Легенда о том как появился хлеб или сказка о волшебном зернышке

    Однажды, в стародавние времена, жил в одной деревне бедный юноша. Ветхая избушка да клочок земли – вот и всё, что у него было. Трудился он от зари до зари на своём поле, чтобы хоть как-то прокормиться.

   

 Но урожай был очень и очень скуден. И вот как-то работал он в поле и вдруг увидел на земле маленькую птичку. Она повредила крыло и умирала.

  

 Юноша принёс её к себе в дом, обогрел, накормил и стал лечить её больное крылышко.

И вот птичка поправилась, и пришло время отпустить её на волю. На прощанье сказала птичка юноше:

 — Я вижу, как бедно ты живёшь. Но у тебя доброе сердце, и я помогу тебе. Я дам тебе волшебное зёрнышко. Ты должен лишь бросить его в землю и сказать волшебные слова: «Крекс! Пекс! Фекс!» И наутро увидишь, что получится.

 С этими словами птичка взмахнула крыльями и улетела, а на крыльце осталось лежать маленькое хлебное зёрнышко. Юноша бережно поднял его, осторожно посадил в землю и произнёс слова, которым его научила птичка:

     — Крекс! Пекс! Фекс! И ушёл в дом.

Наутро он проснулся, вышел на крыльцо и прошептал:

 — Не может быть!

 На том самом месте, где вечером было посажено зёрнышко, теперь возвышалось огромное дерево с могучими ветвями, и на ветвях росли какие-то неведомые плоды.

 Юноша подошёл ближе и увидел, что это… множество маленьких круглых булочек – сдобных, горячих, источающих просто восхитительный аромат! Изумлённый юноша опустил глаза и обнаружил под деревом большой стол, на котором кипел самовар и стояли чашки и блюдца. Всё было готово к чаепитию.Хочу такой сайт

  

  — Как аппетитно пахнет! – воскликнул юноша. – Попробую-ка я одну из булочек, они, должно быть, вкусные!

 И он сорвал булочку с ближайшей ветки. Не успел он это сделать, как на месте сорванной тут же появилась другая – такая же сдобная и аппетитная. Юноша откусил кусочек и воскликнул:

 — Да я ничего вкуснее и слаще в жизни не пробовал! Сейчас я созову всю деревню – и мы устроим пир на весь мир!

 Не прошло и часа, как вся деревня сидела за большим столом и угощалась вкуснейшими сладкими булочками, запивая их ароматным чаем из сказочного самовара. И сколько бы булочек не срывали с чудесного дерева, на нём тут же вырастали новые, ещё слаще и вкуснее прежних!

     Вдоволь насытившись, гости расселись в тени раскидистого дерева, и юноша поведал всем удивительную историю про птичку, зёрнышко и волшебные слова.

     — А что это были за слова? – спросил его один из старейшин.

 — Крекс, пекс, фекс, — ответил юноша. — Крекс, пекс, фекс… — задумчиво произнёс мудрый старик. – Пусть же будет не «крекс», не «фекс», а просто… КЕКС! Так отныне мы будем называть эту маленькую булочку, которая смогла накормить всю деревню. И все с этим согласились. С тех пор люди в этой местности никогда больше не знали голода.

 

 А на свете появился вкусный кекс, который по сей день любят и взрослые, и дети!

 ХЛЕБ-

             ВСЕМУ

ГОЛОВА!

ЗАГАДКИ О ХЛЕБЕ.

                                           ***

ВЫРОС В ПОЛЕ КОЛОСКОМ,

НА СТОЛЕ ЛЕЖИТ КУСКОМ.

                                                             ***

ПЫШНЫЙ, МЯГКИЙ, ПРОПЕЧЁННЫЙ,

ПОДРУМЯНЕННЫЙ СЛЕГКА,

ОН С ГОРБУШКОЙ ЗОЛОЧЁНОЙ

ШЁЛ К ТЕБЕ ИЗДАЛЕКА.

***

КОМКОВАТО, НОЗДРЕВАТО, И ГУБАТО, И ГОРБАТО,

КИСЛО, И ПРЕСНО, И ВКУСНО, И ВСЕМ ЛЮДЯМ МИЛО.

***

БЬЮТ МЕНЯ ПАЛКАМИ, ЖМУТ МЕНЯ КАМНЯМИ,

ДЕРЖАТ МЕНЯ В ОГНЕННОЙ ПЕЩЕРЕ,РЕЖУТ МЕНЯ НОЖАМИ…

         ЗА ЧТО МЕНЯ ТАК ГУБЯТ? ЗА ТО,ЧТО ЛЮБЯТ!

***

МЕШЕНО, КВАШЕНО, ВАЛЯНО,

НА СТОЛ ПОСТАВЛЕНО.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

БЕЗ СОЛИ НЕВКУСНО, БЕЗ ХЛЕБА НЕСЫТНО.

И ОБЕД НЕ В ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ.

БЕЗ ПЕЧКИ ХОЛОДНО, БЕЗ ХЛЕБА ГОЛОДНО.

ХЛЕБ В ПУТИ НЕ В ТЯГОСТЬ.

ЕДЕШЬ НА ДЕНЬ, ХЛЕБА БЕРИ НА НЕДЕЛЮ.

ХЛЕБ В ЗАКРОМУ, ЧТО ХОЗЯИН В ДОМУ.

ХЛЕБ НА СТОЛ, ТАК И СТОЛ – ПРЕСТОЛ, А ХЛЕБА НИ КУСКА, ТАК И СТОЛ – ДОСКА.

ГОЛОДНОЙ КУМЕ ТОЛЬКО ХЛЕБУШЕК НА УМЕ.

НА ХЛЕБ МНОГО НЕ ПОСЕРДИШЬСЯ.

ХЛЕБ НОГАМИ ТОПТАТЬ – НАРОДУ ГОЛОДАТЬ.

ВОДА ВЫМОЕТ, ХЛЕБ НАКОРМИТ.

НАДО ХЛЕБА И НА ПОСЛЕ ОБЕДА.

НЕ ТРУДИТЬСЯ, ТАК И ХЛЕБА НЕ ДОБИТЬСЯ.

ХОЧЕШЬ  ЕСТЬ КАЛАЧИ, НЕ СИДИ НА ПЕЧИ.

КТО ТРУДИТЬСЯ РАД, ТОТ БУДЕТ ХЛЕБОМ БОГАТ.

КТО ЗЕМЛЮ ЛЕЛЕЕТ, ТОГО ЗЕМЛЯ ЖАЛЕЕТ.

