Лаг лог как пишется

ЛАГ/ЛОЖ — правило и примеры правописания чередующихся гласных

Правописание букв «а» и «о» в корнях слова –лаг и –лож не подчиняется определенным правилам, а следует из традиций. В них написание гласных невозможно определить проверочными словами, поэтому здесь применяют другую орфограмму.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Правописание корней лаг / лож

Корни –лаг и –лож относятся к основам с чередующимися безударными гласными.

К ним невозможно подобрать однокоренные слова таким образом, чтобы «а» и «о» стояли бы под ударением, поэтому к ним применимы следующие орфограммы:

  • перед буквой «г» всегда пишется «а», а перед буквой «ж» всегда пишется «о»;
  • если после корня –лаг стоит суффикс «а», то в корне слова пишется гласная «а»;
  • слова с безударными гласными в корнях –лаг и –лож всегда начинаются с приставки (отсюда следует, что не существует слова «ложи»).

Важно запомнить исключения: ложиться, полог (устаревшее, не употребляется).

Под ударением в рассматриваемой основе правильно писать «о»: нало́г, предлог, зало́г, подло́г, подло́жный, зало́жит, предло́женный.

Примеры слов с корнями лаг / лож

изложение, сложение, налогообложение; обложка, положение, приложение, предположение;

прилагать, излагать, предлагать, разлагать, предполагать, располагать, полагать;

приложить, изложить, предложить, разложить, предположить, расположить;

безотлагательный, сослагательный, прилагательный

обложенный, предложенный, заложенный, расположенный, наложенный, проложенный, расположенный;

полагающий, разлагающий, прилагаемый, слагаемое.

Правописание корней с чередующимися гласными ЛАГ-ЛОЖ

Класс: 5

Ключевые слова: русский язык , ФГОС , лаг-лож , корни с чередующимися гласными

Презентация к уроку

Что это за корни?

В русском языке есть слова, в которых выделяются корни ЛАГ-ЛОЖ:

излагать содержание, хорошо изложить, знать признаки прилагательных, расположиться на ночлег, располагать свободным временем.

Это особенные корни!

Корни ЛАГ-ЛОЖ нельзя проверять подбором однокоренного слова с ударной гласной!

В корнях ЛАГ-ЛОЖ происходит чередование гласных А//О, то есть в этих корнях иногда пишется А, а иногда О.

Запомни правило.

Гласная А пишется в том случае, когда после корня есть суффикс А (или корень заканчивается на Г):

  • ИЗЛАГАТЬ МЫСЛЬ
  • ПОЛАГАТЬСЯ НА ДРУГА
  • ПРИЛАГАТЬ УСИЛИЯ
  • НАЛАГАТЬ ЗАКЛЯТИЕ

Запомни правило.

Гласная О пишется в том случае, когда после корня нет суффикса А (или корень заканчивается на Ж):

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
  • НАПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ
  • РАСПОЛОЖИТЬСЯ У КОСТРА
  • ГРАМОТНО ИЗЛОЖИТЬ ТЕКСТ

Есть слово исключения.

ПОЛОГ- по́лог.
1. занавеска, закрывающая кровать.
2. любая занавеска, закрывающая, завешивающая что-либо.
3. перен. то, что покрывает, скрывает, окутывает что-либо.

Алгоритм работы со словом:

1. Определи корень.

2. Найди суффикс А (согласные Г//Ж)

3. Если он есть (буква Г), напиши гласную А в корне.

4. Если суффикса А нет (буква Ж), напиши гласную О.

5. Проверь, не является ли слово исключением.

6. Выдели орфограмму.

Выполни задание:

Запиши слова в тетрадь. Вставь буквы согласно правилу. Выдели орфограммы.

Прил..жение, сл..гаемое, сл..жение, прил..гательное, обл..жение, распол..жение, предл..жение, разл..жение, нал..жение, зал..жник. Изл..гать, изл..жить, предпол..жить, предпол..гать, распол..житься, распол..гать, возл..гать, возл..жить, распол..жение, зал..жить, выл..житься. Сл..гать, вл..жить, перел..жить, разл..жили, обл..гать, отл..жить безотл..гательный, прил..гать, перел..жить, нал..гается, прол..гать, пол..г.

Корни лож-лаг – что это такое, как запомнить правило их написания и как правильно обозначать эти корни на уроке русского языка в школе

Если после корня есть «а» — пишем в нем «а». Если ее нет — пишем «о».

