Легенда о зеленом рыцаре рассказ

26 августа в прокат вышел фильм «Легенда о Зеленом Рыцаре» Дэвида Лоури, основанный на средневековой поэме «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь». Фэнтези целиком состоит из иносказаний – чуть ли не в каждой сцене можно усмотреть скрытый смысл, размышления о жизни, смерти и чести. Мы уже рассказывали в рецензии, чем впечатляет эта захватывающая адаптация артуровской легенды. Теперь разберем увиденное и ответим на самый популярный вопрос зрителей: «Что это такое сейчас было?»

Со спойлерами!

Объяснение концовки «Легенды о Зеленом Рыцаре»: что случилось с Гавейном на самом деле и почему в видении будущего он предал возлюбленную

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

«Легенда о Зеленом Рыцаре» рассказывает о приключениях Гавейна (Дев Патель), племянника предполагаемого короля Артура (Шон Харрис) – правителя не называют по имени. По сюжету парень после очередной пьянки заявляется в Камелот на празднование Рождества. Во время пира к Королю и Королеве (Кейт Дики) прибывает загадочный Зеленый рыцарь (Ральф Айнесон). Нежданный гость предлагает странную «сделку»: любой желающий может нанести ему удар и забрать его топор, но спустя год смельчак должен приехать к Рыцарю в зеленую часовню и получить ответный удар. Вызов принимает Гавейн – и отрубает гостю голову. Однако Зеленый рыцарь, пусть и без головы, остается жив. На следующее Рождество Гавейн отправляется за ответным ударом в зеленую часовню.

Во время своего путешествия Гавейн выдерживает суровые испытания. Он несколько раз почти готов был сдаться и повернуть домой, но тем не менее все же добрался до часовни. Зеленый рыцарь готовится нанести Гавейну удар, но тот вдруг отказывается его принять и сбегает. Парень возвращается домой, становится рыцарем, а после смерти Короля и Королевы занимает трон. Возлюбленная героя Эссель (Алисия Викандер) рожает ему мальчика. Гавейн отбирает у нее ребенка и бросает девушку, поскольку она простолюдинка и, судя по всему, проститутка. Герой женится на дворянке, которая рожает дочь. В итоге Гавейн оказывается плохим правителем, он умирает на троне – снимает защитный пояс, и его голова слетает с плеч.

Не конец! Гавейн пробуждается – это было видение возможного будущего. Герой все еще стоит на коленях перед Зеленым рыцарем в часовне. Гавейн решает играть честно, снимает пояс и принимает удар. Зеленый рыцарь хвалит юношу и говорит, что пора расстаться с головой.

Режиссер и сценарист Дэвид Лоури в интервью USA Today признался, что намеренно придумал такую неоднозначную концовку – нам так и не раскрыли, шутил Зеленый рыцарь или действительно отрубил Гавейну голову. Как подчеркнул Лоури, он надеялся, что зрители завершат просмотр фильма «с улыбкой на лице и ощущением, что это счастливый конец».

Так Лоури хотел показать, что Гавейн «прибыл в то место, в котором и должен оказаться», то есть завершил свой духовный путь самопознания и совершенствования:

«Я не хотел навязывать свою идею, потому что это не имеет значения. Он когда-нибудь умрет. Может быть, в тот же момент или позже от старости. Но он умрет. Мы все умираем… Важно то, что мы становимся лучше, насколько это возможно. Мы проживаем свою жизнь с добротой и честностью, с чувством праведности, которое определяется не величием или наследием, а нашим личным чувством ценности».

Возможно, Зеленый рыцарь отрубил голову Гавейну, чтобы тот ответил за свои действия. Или Рыцарь подшутил над юнцом перед тем, как расстаться с ним хорошими друзьями – о такой возможности Рыцарь говорил в начале фильма.

Что означает сцена после титров «Легенды о Зеленом Рыцаре» с девочкой в короне

В сцене после титров показали таинственную девочку – она надевает корону, которую носили Артур и Гавейн в видении возможного будущего. Никаких объяснений, что это за девочка, нет – нам предлагают самим подумать, кто она такая.

Возможно, перед нами дочь короля Артура – в разных источниках об артуровской мифологии упоминается, что у него была одна дочь, которую звали Арчфедд или Грега. Или это дочь самого Гавейна – в разных источниках пишут, что у него были сыновья, но в видении будущего показали дочь.

Если это будущая дочь Гавейна, то можно предположить, что это сцена после обезглавливания героя в видении – корона упала на пол, а девочка принялась с ней играть. Однако Гавейн все же принял удар Зеленого рыцаря, и это намекает, что герой выжил, вернулся в Камелот и стал королем. Гавейн не мог повторить свою судьбу из видения, ведь он больше не тот дерзкий глупец, каким был до путешествия к зеленой часовне. Возможно, у него не будет внебрачного ребенка от Эссель, и эта девочка – его первенец от другой женщины. А может, Гавейн отказался от короны ради Эссель или нашел возможность жениться на ней, не нарушая закон.

В чем смысл фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре»

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

Приключение Гавейна в «Легенде о Зеленом Рыцаре» олицетворяет личностный рост: только преодолев испытания человек познает себя, совершенствует навыки и обретает силу духа и достоинство. Иллюзия со скелетом Гавейна и акцент на перекрестке на дороге – метафоры сомнений и необходимости принимать решения. Еще странствие героя можно рассматривать как метафору жизненного пути с его трудностями и принятием неизбежности смерти.

В «Легенде о Зеленом Рыцаре» затрагивается проблема экологии. Леди (Алисия Викандер) рассуждает, почему Зеленый рыцарь именно зеленый. На ее взгляд, этот цвет олицетворяет как жизнь, так и смерть – растения и гниль. Отсюда и пояс у Гавейна именно зеленый – спасает его от гибели и в то же время подразумевает душевное гниение. К тому же пояс пропитан семенем Гавейна – напоминание о грехе, слабости и искушении.

Свою мысль Леди подвела к тому, что человек считает себя центром вселенной, оттого порой так высокомерно относится к Земле. Противоречивая суть человека заключается в том, что он не может жить без растений и окружает себя плодами природы, однако при любой прихоти – построить замок, например, – рубит деревья и ровняет лес с землей.

Ответы на вопросы после фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре»

Какие правила игры Зеленого рыцаря

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

Вызов Зеленого рыцаря в фильме называют игрой, которую Гавейн до поры до времени считал невинным «квестом». Согласно правилам игры, любой желающий может нанести Рыцарю удар. Однако смельчак должен принять удар того же достоинства. Гавейн мог поцарапать Рыцарю руку, но вместо этого отрубил страннику голову, так что и ответ должен был получить соответствующий.

Поскольку «Легенда о Зеленом Рыцаре» рассказывает о моральном пути героя, то сила нанесенного ему удара могла быть равна тому, чего он достоин теперь – после того, как Гавейн по-новому взглянул на жизнь. В начале путешествия Гавейн был глуп и недальновиден. В конце пути он осознал свои ошибки и обрел важный жизненный опыт. Можно сказать, во время странствия Гавейн «отработал» часть своего ответного удара, так что ранение, по идее, он должен получить легкое.

Зачем мать Гавейна вызвала Зеленого рыцаря

Из сцены с языческим ритуалом в начале фильма мы узнали, что мать Гавейна (Сарита Чоудхури) причастна к появлению Зеленого рыцаря. Вероятно, Мать собиралась доказать двору, что Гавейн достоин стать королем. Она не одобряла разгульный образ жизни сына, и таким образом хотела подтолкнуть Гавейна к тому, чтобы он взялся за ум, обрел силу духа и достоинство.

Однако из всех рыцарей Круглого стола любой мог принять вызов Зеленого рыцаря, даже сам король Артур хотел, но не смог из-за слабого здоровья. Это говорит о том, что Гавейн, возможно, случайно стал частью заговора Матери, как и было в поэме. Может, мать Гавейна просто хотела навредить братцу и его жене – напугать их и устроить беспорядок в Камелоте, а сын не был частью плана. Поэтому и дала Гавейну зеленый пояс.

В беседе с Vanity Fair Дэвид Лоури сказал, что «Легенда о Зеленом Рыцаре» рассказывает о запутанной драме матери и сына – во время работы режиссер даже вдохновлялся отношениями с собственной матерью. По словам режиссера, в отношениях Гавейна и Матери одни противоречия:

«Она дает ему пояс. Противоречит ли это тому, что она сделала в большом зале рождественским утром? Ответ заключается в том, что это просто беспорядок. Это запутанные отношения, и, вероятно, они такие не только у меня с мамой».

Почему Гавейн снял защитный пояс

В финале «Легенды о Зеленом Рыцаре» Гавейн решил честно принять удар Зеленого рыцаря, поэтому снял защитный пояс. Из видения будущего герой мог понять, что при ином исходе из него выйдет паршивый король. Гавейн решил, что лучше принять возможную смерть, чем такое будущее. Сюжетная линия с поясом еще говорит зрителям: будьте искренними с собой и прекратите искать оправдания бездействию.

