Л н толстой народные рассказы подлинная энциклопедия народной жизни конспект урока

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Пои...

    1 слайд

    Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» — подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе.

  • Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей...

    4 слайд

    Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
    Л.Н. Толстой

    Если действовать не будешь,
    Ни к чему ума палата.
    Шота Руставели

  • Граф Лев Толстой.Пеший переход из Москвы в Ясную Поляну

    5 слайд

    Граф Лев Толстой.
    Пеший переход из Москвы в Ясную Поляну

  • Ключевые слова:путь, странник, молитва, Бог, душа.

Поиски встречи с Богом, п...

    10 слайд

    Ключевые слова:
    путь, странник, молитва, Бог, душа.

    Поиски встречи с Богом, путь к душе

  • Л.Н. Толстой «Народные рассказы».    Образы пути и странника.
   Русские прав...

    11 слайд

    Л.Н. Толстой «Народные рассказы».
    Образы пути и странника.
    Русские православные обряды и праздники.
    Смысл эпиграфов.
    Молитва как особый контакт с Богом.

  • «Народные рассказы»-подлинная энциклопедия народной жизни...

    12 слайд

    «Народные рассказы»-подлинная энциклопедия народной жизни
    Христосоваться-троекратно
    целоваться, поздравляя друг
    друга с праздником Пасхи.
    Епитимья-исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению священника, тех или иных дел благочестия.
    Розговены-первый день мясоеда после поста.

  • «Народные рассказы»-подлинная энциклопедия народной жизни...

    13 слайд

    «Народные рассказы»-подлинная энциклопедия народной жизни
    Обедня-церковная служба у
    Х христиан, совершаемая утром
    или в первую половину дня.
    Благовестить-звонить в колокола перед началом церковной службы.
    Страстная неделя-последняя неделя поста перед Пасхой.
    Святая неделя-праздник Пасхи у христиан.

  • Молитва-откровенный разговор с Богом

    15 слайд

    Молитва-откровенный разговор с Богом

  • Молитва старого монаха

    16 слайд

    Молитва старого монаха

  • «В незнании покоится печаль, в познании и разуме-надежда» О, сколько нам откр...

    17 слайд

    «В незнании покоится печаль, в познании и разуме-надежда»
    О, сколько нам открытий чудных
    Готовит просвещенья дух.
    И опыт-сын ошибок трудных,
    И гений-парадоксов друг.
    А.С. Пушкин

  • ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Прочитать рассказ А.П. Чехова «В рождественскую ночь»
2....

    18 слайд

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    1. Прочитать рассказ А.П. Чехова «В рождественскую ночь»
    2. Что на Ваш взгляд сближает «Народные рассказы» Л.Толстого и данное произведение (приведите не менее 2-х аргументов, доказывающих Вашу точку зрения)

Обновлено: 09.01.2023

Вложенные файлы: 1 файл

29 Народные рассказы Толстого.docx

29 Народные рассказы Толстого

Простоту, сжатость описаний Толстой считал непременным условием в рассказах для народа. Чтобы рассказ был понятен, он должен быть безыскусен, прост. Поэтому каждая стилистическая деталь вносится в повествование с учетом того, что читателями будут простые, а слушателями часто неграмотные люди. Высокое достоинство рассказов — в их простом, сжатом, строгом, чеканном слоге. Говорить художественно и в то же время лаконично, просто — большое искусство, и замечательные образцы именно этого искусства дал Толстой в своих рассказах для народа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей.

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой Если действовать не будешь, Ни к чему ума палата. Шота Руставели

Граф Лев Толстой. Пеший переход из Москвы в Ясную Поляну

Граф Лев Толстой. Пеший переход из Москвы в Ясную Поляну

Ключевые слова: путь, странник, молитва, Бог, душа. Поиски встречи с Богом, п.

Ключевые слова: путь, странник, молитва, Бог, душа. Поиски встречи с Богом, путь к душе

Молитва-откровенный разговор с Богом

Молитва-откровенный разговор с Богом

Молитва старого монаха

Молитва старого монаха

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 252 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.08.2020 4393
  • PPTX 20 мбайт
  • 427 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Савина Елена Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Что же является основой человеческой жизни?

Завязка Встреча с незнакомцем у часовни

О чём повествуется в основной части? П овествуется о жизни Михайлы в доме Семѐна , о том , как за то время, что жил здесь, он улыбнулся всего три раза. В первый , когда Матрѐна пожалела и накормила его, во второй раз , когда приехал барин. В третий раз Михайла улыбнулся во время встречи с женщиной и двумя девочками-сиротками.

Работа в группах. 1 – проследить в рассказе связь с УНТ. 2 – связь с древней учительной литературой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет формированию интереса к чтению рассказов Л..Н. Толстого,воспитанию в детях добрых чувств, способность видеть преимущества добра над злом.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗО ВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Внеклассное чтение.

Рассказы Л.Н. Толстого .

Составила и провела

учитель начальных классов

Зогот Юлия Александровна

Внеклассное чтение. Рассказы Л.Н. Толстого

1. Формировать интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого и умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст.

2. Закрепить знание рассказов Л.Н. Толстого.

3. Развивать речь, внимание, воображение, обогащать словарный запас.

4. Воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация.

1.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Начинаем наш урок.

2. Постановка целей

Говорит она беззвучно,

Но приятно и нескучно,

Чтобы с нею подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга)

— По какой первой книге учатся читать первоклассники? (По азбуке.)

— Как называлась ваша первая азбука? Сегодня на уроке мы узнаем, по каким книгам учились читать и узнавали мир ваши прабабушки и прадедушки. Познакомимся с некоторыми фактами из биографии Л. Н. Толстого (слайд 2), а также его рассказами о детях. Обменяемся мнениями о значении этих рассказов для каждого из вас.

3. Работа над темой урока

Рассказ учителя (сопровождается показом слайдов 3-8)

Когда были маленькими ваши прапрабабушки и прапрадедушки, они не ходили в школы. С 10—12 лет дети начинали работать наравне со взрослыми. Им приходилось стоять у станка, пахать землю, заготавливать сено для домашних животных, дрова на зиму. Детство их кончалось рано.

Да и школ тогда было очень мало. А в деревнях их и вовсе не было. Чтобы написать письмо или прошение, безграмотные крестьяне обращались к местному дьяку или попу (это служители церкви).

И вот однажды в одной усадьбе богатый граф объявил, что хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам учить их будет. В назначенный день ребятишки вошли в графскую усадьбу. Волновались они, робели, когда он окинул их острым взглядом. Но вот граф улыбнулся, заговорил — и вся робость прошла.

