На чтение 19 мин Просмотров 41.7к.
Обновлено 9 февраля, 2021
Проблема «Ответственность человека за свои поступки» — одна из самых актуальных проблем на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, поэтому для ее аргументации мы предлагаем своим уважаемым читателям аргументы из жизни и литературы, так как один из основных критериев оценивания – подтверждение собственного мнения по проблеме. Подобранные из разных источников аргументы помогут не только при написании сочинения-рассуждения на письменном экзамене по русскому языку, но и при написании итогового сочинения.
Содержание
- Проблема
- Отношение автора к проблеме
- Аргументы
- Синонимы к слову ответственность
- Синонимы к слову человек
- Синонимы к слову поступок
- Эпитеты к слову ответственность
- Эпитеты к слову человек
- Эпитеты к слову поступок
- Аргументы из литературы
- Аргументы из жизни
- Аргументы из народной мудрости
- Афоризмы
Проблема
Что такое ответственность и должен ли человек отвечать за свои поступки, принятые решения или сказанные слова?
Отношение автора к проблеме
Каждый человек, совершая какой-либо поступок, должен задумываться об ответственности, о том, что только он в ответе за результаты этого поступка.
Аргументы
- Ответственность – это понимание того, как поступки и решения человека отразятся на его дальнейшей жизни.
- Ответственность – одно из важнейших личностных качеств, которое должен развивать в себе каждый человек.
- Ответственность – это обязанность человека отвечать за свои слова, решения и поступки.
- Каждый человек должен отвечать за свои действия и поступки.
- К ответственности необходимо приучать ребенка с раннего детства.
- Ответственные люди – это люди с сильным характером и силой воли.
- Ответственные люди притягательны для окружающих, так как им можно довериться, на них можно положиться в любом деле.
- По ответственности можно определять социальную и нравственную зрелость человека.
Синонимы к слову ответственность
Обязательство, ручательство, серьезность, порука, важность, грех пополам, ответ, залог, поручительство, совесть, надежность, обязательность.
Синонимы к слову человек
Муж, лицо, особа, личность, индивид, персона, индивидуум, смертный, индивидуальность.
Синонимы к слову поступок
Выходка, дело, курбет, действие, конкретика, ход, карма, шаг, демарш, акт, проделка, акция, свершение, жест, художество, подвиг, деяние.
Эпитеты к слову ответственность
Дисциплинарная, исключительная, уголовная, имущественная, персональная, иная, ограниченная, глубокая, коллективная, субсидиарная, административная, судебная, солидарная, моральная, другая, единоличная, внутренняя, нравственная, настоящая, колоссальная, новая, юридическая, человеческая, индивидуальная, экономическая, тяжкая, иная, личная, духовная, этическая, общественная, материальная, главная, правовая, государственная, осознанная, человеческая, гражданская, экономическая, корпоративная, иная, взаимная, духовная, общественная, социальная, постоянная, непомерная, официальная, строгая, максимальная, громадная, собственная, повышенная, гигантская, родительская, подобная, партийная, реальная, непосильная, всеобщая, неограниченная, дополнительная, общая, финансовая, чудовищная, безмерная, определенная, должная, огромная, совместная, двойная, чрезвычайная, круговая, основная, суровая, страшная, глобальная, великая, историческая, политическая, большая, тяжелая, налоговая, высокая, полная, возможная, профессиональная, непосредственная, лишняя, особая, законная, прямая, немалая, равная, серьёзная.
Эпитеты к слову человек
Умный, глупый, вежливый, выносливый, правильный, светлый, талантливый, злой, суровый, грозный, ответственный, великодушный, благородный, безынициативный, высококвалифицированный, безгрешный, бездушный, молодой, старый, городской, сельский, светловолосый, кареглазый, безответственный, вредный, жадный, душевный, праведный, мужественный, самоотверженны, малодушный, простодушный, смелый, лицемерный, дикий, прекрасный, грубый, высоконравственный, безотказный, коммуникабельный, безобразный, непорядочный, подлый, нечистоплотный, своенравный, горячий, молчаливый, любимый, любящий, думающий, тактичный, темноволосый, осторожный, хитрый, бесхитростный, мудрый, справедливый, скользкий, длинноногий, угрюмый, улыбающийся, длинноволосый, эрудированный, обычный, эмоциональный, щедрый, застенчивый, задиристый, эгоистичный, неприступный, интересный, любвеобильный, благодарный, восторженный, прилежный, чарующий, эпатажный, волевой, свободолюбивый, агрессивный, увлеченный, недоступный.