Сразу объясняю правило. В корнях лож-лаг надо писать букву «а», если после них есть «а». Сравните: полагать – положить.

Другое объяснение. Пишем «а» перед «г» и «о» перед «ж»: отложить – безотлагательно.

Это вот та суть, которую вы обязательно должны запомнить и выучить. Выучите ее прямо сейчас и давайте поговорим про эти корни немного подробнее. Тем более, если вы учитесь в школе и готовитесь к ВПР, ЕГЭ или ОГЭ.

Как надо оформлять орфограмму лож-лаг

Вот смотрите, делаете вы дома упражнение по русскому языку. И вам там встретилось слово «перел…жить». Что сделает слабый ученик? Он просто вставит букву «о» и пойдет переписывать упражнение дальше. Что сделает слабый учитель? Ничего. Оставит как есть.

А сильный учитель поступит иначе. Он напишет на полях или под домашней работой «Где объяснение?» и поставит двойку.

Если вам встретилось слово с пропущенной буквой – надо его отработать. То есть объяснить эту пропущенную букву.

В корнях лож-лаг объяснять надо так. Вы подчеркиваете одной черточкой букву «а» или «о», которую вставили в слово. Затем выделяете корень «лож» или «лаг». Если после корня есть суффикс «а», то вы его выделяете как суффикс и подчеркиваете двумя чертами. А если его нет – пишете рядом в скобочках «(нет а)».

Другой вариант объяснения – подчеркнуть двумя чертами «г» или «ж».

Как объяснять эту орфограмму у доски

Все то же самое, только надо еще вслух прокомментировать каждое свое действие. А комментировать надо так (заучивайте прямо готовыми фразами):

  1. Что? Буква «о».
  2. Где? В корне «лож».
  3. Почему? Потому что после корня нет суффикса «а».

Думаю, все просто и понятно. Но если не вникли – смотрите вот это видео, в котором я лично (для вас специально) объясняю, как работать с орфограммами.

О чем надо помнить

Если вы объясняете корни лож-лаг через буквы «г», «ж», то надо помнить про исключение «полог». Ученик может в нем увидеть корень «лог», но на самом деле там все слово корень, поэтому под наше с вами правило «полог» не подходит.

Мне лично этот вариант с буквами г/ж не нравится. Какой-то он мутный. Я его встретил впервые в справочнике Розенталя. В школьных учебниках он нигде не приводится, там всегда предлагается объяснять через наличие/отсутствие суффикса «а».

Это действительно удобно и просто. Есть «а» после корня – пишем «а». Нет «а» – пишем «о».

Примеры слов с чередованием лож-лаг

Обязательно прочитайте все эти примеры вслух. А еще лучше – потренируйтесь объяснять в каждом из них буквы «о» и «а».

  1. Можно я положу книгу на стол?
  2. Надо полагать, никто сегодня не придет.
  3. Я хочу отложить нашу встречу.
  4. Выполняйте мой приказ безотлагательно.
  5. Изложите ваш план более детально.
  6. Переложи морковь из сумки в холодильник.
  7. Излагайте ваши мысли четко и ясно.
  8. Сложите мне домик из кубиков.
  9. Горцы умели слагать прекрасные песни.
  10. Стихотворение было положено на музыку.

Что надо знать про корни лож-лаг

Это корни с так называемой чередующейся гласной. Вообще в русском языке выделяется ровно три типа гласных, вот они:

  1. Проверяемые. Их можно проверить, если подобрать какое-нибудь такое слово, в котором гласная будет ударной: в(о/а)да – вОды.
  2. Непроверяемые. Нельзя проверить вообще никак и надо смотреть в словарь. Например, правописание слова «собака» вы никак не проверите. Ну никак не подберете слово, в котором после «с» будет ударный «о».
  3. Чередующиеся. Они зависят от каких-то условий чередования. И проверять их ударением нельзя.

То есть если у вас гласная в корне чередующаяся, то проверять ее ударением – грубейшая ошибка. Вот смотрите, беру я слово «пол…гать» и проверяю его ударением: «полОжим». Под ударением «о». Но если я напишу «о», то мне даже компьютер подсветит ошибку. Нет в русском языке слова «пологать». Только «полАгать» и никак иначе.

Почему в лож-лаг чередуется гласная

Сразу запомните и поймите важную тонкость. Мы пишем «о» или «а» не потому, что после корня есть «о» или «а». И не потому, что в корне «г» или «ж». А потому, что эти буквы обусловлены историей языка.