Графом этим был Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель. А школа была устроена на его усадьбе в Ясной Поляне.

Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Здесь каждый занимался тем, что получалось: кто цифры писал, кто учился читать, кто рисовал.

Дети так увлекались, что иногда тут же, за столом, и засыпали. Льву Николаевичу приходилось провожать припозднившихся самому.

Лев Николаевич очень переживал за детей, не мог со спокойным сердцем смотреть на безрадостную жизнь бедноты.

Он считал, что может изменить их судьбу, если будет учить грамоте, разбудит в их душах любовь к знаниям, книгам.

Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало.

И хотя у писателя было всегда много работы: он писал романы, рассказы, пересказывал и обрабатывал русские народные сказки — Лев Николаевич нашел время и для детских учебных книг.

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

4. Работа с выставкой книг Л.Н. Толстого (слайд 10-11)

-Рассмотрите книги на выставке. Сделайте вывод о чём они и для кого предназначены. (слайд 12)

( слайд 16)Какова главная мысль рассказа? (Нельзя обманывать взрослых. Тайное всегда становится явным. Надо быть терпеливым, не идти на поводу своих желаний.)

— Что вы можете сказать о семье мальчика? (Семья дружная. Родители любят детей. Они не наказали мальчика за проступок. Но Ване самому было стыдно.)

— Можно ли этот рассказ назвать былью? (Быль — это то, что было.)

— Чему учат детей эти были? (Быть добрым, честным, трудолюбивым, не бросать в беде друзей.) ( слайд 17)

— Что такое басня? Чем она отличается от рассказа, были? (В басне есть какое-то поучение, вывод.)

— Как вы думаете, интересно детям было учиться по таким учебникам? Легко ли они читаются? (Да, легко. Там простые слова и предложения. Узнаешь, как жили раньше дети. Эти рассказы умные, они учат детей быть добрыми, честными, дружить.)

5. Физкультминутка.

Вот мы руки развели,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

6. Представление книг детьми.

— Дома вы делали обложки и иллюстрации к прочитанным рассказам. Сейчас я попрошу выйти и кратко рассказать о том, что вы прочитали и чему учит нас каждый рассказ.

ИТОГ: Молодцы! Вы прочитали много книг, сделали правильные выводы.

— Чему же учат детей рассказы Толстого? ( дружбе, взаимовыручке и т.д.)

7. Викторина. ( ответ появляется по щелчку)(слайд 23-27)

— А сейчас мы проведём с вами небольшую викторину и посмотрим, на сколько внимательны вы были, читая рассказы Л.Н. Толстого.

2) В каком рассказе мальчик Вася закрыл собой котёнка от злых собак? (Котёнок)

3) Герою, какого рассказа пришлось идти в школу в отцовской шапке. (Филипок)

4) В каком рассказе маленький мальчик делал лоханку для своих родителей? (Старый дед и внучек)

5) В каком рассказе девочка Маша развела костёр в сенях? (Пожар)

ИТОГ: — Я вижу, что вы читали эти тексты, правильно ответили на все вопросы

8. Итог урока.

— Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л.Н. Толстой?

— Чему же учат нас произведения Толстого?

9.Домашнее задание

Читайте также:

      

  • Конспект урока лекарственные растения 5 класс
  •   

  • Этническая карта мира история и современность конспект
  •   

  • Методическое описание интерактивного плаката пожарная безопасность для дошкольников в доу конспект
  •   

  • Конспект занятия по рисованию во второй группе раннего возраста
  •   

  • Интервалы и трезвучия 3 класс конспект урока по музыке

Слайд 1

Байкова Юлия Сергеевна у читель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 25» г. Абакана Номинация: Лучшая презентация к уроку о жизни и творчестве Л.Н . Толстого Нравоучительный рассказ Л.Н. Толстого «Чем люди живы?»

Слайд 2

Что же является основой человеческой жизни?

Слайд 3

Цель урока – проанализировать рассказ Л.Н. Толстого и ответить на вопросы, которые волновали писателя: «Как жить?», «Чем люди живы?», «Что такое любовь?».

Слайд 4

1880-1890гг. – народные рассказы. Представляются образцами жанрового лаконизма и простоты «Это я у народа взял и народу отдал» Л.Н. Толстой

Слайд 5

Рассказ «Чем люди живы?» 1881г. – журнал «Детский отдых» В основе – легенда «Архангел»

Слайд 6

Композиция рассказа Экспозиция « Жил сапожник с женой и детьми у мужика на квартире <…> Была у них шуба – одна на двоих , да и та износилась в лохмотья. Отправила жена сапожника в село купить овчин на новую шубу. Но у сапожника ничего не получилось, и он понурый возвращается домой»

Слайд 7

Завязка Встреча с незнакомцем у часовни

Слайд 8

Проблема нравственного выбора Подойти или мимо пройти? «Что с ним, с голым, делать ?» Хотел Семен пройти мимо замерзающего незнакомца, «да зазрила его совесть». «Повернулся Семен и пошел к человеку»

Слайд 9

Что означает слово «зазрила?» З азрить — совесть зазрит (зазрила) (прост.) угрызения совести не позволят (не позволили) сделать что-н . плохое. Толковый словарь С.И . Ожегов, Н.Ю. Шведова

Слайд 10

О чём повествуется в основной части? П овествуется о жизни Михайлы в доме Семѐна , о том , как за то время, что жил здесь, он улыбнулся всего три раза. В первый , когда Матрѐна пожалела и накормила его, во второй раз , когда приехал барин. В третий раз Михайла улыбнулся во время встречи с женщиной и двумя девочками-сиротками.

Слайд 11

Кульминация? Кульминационный момент – разгадка «чуда»: Михайла оказался ангелом, наказанным Богом и посланным на землю, чтобы «узнать три слова Божии : «что есть в людях», «чего не дано людям», «чем люди живы».

Слайд 12

Каким был первый ответ ? (что есть в людях) Когда он это узнал ? « Я узнал, что есть в людях любовь » Когда Матрена пожалела и накормила его – здесь Михаил улыбнулся в 1 раз. ?