Чье место занял Гавейн в Камелоте

В начале фильма Артур предлагает Гавейну занять пустующее место рядом с ним. Возможно, раньше здесь сидел предатель Мордред – незаконнорожденный сын Артура и его сестры Моргаузы. В некоторых источниках матерью рыцаря Мордреда называют другую сестру короля – Фею Моргану. А еще есть версия, что Мордред – сын Моргаузы от законного брака. Во вселенной «Легенды о Зеленом Рыцаре» кажется логичным, что Мордред – сын матери Гавейна и короля, раз возник конфликт, который привел к появлению Зеленого рыцаря. О ссоре Матери и Короля в фильме не говорится, но за кадром наверняка были семейные разборки.

Кто такие Леди и Лорд и чего они хотели от Гавейна

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

Ближе к концу своего пути Гавейн стал гостем странных жителей одного замка – супругов Лорда (Джоэл Эдгертон) и Леди, которую сыграла Алисия Викандер, она же исполнила роль Эссель. С ними живет таинственная пожилая женщина с повязкой на глазах. Перед визитом в замок у героя украли зеленый пояс. В замке ему подарили еще один.

События в замке – это, скорее, не часть испытания Гавейна, а искушение для него, устроенное его матерью и другой ведьмой из ее шабаша. В начале фильма нам показали ритуал, в котором мать Гавейна предстала с повязкой на глазах – это отсылает к старухе в замке. Одной из ее напарниц могла быть Леди.

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

Гавейна соблазнили, чтобы он ослаб, стал уязвимым и принял зеленый пояс, который защищает от любых ранений. С помощью заколдованного пояска Гавейн мог обмануть Зеленого рыцаря и избежать смерти, а затем – стать королем. Леди приняла облик его возлюбленной, Эссель, а когда он с позором не прошел испытание похотью, то заявила, что никакой он не рыцарь – не только поддался искушению, но и возжелал жену Лорда.

Лорд в одной из сцен сказал, что заберет у Гавейна то, что он обретет в замке. В сцене прощания Лорд целует Гавейна – вероятно, так герой хотел забрать страсть Леди. Еще Лорд таким образом пытался получить от Гавейна признание в любовной связи с Леди и зеленый пояс. Гавейн не признался Лорду, чем провалил финальное испытание в замке. В поэме Гавейн отдал Лорду поцелуи, полученные от Леди, но пояс так же оставил себе.

Кто такие лиса, девушка без головы, бандиты и титаны

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

В самом начале пути Гавейн столкнулся с бандитами, которые обокрали его. Хулиганы стали частью испытаний героя, помогли ему закалить характер. Благодаря бандитам зритель понял, что Гавейн пока только изображает рыцаря.

Лиса стала частью искушения Гавейна – ближе к развязке она пыталась отговорить его от посещения часовни. Если это снова мать Гавейна, то она наверняка пыталась так защитить сына.

Титанов Гавейн хотел использовать как транспорт, чтобы быстрее добраться до зеленой часовни. Один из титанов сказал ему что-то невнятное – метафора того, что простым людям не понять богов, – и затем великаны отправились по своим делам. Вероятно, титаны напоминают высокомерному на тот момент Гавейну, как мелки его проблемы по сравнению с их заботами. Они как божества, у которых люди требуют помощи, хотя прекрасно могут справиться сами.

Девушка без головы Уинифред (Эрин Келлиман) – часть проверки, способен ли Гавейн на рыцарские подвиги. Герой вернул ей голову, преодолев страх. Еще арка Уинифред говорит о том, что статус не всегда соответствует характеру человека – даже доблестный рыцарь может оказаться негодяем. Героиня сравнивает сэра Гавейна, племянника самого короля, с насильником, который вломился к ней в дом и отрубил ей голову. А ведь казался благородным товарищем. В другой сцене Эссель так и говорит, что лучше творить добро, чем слепо стремиться к величию.

Почему Гавейн сомневался в необходимости путешествия, считая его бессмысленным

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

Гавейн сам долгое время не мог понять, зачем он поехал в зеленую часовню – а Лорд в одной сцене заставил его еще больше усомниться в необходимости путешествия. Герой бездумно идет к цели, неуверенно твердя о чести и долге. Гавейн мог быть умнее и просто поцарапать Зеленого рыцаря – или вообще его не трогать, а поговорить с ним и выяснить, что вообще означает этот вызов. Вместо этого герой пафосно отрубил Рыцарю голову. К финалу Гавейн осознал, что может прервать путешествие – ведь никто не заставлял его идти в путь, – но этим он превратит себя в жалкое подобие человека. А Гавейн хотел сдержать слово и принять последствия глупого проступка.

«Легенда о Зеленом Рыцаре» поднимает проблемы токсичной маскулинности и устаревшей идеологии рыцарства. Бравые мужики соревнуются друг с другом, сверкая клинками и размахивая кулаками. Будто не знают, куда девать энергию и как доказать свою значимость. Бессмысленные потасовки оставляют кровавые следы и горы трупов.

Отличия фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» от поэмы «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь»

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

Кадр из фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» (2021)

В одной сцене Леди говорит, что порой она изменяет истории из книг, которые хранятся в ее библиотеке, когда видит, что их можно улучшить. Дэвид Лоури изменил многие детали поэмы и переосмыслил ее. Режиссер хотел вырезать этот эпизод с Леди – боялся «неприятностей» из-за столь смелого заявления. Однако Алисия Викандер убедила Лоури оставить сцену.

  • В финале поэмы «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» Гавейн получает от Зеленого рыцаря легкую рану – так что, вероятно, и в фильме он выжил. Зеленым рыцарем оказывается лорд Бертилак – в фильме это тот Лорд из замка, а заварушка началась из-за проделок злой сестры короля Морганы – тети Гавейна. К Зеленому рыцарю Гавейн приходит с поясом и из-за трусости не снимает его. Бертилак и Гавейн все равно остаются друзьями, но Гавейн возвращается в Камелот с зеленым поясом в знак позора. Герою не хватило храбрости, чтобы снять пояс и без магической защиты принять удар Рыцаря. Пояс он оставил себе как напоминание о трусости и неспособности сдержать свое слово.
  • Перед уходом Гавейна из замка Леди удается его соблазнить. Сцена в фильме носит сексуальный характер – парень после небольшой интимной близости эякулирует на зеленый пояс. В поэме «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» дело ограничилось поцелуями, после чего целомудренный Гавейн побежал в часовню исповедоваться.
  • В поэме Гавейн стал частью приключения случайно. Злая сестра короля Фея Моргана хотела навредить Артуру и его жене. Моргауза, мать Гавейна, не была волшебницей, и за этими проделками стояла не она – так что в поэме нет ни намека на стремление сделать Гавейна королем. Дэвид Лоури в интервью Den Of Geek подтвердил, что мать Гавейна в фильме вдохновлена сразу двумя героинями – сестрами короля Моргаузой и Феей Морганой.
  • В фильме Зеленый рыцарь напоминает древнее божество или какое-нибудь мифическое существо в духе лешего. Однако в поэме «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» герой предстает красавцем-рыцарем в зеленом наряде из шелка и с драгоценностями. Еще Зеленого рыцаря описывают огромным мужчиной, напоминающим великана. Не узнали Бертилака благодаря магии Морганы, которая его и преобразила.
  • Король Артур в фильме стар, он уже на пороге смерти – поэтому он так много внимания уделяет Гавейну, потенциальному наследнику престола. В поэме же Артур молод.
  • Характер Гавейна в фильме переосмыслили – в поэме он с самого начала выступает живым воплощением рыцарского достоинства и целомудрия. Приключение Гавейна из поэмы заставляет героя пересмотреть свои слишком идеалистичные моральные принципы и позволяет взглянуть на жизнь и людей реалистично.
  • В поэме Гавейн уже рыцарь Круглого стола, а в фильме – еще нет. Кроме того, в поэме Гавейн прячет от Рыцаря пояс, а в фильме герой его показал. Эти различия Дэвид Лоури объяснил Den Of Geek так:

«Гавейн терпит неудачу [в поэме] и отступает от рыцарского кодекса. Он преклоняет колени перед Рыцарем, не снимая пояс, чем проявляет трусость. Я хотел представить двойственную версию этой ошибки и показать персонажа, который еще не является рыцарем из легенды, но у которого есть потенциал для личностного роста».

  • В поэме «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» нет Эссель, Мусорщика (Барри Кеоган) и других бандитов, а также говорящей лисы. Хотя в оригинале упоминают охоту лорда Бертилака на лису – в фильме к этому фрагменту поэмы отсылают пара сцен. Также в поэме нет и Уинифред – героиня вдохновлена Святой Уинифред, валлийской девственницей-мученицей 7-го века. Ухажер Уинифред разозлился, когда она решила стать монахиней, и отрубил ей голову. Похожая арка и в фильме.

«Легенда о Зелёном рыцаре» — спорная история о том, как Дэвид Лоури, режиссёр и сценарист фильма, ушёл от канонов не только легенд, но и написания сюжета. Из-за красивых кадров, захватывающих образов и необычной формы ещё по трейлерам создавалось ощущение, что перед нами будет хоррор в обличии Артуровских легенд, но на деле мы получили кино, которое использует метафоры, как главный инструмент повествования.

Это менее масштабное размышление, чем то, что делал ранее, но для меня было важно оставить в памяти это произведение и его способ повествования. Будут спойлеры, как обычно.

