Л а чарская рассказ тайна 6 класс конспект урока

Урок родной (русской
литературы) 8 класс

по теме: «Л.А. Чарская рассказ
«Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе.

Цель урока: знакомство
с биографией Лидии Чарской (Чуриловой), знакомство анализ произведения «Тайна».

Ход урока:

1.      Оргмомент.

     …Ее книги читали при свече, керосинке, пляшущем огне буржуйки
белыми ночами у раскрытого окна или на скамейке под липами. Над этими книгами
счастливо забывались юные сестры милосердия в санитарных поездах
Первой мировой войны. Над ними плакали русские изгнанники,
увозившие книги своего детства в Константинополь, Прагу, Белград и Париж.

    «Записки гимназистки», «Княжна
Джаваха»,»Смелая жизнь»… До революции это были просто книги,
они нравились двенадцатилетним девочкам и не нравились многим взрослым. Строгие
критики их ругали, издатели наживали на них свои барыши…

Что же это книги? И кто же их автор? Давайте познакомимся с
биографией Лидии Чарской.

2.     
Слово учителя. Знакомство с
биографией писателя.

Лидия Алексеевна Воронова родилась в
дворянской семье в Царском Селе 19 января 1875 года. Ее отец, Алексей
Александрович Воронов, был военным инженером. Семья Вороновых жила в достатке,
родители любили свою дочь, но внезапно умирает мать. В некоторых источниках
Лидия Алексеевна Чарская указывает, что мать умерла при родах и девочка ее не
знала. Всю свою любовь девочка перенесла на отца. Она прекрасно плавала, правила лодкой,
любила ездить верхом на пони, немало шалила и верховодила своими друзьями. Она
была очень впечатлительной, откровенной и открытой натурой. Любовь отца и
многочисленных тётушек, которые души в ней не чаяли, компенсировала ей
отсутствие матери.  Но отец женился второй раз.
Отношения с мачехой у девочки не сложились.
Она
замкнулась, воображала себя жертвой мачехи, о которых говорится в сказках. Лида
несколько раз убегала из дома.
Тогда
и было решено отвезти её в Павловский женский институт. Для живого
впечатлительного ребенка жизнь по строгим, раз и навсегда установленным
правилам показалась казарменной. Суровая дисциплина, постоянная зубрёжка, скудная
еда, грубая одежда — всё поначалу отталкивало и возмущало её. Но со временем
она привыкла, институт стал для девушки второй семьей. В 19 лет она окончила
его с медалью. После выпускных экзаменов лучшие воспитанницы в Зимнем дворце
получали медали из рук императрицы. В 1893 году среди лучших выпускниц
Павловского института в Зимнем дворце оказалась и Лидия Воронова.

            Затем (в 1893году)
Чарская поступает на Драматические курсы при Императорском театральном училище
и успешно их заканчивает. Она выделяется яркой внешностью, эмоциональность.

       С 1898 по 1924 год Чарская прослужила в
Санкт-Петербургском Александринском Императорском театре. Именно там родился
псевдоним «Чарская». Можно предположить, что оно родилось по аналогии
со словами «чары», «очарованье», «колдовство».
После окончания училища Лидия Алексеевна определилась в Александринский
Императорский театр, в котором прослужила с 1898 по 1924 год. Именно там, на
сценических подмостках, родился псевдоним «Чарская». Роли ей
доставались второстепенные, эпизодические, жалованье тоже было невелико.

          Наряду с работой в театре Чарская была страстно
увлечена сочинительством, и этим псевдонимом она подписывает свои первые книги.
Занятие литературой оказалось легким и приятным. «Я буквально горю и
сгораю, лихорадочно набрасываю одну страницу за другой».
Первая же повесть «Записки институтки», родившаяся в 1901 году из ее
институтских дневников, году принесла ей громкую славу.
Критики
начала века не вникали в природу столь внезапного успеха в литературе молодой
актрисы. Но потом поняли, что Чарская не останется автором одной книги и ее
представили хитроумной дамой, которая, своими книгами идет на поводу у
подростков.

              О чем она писала? О доброте, любви к ближнему, о
сострадании, самоотверженности, отзывчивости. О тех человеческих качествах,
недостаток которых особенно сильно ощущается в наше время.

            Герои книг Чарской,
обычно, много страдают и бывают одиноки, их подстерегают опасности. Повести
заставляют детей сопереживать героям, вызывают добрые чувства, учат не
отворачиваться от страданий и в любой ситуации оставаться честным. Другое очень
важное для Чарской качество — умение терпеть несправедливости и непреклонная вера
в то, что рано или поздно злые силы потерпят поражение, а добро победит. Героев
Чарской ни при каких обстоятельствах нельзя заставить совершить дурной
поступок, они бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном счете
побеждают они, их душевная красота и обаяние. Чарскую постоянно упрекали за
счастливые финалы, вернее, за последнюю счастливую страницу в ее книгах, но
радостные финалы, безусловно, были заслуженны в глазах юного читателя.

Из-под ее пера произведения выходили
одно за другим. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80
произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на
немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в
каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями,
восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха»,
«Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой
гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы
«Волька», «Первый день», «Два сочельника»,
«Корректорша Варкунина», сказки «Золотая свирель»,
«Волшебная сказка» и другие — вот неполный перечень того, что взахлеб
читало подрастающее поколение начала XX века

               Ее любили,
ей писали отклики, ее боготворили
. Популярность
Чарской не знала границ. Ее произведения переводили на разные языки. Вот только
некоторые данные: в отчете одной детской библиотеки в 1911 году сообщалось, что
юные читатели требовали 790 раз книги Чарской и лишь 232 раза сочинения Жюля
 Верна. И это явление было типичным. В этом же году в восьми женских
гимназиях в сочинении на тему «Моя любимая книга», девочки почти единогласно
указали произведения Чарской.
Она была
кумиром всех подростков. За двадцать лет литературной деятельности Чарская
написала около 80 книг для детей и юношества, многие из которых были переведены
на иностранные языки.


            Но после 1917 судьба
писательницы резко изменилась. С приходом Советской власти ее перестали
печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения и
буржуазно-мещанских взглядов.  Подвергли резкой критики за то, что ее
произведения слишком чувствительны, сентиментальны, в них слишком много
страданий. (О том, что женщина с юных лет жила на трудовые заработки, было
забыто).

     О Чарской вспомнили в 90-е годы XX века.
Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует
то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Ее
книги уже стоят на полках книжных магазинов.