Слайд 13

Путь любви У Семёна Страх Совесть Жалость Любовь У Матрёны Страх Любопытство Жалость Любовь Путь Матрены к раскрытию тайны, «чуда » длиннее: от отношения недоверчиво-пренебрежительного к жалости и любви

Слайд 14

Раскрытие внутреннего мира Семёна « Ты чего же это,- говорит на себя, — Семен, делаешь? Человек в беде помирает, а ты заробел, мимо идешь. Али дюже разбогател? Боишься , ограбят богатство твое? Ай, Сема, неладно!» 1 глава Через монолог Через размышления Через диалог «Не обманул бы его овчинник. А то прост уж очень мой-то. Сам никого не обманет, а его малое дитя проведет.» 3 глава «Мы-то даем, да что ж нам никто не дает? Не знал, что Семен сказать. Говорит: «Будет толковать-то» 4 глава

Слайд 15

Какой предстает Матрёна в начале рассказа? Подтвердите примерами из текста, что главное в жене Семёна «жизнь сердца». 1. « Оборвалось у Матрены сердце », 2. « сердце у ней расходилось , как увидела мужа без кафтана, в куртушке одной». 3.При напоминании Семена жене о Боге «вдруг сошло в ней сердце ». 4. «… И взыграет в ней сердце , когда вспомнит , как улыбнулся ей странник Человек должен руководствоваться в жизни христианскими нравственными принципами – основная мысль «Народных рассказов» Л.Толстого

Слайд 16

Каким был второй ответ ? (чего не дано людям) « Не дано людям знать, что им для своего тела нужно» Когда ангел это понял? Когда приехал барин заказывать «сапоги такие, чтобы год носились, не поролись, не кривились» — здесь Михаил улыбнулся во 2 раз – обрадовался, что бог другое слово открыл. ?

Слайд 17

Как вы понимаете этот ответ? Вспомните пословицу, поясняющую эту мысль. « Человек предполагает, а Господь располагает». Ибо «не дано знать ни одному человеку – сапоги на живого или босовики ему уже на мертвого к вечеру нужны ».

Слайд 18

Что такое босовики? По словарю И. Даля – «это обувь, скроенная из старых сапог, для босой ноги». В рассказе это обувь для умершего.

Слайд 19

Если вы внимательно читали текст, то обратили внимание на одну деталь в портретном описании барина. Что это за деталь? « Как с другого света человек»- намек на духовную смерть , предшествующую физической. Лишенный чувства сострадания к людям, барин мертв уже при жизни.

Слайд 20

Каков же ответ на последний третий вопрос, который вынесен в тему урока «Чем люди живы?» Как вы понимаете слова: « Жив всякий человек любовью», « Бог есть любовь»? ?

Слайд 21

Работа в группах. 1 – проследить в рассказе связь с УНТ. 2 – связь с древней учительной литературой

Слайд 22

Проверка УНТ Древняя учительная литература Зачин евангельские эпиграфы, которые проповедуют любовь к ближнему ситуация выбора « Подойти или мимо пройти?» форма рассказа – притча прием троичности: 3 раза улыбается странник; с 3-го дня стал работать, как будто век шил; на земле ему надо было узнать 3 слова Божии осуждаются и наказываются грешники . В этом рассказе это барин. Пословицы, поговорки Л.Н . Толстой создает «нечто вроде собственного фольклора» ( Б . Эйхенбаум )

Слайд 23

Какую бы вы обложку сделали к рассказу Л.Н. Толстого «Чем люди живы?» ?

Слайд 24

Домашнее задание (по выбору учащегося). 1) Письменно ответить на вопрос: «Как вы считаете, в чем заключается актуальность рассказа Л.Н . Толстого «Чем люди живы» в наши дни ? 2) Написать сочинение-рассуждение на тему: «О чем я задумал(а) сь ( ся ) после проведенного урока?»

Слайд 25

Список использованных источников: 1) https :// slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=2316 2) https:// doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-chem-blizok-ln-tolstoy-sovremennomu.html 3) http://stosh11.narod.ru/doc-33/der9.pdf

Народные рассказы Л.Н. Толстого

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
Л.Н. Толстой

Автор: Деревянкина Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №11»

Слайд №2
Слайд №3
Творческая мастерская
Поэтика «народных рассказов» Л.Н. Толстого

Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителя

Слайд №4
Слайд №5
Цели исследовательской работы:
1) развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразование и самореализация личности;
2) воспитание чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;
3) становление духовного мира, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании;
4) воспитание чувства прекрасного, культуры мышления, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;
5) формирование потребности в систематическом чтении художественных произведений.
Слайд №6
Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой
Если действовать не будешь,
Ни к чему ума палата.
Шота Руставели
Слайд №7
Граф Лев Толстой.Пеший переход из Москвы в Ясную Поляну
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Ключевые слова:
путь, странник, молитва, Бог, душа.

Поиски встречи с Богом, путь к душе

Слайд №14
Этапы работы:
сбор и классификация материала; предварительная обработка данных
Слайд №15
Л.Н. Толстой «Народные рассказы». Исследовательские работы учащихся
Образы пути и странника.
Русские православные обряды и праздники.
Смысл эпиграфов.
Молитва как особый контакт с Богом.
Слайд №16
«Народные рассказы»-подлинная энциклопедия народной жизни
Христосоваться-троекратно
целоваться, поздравляя друг
друга с праздником Пасхи.
Епитимья-исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению священника, тех или иных дел благочестия.
Розговены-первый день мясоеда после поста.
Слайд №17
«Народные рассказы»-подлинная энциклопедия народной жизни
Обедня-церковная служба у
Х христиан, совершаемая утром
или в первую половину дня.
Благовестить-звонить в колокола перед началом церковной службы.
Страстная неделя-последняя неделя поста перед Пасхой.
Святая неделя-праздник Пасхи у христиан.
Слайд №18
Слайд №19
Молитва-откровенный разговор с Богом
Слайд №20
Молитва старого монаха
Слайд №21
«В незнании покоится печаль, в познании и разуме-надежда»
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух.
И опыт-сын ошибок трудных,
И гений-парадоксов друг.
А.С. Пушкин
  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(3 голоса, среднее: 5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Большой сборник презентаций в помощь школьнику.

закрыть

Скопируйте этот код и вставьте его на своем сайте:

Автор: Винокурова Нюргуяна Прокопьевна
Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ «Теплоключевская средняя общеобразовательная школа»
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия) Томпонский район с.Теплый Ключ
Наименование материала: конспект урока литературы
Тема: «Чем люди живы». Нравоучительный рассказ Л.Н.Толстого. (10 класс)

Раздел: полное образование

Конспект урока литературы

«Чем люди живы». Нравоучительный рассказ Л.Н.Толстого. (10 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: исследование.

Метод: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с нравоучительным рассказом «Чем люди

живы» из цикла «Народные рассказы» Л.Н.Толстого.

Задачи урока:

1.

Образовательные:

вызвать

интерес

у

учащихся

к

проблематике

«Народных

рассказов»

Л.Н.Толстого;

— углубить представление о его «позднем» творчестве;

— помочь постичь глубину нравственных убеждений, философии писателя;

— развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

— обогащать словарный запас учащихся.