Немного о «Зелёном рыцаре»

Всё началось с неизвестного автора XIV века, который написал поэму «Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь». В ней описывается то, как молодой рыцарь и племянник короля Артура решили принять вызов загадочного Зелёного рыцаря, который сказал, что любой может взять и нанести ему удар, но через год и один день ударивший должен будет принять ответный удар.

Гавейн отрубает ему голову, но Рыцарь остаётся жив. Он хватает голову и со смехом мчит прочь из замка. Гавейн же должен теперь принять ответный удар. Через год он отправляется в зелёную часовню, где живёт Зелёный рыцарь, по пути остается ночевать у лорда Бертилака и его жены.

Лорд предлагает ему обмен: каждый день он приносит Гавейну всё, что поймает на охоте, а в обмен Гавейн должен отдать ему всё, что получит в его владеньях. Обмен интересный, учитывая, что на Гавейна положила глаз леди Бертилак.

В течении нескольких дней лорд Бертилак приносит Гавейну туши пойманных зверей, а Гавейн возвращает ему поцелуи. Перед отъездом леди Бертилак вручает Гавейну три поцелуя и зелёный пояс, который должен уберечь его от бед. В обмен на лисицу Гавейн отдаёт лорду только три поцелуя.

Гавейн приходит в Зелёную часовню. Рыцарь ждёт его. Смиренный сэр встаёт перед ним на колени в ожидании удара. Рыцарь замахивается дважды, но дважды останавливается. На третий раз он ударяет Гавейна топором, но оставляет лишь небольшой шрам на шее. Оказывается, что всё это время Зелёным рыцарем был Лорд Бертилак, подосланный феей Морганой.

В Камелот Гавейн возвращается с зелёным поясом в знак своего позора за невыполненные обещания.

Само произведение простое, но примечательное тем, что оно переосмысливает образ бравого рыцаря без страха и упрёка, показывая, что они в первую очередь просто люди.

Фильм Дэвида Лоури лишь берёт за основу сюжет поэмы, однако вносит значительное количество изменений.

Например, в начале поэмы Гавейн уже рыцарь, а в фильме – пока простой юноша, которому только предстоит встать в один ряд с Рыцарями Круглого стола. Но есть кое-что более примечательное: вся история Гавейна рассказана метафорами, которые углубляют историю и дают возможность каждому найти свою трактовку.

Сегодня я попробую представить свою.

Что такое «метафора»?

«Поэтика» Аристотеля говорит следующее:

Метафора – это приложение к одной вещи имени, принадлежащего другой. Мы можем приложить (а) имя рода к элементу рода, или (б) имя элемента рода приложить к роду, или (в) имя одного элемента рода приложить к другому элементу того же рода, или (г) перенос может основываться на пропорции.

Проще говоря,

Метафора – это штука, с помощью которой доносят идею не в лоб, а в переносном значении.

Для чего нужна метафора в кино?

Для создания глубины, расшевеливания мозгов и веселья, конечно же. Метафора создаёт небольшую загадку, вовлекает зрителя, заставляет посмотреть на ситуацию шире, чем кажется. С помощью метафор можно сказать больше и, если их правильно использовать, то даже лучше, чем подавать кристально прозрачную идею на блюдечке.

Так, в кино метафорой может служить кадр, сцена или даже сам фильм. Пойдём по порядку и начнём с книги Линды Сегер «Скрытый смысл: Создание подтекста в кино».

Как используется метафора в кино?

В фильмах и книгах смысл раскрывается через образы, а не только с помощью слов, жестов и поступков. Воспринимаемый нами визуальный образ вызывает – при наличии в нем подтекста – подсознательные ассоциации. И тогда визуальный ряд становится не просто иллюстрацией – он влечет за собой широчайший спектр смыслов и эмоций.

Линда Сегер, «Скрытый смысл: Создание подтекста в кино»

Сегер разделяет метафоры в кино следующим образом:

  • Фоновые

  • Контекстуальные

  • Образные

  • Звуковые

  • Предметные

  • Эротические

  • Диалоговые

Фоновые метафоры – это те метафоры, которые создаются с помощью времени действия и погоды.

Когда Гавейн отправляется в путь, его сопровождает пасмурная погода: на улице поздняя осень, и это приключение сулит больше страха, чем славы.

Когда же он приближается к Зелёной часовне, небо заполнено ядовито-оранжевым, предвещающим что-то более жуткое, чем в начале пути.

А когда он возвращается, сквозь тучи пробивается больше света, но это обманчивый свет, как мы потом поймём.

Когда нам показывают грозовую ночь, у нас возникает ощущение близкой опасности. С помощью атмосферных явлений автор обозначает какие-то подспудные, глубинные процессы. Если он хочет сказать нам, что опасности нет, он выберет тихую, ясную ночь. Если же ему нужно натолкнуть нас на мысли о чуде и волшебстве, возможно, он покажет нам падающую звезду и залитую лунным светом тропинку, по которой бежит ребенок или скачет какое-то прелестное существо, похожее на эльфа.

Линда Сегер, «Скрытый смысл: Создание подтекста в кино»

Или, например, лису.

Контекстуальные метафоры, как правило, обладают «описательным» свойством и непрерывно связаны с визуальным рядом.

С этим приёмом связаны мои любимые метафоры.

Например, принятие своей трусости с помощью финального видеоряда, выполненного без единого диалога. Обожаю этот монтаж.

С помощью визуального ряда автор создает контекст. Где происходит действие? Что это за место? Какие ассоциации должны у нас появиться по замыслу автора, когда созданный им мир начнет разворачиваться перед нашими глазами? Где происходит первая сцена – на открытом пространстве, на просторе, в лугах, в большом поместье, на море? Или в пространстве замкнутом, в четырех стенах – дома, в тюрьме, в кабинете, в театре? Что сообщает место действия о сюжете и психологии персонажей?

Линда Сегер, «Скрытый смысл: Создание подтекста в кино»

Образная метафора представляет из себя иносказательный визуальный образ, который нужен для нескольких вещей:

  • Определение настоящего смысла произведения. Это может быть что-то повторяющееся в течение всего фильма. Как, например, мотив обезглавливания. Обезглавливание Рыцаря, Уинифред и Гавейна.

  • Раскрытие значения происходящего. В данном случае зрителям переводят значение того, что они видят. Подобное можно увидеть, когда Гавейн чувствует полную беспомощность и видит, что, если он останется неподвижным, ему конец.

Источником ассоциаций с теми или иными предметами и визуальными образами нам служат жизненный опыт и впечатления, так же как и коллективное бессознательное. С годами предметы и образы обрастают дополнительными смыслами, и авторы могут пользоваться ими, чтобы пробудить у зрителя нужные ассоциации.

Линда Сегер, «Скрытый смысл: Создание подтекста в кино»

Грубо говоря, сама история о рыцарстве задаёт определённый образ, который задаёт атмосферу и общий смысл, но когда от него отходят в сторону, показывая более современный характер персонажа, то становится очевидно, что дело тут не в чести и благородстве.

Также образной метафорой может служить и цвет. Даже в самом названии указан самый главный цвет. Вдобавок есть примечательный монолог Леди, которая рассуждает о природе зелёного.

– Но ведь зелёный – цвет земли, цвет всего живого, жизни. – И гниения…

Звуковые метафоры обладают схожим инструментарием использования. Например, древесный хруст. Он сопровождает Зелёного рыцаря, мародёров и самого Гавейна, когда тот снимает пояс.

Предметные метафоры вводят дополнительный смысл как происходящему, так и самим себе. В нашей истории это – зелёный пояс, который помогает спастись от ранений, но в то же время символизирует трусость.

У Линды есть удачный пример на эту тему:

Предметы, как разъяснил нам Фрейд, часто несут глубинные ассоциации. Нож можно использовать по прямому назначению – для нарезки продуктов, но в то же время он может быть угрозой, потенциальным орудием убийства, предостережением – в зависимости от того, как с ним обращаются. Веревка может просто служить реквизитом, чтобы привязать лошадь, и не означать ничего большего – просто полезная вещь. А может быть намеком на приближение толпы линчевателей. Веревка может символизировать плен, потерю свободы. Это может быть узда, в которой пытаются удержать животное или человека. Все эти образы обогащают фильм, уточняя основную тему и пробуждая дополнительные эмоции – страх, беспокойство, сочувствие.

Линда Сигер, «Скрытый смысл: Создание подтекста в кино»

Эротические метафоры при всей своей простоте имеют также двойное дно и могут нести позитивных характер, вроде игривых диалогов Гавейна и Эссель, раскрывающий их отношения.

А могут быть и негативные, как «общение» с Леди.

Данная двойственность усиливается и тем, что и Эссель, и Леди играет одна и та же актриса, Алисия Викандер.

Много лет назад я ходила на выставку картин с одной художницей. Рассматривая серию натюрмортов, моя спутница сказала: «Вот этот такой сексуальный». «Да? – удивилась я про себя. – Это же натюрморт. Что она в нем такого увидела?» Когда я задала вопрос вслух, она объяснила: «А ты посмотри на эти сочные, лоснящиеся, упругие сливы. По соседству с огурцами. И персики размещены рядом с бананами. А как тебе разрезанные гранаты, у которых все зерна наружу?» Я постепенно начинала понимать. Разглядывая фрукты, я осознала, что богатую символику и сочность этого натюрморта я ощущала и сама, то есть я нащупала верхний слой подтекста, а моя спутница раскрыла мне остальное, и я отчетливее увидела метафору. (А еще заметила краем глаза, как один из посетителей придвигается поближе, чтобы послушать.) Именно это нам зачастую и нужно – чтобы зритель почувствовал подтекст, не обязательно отдавая себе в этом отчет.

