Сочинение-описание по картине Бориса Кустодиева «Осень в провинции. Чаепитие»
Борис Михайлович Кустодиев знаменит своим уникальным стилем и мастерским сочетанием яркой палитры цветов, на которые богата каждая его работа. Одна из них – «Осень в провинции. Чаепитие».
На картине мы можем наблюдать довольно беззаботный момент из жизни провинциальной купеческой семьи. Две хорошо одетые женщины неторопливо распивают чай из фарфоровых блюдец, коротая время за интересной беседой. На одной из них надето пышное розовое платье с открытыми плечами, украшенное туго завязанным чёрным бантом на груди.
Холодные каштановые волосы уложены в модную по тем временам высокую прическу, которую она решила разнообразить двумя кудрявыми прядками спереди. На её лице застыла беспечная улыбка – девушка явно наслаждается времяпровождением на свежем воздухе, нежась в лучах уходящего солнца.
Её подруга тоже оделась достаточно легко – на ней мы видим красное платье в белый горошек. Но так как время уже далеко не летнее, она так же накинула на плечи чёрный пуховый платок с цветочным орнаментом. В её изящной руке – тёплый чай.
Стол барышень накрыт замечательно. На накрахмаленной белой скатерти аккуратно расставлены тарелочки с хлебом и свежей выпечкой, а на самом большом обеденном блюде – спелый арбуз с аппетитной красной мякотью, нарезанный на порционные ломтики.
Сидят они на довольно просто обставленной веранде из лакированного дерева в компании пятнистой кошечки. Под балконом заметен ручей из сточной воды, наверное, в окрестностях недавно прошёл дождь (на дворе всё-таки осень!). Далее – относительно невысокий плетёный забор. А по обе его стороны – молодые парень и девушка, весело болтающие о чём-то.
Выглядят они довольно состоятельно, так что можно смело предполагать, что они тоже дворянского происхождения. Здания тут тоже довольно-таки простые, выстроенные из обычных досок и выкрашенные краской. На заднем плане виднеется шпиль одной-единственной башни, очевидно, что пожарной, и купола местной церкви.
Городок совсем маленький, на горизонте мы видим его окраину. Напротив дома наших главных героинь – булочная. На лавочке слева от неё расположился пожилой мужчина. Его сопровождает длинношёрстная собака с острой мордой, расслаблено прилёгшая на пожелтевшую траву.
Прямо перед ними прогуливается стайка кур, клюющих какие-то семена на дороге. А на небольшом холмике пасётся рыже-белая лошадь. Эти детали и напоминают нам, что находимся мы не где-то в столице или крупных городах.
Борису Кустодиеву очень хорошо удалось передать ту самую неспешную атмосферу зажиточной русской провинции, подчеркнув отличительные черты здешнего дворянства – спокойствие, оптимизм и изобилие.
А в сочетании с яркими осенними красками это выглядит особенно красиво. Возможно, художник писал картину с натуры, то добавило ей определённой живости. Но так или иначе, полотно получилось великолепным, и недаром заняло своё место в Третьяковской галерее.
Обновлено: 09.01.2023
Попробуйте передать свои впечатления от ясного, солнечного осеннего дня. Расскажите о красках осенней природы.
Примерный план сочинения:
1. Описание яркого, солнечного дня
2. Богатство красок осенней природы
3. Звуки и запахи осени
4. Мои впечатления от картины С. Жуковского
Художественная зарисовка на тему осени
Осень смешала выразительные осенние краски, как талантливый художник-пейзажист. Золотые, лимонные, канареечные полутона воссоздают настроение яркого, еще теплого солнечного дня. На картине Жуковского мы видим часть открытой веранды белого цвета. Солнечные зайчики увлечено играют на поверхностях стола, лавочек с высокими спинками и резного парапета.
На переднем плане просматриваются художественные детали. Они указывают на то, что осень вступает в свои права. Дощатый пол и сиденья украшает опавшая золотистая листва. Ее принес ветер, как напоминание о смене времени года. На широком столе ярким пятном выделяются пышные ярко-желтые цветы в прозрачной банке. Их лепестки увяли, но выглядят по-прежнему живописно.
На заднем плане раскинулась целая панорама. Мы смотрим на нее с возвышения. На фоне лазоревого, голубовато-синего неба сверкают золотистые, ярко-оранжевые и бронзовые кроны дубов, осин и берез. Их наряды поредели, но не утратили по-королевски роскошного вида. Темно-зеленые елочки дополняют феерию красок. Ветви деревьев не колышутся на ветру. Листва не опадает. Значит, установилась безветренная погода.
Вариант 2. Кратко, своими словами
Примерный план сочинения:
1. Автор и его работа
2. Описание сюжета
3. Планы картины
4. Цветовая гамма
5. Мое отношение к работе художника
На картине изображен небольшой уголок рощицы, тронутой великолепными красками осени. Автор установил мольберт с холстом в центре летней веранды, примыкающей к дому. И хоть самого здания не видно, можно предположить, что это уютный и аккуратный дом, в котором живет большая, дружная семья. В ней есть дети, на что указывают две маленькие скамеечки, стоящие возле стола. Также, рядом со столом стоит удобная лавка с высокой резной спинкой. Здесь, наверное, любят посидеть взрослые.
