Урок литературного чтения 3 класс «Начальная школа ХХI века»
Тема: Л. Н. Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня.
Тип урока. Урок вхождения в новую тему.
Характеристика деятельности детей: Вспомнить и назвать изученные произведения в 1-2 классах Л.Н. Толстого.
Самостоятельно читать вводную статью о писателе. Принимать участие в выставке книг Л.Н. Толстого.
Планируемые предметные результаты освоения материала: Сравнивать жанры произведений и выделять особенности. Называет особенности басни в прозаической форме, выделяет мораль. Выполняет задание к тексту и в тетради. Читает басни по ролям. Заучивает…
Универсальные учебные действия: Работает в группах по разным образовательным маршрутам. Делить текст на части. Самостоятельно составлять план. Комментирует ответ. Находить главную мысль басни и сказки.
Личностные результаты обучения: Готовность использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Формы работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийная система, слайды с вопросами, учебник «Литературное чтение» 3 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Организационный момент |
№ 4 Презентация |
Психологически готовит учащихся к общению Слышите – звенит звонок, Добро пожаловать ко мне на урок. Проверка рабочего места Загадка: — Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами всем понятным языком. |
Настраивается на работу, отгадывает загадку (показывают предмет – книга или учебник) Книга |
1 мин. |
2. |
Актуализация знаний |
№ 4 Презентация № 3 ЦОР «Толстой Л. Н.». (N 34149) № 4 Презентация |
Игра «Вспомни и назови» — Прочитайте, вспомните, назовите произведения и кто написал? 1. На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» 2. Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» 3. Мышка сказала: — Сегодня на уроке мы с вами начнем изучение творчества великого русского писателя…С его произведениями вы уже встречались в 1, 2 классах. Эпиграф Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор) -Что такое счастье? |
Л.Н. Толстой Быль «Лучше всех» Быль – рассказ о том, что было или бывает на самом деле. Л.Н. Толстой Рассказ «Отец и сыновья» Л.Н. Толстой Басня «Страшный зверь» Смотрят сцену, отвечают на вопросы учителя, думают, делают вывод. Счастлив тот, кто делает добро. |
5 мин. 7 мин. |
3. |
Постановка учебной задачи |
№ 2 Аудиосказка «Два брата» №1 ЦОР Какие бывают сказки (N 190935) |
Вопросы-урока. 1. Что нового я узнал о Льве Николаевиче Толстом? 2. Что нового я узнал на уроке? 3. Чему удивился? 4. Что стал ценить? — Первичное чтение (слушание) Выполнение заданий в учебнике: -Почему «ещё крепче стала любовь между братьями»? — Что такое сказка? Есть ли в сказке Л. Н. Толстого волшебные превращения? — Каких авторов сказок вы знаете? -Почему «ещё крепче стала любовь между братьями»? — Есть ли в сказке Л.Н. Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие? |
Смотрят сцену, отвечают на вопросы учителя, думают, делают вывод. Смотрят, слушают. -Сказка – рассказ о чем-то необычном. -А.С. Пушкин, К.И.Чуковский — Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей. — Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало. |
8 мин. |
4. |
Тренировочные упражнения (самостоятельная работа со сказкой Л.Н. Толстого «Два брата») |
№ 4 Презентация |
План. 1. Чтение сказки. 2. Деление текста на части. 3. Выявление главной мысли сказки. (определить вид сказки) |
1 группа выполняет всю работу в тетради. 2 группа выполняет задание в учебнике. 3 группа выполняет задание в тетради под руководством учителя. План сказки 1.Братья и их семьи. 2.Сбор урожая. 3.Чудеса с зерном. 4.Удивление братьев. 5. Крепкая братская любовь. |
7 мин. |
5. |
Физминутка |
№ 4 Презентация |
Показывает движения |
Читают текст и выполняют |
3 мин. |
6. |
Работа с учебником Басня «Белка и волк» |
№ 4 Презентация |
— Первичное чтение (слушание) — Почему волк отпустил белку? — Кто оказался хитрее? Кто произносит мораль басни? Найдите и прочитайте мораль? Самостоятельная работа: выполнение заданий в тетради. |
— Она пообещала сказать ему причину веселья белок. — Белка — Белка — Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. — Чтение по ролям. Проверка самостоятельной работы. |
10 мин. |
7. |
Закрепление |
№ 4 Презентация |
Вопросы урока. 1. Что нового я узнал о Льве Николаевиче Толстом? 2. Что нового я узнал на уроке? 3. Чему удивился? 4. Что стал ценить? 5. Что такое счастье? 6. Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? |
