Любопытный
зайчонок: хакасская народная сказка
Умняшкина Олеся,
художник
Зайчонок
бежал по льду, поскользнулся и полетел кувырком. Вскочив, принялся ощупывать голову
— цела ли? Но до ушибленного места и дотронуться нельзя — болит.
Тогда
Зайчонок со слезами спрашивает у Льда:
— Лёд, Лёд, ты, наверное, очень сильный?
— Не был бы сильным, -усмехнулся Лёд всеми трещинками,
— не набил бы тебе шишку.
— Ох, верно! — соглашается Зайчонок. — Только почему
весной тебя Солнце растапливает?
— Солнце сильнее меня, — грустно прохрустел Лёд.
Тогда
Зайчонок побежал от речки на пригорок, поднял мордочку вверх и спрашивает у Солнца:
— Солнце, Солнце, ты самое сильное на свете?
— Не было бы сильным, не могло бы Лёд растопить.
— Но если ты такое сильное, почему позволяешь высокой
Горе тебя загораживать?
— Ну, Зайчонок, — отвечает Солнце с улыбкой, —
значит Гора сильнее меня.
Зайчонок
не понял шутки и бежит к Горе.
— Гора, Гора, ты самая сильная?
— Не была бы такой, не жили бы вы внизу, в моей
тени.
— Тогда почему в тебе Суслики норы прорыли?
— А Суслики сильнее меня, — вздохнула Гора.
— Пойду к Сусликам, — говорит Зайчонок.
Прибежал
к норам и кричит:
— Суслики,
Суслики, вы самые сильные?
— Да, мы
сильные, — смеются зверьки, высунув мордочки.
— Видишь, даже Гору продырявили.
— Если вы самые сильные, — пожимает плечиками Зайчонок,
— то почему от Собаки удираете?
— А Собака сильнее нас, — повесили носы Суслики.
Пустился
Зайчонок искать Собаку.
А
она сама ему навстречу бежит — пасть зубастая раскрыта, язык отвис. Запалилась,
только потому и не бросилась на Зайчонка.
— Собака, Собака, ты самая сильная? — спрашивает
он.
— Р-р-разве боялись бы меня Суслики, да и вы, Зайцы, если бы не была
такой? — рычит Собака.
— Если такая сильная, почему Человеку служишь?
— Р-р-разумнее всех он. Р-руки у него мастер-ровые.
Поговори вон с моим хозяином.
Видит
Зайчонок, охотник направляется прямо к нему, из ружья целится. Страшно стало.
Человек
разглядел, что Зайчонок слишком мал и опустил ружьё. И тут слышит вопрос:
— Человек, Человек, ты всех сильнее?
Охотник
подошёл ближе, нагнулся, взял Зайчонка рукой за оба уха и дал такой ответ:
— Да, косой. Я — Человек – всех сильнее. В чем моя сила? В уме и сердце. Ну, ступай! —
и Человек, погладив Зайчонка, подтолкнул его в сторону лесной опушки.
Источник: Любопытный зайчонок:
хакасская народная сказка для детей дошкольного и младшего школьного возраста /
Умняшкина Олеся, художник — Абакан: Дом литераторов Хакасии, 2011. -16 с.
Сибирь – уникальный край с богатейшей природой, что стал родиной для многих племён, издавна проживающих на этих землях. Из поколения в поколения они передают друг другу предания и сказы о священных местах Сибири, старинные предания о временах года, природных явлениях, животных.
Для местных малых народов Сибирь – не просто уголок нашей планеты, а родные места, знакомые с детства, наполненные волшебством и очарованием. В каждом сибирском регионе есть свои истории и сказания, которыми я хочу поделиться с вами. Какие же необыкновенные аспекты верований раскрываются перед нами в этом фольклоре? Что за легенды и сегодня известны сибирякам?
Река Катунь
Немалая часть сибирских преданий связана с возникновением местных рек, озёр, скал. Нередко такие легенды рассказывают нам об истории любви, что находила свой счастливый или трагический финал. Томские татары, шорцы, алтайские племена создавали поразительные предания, где были и любовь, и погони, и появление священных мест.
Таким, к примеру, стал сказ о реке Катуни. Некогда на территории Сибири не было ни одной крупной реки. В этих местах жил богатый хан, у которого была единственная дочь – Катунь. Немало знатных женихов посваталось к девушке, да только отвечала она отказом.
Причиной тому была любовь к красавцу-пастуху Бию. Конечно, отец Катуни не дал согласия на брак дочери с простолюдином. Запер хан дочь в своём доме, однако Катунь обратилась в быструю реку и помчалась к возлюбленному.
