Однажды, в стародавние времена, жил в одной деревне бедный юноша. Ветхая избушка да клочок земли – вот и всё, что у него было. Трудился он от зари до зари на своём поле, чтобы хоть как-то прокормиться.
Но урожай был очень и очень скуден. И вот как-то работал он в поле и вдруг увидел на земле маленькую птичку. Она повредила крыло и умирала.
Юноша принёс её к себе в дом, обогрел, накормил и стал лечить её больное крылышко.
И вот птичка поправилась, и пришло время отпустить её на волю. На прощанье сказала птичка юноше:
— Я вижу, как бедно ты живёшь. Но у тебя доброе сердце, и я помогу тебе. Я дам тебе волшебное зёрнышко. Ты должен лишь бросить его в землю и сказать волшебные слова: «Крекс! Пекс! Фекс!» И наутро увидишь, что получится.
С этими словами птичка взмахнула крыльями и улетела, а на крыльце осталось лежать маленькое хлебное зёрнышко. Юноша бережно поднял его, осторожно посадил в землю и произнёс слова, которым его научила птичка:
— Крекс! Пекс! Фекс! И ушёл в дом.
Наутро он проснулся, вышел на крыльцо и прошептал:
— Не может быть!
На том самом месте, где вечером было посажено зёрнышко, теперь возвышалось огромное дерево с могучими ветвями, и на ветвях росли какие-то неведомые плоды.
Юноша подошёл ближе и увидел, что это… множество маленьких круглых булочек – сдобных, горячих, источающих просто восхитительный аромат! Изумлённый юноша опустил глаза и обнаружил под деревом большой стол, на котором кипел самовар и стояли чашки и блюдца. Всё было готово к чаепитию.
— Как аппетитно пахнет! – воскликнул юноша. – Попробую-ка я одну из булочек, они, должно быть, вкусные!
И он сорвал булочку с ближайшей ветки. Не успел он это сделать, как на месте сорванной тут же появилась другая – такая же сдобная и аппетитная. Юноша откусил кусочек и воскликнул:
— Да я ничего вкуснее и слаще в жизни не пробовал! Сейчас я созову всю деревню – и мы устроим пир на весь мир!
Не прошло и часа, как вся деревня сидела за большим столом и угощалась вкуснейшими сладкими булочками, запивая их ароматным чаем из сказочного самовара. И сколько бы булочек не срывали с чудесного дерева, на нём тут же вырастали новые, ещё слаще и вкуснее прежних!
Вдоволь насытившись, гости расселись в тени раскидистого дерева, и юноша поведал всем удивительную историю про птичку, зёрнышко и волшебные слова.
— А что это были за слова? – спросил его один из старейшин.
— Крекс, пекс, фекс, — ответил юноша. — Крекс, пекс, фекс… — задумчиво произнёс мудрый старик. – Пусть же будет не «крекс», не «фекс», а просто… КЕКС! Так отныне мы будем называть эту маленькую булочку, которая смогла накормить всю деревню. И все с этим согласились. С тех пор люди в этой местности никогда больше не знали голода.
А на свете появился вкусный кекс, который по сей день любят и взрослые, и дети!
ХЛЕБ-
ВСЕМУ
ГОЛОВА!
ЗАГАДКИ О ХЛЕБЕ.
***
ВЫРОС В ПОЛЕ КОЛОСКОМ,
НА СТОЛЕ ЛЕЖИТ КУСКОМ.
***
ПЫШНЫЙ, МЯГКИЙ, ПРОПЕЧЁННЫЙ,
ПОДРУМЯНЕННЫЙ СЛЕГКА,
ОН С ГОРБУШКОЙ ЗОЛОЧЁНОЙ
ШЁЛ К ТЕБЕ ИЗДАЛЕКА.
***
КОМКОВАТО, НОЗДРЕВАТО, И ГУБАТО, И ГОРБАТО,
КИСЛО, И ПРЕСНО, И ВКУСНО, И ВСЕМ ЛЮДЯМ МИЛО.
***
БЬЮТ МЕНЯ ПАЛКАМИ, ЖМУТ МЕНЯ КАМНЯМИ,
ДЕРЖАТ МЕНЯ В ОГНЕННОЙ ПЕЩЕРЕ,РЕЖУТ МЕНЯ НОЖАМИ…
ЗА ЧТО МЕНЯ ТАК ГУБЯТ? ЗА ТО,ЧТО ЛЮБЯТ!
***
МЕШЕНО, КВАШЕНО, ВАЛЯНО,
НА СТОЛ ПОСТАВЛЕНО.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
БЕЗ СОЛИ НЕВКУСНО, БЕЗ ХЛЕБА НЕСЫТНО.
И ОБЕД НЕ В ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ.
БЕЗ ПЕЧКИ ХОЛОДНО, БЕЗ ХЛЕБА ГОЛОДНО.
ХЛЕБ В ПУТИ НЕ В ТЯГОСТЬ.
ЕДЕШЬ НА ДЕНЬ, ХЛЕБА БЕРИ НА НЕДЕЛЮ.
ХЛЕБ В ЗАКРОМУ, ЧТО ХОЗЯИН В ДОМУ.
ХЛЕБ НА СТОЛ, ТАК И СТОЛ – ПРЕСТОЛ, А ХЛЕБА НИ КУСКА, ТАК И СТОЛ – ДОСКА.
ГОЛОДНОЙ КУМЕ ТОЛЬКО ХЛЕБУШЕК НА УМЕ.
НА ХЛЕБ МНОГО НЕ ПОСЕРДИШЬСЯ.
ХЛЕБ НОГАМИ ТОПТАТЬ – НАРОДУ ГОЛОДАТЬ.
ВОДА ВЫМОЕТ, ХЛЕБ НАКОРМИТ.
НАДО ХЛЕБА И НА ПОСЛЕ ОБЕДА.
НЕ ТРУДИТЬСЯ, ТАК И ХЛЕБА НЕ ДОБИТЬСЯ.
ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ, НЕ СИДИ НА ПЕЧИ.
КТО ТРУДИТЬСЯ РАД, ТОТ БУДЕТ ХЛЕБОМ БОГАТ.
КТО ЗЕМЛЮ ЛЕЛЕЕТ, ТОГО ЗЕМЛЯ ЖАЛЕЕТ.
