1
Литературное чтение 3 класс Тема: « Произведения Л. Н. Толстого для детей» Закрепить и обобщить знания детей о жизни и творчестве великого русского писателя Цель: Закрепить и обобщить знания детей о жизни и творчестве великого русского писателя Разработала: учитель начальных классов МОУ Аннинская СОШ 3 с углублённым изучением отдельных предметов Ия Серафимовна Сиротина
2
3
Лев Николаевич Толстой 1828 – 1910 г
4
Ясная поляна
5
6
Произведения Л. Н. Толстого БЫЛИ СКАЗКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАССКАЗЫ БАСНИ НАУЧНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ
7
8
9
«Белка и волк»
10
11
12
13
14
15
16
17
Уроки жизни Делай всё по возможности сам, не будь «барином». Не будь назойлив. Не надо жадничать. Будь организованным. Будь твёрд и стоек. Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся. Имей собственное мнение.
18
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:
Рассказы Л.Н. Толстого «Лебеди» , «Зайцы»
подготовила: учитель
начальных классов
ГБОУ школы № 320
Приморского района
г. Санкт — Петербург
Фуголь Евгения
Александровна -
-
3 слайд
ЖАНРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ
-
4 слайд
ВИДЫ
РАССКАЗА
НАУЧНО — ПОПУЛЯРНЫЙ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ -
5 слайд
ВРЕМЯ РАБОТЫ С НОВЫМ ТЕКСТОМ
-
6 слайд
Л.Н. Толстой «Лебеди»
-
7 слайд
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РАССКАЗ –
ЭТО КОГДА АВТОР ПЕРЕДАЁТ СВОИ
МЫСЛИ,
ПЕРЕЖИВАНИЕ,
ВЫРАЖАЕТ ОТНОШЕНИЕ К ГЕРОЮ. -
8 слайд
ВРЕМЯ РАБОТЫ С НОВЫМ ТЕКСТОМ
-
9 слайд
Л.Н. ТОЛСТОЙ «ЗАЙЦЫ»
-
10 слайд
ОЗИМЬ – осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом
-
11 слайд
ГУМНО – место , где
молотят зерно -
12 слайд
НАУЧНЫЙ РАССКАЗ
НЕ ПЕРЕДАЁТ ПЕРЕЖИВАНИЙ,
ЕГО ЗАДАЧА – ПЕРЕДАТЬ ИНФОРМАЦИЮ,
ФАКТЫ,
СВЕДЕНИЯ. -
Слайд 1
Описание слайда:
СКАЗКИ ИРАССКАЗЫ
Л.Н. ТОЛСТОГО
Слайд 2
Описание слайда:
Лев Николаевич Толстой
(28.08.1828 – 20.11.1910)
Слайд 3
Описание слайда:
Музей-усадьба Льва Толстого Ясная Поляна в Тульской области
Слайд 4
Описание слайда:
ЛЮБИМОЕ ДЕТИЩЕ ПИСАТЕЛЯ
Слайд 5
Описание слайда:
Белка и волк
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.
Волк сказал:
— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем.
Слайд 6
Описание слайда:
Отец и сыновья
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
— Сломайте!
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломили прутья поодиночке.
Отец и говорит:
— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если сориться да все врозь, — вас всякий легко погубит.
Слайд 7
Описание слайда:
Собака и вор
Подошел ночью вор ко двору. Собака почуяла его и начала лаять. Вор достал хлеба и кинул собаке. Собака не взяла хлеб, бросилась на вора и стал его кусать за ноги.
— За что ж ты меня кусаешь? Я тебе хлеба даю, — сказал вор.
— А за то кусаю, что, пока ты хлеба не давал, я еще не знала, хороший ты или злой человек, а теперь верно знаю, что ты недобрый человек, если меня подкупить хочешь.
Слайд 8
Описание слайда:
Олень
Олень подошел к речке напиться, увидал себя в воде и стал радоваться на свои рога, что они велики и развилисты, а на ноги посмотрел и говорит:
— Только ноги мои плохи и жидки.
Вдруг выскочи лев и бросься на оленя. Олень пустился скакать по чистому полю. Он уходил, а как пришел в лес, запутался рогами о сучья, и лев схватил его. Как пришло погибать оленю, он говорит:
— То-то глупый я! Про кого думал, что плохи и жидки, те спасали, на кого радовался, от тех пропал.
Слайд 9
Описание слайда:
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.
— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Лев Николаевич Толстой
Автор презентации ученица 3 класса
Антаманова Снежана
Лев Николаевич Толстой — один из самых почитаемых
и любимейших русских писателей
во всем мире. Его творчество, как и
творчество А.С.Пушкина, прекрасно знакомо
любому человеку в нашей стране
Его портрет узнает каждый. Даже маленькие
дети знают, что дедушка с
большой и белой бородой на портрете –
это писатель Лев Толстой.
Этот дедушка очень любил маленьких детей.
Как своих внуков, так и
простых крестьянских детей. На склоне лет,
проживая в своей усадьбе в Ясной
Поляне, он помогал строить
школы для местных ребятишек.
А потом придумал и написал для детей «Азбуку», по которой все учили буквы, а также «Книгу для чтения». В то время это были новые и интересные учебники. Кроме этого, Толстой написал большое количество сказок, рассказов, басен и повестей, многие из которых он придумывал прямо на ходу, рассказывая детям.
Лев Толстой очень любил все русское, был патриотом России. Даже за границу выезжал всего дважды. И то
лишь за тем, чтобы узнать о европейском образовании, как лучше построить школу и учить детей.
В своей русской усадьбе Лев Толстой сам пахал землю, сам сеял пшеницу, а потом собирал урожай. Он ходил в простой русской одежде: рубахе и штанах,
подвязавшись ремешком.
Жизнь его была весьма насыщенная. Ведь он успел
побывать и солдатом, защищая Россию на Кавказе и в
Крыму, и учился нескольким наукам, говорил на
иностранных языках, но, конечно, самое важное, за что
его знают и любят, — он был писателем.
Лев Толстой искренне считал, что самое главное в жизни — творить добро. Для всех, везде, всегда. У Толстого были свои правила жизни, которые он сам составил для себя, когда ему было всего 18 лет. Он считал, что должен
меньше спать, больше учиться, придумывать себе новые дела, не терять ни минуты драгоценного времени, всегда заканчивать начатое, радоваться тому немногому, что
у тебя есть.
Лев Толстой был графом. Но его отношение к простым
людям, крестьянам, всегда было братским. Будучи
помещиком, он никогда не ставил себя выше своих
крепостных, а наоборот, хотел показать, что все люди
между собой равны.
Вот таким человеком был Лев Толстой, великий русский писатель.
Спасибо за внимание!!!
Ссылки:
http://dokladiki.ru/doklad/doklad-lev-nikolaevich-tolstoy-3-klass
http://tolstoy.tatmuseum.ru/wp-content/uploads/2014/12/%D0%A2.%D0%9B.-%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8F-%D0%A1%D1%83%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0.-%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82-%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B2-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B5-%D1%81-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B9-%D0%B2-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B5.-1891-%D0%B3.-%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F-%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%98.%D0%95.-%D0%A0%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0.-1887-%D0%B3.-%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE-1.jpg
Ссылки:
http://liturok.in.ua/uploads/posts/2015-01/1421914600_tolstoi4.jpg
http://aria-art.ru/0/T/Tolstoj%20Lev%20Nikolaevich/26.jpg
http://mtdata.ru/u19/photo4A49/20995063370-0/original.jpg
http://litamarket.ru/files/u/9/9603.jpg
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0f84/0002cea3-30bc54db/img15.jpg
http://liturok.in.ua/uploads/posts/2015-01/1421914635_tolstoi5.jpg
http://tolstoy.ru/resize/big/upload/iblock/057/057d0dd34233de1cd50678ea340f338a.jpg
http://vm1.culture.ru/upload/uploaded/0003600071/0003600071.jpg
http://img.yakaboo.ua/media/catalog/product/4/5/455681_16163996.jpg
https://fs00.infourok.ru/images/doc/167/191974/img21.jpg
http://900igr.net/up/datai/70297/0003-005-.jpg
1.
2.
3.
4.
5.
Книги великого русского
писателя Льва
Николаевича Толстого уже
более ста лет с огромным
интересом читают люди
на всей Земле. Он был
очень образованным
человеком. Изучал
иностранные языки,
занимался историей,
музыкой, рисованием,
медициной и очень много
читал.
6.
Свою жизнь Л.Н. Толстой
решил посвятить
литературе. Собрание его
сочинений составляет
более 90 томов.
Поселившись в своей
усадьбе Ясная Поляна, он
организовал школу для
детей из бедных семей,
которые по тем временам
не могли учиться. Они не
могли платить за ученье. С
самого раннего детства они
работали.
7.
Ребята с удовольствием приходили в школу, никто их не
заставлял. Каждый брался за то дело, которое ему было по
душе, которое его интересовало, — считать, писать или
рисовать.
