Квест по сказке конек горбунок

Сценарий
литературного квеста

 среди учащихся 3-4 классов  

Цель и задачи Квеста:

·       
развитие интереса к родной литературе;

·       
совершенствование коммуникативных навыков;

·       
воспитание доброго духа соперничества, чувства коллективизма,
ответственности,

·       
организация интеллектуально-творческой среды в школах;

·       
повышение престижа читательской компетентности у учеников
начальной школы;

·       
популяризация литературного творчества;

·       
развитие способности участников к самообразованию и
самореализации;

·       
организация активного интеллектуального отдыха учеников.

Ход
игры:

Звучит
мелодия заставки передачи «В гостях у сказки».

1
Ведущий:
(все слова принадлежат ведущим
(учащимся)).

За горами, за
лесами,

За широкими
морями,

Не на небе — на
земле

Жил старик в одном
селе.


Ведущий:
Так начинается сказка про Конька —
Горбунка, которая известна во всем мире, как и имя ее автора- Петра Павловича
Ершова.

1
Ведущий: 
Кажется, эта сказка существовала
всегда. А вот, нет. Петр Павлович Ершов написал ее  185  лет назад. В 2019 году
в мае ей исполнилось 185 лет, а 6 марта 2019 года ее автору исполнилось  204 
года.


Ведущий:
В 1833 году профессор Петербургского
университета Плетнев вошел в аудиторию и начал читать первые строки этой
сказки, а потом сказал, что автор данного произведения находится здесь же, в
аудитории. Ершов представил свою сказку как курсовую работу. Сказка очень
понравилась студентам, а 19-летний Ершов стал знаменитым.

1 Ведущий:  Пётр
Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года в  сибирской деревне Безруково
Ишимского уезда Тобольской губернии (сейчас это Тюменская область).

2  Ведущий:  В
1834 году сказка была напечатана в журнале «Библиотека для чтения». Сказка при
жизни автора выдержала семь изданий. Когда из печати вышло четвертое издание
сказки, Ершов писал: «Конек мой снова поскакал по всему русскому царству,
счастливый ему путь!» 
Сказку узнала вся читающая Россия. Когда Александр
Сергеевич Пушкин прочитал «Конька — Горбунка», он сказал: «… теперь этот род
сочинений можно мне оставить».

1 Ведущий:  Сказку 
издают на английском, французском, немецком, польском … даже на японском
языках.

2  Ведущий:  По 
сказке был поставлен балет «Конек — Горбунок», снят художественный фильм. В
1947 году на киностудии «Союзмультфильм»   был снят мультипликационный фильм.

1 Ведущий:  «Конек
— Горбунок» — сказка в стихах. Она насыщена волшебными героями. Сказку «Конек —
Горбунок» читать одно удовольствие! В ней и юмор, и философия, и, конечно,
чудеса.

2
Ведущий: 
И сегодня мы с вами вспомним эту
замечательную сказку и проверим, кто знает ее лучше всех.
В
квесте участвуют  4 команды, которые должны пройти   5 станций.

·       
1
станция — Логическая

·       
2
станция — Учебно — образовательная викторина

·       
3
станция — Учебно — образовательная лексическая

·       
4
станция — Спортивная               

·       
5 станция — Творческая (домашнее задание)

1 Ведущий:  Каждая
команда получает маршрутный лист.
На каждой  станции   
участники выполняют задания и набирают баллы. На каждой станции  команда должна
быть в полном составе!

2  Ведущий:  В
результате прохождения всей квестовой зоны игроки должны набрать определенное
количество баллов.

Время прохождения каждой точки маршрута не
должно превышать 5 минут. Творческая  станция – до 15 мин.

1
Ведущий: 
Итак, мы отправляемся  в  путешествие
по сказке Ершова «Конёк — Горбунок».

2
 Ведущий
:  Даём слово командам! 

Представление
команд (название, девиз, эмблема)

1
Ведущий: 
Всем удачи! Встречаемся на последней
станции «Творческая» здесь, в актовом зале!

1 станция
— Логическая

Время
на выполнение не более 5 минут 

Восстановите кадр, который подходит к
данному отрывку из сказки.

1)   
За горами, за лесами,

За
широкими морями,

Против
неба – на земле

Жил
старик в одном селе.

У
старинушки три сына:

Старший
умный был детина,

Средний
сын и так и сяк,

Младший
вовсе был дурак.

1-6.jpg

2)   
В долгом времени аль вскоре

Приключилося
им горе:

Кто
– то в поле стал ходить

И
пшеницу шевелить.

1-7.jpg

Кобылица
молодая,

Очью
бешено сверкая,

Змеем
голову свила

И
пустилась как стрела.

Вьётся
кругом над полями,

Виснет
пластью надо рвами,

Мчится
скоком по горам,

Ходит
дыбом по лесам,

Хочет
силой аль обманом,

Лишь
бы справиться с Иваном;

Но
Иван и сам не прост –

Крепко
держится за хвост.

1-8.jpg

3)   
Спотыкнувшися три раза,

Починивши
оба глаза,

Потирая
здесь и там,

Входят
братья к двум коням.

Кони
ржали и храпели,

Очи
яхонтом горели;

В
мелки кольца завитой,

Хвост
струится золотой,

А
алмазные копыта

Крупным
жемчугом обиты.

Любо
– дорого смотреть!

1-9.jpg

4)   
Как завоет тут Иван,

Опершись
о балаган:

«Ой
вы, кони буры – сивы,

Добры
кони златогривы!

Я
ль вас, други, не ласкал,

Да
какой вас чёрт украл?…»

1-10.jpg

2
станция — Учебно — образовательная викторина

Время
на выполнение не более 5 минут 

Вопросы викторины:

1.     Сколько братьев
было у Ивана и как их звали? / Два. Данила и Гаврила/

2.     Чем
занимались Иван с братьями? /Сеяли и продавали пшеницу/

3.     Как
провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? /Один
закопался в сене, а другой « ходил дозором у соседки под забором»/

4.     Кого
увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы?
/Белую кобылицу с золотой гривой; сказал, что дьявол воровал их пшеницу/

5.     Сколько
коней было у Ивана, и откуда они взялись? /Три; родила их Ивану
в подарок белая кобылица/

6.     Какую
первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану? /Догнал братьев,
укравших у Ивана коней/

7.     Какую
первую чудесную вещь нашёл Иван? /Перо Жар-птицы/

8.     Почему
Конёк-горбунок не советовал Ивану брать перо Жар-птицы? /Много
непокою принесёт оно с собою/

9.     Куда
спрятал перо Жар-птицы Иван? /Завернул в тряпицу и в шапку
спрятал/

10. Кто и почём купил
златогривых коней у Ивана? /Царь, за 10 шапок серебра/

11. Как попал Иван
конюхом на царскую конюшню? /Потому, что златогривые кони никого, кроме Ивана,
не слушались/

12. Кто выкрал перо
Жар-птицы у Ивана и зачем? /Бывший конюх, чтобы избавиться от Ивана/

13. Какое первое
задание царь дал Ивану? /Поймать жар-птицу/

14. Где Иван ловил
Жар-птицу? /На горе из серебра/

15. Куда спрятался
Иван, чтобы высмотреть и поймать Жар-птицу и что
использовал для приманки? /Под корыто, наполненное зерном с вином/

16. Какое второе
задание дал царь Ивану? / Найти и привезти Царь-девицу/

17. Где обитала
Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю? /На
океяне; два раза/

18. На чём плавала
Царь-девица и на каком музыкальном инструменте она
играла? /На шлюпке; на гуслях/

19. Чем Иван заманил
Царь-девицу? /Золотым шатром с угощением/

20. Почему Иван с
первого раза не смог поймать Царь-девицу? /Уснул/

21. Что сделал Иван,
чтобы не проспать Царь-девицу? /Колол себя острыми гвоздями и камнями/