          У писательницы были две излюбленные темы. 1. Одна из них
связана с популярнейшей темой в мировой литературе — о брошенных, потерянных,
похищенных детях, об их порой удивительной судьбе. В силу роковых обстоятельств
герои книг Чарской «Сибирочка» (1908), «Лесовичка», «Щелчок» (обе — 1912) и др.
оказались оторванными от родного дома, от родителей. Герои попадают в глухой
лес, в воровской притон, за монастырские стены, в цыганский табор, на арену
цирка и т. п. Они познают жестокость, побои, нищету. Однако маленький искал
доброты, сердечности, отзывчивости. И читатель верил: с попавшим в беду
человеком рядом вдруг появится смелый, великодушный мальчик или хрупкая нежная
девочка — и они возьмут на себя несправедливое обвинение, поделятся куском
хлеба. Герои Чарской бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном
счете, они побеждают, побеждает их душевная красота и обаяние.

          Самая излюбленная тема Чарской была связана с жизнью девушек
в Павловском институте: «Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Люда
Влассовская» (1904), «Белые пелеринки» (1906), «Юность Лиды Воронской» (1912),
а также автобиографические книги, в которых снова автор возвращается к
институтской жизни: «За что?» (1909), «Большой Джон» (1910), «На всю жизнь»,
«Цель достигнута» (обе — 1911). В отличие от приключенческих повестей эти книги
показывают жизнь, ограниченную достаточно глухими стенами — закрытого женского
учебного заведения.

3.     
Анализ рассказа «Тайна».

Сегодня на уроке мы говорим о рассказе «Тайна».

— Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какова его основная тема?
(тема равнодушия и непонимания)

Это и станет темой нашей беседы сегодня.

Скажите, что такое равнодушие? (Равнодушие – это безучастность, хладнокровное отношение к
нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни)

А что такое непонимание? (Непонимание –
неспособность воспринимать, постигать и осознавать мотивы поведения другого,
неумение объяснить его действия и поступки; неспособность пропускать через
разум и сердце состояние, настроение, намерения и образ мыслей другого).

Давайте обратимся к тексту и
посмотрим, как раскрывает автор тему равнодушия и непонимания в произведении.
Запишите тему урока: «Тема равнодушия и непонимания в рассказе Лидии Чарской
«Тайна».

— Что случилось с Неточкой? (она
была взволнованна)

Найдите в тексте слова, которые
показывают, что с героиней было что-то неладное. (
не могла стоять спокойно, учитель Федор Павлович
Сабелин два раза окликнул ее, бедняжка Неточка не спала целую ночь, получила
замечание от Пифагора, Неточка волнуется. Неточка сама не своя. В голове ее
шумит вследствие бессонной ночи, в ушах позванивает. Руки Неточки холодны, как
лед, а щеки пылают, как печка).

Какие приемы использует автор, описывая состояние
героини? (восклицательные предложения указывают на волнение, сравнение как лед,
как печка)

С кем решает поделиться со своей тайной Неточка?
(Зое Стояновой)

Какую же тайну хранила Неточка? (она сочинила
стихотворение)

Зачитайте эпизод признания Неточки. Выпишите в
таблицу слова, которые описывают дейтвия Неточки и реакцию Зои.

Неточка

Зоя

Она хватает за руку подругу, увлекает ее в самый
дальний угол коридора и шепчет голосом, прерывающимся от волнения;

голос Неточки предательски дрожит;

Взяв Зою за руку, приблизив к ее уху свое
разгоряченное лицо, Неточка шепчет

   С обиженным видом и растерзанным
сердцем Неточка продолжает

   — Ну?

— Ну не скажу. А дальше-то что?
   — Ну и что же?

Ну, — соглашается Зоя и лезет в карман за
карамелькой.
слышно аппетитное хрустение карамельки на зубах

Как вы можете оценить реакцию Зои на стихотворение
Неточки?

Что происходит на втором уроке?

Что сделал учитель с тайной Неточки?

Как вы относитесь к поступку Учителя?

Что мог сделать учитель?

Какова была реакция Неточки на поступок учителя?
Найдите слова в тексте, передающие состояние героини.

Итак, за один день счастливая Неточка
стала глубоко несчастной. 
Чарская
хотела донести до читателя то, что очень легко можно обидеть человека, можно
отбить интерес его к творчеству. Героиня Нета написала чудесные стихи, на ее
взгляд. Но подруга не оценила и раскритиковала труд Неты, а учитель прочитал
перед всем классом, сделав кучу замечаний. Так, у девочки пропало всякое
желание заниматься творчеством в будущем.

4.     
Домашняя работа.

Напишите сочинение по теме «Что такое равнодушие?», в пример
приведите рассказ Л. Чарской «Тайна»

Тайна — рассказ Лидии Чарской. Записки маленькой гимназистки

Лидия Чарская. Рассказ из цикла «Записки маленькой гимназистки»

 

Как она, Неточка Ларионова, вошла в класс, каким многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам − они уже поняли, что с их подругой Неточкой случилось нечто.

  И лицо Неточки, маленькое, курносенькое, с бисеринками веснушек под глазами, у носа и на щеках, говорило за то, что нечто необычайное творилось с его владелицей.

  На обычной молитве перед занятиями Неточка не могла стоять спокойно, на уроке геометрии тоже, так что учитель Федор Павлович Сабелин два раза окликнул ее, приглашая внимательнее слушать поясняемую им теорему.

  Наконец кончился бесконечный первый урок! Небольшой пятиминутный перерыв − и Неточка уже сидит за следующим часом французского языка.

  Преподаватель французского принес сегодня классные сочинения и раздал их гимназисткам, делая соответствующие замечания каждой из них. Ах, что значит французское сочинение перед тем, что переживает сейчас Неточка! Положительно ничего не значит перед ее, Неточкиной, тайной!
О, эта тайна!
Из-за нее, из-за этой тайны, бедняжка Неточка не спала целую ночь! От счастья, конечно. Из-за нее со вчерашнего дня не знает покоя, из-за нее же получила замечание от Пифагора, как называют у них в гимназии преподавателя математических наук.

  И что это за ужасно неприятное состояние − хранить в себе тайну и не иметь возможности поделиться ею с кем-нибудь из подруг! Ах, ужасно! Ужасно!

  Неточка волнуется. Неточка сама не своя. В голове ее шумит вследствие бессонной ночи, в ушах позванивает. Руки Неточки холодны, как лед, а щеки пылают, как печка.
Нет! Нет! Положительно невозможно больше хранить тайну в себе! Это выше сил, данных Творцом, человеку! Это такая пытка, такая…
И почему бы ей, Неточке, не поделиться с кем бы то ни было из подруг этой ее тайной?! С Катей Щелкуниной, например. Она такая тихая, такая молчаливая! Эта уже не предаст, не выдаст. Эта умеет держать язычок за зубами! Или Ида Крамер, например, тоже не из болтушек и такая поэтичная! Ида поймет ее, Неточку, еще лучше всякой другой, пожалуй. А то, может быть, сообщить Зое?.. Зоя − сама прелесть. Зоя молчалива, как могила. И Зоя сидит рядом с Неточкой, считается одной из близких ей из класса. Ну конечно, лучше всего открыть тайну Зое Стояновой! Лучше всего!

