Леди макбет сочинение поединок роковой

­Главная>Сочинения по произведению Леди Макбет Мценского уезда

Поединок роковой

23 предложения/ 464 слова

Н. С. Лесков в своем очерке «Леди Макбет Мценского уезда» выставляет на всеобщее обозрение роковую любовь. Чувство страстное, но вместе с тем, очень опасное. Вот и главные герои Екатерина Львовна – молодая жена купца Измайлова и приказчик Сергей, охваченные этим чувством, преступили все границы нравственности и морали.

Катерина живет в поместье свекра Бориса Тимофеевича, изнывая от скуки на протяжении пяти лет. Она чувствует себя в купеческом обществе чужой и ненужной, да и сама она из народа. Муж регулярно в разъездах, от свекра она слышит лишь порицание и критику, да и радости материнства испытать не может, где могла бы утопить свою тоску. Поэтому любовная связь с приказчиком Сергеем выводит ее из оцепенения, пробуждает ото сна. Она как будто становиться другим человеком, и ради счастья, которое ей открыл Сергей, она готова на все, даже на убийство. Таким образом, что бы спасти свое счастье, она выбирает весьма простой и примитивный способ – просто убирает с жизненного пути, руководствуясь принципом – нет человека, нет проблемы. Поэтому, как, только почувствовав угрозу со стороны свекра, она подсыпает яду ему в ужин. После чего, никого не боясь и ни от кого не таясь, начинает жить с Сергеем. Катерина как в омут с головой погружается в свои чувства, она счастлива и ослеплена любовью, ее же избранником движет чувство власти и наживы. Так купчиха даже не замечает, как возлюбленный склоняет ее к мысли еще об одном преступлении, убийстве – мужа, которое они проворачивают вместе.

Со смертью купца Измайлова, Сергей получает желанный статус, а Катерина – внимание, ласку, и как ей кажется любовь, но их счастье омрачает появление еще одного наследника – Федора Лямина. Опять Сергею удается направить мысли женщины в нужное ему русло, а Екатерина, охваченная агонией потерять любимого, снова берет на себя грех, и убивает ни в чем неповинного ребенка, будучи уже беременной. От чего только поражает, на сколько, она беспринципна и безнравственна на пути к своему счастью. Для нее не существует преград, есть только одна цель, всегда быть рядом с любимым, и на пути к ней, она даже отказывается от собственного дитя.

Сергей в своих действиях руководствуется не любовью, а расчетом, а потому, как только связь с Катериной перестает приносить ему выгоды, он отвергает и предает ее, признаваясь, в том, что и не любил ее вовсе. Вся трагичность происходящего связана с тем, что Катерина не видит истинных помыслов и целей Сергея, который пользуется ее доверием, и использует как орудие убийства.

К сожалению, как в любом поединке, всегда есть проигравший, в этом – гибнет Катерина, ее чувства растоптаны. Все что она делала во благо этим отношениям – не имело смысла, любовь Сергея – пустой звон. Она поначалу даже готова обманываться, но мужчина переходит все границы, отдавая предпочтения другим женщинам, и глумиться над чувствами Катерины. Жизнь для нее больше не имеет смысла, так как ее душа, уже мертва, она сводит счеты с жизнью.

