Легенды и сказки земли сибирской рисунки

Любопытный
зайчонок: хакасская народная сказка

Умняшкина Олеся,
художник

Зайчонок
бежал по льду, поскользнулся и полетел кувырком. Вскочив, принялся ощупывать голову
— цела ли? Но до ушибленного места и дотронуться нельзя — болит.

Тогда
Зайчонок со слезами спрашивает у Льда:

 — Лёд, Лёд, ты, наверное, очень сильный?

 — Не был бы сильным, -усмехнулся Лёд всеми трещинками,
— не набил бы тебе шишку.

 — Ох, верно! — соглашается Зайчонок. — Только почему
весной тебя Солнце растапливает?

 — Солнце сильнее меня, — грустно прохрустел Лёд.

Тогда
Зайчонок побежал от речки на пригорок, поднял мордочку вверх и спрашивает у Солнца:

 — Солнце, Солнце, ты самое сильное на свете?

 — Не было бы сильным, не могло бы Лёд растопить.

 — Но если ты такое сильное, почему позволяешь высокой
Горе тебя загораживать?

 — Ну, Зайчонок, — отвечает Солнце с улыбкой, —
значит Гора сильнее меня.

Зайчонок
не понял шутки и бежит к Горе.

 — Гора, Гора, ты самая сильная?

 — Не была бы такой, не жили бы вы внизу, в моей
тени.

 — Тогда почему в тебе Суслики норы прорыли?

 — А Суслики сильнее меня, — вздохнула Гора.

 — Пойду к Сусликам, — говорит Зайчонок.

Прибежал
к норам и кричит:

 — Суслики, 
Суслики, вы самые сильные?

 — Да, мы 
сильные, — смеются зверьки, высунув мордочки.

 — Видишь, даже Гору продырявили.

 — Если вы самые сильные, — пожимает плечиками Зайчонок,
— то почему от Собаки удираете?

 — А Собака сильнее нас, — повесили носы Суслики.

Пустился
Зайчонок искать Собаку.

А
она сама ему навстречу бежит — пасть зубастая раскрыта, язык отвис. Запалилась,
только потому и не бросилась на Зайчонка.

 — Собака, Собака, ты самая сильная? — спрашивает
он.

 — Р-р-разве боялись бы  меня Суслики, да и вы, Зайцы, если бы не была
такой? — рычит Собака.

 — Если такая сильная, почему Человеку служишь?

 — Р-р-разумнее всех он. Р-руки у него мастер-ровые.
Поговори вон с моим хозяином.

Видит
Зайчонок, охотник направляется прямо к нему, из ружья целится. Страшно стало.

Человек
разглядел, что Зайчонок слишком мал и опустил ружьё. И тут слышит вопрос:

 — Человек, Человек, ты всех сильнее?

Охотник
подошёл ближе, нагнулся, взял Зайчонка рукой за оба уха и дал такой ответ:

 — Да, косой. Я — Человек – всех сильнее.  В чем моя сила? В уме и сердце. Ну, ступай! —
и Человек, погладив Зайчонка, подтолкнул его в сторону лесной опушки.

Источник: Любопытный зайчонок:
хакасская народная сказка для детей дошкольного и младшего школьного возраста /
Умняшкина Олеся, художник — Абакан: Дом литераторов Хакасии, 2011. -16 с.

Сибирь – уникальный край с богатейшей природой, что стал родиной для многих племён, издавна проживающих на этих землях. Из поколения в поколения они передают друг другу предания и сказы о священных местах Сибири, старинные предания о временах года, природных явлениях, животных.

Для местных малых народов Сибирь – не просто уголок нашей планеты, а родные места, знакомые с детства, наполненные волшебством и очарованием. В каждом сибирском регионе есть свои истории и сказания, которыми я хочу поделиться с вами. Какие же необыкновенные аспекты верований раскрываются перед нами в этом фольклоре? Что за легенды и сегодня известны сибирякам?

Река Катунь

Немалая часть сибирских преданий связана с возникновением местных рек, озёр, скал. Нередко такие легенды рассказывают нам об истории любви, что находила свой счастливый или трагический финал. Томские татары, шорцы, алтайские племена создавали поразительные предания, где были и любовь, и погони, и появление священных мест.