  И недолго думая, Неточка склоняет голову набок и тихонько, чуть слышно, шепчет:
− Зоя! Зоя! Приди в следующую перемену к «крану» в коридор. Слышишь, Зоя! Мне надо переговорить с тобой, посоветоваться насчет одной тайны. Ну понимаешь? Придешь?
− Угу! − кратко соглашается Зоя, хотя мысль ее целиком сейчас в классном журнале, где учитель только что начертал ей, Зое, за сочинение некую цифру, а какую − Зоя не успела как следует проследить.

 

* * *

  Звонок только что возвестил окончание урока. В классе обычная суета. Пока длится перерыв, здесь открываются форточки, а гимназистки в это время прогуливаются в зале и в коридоре. У крана или, вернее, у фильтра с кипяченой водой стоит Неточка, прибежавшая сюда гораздо раньше Зои, и ждет подругу.
Неточка, волнуется. И чего она только копается там, эта Зоя!
Несносная какая − того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс, и не успеет она, пожалуй, сообщить ей свою тайну.
Но вот показалась высокая фигура Стояновой в коридоре. Наконец-то!
Неточка с такой стремительностью кидается навстречу Зое, что чуть не сшибает с ног подвернувшуюся ей по пути тоненькую «первушку».
− Что вы толкаетесь? Такая большая! − ворчливо шипит «первушка» и делает по адресу Неточки злое-презлое лицо…
Но Неточка ничего и никого не видит и не слышит в эти минуты. Никого, кроме Зои. Неточка сама не своя. Она хватает за руку подругу, увлекает ее в самый дальний угол коридора и шепчет голосом, прерывающимся от волнения:
− Я должна сообщить тебе тайну, Зоя, большую-большую тайну!
− Ну?
Неточка хотела было обидеться на равнодушие Зои, но вовремя вспомнила, что обижаться, собственно говоря, не стоит. Ведь в сущности Зоя не знает всей важности ее тайны и, стало быть, не может так же горячо относиться к ней, как сама Неточка. Стало быть, Зоя не виновата ни в чем.
− Слушай, Зоя! − голос Неточки предательски дрожит. − Ты дашь мне клятву, что не скажешь ни одной душе то, что узнаешь от меня сейчас, сию минуту?
− Ну не скажу. А дальше-то что?
«Ах, Боже мой, что за тон!»
Тон отнюдь не соответствует важности момента! Эта Зоя способна заморозить всякий высокий порыв, веточка возмущена, но отступить она уже не может. Взяв Зою за руку, приблизив к ее уху свое разгоряченное лицо, Неточка шепчет:
− Я, Зоя… я… Я сочинила стихи, Зоя!
− Ну и что же?
Этот вопрос способен превратить Неточку в соляной столб, в какой была превращена некогда жена библейского Лота.
Ах, Боже мой! Вот этого она, конечно, никогда, никогда не ожидала. Нет, эта Зоя какое-то бесчувственное, холодное существо! Поэзии в ней столько же, сколько в гимназическом стороже Архипе. Ни чуточки поэзии… Ни-ни!
С обиженным видом и растерзанным сердцем Неточка продолжает:
− Я написала стихи. Понимаешь, я сама вчера вечером написала! Хочешь, я тебе их прочту?
− Ну, − соглашается Зоя и лезет в карман за карамелькой.
− Не хочешь ли? − предупредительно предлагает она Неточке леденец.
Удивительно странная эта Зоя! Не может понять самой простой, самой обыкновенной вещи, что когда автор собирается читать стихи, он меньше всего думает о карамелях! Однако Неточка делает над собою усилие и, воздержавшись от упрека, готового сорваться с языка, вынимает из-за лифа платья тщательно сложенную бумажку и читает неестественным голосом, нараспев скандируя строфы:

  Я молода, но жизнь моя − море безбрежное,
Бурливое, темное, ало-мятежное.
В нем мечутся звезды, зеленые, синие, красные,
В нем розы цветут в глубинах гневно-властные.
В нем чайки летают, летают певучие…
И волны гуляют такие могучие…

  − Могучие… − еще раз протягивает для чего-то Неточка. Потом поднимает на подругу торжествующий взгляд: − Что? Хорошо?

Зоя молчит с минуту. Только слышно аппетитное хрустение карамельки на зубах.

− Непонятно что-то, − говорит после паузы Зоя, − чайки не поют, во-первых, а кричат… Потом, скажи на милость, какие это ты видела красные и синие звезды?.. Да еще в море! А еще скажи, пожалуйста, почему ало-мятежное море? Алое-то почему?
− Ах, это декадентские стихи! Так нынче пишут! − ужасно волнуется Неточка. − Ты страшно отсталая, Зоя, если не понимаешь этого! Да!
И разобиженная вконец, махнув рукой на свою «непоэтичную подругу», Неточка отошла от Зои, решив в душе, что совсем не следовало делиться с ней тайной.
На уроке русского языка, пока учитель объяснял о сентиментализме произведений Карамзина, Неточка тихонько вытащила свой таинственный листок и снова читала, едва заметно шевеля губами: «Я молода, но жизнь моя море безбрежное… бурливое, темное, ало-мятежное…»
Она так увлеклась произведением своей случайной музы, что совсем не заметила, как преподаватель сразу оборвал свою лекцию о Карамзине, встал с кафедры и подошел почти вплотную к ее парте.
Очнулась она только тогда, когда услышала зловещую фразу над своим ухом:
− Госпожа Ларионова, потрудитесь отдать мне то, чем вы заняты сейчас, так некстати, за уроком!
Неточка обомлела.
Отдать листок, открыть тайну! О! Ни за что! Ни за что!
− Пожалуйте! − рука учителя настойчиво протягивалась к ней.
Классная дама спешила к нему на помощь. Нечего делать, пришлось покориться и отдать листок. А через минуту в классе уже звучало: «Я молода, но жизнь моя море безбрежное…» И так далее, и так далее, и так далее… И о красных и синих звездах, и о гневно-властных розах, и о певучих чайках, словом, все, все до самого конца!
Ах, что переживала бедная Неточка в эти минуты!
И уж разумеется, теперь ей совсем не нравились ее декадентские стихи. В передаче учителя они выходили такие сырые, плоские, худые… Совсем, совсем скверные стихи…
Ах, как она страдала, Неточка! Как страдала! Но что было хуже всего − это когда учитель, отложив злополучный листок в сторону, обратился к ней с плохо замаскированной иронией:
− Госпожа Ларионова, очевидно, совсем забыла, что слово «безбрежные» пишется через «е», а не через «ъ», а слово «певчие» как раз наоборот. Очень грубые ошибки. Обратите на них внимание! С такими ошибками стыдно переходить в четвертый класс, m-lle! И он окинул Неточку убийственным, уничтожающим взглядом.
Ах, как это было совестно! Неточке хотелось провалиться сквозь землю, и она внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов…
Бедная Неточка! Бедная Неточка!