2. Развивающие:

— осуществлять системно-деятельностный подход;

— развивать критическое мышление;

— развивать внимание;

— совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом;

— формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие умения применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения работать в группе;

развитие умения формулировать проблему.

3. Воспитательные:

— воспитывать нравственно здорового человека;

— воспитывать интерес и любовь к литературе;

— воспитывать ценностное отношение к слову;

— развивать коммуникативные УУД:

создание

благоприятной

атмосферы

поддержки

и

заинтересованности,

уважения и сотрудничества.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

словари В.Даля;

информационный лист.

Эпиграф к уроку: «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и

истиной». «Не любящий брата своего пребывает в смерти».

Ход урока:

1.

Организационный этап.

Приветственное слово учителя:

— Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят,

«улыбка – это поцелуй души». А теперь громко скажем друг другу: «Добрый день!»

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что

мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

(Ученик читает стихотворение)

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить,

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить.

2.

Актуализация знаний.

Что сегодня с нами случилось? Живем непросто, часто даже страшно. Может,

слово какое-то заветное забыли? Или потеряли волшебный клубок, который ведет нас к

Истине? Что же является основой человеческой жизни?

Сегодня мы попытаемся ответить на один важный вопрос. ( Запись темы урока

на доске). Чем люди живы? Поможет нам в поисках ответа Л.Н.Толстой.

Восьмидесятые годы – новый этап в творческом пути писателя, когда его занимает

жизнь народа, и он ищет ответы на беспокоящие его вопросы.

В основанном в 1884 году народном книгоиздательстве « Посредник »,

писатель

публикует

«народные

рассказы»,

подтвердившие

в

очередной

раз,

что

«художественный

мир

Толстого

не

представляет

собой

нечто

неподвижное;

напротив, писатель все время меняется».

Со

страниц

небольших

по

объему

произведений,

правдиво

отразивших

крестьянскую жизнь, предстает другой Толстой, обвиненный многими критиками в

примитивизме,

в

огрублении

и

обеднении

языка,

в

отсутствии

подробностей

психологической характеристики героев и в излишней нравоучительности.

В наше время толстовские «Народные рассказы» представляются «образцами

жанрового лаконизма и простоты». Убедимся в этом на примере рассказа « Чем люди

живы ».

3. Постановка учебной цели.

Ребята, исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня

предстоит нам выяснить?

4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

— Мы с вами познакомились с циклом « Народных рассказов », что вы знаете из

истории создания данного рассказа?

(Этот рассказ открывает серию «народных рассказов», впервые опубликован в

1881 году

в

журнале «Детский отдых». В

основе

рассказа

легенда «Архангел,

услышанная

и

записанная

от

олонецкого

сказителя

былин В.П.Щеголенка,

гостившего

в

Ясной

Поляне

летом

1879

года.

Исследователь Е.Н.Купреянова

указывает еще на один источник рассказа — легенду «Инок молился в пустыне».

Сохранилось 33 рукописных варианта рассказа, и это свидетельствует о том,

что

простота,

доступность

и

понятность

языка

дались

писателю

упорным

трудом).

Краткий обзор содержания. Анализ текста.

— Для нас же главное то, что под пером талантливого писателя эти легенды

превратились в совершенно новое художественное произведение. О чем оно? Давайте

композиционно

проследим

за

развитием

сюжета

и

попытаемся

проанализировать

прочитанное.

С

чего

начинается

рассказ? (

Рассказ

открывается экспозицией:

«

Жил

сапожник с женой и детьми у мужика на квартире …» Была у них шуба – одна на

двоих, да и та износилась в лохмотья. Отправила жена сапожника в село купить

овчин

на

новую

шубу.

Но

у

сапожника

ничего

не

получилось,

и

он

понурый

возвращается домой).

— С какого сюжетного момента происходит завязка действия? ( Завязка сюжета —

встреча с незнакомцем у часовни).

— Здесь автор ставит своего героя перед проблемой нравственного выбора. Какие

противоположные чувства борются в душе главного героя? ( « Подойти или мимо

пройти?»,

«Что

с

ним,

с

голым,

делать?»

Хотел

Семен

пройти

мимо

замерзающего

незнакомца, «да зазрила его совесть». «Повернулся Семен и пошел к человеку »).

Что

означает

слово «зазрила»?

(

Лексическая

работа

по

словарю

Даля

).

( «Зазрить – заглядывать, наблюдать скрытное, замечать чьи поступки, порицать,

хулит ,

осуждать,

охуждать

С овесть

зазирает

… со в е с т и т ь с я ,

стыдиться».«Зазориться» — «зазриться, стыдиться, совеститься, бояться

укора

совести»). То есть Семен убоялся укора совести, поэтому он подошел к незнакомцу.

— О чем повествуется в основной части? ( О жизни Михайлы в доме Семена, о

том, как за то время, что жил у него, Михаил трижды улыбнулся).

Какой

эпизод

является

кульминационным

моментом? (Когда

происходит

разгадка

«чуда»:

Михайла

оказался

ангелом,

посланным

Богом

на

землю,

чтобы

«узнать 3 слова Божии»: Что есть в людях? Чего не дано людям? Чем люди живы?).

— Каким был первый ответ? ( «Я узнал, что есть в людях любовь»). Когда он это

узнал? ( Когда Матрена пожалела и накормила его – здесь Михаил улыбнулся в I раз).

— Давайте проследим, как рождался этот ответ.

На доске:

Зарождение любви

у Семена

у

у Матрены

(учащиеся выполняют самостоятельно)

Страх – совесть – жалость — любовь Страх – любопытство – жалость — любовь

Вывод по таблице делает класс: Чей путь был тернистее, длиннее? ( Путь

Матрены к раскрытию

тайны, « чуда» длиннее: от отношения недоверчиво-

пренебрежительного к жалости и любви).

5. Закрепление изученного материала.

— Какая фраза Семена «пробудила» Матрену? ( «Матрена, али в тебе бога

нет?!»)

— Чей образ более привлекателен для вас?

— Какой он? ( Доверчивый, бескорыстный, бесхитростный).

— Как происходит раскрытие внутреннего мира Семена?

а) Через монолог: б) Через размышления в) Через диалог

жены: с женой:

« Ты чего же это,- говорит « Не обманул бы его овчин- « Мы-то даем , да

на себя,- Семен, делаешь? ник. А то прост уж очень что ж нам никто не

Человек в беде помирает, мой-то. Сам никого не об- дает? Не знал Се-

А ты заробел, мимо идешь. манет, а его малое дитя про- мен, что сказать.

