Легенды и сказки народов среднего урала

Легенды и мифы Среднего Урала.

Средний Урал — удивительный край с загадками тысячелетий. Здесь возникали и исчезали народы, ниточки невидимых связей тянутся в скифские степи, в Сибирь, на Балтику, на Средиземное море.

Азов гора

Фото Азов-Гора 60 км от Екб.

Здесь своя картина мира, мифы, легенды, традиции производства длинною в десятки веков.

Шигирский идол.

Шигирский идол — самая древняя, самая загадочная деревянная скульптура в мире. Находится сейчас в краеведческом музее Екатеринбурга. Ее возраст, как показал радиоуглеродный анализ, 9500 лет.

ШигирскийЭто эпоха мезолита. Шигирский идол в два раза старше египетских пирамид. Завораживающий орнамент — это не просто украшение. У историков нет сомнения, что в этих зигзагах, крестиках, ромбиках зашифрована информация.  Но какая? Ученые умы бьются над разгадкой. Факты: на идоле семь антропоморфных фигур, верх — объемная двусторонняя голова, ниже серия параллельных линий (ребра?), какие-то еще лики изображены по тулову, далее зигзаги (символ воды или змеи или ящерицы),  ниже идет опять лик, опять линии, опять лик, елочкообразное тулово.

А может это такое олицетворение материнства (лики — дети)? Как-то сразу вспоминается древняя славянская богиня Лада, она же Золотая Баба, она же Исида. Кстати река Исеть (Исет) на которой стоит Екб — это Святая река Исиды. Шигирский идол высотой 2,8 метра. На Урале всегда было очень много легенд о богатырях-великанах. Это и понятно, после затопления материка Арктиды, ее жители мигрировали на юг по каменному мосту (Уральским горам). Исследователь подземных тайн Среднего Урала В.М.Слукин выдвигает версию, что местные аборигены поклонялись этим богатырям, а идол — отражение этого поклонения. Культ великанов на Урале всегда был очень велик. Жили они здесь жили, что-то построили, а потом то ли вымерли, то ли куда-то отправились. Например в Индию, Египет и т.д. Профессор А.А.Чудинов считает, что это богиня болезней и смерти Мара. Причем она же богиня рая.  Чудинов расшифровал значки похожие на руны  так: “У Маре таятся несметная воинов рати”. В общем этот идол — такая древняя реклама загробного мира.

Шигирский торфяник, где нашли идола, наполовину затоплен, наполовину зарос лесом. Рядом есть еще Горбуновский торфяник. Это 150 километров от Екб. И там найдены глиняные таблички с древними письменами, похожими на шумерские. Удалось определить такие тексты: «Когда У ту лирой (в) Аратте завладел»,  «Думузи (к) Ниназу (в) пропасть семена направил», «Владыка Ану Сверкающий праздник в городе заставил сиять». Древних городов, как мы знаем, на Урале было много: Аркаим, Синташта и другие. Найдено 22 или 23 (+Бакшай), но некоторые считают, что их было 49. Екб, Челябинск стоят на местах древних городищ, на местах силы.

Азов-гора

Азов-гора

Фото Азов-гора

Азов-Гора 60 километров от Екб. Согласно преданию, описанному в сказе Павла Петровича Бажова «Дорогое имячко», в горе есть пещера, наполненная золотом. Откроется пещера тому, кто правильно назовет имя девки-Азовки. Ежегодно сотни туристов сюда приходят и орут. Пещера так и не открылась, хотя все женские имена перебрали по сотне раз. Что же за имя такое чудесное, что отгадать его никто не может. А жили то здесь  не русские, не татары а неведомые «стары люди», как их называет Бажов. Какой веры, обычая, про то никто не знает. В горах жили. В Думной горе пещера есть, а самая главная их пещера в Азов-горе была.

В сказах Бажова указывается совершенно конкретное место действия. Думная гора в Полевском, Азов-гора в 10 км от города.  Что же это за «стары люди»? Может с этого начинать поиски имячка?