см. также:
Другие сочинения по произведению Леди Макбет Мценского уезда, Лесков

Характеристики главных героев произведения Леди Макбет Мценского уезда, Лесков

Краткое содержание Леди Макбет Мценского уезда, Лесков

Краткая биография Николая Лескова

Сочинение на тему поединок роковой драма любви катерины львовны

7 7 Словарная литературоведческая разминка 1. Противопоставление понятий, положений, образов – это … 2. Разновидность художественного произведения, объединяющая общими чертами разные произведения – это … 3. Средний эпический жанр; по характеру развития сюжета сложнее рассказа, но менее развёрнут, чем роман – это … 4. Изображение внешности героя как средство его характеристики – это … 5. Малый эпический жанр, в котором дано изображение какого-либо эпизода из жизни героя – это … А – Повесть Б – Жанр В – Антитеза Г – Рассказ Д – Портрет 8 8 6. Нахождение общих и различных черт между двумя предметами, явлениями – это … 7. Знакомство в начале произведения с местом, временем действия, с героями произведения – это … 8. Переработанное воспроизведение чужого произведения, воспоминание о нём – это … 9. Выразительная подробность в произведении, несущая смысловую и эмоциональную нагрузку – это … Е – Художественная деталь Ж – Реминисценция З – Сравнение К – Экспозиция Словарная литературоведческая разминка 9 9 Проверка 1 – В1 – В 2 – Б2 – Б 3 – А3 – А 4 – Д4 – Д 5 – Г5 – Г 6 – З6 – З 7 – К7 – К 8 – ж 8 – ж 9 – Е9 – Е 10 10 «Это вообще отличный писатель и тонкий знаток русского быта, писатель, всё ещё не оценённый по заслугам перед нашей литературой» М. Горький «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть» Д. П. Святополк-Мирский 11 11 Найди неверное утверждение Н.С. Лесков 1. родился в семье крестьян; 2. воспитывался в обстановке церковности и находился под сильным влиянием религиозных матери и бабки; 3. окончил гимназию; 4. служил в Киеве в казённой палате; 5. занялся литературной деятельностью в 1861 г.; 6. произведения 1860 – 1862 г. имели отношение к беллетристике; 7. мировоззренческая позиция Лескова была двойственной. 12 12 Взгляды Н.С. Лескова (тезисы) с раннего детства «имел влечение к вопросам веры»; либеральная позиция в 60-ые годы; полемика с нигилизмом и революционными демократами; пишет о народе, не идеализируя его, спор со славянофилами и народниками; не идеализирует буржуазный прогресс; считал народом и крестьян, и помещиков, т.е. все социальные слои русского общества, показывая «скверности жизни». 13 13 Работа с заглавием ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА Английская У. Шекспир, Типичный русский уезд женщина трагедия ТЕМЫ: Женская тема Трагедия, кровь, смерть, преступление Жизнь простого народа, народный характер Проблемы: Должна ли быть свободна женщина в России? Адекватно ли наказание преступлению? Русский народный характер: «Чудь»? «Меря»? или что-то ещё? 14 14 Жанр – разновидность художественного произведения, объединяющая общими чертами разные произведения Рассказ? Повесть? Сказ? Очерк? (определил автор) Очерк – это документальный рассказ. Видимо, автор хотел подчеркнуть документальность, подлинность, достоверность, правдивость. Проблема жанра очерка 15 15 Работа с эпиграфом «Первую песенку зардевшись спеть» труден первый шаг, а дальше не надо волноваться, всё пойдёт как по маслу ПРЕСТУПЛЕНИЕ тоже начинается с первого шага… Тема преступления, совершённого женщиной, и программа развития её образа заявлены уже в заглавии и эпиграфе. 16 16 Анализ экспозиции (глава 1) Выпишите «ключевые» слова, словосочетания из 1 абзаца: «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали звать ее леди Макбет Мценского уезда». Экспозиция – знакомство с местом, временем действия и героями «в наших местах», «такие характеры», «душевный трепет», «купеческая жена Катерина Львовна Измайлова», «страшная драма». 17 17 Продолжает ли первый абзац очерка темы, заявленные в заглавии и эпиграфе? Экспозиция: Место – Россия, купеческая среда, Время – 19 век, Героиня – Катерина Львовна Измайлова. Темы: Российская действительность в 19 веке (провинция). Тема русского национального характера. Тема судьбы женщины в России. Тема преступления, страшной драмы. 18 18 КАТЕРИНА (греческое имя) ЛЬВОВНАИЗМАЙЛОВА Значение имени героини чистая ясная искренняяНО решительная непредсказуемая цельная хищность царственность звериное началоНО кошка ласковая свободолюбивая измаялась мается мучаетсяНО Измаил – крепость воинственная решительная Реминисценция: А.Н. Островский, драма «Гроза» – Катерина Кабанова 19 19 Проблем а женского счастья, женской доли, женской судьбы. Проблем а невежества российских купеческих городов, господство в них самодурства, грубой силы. Проблем а столкновения ханжества и искренности, зла и добра, жизни и смерти. Проблем а соотношения любви и долга, любви и окружающей пошлости. Проблем а свободы. Проблем а веры. Эти же проблемы волнуют Н.С. Лескова. Какова же его авторская позиция в очерке «Леди Макбет Мценского уезда»? Проблемы, которые поднимал А.Н. Островский драме «Гроза»: 20 20 Портрет Катерины Львовны Измайловой Изобразительно-выразительные средства, использованные автором в портрете: Антитеза (не красавица, но очень приятная) Контраст (белый – чёрные) Цветопись («белый, чёрные, досиня чёрные») Эпитеты («выточенная шея, тоненький носик, крепкая грудь, живые глаза») Сравнение («точно из мрамора») «Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы». 21 21 Контраст в портрете : Чёрные глаза, досиня чёрны е волосы белый лоб светлая, Тёмное, чистая, ясная, добрая, ИЛИнеобузданное, жестокое, искренняя, духовная рациональное, бездушное, натура, боящаяся грехазвероподобное существо, =не боящееся греха Катерине Кабановой ? Проблемный вопрос: «Кто она, Катерина Львовна Измайлова? Противоречивость – черта характера героини. Что победит в ней: силы зла или добра? 