Счастлив тот, кто делает добро. |
5 мин. |
8. |
Рефлексия |
Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством Л.Н. Толстого. С какими произведениями мы познакомились? Выставление оценок Задание на дом: краткий пересказ сказки. |
2 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
(Тема урока)
Л. Н. Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
ЦОР Литературное чтение 3 класс Какие бывают сказки (N 190935) |
Интерактивное задание |
Анимация, иллюстрация, текст |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/650f7407-83e2-4654-bba6-a61d17dba731/?interface=teacher&subject=24 |
2 |
Л.Н. Толстой «Два брата» |
Аудиосказка |
Видеофрагмент |
http://www.youtube.com/watch?v=xOzu0TU5u54&feature=player_embedded |
3 |
ЦОР «Толстой, Лев Николаевич». (N 34149) |
Текст/Текст с иллюстрациями |
Текст, иллюстрация |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4c66f28f-7de1-af0e-e276-285edfff6bcf/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=42&subject=24 |
4 |
Л.Н.Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня. |
Интерактивное задание |
Презентация |
https://drive.google.com/file/d/0B_KWGmbzjdmbMFlabk92MmEtWDg/edit?usp=sharing |
Была в сети 24.04.2022 18:04
Медведева Елена Васильевна
учитель начальных классов
52 года
3 980
8 103
20.11.2020 19:09
Презентация к уроку литературного чтения
Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой «Два брата», «Белка и волк» (3 класс, Начальная школа ХХ1 века)»
Л. Н. Толстой
«Два брата»
«Белка и волк»
Два брата
План.
1. Чтение сказки.
2. Деление текста на части.
3. Выявление главной мысли сказки.
(определить вид сказки)
землю пахали
хлеб сеяли
четверо маленьких
дружно
любо
Л.Н. Толстой
Два брата
Добрая , весёлая
Злой, скучный
Домашнее задание:
стр. 133-134 читать по ролям.
Р.т. – стр. 77-78
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Урок по литературному чтению на тему Л.Толстой «Два брата», сказка «Белка и волк».
МБОУ СОШ №1 с.НОГИР
Урок литературного чтения в 4 классе по теме:Л.Толстой
«Два брата» сказка «Белка и волк»
Учитель начальных классов
Короева З.Х.
Урок литературного чтения 3 класс
Тема: Л. Н. Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня.
Тип урока. Урок вхождения в новую тему.
Характеристика деятельности детей: Вспомнить и назвать изученные произведения в 1-2 классах Л.Н. Толстого.
Самостоятельно читать вводную статью о писателе. Принимать участие в выставке книг Л.Н. Толстого.
Планируемые предметные результаты освоения материала: Сравнивать жанры произведений и выделять особенности. Называет особенности басни в прозаической форме, выделяет мораль. Выполняет задание к тексту и в тетради. Читает басни по ролям. Заучивает…
Универсальные учебные действия: Работает в группах по разным образовательным маршрутам. Делить текст на части. Самостоятельно составлять план. Комментирует ответ. Находить главную мысль басни и сказки.
Личностные результаты обучения: Готовность использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Формы работы учащихся:парная, фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование:компьютер,мультимедийная система, слайды с вопросами, учебник «Литературное чтение» 3 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент
Психологически готовит учащихся к общению
Слышите – звенит звонок,
Добро пожаловать ко мне на урок.
Проверка рабочего места
Загадка:
-Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами всем понятным языком.
Настраивается на работу, отгадывает загадку (показывают предмет – книга или учебник)
Книга
Актуализация знаний
Игра «Вспомни и назови»
— Прочитайте, вспомните, назовите произведения и кто написал?
1. На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?»
2. Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит»
3. Мышка сказала:- Один страшный, ходит по двору вот так: ноги у него черные, гребешок красный, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я очень испугалась.
— Сегодня на уроке мы с вами начнем изучение творчества великого русского писателя…С его произведениями вы уже встречались в 1, 2 классах.
Эпиграф«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»
ЛуцийАнней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)
-Что такое счастье?
Л.Н. Толстой
Быль «Лучше всех»
Быль – рассказ о том, что было или бывает на самом деле.
Л.Н. Толстой
Рассказ «Отец и сыновья»
Л.Н. Толстой
Басня «Страшный зверь»
Смотрят сцену, отвечают на вопросы учителя, думают, делают вывод.