Эпитеты к слову поступок
Бескорыстный, хулиганский, бесстрашный, худой, благовидный, стыдный (устар.), бестактный, благоразумный, скверный, благородный, глупый, рискованный, богоугодный (устар.), преступный, великодушный, предательский, высоконравственный, постыдный, героический, позорный, геройский, подлый, гражданский, пакостный (разг.), гуманный, непотребный (устар.), отвратительный, дурной, добрый, опрометчивый, осмотрительный, душеспасительный (г/стар.), низкий, замечательный, нечистоплотный, изумительный, нечестный, милосердный, непристойный, молодецкий (разг.), неприличный, мужественный, неприглядный, похвальный, непорядочный, праведный, некрасивый, превосходный, неблаговидный, прекрасный, мошеннический, разумный, мерзкий, рыцарский, лицемерный, самоотверженный, славный, коварный, смелый, злонамеренный (устар.), справедливый, жульнический, тактичный, честный, дикий, авантюристический, дерзкий, авантюрный, грязный, аморальный, грубый, антиобщественный, головотяпский (разг.), безнравственный, гнусный, безобразный, безответственный, вредный, безумный, вероломный, бесстыдный, бесчестный,
Аргументы из литературы
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Должен ли человек нести ответственность за свои поступки? Над этим вопросом не раз уже задумывалось не одно поколение людей, в том числе и писателей. Антуан де Сент-Экзюпери в сказке-повести «Маленький принц» тоже поднимает проблему ответственности человека за содеянное. Главный герой произведения – Маленький принц, совсем еще юное создание. Он живет на собственной планете, где у него есть три вулкана, два из которых действующие и на них очень удобно готовить пищу, а один потухший. Как и на некоторых других планетах, на планете Маленького принца росли полезные и вредные травы, а также простые скромные цветы, которые занимали совсем мало места. А однажды среди цветов из зернышка, неизвестно откуда взявшегося, появился росток, за которым герой очень зорко следил, так как боялся, что это какая-либо разновидность баобаба. Но опасения принца были напрасны: росток быстро перестал тянуться вверх и на нем появился бутон. Герой с нетерпением ждал появления чуда. Этим чудом стало появление розы, красивой, но капризной, гордой и очень обидчивой. Однако Маленький принц был не по годам мудрым и ответственным. Он сразу почувствовал, что теперь в ответе за свою удивительную гостью. Принц заботился о ней, поливал из лейки, укрывал от сквозняков, спасал от ночного холода. Герой чувствовал ответственность и за свой маленький мирок. Он терпеливо боролся с баобабами, которые могли нанести непоправимый вред: своими корнями разорвать небольшую планету Маленького принца на клочья. Чтобы не допустить этого, герой каждое утро тщательно выпалывал сорняки. Не забывал и о вулканах: регулярно чистил два действующих вулкана. У Маленького принца было правило, которого он постоянно придерживался. Каждое утро он вставал, умывался сам, а потом приводил в порядок свой дом. Ни разу герой не отступил от этого правила, потому что чувствовал огромную ответственность за свою планету, и за тех, кто на ней обитает. Таким образом, Антуан де Сент-Экзюпери утверждает, что ответственность – это ценное качество человека и воспитывается оно с самого детства.
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Человек всегда должен нести ответственность за свои поступки, действия и принятые решения. Об этом уже много раз говорили многие великие мыслители и классики мировой литературы, среди которых достойное место занимает Ф.М. Достоевский. В романе «Преступление и наказание» он описывает историю бедного петербургского студента Родиона Раскольникова, который совершил убийство знакомой старухи-процентщицы Алены Ивановны. Бесполезная, по мнению героя, старушка была вредна, жадна, эксплуатировала Лизавету, свою сестру, жившую с ней. Она никому не приносила пользы, хотя и могла помочь своими деньгами другим людям. Поэтому Раскольников решил убить Алену Ивановну, а на ее деньги помочь тем, кто нуждался в средствах. К числу таких людей он относил себя, свою мать, сестру и Мармеладовых. Убийство он тщательно запланировал, просчитал все до мельчайших деталей, однако, как считает автор, убийство нельзя рассчитать, поэтому вместе с процентщицей он убивает и Лизавету, ставшую свидетелем преступления. Ни одно злодеяние не должно остаться безнаказанным, так как ни один человек не вправе решать судьбу другого человека, не вправе судить, должен этот человек жить или умереть. Понимание этой истины приходит к Раскольникову через мучения и страдания. Он не может воспользоваться деньгами убитой, не в силах прекратить муки совести. Душа его страдает. Благодаря Соне Мармеладовой он приобщается к Библии, обдумывает свой поступок и берет на себя ответственность за содеянное. Сначала он выходит на перекресток к народу, просит у него прощение, а потом идет в полицейский участок и признается в преступлении, чтобы ответить за него и очистить свою совесть.