22. Какое третье
задание царь дал Ивану? /Достать перстень Царь-девицы
со дна океана/

23. Кто помог Ивану
найти перстень на дне океана /Чудо-юдо Рыба-кит и Ёрш/

24. Кто были
родственники Царь-девицы? /Мать-Месяц (Луна), брат-Солнце/

25. За что и как был
наказан Чудо-юдо Рыба – кит? /За то, что он проглотил три
десятка кораблей, Бог поселил на его спине людей /

26. Что должен был
сделать Рыба – кит для своего прощения? /Дать свободу
кораблям/

27. Какое условие
поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен
был выполнить это условие? /Царь должен помолодеть, а для этого ему надо было
искупаться в трёх котлах: кипятке, в кипящем молоке, студёной воде /

28. Какую последнюю
волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок? /Иван искупался в трёх котлах,
после того, как Конёк-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды
прыснул/

29. Что стало с царём
и с Иваном? /Царь, сварился, а Иван стал красавцем/

3 станция — Учебно — образовательная
лексическая

Время
на выполнение не более 5 минут 

 «Словарный
переулок
»

На
этой станции вам встретятся устаревшие слова, т.е. слова, которые не
употребляются в современном русском языке, но они встретились вам в сказке  П. П.
Ершова.  Надо найти значение слов (карточки разрезаны и перемешаны ).  Надо
правильно совместить слово и значение.

Сказочный словарь

Значения устаревших слов

Почивальня

Басурман

Городничий

Малахай

Стремянный

Пенять

седмица

Спальня

Иноземец

начальник города

тёплая меховая шапка

конюх – слуга

упрекать,
укорять

неделя

Сказочный словарь

Значения устаревших слов

Красно платье

Челядь

Вершок

Аршин

Плошка

Каурка

Недалече

Сенник

Вдругорядь

Глашатай

Мешкотно

Конюший

Сусек

Басурманин     

нарядное, цветное, красивое

слуги

старинная русская мера длины, равная 4,4 см.

старинная русская мера длины, равная 0, 711метра 

плоский и круглый сосуд  со свечой, применявшийся в
старину для освещения

лошадь рыжей масти

недалеко

навес для хранения сена

во второй раз, снова

человек, объявляющий волю царя

медленно

начальник конюшни

отгороженное место, где хранится овёс, зерно

иноземец, человек чужой веры

4
станция – Спортивная

Время
на выполнение не более 5 минут 

1.  «Конёк-Горбунок» (участие
одновременное, индивидуальное).

— Каждый участник эстафеты будет
изображать Конька-Горбунка. Для этого потребуется мяч. Участник сгибается в
поясе, берет мяч и кладет его к себе на спину, придерживая руками. Дойти до
финиша и так же обратно.

2. Во время скачки Конек-Горбунок,
также с мячом на спине должен преодолеть препятствие — стул. На него нужно
залезть, затем спрыгнуть, и добежав до финиша, издать ржание коня и вернуться
бегом к старту, не теряя при этом мяч за спиной.

3. По
сигналу, первый участник начинает прыжки на двух с зажатой между ног
гимнастической палкой, которую удерживает одной рукой, другой рукой удерживает
мяч за спиной (имитируя горб), доходит до финиша, возвращается назад, выполняя
тоже задание. Передаёт гимнастическую палку и мяч следующему участнику.

4. Двое изображают лошадь «берут» на спину другого и
передвигаются до финиша, кто нёс остаётся там, кого несли возвращается обратно
за следующим. Продолжаем до тех пор, пока вся команда не будет у финиша.

5.  Каким образом Иван превратился в доброго молодца? (он нырнул
в кипяченное молоко, затем в котел с водой вареной, а оттуда в котел с водой
студеной).  Теперь обручи это три котла. Суть препятствия в том, что обручи
следует разложить в определённом порядке, на необходимом расстоянии друг от
друга (с учётом возраста детей). Прыгаем  из котла в котёл. Если, каким-то
неопределённым образом, котёл сдвинулся  с места, то следующему Иванушке предстоит
более опасное путешествие.

5 станция — Творческая (домашнее задание).
Время выполнения до 15 минут, максимальное 10 баллов.

Критерии: — наличие костюмов,
атрибутов;

-артистизм участников

— знание  текста наизусть

-умение передать образ зрителю

-сценическая культура

На основании выставленных баллов,
формируется рейтинг. Команда, набравшая большее количество баллов признается
победителем Квеста. В случае получения командами одинакового количества баллов
и невозможности определить победителя, жюри проводит конкурс капитанов команд. 
Капитан, который выигрывает конкурс, приносит победу своей команде в Квесте.

Конкурс
капитанов, в случае если победитель не один

КРИПТОГРАММА —
зачеркните все повторяющиеся буквы, а из оставшихся сложите слово. (ЕРШОВ).

Г

Ж

А

Л

Е

Н

И

Р

С

М

Д

М

У

Ш

Д

У

О

И

А

Н

В

Л

Г

С

Ж

1 Ведущий:  Итак,
внимание!
Объявляем  результаты  квеста . Слово
жюри!

Результаты квеста, награждение

2  Ведущий:

Всем
спасибо за вниманье

За задор и звонкий смех
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь
Говорим мы,  до свиданья

До
свиданья, до новых встреч!

Учебный
предмет
:
внеклассное занятие в рамках недели
детской книги.

Формат
мероприятия:

квест (познавательно-игровое мероприятие).

Тема:
«История
книги с древнейших времён до наших
дней».

Целевая
аудитория
:
учащиеся начальной школы.

Цель:
обобщение,
уточнение и расширение знаний учащихся
о книге как о явлении культуры,
средстве общения и особом носителе
информации.

Задачи:

  • способствовать
    формированию интереса к книге и
    чтению через воздействие визуального
    материала на эмоциональное восприятие
    учащихся;

  • развивать
    любознательность, творческие способности,
    кругозор;

  • формировать
    навык узнавания музыкального произведения
    по музыкальному фрагменту (музыкальную
    интуицию);

  • воспитывать
    уважительное отношение к писательскому
    труду, бережное отношение к 
    книге.

Актуальность

Ресурс
актуален, так как одной из составляющих
частей современного урока, в том числе
внеклассного занятия, является
использование мультимедийных средств.
Учебный материал в квесте структурирован,
визуализирован, интерактивен и представлен
в понятной для учащихся форме.

Содержание
ресурса

Презентация
из 24 слайдов содержит семь блоков.

1
блок – «Информационный»:

  • название
    квеста (слайд 1), приветствие участников,
    целеполагание, мотивация;

  • «Маршрут»
    (слайд 2), знакомит участников игры
    с маршрутом (этапами) квеста.

  • используемые
    информационные источники (слайд 24).

2
блок – «История книги»: слайд 3, знакомит
учащихся с историей книги.

3
блок – «Типография»: слайды 4-11, знакомят
с историй печатного дела, содержат
тестовые задания.

4
блок – «Библиотека»: слайд 12, содержит
задание по принципу игры «Данетка».

5
блок – «Пословицы и поговорки», 13 слайд,
задание на соответствие «Собери
пословицу» о книге.

6
блок – «Интересные факты», 14 слайд,
интерактивная книжка с эффектом листания,
знакомит с интересными фактами
и событиями, связанными с книгой.

7
блок – «Любимая книга», 15-23, содержат
короткую справку о сказке П. П. Ершова
«Конёк-Горбунок», занимательный
интерактивный материал (игру «Музыкальный
пазл» по принципу «Угадай мелодию» по
мотивам балета Р. Щедрина
«Конёк-Горбунок»).

Техническое
и программное обеспечение ресурса

Ресурс
представляет собой архив ZIP — WinRAR (.zip),
содержащий папку «Интерактивный квест_По
следам Конька-Горбунка», внутри которой
находятся два файла: документ
PDF
и презентация
PowerPoint.
Прежде
чем приступать к работе с ресурсом,
для корректного его воспроизведения,
следует извлечь папку с работой из архива
на рабочий стол.