КТО ПАХАТЬ ЛЕНИТЬСЯ, У ТОГО ЗЕМЛЯ НЕ РОДИТСЯ.

РУКИ ЧЕЛОВЕКА.

(Я.ДЯГУТИТЕ.)

СКЛОНИЛА ТЯЖЁЛУЮ ГОЛОВУ РОЖЬ.

«СПАСИБО ВАМ, СОЛНЦЕ И ЛАСКОВЫЙ ДОЖДЬ!

СПАСИБО ЗЕМЛЕ, ЧТО БЫЛА МОИМ ДОМОМ,

И СИЛЬНЫМ РУКАМ, МОИМ СТАРЫМ ЗНАКОМЫМ.

Я ПОМНЮ, КАК РУКИ ТРУДИЛИСЬ УПОРНО,

ЧТОБ В ЗЕМЛЮ ПОСЕЯТЬ ЯНТАРНЫЕ ЗЁРНА,

А НЫНЧЕ ОНИ УРОЖАЙ УБЕРУТ.

СПАСИБО ВАМ, РУКИ, ЗА ДОБРЫЙ ВАШ ТРУД!

Я ДОЛГУЮ ЗИМУ В ЗЕМЛЕ ПРОЛЕЖАЛА,

ЮТИЛАСЬ ПОД СНЕГОМ, ОТ СТУЖИ ДРОЖАЛА,

НО СОЛНЦЕ МЕНЯ ОТОГРЕЛО ДАВНО,

И Я ПРИНЕСЛА ЗОЛОТОЕ ЗЕРНО.

КТО ХОЧЕТ, ОТВЕДАЙТЕ ХЛЕБА РЖАНОГО!

А ЕСЛИ МЕНЯ ВЫ ПОСЕЕТЕ СНОВА,

Я СНОВА ПОД СНЕГОМ ДОРОГУ НАЙДУ

И КОЛОСОМ СТАНУ, И К ЛЮДЯМ ПРИДУ».



(С.ПОГОРЕЛОВСКИЙ)

ВОТ ОН – ХЛЕБУШЕК ДУШИСТЫЙ С ХРУСТКОЙ КОРОЧКОЙ ВИТОЙ,

ВОТ ОН – ТЁПЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ, СЛОВНО СОЛНЦЕМ НАЛИТОЙ!

В КАЖДЫЙ ДОМ, НА КАЖДЫЙ СТОЛ ОН ПОЖАЛОВАЛ-ПРИШЁЛ.

В НЁМ – ЗДОРОВЬЕ НАШЕ, СИЛА, В НЁМ – ЧУДЕСНОЕ ТЕПЛО:

СКОЛЬКО РУК ЕГО РАСТИЛО, ОХРАНЯЛО, БЕРЕГЛО!

ВЕДЬ НЕ СРАЗУ СТАЛИ ЗЁРНА  ХЛЕБОМ – ТЕМ, ЧТО НА СТОЛЕ,

ЛЮДИ ДОЛГО И УПОРНО ПОТРУДИЛИСЬ НА ЗЕМЛЕ.

В НЁМ ЗЕМЛИ РОДИМОЙ СОКИ, СОЛНЦА СВЕТ ВЕСЁЛЫЙ В НЁМ.

УПЛЕТАЙ ЗА ОБЕ ЩЁКИ –  ВЫРАСТАЙ БОГАТЫРЁМ!

СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ! СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ!

СЛАВА ТЕМ, КТО ХЛЕБ РАСТИЛ, НЕ ЖАЛЕЛ ТРУДОВ И СИЛ!

СЛАВА ИМ,  ПРИВЕТ ОТ НАС.

В ДОБРЫЙ ДЕНЬ, В СЧАСТЛИВЫЙ ЧАС!

МОЛОТЬБА.

(Ф.ШКУЛЕВ)

СЖАТА РОЖЬ… СЕРЕЕТ ЖНИВО, ОЩЕТИНИЛИСЬ ПОЛЯ…

НУ, ЗАТО СКИРДЫ КРАСИВО СМОТРЯТ, СЕРДЦЕ ВЕСЕЛЯ.

ЛЮДИ РАДОСТНЫ, ДОВОЛЬНЫ: НЕ ПРОПАЛ ИХ ДАРОМ ТРУД,

И ПОВСЮДУ С ПЕСНЕЙ ВОЛЬНОЙ РАЗДАЁТСЯ ТАМ И ТУТ:

ТО-ТО МЫ! ТО-ТО МЫ! ХЛЕБ ГОТОВИМ ДЛЯ ЗИМЫ!

У СКИРДОВ ВОКРУГ РЕБЯТКИ ШУМНО БЕГАЮТ, ЗВЕНЯТ.

МЕЖ СНОПОВ ИГРАЮТ В ПРЯТКИ, ТО МЯКИНОЮ ПЫЛЯТ.

ПО ГУМНУ ЖЕ СТРОЙНЫМ РЯДОМ ЛЮДИ ДВИЖУТСЯ С ЦЕПОМ.

ПОТ ГОРЯЧИЙ ЛЬЁТСЯ ГРДОМ, ЛИЦА ПЫШУТ ИХ ОГНЁМ…

ТО-ТО МЫ! ТО-ТО МЫ! ХЛЕБ  ГОТОВИМ ДЛЯ ЗИМЫ!

И КИПИТ, КИПИТ РАБОТА, ТАЮТ ПЫШНЫЕ СКИРДЫ…

ОБЛЛЕГЧАЕТСЯ ЗАБОТА, СЛАЩЕ КАЖУТСЯ ТРУДЫ.

СКОРО ПРАЗДНИК: С НОВЫМ ХЛЕБОМ

ЛЮДИ БУДУТ ЗА СТОЛОМ…

А ПОКА ПОД СИНИМ НЕБОМ  РАЗДАЁТСЯ НАД СЕЛОМ:

ТО-ТО МЫ! ТО-ТО МЫ! ХЛЕБ ГОТОВИМ ДЛЯ ЗИМЫ!

НИВА.

(Ю.ЖДАНОВСКАЯ)

НИВА МОЯ, НИВА, НИВА ЗОЛОТАЯ!

ЗРЕЕШЬ ТЫ НА СОЛНЦЕ, КОЛОС НАЛИВАЯ.

ПО ТЕБЕ ОТ ВЕТРУ, СЛОВНО В СИНЕМ МОРЕ,

ВОЛНЫ ТАК И ХОДЯТ, ХОДЯТ НА ПРОСТОРЕ.

НАД ТОБОЮ С ПЕСНЕЙ ЖАВОРОНОК ВЬЁТСЯ,

НАД ТОБООЙ И ТУЧА ГРОЗНО ПРОНЕСЁТСЯ.