Али дюже разбогател? Бо- ведет».( III гл.) Говорит: « Будет

ишься, ограбят богатство толковать-то».(IV гл.)

твое? Ай, Сема, неладно!»

( I гл.)

А

какой

предстает

перед

нами

Матрена,

особенно

вначале? ( Недовольной,

ворчливой, задавленной безысходной нуждой и бедностью , поглощенной обыденными

заботами, думающей только о хлебе насущном).

— Но при вдумчивом чтении обнаруживается, что главное в жене Семена … жизнь

сердца. Подтвердите примерами из текста. ( «Оборвалось у Матрены сердце», « сердце

у

ней

расходилось,

как

увидела

мужа

без

кафтана,

в

куртушке

одной».

При

напоминании Семена жене о Боге « вдруг сошло в ней сердце». «…И взыграет в ней

сердце, когда вспомнит , как улыбнулся ей странник ).

— «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной»,- гласит

один из эпиграфов. Сапожник помог беспомощному человеку, пригрел его, накормил,

оставил жить у себя. Матрена отдала гостю портки и рубаху, поставила на стол чашку

и

выложила

последнюю

краюшку

хлеба.

Поступки

героев

служат

основной

их

характеристикой, в существенные моменты выражают идеальную норму человеческого

поведения.

Запись в тетрадях:

Человек должен руководствоваться в жизни христианскими нравственными

принципами – основная мысль «Народных рассказов» Толстого.

— Каким был второй ответ? Чего не дано людям? («Не дано людям знать, что им

для своего тела нужно»). Когда ангел это понял? ( Когда приехал барин заказывать «

сапоги

такие,

чтобы

год

носились,

не

поролись,

не

кривились»

здесь

Михаил

улыбнулся во II раз – обрадовался, что бог другое слово открыл).

— Как вы понимаете этот ответ? Вспомните пословицу, поясняющую эту мысль?

(«Человек предполагает, а Господь располагает». Ибо «не дано знать ни одному

человеку – сапоги на живого или босовики ему уже на мертвого к вечеру нужны»).

— Что такое босовики? ( По словарю Даля – « это обувь, скроенная из старых

сапог, для босой ноги». В рассказе это обувь для умершего).

Если вы внимательно читали текст, то обратили внимание на одну деталь в

портретном описании барина. Что это за деталь? («Как с другого света человек»-

намек

на

духовную

смерть

,

предшествующую

физической.

Лишенный

чувства

сострадания к людям, барин мертв уже при жизни). «Не любящий брата своего

пребывает в смерти»,- подтверждает эпиграф из Библии.

— Каков же ответ на последний третий вопрос, который вынесен в тему урока

«Чем люди живы?»

Запись в тетрадях: « Жив всякий человек любовью».

Чтение вслух отрывка из последней главы рассказа до слов: « Кто в любви, тот

и в боге и бог в нем, потому что бог есть любовь».

— Как вы понимаете слова: «Жив всякий человек любовью», « Бог есть любовь»?(

Только любовь может создавать , только любовь дает всему жизнь ; там , где нет

любви , царит разрушение . Человек не может прожить без любви , без Бога в душе .

В душе каждого человека должен быть какой-то нравственный стержень, который

не позволит обидеть, причинить боль другому человеку).

Рассказ

интересен

и

очень

обогащен

тем,

что

на

всем

его

протяжении

прослеживается

связь

с устным

народным

творчеством

и древней

учительной

литературой. Подтвердите эту связь наблюдениями из текста (групповое задание).

I группа, проследите в рассказе связь с УНТ:

— традиционный зачин народных сказок;

— ситуация выбора « Подойти или мимо пройти?»;

— прием троичности: 3 раза улыбается странник;

с 3-го дня стал работать, как будто век шил;

на земле ему надо было узнать 3 слова Божии.

Связь с УНТ можно проследить, наблюдая за языковыми особенностями:

широкое использование простонародных слов,

разговорной лексики : дюже,

вожжайся, коли, измерз, ихний, хлебайте, раздемши, одинакие, заробел, али, куцавейка

и др.;

частое

употребление слов

с

уменьшительно-ласкательными

суффиксами

:

бумажка, соколик, денежки, хозяюшка, башмачок, босовики, хорошенькая, кривенькая,

пряменькая, девочки-сиротки, черноглазенькие, пухленькие, румяненькие и др.;

много пословиц и поговорок: « Без отца, матери проживут, а без Бога не

проживут», «Только мне и воску в свечке, что они», «Живы будем, сыты будем».

— II группа – связь с древней учительной литературой:

— евангельские эпиграфы, которые проповедуют любовь к ближнему;

форма рассказа – притча ( небольшой рассказ, иносказание, в котором

заключено религиозное или моральное поучение );

— С какой известной притчей вы бы могли сопоставить этот рассказ? (С «Притчей

о милосердном самарянине»).

— древнееврейские имена героев: Михаил – «подобный Богу»;

Семен – «слышащий»;

— также в древней учительной литературе всегда осуждаются и наказываются

грешники. В этом рассказе это барин.

Итак, ребята, углубляя и расширяя то, о чем говорилось в начале урока,

мы можем сказать, что, используя традиции УНТ и древней учительной литературы,

Л.Н.Толстой создает «нечто вроде собственного фольклора» (Б.Эйхенбаум), «одно из

величайших достижений словесного искусства конца ХIХ века» (Н. Берковский).

6. Рефлексия деятельности. Защита обложек к рассказу.

— Такой же бы выглядела ваша обложка после сегодняшнего урока? Что бы вы в

ней изменили?

(Домашнее задание к этому уроку было такое: прочитать рассказ «Чем люди

живы» и нарисовать к нему обложку).

— Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок за урок (учащиеся сами оценивают себя на оценочном

листе).

7.

Домашнее задание (по выбору учащегося).

1)

Письменно

ответить

на

вопрос:

«Как

вы

считаете,

в

чем

заключается

актуальность рассказа Л.Н.Толстого «Чем люди живы» в наши дни?

2)

Написать сочинение-рассуждение на тему: «О чем я задумал(а)сь(ся) после

проведенного урока?»

Презентации

Презентация «Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» — подлинная энциклопедия народной жизни»

Презентация «Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» — подлинная энциклопедия народной жизни»

Скачать материал

Скачать материал

Есть проблемы с домашними заданиями?
Воспользуйтесь помощью онлайн-репетиторов проекта «Инфоурок»:

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

72/108/144 ч.

от 1900 руб.
от 950 руб.