Счастлив тот, кто делает добро.
Постановка учебной задачи
Вопросы-урока.
1. Что нового я узнал о Льве Николаевиче Толстом?
2. Что нового я узнал на уроке?
3. Чему удивился?
4. Что стал ценить?
— Первичное чтение (слушание)
Выполнение заданий в учебнике:
-Почему «ещё крепче стала любовь между братьями»?
— Что такое сказка? Есть ли в сказке Л. Н. Толстого волшебные превращения?
— Каких авторов сказок вы знаете?
-Почему «ещё крепче стала любовь между братьями»?
— Есть ли в сказке
Л.Н. Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
Смотрят сцену, отвечают на вопросы учителя, думают, делают вывод.
Смотрят, слушают.
-Сказка– рассказ о чем-то необычном.
-А.С.Пушкин, К.И.Чуковский
-Братьяувидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей.
-Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало.
Тренировочные упражнения
(самостоятельная работа со сказкой Л.Н. Толстого «Два брата»)
План.
1. Чтение сказки.
2. Деление текста на части.
3. Выявление главной мысли сказки.
(определить вид сказки)
1 группа выполняет всю работу в тетради.
2 группа выполняет задание в учебнике.
3 группа выполняет задание в тетради под руководством учителя.
План сказки
1.Братья и их семьи.
2.Сбор урожая.
3.Чудеса с зерном.
4.Удивление братьев.
5. Крепкая братская любовь.
Физминутка
Показывает движения
Читают текст и выполняют
Работа с учебником
Басня «Белка и волк»
— Первичное чтение (слушание)
— Почему волк отпустил белку?
— Кто оказался хитрее?
Кто произносит мораль басни?
Найдите и прочитайте мораль?
Самостоятельная работа: выполнение заданий в тетради.
-Она пообещала сказать ему причину веселья белок.
— Белка
-Белка
-Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
— Чтение по ролям.
Проверка самостоятельной работы.
Закрепление
Вопросы урока.
1. Что нового я узнал о Льве Николаевиче Толстом?
2. Что нового я узнал на уроке?
3. Чему удивился?
4. Что стал ценить?
5. Что такое счастье?
6.Почему родные братья выбрали разный путь в жизни?
Счастлив тот, кто делает добро.
Рефлексия
Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством Л.Н. Толстого.
С какими произведениями мы познакомились?
Выставление оценок
Задание на дом: краткий пересказ сказки.
Домашнее задание
Выразительное чтение и пересказ произведений
По выбору сделать иллюстрацию
в литературной гостиной.
Литературное чтение.
3 класс.
( По системе Н.Ф. Виноградовой.)
Тема. Произведения Л.Н. Толстого
« Два брата» сказка,
«Белка и волк» басня.
Учитель: Седакова Л.Г.
Цель:
познакомить с творчеством великого русского писателя, разножанровыми произведениями, научить работать с научно-популярной статьёй, выделять факты, учить делить на структурные части, составлять план, обобщать читательский опыт учащихся.
Оборудование:
Учебник, тетрадь печатная, портрет, набор открыток, таблицы, листы-путеводители, маски.
Ход урока
1.Организационный этап.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Чтобы многое узнать
Книги надо нам читать.
2.Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
- Сегодня на урок я приглашаю вас в литературную гостиную.
— Как вы понимаете, что такое гостиная?
— А литературная?
( Знакомство с художественными произведениями.)
Сегодня мы проведём урок в литературной гостиной одного выдающегося русского писателя, которого хорошо знают люди нашей страны и за рубежом. Его имя зашифровано в таблице. Надо зачеркнуть одинаковые буквы в каждом столбце, и вы узнаете, о ком пойдёт речь. Некоторые произведения мы читали с вами в 1-2 классе.
- Сейчас поиграем в игру: «Вспомни и назови».
- Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками схватил его, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак…(Котёнок.)
- Вася никогда не ел слив, и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел… (Косточка.)
- Маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге. Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку… (Девочка и грибы.)
- Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:
— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
-А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают… (Два товарища.)
- Этап изучения нового материала.
- Чтение высказывания Л.Н. Толстого с логическим ударением.
«… Я всю жизнь отдал на служение людям.»
- Консультант по чтению познакомит нас с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого.
Л.Н. Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад, а умер в 1910г. Он прожил 82г. И всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов.