Презентация
выполнена в программе
PowerPoint
2013. Для работы с ресурсом необходимы
звуковые колонки, мультимедийный
проектор, экран (интерактивная доска),
проигрыватель
Windows
Player,
установленный по умолчанию операционной
системой.

Правила
квеста

Ответы на
вопросы-задания игры озвучивает тот
участник, который первым поднял руку,
по итогам квеста лучшие (активные) игроки
поощряются учителем.

Возможна и
командная игра с участием 2-4 команд. В
этом случае задания выполняются по
предварительной жеребьёвке. Если игроки
отвечают не правильно, то возможность
ответить переходит другой команде.
Команды-победители определяются путём
подсчёта правильных ответов.

Подробное
описание сценария и способов показа
презентации

Блок
(раздел)

Действия
педагога

и учащихся

Описание
слайда

Номер
слайда

Информационный
блок

Учитель:
«Добрый день, ребята! Я уверена, все
вы узнали персонажей сказки
на слайде.
Кто это?».

Учащиеся:
«Иванушка и Конёк-Горбунок».

Учитель:
«
Верно
и сегодня Конёк-Горбунок приглашает
вас в необычное путешествие-квест.
Пройдя по следам Конька-Горбунка мы
повторим и узнаем много нового о
книге и чтении, готовы?».

Титульный
слайд

В
целях повышения мотивации слайд
озвучен. Переход на слайд 2 настроен
по щелчку.

1

Не
для публичного просмотра.

Информационные
источники:
ссылки
на Интернет-ресурсы, использованные
для создания презентации.

На слайде
24 установлены управляющие кнопки:

возврат
на слайд 2; в целях подведения
итогов, обобщения.

завершение
просмотра презентации.

24

Учитель:
«Ребята, предлагаю познакомиться
с маршрутом квеста «По следам
Конька-Горбунка». Прочитайте название
этапов и скажите, с какого этапа
начнём движение?»

Ученики:
«Начнём
с «Истории книги».

Маршрут
(распределительный
слайд):

На
каждый раздел установлена гиперссылка,
ведущая на первый слайд
соответствующего раздела презентации.

Для
перехода следует нажимать на кнопки
по порядку, начиная с кнопки
зелёного цвета.

кнопка
с гиперссылкой на информационные
источники;

завершение
просмотра презентации.

2

История
книги

Учитель:
«Ответьте
на вопросы об истории книги.

  1. Когда
    и где появилась первая книга?

  2. Из
    чего была сделана первая книга?

  3. Как
    в древности хранили книги из папируса?

  4. Материал
    для письма, изготовленный из шкур
    животных?

  5. Какой
    материал для создания книг изобрели
    китайцы?

  6. Материал
    для письма, используемый в Древней
    Руси?»

История
книги:
на
слайде применён технологический
приём «сорбонка». По щелчку на вопрос
появляется правильный ответ
(подсказка).

Возврат
на слайд 2 (маршрут) осуществляется
по щелчку на управляющую кнопку.

3

Типография

Учитель:
«Много лет назад появилась первая
печатная книга в том виде, в котором
мы привыкли её видеть. Конёк-Горбунок
предлагает нам ответить на вопросы
о том, как зарождалось печатное дело
в разных странах. Вопрос со слайда
читает тот участник игры, который
хочет на него ответить».

Ученики:

  1. Как
    называется производственное
    предприятие, фабрика, выпускающая
    печатную продукцию: газеты, книги,
    журналы, брошюры? (Типография).

  2. Крупное
    сооружение, тяжёлый пресс с рычагом
    для печати книг, изобретённое в
    Германии Иоганном Гуттенбергом
    более

5 веков
назад? (Печатный станок).

  1. Металлический
    брусочек

с зеркальным
изображением буквы, служащий вместе

с другими
для набора текста
в
типографии? (Литера).

  1. Одна
    из первых книг, выпущенных после
    изобретения печатного станка
    Гутенберга. Для печати этой книги
    был разработан особый состав краски,
    благодаря этому печать не потеряла
    своей чёткости спустя многие годы?
    (Библия).

  2. Русский
    царь, при котором впервые, в Москве,
    не далеко

от Кремля,
была построена типография? (Иван
Грозный).

  1. Знаток
    литейного дела, столяр, маляр,
    переплётчик. Знал древнегреческий
    язык и латынь. Издатель первой
    печатной книги на Руси. О ком идёт
    речь? (Иван Фёдоров).

  2. Первая
    православная книга, которую Иван
    Фёдоров и его ученик Петр Мстиславец
    печатали целый год. Она вышла

в свет 1
марта 1564 года? (Апостол).

  1. Книга,
    составленная

Иваном
Фёдоровым специально

для детей,
на первой странице которой автором
написано

«Ради
скорого

младенческого
научения»? (Азбука).

Типография:
на слайде
тестовое задание, термины и понятия
по теме «Мировая история печатного
дела».

Вид
слайда до выбора правильного ответа.

Вид
слайда с правильным ответом.

На
каждую плашку со словом установлен
триггер, нажав на то или иное
слово, появляется прямоугольник
с правильным ответом, ответ
подтверждается фотографией.

Переход
к следующему слайду осуществляется
по щелчку на управляющую кнопку.

По
окончании раздела «Типография»
возврат на слайд-маршрут

осуществляется
по щелчку на управляющую кнопку
.

4-11

4-11

Библиотека

Учитель:

«Если
хочешь умным стать,

Нужно
много книг читать.

Чтоб
найти все книги века, Приходи в…».

Учащиеся:
«…
в библиотеку».

Учитель:
«Волшебный телевизор Конька-Горбунка
покажет нам фотографии, рассмотрите
их внимательно и ответьте на вопрос
«Это библиотека?».

Правильные
ответы:
ресторан
(кафе), здание библиотеки в маленькой
деревне Хуайроу, расположенной в
районе Пекина, в Китае, читальный
зал, типография, каток, библиотека.

Библиотека:
на слайде
задание по принципу игры «Данетка»,
т.е. ответить на вопрос нужно только
одним словом «Да» (или «Нет»). Проверить
правильность ответов можно по щелчку.

Возврат
на слайд-маршрут

осуществляется
по щелчку на управляющую кнопку
.

12

Пословицы
и поговорки

Учитель:
«Игра продолжается, внимание на
слайд: прочитайте начало пословицы
(левый столбик) и соедините её с концом
(стобик справа)».

Пословицы
и поговорки:
на слайде
задание на соответствие «Собери
пословицу».

По
щедчку на кнопку «Проверка» пословицы
«собираются».

Возврат
на слайд-маршрут

осуществляется
по щелчку на управляющую кнопку.

13

Интересные
факты

Учитель:
«Книги и книжное дело прекрасны не
только тем, что открывают нам новые
миры, но и своей способностью бесконечно
удивлять. Некоторые факты про книги
просто невероятны».

Учитель
комментирует ход событий, читает
пояснительный текст к изображениям.
Возможно привлечение к знакомству
с интересными фактами о книге заранее
подготовленных учащихся.

Учитель:
«Р
асскажите
свою историю знакомства с вашей
любимой книгой».

Учащиеся,
после небольшой подготовки, рассказывают
свои истории, связанные с книгой.

Интересные
факты:
на
слайде интерактивная книжка.

Книга
листается по щелчку на каждую
страницу, при необходимости есть
возможность вернуться к той или иной
странице, т.к. листание настроено
в обе стороны (вперёд и назад).

Возврат
на слайд-маршрут

осуществляется
по щелчку на управляющую кнопку.

