Легенда о курае башкирская сказка

Сказка о курае — башкирская народная сказка на русском языке

  

Башкирская народная сказка

 

В давние времена жил один хан. Хан этот был очень злой и жадный. Он жестоко угнетал народ.
Каждую неделю он брил себе голову, для этого хан призывал всякий раз нового человека и домой его не отпускал. Народ был в постоянном страхе и так запуган, что люди не знали, как спастись от хана, ослушаться которого никто не смел.
Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына. Пошел к хану старший сын и не вернулся. Через неделю хан позвал другого сына. Пошел к хану средний сын и тоже не вернулся домой. Старик со старухой были в отчаянии. Через неделю пришли от хана звать и последнего сына.
Жили старики очень бедно. Все, что у них было съестного, мать уже отдала на дорогу старшему и среднему сыновьям, а младшему нечего было и дать. Старик со старухой были очень этим опечалены. Но мать все же придумала, что дать на дорогу сыну. Она замесила на своем молоке тесто из лебеды и напекла лепешек. Взял егет эти лепешки, распростился с родителями и отправился в путь.
Вышел он на пригорок, оглянулся в последний раз на родные места, где он родился и вырос, и с великой тоской на сердце запел, прощаясь с родным Ирандёком, с журчащими ручьями, душистыми лужками и кустарниками, с тенистым лесом и родными горами.
Через несколько дней дошел егет до ханского дворца. Как только его привели к хану, хан дал ему свою остро отточенную бритву и приказал обрить ему голову.
Хан снял корону, и егет замер от удивления: на голове у хана торчал рог. Но удивляться было некогда.
Когда егет обрил хану голову, то хан сказал:
“Посиди тут” — и вышел. А егету очень захотелось есть. Он вынул последнюю домашнюю лепешку и начал ее есть. В это время вернулся хан, он увидел, что егет жадно ест что-то такое, чего он сам еще никогда не видел и не пробовал.
Хан сказал егету:
— Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать.
Егет отломил хану кусочек лепешки. Хан съел и говорит:
— Как вкусно! Из чего это испечено?
— Моя мать замесила на своем молоке тесто из лебеды и испекла эти лепешки, — ответил егет. Хан был поражен и не знал, что и думать. “Я съел лепешки, испеченные на молоке его матери! Теперь выходит, я стал его молочным братом, и его кровь мне проливать нельзя. Если же я не убью его, он расскажет всем, что на голове у меня рог, — думал хан.- Чтобы избавиться от этого егета, пожалуй, лучше будет отвезти его туда, где не ступала нога человека и оставить там, — решил хан.
Хан позвал своих палачей и приказал им отвезти егета в дремучий лес.
Ханские палачи связали егета по рукам и ногам, завязали ему глаза и повезли. Потом они ссадили его с коня и бросили в непроходимом лесу, где бродят одни дикие звери.
Долго жил там егет, питаясь кореньями и ягодами. Он смастерил лук и стрелы и охотился на зверей, а из шкур сшил себе одежду, потому что старая одежда на нем вся износилась. Все время тосковал он по своим родителям — по отцу и матери — и всем сердцем стремился к родному Ирандеку, да не знал, как туда дойти.
Однажды, скитаясь по лесу, он устал и прилег под дерево отдохнуть. Поднялся сильный ветер.
Вдруг до слуха егета стали доноситься дивные звуки. Егет вскочил на ноги и пошел в ту сторону. Шел он долго, сам не зная куда, наконец поднялся на вершину горы. Тут он увидел высокое растение с мохнатой головкой. Оно покачивалось на ветру и издавало приятный звук. Егет сорвал это растение, сделал длинную дудку, подул в нее и вновь услышал приятные звуки, которые шли из стебля растения.
Егет обрадовался, что нашел себе друга. Каждый день он подолгу учился играть на этой дудке. Наконец он научился наигрывать разные песни, какие знал еще дома и какие приходили ему в голову. На сердце у него стало легче и спокойнее.
Вот как-то раз шел он, шел и дошел до родных мест. Устал егет с дороги и сел на пригорок, а потом начал играть. Услышал приятные звуки окрестный народ, что жил на яйлау , и пришел к егету.
Егет рассказал обо всем виденном народу: о том, как хан убивает молодых егетов, о том, как он сам спасся от смерти. Тогда весь народ поднялся на хана и расправился с ним по заслугам.
И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в поколение и играют на нем хорошие, задушевные песни.