Л.Н. родился и провёл детство в имении «Ясная Поляна». Мама умерла рано, когда ему было 2 года. Его окружили заботой и вниманием со стороны отца и бабушки. Все, окружающие его люди, были для него хорошими и родными людьми.
Толстого окружала дивная природа. Он любил бродить по аллеям парка, наслаждаться запахами лугов и полей, купаться в речушке, протекавшей в имении.
Семья писателя принадлежала к высшей знати в России и носила титул графа. Отец и сын Толстого были военными. Отец участвовал в войне 1812г. Маму свою не помнит, но о ней все говорили, как о добром, отзывчивом человеке.
В 17 лет Л.Н. поступил в Казанский университет на иностранные языки. После окончания, начал писать книги. Изучал историю, музыку, рисование, медицину. Много путешествовал.
К концу жизни вернулся в своё имение «Ясная Поляна», продолжал писать произведения.
Проведём самостоятельное чтение научно-популярной статьи, где описаны факты из жизни писателя.
Чтобы читать быстро и правильно потренируемся на скороговорке:
« На дворе трава, на траве дрова».
- Самостоятельное чтение приёмом «Сыщик»
Будем читать приёмом «Сыщики», ища ответы на вопросы:
— Кто из писателей были современниками Л.Н. Толстого?
— С какими жанрами произведений работал писатель.
(Заполнить таблицу.)
— Для кого он писал свои произведения?
- Знакомство с выставкой книг.
Наш классный библиотекарь познакомит вас с выставкой книг.
Л.Н. Толстой написал много книг для взрослых и детей. Им был создан знаменитый роман для взрослых «Война и мир».
Он очень любил детей. В то время мало было школ для бедных. В «Ясной Поляне» открыл школу, написал Азбуку для детей, по которой учил ребят грамоте. В неё вошли рассказы, басни, были.
Для детей Л.Н. создал поучающие произведения, где на примере героев, рассказывал, как надо поступать в различных ситуациях. Писал о жизни растений, животных. Учил детей находить мудрые решения из создавшихся ситуаций.
Его произведения вошли в мировую классику. Их с удовольствием читают и в наше время.
- Работа над сказкой «Два брата».
В литературной гостиной познакомимся со сказкой Л.Н. Толстого «Два брата».
Работать будем по группам. После прослушивания сказки 1 и 2 группы будут работать по путевым листам, а 3 группа с учителем.
- Послушайте сказку.
(Чтение сказки сильным учеником.)
- Вопросы после слушания.
-Понравилась вам сказка?
–Чем?
— Почему ещё крепче стала дружба между братьями?
- Подготовка к технике чтения. Словарная работа.
— Какие слова при прослушивании сказки вам были непонятны?
Для того, чтобы трудные слова вам читалось быстро и правильно давайте, их прочитаем сначала по слогам, а затем целыми словами
Читаем вместе:
Од-но-го одного
По-ди-ви-лись подивились
Нес-коль-ко несколько
Пе-рек-ла-ды-ва-ли перекладывали
1-2 группы работают самостоятельно, 3 – вместе с учителем.
- Самостоятельное чтение сказки.
— Есть ли в сказке волшебство?
— Выполните в тетради на с.41 задание №1.
— Что у вас получилось? Прочитайте.
— Почему старший брат решил помочь младшему? (3 абзац)
— Почему младший брат решил помочь старшему? (4 абзац)
— Как раскрылась эта тайна? Зачитайте. (5 абзац)
— Как стали жить братья после этой истории?
- Упражнение для глаз.
- Проверка задания 2 группы.
— Где нашли ошибку в плане?
— Какой план получился у 1 группы?
— Какая сказка по типу?
— Какая сказка по виду?
- Проверка задания 1 группы.
— Какую пословицу подобрали?
— Что происходит между братьями? (Дружба.)
— На какую тему? ( О дружбе.)
— Какие вы знаете пословицы о дружбе?
- Моделирование сказки.
— Прочитайте модель сказки.
— Как закончили предложение?
«Братья жили долго потому, что……………………………….
( Дружили и помогали друг другу.)
— Мы тоже должны жить с вами в дружбе, согласии, в классе, в семье, в обществе.
- В те времена дети отдыхали, водя хороводы.
(Дети становятся в 3 круга и поют русскую народную песню «Калина-малина».)
- Работа над басней «Белка и волк».
— Что такое басня? (Иносказательное произведение, где высмеиваются недостатки людей.)
— Что есть в басне? ( Мораль.)