Филологи изучали древние языки и пришли к выводу, что в слове, например, «отложить», этимологическая гласная (то есть самая древняя, исконная, самая правильная) – «о». А вот в слове «безотлагательно» – «а».

Но детям в школе невозможно объяснить суть вот этих древних процессов. Это и студенты-то не всегда понимают. Поэтому в школе мы запоминаем правописание с помощью «вспомогательных» способов – вот этих самых букв после корня или конечных согласных в корне.

Что еще почитать и посмотреть

Начните прямо сейчас заниматься на полностью бесплатных тренажерах от Викиума. Там есть разные тренажеры – на тренировку орфографической зоркости, на работу с правилами пунктуации, на восприятие текста и пр. Отберите для себя те, которые больше всего нравятся (см. раздел «Способность к работе с текстом»), и прокачивайте на них русский в свободное время. Например, в маршрутках.

Когда разберетесь с тренажерами, обязательно прочитайте вот эти мои статьи:

  1. Как научиться писать грамотно. Я постарался в этой статье дать не просто голословные рекомендации, а собрать указания к конкретным действиям, которые помогут вам быстро повысить уровень грамотности.
  2. Что такое орфограмма – очень маленькая статья, в которой я объясняю правила работы с орфограммами на уроке русского. И рассказываю о том, как я получил в пятом классе свою первую двойку по русскому. Как сейчас помню.
  3. Что такое орфография. В этой статье кроме определения орфографии я даю советы по ее быстрому усвоению, рекомендую полезные учебники и справочники.
  4. Курсы русского языка.
  5. Курсы русского языка для подготовки к ЕГЭ. В этих двух подборках я описал лучшие курсы русского, которые на данный момент существуют в интернете. Они почти все платные, но многие очень дешевые.

Напишите на этой странице электронный адрес, я на него отправлю вам четыре очень хороших электронных книги по русскому. В них простыми словами объясняются сложные правила, даются таблицы и схемы для быстрого запоминания. Для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ, эти книги будут бесценны.

Если вы ходите на репетиторство, то я вам рекомендую 1-2 занятия пропустить, подкопить деньги и купить за 890 рублей курс «Идеальный русский» от Викиума. Он продается с бессрочным доступом, там есть и теория, и практика в виде программ-тренажеров. Я думаю, хорошая вещь. Тем более, стоит дешево.

Вот, пожалуй, и все.

Заключение

В этой статье мы поговорили о правописании слов с корнями лож/лаг. Запомнили ли вы, что гласная в этих корнях – чередующаяся, то есть ее ни в коем случае нельзя проверять ударением? Объяснил ли я вам, какие условия чередования влияют на выбор букв «о» и «а»?

Если остались вопросы – присылайте их в комментариях, я отвечу. Всем спасибо, хороших вам оценок в школе.

источники:

http://urok.1sept.ru/articles/676120

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/lozh-lag

Чередующиеся гласные в корне слова

Чередующиеся гласные в корне — это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в корне родственных слов или  в разных грамматических формах одного и того же слова.

Таблица с примерами и исключениями поможет усвоить правило написания корней слов с  чередующимися гласными в русском языке.

Таблица с примерами и исключениями

В современном русском языке в написании ряда безударных гласных в корне сохраняются традиционные чередования:

  • расти — росла;
  • положить — полагать;
  • принимать — принять.

Чередующие гласные в корне слов невозможно проверить с помощью ударения, подобрав однокоренное слово или изменив грамматическую форму, как это происходит в случае с обычными безударными гласными в корне слов. Эти написания подчиняются орфографическому правилу русского языка.

Чередующиеся гласные «о» или «а», «е» или «и» в корне слов пишутся в зависимости от некоторых условий:

  • постановки ударения (гар-/гор-, клан-/клон-, зар-/зор-, твар-/твор-);
  • наличия или отсутствия суффикса -а- после корня (кас-/кос-, дер-/дир-, мер-/мир-, бер-/бир- и пр.);
  • конечной буквы корня (скак-/скоч-, лаг-/лож-, раст-/ращ-/рос-);
  • смысловых различий  корней равн-/ровн, мак-/моч-.

Проиллюстрируем написание чередующихся гласных в корне слов в зависимости от перечисленных условий с помощью таблицы с примерами.