22 22 Актриса Наталья Андрейченко в роли Катерины Измайловой Фильм Романа Балаяна. Актёр Александр Абдулов в роли Сергея 23 23 Образ жизни Катерины Львовны Измайловой «Выдали ее замуж за нашего купца Измайлова …, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось… Вообще купцы были зажиточные. Семья у них к тому же была совсем небольшая: свекор Борис Тимофеич Измайлов, человек уж лет под восемьдесят, давно вдовый; сын его Зиновий Борисыч, муж Катерины Львовны, человек тоже лет пятидесяти с лишком, да сама Катерина Львовна, и только всего. Детей у Катерины Львовны, пятый год, как она вышла за Зиновия Борисыча, не было». 24 24 «При всем довольстве и добре житьё Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна склоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого. Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. Читать Катерина Львовна была не охотница, да и книг к тому ж, окромя киевского патерика, в доме их не было. Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет ее жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания». Образ жизни Катерины Львовны Измайловой 25 25 ~До чего доводит Катерину Львовну такой образ жизни? «… скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури», скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться». ~ Понаблюдайте, что противопоставляет Лесков, используя данные наречия и «ключевые слова»? Теперь, тут Раньше, тогда, в девушках запертый терем простота и свобода высокий забор покупаться бы цепные собакипробежать на реку попрёки мужа и свёкра обсыпать молодца лузгою Мысли о грехе – самоубийстве 26 26 Катерина Кабанова Катерина Измайлова духовный потенциал, поэтическая натура, черпает силы в детстве и юности, религиозная, мучается, совершив грех, раскаивается, наказывает себя самоубийством «читать …была не охотница, да и книг к тому ж, окромя Киевского патерика, в доме их не было», духовная деградация, не за что «зацепиться душой», Вера в Бога не спасает от безделья, от убийства 27 27 «По общей обрисовке быта и сходной ситуации – измены купеческой жены – она должна была напомнить читателю о «Грозе» Островского. Лесков, очевидно, стремился дать свою трактовку «тёмного царства», заклеймённого драматургом», – считает критик Б.М. Другов. Н. Лесков не поэтизирует свою героиню, полемизирует с Островским, поднимая те же темы и проблемы, показывает противоречивость русского национального характера, которая и приводит, как правило, к трагедии. 28 28 Практическая работа по главе 2, : Практическая работа по главе 2, работа с вопросником: Какое событие лежит в основе 2 главы? Какие цвета использует автор в портрете Сергея и Катерины в этой главе? Выпишите эти цветовые эпитеты. Какова роль пейзажа во 2 главе? Прочитать выразительно первый абзац. 29 29Ответы: В основе 2-й главы лежит знакомство Катерины с Сергеем («молодец с дерзким красивым лицом, обрамленным черными как смоль кудрями и едва пробивающейся бородкой») «чёрные кудри», «красная рубашка», «красная-раскрасная» Катерина Львовна после знакомства с Сергеем «На шестую весну Катерины Львовниного замужества у Измайловых прорвало мельничную плотину. Работы на ту пору, как нарочно, на мельницу было завезено много, а прорва учинилась огромная: вода ушла под нижний лежень холостой скрыни, и захватить ее скорой рукой никак не удавалось. Согнал Зиновий Борисыч народу на мельницу с целой округи, и сам там сидел безотлучно; городские дела уж один старик правил, а Катерина Львовна маялась дома по целым дням одна- одинешенька. Сначала ей без мужа еще скучней было, а тут будто даже как и лучше показалось: свободнее ей одной стало. Сердце ее к нему никогда особенно не лежало, а без него по крайней мере одним командиром над ней стало меньше». 30 30 Проверочная работа Закончите предложения, записав на листке пропущенное: 1) Катерина Львовна Измайлова –… жена 2) В очерке мы видим реминисценции из … 3) Портрет героини построен на принципе … 4) У Катерины Измайловой в отличие от Катерины Кабановой нет … 5) «Ключевыми словами», характеризующими образ жизни Катерины Львовны в доме мужа, являются слова: … 31 31Проверка: 1) Катерина Львовна Измайлова – купеческая жена. 2) В очерке мы видим реминисценции из драмы Н.А. Островского «Гроза». 3) Портрет героини построен на принципе контраста. 4) У Катерины Измайловой в отличие от Катерины Кабановой нет духовного потенциала. 5) «Ключевыми словами», характеризующими образ жизни Катерины Львовны в доме мужа, являются слова: скука, тоска. 32 32 Итоги урока: Какую программу развития образа даёт Лесков уже в первой главе? Чего можно ждать от Катерины Измайловой? К. Кабанова причинила вред себе, способна ли это сделать К.Измайлова? Чистота или воинственность победит в Катерине Львовне? Можно ли, опираясь на заглавие и экспозицию произведения, сказать, какие темы и проблемы поднимает Лесков в своём очерке? Назовите те из них, которые вы уловили. Отвечает ли экспозиция на вопрос, почему Катерина Львовна «драму разыграла»? Провёл ли автор в экспозиции психологическое исследование последующих поступков Катерины? 33 33 Домашнее задание 1) Перечитывая повесть, ответить на вопрос: «Какие «шаги» совершает Катерина в повести?» 2) Заполнить графы таблицы: «Отношения с другими, поступки героини». Индивидуальные задания (6 человек): Творческая работа по образу Катерины «Зеркало души – её деяния» (У. Шекспир), «Поединок роковой» (драма любви Катерины Львовны). 34 34 Список литературы: 1. Лесков Н.С., Повести и рассказы. – Московский рабочий, 1981 г. 2. Богданович А.И. Лесков – писатель-анекдотист, Москва, 1980 г. 3. Зайцев В.А. Перлы и адаманты русской журналистики, Москва, 1990 г. 4.В.Чалмаев, С. Зинин. Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса: в 2 ч. – 3-е издание – М.: «Русское слово», В.Чалмаев, С. Зинин. Хрестоматия. Русская литература 19 века для 10 класса: в 2 ч. – 3-е издание – М.: «Русское слово», В.В. Агеносов. Русская литература 19 века: Учебник для 10 класса: в 2 ч. – М.: «Дрофа», 2007 г. 7.Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 10 класс – М. «ВАКО», 2004 г. 35 35 Использованные сайты, ресурсы Интернета / / shtml shtml /Лесков /Лесков