Читать башкирские народные сказки. Содержание

 

Сказка о курае

В давние времена жил один хан. Хан этот был очень жадный и злой.

Каждую неделю хан брил себе голову: для этого он всякий раз призывал из аула молодого егета, а потом домой его не отпускал. Так пропадали лучшие егеты аула.

Люди жили в постоянном страхе и так были запуганы, что не знали, как спастись от хана, ослушаться которого никто не смел.

Жили в ауле бедные старики. Было у них три сына. И вот дошла очередь до сыновей старика.

Пошёл к хану старший сын и не вернулся. Через неделю хан позвал другого сына — пошёл к хану средний сын и тоже не вернулся домой. А через неделю пришли от хана звать и последнего сына.

Жили старики очень бедно. Всё, что у них было съестного, мать уже отдала на дорогу старшему и среднему сыновьям, а младшему нечего было и дать. Но мать всё же придумала, что дать на дорогу сыну. Она замесила на своём молоке тесто из лебеды и напекла сыну лепёшек. Взял егет эти лепёшки, распростился с родителями и отправился в путь.

Вышел он на пригорок, оглянулся в последний раз на родные места, где он родился и вырос. С глубокой тоской запел он, прощаясь с родным Ирандеком[8], с журчащими ручьями, с душистыми лужками, с тенистым лесом и родными горами.

Через несколько дней дошёл егет до ханского дворца. Как только его привели к хану, хан дал ему свой остро отточенный нож и приказал обрить голову.

Хан снял корону, и егет замер от удивления: на голове у хана торчал рог.

Но удивляться было некогда.

Когда егет обрил хану голову, хан сказал:

— Посиди тут, — и вышел.

А егет очень проголодался. Он вынул последнюю лепёшку и начал есть её. В это время вернулся хан. Он увидел, что егет жадно ест что-то такое, чего он сам ещё никогда не видел и не пробовал.

Сказал хан егету:

— Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать.

Егет отломил хану кусочек лепёшки.

Хан съел и говорит:

— Как вкусно! Из чего это испечено?

— Моя мать замесила на своём молоке тесто из лебеды и испекла эти лепёшки, — ответил егет.

Хан удивился и не знал, что делать.

«Я съел лепёшки, замешанные на молоке его матери! Теперь, выходит, я стал его молочным братом, и его кровь мне проливать нельзя. Если же я не убью его, он расскажет всем, что на голове у меня рог, — думал хан. — Чтобы избавиться от этого егета, пожалуй, лучше будет отвезти его туда, где не ступала нога человеческая, и оставить там».

Позвал хан своих слуг и приказал им отвезти егета в дремучий лес. Ханские палачи связали егета по рукам и ногам, завязали ему глаза и повезли. Они сбросили его с коня в непроходимом лесу, где бродят одни дикие звери.

Долго жил там егет, кормился кореньями и ягодами. Он смастерил лук и стрелы и охотился на зверей, а из шкур сшил себе одежду, потому что старая одежда на нём вся износилась. Всё время тосковал он по отцу и матери и всем сердцем стремился к родному Ирандеку, да не знал, как туда дойти.

Однажды скитался он по лесу, устал и прилёг под деревом отдохнуть.

Вдруг егет услышал какие-то приятные звуки. Он вскочил на ноги и пошёл в ту сторону.

Шёл он долго, сам не зная куда; наконец поднялся на вершину горы. Тут он увидел высокую высохшую траву с полыми стеблями и мохнатыми соцветиями. Трава покачивалась на ветру и издавала приятный звук.

Егет сорвал сухую траву, сделал длинную дудку — курай[9], подул в неё и опять услышал приятные звуки.

Егет обрадовался своей находке. Каждый день он подолгу учился играть на этой дудке. Научился он наигрывать разные песни, какие знал ещё дома и какие приходили ему в голову. На сердце у него стало легче.

Шёл он через леса и горы многие дни и дошёл до родных мест. Устал егет с дороги, сел на пригорок и увидел родной аул. Взял он свой курай и начал играть.

Услышали люди из ближайшего яйлау[10] звуки курая и пришли к егету.