Корень Правило Примеры
АР-
ОР-
Под ударением пишется А,
без ударения — О
Уга́рный, зага́р
загоре́лый, погоре́лец
Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь
-КЛАН-
-КЛОН-
Без ударения пишется буква О,
под ударением то, что слышится
кла́няться
склоне́ние, укло́н,
наклони́ться
-ТВАР-
-ТВОР-
Без ударения пишется буква О,
под ударением в соответствии с произношением
тварь, сотвори́ть,
затво́р, притво́р
Исключение: у́тварь
АР-
ОР-
Без ударения пишется А,
под ударением то, что слышится
зарни́ца, за́рево
зо́ри, зо́ренька
-ПЛАВ-
-ПЛОВ-
Всегда пишется буква А,
кроме двух слов
сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь
плове́ц, пловчи́ха
АС-
ОС-
Буква А пишется, если за корнем следует -а-,
О – в остальных случаях
касание, касательная
коснись, прикосновение
АК-
ОК-
Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость»,
буква О — «пропускать, впитывать жидкость»
макать
вымокнуть, намокнуть
АВН-
ОВН-
А пишется в корне, имеющем значение «одинаковый, равный, сходный»,
О — при значении «ровный, прямой, гладкий»
равноправие, сравнять (счет)
подровнять
Исключение: равнина,
уровень, поравняться,
поровну
АСТ-
АЩ-
ОС-
Буква А пишется перед ст, щ,
О — перед остальными буквами
отрасти, наращенный, поросль
Исключение: отрасль,
росток, ростовщик,
Ростов, Ростислав
-СКАК-
-СКОЧ-
Буква А пишется перед к,
О — перед ч
скакалка, выскочка
Исключение: скачок,
личные формы
глагола скакать –
скачу
и пр.
АГ-
ОЖ-
Буква А пишется перед г,
О — перед ж
полагать, облагать
отложить, обложение
ЕР-/-БИР-
ЕР-/-ДИР-
ЕР-/-МИР-
ЕР-/-ПИР-
ЕР-/-ТИР-
ЕГ-/-ЖИГ-
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ-
-СТЕЛ-/-СТИЛ-
ЕТ-/-ЧИТ-
Буква И пишется, если за корнем следует -а-,
Е — в остальных случаях
набирать — наберу
отдирать — отдерешь
отмирать — отмереть
отпирать — отпереть
стирать — стереть
прижигать — прижёг
блистать — блестящий
застилать — застелить
вычитать — вычеты
ИМ-/-А(Я)
ИН-/-А(Я)-
Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а- пережимать — пережать
занимать — занять
начинать — начать

Чтобы понять, почему гласные чередуются в однокоренных словах или их грамматических формах, следует обратиться к истории формирования словарного запаса русского языка. Одни из чередующихся корней возникли в результате непосредственного влияния старославянского языка. Корни рос- и ровн- являются исконно русскими, а раст- и ращ- прослеживались в старославянских словах, которые при заимствовании пополнили лексический состав русского языка. Некоторые глаголы отражают прежнее распределение глаголов по видам. В древнерусском языке глаголы с конечным буквосочетанием -ать имели несовершенный вид и писались с буквой «а» в корне (излагать). Глаголы совершенного вида с конечным сочетанием -ить произносились и писались с буквой «о» в корне (изложить). В современном русском языке в корнях слов касаться-коснуться, полагать — положить в безударном положении произносится почти один и тот же гласный звук, который уже не используется как показатель видовых различий глаголов. Но в соответствии с традицией такие слова пишутся с чередующимися гласными в корне.

Еще раз подчеркнем, что чередующиеся гласные в корне не проверяются ударением. В таких словах в ударном положении пишется та гласная, которая слышится.

Написание безударных  чередующихся гласных в корне выбираем в соответствии с орфографическим правилом русского языка. Наглядно представим в таблице правило, примеры написания чередующихся гласных в корне слов и исключения.

Чередующиеся гласные в корне словаВидео «Чередующиеся безударные гласные в корне»

Тест

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 149

В русском языке корень слова подвергался изменениям. Такое явление как чередование гласных в основе получило название аблаута. В статье рассмотрим одно из таких особенностей корень -лаг- и -лож-.

Содержание

  • 1 Чередование в корнях
  • 2 Правило -лаг-, -лож-
    • 2.1 Правописание некоторых чередующихся гласных
  • 3 Проверка
  • 4 Полезное видео

Чередование в корнях

Чередование в корнях — это смена каких-либо звуков на другие при образовании и изменении слов. Фонема может являться как гласной, так и согласной. Это правило не поддается школьному, где необходимо поставить гласную под ударение для выбора правильного написания.