Любимая
книга

Учитель:
«У каждого из вас есть свои любимые
места в городе, любимые игрушки
и, конечно же, любимые книги. Уверена,
что среди множества книг на вашей
книжной полке особое место занимает
сказка П. П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Впервые отрывки из сказки были
напечатаны (или, как говорят издатели,
опубликованы) в журнале «Библиотека
для чтения» в 1834 году.

Главные
персонажи сказки — крестьянский сын
Иванушка-дурачок и волшебный Конёк-Горбунок.
Верный друг и товарищ он постоянно
выручал своего хозяина. Каждому бы
такого друга!

В
2019 году любимой сказке исполняется
185 лет!

Учитель:
«Вспомните героев сказки, прочитайте
слова характеризующие Царя и Иванушку
и разделите их на две группы».

Учащиеся:
«Царь
глупый и жадный, Иванушка добрый
и смекалистый».

Любимая
книга:

на слайде короткая справка об атворе
сказки «Конёк-Горбунок» П.П.Ершове.

Переход
к следующему слайду осуществляется
по щелчку.

Главные
герои:

на слайде изображение Царя и Иванушки,
и слова, которые предлагается разделить
на две группы.

По
щелчку мыши каждое слово занимает
«своё» место в одном из двух столбиков,
формируя схему характеристики геров
сказки.

Переход
к следующему слайду осуществляется
по щелчку.

15

16

Учитель:
«По мотивам сказки российский
композитор Родион Щедрин сочинил
балет «Конёк-Горбунок» – музыкальный
спектакль с участием симфонического
оркестра и танцоров.

Впереди
нас ждёт увлекательная игра «Угадай
мелодию», в которой прозвучат
музыкальные фрагменты скзочного
балета».

Один
из детей по выбору педагога читает
вслух правила игры: «

Нажмите
на Жар-птицу в верхнем правом углу
слайда, послушайте музыку.

Определите,
какой фрагмент балета «Конёк-Горбунок»
прозвучал.

Щелчком
мыши выберите ответ из предложенных.

Если
ответ правильный, откроется фрагмент
картинки. Неверный ответ исчезает.

Чтобы
начать игру нажмите на стрелку».

Балет
«Конёк-Горбунок»:
на слайде
портреты писателя П. Ершова и
композитора, автора балета
«Конёк-Горбунок» Р. Щедрина.

По
щелчку появляются правила игры.

Переход
к игровым слайдам по щелчку на
стрелку.

17

Учитель
проводит игру фронтально, кто из
детей быстрее поднимет руку, тот
и произносит вслух правильный
ответ.

Задания,
вызывающие затруднения, выполняются
с помощью педагога, путём обсуждения,
повторного слушания, в случае
необходимости, и наводящих вопросов.

Правильные
ответы:

  1. «Ночь».

  2. «Рыба-кит».

  3. Полёт
    Конька-Горбунка.

  4. Шествие
    Царя Гороха.

  5. «Золотые
    рыбки».

  6. «Купание
    в котлах».

Когда
маршрут будет пройден, учитель
благодарит всех за игру и отмечает
лучших игроков.

Слайды-задания:
тестовое
задание, задание на развитие музыкальной
интуиции.

На слайде
список с названиями

музыкальных фрагментов из балета
с установленными на них триггерами
и аудио файл (Жар-птица). Выбор
ответа по щел
чку
на прямоугольник с названием того
или иного фрагмента балета.

В случае
верного ответа, по щелчку на выбранное
название, оно меняет цвет на более
яркий, появляется картинка (фрагмент
пазла), звучит аудио сигнал,
подтверждающий правильность выбора,
остальные названия становятся
прозрачными.

Вид
слайда с правильным ответом.

В случае
неправильного ответа, по щелчку
на выбранное название, оно становится
прозрачным.

Переход
к следующему слайду с заданием
по щелчку на кнопку.

Когда
все задания выполнены, появляются
кнопка для завершения показа
презентации

и
кнопка для перехода к слайду
«Маршрут»

в
целях обощения и подведения итогов
квеста (по выбору учителя).

18-23

Используемые
ресурсы:

  1. Загадка
    про библиотеку
    https://po-ymy.ru/zagadka-pro-biblioteku-i-pro-bibliotekarya.html

МБОУ Татарско-Сайманская СОШ

Игра-путешествие по сказке

П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Из опыта работы учителя начальных классов Яфясовой А.К.

Игра-путешествие по сказке П.П. Ершова

«Конек–Горбунок

Оформление: сказка П.Ершова «Конек – Горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, карточки с названиями команд, жетоны, рисунок с изображением Конька –Горбунка, призы. Ведущий: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Ершов – родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет. К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций. Многие высказывания Для того, чтобы совершить путешествие — игру по сказке, необходимо разделиться на три  команды. Каждая команда получает по флажку с изображением Конька- горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.

I. Вопросы для разминки.

1)  Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки?

Ответ: В этой сказке два главных героя: Конек – Горбунок, Иванушка.
И все же автор назвал сказку именем только одного героя.

2)  А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?

Ответ: Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту. Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек. Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой  самодельной  игрушки. А какова была его дальнейшая судьба, мы узнаем, если перелистаем страницы сказки Ершова.

II. Литературная викторина

1)  Как звали трех братьев в сказке П. Ершова « Конек – Горбунок»?
(Данило, Гаврило, Ванюша)

2)  Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора? 

(Всю я ноченьку не спал;
На мое ж притом несчастье
Было страшное ненастье:
Дождь вот так ливмя и лил
Рубашонку всю смочил)

3)  Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?

( Всю я ноченьку не спал,
Да к моей судьбе несчастной
Ночью холод был ужасный,
До сердцов меня пробрал.)

4)  А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

(« Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал,
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам….
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.
Я шутить ведь не умею
И вскочил ему на шею….» )

5)  Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок?
( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

6)  Опишите, как выглядел Конек – Горбунок.
( Это конек ростом три вершка ( вершок равен 4 см) 
с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)

7)  У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней?  ( На базаре в конном ряду)

8)  Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?  ( Десять шапок серебра)

9)  Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы?  (Спальник – слуга царя)
10. И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?
(Пшеном, смешанным с вином)

11. А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном?  (Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул) 
12. За что рыба – кит несла свое мучение?
(За то, что «без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей»)

13. Почему царь сварился в котле, а Иван нет?  (Ивану помогал Конек – Горбунок)

14. Назовите любимое занятие Ивана-дурака.  (Иван очень любил петь и спать)

III. Сказочный словарь.

Для проведения этого конкурса мы выбрали ряд устаревших слов, значения которых объясняются в подстрочном примечании. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный словарь из десяти слов и их значений. Оценивается скорость выполнения заданий, кто быстрее сделает- поднимает флажок.

· Почивальня — спальня
· Стрельцы – старинное войско в Древней Руси
· Басурман — иноземец
· Городничий — начальник города в старину
· Глазей — подсматривающий
· Красно платье — нарядное, цветное, красивое
· Челядь – слуги
· Буерак — овраг, яма

Лубок   (Раскрашенные картинки с изображением героев былин и сказок)

Малахай   (Меховая шапка с длинными ушами. Длиннополая одежда без пояса)

Опояски  (Длинный кусок ткани, которой опоясывались, в него зашивали деньги)

Постучали ендовой   (Выпили вина)

Рядовой   (Слуга)

Объясни значение подчёркнутых старинных слов:

  1. «Гости! Лавки отпирайте,
    Покупайте, продавайте!»
    (Гости — купцы, торговцы.)

  2. «Тут Иван с печи слезает,
    Малахай свой надевает.»
    (Малахай — широкая одежда без пояса.)

  3. «Вот неделей через пять
    Начал спальник примечать.»
    (Спальник — придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)

  4. «Вот люблю дружка Ванюшу,
    Взвеселил мою ты душу,
    И на радости такой — 
    Будь же царский стремянной
    (Стремянной — придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.)