Егет рассказал народу обо всём, что с ним было: о том, почему хан убивает молодых егетов, о том, как он спасся от гибели.

Тогда весь народ поднялся на хана и расправился с ним за его жестокость.

И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в поколение и играют на нём хорошие, задушевные песни.

Легенда о курае

В начале под торжественную музыку входят мальчик и девочка в башк. костюмах

Девочка: hаумыhыгыз, дустар!

Мы живем в Башкортостане

На богатой и красивой земле.

Мы легенды, сказки изучаем

И одну из них покажем мы тебе.

Мальчик: Много в ней и радости и грусти

Будем вместе петь и танцевать,

Ну а зрителей сегодня мы попросим,

Нас своей улыбкой поддержать!

Девочка: Мы предоставляем вашему вниманию башкирскую сказку

Вместе: «Легенда о курае»!

Ведущий: В давние времена жил на земле злой и жестокий хан Усалбай. У него была странная привычка брить голову наголо. И для этого дела он каждую неделю призывал к себе молодого егета. И никому еще не удавалось возвратиться назад от жестокого хана.

Открывается занавес – убранство башк. юрты.

Ведущий: В этом селе жила бедная женщина. Было у нее три сына. Двух сыновей она уже проводила к хану и они, как и все, не вернулись домой не живыми ни мертвыми… Настал черед и младшего сына егета Азамата.

Появляется мать (эсей).

Эсей: О, горе мне, горе! Хан призвал к себе моего третьего сына! Моего любимого Азамата! Двое сыновей уже погибли от рук злодея, о Боже мой! Что же будет с моим сыночком, с моим маленьким Азаматом?

Азамат: Эсей, не грусти и не плачь. Даст Бог – все будет хорошо. Лучше собери-ка мне чего-нибудь поесть в дорогу. Ведь путь мне предстоит не близкий.

Эсей: Сейчас, сейчас! (Ищет). Ой, да в доме не осталось ничего съестного… Постой, вот здесь есть немного муки (показывает муку в чашке). Замешу-ка я лепешку на материнском молоке, она поможет моему Азамату в пути и утолит его голод (месит тесто, музыка).

Азамат: Эсей, мне пора в путь-дорогу. Не плачь и не грусти, береги себя!

Эсей: Вот, возьми эту лепешку, я замесила ее на своем грудном молоке, она утолит твой голод и поможет тебе в трудную минуту.

Азамат: Спасибо, эсей, может и свидимся! (обнимаются, прощаются. Эсей уходит)

Азамат: С мамой я попрощался, осталось попрощаться с моими верными друзьями.

Танец джигитов

Ведущий: Путь Азамата был долгим и нелегким. Однажды он сбился с пути и повстречался ему в лесу серый заяц (куян).

Звучит музыка, прыгает куян.

Азамат: Здравствуй, куян!

Куян: Здравствуй, Азамат. Куда путь держишь?

Азамат: Не подскажешь ли ты мне дорогу к хану Усалбаю?

Куян: Ну, конечно, подскажу. Но и ты меня порадуй, расскажи мне башкирские пословицы.

Азамат: Расскажу, расскажу. Кто ходит, тот видит, кто читает, тот много знает.

Куян: Какая хорошая пословица, а еще знаешь?

Азамат: Конечно, знаю. Доброе дело и в воде не тонет.

Куян: Здорово! А еще!

Азамат: Не спеши языком, поспеши делом.

Куян: Какой же ты молодец, Азамат. Ступай к хану вон по той тропинке.

Азамат: Спасибо тебе, куян-агай (брат).

Ведущий: И пошел Азамат дальше по лесной тропинке. На пути он встретил хозяина башкирского леса – медведя.

Под музыку с бочкой меда выходит медведь.

Азамат: Здравствуй, аю-бабай!

Медведь: Здравствуй, Азамат, куда путь держишь?

Азамат: Иду я во дворец к злому хану Усалбаю.

Медведь: Отведай на дорожку моего башкирского меда.

Азамат берет бочку с ложкой, пробует, после каждой ложки говорит:

Азамат: Вкусно, свежий медок, липовый.

Отдает.

Азамат: Рахмат, аю-бабай, прощай.

Медведь уходит.

Ведущий: Идет Азамат, а на встречу ему красавица башкирских лесов – куница.

Азамат: Здравствуй, красавица куница.

Куница: Здравствуй, Азамат! Куда путь держишь?

Азамат: Иду я во дворец к хану Усалбаю.

Куница: Путь у тебя был не близкий. Присядь на траву, отдохни немного. (Садятся). А давай споем песенку о нашей Родине?

Азамат: Я люблю петь.

Песня

Азамат: Ну, мне пора. Прощай, добрая красавица.

Куница: Счастливого пути, Азамат.

Ведущий: попрощался Азамат с куницей и вскоре увидел он дворец хана Усалбая.

Звучит музыка. Открывается занавес. Дворец хана Усалбая.

Башк. танец девочек

Ведущий: Преодолевая страх, пришел Азамат во дворец к хану. Он вошел в зал, где сидел злой и жестокий хан Усалбай.

Азамат: Здравствуй, великий хан! Я пришел, как ты и велел.

Хан: Эй, слуга! Принеси все, что нужно! Быстро!

Слуга: Слушаюсь и повинуюсь, мой хан!

Слуга приносит бритву и полотенце, дает Азамату.

Хан: А теперь сними шапку и побрей мне голову.

Ведущий: Собрав всю свою смелость, Азамат принялся за дело. Каково же было удивление Азамата, когда он снял с хана шапку и увидел, что на голове у хана растет огромный рог! Скрывая свое удивление, Азамат все же побрил голову хану. А хан тем временем сказал:

Хан: Что, удивлен!? Да, у меня на голове растет рог! И никто, слышишь, никто не узнает об этом! А сейчас подожди меня здесь.

Ведущий: Сказав об этом, хан вышел из комнаты.

Азамат: Ах, как же я проголодался, где там моя лепешка! (достает лепешку, ест).

Азамат: Спасибо, эсей, вкусная лепешка!

Ведущий: В это время в комнату вошел хан.

Хан: Что это ты ешь? А ну дай и мне кусочек попробовать!

Азамат: Угощайся, великий хан!

Хан: Вкусно! А что это такое?

Азамат: Это лепешка, моя мать замесила ее на своем грудном молоке, наверно, поэтому она такая вкусная.

Хан: Что!? Раз я съел эту лепешку, значит теперь я стал твоим молочным братом?

Ведущий: Тогда хан понял, что не может пролить кровь этого юноши, т.к. они теперь молочные братья… И решил хан отправить Азамата так далеко в лес, откуда еще никто не возвращался.

Занавес закрывается. Декорации леса.

Ведущий: И отправился Азамат бродить по дальним просторам. (звучит грустная музыка). Очень тосковал он по родным краям.

Азамат: Как же плохо вдали от родного дома, как же тоскую я в чужих краях… (ложится)

Ведущий: Однажды он лежал на траве  и уснул. Вдруг он услышал во сне красивую мелодию.

Танец «Курайдар»

Ведущий: Азамат долго слушал диковинную музыку, а потом пошел на звук. Он шел, шел, пока не понял, что звуки издает обычное растение.

Азамат: Ой, да это же обыкновенный тростник! Как же он красиво звучит!

Ведущий: сорвал он тростник и стал дуть в него, мелодия стала еще красивее.

Азамат:  Я назову тебя кураем!

Ведущий: Отправился Азамат искать родные края и играл в курай родные напевы. Теперь ему небыло так тоскливо и одиноко.

Азамат: Курай, курай, подскажи мне, где мой край? (идет и играет)

Ведущий: И оказался он в родных местах!

Декорации дома, деревни.

Азамат: А вот и родная деревня!!! Наконец-то я вернулся! Эсей, выходи встречать своего сына живым и здоровым!

Выбегает под музыку эсей.

Эсей: Азамат! Улым, ты вернулся! (обнимает). Как тебе это удалось?

Азамат: Я узнал тайну хана Усалбая. Теперь я расскажу всем о проделках злого хана и он не посмеет обидеть больше ни одного человека!

Ведущий: Хан Усалбай был свергнут народом, люди зажили мирно и счастливо, а курай с тех пор стал любимым инструментом башкирского народа.