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Ответственность – это тяжелое испытание, которое ложится на плечи человека, поэтому не всем эта ноша по силам. Ответственными могут быть только люди внутренне сильные, стойкие. Трусливый, слабый человек, не способный принять решение, чаще старается избежать ответственности или переложить ее на плечи других. В таком невыгодном свете предстает перед читателями Понтий Пилат, герой известного романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». По долгу службы пятому прокуратору Иудеи пришлось решать вопрос казни преступников, среди которых был Иешуа Га-Ноцри, странствующий философ. Допрашивая его, Понтий Пилат узнал много интересного об Иешуа. Например, что он человек милосердный и бескорыстный, для него все люди добрые, он для всех открыт сердцем. Га-Ноцри умен, он знает несколько языков, умеет рассуждать, в его словах нет ни капли хитрости и лести. Он умеет определять настроение человека, как тонкий психолог, по движению руки и выражению лица сумел определить тайные желания прокуратора, избавил его от головной боли. Понтий Пилат проникся уважением и теплыми чувствами к молодому философу и желал бы его оправдать, спасти от казни. Однако игемон переживает за те блага, которые у него есть: богатство, власть, репутация. Не желая терять их, он перекладывает ответственность за решение судьбы Иешуа на Синедрион. Но, к его великому сожалению, члены Синедриона приняли решение не в пользу странствующего философа, поэтому Иешуа казнили, как опасного преступника. Понтий Пилат много раз потом жалел, что смалодушничал, не взял ответственность на себя, не нашел в себе силы принять правильное решение. Около двух тысяч лет Понтий Пилат возвращался в своих снах и мечтах к Иешуа Га-Ноцри и разговаривал с ним, так как чувствовал, что тогда, при их первой и последней встрече, они о чем-то не договорили. Его история убеждает нас, что очень часто от нашей ответственности зависит не только наша собственная судьба и душевное состояние, но и судьба других людей.
- М. Горький «Старуха Изергиль». Писателя Максима Горького всегда интересовали актуальные проблемы современного для него общества, поэтому в своих произведениях он не раз поднимал вопросы доброты, милосердия, равенства, свободы, а также ответственности человека за свои поступки. Великий писатель 20-го столетия считал, что независимо от своего статуса в обществе, возраста, каждый человек должен нести ответ за то, что он делает, говорит, какие решения принимает. Эту проблему он поднимает в рассказе «Старуха Изергиль». Первая часть этого произведения – «Легенда о Ларре». Увидев темные тени, старуха-рассказчица вспоминает легенду о происхождении этих теней и делится ею с автором. Давным-давно на земле жило племя, откуда однажды орел унес одну из самых красивых девушек в горы и назвал ее своей женой. Через двадцать лет она вернулась к родным, так как орел постарел и умер. Но вернулась не одна, а с молодым, сильным красавцем, которого называла сыном. Юноша был таким же, как все юноши в племени, только слишком гордым и эгоистичным. Однажды убил девушку, которая осмелилась его оттолкнуть, когда он подошел к ней и хотел увести. Убийство произошло на глазах у всего племени, поэтому такого дерзкого и жестокого поступка ему не могли простить. По законам племени человек, совершивший преступление, должен нести за него ответ. Брать ответственность за совершенное юноша не спешил, однако старейшины после долгих раздумий решили, что наказание в его гордыне, которая в конце концов погубит своего хозяина. Так и случилось. От Ларры отвернулись все люди племени, с ним не разговаривали, ничем не делились. Тогда юноша захотел умереть, но Боги лишили его даже этого, и за годы скитаний он превратился в тень. М. Горький в произведении «Старуха Изергиль» утверждает, что каждый человек должен быть ответственным за свои поступки и деяния. Безответственные люди отталкивают от себя, им не доверяют.