ЗРЕЕШЬ ТЫ И СПЕЕШЬ, КОЛОС НАЛИВАЯ.

НИВА МОЯ, НИВА, НИВА ЗОЛОТАЯ!

КОЛОСОК.

(Н.КРАСИЛЬНИКОВ)

— ЗОЛОТИСТЫЙ КОЛОСОК, КТО РАСТИ ТЕБЕ ПОМОГ?

— ТЁПЛЫЙ ВЕТЕР, МАЙСКИЙ ГРОМ,

СОЛНЦЕ В НЕБЕ ГОЛУБОМ.

А ЕЩЁ ЛЮДСКИЕ РУКИ,  ЧТО В ТРУДЕ НЕ ЗНАЛИ СКУКИ.

МНЕ НЕ СТАТЬ БЕЗ НИХ ТАКИМ

СИЛЬНЫМ, РОСЛЫМ, ЗОЛОТЫМ!

ХЛЕБ – НАШЕ БОГАТСТВО.

(П.КАГАНОВА)

СЕЮТ В ПОЛЕ ЗЁРНА РАННЕЮ ВЕСНОЮ.

А НАД НИМИ СВЕТИТ СОЛНЫШКО РОДНОЕ.

НА ПОЛЯХ КОЛХОЗНЫХ ЗАШУМЯТ КОЛОСЬЯ –

БУДЕТ УРОЖАЙНОЙ ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ!

И ЗЕРНО В АМБАРЫ  ПОТЕЧЁТ РЕКОЮ,

И ЕГО МАШИНЫ СДЕЛАЮТ МУКОЮ.

НА ЗАВОДЕ ПЕКАРЬ ХЛЕБ СПЕЧЁТ С ЛЮБОВЬЮ.

СКАЖЕТ ОН РЕБЯТАМ: «ЕШЬТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!»

ОТЛИЧНЫЕ ПШЕНИЧНЫЕ.

(ШОТЛАНДСКАЯ ПЕСЕНКА)

МЫ ПЕЧЁМ ПШЕНИЧНЫЕ

ПИРОГИ ОТЛИЧНЫЕ.

КТО ПРИДЁТ К НАМ ПРОБОВАТЬ

ПИРОГИ ПШЕНИЧНЫЕ?

МАМА, ПАПА, БРАТ, СЕСТРА,

ПЁС ЛОХМАТЫЙ СО ДВОРА.

И ДРУГИЕ, ВСЕ, КТО МОЖЕТ,

ПУСТЬ ПРИХОДЯТ С НИМИ ТОЖЕ.

ТЕСТО ЗАМЕСИЛИ МЫ,

САХАР НЕ ЗАБЫЛИ МЫ,

ПИРОГИ ПШЕНИЧНЫЕ

В ПЕЧКУ ПОСАДИЛИ МЫ.

ПЕЧКА ВЕСЕЛО ГОРИТ,

НАША МАМА ГОВОРИТ:

— КРОШКИ, ЧТО ОСТАНУТЬСЯ,

ВОРОБЬЮ ДОСТАНУТЬСЯ.

ПОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ:

  1. Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».
  2. Беларусская сказка «Лёгкий хлеб».
  3. Константин Ушинский «Два плуга».
  4. Шведская песенка «Отличные пшеничные».
  5. Русская народная сказка «Колосок».
  6. Э.Шим «Хлеб растёт».
  7. Д.Кугультинов «Кусок хлеба».
  8. Т.Аргези «Хлеб».
  9. Д.Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла».

10.Ф.Шкулева «Молотьба».

11.Ю.Ждановская «Нива».

12.К.Паустовский «Тёплый хлеб».

13.М.Глинская «Хлеб».

14.Я.Дагутите «Руки человека», «Лето».

15.А.Ремизов «Хлебный голос».

16.Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И.В.Карнауховой).

                                           Приметы:

*Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

*Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

*При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

*Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

*Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

*Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

*Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Хлеба пекутся.

Тонкой струйкой сытной

Змеится теплый запах по углам.

Вдыхаю мир отрадный, самобытный

С любовью и слезами пополам.

Как просто пониманье Мирозданья,

Когда, проснувшись по утру в тепле,

Под солнечное лучика лобзанье,

Домашний хлеб увидишь на столе.

***

В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

(В. Орлов)

                   Пшеница.

    Положит в землю Человек зерно,

Прольётся Дождь — зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберёт.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок,

На совести достанется кусок.

                                                                        (Аким. Я.)  

                                 ***

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной!

Говорим мы: «Берегите.

Берегите Хлеб родной…

Не мечтали мы о чуде.

К нам с полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы –люди!

Научитесь хлеб беречь».

                                                                        ( Н. Тихонов)

                                     Пахнет хлебом.

   На пустых полях стерня

Жухнет и сереет.

Солнце только среди дня

Светит, но не греет.

     По утрам седой туман

Бродит по болотам,

То ли что-то прячет там,

Толи ищет что-то.

После сумрачных ночей

Выцветает небо…..

А в деревне из печей

Тянет свежим хлебом….

Пахнет домом хлеб ржаной,

Маминым буфетом,

Ветерком земли родной,

Солнышком и летом.

Нож поточен о брусочек.

-Папа, дай кусочек!

                                                ( Перевод И. Токмакова)

                                ***

Вновь взращено и обмолочено,

Вновь в закрома течёт оно.

Ладонь натруженную дочерна

Врачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.

И вот он, труд наш, на виду.

Забыто всё, что недоедено

И что не доспано в страду.

                                    ***

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко

                                                                                ( Г.Виеру.)

                                               ***

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

                                                                                   ( Я.Аким.)

                                                ***

    Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.

Набежала туча издали, промочила лес насквозь.

Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-

Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли.

                                                                                  (Я. Дягутите.)

                                               ***

    Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,

Но сломить его за лето так они и не смогли.

Вот какой я! — он хвалился — с ветром справился, с водой!

До того он загордился, вырос кверху бородой.

                                                                            ( С. Погореловский)

                                       ***

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко.

                                                                                             ( Воронько)

                                                ***

    Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.

Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

А отец мне отвечает: — Трактор пашет, не катает!

Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

                                                                                       ( В. Воронько)

                                       О хлебе.

Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла

Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.

Поднялся и к мальчишке подошел

« Зачем — спросил он, голосом усталым –

-Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны.

Все при параде, в школу, ту, пришли.

Мальчишке показалось очень странным,

Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране.

Седого старика, на той скамье.

Он замер, тишина стояла в зале.