КТО ПАХАТЬ ЛЕНИТЬСЯ, У ТОГО ЗЕМЛЯ НЕ РОДИТСЯ.
РУКИ ЧЕЛОВЕКА.
(Я.ДЯГУТИТЕ.)
СКЛОНИЛА ТЯЖЁЛУЮ ГОЛОВУ РОЖЬ.
«СПАСИБО ВАМ, СОЛНЦЕ И ЛАСКОВЫЙ ДОЖДЬ!
СПАСИБО ЗЕМЛЕ, ЧТО БЫЛА МОИМ ДОМОМ,
И СИЛЬНЫМ РУКАМ, МОИМ СТАРЫМ ЗНАКОМЫМ.
Я ПОМНЮ, КАК РУКИ ТРУДИЛИСЬ УПОРНО,
ЧТОБ В ЗЕМЛЮ ПОСЕЯТЬ ЯНТАРНЫЕ ЗЁРНА,
А НЫНЧЕ ОНИ УРОЖАЙ УБЕРУТ.
СПАСИБО ВАМ, РУКИ, ЗА ДОБРЫЙ ВАШ ТРУД!
Я ДОЛГУЮ ЗИМУ В ЗЕМЛЕ ПРОЛЕЖАЛА,
ЮТИЛАСЬ ПОД СНЕГОМ, ОТ СТУЖИ ДРОЖАЛА,
НО СОЛНЦЕ МЕНЯ ОТОГРЕЛО ДАВНО,
И Я ПРИНЕСЛА ЗОЛОТОЕ ЗЕРНО.
КТО ХОЧЕТ, ОТВЕДАЙТЕ ХЛЕБА РЖАНОГО!
А ЕСЛИ МЕНЯ ВЫ ПОСЕЕТЕ СНОВА,
Я СНОВА ПОД СНЕГОМ ДОРОГУ НАЙДУ
И КОЛОСОМ СТАНУ, И К ЛЮДЯМ ПРИДУ».
(С.ПОГОРЕЛОВСКИЙ)
ВОТ ОН – ХЛЕБУШЕК ДУШИСТЫЙ С ХРУСТКОЙ КОРОЧКОЙ ВИТОЙ,
ВОТ ОН – ТЁПЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ, СЛОВНО СОЛНЦЕМ НАЛИТОЙ!
В КАЖДЫЙ ДОМ, НА КАЖДЫЙ СТОЛ ОН ПОЖАЛОВАЛ-ПРИШЁЛ.
В НЁМ – ЗДОРОВЬЕ НАШЕ, СИЛА, В НЁМ – ЧУДЕСНОЕ ТЕПЛО:
СКОЛЬКО РУК ЕГО РАСТИЛО, ОХРАНЯЛО, БЕРЕГЛО!
ВЕДЬ НЕ СРАЗУ СТАЛИ ЗЁРНА ХЛЕБОМ – ТЕМ, ЧТО НА СТОЛЕ,
ЛЮДИ ДОЛГО И УПОРНО ПОТРУДИЛИСЬ НА ЗЕМЛЕ.
В НЁМ ЗЕМЛИ РОДИМОЙ СОКИ, СОЛНЦА СВЕТ ВЕСЁЛЫЙ В НЁМ.
УПЛЕТАЙ ЗА ОБЕ ЩЁКИ – ВЫРАСТАЙ БОГАТЫРЁМ!
СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ! СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ!
СЛАВА ТЕМ, КТО ХЛЕБ РАСТИЛ, НЕ ЖАЛЕЛ ТРУДОВ И СИЛ!
СЛАВА ИМ, ПРИВЕТ ОТ НАС.
В ДОБРЫЙ ДЕНЬ, В СЧАСТЛИВЫЙ ЧАС!
МОЛОТЬБА.
(Ф.ШКУЛЕВ)
СЖАТА РОЖЬ… СЕРЕЕТ ЖНИВО, ОЩЕТИНИЛИСЬ ПОЛЯ…
НУ, ЗАТО СКИРДЫ КРАСИВО СМОТРЯТ, СЕРДЦЕ ВЕСЕЛЯ.
ЛЮДИ РАДОСТНЫ, ДОВОЛЬНЫ: НЕ ПРОПАЛ ИХ ДАРОМ ТРУД,
И ПОВСЮДУ С ПЕСНЕЙ ВОЛЬНОЙ РАЗДАЁТСЯ ТАМ И ТУТ:
ТО-ТО МЫ! ТО-ТО МЫ! ХЛЕБ ГОТОВИМ ДЛЯ ЗИМЫ!
У СКИРДОВ ВОКРУГ РЕБЯТКИ ШУМНО БЕГАЮТ, ЗВЕНЯТ.
МЕЖ СНОПОВ ИГРАЮТ В ПРЯТКИ, ТО МЯКИНОЮ ПЫЛЯТ.
ПО ГУМНУ ЖЕ СТРОЙНЫМ РЯДОМ ЛЮДИ ДВИЖУТСЯ С ЦЕПОМ.
ПОТ ГОРЯЧИЙ ЛЬЁТСЯ ГРДОМ, ЛИЦА ПЫШУТ ИХ ОГНЁМ…
ТО-ТО МЫ! ТО-ТО МЫ! ХЛЕБ ГОТОВИМ ДЛЯ ЗИМЫ!
И КИПИТ, КИПИТ РАБОТА, ТАЮТ ПЫШНЫЕ СКИРДЫ…
ОБЛЛЕГЧАЕТСЯ ЗАБОТА, СЛАЩЕ КАЖУТСЯ ТРУДЫ.
СКОРО ПРАЗДНИК: С НОВЫМ ХЛЕБОМ
ЛЮДИ БУДУТ ЗА СТОЛОМ…
А ПОКА ПОД СИНИМ НЕБОМ РАЗДАЁТСЯ НАД СЕЛОМ:
ТО-ТО МЫ! ТО-ТО МЫ! ХЛЕБ ГОТОВИМ ДЛЯ ЗИМЫ!
НИВА.
(Ю.ЖДАНОВСКАЯ)
НИВА МОЯ, НИВА, НИВА ЗОЛОТАЯ!
ЗРЕЕШЬ ТЫ НА СОЛНЦЕ, КОЛОС НАЛИВАЯ.
ПО ТЕБЕ ОТ ВЕТРУ, СЛОВНО В СИНЕМ МОРЕ,
ВОЛНЫ ТАК И ХОДЯТ, ХОДЯТ НА ПРОСТОРЕ.
НАД ТОБОЮ С ПЕСНЕЙ ЖАВОРОНОК ВЬЁТСЯ,
НАД ТОБООЙ И ТУЧА ГРОЗНО ПРОНЕСЁТСЯ.
ЗРЕЕШЬ ТЫ И СПЕЕШЬ, КОЛОС НАЛИВАЯ.
НИВА МОЯ, НИВА, НИВА ЗОЛОТАЯ!
КОЛОСОК.
(Н.КРАСИЛЬНИКОВ)
— ЗОЛОТИСТЫЙ КОЛОСОК, КТО РАСТИ ТЕБЕ ПОМОГ?
— ТЁПЛЫЙ ВЕТЕР, МАЙСКИЙ ГРОМ,
СОЛНЦЕ В НЕБЕ ГОЛУБОМ.
А ЕЩЁ ЛЮДСКИЕ РУКИ, ЧТО В ТРУДЕ НЕ ЗНАЛИ СКУКИ.
МНЕ НЕ СТАТЬ БЕЗ НИХ ТАКИМ
СИЛЬНЫМ, РОСЛЫМ, ЗОЛОТЫМ!
ХЛЕБ – НАШЕ БОГАТСТВО.
(П.КАГАНОВА)
СЕЮТ В ПОЛЕ ЗЁРНА РАННЕЮ ВЕСНОЮ.
А НАД НИМИ СВЕТИТ СОЛНЫШКО РОДНОЕ.
НА ПОЛЯХ КОЛХОЗНЫХ ЗАШУМЯТ КОЛОСЬЯ –
БУДЕТ УРОЖАЙНОЙ ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ!
И ЗЕРНО В АМБАРЫ ПОТЕЧЁТ РЕКОЮ,
И ЕГО МАШИНЫ СДЕЛАЮТ МУКОЮ.
НА ЗАВОДЕ ПЕКАРЬ ХЛЕБ СПЕЧЁТ С ЛЮБОВЬЮ.
СКАЖЕТ ОН РЕБЯТАМ: «ЕШЬТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!»
ОТЛИЧНЫЕ ПШЕНИЧНЫЕ.
(ШОТЛАНДСКАЯ ПЕСЕНКА)
МЫ ПЕЧЁМ ПШЕНИЧНЫЕ
ПИРОГИ ОТЛИЧНЫЕ.
КТО ПРИДЁТ К НАМ ПРОБОВАТЬ
ПИРОГИ ПШЕНИЧНЫЕ?
МАМА, ПАПА, БРАТ, СЕСТРА,
ПЁС ЛОХМАТЫЙ СО ДВОРА.
И ДРУГИЕ, ВСЕ, КТО МОЖЕТ,
ПУСТЬ ПРИХОДЯТ С НИМИ ТОЖЕ.
ТЕСТО ЗАМЕСИЛИ МЫ,
САХАР НЕ ЗАБЫЛИ МЫ,
ПИРОГИ ПШЕНИЧНЫЕ
В ПЕЧКУ ПОСАДИЛИ МЫ.
ПЕЧКА ВЕСЕЛО ГОРИТ,
НАША МАМА ГОВОРИТ:
— КРОШКИ, ЧТО ОСТАНУТЬСЯ,
ВОРОБЬЮ ДОСТАНУТЬСЯ.
ПОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ:
- Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».
- Беларусская сказка «Лёгкий хлеб».
- Константин Ушинский «Два плуга».
- Шведская песенка «Отличные пшеничные».
- Русская народная сказка «Колосок».
- Э.Шим «Хлеб растёт».
- Д.Кугультинов «Кусок хлеба».
- Т.Аргези «Хлеб».
- Д.Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла».
10.Ф.Шкулева «Молотьба».
11.Ю.Ждановская «Нива».
12.К.Паустовский «Тёплый хлеб».
13.М.Глинская «Хлеб».
14.Я.Дагутите «Руки человека», «Лето».
15.А.Ремизов «Хлебный голос».
16.Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И.В.Карнауховой).
Приметы:
*Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
*Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
*При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.
*Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.
*Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
*Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
*Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Хлеба пекутся.
Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.
***
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
(В. Орлов)
Пшеница.
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь — зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
(Аким. Я.)
***
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной…
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы –люди!
Научитесь хлеб беречь».
( Н. Тихонов)
Пахнет хлебом.
На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня
Светит, но не греет.
По утрам седой туман
Бродит по болотам,
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей
Выцветает небо…..
А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом….
Пахнет домом хлеб ржаной,
Маминым буфетом,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.
Нож поточен о брусочек.
-Папа, дай кусочек!
( Перевод И. Токмакова)
***
Вновь взращено и обмолочено,
Вновь в закрома течёт оно.
Ладонь натруженную дочерна
Врачует, падая, зерно.
Мы им во сне коротком бредили.
И вот он, труд наш, на виду.
Забыто всё, что недоедено
И что не доспано в страду.
***
Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко
( Г.Виеру.)
***
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
( Я.Аким.)
***
Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли.
(Я. Дягутите.)
***
Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
Вот какой я! — он хвалился — с ветром справился, с водой!
До того он загордился, вырос кверху бородой.
( С. Погореловский)
***
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.
( Воронько)
***
Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: — Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!
( В. Воронько)
О хлебе.
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем — спросил он, голосом усталым –
-Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» — только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.
(Нина Самкова)
Пословицы и поговорки о хлебе.
-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.
-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.
-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру
-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.
-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
-Всяк на себя хлеб добывает.
-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.
-Хлеб – батюшка, вода – матушка.
-Хлеб хлебу брат.
-Худ обед, когда хлеба нет.
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-Хлеб да вода – мужицкая еда.
-Хлебушко – калач дедушка.
-Хлеба нет – корочка в честь.
-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
-Человек хлебом живет, а не промыслом.
-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
-Без хлеба, без соли худая беседа.
-Палата бела, а без хлеба в ней беда.
-Плевать на обед коли хлеба нет.
-Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
-Хлеб да соль, и обед пошел.