Сам Бий тоже обратился в стремительный поток, отправившись к любимой. Встретившись, они превратились в единую реку. Хан же, узнав о поступке дочери, обратил всех своих слуг в огромные валуны, а сам стал горой Белухой.
Таинственные Пять озёр
В Омской области и сегодня рассказывают немало легенд о Пяти озёрах. Это особенное место, которое, как считают эзотерики, наделено невероятной силой. Рядом с ним находится деревня Окунёво, о которой рассказывают поразительные вещи.
Одни люди утверждают, что встречали здесь всадника без головы, другие утверждают, что видели хоровод юных девушек. Все озёра располагаются на местах упавших метеоритов, причём Окунёво располагается строго по центру между этими водоёмами.
Воду в трёх озёрах называют “живой”, поскольку она имеет лечебные свойства. Наполняются озёра из какой-то подземной реки, местонахождение которой пока остаётся загадкой. Кстати, пятое озеро также является таинственным “элементом”, отчего и называется Потаённым.
Самым известным из Пяти озёр стало Шайтан-озеро. Кстати, в нём вода считается “мёртвой”, а использовать её необходимо лишь в сочетании с “живой” водой – всё как в народных сказках.
Как гласит легенда, на дне Шайтан-озера расположен золотой храм, посвящённый богу Хануману, покровителю обезьян. Многие местные племена верят, что именно об этих местах идёт речь в древнем индийском эпосе “Рамаяна”, а великий Рама побывал и там, где сегодня расположены Пять озёр.
Знаменитая легенда о Томске
О городе Томске есть своя легенда. Сибиряки рассказывают, что некогда за девятью горами жил народ, опоясанный мечом, во главе которого стоял суровый хан Таян. Он сумел завоевать множество земель, а людей на покорённых территориях сделал своими подданными.
Одни любили хана, другие боялись, а третьи – ненавидели. Среди последних был и пастух Ушай, родина которого была разорена Таяном. Всё своё время пастух проводил за выпасом лошадей, которых очень любил. Он не помнил своих родителей, погубленных Таяном, не имел дома, а жил под открытым небом. Хан также не был счастлив. У него было множество жён, однако ни от одной из них не родился сын-наследник. Всех своих женщин Таян велел живыми закопать в землю.
Сохранил жизнь лишь одной красавице Томе, которую заточил во дворце. Путь к этой роскошной тюрьме знали лишь горные орлы и хан. Таян требовал от жены родить ему сына – в ином случае грозил ей расправой.
Когда в очередной раз Таян отправился во дворец Томы, его выследил Ушай. Пройти по горам пастуху помог его верный конь Эрдине (имя переводится как “Драгоценный”). Когда Таян уснул, Ушай вошёл в прекрасный дом на вершине горы. Навстречу ему вышла Тома, потрясённая видом гостя в своей обители. Юноша, стоявший перед ней, был облачён в одежды бедняка, однако выглядел богатырём.
Гость спросил у девушки, кто она, и та назвала своё имя. Тома рассказала, что является пленницей Таяна, что держит её в этом замке-тюрьме. Ушай же объяснил ей, что всё его племя было истреблено жестоким ханом, убиты все родные, а потому он хочет поквитаться с ним. Чем дольше они разговаривали, тем ближе становились их сердца. Однако их беседу нарушил сам Таян. Проснувшись, он услышал голоса и, увидев Ушая, впал в ярость.
Тогда началась битва пастуха и хана. Отчаянно сражался вместе с хозяином верный Эрдине, но сила и могущество Таяна превосходили возможности Ушая. Используя чары и налетев на всадника, хан рассёк его тело на множество частей. Участь хозяина разделил и его конь.
Хлынувшая из ран кровь обратилась в быструю реку. Узнав о гибели возлюбленного, Тома принялась плакать. Из её глаз вырвался поток слёз, который соединился с рекой. Там, где два течения слились, появилась Томская крепость, которую сегодня называют Томском.
Куренги и “живые” лыжи
Народы Сибири помнят сказки о странных людях, что некогда проживали на их землях. Называли их куренгами, а происхождение их было родственным горным духам. Внешне куренги напоминали обычных людей, однако кожа их была очень смуглой, покрытой волосами, а глаза горели ярко-красным цветом.
Куренги славились как превосходные охотники, что неудивительно – у них были быстроходные лыжи, что могли сами мчать человека в заданном направлении. Никто из людей не смог бы опередить куренга на лыжах.