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Лесков Н.С. / Леди Макбет Мценского уезда / Любовь и злодейство — вещи несовместные? (по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Любовь и злодейство — вещи несовместные? (по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

    Любовь и злодейство — вещи несовместные? (по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

    В центре повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» находится история «роковой любви», закончившейся трагически. Интересна и необычна эта история тем, что происходит она в русской глубинке и ее участниками становятся совсем простые люди – семья купца и их приказчик. Однако страсти здесь разыгрываются совсем не «простые» — сродни шекспировским. Похожа на шекспировские трагедии и концовка всей истории – гибель главной героини повести.

    Именно она – молодая купеческая жена Катерина Львовна – ради любви, как оказалось, была готова на все. Но любила она не своего мужа – старого купца Измайлова, а его управляющего – молодого красавца Сергея.

    Автор подчеркивает, что жизнь Катерины в замужестве не была счастливой: героиня жила в достатке, однако все ее существование было пропитано скукой, потому что жила с нелюбимым мужем и даже не могла иметь детей. Именно поэтому, как мне кажется, Катерина Львовна так сильно привязалась к управляющему Сергею. Она была молода, ей хотелось жить полной жизнью, испытывать сильные эмоции. А Сергей, в какой-то степени, дал ей все это. Хотя мы сразу понимаем, что его чувство – это лишь мимолетное увлечение, «лекарство от скуки», от которой страдал и он.

    С появлением Сергея бурные страсти овладели душой Катерины Львовны, и она полностью подчинилась им. Так, героиня не раздумывая отравила своего свекра Бориса Тимофеевича, когда тот догадался о ее романе с Сергеем: «Поел Борис Тимофеич на ночь грибков с кашицей, и началась у него изжога». А после похорон Бориса Тимофеевича, в отсутствие мужа, Катерина совсем «разошлась» — не скрывала своего чувства к приказчику ни перед кем.

    Однако муж должен был вскоре вернуться, да и Сергей стал все чаще грустить и печалиться. Вскоре он открылся Катерине – он мечтает быть ее законным мужем, а не любовником. И женщина пообещала ему: « — Ну, уж я знаю, как я тебя и купцом сделаю и жить с тобой совсем как следует стану».

    А в день приезда мужа осуществила задуманное: «Одним движением она отбросила от себя Сергея, быстро кинулась на мужа и, прежде чем Зиновий Борисыч успел доскочить до окна, схватила его сзади своими тонкими пальцами за горло и, как сырой конопляный сноп, бросила его на пол».

    Ради справедливости нужно сказать, что Катерина дала мужу шанс – сначала она узнала его реакцию на ее роман с Сергеем. Но когда увидела, что Зиновий Борисович не собирается мириться с любовником жены, то моментально приняла решение. Героиня убивает своего мужа, делая из Сергея сообщника.

    Кажется, что Катерина совершает свои преступления в каком-то помешательстве, будто захваченная злыми силами – так ужасно ее равнодушие ко всем, кроме своего любовника. Умирающему мужу она отказывает в самом святом — причастии перед смертью: «Исповедаться, — произнес он еще невнятнее, задрожав и косясь на сгущающуюся под волосами теплую кровь.

    — Хорош и так будешь, — прошептала Катерина Львовна».

    Но и на этом список преступлений героини не заканчивается – в своих злодействах она идет до конца. С подачи Сергея Филиппыча, ставшим поистине ее «злым ангелом», Катерина убивает маленького племянника мужа, который владел частью семейных капиталов.

    Однако наступает неминуемая кара – героев за их преступления осуждают на каторгу. А вскоре выясняется, что любовь Сергея к Катерине во многом была основана на ее богатстве. Теперь же, когда героиня лишилась всего, она лишилась и расположения Сергея – он резко изменил к ней свое отношение, стал заглядываться на других женщин: «…иной раз и на ее неплаксивых глазах слезы злобы и досады навертывались в темноте ночных свиданий; но все она терпела, все молчала и сама себя хотела обманывать».

    И в одно мгновение сердце Катерины не выдержало – она поняла, что Сергей променял ее на красавицу Сонетку. Теперь героине, посвятившей всю себя любимому, терять было нечего: «Еще минуту — и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома».

    Это было последнее преступление героини, для нее самой закончившееся трагически – она утонула вместе со столь ненавистной ей Сонеткой: «в это же время из другой волны почти по пояс поднялась над водою Катерина Львовна, бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показались».

    Таким образом, столь ли уж несовместны любовь и злодейство? Чувство страсти так завладело душой Катерины — страстной и темпераментной натуры, что она забыла обо всем, кроме любимого. Героиня была готова пойти на что угодно и все делала, чтобы удержать Сергея рядом, чтобы сделать его счастливым. Возможно, такова вообще женская натура – посвятить себя любимому мужчине, забыть обо всем на свете, кроме его интересов.

    Однако не стоит забывать, что Катерину Львовну постигла заслуженная кара. Это не только суд общества, но и суд высшей справедливости (героиня испытал все те муки, что испытал ее обманутый муж). Кроме того, до самого конца женщину преследовали муки совести – постоянно являлись убитые ею люди.

