Латвийская сказка три желания

Три желания

Подробности
Категория: Латышская сказка

Три желания


старик со старухойЖили-были два брата: один был богатый, а другой — бедный. У бо­гатого был большой добротный дом, а у бедного — только маленькая ветхая избушка. Шёл как-то по дороге седой старичок. Решил он завер­нуть к богатому брату, переночевать попроситься: уж, наверное, такой богач нищему не откажет. Постучался. Открыл дверь сам хозяин и сер­дито спрашивает:
—  Чего надо?
—  Позволь переночевать у тебя, — просит нищий.
—  Убирайся подобру-поздорову! — закричал богач.
Подошёл тогда нищий к избушке бедняка и постучался. Открыла ему хозяйка, приветливо его встретила, усадила за стол, накормила. После ужина отозвала хозяйка мужа в сторону и говорит:
—  Муженёк, давай-ка мы ляжем спать на полу, а кровать гостю уступим.
Муж согласился. Так они и сделали. Только взошло солнышко, гость встал и в путь собрался, а на прощанье говорит:
—  Скажите мне три желания, и они исполнятся.
Пожелали бедняк с женой здоровья, хлеба вволю и новую избу.
—  Будет у вас всё, что вы пожелали, — сказал нищий и ушёл.
Наутро жена богатого брата подошла к окошку и видит: у бедного брата новая изба! Разбудила она мужа и говорит:
— Никто другой не мог этого сделать, только вчерашний нищий. Дого­ни его и попроси чего-нибудь для нас.
Догнал богач нищего и просит:
—  Позволь и мне три желания сказать!
—  Поезжай себе домой, — говорит нищий. — Что ты пожелаешь, то и сбудется!
Повернул богач домой, едет и думает, что бы пожелать. А тут лошадь заартачилась и ни с места. Разозлился богач и крикнул:
мужик с бабой и лошадь в упряже— Чтоб ты сдохла, старая кляча!
Лошадь повалилась и тут же околела. Вот и исполнилось первое желание.
Взвалил богач седло на плечи и пошёл домой. И так досадно богачу стало, что он возьми да скажи:
—  Пусть бы седло дома лежало и жена бы на нём сидела!
Пришёл муж домой, а жена сидит на седле, встать не может и кри­чит ему:
— Да что же ты натворил?!
Не знает богач, что ему теперь делать — ведь у него только одно жела­ние осталось. Если он богатства пожелает, то жене весь век на седле сидеть.
Делать нечего, пожелал муж, чтоб жена с седла сошла.
Так богач лошадь потерял, умаялся, пока пешком домой шёл, да с же­ной поссорился, а бедняк зажил себе припеваючи в новой избе и горя не знал.


— КОНЕЦ —

Латышская народная сказка в пересказе

Понравилась сказка? — Поделись с друзьями!

Самое популярное в этой категории:

Жили на краю деревни в бедной лачуге старик и старуха. Старика звали Лоппи, а старуху Лаппи.

Детей у них не было. Хозяйства они за всю жизнь себе не нажили. И уж такие они были ворчливые да бранчливые, что дворовая собака и та от них сбежала.

С раннего утра до поздней ночи только и было у них дела, что ругаться, друг друга попреками изводить да на судьбу жаловаться.

— Несчастный я,— говорит старик,— неудачливый, жену и то не мог найти хорошую. Была бы у меня жена получше, разве так бы я жил? Заботливая жена и дом в порядке содержала бы, и за мной ходила. Да, не повезло мне, уж так не повезло…

И говорит, говорит, словно дождь по крыше стучит.

Но старуха за словом в карман тоже не лезла и спуску старику тоже не давала. Он — слово, она — десять, он — десять, она — двадцать.

— Это тебе-то не повезло?!— набросится старуха на мужа.— Да ты с утра до ночи судьбу должен благодарить, что тебе такая жена, как я, досталась! Это ему-то не повезло! Постыдился бы говорить такие слова! Уж если кому и вправду не повезло, так это мне, несчастной. Не иначе как по девичьей своей глупости я за тебя пошла. А может, ты меня колдовством приворожил или зельем каким опоил? Кто тебя знает! Ведь сколько женихов у меня было — и красивые, и богатые, один другого лучше. И где глаза у меня были, когда я тебя выбрала? Вот зато и доживаю теперь в нищете — ни ложки, ни плошки и в закромах ни крошки. Загубил ты мой век…

Так и сяк честит она старика. И уж никакими силами её не остановить, несет её, будто воду в бурливом ручье. Правда, случалось, что Лоппи затыкал все-таки ей рот кулаком…

Однажды сидели Лоппи и Лаппи в своем бедном доме, за пустым столом, и, как водится, друг на друге срывали злость.

И вдруг… Никто не стучал, и дверь словно бы не открывалась, только видят старики: в лачуге у них гостья. Платье на ней господское, а сама такая ласковая да приветливая.

— Я знаю,— говорит,— вы люди бедные, немало горя видели на своем веку, вот я и хочу вам помочь. Я выполню три ваших желания, стоит вам только их назвать. Да смотрите, не торопитесь, не ссорьтесь и не ругайтесь, а подумайте хорошенько,— чего бы вы хотели. Даю вам три дня на размышление.

Сказала — и словно сквозь пол провалилась. Дверь не открывалась, калитка не скрипела, а гостьи и след простыл. Как не бывало её.

Лоппи и Лаппи молча смотрели друг на друга и не знали, что и думать о таком чуде.

Наконец Лоппи сказал:

— Пойдем-ка спать. Впереди у нас три дня, успеем обо всем подумать. Тут и вправду дело такое, что торопиться нельзя.

На этот раз Лаппи не стала с ним спорить. Старики улеглись, но полночи не могли заснуть, все думали, какие бы три желания назвать.

Наступил день — старика и старуху будто кто подменил, Лоппи не проклинал судьбу, Лаппи не попрекала мужа бедностью. В лачуге их с утра до ночи была такая тишина, словно никто тут не жил. Кое-кто из соседей даже заглянул к ним. «Что это,— думают,— у стариков так тихо? Может, померли?» А Лоппи и Лаппи молча сидели по углам и думали: что бы им пожелать?

Новый дом? Ну, на что им новый дом? С ним только забот и хлопот не оберешься.

Денег просить? Да долго ли их истратить! А потом опять в бедности живи.

Молодыми снова сделаться? Так ведь все равно состаришься.

День прошел, второй кончился, а Лоппи и Лаппи ничего не надумали.

На третий день решил старик пойти к соседям. Слышал он, что там хозяева свинью закололи и колбасу варят. Вот старик и решил: попрошу у хозяйки немного колбасного отвара, а Лаппи на нем щи состряпает. От наваристых щей, может, мысли хорошие в голову придут.

Взял он котелок с крышкой и пошел. Налила ему соседка полный котелок колбасного отвара, Лаппи нарубила капусты и поставила котелок в печку — пусть преет.

Вечером, когда пришло время ужинать, Лоппи уселся за стол, а Лаппи вытащила из печки котелок с капустной похлебкой. По всему дому так и пошел запах колбасы. Лаппи бережно поставила дымящийся котелок на стол и налила похлебку в миски.

Съела ложку, другую и принялась ворчать:

— Ну разве это похлебка? Вода водой. Одно название что колбасная! Вот если бы к ней еще настоящей колбаски…

И только сказала, как — бац! — и на стол упал большой колбасный круг.

Старик сразу понял, что первое их желание уже выполнено, и давай ругать жену:

— Эх ты, пустомеля! Нашла, чего пожелать! Колбаски бы ей! Да пусть эта колбаса на носу у тебя повиснет, если уж ты…

Но не успел он договорить, как — раз! — и колбаса уже висела на носу Лаппи, да так крепко приросла к носу, что и не оторвать.

Что тут делать! Два желания уже зря пропали!

— Ах ты, старый болтун!— закричала Лаппи.— Ах ты, злодей! Вот ты чего хотел! Нет, недаром я говорю, что ты мне всю жизнь загубил! Пусть эта колбаса пропадет пропадом, чтобы не видели ее мои глаза!..

Ну, как сказано, так и сделано,— вмиг колбаса исчезла, словно в воздухе растворилась.

А Лоппи и Лаппи остались ни с чем. И поделом. Пусть не ругаются.

ЛАТЫШСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Латышские народные сказки - _961.jpg

Латышские народные сказки - _962.jpg

Латышские народные сказки - _963.jpg

Латышские народные сказки - _964.jpg

Латышские народные сказки - _965.jpg

Латышские народные сказки - _966.jpg

Введение

Сказки являются одним из наиболее распространенных жанров народного поэтического творчества. В сказках, так же как в песнях, загадках, пословицах и других фольклорных жанрах, латышский народ выразил и сберег свои взгляды на явления природы и общественной жизни, свои мысли, стремления и чаяния. На протяжении столетий народ шлифовал свои сказки и создал яркие образы положительных героев, в поступках которых четко отразились суждения простого человека о добре и зле. Эти оценки добра и зла пронизывают все виды сказок. В них подчеркивается превосходство простых, честных людей труда над злыми и деспотичными эксплуататорами, резко осуждаются лень, скупость, глупость и другие отрицательные черты человека. Вот почему сказки имели большое воспитательное значение, которое они не утратили и в наши дни. Читателям, особенно молодым, сказки помогают правильно разбираться в сложных явлениях жизни, воспитывать в себе высокие моральные качества, увидеть в новом свете врагов трудового народа; они вдохновляют на борьбу с этими врагами и таким образом выполняют задачу великого дела коммунистического воспитания молодежи.

Истоки народного поэтического творчества восходят к глубокой древности. В те времена основной задачей фольклора было облегчить труд человека, его борьбу с враждебными силами природы. Наряду с этим народные песни, сказки, предания и пословицы стали сокровищницей опыта, взглядов и мудрости трудового народа. Это была устная литература, с помощью которой последующим поколениям передавались необходимые для жизни знания, накопленные народом в труде и борьбе. В процессе развития общества развивалась и народная поэзия, пополняясь новыми темами и жанрами в зависимости от исторических условий, но в основной своей части она всегда выражала чаяния и надежды народа — создателя всех материальных и духовных ценностей.

В антагонистическом классовом обществе главное место в народной поэзии занимает борьба народа с его поработителями. Борьба трудового народа за свободу, его ненависть к эксплуатации и угнетению — вот основные сюжетные линии поэтического творчества каждого народа. Средства этой борьбы исторически обусловлены, иногда они примитивны и ограниченны, неясны и пути достижения свободной, справедливой жизни, но все же в каждом произведении народного творчества мы найдем жажду свободы, веру в непреодолимую силу народа и в победу справедливости.

Народное поэтическое творчество всегда было неотъемлемой частью общественной жизни. В песнях, сказках и других фольклорных жанрах народ, передавая из поколения в поколение свои мысли и чувства, в художественных образах сохранил и обобщил самое ценное, характерное, необходимое.

«Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества… От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории»[1].

И действительно, нельзя изучать историю, не зная, какую оценку тому или иному явлению давал сам трудовой народ — подлинный творец истории; нельзя по-настоящему анализировать произведения литературы, не зная традиций, заложенных в народной устной поэзии, и свойственных ей средств художественной выразительности.

Только писатель, глубоко усвоивший традиции народной поэзии, учившийся на произведениях фольклора прекрасному, звучному народному языку и концентрированному, лаконичному и в то же время выразительному стилю народной поэзии, может создавать полноценные в художественном отношении и нужные народу произведения.

Среди произведений латышского народного поэтического творчества главное место по своему значению занимают народные песни и сказки.

В латышских сказках, записанных более чем в 30 000 вариантов, народ ярко и разносторонне высказал свои мысли, наблюдения и взгляды; в них широко изображена природа, трудовая жизнь и бытовые взаимоотношения. В сказках отразилось стремление понять и использовать в своих целях явления природы, вскрыть и выяснить закономерности общественной жизни, сохранить и обобщить трудовой опыт. Сказки насыщены здоровым оптимизмом человека труда, непоколебимой верой в свои силы и в лучшую жизнь. Значение сказок для выяснения чаяний и мечтаний трудового народа подчеркнул В. И. Ленин. В беседе с В. Д. Бонч-Бруевичем он указал на то, что сказки — «это доподлинное народное творчество, такое нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни»[2].

Особое значение латышский фольклор и сказки имели в период многовекового феодального гнета. Несмотря на то что прибалтийско-немецкие помещики и пасторы всячески препятствовали развитию народного творчества, оно никогда не теряло своего значения в жизни народа как единственная подлинно народная литература. Фольклор служил делу сохранения и распространения взглядов и мировоззрения латышского народа. Поэтому во второй половине XIX века прогрессивные деятели латышской национальной буржуазии широко использовали народное поэтическое творчество для создания национальной латышской литературы. Материал латышских сказок и преданий в своих произведениях использовали Аусеклис, А. Пумпур и др. Тесная связь между литературой и фольклором наблюдается во всей латышской передовой литературе. Из народных сказок заимствованы сюжеты, образы, поэтические приемы многих драматических произведений революционного народного поэта Я. Райниса. Традиции народной поэзии мы находим в творчестве Я Судрабкална и других советских писателей и поэтов.

В латышских сказках идеалы народа воплощены в образах сильного парня, третьего сына, сиротки, борющихся и побеждающих своим трудолюбием, умом, смекалкой, силой и отзывчивостью. Эти герои не наделены богатством и властью. Любовь к труду, разум, сила и смелость — вот качества, помогающие народному герою победить врагов. Эта мысль проходит через все латышские сказки; она поддерживала дух борьбы и сопротивления в эпоху, когда в действительности у латышей еще не было возможности свергнуть власть угнетателей. В сказках народ всегда побеждает — третий сын получает дочь короля или же сам становится королем. Сказитель еще ясно не представляет себе лучшую, справедливую жизнь будущего, поэтому часто делает своего героя добрым королем, который помогает своим угнетенным братьям и наказывает несправедливость и зло.

Переходя из уст в уста, изменяясь и шлифуясь, сказка, родившаяся у одного народа, нередко переходит границы своей родины и становится достоянием других народов. Так, в некоторых латышских сказках мы можем найти даже восточные мотивы. Все же за исключением сюжетной основы они все носят специфически латышский характер. Сказочник всегда творчески перерабатывает заимствованный сюжет, приспосабливает его к местным условиям и таким образом создает новое самостоятельное художественное произведение.

О дружбе и тесных связях латышей с русским народом уже в глубокой древности свидетельствует идейная близость сказок обоих народов, общие сюжеты и образы. Сказки о золотой рыбке, о щуке-помощнице принадлежат к наиболее популярным как в русском, так и в латышском фольклоре. Латышские сказки о силачах, о сыне кобылы Курбаде, о крестьянском сыне Илине, о волшебной птице и многие другие имеют мотивы, сходные с мотивами русских сказок.

Наряду с чисто национальными сказками, известными только латышам, в латышском фольклоре широко бытуют сказки с заимствованным сюжетом, но и они уже стали органической составной частью латышского устного поэтического творчества.

Когда-то давно, и даже давным-давно, жил в дремучем лесу бедный дровосек. Каждый божий день он ходил в лес валить деревья. Вот как-то раз собрался он в лес, и жена набила ему котомку едой, а через плечо повесила полную бутыль, чтобы он перекусил и выпил в лесу.

В этот день дровосек собирался свалить могучий старый дуб.

“Немало крепких досок получится”,-думал он.

Вот подошел он к старому дубу, вытащил топор да так замахнулся, словно хотел повалить дерево одним ударом. Но ударить он не успел: вдруг послышался жалобный голосок и появилась фея. Она стала просить и умолять дровосека не рубить старого дуба. Подивился дровосек, даже рта не смог открыть, чтоб хоть словечко вымолвить. Наконец очнулся и говорит:

— Что ж, не буду рубить, коли просишь.

— Так-то оно и для тебя лучше будет,- сказала фея.- А я тебя за это отблагодарю, три любые твои желания исполню.

Тут фея исчезла, а дровосек отправился домой с котомкой за плечами и с бутылью на боку.

До дому было далеко, и бедняга всю дорогу вспоминал о том, что с ним приключилось, — все дивился, никак опомниться не мог. Когда же он, наконец, пришел домой, на уме у него было только одно: посидеть да отдохнуть. Кто его знает — может, это опять фея голову ему заморочила. Так ли, этак ли, уселся он у огня и только уселся, как стал его голод терзать: а до ужина было еще далеко.

— Ну как, ужинать скоро будем, старуха? — спросил он жену.

— Часа через два,- ответила она.

— Эх! — вздохнул дровосек,- вот бы мне сейчас кольцо кровяной колбасы, да потолще!

И не успел он это вымолвить, как вдруг — хлоп! — в камин упало целое кольцо кровяной колбасы, да такой, что пальчики оближешь.

Подивился дровосек, а жена его втрое больше удивилась.

— Это что такое? — говорит.

Тут дровосек вспомнил все, что с ним приключилось утром, и рассказал об этом жене, с начала и до конца. Но пока он рассказывал, жена все хмурилась да супилась, а как дошел он до конца, так и взорвалась:

— Ах ты, дурак этакий! Дурак набитый! Чтоб твоя кровяная колбаса к носу твоему приросла!

И не успели они глазом моргнуть, как кровяная колбаса выскочила из камина и приросла к носу дровосека.

Дровосек дернул за колбасу, не отрывается; жена дернула,- не отрывается: дергали-дергали оба, чуть бедняге нос не выдернули, а колбаса все не отрывается — приросла крепко-накрепко.

— Что же теперь делать? — спрашивает дровосек.

— Да ничего! — отвечает жена, глядя на него со злобой. — Не так уж безобразно!

И тут дровосек смекнул, что у него ведь осталось всего одно желание — третье, и последнее. И он тут же пожелал, чтобы кровяная колбаса отскочила от его носа.

Хлоп! и колбаса плюхнулась на блюдо, что стояло на столе. И если дровосеку с женой так и не довелось кататься в золотой карете да одеваться в шелк и бархат, что ж, зато на ужин им досталась такая вкусная кровяная колбаса, что пальчики оближешь.

Когда-то давно, и даже давным-давно, жил в дремучем лесу бедный дровосек. Каждый божий день он ходил в лес валить деревья. Вот как-то раз собрался он в лес, и жена набила ему котомку едой, а через плечо повесила полную бутыль, чтобы он перекусил и выпил в лесу.

В этот день дровосек собирался свалить могучий старый дуб.

“Немало крепких досок получится”,-думал он.

Вот подошел он к старому дубу, вытащил топор да так замахнулся, словно хотел повалить дерево одним ударом. Но ударить он не успел: вдруг послышался жалобный голосок и появилась фея. Она стала просить и умолять дровосека не рубить старого дуба. Подивился дровосек, даже рта не смог открыть, чтоб хоть словечко вымолвить. Наконец очнулся и говорит:

— Что ж, не буду рубить, коли просишь.

— Так-то оно и для тебя лучше будет,- сказала фея.- А я тебя за это отблагодарю, три любые твои желания исполню.

Тут фея исчезла, а дровосек отправился домой с котомкой за плечами и с бутылью на боку.

До дому было далеко, и бедняга всю дорогу вспоминал о том, что с ним приключилось, — все дивился, никак опомниться не мог. Когда же он, наконец, пришел домой, на уме у него было только одно: посидеть да отдохнуть. Кто его знает — может, это опять фея голову ему заморочила. Так ли, этак ли, уселся он у огня и только уселся, как стал его голод терзать: а до ужина было еще далеко.

— Ну как, ужинать скоро будем, старуха? — спросил он жену.

— Часа через два,- ответила она.

— Эх! — вздохнул дровосек,- вот бы мне сейчас кольцо кровяной колбасы, да потолще!

И не успел он это вымолвить, как вдруг — хлоп! — в камин упало целое кольцо кровяной колбасы, да такой, что пальчики оближешь.

Подивился дровосек, а жена его втрое больше удивилась.

— Это что такое? — говорит.

Тут дровосек вспомнил все, что с ним приключилось утром, и рассказал об этом жене, с начала и до конца. Но пока он рассказывал, жена все хмурилась да супилась, а как дошел он до конца, так и взорвалась:

— Ах ты, дурак этакий! Дурак набитый! Чтоб твоя кровяная колбаса к носу твоему приросла!

И не успели они глазом моргнуть, как кровяная колбаса выскочила из камина и приросла к носу дровосека.

Дровосек дернул за колбасу, не отрывается; жена дернула,- не отрывается: дергали-дергали оба, чуть бедняге нос не выдернули, а колбаса все не отрывается — приросла крепко-накрепко.

— Что же теперь делать? — спрашивает дровосек.

— Да ничего! — отвечает жена, глядя на него со злобой. — Не так уж безобразно!

И тут дровосек смекнул, что у него ведь осталось всего одно желание — третье, и последнее. И он тут же пожелал, чтобы кровяная колбаса отскочила от его носа.

Хлоп! и колбаса плюхнулась на блюдо, что стояло на столе. И если дровосеку с женой так и не довелось кататься в золотой карете да одеваться в шелк и бархат, что ж, зато на ужин им досталась такая вкусная кровяная колбаса, что пальчики оближешь.

  • Следующая сказка → Три медведя
  • Предыдущая сказка → Три умные головы

Читать сказку «Три желания» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.


Когда-то давно, и даже давным-давно, жил в дремучем лесу бедный дровосек. Каждый божий день он ходил в лес валить деревья. Вот как-то раз собрался он в лес, и жена набила ему котомку едой, а через плечо повесила полную бутыль, чтобы он перекусил и выпил в лесу.
В этот день дровосек собирался свалить могучий старый дуб.
“Немало крепких досок получится”,-думал он.
Вот подошел он к старому дубу, вытащил топор да так замахнулся, словно хотел повалить дерево одним ударом. Но ударить он не успел: вдруг послышался жалобный голосок и появилась фея. Она стала просить и умолять дровосека не рубить старого дуба. Подивился дровосек, даже рта не смог открыть, чтоб хоть словечко вымолвить. Наконец очнулся и говорит:
— Что ж, не буду рубить, коли просишь.
— Так-то оно и для тебя лучше будет,- сказала фея.- А я тебя за это отблагодарю, три любые твои желания исполню.
Тут фея исчезла, а дровосек отправился домой с котомкой за плечами и с бутылью на боку.
До дому было далеко, и бедняга всю дорогу вспоминал о том, что с ним приключилось, — все дивился, никак опомниться не мог. Когда же он, наконец, пришел домой, на уме у него было только одно: посидеть да отдохнуть. Кто его знает — может, это опять фея голову ему заморочила. Так ли, этак ли, уселся он у огня и только уселся, как стал его голод терзать: а до ужина было еще далеко.
— Ну как, ужинать скоро будем, старуха? — спросил он жену.
— Часа через два,- ответила она.
— Эх! — вздохнул дровосек,- вот бы мне сейчас кольцо кровяной колбасы, да потолще!
И не успел он это вымолвить, как вдруг — хлоп! — в камин упало целое кольцо кровяной колбасы, да такой, что пальчики оближешь.
Подивился дровосек, а жена его втрое больше удивилась.
— Это что такое? — говорит.
Тут дровосек вспомнил все, что с ним приключилось утром, и рассказал об этом жене, с начала и до конца. Но пока он рассказывал, жена все хмурилась да супилась, а как дошел он до конца, так и взорвалась:
— Ах ты, дурак этакий! Дурак набитый! Чтоб твоя кровяная колбаса к носу твоему приросла!
И не успели они глазом моргнуть, как кровяная колбаса выскочила из камина и приросла к носу дровосека.
Дровосек дернул за колбасу, не отрывается; жена дернула,- не отрывается: дергали-дергали оба, чуть бедняге нос не выдернули, а колбаса все не отрывается — приросла крепко-накрепко.
— Что же теперь делать? — спрашивает дровосек.
— Да ничего! — отвечает жена, глядя на него со злобой. — Не так уж безобразно!
И тут дровосек смекнул, что у него ведь осталось всего одно желание — третье, и последнее. И он тут же пожелал, чтобы кровяная колбаса отскочила от его носа.
Хлоп! и колбаса плюхнулась на блюдо, что стояло на столе. И если дровосеку с женой так и не довелось кататься в золотой карете да одеваться в шелк и бархат, что ж, зато на ужин им досталась такая вкусная кровяная колбаса, что пальчики оближешь.

  • Ладыжка или лодыжка как пишется
  • Латаный полушубок как пишется
  • Ладошка или ладошка как пишется правильно
  • Латаный как пишется и почему
  • Ладожское озеро рассказ 2 класс