  5. «Царь кричит на весь базар:
    «Ахти, батюшки, пожар!
    Эй, решёточных сзывайте!
    Заливайте, заливайте!»
    (Решёточные — пожарные.)

  6. «Постой немножко,
    Прикажи сперва окошко
    В почивальне затворить…»
    (Почивальня – спальня)

IV. Составь портрет.

Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев и по желанию рисунок свой.

Чудо-юдо рыба-кит.
«Поперек моря лежит
Чудо- юдо рыба кит.
Все бока ее изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр–бор шумит.
На спине село стоит,
Мужики на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве меж усов,
Ищут девушки грибов…»

 Царь–девица.
« Царь–девица подплывает,
Входит с гуслями в шатер,
И садится за прибор.
« Хм! Так вот та царь-девица!

Как же в сказках говорится , —
Рассуждает стременной, —
Что куда красна собой
Царь- девица, так что диво!
Эта вовсе не красива:
И бледна–то, и тонка,
Чай, в обхват–то три вершка,
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу-ты! Словно у цыпленка!
Пусть полюбится кому,
А я и даром не возьму»

 Жар–птицы.
« Неча молвить страх красивы!
Ножки красные у всех,
А хвосты-то сущий смех!
Чай, таких у куриц нету,
А уж сколько парень свету,
Чай таких у куриц нету,
А уж сколько парень свету,
Словно батюшкина печь»

Чудо–кони.
«Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые, 
В мелки кольца завитой
Хвост струится золотой,
И алмазные копыты
Крупным жемчугом обиты»

V. Чьи это слова?

Всю я ноченьку не спал;
На моё ж притом несчастье
Было страшное ненастье!
Дождь вот так ливмя и лил…
(Старшего брата Данилы.)

Ну, Иван, — ему сказала —
Коль сумел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.
(Кобылицы.)

Я с повинной головою,
Царь, явился пред тобою,
Не вели меня казнить,
Прикажи мне говорить.
(Спальника.)

Но, сказать тебе по дружбе,
Это – службишка, не служба.
(Конька — Горбунка.)

Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь.
(Царь — девицы.)

Будьте милостивы, братцы,
Дайте чуточку подраться.
(Ерша.)

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом”

(Старик о старшем сыне Даниле)

Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня”

(Царь о Царь-девице)

Я шутить ведь не умею

(Иван-дурак – кобылице)

Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять”

(Конек-Горбунок Ивану)

Что ты долго не являлся?

Где ты, вражий сын, шатался?”

(Кит Ершу)

Путь-дорога, господа!

Вы откуда и куда?”

(Рыба-кит Ивану и Коньку)

VI. «Кто  это?» (определить по описанию героя  сказки)

Вьётся кругом над полями

Виснет пластью надо рвами

Мчится скоком по горам

Ходит дыбом по лесам”

(Кобылица – мать Конька-Горбунка)

Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян

(Царский спальник об Иване-дурачке)

Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

Чай в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

(Иван-дурачок о Царь-девице)

Ох, ты, вечная гуляка,

И крикун и забияка!

Всё бы, дрянь, тебе гулять

Всё бы драться да кричать”

(Дельфины об Ерше, когда его искали по Китову приказу)

 “Он зимой тебя согреет,

Летом холодом овеет,

В голод хлебом угостит

В жажду мёдом напоит”

(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)

  1. Конкурс «Что, где, когда?» 

1) Чем занимались старик и его сыновья? (Братья сеяли пшеницу, Да возили в град-столицу)

2)  Где “караулил” поле старший брат? (На сеннике)

3) Как старик сумел уговорить младшего сына, Ивана-дурака, отправиться караулить поле? Что он ему пообещал?  ((Я куплю тебе лубков. Дам гороху и бобов)

4)  Иван очень любил петь. Назовите некоторые из его песен. (“Распрекрасные вы очи”, ”Ходил молодец на Пресню”)

5)  Какие условия Иван-дурак поставил царю, когда соглашался идти служить в царскую конюшню?(Только, чур, со мной не драться,  И давать мне высыпаться,                  А не то я был таков!)

6)  Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу?                    (Три недели)

7) В какую сторону и сколько дней ехали Иван и Конек-Горбунок за Жар-птицей и Царь-девицей?  (На восток, 8 дней.)

8) Чем наградил царь Ивана, когда он привез Жар-птицу?  (Пожаловал чин ”царский стременной”)

9) Чем угрожал царь Ивану, если он не привезёт ему Царь-девицу?  (Посадить на кол)

10) При помощи чего Иван поймал Жар-птицу?  (Два корыта белоярова пшена,                          Да заморского вина)

11) Что потребовал у царя Иван для  «царевниной поимки»?                                (Две ширинки, шитый золотом шатёр,  Да обеденный прибор,                          Весь заморского варенья, И сластей для прохлажденья)

12) Какие условия выдвинула Царь-девица царю, когда он предложил ей выйти   за него замуж?  (То доставь ты мне в три дня Перстень мой из Окияна. Коль себя не пожалеешь, То опять помолодеешь)

13)  С какой скоростью скакал Конек-Горбунок?  (И в почин на первый вечер Верст сто тысяч отмахал И нигде не отдыхал)

14) Назовите родных Царь-девицы.  (Месяц – мать мне, Солнце – брат)

15) Сколько лет рыба-кит был в немилости у Солнца и за что?  (10 лет уж тут лежу … что без божьего веленья  Проглотил среди морей Три десятка кораблей)

16) Что предлагал в награду рыба-кит Ивану и Коньку-Горбунку за то, что они помогли ему освободиться?  (Раковин цветистых, Рыбок золотистых, Крупных жемчугов)

17) Какие рыбы помогали Ивану достать со дня морского сундук Царь-девицы?    (Рыба-кит, белые осетры, ёрш, лещ, сом, черный рак, два дельфина, сельди)

18)  Опишите сундучок Царь-девицы.  (С перстнем красным сундучок Пуд, по крайней мере, во сто)

19) Сколько лет было Царь-девице?  (Мне 15 только лет)

20) Сколько лет было Царю?  (70 лет)

21) В сказке описываются 4 лошади – кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади?  (Кобылица та была  Вся, как зимний снег, бела  Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой)

22) Какой рост Конька-горбунка? ( 3 вершка = 4,4 x 3 =13,2 см ) 

23) Вспомните эпиграф ко второй части.                                                             (Скоро сказка сказывается, А не скоро дело делается!) 

24) Сколько сказок было в книге слуги? (Пять.)   

25)  О чём эти сказки? (О бобре; о царе; о боярыне восточной; о князе Бобыле; о Царь-девице.)

26) На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.)

27)  В какой последовательности советовал конек-горбунок нырять Ивану в котлы?              ( В молоко сперва ныряй,// Тут в котел с водой вареной,// А оттудова в студеной.)

28) Чем закончилась сказка?  ( Сердцу  мило! Я там был; мёд, вино и пиво  пил.      По усам хоть и бежало, в рот ни капли не попало.)

29) А.С.Пушкин, прочитав сказку “Конек-горбунок”, сказал Ершову: “Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка”. Что же это за “сокровища”?   (Автор сказки использовал пословицы, поговорки, диалектные слова, народные фразеологизмы, загадки, приемы народных сказок – это все и есть сокровища русского языка.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:                                                                 – Чему  учит  эта  сказка?  (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее)

–  Какова основная мысль сказки? (Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку преодолевает  их)

Понравилась ли вам сказка?

– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  ИГРЫ. НАГРАЖДЕНИЕ  ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

праздник с участием всей семьи и друзей по мотивам сказки П.Ершова «Конек-горбунок».

Сценарий я написала в стихах в стиле Ершова. Это мои первый стихотворный опыт (чего для любимого чада не сделаешь), так что не судите строго. В тексте вставлены цитаты из авторского текста П.Ершова.