Линда Сигер, «Скрытый смысл: Создание подтекста в кино»

Диалоговые метафоры.

Иногда персонажи используют в диалоге метафоры, обогащающие их образ. Это может быть, например, характерная для их рода занятий лексика. Спортсмен будет вкраплять в свою речь спортивные словечки и выражения даже в разговоре на другие темы: «выходим на финишную прямую», «вколотил в корзину» или задаст вопрос: «Вы с ней как, до третьей базы добрались уже?» <…> Иногда используемые персонажем метафоры могут выдавать то, о чем мы только догадываемся, и указывать на «размах» его или ее натуры. Предположим, персонаж говорит нам, что он человек мирный. <…> Но метафоры в его речи говорят совсем об ином. Они то и дело отсылают к насилию: «резать правду-матку», «пьяный вусмерть», подчиненных призывает «поразить его новой идеей», неожиданность – это «удар под дых», «правые пытаются нас завалить», «этот тип выбил у меня почву из-под ног». Если прислушаться, закрадывается подозрение, что он не таков, каким пытается себя преподнести.

Линда Сигер, «Скрытый смысл: Создание подтекста в кино»

Так, например, в начале фильма, Король Артур и Королева Гвиневра говорят Гавейну о Рыцарях Круглого стола и указывают на их подвиги. С одной стороны речь идёт о легендах, а с другой стороны чувствуется, что это разговор о зрелости, которая становится целью для самого будущего рыцаря.

«Пока. Тебе пока нечего рассказать».

По ходу сюжета постоянно возникают двусмысленные диалоги. Та же лисица, которая не пускает Гавейна к часовне, будто говорит устами его матери, которая переживает за него.

Подобные метафоры используются точечно, чтобы не допустить переусложнения.

Но кино даёт достаточно простора, чтобы использовать метафоры так, как хочется, а значит можно не бояться сделать фильм слишком сложным, но возникает вопрос: а можно ли построить сюжет фильма только лишь из одних метафор?

Да, можно! Примеров таких фильмов очень много, и хотя бы об одном из них вы точно слышали.

Фильмы-метафоры

«Апокалипсис сегодня». Сюжет, место, исторический контекст, жанр, даже самая известная цитата говорят, что это антивоенный фильм.

Но дело в том, что управляющая тема фильма – наличие тьмы в каждом человеке, и мы ничего не можем с ней сделать, кроме как принять, как часть себя. Если попытаешься бороться, то сам станешь злом, с которым будут пытаться бессмысленно бороться.

Фильм говорит об этом в течение всей истории. Противостояние человека и природы, отсылки к первобытному строю, но самым интересными мне кажутся взаимоотношения полковника Курца и капитана Уилларда, который становится преемником первого по несению тьмы.

Дело в том, что фильм изначально создавался как адаптация романа «Сердце тьмы» Джозефа Конрада. Сценарист «Апокалипсиса сегодня», Джон Милиус, рассказывал, как его университетский учитель утверждал, что ещё никто не смог снять хорошую адаптацию этой книги. Как говорится, «вызов принят»: сюжет был перенесён из африканских джунглей в разгар Вьетнамской войны, из-за чего наложился антивоенный контекст, а основная тема была перенесена в фильм чётко из книги.

«Аннигиляция». Фильм об учёных, которые пытаются выяснить причины появления аномальной зоны, но на деле это драма о принятии своих грехов и саморазрушении.

Вся драма выстраивается вокруг персонажа Лины. Она биолог, которая изменила мужу со своим коллегой, пока первый был на секретном задании. Когда муж возвращается, в скором времени впадает в кому. Лина решает узнать каким было задание её мужа и выяснить из-за чего он умирает, но главная причина почему это происходит – чувство вины из-за измены. Финал истории расставляет точки над «i» и помогает Лине простить себя и продолжить жить дальше. Финальная сцена напрямую говорит, что она теперь другая.

«Чужие среди нас». Концептуальная фантастика от Карпентера, под видом истории о «захвате» пришельцами Земли, рассказывает о токсичной пропаганде, которую подают в обёртке развлечений. В том числе высмеивается «Рэйгономика».

«Годзилла». Фильм о шрамах на теле Японии после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

И наконец…

«Легенда о Зелёном рыцаре»

Вероятно, вы уже догадались, к чему я веду.

Дэвид Лоури отошёл от канона повествования, чтобы показать зрителям смысловой путь героя, создавая буквально одни большие метафоры для создания чего-то большего.

Я думаю, что «Легенда о Зелёном рыцаре» ведет рассуждение о том, насколько порочен мир вокруг нас, который давно не чтит былые законы, но если сохранить в самих себя хоть толику правильного, то всё не так безнадёжно.

Само осовременивание Гавейна сталкивает Артурианские легенды с реальностью, где рыцари могут быть не щедры, трусливы, не рассудительны и не вежливы. Все беды Гавейна исходили из того, что он лишь пытался казаться рыцарем, а не был им. Не намеренно, его мать отправила сына в путь, который поможет повзрослеть, и везде слышны слова, как будто сказанные ею.

Сравнение Зелёного рыцаря с природой напрашивается само собой из-за дизайна самого персонажа и его часовни, но в этом сравнении сокрыто и столкновение прошлого былого величия и нынешнего упадка. Великаны, которые уходят из долины, напоминают об уходе магии из мира. Уходе мифов, с которыми сталкивались Рыцари Круглого стола.

В конце-концов, если ты принял вызов Матери природы, то имей честь исполнить предначертанное. Потому что, если в тебе есть хоть немного силы принять удар, ты на собственном примере доказываешь, что этому миру ещё не полный пи*дец.

А значит, ты всё же можешь стать Сэром Гавейном.

Я всё сказал.

В сюжетную линию Гавейна я закладывал многие из проблем наших дней, и экологическая была одной из них.

Наш мир, как и человечество, в беде. И сам мир сможет восстановиться — с нами или без нас. И я надеюсь на первое, на то, что мы тоже сможем подстроиться под все изменения, что мы не будем пытаться уничтожить планету, а она — нас.

Дэвид Лоури, Режиссёр «Легенды о Зелёном рыцаре», «Истории призрака»

Как и ты

P.S.: Как-то Дэвид Лоури написал на Реддите, что хотел бы рассказать ещё одну историю из Артурианы, а кто-то в ответ крикнул «НАМ НУЖНА КИНОВСЕЛЕННАЯ АРТУРОВСКИХ ЛЕГЕНД ОТ ЛОУРИ». Ну что ж, не знаю как оно будет, но я бы хотел увидеть его версию легенды о Граале.

P.P.S.: Не время умирать авторам.

Эссе помогали подготовить:

  • Нилирия — главный редактор и душа.
  • Вы — читатели моих мыслей. Спасибо за это и рад делиться ими.
Черновик 880

Светлый день Рождества. Рыцари короля собираются за круглым столом, чтобы отметить праздник и помериться воинской славой. Но что-то невесел юный Гавейн. Нет за ним героических подвигов, достойных воспевания в веках. Вдруг на застолье является необычный всадник — покрытый древесной корой великан с секирой наперевес. Зелёный Рыцарь предлагает собравшимся ударить его мечом, однако через год им придётся держать равный по силе ответ. Гавейн выступает вперёд и сносит гостю голову… а тот, смеясь, поднимает её и уходит. Да грозит напоследок: «Свидимся через год!»

Основано на реальных мифах

The Green Knight

Жанр: средневековое фэнтези с элементами ужасов
Режиссёр: Дэвид Лоури
В ролях: Дев Патель, Алисия Викандер, Джоэл Эдгертон, Сарита Чоудри, Шон Харрис
Возрастной рейтинг: 18+
Премьера: 26 августа 2021
Похоже на: «Экскалибур», «Ной», «Последнее искушение Христа»

 Таков путь историй. Столетиями они передаются из уст в уста, обрастают подробностями и комментариями. Большинство затем, увы, бесследно исчезает со своими сказителями. Но некоторым везёт больше: они оседают на страницах книг, переводятся, переосмысливаются и дополняются. Ложатся в основу опер, драм, хореографических этюдов и лекций профессора Толкина. И, наконец, доходят до кино.

«Легенда о Зелёном Рыцаре» — фильм про истории. Их здесь слагают, разыгрывают и изменяют. Герои фольклора теряют свой мифический лоск, чтобы к финалу вновь обрести его. И как судьба подвергает испытаниям молодого Гавейна, так же и режиссёр Дэвид Лоури пробует на прочность сказания древней Британии о витязях короля Артура. Дерзко? Имеет право.