И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном.

Сидела рядом, грудь вся в орденах.

В глазах мальчишки голубых, бездонных.

Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.

Мальчишке, нежно, в руки подала.

И быль, рассказанная, той старушкой.

Его в блокадный Ленинград перенесла.

Вот перед ним возник холодный город.

Во вражеском кольце, кругом бои.

Свирепствует зима и лютый голод.

И тот батон, что поднят был с земли.

     Прижав батон, он мчится по дороге.

Он знает, мать его, больная, ждет.

Торопится он к ней, замерзли ноги.

Но счастлив он, он хлеб домой несет.

    А дома, бережно, батон он режет.

Куски считая, чтоб хватило им.

Пусть он сухой и пусть не очень свежий.

Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.

И матери, ее кусок, несет.

В глазах ее он видит боль и муку.

И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

     Но, вспомнив, как он бил батон ногою.

Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук

Мать закричала « Что, сынок, с тобою.

Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами.

Старушка, что батон с земли берет.

Она стоит и нежными руками.

Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.

Бежит домой, там, мать больная, ждет.

Боль матери всем сердцем понимает.

И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны.

Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.

Все сном прошло, остались только раны

От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу.

Который, дерзко, превратил он в мяч.

На землю, вновь его вернули с неба.

Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке.

В глаза глядит, так, как глядела мать.

Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.

« Простите» — только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге.

Идет мальчишка, голову склонив.

И дед седой все курит на пороге.

Всю боль души, молчаньем сохранив.

                                                                             (Нина Самкова)

Пословицы и поговорки о хлебе.

    -Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.

-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.

-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру

-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.

-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.

-Всяк на себя хлеб добывает.

-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.

-Хлеб – батюшка, вода – матушка.

-Хлеб хлебу брат.

-Худ обед, когда хлеба нет.

-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

-Хлеб да вода – мужицкая еда.

-Хлебушко – калач дедушка.

-Хлеба нет – корочка в честь.

-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.        

-Человек хлебом живет, а не промыслом.

-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

-Без хлеба, без соли худая беседа.

-Палата бела, а без хлеба в ней беда.

-Плевать на обед коли хлеба нет.

-Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

-Хлеб да соль, и обед пошел.

-Без хлеба, без соли никто не обедает.

-Не в пору и обед, коли хлеба нет.

-Хлеб черствый – обед честный.

-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.

-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

                           Загадки о хлебе.

    Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато, и твердо, 

И мягко, и кругло, и ломко,

И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

    Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен, —

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Мнут и катают,

В печи закаляют,

Потом за столом

Режут ножом. (Хлеб)

Вот он –

Тёплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол –

Он пожаловал – пришёл. В нем –

Здоровье, наша сила,

В нем –

Чудесное тепло.

Сколько рук

Его растило,

Охраняло, берегло! (Хлеб)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог.)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Вырос в поле дом.

 Полон дом зерном.

 Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)

                         Считалки о хлебе.

«Дождик, дождик, поливай — будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки».

«Катилася торба с высокого горба.

 В этой торбе хлеб, соль,пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?»

                              Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок — это пирожок.

Шки-шки-шки — мама жарит пирожки.

Шки-шки-шки — мы любим пирожки.

Жок-жок-жок — кушай Женя пирожок.

Ач-ач-ач — вот калач.

Чи-чи-чи — пекуться в печке калачи.

Чи-чи-чи — мы любим калачи.

Чи-чи-чи — на праздник будут калачи.

Легенда о том, как появился кекс или сказка о волшебном зернышке.

Однажды, в стародавние времена, жил в одной деревне бедный юноша. Ветхая избушка да клочок земли – вот и всё, что у него было. Трудился он от зари до зари на своём поле, чтобы хоть как-то прокормиться. Но урожай был очень и очень скуден. И вот как-то работал он в поле и вдруг увидел на земле маленькую птичку. Она повредила крыло и умирала. Юноша принёс её к себе в дом, обогрел, накормил и стал лечить её больное крылышко.

И вот птичка поправилась, и пришло время отпустить её на волю. На прощанье сказала птичка юноше:

— Я вижу, как бедно ты живёшь. Но у тебя доброе сердце, и я помогу тебе. Я дам тебе волшебное зёрнышко. Ты должен лишь бросить его в землю и сказать волшебные слова: «Крекс! Пекс! Фекс!» И наутро увидишь, что получится.

С этими словами птичка взмахнула крыльями и улетела, а на крыльце осталось лежать маленькое хлебное зёрнышко. Юноша бережно поднял его, осторожно посадил в землю и произнёс слова, которым его научила птичка:

— Крекс! Пекс! Фекс! И ушёл в дом.

   Наутро он проснулся, вышел на крыльцо и прошептал:

  — Не может быть!

На том самом месте, где вечером было посажено зёрнышко, теперь возвышалось огромное дерево с могучими ветвями, и на ветвях росли какие-то неведомые плоды. Юноша подошёл ближе и увидел, что это… множество маленьких круглых булочек – сдобных, горячих, источающих просто восхитительный аромат! Изумлённый юноша опустил глаза и обнаружил под деревом большой стол, на котором кипел самовар и стояли чашки и блюдца. Всё было готово к чаепитию.

— Как аппетитно пахнет! – воскликнул юноша. – Попробую-ка я одну из булочек, они, должно быть, вкусные!

И он сорвал булочку с ближайшей ветки. Не успел он это сделать, как на месте сорванной тут же появилась другая – такая же сдобная и аппетитная. Юноша откусил кусочек и воскликнул:

— Да я ничего вкуснее и слаще в жизни не пробовал! Сейчас я созову всю деревню – и мы устроим пир на весь мир!

Не прошло и часа, как вся деревня сидела за большим столом и угощалась вкуснейшими сладкими булочками, запивая их ароматным чаем из сказочного самовара. И сколько бы булочек не срывали с чудесного дерева, на нём тут же вырастали новые, ещё слаще и вкуснее прежних!

Вдоволь насытившись, гости расселись в тени раскидистого дерева, и юноша поведал всем удивительную историю про птичку, зёрнышко и волшебные слова.

— А что это были за слова? – спросил его один из старейшин.

— Крекс, пекс, фекс, — ответил юноша. — Крекс, пекс, фекс… — задумчиво произнёс мудрый старик. – Пусть же будет не «крекс», не «фекс», а просто… КЕКС! Так отныне мы будем называть эту маленькую булочку, которая смогла накормить всю деревню. И все с этим согласились. С тех пор люди в этой местности никогда больше не знали голода.