Обновлено: 09.01.2023

Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело. В.Г.Белинский.

Ход урока

— Имя писательницы, о произведении которой мы будем сегодня говорить, многим известно. Лидия Чарская посвятила своё творчество детям. Детские поступки, характеры, взаимоотношения – всё охватила она в своих повестях и рассказах.

— Эпиграфом к уроку “Сила доброты в повести ..” являются слова В.Г.Белинского “Детские книги….”.

— Какие чувства воспитывает в читателях Л.Чарская? Обратимся к повести “Записки маленькой гимназистки”. (Анализ повести)

— Понравилась вам повесть? Чем? (Ответы учащихся).

— Поговорим о главной героине произведения. Начнём с имени.

— Что означает имя ЕЛЕНА? ( Елена – греч. – свет)

— Как звала её мамочка? (Ленушка)

— Какую характеристику имеет в грамматике суффикс –ушк?

(уменьшительно-ласкательный суфф. (= любовь, нежность матери к ребёнку).

— Расскажите кратко историю Лены.

(Пересказ событийных моментов: трагические события: болезнь и смерть мамы, приезд в город к дяде, знакомство с двоюродными братьями и сёстрами).

— Как приняли Лену в семье дяди?

  • Глава 4 “Семейство Икониных”.
  • Глава 5 “Разбитая ваза”.
  • Глава 6 “Горбунья. Новый враг”.

— Как вы думаете, почему Лену невзлюбили в семье дяди?

— Заполним таблицу “Друзья и враги Лены” (Работа в группах)

  • Проводник Никифор Матвеевич
  • Его дочь Нюра
  • Графиня Анна Симолинь
  • Дуняша (служанка в доме Икониных)
  • Враги
  • Матильда Францевна (гувернантка Икониных с.209)
  • Сёстры Нина, Жюли, братья Толя, Жорж.
  • Тётя Нелли.

— Почему дети в семье Икониных были злыми? (Мама уделяла мало времени детям, считала, что мальчиков вообще не надо ласкать, не обращала внимания на бедняжку Жюли).

(Работа в группах.)

— Характеристика детей. (Учащиеся ведут обсуждение в группах, находят цитаты, подтверждающие их ответы, затем работаем всем классом).

  • Нина – похожая на мать – надменная красавица.
  • Жорж – эгоистичный мальчик.
  • Жюли – несчастная горбунья, обозлённая на всех из-за своего уродства.
  • Толя – ещё совсем маленький мальчик, повторяющий слова за взрослыми, но именно Толя первый изменил своё отношение к Лене. В какой момент это произошло? (Читаем главу “Филька пропал” 10, “Маленький друг” 11). (Чтение по ролям)

— В мальчике проснулось чувство жалости.

— Как назвал Толю старший брат? (Пятница)

— Героя какого произведения вспомнил Жорж? (Д.Дефо “Робинзон Крузо”) с.263.

— А почему именно Пятница?

— Итак, врагов становится меньше. (Обращаемся к таблице, имя Толи пишем в колонку ДРУЗЬЯ)

— А теперь поговорим о Жюли. (Лично мне сразу стало жалко эту девочку)

  • Почему строила козни?
  • Как повлияла на тебя сестра Лена? С. 298 (Ролевая игра)

(Жюли = Юля. 1. Закрыла филина в коробке – он задохнулся; 2. Бросила в печку красную книжку учительницы нем. яз. – Лена в гимназии ходила с табличкой “Воровка”. Это было стыдно, унизительно, несправедливо).

— Кто помог Лене преодолеть неприятности, кто её поддержал в трудную минуту? ( графиня Анна Симолинь).

  • “Морозко”
  • “Золушка”
  • “Госпожа Метелица”
  • “Кощей Бессмертный”
  • “Царевна-лягушка” ….

— Итак, Ленушка приобрела в лице Анны и настоящего друга, и доброго заступника.

— Как вы думаете, какой момент в повести можно считать наивысшим подъёмом в развитии действий, т.е. кульминацией?

(Лена услышала от тёти Нелли , что перевернулся поезд, следовавший из Петербурга. Она решила, что погиб Никифор Матвеевич, отец её подруги Нюры….с.303 “ Ужасная новость”)

— Как повела себя Лена?

(Выборочное чтение главы 21 – 23)

— В семье Икониных переживали об исчезновении Лены?

— “Переживали” — это слово было знакомо семейству до появления Лены в их доме?

— Что значит “переживать”?

— Что изменилось в сердцах Икониных? (Работа в группах)

Изобразите в цвете: дом Икониных до появления Лены в нём и с появлением девочки.

(До- жестокость, эгоизм, одиночество, недружелюбие

С появлением – дружба, внимание, радость, сопереживание.)

— Графиня предложила Ленушке стать её названой сестрой и остаться жить в её доме.

— Какой выбор сделала Лена?

(Осталась в семье дяди).

Работа в группах

— И вновь обращаемся к словам В.Г.Белинского: “Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело”.

Действительно, Лидия Чарская делала великое дело – воспитывала и продолжает воспитывать (ведь умирает писатель, но его книги живут) сердечную доброту в людях, счастье общения.

Домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Написать отзыв о книге Л.Чарской “Записки маленькой гимназистки”.

2. Написать сочинение – рассуждение на тему “Правильно поступила Лена, оставшись у дяди?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сделаем анализ произведения Л. Чарской «Тайна» и ответим на такие вопросы:

1) Какую тайну хранила маленькая гимназистка — Неточка сама сочинила стихотворение и это была ее тайна.

2) С кем она решила поделиться со своей тайной — с одноклассницами, она долго выбирала и остановилась на Зое.

3) Как отреагировала её подружка, узнав о тайне Неточки? Как вы оцениваете реакцию Зои на стихотворение Неточки — Зоя равнодушно отреагировала, она молчала с минуту, а потом стала критиковать стихотворение. Я считаю, что Зоя поступила некрасиво, она видела, сколько волнения вызывала эта «тайна» у подруги, а значит, это было важно для Неточки, но Зоя поступила совсем не по дружески, она начала критиковать строки из стихотворения.