- Ю. Рытхэу «Когда киты уходят». Все, что происходит на земле, исходит от человека, который называет себя царем природы. Войны, катастрофы, экологические проблемы – все это дело его рук и мозга. И если человек в ближайшее время не одумается и не возьмет ответственность за все на себя, то планета может погибнуть. Об этом повествует Юрий Рытхэу в повести «Когда киты уходят». В основе произведения лежит легенда о появлении рода человеческого на земле, о тесной связи природы и человека. Легенда гласит, что однажды прекрасная Нау встретила юношу Рэу, который на самом деле был китом, но, влюбившись в девушку, превратился в человека. Они стали мужем и женой, а потом у них родились дети: китята и младенцы. Одни росли в море, а другие – на суше. Но и морские, и земные дети были братьями и сестрами. Рэу постарел и умер, и только старая Нау рассказывала новым поколениям о том, как появился их род, о том, что киты и люди — родные братья и сестры, дети одной матери, поэтому люди должны беречь животных, защищать их, уважать друг друга, иначе человеческая жадность погубит самих людей. Но к рассуждениям больной старухи уже никто не прислушивался, а когда не стало моржей и нерпы, в голодный год люди, чтобы спасти себя, все же убили огромного кита, и тогда же умерла старая Нау, которая не успела договорить перед смертью о чем-то важном. Когда утром пришли за тушей кита на берег, то увидели вместо него мертвого человека, черные волосы которого перебирали волны. И на пустынной глади моря не было видно ни одного китового фонтана. Киты ушли, то есть случилось то, о чем предупреждала старая Нау. Но человек не захотел взять на себя ответственность за судьбу природы и свою судьбу, не смог укротить свою жадность и ненасытность, поэтому случилась большая беда. Таким образом, писатель утверждает, что человек должен быть в ответе за все живое на Земле, потому что от этого зависит и его жизнь.
- М.А. Булгаков «Собачье сердце». Каждый человек в течение жизни совершает различные поступки, действия, принимает решения. Он чаще действует согласно своим предпочтениям, интересам, своему мнению, но всякий раз он должен отвечать за последствия своих поступков, потому что от его ответственности и осторожности порой зависит судьба многих людей. Об этом рассуждает русский писатель М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Профессор Преображенский проводит уникальную операцию по пересадке семенных желез и гипофиза человека бродячему псу Шарику. В результате эксперимента на свет появляется страшное и злобное существо – Шариков. Постепенно пес начинает превращаться в человека и с каждым днем он все больше напоминает своего донора – пьяницу и вора Клима Чугункина. Шариков становится все более уверенным, наглым, развязным. В нем нет ни капли культуры: он может нахамить, ругаться матом, нисколько не стыдясь этого, агрессивно реагирует на соседских кошек, душит их, срывает краны, мусорит, пугает на лестнице людей, а одну даму даже укусил. Достается от него и профессору Преображенскому. Благодаря помощи и поддержке домкома Швондера, Шариков получил документы, устроился на работу, а потом привел в дом к профессору невесту и потребовал освободить им часть жилплощади. Ученый понимает, что Шариков – результат его эксперимента, поэтому он, как профессор, виноват в том, что Полиграф Полиграфович получился именно таким. Преображенский берет на себя ответственность и исправляет свою ошибку с помощью другой операции, в результате которой Шариков превращается обратно в Шарика. Таким образом, М.А. Булгаков считает, что любой человек, особенно ученый, ответственен за результат своих поступков, своего труда.
Аргументы из жизни
- Русские женщины – существа уникальные. Они могут быть мягкими, добрыми, сострадательными, но если потребуется, они способны взять на себя ответственность, проявить твердость характера, быть целеустремленными и стойкими. Героиня моего рассказа – верная жена, любящая мать, хорошая соседка, сестра, дочь, ценный и порядочный работник. Все было в ее жизни замечательно, не за что жаловаться Богу, казалось, так будет всегда. Но у жизни свои планы. В тот роковой день Светлана Сергеевна узнала о смерти сестры Веры и ее мужа в страшной автомобильной аварии. Легковой автомобиль, в котором они ехали, попал под многотонный КАМАЗ, поэтому шансов выжить ни у кого не было. У пары осталось трое несовершеннолетних детей. Нужно было решить их судьбу. Отдать любимых племянников в интернат Светлана Сергеевна не могла, тогда не знала бы, как смотреть им в глаза. Для детей, привыкших к любви, ласке, заботе и достатку, жизнь в интернате стала бы большим испытанием, которое, возможно, изменило бы их характеры и судьбы. Но Светлана Сергеевна решила иначе. Она, поговорив с мужем, обсудив с ним все, взяла ответственность за детей погибшей сестры на себя, оформила опекунство. Нужно сказать, что с воспитанием она справилась: всех выучила, выучила. Сейчас, когда уже прошло много лет, племянницы замужем, племянник женат. Но как и раньше все они при любой возможности спешат к Светлане Сергеевне, считая ее дом родительским, а ее саму – самой доброй и заботливой мамой. Однажды взяв за себя ответственность за судьбу детей, женщина ни разу не пожалела об этом, никогда не жаловалась на трудности, а это говорит о том, что она сильный и стойкий человек, потому что только такие люди не боятся ответственности за свои поступки и никогда не перекладывают ее на других.