Правила чередующихся гласных зависит:

  • от значения выражения;
  • от буквы, которая следует за гласной;
  • от ударения в слове;
  • от суффикса, который следует за главной морфемой любой части речи.

Правило -лаг-, -лож-

В корне -лаг- в безударном положении буква «а» употребляется перед буквой «г» в корне. А буква «о»- перед «ж» в основе -лож-.

Примеры:

  • Полагать — положить;
  • Прилагательное — приложение;
  • Излагать — изложение;
  • Слагать — сложение;
  • Возлагать — возложить;
  • Располагать — расположить;
  • Предлагать — предложить .

Внимание! Основа -лаг и -лож- не употребляется без приставки:

  • Нельзя: ложи. Нужно: клади;
  • Слова — исключения: полог и подлог.

Правило лаг лож

Правописание некоторых чередующихся гласных

  • В корне -гар- ,-гор- под ударением следует писать «а», без ударения -«о»: загар, загорелый.
  • В главной части слова — кос (н)- пишется «о», если после них пишется буква «н», в случаях с -кас — «а»: касаться, коснуться.
  • Основа -мак- употребляется в глаголах, имеющих в контексте словосочетаний значение «погружать в жидкость»: макать блин в сгущёнку.
  • А -мок- — в глаголах со значением «просеивать жидкость»: промокнуть под ливнем.
  • В морфемах -бер- и -бир-, -дер- и -дир-, -мер- и -мир-, -блест- и -блист-, -стел- и -стил-, и подобных пишется буква «и», если после них следует суффикс -а-, в противном случае пишется «е».

Проверка

Чтобы проверить написание сменяющейся гласной в морфеме -лаг, -лож-, нужно знать:

  • слова употребляются с приставками искл. ложиться;
  • после корня -лаг- всегда есть суффикс -а-;
  • букву «о» пишем в морфеме в том случае, если за ним нет суффикса -а-.

Так как проверочных слов к чередующимся корням не существует. При сомнении в выборе правильной буквы, нужно вспомнить правила, рассмотренные выше.

Полезное видео



Слова с корнем -лаг-. Правило, особенности, примеры

Русский язык является одним из самых сложных языков в мире. В нем множество правил, в которых, в свою очередь, присутствуют исключения. В данной статье поговорим о чередовании гласных. А также приведем примеры слов с корнем лаг/лож.

Что такое чередование

В русском языке бывают случаи, когда в однокоренных словах меняется какая-либо буква в главной морфеме. Это может быть как согласная, так и гласная. При этом лексическое значение основной морфемы сохраняется. И если подобрать однокоренные слова, то окажется, что все они несут похожую смысловую нагрузку. Чередование букв может быть связано с упрощением произношения, суффиксом, который стоит после главной морфемы, ударением, последующей согласной, лексическим значением корня и пр.

стрелки чередование

В данной статье поговорим об особенностях чередования гласных а/о. В этом случае речь идет о нескольких факторах, влияющих на написание. А именно: ударение, наличие а, значение корня слова. Рассмотрим особенности употребления слов с корнем -лаг- и другими, подтверждающими это явление.

Чередование гласных а/о. Правило

Слова с корнем лаг/лог/лож являются наиболее распространенными. В данном случае при безударной гласной в основной морфеме перед г употребляется а, перед ж о. В ударной позиции ставится о.

правильное написание

Примеры с корнем -лаг-: предполагать, безотлагательный, излагать, прилагательное и пр.

Примеры с корнем -лож-: предположение, изложение, положить, положенный и пр.

Примеры с корнем -лог-: налог, предлог, залог и пр.

Существует еще ряд корней с чередованием а/о. К ним относятся основные морфемы с а: -гар-, -зар-, -пай-, -клан-, -твар- и пр. Парными считаются корни с гласной о. Среди них: -гор-, -зор-, -пой-, -клон-, -твор- и пр. Приведем некоторые примеры.

Горючее, загореть, загорелый, подгореть, загар, угар, заря, паять, озарение, паяльник, зарница, запаять, лучезарный, спайка, зарево, запаянный, напой, зорюшка, припой, наклониться, поклон, преклоняться, раскланяться, склонение, непреклонный, творец, тварь, творчество, вытворять, творение и пр.