4) Что сделал учитель с тайной Неточки? Красиво ли он поступил — учитель прочитал вслух стихотворение девочки, даже не спросив разрешения. После он даже сказал о двух допущенных ошибках в словах. Неточке очень стыдно, она клянется, что никогда больше не будет сочинять стихи, ведь она была готова сгореть от стыда в той ситуации. Преподаватель поступил некрасиво и жестоко, по отношению к ученице.

5) Какова была реакция Неточки на поступок учителя — она поклялась не писать больше стихов, после такой публичной «порки».

Тема рассказа — отношение к подросткам, сочувствие, жестокость. Автор показывает, как одно действие может напрочь отбить желание заниматься творчеством.

Главная мысль произведения — не надо быть такими жестокими, особенно по отношению к творчеству других.

Чему учит произведение — учит быть добрым, отзывчивым к творчеству других, уважать и не высмеивать то, что написали другие.

Тайна — рассказ Лидии Чарской. Записки маленькой гимназистки

Как она, Неточка Ларионова, вошла в класс, каким многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам − они уже поняли, что с их подругой Неточкой случилось нечто.

И лицо Неточки, маленькое, курносенькое, с бисеринками веснушек под глазами, у носа и на щеках, говорило за то, что нечто необычайное творилось с его владелицей.

На обычной молитве перед занятиями Неточка не могла стоять спокойно, на уроке геометрии тоже, так что учитель Федор Павлович Сабелин два раза окликнул ее, приглашая внимательнее слушать поясняемую им теорему.

Наконец кончился бесконечный первый урок! Небольшой пятиминутный перерыв − и Неточка уже сидит за следующим часом французского языка.

Преподаватель французского принес сегодня классные сочинения и раздал их гимназисткам, делая соответствующие замечания каждой из них. Ах, что значит французское сочинение перед тем, что переживает сейчас Неточка! Положительно ничего не значит перед ее, Неточкиной, тайной!
О, эта тайна!
Из-за нее, из-за этой тайны, бедняжка Неточка не спала целую ночь! От счастья, конечно. Из-за нее со вчерашнего дня не знает покоя, из-за нее же получила замечание от Пифагора, как называют у них в гимназии преподавателя математических наук.

И что это за ужасно неприятное состояние − хранить в себе тайну и не иметь возможности поделиться ею с кем-нибудь из подруг! Ах, ужасно! Ужасно!

Неточка волнуется. Неточка сама не своя. В голове ее шумит вследствие бессонной ночи, в ушах позванивает. Руки Неточки холодны, как лед, а щеки пылают, как печка.
Нет! Нет! Положительно невозможно больше хранить тайну в себе! Это выше сил, данных Творцом, человеку! Это такая пытка, такая…
И почему бы ей, Неточке, не поделиться с кем бы то ни было из подруг этой ее тайной?! С Катей Щелкуниной, например. Она такая тихая, такая молчаливая! Эта уже не предаст, не выдаст. Эта умеет держать язычок за зубами! Или Ида Крамер, например, тоже не из болтушек и такая поэтичная! Ида поймет ее, Неточку, еще лучше всякой другой, пожалуй. А то, может быть, сообщить Зое. Зоя − сама прелесть. Зоя молчалива, как могила. И Зоя сидит рядом с Неточкой, считается одной из близких ей из класса. Ну конечно, лучше всего открыть тайну Зое Стояновой! Лучше всего!

Я молода, но жизнь моя − море безбрежное,
Бурливое, темное, ало-мятежное.
В нем мечутся звезды, зеленые, синие, красные,
В нем розы цветут в глубинах гневно-властные.
В нем чайки летают, летают певучие…
И волны гуляют такие могучие…

− Могучие… − еще раз протягивает для чего-то Неточка. Потом поднимает на подругу торжествующий взгляд: − Что? Хорошо?

Зоя молчит с минуту. Только слышно аппетитное хрустение карамельки на зубах.

в тесте по предмету » Родная литература» учащиеся 8 класса, познакомившись с творчеством писательницы Л Чарской, анализируют рассказ «Тайна, проверяют знания о жизни писательницы.

Система оценки: 5 балльная

Список вопросов теста

Что общего между Лидией Алексеевной Чуриловой и актрисой Лидией Чарской?

Это разные люди

Это один и тот же человек

Когда родилась Лидия Чарская?

Когда начала писать стихи Лидия Чарская?

Где училась Лидия Чарская?

В Павловском институте благородных девиц

На домашнем обучении

Когда была напечатана первая повесть Лидии Чарской «Записки институтки»?

Сколько произведений было написано Л. Чарской?

Чем хочется поделиться героине рассказа «Тайна» со своими подругами в классе?

Рассказать о том, что она получила письмо от родных

Она сочинила первое свое стихотворение

Какое чувство испытывает Неточка на уроке русского языка от слов учителя?

Гордость от первого опыта опыта сочинительства

Разочарование, глубокая грусть

Какие дальнейшие действия должен был совершить учитель русского языка, увидев, что перед ним первый поэтический опыт девочки?

Вернуть стихи. Поддержать, подбодрить, не заметить орфографических ошибок в стихах

Прямо в классе постараться указать автору на положительные моменты в стихотворении

Смогли бы вы защитить Неточку Ларионову от нападок учителя?

Я бы встал(а) на защиту своей одноклассницы

Я бы промолчал (а)

Я посмеялась бы над неудачным стихотворением своей одноклассницы

-75%

Лидия Алексеевна Воронова
родилась в дворянской семье в
Царском Селе 19 января 1875 года.
Она
прекрасно
плавала,
правила лодкой, любила ездить
верхом на пони, немало шалила и
верховодила своими друзьями.
Была очень впечатлительной,
откровенной и открытой натурой.

В 1893 году в 19 лет
окончила
Павловский
женский институт.
После
выпускных
экзаменов в числе лучших
воспитанниц в Зимнем
дворце получала медаль из
рук императрицы.

Чарская рассказывает о переживаниях гимназистки Неточки
Ларионовой, которая сочинила первое в жизни стихотворение.
Девочку переполняет счастье, она не спала ночью, ей не сидится на
уроках. Неточка делится своей тайной с подружкой Зоей, но та не
разделяет ее чувств. Зоя невозмутимо слушает стихи, не выказывает
ожидаемого восхищения, наоборот, критикует. Такая холодность
обижает Неточку, но это не самое страшное.
На следующем уроке учитель застает врасплох Неточку, увлеченную
перечитыванием стихотворения, и декламирует стихи вслух. Услышав
стихи в исполнении преподавателя, девочка понимает, что они вовсе
не так прекрасны, как ей казалось. А безжалостный педагог еще и
стыдит ее за допущенные ошибки. Неточка готова провалиться сквозь
землю от стыда и решает больше не сочинять стихов.
Преподаватель в этой ситуации поступил неоправданно жестоко,
нанес девочке душевную травму. Ведь можно было поговорить с ней
наедине, а не устраивать публичную «порку». Такими действиями
учитель не только заставил чувствительную Неточку пережить
ужасные минуты стыда, но и начисто отбил у нее желание заниматься
творчеством впредь.
Вот так за один день счастливая Неточка стала глубоко несчастной.