Таким, к примеру, стал сказ о реке Катуни. Некогда на территории Сибири не было ни одной крупной реки. В этих местах жил богатый хан, у которого была единственная дочь – Катунь. Немало знатных женихов посваталось к девушке, да только отвечала она отказом.

Река Катунь / © Виктор Четошников / rasfokus.ru

Река Катунь / © Виктор Четошников / rasfokus.ru

Причиной тому была любовь к красавцу-пастуху Бию. Конечно, отец Катуни не дал согласия на брак дочери с простолюдином. Запер хан дочь в своём доме, однако Катунь обратилась в быструю реку и помчалась к возлюбленному.

Сам Бий тоже обратился в стремительный поток, отправившись к любимой. Встретившись, они превратились в единую реку. Хан же, узнав о поступке дочери, обратил всех своих слуг в огромные валуны, а сам стал горой Белухой.

Гора Белуха - самая высокая вершина Горного Алтая / © Александр Шведов / fotokto.ru

Гора Белуха – самая высокая вершина Горного Алтая / © Александр Шведов / fotokto.ru

Таинственные Пять озёр

В Омской области и сегодня рассказывают немало легенд о Пяти озёрах. Это особенное место, которое, как считают эзотерики, наделено невероятной силой. Рядом с ним находится деревня Окунёво, о которой рассказывают поразительные вещи.

Одни люди утверждают, что встречали здесь всадника без головы, другие утверждают, что видели хоровод юных девушек. Все озёра располагаются на местах упавших метеоритов, причём Окунёво располагается строго по центру между этими водоёмами.

Воду в трёх озёрах называют “живой”, поскольку она имеет лечебные свойства. Наполняются озёра из какой-то подземной реки, местонахождение которой пока остаётся загадкой. Кстати, пятое озеро также является таинственным “элементом”, отчего и называется Потаённым.

Данилово озеро - одно из пяти легендарных озёр / © kvf47 / neizvestniy-geniy.ru

Данилово озеро – одно из пяти легендарных озёр / © kvf47 / neizvestniy-geniy.ru

Самым известным из Пяти озёр стало Шайтан-озеро. Кстати, в нём вода считается “мёртвой”, а использовать её необходимо лишь в сочетании с “живой” водой – всё как в народных сказках.

Как гласит легенда, на дне Шайтан-озера расположен золотой храм, посвящённый богу Хануману, покровителю обезьян. Многие местные племена верят, что именно об этих местах идёт речь в древнем индийском эпосе “Рамаяна”, а великий Рама побывал и там, где сегодня расположены Пять озёр.

Вода в озере Шайтан считается «мёртвой» / etosibir.ru

Вода в озере Шайтан считается «мёртвой» / etosibir.ru

Знаменитая легенда о Томске

О городе Томске есть своя легенда. Сибиряки рассказывают, что некогда за девятью горами жил народ, опоясанный мечом, во главе которого стоял суровый хан Таян. Он сумел завоевать множество земель, а людей на покорённых территориях сделал своими подданными.

Одни любили хана, другие боялись, а третьи – ненавидели. Среди последних был и пастух Ушай, родина которого была разорена Таяном. Всё своё время пастух проводил за выпасом лошадей, которых очень любил. Он не помнил своих родителей, погубленных Таяном, не имел дома, а жил под открытым небом. Хан также не был счастлив. У него было множество жён, однако ни от одной из них не родился сын-наследник. Всех своих женщин Таян велел живыми закопать в землю.

Убив всех своих жён, хан сохранил жизнь лишь одной красавице Томе / ©Châu Nguyễn / artstation.com

Убив всех своих жён, хан сохранил жизнь лишь одной красавице Томе / ©Châu Nguyễn / artstation.com

Сохранил жизнь лишь одной красавице Томе, которую заточил во дворце. Путь к этой роскошной тюрьме знали лишь горные орлы и хан. Таян требовал от жены родить ему сына – в ином случае грозил ей расправой.

Когда в очередной раз Таян отправился во дворец Томы, его выследил Ушай. Пройти по горам пастуху помог его верный конь Эрдине (имя переводится как “Драгоценный”). Когда Таян уснул, Ушай вошёл в прекрасный дом на вершине горы. Навстречу ему вышла Тома, потрясённая видом гостя в своей обители. Юноша, стоявший перед ней, был облачён в одежды бедняка, однако выглядел богатырём.