Слова с корнем -лаг-. Примеры

Лексические единицы с основной морфемой лаг/лог/лож являются достаточно распространенными в речи. Они создают обширную группу однокоренных слов. Приведем перечень примеров. В соответствии с ним вы сможете с легкостью подобрать однокоренные слова.

корни, однокоренные слова

Положить, предположительно, положено, положительно, предположить, положенный, предположительный, ложиться, положиться, логово, полагать, налагать, полагаться, налагаться, полог, налог, наложение, предложение, налоговый, обложение, наложить, непреложный, налоговик, обложенный, налогообложение, основоположник, предложенный, наложница, вложить, возложить, возлагать, возложение, предложить, предлагать, предложный, предлог, предлагаемый, прилагательное, прилагать, приложить, приложенный, обложить, облагать, облагаемый, облагаться, обложной, обложка, низлагать, низложить, низложение, излагать, изложить, изложение, неположенный, изложница, безотлагательный, отлагать, отложить, отложной, отложиться, переложить, переложенный, неотложный, отложить, отлагать, основополагающий, переложить, переложенный, перелагать, заложить, заложенный, перезаложенный, залог, подлог, подложить, подложка, подложной, подложенный, предполагать, предположение, противоположный, противоположность, сослагательный, слагать, сложить, сложенный, сложение, положение, разложение, разлагаться, сложиться, разложиться, полагающий, полагающийся, положительный, разложить, разлагать, спецпредложение, целеполагание, уложить, уложение, уложиться и пр.

Употребление в речи

Давайте разберемся, в каком виде можно встретить лексические единицы с основной морфемой лаг/лог/лож в речи и на письме. Для этого проследим их употребление в некоторых предложениях:

  • Мой отец возлагал на меня большие надежды.
  • Этот вопрос требует безотлагательного ответа.
  • Я положил трубку телефона, потому что было занято.
  • Мы приехали на природу, разобрали палатку и накрыли ее пологом.
  • Завтра на уроке русского языка ученики будут писать изложение.
  • Я привыкла полагаться на свою интуицию и доверять ей.
  • История не приемлет сослагательного наклонения.
  • Попробуйте составить предположительный психологический портрет.
  • Я предлагаю всем встретиться после уроков и обсудить этот вопрос.
  • Он оставил свой паспорт в качестве залога.
  • В компании на днях ожидается налоговая проверка.
  • Он даже не прилагает особых усилий, чтобы добиться своих целей.
  • Для новых клиентов банк разработал спецпредложение.
  • Все небо было затянуто тучами, и шел обложной проливной дождь.

Попробуйте привести свои примеры и продолжить этот перечень.

Упражнение для закрепления

Вставьте пропущенную букву, руководствуясь вышеизложенным правилом.

выполнение упражнения

Прил…гать усилия, безотл…гательное решение, написать изл…жение, неотл…жные дела, нал…говый инспектор, предл…гаемые обстоятельства, пол…жить на стол, тетрадная обл…жка, красочное прил…гательное, пол…гаться на случай, ул…жить спать, сосл…гательное наклонение, зал…жить дом.

Теперь вы знаете все особенности употребления слов с корнем лаг/лог/лож. И можете с легкостью применять их в речи.

Корни лож-лаг – что это такое, как запомнить правило их написания и как правильно обозначать эти корни на уроке русского языка в школе

Если после корня есть «а» — пишем в нем «а». Если ее нет — пишем «о».

Лож-лаг – что это и как они пишутся

Сразу объясняю правило. В корнях лож-лаг надо писать букву «а», если после них есть «а». Сравните: полагать – положить.

Другое объяснение. Пишем «а» перед «г» и «о» перед «ж»: отложить – безотлагательно.

Это вот та суть, которую вы обязательно должны запомнить и выучить. Выучите ее прямо сейчас и давайте поговорим про эти корни немного подробнее. Тем более, если вы учитесь в школе и готовитесь к ВПР, ЕГЭ или ОГЭ.

Как надо оформлять орфограмму лож-лаг

Вот смотрите, делаете вы дома упражнение по русскому языку. И вам там встретилось слово «перел…жить». Что сделает слабый ученик? Он просто вставит букву «о» и пойдет переписывать упражнение дальше. Что сделает слабый учитель? Ничего. Оставит как есть.

А сильный учитель поступит иначе. Он напишет на полях или под домашней работой «Где объяснение?» и поставит двойку.

Если вам встретилось слово с пропущенной буквой – надо его отработать. То есть объяснить эту пропущенную букву.

В корнях лож-лаг объяснять надо так. Вы подчеркиваете одной черточкой букву «а» или «о», которую вставили в слово. Затем выделяете корень «лож» или «лаг». Если после корня есть суффикс «а», то вы его выделяете как суффикс и подчеркиваете двумя чертами. А если его нет – пишете рядом в скобочках «(нет а)».

Другой вариант объяснения – подчеркнуть двумя чертами «г» или «ж».

Как объяснять эту орфограмму у доски

Все то же самое, только надо еще вслух прокомментировать каждое свое действие. А комментировать надо так (заучивайте прямо готовыми фразами):

  1. Что? Буква «о».
  2. Где? В корне «лож».
  3. Почему? Потому что после корня нет суффикса «а».

Думаю, все просто и понятно. Но если не вникли – смотрите вот это видео, в котором я лично (для вас специально) объясняю, как работать с орфограммами.

О чем надо помнить

Если вы объясняете корни лож-лаг через буквы «г», «ж», то надо помнить про исключение «полог». Ученик может в нем увидеть корень «лог», но на самом деле там все слово корень, поэтому под наше с вами правило «полог» не подходит.

Мне лично этот вариант с буквами г/ж не нравится. Какой-то он мутный. Я его встретил впервые в справочнике Розенталя. В школьных учебниках он нигде не приводится, там всегда предлагается объяснять через наличие/отсутствие суффикса «а».

Это действительно удобно и просто. Есть «а» после корня – пишем «а». Нет «а» – пишем «о».

Примеры слов с чередованием лож-лаг

Обязательно прочитайте все эти примеры вслух. А еще лучше – потренируйтесь объяснять в каждом из них буквы «о» и «а».

  1. Можно я положу книгу на стол?
  2. Надо полагать, никто сегодня не придет.
  3. Я хочу отложить нашу встречу.
  4. Выполняйте мой приказ безотлагательно.
  5. Изложите ваш план более детально.
  6. Переложи морковь из сумки в холодильник.
  7. Излагайте ваши мысли четко и ясно.
  8. Сложите мне домик из кубиков.
  9. Горцы умели слагать прекрасные песни.
  10. Стихотворение было положено на музыку.

Что надо знать про корни лож-лаг

Это корни с так называемой чередующейся гласной. Вообще в русском языке выделяется ровно три типа гласных, вот они:

  1. Проверяемые. Их можно проверить, если подобрать какое-нибудь такое слово, в котором гласная будет ударной: в(о/а)да – вОды. . Нельзя проверить вообще никак и надо смотреть в словарь. Например, правописание слова «собака» вы никак не проверите. Ну никак не подберете слово, в котором после «с» будет ударный «о».
  2. Чередующиеся. Они зависят от каких-то условий чередования. И проверять их ударением нельзя.

То есть если у вас гласная в корне чередующаяся, то проверять ее ударением – грубейшая ошибка. Вот смотрите, беру я слово «пол…гать» и проверяю его ударением: «полОжим». Под ударением «о». Но если я напишу «о», то мне даже компьютер подсветит ошибку. Нет в русском языке слова «пологать». Только «полАгать» и никак иначе.

Почему в лож-лаг чередуется гласная

Сразу запомните и поймите важную тонкость. Мы пишем «о» или «а» не потому, что после корня есть «о» или «а». И не потому, что в корне «г» или «ж». А потому, что эти буквы обусловлены историей языка.

Филологи изучали древние языки и пришли к выводу, что в слове, например, «отложить», этимологическая гласная (то есть самая древняя, исконная, самая правильная) – «о». А вот в слове «безотлагательно» – «а».

Но детям в школе невозможно объяснить суть вот этих древних процессов. Это и студенты-то не всегда понимают. Поэтому в школе мы запоминаем правописание с помощью «вспомогательных» способов – вот этих самых букв после корня или конечных согласных в корне.

Что еще почитать и посмотреть

Начните прямо сейчас заниматься на полностью бесплатных тренажерах от Викиума. Там есть разные тренажеры – на тренировку орфографической зоркости, на работу с правилами пунктуации, на восприятие текста и пр. Отберите для себя те, которые больше всего нравятся (см. раздел «Способность к работе с текстом»), и прокачивайте на них русский в свободное время. Например, в маршрутках.