А на свете появился вкусный кекс, который по сей день любят и взрослые, и дети! 

                       Пальчиковая гимнастика «Тесто».

— Тесто ручками помнем

                                        ( сжимаем и разжимаем пальчики)

— Сладкий тортик испечем

                                                ( как будто мнем тесто)

— Серединку смажем джемом

      (круговые движения ладошками по плоскости стола)

— А верхушку сладким кремом

— И кокосовую крошкой

— Мы присыплем торт немножко

             (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)

— А потом заварим чай

— В гости друга приглашай.

игра “Дом на горе”

На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)

Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)

Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)

Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)

За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)

Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)

К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)

В дверь стучимся: (кулаками по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

                         Массаж-игра “На блины”.

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)

Стала Маша

Гостей угощать (хлопайте в ладоши)

И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)

Стала Маша

Гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

Проект:  «Хлеб – наш батюшка!» Ученицы 168 гимназии 2 «А» класса  Шевченко Маргариты

Проект: «Хлеб – наш батюшка!»

Ученицы 168 гимназии 2 «А» класса

Шевченко Маргариты

Содержание    1. Пословицы, поговорки, стихи о хлебе 2. История возникновения хлеба на Руси 3. Как хлеб попадает к нам на стол (весь путь от зерна до хлеба) 4. Обычаи в древние времена, связанные с хлебом 5. Праздники Хлеба. 6. Произведения, где упоминается хлеб 7. Анкета 8. Результаты опроса 9. Заключение

Содержание

1. Пословицы, поговорки, стихи о хлебе

2. История возникновения хлеба на Руси

3. Как хлеб попадает к нам на стол (весь путь от зерна до хлеба)

4. Обычаи в древние времена, связанные с хлебом

5. Праздники Хлеба.

6. Произведения, где упоминается хлеб

7. Анкета

8. Результаты опроса

9. Заключение

Цель:  научиться бережно и уважительно относиться к хлебу на примере фольклорного творчества. Задачи:  1) узнать историю возникновения хлеба;  2) понять, как хлеб попадает к нам на стол;  3) познакомиться с хлебными обычаями, обрядами, приметами, пословицами, песнями;  4) найти праздники, связанные с хлебом;  5) составить список книг о хлебе, прочитать их, рекомендовать их к прочтению;  6) провести анкетирование в своем классе.

Цель: научиться бережно и уважительно относиться к хлебу на примере фольклорного творчества.

Задачи:

1) узнать историю возникновения хлеба;

2) понять, как хлеб попадает к нам на стол;

3) познакомиться с хлебными обычаями, обрядами, приметами, пословицами, песнями;

4) найти праздники, связанные с хлебом;

5) составить список книг о хлебе, прочитать их, рекомендовать их к прочтению;

6) провести анкетирование в своем классе.

Пословицы о хлебе Без соли, без хлеба – половина обеда. Хлеб – всему голова. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Худ обед, когда хлеба нет. Береги хлеб для еды, а деньги для беды. Хлеб черствый - обед честный. Бел снег, да по нему собака бежит, черная земля да хлеб родит. Не будет хлеба, не будет и обеда. Хлеб в пути не тягость. Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

Пословицы о хлебе

  • Без соли, без хлеба – половина обеда.
  • Хлеб – всему голова.
  • Хлеб – батюшка, вода – матушка.
  • Худ обед, когда хлеба нет.
  • Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
  • Хлеб черствый — обед честный.
  • Бел снег, да по нему собака бежит, черная земля да хлеб родит.
  • Не будет хлеба, не будет и обеда.
  • Хлеб в пути не тягость.
  • Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

Стихи о хлебе.    Вот он Хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем – земли родимой соки, солнца свет веселый в нем… Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! С белым хлебом положили черный хлеб мне на обед. Удивить меня решили? Черный? В чем его секрет? Видно, пекарь с неохотой пек и хлеб в печи забыл? Или же перед работой чисто руки не помыл? Мама тут же объяснила, что мука ржаная есть: «Черный хлеб прибавит силы». Съел. И завтра буду есть!

Стихи о хлебе.

Вот он Хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки, солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

С белым хлебом положили черный хлеб мне на обед.

Удивить меня решили? Черный? В чем его секрет?

Видно, пекарь с неохотой пек и хлеб в печи забыл?

Или же перед работой чисто руки не помыл?

Мама тут же объяснила, что мука ржаная есть:

«Черный хлеб прибавит силы». Съел. И завтра буду есть!

История возникновения хлеба.  Хлеб появился более 15 тысяч лет назад. Люди сначала ели зерна диких злаковых культур в сыром виде, а потом научились сами выращивать, и готовить из зерен кашу – растирать их в порошок и смешивать с водой. Затем появился и прообраз нынешнего хлеба – лепешку из густой зерновой каши запекали на открытом огне. До 12 века на Руси пекли только пшеничный хлеб. Но затем на столе наших предков появился ржаной. Он был куда дешевле и сытнее, как говорилось в пословице: «Пшеничка кормит по выбору, а матушка-рожь всех сплошь».

История возникновения хлеба.

  • Хлеб появился более 15 тысяч лет назад. Люди сначала ели зерна диких злаковых культур в сыром виде, а потом научились сами выращивать, и готовить из зерен кашу – растирать их в порошок и смешивать с водой. Затем появился и прообраз нынешнего хлеба – лепешку из густой зерновой каши запекали на открытом огне.
  • До 12 века на Руси пекли только пшеничный хлеб. Но затем на столе наших предков появился ржаной. Он был куда дешевле и сытнее, как говорилось в пословице: «Пшеничка кормит по выбору, а матушка-рожь всех сплошь».

Как хлеб попадает к нам на стол?  Весной трактором пашут землю и сеют пшеницу. Вскоре на полях появляются зеленые ростки – всходы. Пшеница выросла, но поле еще не золотое. Еще нельзя убирать урожай. Хлебное поле стало золотым. «Золотая нива». Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны. Затем зерно отправляют на элеватор – там его сушат и сортируют. На мукомольном заводе пшеница превращается в муку. Далее муку везут на хлебозавод. И там пекут хлеб. Потом развозят по магазинам.

Как хлеб попадает к нам на стол?

  • Весной трактором пашут землю и сеют пшеницу.
  • Вскоре на полях появляются зеленые ростки – всходы.
  • Пшеница выросла, но поле еще не золотое. Еще нельзя убирать урожай.
  • Хлебное поле стало золотым. «Золотая нива». Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.
  • Затем зерно отправляют на элеватор – там его сушат и сортируют.
  • На мукомольном заводе пшеница превращается в муку.
  • Далее муку везут на хлебозавод. И там пекут хлеб.
  • Потом развозят по магазинам.