В XVIII веке появились первые старатели на Урале. И они искали чудские копи — остатки древних рудников искали по чудским меткам. Так гораздо проще найти руду, чем  самим как геологам искать. Бажов общался с потомками рудознатцев, знал об этом.  Логично предположить, что чудь — это и есть те самые «стары люди». Сысерть, Полевской — там чудские копи.

Шарташ каменные палатки

Фото Екб, Шарташ. Каменные палатки

Иткульские металлурги.

Уральской металлургии далеко не 300, а как минимум 3000 лет. В верховьях Исети археологи нашли места, где плавили металл в 7-3 веках до н.э. Здесь был мощный металлургический очаг по выплавке меди. Этих древних плавильщиков называют иткульскими металлургами. По названию озера Иткуль.  Они плавили из местной руды ножи, кинжалы, наконечники для копий и стрел. Продукцию иткульских мастеров использовали скифы, сарматы, саргаты и другие степные племена.

В эпоху железного века появилась особая каста людей — уральские металлурги. Это были люди избранные, владеющие особым знанием. Они использовали при плавке кусочки малахита и азарита, то есть это была цветная металлургия.

Шарташ каменные палатки чаша

Фото Екб, Шарташ. Каменные палатки

Подобные каменные чаши как на Шарташских палатках (в черте Екб)  есть во многих железорудных местах Среднего Урала. Возможно это основания горнов — древних печей для плавки меди и варки железа. Превращение камня в металл было таинством. Эта каста металлургов хранила свои секреты, передавая их из поколения в поколение. Выплавка происходила в определенном месте, посторонние не должны были при этом присутствовать.

ИткульцыИткульская культура. Можно говорить не только о материальной но и духовной стороне жизни этих людей — кузнецов-литейщиков. Есть удивительные, уникальные находки на горе Азов. В 1949 году школьники нашли клад. П.П.Бажов, узнал об этом, понял ценность этой находки и она поступила в музей.  Историки предполагают, что  птицевидные изображения олицетворяют ушедшие души.  В третьем веке до нашей эры следы древних иткульских кузнецов обрываются и они исчезают. Но души их остались в наших краях.

На рисунке керамика из болота поблизости от Шарташских палаток. 

Шарташские палатки. КерамикаТакже там были найдены орудия из бронзы и железа, куски листовой меди с заклепками, бронзовое изображение лошади, железный нож, а также шлаки и пережженные кости мелких животных. Эти кости, как известно археологам, добавляли в пепельную массу, которой обмазывали стенки горна внутри.

Как существует судьба у человека, так существует судьба у места.  У среднего Зауралья одна судьба — металл плавить. Древние кузнецы делали оружие, но не пользовались им. Нет тому свидетельств. Сюда приходили, переселялись люди с разных сторон и жили, не воюя между собой. Это край тружеников, мирных людей.

Древние металлурги заложили законы существования этого края, запрограммировали его судьбу. И исчезли. Видимо, чтобы  вернуться, когда придет час открыться Азов-горе.  Скоро уже.

Как возникли Луна и Уральские горы

Давно, очень-очень давно на небе было два солнца. И вот эти-то два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. И сильно страдали от того люди. Не в силах спать от постоянного света, сказал один бай: «Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, кроме дочери дам еще богатства». Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет. Не осталось в стране никого, кто бы ни был извещен о решении бая.

После  этого на кочевке бая стали собираться самые меткие стрелки –мэргэны. Многие  пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никакого
ущерба. И каждого неудачливого стрелка бай от-
правлял  обратно домой со словами: «Кому нужна такая ваша меткость?»
 Одним из последних приехал батыр по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. Взял  он свой роговой лук, наложил на тетиву из просмоленных жил алмазную стрелу, натянул на размах руки  — всё вокруг так и зазвенело и загудело. От звука того обрушились горы и замерли в своём течении реки. А в это время алмазная  стрела все плыла и плыла вверх и угодила прямо в одно из солнц, пробила его насквозь, на две части развалив, и дальше полетела. «Ай! Ай!» — только и аукнулся внизу весь народ на кочевке бая.