Сейчас обучается 349 человек из 70 регионов

Курс повышения квалификации

Сейчас обучается 92 человека из 37 регионов

Видеолекция

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» — подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе.

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой

Если действовать не будешь,
Ни к чему ума палата.
Шота Руставели

5 слайд

Граф Лев Толстой.
Пеший переход из Москвы в Ясную Поляну

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

Ключевые слова:
путь, странник, молитва, Бог, душа.

Поиски встречи с Богом, путь к душе

11 слайд

Л.Н. Толстой «Народные рассказы».
Образы пути и странника.
Русские православные обряды и праздники.
Смысл эпиграфов.
Молитва как особый контакт с Богом.

12 слайд

«Народные рассказы»-подлинная энциклопедия народной жизни
Христосоваться-троекратно
целоваться, поздравляя друг
друга с праздником Пасхи.
Епитимья-исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению священника, тех или иных дел благочестия.
Розговены-первый день мясоеда после поста.

13 слайд

«Народные рассказы»-подлинная энциклопедия народной жизни
Обедня-церковная служба у
Х христиан, совершаемая утром
или в первую половину дня.
Благовестить-звонить в колокола перед началом церковной службы.
Страстная неделя-последняя неделя поста перед Пасхой.
Святая неделя-праздник Пасхи у христиан.

14 слайд

15 слайд

Молитва-откровенный разговор с Богом

16 слайд

Молитва старого монаха

17 слайд

«В незнании покоится печаль, в познании и разуме-надежда»
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух.
И опыт-сын ошибок трудных,
И гений-парадоксов друг.
А.С. Пушкин

18 слайд

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитать рассказ А.П. Чехова «В рождественскую ночь»
2. Что на Ваш взгляд сближает «Народные рассказы» Л.Толстого и данное произведение (приведите не менее 2-х аргументов, доказывающих Вашу точку зрения)

PPTX 20 мбайт

463 скачивания

Рейтинг: 4 из 5

Настоящий материал опубликован пользователем Савина Елена Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Удалить материал

Автор материала

На сайте: 7 лет и 2 месяца

Подписчики: 1

Всего просмотров: 228710

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 054 575 материалов в базе

Выберите категорию:

Выберите учебник и тему

Выберите класс:

Тип материала:

Другие методич. материалы

Скачать материал

Другие материалы

Сочинение «Герои духа моего края»

Тесты » Халкьдин мецин эсерар»

С.Н.Марков. Стихи о Костроме, ее людях, истории и современности (маршрутный лист дистанционного урока по родной литературе в 8 классе)

Презентация спортивной сказки «В поисках хорошего настроения»

Г.Тукай «Умарта корты һәм чебеннәр»

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе

Вам будут интересны эти курсы:

Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

40%

Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу

Видеолекция

«Секрет заботливого взрослого: как помочь раскрыть потенциал ребенка, просто общаясь с ним за пределами развивающих занятий?»

Видеолекция

«Управление конфликтами в профессиональной деятельности»

Видеолекция

Генетические патологии

Рабочий лист для урока литературного чтения в 4 классе по поэме А.С. Пушкина «Сказка о мертвой Царевне и семи богатырях»

Рабочий лист позволяет ученикам легко, в игровой форме усваивать новый материал. Подойдет как для…

Рабочий лист. Картотека писателей.

В данном материале представлена картотека писателей, изучаемых в начальной школе.(33 автора — 9 л…

Рабочий лист В.Д. Берестов «Кошкин щенок» (рабочий лист + ответы для учителя)

Рабочий лист (а4) + ответы для учителя Материал от Екатерины Леонидовны. Рабочий лист позволяет о…

Найдите подходящий для Вас курс

Подарочные сертификаты

Курсы «Инфоурок»

Онлайн-занятия с репетиторами на IU.RU

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сведения об организации

Пользовательское соглашение

Политика конфиденциальности

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗО ВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 108 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Внеклассное чтение.

Рассказы Л.Н. Толстого .

Составила и провела

учитель начальных классов

Зогот Юлия Александровна

Внеклассное чтение. Рассказы Л.Н. Толстого

Цели урока:

1. Формировать интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого и умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст.

2. Закрепить знание рассказов Л.Н. Толстого.

3. Развивать речь, внимание, воображение, обогащать словарный запас.

4. Воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Начинаем наш урок.

2. Постановка целей

— Отгадайте загадку:

Говорит она беззвучно,

Но приятно и нескучно,

Чтобы с нею подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга)

— По какой первой книге учатся читать первоклассники? (По азбуке.)

— Как называлась ваша первая азбука? Сегодня на уроке мы узнаем, по каким книгам учились читать и узнавали мир ваши прабабушки и прадедушки. Познакомимся с некоторыми фактами из биографии Л. Н. Толстого (слайд 2), а также его рассказами о детях. Обменяемся мнениями о значении этих рассказов для каждого из вас.

3. Работа над темой урока

Рассказ учителя (сопровождается показом слайдов 3-8)

Когда были маленькими ваши прапрабабушки и прапрадедушки, они не ходили в школы. С 10—12 лет дети начинали работать наравне со взрослыми. Им приходилось стоять у станка, пахать землю, заготавливать сено для домашних животных, дрова на зиму. Детство их кончалось рано.

Да и школ тогда было очень мало. А в деревнях их и вовсе не было. Чтобы написать письмо или прошение, безграмотные крестьяне обращались к местному дьяку или попу (это служители церкви).

И вот однажды в одной усадьбе богатый граф объявил, что хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам учить их будет. В назначенный день ребятишки вошли в графскую усадьбу. Волновались они, робели, когда он окинул их острым взглядом. Но вот граф улыбнулся, заговорил — и вся робость прошла.

Графом этим был Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель. А школа была устроена на его усадьбе в Ясной Поляне.

Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Здесь каждый занимался тем, что получалось: кто цифры писал, кто учился читать, кто рисовал.

Дети так увлекались, что иногда тут же, за столом, и засыпали. Льву Николаевичу приходилось провожать припозднившихся самому.

Лев Николаевич очень переживал за детей, не мог со спокойным сердцем смотреть на безрадостную жизнь бедноты.

Он считал, что может изменить их судьбу, если будет учить грамоте, разбудит в их душах любовь к знаниям, книгам.

Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало.

И хотя у писателя было всегда много работы: он писал романы, рассказы, пересказывал и обрабатывал русские народные сказки — Лев Николаевич нашел время и для детских учебных книг.