«Легенда о Зелёном рыцаре»: смыслы и христианские мотивы фильма и легенды

По ходу 2010-х годов Лоури зарекомендовал себя как один из ведущих авторов нового американского кино, пусть даже широкой публике он не слишком известен. Его фильмы тихие, неторопливые, интимные — и в то же время эпичные. Частный сюжет о гибели любимого человека Лоури превращает в хронику времени («История призрака»). И наоборот, очередной диснеевский ремейк в его руках становится самобытной, нежной семейной драмой («Пит и его дракон»). Так же и с новой его работой: «Легенда о Зелёном Рыцаре» одновременно поражает масштабными северными пейзажами и погружается в самую суть своего героя.

Хотя, казалось бы, первоисточник к особому психологизму не располагает. Анонимная философская поэма XIV века, известная как «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь», больше задаётся вопросами веры и морали. Её протагонист — христианский идеал рыцарства, человек галантный, скромный, честный и стойкий. Лишь раз он позволяет себе слабину: надевает перед ответным ударом противника волшебный шёлковый пояс, что оберегает от всех увечий. Но это ему прощает и сам Зелёный Рыцарь, и товарищи по Круглому столу. Ибо нет ничего более человеческого, чем желание жить.

Впрочем, Лоури не скрывает, что это лишь одна версия легенды. В разных итерациях Артурианы Гавейн представлен то святым, то мстительным злодеем. Во французских романах середины XIII века набожный герой, наоборот, становится воплощением неправильного «светского» рыцарства. А его куртуазная сдержанность в общении с дамами перемежается альтернативными описаниями его многочисленных жён и любовниц. Фильм весьма остроумно иллюстрирует этот разнобой, дробя сюжет на отдельные эпизоды-подглавы (у каждой свой заголовок) под общим начальным титром «Сэр Гавейн и…».

«Легенда о Зелёном рыцаре»: смыслы и христианские мотивы фильма и легенды 1

По сути, Лоури не только экранизирует конкретную поэму XIV века, но и оставляет к ней метакомментарий. Исходную фабулу он дополняет элементами других, близких по духу сказаний — благо в тексте упомянуто, что на пути к обители Зелёного Рыцаря герой пережил немало приключений. Тут и встреча с призраком мученицы Винифред, которой отсёк голову взбешённый возлюбленный («Может, это был ты?» — спрашивает она Гавейна). И загадочные гиганты, с которыми герой сражался в ранних своих появлениях в валлийском фольклоре, ещё под именем Gwalchmei. И говорящий лис-компаньон, отсылающий к сатирическим средневековым поэмам про Ренара-Рейнеке, хитреца и пройдоху.

Режиссёр дополнительно размывает границы «канона», лишая эпизодических персонажей имён. Король в «Легенде о Зелёном Рыцаре» — вроде бы великий Артур, а возможно, и дряхлый Король-рыбак из саги о Святом Граале. В матери Гавейна узнаются черты злой колдуньи Морганы, однако здесь она скорее новый, положительный персонаж. В толпе придворных то и дело мелькает старик с руническими татуировками на лице — кажется, Мерлин, но это неважно. Пока современные героические кинопоэмы (привет, Marvel!) все глубже плутают в дебрях собственной мифологии, Лоури бежит от энциклопедизма. Сохраняет поэтическую условность первоисточника и освобождает зрителей от груза лишних подробностей, которые не имеют отношения к сюжету.

Не стоит, впрочем, считать «Легенду о Зелёном Рыцаре» отвлечённой фантазией на средневековые мотивы а-ля «Меч короля Артура» Гая Ричи. Там, где это нужно, Лоури воспроизводит оригинальную поэму с хирургической точностью. Например, в религиозной символике: перед отправлением Гавейна в поход королева напоминает ему о «пяти радостях Девы Марии, пяти ранах сына её и пяти рыцарских добродетелях». Или в сцене, где искусительница пытается соблазнить героя на адюльтер, — чтобы подчеркнуть её коварство, средневековый автор (а за ним и режиссёр) облачает девушку в лисьи меха.

«Легенда о Зелёном рыцаре»: смыслы и христианские мотивы фильма и легенды 2

Сказка про обречённого

Но крепче всего экранизация держится за центральный этический конфликт поэмы. С одной стороны — желание жить и радоваться жизни во всех её проявлениях, от доброго застолья до общества прекрасных дам. С другой — законы рыцарской чести, буквально требующие от героя сложить голову. С того момента, как Гавейн отвечает на вызов Зелёного Рыцаря (даже не для себя, а чтобы уберечь Артура!), судьба выписывает ему суровый приговор.

Похоже, именно этот мотив привлёк внимание Лоури. Его кино вполне можно назвать «сказками про обречённых» — это волшебные истории о тех, чей конец предрешён ещё до начала фильма. Влюблённая пара преступников скрывается от погони, добрый дракон сталкивается с наступающей цивилизацией, призрак погибшего мужчины смиряется с тем, что жизнь на Земле продолжается без него. Юноша Гавейн, который пересекает британские пустоши ради того, чтобы отдать долг крови, вполне логично продолжает этот ряд героев.

Вот только понятия о героизме у Лоури и средневекового автора различаются. Поэма — история о доблестном рыцаре, который проявляет слабину. Фильм — история о слабаке в поисках рыцарской доблести. Сюжет схожий, темы почти идентичные. Но между ними лежит мировоззренческая пропасть шириной в шестьсот лет. Как, кстати, и между самой поэмой (XIV век) и эпохой Артурианы (V–VI века).

«Легенда о Зелёном рыцаре»: смыслы и христианские мотивы фильма и легенды 3

«Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» существует в реальности христианства. Это довольно пугающий мир: не раз и не два герой становится игрушкой в руках более могущественных сил. Но литературный Гавейн железно верит в божественный промысел и свято чтит все надлежащие ритуалы. Пятиконечная звезда и щит с ликом Девы Марии оберегают его в пути. Молитва тотчас же приводит его к убежищу. Он отвергает соблазны плоти, за что в финале получает прощение.

Неслучайно действие поэмы разворачивается на Рождество, а Гавейн в ней (хотя и в несколько приземлённом формате «игры») повторяет путь Иисуса. Он смело отправляется навстречу гибели, трижды отказывается от соблазнов, не предаёт свои принципы — и даже смерть в итоге над ним не властна. А это невероятно утешает: что бы ни случилось, читатели XIV века могли быть уверены в незыблемых правилах мироздания. Живи по заповедям Создателя, береги свою честь да поспевай к молитве, и тогда никакой Моргане тебя не победить.

Но те времена в прошлом. Да, «Легенда о Зелёном Рыцаре» тщательно переносит на экран средневековые христианские ритуалы и обереги — но лишь затем, чтобы в следующей же сцене выбить героя из седла. Щит с Девой Марией раскалывается надвое, не дождавшись подвигов. И дальнейший путь Гавейна лежит не по божьему миру, а по первобытной реальности, где человек оставлен один на один с дикой природой и собственными страхами. Правил больше нет, и Лоури (кстати, атеиста) эта мысль повергает в экзистенциальный ужас.

«Легенда о Зелёном рыцаре»: смыслы и христианские мотивы фильма и легенды 4

Снова и снова режиссёр показывает своего героя маленькой рыжей точкой на фоне бескрайних серо-зелёных просторов Британии. Цвета неслучайны; более того, в середине фильма даже звучит большой монолог, дающий ключ к палитре фильма. Зелёный — цвет жизни, но также и смерти. Он символизирует силы природы, бесстрастно перемалывающие всех в назначенный час, чтобы затем цикл повторился вновь.

Так же и Зелёный Рыцарь здесь оказывается не трикстером, как в поэме, а воплощением сил самой Земли. Средневековый автор в финале «разоблачал» злодея, за жуткой маской которого скрывался добродушный охотник Бертилак, не чуждый людских страстей и лобзаний в дёсны. Лоури же на человечность антагониста лишь намекает: его Зелёный Рыцарь откровенно потусторонен, и Бертилак (если допустить, что они связаны) сам скорее служит его «маской».

Зелёному цвету в фильме противопоставлен красный или рыжий. Огонь факелов и тёплая накидка Гавейна, лисий мех и человеческая кожа — такая мягкая и непрочная. Это цвет жизни как страсти, цвет молодости и горячности. Цвет, которого уже почти не осталось на лице дряхлеющего короля. Цвет всего того, за что отчаянно цепляется герой на своём пути сквозь страшную, неотвратимую зелень.

Режиссёр Дэвид Лоури разбирает сцену прибытия Зелёного Рыцаря (англ.)

Совершенный рыцарь

Интересно, что ни поэма, ни фильм не осуждают героя за слабость — лишь за неискренность. В этом смысле «Сэра Гавейна и Зелёного Рыцаря» уже можно читать как усмешку над идеальными витязями прошлого. Протагонист корит себя за то, что в поединке воспользовался волшебным поясом и не дотянулся до христианских стандартов добродетели, — а другие рыцари, наоборот, принимают его пояс как напоминание о собственной человечности.

Аналогичным образом фильм сталкивает Гавейна с его собственным отражением — дважды. Первый, парадный, портрет с него пишут перед отправлением в поход, и, как мы вскоре понимаем, этот могучий богатырь не имеет ничего общего с испуганным мальчишкой в кольчуге. Для второго портрета Гавейн позирует уже на пороге схватки с Зелёным Рыцарем. Неожиданно выясняется, что «зарисовывает» его не придворная художница, а диковинный средневековый аналог фотографии! И на этом изображении он предстаёт как есть: полнокровный, мучимый страстями, частично погружённый в тень. Хотели идеальный метакомментарий о разнице между классическими и современными рыцарскими романами? Распишитесь!