-Без хлеба, без соли никто не обедает.
-Не в пору и обед, коли хлеба нет.
-Хлеб черствый – обед честный.
-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, —
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)
Считалки о хлебе.
«Дождик, дождик, поливай — будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки».
«Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль,пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?»
Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок — это пирожок.
Шки-шки-шки — мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки — мы любим пирожки.
Жок-жок-жок — кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач — вот калач.
Чи-чи-чи — пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи — мы любим калачи.
Чи-чи-чи — на праздник будут калачи.
Легенда о том, как появился кекс или сказка о волшебном зернышке.
Однажды, в стародавние времена, жил в одной деревне бедный юноша. Ветхая избушка да клочок земли – вот и всё, что у него было. Трудился он от зари до зари на своём поле, чтобы хоть как-то прокормиться. Но урожай был очень и очень скуден. И вот как-то работал он в поле и вдруг увидел на земле маленькую птичку. Она повредила крыло и умирала. Юноша принёс её к себе в дом, обогрел, накормил и стал лечить её больное крылышко.
И вот птичка поправилась, и пришло время отпустить её на волю. На прощанье сказала птичка юноше:
— Я вижу, как бедно ты живёшь. Но у тебя доброе сердце, и я помогу тебе. Я дам тебе волшебное зёрнышко. Ты должен лишь бросить его в землю и сказать волшебные слова: «Крекс! Пекс! Фекс!» И наутро увидишь, что получится.
С этими словами птичка взмахнула крыльями и улетела, а на крыльце осталось лежать маленькое хлебное зёрнышко. Юноша бережно поднял его, осторожно посадил в землю и произнёс слова, которым его научила птичка:
— Крекс! Пекс! Фекс! И ушёл в дом.
Наутро он проснулся, вышел на крыльцо и прошептал:
— Не может быть!
На том самом месте, где вечером было посажено зёрнышко, теперь возвышалось огромное дерево с могучими ветвями, и на ветвях росли какие-то неведомые плоды. Юноша подошёл ближе и увидел, что это… множество маленьких круглых булочек – сдобных, горячих, источающих просто восхитительный аромат! Изумлённый юноша опустил глаза и обнаружил под деревом большой стол, на котором кипел самовар и стояли чашки и блюдца. Всё было готово к чаепитию.
— Как аппетитно пахнет! – воскликнул юноша. – Попробую-ка я одну из булочек, они, должно быть, вкусные!
И он сорвал булочку с ближайшей ветки. Не успел он это сделать, как на месте сорванной тут же появилась другая – такая же сдобная и аппетитная. Юноша откусил кусочек и воскликнул:
— Да я ничего вкуснее и слаще в жизни не пробовал! Сейчас я созову всю деревню – и мы устроим пир на весь мир!
Не прошло и часа, как вся деревня сидела за большим столом и угощалась вкуснейшими сладкими булочками, запивая их ароматным чаем из сказочного самовара. И сколько бы булочек не срывали с чудесного дерева, на нём тут же вырастали новые, ещё слаще и вкуснее прежних!
Вдоволь насытившись, гости расселись в тени раскидистого дерева, и юноша поведал всем удивительную историю про птичку, зёрнышко и волшебные слова.
— А что это были за слова? – спросил его один из старейшин.
— Крекс, пекс, фекс, — ответил юноша. — Крекс, пекс, фекс… — задумчиво произнёс мудрый старик. – Пусть же будет не «крекс», не «фекс», а просто… КЕКС! Так отныне мы будем называть эту маленькую булочку, которая смогла накормить всю деревню. И все с этим согласились. С тех пор люди в этой местности никогда больше не знали голода.
А на свете появился вкусный кекс, который по сей день любят и взрослые, и дети!
Пальчиковая гимнастика «Тесто».
— Тесто ручками помнем
( сжимаем и разжимаем пальчики)
— Сладкий тортик испечем
( как будто мнем тесто)
— Серединку смажем джемом
(круговые движения ладошками по плоскости стола)
— А верхушку сладким кремом
— И кокосовую крошкой
— Мы присыплем торт немножко
(сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
— А потом заварим чай
— В гости друга приглашай.
игра “Дом на горе”
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
Массаж-игра “На блины”.
Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)
Стала Маша
Гостей угощать (хлопайте в ладоши)
И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)
Стала Маша
Гостей провожать (хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
Вид проекта: информационно-творческий
Цель: Расширение знаний детей о хлебе.
Задачи:
- Формировать знания детей:
— о процессе выращивания хлеба (кто его выращивает, и люди, каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке);
— о процессе изготовления хлеба и хлебопродуктов.
- Дать представления о том, как выращивали хлеб в старину.
- Развивать умение называть последовательность выращивания хлеба – пахота, боронование, посев, рост, жатва, молотьба, выпечка.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям вырастившим его.
Итоговое мероприятие — выставка детского творчества
Организация проектной деятельности:
- Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.
В группу вносится связка колосков пшеницы, ржи. Дети рассматривают их. Педагог спрашивает у детей:
— знают ли они что это такое?
— знают ли они как они появились на Земле и для чего они нужны?
Детям предлагается послушать сказку о….
Педагог предлагает детям оправится в путешествие, в котором они узнают, откуда берется хлеб.
- Практическая деятельность по реализации проекта.
2.1. Познавательно – исследовательская деятельность.
Актуализируются знания детей о злаках. С этой целью:
- рассматривание иллюстраций:
— колосьев и зерен пшеницы, ржи и овса, их сравнение (сходство и различие);
— репродукции картины И. Шишкина «Рожь», (беседа по содержанию);
— «Посев», «Рост» — цель: дать детям представление о посеве хлеба. Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – сеялка. Закреплять знания детей об условиях необходимых для роста и развития растений (хлебного колоса)
-Что делает хлебороб?
— Что нужно, чтобы колоски выросли крепкими и сильными?
— картинок, фото с изображением сельскохозяйственной техники.
— Рассматривание картин
Цель: Дать детям представление о переработке зерна – помол, о том, что в зависимости от злака получается разная мука (ржаная, пшеничная). Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – ступка, пестик, жернова, ветряная мельница, электрическая мельница. Формировать представление о процессе выпекания хлеба (замес теста, ингредиенты, изделия из муки).
— Рассматривание иллюстраций «Жатва», «Обмолот зерна»
Цель: Дать детям представление о сборе урожая хлеба. Познакомить с орудиями труда которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – серп, коса, цеп, сноп, комбайн, элеватор; с профессиями — комбайнер, хлебороб.
2.2. Коммуникативная деятельность.
- Проводятся беседы:
— «Откуда хлеб пришел на стол»;
- Составляются описательные рассказы о злаках:
- «Отгадывание загадок о хлебе»
Цель: Развивать умение вслушиваться в содержание загадки, выделять признаки и действия, характерные для загаданного предмета, сопоставлять их, выбирать предметы и явления, соответствующие всем пунктам описания.
- Заучиваются:
— скороговорки «Петр-пекарь пек пироги в печи»
- Проводится пальчиковая гимнастика:
— «Пекарь» — развитие мелкой моторики рук.
Сл./и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Сл/и «Закончи предложение»
Цель: Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений.
пример: · Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу), Колосья растут…где? (на поле), Комбайн выехал на поле, чтобы… (собирать урожай хлеба), Зерно отвезли на мельницу, чтобы… (намолоть муки), Повар замесил тесто, чтобы… (испечь хлеб) и т.п.
С/и «Пословицы о хлебе»
Цель: Побуждать детей интересоваться смыслом слова, обогащать словарь.
- Артикуляционная гимнастика«Тесто поднимается»
Цель: Развивать познавательный интерес, память. Обогащать словарный запас.
упражнение для щёк и губ: 1) нужно втянуть щёки; 2) нужно надуть щёки, а потом надувать их поочерёдно.
2.3. Чтение художественной литературы:
Выставить в художественно-речевой центр книги по теме.
- Ю.Ждановской «Нива»;
- «Легенда о том, как появился вкусный кекс или сказка о волшебном зернышке»,
цель: Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение.
- произведение В. Крупина «Нынешний хлеб»
Цель: побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.
- произведение «Колосок» (украинская народная сказка)
Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе.
2.4. Игровая деятельность.
Дид. игры:
«Лото. Хлебобулочные изделия»,
«Разрезные картинки. Хлебобулочные изделия»,
«Что лишнее?»,
«Назови профессию и действия» (пахарь-землю пашет, комбайнер, агроном, тракторист…);
«Разложи блинчики» цель: Развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.
«Что сначала, что потом»
Цель: Закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно – следственные связи.
«Что из какой муки испекли»
Цель: Закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают.
«Назови профессию»
Цель: Расширять представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
«Что нужно для работы хлебороба?» (приложение.)
Цель: Закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
2.5. Трудовая деятельность.
Опыты с землей
Цель: Формировать представления о свойствах твердой и рыхлой почвы. Закреплять знания о том, что в твердую землю нельзя посадить зерно 1) рассматривание почвы – чем отличается, в каком ящике какая 2) посадка воображаемого зернышка – выкапывание лунки пальцами, палочкой 3) полив почвы – в каком ящичке зернышко быстрее напитается водой.
2.6. Продуктивная деятельность.
«Чудесный мешочек для хлеба» (ОО «Худ. Творчество», ручной труд)
Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду стр.106, №29
2.7. Двигательная активность.
П/игра: «Найди свой пряник».
Цель: Продолжать развивать двигательную активность детей, внимательность, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве. П/игра «Колосок»
Цель: Способствовать развитию координации движений, ориентировке в пространстве, развивать ловкость, быстроту
П игра «Каравай»
Цель: формировать умение самостоятельно организовывать подвижные игры со сверстниками, комбинировать движения, проявляя творческие способности.
2.8. Музыкально-художественная деятельность.
Аудиозапись песни Г.Струве «Моя Россия», Я.Френкеля «Русское поле»
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Весенние сельскохозяйственные работы»
Елена Гайдар
Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Весенние сельскохозяйственные работы»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Весенние с/х работы» (1)
Коррекционно – образовательные цели. Расширение и закрепление представлений у детей о своей малой Родине. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы» (рабочий, хлебороб, овощевод, садовод, пастух, поле, сад, огород, теплица, пастбище, пахота, сев, побелка, трактор, плуг, борона, лопата, грабли, семена, ведро, кисть, весенний, черный, влажный, белый, пахать, боронить, рыхлить, копать, белить, сеять).
Совершенствование грамматического строя – образование множественного числа существительных. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно – развивающие цели. Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений, развитие связной речи, чувства ритма, речевого дыхания, логического мышления, артикуляционной, общей и тонкой моторики, совершенствование фонематического слуха, совершенствование элементарных математических представлений, навыков составления и решения задач, координации речи с движением, творческого воображения.
Коррекционно – воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, бережного отношения к природе, творческой активности.
Оборудование. Контейнер с карандашами, задания по развитию графических навыков по числу детей, карточки к игре «Один — много», зеркала по числу детей, картина «Весной в поле».
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Игра «Поймай слово» (совершенствование фонематического слуха):
Огород – огород – хоровод – садовод – огород – огородить – огород – бутерброд — огород
2. Организационный момент.
Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне и поговорим о труде людей весной на селе. Снег растаял в поле чистом,
Схлынет талая вода –
Побежит за трактористом
К синей речке борозда.
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
3.Обсуждение стихотворения: (развитие связной речи)
О ком говорится в этом стихотворении? (О трактористах.)
Что делают трактористы весной? (Они пашут землю и засевают поля зерном.)
Что делают люди весной на огородах? (Сеют семена, высаживают рассаду, пропалывают, рыхлят землю.)
4. Игра «Один — много» (расширение словаря по теме, совершенствование грамматического строя – образование множественного числа существительных)по картинкам:
Трактор, комбайн, лопата и др.
5. Артикуляционная гимнастика «Овощи».
*«Посмотрим, будет ли дождик». Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз (выдох носом). Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом, вернуться в исходную позицию (выдох носом).
* «Большая тыква». Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести»).
*Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
*Толстячки—худышки. Изобразить овощи на грядке. Тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок — «худышки».
*Копаем ямку для яблоньки. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
*Заводим мотор у трактора. «Тр-р-р-р-р», «Тдд»
*Разбрасываем семена. «Часики».
*Улыбочка. Ждем урожая.