На переднем плане мы видим большой белый стол. В центре него стоит прозрачная ваза с красивыми желтыми цветами. За лавками находится белое ограждение с лестницей, уходящей далеко вниз. Возможно, спустившись по ступенькам, домочадцы и гости попадают к берегу водоема.
Чуть поодаль стоят высокие деревья: ели, березы и осины. Листва хоть уже и окрасилась в желтый, оранжевый и багряный наряды, но еще не облетела. Это говорит о том, что стоит теплая, безветренная погода, что характерно для конца сентября-начала октября.
На заднем плане, сквозь кроны деревьев, проглядывают далекие холмы и бесконечное светло-голубое небо с легкими пушистыми облаками.
Цветовая гамма, выбранная художником для написания пейзажа, естественная и радостная. Белая мебель, деревянный настил и ограждение, разноцветная листва, светлое небо, — глядя на полотно, чувствуешь, что сам стоишь на этой милой, уютной веранде и любуешься очаровательной осенью. Ее краски и ароматы не сравнимы ни с чем!
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
1. Художник Станислав Жуковский был учеником знаменитого Левитана. Живописец придерживался в своём творчестве традиций реалистического пейзажа, используя также импрессионистские приемы. Жуковский творил в конце 19 и начале 20 века. Он оставил после себя множество картин самых разных жанров. Наиболее известны массовому зрителю его пейзажи и картины с изображением интерьера русских дворянских усадеб.
3. Полотно представляет собой панораму светлой веранды на фоне яркой осенней природы. На белом столе оставлен одинокий букет желтых цветов. Он как завершающий аккорд уходящего тепла.
4. На переднем плане прямоугольный деревянный стол без скатерти. Прохладные дни уже не располагают к чаепитию на свежем воздухе. Деревянные диваны пусты. Они лишь засыпаны опавшими листьями. Видно, что они перестали быть местом, где постоянно кто-то проводит время с книгой или в компании домочадцев и гостей. Некрашеные доски пола веранды тоже усыпаны листьями. Уже нет надобности их подметать. Хозяева дома простились с посиделками на веранде до тёплых майских дней.
5. Задний план картины необычайно ярок, в нём много света и воздуха. Задний план восхищает красотой позолоченных октябрём берёз, насыщенной зеленью елей.
Деревья, как и веранда, залиты ослепительным сетом уже холодеющего осеннего солнца.
6. Цветовая палитра картины включает основные краски осени. Они яркие и насыщенные. Обилие желтых и коричневых оттенков делают полотно необычайно тёплым. В изображении неба использованы холодные оттенки голубого. Мастер таким образом добавляет в полотно немного грусти и сожаления об уходящих тёплых днях.
7. Композиция построена на цветовых и пространственных контрастах, игре света и тени. Задний план подчёркивает то, что веранда находится на возвышении. Нейтральные цвета веранды как бы говорят, что в этом полотне главное – это природа, её прощальный, ускользающий момент.
8. Мастер хотел запечатлеть на полотне именно красоту этого короткого времени ясной золотой осени. Он передал свои поэтические переживания, стремясь объединить в картине природу и человека. И хотя мы не видим здесь присутствия людей, их недавнее пребывание выдаёт букет в стеклянной банке и ещё неубранная летняя мебель.
9. Мне нравится в картине ощущение спокойствия в природе, нотка нежной грусти. Солнце будто дарит последнее тепло деревьям и людям. Доцветает последний букет. Нужно ловить этот чудесный миг.
Сочинение по картине За чаепитием Морозова А.И.: описание и анализ художественного полотна
На картине За чаепитием художника А.И.Морозова мы видим пожилого мужчину в старинной одежде, сидящего за столом у самовара. Скорее всего, мужичок находится в чайной, так как он сидит в верхней одежде. Чайные- это такие заведения, располагающиеся, как правило, у дорог, где заезжим людям подавали чай. А сам главный герой очень похож на извозчика. Наверное, пока его лошади отдыхают, он решил попить горячего чая.
На вид мужичку лет шестьдесят. На голове видна лысина, а по бокам волосы довольно длинные. У него густая рыжеватая с проседью борода, высокий морщинистый лоб и широкий нос. По его прищуренным глазам можно понять, что он о чем-то задумался. Судя по изношенной одежде, мужчине приходится много трудиться, чтобы заработать для своей семьи денег или пропитания.
В правой руке герой полотна держит блюдце, из которого он прихлёбывает немного остывший чай. По выражению его лица становится понятно, что чай ему понравился. Мужчина пьет его с наслаждением, согреваясь при этом и утоляя жажду.
На металлическом подносе находится белая фарфоровая чашка и большой медный самовар. Сверху на самоваре расположился небольшой заварочный чайник. На белой скатерти, которой застелен стол, можно увидеть несколько небольших кусочков сахара.
За спиной мужика находится стена бревенчатой избы. Щели между бревнами тщательно заделаны паклей. В те времена в провинции и деревнях почти все жили в таких домах.
Художник изобразил на своем полотне простого русского человека девятнадцатого века. Это уверенный в себе, трудолюбивый и не боящийся трудностей человек. И хоть вид у него довольно серьезный, все равно видно, что этот мужчина добрый и отзывчивый.