Гость спросил у девушки, кто она, и та назвала своё имя. Тома рассказала, что является пленницей Таяна, что держит её в этом замке-тюрьме. Ушай же объяснил ей, что всё его племя было истреблено жестоким ханом, убиты все родные, а потому он хочет поквитаться с ним. Чем дольше они разговаривали, тем ближе становились их сердца. Однако их беседу нарушил сам Таян. Проснувшись, он услышал голоса и, увидев Ушая, впал в ярость.

Река Томь в своём имени несёт память о красавице Томе / © Владимир Деньгуб / photocentra.ru

Река Томь в своём имени несёт память о красавице Томе / © Владимир Деньгуб / photocentra.ru

Тогда началась битва пастуха и хана. Отчаянно сражался вместе с хозяином верный Эрдине, но сила и могущество Таяна превосходили возможности Ушая. Используя чары и налетев на всадника, хан рассёк его тело на множество частей. Участь хозяина разделил и его конь.

Хлынувшая из ран кровь обратилась в быструю реку. Узнав о гибели возлюбленного, Тома принялась плакать. Из её глаз вырвался поток слёз, который соединился с рекой. Там, где два течения слились, появилась Томская крепость, которую сегодня называют Томском.

Там, где два течения слились, была построена Томская крепость / © Н.М.Петров / news.vtomske.ru

Там, где два течения слились, была построена Томская крепость / © Н.М.Петров / news.vtomske.ru

Куренги и “живые” лыжи

Народы Сибири помнят сказки о странных людях, что некогда проживали на их землях. Называли их куренгами, а происхождение их было родственным горным духам. Внешне куренги напоминали обычных людей, однако кожа их была очень смуглой, покрытой волосами, а глаза горели ярко-красным цветом.

Куренги славились как превосходные охотники, что неудивительно – у них были быстроходные лыжи, что могли сами мчать человека в заданном направлении. Никто из людей не смог бы опередить куренга на лыжах.

Нередко куренги выходили на охоту вместе с людьми. Однажды обыкновенный охотник после долгого преследования нашёл на дороге убитую козу, что умерла от раны. Вскоре к нему подошёл куренг и, по обычаю того времени, человек отдал ему добычу. Куренг же съел козу в один присест.

Никто из людей не смог бы опередить куренга на лыжах Вяйне Хамяляйнен «Лыжная охота на лося», 1902 год

Никто из людей не смог бы опередить куренга на лыжах
Вяйне Хамяляйнен «Лыжная охота на лося», 1902 год

Поняв, что перед ним хороший охотник, куренг предложил человеку охотиться вместе. Охотник должен был выслеживать дичь днём, куренг – ночью. Став соратниками, они часто общались на самые разные темы. Конечно, человеку было интересно, в чём заключается сила его товарища. Куренг объяснил, что свои лыжи он призывает звуком “ююк”, после чего те слушаются его.

Однажды вечером, когда куренг уснул, охотник вышел из жилища и подозвал лыжи. Те сами подъехали к нему и, надев их на ноги, человек поехал в своё селение. Увы, он забыл спросить очень важную вещь у куренга.

Уже подъезжая к родному дому, охотник понял, что не может остановить лыжи. Тогда он вонзил в них нож. Из дерева хлынула кровь, ведь лыжи были живыми. Они погибли от руки охотника, а через некоторое время все куренги были заперты в Саянских горах Верховным творцом.

Если бы был известен секрет остановки волшебных лыж, охотник сумел бы сохранить их, а люди стали бы изготавливать этот чудесный транспорт. Но, к сожалению, куренги так и унесли с собой эту тайну.

Куренги были заперты в Саянских горах Верховным творцом / © Daniel Beilinson / flickr.com

Куренги были заперты в Саянских горах Верховным творцом / © Daniel Beilinson / flickr.com

Столбы Красноярска

Удивительным местом Сибири являются Красноярские Столбы. Они представляют собой скалы причудливой формы, происхождение которых породило массу легенд.

Местные жители сравнивали их с животными, птицами или людьми, давая красноречивые названия – Ворон, Гриф, Верблюд. Как гласят предания, своенравный царь Енисей, проживавший в этих краях, разгневался на своих дочерей. Их он обратил в реки Базаиху и Лалетину, а женихов девушек вместе с их дружинами сделал высокими скалами.