Нередко куренги выходили на охоту вместе с людьми. Однажды обыкновенный охотник после долгого преследования нашёл на дороге убитую козу, что умерла от раны. Вскоре к нему подошёл куренг и, по обычаю того времени, человек отдал ему добычу. Куренг же съел козу в один присест.
Вяйне Хамяляйнен «Лыжная охота на лося», 1902 год
Поняв, что перед ним хороший охотник, куренг предложил человеку охотиться вместе. Охотник должен был выслеживать дичь днём, куренг – ночью. Став соратниками, они часто общались на самые разные темы. Конечно, человеку было интересно, в чём заключается сила его товарища. Куренг объяснил, что свои лыжи он призывает звуком “ююк”, после чего те слушаются его.
Однажды вечером, когда куренг уснул, охотник вышел из жилища и подозвал лыжи. Те сами подъехали к нему и, надев их на ноги, человек поехал в своё селение. Увы, он забыл спросить очень важную вещь у куренга.
Уже подъезжая к родному дому, охотник понял, что не может остановить лыжи. Тогда он вонзил в них нож. Из дерева хлынула кровь, ведь лыжи были живыми. Они погибли от руки охотника, а через некоторое время все куренги были заперты в Саянских горах Верховным творцом.
Если бы был известен секрет остановки волшебных лыж, охотник сумел бы сохранить их, а люди стали бы изготавливать этот чудесный транспорт. Но, к сожалению, куренги так и унесли с собой эту тайну.
Столбы Красноярска
Удивительным местом Сибири являются Красноярские Столбы. Они представляют собой скалы причудливой формы, происхождение которых породило массу легенд.
Местные жители сравнивали их с животными, птицами или людьми, давая красноречивые названия – Ворон, Гриф, Верблюд. Как гласят предания, своенравный царь Енисей, проживавший в этих краях, разгневался на своих дочерей. Их он обратил в реки Базаиху и Лалетину, а женихов девушек вместе с их дружинами сделал высокими скалами.
В других сказаниях говорится, что столбы – это руины таинственного Города мёртвых или его обитатели. Дожидаясь своего часа, они замерли в облике камней, но придёт время, когда из каменных тел появятся мифические создания и люди.
Что бы ни говорили о Красноярских Столбах, это поистине необыкновенное место. Его особая энергетика чувствуется каждым, кто посещает окрестности. Интересно, что в прошлом веке участники революционных сходок написали на одном из столбов слово “Свобода”.
Когда блюстители порядка узнали об этом, их группа отправилась к столбу, чтобы стереть надпись. Однако никаких слов на столбах не было найдено. Тем не менее, и сегодня энтузиасты периодически обновляют старинную запись, причём всегда находят дорогу к нужному месту. Видимо, столбы и правда являются своего рода “живыми” созданиями, что способны вступать в отношения с окружающим миром.
Подземная страна и роковая чаша
Рассказывая о сибирских легендах, не могу не упомянуть предания о подземных городах и странах, что якобы находятся на хребте Ергаки, на территории Западного Саяна. Такие подземные обители называли духовным центром земли и, как верят многие народы, подобные цивилизации существовали в ряде регионов Индии, Монголии, на Дальнем Востоке. В Сибири подземную страну, о которой известно лишь из мифов, называли Агарти.
Как считает польский исследователь Антон Оссендоевский, по приблизительным координатам, поданным в старинных источниках, можно предположить, что подземные города Сибири находятся на территории Западного Саяна. Как гласит предание, некоторые люди знают о входе в чудесный мир, находящийся под землёй, однако говорить об этом строго запрещено – так можно накликать беду на весь свой род.
Неужели и правда кто-то видел эти таинственные города из легенд? Не менее опасным и притягательным предметом является мифическая Бронзовая чаша, что стоит на одной из гор в верховьях Енисея. Как считают тувинцы, тот, кто даже мельком увидит это сокровище, обретёт массу бед. Одна из легенд утверждает, что чаша установлена над могилой Чингисхана. Это кажется не слишком правдоподобным, но ведь могила великого монгольского завоевателя до сих пор так и не найдена.
Легенды Сибири я бы назвала одним из главных сокровищ фольклора России. В них раскрывается бескрайний мир поверий и преданий, связанных с известными местами. Благодаря им можно лучше узнать культуру и историю самых разных сибирских народов, а изучение географии и вовсе покажется необычным и увлекательным. Именно поэтому знакомиться с преданиями о родном крае, своей стране стоит представителям самых разных поколений.
На обложке: «Сибирский пейзаж» / © Ev La / photoclub.by
ГАЛЕРЕИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ И ФОТОГРАФИЙ
Галерея II Международного конкурса иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами детей» (сказки Сибири)
11 лет
11449
17565
10354
15832
10289
17208
11442
12170
17142
11467
11103
10408
10288
13266
17580
10291
12239
17744
18187
16383
17191
8458
10932
12132
10357
11473
11542
16204
9724
15896
16014
11006
11005
10935
13233
10927
12172
12320
15824
13229
10882
13235
13240
18178
11455
16243
10925
12334
18174
8038
16153
11096
16015
11065
16899
17189
13250
9777
14037
17736
10280
17610
13237
14701
12758
14634
17461
11802
13844
18189
16230
17749
9702
9680
11062
10902
8467
18091
11028
11011
17630
17779
11003
15831
14038
11427
17591
18121
16032
8231
9728
18183
16186
8039
16031
10928
9678
12393
12387
17204
17981
17186
17628
12323
14434
10363
12076
10961
17145
12146
8021
12112
11094
16179
11086
12232
16025
12236
12251
15987
11014
10742
10422
16225
14698
9785
10325
7511
17417
17975
13199
10394
14349
16731
10414
13697
10881
15895
16945
13117
11009
16000
14436
7618
17350
16043
9773
7616
8290
17711
10427
18084
10420
16293
17352
14631
8719
17889
13113
10447
10036
14694
14695
16743
16714
13818
10430
17135
13417
17536
10923
16322
12296
10312
18076
10971
8845
9219
13089
12347
11059
11001
17342
11460
10947
17471
11008
17718
12077
9714
15892
10152
12314
13220
10970
10960
13283
13284
10885
14485
9775
17979
16304
8903
9797
16231
17478
12179
16721
8881
11010
12759
12435
17375
17625
12392
8540
8332
12367
12171
17358
12174
8436
11074
16182
16045
11091
12234
16046
18085
17784
13840
13152
16716
16712
9790
14348
13779
15948
16702
15868
14647
10880
15891
14693
13274
14652
18062
18069
16912
10322
16948
15910
9222
9730
17726
11539
10353
11800
11801
17725
17476
18166
17547
18153
17515
11088
17586
10883
17597
17670
17645
8835
8879
11007
11515
8898
17465
16210
15964
12293
13245
15897
16366
15829
14700
17175
15969
14440
14380
14290
16738
13780
16906
16905
16749
16726
12278
15912
16018
16335
12101
16331
16035
12105
17334
16048
16033
16312
16307
16057
17733
14372
15971
12086
13379
17717
18184
18086
8450
10316
15976
14625
14626
17978
14679
16710
8729
16326
15919
8849
8855
14609
17683
17720
11084
17484
13243
17560
17202
12299
11093
12108
12279
17523
11052
17529
11027
11018
17518
17093
14685
15903
11083
14644
12273
15908
17647
17654
13850
17695
17723
12214
13406
13328
17418
7735
7737
16257
18079
16150
8459
8726
11100
11521
11101
17531
8871
12131
17673
15872
18046
15826
16852
13847
17678
17815
13092
18083
16256
13142
13102
17508
11547
13391
13402
13380
13161
10895
11803
11793
11536
11811
8734
10355
13098
17105
9107
10997
17185
17571
13104
17731
12413
10968
17652
Внеклассное
занятие для обучающихся 1-4 классов.
Выполнила
работу Мохнаткина Светлана Владимировна — воспитатель ОГСКОУ СКОШ № 1, г.
Усолье-Сибирское, Иркутской области.
Тема: Сказки малой Родины
Цели:
познакомить детей со сказками, легендами народов, живущих на земле Иркутской;
воспитывать любовь к Родине; учить любить, беречь природу; развивать желание
познавать окружающий мир.
Задачи:
Ø Воспитывать
чувство любви к родному краю;
Ø Развивать
эстетическое видение родной природы и творческое воображение детей;
Ø Способствовать
формированию умения выражать свои чувства, впечатления от увиденного;
Ø Содействовать
эмоционально – эстетическому развитию детей средствами комплексного воздействия
изобразительного искусства, музыки и литературы.
Ø Предварительная
работа:
Ø Чтение
журнала «Сибирячок», сказок, рассматривание фотографий, поездка на озеро
Байкал, рисунки о родном крае, обследование камней.
Организация класса.
На доске: «Не любо – не слушай, а
прослушал — намотай на ус»
«Сказка ложь, да в ней
намек — добрым молодцам урок»
(А. С. Пушкин )
Сказки
малой Родины
Ход
занятия.
Ведущий: — Что такое Малая Родина? К нам в гости пришли девочка Нотка, Краска, Маска. Они приглашают нас в
сказку. Они пришли к вам, чтоб помочь
вспомнить сказки, легенды.
Девочка Нотка принесла нам нотки.
Звучит музыка «Славное море — священный Байкал» — музыка
народная — Д. Давыдов. Ученик под музыку читает
стихотворение (Дамба Жалсарев)
Та земля, где небо подпирают
Кряжистые кедры — старики,
Где в долинах долго не сгорают
Озорных саранок огоньки;
Та земля, где предков кровь
густая,
Пламенеет в ягоде лесной
Где литою рожью прорастает
Тот, упавший на поле весной;
Та земля, где с детства даль
за далью
Я
прошел, проехал, проскакал,
Славным твоим именем Байкал!
2-ой
ученик: За что ты назван так —
Байкал?
Кто имя дал тебе впервые? Чей первый голос воспевал твои приволья буревые?
Слайды о Байкале.
Учитель: Байкал
называют голубым сердцем Сибири это самое глубокое
в мире озеро. Байкал питают водой 336 рек, вытекает же из нее лишь одна
Ангара Байкал — царство тайн, загадок и легенд. Специалисты считают, что этому озеру 20-25 миллионов лет. Но оно не
мелеет, а дно его все время опускается, что происходит только в океанах.
—
Какие
легенды, вы знаете о Байкале’? (Рассказы детей).
—
Откуда взялось название
Байкал? (Дети отвечают).
О Байкале
существует много легенд и преданий, принадлежащих разным народам. И среди них
есть предания, рассказывающие о его названии,
о том, как оно произошло. Послушайте одно из них.
«Бай
гал- Стоящий огонь».
«Здешние (баргузинские) буряты рассказывают, что задолго до этого (здесь) не было Байкала — моря, а была земля. Возможно, что имя
Бай гал значит Стоящий огонь, и предполагают, что огнедышащая гора, повалившись превратилась в воду образовав
большое море по имени «Байгул.» (С. А. Гурулев «Что в
имени твоем, Байкал?»).
Разминка: Девочка Нотка предлагает нам отдохнуть. Представьте что мы приехали
на Байкал. Очень устали. Давайте закроем глаза, сядем удобно на камень и представим, что мы сидим на берегу озера (звучит
музыка, шумит Байкал, чайки кричат). Опустите руки в воду. Какая холодная вода! Попейте, вы уже устали, вам жарко, побрызгайте
на себя водичкой. Самая вкусная в мире вода! Полюбуйтесь Байкалом, как кругом
красиво! И т. д. (включаем музыку). Теперь откройте глаза, отдохнули,
работаем дальше.
Девочка
Краска приглашает вас в музей, где много картин, которые нарисовали художники
нашего класса. Девочка Краска знакомит
детей с рисунками детей по сказкам, легендам, проводит викторину по рисункам.
— Из какого это произведения? (5-6 рисунков). Дети
рассказывают,
что они видят на рисунках и к каким
сказкам, легендам они относятся.
Певцом Байкала называют иркутского художника Лебединского. Его работы можно увидеть в музеях города. Рассматривают картину Озеро Байкал. Скала Малая Колокольня в Бухте Песчаная 1840-1850
Обобщение: Русские люди живут в сибирских местах очень давно, со времен
покорения Сибири Ермаком. Тогда же началась здесь история русского фольклора —
устного народного творчества. О сказках русские говорили «Не любо — не
слушай, а прослушал намотай на ус». Та же мысль звучит в сказках А.С.
Пушкина «Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».
Сказки о живой природе это душа и совесть
народная, своей житейской мудрости на каждый день. Они рассказывают
понятия о добре и зле, о красоте окружающего нас мира!
Девочка Маска
предлагает вам выбрать лучшего рассказчика сибирских сказок, но прежде чем рассказать, давайте вспомним сказки
каких народов вы читали? (бурят, тувинцев, эвенков, якутов, шорцев,
манси, тофаларов и т.д.)
Байкала-озера
сказки Наследие Сибирских народов
«Лучший рассказчик»
— Кто расскажет о Байкале сказку? (5 — 6 человек). (Победитель определяется по
аплодисментам детей, ему вручается памятная открытка с видом озера .Байкал).
«Кроссворд»
1.Пушной
зверёк сибирской тайги. (белка)
2.Река,
на которой расположен наш город. (Ангара)
3.Регион,
в котором мы живём. ( Восточная Сибирь)
4.Название
города. который стоит на реке Ангара. (Иркутск)
5.Дерево,
преобладающее в сибирской тайге. (сосна)
6.Рыба,
которая в большом количестве водится в озере Байкал (омуль)
7.Прочтите
слово, которое получилось под этой цифрой и придумайте своё задание к нему.
5 |
|||||
2 |
6 |
||||
4 |
|||||
3 |
|||||
1 Б 7 |
а |
й |
к |
а |
л |
«Лучший
чтец»
Прочитать
стихотворение про себя, потренироваться читать выразительно. Лучшему чтецу
вручается памятная открытка. Стихи у каждого на столе
Лучами яркими залитый.
Блистая нежной бирюзой.
Спокоен был Байкал сердитый
В своей постели вековой.
Но вихрь рванул , сбежались тучи ,
И воздух полон серой мглы …
И заходил Байкал могучий.
Вздымая пенные валы.
Слайды о постановке Иркутского областного театра
Юного Зрителя им. А. Вампилова, театра-студии «Театр Пилигримов», молодежного
ансамбля песни и танца «Улаалзай».
ИГРА
«Поле Чудес» (выбираются 3
команды по 3 человека)
1. Как
прозвали красавицу голомянку её подружки за то, что она никогда не покидала дно моря? Сказка «Голомянка»
СУРХАРБАН
2. Какой
летний праздник проводят в середине лета, на который каждый год приезжают на Байкал много народу.
Назвать сказку. (Ангарские
бусы).
3. Назвать
народ — автора сказок: «Огонёк и пчела», «Догадливая
выдра», «Два ручья». Что за огонёк в сказке? (Цветок — жарок)
Разминка Учитель показывает картинку (полянка, где растут много, много
жарков и предлагает детям отдохнуть на поляне, которая находится недалеко от
Байкала.) Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в лесу на полянке, где
цветут красивые жарки, располагайтесь,
можно лечь, (включается музыка, пение птиц, шум воды). Потрогайте руками жарок,
но рвать нельзя, пока доедите домой, цветы повянут, а тут такая красота!
Послушайте, как поют птицы! Вам приятно! Солнышко ласкает вас!
Игра
со зрителями. Девочка Маска продолжает
знакомить вас со сказками.
1
этюд. Выбегает девочка с
бусами, разбрасывает их (все
отгадывают из какой сказки, «Ангарские бусы»).
2
этюд. Сыновья вышли на берег
Байкала, запустили в небо
пузыри. («Хвойная невеста»).
— На какую
русскую народную сказку похожа эта сказка.
(«Царевна-лягушка»).
Викторина
по сказкам. ‘Кого выбрал в женихи для своей
красавицы-дочери Байкал? Назвать сказку. (Иркут «Чайки и красавица
Ангара», «Ангарские бусы»).
—
Почему львы не живут в Сибири?
(бурятская сказка).
—
В какой сказке девочку назвали
Первушей, мальчика Вторник и почему? («Агафьино счастье»).
Как называют хозяев воды,
земли, воздуха, охоты и т.д.
Девочка Буква приглашает
заглянуть в книжку.
Выборочное чтение: Дети читают отрывки из прочитанных сказок,
все отгадывают
название сказки. 4-5 учеников
Учитель:
Что узнали из сказок? Чем понравились
сказки? Дети зачитывают отзывы, которые они написали в тетрадях). Теперь послушайте сказку, которую рассказала
жительница Иркутской области г. Киренска Л.В. Белова, 60 лет.
«Падчерица» (в записи). На какую русскую народную сказку похожа эта
сказка? («Морозко», «Волшебная
игла»).
ИТОГ: Девочка Маска, Буква, Краска, Нотка благодарят вас за
урок. Интересные сказки вы читали, (рекомендуют, что можно
ещё прочитать, знакомят с выставкой книг.)
Используемая литература:
1.Гусев О.К. Натуралист на Байкале. М., 1977.
2. Иркутск: Из прошлого в будущее/ Сост. А.М. Шастин.
Иркутск,1989.
3. Помыткин Б.А. Дочь Байкала – Ангара. М.,1961.
4. Полунина Н. Иркутская земля: через годы, через
расстояния… Путеводные рассказы/ Фотохудожник Г.Коробова. Иркутск: Изд – во
«Анком», 2007.