6. Пальчиковая гимнастика «Пугало» (развитие тонкой моторики, координация речи с движением).
В огороде у меня пугало стояло. Покачиваем левую ладонь, пальцы выпрямлены.
«Не ушло ли?» — каждый день Правая ладонь, как птица, порхает вокруг
птица проверяла. левой руки.
И мечтала: «Вот уйдет — Пальцы вместе, клюют.
Все бы поклевала.
Так что пугало не зря Указательный палец вверх.
День и ночь стояло. Правая рука улетает от левой.
7. Развитие графических навыков (развитие тонкой моторики, зрительного внимания, восприятия, профилактика нарушений письменной речи).
Что вы видите на картинке?
О каком из этих предметов загадка?
Какой конь землю пашет, а сена не ест? (Трактор)
Обведите по контуру, раскрасьте.
8. Упражнение «Весенние работы» (развитие воображения, общей моторики, координация речи с движением).
Мы лопатки взяли,грядки раскопали: Имитируем действия лопатой.
Раз – два, раз – два!
Грабли в руки взяли,грядки причесали: Имитируем действия граблями.
Раз – два, раз – два!
Семена рядами в землю мы бросали: Имитируем разбрасывание семян.
Раз – два, раз – два!
Для II подгруппы занятие включает в себя также самомассаж, упражнения на нормализацию голоса (пропевание гласных звуков на выдохе*И. п. — то же. Прямые руки со сжатыми кулаками вперёд — вдох.Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад — выдох: «Ы-ы-ы»., упражнения на координацию (стояние на одной ноге,кинестетические упражнения: «Танец».
«Весенние сельскохозяйственные работы». Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР Лексическая тема «Весенние сельскохозяйственные работы». Коррекционно – образовательные цели. Расширение представлений о необходимости.
Конспект занятия-путешествия в старшей логопедической группе «В деревню Простоквашино» Тип занятия: комплексное, развивающее, обучающее Вид занятия: речевое, познавательное Тема: «В деревню Простаквашино» Цель: создать условия,.
Лексическая тема «Весенние сельскохозяйственные работы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Шапыгина Т.В.
«ВЕСЕННИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОТЫ»
Существительные : рабочий , хлебороб, овощевод, садовод, пастух, поле, сад, огород, теплица, пастбище, пахота, сев, побелка, трактор, плуг, борона, лопата, грабли, семена, ведро, кисть;
Прилагательные: весенние, чёрный, влажный, белый.
Глаголы: пахать, рыхлить, копать, белить, сеять.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Весенний — … (день), весенняя — …, весеннее — …, весенние- … .
Предложение ребенок составляет по паре слов и предлогом К. Зарисовывает схему предложения: Плуг – трактор — … (Плуг прицепляют к трактору). | _____ _____ __ _____.
Сад – садик; огород — …; парник — …, яблоня — …
«Что лишнее и почему?»
Огород, грабли, поле, сад.
Копать, поливать, удобрять, играть.
Плуг, борона, топор, сеялка.
грядка –грядки — много грядок
поле — поля- много полей
дерево — деревья- много деревьев
трактор – трактора – много тракторов
Весной не поработаешь – зимой не поешь.
Кто весной не пролежит – целый год сыт будет.
- Шапыгина Татьяна ВалериановнаНаписать 4314 01.04.2019
Номер материала: ДБ-533590
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 01.04.2019 199
- 01.04.2019 241
- 01.04.2019 233
- 01.04.2019 203
- 01.04.2019 106
- 01.04.2019 184
- 01.04.2019 233
- 01.04.2019 93
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
комплексно-тематическое планирование Лексическая тема: «весенние работы на селе» старшая группа
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Программное содержание:
Расширить познавательный интерес к сельскохозяйственным профессиям; Учить уважать и ценить каждую из профессий;
Формировать уважение к труду взрослых разных профессий на селе.
Игра-викторина «Нужные профессии на селе».
Просмотр презентации «Сельскохозяйственные профессии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_ned_aprelya_starshaya_2019.docx | 52.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «весенние работы на селе»
С 1.04.2019 по 5.04.2019
Расширить познавательный интерес к сельскохозяйственным профессиям; Учить уважать и ценить каждую из профессий;
Формировать уважение к труду взрослых разных профессий на селе.
Игра-викторина «Нужные профессии на селе».
Просмотр презентации «Сельскохозяйственные профессии»
Художественно эстетическое развитие (Музыка)
По плану музыкального руководителя
По плану логопеда
Художественно эстетическое развитие (Рисование)
«знакомство с искусством гжельской росписи»
Т.С. Комарова стр 89
Апрель занятие 1
По лану логопеда
Познавательное развитие (ФЭМП)
Н.В.Нищева стр 395-403
Физкультура (на улице)
Апрель занятие 1
По плану логопеда
Художественно эстетическое развитие (лепка)
Т.С.. Комарова стр 91
Апрель занятие 2
Познавательное развитие (ФЭМП)
Н.В.Нищева стр 395-403
Художественно эстетическое развитие (Музыка)
По плану музыкального руководителя
Художественно эстетическое развитие (рисование)
Т.С. Комарова, стр.94
Старшая группа: «весенние работы на селе»
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Образовательная деятельность в режимных моментах
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Утренняя гимнастика: совершенствование навыка перестроения в колонны.
Беседа на тему «Нужные профессии на
селе». Цель: закрепить представления о
различии между городом и селом; дать
представление о профессиях людей,
работающих в овощеводстве,
животноводстве; уточнить представление
о труде хлеборобов; способствовать
осознанию значимости сельскохозяйственного труда; средствами
художественной литературы воспитывать бережное отношение к хлебу.
Д/и «Что сделано из муки?» Цель: Развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
игра «Назови, какой, какая, какое?» (Поле с рожью ржаное; Масло изо льна льняное; Хлеб изо ржи ржаной; Каша из пшена пшённая и т.д.)
Тимофей, Эмилия, Даша
отношение к труду,
Создать условия длярассматривание картин, иллюстраций «Уборка урожая», «Посевная страда». Рассматривание образцов зёрен и колосков различных зерновых культур, их сравнение; рассматривание календаря природы.
Родителям рекомендуется рассказать детям
какое значение для всех людей имеет хлеб;
как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб;
что хлеб надо беречь;
Непосредственно образовательная деятельность
Расширить представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Задачи: Продолжать расширять представления детей об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Развивать любознательность, инициативу. Активизировать словарный запас ( весенняя страда, комбайн, агроном и др.) Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.
Художественно эстетическое развитие(музыка)
По плану музыкального руководителя
речевое развитие; физическое развитие
Наблюдение за погодой. Какое небо?
Что на нем есть? Как можно сказать про
Д/и «Поднять глаза к небу, опустить взгляд на землю, закрыть глаза, подставить
лицо ветру, отвернуться от него – итог идем по ветру».
Д/и « Что нас окружает» упражнять в назывании предметов их назначение, материал.
убрать мусор на
Создать условия для подвижной игры
действовать по сигналу.
Работа перед сном
ЧХЛ Ю.Ждановской «Нива», беседа по содержанию.
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Оздоровительная гимнастика после сна: укрепление здоровья детей.
Сл./и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий» Цель: Развивать познавательный интерес, память. Обогащать словарный запас.
упражнение для щёк и губ:
1) нужно втянуть щёки; 2) нужно надуть щёки, а
потом надувать их
Ситуативный разговор о воде. «Чем вода помогает природе?» — расширять представление о составе воды. Развивать бережное отношение к природе.
Создать условия для дидактической игры по
Игровое упражнение «Перепрыгни» Учить детей выполнять прыжок в высоту с места (принимать правильное исходное положение, отталкиваться двумя ногами, синхронно выполнять мах руками, приземляться на две ноги).
Развивать ловкость, меткость, формировать интерес к конечному результату.
Старшая группа: «весенние работы на селе»
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Образовательная деятельность в режимных моментах
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Беседа .Цель: Дать детям представление о посеве хлеба. Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – сеялка. Закреплять знания детей об условиях необходимых для роста и развития растений (хлебного колоса) Д/и «Закончи предложение» Цель: Упражнять в Употреблении сложноподчинённых предложений. Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу), Колосья растут…где? (на поле), Комбайн выехал на поле, чтобы…(собирать урожай хлеба), Зерно отвезли на мельницу, чтобы…(намолоть муки), Повар замесил тесто, чтобы…(испечь хлеб) и т.п .
Заучивание скороговорки «Петр пекарь пек пироги в печи»
Пальчиковая гимнастика «Пекарь» — развитие мелкой моторики рук.
Формировать у детей
Осознанное отношение к
содержать руки в
правильное выполнение действий при мытье рук
Создать условия для С/р/и «Хлебозавод» — воспитание уважения к труду взрослых и к хлебу.
Беседа дома: объяснить детям выражение «Хлеб всему голова»;
Вместе с ребёнком сходить в булочную, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия;
купив хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать, из чего пекут хлеб;
рассмотреть пшеничное зерно, муку;
Непосредственно образовательная деятельность
По плану логопеда
Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Художественно эстетическое развитие(изо)
Познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение выделять ее специфику.формировать умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес к народному декоративному исскуству. Зактеплять умение рисовать акварелью . вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
речевое развитие; физическое развитие
Наблюдение за проталинами.
учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;
формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Какие изменения произошли в природе весной?
Что вы наблюдали сами?
Как изменился снег с приходом весны?
В каких местах вы наблюдали проталины?
Почему не везде появились проталины?
ногах с передвинем
Полина З, Даша З.
кормление птиц на
групповом участке (учит детей подбирать корм в
соответствие с тем,
какие птицы прилетают к
бережное и заботливое
отношение к птицам.
Создать условия для игр с выносным материалом.
Работа перед сном
Чтение «Легенда о том, как появился вкусный кекс или сказка о волшебном зернышке».
Цель: Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение.
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Оздоровительная гимнастика после сна.
Д и «Назови профессию и действия» (пахарь-землю
пашет, комбайнер, агроном, тракторист…)
Беседа о труде доярки.
Цель: знакомить детей с профессией доярки, с техникой, которую она использует в своей работе (электропоилки, электрические доильные аппараты). Воспитывать уважение к труду взрослых.
«Мамы и их детёныши»
Д/и «Что сначала? Что потом?» — закреплять последовательность выращивания зерновых культур и хлебопечения.
Маша С. Дима К, Полина Б,
Д/И «Зуб — Неболей-ка» (помочь детям разобраться, что полезно, а что вредно для здоровья зубов. Рассказать детям, как укреплять зубы и ухаживать за ними. Сформировать у детей осознанное отношение к
внимание, обогащать словарный запас и
расширять кругозор детей.)
Создать условия для игры в конструктор: Строительная игра «Сельскохозяйственная техника». Развивать навыки работы с: конструктором.
«По проталинам», «На поляне». Цель: развивать умение быстро бегать, прыгать, увертываться от ловишки. уборка участка после таяния снега.
Цели: приучать к чистоте и порядку;воспитывать чувство прекрасного.
Старшая группа: «весенние работы на селе»
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Образовательная деятельность в режимных моментах
источники:
http://infourok.ru/leksicheskaya-tema-vesennie-selskohozyaystvennie-raboti-3678791.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/06/05/kompleksno-tematicheskoe-planirovanie-leksicheskaya-tema-vesennie
Литературные произведения, где упоминаются хлебобулочные изделия
«Смак-2»
В древние времена у славян существовал такой обычай: люди, которые вместе переломили хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб считался послом всего мира и дружбой между народами. Впрочем, такое предположение остается по сей день. С годами меняется жизнь, традиции и ценности, а хлеб всегда остается самой большой и главной ценностью у всех.
Обычаи в древние времена с хлебом
Испокон веков наряду со словами Родина, Дружба, Мать, Отец всегда находился ХЛЕБ. Любить и уважать изделие учили с самого детства. У каждого народа исторически сложился свой ассортимент хлеба. В России самыми популярными были караваи, московский хлеб, ржано-пшеничный и из пшеничной муки.
«Береги хлеб для еды, а деньги для беды»
Были распространены и такие хлебные обычаи славян: как оберег хлеб клался в колыбель к новорожденному; его брали с собой в дальнюю дорогу, чтобы он охранял в пути. Использовался хлеб и чтобы остановить пожар: с ним обходили горевшее строение или просто бросали его в огонь.