Обычаи в древние времена с хлебом.    Хлеб нельзя выбрасывать, даже заплесневевший хлеб следует скормить птицам. Нельзя оставлять надкусанный кусок. Считалось, что это грозит потерей силы. Не стоит доедать хлеб за другими людьми. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберешь чужую силу. Хлеб всегда нужно отрезать ровно, тогда жизнь будет спокойной и гладкой. В древние времена у славян существовал такой обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. С хлебом провожали на фронт и встречали солдат с войны. Хлеб брали с собой в дальнюю дорогу, чтобы он охранял в пути. В колыбель новорожденному клали хлеб, как оберег, защищавших от злых сил. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хлеб, а еще большим – растоптать ногами. Кто не ест хлеба, будет иметь несчастную судьбу и плохое здоровье.

Обычаи в древние времена с хлебом.

  • Хлеб нельзя выбрасывать, даже заплесневевший хлеб следует скормить птицам.
  • Нельзя оставлять надкусанный кусок. Считалось, что это грозит потерей силы.
  • Не стоит доедать хлеб за другими людьми. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберешь чужую силу.
  • Хлеб всегда нужно отрезать ровно, тогда жизнь будет спокойной и гладкой.
  • В древние времена у славян существовал такой обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
  • С хлебом провожали на фронт и встречали солдат с войны.
  • Хлеб брали с собой в дальнюю дорогу, чтобы он охранял в пути.
  • В колыбель новорожденному клали хлеб, как оберег, защищавших от злых сил.
  • Самым большим грехом на Руси считалось уронить хлеб, а еще большим – растоптать ногами.
  • Кто не ест хлеба, будет иметь несчастную судьбу и плохое здоровье.

ПРАЗДНИКИ ХЛЕБА Международный день хлеба - 16 октября. Хлебный Спас – 29 августа.  Это славянский праздник хлеба.  В этот день принято выпекать хлеб из нового урожая. В народе говорят:

ПРАЗДНИКИ ХЛЕБА

  • Международный день хлеба — 16 октября.
  • Хлебный Спас – 29 августа. Это славянский праздник хлеба.  В этот день принято выпекать хлеб из нового урожая. В народе говорят: «Третий спас — хлеба припас».  
  • Агафьин день – День хлеба и соли — 18 февраля . В этот день древние славяне освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий.
  • День Хлеба в России — 1 августа . Ежегодно в этот день отдают дань уважения всем людям, связанным с производством хлеба, и чествуют сам хлебушек. Эта дата была выбрана согласно историческим корням начала уборки урожая хлеба.
  • День Хлеба в Петербурге отмечается в сентябре. В этот день широко чествуются хлеборобы и хлебопеки. По традиции торгуют бубликами, баранками и караваями.

Произведения, где упоминается хлеб.   Андерсен Г.Х. «Девочка, которая наступила на хлеб» Биссет Д. «Про лужу и булочку с изюмом» Благинина Е. «Песенка о колоске» «Волчий хлеб», «Колобок», «Как курочка хлеб испекла» - русские народные сказки «Гордячка и золотой хлеб» - чешская сказка Дацкевич Е. «От зерна до каравая». «Два хлебных зернышка» – сказки православных народов Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе». Кон Л. «Первая книга о растениях» «Каравай» - латышская сказка «Колосок», «Хлебороб» - украинские народные сказки Королева Е. «Хлебная крошечка» «Котик – золотой лобик», «Легкий хлеб» - белорусские народные сказки Крутогоров Ю. «Дождь из семян» «Легенда о том, как появился хлеб или сказка о волшебном зернышке» Некрасов Н. «Колосья» Паустовский К. «Теплый хлеб» Пришвин М. «Лисичкин хлеб» Рогалева И. «Хлеб всему голова» Сказки «О хлебе, злаках и каше» Тайц Я. «Все здесь» Усович Е. «Чудесные пряники» Яковлев Ю. «Цветок хлеба»

Произведения, где упоминается хлеб.

  • Андерсен Г.Х. «Девочка, которая наступила на хлеб»
  • Биссет Д. «Про лужу и булочку с изюмом»
  • Благинина Е. «Песенка о колоске»
  • «Волчий хлеб», «Колобок», «Как курочка хлеб испекла» — русские народные сказки
  • «Гордячка и золотой хлеб» — чешская сказка
  • Дацкевич Е. «От зерна до каравая».
  • «Два хлебных зернышка» – сказки православных народов
  • Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе».
  • Кон Л. «Первая книга о растениях»
  • «Каравай» — латышская сказка
  • «Колосок», «Хлебороб» — украинские народные сказки
  • Королева Е. «Хлебная крошечка»
  • «Котик – золотой лобик», «Легкий хлеб» — белорусские народные сказки
  • Крутогоров Ю. «Дождь из семян»
  • «Легенда о том, как появился хлеб или сказка о волшебном зернышке»
  • Некрасов Н. «Колосья»
  • Паустовский К. «Теплый хлеб»
  • Пришвин М. «Лисичкин хлеб»
  • Рогалева И. «Хлеб всему голова»
  • Сказки «О хлебе, злаках и каше»
  • Тайц Я. «Все здесь»
  • Усович Е. «Чудесные пряники»
  • Яковлев Ю. «Цветок хлеба»

  4. Какие пословицы о хлебе вы знаете? 1. Какие сорта хлеба вы чаще покупаете? а) Могу назвать:____________________________ а) Белый (пшеничный); б) Не знаю. б) Черный (ржаной);   5. Какие хлебные обычаи вы знаете? в) Сами печем хлеб; а) Могу написать: ____________________________ г) Другое_________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________ б) Не знаю.   2. Что вы делаете с остатками хлеба?   6. Какие вы знаете сказки, рассказы, где упоминается о хлебе? а) Выбрасываем; а) Могу назвать: _____________________________ б) Не знаю, но хочу узнать и прочитать; б) Отдаем птицам; в) Сушим сухари; в) Не знаю, мне это неинтересно.  7. Закончите фразу: «Хлеб для меня – это …» __ г) У нас не остается.   3. Знаете ли вы, как выращивают хлеб? а) Да, знаю; б) Нет, не знаю, но хотелось бы узнать; в) Мне это не интересно. Анкета

  4. Какие пословицы о хлебе вы знаете?

1. Какие сорта хлеба вы чаще покупаете?

а) Могу назвать:____________________________

а) Белый (пшеничный);

б) Не знаю.

б) Черный (ржаной);

  5. Какие хлебные обычаи вы знаете?