В других сказаниях говорится, что столбы – это руины таинственного Города мёртвых или его обитатели. Дожидаясь своего часа, они замерли в облике камней, но придёт время, когда из каменных тел появятся мифические создания и люди.

Красноярские Столбы, скала Колокольня / © Георгий Пронькин / nat-geo.ru

Красноярские Столбы, скала Колокольня / © Георгий Пронькин / nat-geo.ru

Что бы ни говорили о Красноярских Столбах, это поистине необыкновенное место. Его особая энергетика чувствуется каждым, кто посещает окрестности. Интересно, что в прошлом веке участники революционных сходок написали на одном из столбов слово “Свобода”.

Когда блюстители порядка узнали об этом, их группа отправилась к столбу, чтобы стереть надпись. Однако никаких слов на столбах не было найдено. Тем не менее, и сегодня энтузиасты периодически обновляют старинную запись, причём всегда находят дорогу к нужному месту. Видимо, столбы и правда являются своего рода “живыми” созданиями, что способны вступать в отношения с окружающим миром.

Красноярские Столбы, скала Перья / © galpeko7 / photonomy.ru

Красноярские Столбы, скала Перья / © galpeko7 / photonomy.ru

Подземная страна и роковая чаша

Рассказывая о сибирских легендах, не могу не упомянуть предания о подземных городах и странах, что якобы находятся на хребте Ергаки, на территории Западного Саяна. Такие подземные обители называли духовным центром земли и, как верят многие народы, подобные цивилизации существовали в ряде регионов Индии, Монголии, на Дальнем Востоке. В Сибири подземную страну, о которой известно лишь из мифов, называли Агарти.

Как считает польский исследователь Антон Оссендоевский, по приблизительным координатам, поданным в старинных источниках, можно предположить, что подземные города Сибири находятся на территории Западного Саяна. Как гласит предание, некоторые люди знают о входе в чудесный мир, находящийся под землёй, однако говорить об этом строго запрещено – так можно накликать беду на весь свой род.

Неужели и правда кто-то видел эти таинственные города из легенд? Не менее опасным и притягательным предметом является мифическая Бронзовая чаша, что стоит на одной из гор в верховьях Енисея. Как считают тувинцы, тот, кто даже мельком увидит это сокровище, обретёт массу бед. Одна из легенд утверждает, что чаша установлена над могилой Чингисхана. Это кажется не слишком правдоподобным, но ведь могила великого монгольского завоевателя до сих пор так и не найдена.

Мифическая Бронзовая чаша стоит на одной из гор в верховьях Енисея / © Алексей Сим / fotoshkola.net

Мифическая Бронзовая чаша стоит на одной из гор в верховьях Енисея / © Алексей Сим / fotoshkola.net

Легенды Сибири я бы назвала одним из главных сокровищ фольклора России. В них раскрывается бескрайний мир поверий и преданий, связанных с известными местами. Благодаря им можно лучше узнать культуру и историю самых разных сибирских народов, а изучение географии и вовсе покажется необычным и увлекательным. Именно поэтому знакомиться с преданиями о родном крае, своей стране стоит представителям самых разных поколений.

На обложке: «Сибирский пейзаж» / © Ev La / photoclub.by

ГАЛЕРЕИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ И ФОТОГРАФИЙ

Галерея II Международного конкурса иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами детей» (сказки Сибири)