Возвращаясь к параллелям между Гавейном и Иисусом, нельзя не упомянуть ещё один очевидный источник вдохновения Лоури — скандальную драму Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Сын Божий там предстаёт во всей своей человечности, он жаждет любви, страдает от депрессии, полон тревог и сомнений. За минуту до смерти он представляет альтернативный финал своей истории: вот он сходит с креста, женится на Марии Магдалене и, состарившись, наблюдает за крушением мира, который потерял Мессию. И лишь тогда, столкнувшись с последствиями своей отчаянной жажды жизни, примирившись со страхом смерти, Иисус обретает силы принести последнюю жертву.

«Легенда о Зелёном рыцаре»: смысл и христианские мотивы фильма и легенды

Этот эпизод «Легенда о Зелёном Рыцаре» цитирует почти дословно в завораживающей (и бессловесной!) пятнадцатиминутной кульминации. Для пущего сходства Лоури даже вводит в историю собственную «Марию» — Эссел, городскую проститутку и возлюбленную Гавейна. Она единственный персонаж фильма, кроме главного героя, кто в титрах назван по имени. Она же одной из первых появляется в кадре: её игривыми, любящими глазами мы впервые открываем для себя рыцаря Гавейна.

Впрочем, нет, не рыцаря. Это ещё одна важная особенность фильма: подобно тому, как Иисус у Скорсезе не сразу становится Спасителем, так и Гавейн обретает статус «сэра» лишь под зелёной секирой. Что, как ни странно, не противоречит моральному кодексу поэмы, а подкрепляет его. С каждым отступлением от сюжета первоисточника Лоури лишь глубже исследует его нравственную суть.

В средневековой системе ценностей легко свести рыцарство к серии ритуалов, будь то молитвы, законы куртуазности или правила рождественской игры. Режиссёр, что твой Зелёный Рыцарь, сам устраивает Гавейну испытание. Лишает его христианского спокойствия и веры в миропорядок, запирает его в хилом неловком теле, из которого постоянно сочатся разные негероические жидкости — то кровь, то рвота, то сперма. 

Но режиссёр верит, что даже в таких условиях Гавейн (и каждый из нас) способен выбрать путь чести. Не ради высших целей, а ради собственного же душевного покоя. А там и зелёный палач уже не страшен.

«Легенда о Зелёном рыцаре»: смысл и христианские мотивы фильма и легенды 1

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Avatar photo

Сценарист, киновед, рыцарь Старой Республики. Защитил дипломную работу о Киновселенной Marvel.

Показать комментарии

Мотив «Зеленого рыцаря» – исследовать идею: «Почему храбрые люди всегда хотят стать великими? Почему доброты недостаточно?» Это эпическое путешествие сэра Гавейна, которое исследует, «как повествовательная экспедиция преображает человека и приносит ему честь». Неужели правда, что человеку нужно пересечь опасную землю, чтобы изменить себя? Дэвид Лоури отвечает на все эти странные вопросы своего главного героя в своем эпическом драматическом фильме эпохи Артура.

«Зеленый рыцарь» или «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь от Анонима» (как называется на экране) основан на рыцарском романе, написанном неизвестным автором. Термин «рыцарский роман» часто используется для описания историй о героях, выполняющих квест, проверяющий их доблесть. Сюжет основан на схожих мотивах историй эпохи Артура, изображающих как игры с обезглавливанием, так и обмен выигрышем, где небрежный король предпринимает приключение, чтобы добиться своей рыцарской чести.

В фильме собраны визуально ошеломляющие кадры, сделанные великолепным Эндрю Дрозом Палермо, который точно играет с композицией и оттенком. В статье вы сможете прочитать объяснение концовки и узнать чем все закончится.

Кто вызвал Зеленого рыцаря?

Мать Гавейна и сводная сестра Артура, Морган ле Фэй, вызвали существо, потому что она хотела, чтобы ее сын унаследовал трон после Артура. Она намеревалась испытать «Рыцарь Артура» и их храбрость. Весь волшебный оркестр был создан, чтобы запугать королевскую власть до смерти. Но когда вмешался Гавейн, Морган встревожила его храбрость.

Когда Гавейн решил выполнить рождественское задание, Морган почувствовал себя беспомощным. Таким образом, перед отъездом она сплела волшебный круглый пояс, превращенный в кушак, который защищал его от всех физических повреждений, пока он не был обвязан вокруг его талии.

Однако для Гавейна рыцарский роман был приведен в движение, чтобы завоевать его честь, храбрость и величие. Но была ли эта честь чего-либо достигнута с помощью злых средств, таких как Темная Магия? Чтобы доказать это предположение, концовка Зеленого рыцаря делится на два возможных исхода:

  1. Гавейн убежал от Зеленого Рыцаря, навсегда повязав пояс на талии.
  2. Гавейн мужественно встретил исход и отважно справился с задачей.

Таинственный замок

Столкнувшись с серьезными препятствиями на пути своего героя, Гавейн достиг изолированного замка, в котором жили Лорд, Эссель и Леди и Слепая Королева, одетая во все белое. Господь сообщил Гавейну, что Зеленая часовня находится не в замке, и что он может отдохнуть до Рождества и быть их гостем.

Замок бросил свою жуткость в Гавейна, который не смог расшифровать большую часть его. Пока Господа не было, дама пыталась соблазнить Гавейна. Он изо всех сил старался избежать супружеской измены. На вторую ночь Лорд попросил у Гавейна сделку. Лорд давал Гавейну все, что лес предлагал на охоте, а взамен Гавейн должен был отдать ему все, что он мог получить в замке.

В конце концов, тайна этого жуткого обмена была раскрыта. Леди вернула волшебный пояс Гавейну, и он в панике выбежал из замка. В лесу он встретил Господа, который напомнил Гавейну его обещание. Лорд подарил Гайваню волшебную лису (спутник Гавейна). Гавейн думал, что Лорд попросит у него пояс, его единственный щит против Зеленого рыцаря. Но вместо этого Лорд поцеловал Гавейна, что было символическим жестом, чтобы отнять поцелуй Гавейна от его жены.

Другой заметной загадкой в ​​замке была Слепая женщина, одетая в белое. Мать Гавэна, Морган ле Фэй, дала даме пояс, чтобы она могла защитить своего сына от любых физических повреждений. На протяжении всего путешествия Морган пристально следила за тем, чтобы защитить своего парня.

Cadr

Концовка “Легенде о Зеленом рыцаре, объяснение

Быть или не быть, вот в чем вопрос? Яркий компаньон Гавейна, лисица, внезапно заговорил в последней части номера. Он предупредил Гавейна о предстоящей опасности и таким образом убедил его счастливо отвернуться с высоко поднятой головой. Морган использовала точную фразу, и, следовательно, можно резюмировать, что она поставила все приключение, чтобы поймать Артура и его рыцарей в ловушку. Но в конце концов Гавейн клюнул. Впереди была серия попыток оттолкнуть Гавейна, чтобы он вернулся и положил конец своей легенде так, как он считал нужным. Но Гавейн проявил мужество и пересек ручей, чтобы добраться до Зеленой Часовни, чтобы наконец встретиться с заклятым врагом.

Храбрость заключается в выборе, который человек делает. Гавейн отдал топор и стал ждать, пока Зеленый Рыцарь проснется. Наконец, он пришел в себя 26 декабря, на следующий день после Рождества, как и было обещано. Гавейн преклонил колени перед рыцарем, чтобы завершить свое согласие. Прежде чем Рыцарь успел нанести удар, Гавейн в страхе выбежал из часовни.

Далее последовало повествование о бесчестном рыцаре, который получил желаемое, но знал, что все это неправда. Гавейн сменил Артура и стал королем Камелота. Он предал Эсселя и женился на королеве. Короче говоря, Гавейн делал все позорное из жадности и страха. В конце концов, он потерял сына в битве, а нападение разрушило его королевство. Сидя на троне, Гавейн вытащил волшебный пояс. Он мгновенно обезглавил его и забрал жизнь. Он так сильно любил.

Но это еще не конец. Это был конец, который, как предполагал Гавейн, возможно, осуществится, если он позволит Зеленому рыцарю убить его своим волшебным поясом. Таким образом, он принял осознанное решение и вытащил его умирать с достоинством и честью. Рыцарь был впечатлён доблестью Гавейна и назвал его Храбрым рыцарем. Он сохранил жизнь Гавейну и приказал ему уйти с головой.

Запоздалая мысль

В замке Господь задал вопрос: «Ты сделаешь это одно: ты вернешься домой другим человеком, достойным человеком? Просто так?” Трансформация персонажей – неотъемлемая часть кино или любого другого средства повествования. Персонаж претерпевает трансформацию во время путешествия, в котором он участвует.

Теперь конфликт приключения может быть как внешним, так и внутренним; таким образом, его знаменосца можно было изменить психологически или физически. В случае сэра Гавейна то, что он схватил, было честью, и ее можно было выиграть дома или на охоте, где угодно. Но путешествие – это всего лишь судно. Что важнее, так это мужчина/женщина внутри него.

Сцена после титров

В сцене после титров молодая девушка берет корону и носит ее. В конце концов, Гавейн и Эссель станут родителями этой молодой девушки. Она будет следующим правителем Камелота, разрушающим установленный порядок. В басне будущего Камелот возглавит женщина.

На чтение 10 мин. Просмотров 3.9k. Опубликовано 05.10.2021

Страна: Ирландия, Канада, США, Великобритания

Жанр: фэнтези, приключения, драма

Год производства: 2020

Режиссёр: Дэвид Лоури

Актёры: Дев Патель, Алисия Викандер, Джоэл Эдгертон, Сарита Чоудори, Шон Харрис

«Легенда о Зелёном рыцаре» (оригинальное название The Green Knight) – это сказка в стиле фэнтези по мотивам средневековых мифов. На экране разворачивается полноценная поэма о том, как слабый духом человек пытается обрести себя. Идея фильма неплоха, хотя такое содержание «заходит» далеко не каждому зрителю. Чтобы объяснить финал, попробуем разобрать смысл фильма «Легенда о Зелёном рыцаре» и пройдёмся по пасхалкам, которые нам оставил режиссёр.

Содержание

  1. О чём фильм
  2. Расшифровка сюжета
  3. Смысл концовки

О чём фильм

Начнём нашу рецензию с того, что посмотреть фильм «Зелёный рыцарь» можно на кинопортале Лордфильм. Разобравшись с вопросом «где», переходим к разбору о чём, собственно, фильм.

По содержанию сложно понять, где именно происходит основное действо, но учитывая, что сюжет затрагивает тему рыцарей Круглого стола, можно предположить, что это средневековая Великобритания. Или Норвегия, кому как нравится.

Легенда о зеленом рыцаре

Дев Патель в главной роли сера Гавейна. Кадр из фильма.

Главного героя зовут сэр Гавейн. Он рыцарь по крови, ведь его мать приходится сестрой царствующему монарху. На рождественском обеде у короля собираются рыцари, дабы усладить слух правителя рассказами о своих подвигах. Естественно, и для того, чтобы похвастаться доблестью между собой.

Ранее король не слишком привечал племянника и не приглашал на подобные застолья. Поэтому именно Гавейну предлагается первым поведать о своей доблести, рассказав сказку о собственной жизни. Однако сказать нашему герою нечего. Он обычный горожанин, который проводит время в борделях, и вряд ли когда-то выбирался за пределы городской стены.

Неожиданно в Камелоте появляется «Зелёный рыцарь». Это мифическое и бессмертное существо, которое бросает вызов всем присутствующим. Условия поединка таковы: если древесный гигант получает ранение, то доблестному победителю достаётся топор Зелёного рыцаря. Однако он оставляет за собой право нанести аналогичный удар через год и один день.

Как и полагается, на вызов первым откликается король, но тут же сетует на свою слабость и выражает надежду, что в его окружении найдётся смельчак, который примет бой. Неожиданно для всех, вызов принимает Гавейн.

Король даёт ему для поединка собственный меч, но Зелёный рыцарь не спешит бросаться в схватку. Наоборот, он покорно опускает оружие и подставляет шею под удар. Гавейн сносит чудовищу голову. Впрочем, того это нисколько не смущает. Обезглавленное тело поднимает голову, которая напоминает, что через год победителю нужно выполнить второе условие договора. После чего обезглавленный рыцарь уносится прочь со зловещим смехом.

древеный гигант

Мифический древесный гигант Зеленый Рыцарь. Кадр из фильма.

В течение года Гавейн остаётся самым популярным человеком в Камелоте. О нём поют песни и слагают легенды. Однако подходит время платить по счетам, и нашего героя собирают в опасный путь к Зелёной Часовне, где его ждёт гарантированная смерть.

В пути наш герой, как и полагается странствующему рыцарю, встречает немало опасностей. Это разбойники, великаны, призраки и даже говорящие лисы. Однако пройдя сквозь все перипетии, он добирается до конечной цели своего квеста. Возвращает Зелёному Рыцарю его топор, полученный в качестве трофея, и подставляет свою шею под удар.

Гавейн очень боится смерти, поэтому на нём надет волшебный пояс, владелец которого не может умереть. Этот амулет подарила ему мать – колдунья Морган ле Фэй. Фактически монстр не может причинить вред нашему герою, но пока чудовище заносит топор, Гавейн словно просчитывает варианты дальнейшего развития реальности. Он видит, что будет, если он просто убежит, оставшись невредимым. Герой не желает для себя такой судьбы, поэтому снимает с себя пояс, сообщая, что готов.

Он снимает с себя пояс, сообщая, что готов. Однако древесное существо не опускает топор на его шею, он чиркает по горлу смельчака пальцем и приветствует славного рыцаря.

В чём скрытый смысл этого фильма? Попробуем ответить на этот вопрос и дать объяснение концовки.

Расшифровка сюжета

«Легенда о Зелёном рыцаре» — это сказка, о чём, собственно, и сообщается в самом начале. А в любой сказке не только всегда побеждает добро, а присутствует смысл и определённая мораль.

Сэр Гавейн никакой не рыцарь. Он обычный человек, при этом слабый духом. Своим положением он обязан исключительно матери, которая вхожа в королевскую семью. С большой долей вероятности, наш герой так и продолжил бы своё бесславное существование, пьянствуя по трактирам, но мать парня категорически не устраивало такое положение вещей. Это можно легко понять, ведь каждая мать желает для своего сына лучшего.

Поэтому первая пасхалка – бессмертного монстра вызвала матушка нашего пока ещё не храброго рыцаря. Также можно предположить, что вся «Легенда о Зелёном рыцаре» задумывалась изначально для Гавейна. На это указывает то, что никто из рыцарей Круглого стола не откликнулся на вызов, а король шепнул нерадивому племяннику, что это только игра.

Целый год наш герой купался в лучах мнимой славы, хотя, по сути, не совершил ничего великого. Зелёный рыцарь просто позволил себя убить. Более того, срок в год и один день тоже отведён не случайно. Предполагалось, что за это время герой сможет набраться храбрости, чтобы встретить смерть, как мужчина. Однако этого не произошло. Герой надирается в кабаках до беспамятства, и надеется, что ему не придётся исполнять вторую часть договора.

Гавейн с лошадью

Кадр из фильма.

Однако ему напоминают об обязательствах и отправляют в путь. В дороге начинается квест. Гавейн только вначале путешествует с комфортом. Потом его коня, топор и снаряжение забирают разбойники. Впрочем, оставляя ему меч. Это вторая пасхалка, которая указывает на то, что происходящее является игрой. Теперь Гавейн голоден и бос, но ему всё равно нужно добраться до Зелёной Часовни.

В пути он выполняет своеобразные задания, которые помогут завершить игру. Например, вернув голову обезглавленной Винифриде, он возвращает топор. Оказавшись в замке лорда, получает обратно заговорённый пояс.

Коня, чтобы закончить путь, наш герой обнаруживает недалеко от часовни, когда, испугавшись удара топора, убегает прочь. Да, бегство было только в воображении героя, но можно предположить, что выполнив условия договора, он тоже вернёт своего коня, ждущего его возле часовни.

Смысл фильма сводится к следующему: «Легенда о Зелёном рыцаре» – это персональный квест для нашего героя. Только пройдя все испытания, он сможет стать настоящим рыцарем, самостоятельно принимать решения и достойно занять место за Круглым столом.

Смысл концовки

В целом, концовка фильма «Легенда о зелёном рыцаре» не требует дополнительного объяснения. Финал здесь вполне понятен: Гавейн нашёл мужество исполнить условие договора, за что был удостоен звания «славного рыцаря». Однако общий смысл вовсе не в этом.

Скрытый смысл картины заключается в самопожертвовании и готовности меняться. Судите сами. Вызов, который Зелёный рыцарь бросил всем, изначально предполагал смерть смельчака, пусть и в отсроченном варианте.

Нанеся любой удар, храбрец должен был понимать, что через оговорённое время получит аналогичный по силе ответ. Мифическое существо сложило оружие и склонило голову. Чтобы победить, Гавейну необязательно было наносить смертельный удар. Достаточно было лишь толкнуть монстра ногой, чтобы тот упал. Именно так наверняка поступил бы любой доблестный рыцарь, которому победа над безоружным и покорным врагом не принесёт никакой славы.

Однако Гавейн слаб духом и не уверен в себе. Он отлично понимает, что находится в кругу рыцарей только благодаря дяде. Поэтому чтобы самоутвердится, он сносит монстру голову. Да, возможно он осознаёт, что со временем за это придётся расплатиться жизнью, но это будет только через год, а слава нашему герою нужна уже сейчас.

дар для Гавейна

Кадр из фильма.

Второй знаковый момент, который даёт объяснение фильму «Легенда о Зелёном рыцаре», – это встреча в замке с неизвестным лордом. Хозяин окружает гостя заботой и вниманием, называет лучшим другом, но при этом задаёт просто и провокационный вопрос: «Ты сделаешь это одно и сразу станешь достойным человеком?». Герой отвечает утвердительно.

Отсюда следует, что даже дойдя до конца пути, он ещё не осознаёт истинного смысла игры. Да, он уже многое повидал, поэтому за следующим рождественским застольем он сможет удивить короля рассказом о своих приключениях. Однако он по-прежнему остаётся трусом. Именно это мешает ему стать настоящим героем.

Осознание приходит лишь в конце, когда Гавейн ожидает удара топора. Перед его внутренним взором приходит будущая жизнь. В ней он возвращается и проходит посвящение в рыцари, женится на Эссель, к которой не испытывает никаких чувств. Становится королём, и теряет сына, остаётся совершенно один, когда даже мать покидает его в трудную минуту.

Когда приходит осознание, он отваживается снять пояс-оберег, и сразу теряет голову, которую ему должны были отрубить много лет назад. Это ложная слава и фальшивая жизнь. Ведь никто не знает, что именно произошло в Часовне.

рыцарь Гавейн или самозванец

Кадр из фильма.

Выбрав этот путь, Гавейн сохраняет жизнь. И становится заложником заговорённого пояса, который придётся носить не снимая. При этом подданные знают, что он не исполнил условие, иначе не вернулся бы живым. И именно поэтому ему будут кричать в спину «самозванец». Сейчас или потом, но конец истории один: обезглавливание.

Именно этот момент осознаёт Гавейн, и выбирает другой путь. Он снимает пояс, решившись умереть с честью. Вот тогда о нём действительно будут слагать легенды, как о храбром и честном воине. Приняв правильное решение, он проходит квест, и становится победителем игры.

Я под впечатлением, смотрится на одном дыхании.

49.2%

Просто сказка, фильм для отдыха.

17.65%

Зря потраченное время.

27.81%

Другое (напишу в комменатариях).

5.35%

Проголосовало: 187

Михаил Новожилов

Михаил Новожилов

Любитель атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

Автор неизвестен

Сэр Гавейн и зелёный рыцарь

перевод Светланы Лихачёвой

Часть I

I

Как только силы осады иссякли у Трои,

И рухнула крепость, став прахом и пеплом,

Предатель, содеявший дело измены,

Сознался в вине, дознанью подвергнут;

То был знатный Эней, чья родня славная

Покорила со временем края, богатства

Присвоив заветные Островов Запада.

Грозный Ромул к Риму направил стопы;

Воздвиг сперва он расцвеченный город,

И нарек тот град своим громким именем.

Тирий стены поставил в Тоскании,

Лангобард в Ломбардии обители выстроил;

За морями Франции Брут Феликс

На привольных высях явил Британию на свет,

Где гибель, глад и горе

Оставили свой след,

Где смех с бедою споря,

Сменялись с давних лет.

II

Когда же славный сей лорд возвеличил Британию,

Отважные воины, войнам рады,

Игре бранной не раз предавались.

Больше дивных чудес видал сей край,

Чем все прочие земли издревле и ныне.

Но из всех прославленных королей Британии

Артур учтивейшим почитался, я слышал.

О приключении чудном хочу я поведать,

Что зрелищем редкостным народ почитает:

Див подобных не знали во владеньях Артуровых.

Коль склоните слух вы к сему лэ ненадолго,

Я слово молвлю, как слышать довелось мне в городе,

Тотчас.

Как ткали встарь, скрепляя

Сей доблестный рассказ, 

Прилежно повторяя

Канву сплетённых фраз.

III

В Камелоте король справлял Рождество

С достославными лордами, лучшими из мужей

Средь Братства Рыцарей Круглого Стола,

За пиршеством пышным, в беспечной радости.

Много раз на турнире столкнулись конники;

Благородные рыцари ревностно бились,

Затем ко двору собирались на игру и песни.

На пятнадцать дней затянулся пир:

И стол, и утехи — всего достало на славу.

Было любо слышать увеселений гул,

Толкотня и шум — днём, ночью же — танцы.

Радость царила при дворе и в покоях

Средь лордов и леди, что любят празднества.

Так собрались рядом в отраде и мире

Достойные таны, Христа паладины,

И леди — прелестней земля не видала,

И тот, кто правил двором, король учтивейший,

И вольные воины в расцвете сил

Вся знать.

Король, владыка славный,

И двор — ему под стать.

Вовек не знала равной

Столь доблестная рать.

IV

Пока же Новому году и дня не исполнилось,

Подавали вдвое невиданных яств,

Когда король и рыцари собрались в зале,

И псалмы мессы умолкли в часовне.

Служки и прочий люд великим криком

Ноэль снова и снова поминали, славя.

Тут до раздачи подарков дело дошло;

Из рук в руки дары вручались;

Знать препиралась игриво, награды деля:

Неудачам дамы долго смеялись;

Тот же, кто выиграл, верно, не видел в том горя.

Так веселился люд, пока столы не накрыли.

Умывшись же, к скамьям устремился всяк:

Тех, кто доблестней, усадили, как должно, выше.

Королеву Гвиневру возвели в центр помоста,

Что нарядной роскошью радовал глаз;

Шелка шелестели под тканым пологом:

Ткани тулузские лучшие, гобелены из Тарса,

Отделаны доверху чудеснейшими из камней,

Что оценить дано в монете звонкой

Подчас.

К ним обращала дама

Взор ясных серых глаз.

Её прекрасной самой

Всяк счёл бы без прикрас.

V

Сам Артур есть не стал, пока не достало всем:

В силу юных лет веселился он, словно дитя;

Вольно жить он привык, не видел радости

В том, чтобы долго сидеть либо долго лежать.

К тому побуждал молодой задор и дерзкий ум.

Но и другой обычай был тут причиной:

В благородстве души изрёк он, что не тронет снеди

На пиру радостном, покуда редким рассказом,

Либо басней затейливой не позабавят его:

О диве давнем, правдиво поведанном,

О героях древности, о ратных забавах;

Или покуда не бросит рыцарям чужестранец вызова

Сойтись на ристалище, поставить на кон

Жизнь за жизнь, угрожая друг другу,

Щадя один другого, как уж удача рассудит.

Вот так постановил правитель волей державной,

На пиры собирая благородных гостей

В свой град.

Отвагой благородной

Его сверкает взгляд.

Под праздник новогодний

И весел он, и рад.

VI

Так, стоя перед гостями, стойкий король

Вел речи приветные, как велено учтивостью.

Гавейн верный усажен был возле Гвиневры,

Агравейн Тяжелая Длань — по другую сторону;

Оба — сыны сестры короля и славные рыцари.

Епископ Болдуин — на первом месте,

Ивейн, сын Уриена уселся подле него.

Всем им отвели лучшие столы на помосте,

И без числа славных лордов — слева и справа.

Вот подали первое блюдо под пение труб,

Разубранных знатно узорными флагами;

Барабанного боя бодрые ноты

И переливы волынок сплелись в мелодию дивную,

Так что, внимая музыке, истомились сердца.

Меж тем разносили снедь, разносолы изысканные,

До излишества лакомств на блюдах бессчетных,

Так что не тотчас отыщешь пустое место,

Дабы поставить супницы перед гостями на столе

Там и тут.

Остался всяк доволен:

Всем парам подают

Вина и пива вволю,

И по двенадцать блюд.

VII

Ни слова об услужении не скажу более:

Ибо вам видно: ни в чём там не ведали недостатка.

Вдруг ворвался под своды звон и шум нежданный,

Так что смог, наконец, король к трапезе приступить.

Ибо едва музыка умолкла на время,

И первое блюдо, внесли, как должно,

Грозный гость шагнул в двери,

Великана такого не сыскать в мире.

От плеч до пояса столь плотен и крепок,

Столь огромны и могучи голени и бёдра,

Что вполовину ётуна, уж верно, будет,

Но на смертного смахивал боле, смело скажу,

И сложен славно при великом-то росте:

Ибо хоть в груди и в спине раздался вширь,

Но в торсе и в талии тонок, как подобает,

И все черты повторяли очертания фигуры

И тон.

Его оттенку кожи

Дивился люд, смущён.

С народом эльфов схожий,

Был ярко-зелен он.

VIII

Были и пришлец, и платье зелёного цвета:

Бока окутал котт прямого покроя;

Нарядный плащ — поверх, изнутри подбитый

Мехом отменной выделки, приметным для взора;

Опушён горностаем и капюшон также,

Что лёг на плечи, локонов не касаясь;

Чулки обтягивающие, тона сходного,

Облегали голени, богатые шпоры

Золотом сияли над изысками узорных полос,

Хотя в стременах ноги лишены обуви.

Весь наряд и впрямь был окраса зелёного:

На поясе полосы, и пёстрые самоцветы,

Что лучились на облаченье бессчетными искрами,

И на шелке шитом, и на пришельце, и сбруе,

Так что не вот тебе назовешь и половину безделок,

Тканых искусно по ткани — и мотыльков, и птиц

В переливах зелёных линий, с позолотой поверху.

Подвески на поперсье и пышном подхвостнике,

Заклёпки на удилах залиты зелёной эмалью,

И стремена для ног — нужного цвета,

И крыло седла, и луки также.

Везде блистали и светились кристаллы зелёные;

  • Легенда о домовом рассказ для детей
  • Легенда о данко это рассказ или повесть
  • Легенда о данко сочинение рассуждение
  • Легенда о данко проблематика рассказа и авторская позиция
  • Легенда о данко итоговое сочинение аргумент