«Хлеб- батюшка, вода матушка»
С белым хлебом положили
Черный хлеб мне на обед
Удивить меня решили?
Черный? В чем его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пёк и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!
«Хлеб –всему голова»
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем- земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
1.Благинина Е. «Песенка о колоске»
2. Дацкевич В. «От зерна до каравая»
3. Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе»
4. Михалевская: «Большая хрестоматия для
дошкольников»
5. Сборник «Делу время, а потехе час» Некрасов Н. ,
стих «Колосья»
6. «Котик — золотой лобик» — белорусская народная
сказка
7. «Легкий хлеб» — белорусская сказка
8. «Колобок» — руссккая народная сказка
9. «Хлебороб» — украинская народная сказка
10. «Колосок» — украинская народная сказка
11. Легенда о том, как появился хлеб или сказка о
волшебном зернышке
12. Пришвин М. «Лисичкин хлеб»
13. Паустовский К. «Теплый хлеб»
14. Яковлев Ю. «Цветок хлеба»
15. Г. Х. Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб»
16. Биссет Д. «Про лужу и булочку с изюмом»
17. Усович Е. «Чудесные пряники»
18. Крутогоров Ю. «Дождь из семян»
19. Кон Л. из книги «О растениях»
20. Тайц Я. «Все здесь»
«Хлебом мы сыты, хлебом мы и довольны»
Жила была семья трудовая. Вот как-то все домочадцы поразъехались, остались в доме лишь бабка да внучок малой, Тимоша. Смышленый мальчишка был.
Бабка вскоре уснула, а Тимоша за стол сел, поближе к хлебу ароматному.
В доме была тишина, лишь стук часов слышен. Тимоша тихонько говорит: — Хлебушко, а ты откуда появился? Я на огороде был, тебя там не видел.
И хлебушко стал рассказывать: — Я появился на свет там, где просторы бескрайние, солнце трудолюбивое .А вырос я из маленького зёрнышка. Был я сначала росточком маленьким, потом колосом золотым. Хлеборобы его и еще тысячи колосьев с налитыми зернами собрали, обмолотили, да на мельницу свезли. Из зерен муки сделали, а уж из муки и хлеб испекли.
Хлебушко, прежде чем попасть на этот стол!- сказал Тимоша.-Я впредь еще бережнее с хлебом обращаться буду. Хлеб достается большим трудом! Я только теперь понял.
Бывает и так: быль да небыль переплетаются, сказка с присказкой встречаются. Вот и в сказке про хлеб так было…
Без соли, без хлеба- половина обеда.
Хлеб –всему голова.
Хлеб- батюшка, вода матушка.
Худ обед, когда хлеба нет.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Хлеб черствый- обед честный.
Бел снег, да по нему собака бежит, черная земля да хлеб родит.
Пословицы о хлебе:
Спасибо за внимание!
-
Физическое развитие.
ФИЗКУЛЬТУРА
(см. Пензулаева стр. 33)
Задачи: упражнять в перебрасывании мяча через сетку, развивая ловкость и глазомер; в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе и беге по уменьшенной площади опоры.
-
Познавательное развитие.
ФЭМП
Колесникова з.6 стр.27
Задачи: Закрепить знание о цифре 1; учить соотносить цифру с количеством предметов; учить отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации; закрепить умения сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), объединять предметы по этому признаку; закрепить знания о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других; формировать представления, что треугольники могут быть разного размера; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
-
ПОЛОВИНА ДНЯ.
1. Беседа «О профессиях пекаря, кондитера». Расширить и уточнить знания детей о профессиях пекаря, кондитера. Чем они различаются, рассмотреть иллюстрации «Кто, что печет»
2. Д.И. «Четвертый лишний». Уметь находить лишнею картинку, обосновывая почему именно эта картинка; называть вид транспорта.
3. Рассматривание колосьев и зерен пшеницы, ржи и овса, их сравнение (сходство и различие).
4.Инд. раб. с Вовой Л., Аней «Скажи какой?». Обогащать словарный запас, развивать речь.
5.П.И. «Найди свой пряник». Продолжать развивать двигательную активность, внимательность, быстроту реакций.
6.Самост.деятельность в уголках группы.. Учить детей играть дружно, выбирать игры по интересам.
ПРОГУЛКА
-Наблюдение за погодой. Обобщить представление об осени. Учить составлять описание состояния погоды.
-Приметы: днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде; сырое лето и теплая осень – к долгой зиме. Учить детей видеть взаимосвязь в природе.
— Исслед. д-ть: Опыт «Бумажные кораблики». Познакомить со свойством бумаги намокать в воде. Уметь делать выводы.
— Инд. раб. с Матвеем, Лизой С. «Догони обруч». Учить прокатывать обруч в заданном направлении, двигаться за ним.
— П.И. «Утята», «Птицы и дождь». Упражнять в беге, лазании, прыжках; воспитывать ловкость, быстроту.
— Самостоятельная деятельность на участке. Игры в выносной материал.
-
ПОЛОВИНА ДНЯ.
1. Чтение худ.лит-ры Ю. Ждановской «Нива». Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение.
2.Д,И. «Как превратить муку в тесто?». Учить детей получать из муки тесто.
3. Сюж.рол.и. «Пекарня». Разв. коллективную творческую игру, побуждать участников игры к проявлению фантазии и выдумки в реализации замысла.
4.Прослушивание муз.худ. произ. Я. Френкеля «Русское поле». Учить детей видеть красоту природы в муз. произ.
5.Инд.раб. с Ярославом, Кристиной развитие основных движений Упражнять в перебрасывании мяча друг другу.
6. П.И. «Колосок». Развивать координацию движений.
Внести:
— картинки и иллюстрации профессий «Пекарь», «Кондитер»,
— колосьев и зерен пшеницы, ржи и овса
Выносной материал:
— мячи
-обручи
-скакалки
-кегли
-мелкие игрушки
-ведерки и совочки
-куклы одетые по сезону
-коляски для кукол
— книгу Ю. Ждановского «Нива»
— атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Пекарня»
— флешку с записью муз.произ. Я. Френкеля «Русское поле».
Предложить родителям выучить вместе с детьми загадки о хлебе.
Индивидуальные консультации и беседы по вопросам родителей.