Урок №1 Чудеса нужно делать своими руками. Занимательное и поучительное в рассказе Н.С. Лескова «Неразменный рубль»
Цели урока:
Обучающие:
Познакомиться с рассказом Н.С. Лескова “Неразменный рубль”, проанализировать проблематику рассказа и выяснить замысел автора.
Развивающие:
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения;
2) развивать коммуникативные навыки обучающихся, их творческие способности.
Воспитательные:
- помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев художественного произведения
- подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий
доброта, взаимопонимание, самопожертвование ради окружающих людей,
взаимопомощь, милосердие.
Планируемые результаты обучения: 1) личностные: уважительное отношение к людям, к старшему поколению, готовность прийти на помощь; 2) предметные: формирование умения анализа текста; 3) метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать своё мнение, оценивать результаты своей деятельности.
Предварительная работа: 1) Письменный ответ на вопросы: Что такое чудо? Кто способен совершить чудо?
- Чтение рассказа Н.С. Лескова «Неразменный рубль»
Ход урока
- Вступительная беседа
Ребята, мы с вами начинаем разговор на тему «Чудеса нужно делать своими руками». Под этой темой объединены два урока: один посвящен рассказу Н.С. Лескова «Неразменный рубль», другой — рассказу В.П. Астафьева «Бабушка с малиной». Сегодня речь пойдет о рассказе Н.С. Лескова.
- Слово о писателе. Творчество Николая Семеновича Лескова (1831-1895) — одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе XIX века. Творческая манера Н.С. Лескова необычайна и неповторима, а язык его произведений выделяет писателя среди других художников XIX века. Яркой особенностью творческой манеры Лескова являются документальность изображения:«Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле», признавался он. Произведения Лескова дают возможность читателю увидеть (на примере поступков героев) и осознать такие понятия как доброта, взаимопомощь, милосердие.
III. Анализ произведения.
1. Как вы поняли, что такое неразменный рубль?(Глава первая .Поверье- идущее из старины и живущее в народе убеждения, вера в примету. Примета явление, случай, которые в народе считаются предвестием чегонибудь. (словарная работа). Получить его можно волшебными средствами
2. От какого лица ведется повествование? (От первого, со второй главы рассказчик –восьмилетний мальчик, рассказчик в детстве)
3. Почему эта история могла произойти на Рождество? Чем необычен этот праздник? Почему героем становится ребёнок? (Добрый и светлый христианский праздник, в канун которого люди становятся лучше, добрее, ждут исполнения желаний, чудес, особенно дети)
4. Про какие рождественские традиции говорится в рассказе?(Словарная работа. Ворожат — колдуя, гадают о том, кто удачлив, кому везёт. Ярмарка – большой торг обычно с увеселениями развлечениями, устраиваемый обычно в одном и том же месте. (“Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова) 5. В чем особенность рождественского подарка? Какое волшебное, очень капризное свойство имеет неразменный рубль?(Покупать вещи нужные и полезные)
6. Какой совет дает бабушка, когда передает рубль? («Не будь самонадеян: помни, что отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко, как
думаешь.») 7. Составление таблицы. (Самостоятельная работа. Заполняют два столбика)
Что решил приобрести мальчик? |
Как реагирует бабушка на его покупки? И почему? |
Всем бедным детям по свистульке |
Доброе лицо старушки выражало даже удовольствие |
Всем девушкам по платью, сердоликовые запонки дочери ключницы |
Бабушка по-прежнему смотрела хорошо |
Псалтырь для скотницы, наборный поясной ремень кучеру, башмачнику Егорке гармонию |
На лицо бабушки я уже не смотрел…Я сам был центр всего. Мне хотелось, чтобы все обо мне знали, все за мною ходили и все обо мне говорили как я умен, богат и добр. Мне стало беспокойно и скучно |
Жилет со стеклянными пуговицами |
Бабушки тоже не было, да я о ней и забыл |
8. Кульминация сна в 6 главе. Разыгрывается сценка “Разговор мальчика и человека в жилете” (Глава 7) Анализ эпизода: А) Почему возник спор “нужная” вещь (жилет со стекляшками) или “ненужная”? Б) Какую роль играет художественная деталь в литературном произведении? В) “Стекляшки” это символ чего? (Ненужности, никчемности, бесполезности) Г) За кем идут люди? Опишите его. Д) Что должен приобрести мальчик, чтобы на него обратили внимание? (Жилет со стеклянными пуговицами)
Е) О чем предупреждает человек со стекляшками? (Мой жилет ровно ничего не стоит…но они (пуговицы) могут немножко блестеть на минутку, и это всем очень нравится)
З) Почему мальчик все же решил купить жилет? (Долг и призвание стать выше человека со стекляшками)
И) Как менялся мальчик по мере приобретения разных вещей? Что с ним произошло? (Стал самонадеянным, изменилось самомнение, возгордился, что он лучше и выше всех.)
9. Чем закончилось путешествие на ярмарку? Каково пробуждение от сна? Почему мальчик заплакал? (Слезы раскаяния, искренние) 10. Какое композиционное построение использует автор, чтобы рассказать эту историю? (Рассказ в рассказе.)
11. Что такое сон? Развязка. (Глава Прочитать, что сказала бабушка мальчику о сне, как растолковала его? Почему
считает, что сон хорош?
Выводы. Что такое неразменный рубль? (Это талант. Это сила, которая может слу-
жить истине и добродетели, на пользу людям)
IV. Рефлексия
— Что понравилось на уроке?
-Какие выводы мы можем сделать для себя?
— Что есть в рассказе занимательное, а что – поучительное? (Поверье – занимательное, объяснение бабушки про неразменный рубль – поучительное)
— С каким произведением Н.С. Лескова мы познакомились на уроке?
— Какова основная мысль рассказа «Неразменный рубль»
V. Выставление оценок
VI. Домашнее задание: читать рассказ В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»
Технологическая
карта занятия
Тема:
«Уроки
нравственности» (по рассказу Н.С. Лескова «Неразменный рубль»)
Разработала: Артюх
О.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №2».
Класс: 7
Формы
работы:
индивидуальная, парная, групповая.
Материалы
к занятию, ЦОР: карта урока для учителя, картинки для оформления
класса (Приложение 1), запись рождественской музыки.
Применение
педагогических технологий: технология РКМ.
Методы
обучения и воспитания: метод коллективного и группового взаимодействия.
Формы
и виды контроля: взаимоконтроль, самоконтроль.
Цель
занятия:
через анализ текста определить, какие уроки нравственности получает герой
рассказа, как они способствуют становлении личности ребенка; развивать
навыки анализа текста и умение обобщать и делать выводы, прививать
интерес к изучению литературы, расширять литературный кругозор учащихся.
Метапредметные
цели-результаты занятия:
Регулятивные
УУД:
—
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и формулировать учебные
задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
—
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
—
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы.
Коммуникативные
УУД:
—
умение сотрудничать и работать в группе;
—
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе);
—
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
точку зрения.
Познавательные
УУД:
—
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
—
пользоваться различными способами интегрирования информации;
—
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
—
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Карта
урока
№ |
Этап |
Форма/ |
Деятельность |
Деятельность |
Ресурс |
I. |
Подготовительный |
Приветствие. |
Осуществляет |
Проверяют |
Картинки или |
II. |
Стадия |
Вызов |
|||
1. |
Актуализация |
Работа в |
1. Задает |
Высказывают |
|
2. |
Определение |
Прогнозирование |
2. Предлагает |
Анализируют |
Название |
III. |
Стадия |
||||
1. |
Чтение |
Индивидуальная |
1. |
Знакомятся |
Распечатки |
Коллективная |
2. |
Вступают |
|||
2. |
Аналитическая (систем. |
Групповая |
3. |
Поиск поставленные Определяют |
|
3. |
Представление |
Представление |
4. |
Каждая |
Листы с |
IV. |
Стадия |
||||
Оценка |
Коллективная |
Предлагает |
Оценивают |
Лист |
|
V. |
Домашнее |
Индивидуальная |
Предлагает |
Выполняют |
Ход
урока
№ |
Этап |
Форма/ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ресурс |
I. |
Подготовительный |
Приветствие. Проверка |
Задает вопросы учащимся: · · · |
Ответы На Узнают |
Приложение 1. Музыкальное |
II. |
Стадия вызова. |
||||
1. |
Актуализация и мотивация. Определение темы урока. |
Коллективная работа. |
Задает вопросы учащимся · · · |
Высказывают Рождество — Называют |
Иллюстрации к |
Индивидуальная работа. |
Работа · Жанр Традиционно рождественские Основные идеи праздника — |
Пример кластера: |
|||
Работа в парах. |
Определение · · Святочный Итак, Попробуйте |
Анализируют цитату. « От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был 1. Сюжет 2. Герой 3. 4. В Формулируют Если |
Цитата демонстрируется на |
||
2 |
Определение целей урока. |
Прогнозирование по |
Рассказ Лескова Прочитайте Сформулируйте |
Примерные ответы · · · · · · · Формулируют цели урока. |
Название текста записано |
III. |
Стадия осмысления |
||||
1. |
Чтение текста |
Индивидуальная работа. |
Читает · |
Знакомятся После · · · · · · |
Распечатки с рассказом у |
Коллективная работа. |
· · · · · · |
Примерные · · · · · · · · · · · · · · |
|||
2. |
Аналитическая работа с (системат-ая. функция) |
Групповая работа. |
Желанный А как понять, что человеку полезно? Ведь хочется и конфет, и пряников, Чтобы ответить на эти Группа 1. Группа 2. Группа 3. «Стать |
Дополняют ответы: Мальчику Миколаше бабушка пообещала подарить неразменный рубль Делятся на |
|
3 |
Представление |
Групповая работа, |
4. Итак, в ходе групповой |
Представляют результаты Дополняют записи, |
Листы с результатами |
IV. Стадия рефлексии. |
|||||
1 |
Обсуждение. Оценка |
Коллективная и |
Мы увидели -Какую роль в -Можно ли В Святочный |
Анализ Учащиеся · · · · · · · Учащиеся |
|
Оцените свою работу, |
Оценивают
|
||||
V. |
Домашнее задание. |
Индивидуальная |
Предлагает задания на выбор: 1.Что я бы купил, имея 2. Какие нравственные |
Выполняют творческое |
Приложение
2
Группа 1.
«Отличить нужное от пустого». Анализ глав 2-3.
Миколаша в рождественскую ночь
засыпает с ожиданием чуда, с мечтой о сладостях и разных вещах, которые он мог
бы приобрести на неразменный рубль Чтобы не потерять неразменный рубль, герой
рассказа должен быть осторожным, ведь после полезной покупки рубль возвращается в карман
хозяина, а после бесполезной — исчезает навсегда.
Мальчик считает себя
достаточно взрослым, ведь он уже столько всего повидал. В восемь лет уже
понимает, что есть товары дешевые, а есть те, которые смогут купить только
богатые. Миколаше кажется, что ему вполне по силам справиться с этим
испытанием. Но бабушка ненавязчиво предостерегает его от возможных ошибок: она
рассказывает ему о свойстве монеты, позволив ему самостоятельно принимать
решения.
Группа 2.
«Мне стало беспокойно и скучно». Анализ глав 4-5.
Миколаша вместе с бабушкой идет на
рождественскую ярмарку. Ему предстоит сделать нелёгкий выбор в мире соблазнов.
Бабушка не стремится оградить внука от трудностей выбора, она хочет воспитать в
нем чувство ответственности за поступки. Герой учится самостоятельно принимать
решения.
Покупки Миколаши (для кого? с какой целью?) |
Реакция бабушки |
Какой урок усвоил? |
|
Не уверен в правильности своей 1. Купил всем бедным детям по свистульке. Проявляет заботу о других. |
«Доброе лицо старушки выражало даже |
Урок: «Бедным детям надо играть и резвиться». Несмотря на малый |
|
Стремление сделать бедных ребятишек счастливыми |
|||
Понял, в чём дело и стал 2. Покупает: -девушкам — старушкам — — -купил себе |
«Бабушка |
Урок: « От радости всякий человек бодрее Бабушка одобряет его заботу о других. Рубль не исчезает и после того, |
|
«Накупил вещи слишком рискованные» 3. Купил |
«..на |
Урок: испытание гордыней. Лесков описывает, как в человеке зарождается гордыня. «Я сам был |
|
Незнакомое чувство зарождается «Мне стало беспокойно и скучно» |
|||
Группа 3.
«Стать выше человека со стекляшками». Анализ глав 6-7.
Урок:
испытание славой.
На ярмарке
Миколаша встречается человеком, который, «всех толще и всех
опытнее». Он показывает мальчику, что все его благодеяния уже никто и не
помнит («вас уж теперь все позабыли»). Это вызывает в душе героя
чувство обиды, ведь он так старался всем угодить. Пузан указал ему на человека
в сверкающем жилете, который вызвал всеобщее внимание. Миколаше стало обидно:
только что он был в центре внимания, ему льстило всеобщее благоговение, а
теперь он остался один, и даже бабушка исчезла. В отчаянии мальчик решает
потратить деньги на никчемный жилет, который даже не греет, а стеклянные
пуговицы излучают холодный, тусклый блеск. Желание купить жилет привело к
исчезновению неразменного рубля. Герой не проходит испытание во сне. Он
просыпается в слезах. Слезы как символ очищения, раскаяния.
Приложение 1.
Задачи урока:
- учить находить и формулировать идею рассказа;
- развивать навыки анализа художественного текста;
- совершенствовать умение грамотно формулировать собственную точку зрения, приводить аргументацию;
- воспитывать внимание к слову, чувство любви и сострадания к людям, вызвать стремление к самопознанию
Форма: урок-беседа
Предварительная работа: прочитать рассказ Н.С.Лескова «Неразменный рубль», записать в тетради основные события общественно-политической жизни России второй половины XIX века, особенности жанра святочного рассказа; индивидуальные задания: презентация «Святки», создание портретов главных героев рассказа
Ход урока
1. Оргмомент, целеполагание
Сегодня на уроке мы будем работать с несколько непривычным для нас произведением, созданным очень необычным писателем. Мы осознаем необычность рассказа только при условии полного погружения в текст и обращения к эпохе, когда оно было создано, ведь без этого нельзя понять ни одно произведение художественной литературы.
2. Проверка домашнего задания
Николай Семенович Лесков – русский писатель и публицист. Он жил и творил во второй половине XIX века.
— Назовите основные события общественно-политической жизни России этого периода. (1853-1856 г. – Крымская война, 1855 г. – вступление на престол Александра II, 1861 г. – отмена крепостного права, 1877-1878 г. – русско-турецкая война, 1881 г. – убийство Александра II)
3. Слово учителя об эпохе второй половины XIX века
Вторую половину XIX века называют по-разному: «эпоха реформ», «время зарождения революционного движения в России», «период царствования Александра II». Действительно, в истории России эти годы ознаменовались, прежде всего, осуществлением реформ, направленных на преобразование всех сфер социально-экономической жизни, что повлекло за собой существенные изменения в общественном сознании.
Русский человек традиционно воспитывался в христианской вере. Однако русские мыслители XIX века стали увлекаться западноевропейскими учениями, в результате чего в России появляются нигилисты – люди, отрицающие общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, а в первую очередь отрицающие христианство, духовную жизнь человека. Нигилисты утверждали, что в центре всего находится разумный человек, который не должен чувствовать никакой зависимости от Бога, в том числе и за несоблюдение нравственных законов. И люди задумались: «Как жить дальше? На основе чего должно развиваться русское общество?» Этот вопрос о путях развития России расколол общество. Многие стали сторонниками мирных реформ, эволюционного пути развития, но часть русской интеллигенции все надежды связывала с революционными преобразованиями.
— А какую же позицию в этом вопросе занимал Н.С.Лесков?
4. Работа с биографической справкой и презентацией
Обратимся к краткой биографии писателя. Познакомьтесь с ней самостоятельно и попробуйте предположить, каким видел путь развития России Н.С.Лесков?
Биографическая справка (см. Приложение), презентация
(Слайд №1) Н.С.Лесков вырос в русской провинции, был воспитан в религиозной семье на заповедях Христа. Именно с христианством он связывал свои надежды на обновление общественной жизни. По мнению Лескова, если каждый человек будет жить по библейским заповедям, хранить завет Иисуса Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», то это приведет к духовному спасению не только отдельной личности, но и всего общества.
(Слайд №2) Но многие люди того времени придерживались иных взглядов, они выступали за революционные преобразования. А кто-то разделял точку зрения французского мыслителя Жан-Жака Руссо, который утверждал: «Всякий человек хорош в хороших обстоятельствах».
— Согласны ли вы с этим высказыванием?
Лесков же отрицал идею революции и считал, что главное в жизни не обстоятельства, а человек и что надо начинать с изменения нравственного самосознания.
Лесков в XIX веке понимал, что человеку часто приходится делать выбор между добром и злом и слишком часто он слаб или безволен, потому что нравственность, духовность уходят из жизни. Он надеялся, что в будущем на основе веры в Христа миром будут править добро и любовь.
— А сбылись ли надежды Лескова в XXI веке? Почему?
(Слайд №3) И в наше время, к сожалению, миром не правит любовь, мы теряем духовность, мы себя не знаем. А познать себя – основная задача человека, особенно юного. Так один из современных подвижников русской церкви обращает внимание на то, что у каждого человека есть задача: «…увидеть себя каков ты есть на самом деле, познакомиться с самим собой, а это очень важное знакомство, ведь огромное число людей так и проживают свой век так и не узнав себя, мы ведь имеем лишь те или иные представления и фантазии о самих себе в зависимости от наших тщеславия, гордыни, обид, амбиций. А истина, сколь горько нам это ни покажется, такова, что мы «несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и глухи…»
(Слайд №4) Горькие слова, но Н.С.Лесков верил, что нравственную основу личности составляют здоровые начала, доброта, сострадание: «Двойственность в человеке возможна, — допускает он, — но глубочайшая «суть» его все-таки там, где его лучшие симпатии».
Писатель глубоко изучил Евангелие и в своих произведениях часто показывал, как душа человека возрождается, как к людям приходит очищение и спасение. Так в творчество Лескова входит тема Рождества Спасителя.
(Слайд №5) Рождество – самый счастливый праздник христианской культуры.
— А почему он так важен для людей?
(В основе этого праздника заложена идея добра, чуда, любви)
Рождество – это рождение человека-Бога, который был послан, чтобы помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее. И души людей радуются в атмосфере всеобщей доброжелательности целых 12 дней, а называется этот период Святками. К сожалению, в наше время традиция праздновать Святки почти утрачена, как и многие другие традиции русского народа. Давайте попробуем почувствовать дух того времени и вспомним приметы святочных дней.
Рассказ учащегося по презентации
(Слайд №6) Святки – 12 дней от Рождества до Крещения. По одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Рождество Иисуса Христа. Это дни радости о том, что родился Спаситель человечества.
(Слайд №7) Существует еще одно предположение: слово «святки» происходит от старославянского слова «свиатки», что в переводе означает «души предков». Люди с древних времен верили, что в эти две недели на землю спускаются души умерших и в воздухе витает нечистая сила.
(Слайд №8) Роль нечистой силы традиционно выполняли ряженые, надевавшие рогатые и бородатые маски и громкими криками пугавшие прохожих.
(Слайд №9) Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
(Слайд №10) На святки колядовали: молодые парни и девушки ходили по деревне с песнями и у каждого двора «кликали» Коляду, а хозяевам дома желали жизненных благ.
(Слайд №11) Заканчиваются святочные праздники на Крещение, когда во льду реки или озера делают прорубь в форме креста, и все желающие окунаются в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
(Слайд №12) В святочные дни принято ходить в гости, навещать больных, стариков, заключенных, бедняков, дарить подарки и делать добрые дела, чтобы малоимущие и обездоленные тоже получили возможность от души радоваться празднику Рождества Христова и ожидать рождения чуда.
5. Беседа о жанре святочного рассказа
Сегодня 18 января, заканчиваются святочные дни. Если бы на дворе был XIX век, страницы многих газет и журналов сейчас были бы заполнены трогательными, иногда мистическими, иногда наивными рассказами о чудесных историях, приключившихся на Святках. Да и в наше время в православных журналах стали появляться подобные истории. (Демонстрация учащимся детских православных журналов). А если бы мы открыли детский журнал «Задушевное слово» за 1883 год, то обнаружили бы в нем святочный рассказ Н.С.Лескова «Неразменный рубль».
— А что характерно для святочного рассказа? (Приуроченность действия к святкам, герой – ребенок, потому что праздник установлен в память о Младенце. Счастливый финал. Назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.)
— Почему Лесков обратился именно к этому жанру?
В России существовала традиция семейного чтения. И дети к Рождеству в специальных газетах и журналах находили удивительные истории и читали их вместе с родителями. В святочных рассказах писатель обращает читателей к тому духовному опыту, который был дан две тысячи лет назад. В этих произведениях воплощается особое душевное состояние, переживаемое христианином во время Рождества Христова: обостренное чувство любви к ближнему, милосердие, сострадание.
В святочных рассказах обязательно присутствует добро и зло. Эти произведения назидательны, но мораль в них не высказывается прямо. Нравственный вывод читатель должен сделать самостоятельно, отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?»
6. Акцентное вычитывание
Попытаемся и мы ответить на этот вопрос, погрузившись в текст святочного рассказа Лескова.
— Поделитесь своими впечатлениями, постарайтесь вспомнить, какие чувства вы испытали после прочтения.
— Не показалось ли вам странным название этого святочного рассказа?
— Кто рассказывает в 1 главе поверье о неразменном рубле? (Взрослый человек)
— Как этот человек относится к поверью? (Не верит в него, оно пустое)
И тут появляется союз «но», и возникает чудо – мы переносимся в прошлое, когда герой-повествователь был маленьким мальчиком и верил во все чудеса, в том числе и в чудо неразменного рубля. Существует 2 времени и 2 пространства: «настоящее» взрослого человека, умудренного опытом, и его же «прошлое», когда он был ребенком, свободным от груза грехов, проблем, обязательств: «Когда я был маленьким мальчиком, и я тоже этому верил».
— Как автору со 2 главы удается убедить нас, что о дальнейших событиях говорит ребенок?Какие лексические и словообразовательные средства помогают нам понять это? (Появляется лексика, характерная для речи ребёнка. Писатель воспроизводит устную речь героя, сохраняя его интонацию («О, — говорю, — бабушка, я вам очень благодарен…»). Мы замечаем детскую наивность и некоторую самоуверенность.)
— Каким вы представляете мальчика?
Индивидуальное сообщение учащегося и пояснения к портрету героя, который вывешивается на доску. Над портретом написать «чистая душа»
Я считаю, что мальчик является главным героем. Его зовут Миколаша. Ему 8 лет, он чуткий, наблюдательный, достаточно твёрдый по характеру, умеет принимать необходимые, с его точки зрения, решения. Почему он такой? Он дворянин, воспитан в теплом кругу своей семьи по старым христианским традициям, которые существовали в 19 веке в дворянских семьях. У него добрые, доверительные отношения с бабушкой, няней. Но создавать портрет этого героя было сложно, так как нет его развёрнутой характеристики. Описания внешности Миколаши нет. Мне кажется, для автора важным является не внешний вид героя, а его внутренняя характеристика.
— Какие поступки совершает мальчик, когда у него появляется неразменный рубль, и как они характеризуют мальчика? (Когда у мальчика появляется неразменный рубль, то онсовершает «нужные» покупки. Миколаша добрый, отзывчивый, внимательный.)
— Какие чувства он испытывает, когда всем смог принести радость? (Чувство удовольствия)
— А какая постоянно повторяющаяся фраза помогает нам понять, что герой волнуется? ( «Я опустил руку и… мой неразменный рубль был в моем кармане»)
— Во что к концу 5 главы трансформируется чувство удовольствия от собственного благородства? (Мы видим самоуверенного героя: «…я уже не допрашивал её выразительных взоров. Я сам был центр всего…», «мне хотелось, чтобы… все обо мне говорили — как я умён, богат и добр».)
Под портретом мальчика подписать «гордыня, тщеславие»
— А почему Миколаше «стало беспокойно и скучно»? (Мальчик хвалится собой и забывает про добрые дела, это не приносит душе радость, душа страдает.)
— Зачем автор именно в этот момент вводит в повествование нового героя – ярмарочного торговца? (Он начинает искушать мальчика и просит обладателя неразменного рубля посмотреть по сторонам именно тогда, когда в душе добро исчезает)
— Почему все забыли про благодеяния мальчика? (Они окружили какого-то длинного, сухого человека.)
— Каким предстает перед нами этот герой?
Индивидуальное сообщение учащегося и пояснения к портрету героя, который вывешивается на доску. Над портретом написать «искушение», «испытание»
Длинного, сухого человека не очень сложно было изобразить, он ничего не имел привлекательного, у него поверх полушубка был надет длинный полосатый жилет, а на нём нашиты стекловидные пуговицы, от которых исходило слабое, тусклое блистание. Этот человек никому не делал ничего хорошего, он просто шел, но, как пишет автор, «вся ярмарка отвалила в сторону и окружила» его. Не случайно автор использует просторечное слово «отвалила», все эти люди напоминают необразованную, невоспитанную толпу, которая не отличает истинные ценности от ложных. И еще автор использует говорящую деталь – жилет. Он надет поверх полушубка. А зачем такой жилет нужен человеку? Он не греет, но привлекает к себе взгляды окружающих. Блеск пуговиц – это желание казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Мне кажется, люди часто прельщаются чем-то ярким, но при этом пустым.
— А какие средства художественной выразительности помогают автору передать психологическое состояние мальчика в тот момент, когда от него все отвернулись? (Антитеза: внимание окружающих к чему-то яркому, но ничтожному и добрые дела, которые оказались незамеченными неблагодарными людьми. Эпитет «стекловидные пуговицы», оксюморон «тусклое блистание», оценочное наречие «лукаво улыбнулся».Но мальчик в силу возраста не может понять обмана.)
Под портретом мальчика написать «обида, амбиции», а под портретом длинного человека – «грех»
Выразительное чтение учителем 7 главы
— Почему неразменный рубль исчез? При помощи каких языковых средств автор показывает душевное состояние героя? (Повтор слова «быстрее», в последнем абзаце мы видим сплошные многоточия и слышим прерывистую, взволнованную, отчаянную речь мальчика, лишившегося неразменного рубля.)
— На самом ли деле происходит история с неразменным рублём? (Автор использует художественный приём сна. Именно во сне мальчик столкнулся с искушением.)
Грань между сном и реальностью почти неуловима и намеренно стирается автором. Лишь в финале указание на пробуждение: «Я горько заплакал и … проснулся». Сон Миколаши можно отнести и к «вещим снам», и к «духоводительным», как говорил сам Лесков, снам-видениям, позволяющим познать себя.
— Кто из героев, по-вашему, является выразителем авторской позиции и каким предстает перед нами?
Индивидуальное сообщение учащегося и пояснения к портрету героя, который вывешивается на доску. Под портретом написать «мудрость, опыт жизни», «ангел»
Бабушка – носитель жизненной мудрости, опыта: «Помни, что отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко, как ты думаешь». Бабушка олицетворяет любовь, душевность, мудрость, дом. Она становится символом света, чистоты и истины в этом произведении. Не случайно в описании бабушки Лесков использует эпитет цвета – белый («белые руки, белый чепчик»), он становится доминантой образа. Она помогает внуку понять, что добрый поступок приносит человеку радость и понимание того, что истинный дар всегда бескорыстен. Бабушка – воплощение мудрости, нравственного человеческого опыта.
Есть в рассказе символическая деталь, которая объединяет все повествование. В ней сосредоточен смысл рассказа. Это неразменный рубль.
— Как вы поняли, что же такое неразменный рубль? (Бабушка толкует сон внука, раскрывает нравственную силу народного поверья, тем самым формулируя мораль, нравоучительный смысл рассказа: нельзя разменять добрую душу, веру, «талант, данный человеку Провидением». Неразменный рубль – это сам человек, его душа, которую нужно сохранить в чистоте, гармонии и целостности.)
— В борьбе нравственного чувства и гордыни побеждает совесть. Но дается эта победа с трудом. Ребенок плачет, причем дважды. Почему? (Первый раз от страха, а потом вместе с бабушкой, происходит очищение души слезами, подобно тому, как при Крещении вода смывает все прегрешения, вольные или невольные.)
Под портретом бабушки написать сострадание, добро, очищение
Стереть с доски «грехи» мальчика
— Можно ли сказать, что Миколаша остался прежним? (Многое осознал, начал разбираться в себе)
— Так в чем, по-вашему, заключается идея рассказа?
— Зачем нам сейчас следует читать произведения Лескова? (Лесков пишет о своей эпохе, но затрагивает вечные проблемы. Только помогая ближнему, мы можем испытать настоящую радость и ощущение полного счастья. Никогда не нужно идти против своей совести. Через страдания, через осознание своего несовершенства, через испытания и искушения мы начинаем понимать себя.)
А теперь прочтем последнюю фразу рассказа.
— Кто её произносит? (Взрослый человек)
— Почему именно ему доверяет Лесков закончить рассказ?
События многолетней давности не отпускают взрослого повествователя, так как нравственный заряд, полученный в детстве, определил его жизнь на многие годы, потому что в восьмилетнем возрасте он впервые понял, что человек обязан отдавать себе отчет в своих мыслях и поступках, оценивать каждый свой шаг, то есть познавать себя. Н.С.Лесков в своём рассказе реализует мотив рождественского чуда как внутреннее преображение человека на основе духовно-нравственных и религиозных ценностей.
7. Итог урока
Сегодня мы попробовали более детально и внимательно прочесть рассказ Лескова и выяснили, что творческая манера писателя необычайна, неповторима и самобытна. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны путем самосовершенствования ее граждан, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.
8. Домашнее задание
— А у вас есть вопросы к себе?
— В вашей жизни были подобные случаи, которые помогли вам лучше узнать себя?
Напишите дома об этом небольшое эссе, можно анонимно, можно не всем, потому что не каждый отважится поговорить об этом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткая биография Н. С. Лескова
- 1831 – родился в сельце Горохове Орловского уезда в семье небогатого судейского служащего. Воспитывался в религиозных традициях. Его дед был священником.
- 1841 – уезжает учиться в Орловскую гимназию.
- 1847 – не доучившись, начал службу чиновником в Орловской палате уголовного суда.
- 1849 – переведен в Киев и становится чиновником казенной палаты. Основательно изучает богословие, философию, иконопись, языки.
- 1857 – оставил государственную службу, сопровождал крестьян на новые земли, разъезжал много по стране.
- 1860 – в газетах выходят первые заметки, статьи, очерки, которые поразили всех глубоким проникновением в народную психологию.
- 1861 – переехал в Петербург.
- 1862 – начинают печататься рассказы Лескова о деревенской жизни и губительных последствиях крепостнического строя.
- 1864 – роман «Некуда», Лесков развенчал нигилизм как философское, социальное и этическое учение.
- 70-е годы – появляются произведения национально-исторической проблематики. Лесков рассуждает о необходимости духовно-религиозного единения национальных сил. Создает цикл «Праведники», главные герои которого хранят заветы Иисуса Христа.
- 80-е годы – обратился к жанрам, связанным с традициями фольклора и древнерусской литературы. В святочных рассказах, притчах, легендах, сказках воплотил свои представления об идеальном человеке. Стремился просветить народ, сделать христианство действительным убеждением каждого человека.
- 1895 – умер от приступа астмы. Похоронен на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.
Презентация
Задачи урока:
учить находить и формулировать идею рассказа;
развивать навыки анализа художественного текста;
совершенствовать умение грамотно формулировать собственную точку зрения, приводить аргументацию;
воспитывать внимание к слову, чувство любви и сострадания к людям, вызвать стремление к самопознанию
Форма: урок-беседа
Предварительная работа: прочитать рассказ Н.С.Лескова «Неразменный рубль», записать в тетради основные события общественно-политической жизни России второй половины XIX века, особенности жанра святочного рассказа; индивидуальные задания: презентация «Святки», создание портретов главных героев рассказа.
Ход урока
1. Оргмомент, целеполагание
Сегодня на уроке мы будем работать с несколько непривычным для нас произведением, созданным очень необычным писателем. Мы осознаем необычность рассказа только при условии полного погружения в текст и обращения к эпохе, когда оно было создано, ведь без этого нельзя понять ни одно произведение художественной литературы.
2. Проверка домашнего задания
Николай Семенович Лесков – русский писатель и публицист. Он жил и творил во второй половине XIX века.
— Назовите основные события общественно-политической жизни России этого периода. (1853-1856 г. – Крымская война, 1855 г. – вступление на престол Александра II, 1861 г. – отмена крепостного права, 1877-1878 г. – русско-турецкая война, 1881 г. – убийство Александра II)
3. Слово учителя об эпохе второй половины XIX века
Вторую половину XIX века называют по-разному: «эпоха реформ», «время зарождения революционного движения в России», «период царствования Александра II». Действительно, в истории России эти годы ознаменовались, прежде всего, осуществлением реформ, направленных на преобразование всех сфер социально-экономической жизни, что повлекло за собой существенные изменения в общественном сознании.
Русский человек традиционно воспитывался в христианской вере. Однако русские мыслители XIX века стали увлекаться западноевропейскими учениями, в результате чего в России появляются нигилисты – люди, отрицающие общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, а в первую очередь отрицающие христианство, духовную жизнь человека. Нигилисты утверждали, что в центре всего находится разумный человек, который не должен чувствовать никакой зависимости от Бога, в том числе и за несоблюдение нравственных законов. И люди задумались: «Как жить дальше? На основе чего должно развиваться русское общество?» Этот вопрос о путях развития России расколол общество. Многие стали сторонниками мирных реформ, эволюционного пути развития, но часть русской интеллигенции все надежды связывала с революционными преобразованиями.
— А какую же позицию в этом вопросе занимал Н.С.Лесков?
4. Работа с биографической справкой и презентацией
Обратимся к краткой биографии писателя. Познакомьтесь с ней самостоятельно и попробуйте предположить, каким видел путь развития России Н.С.Лесков?
Биографическая справка (см. Приложение), презентация
(Слайд №1) Н.С.Лесков вырос в русской провинции, был воспитан в религиозной семье на заповедях Христа. Именно с христианством он связывал свои надежды на обновление общественной жизни. По мнению Лескова, если каждый человек будет жить по библейским заповедям, хранить завет Иисуса Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», то это приведет к духовному спасению не только отдельной личности, но и всего общества.
(Слайд №2) Но многие люди того времени придерживались иных взглядов, они выступали за революционные преобразования. А кто-то разделял точку зрения французского мыслителя Жан-Жака Руссо, который утверждал: «Всякий человек хорош в хороших обстоятельствах».
— Согласны ли вы с этим высказыванием?
Лесков же отрицал идею революции и считал, что главное в жизни не обстоятельства, а человек и что надо начинать с изменения нравственного самосознания.
Лесков в XIX веке понимал, что человеку часто приходится делать выбор между добром и злом и слишком часто он слаб или безволен, потому что нравственность, духовность уходят из жизни. Он надеялся, что в будущем на основе веры в Христа миром будут править добро и любовь.
— А сбылись ли надежды Лескова в XXI веке? Почему?
(Слайд №3) И в наше время, к сожалению, миром не правит любовь, мы теряем духовность, мы себя не знаем. А познать себя – основная задача человека, особенно юного. Так один из современных подвижников русской церкви обращает внимание на то, что у каждого человека есть задача: «…увидеть себя каков ты есть на самом деле, познакомиться с самим собой, а это очень важное знакомство, ведь огромное число людей так и проживают свой век так и не узнав себя, мы ведь имеем лишь те или иные представления и фантазии о самих себе в зависимости от наших тщеславия, гордыни, обид, амбиций. А истина, сколь горько нам это ни покажется, такова, что мы «несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и глухи…»
(Слайд №4) Горькие слова, но Н.С.Лесков верил, что нравственную основу личности составляют здоровые начала, доброта, сострадание: «Двойственность в человеке возможна, — допускает он, — но глубочайшая «суть» его все-таки там, где его лучшие симпатии».
Писатель глубоко изучил Евангелие и в своих произведениях часто показывал, как душа человека возрождается, как к людям приходит очищение и спасение. Так в творчество Лескова входит тема Рождества Спасителя.
(Слайд №5) Рождество – самый счастливый праздник христианской культуры.
— А почему он так важен для людей?
(В основе этого праздника заложена идея добра, чуда, любви)
Рождество – это рождение человека-Бога, который был послан, чтобы помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее. И души людей радуются в атмосфере всеобщей доброжелательности целых 12 дней, а называется этот период Святками. К сожалению, в наше время традиция праздновать Святки почти утрачена, как и многие другие традиции русского народа. Давайте попробуем почувствовать дух того времени и вспомним приметы святочных дней.
Рассказ учащегося по презентации
(Слайд №6) Святки – 12 дней от Рождества до Крещения. По одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Рождество Иисуса Христа. Это дни радости о том, что родился Спаситель человечества.
(Слайд №7) Существует еще одно предположение: слово «святки» происходит от старославянского слова «свиатки», что в переводе означает «души предков». Люди с древних времен верили, что в эти две недели на землю спускаются души умерших и в воздухе витает нечистая сила.
(Слайд №8) Роль нечистой силы традиционно выполняли ряженые, надевавшие рогатые и бородатые маски и громкими криками пугавшие прохожих.
(Слайд №9) Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
(Слайд №10) На святки колядовали: молодые парни и девушки ходили по деревне с песнями и у каждого двора «кликали» Коляду, а хозяевам дома желали жизненных благ.
(Слайд №11) Заканчиваются святочные праздники на Крещение, когда во льду реки или озера делают прорубь в форме креста, и все желающие окунаются в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
(Слайд №12) В святочные дни принято ходить в гости, навещать больных, стариков, заключенных, бедняков, дарить подарки и делать добрые дела, чтобы малоимущие и обездоленные тоже получили возможность от души радоваться празднику Рождества Христова и ожидать рождения чуда.
5. Беседа о жанре святочного рассказа
Сегодня 18 января, заканчиваются святочные дни. Если бы на дворе был XIX век, страницы многих газет и журналов сейчас были бы заполнены трогательными, иногда мистическими, иногда наивными рассказами о чудесных историях, приключившихся на Святках. Да и в наше время в православных журналах стали появляться подобные истории. (Демонстрация учащимся детских православных журналов). А если бы мы открыли детский журнал «Задушевное слово» за 1883 год, то обнаружили бы в нем святочный рассказ Н.С.Лескова «Неразменный рубль».
— А что характерно для святочного рассказа? (Приуроченность действия к святкам, герой – ребенок, потому что праздник установлен в память о Младенце. Счастливый финал. Назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.)
— Почему Лесков обратился именно к этому жанру?
В России существовала традиция семейного чтения. И дети к Рождеству в специальных газетах и журналах находили удивительные истории и читали их вместе с родителями. В святочных рассказах писатель обращает читателей к тому духовному опыту, который был дан две тысячи лет назад. В этих произведениях воплощается особое душевное состояние, переживаемое христианином во время Рождества Христова: обостренное чувство любви к ближнему, милосердие, сострадание.
В святочных рассказах обязательно присутствует добро и зло. Эти произведения назидательны, но мораль в них не высказывается прямо. Нравственный вывод читатель должен сделать самостоятельно, отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?»
6. Акцентное вычитывание
Попытаемся и мы ответить на этот вопрос, погрузившись в текст святочного рассказа Лескова.
— Поделитесь своими впечатлениями, постарайтесь вспомнить, какие чувства вы испытали после прочтения.
— Не показалось ли вам странным название этого святочного рассказа?
— Кто рассказывает в 1 главе поверье о неразменном рубле? (Взрослый человек)
— Как этот человек относится к поверью? (Не верит в него, оно пустое)
И тут появляется союз «но», и возникает чудо – мы переносимся в прошлое, когда герой-повествователь был маленьким мальчиком и верил во все чудеса, в том числе и в чудо неразменного рубля. Существует 2 времени и 2 пространства: «настоящее» взрослого человека, умудренного опытом, и его же «прошлое», когда он был ребенком, свободным от груза грехов, проблем, обязательств: «Когда я был маленьким мальчиком, и я тоже этому верил».
— Как автору со 2 главы удается убедить нас, что о дальнейших событиях говорит ребенок?Какие лексические и словообразовательные средства помогают нам понять это? (Появляется лексика, характерная для речи ребёнка. Писатель воспроизводит устную речь героя, сохраняя его интонацию («О, — говорю, — бабушка, я вам очень благодарен…»). Мы замечаем детскую наивность и некоторую самоуверенность.)
— Каким вы представляете мальчика?
Индивидуальное сообщение учащегося и пояснения к портрету героя, который вывешивается на доску. Над портретом написать «чистая душа»
Я считаю, что мальчик является главным героем. Его зовут Миколаша. Ему 8 лет, он чуткий, наблюдательный, достаточно твёрдый по характеру, умеет принимать необходимые, с его точки зрения, решения. Почему он такой? Он дворянин, воспитан в теплом кругу своей семьи по старым христианским традициям, которые существовали в 19 веке в дворянских семьях. У него добрые, доверительные отношения с бабушкой, няней. Но создавать портрет этого героя было сложно, так как нет его развёрнутой характеристики. Описания внешности Миколаши нет. Мне кажется, для автора важным является не внешний вид героя, а его внутренняя характеристика.
— Какие поступки совершает мальчик, когда у него появляется неразменный рубль, и как они характеризуют мальчика? (Когда у мальчика появляется неразменный рубль, то онсовершает «нужные» покупки. Миколаша добрый, отзывчивый, внимательный.)
— Какие чувства он испытывает, когда всем смог принести радость? (Чувство удовольствия)
— А какая постоянно повторяющаяся фраза помогает нам понять, что герой волнуется? ( «Я опустил руку и… мой неразменный рубль был в моем кармане»)
— Во что к концу 5 главы трансформируется чувство удовольствия от собственного благородства? (Мы видим самоуверенного героя: «…я уже не допрашивал её выразительных взоров. Я сам был центр всего…», «мне хотелось, чтобы… все обо мне говорили — как я умён, богат и добр».)
Под портретом мальчика подписать «гордыня, тщеславие»
— А почему Миколаше «стало беспокойно и скучно»? (Мальчик хвалится собой и забывает про добрые дела, это не приносит душе радость, душа страдает.)
— Зачем автор именно в этот момент вводит в повествование нового героя – ярмарочного торговца? (Он начинает искушать мальчика и просит обладателя неразменного рубля посмотреть по сторонам именно тогда, когда в душе добро исчезает)
— Почему все забыли про благодеяния мальчика? (Они окружили какого-то длинного, сухого человека.)
— Каким предстает перед нами этот герой?
Индивидуальное сообщение учащегося и пояснения к портрету героя, который вывешивается на доску. Над портретом написать «искушение», «испытание»
Длинного, сухого человека не очень сложно было изобразить, он ничего не имел привлекательного, у него поверх полушубка был надет длинный полосатый жилет, а на нём нашиты стекловидные пуговицы, от которых исходило слабое, тусклое блистание. Этот человек никому не делал ничего хорошего, он просто шел, но, как пишет автор, «вся ярмарка отвалила в сторону и окружила» его. Не случайно автор использует просторечное слово «отвалила», все эти люди напоминают необразованную, невоспитанную толпу, которая не отличает истинные ценности от ложных. И еще автор использует говорящую деталь – жилет. Он надет поверх полушубка. А зачем такой жилет нужен человеку? Он не греет, но привлекает к себе взгляды окружающих. Блеск пуговиц – это желание казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Мне кажется, люди часто прельщаются чем-то ярким, но при этом пустым.
— А какие средства художественной выразительности помогают автору передать психологическое состояние мальчика в тот момент, когда от него все отвернулись? (Антитеза: внимание окружающих к чему-то яркому, но ничтожному и добрые дела, которые оказались незамеченными неблагодарными людьми. Эпитет «стекловидные пуговицы», оксюморон «тусклое блистание», оценочное наречие «лукаво улыбнулся».Но мальчик в силу возраста не может понять обмана.)
Под портретом мальчика написать «обида, амбиции», а под портретом длинного человека – «грех»
Выразительное чтение учителем 7 главы
— Почему неразменный рубль исчез? При помощи каких языковых средств автор показывает душевное состояние героя? (Повтор слова «быстрее», в последнем абзаце мы видим сплошные многоточия и слышим прерывистую, взволнованную, отчаянную речь мальчика, лишившегося неразменного рубля.)
— На самом ли деле происходит история с неразменным рублём? (Автор использует художественный приём сна. Именно во сне мальчик столкнулся с искушением.)
Грань между сном и реальностью почти неуловима и намеренно стирается автором. Лишь в финале указание на пробуждение: «Я горько заплакал и … проснулся». Сон Миколаши можно отнести и к «вещим снам», и к «духоводительным», как говорил сам Лесков, снам-видениям, позволяющим познать себя.
— Кто из героев, по-вашему, является выразителем авторской позиции и каким предстает перед нами?
Индивидуальное сообщение учащегося и пояснения к портрету героя, который вывешивается на доску. Под портретом написать «мудрость, опыт жизни», «ангел»
Бабушка – носитель жизненной мудрости, опыта: «Помни, что отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко, как ты думаешь». Бабушка олицетворяет любовь, душевность, мудрость, дом. Она становится символом света, чистоты и истины в этом произведении. Не случайно в описании бабушки Лесков использует эпитет цвета – белый («белые руки, белый чепчик»), он становится доминантой образа. Она помогает внуку понять, что добрый поступок приносит человеку радость и понимание того, что истинный дар всегда бескорыстен. Бабушка – воплощение мудрости, нравственного человеческого опыта.
Есть в рассказе символическая деталь, которая объединяет все повествование. В ней сосредоточен смысл рассказа. Это неразменный рубль.
— Как вы поняли, что же такое неразменный рубль? (Бабушка толкует сон внука, раскрывает нравственную силу народного поверья, тем самым формулируя мораль, нравоучительный смысл рассказа: нельзя разменять добрую душу, веру, «талант, данный человеку Провидением». Неразменный рубль – это сам человек, его душа, которую нужно сохранить в чистоте, гармонии и целостности.)
— В борьбе нравственного чувства и гордыни побеждает совесть. Но дается эта победа с трудом. Ребенок плачет, причем дважды. Почему? (Первый раз от страха, а потом вместе с бабушкой, происходит очищение души слезами, подобно тому, как при Крещении вода смывает все прегрешения, вольные или невольные.)
Под портретом бабушки написать сострадание, добро, очищение
Стереть с доски «грехи» мальчика
— Можно ли сказать, что Миколаша остался прежним? (Многое осознал, начал разбираться в себе)
— Так в чем, по-вашему, заключается идея рассказа?
— Зачем нам сейчас следует читать произведения Лескова? (Лесков пишет о своей эпохе, но затрагивает вечные проблемы. Только помогая ближнему, мы можем испытать настоящую радость и ощущение полного счастья. Никогда не нужно идти против своей совести. Через страдания, через осознание своего несовершенства, через испытания и искушения мы начинаем понимать себя.)
А теперь прочтем последнюю фразу рассказа.
— Кто её произносит? (Взрослый человек)
— Почему именно ему доверяет Лесков закончить рассказ?
События многолетней давности не отпускают взрослого повествователя, так как нравственный заряд, полученный в детстве, определил его жизнь на многие годы, потому что в восьмилетнем возрасте он впервые понял, что человек обязан отдавать себе отчет в своих мыслях и поступках, оценивать каждый свой шаг, то есть познавать себя. Н.С.Лесков в своём рассказе реализует мотив рождественского чуда как внутреннее преображение человека на основе духовно-нравственных и религиозных ценностей.
7. Итог урока
Сегодня мы попробовали более детально и внимательно прочесть рассказ Лескова и выяснили, что творческая манера писателя необычайна, неповторима и самобытна. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны путем самосовершенствования ее граждан, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.
8. Домашнее задание
— А у вас есть вопросы к себе?
— В вашей жизни были подобные случаи, которые помогли вам лучше узнать себя?
Напишите дома об этом небольшое эссе, можно анонимно, можно не всем, потому что не каждый отважится поговорить об этом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткая биография Н. С. Лескова
1831 – родился в сельце Горохове Орловского уезда в семье небогатого судейского служащего. Воспитывался в религиозных традициях. Его дед был священником.
1841 – уезжает учиться в Орловскую гимназию.
1847 – не доучившись, начал службу чиновником в Орловской палате уголовного суда.
1849 – переведен в Киев и становится чиновником казенной палаты. Основательно изучает богословие, философию, иконопись, языки.
1857 – оставил государственную службу, сопровождал крестьян на новые земли, разъезжал много по стране.
1860 – в газетах выходят первые заметки, статьи, очерки, которые поразили всех глубоким проникновением в народную психологию.
1861 – переехал в Петербург.
1862 – начинают печататься рассказы Лескова о деревенской жизни и губительных последствиях крепостнического строя.
1864 – роман «Некуда», Лесков развенчал нигилизм как философское, социальное и этическое учение.
70-е годы – появляются произведения национально-исторической проблематики. Лесков рассуждает о необходимости духовно-религиозного единения национальных сил. Создает цикл «Праведники», главные герои которого хранят заветы Иисуса Христа.
80-е годы – обратился к жанрам, связанным с традициями фольклора и древнерусской литературы. В святочных рассказах, притчах, легендах, сказках воплотил свои представления об идеальном человеке. Стремился просветить народ, сделать христианство действительным убеждением каждого человека.
1895 – умер от приступа астмы. Похоронен на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.
«Давайте будем добрее» Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С Лескова «Неразменный рубль»
«Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.» В. Гюго
Николай Семенович
Лесков вырос в русской провинции, был воспитан в религиозной семье на заповедях Христа. Считал, что если каждый человек будет жить по библейским заповедям и хранить завет Иисуса Христа « Возлюби ближнего твоего, как самого себя», то это приведёт к духовному спасению не только личности, но и всего общества. Надеялся, что в будущем на основе веры в Христа миром будут править добро и любовь. Познать самого себя – основная задача Лескова.
Рождество – самый счастливый праздник христианской культуры.
В основе этого праздника заложена идея добра, чуда, любви.
Святки – 12 дней от Рождества до Крещения. Слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Рождество Иисуса Христа.
Роль нечистой силы традиционно выполняли ряженые.
В Рождество колядовали.
Возможность заглянуть в своё будущее – гадания.
Заканчиваются святочные гуляния Крещением
«…увидеть себя, каков ты есть на самом деле, познакомиться с самим собой, а это очень важное знакомство, ведь огромное число людей так и проживают свой век , так и не узнав себя, мы ведь имеем лишь те или иные представления и фантазии о самих себе в зависимости от наших тщеславия, гордыни, обид, амбиций. А истина, сколь горько нам это ни покажется, такова, что мы «несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и глухи…»
Авторский вывод: Для героев важно делать добро для себя, собственной души, а не ради людской благодарности. Помогая ближним, мальчик испытывает счастье, радость. Автор стремится пробудить в ребёнке любовь и сострадание к людям. В основе рассказа звучит нравственная христианская проблематика.
Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на тему «Над чем меня заставил задуматься рассказ «Неразменный рубль»»
Спасибо за внимание!
|
© 2012 — 2023 Международное сообщество педагогов «Я — Учитель!» |
Я — Учитель! —————————— О проекте ……………………………………… Обратная связь ……………………………………… Отзывы о сообществе ……………………………………… Баннеры, награды ……………………………………… Образовательные сайты ……………………………………… Реклама на сайте
|
|
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР). Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. |
Опубликовать разработку ………………………………………… Получить свидетельство ………………………………………… Создать блог |
Партнеры сообщества: ——————————— Конкурсы Рунета …………………………………………. Детский портал «ПочемуЧка» …………………………………………. Конкурсы «Любознайка» …………………………………………. Мастерилкино …………………………………………. ПедБлог |
Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Открытый урок по теме: «Идейно-художественное своеобразие рассказа Н.С.Лескова «Неразменный рубль» Подготовка к сочинению » Подготовила Кабанова В.И, учитель.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Открытый урок по теме: «Идейно-художественное своеобразие рассказа Н.С.Лескова «Неразменный рубль» Подготовка к сочинению » Подготовила Кабанова В.И, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 902
2
Николай Семенович Лесков ( )
3
Рассказ «Неразменный рубль»
4
5
Поверье Примета Ворожат Ярмарка Словарная работа:
6
7
8
9
ПокупкиОтношение бабушки Мнение мальчика 1.Глиняные свистульки мальчика. 2.Девушкам по платью, старушкам по головному платку, 2-е сердоликовые запонки невесте 3.Очень много сласти и орехи себе 4.Пластирь 5.Наборный поясной ремень 6.Гармонь 7.Жилет со стекляшками
10
ПокупкиОтношение бабушки Мнение мальчика 1.Глиняные свистульки мальчика. Лицо выражало удовольствие, одобрение Счастлив… Я могу действовать смелее 2.Девушкам по платью, старушкам по головному платку, 2-е сердоликовые запонки невесте Ты сделал очень хорошо, обрадовал… радость 3.Очень много сласти и орехи себе 4.Пластирь 5.Наборный поясной ремень 6.Гармонь На бабушку не смотритНе пустое и не излишнее дело получит утешении, не будет скорбеть покупал все больше и шире.. — накупил вещи слишком рискованные. Мне стало беспокойно и скучно 7.Жилет со стекляшками Бабушки не было, да я о ней и забыл, ярмарка отвалила в сторону во мне зашевелилось чувство досады. Ужасно обидно, я почувствовал долг и призвание стать выше человека со стекляшками —-заплакал и проснулся
11
Слайд 1
Рождественский рассказ как жанр литературы.