Непонимание – неспособность воспринимать,
постигать и осознавать мотивы поведения другого,
неумение объяснить его действия и поступки;
неспособность пропускать через разум и сердце
состояние, настроение, намерения и образ мыслей
другого

Читайте также:

      

  • Мій конспект 5 рік життя скачать
  •   

  • Зима в гости к нам пришла конспект
  •   

  • Конспект уроку з історії україни 10 клас
  •   

  • Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе обж 6 класс конспект
  •   

  • Изучение ряда стратегий и тактик в рамках национальной игры план конспект на тему

Тест. Л. Чарская «Тайна»

 

Белугина Е.Т.

19.04.2020

в тесте по предмету » Родная литература» учащиеся 8 класса, познакомившись с творчеством писательницы Л Чарской, анализируют рассказ «Тайна, проверяют знания о жизни писательницы.

Система оценки: 5 балльная

Список вопросов теста

Вопрос 1

Что общего между Лидией Алексеевной Чуриловой и актрисой  Лидией Чарской?

Варианты ответов

  • Это разные люди

  • Это один и тот же человек

Вопрос 2

Когда родилась Лидия Чарская?

Варианты ответов

  • 1920

  • 1875

  • 1850

Вопрос 3

Когда начала писать стихи Лидия Чарская?

Варианты ответов

  • в 15 лет

  • в 10 лет

  • в 7 лет

Вопрос 4

Где училась Лидия Чарская?

Варианты ответов

  • В Павловском институте благородных девиц

  • На домашнем обучении

Вопрос 5

Когда была напечатана первая повесть Лидии Чарской «Записки институтки»?

Варианты ответов

  • 1900

  • 1901

  • 1910

Вопрос 6

Сколько произведений было написано Л. Чарской?

Варианты ответов

  • 80

  • 10

  • 30

Вопрос 7

Чем хочется поделиться героине рассказа «Тайна» со своими подругами в классе?

Варианты ответов

  • Рассказать о том, что она получила письмо от родных

  • Она сочинила первое свое стихотворение

Вопрос 8

Какое чувство испытывает Неточка на уроке русского языка от слов учителя?

Варианты ответов

  • Радость, восторг

  • Гордость от первого опыта опыта сочинительства

  • Разочарование, глубокая грусть

Вопрос 9

Какие дальнейшие действия должен был совершить учитель русского языка, увидев, что перед ним первый  поэтический опыт девочки?

Варианты ответов

  • Вернуть стихи. Поддержать, подбодрить, не заметить орфографических ошибок в стихах

  • Прямо в классе постараться указать автору на положительные моменты в стихотворении

Вопрос 10

Смогли бы вы защитить Неточку Ларионову от нападок учителя?

Варианты ответов

  • Я бы встал(а) на защиту своей одноклассницы

  • Я бы промолчал (а)

  • Я посмеялась бы над неудачным стихотворением своей одноклассницы

1.

2.

Лидия Алексеевна Воронова
родилась в дворянской семье в
Царском Селе 19 января 1875 года.
Она
прекрасно
плавала,
правила лодкой, любила ездить
верхом на пони, немало шалила и
верховодила своими друзьями.
Была очень впечатлительной,
откровенной и открытой натурой.

3.

В 1893 году в 19 лет
окончила
Павловский
женский институт.
После
выпускных
экзаменов в числе лучших
воспитанниц в Зимнем
дворце получала медаль из
рук императрицы.

4.

С 1898 по 1924 год Чарская прослужила в СанктПетербургском Александринском Императорском театре.

5.

Первая повесть «Записки
институтки», родившаяся
в 1901 году из ее
институтских дневников,
году
принесла
ей
громкую славу.

6.

Прочитайте рассказ Лидии Чарской «Тайна»
Ответьте письменно на вопросы:
-Какую тайну хранила маленькая гимназистка?
-С кем она решила поделиться со своей тайной?
-Как отреагировала её подружка, узнав о тайне Неточки? Как
вы оцениваете реакцию Зои на стихотворение Неточки?
-Что сделал учитель с тайной Неточки?Красиво ли он
поступил?
-Какова была реакция Неточки на поступок учителя?

7.

Чарская рассказывает о переживаниях гимназистки Неточки
Ларионовой, которая сочинила первое в жизни стихотворение.
Девочку переполняет счастье, она не спала ночью, ей не сидится на
уроках. Неточка делится своей тайной с подружкой Зоей, но та не
разделяет ее чувств. Зоя невозмутимо слушает стихи, не выказывает
ожидаемого восхищения, наоборот, критикует. Такая холодность
обижает Неточку, но это не самое страшное.
На следующем уроке учитель застает врасплох Неточку, увлеченную
перечитыванием стихотворения, и декламирует стихи вслух. Услышав
стихи в исполнении преподавателя, девочка понимает, что они вовсе
не так прекрасны, как ей казалось. А безжалостный педагог еще и
стыдит ее за допущенные ошибки. Неточка готова провалиться сквозь
землю от стыда и решает больше не сочинять стихов.
Преподаватель в этой ситуации поступил неоправданно жестоко,
нанес девочке душевную травму. Ведь можно было поговорить с ней
наедине, а не устраивать публичную «порку». Такими действиями
учитель не только заставил чувствительную Неточку пережить
ужасные минуты стыда, но и начисто отбил у нее желание заниматься
творчеством впредь.
Вот так за один день счастливая Неточка стала глубоко несчастной.

8.

Равнодушие – это безучастность,
хладнокровное отношение к нужде и
бедам, возникшим у кого-то в жизни

9.

Непонимание – неспособность воспринимать,
постигать и осознавать мотивы поведения другого,
неумение объяснить его действия и поступки;
неспособность пропускать через разум и сердце
состояние, настроение, намерения и образ мыслей
другого

10.