Реквизит и костюмы я сделала сама. Роли мы не заучивали, поэтому я просто раздала листочки с ролями всем действующим лицам. Роли я распределила между взрослыми. Сына зовут Иваном, так что он Иваном и был.

Реквизит:

  • Корона и воротник для Царя. Короной мы воспользовались готовой, а воротник я сделала из ватмана и раскрасила.

Царь

  • Шапочка «Конек-горбунок» (я сшила сама). 

конек-горбунок

  • Кокошник для Царь-девицы (тоже сделала сама).
  • Головной убор для месяца (картонный месяц, приклеенный на ободок).

Царь-девица и месяц

  • Торт с изображением жар-птицы, который собственно будут искать дети. Торт, использованный в нашем празднике, изготовила супруга моего брата Татьяна.

Торт

  • Большие конфеты или конверты, в которые надо положить конфеты и в один — перо (раскрашенное настоящее или нарисованное). 
  • Небольшой кусок обоев или большой лист бумаги, краски, карандаши, мелки для коллективного рисования Жар-птиц.
  • Плакат «Чудо-юдо рыба-кит», на который нужно слегка приклеить домики из цветной бумаги (7 штук по цветам радуги). С обратной стороны на домиках надо написать буквы, чтобы при раскладывании по цветам радуги получилось «МЕСЯЦ».

Рыба-кит

  • Если есть, мягкая игрушка кит (у нас был дельфин).

4

  • 5-7 коробочек или шкатулок, которые попарно или одинаковые, или с похожим рисунком, а одна не имеющая пары.
  • «Котлы». У нас роль коллов играли надувной бассейн с шариками, детская ванна и батут. 

8

  • Записка с ребусом или подсказкой о месте нахождения искомого торта. 

Можно ещё девочку жар-птицей нарядить.

Море позитива, обсуждений и воспоминаний. Один «актер» даже сказал, чтобы в следующий раз текст роли разослать заранее для заучивания. А мой племянник 13 лет, который был среди «детей», сказал, чтобы в следующий раз ему обязательно роль была. В заключении была большая фотосессия в костюмах.

Царь:

Торт, (имя ребенка), пригожий

Но его я спрятал тоже.

Ты исполни порученья,

И скажу без промедленья

Где твой тортик спрятал я-

Будет рада вся семья!

Конёк-горбунок: 

Соглашайся брат-(имя ребенка),

Много нас и мы поможем.

Царь:

Тогда первое заданье:

 Чтобы было мне светло,

Вы достаньте мне перо.

Но перо то не простое

От Жар-птицы, золотое!

Конёк-горбунок: 

Я скажу тебе по дружбе,

это службишка, не служба.

Служба, всё, брат, впереди.

Ты во двор теперь иди,

Там канат увидишь ты,

На канате том конфеты,

Ярким золотом одеты.

В тех конфетах есть добро –

Жароптицево перо!

КонкурсКонфеты развешаны на веревочках, надо с завязанными глазами, эти конфеты срезать. В одной из них и находится перо. Отдаем перо царю.

1

Царь:  Молодцы какие, дети!

Будет мне светло в полсвете!

А теперь Вы мне в светлицу

Принесите Жаро-птицу!

Конёк-горбунок: 

Я скажу тебе по дружбе,

это службишка, не служба.

Служба, всё, брат, впереди.

Ты сюда теперь иди,

Нарисуем мы Жар-птицу

И снесем её в светлицу!

КонкурсНадо нарисовать Жар-птиц на большом листе бумаги. Красками, карандашами, мелками.

2

Отдаем рисунки царю.

3

Царь:  Что достали мне Жар-птицу

В нашу царскую светлицу?

Конёк-горбунок: Не одну, а целых три

Будет жарко до зари!

Царь: Ахти, батюшки, пожар!

Эй, пожарников сзывайте!

Заливайте! Заливайте!

Конёк-горбунок: Это, царь, слышь не пожар!

Это свет от птицы-жар!

Царь: Вот люблю дружка Ванюшу,

Взвеселил мою ты душу!

А теперя собирайся,

И скорее в путь пускайся!

Отыщи другую птицу,

То есть, молвить, Царь-девицу!

Конёк-горбунок:  Велика беда, не спорю;

Но могу помочь я горю.

Ты к киту сейчас иди,

И минутки через три

Даст Кит-рыба нам ответ

Где Царевна эта есть!

Чудо-юдо рыба-кит:  Путь-дорога, господа!

Вы откуда и куда?

Конёк-горбунок:  Мы кит-рыба из даля,

От Московского царя.

Ищем Царь- ему девицу,

 Знаешь ты такую птицу?

Чудо-юдо рыба-кит:  Знаю, знаю, как не знать!

Только правду Вам сказать,

Я не знаю, где сыскать,

Но могу Вам подсказать,

Если Вы мне подсобите –

Домики с меня снимите!

КонкурсС плаката, на котором изображен чудо-юдо рыба-кит, надо снять домики и расставить их по цветам радуги. На обратной стороне домиков буквы. Если домики разложены правильно, то получится слово  «Месяц».

5

6

Конёк-горбунок:  Ну, (имя ребенка), поспешай,

Домики с кита снимай!

А затем их размести

По цветам из радуги!

Домики переверни

И название прочти!

Конёк-горбунок: Благодарствуем кит-рыба –

Говорим тебе «Спасибо».

(Детям) Надо нам идти прямее

В терем месяца скорее!

Месяц: Здравствуй, (имя ребенка), мой свет!

Дай скорее мне ответ

Как попал ты в этот край,-

Всё скажи мне, не утай.

Конёк-горбунок: Мы идем от рыбы-кит,

Что доселе там лежит.

Ищем мы одну девицу,

Не простую, слыш-ка, птицу.

Что зовется девой-Царь

Нас за ней послал наш царь.

Месяц:  Знаю я такую птицу,

То есть, молвить, Царь-девицу.

Вам скажу тогда с оглядкой,

Коль отгадаете загадки.

Конёк-горбунок: Мы согласны угадать,

Если можешь ты сказать,

Где найдем мы Царь-девицу.

Мы сведём её в светлицу

Ко царю. Он нам тогда

Скажет место пирога!

КонкурсМесяц загадывает загадки, дети их отгадывают.

Месяц: Вы, ребята, молодцы!

Бравые Вы удальцы!

А теперь скажу, наверно,

Где сыскать девицу верно.

Та девица, во двору,

Под яблонькой, во шатру.

Конёк-горбунок: Благодарствуй, месяц ясный!

Будь же труд наш ненапрасный!

Дети и конек-горбунок отправляются к шатру Царь-девицы

7

Конёк-горбунок: Здравствуй, красная девица,

Бесподобная царица!

Согласись к царю идти,

Это сразу попути!

Царь-девица:  Здравствуй, (имя ребенка)-светик мой!

Я пойду к царю с тобой.

Если перстень мой найдешь,

То меня к царю сведешь!

Перстень мой в коробке малой,

У коробки той нет пары.

КонкурсНадо найти перстень, который находится в коробочке, у которой нет пары. Перстень отдаем Царь-девице.

Конёк-горбунок:   Перстень твой, душа, найден,

И в коробке этой он!

И теперь, промолвить снова,

Нет препятства никакого

Мы сейчас к царю пойдем

И тебя к нему сведём!

Все вместе с царь-девицей приходят к царю.

Царь:  Вот (имя ребенка) удружил

И свой торт ты заслужил!

Я подсказку дам тебе,

Есть она в одном котле!

Конёк-горбунок:  Где котел тот знаю я,

Мы пойдем сейчас туда.

Там котлов всего-то три,

И подсказка там внутри!

КонкурсНадо найти в одном из «котлов»(бассейне с шариками) записку, в которой подсказка. В подсказке ребус.

Шар` +  тёрка«    получится  «Шатёр»

Торт находится в шатре.

Находим торт, задуваем свечки, пьем чай!

— See more at: http://www.blog.stoidey.com/?p=4330#sthash.Vr37OzRI.dpuf

Ведущий. Ребята, нам в садик пришло письмо из сказки «Конёк-Горбунок» с просьбой узнать, что царь просил Ивана найти в океане. Ведь узнав просьбу царя, мы сможем помочь Ивану её выполнить и спастись от гнева царя.

Чтобы узнать ответ, нам нужно будет выполнять задания и искать буквы. За каждое правильно выполненное задание вы получаете по по одной букве. В конце из букв нужно будет составить слово, это и будет ответ на наш вопрос. Вы готовы помочь?

Дети. Да!

Ведущий. Тогда приступаем к первому заданию. Два коня золотогривых и Конёк-Горбунок ждут нас. Помчимся на них к замку царя.

Эстафета «Скачки на конях»

         Дети делятся на три команды, скачут прямым голопом на лошадях до конуса и возвращаются обратно, передавая лошадь следующему участнику.

         Дети находят под конусом букву «К».

         Ведущий.  Первая буква у нас есть. Нужно идти дальше. Царь приказал Ивану найти Жар-Птицу. Смотрите, вот и Жар-Птица. Но её не так уж и просто поймать. Нужно будет постараться.

Игра «Догони Жар-Птицу»

         Дети строятся в круг. Жар-Птица встаёт между двумя детьми. Участники, которые находились рядом с Жар-Птицей встают спиной друг к другу и начинают бежать в разные стороны наперегонки, побеждает тот, кто первый коснётся плеча Жар-Птицы. Затем Жар-Птица встаёт между другими детьми, игра повторяется. После нескольких повторений дети ловят Жар-Птицу, и она им отдаёт букву «О».

         Ведущий. Отправил царь Ивана на поиски «Царь-девицы».

Эстафета «Через океан»

         Дети прыгают через синюю ткань до конуса и возвращаясь обратно, передают эстафету следующему участнику. В конце задания находят букву «Л».

         Ведущий. Молодцы ребята! Вы на правильном пути. Но чтобы получить следующую букву нужно проскакать на коне по «Чудо-Юдо рыбе-ките» (скачки на конях змейкой между кеглями).

Эстафета «Чудо-Юдо рыба-кит»

В конце задания находят букву «Ь».

Ведущий. Следующее задание не простое. Нужно найти сундук на дне океана.

Эстафета «Поиск сундука»

Дети проползают под дугами (плывут по дну океана) и находят сундук, берут его и возвращаются в свои команды. Следующий участник проползает и кладёт сундук обратно. Так до тех пор, пока все участники не выполнит задание. В конце эстафеты дети получают букву «Ц».

Ведущий. А теперь нам надо искупаться в трёх котлах.

Эстафета «Три котла»

Участники каждой команды прыгают из обруча в обруч, оббегают конус и возвращаются в свою команды, передавая эстафету следующему участнику. По окончании эстафеты дети получают букву «О» и собирают из полученных букв слово «КОЛЬЦО».

Ведущий. Так вот что просил найти царь Ивана на дне океана. Вот и ответ. Ребята, как вы думаете где можно найти кольцо.

Дети. В сундуке.

Ведущий. Давайте скорее заглянем в сундук. Дети заглядывают в сундук и находят в нём кольцо «Царь-девицы». Ребята, вы большие молодцы, помогли Ивану узнать и выполнить просьбу царя.

 7KKSNIEWPN8.jpg

HwdbYxaM06k.jpg

Авторы — составители: 

Рыжкевич Юлия Александровна,

Гордиевская Оксана Сергеевна

воспитатели

МАДОУ детский сад № 186 города Тюмени

Цель:  закрепление знаний детей по сказке, создание радостной атмосферы, желания играть и перевоплощаться в сказочных героев.

Задачи:

— приобщение дошкольников  к народному фольклору и традициям;

— формирование образности речи и выразительности;

— развитие познавательной активности детей;

— привитие чувства коллективизма, сопереживания, взаимопомощи;

— воспитание эмоционального восприятия сказки, сочувствия к героям, оценивание их поступков;

— воспитание чувства гордости за сказочника-земляка.

Демонстрационный материал: рисунки детей по сказке, деревянные коньки-горбунки, сказка П. Ершова «Конек-горбунок»,  атрибутика для театрализованной игры (костюмы, маски, декорация)

Предварительная работа: чтение сказки П. Ершова «Конек-Горбунок», рассматривание иллюстраций, рисование героев сказки, раскрашивание деревянных коньков, просмотр мультфильма, отгадывание загадок, участие в городском фестивале «Жара» на площади 400-летия Тюмени (мастер-классы по изготовлению героев сказки «Конек-горбунок», участие в массовом чтении сказки), театрализованное представление отрывка из сказки П. Ершова в детском саду.

  Ход игры:

Конек-горбунок:

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки.

Мы сегодня поиграем,

В сказке снова побываем.

Сказка эта всем известна,

И проста, и интересна.

Будет в ней и Царь-девица,

И волшебница Жар-птица,

Да и маленький конек

По прозванью Горбунок.

Царь:

Что за сказка та, друзья?

Где живут Иван и я?

Где есть чудо рыба-кит,

Что доселе там лежит.

Где Иван омолодился,

На царь-девице он женился?

(ответы детей: «Конек-горбунок»)

Конек-горбунок:

Ну, конечно же, друзья,

Эта сказка про меня.

Я – волшебный горбунок –

 Ваш помощник и дружок.

Я вас в сказку поведу,

Чудеса вам покажу.

Буду вам я помогать

Все заданья выполнять.

Царь:

А задачи непростые

Я вам буду задавать.

Если справитесь вы с ними,

Буду приз вам выдавать.

Вот и первое заданье:

Чтобы было в моем царстве

И красиво, и светло,

Принесите мне перо.

А перо то не простое,

От него чудесный свет,

Оно, словно золотое, светит прямо до небес!

Конёк-горбунок:

Я скажу, друзья, по дружбе:

это службишка — не служба.

Служба будет впереди.

Вы сейчас сюда идите

И перо здесь поищите.

Вот тут дерево стоит,

Мишура на нем висит.

В ней и есть перо Жар-птицы.

 Только стоит потрудиться,

Поискать среди ветвей,

То, что батюшке нужней.

Задание 1.

     На дереве развешаны полоски разноцветной бумаги. В одной из них и находится перо. Дети с завязанными глазами снимают мишуру, пока не найдут перо. После этого отдают его Царю. За это получают первый приз.

Царь:

Вот спасибо, молодцы! Вы такие храбрецы!

А теперь в мою светлицу

Принесите чудо-птицу.

Та волшебница Жар-птица

Будет жить в моей светлице.

Конёк-горбунок:

Я скажу, друзья, по дружбе:

Эта службишка — не служба.

Служба будет  впереди.

Вы сюда теперь идите,

И за столики садитесь.

Нарисуем мы Жар-птицу

И снесем Царю в светлицу!

Задание 2.

     Дети рисуют  мелками Жар-птицу на большом листе бумаги и несут ее Царю. Получают приз.

 Царь:

И опять вы молодцы,

Удалые храбрецы!

А теперь еще задача.

Вот такая неудача:

Нет невесты у меня.

Вы давайте-ка в три дня

Мне невесту отыщите –

Царь-девицу приведите.

Выполняйте мой приказ —

Или я казню всех вас!

 Конек-горбунок:

Вот уж сложная задача,

Может быть и неудача.

Но я опять вам помогу.

Вы ступайте к берегу.

Про девицу знает кит,

Что давно уж там лежит.

Он поможет вам, друзья,

Это точно знаю я.

Вы кораблики спасите

И кита освободите.

 Задание 3

     Дети подходят к киту, который проглотил три десятка кораблей и был наказан за это. По очереди они достают из его пасти кораблики с вопросами. Ответив на них, дети спасают корабли.  На последнем написано, где живет Царь-девица (на окияне).