В центре композиции изображен мужчина преклонных лет. Положив одну руку себе на колено, второй рукой он подносит к губам блюдце с горячим чаем, налитым из рядом стоящего самовара. Можно предположить, что старик находится дома. Судя по заднему фону, изба построена из бруса. За спиной у героя картины видны голые деревянные стены без признаков краски и штукатурки. Очевидно, что дом далеко не новый – стены испещрены трещинами, цвет дерева совсем тусклый.
Старик занимает почти все пространство полотна, уступая немного места расположенному на столе слева старинному самовару. Выражение глаз у мужчины добродушное, проницательное, но в то де время чуть хитрое, озорное. По бокам головы волосы довольно густые, а на макушке совсем отсутствуют. При этом седина вообще не прослеживается – густая, курчавая борода и усы имеют насыщенный рыжий оттенок. Одежда старика ничем особенно не выделяется и представляет собой обычный крестьянский кафтан.
После одного броского взгляда на картину создается впечатление о простом трудящемся человеке без гроша за душой. Однако человек этот не унывает, не опускает руки, а радуется жизни. Таким образом, охарактеризовать старика можно как доброго, светлого человека с большим сердцем и широкой русской душой.
Описание картины Морозова Коваленко За чаепитием
На картине мы можем узреть сцену чаепития, которая очень четко демонстрирует нам, весь русский дух и его культуру. Все детали на картине, повествуют нам, что-то безграничное, и доброе. Мы видим старика, всем своим видом он представляет человека, который видел все в своей жизни от великой радости до горя. На нем грубая одежда, все лицо в морщинах, но в его взгляде, есть что-то веселое, похожее на улыбку. Наверняка, художник хотел передать, в этом моменте силу русского духа, его стойкость и крепость, что множество невзгод не в силах угасить надежду на лучшее.
На заднем плане картины, мы видим скромную обстановку, голые стены, единственным украшением и яркой деталью является самовар и скатерть на столе. Этим Морозов пытается подчеркнуть особенное отношение человека к чаепитию и ту простую радость, которую он получает от этого процесса. Можно смело убедиться, что эта мысль имеет место в произведение, так как мы видим человека, явно с нелёгкой жизнью, но он пьет чай и сквозь суровый лик, можно увидеть тонкий лучик улыбки. Данный образ показывает силу духа и ценность простых радостей, способных заменить, любое счастье и богатство на земле.
Описание настроения картины Морозов Коваленко — За чаепитием
Популярные сегодня темы
Васнецов часто обращался к различным былинным сюжетам, которые были популярным на Руси. Сюжет с победой над змеем изобилует разнообразными вариациями
В изобразительном искусстве 19 века есть большое количество художников, которые преподнесли миру свои работу. Но хочется остановиться на Николае Михайловиче Ромадине. Он работал в жанре реалистичного пейзажа.
Тип холста Синтетический — Полотно белого цвета из полиэстровых и хлопковых нитей с ровной фактурой, натянутый на деревянный подрамник
Натуральный — Полотно из натуральных тканных материалов с выраженной плетенной фактурой, натянутый на деревянный подрамник.
Подробнее»>
Толщина пенокартона Легкий белый листовой материал из вспененного полиуретана, толщиной 5 и 10 мм.
Подробнее»>
Тип бумаги Матовая — Гладкая неблестящая бумага
Глянцевая — Гладкая блестящая бумага
Самоклейка — Двухслойная матовая бумага с клеевым слоем
Satin Prem — Премиальная полуглянцевая бумага
Подробнее»>
Тип холста Синтетический — Полотно белого цвета из полиэстровых и хлопковых нитей с ровной фактурой, натянутый на деревянный подрамник
Натуральный — Полотно из натуральных тканных материалов с выраженной плетенной фактурой, натянутый на деревянный подрамник.
Подробнее»>
Толщина пенокартона Легкий белый листовой материал из вспененного полиуретана, толщиной 5 и 10 мм.
Подробнее»>
Тип картины на дереве Классика — Деревянный щит из досок хвойной древесины с ровной лицевой поверхностью
Премиум — Деревянный щит из досок хвойной древесины премиального типа с ярко выраженной текстурой дерева
Подробнее»>
Тип картины на дереве Классика — Деревянный щит из досок хвойной древесины с ровной лицевой поверхностью
Премиум — Деревянный щит из досок хвойной древесины премиального типа с ярко выраженной текстурой дерева
Подробнее»>
Покрытие лаком Матовый акриловый лак. Он позволяет защитить изображение от ультрафиолетового и солнечного излучения, выцветания, пыли, царапин и влаги. «>
Покрытие лаком Матовый акриловый лак. Он позволяет защитить изображение от ультрафиолетового и солнечного излучения, выцветания, пыли, царапин и влаги. «>
Читайте также:
- Итоговое сочинение человек путешествующий возможен ли жизненный путь без ошибок
- Если бы сад не продали сочинение
- Сочинение для приема на работу
- Сочинение про кактус 2 класс
- Сочинение на тему коммунизм
Темами наиболее известных картин выдающегося русского художника Бориса Михайловича Кустодиева были ярмарки, городские и деревенские праздники, трактиры, толстые красавицы-купчихи, часто изображенные с добродушной иронией. А.Н. Бенуа писал: «Настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, пестрятина, “глазастые” ситцы, варварская “драка красок”, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…». В соответствии с сюжетами отличительной чертой работ стали декоративность, нарочитая яркость, подчас грубость цветовых сочетаний. Этой манере Кустодиев остался верен и после революции, варьируя в поздних работах более ранние мотивы.
В картине «Осень в провинции» главное действующее лицо – осень, огненно-красная пора уходящего летнего зноя. В центр композиции помещен клен с яркой пылающей кроной, в прозрачном воздухе, кажется, витает аромат листьев, арбуза и свежего хлеба из маленькой булочной. Старик наблюдает за игрой ребятишек, соседи что-то обсуждают через забор. На уютной террасе пьют чай две румяные купчихи. Кустодиев придает сцене характер романтичной идиллии, сочетающей черты реальности и мечты, создает идеал безмятежной провинциальной жизни на лоне природы. Он погружает зрителя в особое пространство небольшого городка, где маковки церквей и колокольни утопают в золотой листве, редко проезжают запряженные экипажи и свободно прохаживаются куры и гуси.
Кустодиев писал не с натуры, а исходя из собственных воспоминаний о ней. Прикованный в расцвете лет из-за паралича ног к инвалидному креслу, художник обратился ко всему накопленному богатству наблюдений и с редким упорством и трудолюбием продолжал заниматься любимым делом. Картины художника рождались как сон, как волшебная мечта о привольной, счастливой жизни. Немного кукольные персонажи, точка зрения сверху, острые ракурсы создают впечатление удачно пойманного кадра, остановившегося мгновения провинциальной жизни. У Кустодиева восприятие быта России особенное, уродливости и страху нет места в его полотнах, они наполнены радостью.
Сочинение по картине Осень в провинции. Чаепитие — Борис Кустодиев
Борис Михайлович Кустодиев — прекрасный мастер цвета, насыщенных, ярких красок и колорита. Работы художника отличает индивидуальное, характерное только для него чувство тона. В этом смысле замечательно полотно Б. М. Кустодиева «Осень в провинции. Чаепитие».
Картина написана в 1926 году и на сегодняшний день полотно выставлено в Государственной Третьяковской галерее.
Полотно Кустодиева посвящено изображению умиротворенного неспешного быта купеческой семьи, сытой, довольной жизни купечества. Эта жизнь богатая, праздная, наполненная яркими орнаментами нарядных искусно тканых платков, нарядов. «Осень в провинции. Чаепитие» написана масляными красками, но полотно рождает эффект акварельной зарисовки. Контрастные затеки краски напоминают полуявные акварельные разводы. Цвета только непривычно для акварели яркие, звенящие, тонально резкие, сильно акцентирующие зрительское внимание на себе, обостряя восприятие, усиливая эмоцию тепла от осенних красок, уходящих дней летнего зноя.
На переднем плане картины выписана сцена чаепития.
Две купчихи, разряженные, разрумяненные, довольные пьют неспешно чай. Одна из купчих подливает себе из самовара горячего чая и тепло улыбается с полузакрытыми глазами от удовольствия душевным разговором. Атмосфера особого купеческого быта, достатка и богатства читается во всем: и в пышных нарядах купчих, и в щедро убранном к чаепитию застолье. Средний, основной план выписан менее подробно, условно.
Главное — это цвет, особое пространство провинциального городка, где редко проезжают запряженные экипажи, свободно прохаживаются гуси и куры, играют дети, а булочная и иные бакалеи неспешно ведут свою тихую торговлю, позволяющую купечеству все более расцветать и богатеть. Дальний план уже традиционно представляет собой образ церкви на фоне неба, затянутого осенними плотными облаками. Лишь сине-лиловые тонкие тени подчеркивают контуры облаков.
Пространство неба показано фрагментарно, своего рода в обрамлении яркой, жгучей осенней листвы. Красные, желтые, пламенно-рыжие краски крон деревьев, несмотря на осеннее настроение, постепенное угасание летних разноцветных дней, выступают точно утверждение красоты жизни во всех ее обильных, множественных образах.
Борис Михайлович Кустодиев показывает, насколько прекрасна жизнь. Жизнь обычная, вместе с ее каждодневными заботами и хлопотами, когда время словно бы застыло, заснуло в этом похожем на сновидение мире спокойной, лишенной всяческих потрясений жизни российской провинции далекой ушедшей безвозвратно эпохи.
Сочинение по картине Осень в провинции. Чаепитие — Борис Кустодиев
Картина «Осень в провинции» была написана Борисом Кустодиевым не с натуры, а на основе воспоминаний. Художник был прикован к инвалидному креслу, но не сломался, продолжал рисовать и из-под его кисти выходили необыкновенно яркие, сочные полотна.
Глядя на картину Бориса Кустодиева «Осень в провинции», написанную в 1926 году, вспоминаются слова поэта: «В багрец и в золото одетые леса». На улице ещё тепло, но уже понятно — лето закончилось и клён с яркой пылающей кроной тому подтверждение.
Художнику удалось невероятное: он сумел показать не только время года, но и передать запах осенней листвы, арбуза, которые едят румяные купчихи на террасе, и свежей выпечки из соседней булочной…
Осень и люди
На переднем плане картины «Осень в провинции» из коллекции Государственной Третьяковской галереи написана сцена чаепития. Две разряженные и невероятно довольные собой купчихи неспешно пьют чай за столом с пирогами и арбузом на блюде. Невольно начинаешь сравнивать их с другой знаменитой кустодиевской «Купчихой за чаем»… Уж не подруга ли этих двух кумушек! Одна подливает себе из самовара горячего чая и улыбается с полузакрытыми глазами, кажется что от удовольствия мурлычет словно кошка. Кстати, кошка тоже есть на картине. Она спокойно спит рядом со второй молодкой, сидящей спиной к зрителям.
Основную часть полотна занимает пейзаж и бытовые сценки провинциального городка. Вот свободно пасётся лошадь, прохаживаются гуси и куры, тут же играют дети, за которыми следит старый дед, и влюбленная парочка общается через забор.
Вверху справа — церковь на фоне неба, затянутого плотными облаками. Пространство неба показано фрагментарно, его обрамляют красные, жёлтые, пламенно-рыжие кроны деревьев.
Почему Кустодиев любил рисовать купчих?
Этим вопросом задаешься, когда понимаешь сколько у него полотен с румяными купчихами. Тут надо обратиться к истории. В 1920-1930 годы в стране разруха, голод, холод… Семья художника сильно нуждается, дошло до того, что стали распродавать вещи. В те дни Кустодиев, который пятнадцать лет не выходит на улицу самостоятельно, напишет в письме театральному режиссёру Василию Лужскому: «Живём мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».
Искусствоведы считают, что эти самые пышнотелые особы были для него символом сытости, достатка и спокойствия. Только благодаря им он уходил в мыслях от своей болезни и тяжёлого быта. Кроме того, с их помощью Борис Михайлович сумел создать собирательный образ уездных городов, где всё дышало спокойствием и умиротворённостью.
Осень над городом
Картина «Осень в провинции» является частью серии из трёх картин. Другие называются «Осень» и «Осень над городом».
«Осень над городом» была написана раньше всех — в 1915 году. На переднем плане справа мы видим открытую беседку. В ней спиной к городу сидит мужчина, скрестив ноги и подперев подбородок рукой. Позади него жёлтые вершины растущих на склоне деревьев. Можно предположить, что мужчина присел на скамью отдохнуть или полюбоваться осенним пейзажем.
У картины «Осень над городом» есть вариант, написанный в 1918 году, который хранится в Государственном Русском музее. Здесь художник изобразил осень совершенно иначе. Хмурые облака на сероватом небе, довольно пасмурно и сумрачно… Даже листва на деревьях уже не золотая и не яркая, при первом ветре она готова упасть на землю. Настроение усиливают тёмные сосны.
В глубине парка виднеется беседка, а на переднем плане изображена пара. Пожилой мужчина в шляпе сидит на скамье. В одной руке у него трость, другой он опирается на сиденье, с большим усилием пытаясь встать. Рядом с ним, съежившись, стоит женщина в шляпе, пальто с меховым воротником и белых сапожках.
За ними, внизу, сквозь туманную дымку просматривается даль до самого горизонта: городские крыши, белокаменные стены церкви…
Осень
Картина «Осень» находится в частном собрании и увидеть её широкой публике не представляется возможным. Мы знаем её по репродукциям.
Здесь на первом плане нарисована женщина в ярком пышном платье. По всей видимости она отправилась на прогулку и встретила своего знакомого, который вышел на крыльцо своего дома полюбоваться тёплым осенним деньком. Пейзаж типично деревенский: бегают куры и петухи, крестьянин пытается унять разыгравшегося белого коня, дорога убегает прямиком к сияющей голубизной речке. Всюду царит суета и веселье, окружающая природа и люди радуются солнцу и теплу…
Над большим барским домом возвышаются кроны ярко красных деревьев, некоторые из них ещё сохраняют летнюю зелень. За домами и деревьями виднеется неизменная колокольня церкви, на другом берегу реки дома. Скорее всего, там другая деревня.
Своим друзьям художник обычно говорил так: «Картины в моей голове сменяются, как кино». И когда смотришь на его полотна, веришь этому.
Кустодиев революцию принял
Борис Кустодиев сразу и безоговорочно принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Сам он тогда уже тяжело болел, и за всеми событиями мог наблюдать лишь в окно. Именно так появилась его картина «27 февраля 1917 года».
Потом были полотна «Празднование II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве». В них живописец также вернулся к теме народных гуляний, только наполнил новым содержанием и новыми образами.
При этом он продолжает писать своих любимых купчих. Из-под его кисти выходит «Купчиха за чаем», затем появляется акварельная серия «Русские типы» и одна из лучших по живописи картин художника «Купчиха перед зеркалом».
К сожалению, болезнь прогрессировала и Кустодиеву требовалось серьёзное лечение. В последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком.
В марте 1927 года художник получил разрешение Наркомпроса на просьбу выехать в Германию для лечения, но поездке этой не суждено было состояться. В конце мая, вернувшись с дачи Алексея Толстого, художник заболел пневмонией, которая стала для него фатальной. Незадолго до смерти Борис Михайлович попросил посадить на его могиле берёзу и не ставить надгробную плиту.
Борис Михайлович Кустодиев умер в Ленинграде 26 мая 1927 года. Ему не было и пятидесяти лет, а его жена Юлия скончалась во время ленинградской блокады, так и не дожив до времени, когда творчество Кустодиева обрело истинную славу.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Архитектура (347)
- Дворцы, замки и крепости (154)
- Классика (11)
- Модерн (18)
- Мосты (3)
- Театры и музеи (5)
- Храмы мира (89)
- Рассказы о живописи и картинах (93)
- (0)
- Аудиокниги (25)
- Великие истории и письма о любви (48)
- ГУЛАГ И ГОЛГОФА (82)
- История и документы (18)
- Люди и судьбы (57)
- Палачи и стукачи (1)
- Деткам (16)
- Диссиденты (54)
- Еврейская тема (128)
- ЖЗЛ (792)
- Артисты и режиссеры (69)
- Музыканты и композиторы (44)
- Общественные деятели и герои (45)
- Писатели и поэты (262)
- Ученые и философы (34)
- Художники и скульпторы (189)
- Забытые имена (53)
- Здоровье (93)
- Интересно! (30)
- Искусство (2157)
- ХХ век (65)
- Американское искусство (60)
- Ювелирные изделия (6)
- Еврейское искусство: Художники, погибшие в Холокос (2)
- Картина в деталях (2)
- Старые мастера (1)
- АРТПРОСВЕТ (13)
- Братство прерафаэлитов (42)
- Вернисаж одной картины (200)
- Густав Климт (24)
- Импрессионизм (75)
- Картина дня (156)
- Классическая живопись (225)
- Модернизм (45)
- Музеи мира (27)
- Натюрморт (203)
- Пейзаж (176)
- Портрет (192)
- Русский авангард (68)
- Русское искусство (187)
- Скульптура (62)
- Современная живопись (430)
- Японское, китайское и корейское искусство (38)
- Истории и письма о любви (29)
- История вещей (6)
- История и экономика (38)
- Как прекрасен этот мир, посмотри (59)
- Кино (85)
- Кулинария (205)
- Легенды и мифы (17)
- Сказки (3)
- Литература (1339)
- Актуальная поэзия (110)
- Воспоминания, письма и эссе (7)
- 100 лет — 100 книг русской литературы XX-го века (3)
- Воспоминания (76)
- Календарь литературных преследований (29)
- Любимые стихотворения (43)
- Поэзия (452)
- Поэзия и живопись (163)
- Поэзия серебряного века (275)
- Проза (70)
- Шедевры мировой поэзии (47)
- Мудрость (287)
- Музыка (640)
- Балет (23)
- Инструментальная музыка (23)
- Музыкальные открытки (74)
- Опера (5)
- Современная музыка (399)
- Французский шансон (4)
- Мультипликация (4)
- Невыдуманные истории (8)
- Оформление дневника (103)
- Полезные советы (7)
- Природа (203)
- Драгоценные камни (1)
- Животные (5)
- Пейзажи (15)
- Птицы (12)
- Сады и парки (73)
- Цветы (37)
- Путешествия (727)
- Германия (16)
- Аргентина (2)
- Испания (1)
- Швейцария (1)
- Непал (1)
- Бразилия (3)
- Европа (347)
- Израиль (7)
- Индия (12)
- Италия (37)
- Китай (38)
- ОАЭ (3)
- Россия (19)
- США (31)
- Таиланд (10)
- Украина (14)
- Франция (61)
- Чили (2)
- Япония (49)
- Репрессированная литература (9)
- Современность (51)
- Страницы истории (27)
- Театр (23)
- Фантазия (16)
- Фотографии (465)
- Редкие фотографии (26)
- Фото дня (225)
- Фотопрогулка (80)
- Фототерапия (16)
- Юмор (84)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
РАССКАЗЫ О ЖИВОПИСИ И КАРТИНАХ: Борис Кустодиев. «Осень над городом»
Понедельник, 18 Сентября 2017 г. 07:11 + в цитатник
РАССКАЗЫ О ЖИВОПИСИ И КАРТИНАХ: Борис Кустодиев. «Осень над городом»
Борис Михайлович Кустодиев – самобытный русский живописец конца XIX — первой четверти XX века. Картина «Осень над городом» существует в двух вариантах, написанных в разное время, и является частью серии из трех картин, в которую также входят картины «Осень в провинции» и «Осень». Полотно создано в 1915 году, на сегодняшний день хранится в одной из частных коллекций, вследствие чего не доступно для свободного просмотра.
Основной цвет картины желто-красный. На переднем плане мы видим дерево с золотистой пышной кроной, за ним – красный куст. Рядом с деревом стоит слегка покосившаяся театральная афиша.
Холм, с которого смотрит художник на город, обнесен зеленым забором из длинных деревянных стволов. По центру забор уходит вниз, к городу, который виднеется вдали в зеленоватой дымке. Справа от спуска стоит открытая беседка, на которой спиной к городу сидит мужчина, сложивший ногу на ногу и подперший подбородок рукой. Позади него видны вершины желтых крон деревьев, растущих на склоне. Мужчина, возможно, гуляя по городу, присел на скамью отдохнуть, то ли ожидает встречи с кем-то, то ли просто замечтался, любуясь окружающей красотой природы.
Но у этой картины «Осень над городом» есть еще один вариант, который был написан в 1918 году. Картина хранится в Государственном Русском музее. Здесь художник изобразил осень совершенно иначе. Темные облака на сероватом небе, довольно пасмурно и сумрачно. Совсем другие краски, другое настроение. Пожелтевшая листва на деревьях не золотится, переливаясь яркими красками, а уже побурела, и, кажется, еще один порыв сильного ветра и она облетит с деревьев и мягким ковром устелет землю. Впечатление усиливает то, что художник поместил пожелтевшие деревья среди темных мрачных сосен.
В глубине парка виднеется беседка. Помните, в предыдущем варианте картины в этой беседке сидел молодой человек, который то ли любовался окружающей красотой природы, то ли просто ожидал кого-то. А сейчас там никого нет. В парке довольно пустынно. Только двое людей, которые изображены в левом нижнем углу картины. Эта пара производит очень сильное впечатление.
Пожилой мужчина в шляпе сидит на скамье, в одной руке он держит трость, а другой рукой он опирается на сиденье скамьи с большим усилием, очевидно, пытается встать со скамейки. Рядом с ним, явно озябнув и съежившись, стоит женщина, тоже в шляпе и пальто с меховым воротником и в белых сапожках. Эти мужчина и женщина хоть и вдвоем, но не вместе. Женщина, видя усилия мужчины, не спешит помочь ему. Что-то разделяет их.
Вдали за ними, внизу, сквозь туманную дымку просматриваются дали до самого горизонта, крыши домов города, виднеются стены белокаменной церкви. Город живет своей жизнью.
Картина Бориса Кустодиева наталкивает на грустные размышления и возникает вопрос, только ли осень природы хотел показать художник, возможно, есть и второй сюжет в картине – это осень жизни, ее закат. Невольно вспоминаются стихи Наума Горовица:
ДВЕ ОСЕНИ
Две осени во времени одном —
Моя, и та, что за окном.
Моя капризная и сумрак в ней, и свет.
А та, что за окном в багряном перламутре,
Как женщина в расцвете лет
Налитая, бодра, но чуточку седая утром.
Две осени в одну и ту же пору:
Моя — предвестница метели скорой,
А та,что за окном бессмертна в повторвньи —
Она и завершенье, и творенье.
Картина «Осень над городом» является частью триптиха Бориса Кустодиева. О других картинах этого триптиха «Осень в провинции. Чаепитие» можно прочитать здесь , а о картине «Осень» — здесь.
Рубрики: | Рассказы о живописи и картинах |
Метки: РАССКАЗЫ О ЖИВОПИСИ И КАРТИНАХ Борис Кустодиев. «Осень над городом»
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям
Источник
Кустодиев Б. М. — Осень в провинции. Чаепитие
Борис Михайлович Кустодиев – прекрасный мастер цвета, насыщенных, ярких красок и колорита. Работы художника отличает индивидуальное, характерное только для него чувство тона. В этом смысле замечательно полотно Б.М. Кустодиева «Осень в провинции. Чаепитие». Картина написана в 1926 году и на сегодняшний день полотно выставлено в Государственной Третьяковской галерее.
Полотно Кустодиева посвящено изображению умиротворённого неспешного быта купеческой семьи, сытой, довольной жизни купечества. Эта жизнь богатая, праздная, наполненная яркими орнаментами нарядных искусно тканых платков, нарядов. «Осень в провинции. Чаепитие» написана масляными красками, но полотно рождает эффект акварельной зарисовки. Контрастные затёки краски напоминают полуявные акварельные разводы. Цвета только непривычно для акварели яркие, звенящие, тонально резкие, сильно акцентирующие зрительское внимание на себе, обостряя восприятие, усиливая эмоцию тепла от осенних красок, уходящих дней летнего зноя. На переднем плане картины выписана сцена чаепития. Две купчихи, разряженные, разрумяненные, довольные пьют неспешно чай. Одна из купчих подливает себе из самовара горячего чая и тепло улыбается с полузакрытыми глазами от удовольствия душевным разговором. Атмосфера особого купеческого быта, достатка и богатства читается во всём: и в пышных нарядах купчих, и в щедро убранном к чаепитию застолье. Средний, основной план выписан менее подробно, условно. Главное – это цвет, особое пространство провинциального городка, где редко проезжают запряжённые экипажи, свободно прохаживаются гуси и куры, играют дети, а булочная и иные бакалеи неспешно ведут свою тихую торговлю, позволяющую купечеству всё более расцветать и богатеть. Дальний план уже традиционно представляет собой образ церкви на фоне неба, затянутого осенними плотными облаками. Лишь сине-лиловые тонкие тени подчёркивают контуры облаков. Пространство неба показано фрагментарно, своего рода в обрамлении яркой, жгучей осенней листвы. Красные, жёлтые, пламенно-рыжие краски крон деревьев, несмотря на осеннее настроение, постепенное угасание летних разноцветных дней, выступают точно утверждение красоты жизни во всех её обильных, множественных образах.
Борис Михайлович Кустодиев показывает, насколько прекрасна жизнь. Жизнь обычная, вместе с её каждодневными заботами и хлопотами, когда время словно бы застыло, заснуло в этом похожем на сновидение мире спокойной, лишённой всяческих потрясений жизни российской провинции далёкой ушедшей безвозвратно эпохи.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Архитектура (347)
- Дворцы, замки и крепости (154)
- Классика (11)
- Модерн (18)
- Мосты (3)
- Театры и музеи (5)
- Храмы мира (89)
- Рассказы о живописи и картинах (93)
- (0)
- Аудиокниги (25)
- Великие истории и письма о любви (48)
- ГУЛАГ И ГОЛГОФА (82)
- История и документы (18)
- Люди и судьбы (57)
- Палачи и стукачи (1)
- Деткам (16)
- Диссиденты (54)
- Еврейская тема (128)
- ЖЗЛ (792)
- Артисты и режиссеры (69)
- Музыканты и композиторы (44)
- Общественные деятели и герои (45)
- Писатели и поэты (262)
- Ученые и философы (34)
- Художники и скульпторы (189)
- Забытые имена (53)
- Здоровье (93)
- Интересно! (30)
- Искусство (2157)
- ХХ век (65)
- Американское искусство (60)
- Ювелирные изделия (6)
- Еврейское искусство: Художники, погибшие в Холокос (2)
- Картина в деталях (2)
- Старые мастера (1)
- АРТПРОСВЕТ (13)
- Братство прерафаэлитов (42)
- Вернисаж одной картины (200)
- Густав Климт (24)
- Импрессионизм (75)
- Картина дня (156)
- Классическая живопись (225)
- Модернизм (45)
- Музеи мира (27)
- Натюрморт (203)
- Пейзаж (176)
- Портрет (192)
- Русский авангард (68)
- Русское искусство (187)
- Скульптура (62)
- Современная живопись (430)
- Японское, китайское и корейское искусство (38)
- Истории и письма о любви (29)
- История вещей (6)
- История и экономика (38)
- Как прекрасен этот мир, посмотри (59)
- Кино (85)
- Кулинария (205)
- Легенды и мифы (17)
- Сказки (3)
- Литература (1339)
- Актуальная поэзия (110)
- Воспоминания, письма и эссе (7)
- 100 лет — 100 книг русской литературы XX-го века (3)
- Воспоминания (76)
- Календарь литературных преследований (29)
- Любимые стихотворения (43)
- Поэзия (452)
- Поэзия и живопись (163)
- Поэзия серебряного века (275)
- Проза (70)
- Шедевры мировой поэзии (47)
- Мудрость (287)
- Музыка (640)
- Балет (23)
- Инструментальная музыка (23)
- Музыкальные открытки (74)
- Опера (5)
- Современная музыка (399)
- Французский шансон (4)
- Мультипликация (4)
- Невыдуманные истории (8)
- Оформление дневника (103)
- Полезные советы (7)
- Природа (203)
- Драгоценные камни (1)
- Животные (5)
- Пейзажи (15)
- Птицы (12)
- Сады и парки (73)
- Цветы (37)
- Путешествия (727)
- Германия (16)
- Аргентина (2)
- Испания (1)
- Швейцария (1)
- Непал (1)
- Бразилия (3)
- Европа (347)
- Израиль (7)
- Индия (12)
- Италия (37)
- Китай (38)
- ОАЭ (3)
- Россия (19)
- США (31)
- Таиланд (10)
- Украина (14)
- Франция (61)
- Чили (2)
- Япония (49)
- Репрессированная литература (9)
- Современность (51)
- Страницы истории (27)
- Театр (23)
- Фантазия (16)
- Фотографии (465)
- Редкие фотографии (26)
- Фото дня (225)
- Фотопрогулка (80)
- Фототерапия (16)
- Юмор (84)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Рассказы о живописи и картинах: Борис Кустодиев. Осень, 1924
Воскресенье, 17 Сентября 2017 г. 13:33 + в цитатник
Борис Кустодиев. Осень, 1924
Борис Михайлович Кустодиев – русский живописец конца XIX — первой четверти XX века. Картина «Осень» является частью серии из трех картин под названием: «Осень в провинции» и «Осень над городом». Полотно создано в 1924 году, на сегодняшний день хранится в одной из частных коллекций, вследствие чего, к свободному просмотру не доступно.
На картине художник изображает осень во всех ее красках, такой, какой ее видели изнеженные жители больших барских усадеб, одна из которых виднеется на втором плане полотна.
Первый план картины украшает изображение женщины в ярком пышном платье, под стать окружающей светлой и переливающейся всеми красками радуги природе. Женщина по всей видимости отправилась на прогулку и встретила своего знакомого, который вышел полюбоваться теплым осенним деньком на крыльцо своего дома. Пейзаж типично деревенский, бегают куры и петухи, крестьянин пытается унять разыгравшегося белого коня, дорога убегает прямиком к сияющей голубизной речке. Всюду царит суета и веселье, окружающая природа и люди радуются теплому осеннему дню.
Над большим барским домом возвышаются кроны ярко красных деревьев, некоторые из них еще сохраняют летнюю зелень, либо изначальную желтизну, другие же готовы предстать во всей красе перед каждым, кто задумал пройти теплым осенним деньком по деревенской улочке. За домами и деревьями виднеется колокольня, она также как и верхушки деревьев уходит ввысь и подымается к голубому и чистому небу.
На другом берегу реки также виднеются дома и, по-видимому, другая деревня. Окружающий пейзаж так и манит пойти в лес, на рыбалку, по грибы, устроить отдых и незабываемую прогулку по опавшей листве. Это самая яркая из трех картин представленных художником, наиболее красивая и одухотворенная, та, которая запоминается с первого взгляда.
Картина «Осень» является частью триптиха Бориса Кустодиева. О картине «Осень в провинции. Чаепитие» можно прочитать здесь, а о картине «Осень над городом» — здесь.
Метки: Рассказы о живописи и картинах Борис Кустодиев. Осень 1924