Одна половинка солнца осталась висеть на небе, другая упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами.

Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск. После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться. Ввиду того, что люди на земле при разломе солнца закричали «Ай!», одну часть расколотого солнца стали называть «ай». Гору, которая образовалась из второй половины, в честь егета-мэргэна стали называть «Уралтау».

 Происхождение башкир

В давние времена наши предки кочевали с одного места на другое. У них были целые табуны скота. Кроме того, они занимались охотой.

Однажды в поисках лучших пастбищ откочевали они с прежних мест. Долго шли они, прошли очень большой путь, и вдруг наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Долго шли наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками, тучными лугами, пастбищами, лесами, кишащими зверем. А ослепительно дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до этого места, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы рода решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Подобной нет во всем свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, красоте и богатству которой нет равной на свете. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот.

С тех пор наши предки стали называть себя «башкорттар», то есть людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Башкорт значит «главный волк». Вот откуда произошло слово «башкорт».

Магнитка

Один башкирский джигит пас коров на склоне горы Этэстау — Петушиная гора. Однажды к подкованным подошвам его сапог прилепился камень. «Дождя нет, — подумал он. — Кругом сухо. Почему же этот камень не слетает?»

Сильно удивлен был парень и решил показать тот камень узамакским башкирам. А среди них был каменных дел мастер. Он-то и сказал, что в горе Этэстау хранится клад.

Вот так была открыта Магнитка.

Почему Белая спокойна, а Урал бурлив

 Выходя из-под горы Иремель, реки Урал и Белая поспорили: кому каким руслом идти. Остановились на отдых и решили: кто раньше проснется, тот и пойдет по облюбованному руслу. Первой проснулась Белая. Улыбнулась, встряхнулась и… покатила свои воды спокойно и торжественно по долине. А Урал-Яик проснулся, посмотрел, увидел, что его соседки уже  нет, разгневался, расшумелся и ринулся по оставшемуся неудобному руслу, по Уральским хребтам, — до сих пор успокоиться не может.

Чудесный пояс

Давно это было. Был в наших краях удалой башкир! Джигит! Почти весь Урал он объездил на своем коне. Знал все лучшие пастбища и бортевые деревья. Много диковинных камней привозил. А когда стал жениться, то подарила ему невеста необыкновенный пояс, шитый шелком, серебром и золотом искусными рукодельницами, подругами невесты. А вышили они Уральские горы и показали, где какие богатства в них лежат. Сверкал и переливался этот пояс всеми цветами радуги. Только недолго пришлось жениху любоваться подарком. Исчез вдруг пояс. Сколько искали, не могли найти. Долго горевал жених, да невеста успокоила, пообещав ему вышить другой пояс. Так бы и забыли об этом поясе. Да вот только вдруг зачастили русские купцы в наши края, землю скупать начали. Камни какие-то нашли на горе Атач. Вот и подумали тогда все, кто знал о пропаже пояса джигита: не нашли ли тот пояс русские купцы?

Легенда об изумрудах

Жил на Урале в давние времена граф. Многими заводами и рудниками владел, огромное богатство нажил. Приглянулась ему крепостная девушка Машенька — глаза у нее, словно небо голубое. И захотел достать такие самоцветы, как Машенькины глаза. Разные драгоценные камни в сундуках его хранились, но таких голубых, прозрачных, лучистых не имел.

А у девушки любимый парень был — Иван, тоже крепостной. Приходит он к графу и просит позволения жениться на Машеньке. Граф задумал одно, говорит другое, — обещает:

— Женю тебя, когда найдешь в горах такой камень голубой, как Машенькины глаза. И волю дам, и Машеньку.