в) Сами печем хлеб;

а) Могу написать: ____________________________

г) Другое_________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________

б) Не знаю.

  2. Что вы делаете с остатками хлеба?

  6. Какие вы знаете сказки, рассказы, где упоминается о хлебе?

а) Выбрасываем;

а) Могу назвать: _____________________________

б) Не знаю, но хочу узнать и прочитать;

б) Отдаем птицам;

в) Сушим сухари;

в) Не знаю, мне это неинтересно. 

7. Закончите фразу: «Хлеб для меня – это …» __

г) У нас не остается.

  3. Знаете ли вы, как выращивают хлеб?

а) Да, знаю;

б) Нет, не знаю, но хотелось бы узнать;

в) Мне это не интересно.

Анкета

Не знают Знают Не знают Знают Не знают Не знают Знают Не остается Сухари Птицам Выбрасывают Белый хлеб Черный  хлеб Пекут

Не знают

Знают

Не знают

Знают

Не знают

Не знают

Знают

Не остается

Сухари

Птицам

Выбрасывают

Белый хлеб

Черный хлеб

Пекут

Был проведен опрос учеников 2 «А» класса в количестве 31 человека . Было предложено ответить на семь вопросов . И вот, что получилось:

  • В семьях чаще покупают ржаной хлеб – 17 человек, белый – 12 человек, сами пекут только 2 человека.
  • Остатки хлеба большинство отдают птицам – 11 человек, либо хлеб не остается – 12 человек; сушат сухари – 6 человек. И только двое выбрасывают.
  • Большинство детей знают, как выращивают хлеб – 20 человек; не знают, но хотели бы узнать – 10 человек; лишь одному это не интересно.
  • Большинство детей не знают пословиц о хлебе – 27 человек, написали пословицы только 4 человека.
  • Хлебные обычаи не знает почти никто, только 5 человек написало.
  • Ни один человек не смог написать ни одну сказку или рассказ про хлеб, но очень хотели бы узнать и прочитать.
  • А вот как закончили фразу «Хлеб для меня – это…»: вкусно – 11 человек, еда – 7 человек, жизнь – 4 человека, по одному человеку ответили так: полезно, чудо, святое, хорошо, друг, часть бутерброда.

Итак, большинство детей к хлебу относятся уважительно, бережно. Считают его не просто едой, а вкусным и полезным продуктом.

Выводы

Заключение. И напоследок вспомним еще одну народную мудрость: «Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить». Действительно, все в жизни проходит и меняется, но такие извечные и простые ценности, как хлеб, всегда остаются с нами! Хлеб – батюшка, кормилец, самая большая ценность. Давайте беречь и уважать хлеб!

Заключение.

И напоследок вспомним еще одну народную мудрость: «Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить». Действительно, все в жизни проходит и меняется, но такие извечные и простые ценности, как хлеб, всегда остаются с нами! Хлеб – батюшка, кормилец, самая большая ценность. Давайте беречь и уважать хлеб!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Вид проекта: информационно-творческий

Цель: Расширение знаний детей о хлебе.

Задачи:

  1. Формировать знания детей:

— о процессе выращивания хлеба (кто его выращивает, и люди, каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке);

— о процессе изготовления хлеба и хлебопродуктов.

  1. Дать представления о том, как выращивали хлеб в старину.
  2. Развивать умение называть последовательность выращивания хлеба – пахота, боронование, посев, рост, жатва, молотьба, выпечка.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям вырастившим его.

Итоговое мероприятие — выставка детского творчества

Организация проектной деятельности:

  1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

В группу вносится связка колосков пшеницы, ржи. Дети рассматривают их. Педагог спрашивает у детей:

— знают ли они что это такое?

— знают ли они как они появились на Земле и для чего они нужны?

Детям предлагается послушать сказку о….

Педагог предлагает детям оправится в путешествие, в котором они узнают, откуда берется хлеб.

  1. Практическая деятельность по реализации проекта.

2.1. Познавательно – исследовательская деятельность.

Актуализируются знания детей о злаках. С этой целью:

  • рассматривание иллюстраций:

— колосьев и зерен пшеницы, ржи и овса, их сравнение (сходство и различие);

— репродукции картины И. Шишкина «Рожь», (беседа по содержанию);

— «Посев», «Рост» — цель: дать детям представление о посеве хлеба. Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – сеялка. Закреплять знания детей об условиях необходимых для роста и развития растений (хлебного колоса)

-Что делает хлебороб?

— Что нужно, чтобы колоски выросли крепкими и сильными?

картинок, фото с изображением сельскохозяйственной техники.

— Рассматривание картин

Цель: Дать детям представление о переработке зерна – помол, о том, что в зависимости от злака получается разная мука (ржаная, пшеничная). Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – ступка, пестик, жернова, ветряная мельница, электрическая мельница. Формировать представление о процессе выпекания хлеба (замес теста, ингредиенты, изделия из муки).

— Рассматривание иллюстраций «Жатва», «Обмолот зерна»

Цель: Дать детям представление о сборе урожая хлеба. Познакомить с орудиями труда которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – серп, коса, цеп, сноп, комбайн, элеватор; с профессиями — комбайнер, хлебороб.

2.2. Коммуникативная деятельность.

  • Проводятся беседы:

— «Откуда хлеб пришел на стол»;

  • Составляются описательные рассказы о злаках:
  • «Отгадывание загадок о хлебе»

Цель: Развивать умение вслушиваться в содержание загадки, выделять признаки и действия, характерные для загаданного предмета, сопоставлять их, выбирать предметы и явления, соответствующие всем пунктам описания.

  • Заучиваются:

скороговорки «Петр-пекарь пек пироги в печи»

  • Проводится пальчиковая гимнастика:

«Пекарь» — развитие мелкой моторики рук.

Сл./и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Сл/и «Закончи предложение»

Цель: Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений.

пример: · Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу), Колосья растут…где? (на поле), Комбайн выехал на поле, чтобы… (собирать урожай хлеба), Зерно отвезли на мельницу, чтобы… (намолоть муки), Повар замесил тесто, чтобы… (испечь хлеб) и т.п.

С/и «Пословицы о хлебе»

Цель: Побуждать детей интересоваться смыслом слова, обогащать словарь.

  • Артикуляционная гимнастика«Тесто поднимается»

Цель: Развивать познавательный интерес, память. Обогащать словарный запас.

упражнение для щёк и губ: 1) нужно втянуть щёки; 2) нужно надуть щёки, а потом надувать их поочерёдно.