    Таким образом, Лесков показывает нам, что любовь героини не может служить оправданиям ее злодействам, потому что истинная любовь, любовь от Бога, со злодейством несовместна.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лесков Н.С. / Леди Макбет Мценского уезда / Любовь и злодейство — вещи несовместные? (по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Смотрите также по
произведению «Леди Макбет Мценского уезда»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

Что такое любовь в представлении леди Макбет? (сочинение)

Любовь… Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что это такое, но, согласитесь, дать однозначный ответ на этот вопрос не может никто. Сколько всего сказано, сколько написано по этому поводу, а между тем здесь по-прежнему остается какая-то загадка, тайна, разгадать которую человечество так, наверное, никогда и не сможет. Кто знает, быть может, это и к лучшему…

Многие русские писатели в своих произведениях пытались разгадать загадку, найти ответы на непростые вопросы: что такое любовь? Каково ее влияние на человека? Почему одних она облагораживает, делает лучше и чище, а других толкает на самые ужасные преступления? В своем очерке “Леди Макбет Мценского уезда” Лесков, изображая подлинную драму любви, пытается ответить на все эти вопросы. Повесть “Леди Макбет Мценского уезда”, названную самим автором очерком, часто истолковывали как мелодраму с грубым эротизмом, с натуралистическими подробностями в описании уголовных преступлений. На самом деле это совсем не так. Натурализм и эротика не являются самоцелью для художника, а служат ему для верного воспроизведения своеобразных особенностей рисуемого быта.

Лесков создал не натуралистическое произведение, а настоящую любовную драму. И пусть эта драма груба, порой вульгарна и неотделима от кровавых преступлений. Но как же иначе могла защитить себя и утвердить свои права в примитивной и дикой среде провинциального купечества вдруг освободившаяся от гнета страсть?!

Катерина Львовна была рано отдана замуж “не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось”. С той поры началась для Катерины скучная и однообразная жизнь. Эта непомерная скука “не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури… но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания”. Так было на протяжении пяти лет.

И вот “на шестую весну Катерины Львовниного замужества” загорелась на темном небосклоне ее жизни яркой звездочкой первая любовь. Появился у них в имении новый приказчик Сергей, который вскоре стал единственным смыслом ее жизни. “Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры ее преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастия…”.

Ради любимого человека Катерина идет на убийство свекра, мужа, а затем и маленького племянника. И если первые два убийства еще как-то можно оправдать, ссылаясь на то, что Катерина хотела защитить себя, Сергея и свою любовь, то убийство невинного ребенка просто не укладывается ни в какие рамки. А между тем инициатором этого был Сергей, именно он толкнул Катерину на ужасное злодеяние: “И пошел и пошел Сергей играть Катерине Львовне на эту ноту, что стал он через Федю Лямина самым несчастным человеком, лишен будучи возможности возвеличить и отличить ее, Катерину Львовну, предо всем своим купечеством”.

Катерина сполна отплатила за свою любовь и за те преступления, которые совершила ради любимого. Но не каторжные работы были для нее самым жестоким наказанием, хуже самой смерти было то, что Сергей от нее отвернулся, ведь он по-прежнему оставался единственным смыслом ее жизни: “…Для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила. Она ждала с нетерпением только выступления партии в дорогу, где опять надеялась видеться с своим Сережечкой”.

Катерина отдавала последние деньги ради того, чтобы увидеться с любимым, а он растоптал ее любовь и жестоко унизил. На глазах Катерины он заигрывал с другой: “Я ее, может, и никогда не любил, а теперь… да мне вот стоптанный Сонеткин башмак милее ее рожи, кошки эдакой ободранной”. Это была последняя капля, которая переполнила чашу унижений и обид, нанесенных Сергеем. “Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточивался и становился диким… Еще минуту — и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома”. Катерина выбрала смерть, прихватив вместе с собой соперницу.

Несмотря на совершенные героиней злодеяния, судьба ее вызывает жалость и сочувствие. Да, эта женщина была жестокой и беспощадной. Да, никто не давал ей права распоряжаться чужими жизнями. Но не следует забывать, что все это было совершено ею во имя любви, ради человека, который, как оказалось, совсем не заслуживал подобных жертв. Так банальная мелодрама о скучающей купчихе под пером Лескова вырастает в трагическую историю женщины, жаждущей любви, материнства, ласкового слова и верности.