Стал Иван искать. Долго искал. Как-то раз заснул на горе и видит во сне седого Горного, хозяина. Наклонился тот к нему:

—  Бедный ты парень. Должен я тебе помочь. Вон за той скалой ход  есть в гору. Иди и бери сколько хочешь моего добра.

Проснулся Иван, — сам себе не верит. Всё – таки взял лом, отвалил обломок скалы,  который  пещеру загораживал. Засверкала россыпь изумрудная. Глаза зажмурил. Обрадовался и к графу помчался:

—        Нашел, нашел! Одному столько не донести. Граф посылает вместестую бумагу – для видимости: будто это вольная Ивану.

—        Там, на месте, Иван, получишь, коли взаправду нашёл.
Слугам же тайно приказал убить Ивана.
Когда пришли в пещеру, слуги кинулись на него с ножами и убили.   Намеревались  в  мешки  изумруды насыпать, но только к ним  прикоснулись, окаменели — в черные столбы привратились.

Ждал, ждал граф и сам в пещеру направился. Входит туда: Иван убитый на изумрудах лежит между двумя чёрными каменными столбами. Схватил граф горсть самоцветов и тоже окаменл – третьим, самым большим, черным столбом встал перед Иваном. А изумруды в тот миг исчезли — под землю ушли и рассыпались по всему Уралу.

Как узнала Машенька, что Иван погиб, убежала из дому, кудаглаза глядят. Ходила с горы на гору и плакала. Там, где слёзы горючие её упали, новые изумруды зародились.

Ленивый сын

В давние — предавние времена у одной женщины был, говорят, ленивый сын. До того ленивый, что даже до положенного перед ним куска хлеба дотянуться было ему лень. Измаялась, исстрадалась с ним мать. И однажды сделала так: сварив каши, выложила ее в две миски -в одну поменьше, в другую побольше. Миску, в которой каши Гнило поменьше, поставила у порога, а другую вынесла во двор. Вот сын кричит:

  • Есть хочу!

У порога стоит миска с кашей, возьми сам, поешь,    отвечает мать. Три раза повторила она это. Как ни лень, пришлось сыну самому добраться до миски. Съел он кашу. И очень вкусной она ему показалась.

  • Еще каши! — говорит.
  • Во дворе стоит, выйди туда, — отвечает мать.

Вышел лодырь во двор, умял кашу да гам же и уснул. Мать изнутри заперла дверь на крючок.

Ночью сын проснулся от холода, сунулся к двери, а дверь заперта.

Мама, открой дверь!    кричит сын.

А мать:

— Пока не научишься трудиться, не открою. Иди учись. Не научишься, так и домой не возвращайся.

Сын, не найдя где пристроиться спать, постучался к соседям. А те говорят:

— У нас для лодырей места нет. Тогда отправился сын странствовать. Много земли он исходил, много поту пролил, зарабатывал себе на пропитание, многим ремеслам обучился. И вот, спустя немало времени, вернулся к родному порогу.

Мама, — кричит. — открой дверь! Много земли я исходил, много поту пролил, многим ремеслам обучился и принес тебе много подарков.

Мать обрадовано распахнула дверь. И с этого дня мать с сыном зажили припеваючи.

Ленивая Аусаф

Жила, говорят, в прежние времена одна старая женщина, звали ее Аклимой. Кроме внучки Аусаф никого у нее не было. Жили они вдвоем, поживали, и бабушка Аклима совсем состарилась. Ни работать, ни ходить уже не могла.

С наступлением весны старушка задумалась: «Что мы есть-пить будем? Другие вон хлеб сеют. Надо бы и нам что-нибудь посеять». Сказала об этом внучке, а та:

Не стоит, бабушка! Ты до осени то ли доживешь, то ли нет. А меня какой-нибудь добрый человек возьмет на воспитание, Зачем зря стараться?

Так ничего и  не сделала, всю весну жвачку жевала да щавелем пробавлялась.