2.3. Чтение художественной литературы:

Выставить в художественно-речевой центр книги по теме.

  • Ю.Ждановской «Нива»;
  • «Легенда о том, как появился вкусный кекс или сказка о волшебном зернышке»,

цель: Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение.

  • произведение В. Крупина «Нынешний хлеб»

Цель: побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.

  • произведение «Колосок» (украинская народная сказка)

Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе.

2.4. Игровая деятельность.

Дид. игры:

«Лото. Хлебобулочные изделия»,

«Разрезные картинки. Хлебобулочные изделия»,

«Что лишнее?»,

«Назови профессию и действия» (пахарь-землю пашет, комбайнер, агроном, тракторист…);

«Разложи блинчики» цель: Развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.

«Что сначала, что потом»

Цель: Закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно – следственные связи.

«Что из какой муки испекли»

Цель: Закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают.

«Назови профессию»

Цель: Расширять представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.

«Что нужно для работы хлебороба?» (приложение.)

Цель: Закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

2.5. Трудовая деятельность.

Опыты с землей

Цель: Формировать представления о свойствах твердой и рыхлой почвы. Закреплять знания о том, что в твердую землю нельзя посадить зерно 1) рассматривание почвы – чем отличается, в каком ящике какая 2) посадка воображаемого зернышка – выкапывание лунки пальцами, палочкой 3) полив почвы – в каком ящичке зернышко быстрее напитается водой.

2.6. Продуктивная деятельность.

«Чудесный мешочек для хлеба» (ОО «Худ. Творчество», ручной труд)

Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду стр.106, №29

2.7. Двигательная активность.

П/игра: «Найди свой пряник».

Цель: Продолжать развивать двигательную активность детей, внимательность, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве. П/игра «Колосок»

Цель: Способствовать развитию координации движений, ориентировке в пространстве, развивать ловкость, быстроту

П игра «Каравай»

Цель: формировать умение самостоятельно организовывать подвижные игры со сверстниками, комбинировать движения, проявляя творческие способности.

2.8. Музыкально-художественная деятельность.

Аудиозапись песни Г.Струве «Моя Россия», Я.Френкеля «Русское поле»

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Сказка 3

Волшебный колосок перенес девочку и фею в жаркую южную страну. Они оказались возле навеса из пальмовых листьев. Голые смуглые ребятишки, увидев девочку, с криками убежали прочь. Из-под навеса вышла худая старуха и что-то сказала: Хлебная фея села на плечо девочки и прошептала ей на ушко:

— Прикоснись волшебным колоском к старухе, и ты поймешь, что она говорит.

Но как только девочка прикоснулась колоском к старухе, та выхватила его и спросила:

— Где ты взяла это растение, девочка из чужого племени? В нем растут нежные и сладкие зерна, но трудно отыскать его ростки. Когда я была моложе и могла ходить далеко, я собирала эти ростки, доставала из них зерна и делала вкусную кашу. Но сейчас я плохо хожу.

— Это колосок пшеницы, бабушка. Из зерен пшеницы делают хлеб. Верните мне колосок, а я угощу вас белым пшеничным хлебом, — сказала девочка и протянула старухе батон, который все еще держала в руках.

Старуха недоверчиво откусила кусочек, а потом прижала батон к груди и упала перед девочкой на колени:

— Прости меня. Сначала я подумала, что ты девочка из чужого племени и хотела тебя прогнать. Но теперь я поняла, что ты богиня и спустилась с небес. Только богиня может носить такую тонкую шкуру, как у тебя. Только богиня может кушать такое небесное кушанье.

— Это платье, а не шкура, и пшеничный батон — обычная еда в нашей стране, — засмеялась девочка. — У нас растут целые поля колосьев пшеницы с зернышками. Осенью зерна пшеницы собирают, делают из них белую муку, а из муки выпекают хлеб, батоны и булочки.

— Богиня, возьми меня в свою небесную страну, где растут целые поля вкусных зерен, — попросила старуха.

— Я не богиня и живу не в небесной стране, … начала говорить девочка.

— Она все равно не поймет, — перебила девочку Хлебная фея и предложила:

— Мы покажем тебе поле, где растет много колосков дикой пшеницы. Возьми мешок и собери самые лучшие колосья, в которых растут самые крупные зерна. Посади эти зерна в землю возле хижины, и вырастет поле пшеницы. Когда созреет урожай, собери зерна и разотри их между камнями так, чтобы получилась мука. Добавь в муку воды и испеки на огне вкусные лепешки.

— Хороши твои речи. Да только не для меня они, — грустно ответила старуха. — Старейшина племени рассказывал, что там, где заходит солнце, растет много колосков с вкусными зернами. Но труден путь туда: через дремучий лес и через широкую реку надо перебраться. Моим старым ногам туда не дойти, дикие звери растерзают меня по дороге.

— Не бойся, бабушка. Возьми мешок и закрой глаза, — велела девочка.

— Слушаюсь и повинуюсь, богиня, — ответила старушка.

Когда старуха вернулась с мешком, полным колосков дикой пшеницы, все племя пришло посмотреть на ее добычу.

— Половину зерен мы съедим, а половину в землю посадим. Тогда из каждого зернышка вырастет новый колосок, и наше племя никогда больше не будет голодать, — объяснила людям старуха.

— Да будет так. Старая женщина говорит верные слова. Чую, что эти зерна принесут нам счастье, — сказал вождь племени. Через некоторое время возле навесов из пальмовых листьев заколосилась золотая пшеница.

Из растолченных зерен пшеницы люди стали печь на раскаленных углях лепешки. Так на земле появился хлеб.

Вопросы и задания к сказке:

  • Представьте, что вы попали в страну, жители которой ничего не знают о пшенице. Расскажите, что вы предприняли бы, чтобы люди узнали о пшенице и начали ее выращивать.
  • Поиграйте в игру: все дети — пшеничные зернышки. Педагог дает команды: «зернышки посеяли» — при этой команде дети должны присесть; «зернышки проросли» — дети встают; «зернышки в колосках созрели» — дети надувают щеки и поднимают руки; «урожай собрали» — зернышки разбегаются. Педагог ускоряет темп команд, а дети должны не сбиться.

Посмотреть сказку 4

 Из  серии  книг «Готовим и играем вместе с детьми»

  • Легенда о том как появился вкусный кекс или сказка о волшебном зернышке текст
  • Легенда о том как появился вкусный кекс или сказка о волшебном зернышке автор
  • Легенда о материнской любви сочинение
  • Легенда о любви в рассказе суламифь
  • Легенда о ларре страшный рассказ нужен ли