— Что такое мораль? (Нравоучение.)
Прослушайте басню и определите мораль.
( Тебе скучно оттого… зла не делали.)
— Какой форме написана басня? (Рассказа.)
— Каким был волк? (Злым, жестоким.)
— Какой была белка? (Весёлой, хитрой, доброй.)
- Чтение в группах сменного состава по ролям.
— Выразительное чтение с интонацией, покажите отношение автора к героям.
^
Добро побеждает зло.
- Этап обобщения по учебному материалу.
В литературной гостиной мы неслучайно работали над двумя произведениями.
— Какая общая тема их объединяет?
^
Надо жить в дружбе и согласии, тогда нестрашны горести и печали.
Выставление оценок за урок.
- Этап информации о домашнем задании.
Пересказ по плану «Два брата» с.109-110,
Выразительное чтение с. 110, в тетради с. 41, № 2.
10.Этап рефлексии.
Мы побывали в гостиной у Л.Н. Толстого. Хотелось бы узнать о ваших впечатлениях.
Если вам было интересно, и вы работали в полную силу, то поднимите улыбающееся лицо человечка.
Если вам было интересно, но по какой-то причине у вас что-то не получалось, то поднимите серьёзное лицо.
Если вам было неинтересно, и у вас возникали трудности, то поднимите грустное лицо.
Индивидуальные карты.
Угадай фамилию писателя.
Т | С | В | О | Ф | Б | Й |
М | Ш | А | Я | Т | Ж | Х |
К | О | Л | О | З | О | Ц |
М | С | В | С | Ф | Ж | Ц |
К | Ш | А | Я | З | Б | Х |
( Зачеркни одинаковые буквы и узнаешь фамилию писателя.)
Скороговорка. На дворе трава, на траве дрова.
« Сыщики »
Вопросы: 1. Кто из писателей были современниками Л.Н. Толстого?
2. С какими жанрами произведений работал писатель?
3. Для кого он писал свои произведения?
Группа 1.
Задание 1.
Прочитай ещё раз текст.
Задание 2.
Прочитай вопросы учебника и ответь на них.
Задание 3.
Раздели сказку на части. Составь план. Запиши.
Задание 4.
Выполни в тетради задание под №1.
Задание 5.
Выбери в учебнике на с. 27 пословицу к сказке и запиши её в тетрадь в задание №3.
Задание 6.
Сделай вывод по сказке. Допиши предложение:
Братья жили долго и счастливо потому, что…………………………………
…………………………………………………………………………………………..
.
Группа 2.
Задание 1.
Прочитай внимательно сказку.
Задание 2.
Найди в тексте и подчеркни слова, где заключается ответ на 1 вопрос после текста на с. 110.
Прочитай и ответь на 2 вопрос.
Задание 3.
Подчеркни слова.
Эта сказка авторская или народная.
Это сказка волшебная, о животных, бытовая.
Задание 4.
Выполни в тетради задание №1.
Выполни в тетради задание №2.
Сказка Л. Н. Толстого Два брата показывает читателям, что каждый человек волен сам выбирать, как ему жить. Произведение учит прислушиваться к зову собственного сердца, чтобы не упустить счастье. Два брата отдыхали в лесу, когда нашли камень. На нем была надпись, обещавшая счастье тому, что пройдет через чащу, переплывет реку, отнимет у матери медвежат и заберется с ними на гору. Юноши стали спорить. Старший, осторожный и рассудительный, считал подобное приключение опасным — слишком уж много испытаний. Младший, бесстрашный и амбициозный, уверял, что им по силам любые трудности. Так и не договорились, меньшой отправился в путь, а старшой остался. Прошло 5 лет, братья прожили их совершенно по-разному, но снова встретились и были рады друг другу.
Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали — подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли: «Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие».
Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:
— Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.
Тогда старший сказал:
— Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает — правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана, — пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся.
Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку, — разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что.
Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат, — мы не добежим без отдыха в гору.
Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе не нужно.
А младший сказал:
— По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.
Тогда старший сказал:
— И пословица говорит: «Искать большого счастия — малое потерять»; да еще: «Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки».
А меньшой сказал:
— А я слыхал: «Волков бояться, в лес не ходить»; да еще: «Под лежачий камень вода не потечет». По мне, надо идти.
Меньшой брат пошел, а старший остался.
Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху, — выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.
Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.
Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.
Старший брат и говорит:
— Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царем, зато много горя видел.
А меньшой сказал:
— Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть, чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.