- Энциклопедия
- История
- Ледовое побоище 1242 года
5 апреля 1242 году на Чудском озере произошло сражение между войском Александра Невского и рыцарями Ливонского ордена. Впоследствии эту битву стали называть «Ледовое побоище».
Рыцарями командовал полководец Андреас Фон Фельфен. Численность его армии составляла 10 тысяч воинов. Русскую армию возглавил полководец Александр Невский, получивший свое прозвище, благодаря победе на Неве, тем самым вернул русскому народу надежду и укрепил веру в свои собственные силы. Численность русской армии составляла где-то от 15 до 17 тысяч воинов. Но крестоносцы были лучше экипированы.
Рано утром 5 апреля 1242 г у острова Вороний камень, неподалеку от Чудского озера немецкие рыцари издалека заметили воинов русской армии и выстроившись в довольно знаменитый в те времена боевой порядок «свинья», отличавшийся строгостью и дисциплиной строя, направились в центр вражеской армии. Э После затяжного боя смогли все-таки прорвать его. Воодушевленные своим успехом, воины не сразу заметили, как одновременно с двух флангов их неожиданно окружили русские. Немецкая армия начала отступление и не заметила, что они оказалась на Чудском озере, покрытом льду. Под тяжестью доспехов лед под ними начал трескаться. Большая часть вражеских воинов затонула, так и не сумев спастись, а остальные кинулись в бегство. Русская армия преследовала врага еще 7 верст.
Это сражение считается уникальным, потому что впервые пешия армия смогла победить тяжеловооруженную конницу.
В этой битве погибло порядка 5 сотен Ливонских рыцарей, а 50 довольно знатных немцев были взяты с позором в плен. В те времена эта цифра потерь была весьма впечатляющей и наводила ужас на неприятелей Русских Земель.
Одержавший героическую победу Александр торжественно вошел в Псков, где его восторженно встречал и благодарил народ.
После «Ледового побоища» набеги и притязания на земли Киевской Руси окончательно не прекратились, но значительно поубавились.
Полководец Александр Невский сумел победить вражескую армию, благодаря правильному выбору места для сражения и боевого порядка, слаженным действиям воинов, разведке и наблюдению за действиями врага, учет его сильных и слабых сторон.
В результате этой исторической победы Ливонским и Тевтонским орден и князь Александр Невский подписали между собой перемирие на условиях выгодных для русского народа. Также произошло укрепление и расширение границ русских земель. Началась стремительное развитие Новгород-Псковской области.
Доклад на тему Ледовое побоище
Человечество за всё время своего существования сотворило немалое количество ужаснейших вещей, которым не никакого оправдания, однако нет смысла винить наш вид в этом, ведь такими мы являемся по природе своей. И, конечно же, самой ужасной ошибкой, которую допускает человек – это начало войн и битв. Это самые ужасные вещи на которые способен человек, ведь он убивает себе подобных, и притом в большинстве случаев даже не жалеет об этом. Примером ужаснейшей битвы послужит ледовое побоище. Хоть и ледовое побоище очень часто прославляется как великое событие, однако же, ледовое побоище это битва, при которой погибло огромное количество человек, и погибли они самой страшной смертью.
Ледовое побоище – битва на Чудском озере, которую в наших учебниках истории очень часто прославляют и приводят в пример, как великий подвиг отечественных полководцев. Эта битва произошла по инициативе Ливонского ордена рыцарей, который решил напасть на Русь по причине её озлобленности от частых нападений, однако они были обхитрены и битва состоялась совсем не там, где они планировали её провести. Битва состоялась на Чудском озере, на замерзшем Чудском озере. Однако у наших воинов было преимущество, они были одеты в достаточно лёгкую броню, которая весом не превышала и 40 килограммов, чего нельзя сказать о рыцарях.
Рыцари в своих латах каждый достигал огромного веса, который создавал напряжение на озере, а потому позже некоторые рыцари начали идти ко дну вместе со всем своим обмундированием, и это помогло нашим воинам выиграть битву, которая не была бы выиграна, если бы не Чудское озеро. Данная битва произошла в 1242 году и получило название Ледового побоища. Во время этой битвы погибло огромное количество солдат противника, однако погибло и большое количество наших соотечественников, что также ужасает. Данная битва, хоть она и была во благо, но благо здесь относительно, ведь ни одно благо не стоит человеческих жизней, которые по сути своей бесценны, чего человечество так и не может осознать за довольно большой срок своего существования. Каждый человек уникален, а от того каждый человек очень и очень ценен, и каждый человек, конечно же, не может быть просто так взят и убит, потому войны и битвы самое ужасное, что есть в мире, и их конечно же не должно было никогда существовать, но к сожалению, этого уже не исправить.