11 лет

11449

17565

10354

15832

10289

17208

11442

12170

17142

11467

11103

10408

10288

13266

17580

10291

12239

17744

18187

16383

17191

8458

10932

12132

10357

11473

11542

16204

9724

15896

16014

11006

11005

10935

13233

10927

12172

12320

15824

13229

10882

13235

13240

18178

11455

16243

10925

12334

18174

8038

16153

11096

16015

11065

16899

17189

13250

9777

14037

17736

10280

17610

13237

14701

12758

14634

17461

11802

13844

18189

16230

17749

9702

9680

11062

10902

8467

18091

11028

11011

17630

17779

11003

15831

14038

11427

17591

18121

16032

8231

9728

18183

16186

8039

16031

10928

9678

12393

12387

17204

17981

17186

17628

12323

14434

10363

12076

10961

17145

12146

8021

12112

11094

16179

11086

12232

16025

12236

12251

15987

11014

10742

10422

16225

14698

9785

10325

7511

17417

17975

13199

10394

14349

16731

10414

13697

10881

15895

16945

13117

11009

16000

14436

7618

17350

16043

9773

7616

8290

17711

10427

18084

10420

16293

17352

14631

8719

17889

13113

10447

10036

14694

14695

16743

16714

13818

10430

17135

13417

17536

10923

16322

12296

10312

18076

10971

8845

9219

13089

12347

11059

11001

17342

11460

10947

17471

11008

17718

12077

9714

15892

10152

12314

13220

10970

10960

13283

13284

10885

14485

9775

17979

16304

8903

9797

16231

17478

12179

16721

8881

11010

12759

12435

17375

17625

12392

8540

8332

12367

12171

17358

12174

8436

11074

16182

16045

11091

12234

16046

18085

17784

13840

13152

16716

16712

9790

14348

13779

15948

16702

15868

14647

10880

15891

14693

13274

14652

18062

18069

16912

10322

16948

15910

9222

9730

17726

11539

10353

11800

11801

17725

17476

18166

17547

18153

17515

11088

17586

10883

17597

17670

17645

8835

8879

11007

11515

8898

17465

16210

15964

12293

13245

15897

16366

15829

14700

17175

15969

14440

14380

14290

16738

13780

16906

16905

16749

16726

12278

15912

16018

16335

12101

16331

16035

12105

17334

16048

16033

16312

16307

16057

17733

14372

15971

12086

13379

17717

18184

18086

8450

10316

15976

14625

14626

17978

14679

16710

8729

16326

15919

8849

8855

14609

17683

17720

11084

17484

13243

17560

17202

12299

11093

12108

12279

17523

11052

17529

11027

11018

17518

17093

14685

15903

11083

14644

12273

15908

17647

17654

13850

17695

17723

12214

13406

13328

17418

7735

7737

16257

18079

16150

8459

8726

11100

11521

11101

17531

8871

12131

17673

15872

18046

15826

16852

13847

17678

17815

13092

18083

16256

13142

13102

17508

11547

13391

13402

13380

13161

10895

11803

11793

11536

11811

8734

10355

13098

17105

9107

10997

17185

17571

13104

17731

12413

10968

17652

Внеклассное
занятие для обучающихся 1-4 классов.

Выполнила
работу Мохнаткина Светлана Владимировна —  воспитатель ОГСКОУ  СКОШ № 1,  г.
Усолье-Сибирское,  Иркутской области.

Тема: Сказки малой Родины

Цели:
познакомить детей со сказками,  легендами народов, живущих на земле Иркутской;
воспитывать любовь к Родине; учить любить, беречь природу; развивать желание
познавать окружающий мир.

Задачи:

Ø Воспитывать
чувство любви к родному краю;

Ø Развивать
эстетическое видение родной природы и  творческое воображение детей;

Ø Способствовать
формированию умения выражать свои чувства, впечатления  от увиденного;

Ø Содействовать
эмоционально – эстетическому развитию детей средствами комплексного воздействия
изобразительного искусства, музыки и литературы.

Ø Предварительная
работа:

Ø Чтение
журнала «Сибирячок», сказок, рассматривание фотографий, поездка на озеро
Байкал, рисунки о родном крае, обследование камней.

Организация класса.

На доске:    «Не любо – не слушай,   а
прослушал — намотай на ус»

«Сказка ложь, да в ней
намек — добрым молодцам урок»

(А. С. Пушкин )

                                                                         
                                                                                     

Сказки
малой Родины

Ход
занятия.

Ведущий: — Что такое Малая Родина? К нам в гости пришли девочка Нотка, Краска, Маска. Они приглашают нас в
сказку. Они пришли к
вам, чтоб помочь
вспомнить сказки, легенды.

Девочка Нотка принесла нам нотки.

Звучит музыка «Славное море — священный Байкал» — музыка
народная — Д. Давыдов. Ученик под музыку
читает
стихотворение (Дамба Жалсарев)

Та земля, где небо подпирают

Кряжистые кедры — старики,

Где в долинах долго не сгорают

Озорных саранок огоньки;

Та земля, где предков кровь
густая,

 Пламенеет в ягоде лесной

Где литою рожью прорастает

Тот, упавший на поле весной;

Та земля, где с детства даль
за далью

Я
прошел, проехал, проскакал,

Славным твоим именем Байкал!

2-ой
ученик:       
За что ты назван так —
Байкал?

Кто имя дал тебе впервые? Чей первый голос воспевал твои приволья буревые?

Слайды о Байкале.

Учитель:    Байкал
называют голубым сердцем Сибири это самое глубокое
в мире озеро. Байкал питают водой 336 рек, вытекает же из
нее лишь одна
Ангара Байкал — царство тайн, загадок и легенд. Специалисты считают, что этому озеру 20-25 миллионов лет. Но оно не
мелеет, а дно его все время опускается, что происходит только в океанах.

        
Какие
легенды, вы знаете о Байкале’? (Рассказы детей).

        
Откуда взялось название
Байкал? (Дети отвечают).

О Байкале
существует много легенд и преданий, принадлежащих разным народам. И среди них
есть предания, рассказывающие о его названии,
о том, как оно произошло. Послушайте одно из них.

«Бай
гал- Стоящий огонь».

«Здешние (баргузинские) буряты рассказывают, что задолго до этого (здесь) не было Байкала — моря, а была земля. Возможно, что имя
Бай гал значит Стоящий огонь, и предполагают, что огнедышащая гора, повалившись превратилась в воду образовав
большое море по
имени «Байгул.» (С. А. Гурулев «Что в
имени твоем, Байкал?»).

Разминка: Девочка Нотка предлагает нам отдохнуть. Представьте что мы приехали
на Байкал. Очень устали. Давайте закроем глаза, сядем удобно на камень и представим, что мы сидим на берегу озера (звучит
музыка, шумит Байкал, чайки кричат). Опустите руки в воду. Какая холодная вода! Попейте, вы уже устали, вам жарко, побрызгайте
на себя водичкой. Самая вкусная в мире вода! Полюбуйтесь Байкалом, как кругом
красиво! И т. д. (включаем музыку). Теперь откройте глаза, отдохнули,
работаем дальше.

Девочка
Краска приглашает вас в музей, где много картин, которые нарисовали художники
нашего класса. Девочка Краска знакомит 
детей с   рисунками детей по сказкам, легендам, проводит викторину по
рисункам.

—             Из какого это произведения? (5-6 рисунков). Дети
рассказывают,
что они видят на рисунках и к каким
сказкам, легендам они относятся.

Певцом Байкала называют иркутского художника Лебединского. Его работы можно увидеть в музеях города. Рассматривают картину  Озеро  Байкал. Скала Малая Колокольня в Бухте Песчаная 1840-1850

Обобщение: Русские люди живут в сибирских местах очень давно, со времен
покорения Сибири Ермаком. Тогда же началась здесь история русского фольклора —
устного народного творчества. О сказках русские говорили «Не любо — не
слушай, а прослушал намотай на ус». Та же мысль звучит в сказках А.С.
Пушкина «Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».
Сказки о живой природе это душа и совесть
народная, своей житейской мудрости на
каждый день. Они рассказывают
понятия о добре и зле, о красоте окружающего нас мира!

Девочка Маска
предлагает вам  выбрать лучшего рассказчика  сибирских сказок, но прежде чем рассказать, давайте вспомним сказки
каких народов вы
читали? (бурят, тувинцев, эвенков, якутов, шорцев,
манси,  тофаларов и т.д.)

Байкала-озера
сказки                            Наследие Сибирских народов

  Байкала-озера сказки Том I  разд.1 - i_001.jpg                                                                   

                       

«Лучший рассказчик»

                                      
— Кто  расскажет о Байкале сказку? (5 — 6 человек). (Победитель определяется по
аплодисментам детей, ему вручается памятная открытка с видом озера .Байкал).

                                   
«Кроссворд»

1.Пушной
зверёк сибирской тайги.   (белка)

2.Река,
на которой расположен наш город.   (Ангара)

3.Регион,
в котором мы живём. ( Восточная Сибирь)

4.Название
города.  который стоит на реке Ангара.  (Иркутск)

5.Дерево,
преобладающее в сибирской тайге.  (сосна)

6.Рыба,
которая в большом количестве водится в озере Байкал (омуль)

7.Прочтите
слово, которое получилось  под этой цифрой и придумайте своё задание к нему. 

5

2

6

4

3

1 Б 7

а

й

к

а

л

 «Лучший
чтец»

Прочитать
стихотворение про себя, потренироваться  читать выразительно. Лучшему чтецу
вручается памятная  открытка.  Стихи у каждого на столе

         
Лучами яркими залитый.

         
Блистая нежной бирюзой.

         
Спокоен был Байкал сердитый

         
В своей постели вековой.

         
Но вихрь рванул , сбежались тучи ,

         
И воздух полон серой мглы …

                                                                
И заходил Байкал могучий.

                                      
                          Вздымая пенные валы.

Слайды о постановке Иркутского областного театра
Юного Зрителя им. А. Вампилова, театра-студии «Театр Пилигримов», молодежного
ансамбля песни и танца «Улаалзай».

                                                                     Описание: http://cs10256.vk.me/u38878633/124672796/x_3f6953d8.jpg      

ИГРА
«Поле Чудес»
(выбираются 3
команды по 3 человека)

1. Как
прозвали красавицу голомянку её подружки за то, что она никогда не покидала дно моря?  Сказка «Голомянка»

СУРХАРБАН

2. Какой
летний праздник проводят в середине лета, на который каждый год приезжают на Байкал много народу.

Назвать сказку. (Ангарские
бусы).

3. Назвать
народ — автора сказок: «Огонёк и пчела», «Догадливая
выдра», «Два ручья». Что за огонёк в сказке? (Цветок — жарок)

Разминка Учитель показывает картинку (полянка, где растут много, много
жарков и предлагает детям отдохнуть на поляне, которая находится недалеко от
Байкала.) Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в лесу на полянке, где
цветут красивые жарки, располагайтесь,
можно лечь, (включается музыка, пение птиц, шум воды). Потрогайте руками жарок,
но рвать нельзя,
пока доедите домой, цветы повянут, а тут такая красота!
Послушайте,  как поют птицы! Вам приятно! Солнышко ласкает вас!

Игра
со зрителями.  
Девочка Маска продолжает
знакомить вас со сказками.

1
этюд.   
Выбегает   девочка   с  
бусами,    разбрасывает   их   (все
отгадывают из какой сказки, «Ангарские бусы»).

2
этюд.
Сыновья вышли на берег
Байкала, запустили в небо
пузыри. («Хвойная невеста»).

—                   На какую
русскую народную сказку похожа эта сказка.
(«Царевна-лягушка»).

Викторина
по сказкам. ‘
Кого выбрал в женихи для своей
красавицы-дочери Байкал? Назвать сказку. (Иркут «Чайки и красавица
Ангара», «Ангарские бусы»).

        
Почему львы не живут в Сибири?
(бурятская сказка).

        
В какой сказке девочку назвали
 Первушей,  мальчика Вторник и почему? («Агафьино счастье»).

Как называют хозяев воды,
земли, воздуха, охоты и т.д.

Девочка Буква приглашает
заглянуть в книжку.

Выборочное чтение:  Дети читают отрывки из прочитанных сказок,

все отгадывают
название сказки. 4-5 учеников

Учитель: 
Что узнали из сказок?  Чем понравились
сказки? Дети  зачитывают отзывы,  которые они написали  в тетрадях). Теперь послушайте   сказку,   которую   рассказала  
жительница   Иркутской
области г. Киренска Л.В. Белова, 60 лет.
«Падчерица» (в записи). На какую русскую народную сказку похожа эта
сказка? («Морозко», «Волшебная
игла»).

ИТОГ: Девочка Маска, Буква, Краска, Нотка благодарят вас за
урок.
Интересные сказки вы читали, (рекомендуют, что можно
ещё прочитать, знакомят с выставкой книг.)

Используемая литература:

1.Гусев О.К. Натуралист на Байкале. М., 1977.

2. Иркутск: Из прошлого в будущее/ Сост. А.М. Шастин.
Иркутск,1989.

3. Помыткин Б.А. Дочь Байкала – Ангара. М.,1961.

4. Полунина Н. Иркутская земля: через годы, через
расстояния… Путеводные рассказы/ Фотохудожник Г.Коробова. Иркутск: Изд – во
«Анком», 2007.

  • Легендарная математическая сказка о кубарике и томатике
  • Латаная перелатаная шуба как пишется
  • Ласточка и комар сказка народов сибири 3 класс
  • Ласкательная лексика в русских народных сказках примеры
  • Лажу по крышам как правильно пишется