Для детей были созданы «Новая азбука», «Русские книги для чтения» (слайд 9)

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

4. Работа с выставкой книг Л.Н. Толстого (слайд 10-11)

-Рассмотрите книги на выставке. Сделайте вывод о чём они и для кого предназначены. (слайд 12)

5.Коллективное чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка». ( слайд 13-15)

( слайд 16)Какова главная мысль рассказа? (Нельзя обманывать взрослых. Тайное всегда становится явным. Надо быть терпеливым, не идти на поводу своих желаний.)

— Что вы можете сказать о семье мальчика? (Семья дружная. Родители любят детей. Они не наказали мальчика за проступок. Но Ване самому было стыдно.)

— Можно ли этот рассказ назвать былью? (Быль — это то, что было.)

— Чему учат детей эти были? (Быть добрым, честным, трудолюбивым, не бросать в беде друзей.) ( слайд 17)

— Что такое басня? Чем она отличается от рассказа, были? (В басне есть какое-то поучение, вывод.)

— Прочитайте, какое поучение, мораль есть в баснях «Два товарища», «Отец и сыновья». ( слайд 18-19)(«… Плохие те люди, которые в опасности от товарищей убегают».«… Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь — всякий вас легко погубит».)

— Какие сказки Л.Н. Толстого вы читали? ( слайд 20-21)) ( «Три медведя», «Липунюшка», «Тетерев и лиса», «Как мужик гусей делил».)

— В каких рассказах Толстого вы узнали о чем-нибудь новом, о чем раньше не знали? ( слайд 22) («Как волки учат своих детей», «Как ходят деревья», «Черепаха», «Акула», «Прыжок».)

— Как вы думаете, интересно детям было учиться по таким учебникам? Легко ли они читаются? (Да, легко. Там простые слова и предложения. Узнаешь, как жили раньше дети. Эти рассказы умные, они учат детей быть добрыми, честными, дружить.)

5. Физкультминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

6. Представление книг детьми.

— Дома вы делали обложки и иллюстрации к прочитанным рассказам. Сейчас я попрошу выйти и кратко рассказать о том, что вы прочитали и чему учит нас каждый рассказ.

ИТОГ: Молодцы! Вы прочитали много книг, сделали правильные выводы.

— Чему же учат детей рассказы Толстого? ( дружбе, взаимовыручке и т.д.)

7. Викторина. ( ответ появляется по щелчку)(слайд 23-27)

— А сейчас мы проведём с вами небольшую викторину и посмотрим, на сколько внимательны вы были, читая рассказы Л.Н. Толстого.

1) В каком рассказе мальчик кричал: «Помогите, волк! Волк!» (Лгун)

2) В каком рассказе мальчик Вася закрыл собой котёнка от злых собак? (Котёнок)

3) Герою, какого рассказа пришлось идти в школу в отцовской шапке. (Филипок)

4) В каком рассказе маленький мальчик делал лоханку для своих родителей? (Старый дед и внучек)

5) В каком рассказе девочка Маша развела костёр в сенях? (Пожар)

ИТОГ: — Я вижу, что вы читали эти тексты, правильно ответили на все вопросы

8. Итог урока.

— Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л.Н. Толстой?

— Чему же учат нас произведения Толстого?

( слайд 28)

9.Домашнее задание

Подготовиться к следующему уроку внеклассного чтения «Рассказы о животных». Нарисовать обложки понравившихся произведений или иллюстрации.

10.Рефлексия.

Сегодня я узнал….

Теперь я умею….

Мне было интересно…

У меня вызвало трудности….

Тема урока: Жить согласно нравственным принципам. (по
произведению Л. Толстого «Свечка»)

Урок по родной литературе 9 кл.   

Цель: анализ рассказа «Свечка»

 Задачи:

  • знакомство с творчеством Л.Н.
    Толстого, выявление мировоззрения писателя, его отношение с
    действительностью;
  • развитие способности к обобщениям,
    умению выделять главное; логическому мышлению;
  • формирование самостоятельности при
    работе с книгой, ответственности перед словом, воспитание интереса к
    творчеству писателя.

Оборудование: мультимедийный
проектор, экран, тексты

Ход урока:

1.      Выявление
читательского восприятия. Как вы поняли прочитанный самостоятельно рассказ
«Свечка»? Почему он так называется?

2.      Лексическая работа

Сегодня мы попробуем разобраться в
содержании
рассказа «Свечка» — одно из малоизвестных произведений Л.Н.
Толстого,
попробуем понять мировоззрение самого автора, Льва Толстого, что нам пригодится
при изучении романа-эпопеи «Война и мир»

Подберите однокоренные слова к слову
«свечка» — свет, освещение, светло. Значение слова» свет» —
энергия,
воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Т.е. сегодня на уроке
мы должны увидеть, воспринять освещаемую в рассказе истину.

3.      История создания

В 1882 году Толстой участвовал в переписи
населения в качестве работника-волонтера, и именно тогда он увидел всю тяжесть
жизни простого народа: нищету, порабощённость, нравственную и фактическую
необразованность. Под воздействием этих впечатлений и понимания то, что «уже
давно в Европе у нас пишутся книги для поучения народа труду и смирению
(которого терпеть не могут поучающие), а народ, по-старому, читает не то, что
мы хотим, а то, что ему нравится», писатель решает создавать поучительные, а
главное — понятные для простых крестьян рассказы. Рассказ «Свечка» был написан
в 1885 году. В его основу легли личные убеждения автора, а также традиционный
фольклорный мотив божественной кары.

Толстой написал рассказ «Свечка» на основе
услышанной им однажды истории об ужасной смерти приказчика. Изначально рассказ
предполагал концовку, в которой приказчик умирает по нелепой случайности (это и
есть наиболее распространённая версия произведения). Однако такой финал
показался товарищам писателя, а также литературному критику Н.Н. Страхову,
неуместным. Дело в том, что трагическая смерть должностного лица могла не
пройти цензуру того времени. Более того, как писал близкий друг и редактор
произведений Толстого В.Г. Чертков, завершение рассказа противоречило всему его
содержанию. Приказчик, осознавший и принявший свою ошибку, едет на примирение с
крестьянами, но всё равно умирает. Подобная несправедливость, неразрешённость
проблемы оставляет читателя в недоумении. 

Именно В.Г. Чертков предложил Толстому
написать иную версию финала рассказа. Мужчина предоставил писателю две редакции
рассказа: одна была составлена А.М. Калмыковой (сотрудницей журнала
«Посредник», в котором работал Толстой на момент написания рассказа), другая —
самим Чертковым по материалам как Толстого, так и Калмыковой. Несмотря на
настойчивость Черткова и наличие нескольких вариантов, писатель не смог
изменить финал произведения. Лишь позднее он напишет вариант рассказа с иным
окончанием, и тогда «Свечка» продолжит своё существование в виде двух разных редакций. 