Ледовое побоище 1242 года
Интересные темы
- Змеи сообщение доклад (3, 7 класс Окружающий мир Биология)
На нашей планете насчитывается почти три тысячи разновидностей змей. Они обитают повсюду, на всех континентах, кроме Антарктиды. Их можно встретить высоко в горах, в степях, лесах, пустыне и даже под водой.
- Жизнь и творчество Михаила Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов известен миру, как великий писатель и поэт, прозаик и художник, повлиявший на творчество будущих поколений, смело высказывающий свои философские мысли и вопросы
- Созвездие Овен — доклад сообщение (2, 4, 9 класс)
Одним из самых известных и наименее изученных созвездий небосвода, является созвездие Овен. И хотя в его составе нет звезд первой величины, три его основные составляющие Хамаль, Шератан и Мезартим легко найти
- Доклад на тему Чтение
Чтение – это процесс восприятия информации, обозначенной символами – буквами. Чтение – это способность понимать и осмысливать тексты, каждый из которых произведен из нескольких десятков букв и знаков препинания
- Сообщение Города Золотого кольца России (доклад 3 класс)
Золотое кольцо России — это название туристического маршрута, который включает в себя восемь городов нашей страны расположенных рядом друг с другом. Впервые этот термин в своей статье употребил журналист
Ледовое побоище
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 705.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 705.
Битва на Чудском озере в 1242 году вошла в историю под названием “Ледовое побоище”. Спустя почти 700 лет после события на экраны вышла ее экранизация – фильм Сергея Эйзенштейна “Александр Невский”. Благодаря ему, сражение стало одним из самых известных в отечественной истории периода Средних Веков, хотя его реальные масштабы до сих пор являются предметом споров историков.
Предыстория битвы
1237-1241 годы для русских княжеств были очень тяжелым периодом. С востока пришли монголо-татары и разорили несколько десятков городов, а с запада вели наступление рыцари Ливонского ордена и шведы. Последних Александр Невский разгромил на реке Неве в 1240 году. В результате, к 1241 основной угрозой стала своеобразная коалиция в составе:
- Ландмейстера Тевтонского ордена в Ливонии Андреаса фон Вельвена.
- Ополчение епископа города Дерпта.
- Дружина князя Ярослава Владимировича, который из-за междоусобиц стал вассалом епископа. У него были сторонники среди псковского боярства.
- Войско эстов. В русских летописях их называли “чудь”.
Поход на восток начался успешно. Немецкое войско захватило город Изборск и разбило близи него отряд псковичей, а потом осадили и сам Псков, который продержался недолго из-за измены части местного боярства.
Несмотря на угрозу, Александр Невский на рубеже 1240 и 1241 годов был изгнан из Новгорода Великого и отъехал к себе в Переяславль-Залесский. После взятия немцами крепости Копорье новгородцы обратились за помощью к его отцу Ярославу, великому князю Владимирскому. В 1241 году Александр Невский совершил поход в сторону крепости Копорье и разгромил там ливонских рыцарей и эстов.
К началу 1242 ему на помощь пришел брат Андрей с дружиной из Владимира и они уже вместе освободили Псков. Рыцари отступили на территории Дерптского епископства, попытки атаковать их не принесла успеха и обе стороны встретились на льду Чудского озера к северу от Пскова.
Кратко о Ледовом побоище можно прочитать в “Старшей Ливонской рифмованной хронике” XIII века, его описание имеется в Новгородской первой летописи. Во второй оценки масштаба сражения заметно выше.
Ход битвы и ее последствия
Главное сражение 1242 года произошло 5 апреля недалеко от Вороньего камня и мыса Сиговец. Ливонские рыцари пошли в бой в боевом построении “свиньи”, таким термином в XIII веке называли построение войска в виде тупого клина. Они немного продвинулись вперед, но были задавлены с флангов и начали отступать. Русские дружинники преследовали их около 7 верст.
После битвы на Чудском озере между Тевтонским орденом и Новгородом был подписан мирный договор. Согласно ему, орден отказался не только от претензий на русские земли и города (Псков, Изборск, Копорье), но и отступил из Латгалии. Обе стороны провели обмен пленными. Затишье после Ледового побоища продолжалось 10 лет, до 1252 года. Именно тогда немецкие снова попытались овладеть Псковом.
Численность участников битвы и их потери точно неизвестны, вероятно, в каждом войске находилось по 10 тыс. Историческое ее значение в том, что был остановлен натиск католической Европы на православные русские княжества северо-запада.
Информация об этой битве отсутствует в трудах ряда известных историков, например, Василий Ключевского и Михаила Покровского. До 1930-ых годов сражение не считалось значительным.
Что мы узнали?
Сражение на Чудском озере стало одним из успешных в биографии Александра Невского. Ему удалось остановить наступление рыцарей, освободить несколько городов и отбросить их на территорию современной Эстонии. Кратко Ледовое побоище начинают изучать школьники в 4 классе. Самое важное для детей в рассказе о нем – сообщить кто с кем воевал и какого было его значение. Имена командующих войсками знать необязательно, им достаточно запомнить Александра Невского.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Галина Круглова
9/10
-
Борис Пугачев
9/10
-
Анастасия Сергеева
10/10
-
Анастасия Балова
10/10
-
Оля Кунавина
9/10
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 705.
А какая ваша оценка?
Ледовое побоище – кратко, самое важное, для детей
Ледовое побоище является важным событием в истории Российского государства. В этой битве русские воины одержали победу над немецкими рыцарями, которые хотели завоевать северо-западные земли России.
Данное сражение вошло в список побед русских войск в борьбе с иноземными захватчиками за свободу своей Родины.
Эта битва является одной из страниц в летописи территориальных войн, которые вело Новгородское княжество со своими западными соседями. Новгород стремился взять под свой контроль Карелию, территории у Ладожского озера, Невы и Ижоры.
Это открывало бы путь к Балтийскому морю и способствовало увеличению объема торговли княжества с соседями. Западные соперники новгородцев стремились сами захватить эти торговые пути и ослабить влияние Новгорода.
В данный период Русь была разорена монгольским нашествием. Этим и пытаются воспользоваться захватчики. В 1240 году на реке Нева высадилось войско шведов, но оно было разбито молодым новгородским князем Александром.
В 19 лет он проявил себя великим полководцем и за эту победу получил прозвище «Невский». В этом же году в княжество вторгается войско Ливонского ордена.
Рыцари смогли захватить важные города Изборск и Псков, близко подошли к Новгороду и построили крепость Копорье. Из этого опорного пункта они стали совершать набеги на пригороды Новгорода, грабить и разрушать их. Нападениям подвергались и торговые обозы, что заставило новгородцев всерьез задуматься об обороне.
Накануне битвы
Как не парадоксально это звучит, новгородская знать, опасаясь большого авторитета князя Александра у простых людей, вынудили его, после разгрома шведов, покинуть город.
Но когда немецкие рыцари оказались рядом и стали угрожать Новгороду они опять обратились к Александру Невскому с просьбой возглавить княжество. Он согласился и активно взялся за дело. Первоначально был штурмом взят Коропье, а гарнизон его перебит. В марте 1242 года Александр вместе с войском брата Андрея освобождают Псков.
Командование войском Ливонского ордена решило пройти между Псковским и Чудским озерами и ударить по Новгороду. Князь, как и в битве со шведами, перехватывает неприятеля на марше. Для этого он располагает свое войско в стыке озер и вынуждает рыцарей на решающее сражение на льду Чудского озера.
Ход битвы
Место боя Александр Невский выбрал у острова Вороний камень. Тыл русским воинам прикрывал обрывистый восточный берег. На льду у берега были установлены сани обоза, скрепленные цепями. Это должно было препятствовать продвижению тяжелой немецкой конницы и удержать от отступления малодушных русских воинов.
Русское войско насчитывало 15-17 тыс. человек, войско Ливонского ордена — 10-12 тыс. Следует отметить наличие у рыцарей значительного количества тяжелой конницы, в которой и воин, и лошадь были защищены металлическими латами. Боевое построение было клином, когда впереди и с флангов наступают защищенные всадники, а внутри пехотинцы.
В летописях такое построение называется «свиньей». Задачей кавалерии было прорвать ряды противника, смять их и далее совместно с пехотой завершить разгром. Такая тактика уже позволяла не раз добиться рыцарям победы. Александр был великий полководец и стратег. Зная построение ливонского войска, он усилил свои фланги и один полк оставил в засаде.
В начале битвы рыцари прорвали центр русского войска, но развить наступление не смогли, т.к. уперлись в обрывистый берег. Боевой их строй стал ломаться. Фланговые полки новгородцев ударили по менее защищенным местам немецкой «свиньи». Летописцы описывают, что это была великая «сеча».
В этом бою русские пешие воины применили новую тактику борьбы с тяжелыми конными рыцарями. Специальными крюками они стаскивали их с лошадей. Тяжелые доспехи делали этого воина на земле мало подвижным, и он становился добычей противника. Кроме того с помощью специальных клинков наносились раны лошадям и они сбрасывали седоков.
В разгар битвы Александр ввел засадный полк. Он ударил в тыл рыцарям и сыграл решающую роль в этом бою. Ливонцы этого не ожидали, их ряды смешались и начали отступать. Дальнейшее отступление превратилось в бегство. В некоторых местах лед на озере не выдержал и тяжелые воины утонули. Сражение закончилось полным разгромом ливонского войска.
Итоги битвы
После поражения в Ледовом побоище рыцари отказались от притязаний на русские земли и заключили с новгородцами мир. Победа русских воинов остановила Крестовый поход, целью которого было распространение католической веры на славянские народы и их завоевание.
Итог сражения имел огромное идеологическое значение на моральный дух русичей, т.к. это был период монгольского нашествия.
В историческом плане Ледовое побоище вписано, как событие воинской славы русского народа.
Поделитесь статьёй в социальных сетях:
[posts_listed_single numposts=»3″ offset=»0″ categoryin=»18″]
[posts_listed_single numposts=»3″ offset=»0″ categoryin=»19″]
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы
Тема:
«Ледовое побоище»
Цель:
Формировать интерес детей к истории нашей Родины на примере конкретных исторических событий.
Познакомить с исторической личностью – великим русским князем Александром Невском
Воспитывать любовь к своей Родине.
Воспитывать патриотические чувства.
Задачи:
Образовательные:
— Активизировать словарный запас (князь, доспехи, дружина).
Воспитательные:
— Воспитывать любовь к своим родителям, к Родине;
— Интерес к истории России и воспитание патриотических чувств.
Развивающие:
— Развивать любознательность, желание изучать историю России.
-Методы:
— Наглядный (Демонстрация на экране приложений к тексту)
Ход занятия:.
В. Ребята, Как называется наша родина?
Д.-Россия.
В.-Да, Россия, а мы с вами , кто?
Д-Россияне.
В.-А кто защищает Россию от врагов, нашу родину.
Д.-военные.
Под музыку контанта в группу заходит богатырь (ребенок).
. Крестным знаменьем пред битвой
Троекратно осеняясь
Меч в руке, уста с молитвой –
Побеждал великий князь.
2. Закрывали тучи солнце…
Кровь струилась по траве
Бил он рыцарей — тевтонцев,
Бил он шведов на Неве.
3. Сотни лет прошли с той были
Многие ушли как дым
А вот князя не забыли –
Он великим стал святым
В. -Ребята, а вы знаете кто это?
Д. – Это богатырь.
А, кто такой богатырь
Д.- Это воин, который защищает свой народ, землю…., родину.
В-. Да, давным-давно, когда Россия называлась Русь, на защите ее народа стояли богатыри.
В.-А имена каких богатырей вы знаете?
Д.-Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович…
В. –Давайте рассмотрим одежду воина….
Мы уже отметили, что на князе металлическая кольчуга, а во что еще одет воин? (Плащ, на голове — шлем с защитной сеткой).)
— Посмотрите, чем вооружены воины? Какое оружие они держат в руках? (Ответы).
— Чем еще были вооружены русские воины? (Булавами, палицами, копьями, мечами, луком и стрелам, для защиты – щитами).
— Как можно назвать воинов, вооружённых копьями? (Копейщики)
— Луками? (Лучники)
— Мечами? (Мечники)
В. — Скажите, а зачем богатырям доспехи?
Д. -Доспехи нужны, чтобы защитить себя в бою.
Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай! »
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
ее из колечек железных плетут.
Дети: Кольчуга.
Воспитатель: Правильно. А как вы догадались?
Дети: Кольчуга сделана из колечек.
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит
В. — во все времена считалось самым важным делом – защищать Родину.
В. Ребята, а кими качествами должен обладать богатырь???
Дети по кругу передают меч друг другу игра «Назови качества богатырей»
Физкультминутка «Богатыри» музыка В. Оншина (фонограмма)
Богатырь — вот он каков: (изображают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко — зорко наблюдал,
Подрастём мы и смотрим (поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
В.-Я предлагаю вам отправиться. в прошлое, когда не было электричества, высотных домов и машин, когда наши предки жили в избах, ездили на лошадях. Тогда народом правили князья.
Ребята, сейчас я покажу вам портрет известного человека, защитника. Внимательно вглядитесь в этот портрет, перед вами великий князь — Александр Невский.
(на экране портрет Александра Невского)
Смотрите внимательно историю о великом полководце
В. Ребята мы с вами посмотрели историю великого князя.
В.-Как называлось побоище, которое произошло на Чудском озере?
Д.- Ледовое?
В.- А почему его так назвали?
Д.- Потому что оно произошло на льду?
В. А кто победил в этой битве?
Д.- А Невский со своей дружиной.
В.- А как вы думаете, что такое дружина?
Д.- Это войско.
В. Значит не только сильным физически должен быть защитник?
Д.-Смекалка, находчивость, ум, интеллект, знания – тоже важны.
Давайте запомним высказывание А. Невского: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет».
Рефлексия
Воспитатель. -Ребята, вам понравилось путешествие?
О чём мы сегодня говорили?
Что запомнилось?
Ребята, хотели бы вы быть похожими на князя Александра Невского?
Почему?
Ответы детей
Цель урока: показать судьбоносное для Руси
значение Ледового побоища.
Задачи.
1. Организовать работу учащихся по изучению
хода Ледового побоища, помочь учащимся
определить, как в этой исторической битве
проявился полководческий талант Александра
Невского; учить делать выводы, сравнивать,
обобщать.
2. Развивать исследовательские умения,
внимание, учить устанавливать
причинно-следственные связи.
3. Воспитывать чувство гордости за свой народ,
интерес к родной истории.
Оборудование: компьютер, презентация,
карта «Русь в XII — начале XIII в.», схема
«Ледовое побоище», репродукции картин,
запись сюиты А.Прокофьева «Александр
Невский»
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем
друг другу: “У нас все сегодня получится!” (слайд
1)
Эпиграф урока:
“Гордиться славою своих предков не
только можно, но и должно: не уважать оной
есть постыдное малодушие”. (А.С. Пушкин)
II. Введение в тему. Постановка цели.
— Сегодня мы отправляемся с вами в прошлое.
— Что нам для этого надо взять с собой? (Смекалку,
знания,…)
— Ребята перед вами слово “побоище” подберите
синонимы к этому слову. (Сражение, битва, сеча)
Работа со словарём.
— Посмотрите значение этого слова в словаре
Ожегова.
— Какие ассоциации у вас вызывает это слово?
— Нелёгкая доля выпала нашим предкам. Много
врагов было у Руси.
— Вот сегодня мы и поговорим о побоище.
Постановка проблем.
— Почему люди воюют? (Слайд 3)
III. Актуализация опорных знаний.
Составление кластера.
— Попробуйте составить кластер. Русь VIII века.
— Назовите причины нашествия крестоносцев? (Слайд
4)
— Какие задачи ставили перед собой крестоносцы?
(Слайд 5)
Продолжите предложение: Александр Невский –
это…
Изучение нового материала.
Работа с учебником.
«Чтение с пометками» (С. 119)
Пометки:
“V” — “знаю”;
“-“ – “противоречит моим первоначальным
представлениям”;
“?” – “хочу узнать”;
“+” – “это для меня новое”.
— Кому могут принадлежать эти слова? «Кто к
нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том
стояла и стоять будет русская земля”.
— На уроке мы попытаемся доказать
справедливость этих слов. (Они являются не только
предупреждением всем противникам и недругам
Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая
все вопросы за столом переговоров, а не на полях
сражений. На это нацелена государственная
политика и России XXI века, России – в которой нам
жить!)
Работа в группах.
Каждая группа получает текст, и отыскать ответ
на вопрос.
Ледовое побоище
(отрывок из летописи)
“Был же тогда субботний день, а на восходе
солнца сошлись оба войска.
И была здесь злая и великая сеча для немцев и
чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук
от ударов мечей, так что лёд на замершем озере
подломился, и не видно было льда, потому что он
покрылся кровью. И сам я слышал об этом от
очевидца, бывшего там.
И обратились немцы в бегство, и гнали их русские
с боем как по воздуху, и некуда им было убежать,
били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и
пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в
плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их
в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому
что была весна. А другие убежали тяжело
раненными. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.)”.
1 группа: Где происходило Ледовое побоище?
(Слайд 6)
2 группа: Почему на озере не было видно льда?