Л.А. Чарская рассказ «Тайна».
Тема равнодушия и
непонимания в рассказе.
Домашнее задание
Написать небольшой отзыв о рассказе:
Мои размышления о рассказе

Подписи к слайдам:

  • Презентация
  • к уроку внеклассного чтения
  • по литературе в 6 классе.
  • Работа выполнена Селивановой Галиной Геннадьевной,
  • учителем русского языка и литературы Яренской муниципальной средней общеобразовательной школы
  • Ленского района Архангельской области.
  • 2011 год.
  • Лидия Алексеевна Чарская
  • Личность
  • Судьба
  • Творчество

« Её почитают гением прошлого»

  • Её книги читали при свече, керосинке, при огне буржуйки, при свете ярких ламп, даже на скамейке под липами. Над ее книгами счастливо забывались девочки и девушки, героев ее повестей навсегда полюбили мальчишки, познающие жизнь. Над ними плакали русские изгнан-ники, увозившие книги своего детства за границу. Л Чарская часто получала письма от детей с выражением восторга и любви, с просьбами достать продолжение любимой книги .«Как хорошо сознавать, что ты можешь делать добро людям. « Это лучшая радость королей , это счастье выпало мне.»
  • На виражах судьбы
  • Лидия Чарская окончила Павловский женский институт
  • в Петербурге, многие героини её романов тоже учатся
  • в этом институте. Здесь они дружат, влюбляются,
  • ссорятся и очень скучают без родителей.
  • В Александринке
  • Закончив институт, Чарская попала на сцену петербургского Александринского театра.
  • Закончив театральные курсы, она стала профессиональной актрисой театра. Но знаменитой и блистательной стать не могла.
  • Виновата оказалась её страсть к литературному творчеству. Она писала стихи, сказки, повести.
  • Цикл кавказских повестей
  • Эти повести посвящены славному княжескому роду Джаваха, его юным представительницам. Смелая Нина, маленький Юлико, преданная Люда Влассовская, Бэлла – герои этих книг.
  • В самые невероятные истории попадают герои ,они учат нас смелости, честности и милосердию.
  • «Вторая Нина»
  • Гнилой климат Петербурга ока-зался гибельным для Нины Джава-хи. Девочка умерла.
  • Верная памяти любимой подруги, Люда Влассовская приезжает на Кавказ в Гори. Здесь она обретает названого отца , маленькую сестру Нину. Так в честь Нины Джавахи назвали свою дочь Бэлла и Израэл.
  • Увы! Злой рок преследует семью Джаваха, и вскоре погибают в горах родители малышки.
  • Георгий Джаваха и Люда становятся родителями второй Нины.
  • Прочитайте повесть , и вы узнаете о жизни второй Нины много интересного.

Любимые романы девочек

  • « Княжна
    • Джаваха»
  • «Вторая Нина»
  • « Записки институтки»
  • « Сибирочка»

Любимые книги мальчиков

  • «С мелая жизнь»
  • «Щ елчок»
  • «К няжна Джаваха»
  • «П аж цесаревны»
  • «Р ади семьи»

«Умница – головка»

  • Эта повесть рассказывает о приключениях маленькой девочки.
  • Марго рано потеряла родителей. Пережив горечь потерь, пройдя через нелегкие испытания, Марго находит друзей и наставников.
  • Во время войны она становится сестрой милосердия. Это бесстрашная героиня, которую любят, которой гордятся.
  • «Сибирочка»
  • В невероятных и полных драматизма историях предстоит участвовать Сибирочке – юной княжне и героине приключенческой повести Лидии Чарской.
  • Избежав смертельной опасности, оставшись без родителей , девочка оказывается в логове разбойников. Вот тут-то и разворачиваются захватывающие приключения!
  • Много суровых испытаний пережила Сибирочка у разбойников. Страшно и одиноко ей было без друзей и отца.
  • Горькую несправедливость, обиды и унижения переживала девочка в эти дни. Жизнь была жестока к ней.
  • Только знакомство с Андрюшей скрасило её жизнь.
  • Вдвоем они убегают от жестокого главаря Зуба и его разбойников и торопятся в Петербург.
  • Оказавшись в цирке,Сибирочка становится дрессировщицей львов. Автор пишет: «Страшно было видеть эту детскую головку, бес-печно распевающую в огромной пасти великана-льва».
  • Девочку все полюбили: и зрители, и работники цирка.Здесь они с Андрюшей нашли настоящих друзей.
  • Этой книгой Л .Чарская учит, что друзья на то и существуют, чтобы в трудные минуты помогать друг другу.
  • «Записки гимназистки»
  • Отношение к бедным людям -главное мерило человеческого достоинства .
  • Об этом повесть «Записки гимназистки».
  • Леночка осталась без родителей, ей пришлось поехать в незнакомый Петербург, жить у родственников , которые не любили девочку. В гимназии Лена переживала оскорбления, насмешки , издевательства ,с ней никто не дружил.
  • Умение терпеть несправедливость , вера в то, что зло потерпит поражение, –вот ценные качества героини.
  • Именно так и складывается судьба бедной гимназистки. Сначала на её сторону переходит маленький Толик, потом исправ-ляется горбунья Жюли.
  • В гимназии Леночку любят учителя за её старание в учебе, аккуратность и вежливость. О ней с благодарностью отзываются графиня Анна, тетя Нелли, дядя …Вскоре девочку полюбили не только в семье Икониных, но и в гимназии. Даже самый злостный враг, Жюли, сказала о Лене : « Глядя на тебя, мы учимся хорошему. Ты нужна нам».
  • Мы должны быть внимательнее друг к другу.
  • Этой повестью Л Чарская учит маленьких читателей, что такие добрые, милосердные люди ,как Леночка, нам нужны.
  • «Смелая жизнь» — историческая повесть о судьбе легендарной кавалерист — девицы Надежды Дуровой .
  • С детства воспитанная по – мальчишески, Надежда в годы Отечественной войны 1812 года прославила свое имя целым рядом подвигов.
  • Надежду отличают бесстрашие, дисциплинированность, чувство товарищества.
  • В Бородинском сражении она участвовала наравне со взрослыми.
  • Эта повесть – урок любви к родной истории, к Родине.
  • История жизни Надежды Дуровой послужила основой для создания кинофильма «Гусарская баллада».
  • О жизни Лидии Чарской
  • Её сын Юрий служил в Красной Армии и погиб в Гражданскую войну.
  • В 1924 году она была уволена из театра. Чарская очень нуждалась в заработке. Но несколько лет не могла писать.
  • Дела её были очень плохи. Мальчики и девочки жалели писательницу, приходили к ней, помогали убирать комнату, мыть полы и рассказывали о своих любимых героях её книг.
  • О жизни писательницы после революции известно очень мало.
  • Лидия Чарская прожила не так много — всего 62 года.
  • Последние двадцать лет жизни обернулись для неё трагедией.
  • Это были годы забвения: целые поколения читателей не слышали её имени, не читали её книг.
  • Наследие Чарской
  • Больше восьмидесяти книг написала Л Чарская. В её сказках и повес-тях всегда счастливый конец.Её герои, пройдя путь испытаний, горя и разочарований, побеждают.
  • Не победила только сама писательница. Она умерла в бедности и одиночестве и похоронена неизвестно кем на Смоленском кладбище в Ленинграде.
  • Очевидцы утверждают, что за просторной могилой Лидии Чарской кто-то постоянно ухаживает. Здесь часто видят живые цветы, а ведь после смерти писательницы прощло уже много лет.

Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело.
В.Г.Белинский.

Ход урока

— Имя писательницы, о произведении которой мы
будем сегодня говорить, многим известно. Лидия
Чарская посвятила своё творчество детям. Детские
поступки, характеры, взаимоотношения – всё
охватила она в своих повестях и рассказах.

— Эпиграфом к уроку “Сила доброты в повести ..”
являются слова В.Г.Белинского “Детские
книги….”.

— Как вы понимаете слова русского критика? (Обсуждение)

— Какие чувства воспитывает в читателях
Л.Чарская? Обратимся к повести “Записки
маленькой гимназистки”. (Анализ повести)

— Понравилась вам повесть? Чем? (Ответы
учащихся).

— Поговорим о главной героине произведения.
Начнём с имени.

— Что означает имя ЕЛЕНА? ( Елена – греч. – свет)

— Как звала её мамочка? (Ленушка)

— Какую характеристику имеет в грамматике
суффикс –ушк?

(уменьшительно-ласкательный суфф. (= любовь,
нежность матери к ребёнку).

— Расскажите кратко историю Лены.

(Пересказ событийных моментов: трагические
события: болезнь и смерть мамы, приезд в город к
дяде, знакомство с двоюродными братьями и
сёстрами).

— Как приняли Лену в семье дяди?

— Что вы можете сказать о новых родственниках
Лены? (Данное задание – домашнее: подготовить
рассказ о новых родственниках Лены).

  • Глава 4 “Семейство Икониных”.
  • Глава 5 “Разбитая ваза”.
  • Глава 6 “Горбунья. Новый враг”.

— Как вы думаете, почему Лену невзлюбили в семье
дяди?

— Заполним таблицу “Друзья и враги Лены” (Работа
в группах)

Друзья:

  • Проводник Никифор Матвеевич
  • Его дочь Нюра
  • Графиня Анна Симолинь
  • Дуняша (служанка в доме Икониных)
  • Враги
  • Матильда Францевна (гувернантка Икониных с.209)
  • Сёстры Нина, Жюли, братья Толя, Жорж.
  • Тётя Нелли.

— Почему дети в семье Икониных были злыми? (Мама
уделяла мало времени детям, считала, что
мальчиков вообще не надо ласкать, не обращала
внимания на бедняжку Жюли).

(Работа в группах.)

— Характеристика детей. (Учащиеся ведут
обсуждение в группах, находят цитаты,
подтверждающие их ответы, затем работаем всем
классом).

Вывод:

  • Нина – похожая на мать – надменная красавица.
  • Жорж – эгоистичный мальчик.
  • Жюли – несчастная горбунья, обозлённая на всех
    из-за своего уродства.
  • Толя – ещё совсем маленький мальчик,
    повторяющий слова за взрослыми, но именно Толя
    первый изменил своё отношение к Лене. В какой
    момент это произошло?
    (Читаем главу “Филька
    пропал” 10, “Маленький друг” 11). (Чтение по
    ролям
    )

— В мальчике проснулось чувство жалости.

— Как назвал Толю старший брат? (Пятница)

— Героя какого произведения вспомнил Жорж?
(Д.Дефо “Робинзон Крузо”) с.263.

— А почему именно Пятница?

— Итак, врагов становится меньше. (Обращаемся к
таблице, имя Толи пишем в колонку ДРУЗЬЯ)

— А теперь поговорим о Жюли. (Лично мне сразу
стало жалко эту девочку)

Поиграем: 1 ученица – Жюли, она отвечает на
вопросы ребят из групп: зачем мешала Лене?

  • Почему строила козни?
  • Как повлияла на тебя сестра Лена? С. 298 (Ролевая
    игра)

(Жюли = Юля. 1. Закрыла филина в коробке – он
задохнулся; 2. Бросила в печку красную книжку
учительницы нем. яз. – Лена в гимназии ходила с
табличкой “Воровка”. Это было стыдно,
унизительно, несправедливо).

— Кто помог Лене преодолеть неприятности, кто её
поддержал в трудную минуту? ( графиня Анна
Симолинь).

— С кем из сказочных героев ассоциируется эта
героиня? (Вспомните названия произведений, в
которых героям в их беде помогают добрые
волшебники или обыкновенные люди) (Игра “Кто
больше”)

  • “Морозко”
  • “Золушка”
  • “Госпожа Метелица”
  • “Кощей Бессмертный”
  • “Царевна-лягушка” ….

— Итак, Ленушка приобрела в лице Анны и
настоящего друга, и доброго заступника.

— Как вы думаете, какой момент в повести можно
считать наивысшим подъёмом в развитии действий,
т.е. кульминацией?

(Лена услышала от тёти Нелли , что перевернулся
поезд, следовавший из Петербурга. Она решила, что
погиб Никифор Матвеевич, отец её подруги
Нюры….с.303 “ Ужасная новость”)

— Как повела себя Лена?

(Выборочное чтение главы 21 – 23)

— В семье Икониных переживали об исчезновении
Лены?

— “Переживали” — это слово было знакомо
семейству до появления Лены в их доме?

— Что значит “переживать”?

— Что изменилось в сердцах Икониных? (Работа
в группах
)

Изобразите в цвете: дом Икониных до появления
Лены в нём и с появлением девочки.

(До- жестокость, эгоизм, одиночество,
недружелюбие

С появлением – дружба, внимание, радость,
сопереживание.)

— Графиня предложила Ленушке стать её названой
сестрой и остаться жить в её доме.

— Какой выбор сделала Лена?

(Осталась в семье дяди).

Работа в группах

— Как вы понимаете слова графини: “…у меня тебя
ждёт вечный праздник, а здесь ты должна стать
утешением…”? (Обсуждение).

— И вновь обращаемся к словам В.Г.Белинского:
“Детские книги пишутся для воспитания, а
воспитание – великое дело”.

Действительно, Лидия Чарская делала великое
дело – воспитывала и продолжает воспитывать
(ведь умирает писатель, но его книги живут)
сердечную доброту в людях, счастье общения.

Домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Написать отзыв о книге Л.Чарской “Записки
маленькой гимназистки”.

2. Написать сочинение – рассуждение на тему
“Правильно поступила Лена, оставшись у дяди?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Кянкс на армянском как пишется
  • Кюаркодер как правильно пишется
  • Кюар код как пишется на английском языке
  • Кэшбэк по английски как пишется
  • Курочка ряба сказка про что смысл

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии