Обновлено: 09.01.2023
Можно выбирать из бесконечного множества существующих миров. Ваше сознание выбирает, руководствуясь только желанием.
Уэйн очутился перед Лавкой миров. Известно, что в этой лавке старик Томпкинс, делает инъекции, отправляющая вас в мир тайных желаний. Вы можете выбрать абсолютно все, вплоть до собственного внешнего вида! Цена, помимо чрезвычайно высокой платы, вам придется отдать и 10 лет жизни. Таково последствие путешествия.
Уэйн вышел из лавки и быстрым шагом направился туда, где кончалась каменистая гряда. За ней, насколько хватало глаз, простиралась плоская буро-серо-черная равнина, усыпанная щебнем. От горизонта к горизонту тянулись искореженные трупы городов, расщепленные стволы деревьев и поля мягкого белого пепла, который был когда-то человеческой плотью.
— Что ж, — сказал Уэйн вслух, — по крайней мере мы заплатили за все сполна.
5 из 5
Цени настоящее На мой взгляд Роберту Шенкли прекрасно удалось в столь не большом произведении продемонстрировать «все прелести жизни». Порой люди не задумываются, что способность ходить, пить, видеть и многие другие вещи, принимаемые ими как должное, для кого-то за гранью возможного. Так и в данной маленькой истории «Уэйна» мир рушится с ног на голову, когда все становится на свои места.
Ну разумеется, я читала Шекли. Потому что:
1. В детстве любила фантастику.
2. Роберт Шекли — великий фантаст.
Что? Дайте вспомнить (заглянув в Вику) — Ну, «Координаты чудес» (неуверенно), «Корпорация «Бессмертие» (еще более неуверенно). Проверять никто не станет, ты ведь не на экзамене. Праздный вопрос, заданный в сети, а чтобы не ударить в грязь лицом, отвечая — гугл тебе в помощь. Сюжеты? Не помню. Герои? Пусто. «Невозможно вспомнить то, чего никогда не знал,» — говорила наша учительница английского, пока вызванный отвечать супил лоб и устремлял взгляд в бесконечность, изображая мнемоническое усилие.
Но откуда я знаю эти названия? Оттуда и знаешь, общественное бессознательное, если ты понимаешь, о чем я говорю. Если не понимаешь, то доступнее — всякий знает: Отелло задушил Дездемону и это вовсе не значит, что каждый читал Шекспира, просто некоторые вещи на слуху, витают в воздухе. Шекли не Шекспир, но кое-что для мирового информационного континуума сделал, «Кое-что задаром»* Вывод экспрес-расследования: читала только «Травмированного», рассказ о парне, который неожиданно начал перемещаться во времени при физическом изменении положения тела в пространстве. Вниз — к дикарям, вверх — в мир будущего, где состав атмосферы непригоден для дыхания.
Продолжим? Почему нет? Только пусть это будет сборник рассказов. Ну-как не глянется писатель, покажется наивным и простоватым, а рассказы коротки, разнообразны и не жаль бросить с полпути, если окажется совсем уж скучным. «Лавка бесконечности» — сборник шестидесятого года. «Премия за риск» — ну конечно, «Бегущий человек» Кинга, я помню, что этот рассказ лег в основу кингова романа. Тогда, в конце 80-х, фильм со Шварценеггером был бомбой. Прочитанный десятком лет после роман, не впечатлил. Рассказ-первооснова и вовсе кажется никаким. Телевизионные реалити-шоу перестали властвовать умами, а интернет, умеющий быть весьма жестоким, отдает предпочтение другим играм.
Дальше, «Три смерти Бена Бакстера». Мило. Но на этот сюжет больше люблю «Дороги судьбы» О.Генри. «Человекоминимум» — такая бодрая агитка. «Пушка, которая не бабахает», какого пафоса тут больше: наивно первопроходческого или антимилитаристского? Одно знаю точно — не экологического. «Право на смерть», хороший рассказ, сильный, исполненный пацифизма. На стыке солдатской песни из «Унесенных ветром»: «Еще день, еще два по дорогам брести, Еще шаг, еще шаг свою ношу нести» и русской поговорки: «в гробу отдохнем».
«Четыре стихии» — безделка, как иллюстрация к учебнику популярной астрологии или психологии. «Триптиха» не поняла. И что, ожидавшееся: «хорош, но наивен и устарел» подтвердилось? Нет, потому что есть «Лавка миров». Рассказ, ничем из череды других не выдающийся. На первый взгляд. На второй и на третий тоже. А на предпоследнем что-то бьет тебя под дых и глаза наполняются слезами. С последним, озирающим поля мягкого белого пепла. который был когда-то человеческой плотью позволяешь им пролиться.
Той же соленой влагой, что плещется в океане коллективного бессознательного. Нет, не устарел. И да — в нем есть то, что делает частью памяти, совести, разума человеческой расы. Может мир и не взорвался тогда, в шестидесятых, потому что были сказаны правильные слова, такие, как «Лавка миров». Магия правильных слов,
сказанных в нужное время — куда более великая магия, чем принято о ней думать. Как ни крути, а в начале было слово,
*»Кое-что задаром» — рассказ Роберта Шекли.
Магия правильных слов
Ну разумеется, я читала Шекли. Потому что:
1. В детстве любила фантастику.
2. Роберт Шекли — великий фантаст.
Что? Дайте вспомнить (заглянув в Вику) — Ну, «Координаты чудес» (неуверенно), «Корпорация «Бессмертие» (еще более неуверенно). Проверять никто не станет, ты ведь не на экзамене. Праздный вопрос, заданный в сети, а чтобы не ударить в грязь лицом, отвечая — гугл тебе в помощь. Сюжеты? Не помню. Герои? Пусто. «Невозможно вспомнить то, чего никогда не знал,» — говорила наша учительница английского, пока вызванный отвечать супил лоб и устремлял взгляд в бесконечность, изображая мнемоническое усилие.
Но откуда я знаю эти названия? Оттуда и знаешь, общественное бессознательное, если ты понимаешь, о чем я говорю. Если не понимаешь, то доступнее — всякий знает: Отелло задушил Дездемону и это вовсе не значит, что каждый читал Шекспира, просто некоторые вещи на слуху, витают в воздухе. Шекли не Шекспир, но кое-что для мирового информационного континуума сделал, «Кое-что задаром»* Вывод экспрес-расследования: читала только «Травмированного», рассказ о парне, который неожиданно начал перемещаться во времени при физическом изменении положения тела в пространстве. Вниз — к дикарям, вверх — в мир будущего, где состав атмосферы непригоден для дыхания.
Продолжим? Почему нет? Только пусть это будет сборник рассказов. Ну-как не глянется писатель, покажется наивным и простоватым, а рассказы коротки, разнообразны и не жаль бросить с полпути, если окажется совсем уж скучным. «Лавка бесконечности» — сборник шестидесятого года. «Премия за риск» — ну конечно, «Бегущий человек» Кинга, я помню, что этот рассказ лег в основу кингова романа. Тогда, в конце 80-х, фильм со Шварценеггером был бомбой. Прочитанный десятком лет после роман, не впечатлил. Рассказ-первооснова и вовсе кажется никаким. Телевизионные реалити-шоу перестали властвовать умами, а интернет, умеющий быть весьма жестоким, отдает предпочтение другим играм.
Дальше, «Три смерти Бена Бакстера». Мило. Но на этот сюжет больше люблю «Дороги судьбы» О.Генри. «Человекоминимум» — такая бодрая агитка. «Пушка, которая не бабахает», какого пафоса тут больше: наивно первопроходческого или антимилитаристского? Одно знаю точно — не экологического. «Право на смерть», хороший рассказ, сильный, исполненный пацифизма. На стыке солдатской песни из «Унесенных ветром»: «Еще день, еще два по дорогам брести, Еще шаг, еще шаг свою ношу нести» и русской поговорки: «в гробу отдохнем».
«Четыре стихии» — безделка, как иллюстрация к учебнику популярной астрологии или психологии. «Триптиха» не поняла. И что, ожидавшееся: «хорош, но наивен и устарел» подтвердилось? Нет, потому что есть «Лавка миров». Рассказ, ничем из череды других не выдающийся. На первый взгляд. На второй и на третий тоже. А на предпоследнем что-то бьет тебя под дых и глаза наполняются слезами. С последним, озирающим поля мягкого белого пепла. который был когда-то человеческой плотью позволяешь им пролиться.
Той же соленой влагой, что плещется в океане коллективного бессознательного. Нет, не устарел. И да — в нем есть то, что делает частью памяти, совести, разума человеческой расы. Может мир и не взорвался тогда, в шестидесятых, потому что были сказаны правильные слова, такие, как «Лавка миров». Магия правильных слов,
сказанных в нужное время — куда более великая магия, чем принято о ней думать. Как ни крути, а в начале было слово,
Время чтения рассказа — 16 минут.
Добравшись до конца длинной, доходившей до плеч гряды серого щебня, Уэйн очутился перед Лавкой миров. Он сразу узнал ее по описаниям друзей. Это была маленькая лачуга, сооруженная из поломанных досок, листа оцинкованного железа, остатков автомобильного кузова и потрескавшихся кирпичей. Снаружи все это было неровно вымазано бледно-голубой краской.
Уэйн оглянулся на длинную каменистую тропку, чтобы убедиться, что за ним никто не следит. При мысли о собственной дерзости его бросило в жар. Он крепче зажал в руках сверток, открыл дверь и быстро прошел внутрь.
— Доброе утро, — сказал хозяин.
Он тоже был именно таким, каким его описывали: высокий старик с хитро прищуренными глазами и угрюмым ртом. Звали его Томпкинс. Он восседал в древней качалке, на спинке которой примостился сине-зеленый попугай. В лавке были еще стул и стол. На столе лежал заржавленный шприц.
— Я узнал о вашей лавке от друзей, — сказал Уэйн.
— Тогда вам известно, сколько я беру, — сказал Томпкинс. — Принесли?
— Да, — сказал Уэйн, приподняв сверток. — Но я хотел бы узнать.
— Все они одинаковы, — сказал Томпкинс, обращаясь к попугаю. Попугай мигнул. — Валяйте, спрашивайте.
— Мне хотелось бы знать, что на самом деле происходит в это время.
Томпкинс вздохнул:
— Происходит вот что. Вы мне платите. Я делаю вам укол, от которого вы засыпаете. Затем с помощью кое-каких приспособлений, которые у меня за стеной, я освобождаю ваше сознание.
Кончив, Томпкинс усмехнулся, и Уэйну показалось, что его молчаливый попугай тоже усмехнулся.
— А потом?
— Ваше сознание, освобожденное от тела, сможет выбрать любой из бесчисленных миров-вероятностей, которые постоянно существуют вместе с Землей.
Широко улыбнувшись, Томпкинс приподнялся в своей качалке. В его голосе послышалось вдохновение.
— Да, да, мой друг, хотя вы, наверное, и не подозревали этого, наша потрепанная Земля с момента своего рождения из огненного чрева Солнца сама начала порождать альтернативные миры-вероятности. Любые крупные или ничтожные события отражаются в несметном числе миров. И Александры Македонские и амебы — все создают эти миры; велик или мал камень, брошенный в воду, от него все равно расходятся круги. Каждый предмет отбрасывает тень, не правда ли? Земля, друг мой, существует в четырехмерном пространстве, и видимое материальное отражение Земли в любой данный момент является лишь ее трехмерной тенью. Миллионы, миллиарды Земель! Бесконечный ряд Земель! Ваше сознание, освобожденное мною, сможет выбрать любой из этих миров и на некоторое время поселиться в нем.
У Уэйна было неприятное чувство, будто перед ним балаганный зазывала, рекламирующий чудеса. И все же, напомнил он себе, за свою жизнь он насмотрелся такого, чему раньше ни за что бы не поверил. Ни за что! Поэтому возможно, что чудеса, о которых рассказывал Томпкинс, тоже могут осуществиться. Уэйн сказал:
— Мои друзья еще говорили.
— Что я отъявленный мошенник? — перебил его Томпкинс.
— Некоторые из них намекали на это, — осторожно заметил Уэйн. — Но я стараюсь не быть предубежденным. Они еще рассказывали.
— Я знаю, о чем рассказывали ваши друзья; они рассказывали вам об удовлетворении желания. Именно об этом вы хотели услышать?
— Да, — сказал Уэйн. — Они говорили мне, что, чего бы я не пожелал. чего бы ни захотел.
— Вот именно, — сказал Томпкинс. — Именно так, а не иначе. Можно выбирать из бесконечного множества существующих миров. Ваше сознание выбирает, руководствуясь только желанием. Главное — то, в чем заключается ваше сокровеннейшее желание. Если вы втайне мечтаете совершить убийство.
— Однако оно не слишком строго следит за соблюдением запрета, — заметил Уэйн.
— Верно. Официально мое изобретение запрещено как вредное мошенничество. Но чиновники тоже люди. Им тоже хочется покинуть Землю, как и всем другим.
— Отдать все, — задумчиво проговорил Уэйн, крепко сжимая в руках сверток. — И вдобавок потерять десять лет жизни! За исполнение моих тайных желаний. Вы знаете, я должен это хорошенько обдумать.
— Думайте сколько влезет, сказал Томпкинс безразличным тоном.
Уэйн думал не переставая, пока возвращался домой. Он все еще думал, когда поезд прибыл в Порт-Вашингтон на Лонг-Айленде. Сидя за рулем машины на пути от станции домой, он вспоминал хитрое морщинистое лицо Томпкинса и думал о мирах- вероятностях и об исполнении желаний.
Однако размышления эти пришлось оставить, как только он вошел в дом. Его жена Джейнет хотела, чтобы он построже поговорил с прислугой, которая снова начала выпивать. Сыну Томми потребовалось помочь с парусной лодкой, которую нужно было спускать на воду на следующий день. А его маленькой дочке не терпелось рассказать, как она провела день в детском саду.
Уэйн вежливо, но строго поговорил с прислугой. Он помог Томми нанести еще один слой медно-рыжей краски на днище парусника и выслушал рассказ Пегти о ее приключениях на детской площадке.
Позже, когда детей уложили и они остались одни в гостиной, Джейнет спросила, нет ли у него неприятностей на работе.
— Неприятностей?
— Ты чем-то озабочен, — сказала Джейнет. — Что-нибудь произошло?
— Да нет, все было как обычно.
Он ни за что не расскажет ни Джейнет, ни вообще кому бы то ни было, что он брал выходной и ездил в эту сумасшедшую Лавку миров к Томпкинсу. Не собирался он обсуждать и право каждого человека хоть раз в жизни исполнить свои самые сокровенные желания. Джейнет с ее прямолинейностью и здравым смыслом никогда этого не понять.
В конторе наступили горячие дни. На Уолл-стрит царила паника из-за событий на Среднем Востоке и в Азии, и биржа на это реагировала. Уэйн углубился в работу. Он старался не думать об исполнении желаний ценою всего, чем он обладал. Бред! Старый Томпкинс, верно, выжил из ума!
С субботы на воскресенье он уходил в плаванье с Томми. У старого парусника был неплохой ход и швы в днище почти не пропускали воду. Томми попросил купить новые гоночные паруса, но Уэйн ему отказал. Может быть, в следующем году, когда цены установятся. Пока же придется обойтись старыми.
Иногда вечером, когда дети спали, они с Джейнет отправлялись на паруснике. В проливе Лонг-Айленд в такие часы было спокойно и прохладно. Парусник скользил среди мигающих бакенов, держа курс на большой желтый диск луны.
— Тебя что-то беспокоит, я чувствую, — сказала Джейнет.
— Милая, не надо!
— Ты от меня что-то скрываешь?
— Нет, ничего.
— Правда? Тогда обними меня крепче. Вот так.
Парусник плыл некоторое время никем не управляемый.
Исполнение всех желаний.
Но наступила осень, и парусник нужно было поднимать на берег. Биржа несколько стабилизировалась, но тут Пегти подхватила корь. Томми хотел узнать разницу между обычными бомбами, атомными бомбами, водородными бомбами, кобальтовыми бомбами и всеми другими видами бомб, о которых писали газеты. Уэйн объяснил как мог. Потом от них неожиданно ушла прислуга.
Тайные желания — это, конечно, здорово. Допустим, он действительно хотел кого- нибудь убить или поселиться на острове в Южных морях. Но у него были еще и обязанности. У него двое маленьких детей и чудесная жена, которой он не стоит. Вот, может быть, ближе к рождеству.
Однако зимой из-за короткого замыкания начался пожар в пустой спальне для гостей. Пожарники потушили огонь. Ущерба особого не было, и никто не пострадал. Но о Томпкинсе пришлось на время забыть. В первую очередь нужно было заняться ремонтом спальни, ведь Уэйн очень гордился своим старинным домом.
Из-за международной обстановки конъюнктура была неопределенной. По бирже ползли слухи — а как там русские, арабы, греки, китайцы. И потом — межконтинентальные ракеты, атомные бомбы, спутники. Уэйн проводил на работе целые дни, а иногда оставался и по вечерам. У Томми началась свинка. Нужно было перекрыть крышу. Вскоре пришла пора позаботиться и о весеннем спуске на воду парусника.
Прошел год, а у него не было времени подумать о тайных желаниях. Возможно, в будущем году. А тем временем.
— Ну как? — спросил Томпкинс. — Чувствуете себя нормально?
— Да, вполне, — сказал Уэйн.
Он встал и потер лоб.
— Хотите, чтобы я возместил плату? — спросил Томпкинс.
— Нет. Ощущение было вполне удовлетворительным.
— Иначе и быть не могло, — сказал Томпкинс, подмигнув попугаю с грязной ухмылкой. — Так что же вы выбрали?
— Мир недавнего прошлого, — сказал Уэйн.
— Многие выбирают то же самое. Определили свое тайное желание? Что это было — убийство? Или остров в южных морях?
— Я бы предпочел не говорить об этом, — сказал Уэйн вежливо, но твердо.
— Многие не желают говорить со мной об этом, — угрюмо сказал Томпкинс,- Будь я проклят, если понимаю, почему так.
— Потому что. В общем, по-моему, мир тайных желаний является как бы священным, что ли, для каждого человека. Не обижайтесь. Как по-вашему, сможете ли вы когда-нибудь сделать так, чтобы это было навсегда? Я имею в виду выбор того или иного мира.
Старик пожал плечами.
— Я пытаюсь. Вы узнаете, если мне это удастся. Все узнают.
— Да, видимо, так.
Уэйн развязал сверток и выложил содержимое на стол. В свертке были пара армейских сапог, нож, два мотка медной проволоки и три небольшие банки мясных консервов.
На мгновение в глазах Томпкинса вспыхнул огонек.
— Вполне достаточно, — сказал он. — Спасибо.
— До свидания, — сказал Уэйн. — Вам спасибо.
Уэйн вышел из лавки и быстрым шагом направился туда, где кончалась каменистая гряда. За ней, насколько хватало глаз, простиралась плоская буро-серо-черная равнина, усыпанная щебнем. От горизонта к горизонту тянулись искореженные трупы городов, расщепленные стволы деревьев и поля мягкого белого пепла, который был когда-то человеческой плотью.
— Что ж, — сказал Уэйн вслух, — по крайней мере мы заплатили за все сполна.
Этот год в прошлом стоил ему всего состояния да десяти лет жизни в придачу. Был ли это сон? Все равно, он стоил этого! Но сейчас ему нужно выбросить из головы мысли о Джейнет и детях. С этим покончено, если только Томпкинс не усовершенствует свое изобретение. Теперь следует позаботиться о собственном существовании.
С помощью наручного счетчика Гейгера он обнаружил среди щебня дезактивированный проход. Успеть бы в убежище до наступления темноты, пока еще не вышли крысы. Если он не поторопится, то опоздает на вечернюю раздачу картофеля.
Роберт Шекли — Лавка миров краткое содержание
Лавка миров — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Добравшись до конца длинной, доходившей до плеч гряды серого щебня, Уэйн очутился перед Лавкой миров. Он сразу узнал ее по описаниям друзей. Это была маленькая лачуга, сооруженная из поломанных досок, листа оцинкованного железа, остатков автомобильного кузова и потрескавшихся кирпичей. Снаружи все это было неровно вымазано бледно-голубой краской.
Уэйн оглянулся на длинную каменистую тропку, чтобы убедиться, что за ним никто не следит. При мысли о собственной дерзости его бросило в жар. Он крепче зажал в руках сверток, открыл дверь и быстро прошел внутрь.
— Доброе утро, — сказал хозяин.
Он тоже был именно таким, каким его описывали: высокий старик с хитро прищуренными глазами и угрюмым ртом. Звали его Томпкинс. Он восседал в древней качалке, на спинке которой примостился сине-зеленый попугай. В лавке были еще стул и стол. На столе лежал заржавленный шприц.
— Я узнал о вашей лавке от друзей, — сказал Уэйн.
— Тогда вам известно, сколько я беру, — сказал Томпкинс. — Принесли?
— Да, — сказал Уэйн, приподняв сверток. — Но я хотел бы узнать.
— Все они одинаковы, — сказал Томпкинс, обращаясь к попугаю. Попугай мигнул. — Валяйте, спрашивайте.
— Мне хотелось бы знать, что на самом деле происходит в это время.
— Происходит вот что. Вы мне платите. Я делаю вам укол, от которого вы засыпаете. Затем с помощью кое-каких приспособлений, которые у меня за стеной, я освобождаю ваше сознание.
Кончив, Томпкинс усмехнулся, и Уэйну показалось, что его молчаливый попугай тоже усмехнулся.
— Ваше сознание, освобожденное от тела, сможет выбрать любой из бесчисленных миров-вероятностей, которые постоянно существуют вместе с Землей.
Широко улыбнувшись, Томпкинс приподнялся в своей качалке. В его голосе послышалось вдохновение.
— Да, да, мой друг, хотя вы, наверное, и не подозревали этого, наша потрепанная Земля с момента своего рождения из огненного чрева Солнца сама начала порождать альтернативные миры-вероятности. Любые крупные или ничтожные события отражаются в несметном числе миров. И Александры Македонские и амебы — все создают эти миры; велик или мал камень, брошенный в воду, от него все равно расходятся круги. Каждый предмет отбрасывает тень, не правда ли? Земля, друг мой, существует в четырехмерном пространстве, и видимое материальное отражение Земли в любой данный момент является лишь ее трехмерной тенью. Миллионы, миллиарды Земель! Бесконечный ряд Земель! Ваше сознание, освобожденное мною, сможет выбрать любой из этих миров и на некоторое время поселиться в нем.
У Уэйна было неприятное чувство, будто перед ним балаганный зазывала, рекламирующий чудеса. И все же, напомнил он себе, за свою жизнь он насмотрелся такого, чему раньше ни за что бы не поверил. Ни за что! Поэтому возможно, что чудеса, о которых рассказывал Томпкинс, тоже могут осуществиться. Уэйн сказал:
— Мои друзья еще говорили.
— Что я отъявленный мошенник? — перебил его Томпкинс.
— Некоторые из них намекали на это, — осторожно заметил Уэйн. — Но я стараюсь не быть предубежденным. Они еще рассказывали.
— Я знаю, о чем рассказывали ваши друзья; они рассказывали вам об удовлетворении желания. Именно об этом вы хотели услышать?
— Да, — сказал Уэйн. — Они говорили мне, что, чего бы я не пожелал. чего бы ни захотел.
— Вот именно, — сказал Томпкинс. — Именно так, а не иначе. Можно выбирать из бесконечного множества существующих миров. Ваше сознание выбирает, руководствуясь только желанием. Главное — то, в чем заключается ваше сокровеннейшее желание. Если вы втайне мечтаете совершить убийство.
— Нет, нет, ни в коем случае! — воскликнул Уэйн.
— . тогда вы попадете в мир, где разрешается убивать, где вы будете купаться в крови, — где вы превзойдете самого маркиза де Сада, или Цезаря, или любого другого вашего идола. А вдруг вы стремитесь к власти? Тогда вы изберете мир, где вы будете богом в буквальном смысле. Может быть, кровожадным Джаггернаутом или всемудрым Буддой.
— Я очень сомневаюсь, что я.
— Есть и другие желания, — продолжал Томпкинс. — Все, что может родить воображение ангела или дьявола. Половые извращения, обжорство, пьянство, любовь, слава — все что вы пожелаете.
— Поразительно! — сказал Уэйн.
— Да, — согласился Томпкинс, — конечно, мой краткий перечень не исчерпывает всех возможностей, всех комбинаций и трансформаций желаний. Вполне возможно, что вам захочется скромного, мирного, пасторального существования среди идеализированных туземцев на одном из островов Южных морей.
— Это больше по мне, — робко засмеялся Уэйн.
— Но кто знает? — сказал Томпкинс. — Вы можете даже и не подозревать о своих действительных желаниях. Вы можете даже хотеть собственной смерти.
— И так часто бывает? — озабоченно спросил Уэйн.
— Я бы не хотел умереть, — сказал Уэйн.
— Так почти никогда не бывает, — сказал Томпкинс, глядя на сверток, который Уэйн держал в руках.
— Если так. Но откуда я знаю, что все это правда? Плата чрезвычайно высока, мне придется отдать все, что у меня есть. А кто вас знает, дадите мне снотворного, и все мне приснится. Отдать все, что у меня есть, за. дозу героина и набор красивых фраз.
Томпкинс успокаивающе улыбнулся:
— Испытываемые ощущения не похожи на то, что дают одурманивающие средства; не похожи они и на сновидение.
— Если это правда, — слегка раздраженно сказал Уэйн, почему нельзя навсегда остаться в мире своей мечты? — Я работаю над этим, — сказал Томпкинс. — Вот почему я беру такую высокую плату — чтобы достать материалы, чтобы экспериментировать. Я пытаюсь найти способ сделать трансформацию устойчивой. Пока мне не удается ослабить путы, привязывающие человека к Земле и влекущие его назад. Даже великие мистики не смогли порвать этих пут, не прибегая к смерти. Но я не теряю надежды.
— Если вы добьетесь успеха, это будет великим событием, вежливо заметил Уэйн.
Томпкинс оборвал себя на середине фразы и неожиданно заговорил с ледяным спокойствием:
— Однако я увлекся. Пока я еще не нашел способа бегства с Земли, по надежности не уступающего смерти. Возможно, мне это никогда не удастся. А пока я вам предлагаю съездить в отпуск, переменить обстановку, ощутить другой мир, взглянуть на собственные мечты. Вам известно, сколько я беру. Я возмещу плату, если то, что вы будете ощущать, вас не удовлетворит.
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Лавка миров: краткое содержание, описание и аннотация
Роберт Шекли: другие книги автора
Кто написал Лавка миров? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Лавка миров — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Добравшись до конца длинной, доходившей до плеч гряды серого щебня, Уэйн очутился перед Лавкой миров. Он сразу узнал ее по описаниям друзей. Это была маленькая лачуга, сооруженная из поломанных досок, листа оцинкованного железа, остатков автомобильного кузова и потрескавшихся кирпичей. Снаружи все это было неровно вымазано бледно-голубой краской.
Уэйн оглянулся на длинную каменистую тропку, чтобы убедиться, что за ним никто не следит. При мысли о собственной дерзости его бросило в жар. Он крепче зажал в руках сверток, открыл дверь и быстро прошел внутрь.
— Доброе утро, — сказал хозяин.
Он тоже был именно таким, каким его описывали: высокий старик с хитро прищуренными глазами и угрюмым ртом. Звали его Томпкинс. Он восседал в древней качалке, на спинке которой примостился сине-зеленый попугай. В лавке были еще стул и стол. На столе лежал заржавленный шприц.
— Я узнал о вашей лавке от друзей, — сказал Уэйн.
— Тогда вам известно, сколько я беру, — сказал Томпкинс. — Принесли?
— Да, — сказал Уэйн, приподняв сверток. — Но я хотел бы узнать.
— Все они одинаковы, — сказал Томпкинс, обращаясь к попугаю. Попугай мигнул. — Валяйте, спрашивайте.
— Мне хотелось бы знать, что на самом деле происходит в это время.
— Происходит вот что. Вы мне платите. Я делаю вам укол, от которого вы засыпаете. Затем с помощью кое-каких приспособлений, которые у меня за стеной, я освобождаю ваше сознание.
Кончив, Томпкинс усмехнулся, и Уэйну показалось, что его молчаливый попугай тоже усмехнулся.
— Ваше сознание, освобожденное от тела, сможет выбрать любой из бесчисленных миров-вероятностей, которые постоянно существуют вместе с Землей.
Широко улыбнувшись, Томпкинс приподнялся в своей качалке. В его голосе послышалось вдохновение.
— Да, да, мой друг, хотя вы, наверное, и не подозревали этого, наша потрепанная Земля с момента своего рождения из огненного чрева Солнца сама начала порождать альтернативные миры-вероятности. Любые крупные или ничтожные события отражаются в несметном числе миров. И Александры Македонские и амебы — все создают эти миры; велик или мал камень, брошенный в воду, от него все равно расходятся круги. Каждый предмет отбрасывает тень, не правда ли? Земля, друг мой, существует в четырехмерном пространстве, и видимое материальное отражение Земли в любой данный момент является лишь ее трехмерной тенью. Миллионы, миллиарды Земель! Бесконечный ряд Земель! Ваше сознание, освобожденное мною, сможет выбрать любой из этих миров и на некоторое время поселиться в нем.
У Уэйна было неприятное чувство, будто перед ним балаганный зазывала, рекламирующий чудеса. И все же, напомнил он себе, за свою жизнь он насмотрелся такого, чему раньше ни за что бы не поверил. Ни за что! Поэтому возможно, что чудеса, о которых рассказывал Томпкинс, тоже могут осуществиться. Уэйн сказал:
— Мои друзья еще говорили.
— Что я отъявленный мошенник? — перебил его Томпкинс.
— Некоторые из них намекали на это, — осторожно заметил Уэйн. — Но я стараюсь не быть предубежденным. Они еще рассказывали.
— Я знаю, о чем рассказывали ваши друзья; они рассказывали вам об удовлетворении желания. Именно об этом вы хотели услышать?
— Да, — сказал Уэйн. — Они говорили мне, что, чего бы я не пожелал. чего бы ни захотел.
— Вот именно, — сказал Томпкинс. — Именно так, а не иначе. Можно выбирать из бесконечного множества существующих миров. Ваше сознание выбирает, руководствуясь только желанием. Главное — то, в чем заключается ваше сокровеннейшее желание. Если вы втайне мечтаете совершить убийство.
— Нет, нет, ни в коем случае! — воскликнул Уэйн.
— . тогда вы попадете в мир, где разрешается убивать, где вы будете купаться в крови, — где вы превзойдете самого маркиза де Сада, или Цезаря, или любого другого вашего идола. А вдруг вы стремитесь к власти? Тогда вы изберете мир, где вы будете богом в буквальном смысле. Может быть, кровожадным Джаггернаутом или всемудрым Буддой.
— Я очень сомневаюсь, что я.
— Есть и другие желания, — продолжал Томпкинс. — Все, что может родить воображение ангела или дьявола. Половые извращения, обжорство, пьянство, любовь, слава — все что вы пожелаете.
— Поразительно! — сказал Уэйн.
— Да, — согласился Томпкинс, — конечно, мой краткий перечень не исчерпывает всех возможностей, всех комбинаций и трансформаций желаний. Вполне возможно, что вам захочется скромного, мирного, пасторального существования среди идеализированных туземцев на одном из островов Южных морей.
Читайте также:
- Итоговое сочинение 5 направление презентация
- Оставьте его поэтом сказал ему державин и отмахнулся неучтиво сочинение рассуждение
- Сочинение про товарищество по нагибину фрагмент из рассказа нас было четверо
- Определить падеж сочинение по картинкам
- Неужели мы должны любить землю только за то что она богата сочинение
«Мечта» и «реальность» — противоположные понятие или всё же тесно связаны между собой? Чем ты готов пожертвовать ради достижения желаемого? Мечтательность для слабаков? Или мечта придает силы жить и идти вперед? На все эти вопросы мы легко найдем ответы в произведениях русских и зарубежных писателей, тонко чувствующих настроение современного человека, затерявшегося в серой повседневности.
Роберт Шекли «Лавка миров»
В волшебной Лавке миров может исполниться любое твое тайное желание (о котором, возможно, не подозревал даже ты сам). Но цена его исполнения довольно высока. Главный герой рассказа долго сомневался, но всё же решился на авантюру и попал в мир недавнего прошлого. Никакой войны, уютный дом, финансовые заботы, любящие жена и дети… За то, чтобы это ощутить, ему пришлось отдать всё, что у него было и десять лет своей жизни. Действительно заветные желания не имеют цены, мы готовы пожертвовать всем ради их исполнения.
О. Хаксли «О дивный новый мир»
Герои романа ничего не желают. У них просто нет потребности мечтать. На первом месте в обществе стоит только потребительство. Жизнь этих людей лишена смысла. Поэтому нет необходимости развивать свой внутренний мир, обогащаться духовно. Порядки, установленные в дивном мире, приводят к тому, что в погоне за внешними благами и удовольствиями люди совершенно утрачивают индивидуальность, подлинные чувства, понятия «дружба», «любовь» и «счастье». Без думающих, творческих, мечтающих людей мир непременно рухнет. Невозможно быть счастливым, не реализуя себя в своих стремлениях и убегая от реальности.
Е. Гришковец «Дарвин»
Мальчик, выросший в семье биологов, мечтал походить на своих бабушку и дедушку. Даже его первыми словами были биологические термины, вместо «мама» и «папа». И вот, когда в юношеском возрасте встал вопрос о поступлении, молодой человек не находит среди студентов и преподавателей биофака родственную душу. Это люди ему не близки. Зато профессор Дарвин, преподающий на филфаке настолько заворожил абитуриента, что решение о выборе факультета не заставило себя долго ждать. Теперь его заветным желанием было обучение на факультете, где нужно много читать и обсуждать прочитанное. Наши мечты меняются с возрастом, как и наш образ мыслей, приоритеты. Это совершенно естественный ход вещей.
О. Уайльд «Соловей и роза»
Обрести любовь мечтает каждый человек. Но не каждый способен различить истинное желание и ложное. Соловей в сказке Оскара Уайльда увидел несчастного влюбленного студента и искренне поверил в существование чувства, о котором он только пел. Ему пришлось пожертвовать своей жизнью, чтобы трепетные чувства обрели силу и воплотились в реальность. Но избранница не смогла оценить нежные порывы, её интересуют исключительно материальные ценности. Да и сам молодой человек не борется за свою мечту. Он опускает руки и берется за понятную ему метафизику. Жертва великодушного соловья оказалась напрасной.
Ф. Скотт Фицджеральд «Ранний успех»
Ф. Скотт Фицджеральд пишет в эссе о том, как добился успеха, о котором мечтал. Это история о том, что можно добиться многого, если ты очень трудолюбив и немного удачлив. Но автор говорит о том, что в ранних исполнениях мечтаний есть и минусы: быстро добившись успеха, как правило, веришь в судьбу, а не в собственные возможности. Если то же обретают годам к сорока, то приписывают всё только собственным усилиям воли. «Как было на самом деле, понимаешь, когда тебя потреплют штормы.»
Подготовка к итоговому сочинению может быть очень интересной выбирай нескучные произведения и любимых авторов. Тогда проблем с аргументами точно не возникнет!
Небанальные аргументы по другим направлениям:
- Отцы и дети
-
Искусство и ремесло
-
Доброта и жестокость
-
Месть и великодушие
Короткие рассказы для итогового сочинения по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»
Автор: ·
Опубликовано 26.09.2021
· Обновлено 27.09.2021
Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Школьник, не сдавший итоговое сочинение, не может быть допущен к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о различных достижениях, которые представляют собой не только прогресс и надежду на лучшее будущее, но и предполагают большой риск для цивилизации. Рассуждая на данную тему, автор вправе изложить свой личный опыт в осмыслении технологических преобразований и новшеств, а также экологических проблем. Одиннадцатиклассник может проанализировать воздействие научно-технического прогресса на человека, общество, окружающую среду, государство в целом. Данная проблема стала особенно актуальной на фоне нынешней эпидемиологической обстановки. Предложенное направление позволяет выпускнику поразмышлять над всеми плюсами и недостатками технологического процесса. Придется задуматься над возможными путями достижения баланса между духовными ценностями личности и материальными новшествами. Это все, конечно, интересно, но очень часто случается, что школьнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее (список таких произведений по всем направлениям тоже есть). Короткие рассказы являются настоящей «палочкой-выручалочкой» в данной ситуации. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы раскроют направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?».
