатства.

Есть также версия, что сказка учит не планировать жизнь до мелочей. Всегда есть место для случайности.

Способен ли ребенок понять эту сказку?

Не просто так говорят, что устами младенца глаголет истина. Несмотря на множество интерпретаций, сказка про курочку Рябу все-таки является детским произведением. Дед и баба, по мнению многих малышей, плачут оттого, что они сами не смогли разбить золотое яичко. Вот откуда столько переживаний. Конечно, впоследствии родители могут предложить ребенку и свою версию о том, чему же учит эта сказка. Неплохая воспитательная беседа получится.

Современная продвинутая мама – человек прагматичный. «Читать» в ее представлении – вот просто так сесть и читать ребенку сказку – какое-то устаревшее действие, явно не отвечающее вызовам времени. Сегодня книга должна развивать!

По результатам опроса, который несколько лет назад проводился Российской государственной детской библиотекой, художественные тексты в рейтинге современного родителя находятся на последнем месте. А первые места занимают разного рода «полезные» книги – энциклопедии, тексты с заданиями, книги-тренажеры. Берешь такую книгу в руки и сразу видишь, что она развивает: одна – память, другая – мышление, третья – внимание, четвертая – сенсорику, пятая – моторику. В аннотациях к таким книгам можно обнаружить все оглавление учебника «Основы детской психологии для учащихся педагогических колледжей». И еще аннотации сулят, что книжки именно из этой серии (и, видимо, приобретенные именно по такой – весьма немалой – цене), непременно обеспечат ребенку успех и счастье в будущем.

Поэтому сегодня уже нельзя просто читать ребенку сказку «Три поросенка». Нужно непременно этих поросят пересчитывать на каждой странице. Прослушал абзац – посчитай (поразвивай мышление), прослушал другой – сравни (еще раз поразвивай), закончилась сказка – ответь на вопрос. И не на какой-нибудь простенький вопрос вроде «Как ты думаешь, Волк получил по заслугам?» Это какой-то смешной вопрос, он никого не может развить.

У меня была одна знакомая, доктор психологических наук, так она целую систему вопросов по сказке «Три поросенка» придумала. Перед чтением детям в возрасте четырех-пяти лет объясняли, что существуют «ресурсы» и «потребности». А потом на примере трех поросят эти сведения наглядно иллюстрировали (наглядность – первый принцип дидактики): поросята строили домики из имеющихся ресурсов и удовлетворяли свои потребности в жилище. А волк в сказке тоже потребности удовлетворял, и дети должны были путем логических умозаключений вывести, что это за потребности. Но так упражнялись на заре капитализма.

А недавно я видела книжку про Красную Шапочку, которая повергла меня почти в шоковое состояние. Не скрою, я очень люблю рассказывать про сказку «Красная Шапочка», про ее психоаналитическую подкладку и первоначальную адресацию. Я считаю, что эту сказку можно было бы самым любопытным образом разбирать с подростками и так обучать их литературному анализу. Именно на примере «Красной Шапочки», а не «Войны и мира». Но та книжка, которую я увидела, была адресована дошкольникам – то есть следовала классическим представлениям о добре и зле. Правда, с некоторым «авангардным» элементом: на каждой странице имелся циферблат со стрелками, указывающими время. И ребенку по ходу чтения предлагалось определить, во сколько Красная Шапочка вышла из дома, во сколько она встретилась с Волком, когда Волк добежал до домика бабушки, а когда туда доплелась Красная Шапочка. И сколько раз пробили книжные часы в тот роковой момент, когда бабушка оказалась проглоченной. «Авторы» издания, видимо, видели в этом крайне полезное занятие для ребенка – по ходу чтения следить за временем. Это много что развивает. И вообще правильно настраивает. В частности, на то, что бог с ней, с Красной Шапочкой и с ее бабушкой. Главное – время. Время – деньги!