«Совершающие драму любви» («Леди Макбет Мценского уезда»)

В последующие литературные годы Лесков продолжает развивать проблему судьбы сильной, неординарной личности в условиях «тесноты русской жизни», давящего воздействия жизненных обстоятельств. При этом писатель оставляет в стороне цельные натуры, несмотря на давление среды сохраняющие собственное «я», свои высокие порывы. Его все больше привлекают характеры сложные, противоречивые, не способные противостоять пагубному влиянию и власти над ними окружающей действительности и отсюда подверженные нравственному саморазрушению. Такие характеры Лесков не раз наблюдал в обыденной русской действительности и без преувеличения склонен был уравнивать их с шекспировскими, настолько они поражали его своей внутренней мощью и страстностью. К их числу принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, за содеянные преступления прозванная «с чьего-то легкого слова» Леди Макбет Мценского уезда. Но сам Лесков видит в своей героине не преступницу, а женщину, «совершающую драму любви», и поэтому представляет ее трагической личностью.
Как бы вослед замечанию Насти-песельницы о том, что в любви все зависит от людей («это все люди делают»), Лесков поставил драму любви и само чувство Катерины Измайловой в прямую зависимость от ее натуры. Любовное влечение к Сергею рождается у Катерины из одолевающей ее скуки, царящей в «купеческом тереме с высокими заборами и спущенными цепными собаками», где «тихо и пусто … ни звука живого, ни голоса человеческого». Скука и «тоска, доходящая до одури», заставляют молодую купчиху обратить внимание на «молодца с дерзким красивым лицом, обрамленным черными как смоль кудрями». Отсюда история любви героини с самого начала предельно обытовичивается.

Если Насте голос возлюбленного принесла томящая грустью ночная песня, то Катерина впервые услышала своего суженого в «хоре» пошловато балагурящих работников на галерее у амбаров. Причиной первой Настиной встречи со Степаном становится желание понять, что за человек этот ночной песельник, выводящий песни «веселые, разудалые» и «грустные, надрывающие душу». Катерина же спускается во двор единственно из желания развеяться, отогнать надоевшую зевоту. Особенно выразительно описание поведения героини накануне первого свидания с Сергеем: «от нечего делать», она стояла, «прислонясь к косяку», и «шелушила подсолнечные зернышки».

Вообще в чувстве скучающей купеческой жены к приказчику больше зова плоти, чем томления сердца. Однако страсть, захватившая Катерину, безмерна. «Она обезумела от своего счастья», ей «без Сергея и час лишний пережить уже невмоготу стало». Любовь, взорвавшая пустоту существования героини, приобретает характер разрушительной силы, сметающей все на своем пути. Она «теперь готова была за Сергея в огонь и в воду, в темницу и на крест».

Прежде не знавшая любви, Катерина наивна и доверчива в своем чувстве. Впервые слушающая любовные речи, «отуманенная» ими, она не ощущает затаившейся в них фальши, не способна разглядеть в поступках возлюбленного заданной роли.

Для Катерины любовь становится единственно возможной жизнью, кажущейся ей «раем». И в этом земном раю героине открывается дотоле не видимая ею красота: и яблоневый цвет, и чистое голубое небо, и «лунный блеск, дробящийся о цветы и листья деревьев», и «золотая ночь» с ее «тишиной, светом, ароматом и благотворной, оживляющей теплотой». С другой стороны, новая, райская жизнь полна ярко выраженного эгоистического начала и необузданного своенравия Катерины, прямо заявившей любимому: «…ежели ты, Сережа, мне да изменишь, ежели меня да на кого да нибудь, на какую ни на есть иную променяешь, я с тобою, друг мой сердечный, извини меня, — живая не расстанусь». К тому же если учесть, что по канве любви героини плетется хитро обдуманная интрига приказчика-«девичура», то предбудущая катастрофа любовной истории в «Леди Макбет…» представляется заведомо предрешенной.

Но какой яркой, неистовой выступает Катерина на фоне бесцветно-лакейского Сергея. В отличие от возлюбленного она не отступится от своей исступленной любви ни у позорного столба, ни на арестантском этапе. Перед читателями вырастал невероятный по силе и смыслу характер героини, заключавшей в себе самой причину и следствия любви-катастрофы и сполна испившей чашу такой любви, или, как сказал Лесков о своей Катерине Измайловой — «совершающей драму любви».

Однако у этого невероятного женского характера оказывается и невероятно страшный итог: душевный тупик, ведущий к смерти без раскаяния, когда Катерина увлекает за собой ненавистную соперницу Сонетку в водные валы, из которых глядят на нее убиенные свекор, муж и Федя.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Леди макбет мценского уезда пример для сочинения
  • Леди макбет мценского уезда итоговое сочинение преступление и наказание
  • Леди макбет мценского уезда для итогового сочинения
  • Леди макбет мценского уезда аргумент к итоговому сочинению
  • Леди макбет мценского уезда аргумент для сочинения