Форма произведения: волшебные, сказка |
Место событий: Европа | В школе: 1-4 класс | Возраст: дети 6-9 лет | Время чтения: до 30 минут | Темы: ум и глупость, хитрость
Жил на свете пастух. Стадо у него было большое, уследить за ним трудно, хлопотно. Коровы в рожь да в овёс бегут, овцы в трясину лезут да в лес заходят. Надо всех собрать да в одно место согнать. Совсем замучился пастух… Вот раз и надумал он:
«Дай-ка сплету себе лапти-скороходы!»
Принялся мастерить лапти. Надрал с лип лыка, достал кочедык – крючок, чем лапти плетут, и принялся за дело. Долго трудился и сплёл себе лапти, да не простые, а скороходы. Шагнёт раз – и уже на другом конце поля, шагнёт ещё раз – глядь, широкое поле позади…
Легче стало пастуху стадо пасти.
Однажды в жаркий день сел он на взгорок отдохнуть да хлеба пожевать. Разулся, а лапти-скороходы в сторону положил. Подошёл к нему какой-то прохожий человек, поздоровался, сел рядом и говорит:
– Как это ты, пастух, с таким большим стадом справляешься?
Засмеялся пастух и отвечает:
– А у меня лапти-скороходы есть! Раз шагну – верста позади!
– Где же ты нашёл лапти-скороходы? – спрашивает прохожий.
– Я их не нашёл, а сам сплёл,- отвечает пастух.- По семи лесам ходил, лыки драл да из тех лык семь ночей лапти плёл – так плёл, как другие не плетут. Эти лапти никогда не износятся и через широкие реки и через дремучие леса перенесут меня!
Выслушал прохожий Пастухову речь и думает:
«Идти к куму далеко, да и лаптишки у меня разбитые, совсем отопки. А у него лапти новенькие, да ещё скороходы! Украду их и убегу!»
Дождался он, когда пастух отвернулся, скинул свои отопки да скорее Пастуховы лапти на ноги… Скрипнули лапти-скороходы и понесли его… Через поле перенесли, понесли по дороге. Он и не заметил, как промчался мимо деревни, в которой кум жил. Пришлось обратно возвращаться. Вот и деревня, вот и кумов двор, а остановиться он не может – лапти-скороходы не останавливаются, дальше несут. Свернул прохожий к воротам своего кума да с разбегу так стукнулся об столб, что искры из глаз посыпались!.. Упал он перед воротами, поднял ноги вверх, а ноги в воздухе так и шагают, так и шагают!.. Сбежались со всей деревни ребятишки, окружили мужика, смотрят на него, дивятся. А мужик жалостно просит их:
– Детушки, милые! Помогите мне, разуйте меня! Я вам за это гостинцев куплю!..
Бросились к нему ребята, хотят его за ноги схватить, да куда там! Ноги так и шагают, так и шагают – и не ухватишься за них… Долго бились ребята, пока лапти стащили. Отдышался мужик, поднялся и говорит:
– Будь они совсем неладны, эти лапти-скороходы! Надо уметь ими править, а я не научился, вот и шлёпнулся! Хорошо, что вы меня разули, а то кто их знает, куда бы они меня занесли!..
– Где же ты, дяденька, такие лапти взял? – спрашивают ребята.
Стыдно мужику правду сказать.
– Там,- отвечает,- у одного пастуха… Взял, а теперь сам их боюсь…
Связал мужик лапти-скороходы верёвочкой, перекинул через плечо да так босиком и пошёл к куму с кумой. А у кума уже давно гости собрались, все нарядные,- сидят за столами, пьют, едят, песни поют.
Обрадовался кум новому гостю. А как глянул на его босые ноги, удивился.
– Почему ты на праздник босой пришёл? – спрашивает.
Что мужику отвечать? Правду сказать совестно, он и говорит:
– У меня лапти больно тесны, ноги жмут…
Положил он лапти под лавку, стал вместе со всеми пить, есть, песни петь.
А рядом с ним сидел какой-то гость, с рыжей бородой. Глянул гость на лапти и думает: «Как раз на мою ногу будут!..» Скинул незаметно свои разбитые лаптишки, переобулся в новые. Не велики лапти, не малы – в самый раз. Привстал он, шагнул, вынесло его словно бурей из-за стола! Гости ахнуть не успели, глазом моргнуть не успели, как рыжего мужика не стало. Слышали только, как он по лестнице прогрохотал да с разбегу о дверь лбом стукнулся… Понесли лапти-скороходы рыжего… Вынесли через ворота, понесли через всю улицу, только пыль за ним клубами вьётся… Куры с перепугу взлетают, гуси в воду кидаются, детишки в стороны шарахаются… Кричит рыжий во весь свой голос:
– Помогите! Остановите!
Да разве удержишь, разве остановишь?.. Несут его лапти через поле, к лесу. Хорошо, на пути жердь от изгороди попалась. Зацепился за неё рыжий, упал навзничь. А ноги так и шагают, так и шагают в воздухе! Прибежали гости, кое-как разули рыжего. А он от страха словно онемел, словно одеревенел. Молчит, трясётся да бормочет:
– Ох, поделом мне… Ох, поделом!
В это самое время через ту деревню проезжал купец. Увидел он толпу, остановился и спрашивает:
– Что это вы собрались? Или случилось что? Чего это все лапти рассматриваете? Или это невидаль какая?
– А то разве не невидаль? – отвечают ему.- Эти лапти не простые. Это особенные лапти – скороходы. Надел их вот этот мужик – за одну минуту сколько вёрст сделал!
У купца глаза разгорелись.
– Чьи лапти? Кто хозяин? – спрашивает он.- Я эти лапти куплю.
Никто не признаёт себя хозяином. Нет хозяина! Купец говорит:
– Коли хозяина нет, я эти лапти так возьму!
Взял и уехал.
Жадный был этот купец. Работника своего голодом морил, отдыха ему не давал, за десятерых заставлял работать. Только одно и твердил: «Быстрей поворачивайся! Скорей дело делай! Проворней!»
Везёт купец лапти-скороходы, сам думает:
«Теперь у меня работник за двадцать человек работать будет!»
Только он въехал во двор, сразу же приказал работнику:
– Скорей обуйся в эти лапти – скороходы они – да принимайся за дело: замеси корм лошадям, потом воды наноси, потом поезжай в лес по дрова, потом собери всю капусту с огорода. Понял?
– Понял,- отвечает работник,- как не понять.
Обулся работник в лапти-скороходы. Не успел он ногу поднять – понесли его лапти через весь двор, прямо в мучной амбар. Упал работник в большой ларь с мукой. Ноги шагают, мука белым облаком поднимается из ларя, ничего не видно…
Прибежал купец к амбару, давай бранить работника:
– Что ты, негодник, делаешь? Зачем мою муку разбрасываешь?
А работник еле-еле в ответ голос подаёт:
– Ой, вытащите меня из ларя! Ой, схватите меня за ноги! Ой, задыхаюсь!
С криками да с бранью навалился купец на работника, стащил с него лапти-скороходы и давай бить работника, кричать, пугать его:
– Ах ты такой-сякой! Быстрой ходьбы испугался? Или ты, такой-сякой, в этих лаптях ходить не можешь?
– Не могу! – отвечает работник.
– А-а, не можешь! – говорит купец.- Ну так я тебя научу! Вот, гляди, сам в эти лапти обуюсь!
Обулся купец, встал на ноги, шагнул – и вылетел из амбара, как пуля из ружья… Хотел было ухватиться за телегу, да не смог – дальше помчался. Ударился о стенку конюшни, перевернулся, упал в корыто с болтушкой для свиней. Из корыта купца понесло за ворота, через лужу, через канавы, через реки… Так до самого леса донесло. Запнулся купец о пенёк, упал на спину. Лежит, болтает в воздухе ногами, сам кричит дурным голосом:
– Спасите! Помогите! Стащите с меня эти проклятые лапти! Измучили они меня! Сил моих больше нет!.. Смерть моя пришла!..
Прибежал на крик пастух, посмотрел и говорит:
– Где это ты мои лапти взял?
А купец и голос потерял, слова в ответ сказать не может. Снял с него пастух свои лапти и выгнал кнутом из лесу. Поплёлся купец в деревню лохматый, драный, грязный, в синяках да в шишках…
А пастух осмотрел свои лапти-скороходы, обулся в них и стал своё стадо пасти. И ни одна корова, ни одна овца у него не терялась, никакой длинной дороги он не боялся, никогда усталости не знал!
Алёна Базан | Просмотров: 45
- Вредные советы
аудио книга Остера Г.Б.
Весёлые ироничные стихотворения для детей, которые показывают, что может произойти в случае их непослушания. Книга учит с юмором относиться к любой ситуации, быть умным человеком и не слушать чужих глупых советов. Учит не поступать так, как…
- Как приручить дракона
аудиосказка Крессиды Коуэлл
Книга о дружбе мальчика по имени Иккинг и его дракончика Беззубика. Сказочные истории происходят в мире суровых викингов и диких огнедышащих драконов. Подросток по имени Иккинг живет на острове Олух, где борьба с драконами – неотъемлемая часть жизненного уклада.
- Ходячий замок
аудио роман Дианы Уинн Джонс
Фэнтезийный роман британской писательницы. Злая ведьма заточила 18-летнюю Софи в тело старухи. Девушка-бабушка бежит из города куда глаза глядят и встречает удивительный дом на ножках, где знакомится с могущественным волшебником Хаулом и демоном Кальцифером. Кальцифер…
- Хроники Нарнии
аудио повесть Клайва Льюиса
Семь фэнтезийных повестей, написанных Клайвом Льюисом. В них рассказывается о приключениях детей в волшебной стране под названием Нарния, где животные могут разговаривать, магия никого не удивляет, а добро борется со злом. Этот необычный мир увлекает…
- Сборник аудио рассказов О. Генри
Сборник аудио рассказов О. Генри
Короткие и большей частью смешные, хотя не без иронии и грусти, рассказы о злободневных социальных темах. В них автор показывает неприязнь к устоям и правилам буржуазного общества. Главными героями являются представители совершенно различных социальных категорий: миллионеры, бандиты,…
- Поллианна
аудио роман Элинор Портер
Милая девочка 11 лет по имени Полианна переезжает жить к своей тете Полли. Девочка очень рано потеряла мать, а теперь и отец умер, не оставив ей никакого наследства. У Полианны исключительно богатый внутренний мир и…
- Виннету
аудио роман Карла Майя
История о благороднейшем из всех краснокожих индейских воинов Виннету и его белом брате — отважном охотнике и следопыте Олд Шеттерхэнд (Разящая Рука). Слушайте «Виннету» онлайн на сайте Мишкины книжки.
- Злодейка
аудио рассказ Астафьева В.П.
Собака, которую зовут Злодейкой, ничего плохого не сделала, это имя она получила за усердие. Её хозяин Паша Усольцев отправился на рыбалку, а заодно в надежде по пути поохотиться взял с собой ружье и собаку, но…
- Сказка о пастухе и диком вепре
аудио стихотворение Языкова Н.М.
Сказка в стихах про мудрого и заботливого короля, смелого и находчивого пастуха и прекрасную принцессу.
- Вересковый мед
аудио стих Стивенсона Р.Л.(перевод Маршака С.Я.)
Старинная баллада о жестоком шотландском короле и отважном народе — пиктах, не выдавших тайну приготовления вереского мёда захватчику.
- Перчатка
аудио стих Шиллера Ф.
Баллада про бесстрашного рыцаря и жестокосердную красавицу.
- Суд Божий над епископом
аудио стих Саути Р.
Перевод Василия Жуковского.
«Лапти» читательский дневник
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 793.
Обновлено 10 Августа, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 793.
Обновлено 10 Августа, 2021
«Лапти» – печальный и очень трогательный рассказ о добром, любящем мужике, который был так сильно привязан к больному хозяйскому мальчику, что ради него рискнул собственной жизнью.
Краткое содержание «Лапти» для читательского дневника
ФИО автора: Бунин Иван Алексеевич
Название: Лапти
Число страниц: 3. Бунин Иван Алексеевич. «Повести и рассказы». Издательство «Карелия». 1973 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1924 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Время и место действия
Действие рассказа происходит в конце XIX – начале ХХ века в дореволюционной России, в небольшом посёлке, расположенном в тридцати верстах от ближайшего города.
Главные герои
Нефёд – простой крестьянин, старик с большим любящим сердцем, который очень беспокоился о больном мальчике и ради исполнения его желания рискнул собственной жизнью.
Мальчик – господский сын, тяжело больной ребёнок, который в бреду постоянно просил красные лапти.
Женщина – мать больного мальчика, измученная неопределенностью и собственным бессилием.
Мужики – крестьяне из соседнего села, обнаружившие труп Нефёда.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
В господском доме случилось большое несчастье: тяжело заболел ребенок. Ситуация была безнадёжной: глава семейства был в отъезде, на дворе пятый день бушевала страшная метель, до доктора и ближайшей больницы было тридцать вёрст, и никто не согласился бы отправиться в путь в такое ненастье. Мать мальчика заливалась горькими слезами: её ребенку становилось всё хуже, а она никак не могла облегчить его страдания.
В бреду мальчик стал всё чаще упоминать какие-то красные лапти и вскоре стал настойчиво просить их. Старик Нефёд, узнав об этом, решил тут же отправиться в соседний посёлок, купить фуксин и выкрасить лапти в красный цвет. Он всем сердцем переживал за ребёнка и хотел выполнить его просьбу, пусть даже самую нелепую. Нефёд утвердился в своём решении купить краску и лапти: видать, того пожелала измученная детская душа, и нужно эту просьбу непременно исполнить, и точка!
Старик молча натянул поверх полушубка зипун, туго подпоясался, взял кнут и вышел в ревущее снежное море. Уже начало смеркаться, а Нефёда всё не было. Однако никто в доме не волновался: все решили, что он заночевал в соседнем селе и раньше обеда следующего дня не появится.
Эта ночь выдалась самой страшной. Дом гудел, скрипел под порывами беснующегося ветра, и страшно было представить, что же творится там, в поле. Ребёнок то впадал в беспамятство, то вновь как будто приходил в себя и жалобным голосом умолял дать ему красные лапти. Измученная женщина сидела у его кровати и лишь непрестанно молилась Господу.
На рассвете сквозь гул вьюги послышались чьи-то голоса, а затем кто-то постучал в окно. Это были мужики из соседнего села, куда давеча отправился Нефёд. Они привезли окоченевшее тело старика, которое нашли по дороге. По его валенкам, видневшимся из сугроба, заплутавшие было во время вьюги мужики сориентировались в местности и вышли на дорогу. За пазухой у Нефёда обнаружили новёхонькие детские лапти и пузырёк с фуксином.
Вывод и своё мнение
Человеческое общество только тогда будет по-настоящему сильным и мудрым, когда каждый человек будет проявлять искреннюю заботу о близких. Сострадание, милосердие – не пустые слова, особенно когда на кону стоит человеческая жизнь. Нефёд, будучи простым русским мужиком, необразованным, тёмным, имел огромное любящее сердце. Оно подсказало ему верное решение: отправиться за лаптями и хоть немного облегчить мучения больного мальчика. Очень жаль, что такого доброго, благородного человека ожидала столь печальная участь.
Главная мысль
Одними из главных движущих сил человеческой души являются доброта, милосердие и самопожертвование.
Авторские афоризмы
«…В доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребёнок…»
«…мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности…»
«…Верно, и не выживет! Всё какие-то красные лапти просит…»
«…Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать…»
«…Покрасить фуксином – нехитрое дело…»
«…Но оттого, что его всё-таки не было, ночь была ещё страшнее…»
«…Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек…»
Толкование непонятных слов
Лапти – низкая обувь, распространённая на Руси в старину, сплетённая из древесного лыка, бересты или пеньки.
Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
Барыня – обращение к замужней женщине, представительнице высших сословий на Руси.
Зипун – верхняя одежда у крестьян.
Розвальни – низкие широкие сани с расходящимися врозь от передка боками.
Новые слова
Бред – расстройство мышления.
Валенки – тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти.
Фуксин – водный раствор пурпурно-красного цвета.
Тест по рассказу
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Данил Сокол
10/10
-
Егор Платонов
7/10
-
Александр Никитенко
10/10
-
Саша Хубулов
9/10
-
Влад Концевой
10/10
-
Валерия Лесникова
10/10
-
Олег Рассохин
10/10
-
Хасан Туркменов
10/10
-
Бекзод Эргашев
10/10
-
Даниил Ластовецкий
10/10
Рейтинг читательского дневника
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 793.
А какую оценку поставите вы?
Цыгвинцева Ольга Павловна, воспитатель МБДОУ детского сада № 41 г. Сарапула Удмуртской Республики
Конспект образовательной ситуации
в подготовительной группе
Тема: «Знакомство с удмуртской сказкой «Лапти-самоходы»
Цель:
1. Познакомить с удмуртской сказкой «Лапти-самоходы».
2. Закрепить умение составлять цепочку (рассказ) с помощью опорной схемы.
3. Развивать связную речь, расширять словарный запас, отвечать на заданные вопросы.
4. Соблюдать правила коллективной игры.
5. Развивать эмоциональную сферу, прививать интерес к удмуртскому народному творчеству (сказка).
Предварительная работа:
1. Слушание удмуртских сказок
2. Рассматривание лаптей (как элемент обуви).
Оборудование:
Лапти, книга удмуртских сказок, сундучок, карточки, маркер, диск, магнитофон.
Ход занятия:
/ Звучит удмуртская музыка./
Воспитатель: Зечь буресь тебе сказали
Добрый день – ответил ты.
Как две ниточки связали
теплоты и доброты.
Много общего у русского и удмуртского народов, даже сказки похожие есть.
— Ой, а что это за сундучок? Раньше я его здесь не видела. Откуда же он здесь взялся? Что же там лежит?
-Хотите узнать ? (открываем).
/лежат лапти и книга «Удмуртские сказки»/
Воспитатель: Кажется я догадалась. Эти лапти из удмуртской сказки «Лапти-самоходы»- это они сами себя к нам принесли.
Хотите узнать, что это за сказка? Тогда садитесь удобно и слушайте (чтение или слушание сказки).
Воспитатель: Понравилась сказка ?
— Если бы у вас были такие лапти, куда бы вы отправились (ответы детей)
-А на чем еще можно путешествовать в сказках?
— В нашей сказке лапти путешествовали от одного человека к другому.
Игра «Кто быстрее до «конца деревни»- бег в лаптях или Игра «Передай лапти» — по кругу
Послушайте еще раз сказку про лапти, и запомните, где они побывали (слушают на магнитофоне)
-Как называется сказка?
-Кто ее написал?
-Вспомним у кого побывали лапти?
/мнемотаблица/
-Кто услышал в сказке непонятные слова?
Игра «Догадайся что скажу»
-бегут гурьбой,
— был изъян,
— писарь,
— положил в изголовье
-ударился о прясло
-ударили по рукам
Обсуждают совместно с воспитателем.
Воспитатель: Хотите поиграть в эту сказку ?
Игра-драматизация
/разделили роли: старик, писарь, работник, кум, дочь писаря, пастух.
Детям даются атрибуты: борода, ручка, дудочка, шляпа/.
Дети передают лапти, проговаривая отдельные фразы из сказки
(убирают лапти в сундук) – прощаются.
Воспитатель: Вот такие необычные лапти-самоходы живут в удмуртской сказке.
-Хотели бы вы, чтоб у вас были такие лапти?
-Почему все хотели избавиться от них?
-Какие вы знаете еще удмуртские сказки?
А в русской сказке тоже есть лапти-скороходы, только это совсем другая сказка, с которой мы познакомимся в следующий раз.
Чудесный мир могучих богатырей, страшных чудовищ, говорящих птиц и зверей предстают перед нами, стоит только открыть книгу «Хозяин ветров». Что и сделали школьники 18 марта на занятии по программе «Школа читателя» в библиотеке № 15.
«Хозяин ветров» — это сборник сказок народов России. На сегодня дети выбрали две сказки: удмуртскую «Лапти – скороходы» и татарскую «Портной, медведь и бесенок». Но сначала дети познакомились с самим народом удмуртами и татарами. Узнали, где они проживают, на каком языке говорят, какую одежду носят, какие традиционные блюда едят. И оказалось, что народность удмурты, практически как русские, даже лапти и порты, и рубаха мужчин ничем не отличаются от национальной одежды русского мужика. С женским нарядом сложнее, никаких сарафанов, однако украшения и головной убор похожи. Татарский костюм отличается больше, мужчины в бешметах (верхняя одежда, похожая на теплый халат), женский костюм более нарядный, платье и расшитый удлинённый жакет. Кстати, Дорофеева Настя показала, как правильно завязывать платок по-татарски, получилось очень красиво и оригинально. Рассмотрев хорошенько наряды обоих народов, ребята принялись читать сказки.
Удмуртская сказка рассказывает об умельце – пастухе плести лапти. Лапти умеют сами быстро бегать, но слушаются только хозяина. Беда тем, кто оденет лапти без спросу. Так и вышло, всяк получал хороший урок, чтоб неповадно было чужое брать. А сказка татарского народа «Портной, медведь и бесенок» о умельце – портном. Уж очень хорошие бешметы он шил. Да только благодарности не было ни от кого, лишь одни попреки. Вот и сдружился портной с медведем и чертенком, дом в лесу построили, стали в нем жить. Только повадился к ним в дом ходить лесной див (злое чудовище), все поест, попортит, сломает и убежит. Но портной всё-таки изгнал дива, а медведь и чертенок похвалялись своей силой, и от них вскорости избавился умелец. Сказки заканчиваются в обоих случаях справедливым вознаграждением обоих мастеров, а остальные получают по заслугам кнутом, да дрыном.
А вывод дети сделали правильный, не единожды упомянутый в русских сказках «Сказка ложь, да в ней намек…».