Когда разберетесь с тренажерами, обязательно прочитайте вот эти мои статьи:

    . Я постарался в этой статье дать не просто голословные рекомендации, а собрать указания к конкретным действиям, которые помогут вам быстро повысить уровень грамотности. – очень маленькая статья, в которой я объясняю правила работы с орфограммами на уроке русского. И рассказываю о том, как я получил в пятом классе свою первую двойку по русскому. Как сейчас помню. . В этой статье кроме определения орфографии я даю советы по ее быстрому усвоению, рекомендую полезные учебники и справочники. . . В этих двух подборках я описал лучшие курсы русского, которые на данный момент существуют в интернете. Они почти все платные, но многие очень дешевые.

Напишите на этой странице электронный адрес, я на него отправлю вам четыре очень хороших электронных книги по русскому. В них простыми словами объясняются сложные правила, даются таблицы и схемы для быстрого запоминания. Для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ, эти книги будут бесценны.

Если вы ходите на репетиторство, то я вам рекомендую 1-2 занятия пропустить, подкопить деньги и купить за 890 рублей курс «Идеальный русский» от Викиума. Он продается с бессрочным доступом, там есть и теория, и практика в виде программ-тренажеров. Я думаю, хорошая вещь. Тем более, стоит дешево.

Вот, пожалуй, и все.

Заключение

В этой статье мы поговорили о правописании слов с корнями лож/лаг. Запомнили ли вы, что гласная в этих корнях – чередующаяся, то есть ее ни в коем случае нельзя проверять ударением? Объяснил ли я вам, какие условия чередования влияют на выбор букв «о» и «а»?

Если остались вопросы – присылайте их в комментариях, я отвечу. Всем спасибо, хороших вам оценок в школе.

ЛАГ/ЛОЖ — правила и примеры правописания чередующихся гласных

Подобрать однокоренные лексические единицы, чтобы проверить правописание слов с данными корнями невозможно.

Исключение

Как и в любом правиле, при написании корней—ЛАГ- ЛОЖ- тоже есть свои исключения. Слово полОг, имеющее прямое лексическое значение «занавеска, закрывающая кровать» и переносное «покров», как раз относится к данной категории.

Несмотря на то, что в данной форме присутствует корень—ЛАГ и по правилам орфографии перед Г должна писаться буква — А-, здесь имеет место корень —ЛОГ.

  • Откинув полОг палатки, из нее на четвереньках один за другим выползали туристы.
  • Вокруг деревни располагались полОгие холмы, утопающие в зеленых насаждениях.
  • От нашего дома начинался полОгий спуск к озеру.
  • Солнце спряталось за горизонт, и темный полОг ночи окутал землю.

ЛАГ/ЛОЖ - правила

Как правильно сказать?

Какой вариант из предложенных предложений уместен в употреблении?

  • «Коля, ложи на место свои игрушки», — попросил дед внука.
  • «Коля, положи на место свои игрушки», — попросил дед внука.
  • «Коля, клади на место свои игрушки», — попросил дед внука.

Правильными являются 2-й и 3-й варианты. Почему?

Дело в том, что глагола «ложи« в русском языке не существует.

— Данная форма может употребляться только с приставкой: сложи, заложи, уложи, переложи и др.

  • Торжественное ВОЗложение венков к мемориалу погибших солдат — обязательный ритуал праздника Победы.
  • Туристы решили РАСположиться недалеко от озера.
  • «Клади свои вещи и подходи к столу: будем ужинать», — проворчал дед, глядя на внука.
  • «Галя, не клади полную чашку фруктов, все равно их есть некому»,- попросила дочь мама.

А вот возвратный глагол «ложиться» имеет право на существование.

  • Детям необходимо ложиться спать в одно и то же время, чтобы чувствовать себя бодрыми и здоровыми.

Алгоритм

Для того, чтобы не ошибиться в правописании слов с корнями -ЛАГ- ЛОЖ-, можно воспользоваться алгоритмом действий:

источники:

https://fb.ru/article/372839/slova-s-kornem—lag—pravilo-osobennosti-primeryi

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/lozh-lag

https://timemapmsk.ru/shkoly/kak-pravilno/lag-lozh-pravila.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Лавочник тебе не отвечает словно не слышит как пишется
  • Лавочка как правильно пишется
  • Лавкрафт самые страшные рассказы
  • Лавкрафт рассказ про подводную лодку
  • Лавкрафт короткие рассказы читать

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии