Анализ «Легенда о Данко» Горький
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 159.
Обновлено 16 Июля, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 159.
Обновлено 16 Июля, 2021
Данко – это герой третьей части рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” (1894). Легенда о нём, на первый взгляд, – просто красивая история, но это и призыв к благородным поступкам, к действиям во имя жизни ближних. Писатель учит ценить таких людей, как Данко, идти за ними к «свету», стремиться быть похожими на них. Основной мотив легенды – благородство, склонность к самопожертвованию людей, готовых на всё ради спасения своего народа, племени. Произведение изучают в 7 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1894.
История создания – «Легенда о Данко» – третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». В 1891 году М. Горький побывал в Бессарабии. Местные легенды вдохновили его на написание произведения. Замысел поэт воплотил только спустя три года.
Тема – Главные темы произведения – трусость слабых людей, не способных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство и подвиги истинных героев.
Композиция – Композиция третьей части рассказа Горького несложная: рассказывает легенду старуха Изергиль, чтобы показать, какими сильными бывают люди. Сюжет легенды линейный. Внесюжетные элементы играют второстепенную роль.
Жанр – Легенда
Направление – Романтизм.
История создания
Побывав в 1891 г. в Бессарабии, М. Горький захотел запечатлеть колорит южного края в литературе. Так в 1894 г. появился рассказ «Старуха Изергиль». О годе написания свидетельствуют письма М. Горького, адресованные В.Г. Короленко.
Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Признаки данного направления видим и в «Легенде о Данко».
Впервые произведение было напечатано в «Самарской газете» весной 1895 г. как часть рассказа «Старуха Изергиль».
Тема
В произведении М. Горький раскрыл вечные темы: трусость слабых людей, не способных сделать шаг навстречу новой жизни; благородный подвиг человека-гуманиста. Они тесно переплетаются между собой и определяют проблемы произведения: человек и общество, гуманизм, жизнь «во тьме».
Данко – молодой герой, который пожертвовал собой ради других людей. Он повёл народ к новой жизни, он осветил им дорогу, хотя для этого ему пришлось вынуть из груди своё пылающее сердце. Он не обращал внимания на то, что люди его не понимают, перестают ему доверять. Таким образом, в произведении проявляется романтический конфликт между человеком и обществом. Данко не чувствует себя «своим» среди «тёмных» людей, но его душа наполнена благородными порывами. О своей жизни в этот момент он совсем не думает. Старуха Изергиль ставит Данко в пример слабому духом современному поколению, указывая на смысл легенды.
Прислушиваться к благородным порывам своего сердца, учиться видеть такие стремления в окружающих людях – вот чему учит «Легенда о Данко».
Композиция
Анализ «Легенды о Данко» стоит продолжить характеристикой формальной и смысловой организации. Легенда – третья часть рассказа «Старуха Изергиль». Композиция этой части несложная: рассказывает историю старуха Изергиль, чтобы показать, какими героями могут быть некоторые люди. Сюжет легенды линейный: события развиваются последовательно от экспозиции к развязке. Внесюжетные элементы играют второстепенную роль.
Жанр
Жанр произведения – легенда, так как в его основе вымышленные события и персонажи. Некоторые исследователи считают произведение М. Горького «Легенда о Данко» притчей, так как в ней чётко выражена поучительная составляющая. Направление «Легенды о Данко» – романтизм, о чём свидетельствуют такие признаки: в центре произведения проблема человека и общества, герой отчуждён от других людей, его душа устремлена к благородным поступкам.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Фёдор Низовцев
10/10
-
Андрей Романов
10/10
-
Елена Оробец
8/10
-
Мырзагуль Кутманалы-Кызы
10/10
-
Алексей Бочкарёв
10/10
-
Ольга Попова
9/10
-
Сергей Ефремов
6/10
-
Энже Сова
10/10
-
Елена Паршина
8/10
-
Vika Giraeva
10/10
Рейтинг анализа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 159.
А какую оценку поставите вы?
«Легенда о Данко», на первый взгляд, – просто красивая история, пересказанная М. Горькому. На самом деле, это призыв к благородным поступкам, к действиям во имя жизни ближних. Писатель учит ценить таких людей, как Данко, идти за ними к «свету», стремиться быть похожими на них. Произведение изучают в 7 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку.
Краткий анализ
Год написания – 1894
История создания – «Легенда о Данко» – часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». В 1891 г. М. Горький побывал в Бессарабии. Местные легенды вдохновили его на написание произведения. Замысел поэт воплотил только спустя 3 года.
Тема – Главные темы произведения – поколение слабых людей, неспособных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство людей-гуманистов.
Композиция – Композиция произведения несложная, что связано с тем, что рассказывает легенду старуха Изергиль. Сюжет легенды линейный. Несюжетные элементы играют второстепенную роль.
Жанр – Легенда
Направление – Романтизм.
Сочинение про Данко (старуха Изергиль)
Данко — герой произведения Горького «Старуха Изергиль». Это крепкий молодой человек, которому свойственно человеколюбие и самопожертвование во имя благих целей.
Характер у героя мужественный, бесстрашный. Данко не боится собственной погибели, если дело касается здоровья и благополучия людей, которых он любит. Помимо этого, он очень милосерден и сострадателен. Данко обладает спортивной внешностью. Он красив, молод и умен. Это человек, который готов взять на себя тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей.
Герой обладает харизмой, он хороший оратор: именно поэтому люди верят ему и следуют за ним. Будучи представителем древнего племени, Данко чтил традиции своих предков, переживал за судьбу и будущее своих соплеменников.
Он мечтал о том, чтобы подарить свободу всем людям, которых любит. Его жизненная позиция была такова: отдать всего себя во имя спасения и счастливой жизни для других.
За такие положительные черты характера люди поверили Данко: ведь даже в тот момент, когда все отвернулись от него, он пожертвовал собой ради их блага. Смысл существования Данко сводился к следующему: «Что я сделал, делаю и буду делать для людей?», «Чем я готов пожертвовать ради людей?»
Совершенный им подвиг возводит Данко в ранг героя. Для этого человека истинное счастье заключается в том, чтобы жить и творить для других. Несмотря на все эти положительные качества, Данко одинок и у него изначально возникает конфликт с толпой. Но он жертвует самым дорогим — жизнью, чтобы освятить путь людям.
Грустно становится от того, что народ в большинстве своем принял подвиг Данко как должное. В тот момент, когда обессиленный и умирающий герой падает на землю, народ радуется и веселится. Но даже умирая, Данко ничуть не сожалел о своем поступке. Самопожертвование — это его идеал и жизненный принцип, которому он остался верен до последнего вздоха.
В образе Данко прослеживается революционная борьба, характерная для того периода истории. Загнанные в убогие места люди олицетворяют угнетенный рабочий класс и крестьянство, а Данко — лучик солнца в темном царстве, словно революционер, готов повести народ к победам и счастливому будущему.
История создания
Побывав в 1891 г. в Бессарабии, М. Горький захотел запечатлеть колорит южного края в литературе. Так в 1894 г. появился рассказ «Старуха Изергиль». О годе написания свидетельствуют письма М. Горького, адресованные В. Г. Короленко.
Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Признаки данного направления видим и в «Легенде о Данко».
Впервые произведение было напечатано в «Самарской газете» весной 1895 г. как часть рассказа «Старуха Изергиль».
Популярные сочинения
- Сочинение Особенности пьесы Гроза
В середине девятнадцатого века ныне известный драматург затеял путешествие по Волге в рамках необычной, этнографической экспедиции. Его путевые заметки, содержащие в себе случаи из жизни - Характеристика общества в Горе от ума сочинение
Общество, в труде Горе от ума, разделилось на противоположные мнения – с одной стороны, это прогрессивная молодежь, а с другой-крайне консервативные помещики старой школы - Составьте рассказ о своей учёбе используя план
В школе мы изучаем много разных предметов. Мы учимся правильно писать на уроке русского языка, грамотно строить предложения. Учим слова и фразы по-английски на уроке иностранного
Тема
В произведении М. Горький раскрыл вечные темы: поколение слабых людей, неспособных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство людей-гуманистов. Они тесно переплетаются между собой и определяют проблемы произведения: человек и общество, гуманизм, жизнь «во тьме».
Данко – парень, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. Герой готов был вести народ к свету, к новой жизни. Он не обращал внимания на то, что люди его не понимают, перестают ему доверять. Таким образом, в произведении проявляется романтический конфликт между человеком и обществом. Данко не чувствует себя «своим» среди «темных» людей, но его душа наполнена благородными порывами. Чтобы осветить народу путь парень вырывает из груди пылающее сердце. О своей жизни в этот момент он совсем не думает. Данко Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика, указывая на смысл легенды.
Прислушиваться к благородным порывам своего сердца, учиться видеть такие стремления в окружающих людях – вот чему учит «Легенда о Данко».
Анализ 3
В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» ярким примером любви к людям и самопожертвования является легенда о Данко. Само произведение наполнено глубоким смыслом, как и большинство произведений этого автора.
В лице Данко Максим Горький показывает человека, который ставит на первое место интересы общества, его жизнь наполнена благородными порывами, он старается помочь всем, часто даже тем, кто этого не заслуживает. Главный герой произведения наделен лучшими человеческими качествами: доброта, честность, смелость и любовь к близким людям. Данко идет на всё ради спасения дорогих ему людей.
В легенде говорится о людях, живших в мире полном счастья и беззаботности, но наступил момент, когда явились чужие племена и прогнали людей в глубь леса. Их окружали могучие деревья, переплетенные между собой, огромные заросли, сквозь которые не мог пробиться и луч солнца. Тогда им пришлось отправиться в сложный путь на поиски нового места, где они смогли бы вновь жить, радуясь каждому лучу солнца и блестящей, играющей волнами реке. Тогда они и решили выдвигаться. В Данко они увидели сильного и смелого человека, и воскликнули: «Веди ты нас!». И он повел. На пути они встретили множество трудностей, люди выбились из сил и не могли идти дальше. «– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!».
Люди обезумели от злости, и никто даже не вспомнил о том, что именно они выбрали его, просили вести их. Его слов никто не слушал, и когда они хотели было убить его, Данко разорвал себе грудь, вытащил сердце, которое светилось ярким пламенем любви к своему народу, и поднял его над головами людей. «Идем!» — крикнул он. И люди пошли, словно зачарованные, смотря на сердце в его руках. Лес расступался перед ним и он вывел людей на широкие степные земли, а потом гордо засмеялся, затем упал, и умер. Люди же, полные радости, даже не заметили его смерти, но один человек, заметив пылающее сердце испугался и наступил на него ногой, от чего оно рассыпалось на множество искр и потухло. В этот вечер река, отражающая последние лучи заката, казалась ярко красной, как кровь, которая била из груди отважного и необычайно смелого человека — Данко.
В данном произведении автор обратил внимание на актуальную во все времена проблему — эгоизм. Главный герой был совершенно иной, не такой как все. Он стремился сделать хоть что то для людей, которые были абсолютно эгоистичны, думали лишь о себе. И ради них он отдал жизнь, пусти они того и не заслуживали. Таким образом, Максим Горький поведал о существовании человека, готового отдать жизнь за свой народ, который в минуты радости даже не вспомнил своего героя и отплатил ему тем, что уничтожил сердце, которое билось за них и спасло от верной смерти в лесной глуши.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Отца в повести Детство↑ ГорькийЛитературное направление рассказа Старуха Изергиль →
Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»
Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему романтическому периоду творчества М.Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу ради людей. Этим произведением писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. В горьковском романтизме отразилась вера в будущую победу, оптимистические настроения.
Сюжет рассказа построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и на легендах о Ларре и Данко. В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям.
От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала.
Горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
Писатель наделяет человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.
Образ Данко воплощает в себе идеал человека–гуманиста и личность большой духовной красоты. Этот образ в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.
Композиционно легенда о Данко стоит в заключении всего рассказа, что позволяет выдвинуть идею подвига, самопожертвования на первый план. Жанр истории о Данко можно определить как легенду, сказочную историю, то есть в повествовании существует момент условности. Началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди, но затем их прогнали иные племена (развитие действия). Кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Развязкой становится повествование о том, что « … еще пылает рядом с трупом Данко его нежное сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…».
Легенда о Данко предваряется словами Изергиль о том, что она не видит больше сильных людей — в этих словах содержится пафос будущего повествования. Затем сюжет уже излагается в прямой хронологической последовательности. В повествовании отсутствуют внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления.
Образ Данко создается с помощью нескольких приемов: характеристика героя рассказчиком (косвенное выражение), речь самого Данко. Однако главным все же является характеристика героя посредством его поступков. Внутри же всего рассказа используется прием сопоставления и противопоставления.
Речь персонажей взволнованна и напориста. Прием сопоставления (противопоставления) используется также на уровне герой-толпа и выявляет главный идейный смысл произведения. Лейтмотивом характера Данко можно взять строки из другого горьковского произведения: «… безумству храбрых поем мы славу» («Песнь о соколе»).
Художественное время и пространство легенды условно, а речевая и интонационная организация в целом однородна. Лексический рисунок насыщен эпитетами («веселые, сильные люди»), метафорами («каменные деревья», «воздушные цветы»), эмоционально-оценочной лексикой («своротить», «душа», «тоска», «роптать»), олицетворениями («ветер бил», «страх родился», «ужас сковал»). Все эти приемы традиционны для романтических жанров и произведений устного народного творчества.
Легенда о Данко становится одним из главных произведений в процессе формирования Горьким своей концепции личности, в утверждении писателя, что в жизни есть место подвигам. И свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.
Третье повествование главной героини — красивая «Легенда о Данко». Анализ сюжета позволяет отнести это сочинение к раннему, романтическому периоду творчества русского Буревестника.
Смерть за други своя
После поездки на юг Российской Империи, в том числе и в Бессарабию, Алексей Пешков, которому тогда едва исполнилось 23 года, был полон впечатлений. Однако изложить их на бумаге сумел лишь 3 года спустя.
Старуха-румынка с экзотическим именем Изергиль многое в жизни видела и помнила, так что было о чём поговорить с молодым собеседником. Её последний рассказ поведал о юном герое, который спас своих соплеменников.
Когда нагрянула беда
Это было очень давно. С трёх сторон те земли были окружены тёмным, мрачным лесом, а с четвёртой простиралась бескрайняя степь. Много лет на равнине жили свободолюбивые и сильные люди, но однажды всё изменилось.
На мирное племя напали враги. Они оказались сильнее и захватили земли. Побеждённые не смогли отстоять родной край, они считали, что не имеют права погибнуть. Аргумент был таков: вместе с ними навсегда исчезнут древние заветы. На основе этих правил строили жизнь не только эти люди, но и их предки.
Пришлось сняться с привычных мест и уйти в дремучий старый лес. Там было сумрачно даже средь бела дня, так плотно сплелись вверху ветви огромных деревьев. Но иногда сквозь этот полог всё же побивался солнечный луч.
Но такое желанное ранее, теперь солнечное тепло стало врагом: луч, прорвавшись вниз, пытался согреть землю. Только её там почти не было. Зато нагревались зловонные болота, и тогда смертельно опасные испарения убивали людей. Одного за другим. Женщины рыдали над умершими детьми и взрослыми.
А ночью становилось ещё страшнее. Чтобы согреться, нужно было жечь костры. Только вот тьма вокруг них, казалось, становилась ещё гуще и непрогляднее, а пляшущие тени в воспалённом воображении превращались в ужасных духов, населяющих лес и зловонную жижу болот. Они словно окружали беженцев и поджидали свою новую жертву.
Люди впали в отчаяние, не видели способа спастись. Многих охватил страх, появились ростки малодушия. Начали даже звучать робкие предложения, мол, не лучше ли вернуться и потерять свободу, но сохранить жизнь.
Трудный путь к свободе
И всё же нашёлся среди этой толпы несчастных и измученных один, который не сдался. Это был молодой и красивый парень по имени Данко.
Он предложил людям встать и идти вперёд, в чащу. Так можно пересечь лес. Ведь нет таких зарослей, которые бы не кончались, а там — опять вольный простор!
Люди воспрянули духом, а мечта вновь оказаться на воле придала сил. Данко повёл этих измождённых детей, мужчин и женщин. Многие на этом пути погибли в болотах. Силы покидали людей, казалось, что чаща становится всё гуще, и выхода нет.
Стало нарастать недовольство. Кое-кто даже говорил, что зря они всё доверились такому неопытному юнцу. Но однажды разразилась сильная гроза:
- стало ещё темнее;
- огромные деревья сначала глухо шептали, а потом стали грозно гудеть и шуметь;
- громовые раскаты и ослепительные всполохи молний ещё больше напугали людей.
В темноте то тут, то там к идущим тянулись ветви. И тогда казалось, что лес ожил и старается схватить, удержать всех в своём плену.
Ослабевшие люди пали духом и ощутили собственное бессилие. Признаться в этом даже себе они не хотели. Тогда чувства переросли в гнев и ярость, обращённые на того, кто по-прежнему шёл впереди, увлекая за собой. В толпе раздавались угрозы, вожака даже хотели убить. А лес торжествующе гудел вокруг.
Подвиг во имя будущего
Отчаявшиеся и потерявшие надежду соплеменники когда-то поверили Данко. Но они пошли за ним бездумно, как это делает стадо овец. Теперь же парень видел перед собой совершенно других людей: озлобившихся и уподобившихся диким зверям, готовых совершить убийство. Надеяться на то, что в их душах проснётся хоть малая толика здравого смысла и былого благородства, не приходилось.
Негодуя, он смотрел на любимое родное племя. Но он всё-таки понимал, что эти люди погибнут, если он не продолжит начатое дело. А ещё Данко было жалко их.
И вдруг в его сердце от сильного желания спасти этих несчастных, обезумевших от отчаяния, загорелся великий и священный огонь. Отблеском этого пламени засияли глаза смельчака, и он, вырвав сердце из своей груди, поднял руку высоко, как только смог.
От увиденного люди сначала окаменели, и лес удивился, зашумел верхушками деревьев. Такого ещё никогда не было: Данко сжимал в ладони собственное сердце, а оно сияло, словно факел, освещая всё вокруг.
И он повёл своё племя вперёд. Только теперь люди не просто шли за ним, они бежали. Некоторые погибали в болотной трясине, но уже никто не жаловался и не плакал. Быстрее, ещё быстрее!
Лес, который казался бесконечно большим, вдруг расступился, и тьма исчезла в сиянии дня. Получилось так, как и говорил Данко.
Под тёплым и ласковым солнцем степные травы стояли, омытые дождём и сияли бриллиантовыми сполохами дождевых капель. Червонным золотом сияли воды реки, отражая зарево заката. Эта красота так очаровала всех, что никто и не вспомнил о своём спасителе.
А Данко был счастлив и горд: он сумел выполнить то, что задумал. Он ещё раз окинул взглядом вольный простор — и упал. Трава обагрилась горячей кровью. Данко умер, но его сердце ещё горело.
И тогда кто-то из тех, кого спас смельчак, испугался. Он подошёл и стал прямо на сияющий огонь. Сердце рассыпалось на мелкие кусочки и угасло. Только иногда в виде голубых искр перед начинающейся грозой эти осколки и теперь можно увидеть в степи.
Кратко «Легенду о Данко» можно выразить в нескольких словах. Это качества, характеризующие героя и сделавшие возможной историю его подвига:
- любовь к свободе;
- благородство и доброта́ к соплеменникам;
- отвага и самопожертвование ради людей без всякой мысли о наградах и почестях.
Особенности художественного произведения
В первый год XX столетия «Старуху Изергиль» и «Легенду о Данко», которая была заключительной, третьей историей в рассказе, издали в Санкт-Петербургской типографии товарищества «Общественная польза». Тогда это сочинение Горького назвали очерком. Современные исследователи творчества русского и советского писателя относят эту работу к романтическим рассказам, но при этом подчёркивают, что из-за поучительного повествования «Легенду о Данко» можно отнести и к жанру притчи.
Тема произведения — слабые и безвольные люди как угроза прогрессу и самому существованию общества. Лишь под влиянием сильных и отважных лидеров толпа может сделать шаг к будущему и изменить свою жизнь.
Структуру легенды можно назвать простой, и это совершенно оправданно, ведь это не рассказ самого́ автора. Он только изложил то, что ему у костра поведала старая румынка Изергиль.
Композиция представлена несколькими частями:
- Экспозицией является сообщение о смелых и весёлых людях, живших очень давно.
- В завязке описано, как степное племя было вынуждено уйти в лес.
- Действие развивается в рассказе о страшных потерях и потрясениях, выпавших на долю изгнанников, страданиях людей и желании молодого героя спасти своё племя от гибели.
- Кульминацией легенды стала сцена, когда юный герой, вырвав собственное пылающее сердце, освещает путь отчаявшимся людям.
- В развязке всё не так однозначно, ведь Данко погибает, а большинство людей, вырвавшихся из страшной тьмы, даже не замечает этого.
Автор не выделяет из толпы хотя бы каких-либо персонажей, подчёркивая, что безвольные и слабые люди безлики. В комфортных для себя условиях они были весёлыми, сильными и даже смелыми, но в сложной ситуации сломались, не выдержали.
Главная мысль
Используя красочные описания для отображения образа храброго юноши, Горький старается донести главную мысль: герой достоин самого искреннего уважения. И достоин народной памяти, даже если он делает это из альтруистических побуждений и не ждёт наград за свой подвиг. И о каждом таком Данко стоит написать повесть.
Особо звучит сцена, в которой кто-то осторожный растоптал пылающее сердце смельчака, спасшего всех. Почему он это сделал? Разные причины могли подтолкнуть к такому шагу.
Возможно, этот человек «мудро» рассудил, что лучше как-нибудь стереть из памяти не самые приятные воспоминания. Например, о том, как всё племя разуверилось, потеряло волю к жизни и стало бессильным, причём не только в физическом смысле.
Или это был тот, кто в будущем станет принижать значение поступка Данко и приписывать себе мифические заслуги перед обществом. Кто знает. Истории известно немало таких случаев.
Рассказ «Старуха Изергиль», краткое содержание которого можно отыскать ниже, Максим Горький считал своим лучшим творением. Оно относится к раннему творчеству писателя, однако завораживает интересными персонажами, поворотами сюжета и композицией. Рассмотрим краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» и проанализируем его.
«Старуха Изергиль»: краткое содержание
Знакомство с творчеством талантливого русского и советского писателя, а также прозаика и драматурга Максима Горького будет неполным, если не прочитать рассказ «Старуха Изергиль». Краткий пересказ позволит составить общее впечатление о сюжете и героях произведения и понять, стоит ли прочесть творение полностью.
Запрос «М. Горький “Старуха Изергиль”» зачастую поступает от учеников и студентов. Они хотят понять, кто такая старуха Изергиль, узнать о других персонажах, осмыслить, что же хотел сказать читателям Максим Горький.
«Старуха Изергиль» — необычное произведение, завораживающее и поучительное. Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием всех трех глав рассказа.
Легенда о Ларре и Данко открывает и закрывает произведение, в середине же читатель познакомится с воспоминаниями Изергиль.
Вот как можно рассказать о произведении «Старуха Изергиль» кратко:
«Старуха Изергиль»: легенда о Ларре
Множество веков назад существовала «страна большой реки», где обитало племя, занимающееся земледелием и охотой. Однажды народ потрясло ужасное событие — девушку похитил гигантский орел. Ее поиски проходили долгое время, однако так и не увенчались успехом, а затем о девушке попросту забыли.
Через 20 лет она вернулась, и не одна, а со взрослым сыном, отцом которого стал тот самый орел. Сама же величественная птица, начав стареть, свела счеты с жизнью, бросившись на острые скалы.
Ребенок орла был невероятно красив, но очень горд и холоден. Для него не существовало авторитетов, старейшин племени он воспринимал как равных. Такое поведение предводители не оценили и отказались принять сына орла в племя. Впрочем, гордый юноша только раззадорился от этой новости.
Выбрав красивую девушку, он подошел к ней и заключил в объятия, но порыв его пришелся не по нраву даме. Она была дочерью старейшины, поэтому боялась разгневать отца. Сын орла не смог смириться с тем, что его отвергли, и убил девушку.
Преступление не осталось незамеченным — юношу связали и решили казнить. Пока обдумывался план, на разговор к сыну орла пришел мудрец и спросил, зачем же он так поступил с девушкой. На это парень дал простой ответ: он желал ее, но его оттолкнули.
Долгие разговоры с сыном орла дали понять, что он до жути самовлюбленный, не испытывает ни к кому любви и не станет довольствоваться малым, а будет брать то, что захочет. Такое поведение обрекало юношу на пожизненное одиночество, поэтому старейшины решили, что именно это станет для него самого самым суровым наказанием. Сына орла отпустили на свободу и дали ему прозвище Ларра.
Оказавшись предоставленным самому себе, Ларра жил, словно вольная птица. Время от времени он наведывался к племени, похищал девушек и животных. В сына орла раз за разом летела куча стрел, но они не наносили ему никакого вреда. Тело его словно защищала невидимая броня высшей кары.
Шли десятилетия, Ларра вел все тот же образ жизни. Но однажды он подошел к людям и не начал защищаться. Народ сообразил, что сын орла хочет смерти, поэтому не стал вступать в схватку, чтобы не облегчать его участь. Сын орла попытался ударить себя в грудь ножом, однако тот сломался. Ларра ударился головой о землю, но та ушла из-под ног.
Теперь люди точно осознали: ничто не может убить сына орла. С этих времен Ларра скитался бесплотной тенью, поплатившейся за безмерную гордыню.
Рассказ «Старуха Изергиль»: воспоминания старухи
Рассказчик расположился на берегу, прислушиваясь к плеску волн, изредка поглядывая на старуху Изергиль, которая дремала рядом. Внезапно она открыла глаза и начала рассказывать удивительные истории о тех, кто однажды покорил ее сердце:
- В 15 лет она проживала в Румынии и занималась изготовлением ковров, когда познакомилась с юным рыбаком. Он уговорил девушку сбежать с ним, но к тому моменту уже надоел юной даме, поскольку толку от него не было.
- Оставив рыбака, Изергиль воспылала чувствами к озорному рыжему гуцулу. Однако рыбак так и не смог забыть юную красавицу и отправился к гуцулам. История закончилась плачевно: казнили и гуцула, и рыбака. Изергиль же издали наблюдала за происходящим.
- Следующей любовью стал зажиточный турок, в гареме которого девушка провела неделю. Спустя семь дней ей стало скучно, и она сбежала с сыном своего возлюбленного в Болгарию, где ее ранила ножом болгарка. Но Изергиль уже не помнит, что послужило причиной.
- За девушкой ухаживали в женском монастыре. Рядом же находилось еще одно церковное учреждение, где обитал брат монашки польских кровей, выходившей Изергиль. С ним девушка и отправилась в Польшу. Отношения снова не складывались. Поляк был остр на язык и нередко обижал Изергиль. Однажды дама не вытерпела, взяла его на руки и бросила в реку, уйдя с высоко поднятой головой.
- Жизнь в Польше оказалась трудной, Изергиль крутила отношения то с одним, то с другим мужчиной. Когда молодость начала стремительно подходить к концу и женщине исполнился четвертый десяток, она повстречала молодого красавца шляхтича по имени Аркадэк. Отношения продлились недолго, вскоре стареющая Изергиль надоела мужчине.
Однако на этот раз женщина осознала, что любовь к ней пришла настоящая, поэтому, когда она узнала, что Аркадэк отправился на войну и попал в плен, бросилась ему на помощь. Изергиль притворилась нищенкой, расправилась с часовым и освободила возлюбленного. Аркадэк пообещал, что будет любить ее вечно, но Изергиль решила оставить его, поскольку не хотела, чтобы с ней были из благодарности.
- Решив, что пора обзавестись семьей, дама заключила брак с молдаванином. Ее супруг умер, но подарил Изергиль прекрасные 30 лет совместной жизни.
Небо стремительно затягивали плотные грозные тучи, начали виднеться раскаты молнии. Обратив на них внимание, старуха Изергиль начала рассказ о Данко. И Ларра тут же вылетел из головы рассказчика, ведь история была еще более волнительной и интересной.
«Старуха Изергиль»: Данко
Многие века назад между густым лесом и степью обитало племя, люди которого были поистине смелыми и воинственными. Однако вскоре их размеренная и спокойная жизнь была нарушена: появились другие племена и прогнали их в лес.
Воздух там был ядовит, пропитался болотными испарениями. Жителей племени начали подкашивать болезни, стало ясно, что оставаться в лесу нельзя. Но что же делать, ведь их земли заняты отважными врагами, а бороться с ними не позволяют старинные заветы.
Шло время, страх неизбежности поселился в душах людей. Многие шептались, что стоило бы сдаться и стать рабами более сильных племен.
Однако этому не дано было случиться. Отважный и красивый Данко взял на себя груз ответственности и решил вывести народ из леса. Не задумываясь, люди последовали за храбрецом. Путь их был тернист, пролегал через болота, забравшие не одну жизнь, с каждой минутой двигаться становилось все труднее.
В один из дней тяжкого похода небо разразилось грозой, и эта ситуация подкосила боевой настрой племени. На голову Данко обрушилась масса упреков.
Юноша защищался как мог, парировал, что люди сами не смогли верно рассчитать силу на длительную дорогу. Тогда соплеменники приняли решение убить Данко. Но он не рассвирепел. Наоборот, он проникся жалостью к народу, из-за чего сердце его вспыхнуло огнем, а лучи засверкали в глазах.
Увидев это, соплеменники подумали, что Данко зол, поэтому начали подходить к нему вплотную, чтобы совершить казнь. Юноша догадался об их намерениях и испытал такую душевную горечь, что сердце начало гореть еще сильнее. Парень разорвал грудь руками, вынул сердце, поднял его над головой и повел людей за собой, освещая путь.
Вскоре показался свет, люди вышли в степь, Данко выполнил обещание, внезапно рассмеялся и умер. Сердце его все еще горело рядом с телом. Соплеменник, испугавшись, раздавил пылающее сердце, и рассыпалось оно множеством искр, а после погасло. С тех пор в степи перед грозой виднеются голубоватые искры — остатки сердца храброго Данко.
Закончив рассказывать, старуха мирно задремала, а рассказчик смотрел на нее и думал, много ли еще настолько красивых и захватывающих дух легенд она может поведать.
Читайте также: «На дне»: краткое содержание и анализ пьесы
«Старуха Изергиль»: анализ произведения
Запрашиваете «Данко, старуха Изергиль и легенда о Ларре»? Кратко мы уже ознакомились с произведением, что поможет подготовиться к его анализу.
Аналитическая справка дополнит картину прочитанного рассказа и поможет лучше понять, что читателям хотел донести Горький. «Старуха Изергиль» имеет следующие особенности:
- История создания рассказа.
В 1891 году Горький проводил время в Бессарабии, которая покорила его сердце добродушием людей и удивительными красотами природы. В этот момент он задумался о создании рассказа, в котором ключевую роль сыграет старуха, многое повидавшая на своем пути.
С момента появления идеи прошло три года, Горький приступил к написанию рассказа в 1892 году, о чем свидетельствуют его письма, отправленные писателю Короленко. Свет произведение «Старуха Изергиль» увидело в 1895-м. Его опубликовало периодическое издание «Самарская газета».
- Тема и проблематика рассказа.
Легенда о Ларре, Данко и воспоминания старухи отражают мотивы, которые характерны для романтических произведений. Горький сумел раскрыть их с помощью нестандартных сюжетных линий и образов персонажей. В рассказе основное внимание уделяется таким темам, как:
- Любовь, которую невозможно подчинить.
- Человек и его борьба с обществом.
- Судьба поколения слабого духом народа.
Первая часть рассказа — история о Ларре — окунает читателя в проблему общества и человека. Автор дает понять, что невозможно существовать без любви и поддержки окружающих. Одинокая жизнь — обманная дымка, которая вскоре развеивается и обнажает истинные чувства и желание дарить и получать тепло.
История старухи во второй части рассказа показывает, что не стоит замыкаться в себе и вешать на сердце замок. Даже если его не раз разбивали, как это случалось со старухой Изергиль, нужно уметь верить в лучшее и продолжать излучать свет.
В третьей части Горький вновь касается конфликта общества и человека, при этом Данко — абсолютная противоположность Ларры. Автор ставит его в пример поколению, слабому духом.
- Особенности жанра и композиции.
«Старуха Изергиль» — рассказ, поскольку имеет маленький объем. Направление же его — это романтизм. Некоторые литературоведы сходятся во мнении, что истории Ларры и Данко можно назвать притчами, ведь в них присутствует яркий поучительный финал.
Композиция произведения помогла Горькому раскрыть сразу три темы. Связующее звено между ними — диалог парня и старухи. «Старуха Изергиль» по жанру рассказ, в котором части, посвященные Ларре и Данко, — это легенды.
- Главные герои.
Каждый персонаж рассказа страстно любит жизнь. Во всех частях произведения Горький старается ответить на вопрос о том, в чем же состоит смысл жизни:
- Жить вне людей для себя, как поступал Ларра.
- Жить с людьми, но для себя, как вела себя Изергиль.
- Жить с людьми и для людей, как действовал Данко.
Максим Горький в рассказе коснулся поистине важных проблем, которые остаются актуальными и по сей день. Чтобы познать всю глубину произведения и авторский замысел, ознакомьтесь с кратким содержанием рассказа, а затем прочтите его полностью. Тогда удастся полностью погрузиться в произведение и понять мотивацию героев.
Читайте также: Максим Горький: биография, фото, личная жизнь
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1849722-staruha-izergil-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/
Анализ рассказа «Старуха Изергиль» (Максим Горький)
Творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской литературе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Справедливо будет сказать, что Горький – один из величайших русских писателей наравне с Толстым. Его ранний рассказ, «Старуха Изергиль», проливает свет на мировоззрение писателя в начале его творческой деятельности. Он позволяет нам увидеть тот путь, который писатель прошёл за свою жизнь.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Род, направление, жанр
- 3 Композиция и конфликт
- 4 Суть: о чем рассказ?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Основная идея
- 9 Чему учит?
- 10 Критика
История создания
Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения. В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими. Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.
Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.
«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».
Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма. Сам он был молод и готов к новым впечатлениям. Поэтому в качестве направления своего творчества он избрал романтизм — это был бунт против главенствующих тенденций в литературе того времени. Пока другие писатели акцентировали внимание на реальности, молодой автор изображал новый мятеж личности против толпы: его герой, как и сам Горький, шел против людей, но не ради себя, а ради их же блага. Данко был метафорическим отражением революционера того времени, а ведь именно к этому кругу принадлежал писатель. Подробнее о его увлечении революцией Многомудрый Литрекон написал здесь.
Род, направление, жанр
Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.
До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты.
- Местом действия писатель избрал экзотический южный край, которого практически не коснулась европейская цивилизация, населённый простыми, но благородными людьми.
- В центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом.
- Сказовая манера повествования в рассказе «Старуха Изергиль» переплетается с фольклорными мотивами, и в повествовании нередко появляются фантастические эпизоды. Это характерно для романтизма.
Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма. По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить. Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.
Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.
Композиция и конфликт
Тип композиции рассказа «Старуха Изергиль» — рассказ в рассказе. Молодой путешественник говорит о том, что ему поведала старуха. Произведение состоит из трех частей:
- Легенда о Ларре
- История жизни старухи Изергиль
- Легенда о Данко
Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу. Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их. Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя. И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.
Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество. Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе. Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.
Суть: о чем рассказ?
Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.
Первую историю Изергиль рассказывает о сыне орла и человеческой женщины по имени Ларра. Встретившись с людьми в первый раз, юноша сразу же рассорился с ними и убил девушку, которая отвергла его. Люди изгнали его, сначала Ларра не воспринял это как наказание, однако со временем его одиночество усиливалось, и в конце концов довело его до отчаяния, заставив искать смерти. Много веков Ларра скитался в одиночестве по степи, и скитается до сих пор в виде бесплотной тени.
После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.
Третья история старухи посвящена Данко. Когда-то давно некое племя было вытеснено соседями из хороших мест в тёмные леса, где оно было обречено на вымирание. С ними был и юноша по имени Данко, который пообещал вывести людей в пригодные для жизни места. Однако долгий поход утомил людей, они озлобились на Данко и захотели убить его. В отчаянии юноша вырвал из груди своё сияющее сердце и, освещая им путь, вывел соплеменников из леса. Обрадованные люди тут же забыли о своём спасителе, а его сияющее сердце раздавили ногами.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:
герои рассказа «старуха изергиль» | характеристика |
ларра | сын орла. красив, силён, ловок, умён и горделив. в людях видит лишь свои игрушки. его жестокость и эгоизм проявляются тогда, когда он попытался силой взять девушку, а потом убил ее за отказ. на вопросы старейшины он отвечал без всякого уважения и раскаяния. он настолько любил себя и высокомерно терпел остальных, что даже не осознал своей вины. не являясь ни орлом, ни человеком, обречён на вечное одиночество, которое превращается в самое страшное наказание для него. |
старуха изергиль |
старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной. |
данко | юноша из изгнанного племени. искренен, отважен и добр. не боится брать на себя ответственность. сила характера отличает его от безвольного окружения. он идет к цели твердым шагом и имеет лидерские качества, которые позволяют ему привлечь за собой остальных людей. он любит своих соплеменников, и любовь эта непоколебима. ради людей данко без колебаний пожертвовал своей жизнью и лучшей наградой для него стало завершение миссии. |
образ повествователя | это молодой путешественник, который ищет в дальних краях новые впечатления и знания. его неопытность и свежесть противопоставляются умудренной старости изергиль. у него еще все впереди, он может сделать вывод из историй и перестроить свою жизнь, а вот его собеседница уже использовала свой шанс, и теперь может только учить молодое поколение. |
люди в рассказе |
общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности. |
Темы
Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:
- Ведущая тема в рассказе — жизненные ценности и идеалы, ради которых стоит жить. Каждый герой выбирает свою дорогу и пожинает плоды выбора. Данко запомнили, его вклад в жизнь племени всегда будет славным подвигом, достойным уважения потомков. Все, что сделали спасенные им люди, является и его заслугой. Ларра прожил несчастную жизнь и раскаялся в эгоизме, но даже это не помогло ему исправить ошибку. Изергиль также одинока, ее жизнь прошла без следа, потому что и она, и Ларра жили ради себя, а это ничтожная цель.
- Цель – Горький показывает нам то, как необходимо для человека жить ради чего-то, стремиться к чему-то. Человек, лишённый цели, по мнению писателя, ничем не отличается от мертвеца. Так и Ларра превратился в тень, хотя мог бы добиться большего, если бы хотел.
- Мечта – Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь глобальная и благородная мечта достойна поклонения.
- Любовь – Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.
- Подвиг – Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и вывести его к счастью.
- Идеал человека – Примером для подражания Горький представляет именно Данко, как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед.
- Роль пейзажа – Действие рассказа разворачивается на фоне бескрайних степей Молдавии, которые равнодушно взирают на ничего не значащие проблемы людей. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» метафорична: неприступный тёмный лес в легенде о Данко означает тьму невежества, в которой гибнет народ, а степь — пустоту жизни для себя. Природа в глазах Горького представляет из себя могучую силу, перед которой человек – ничто.
- Судьба – Писатель рассказывает нам, что ничего не предопределено, и люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам делать его.
Проблемы
Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:
- Эгоизм, для Горького, является самым тяжким пророком, который убивает душу и губит человека. Жизнь для себя в его понимании ведет личность в тупик, где ее ожидает лишь разочарование. Человек в масштабе вселенной очень мал и незначителен, а вот род людской — та громада смысла, которая осветит жизнь смыслом.
- Равнодушие – писатель решительно осуждает людское равнодушие к человеческим страданиям, на примере Ларры и Изергиль, и безучастность инфантильной толпы, на примере соплеменников Данко.
- Гордость – Горький демонстрирует нам тонкую грань между гордостью и гордыней. Гордыня губит Ларру, который высокомерно отверг людей и остался в одиночестве. Данко же показан гордым человеком, который готов отстаивать свои принципы и умереть за них.
- Свобода – Ларра и Изергиль стремились к свободе, однако понимали её примитивно, удовлетворяя лишь свои собственные желания. Данко же обретает настоящую свободу, жертвуя собой ради блага большинства и возносясь над серой массой.
- Сильная личность – все три героя рассказа представляют собой сильных личностей, во многом превосходящих окружающих. Однако писатель показывает, что мало быть сильным, свою силу необходимо направить свою силу в нужное русло.
- Жестокость – писатель демонстрирует нам жестокость мира. Ларра, убивающий несчастную девушку, соплеменники Данко, ответившие герою чёрной неблагодарностью. Горький осуждает нравы, царящие в мире, и надеется, что в будущем люди преодолеют свои пороки.
Основная идея
Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.
- Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
- С другой стороны, Горький показывает, что есть другой путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что в итоге превозносит человека до невиданных высот.
Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.
Чему учит?
Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».
Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего. Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор. Такова мораль произведения Горького.
Критика
«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.
Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.
«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)
Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:
… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»
Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:
«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… <…> …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.)
Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.
Автор: Михаил Щепин
Метки: 11 класс9 классМаксим ГорькийразборСтаруха Изергиль
Читайте также:
Содержание
- Основные герои
- Очень краткий пересказ
- Краткое содержание легенды
- Основная мысль произведения
Пересказ повести о Данко кратко отражает сюжет легенды, поэтому на его чтение уйдет всего 5 минут. Легенда является третьей и заключительной частью рассказа «Старуха Изергиль», написанного Максимом Горьким в 1894 году и вышедшего в печать в 1895-м.
Основные герои
В легенде представлен лишь один главный герой – отважный и гордый юноша Данко. Молдавский фольклорист Георге Богач утверждает, что имя взято с цыганского наречия и означает «младший сын». Так или иначе, это имя Горький мог услышать, путешествуя по Румынии и Бессарабии.
Смелый Данко похож на Прометея, который подарил людям огонь и за это был наказан Зевсом.
Данко противопоставляются остальные люди – народ. В повести племя вначале поддерживает своего предводителя, говорит: «Веди ты нас!» Но когда становиться все труднее, хочет убить Данко.
Очень краткий пересказ
Повествование в рассказе ведется от первого лица. Рассказчик вспоминает, как работал на сборе винограда в Бессарабии под Аккерманом (ныне Белгород-Днестровский), и познакомился со старухой Изергиль. Она рассказала ему три истории: легенду о Ларре, воспоминания о своей молодости и
легенду о Данко.
В третьей старухиной истории рассказывается о народе, который был вынужден уйти от врагов в дремучий лес с тяжелыми условиями для жизни. И только один человек из племени решился вывести всех на другую сторону леса. Это был смелый и красивый юноша по имени Данко.
Чтобы людям было не страшно идти в кромешшной тьме, он вынул из груди свое сердце, которое запылало и осветило дорогу. Когда народ вышел из лесной чащи, Данко умер, истекаемый кровью. Но в последние мгновения жизни он был счастлив, что добился своего и помог людям. Его же смерти никто и не заметил.
Читать книгу очень легко. Это одно из наиболее популярных произведений Максима Горького, хотя и написано на заре его творчества. Рассказ романтичный, местами сказочный, а местами реалистичный.
Краткое содержание легенды
Прочитав краткое изложение легенды о Данко, можно без труда написать сочинение об отважном герое и мотивах его поступка.
Повествование начинается с того, что старуха Изергиль обращает внимание на огни, мерцающие в степи перед грозой. Она вспоминает старинную легенду.
Веселый вольный народ жил табором в степи, окруженной с трех сторон лесами. Однажды пришло более сильное племя и вытеснило табор в лес.
В старом лесу было темно и сыро, из болот исходили ядовитые испарения. Люди стали тосковать по солнечному свету, болеть и умирать. Деваться им было некуда – возвращаться в степь и становиться рабами они не хотели. Люди горевали, сидя возле костров, и в голову им лезли мрачные мысли, от которых становилось еще тоскливее.
Тогда нашелся один юноша, его звали Данко, который предложил вывести людей из леса. Он сказал, что всё рано или поздно подходит к концу, поэтому, если идти только вперед, то и заросли со временем закончатся. А сидеть без дела и растить в себе мрачные мысли – не выход.
Юноша был настроен решительно, поэтому его послушали и двинулись в путь. Но, чем дальше люди продвигались, тем гуще была тьма и тем страшнее становилось. Еще и гроза началась, полил дождь, засверкали молнии. Люди устали и начали роптать: «Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!»
Они решили убить Данко. Но юноша не испугался и не отступил. Он подумал, что без него люди точно пропадут. Глаза его заблестели, он разорвал руками грудь и вынул из нее сердце, которое засияло, как пламя. Сердце Данко разогнало тьму. Все снова пошли вперед, и через какое-то время вышли из леса.
Увидев степные просторы, Данко засмеялся, упал и умер, но этого никто даже не заметил, потому что все радовались яркому солнцу, зелени и реке. Сердце пылало рядом с телом героя, и кто-то на всякий случай затоптал его ногой. Остались лишь синие искры… Пред грозой можно увидеть, как они летают в воздухе.
Основная мысль произведения
Главная мысль легенды – жить для людей, сделать что-то полезное и нужное для общества. Данко – воплощение жертвенности, альтруизма, то есть бескорыстия. Ему не жалко своей жизни, он не просит наград, не хочет славы. Единственное, чего он жаждет – помочь своему бедствующему народу. Даже когда юноша понимает, что умирает, продолжает идти вперед и достигает цели.
Максим Горький несколько раз упоминает в легенде, что Данко – гордый герой. Но эта черта характера не принижает других людей, а, наоборот, помогает им.
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Анализ легенды о Данко из рассказа Старуха Изергиль
Анализ легенды о Данко из рассказа Старуха Изергиль Горького
История создания:
М. Горький, посетив Бессарабию, был под большим впечатлением от их жизни, культуры, природных пейзажей. Так, возникла идея описать местное своеобразие. «Легенда о Данко» является одной из частей рассказа «Старуха Изергиль». Рассказ написан в начале творческого пути М. Горького и относится к романтическому стилю его творчества. Из писем М. Горького к В.Г. Короленко становится известным год создания рассказа – 1895.
Жанр: легенда, так как преобладают вымышленные герои и события. Есть мнения экспертов, которые относят рассказ к такому жанру как притча в связи с присутствием нравоучительной темы.
Сюжет и тема:
Вдруг на небе появились голубые искры. Старуха Изергиль вспомнила легенду о Данко. Жили в старину люди, местность которых была с трех сторон окружена непроходимыми лесами, а с четвертой стороны – степью. Другие племена прогнали их в глубь леса. У них было два пути: идти назад и сражаться с захватчиками, либо – идти вперед, в лес, где был большой риск умереть. Страх и ужас охватил народ. Но вдруг появился Данко, он повел всех вперед в лес. Лес сгущался, и становилось все темнее. Люди племени начали сомневаться в Данко. Но герой так сильно любил людей, что в его сердце вспыхнул огонь желания спасти свой народ от гибели. Данко вырвал горящее сердце, поднял высоко над головой и понес. Люди, очарованные таким зрелищем послушно следовали за ним. Им удалось выйти из леса целыми и невредимыми. Данко обрадовался, что смог спасти народ, засмеялся, упал и умер. Люди от счастья забыли про своего спасителя. Лишь один заметил пылающее сердце, но он растоптал его ногой, чтобы никто не увидел больше. Вот отчего появляются голубые искры перед грозой.
Тема «Легеды о Данко» – беспомощность народа в тяжелых жизненных обстоятельствах, страх перед новой жизнью. Также, М. Горький поднял тему благородства и самопожертвования людей, готовых спасти свое племя. Ведь благодаря таким смельчакам наше общество движется вперед, иногда ценою жизни этих же храбрецов.
Главные герои:
Данко – юный, смелый парень, который пожертвовал своим огненным сердцем и осветил им путь ради спасения любимого народа
Народ – жители племени
Композиция:
Экспозиция – появление на небе голубых искр, что привело к рассказу легенды.
Завязка – чужое племя выгнало народ Данко с родных просторов
Развитие действия – поиск решения: вернуться и сражаться за свои земли или идти в глубь леса, где есть риск умереть
Кульминация – появился Данко – народный спаситель, который вырвал свое сердце, чтобы осветить путь через темный, густой и непроходимый лес
Развязка – жители племени спасены благодаря смельчаку, но, к сожалению, его поступок был сразу же забыт среди радостных криков.
Вариант 2
В этой части произведения писатель нарисовал идеальный образ положительного героя, человека, делающего все, что только возможно для общего блага.
Горький в легенде рисует тяжелую ситуацию, в которой оказалось некое племя. Этих людей враги, оказавшиеся сильнее, прогнали с пригодных для жизни мест в лес, где они умирали от болотных испарений.
Вывести их из гиблого места вызвался молодой и красивый Данко. Он представляет собой явное олицетворение народного вождя. Он знал, что обязательно нужно уйти из этого леса и знал, куда нужно направиться. В его образе нет ни одной отрицательной черты, одни достоинства.
Многие не выдерживали тягот перехода и умирали в пути. Они начали разочаровываться в своем выборе и, естественно, обвинили во всем своего вождя. Народные массы в данной легенде представлены как люди малодушные и трусливые. Они не обладают столь сильной волей, как их предводитель. Кроме того, далее соплеменники решили обвинить в своих неудачах и убить Данко, не имея моральных сил и смелости признаться в своей трусости.
В легенде о Данко Максим Горький поднимает одну из своих ключевых тем. Он превозносит смелость и силу характера. Данко отвечает своим обвинителям, но его речь можно воспринять в качестве ответного упрека (что и происходит по ходу действия). Он сознает свою силу и обвиняет людей в отсутствии мужества и в том, что они ничего не сделали, чтобы помочь ему. Естественно, подобные слова вызывают еще большее озлобление. Здесь, возможно, реакция писателя-большевика на «отсталых» рабочих и крестьян, которые не хотят впитать правильные идеи и следовать за передовыми идеологами.
Дальнейшее описание событий легенды о Данко косвенно подтверждает подобные предположения. Он, и положено истинному борцу за идею и народное счастье, жертвует своей жизнью ради неблагодарных людей.
Горький рисует красивый образ, сердца, вырванного самим Данко, светом которого он рассеивает мрак и помогает найти правильный путь. Сердце – это образ не только жизни, но и любви. В данном случае к темным, озлобленным и слабым соплеменникам.
Писатель все же не теряет веры в народные массы. После жертвы Данко люди обретают смелость и с большей готовностью и терпением переносят трудный путь. В конце этой истории они выходят на пригодную для жизни землю, а Данко умирает. Его смертью Горький еще раз подчеркивает, что истинно смелые и самоотверженные люди идут на жертвы ради народа бескорыстно.
Анализ 3
В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» ярким примером любви к людям и самопожертвования является легенда о Данко. Само произведение наполнено глубоким смыслом, как и большинство произведений этого автора.
В лице Данко Максим Горький показывает человека, который ставит на первое место интересы общества, его жизнь наполнена благородными порывами, он старается помочь всем, часто даже тем, кто этого не заслуживает. Главный герой произведения наделен лучшими человеческими качествами: доброта, честность, смелость и любовь к близким людям. Данко идет на всё ради спасения дорогих ему людей.
В легенде говорится о людях, живших в мире полном счастья и беззаботности, но наступил момент, когда явились чужие племена и прогнали людей в глубь леса. Их окружали могучие деревья, переплетенные между собой, огромные заросли, сквозь которые не мог пробиться и луч солнца. Тогда им пришлось отправиться в сложный путь на поиски нового места, где они смогли бы вновь жить, радуясь каждому лучу солнца и блестящей, играющей волнами реке. Тогда они и решили выдвигаться. В Данко они увидели сильного и смелого человека, и воскликнули: «Веди ты нас!». И он повел. На пути они встретили множество трудностей, люди выбились из сил и не могли идти дальше. «– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!».
Люди обезумели от злости, и никто даже не вспомнил о том, что именно они выбрали его, просили вести их. Его слов никто не слушал, и когда они хотели было убить его, Данко разорвал себе грудь, вытащил сердце, которое светилось ярким пламенем любви к своему народу, и поднял его над головами людей. «Идем!» — крикнул он. И люди пошли, словно зачарованные, смотря на сердце в его руках. Лес расступался перед ним и он вывел людей на широкие степные земли, а потом гордо засмеялся, затем упал, и умер. Люди же, полные радости, даже не заметили его смерти, но один человек, заметив пылающее сердце испугался и наступил на него ногой, от чего оно рассыпалось на множество искр и потухло. В этот вечер река, отражающая последние лучи заката, казалась ярко красной, как кровь, которая била из груди отважного и необычайно смелого человека — Данко.
В данном произведении автор обратил внимание на актуальную во все времена проблему — эгоизм. Главный герой был совершенно иной, не такой как все. Он стремился сделать хоть что то для людей, которые были абсолютно эгоистичны, думали лишь о себе. И ради них он отдал жизнь, пусти они того и не заслуживали. Таким образом, Максим Горький поведал о существовании человека, готового отдать жизнь за свой народ, который в минуты радости даже не вспомнил своего героя и отплатил ему тем, что уничтожил сердце, которое билось за них и спасло от верной смерти в лесной глуши.
Анализ легенды о Данко из рассказа Старуха Изергиль
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Большова в пьесе Свои люди — сочтемся!
Большов – один из «новых людей», поднявшийся из низов и разбогатевший, используя не самые честные способы. Став состоятельным человеком, купец продолжает жить по принципу использования прав сильного.
- Главные герои комедии Горе от ума Грибоедова
Довольно много разных и интересных персонажей участвуют в данной комедии Грибоедова. Но несмотря на их большое количество, главное действие, все же, сосредоточено вокруг нескольких главных героев.
- Образ Калиныча в рассказе Хорь и Калиныч Тургенева
Калиныч является несомненно одним из основных героев в рассказе «Хорь и Калиныч». Специально в противоположность Хорю, он одушевляет своим образом сторону эмоциональности русского народа и характер.
- Присыпкин в пьесе Клоп Маяковского сочинение
В произведении Маяковского “Клоп” мы знакомимся с замечательной феерической комедийной историей написанной автором на коммунистический лад. В ней присутствует множество интересных для анализа образов
- Сочинение рассуждение на тему Свобода ОГЭ 15.3
Что такое свобода? Для каждого человека свобода это право выбора, ведь когда демонстрируешь свое мнение, ты получаешь от этого удовольствие. Свобода выбора, свобода слова это самое главное в жизни каждого.
Содержание
- Немного о литературном направлении
- Что символизирует горящее сердце
- В чем же смысл произведения?
- Самопожертвование ради окружающих
- Отсутствие благодарности за совершение подвига
- Вывод
«Легенда о Данко» — это одна из частей рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Рассказчица, пожилая женщина, повествует нам о юноше по имени Данко, который, не жалея своей жизни, сумел вывести жителей селения из темного леса. Чтобы спасти свой народ, он вынул из груди пылающее ярким пламенем сердце и тем самым осветил людям путь. Разберемся, какой смысл вкладывал писатель в эту короткую, но невероятно красивую легенду.
Немного о литературном направлении
«Легенда о Данко» — это романтизм в «чистейшем виде». Писатели-романтики повествуют нам о сильных личностях, противопоставленных окружающему их обществу и обречённых на одиночество.
Вот что указывает на родство легенды с данным направлением в литературе:
- Сильное чувство, побуждающее героя на поступки, которые кажутся безумными. В сердце романтического героя — пылающая страсть. И для Данко она была пылающей в прямом смысле слова. Желание помочь односельчанам для него было сильнее желания жить.
- Его радикальное отличие от других людей. В то время, когда все селение из-за всеобщей паники не могло прийти к решению проблем, Данко собрал всех воедино и пытался найти выход из затруднительного положения. Он не впадал в отчаяние даже в тот момент, когда казалось, что все путники погибнут в темном лесу.
- Таинственный, магический элемент. Именно для романтических произведений зачастую характерны сюжеты, построенные на волшебстве, на событиях, которые в реальной жизни произойти не могут. Да и сама мрачная обстановка в легенде погружает читателя в мир загадочного и неизведанного.
Что символизирует горящее сердце
Сердце — всем известный символ любви, будь то любовь к женщине или мужчине, любовь к своему народу или всему окружающему миру в целом. А огонь символизирует страстное чувство, самоотверженное желание добиться своей цели. Таким образом, горящее сердце, которым Данко освещал путь народу — это символ его пламенной любви к людям и желания спасти их любой ценой.
В чем же смысл произведения?
Рассмотрим, какие темы поднимал Максим Горький в своей легенде.
Самопожертвование ради окружающих
Это главная тема «Легенды о Данко». Перед читателем — образ сильного юноши, который не стал сидеть «сложа руки», а решил восстать против тьмы. Отправляясь в путь, он не знал, какие опасности его подстерегают (а поскольку он шел впереди, любой неприятель атаковал бы в первую очередь именно его), но четко осознавал, что в случае чего готов отдать свою жизнь за спасение дорогих ему людей.
В отличие от других жителей селения, Данко необычайно рассудителен. Он понимал, что если сидеть на одном месте, плакать и молиться богу, то чуда не случится. За свою жизнь надо бороться, искать выход, тем более тогда, когда терять уже особо нечего. И роль проводника Данко взял на себя, прекрасно осознавая все риски.
Отсутствие благодарности за совершение подвига
Ещё одна проблема, которую показывает нам Горький — неумение людей благодарить своего спасителя. Когда Данко ценой своей жизни вывел их из леса, никто не отдал честь молодому мужчине, погибшему ради всеобщего блага. Зато когда юноша не мог найти дорогу в темноте, угрозами в него бросался чуть ли не каждый односельчанин.
Вывод
«Легенда о Данко» — это поразительный рассказ о мужестве человека, его самоотверженности и силе духа. На примере смелого и оптимистичного Данко автор учит читателя любви к окружающим людям, показывает, как важно быть готовым прийти на помощь в трудную минуту. А на примере людей, спасённых Данко, он убеждает нас в том, что не проявлять должную благодарность за совершение подвига — низко и подло по отношению к спасителю.