- «Звездная сыпь», М.А. Булгаков. Настоящее достижение прогресса — победа над сифилисом, который не поддавался излечению до 20 века. Главный герой достигает победы именно благодаря новым знаниям и научным инструментам.
- «Человек, который не спит», А.Р. Беляев. Изощрение доктора Вагнера его похитители применяют во вред всей стране. Они захватывают власть в Германии и становятся диктаторами. В этом и состоит опасность научного прогресса.
- «Над бездной», А.Р. Беляев. Профессор Вагнер изобрел уникальный метод обучения людей с помощью гипноза. Вот в чем польза прогресса — в повышении интеллектуального уровня людей.
- «Кукла», Е.И. Носов. Из-за применения новых технологий в сельском хозяйстве река обмелела и заросла тиной, а рыба выродилась.
- «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Именно жадность человеческая, а не прогресс наносят вред окружающей среде. Это доказывает пример Игнатьича.
- «Прощание с Матерой», В.Г. Распутин. Научный прогресс выселяет жителей деревни, уничтожает локальную экосистему, но он же дает молодым людям развитие, рабочие места и лучшие условия жизни.
- «Лошадиная фамилия», А.П. Чехов. Благодаря прогрессу врач за час избавляет больного от мучений без всякой магии отставного чиновника.
- «Крыжовник», А.П. Чехов. От ближайших заводов вода в реке стала цвета кофе. Таково влияние технического прогресса на экологию.
- «Злоумышленник», А.П. Чехов. За опасности технического прогресса в ответе сами люди, которые их создают. Так, крестьяне воруют гайки на железной дороге и провоцируют возникновение чудовищных аварий.
- «И грянул гром», Рэй Брэдбери. Главным героем произведения является Энгельс. Для этого человека охота представляет собой увлечение. Он вынужден потратить немало средств для того, чтобы отправиться на охоту на динозавров в сафари. Однако она предполагает слишком жёсткие условия. Можно убить лишь тех динозавров, которые скоро сами должны умереть. Когда герой надумает отправиться домой, он должен спрятать все улики. Такие условия поставлены для того, чтобы будущее не изменилось.
Брэдбери в своем произведении поднял очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему последствий НТР, цены ошибки, ответственности каждого человека за его поступки. - «Улыбка», Рэй Брэдбери. Здесь рассказывается о том, что мир без прогресса деградировал, и человечество нем обречено на вымирание.
- «Микроскоп», В.М. Шукшин. В данном произведении рассказывается о том, как научная деятельность может изменить характер человека. Основная тема рассказа – значение цели в жизни. Андрей Ерин трудится в столярной мастерской. Однажды к персонажу пришла прекрасная идея, которая впоследствии стала его жизненной целью. Андрей, будучи по своей натуре нерешительным и слабохарактерным, был вынужден терпеть оскорбления со стороны жены. Характер героя кардинально изменился после того, как он купил микроскоп. Он стал смелым. Герой начал отвечать на критику своей супруги. Когда персонаж заметил микробы в своей крови, он был поражён. Микроскоп стал поводом и стимулом для личностного роста главного героя.
- «Спонтанный рефлекс», братья Стругацкие. Технический прогресс опасен непредсказуемыми последствиями. Так, машина Урм пробуждается и действует по своим личным мотивам, разрушая лабораторию и пугая людей.
- «Шесть спичек», братья Стругацкие. Смелый ученый экспериментирует над собой, желая проверить свое изобретение, и попадает в больницу с тяжелыми травмами. Зато он добивается цели.
- «Испытание СКИБР», братья Стругацкие. Акимов вынужден отставить свою невесту на 12 лет, чтобы завершить свою миссию на другой планете. Именно таким должен быть первооткрыватель — решительным, смелым, самоотверженным.
- «Свеча горела», Майк Гелприн. Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. В своем рассказе автор поразмышлял над вопросом технического прогресса. Писатель заставил читателя задуматься на вопросом, смогут ли технические новшества заменить все?
- «Любовь к жизни», Джек Лондон. Технологии спасают главного героя, ведь только современное судно смогло прорваться к Северу и дать ему шанс уехать оттуда живым.
- «Фотография, на которой меня нет», В.П. Астафьев. Главный герой благодаря современному достижению техники — фотографии — сохранил на память воспоминания о своем классе и детских годах.
- «Чудесный доктор», А.И. Куприн. Научные знания и достижения в фармакологии спасают ребенка, который едва не умер.
- «Песчаная учительница», А. Платонов. Мария Нарышкина благодаря научным открытиям спасает от голода и нищеты целую деревню.
- «В прекрасном и яростном мире», А. Платонов. Новые технологии дают людям рабочие места и возможности развиваться на более высоком уровне.
- «Телеграмма», К.Г. Паустовский. Прогресс в виде телефонной связи и телеграфа помогает людям быть ближе, но они сами отвергают эти возможности, так что в этом смысле технические достижения никак не влияют на человека.
- «Срезал», В.М. Шукшин. Знания и новые технические возможности дают людям преимущества, но каждый из них располагает ими по-своему. Константин Иванович служит обществу, работает, а Глеб Капустин только кичится своей эрудицией и веселит деревенских зевак.
- «Все лето в один день», Рэй Брэдбери. В своем произведении автор поднял важные проблемы: отношение человека к природе, совесть, детская жестокость. Автор рассуждает над последствиями вмешательства человека в окружающий мир. Повествование разворачивается в одной школе, расположенной на Венере. Солнце здесь можно увидеть только один раз в семь лет. Марго уже видела солнце, так как она прилетела на планету намного раньше остальных девочек. Чувство зависти пробудило ненависть к Марго.
- «Оно», Умберто Эко. В своем произведении писатель рассказывает читателю об одном изобретении человека. Оно, безусловно, могло представлять собой орудие прогресса и мирного труда. Однако изобретение стало инструментом убийства и насилия. Автор размышляет над предназначением науки.
- «Чёртова мельница», А.Р. Беляев. Изобретатель создал вечный двигатель с помощью своих познаний в области химии и физики. Эта вещь облегчала жизнь бедной вдове мельника. Вот пример положительного влияния прогресса.
- «Амба», А.Р. Беляев. Профессор нашел способ наладить контакт с мозгом умершего человека, и это помогло группе спасти еще живого ученого.
- «Чрезвычайное происшествие», братья Стругацкие. Экипаж космического корабля случайно недоглядел за появившимися на судне инопланетными мухами. Насекомые стали неистово быстро размножаться и угрожали заполонить всю Землю, если не удастся от них избавиться. Лишь отвага, находчивость и знание физики помогли людям победить насекомых. Но этот пример говорит о том, что прогресс сулит новые вызовы и опасности, к которым нужно быть готовыми.
- «Стальное горло», М.А. Булгаков. Благодаря новейшим техническим возможностям в медицине герой спас девочку от неминуемой смерти.
- Р. Шекли «Лавка миров». Автор повествует о существовании некоторого магазина, где за деньги можно оказаться в параллельном мире. В произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему истинных и ложных ценностей, влияния военных событий на человеческую жизнь, смысла жизни и предназначения.
Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут школьнику в написании итогового сочинения.
Автор: Виктория Комарова
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературыЦивилизация и технологии
Читайте также:
Мир его стремлений / Лавка миров / Склад миров | |
The Store of the Worlds / The World of Heart’s Desire | |
Жанр: |
рассказ |
---|---|
Автор: |
Роберт Шекли |
Язык оригинала: |
английский |
Год написания: |
1959 |
Публикация: |
1959 |
Отдельное издание: |
не было |
Перевод: |
А. Вавилов |
«Лавка миров» — научно-фантастический рассказ Роберта Шекли, впервые опубликованный в 1959 году в журнале «Playboy» под названием «The World of Heart’s Desire» («Мир его стремлений»). Антиутопия с философским подтекстом о воспоминаниях, об осознании счастья человеком, у которого всё потеряно из-за великой трагедии.
Сюжет
Уэйн попадает в лавку миров, представляющую собой хижину-развалюху, где встречается со стариком Томпкинсом. Томпкинс объясняет ему, что после оплаты услуг он сделает Уэйну инъекцию и с помощью уникального оборудования освободит душу Уэйна от связи с телом и отправит её в один из бесконечных миров-вероятностей Земли. Душа Уэйна сможет выбрать мир и оболочку себе по вкусу, стать богом вроде Вишну или убийцей, отшельником или магнатом и пробыть в этой оболочке один год (Томпсону пока не удалось добиться постоянного эффекта). Однако Уэйну придётся отдать почти всё своё состояние, и этот год будет стоить ему десять лет жизни из-за перенапряжения нервной системы.
Уэйн думает над предложением Томпкинса, возвращаясь к себе домой. Он погружается в семейную жизнь обычного человека с её хлопотами и радостями, работает брокером на бирже. У него жена, сын и дочка. В мире нарастает напряжённость, люди полны смутных страхов возможной войны. Он так и не знает, что ответить Томпкинсу, пока не приходит в себя в его хижине, признаваясь, что это было прекрасное путешествие и он не жалеет, что пришёл в Лавку миров. На вопрос Томпкинса, какой мир тот выбрал, Уэйн отвечает, что выбрал мир недавнего прошлого. Уэйн платит Томпкинсу всем своим состоянием — парой сапог, ножом, мотками проволоки и несколькими банками тушёнки. Он выходит из хижины и видит перед собой искорёженный мир настоящего, наступившего после ядерной войны. Определяя по счётчику Гейгера дезактивированный проход, он спешит к убежищу, чтобы поспеть к вечерней раздаче картофеля и не стать жертвой крысиных стай.
Дополнительная информация
Рассказ в России известен в четырёх переводах.
Рассказ был озвучен Владом Коппом и DJ Инкогнито в рамках проекта «Модель для сборки»[источник не указан 94 дня].
Ссылки
- Информация о произведении «Лавка миров» на сайте «Лаборатория фантастики»
|
|
---|---|
Романы |
Алхимический марьяж Элистера Кромптона • Координаты чудес • Новое путешествие в координаты чудес • Корпорация «Бессмертие» • Обмен разумов • Хождение Джоэниса • Цивилизация статуса • |
Серия «Детектив Дракониан» |
Детективное агентство «Альтернатива» • Между Сциллой и Харибдой • Сома-блюз • |
Серия «Охотник-жертва» |
Десятая жертва • Охотник-жертва • Первая жертва • Седьмая жертва • |
В соавторстве |
Принеси мне голову прекрасного Принца • Коль в роли Фауста тебе не преуспеть • Театр одного демона • Билл, Герой Галактики, на планете закупоренных мозгов • |
Рассказы и повести |
Академия • Алтарь • Безымянная гора • Бесконечный вестерн • Билет на планету Транай • Битва • Бухгалтер • Где не ступала нога человека • Добро пожаловать в стандартный кошмар • Заяц • Кое-что задаром • Лавка миров • Ловушка для людей • Минимум необходимого • Мнемон • Ордер на убийство • Особый Старательский • Па-де-труа шеф-повара, официанта и клиента • Паломничество на Землю • Поединок разумов • Предел желаний • Премия за риск • Потолкуем малость? • Прогулка • Проблема туземцев • Специалист • Спецраздел выставки • Страж-птица • Тепло • Форма • Через пищевод и в космос с тантрой, мантрой и крапчатыми колесами • Язык любви • |
Серия рассказов «Арнольд и Грегор» |
Беличье колесо • Долой паразитов • Лаксианский ключ • Мятеж шлюпки • Необходимая вещь • Призрак V • Рейс молочного фургона • |