Я понимаю, что развитие моторики – важная вещь. И развитие сенсорики – тоже. Но, честное слово, только умственно отсталый ребенок не освоит счет до трех, если ему в возрасте двух с половиной лет прочитать (не один раз, конечно, – но такого в два с половиной года и не бывает) сказку «Три медведя». И что такое «большой и маленький», и что такое «среднего роста» – т.е. сравнительные характеристики предметов по величине – он поймет и запомнит. И совсем не обязательно каждый раз перед тем, как перевернуть страницу, специально пересчитывать этих медведей. Они чудесным образом сами пересчитываются – в силу гениальности текста (кстати, мы пользуемся этой сказкой в обработке Льва Толстого). И сопоставительные ряды там прекрасно заданы: большой медведь – большой стул – большая ложка – большая кровать. Вообще в эту сказку вмещается вся программа второй младшей группы детского сада.
А еще вовсе не требуется целый месяц регулярно тыкать пальцем в какой-нибудь круг, нарисованный в книге за тысячу рублей, со словами: «Запомни, это – красный!»

Иллюстрации Юрия Васнецова к сказке «Три медведя»

Поймите меня правильно. Я не против того, чтобы кто-то при случае сказал полуторагодовалому ребенку: «Вот это красный. Видишь?» Я против того, чтобы ради этого и только ради этого перед ним открывали книгу. Чтобы «усвоение красного» превращалось в тренинг для ребенка горшочного возраста, как будто ему через полгода сдавать ЕГЭ. Мне кажется, гораздо эффективнее прочитать малышу что-нибудь вроде «Красные сапожки у куколки моей…». А уж про захватывающие перспективы «красного», которые открываются в сказке про уже упомянутую Красную Шапочку, я даже не говорю.

  ***
Иными словами, я считаю, что абсолютно всё познавательно-расширительное, развивающее память, внимание, мышление, речь, логику, сенсорику, устный счет, риторику и прочее, – все, что требуется маленькому ребенку, есть в хороших детских книгах с интересными ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ текстами и выразительными картинками.

Художественное должно стоять во главе угла по одной простой причине: оно эмоционально насыщено. А эмоции в жизни малыша играют огромную роль, гораздо более существенную, чем в жизни взрослого. Эмоции – это так называемая коммуникационная база человеческого развития. Среди важнейших достижений младенца первых месяцев жизни – способность улыбаться в ответ на обращение взрослого. Более того: эта способность – залог речевого развития. Из этого эмоционального контакта, из положительных эмоций взаимодействия и вырастает детская речь. Лиши младенца такого опыта – эмоционально взаимодействовать с близким взрослым, вступать с ним в личное общение – и получишь задержку психического развития, как это обычно происходит в домах малютки. Эмоция лежит в основе детского познания: я реагирую на то, что мне интересно, что меня привлекает. Эмоция – это тот локомотив, который доставляет в детскую голову познавательный материал.

А художественное – это то, что заряжено эмоциями. Поэтому художественный текст позволяет усваивать информацию легко и между прочим. Кроме того, художественный текст – это еще и грамматически выстроенная речь. С одной стороны – эмоционально насыщенная, с другой – грамматически выстроенная. А грамматика языка, то есть структурные возможности языка, отражают способы мышления. Поэтому психологи и считают детскую речь одним из важнейших показателей общего развития. В частности – уровня мышления.

Но и это еще не все аргументы в пользу чтения художественных книг.

Да, маленький ребенок – существо сверхэмоциональное, для которого эмоции чрезвычайно важны. Однако эмоциональная сфера, как и все человеческое, с возрастом развивается. Развитие идет по двум направлениям. С одной стороны, эмоции усложняются и становятся более разнообразными. С другой стороны, ребенок обучается своими эмоциями управлять.

Потому что эмоции – не только основа общения, это еще и самая древняя форма общения. Бесконтрольные эмоции взрослого – страшная вещь. Маленький в аффекте замахивается кулачком, взрослый убивает. Собственно, все цивилизационное развитие можно рассматривать как попытку «приручить» аффекты, придать эмоциям культурную форму.

Для этого существуют ритуалы и обряды: похоронный – культурная форма выражения горя, свадебный – культурная форма выражения желания.
А еще есть искусство, и в частности – художественные тексты, которые, в ряду прочего, способствуют развитию эмоционального мира и учат культурным способам выражения эмоций. (Усложнение эмоционального мира тоже можно рассматривать как препятствие на пути у бесконтрольного аффекта.)