(Слайд 7)
3 группа: Что означает выражение летописца
«гнали их русские с боем как по воздуху…»?
(Слайд
4 группа: Когда происходило Ледовое побоище.
(Слайд 9)
Работа со стихотворением.
— Уже в ХХ веке Константин Симонов написал
стихотворение «Ледовое побоище».
Прочитав отрывок из стихотворения, задайте “Тонкие
и толстые” вопросы другой команде:
В субботу, 5 апреля,
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй
…
Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом.
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
Как в бурю белые барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
Они с открытыми глазами
На немцев голой грудью шли,
До кости пальцы разрезая,
Склоняли копья до земли.
Сквозь строй немецкий прорубались
Плечом к плечу, спиной к спине,
Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по прежнему спокойно
Следил за битвою с горы
И только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повёл дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лёд вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал…
И князь, едва остыв от свалки,
Из-под руки уже следил,
Как беглецов остаток жалкий
К Ливонским землям уходил.
Задание. Из данных слов выбери (кольчуга,
панцирь, шлем с рогами, белый плащ с крестом, шлем,
железные доспехи, кожаный шлем).
1 группа: одежду русских воинов. (Кольчуга,
шлем)
2 группа: выбирает одежду крестоносцев. (Шлем
с рогами, белый плащ с крестом, железные доспехи)
(Мечи, лук, копьё, щиты, острые сабли, латы,
боевые топоры)
3 группа: вооружение русских воинов. (Мечи, луки,
копья, щиты, боевые топоры)
4 группа: вооружение крестоносцев. (Мечи, копьё,
щиты, латы)
— Сравните и сделайте вывод. (Слайд 10–11)
Работа с планом и схемой сражения. (Слайд 12-13)
Работа с таблицей. (Слайд 14)
Работа в парах.
Найти ошибки в историческом тексте. (Слайд 15)
5 апреля 1240 года шведские рыцари построились
клином на льду реки Невы. Впереди находились
пешие рыцари, а за ними тяжеловооружённая
конница. Киевский князь Александр Невский самые
сильные свои отряды поставил в центре. Началась
жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не
выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд
треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.
Это сражение вошло в историю как “Ледовая
битва”.
— Имеет ли историческое значение это событие? (Слайд
16–17)
— Защищать Отечество — священный долг всех
людей.
— Кому могут принадлежать эти слова?
«Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет.
На том стояла и стоять будет русская земля”.
(Слайд 18)
— На уроке мы попытаемся доказать
справедливость этих слов. (Является не только
предупреждением всем противникам и недругам
Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая
все вопросы за столом переговоров, а не на полях
сражений. На это нацелена государственная
политика и России XXI века, России – в которой нам
жить!)
— Продолжите предложение: Александр Невский –
это… (Слайд 19)
— Назовите принципы Александра Невского. (Слайд
20)
Учитель. Полководческий талант Александра
Ярославича отражён в житиях, сказаниях и других
литературных произведениях различных времён. А
сейчас мы посмотрим, как изучаемые нами события
показаны в фильме известного режиссёра Сергея
Эйзенштейна.
Физкультминутка.
Просмотр фрагмента художественного фильма
“Александр Невский”.
— За что А.Невский был зачислен к лику святых?
(Cлайд 21-22)
— Как вы думаете, почему в Великую
Отечественную войну был учреждён орден
Александра Невского? (Cлайд 23)
Составление синквейна.
— Составьте синквейн к Александр Невский. (Cлайд
24)
Упражнение “От обратного”.
— Что было бы, если победили крестоносцы ……
IV. Рефлексия деятельности учащихся. Итог.
— Какие чувства вас сопровождали во время
изучения данной темы
Задание “Шесть шляп”. Каждая группа
получает цветные шляпы с надписями. После
обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа. Факты. Весной 1242 года было
Ледовое побоище.
Жёлтая. Позитивное мышление. Каждый человек
должен знать историю своей Родины.
Черная. Проблема. Война — это страшное
кровавое бедствие. Гибли десятки тысяч людей. А
каждая смерть — это горе для близких.
Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам
понравилось составлять характеристику
Александра Невского — защитника Отечества. Это
вызывало гордость.
Зеленая. Творчество. Не всё мы знаем о
защитниках Отечества.
Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой
группы.
— Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
— Продолжите предложение
Я – узнал …
— удивился …
— вспомнил …
— задумался …
Домашнее задание: Написать мини-сочинение
“Защитник земли русской”.