Но вот и осень подошла. Аульный народ, и стар и мал, засучив рукава, поработал в поле. Полные  закрома зерна в амбарах припас. Бабушка  Аклима между тем, хоть и ослабла, умирать не собиралась, а взять Аусаф на воспитание охотника не нашлось.

Как – то вечерком заглянула проведать их соседка. Узнав, что у них есть нечего, сказала:

— Зашли бы ко мне, проса немного взяли…

Бабушка Аклима говорит внучке:

— Сходи, внученька, к соседке, принеси проса.

А внучка отвечает:

— Стоит ли, бабушка! У неё просо, наверное, плохое.

Так ли сяк ли бабушка Аклима и Аусаф перемогли зиму. И допек, видать, внучку голод   —  вышла она весной работать в поле.

Тут соседи говорят ей, смеясь:

— Зачем зря стараться? Бабушка твоя уже старенькая, а тебя, может быть, кто-нибудь возьмет на воспитание…

Покраснела Аусаф, но ничего в ответ не сказала. Только повторила в уме пословицу «Даже переселяясь в другое место, оставь свое поле засеянным».

Человек и его дело

В давние времена жил один каменобоец. Жизнь у бедняги была очень тяжелая. С темна до темна работал он в каменоломне, сильно уставал и, обессилев, жаловался богу:

Тенгри  мой,  и  зачем  только  породил  ты  меня  человеком? Сколько камня я перекрушил, а до сих пор не разбогател!

Однажды после работы лежал он, жалуясь так на свою судьбу, а мимо проходил Тенгри. Услышав жалобу человека, приостановился бог и, чтоб не запамятовать, занес ее в свою записную книжку. А потом, поднявшись в небеса, взглянул вниз  и сказал:

— С этого дня, человек, ты —   богатей из богатеев. Одеваться будешь только в шелка, есть  —  мед да масло, казы да белый хлеб.

И тут же каменобоец превратился в богатейшего бая. Лежит на боку на пуховой подушке, крихтит и сам про себя думает: «Ай-бай, ну и разбогател, ну и дела!…»

Про кайло,лопату и молот теперь не вспоминает. Не устаёт, пота не проливает. Не ломает голову над тем, как еды добыть, во что одеться – обуться…

Лежит, значит, он на боку и видит: по улице во главе своего войска едет царь в белом шатре, весь златом – серебром и драгоценными камнями убранном.

— Что толку, разбогатев, лежать на боку! Вот стать бы царём! – проговорил бай.

 И только сказал он так, — Тенгри, услышав о его желании, тут же распорядился:

— Возвести бая на царство!

Собрался было бай – каменобоец подняться с места, чтоб прихорошиться, но и глазом не кспел моргнуть, как очутился на троне. Рядом – охранники с секирами и везиры его стоят, а майдан полон войска. Все смотрят на него, ждут повелений.

Огляделся каменобоец, ставший царем — всё вокруг ладно, все бы ничего, да над головой солнце рассиялось, припекает спасу нет. Взопрел наш царь и говорит сам себе:

Что толку царствовать, раз весь мир не обогреешь! Вот солнцем бы стать!

Только проговорил он это — слышит голос Тенгри: Исполняю, человек, твое желание! Будь солнцем, сияй, обогревай весь мир, сколько твоей душе угодно.

И вот взошел каменобоец ясным солнцем и ну сиять — старается весь мир обогреть. Только вдруг земля скрылась из виду, не видать земли  —  заслонила ее черная туча.

Раз так, лучше стать тучей. Преврати меня, Тенгри, в тучу! — говорит каменобоец. В ответ — новое распоряжение Тенгри:

 — Пусть этот неугомонный человек станет тучей! Превратился каменобоец в черную тучу, обволок землю и давай поливать ее дождем без всякой меры. Вздулись реки, вышли из берегов, и все, что набухает, то набухло, что тонет, то утонуло, что может плавать, то поплыло в поисках спасения. Возгордился было каменобоец своим могуществом, но глядь — стоит

скалистая гора, и не набухла, и не утонула. Надвинулась туча на нее, дождь полился как из ведра, а горе хоть бы что, стоит выпятив грудь, и не шелохнется. Взялась туча за нее, засучив рукава, поливает изо всех сил — никакого толку. Гора как стояла, так и стоит, поддаваться и не думает.

     Нет, так не годится, лучше стать скалистой горой! — закричал каменобоец. Тенгри, услышав это, тут же распорядился:

— Что ж стань, человек, скалистой горой! Превратился каменобоец в скалистую гору. Стоит, выпятив грудь, ни дождь его не берет, ни холод, ни зной.

Но пришел однажды кто-то и — тук да тук — принялся долбить гору. День и ночь долбит, камень добывает.

Ну её, такую жизнь, преврати меня, Тенгри, опять в каменобойца. — попросил каменобоец.

И снова тут же превратился в каменобойца. А коли стал он каменобойцем, стоять да глядеть по сторонам некогда — принялся камень добывать. И выворотил в конце концов из горы столько камня, что получилась почти новая гора. Глянул он на дело своих рук в удивлении и сказал:

Работа — вот начало всех начал, Трудиться должен всяк — и стар и мал. Не пропадет работник никогда,

А много ль добьёшся без труда?

Усердному работнику – хвала!

Отрадны для страны его дела.

Трудись до пота, не теряй ни дня!

Жизнь без труда – что угли без огня!

Живописная природа Урала позволяет фантазии разгуляться. Фото: Евгения Скачкова

В преддверии Международного женского дня «ОГ» выбрала для вас четыре легенды о природных памятниках Среднего Урала — в них скалы, реки и горы обернутся прекрасными девушками и поведают вам загадочные истории своего рождения.

Скалы Три Сестры и Семь Братьев: увековеченная в камне храбрость

Одиноко стоящие каменные останцы Три Сестры расположились в лесах близ Новоуральска. К югу от них возвышается ещё одна «родственная» скальная гряда — Семь Братьев. Связывает их печальная легенда…

В давние времена в одной уральской деревне жили семь братьев и три сестры. Братья охотились и рыбачили, красавицы-девушки присматривали за домом.

Однажды отлучились братья в лес на охоту, а на деревню в это время напали вогулы-кочевники. Разграбили и сожгли они все дома, убили стариков, а женщин и детей похитили. Три сестры тоже попали в плен, однако по пути им удалось бежать.

Братья увидели чёрный дым, поднимавшийся из-за деревьев, и помчались обратно. Они успели перехватить грабителей и встали у них на пути, защищая прятавшихся в лесу сестёр: начался неравный бой, в котором все семеро были убиты. Однако и после смерти продолжили они стоять плечом к плечу — превратились в каменную скалу на пути вогулов и преградили им дорогу. А сёстрам не суждено было уйти от преследователей – догнали их вогулы, окружили. Не захотели храбрые девушки снова сдаваться в плен и закололи себя кинжалами. А когда кочевники собрались кинуть их тела на растерзание собакам — вслед за братьями превратились в камень. Так и стоят по сей день, непокорённые.

Покорить, к слову, некоторые из этих скал и вправду можно только со специальным альпинистским снаряжением. А вот на другие можно забраться и без подготовки, чтобы полюбоваться красивым закатом над окрестностями.

Скалы Семь Братьев возвышаются посреди леса каменной стеной — будто и вправду преграждают путь. Фото: Алла Кузнецова

Азов-гора: девка Азовка и пугачёвские сокровища

Красивая двуглавая гора Азов расположилась в Полевском городском округе — её по праву называют лесным символом этого края.

Говорят, что когда-то она была сторожевым постом у Емельяна Пугачёва. В одной из пещер он спрятал свои сокровища, а охранять их оставил свою девку по имени Азовка. И вот прошло уже двести лет с казни бунтовщика, а девка всё ждёт его в пещере — то ли не знает про гибель любимого, то ли не верит в неё.

В других легендах Азовка — дочь местного рабочего, которая примкнула к скрывавшейся на горе разбойничьей шайке. Она носила им туда еду, питьё, даже помогала грабить людей. Плакали родители, просили её не ходить к разбойникам, но к тому времени девушка уже носила в себе дитя от их главаря… Узнав это, родные прокляли её.

Утверждают также, что загадочная хозяйка Азов-горы — дочь Алексея Турчанинова, крупного уральского солепромышленника и горнозаводчика. Задолжал он как-то своим работникам зарплату, а платить не собирался, посмеивался. Тогда мужчины бросили завод, выкрали его дочь и ушли с ней на гору жить, промышлять разбойными нападениями. Плакала она, рвалась домой — но потом смирилась и вместе с ними стала купцов грабить.

Правды никто не знает. Однако местные жители уверяют, что порой видят по ночам на горе странный огонёк — не дрожащий на ветру, будто неживой. А на утро, как не ищи — никаких следов пребывания человека. Шепчутся, что это до сих пор девка-Азовка там бродит — людям показываться не хочет, но огонёк по ночам зажигает, чтобы знали: она там. Особо впечатлительные поговаривают даже о призраке молодой девушки, иногда являющемся туристам.

Есть что-то зловещее в горе Азов, когда она окрашивается в алый последними лучами заходящего солнца. Фото: Алла Кузнецов

Платонида и Старик-Камень: тайна лесной отшельницы

Старик-Камень — одна из скал хребта Коноваловский увал неподалёку от Ревды, по своим очертаниям напоминающая лицо пожилого человека. Неподалёку от него расположился второй природный памятник Свердловской области — целебный источник Платонида, названный так по имени жившей здесь и здесь же похороненной инокини.

Легенд о загадочной лесной отшельнице сложено немало — по меньшей мере, несколько десятков. В них она предстаёт то мусульманкой, принявшей христианство, а затем коварно убитой родственниками-иноверцами; то сестрой жадных братьев, брошенной в лесу на погибель из-за наследства и выжившей благодаря чудотворному источнику с «живой водой»; то затворницей, сознательно принявшей одиночество в глухой тайге…

Согласно одной из самых грустных и красивых легенд, девушку по имени Платонида собирались выдать замуж за нелюбимого человека, однако сердце её принадлежало другому. Спасаясь от горькой судьбы, сбежала она от родных и поселилась в маленькой землянке в лесу неподалёку от деревни Краснояр.

Её любимый, прознав о побеге, сразу направился на поиски невесты. Долго ходил он по Уралу, не­сколько раз бывал рядом с тем местом, где скрывалась Платонида — однако так незаметно было её жилище, что каждый раз он проходил мимо и даже не подозревал, что от любимой его отделяют буквально считанные шаги.

Спустя много лет умерла Платонида. Её похоронили на берегу реки Ик, недалеко от землянки. А жених её, к тому времени уже постарев­ший, поседевший и потерявший надежду встретить любимую, окаменел от устало­сти и бессилия. И зовут с тех пор его Старик-Камень. И, оплакивая горькую любовь Платониды, сочатся целебные слезы радонового источника из года в год, из десятилетия в десятилетие.

Это место продолжает обрастать тайнами и по сей день — говорят, туристы сбиваются там с дороги, а в солнечный день среди деревьев может появиться необычный туман. А иногда путникам является сама Платонида в белом и помогает выйти на верную дорогу. Здесь и вправду не раз находили потерявшихся домашних животных, а в 2001 году обнаружили 10-летнего мальчика, отставшего от товарищей во время похода на соседнюю скалу Шунут — к тому времени его безуспешно искали уже три дня.

Кем на самом деле была Платонида — уже не узнать: её могила слишком стара. Известно лишь, что когда-то на этом месте располагался старообрядческий скит. Фото: Андрей Скачков

Озеро Таватуй и река Нейва: храбрый воин и потерянная любовь

Таватуй находится в 50 км от Екатеринбурга — это, пожалуй, самое чистое и живописное озеро в окрестностях города.

Местные писатели рассказывают: жило здесь когда-то племя — сильное, мудрое и зоркое. Самой красивой в нём была девушка по имени Нейва, дочь старого Тошема. Многие парни мечтали видеть её своей женой, предлагали отцу богатый выкуп. Однако он медлил, ждал выбора своей дочки. А Нейва давно уже любила молодого охотника по имени Таватуй — единственного, кто не был с поклоном у Тошема. Таватуй же был увлечён охотой и военным делом, а в ней видел лишь подругу детских лет.

И вот однажды появилось в озёрной долине воинственное племя с востока. Они совершали набеги, убивали и мучили людей. Тогда шаман велел уходить всем в глубь леса, чтобы спасти свои жизни. Но возмутился Таватуй. Он призывал к борьбе с пришельцами и одним из первых ринулся на врага. С восхода до заката солнца длилась битва, и бессчётное количество воинов сразил бесстрашный юноша. Но и сам был сражен, и упал на истоптанную землю. С ужасом увидела Нейва смерть любимого. Полились из её глаз слезы, и плакала она так сильно, что слезами наполнилась вся долина. Появилось на этом месте большое озеро и похоронило в своих водах могучего Таватуя. А красавица Нейва бросилась со скалы и, ударившись об острые камни, превратилась в прекрасную речку. С тихим журчанием потекла она по земле, чтобы рассказать людям о великой победе и геройской смерти молодого охотника.

Что примечательно, озеро Таватуй и река Нейва географически неразлучны и по сей день: они соединяются на севере благодаря протоке.

Таватуй очень красив на закате. Фото: Евгения Скачкова

Читать другие материалы цикла «Тайны Урала»:

Полдневский участок: марсианская пустыня на Урале

Мало кто знает, что буквально в паре часов езды от Екатеринбурга раскинулась настоящая марсианская пустыня — вас встретят рыжие барханы, живописно растрескавшаяся почва и озёра с багровой водой. «ОГ» рассказывает, откуда взялись эти космические пейзажи и чем они знамениты

Метеоритное дно и изумрудная вода: загадки самого глубокого озера Свердловской области

Озеро Бездонное в окрестностях Нижнего Тагила получило своё название не зря: оно является самым глубоким в Свердловской области. Какие секреты скрывают толщи его вод?

Шайтан-Яма, Кладбищенская и Страшный лог: самые мистические названия пещер Среднего Урала

На имена ужасные, добрые внутри? «ОГ» отобрала самые мрачные названия свердловских пещер и проверила, что таят в своих недрах их обладатели.

Гигантские пилы, старинный фарфор и настоящий самолёт: что скрывается на дне уральских водоёмов

Йо-хо-хо и баллон воздуха! В этот раз мы спускаемся в уральские водоёмы вместе с бесстрашными дайверами — узнать, какие артефакты, сокровища и легенды таятся на их дне.

Большая загадка Малых Чертей: кому понадобилось превращать скалы в конструктор?

Об овеянном легендами Чёртовом Городище в Свердловской области наслышаны все. Но мало кто знает, что неподалеку от знаменитого археологического памятника притаился его «младший родственник», скальная гряда Малые Черти. И ему тоже есть, чем удивить случайного путника.

Сюжет

Тайны Урала
Хорошо ли вы знаете Урал? Проверьте себя, совершив вместе с «Областной газетой» виртуальное путешествие в самые необычные уголки нашего края.

  • Легенды и сказки народов россии 3 рубля
  • Легенды и мифы в романе ч айтматова сочинение
  • Легенды и действительность в рассказе м горького старуха изергиль
  • Легенды алтая сказки алтая
  • Легендарные зодчие барма и постник храм василия блаженного сочинение