  ***
Родители до сих пор позволяли себе относиться к эмоциональному развитию ребенка как к чему-то второстепенному. Собственно, все наше общественное устройство с его презрительным отношением к «талантливым балалаечникам» к этому располагает. Нам кажется, что эмоциональное развитие не имеет никакого отношения к реальной жизни. Вот память – да, внимание – да. И психологам тоже так казалось в течение долгого времени. Но потом они кое-что поняли и ввели в науку новый термин – «эмоциональный интеллект». И даже провели долговременный эксперимент, с помощью которого попробовали показать его роль в жизни человека.

Группе детей пятилетнего возраста предложили угоститься зефиром. Перед каждым малышом положили одну зефирину, а потом взрослый вдруг сказал: «Мне нужно срочно уйти. Кто не съест зефир до моего возвращения, получит добавку». Кто-то из детей схватил сладости еще до того, как экспериментатор скрылся за дверью. Но были и такие, кто нашел в себе силы воздержаться от мгновенного удовлетворения желания ради отсроченной добавки. Именно эти дети, как выяснилось впоследствии, стали успешными учениками. А еще через какое-то время, уже став взрослыми, они оказались чрезвычайно удачливыми в решении жизненных проблем и в профессиональном становлении. В чем тут дело? В контроле над эмоциями. В умении тормозить сиюминутные желания. Можно сказать, что успешен более зрелый. Термин «эмоциональный интеллект» ввел в психологию американский психолог Дэниел Гоулман. Он написал об этом целую книгу. А эксперимент с зефиром поставил французский психолог Уолтер Мишель. Об Уолтере Мишеле и его эксперименте, в частности, можно прочитать в книге американской журналистки Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой».

Причем здесь чтение?

Давайте возьмем для примера хрестоматийную «Курочку Рябу». Различные ее версии – предмет для интереснейших филологических изысканий. В той форме, в которой она известна нам, а именно в обработке Ушинского, эта сказка представляется абсолютным абсурдом и происходит в ней совершеннейшая бессмыслица. Если курочка Ряба снесла удивительное яичко, зачем было по нему изо всех сил колотить? Что хотели от яичка? Золотые скорлупки? Тогда почему так горько рыдали, когда это желание вдруг исполнилось?

Illustr

Но все эти странности можем увидеть только мы с вами. Для ребенка полутора-двух лет наличие очевидных логических неувязок в сказке совершенное не важно. Для него важно, что в сказке присутствует опознаваемое действие: «бил-бил – не разбил» (сколько кубиков выкинуто из манежа, сколько было совершенно других усилий подобного рода – бить одним об другое, бить об пол и т.п.) и опознаваемая эмоция: «Плачет дед, плачет баба» (что такое «плачет» – очень-очень понятно). Знакомое действие вызывает знакомую эмоцию.

И если вы позволите себе немного артистизма, если вы изобразите, как именно плачет дед («У-у-у») и как плачет баба («И-и-и»), ребенок придет в восторг. Он поймет, что вы эмоцию имитируете. А это – как вызвать дождь по собственному желанию, манипулирование стихией. То, что можно изобразить, лишается своей абсолютной силы.

Но можно и без артистизма. Достаточно просто прочитать сказку – а ребенок опознает эмоцию. Знакомую ему эмоцию – «плач». Посмотрит на нее, так сказать, со стороны. И это – движение в направлении самопознания.

По-моему, опознание эмоции, соотнесение себя с происходящим в тексте – ничуть не менее важная штука, чем без конца пересчитывать тараканов на печке деда и бабы или определять, где в данный момент лежит яичко – «на», «под» или «за».

Это не значит, что нельзя рассматривать вместе с ребенком картинки и импровизировать над ними. Но нельзя «уводить» ребенка при рассматривании картинок из того эмоционального поля, в которое он погружается при чтении. Нельзя набрасываться на ребенка с «развивающими заданиями», не имеющими отношения к его переживанию: это разрушает восприятие текста.

Давайте будем помнить про зефир.
Про то, что сулит развитый эмоциональный интеллект.

Марина Аромштам

  • Курочка ряба смысл сказки толкование
  • Курочка ряба сказка читать с картинками 1 класс
  • Курочка ряба сказка читать полностью оригинал
  • Курочка ряба сказка читать полностью для 1 класса с картинками
  • Курочка ряба сказка читать полная сказка