Рассказ был опубликован в 1886 году в
«Книжках недели», а затем в журнале «Посредник» под названием «Свечка или как
добрый мужик пересилил злого приказчика». 

4.      В основе любого
произведения лежит конфликт (противостояние, противоречие, спор, несогласие).
Начертим схему противоречия.

Михаил Семенович                                                               крестьяне

(приказчик,
барин)            (прием контраста)                       (народ)

Зло,
жестокость                                                                                
Как относиться к злу, жестокости,

                                                                                                                         
несправедливости

                                                                                                                  Василий
Минаев                 Петр Михеев

                                                                                 
Нельзя терпеть, убить, наказать        смириться, терпеть

                                                                                  Себя
погубим- другим поможем      Бог все видит! Всем                        

                                                                                                                                          
          заслугам воздаст

Пояснение:

Особенность композиции рассказа «Свечка» заключается в
освещении сразу нескольких позиций по одному и тому же вопросу. В тексте,
исходя из личных убеждений, друг другу противопоставлены два героя: Василий
Минаев, к которому приказчик относился с особой жесткостью и даже «жену у него
отбил, к себе в кухарки взял», и «смирный» мужик Пётр Михеев. Также существует
третья сторона — позиция Михаила Семёныча. Приказчик становится объектом
всеобщего негодования, а также представляет стороннее зло, ставшее причиной
распрей между крестьянами.

Динамика произведения идёт по нарастающей: от описания
жестокости приказчика, разговоров и споров мужиков, сцены со свечкой и до
кульминации — смерти Михаила Семёныча. Автор намеренно ставит рядом две
эмоционально противоположные друг другу ситуации: смиренное спокойствие Петра
Михеева и болезненное осознание своей неправоты приказчиком. Так, используя
приём контраста, Толстой раскрывает многообразие чувств, сопутствующих разным
событиям в жизни людей.

5.      
Первый вывод

На примере истории приказчика и его крестьян Толстой показал
необходимость непротивления злу силой. Автор подчёркивает, что нужно поступать
по совести, но не брать грех на свою душу.

Жестокость и самодурство приказчика должны были быть
наказаны. Мужики планировали устроить расправу над Михаилом Семёнычем сами. Но
воля случая или, как считает автор, божественная сила разрешили ситуацию
раньше. Такое завершение рассказа утвердило и эпиграф рассказа:

 «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я
говорю вам: не противься злому».

6.       Какие
темы рассматриваются в рассказе на основе конфликта?

                                                
Темы:

Тема рока                                   Жестокость
власть имеющих           Тема роли Бога в судьбе человека

(в произведении раскрывается   (в произведении раскрывается 
(заставляют читателя задуматься

 на примере судьбы                    на примере Михаила
Семеныча и   над вопросом роли Бога

 Михаила Семёныча.)                      помещика)                                         
в человеческой судьбе)

7.      
Какая проблема (актуальная во все времена) поднимается?

В рассказе «Свечка» внимание читателей обращено к проблеме
мщения
. Точнее — к проблеме правомерности мщения с точки зрения
божественных законов. Толстой приводит противоположные позиции двух людей, как
пример добра и пример зла, правильного и неправильного из возможных мышлений.
Будучи глубоко верующим человеком, автор (через реплики Петра Михеева)
отстаивает свою позицию: совершение кровавой мести противоречит законам
Господа, вершение правосудия должно оставаться на усмотрение владыки.

Толстой, рассматривая проблему мщения, укрепляет свою
позицию громким финалом рассказа: смерть — расправа Бога — настигает приказчика
до встречи с крестьянами, которые хотели сами его убить. Таким образом, автор
подчёркивает превосходство Божественной власти над человеческой, в который раз
утверждая правоту обозначенного в начале произведения принципа: не отвечать на
зло встречным злом.

8.      
В чем же смысл рассказа? Его основная идея?

Основная идея

Смысл рассказа «Свечка» заключён в словах Петра Михеева:
«Душу погубить – великое дело. Чужую душу погубить легко, да своей-то каково?».
Крестьянин смиренно стоит на том, что мщение принесёт ещё больше бед, а главное
— осквернит судьбу самого «мстителя», подвергнув его непростительному греху.

Главная идея произведения «Свечка» — нужно поступать по
совести, но не противореча законам Божьим. Основная идея рассказа состоит в
том, что люди не должны брать на себя обязанности Господа, верша правосудие,
которое подвергнет их души нравственному разложению.

9.      
Какую истину хотел до нас донести Л. Толстой?

Толстой стремился научить простой народ жить по законам
морали. Целью рассказа было показать неправоту как жесткого приказчика, так и
стремящихся убить его крестьян. Автор всецело стоит на стороне терпимости и
смирения, которые обязательно будут вознаграждены.

Читатели должны были увидеть в произведении важнейший принцип,
которым должны руководствоваться все, — принцип неприкосновенности человеческой
жизни. Справедливость или несправедливость поступков человека будет
рассматриваться лишь Богом. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Свечка».

10.   Почему рассказ назван
«Свечка»? Какой символический смысл вложил Л.Толстой в это слово?

Свечка в рассказе является символом нравственной чистоты и
спокойствия. Работая во время церковного праздника, Пётр Михеев, в отличие от
других мужиков, остаётся непоколебимым и смиренным:

«Подъехал ближе, смотрю – свечка восковая пятикопеечная
приклеена к распорке и горит, и ветром не задувает. А он в новой рубахе ходит,
пашет и поет стихи воскресные. И заворачивает и отряхает, а свечка не тухнет.
Отряхнул он при мне, переложил палицу, завел соху, все свечка горит, не
тухнет!».

В этом чуде — непрерывном горении свечи — отразился и образ
самого Петра Михеева: стойкого и верящего в нравственные идеалы.

Необыкновенная картина, которую застал староста (а затем
рассказал о ней приказчику), стала причиной осознания Михаилом Семёнычем его
самодурства и жестокости.

11.   Релаксация

Теперь вам стало понятнее содержание рассказа?

Ваше отношение к такой позиции?

12.   Дом. Задание:

— решить кроссворд по ссылке

— письменно высказать свою точку зрения по вопросу: «Чья
точка зрения В. Минаева или П. Михеева вы разделяете?»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Л н толстой книга для детей рассказы сказки басни читать 4 класс
  • Л н толстой детство события рассказа характер главного героя рассказа 4 класс конспект урока
  • Л н толстого люцерн рассказ
  • Л куклин рассказ про марки
  • Л каминский сочинение аудиозапись

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии