Конспект урока по литературному чтению 2 класс.
КВН «Обожаемые сказки».
(обобщающий урок).
Предварительная подготовка. Класс делится на 3 команды. Каждая команда придумывает название, приветствие (девиз), выбирает капитана.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
С началом конкурса поздравляем,
Удачно выступить желаем.
И КВН наш начинаем!
Команды занимают свои места. Капитаны выходят на жеребьевку.
Конкурс 1. Приветствие
Команды представляют свое название и девиз.
Конкурс 2. Разминка «Вспомни сказку»
Учитель: — Я буду задавать вопросы, а вы через 15 секунд должны дать ответ. Если ваша команда затрудняется ответить, то право ответа переходит к команде сопернице. За каждый ответ вы зарабатываете балл.
Задания для 1-ой команды.
- Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке. («Колобок»).
- По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра! («По щучьему веленью»).
- Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слезы льют бедняжка! («Девочка Снегурочка»).
Задания для 2 – ой команды.
- А дорога далека,
А корзина не легка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. («Маша и медведь»).
- Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Петух и кот»).
- Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят»).
Задания для 3-ей команды.
- Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом. («Лиса и журавль»).
2. Опустил он в прорубь хвост,
Ну а хвост ко льду прирос. («Лиса и волк»).
- У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы («Гуси – лебеди»).
Конкурс 3. «Отгадаем загадки»
Учитель: — А теперь, мои ребятки, отгадайте-ка загадки. Кто первый поднимет руку, тот имеет право ответа, если команда ошибается, право ответа переходит к соперникам. За каждую загадку вы получаете балл.
- Драгоценный сундучок,
Где сокровищам почет,
Здесь перо и карандаш,
Ластик здесь, приятель наш. (Пенал.)
- Новый дом несу в руке.
Дверцы дома — на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель.)
- Стоит чудесная скамья,
Уселись рядом ты да я,
скамья ведет обоих нас
Из года в год, из класса в класс. (Парта.)
- Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
- На овчарку он похож,
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит оскалив пасть.
На овцу готов напасть. (Волк.)
- Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж.)
Конкурс 4. «Вспомни фольклор».
Учитель: — У вас на столах листочки и карандаши. Вам нужно вспомнить как можно больше видов устного народного творчества и записать. Время для выполнения задания 5 минут. Команда, написавшая больше всех видов устного народного творчества, получит балл.
(Ответ: потешки, песни, прибаутки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки, поговорки, сказки).
Конкурс 5.
Учитель: — А теперь пришло время конкурса для капитанов. У меня в корзинке 3 карточки с текстами. Нужно вытянуть карточку и определить жанр устного народного творчества. За правильный ответ команда получает балл.
- Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть,
Звезды, месяц, луг, цветы.
Поводи поди-ка ты! (Считалка.)
- Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать. (Колыбельная песня.)
- – Тит, иди молотить!
— Живот болит.
– Тит, иди кашу есть!
– Бегу, бегу.
Где моя большая ложка? (Прибаутка.)
Конкурс 6. «Угадай-ка»
Учитель: — Какие вы молодцы! Прошли все испытания. А теперь творческий конкурс. У меня в корзинке 3 карточки с названиями сказок, которые мы с вами читали. Вам необходимо инсценировать сказку так, чтобы команда соперница сумела угадать название. За угаданную сказку команда получает балл. ( Карточки: «Теремок», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди»).
Конкурс 7. «Соберем пословицу»
Учитель: — Пословицы рассыпались. Соберите их. Начинайте собирать по моей команде. Команда, выполнившая задание правильно, получает балл. Дети получают конверты с частями пословиц.
Любишь кататься –
Делу время,
Вместе тесно,
Семь раз отмерь,
а врозь скучно.
один раз отрежь.
потехе час.
люби и саночки возить.
(Ответ: Любишь кататься – люби и саночки возить. Делу время, потехе час. Вместе тесно, а врозь скучно. Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
Конкурс 8. «Начинаем с десяти слов»
Учитель: — Я прочитаю предложения, а вы вспомните названия сказки. Кто быстрее назовет, тот получает балл.
1. – Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все…
(«По щучьему веленью».)
2. Позвала кошка мышку.
(«Репка».)
3. Захотелось петушку посмотреть, кто так сладко поет, выглянул он в окно…
(«Петух и кот».)
III. Подведение итогов урока.
Объявление итогов. Награждение.
Конспект урока по литературному чтению 2 класс. КВН «Обожаемые сказки».
Цели:
1) в игровой форме обобщить знания обучающихся по разделу;
2) продолжать учить детей работать в группе, проявлять свои творческие способности
4) развивать речь, мышление, память.
Оборудование:
Карточки с текстами.
Предварительная подготовка.
Класс делится на 3 команды. Каждая команда придумывает название, приветствие (девиз), выбирает
капитана.
Орг.момент.
С началом конкурса поздравляем,
Удачно выступить желаем.
И КВН наш начинаем!
—Ребята, здравствуйте. У вас сегодня необычный урок по чтению. Он пройдет в виде игры КВН. А знаете, как
расшифровываются эти буквы? (Клуб Весёлых и Находчивых)
—Вы разделены на 3 команды. Вам нужно в течение 2х минут придумать название своей команде и выбрать
капитана.
Команды представляют свое название и капитана.
Конкурс 1. Разминка «Вспомни сказку»
— Я буду задавать вопросы, а вы через 5 секунд должны дать ответ. Если ваша команда затрудняется ответить,
то право ответа переходит к команде сопернице. За каждый ответ вы зарабатываете балл.
Задания для 1—ой команды. Задания для 2 – ой команды.
Не лежалось на окошке – А дорога далека, а корзина не легка,
Покатился по дорожке. («Колобок»). Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. («Маша и медведь»).
По тропе шагая бодро, Ах ты, Петя—простота, сплоховал немножко:
Сами воду тащат ведра! («По щучьему веленью»). Не послушался кота, выглянул в окошко. («Петух и кот»).
Красна девица грустна: Отворили дверь козлята
Ей не нравится весна, И пропали все куда—то. («Волк и семеро козлят»).
Ей на солнце тяжко.
Слезы льют бедняжка! («Девочка Снегурочка»).
Задания для 3—ей команды.
Колотил да колотил Опустил он в прорубь хвост,
По тарелке носом – Ну а хвост ко льду прирос. («Лиса и волк»).
Ничего не проглотил У Аленушки—сестрицы
И остался с носом. («Лиса и журавль»). Унесли братишку птицы («Гуси – лебеди»)
Конкурс 2. «Из какой сказки?»
—Определите принадлежность того или иного сказочного предмета к сказкам. Кто первый поднимет руку, тот
имеет право ответа, если команда ошибается, право ответа переходит к соперникам. За каждый правильный
ответ вы получаете балл.
Ведущий показывает предмет – участники называют сказку:
а) зеркало – «Сказка о мертвой царевне»;
б) игла – «Царевна—лягушка»;
в) кувшин – «Лиса и Журавль»;
г) жаба – «Царевна—лягушка»;
д) перстень – «Аленький цветочек», «Сивка—Бурка»;
е) топор – «Каша из топора»;
ж) яблоко – «Сказка о мертвой царевне», «Гуси—лебеди»;
з) яйцо – «Курочка—Ряба»;
и) зайчик – «Колобок», «Лиса и Заяц»;
й) корова – «Хаврошечка»;
к) рыба – «Сказка о золотой рыбке»
Конкурс 3. «Отгадаем загадки»
— А теперь, мои ребятки, отгадайте—ка загадки. Кто первый поднимет руку, тот имеет право ответа, если
команда ошибается, право ответа переходит к соперникам. За каждую загадку вы получаете балл.
Драгоценный сундучок, Стоит чудесная скамья,
Где сокровищам почет, Уселись рядом ты да я,
Здесь перо и карандаш, Скамья ведет обоих нас
Ластик здесь, приятель наш. (Пенал.) Из года в год, из класса в класс. (Парта.)
Муниципальное Казенное Общеобразовательное
Учреждение «Мококская СОШ им. Хайбулаева С.З.»
Конспект открытого урока литературного чтения
во 2 классе по теме:
«В.А.Осеева «Волшебное слово»»
Учитель начальных классов:
Исаева Сайха Абдулкаримовна
16.12.2019 год
УМК: «Школа России»
Учебный предмет: литературное чтение
Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина.
Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»
Цели урока:
1) познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;
2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;
3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Планируемый результат обучения и формирования УУД:
Метапредметные (МПР):
регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные (ЛР):
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные (ПР):
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока: толковый словарь, проектор, ноутбук, портрет В.А. Осеевой, светофорики.
Ход урока.
I. Орг. момент.
-Здравствуйте, дети. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья.
II. Речевая разминка.
Был вежлив (слайд 2)
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
Спасибо! — говорил.
(С.Я. Маршак)
Задание:
1) Прочитать про себя;
2) Прочитать хором.
3) Прочитать медленно.
4) Прочитать быстро.
5) Прочитать очень тихо, а слово «спасибо» громко.
— Можно ли назвать этого мальчика вежливым? (Нет)
-Почему? (Он обижал малышей.)
— Как мы его назовем? (Грубым, злым, невоспитанным)
-Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»? (Нет.)
-А каким людям подойдут вежливые слова? (Добрым, воспитанным.)
Правильно.
-Обсудите с другом А, кого называют невежей, а кого невеждой? (Работа в парах)
Невежа — грубый, невоспитанный человек.
Работа со словарем (2 ребенка работают по словарю)
Невежда — малообразованный человек, но обычно желающий научиться всему.
— Скороговорка (слайд 3)
Невежа — не невежда,
Невежда – не невежа.
-
Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
-
Читаем громче целыми словами.
-
Читаем быстрее.
-
Читаем быстро.
III. Актуализация опорных знаний.
Подготовка к восприятию.
(задание на карточках у каждого ребенка)
— Прочитайте стихотворение: «Добрые слова».
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром! — я кричу.
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
«Добрый вечер!” — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
О. Дриз (Работа в парах)
— Обсудите, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения.
( Утром люди идут на работу, нужно говорить «Доброе утро», на обед идут днем – «Добрый день», вечером с работы все отправляются домой – «Добрый вечер»).
IV. Определение темы и цели урока.
О чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться? (предположения детей)
— Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.
Доклад о жизни и творчестве писательницы.
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.
После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем.
Став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.
Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.
Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.
— Какие еще добрые слова, вы знаете и часто говорите? Как вы думаете зачем они нужны людям?
(Знакомство с рассказом «Волшебное слово» на с. 87-91 читают учитель и учащиеся. Одновременно- словарная работа.)
— Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.
Чуть не поддал хорошенько— чуть не ударил.
Стряпает – готовит пищу.
(Первичное чтение)
— Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос : о каком волшебном слове идет речь в рассказе?
VI. Этап первичной проверки понимания изученного.
Проверка восприятия.
— Назовите главного героя рассказа.
— Понравился вам мальчик? Почему?
— Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?
— Кто помог мальчику?
— Какое волшебное слово старик открыл мальчику?
VII. Физкультминутка.
VIII . Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Повторное чтение.
Учитель: Сейчас вы будете читать рассказ еще раз «жужжащим» чтением. По ходу чтения найдите в тексте ответы на вопросы (слайд 10):
-Как нужно произносить волшебное слово?
-Как действовало волшебное слово на окружающих? (Лена, бабушка, брат)
(самостоятельное чтение)
— Работа над содержанием
Учитель: Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?
Действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника? А как можно назвать старичка? (добрым, вежливым.)
IX. Подведение итогов.
— Мы с вами сегодня познакомились с замечательным рассказом «Волшебное слово».
— Прочитайте пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа:
— «Добрый человек добру и учит».
-« Под лежачий камень вода не течёт».
— « Волшебное слово всегда помочь готово».
X. Рефлексия.
— Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
-если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось, тогда поднимите красный цвет светофора;
— если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше, то поднимите зелёный цвет светофора ;
— а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, тогда возьмите синий цвет светофора. (слайд 14-15)
XI. Домашнее задание. Выразительно читать рассказ «Волшебное слово».