Финальная песня о курае

В стародавние времена за семью лесами, будто черное пятно на белом снегу, сказывают, жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка — брить голову наголо. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого джигита. Но ни один из них не возвращался обратно: едва очередной из них сбривал ханскую голову, как владыка повелевал снести ему голову. Вся округа жила в страхе и трепете, не зная, как противостоять этим проделкам хана. И никто не мог перечить злой его воле.

В тех местах, за семью лесами, жили-были старик со старухой, которые пробавлялись, чем могли. И было у них трое сыновей-джигитов. Сначала хан велел прибыть к нему старшему из братьев. Тот, как и все другие, не вернулся обратно в отчий дом. Через неделю пришла очередь среднему из сыновей. Он тоже не воротился назад. Наконец, дошел черед и до самого младшего из трех братьев.

Старик со старухой не пьют, не едят от горя. Все, что было в доме съестного, забрали с собой старшие из сыновей, так что младшему на дорогу и дать-то было нечего. Но мать есть мать, придумала она, чем снабдить младшенького: замесила муку из лебеды на своем грудном молоке и испекла из того теста лепешку. Положил джигит ту лепешку в свою котомку и вышел в путь-дорогу.

Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад, чтобы взглянуть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась от волнения и печали. Глядел бы на холодные и прозрачные ручьи, на шумные леса, на тихую гряду Ирендыкских гор, и сам не заметил, как запел полным голосом.

Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, пройдя вброд глубокие реки, добрался он наконец до дворца хана. Слуги ханские тут же новели его к своему владыке. Тот вручил джигиту острый нож и велел побрить его наголо.

Стоило хану снять с головы свою корону, как джигит замер в изумлении: на макушке той головы возвышался козлиный рог!

Все же он не растерялся — быстро и аккуратно обрил голову хана. Когда дело было сделано, хан сказал джигиту:

— Ты подожди здесь, — и вышел в другую комнату.

Джигит был очень голоден с дороги. Недолго думая, он вынул из котомки положенную туда матерью лепешку и принялся ее есть. В это самое время появился хан. А он был не только зол и коварен, но и жаден, поэтому, увидев в руках джигита странную лепешку, сразу же подумал: «А ведь я никогда в жизни не пробовал таких лепешек, надо бы хоть откусить от его куска . И у него сами собой потекли слюни.

— Что ты там ешь? — спросил он. — Отломи и мне кусок от своей лепешки.

Джигит послушно отломил кусок и подал хану. Съел хан поданный кусок и воскликнул в изумлении:

— Какой вкусный хлеб! Из чего он сделан?

— Эта лепешка из лебеды, — ответил джигит.- Мать испекла ее в своем грудном молоке.

Растерялся тут хан, думает: «Я съел лепешку, которую его мать испекла в своем молоке. Выходит, я стал его молочным братом, и поэтому не имею права проливать его кровь. Но если я его не убью, он будет направо и налево рассказывать о моем роге. Что же теперь делать? Как выйти из такого положения?»

И решил хан отправить джигита в такое место, которое никогда глаз человеческий не видел, ухо людское не слышало, ничья нога туда не ступала: пусть там умрет своей смертью!

Ханские слуги связали джигита по рукам и ногам, завязали черной тряпкой ему глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чашу леса.

Жил там джигит, питаясь брусникой, саранкой и всякими прочими ягодами. Потом он смастерил себе лук со стрелами и стал охотиться на дичь. Ему удалось подбить крупного зверя, из шкуры которого он сшил себе шубу.

Но как бы то ни было, смертельно тоскливо было ему в том лесу, куда не ступала нога человечья. Особенно сильно тосковал он по отчему дому. Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: «На лбу у хана есть рог!», но голос его слышали только звери и птицы. Так и бродил джигит в лесу, не находя обратной дороги. Однажды лежал он под деревом, подложив камень под голову, а под себя шубу. И стала вдруг струиться в его уши какая-то дивная мелодия. Он живо поднялся на ноги и пошел в ту сторону, откуда слышалась та мелодия.

Голос привел его на вершину серой горы, и тут увидел он под сенью серебристого соцветия стебель сухого курая. Именно он испускал под дуновением ветра ту удивительную мелодию.

Оторвал джигит стебель вместе с корнем, дунул в полый его ствол, а мелодия стала еще более сильной и напевной.