       Дети приводят невесту к Царю и получают очередной приз.

    

Вопросы для викторины:

 Сколько лет лежит кит? (10)

За что он был наказан? (проглотил 30 кораблей)

Что было у него на спине? (село)

Где жила Царь-девица? (на окияне)

Сколько раз в году она сходила на землю? (2)

На чем плавала Царь-девица? (на шлюпке)

На каком инструменте она играла? (на гуслях)

Кто был матерью девицы? (месяц, луна)

Кто был ее брат? (солнце)

Что должен сделать кит для своего прощения? (выпустить корабли)

Царь:

Ну, спасибо вам, друзья!

Вот теперь доволен я.

Буду свадьбу я играть

Да невесту развлекать.

Царь-девица:

Нет уж, царь ты мой прекрасный,

Рано свадьбу нам играть.

Перстень надо мой достать!

Он лежит на дне морском,

В сундучке он там цветном.

Мне не надо ничего,

Только ты достань его.

Царь:

Что с повинной головою

Вы стоите предо мною?

Мой приказ все выполняйте,

Перстень с моря доставайте!

В сундучке он там хранится,

Этот перстень Царь-девицы.

Вы достаньте мне его –

Вот и только-то всего!

Конек-горбунок:

Что, детишки, приуныли?

Или кончились уж силы?

Я вам снова помогу,

К окияну приведу.

Там мы перстень тот найдем

Царь-девице принесем.

Задание 4

     Дети подходят к «окияну» (голубая ткань изображает море). Там несколько сундучков разных цветов. Дети с помощью считалки открывают их, находят перстень и относят Царю. Получают приз.

 Царь:

Перстень вы для нас достали,

Даже мы не ожидали

От вас ловкости такой.

Вы награду заслужили —

Отпущу-ка вас домой.

Но сначала помогите –

От котлов меня спасите.

Не хочу я в них вариться,

А хочу скорей жениться.

Конек-Горбунок:

Что же сделать мне для вас,

Чтобы выполнить приказ?

Мы к котлам сейчас придем

И Царя от них спасем.

Отгадаем все загадки,

Жизнь Царя была чтоб сладкой.

Чтоб в котлах он не сварился,

Своей жизни не лишился.

Задание 5

     Чтобы спасти Царя, надо расколдовать котлы. Для этого нужно выловить оттуда все камни и таким образом очистить котлы от кипящей воды и молока. Дети с помощью удочек достают загадки из котлов, отгадывают героев сказки, докладывают, что котлы обезврежены и больше не опасны для Царя.                                                                                

Загадки: 

1 котел:

Огонек горит светлее,

Светит поле, словно днем.

Чудный свет кругом струится,

Но не греет, не дымится…Что это?

 (перо Жар-птицы)

2 котел:           

Вот въезжают на поляну,

Прямо к морю-окияну.

Поперёк его лежит

Чудо-юдо … (рыба-кит).

3 котел:

Я – Иванушкин дружок,

Очень маленький конек.

Я Иванушку люблю,

Верой, правдою служу. (Конек-горбунок)

Царь:

Службу мне вы сослужили,

И задачи все решили.

Вы такие молодцы,

Храбрые все удальцы!

А теперь пришла пора

Веселиться, детвора.

Заслужили вы награду –

Поиграть мы с вами рады!

И сейчас для вас  конек,

Наш любимый  Горбунок

Проведет здесь состязанье.

Конек-горбунок:

     Ребята, вы все помните, каким я описан в сказке. Я был смелым, ловким, преодолевал любые препятствия.  Сейчас вы все на время перевоплотитесь в этого сказочного героя и будете скакать до цели на деревянных лошадках.   Побеждают те «коньки-горбунки», которые первыми закончат эстафету, а значит, окажутся более ловкими и быстрыми.

 Подвижная игра «Конек-горбунок»

(Проговаривание потешки с движениями)

 Ваня, Ваня простота

Нашел игрушечку-конька.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Гоп-гоп-гоп!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп! Тпру! — …

Конек-горбунок!

Стань передо мной,

Как лист перед травой.

 Конек-горбунок:

Вот и кончилась игра

Ну а нам всем в путь пора.

По свету дальше мы пойдем,

И снова в сказку попадем.

Ну а вас мы наградим,

Подарки всем мы раздадим.

Вы заслужили их, друзья!

До новой встречи, детвора!

(Герои сказки раздают детям раскраски по сказке П. Ершова и уходят)

 Используемая литература:

  1. П.П. Ершов «Конек-горбунок». Детская литература. Москва. 1973
  2. Финогенова Н.В., Вершинин М.А. Организация и проведение подвижных игр в дошкольных образовательных учреждениях // Учебно-методическое пособие / Волгоград, 2014.
  3. Подвижные детские игры на темы сказок. Сказочные эстафеты. Русский национальный ресурс. Раздел «Как организовать и провести детский праздник». SuperCook.ru

Свидетельства публикации в СМИ Серия А № 0006093, 0006094

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Учебный предмет: внеклассное занятие в рамках недели детской книги.

Формат мероприятия: квест (познавательно-игровое мероприятие).

Тема: «История книги с древнейших времён до наших дней».

Целевая аудитория: учащиеся начальной школы.

Цель: обобщение, уточнение и расширение знаний учащихся о книге как о явлении культуры, средстве общения и особом носителе информации.

Задачи:

способствовать формированию интереса к книге и чтению через воздействие визуального материала на эмоциональное восприятие учащихся;

развивать любознательность, творческие способности, кругозор;

формировать навык узнавания музыкального произведения по музыкальному фрагменту (музыкальную интуицию);

воспитывать уважительное отношение к писательскому труду, бережное отношение к книге.

Актуальность

Ресурс актуален, так как одной из составляющих частей современного урока, в том числе внеклассного занятия, является использование мультимедийных средств. Учебный материал в квесте структурирован, визуализирован, интерактивен и представлен в понятной для учащихся форме.

Содержание ресурса

Презентация из 24 слайдов содержит семь блоков.

1 блок – «Информационный»:

название квеста (слайд 1), приветствие участников, целеполагание, мотивация;

«Маршрут» (слайд 2), знакомит участников игры с маршрутом (этапами) квеста.

используемые информационные источники (слайд 24).

2 блок – «История книги»: слайд 3, знакомит учащихся с историей книги.

3 блок – «Типография»: слайды 4-11, знакомят с историй печатного дела, содержат тестовые задания.

4 блок – «Библиотека»: слайд 12, содержит задание по принципу игры «Данетка».

5 блок – «Пословицы и поговорки», 13 слайд, задание на соответствие «Собери пословицу» о книге.

6 блок – «Интересные факты», 14 слайд, интерактивная книжка с эффектом листания, знакомит с интересными фактами и событиями, связанными с книгой.

7 блок – «Любимая книга», 15-23, содержат короткую справку о сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок», занимательный интерактивный материал (игру «Музыкальный пазл» по принципу «Угадай мелодию» по мотивам балета Р. Щедрина «Конёк-Горбунок»).

Правила квеста.

Ответы на вопросы-задания игры озвучивает тот участник, который первым поднял руку, по итогам квеста лучшие (активные) игроки поощряются учителем.

Возможна и командная игра с участием 2-4 команд. В этом случае задания выполняются по предварительной жеребьёвке. Если игроки отвечают не правильно, то возможность ответить переходит другой команде. Команды-победители определяются путём подсчёта правильных ответов.
Пояснительная записка
DOCX / 529.21 Кб

Интерактивная игра «По следам Конька-горбунка»
PPSX / 9.25 Мб

  • Квест по сказкам пушкина сценарий для детей школьного возраста
  • Квест по сказкам для дошкольников в подготовительной группе
  • Кем я вижу себя в будущем сочинение на английском
  • Кем я буду через 20 лет сочинение 4 класс
  • Кем я буду когда вырасту сочинение