8.
Всё свободное от уроков время Лев Николаевич проводил с
ребятами. Вместе ходили в лес, на реку. Своим яснополянским
ученикам Толстой старался привить любовь к книге. Дети в
любое время могли прийти к нему в дом за книгами, выбирали
сами, что нравилось. Лев Николаевич всегда говорил им:
«Прочитаете — ещё приходите!»
9.
Но книг для детей, простых, понятных и увлекательных, тогда
было очень мало. И вот великий писатель, известный всему
миру, садится и пишет рассказы, сказки, басни для детей —
простые, понятные, увлекательные, поучительные. Он написал
«Новую Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения».
10.
11.
Два человека шли вместе по дороге и несли на плечах каждый свою
ношу. Один человек нёс, не снимая всю дорогу, а другой все
останавливался, снимал ношу и садился отдыхать. Но ему надо было
всякий раз опять поднимать ношу и опять взваливать на плечи. И тот,
который снимал ношу, больше устал, чем тот, который нёс не снимая.
12.
Подошел ночью вор ко двору. Собака почуяла его и начала лаять. Вор
достал хлеба и кинул собаке. Собака не взяла хлеб, бросилась на вора
и стал его кусать за ноги.
— За что ж ты меня кусаешь? Я тебе хлеба даю, — сказал вор.
— А за то кусаю, что, пока ты хлеба не давал, я еще не знала, хороший
ты или злой человек, а теперь верно знаю, что ты недобрый человек,
если меня подкупить хочешь.
13.
Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трех заест.
Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили,
судили, ничего не могли придумать.
Вот одна мышка и сказала:
— Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому гибнем, что не
знаем, когда он к нам идет. Надо коту на шею звонное надеть, чтобы он
гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет,
и мы уйдем. — Это бы хорошо, — сказала старая мышь, — да надо комунибудь звонок на кота надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навяжи-ка
звонок коту на шею, тогда тебе спасибо скажем.
14.
Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник
отпустил его.
— Ты только отпусти меня, — говорит, — я тебе послужу. Я тебе других
перепелов в сеть заманю.
— Ну, перепел, — сказал охотник, — и так-то не пустил бы тебя, а теперь и
подавно. Сверну голову за то, что своих выдавать хочешь.
15.
Горел дом. А в доме остался ребеночек.
Никто не мог войти в дом. Солдат
подошел и сказал:
— Я войду.
Ему сказали.
— Сгоришь.
Солдат сказал:
— Два раза не умирать, а раз не миновать.
Вбежал в дом и вынес ребеночка.
16.
Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:
— Нынче покос, возьми грабли и пойдем, пособи мне.
А сыну не хотелось работать, он и говорит:
— Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?
Только он пошел по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.
Тогда он вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит:
— И что за дурак тут грабли бросил!
17.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались.
Вот он велел принести веник и говорит:
— Сломайте!
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и
велел ломать по одному пруту.
Они легко переломили прутья поодиночке.
Отец и говорит:
— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если
сориться да все врозь, — вас всякий легко погубит.
18.
Состарилась охотничья
собака. И случилось охотнику
травить волка. Собака ухватила
волка, да зубов уж мало у ней
во рту было, она упустила
волка.
Хозяин рассердился и
замахнулся на нее.
— Не бей меня, — сказала собака, если теперь я тебе не угодила,
попомни прежнюю службу.
19.
Жил мальчик в ученье, пришел восвояси на праздник.
Сели за кашу. Мальчик сказал:
— Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает.
А мать сказала:
— Семейная каша гуще кипит.
20.
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку.
Никто не видал.
Отец пришел и спросил:
— Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
— Я.
Отец сказал:
— Спасибо, что правду сказал.
21.
Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:
— Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три
раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:
— Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не
послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все
стадо.
22.
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался
на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился
мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.
— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от
товарищей убегают.
23.
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее.
Мышь стала просить его, чтобы он пустил ее, она сказала:
— Если ты меня пустишь, я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь
услыхала львиный рык, прибежала, перегрызла веревку и сказала:
— Помнишь, ты смеялся – не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а
теперь видишь – бывает и от мыши добро.
24.
Ресурсы интернета:
http://nkozlov.ru/library/s318/d3731/?resultpage=2 Лев
Николаевич Толстой. Рассказы и Сказки
Художники: А. С. Дубровский, М. В. Трубкович
25.
О каком писателе мы
говорили на уроке?
Что вы о нём узнали?
Какие произведения вам
понравились?
Чему вы научились?
Какие из них вы приобрели
бы в свою библиотеку?