Очень обрадовался джигит. Дуя в тот стебель, он постепенно научился играть на нем знакомые мелодии. И сам стал сочинять новые напевы. И развеялись его мрачные мысли, а душа обрела спокойствие.

Однажды, играя на курае, джигит и сам не заметил, как оказался в родных местах — это певучий росток привел его туда! Радости его не было предела. Сел он на склоне горы и заиграл на своем волшебном ростке. Услышав голос курая, стали сходиться со всех сторон люди из своих кочевок и яйляу.

Джигит рассказал собравшимся обо всем, что пришлось ему пережить и испытать. А потом положил свой рассказ на мелодию и сыграл на курае.

Услышав музыкальный его рассказ, прибодрились люди, воспламенился их гнев на злого хана. Поднялись они все вместе и пошли на дворец хана. Отец джигита, потерявший двух своих сыновей, держал хана за рог, остальные били злодея чем придется. Так и забили до смерти.

С тех пор превратился курай в народный инструмент, способный повествовать о радостях и горестях людской жизни.

Легенда о курае

В начале под торжественную музыку входят мальчик и девочка в башк. костюмах

Девочка:hаумыhыгыз, дустар!

Мы живем в Башкортостане

На богатой и красивой земле.

Мы легенды, сказки изучаем

И одну из них покажем мы тебе.

Мальчик: Много в ней и радости и грусти

Будем вместе петь и танцевать,

Ну а зрителей сегодня мы попросим,

Нас своей улыбкой поддержать!

Девочка: Мы предоставляем вашему вниманию башкирскую сказку

Вместе: «Легенда о курае»!

Ведущий: В давние времена жил на земле злой и жестокий ханУсалбай. И была у него одна причуда,о которой никто не знал. И для этого дела он каждую неделю призывал к себе молодого егета. И никому еще не удавалось возвратиться назад от жестокого хана.

Открывается занавес – убранство башк. юрты.

Ведущий: А на окраине поселения жила бедная женщина. И был у нее единственный сын..

Появляется мать и сын.

Появляется стража: Слушайте и повинуйтесь! Старуха! Хан говорит, настал черед твоего сына! Собирайся егет!

Эсей: Ах…что делать?! О, горе мне, горе! Хан призвал к себе моего сыночка! Что же будет с ним?

Егет: Эсей, не грусти и не плачь.

Эсей: Что же мне дать сыну в дорогу поесть. Ведь в доме не осталось ничего съестного… Разве что осталось немного муки. Замешу-ка я лепешку на материнском молоке, она поможет моему сыну в пути и утолит голод.(уходят)

Наступает утро.

Егет: Эсей, мне пора в путь-дорогу. Не плачь и не грусти, береги себя!

Эсей: вот, держи сынок. Икмек пригодится тебе в дороге! ( Вот, возьми эту лепешку, я замесила ее на своем грудном молоке, она утолит твой голод и поможет тебе в трудную минуту.)

Егет: Прощай мама…

Эсей: Прощай сынок!

Ведущий: Вышел егет на пригорок, с великой тоской на сердце. Оглядел он родные места. Попращался с журчащими ручьями, с душистыми лугами, зеленистым лесом и родными горами.

Звучит музыка. Открывается занавес. Дворец хана Усалбая.

Ведущий: Преодолевая страх, пришел егет к юрте злого Хана.

Егет: Здравствуй, великий хан! Я пришел, как ты и велел.

Хан: Настал и твой черед побрить мне голову! Приступай же!

Слуга: Слушаюсь и повинуюсь, мой хан!

Слуга приносит бритву и полотенце, дает Азамату.

Ведущий: Собрав всю свою смелость, егет принялся за дело. Каково же было удивление егета, когда он снял с хана шапку и увидел, что на голове у хана растет огромный рог! Скрывая свое удивление, егет все же побрил голову хану.

Егет: Все сделано господин!

Хан: Ну что же, ты не испугался моего ужасного рога! И справился с заданием! Я должен тебя отблагодарить! Подожди меня здесь, сейчас вернусь.

Ведущий: Сказав об этом, хан вышел из комнаты.

Хан: А егет и не догадывается,что я его не собираюсь отпускать. Ведь я погубил каждого, кто увидел мой безобразный рог.

Егет : Как долго я был в пути, как сильно я проголодался. Съем ка я мамин икмек. (достает лепешку, ест).

Ведущий: В это время в комнату вошел хан.

Хан: Что это ты ешь? А ну дай и мне кусочек попробовать!

Азамат: Угощайся, великий хан!

Хан: Вкусно! А что это такое?

Азамат:Это лепешка, моя мать замесила ее на своем грудном молоке, наверно, поэтому она такая вкусная.

Хан: Что!? Так я съел лепешку, испеченную на молоке его матери.. значит я теперь его молочный брат? Я не могу убить своего молочного брата, но отпустить я тоже не могу, если я его отпущу домой, он всем расскажет, что на моей голове растет ужасный рог! Что же делать? А я кажется кое что придумал. Я его отправлю далеко-далеко в лес, откуда еще никто не возвращался. Стража!

Ведущий: Тогда хан понял, что не может пролить кровь этого юноши, т.к. они теперь молочные братья… И решил хан отправить егета так далеко в лес, откуда еще никто не возвращался.

Занавес закрывается. Декорации леса.

Ведущий: И отправился Егет бродить по дальним просторам.(звучит грустная музыка).

Ведущий: Но егет не пропал в лесу, как того хотел злой, неблагодарный хан. Ягоды и коренья кормили его. Вот только тосковал он по родным краям.

Егет: Как же плохо вдали от родного дома, как же тоскую я в чужих краях…

Ведущий: Егет всем сердцем стремился к родному дому..только никак не мог найти дорогу .

Однажды он прилег под дерево отдохнуть.. и вдруг поднялся сильный ветер и сквозь этот ветер и сквозь этот ветер послышалась чудесная музыка.

Егет: Что за дивная музыка! Пойду ка посмотрю откуда эти звуки.

Танец «Курайдар»

Ведущий: Азамат долго слушал диковинную музыку, а потом пошел на звук. Он шел, шел, пока не понял, что звуки издает обычное растение.

Егет: Ой, да это же обыкновенный тростник! Как же он красиво звучит!

Ведущий: сорвал он тростник и стал дуть в него, мелодия стала еще красивее.

Егет : Я назову тебя кураем!

Ведущий: Отправился егет искать родные края и играл в курай родные напевы. Теперь ему небыло так тоскливо и одиноко.

Егет : Курай, курай, подскажи мне, где мой край? (идет и играет)

Ведущий: И оказался он в родных местах!

Декорации дома, деревни.

Егет : А вот и родная деревня!!! Наконец-то я вернулся! Эсей, выходи встречать своего сына живым и здоровым!

Выбегает под музыку эсей.

Эсей: Улым, ты вернулся! (обнимает). Как тебе это удалось?

Егет :Я узнал тайну хана Усалбая. Теперь я расскажу всем о проделках злого хана и он не посмеет обидеть больше ни одного человека!

Ведущий: Хан Усалбай был свергнут народом, люди зажили мирно и счастливо, а курай с тех пор стал любимым инструментом башкирского народа.

В стародавние времена за семью лесами, будто черное пятно на белом снегу, сказывают, жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка — брить голову наголо. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого джигита. Но ни один из них не возвращался обратно: едва очередной из них сбривал ханскую голову, как владыка повелевал снести ему голову. Вся округа жила в страхе и трепете, не зная, как противостоять этим проделкам хана. И никто не мог перечить злой его воле.

В тех местах, за семью лесами, жили-были старик со старухой, которые пробавлялись, чем могли. И было у них трое сыновей-джигитов. Сначала хан велел прибыть к нему старшему из братьев. Тот, как и все другие, не вернулся обратно в отчий дом. Через неделю пришла очередь среднему из сыновей. Он тоже не воротился назад. Наконец, дошел черед и до самого младшего из трех братьев.

Старик со старухой не пьют, не едят от горя. Все, что было в доме съестного, забрали с собой старшие из сыновей, так что младшему на дорогу и дать-то было нечего. Но мать есть мать, придумала она, чем снабдить младшенького: замесила муку из лебеды на своем грудном молоке и испекла из того теста лепешку. Положил джигит ту лепешку в свою котомку и вышел в путь-дорогу.

Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад, чтобы взглянуть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась от волнения и печали. Глядел бы на холодные и прозрачные ручьи, на шумные леса, на тихую гряду Ирендыкских гор, и сам не заметил, как запел полным голосом.

Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, пройдя вброд глубокие реки, добрался он наконец до дворца хана. Слуги ханские тут же новели его к своему владыке. Тот вручил джигиту острый нож и велел побрить его наголо.

Стоило хану снять с головы свою корону, как джигит замер в изумлении: на макушке той головы возвышался козлиный рог!

Все же он не растерялся — быстро и аккуратно обрил голову хана. Когда дело было сделано, хан сказал джигиту:

— Ты подожди здесь, — и вышел в другую комнату.

Джигит был очень голоден с дороги. Недолго думая, он вынул из котомки положенную туда матерью лепешку и принялся ее есть. В это самое время появился хан. А он был не только зол и коварен, но и жаден, поэтому, увидев в руках джигита странную лепешку, сразу же подумал: «А ведь я никогда в жизни не пробовал таких лепешек, надо бы хоть откусить от его куска . И у него сами собой потекли слюни.

— Что ты там ешь? — спросил он. — Отломи и мне кусок от своей лепешки.

Джигит послушно отломил кусок и подал хану. Съел хан поданный кусок и воскликнул в изумлении:

— Какой вкусный хлеб! Из чего он сделан?

— Эта лепешка из лебеды, — ответил джигит.- Мать испекла ее в своем грудном молоке.

Растерялся тут хан, думает: «Я съел лепешку, которую его мать испекла в своем молоке. Выходит, я стал его молочным братом, и поэтому не имею права проливать его кровь. Но если я его не убью, он будет направо и налево рассказывать о моем роге. Что же теперь делать? Как выйти из такого положения?»

И решил хан отправить джигита в такое место, которое никогда глаз человеческий не видел, ухо людское не слышало, ничья нога туда не ступала: пусть там умрет своей смертью!

Ханские слуги связали джигита по рукам и ногам, завязали черной тряпкой ему глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чашу леса.

Жил там джигит, питаясь брусникой, саранкой и всякими прочими ягодами. Потом он смастерил себе лук со стрелами и стал охотиться на дичь. Ему удалось подбить крупного зверя, из шкуры которого он сшил себе шубу.

Но как бы то ни было, смертельно тоскливо было ему в том лесу, куда не ступала нога человечья. Особенно сильно тосковал он по отчему дому. Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: «На лбу у хана есть рог!», но голос его слышали только звери и птицы. Так и бродил джигит в лесу, не находя обратной дороги. Однажды лежал он под деревом, подложив камень под голову, а под себя шубу. И стала вдруг струиться в его уши какая-то дивная мелодия. Он живо поднялся на ноги и пошел в ту сторону, откуда слышалась та мелодия.

Голос привел его на вершину серой горы, и тут увидел он под сенью серебристого соцветия стебель сухого курая. Именно он испускал под дуновением ветра ту удивительную мелодию.

Оторвал джигит стебель вместе с корнем, дунул в полый его ствол, а мелодия стала еще более сильной и напевной.

Очень обрадовался джигит. Дуя в тот стебель, он постепенно научился играть на нем знакомые мелодии. И сам стал сочинять новые напевы. И развеялись его мрачные мысли, а душа обрела спокойствие.

Однажды, играя на курае, джигит и сам не заметил, как оказался в родных местах — это певучий росток привел его туда! Радости его не было предела. Сел он на склоне горы и заиграл на своем волшебном ростке. Услышав голос курая, стали сходиться со всех сторон люди из своих кочевок и яйляу.

Джигит рассказал собравшимся обо всем, что пришлось ему пережить и испытать. А потом положил свой рассказ на мелодию и сыграл на курае.

Услышав музыкальный его рассказ, прибодрились люди, воспламенился их гнев на злого хана. Поднялись они все вместе и пошли на дворец хана. Отец джигита, потерявший двух своих сыновей, держал хана за рог, остальные били злодея чем придется. Так и забили до смерти.

С тех пор превратился курай в народный инструмент, способный повествовать о радостях и горестях людской жизни.

  • Легенда о зеленом рыцаре рассказ
  • Легенда о домовом рассказ для детей
  • Легенда о данко это рассказ или повесть
  • Легенда о данко сочинение рассуждение
  • Легенда о данко проблематика рассказа и авторская позиция