Рассказ Лескова
«Неразменный рубль»
Слайд 2
Рождество.
Издавна зимой люди праздновали не только Новый год, но и
Рождество. Это большой праздник христианской церкви. В Европе Рождество встречают в конце года 25 декабря. И лишь православная русская церковь отмечает этот праздник две недели спустя, 7 января.
1. Отмечают ли Рождество в вашей семье?
2. Знаете ли вы, почему праздник получил такое название?
Слайд 3
В нашей стране Рождество почитали и широко отмечали до 1929
года. После праздник был забыт. В большинстве семей отмечать его перестали. И только церковь 6 и 7 января устраивала праздничные службы. Вместе с переменами в политической и экономической жизни в Россию вернулось Рождество.
Слайд 4
Рождество в России всегда праздновали радостно и весело. Накануне украшали
дома и улицы. Магазины, лавочки и рынки бурлили: все покупали подарки, угощения к празднику. Невозможно себе представить настоящее Рождество без восхитительной, нарядной и душистой елочки.
Слайд 5
Никто не садился за стол до появления первой вечерней звезды
в память о звезде, по которой волхвы узнали о рождении Иисуса Христа. В сочельник или в Рождественскую ночь люди зажигали и ставили на окна свечи, на улицах зажигали костры, чтобы «согреть новорожденного Иисуса Христа». Маленькие мальчики с бумажными звездами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по городу и стучали в те дома, где на окнах были зажженные свечи. Они шутили, устраивали представления, плясали, пели рождественские песни, славящие Христа.
Слайд 6
Хозяева обязаны были пригласить певцов в дом к столу или
щедро наградить их рождественскими угощениями. Не принять христославов считалось грехом – нарушением божьих заповедей – для хозяина и обиды для тех, кто славил Христа.
Слайд 7
Колядовать начинали с рождественского сочельника. Шумной веселой ватагой парни, девушки
и мальчики врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать.
Слайд 8
Как вы думаете, почему праздник Рождества так важен для людей?
Что
вы ждете от этого праздника?
Вспомните, в каких произведениях русских писателей описываются рождественские праздники?
Слайд 9
Н.С. Лесков
1831-1895
Жизнь Л.С. Лескова даровала ему массу разнообразных впечатлений. Отец
писателя вышел из рода священнослужителей, получил дворянство по чину, впоследствии стал мелким помещиком; мать была полудворянского-полукупеческого происхождения. Будущий писатель уже с детства знакомился с русской жизнью в богатом разнообразии ее бытовых укладов. Пятнадцати лет от роду он попал на службу и десять лет прослужил мелким чиновником – сперва в Орле, затем в Киеве. Потом бросил казенную службу и стал торговым агентом. Эта деятельность дала Лескову особенно много разнообразных впечатлений.
Писателем Лесков стал уже в тридцатилетнем возрасте (в 1861году), обладая запасом жизненных наблюдений, который не истощился за долгие годы непрестанной литературной работы.
Слайд 10
Можно ли рассказ Н.С. Лескова «Неразменный рубль» считать рождественским рассказом?
Аргументируйте свой ответ.
Обратимся к названию рассказа. Какие читательские проекции можно сделать по названию рассказа?
Подберите другие заголовки к рассказу. Почему автор выбрал именно это название?
4. Обратимся к первой главе рассказа. Что нового мы узнаем?
5. Что вы понимаете под словами «поверье», «неразменный»? Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля.
Слайд 11
Лексическая работа.
Поверье – предание, основанное на суеверных представлениях. Предание –
переходящий из уст в уста, от поколения к поколению, рассказ о былом, легенда.
Неразменный – такой, который нельзя разменять, не подлежащий размену.
Неразменный рубль (или пятак) – в сказках: волшебный рубль (или пятак), всегда остающийся у владельца, несмотря на утрату.
Слайд 12
1. Кто может стать владельцем волшебного рубля? Что необходимо для
этого сделать?
2. Почему надо взять непременно черную кошку? Что вы знаете об этом животном?
3. Подумайте, что символизирует перекресток? Почему одна из дорог ведет к кладбищу?
4. Какую роль имеет кладбище?
Слайд 13
Переходим ко второй главе.
1. Кто является главным героем? Что вы
можете сказать о нем?
2. Когда происходит действие рассказа? Что вы можете сказать о художественном времени?
3. Какие опасности ждут тех людей, которые отважились добыть неразменный рубль?
4.Обратимся к толковому словарю. Найдите значение слова «дьявол», «распутье».
5. Каким представлено художественное пространство во второй главе?
Слайд 14
Лексическая работа.
Дьявол — злой дух или глава злых духов, «нечистой
силы», противостоящий богу, толкающий человека к греху, властелин ада, олицетворения зла.
Распутье:
1. Перекресток двух или нескольких дорог; перепутье
2. На распутье (быть, стоять и т.п.) в состоянии сомнения, раздумья, не зная, как действовать, не решаясь сделать выбор.
Слайд 15
Иллюстрация к рассказу
«Неразменный рубль».
Ученика 5 «В» класса
Борчикова Александра
1. Какая
заветная мечта была у мальчика?
2. Хотели бы вы стать обладателем этой чудесной монеты?
3. Подберите синонимы к слову «чудесная». Задумайтесь, почему автор выбрал именно это слово?
4. Придумайте заголовок ко второй главе?
Слайд 16
Переходим к III главе.
1. Кто еще является главным героем рассказа?
2.
Найдите разговор бабушки с мальчиком. Прочитаем диалог по ролям.
3. О чем предостерегает бабушка своего внука?
4. Почему мальчик просит пойти её с ним? Согласилась ли она?
Слайд 17
Эпизод на «Ярмарке».
1. Обратимся к эпизоду «на Ярмарке». Перескажите его
кратко.
2. Какие незнакомые слова вам встретились? Обратимся к толковому словарю В.И. Даля. Объясним их значения.
3. Что покупал мальчик на ярмарке?
4. Как бабушка относилась к его покупкам?
5. Что почувствовал мальчик, совершая покупки?
6. В какой момент появляется человек с блестящими пуговицами?
7. Прочитаем диалог по ролям.
Слайд 18
Лексическая работа.
Грош – старинная медная монета в две копейки, позднее
полкопейки.
Онуча – длинная широкая полоса ткани для обмотки ноги (при обувании в лапти). Холщевые, шерстяные онучи.
Лыко – луб молодой липы, ивы и некоторых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы.
Картуз – мужской головной убор с жестким козырьком, неформенная фуражка.
Патока – густое сладкое вещество, получаемое из крахмала.
Сердолик – полудрагоценный камень красного или оранжевого цвета.
Слайд 19
1. Найдите описание жилета, в который был одет незнакомец.
2.
Что особенного было в этом жилете? Как к человеку относились все окружающие?
3. Что почувствовал мальчик? Почему?
4. Как события развиваются дальше? Расскажите.
5. Так что же такое неразменный рубль? Почему рассказ называется именно так?
6. Чему учит этот рассказ?
7.Давайте еще раз назовем признаки рождественских рассказов.
Иллюстрация к рассказу
«Неразменный рубль».
Ученика 5 «В» класса
Трусова Павла