Аргументы из народной мудрости
- «Рука согрешит, а голова в ответе», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что даже если у человека согрешат руки, отвечать за содеянное будет голова.
- «Чего недосмотришь, за то и ответишь», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что если случится какое-то недоброе дело по недосмотру, то и за это придется отвечать головой.
- «За руку отвечает голова, за подчиненного — начальник», — так говорится в русской пословице об ответственности. Русский народ утверждал, что за руку отвечает голова человека, а за подчиненного несет ответственность начальник.
- «Кто в деле, тот и в ответе», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что все люди, которые заняты общим делом, несут ответственность за него в одинаковой степени.
- «Незнание ответственности не снимает», — справедливо отмечал русский народ в пословице. Наши предки говорили, что незнание не является причиной для снятия ответственности с человека.
- «Хорошо жить в почете, да ответ велик», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду то, что человеку, наделенному почетом, жить хорошо, но он несет большую ответственность, спрос с него велик.
- «Кто в чем сплошает, за то и отвечает», — так рассуждали наши предки. Они утверждали, что каждый человек отвечает за то, в чем проявил оплошность, совершил ошибку.
- «Кто заварил, тот и расхлебывает», — утверждает русская пословица. Она имеет в виду то, что в любом деле за результат отвечает тот, кто начал это дело.
- «Взялся за гуж — не говори, что не дюж», — говорится в русской пословице. Она советует не отказываться от ответственности тогда, когда уже стал участником какого-либо дела.
- «Отвечай за то, что сам совершил», — справедливо говорится в русской пословице. В ней имеется в виду то, что каждый человек должен отвечать за свои ошибки и оплошности.
Афоризмы
- «Мы не одиноки в мире и что бы мы ни делали, мы в ответе за происходящее с другими», — утверждал первый французский философ-экзистенциалист, драматург, театральный и музыкальный критик Габриэль Оноре Марсель. По его мнению, люди в мире не одиноки, и чем бы каждый из нас ни занимался, мы несем ответственность за то, что происходит с другими, ведь в этом происходящем есть и наша вина или заслуга.
- «На людей, чьи поступки зависят от настроения, нельзя возлагать никакой серьезной ответственности», — считал австрийский писатель, драматург и журналист Стефан Цвейг. Он утверждал, что нельзя полагаться на тех людей, чьи поступки продиктованы настроением. Такие люди не заслуживают доверия и чаще всего являются безответственными.
- «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё», — считал русский писатель, мыслитель, философ и публицист Федор Михайлович Достоевский. По мнению классика русской литературы, каждый человек должен нести ответственность за всех людей, перед всеми и за все.
- «Человек может поступать как ему угодно, если он согласен нести за это ответственность», — утверждал английский писатель Сомерсет Моэм. По его мнению, человек свободен поступать так, как ему заблагорассудится, но только в том случае, если готов взять за это ответственность.
- «Вылечив подбитое крыло коршуна, становишься ответственным за его когти», — говорил французский писатель, поэт, прозаик и публицист Виктор Гюго. По мнению классика, человек, который вылечит крыло коршуна, автоматически становится ответственным за его когти.
- «Изнуряет не работа, а ответственность», — писал первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк. Он утверждал, что в любом деле тяжелее всего не сама работа, а степень ответственности.
- «Чем сильнее чувство ответственности, тем слабей жажда власти», — писал известный польский политик Стефан Гарчиньский. Он считал, что ответственный человек меньше других рвется к власти, так как понимает степень ответственности.
- «Всякий человек, превосходящий других по интеллекту и нравственным качествам, помимо своей воли или желания отвечает за других», — говорил французский писатель, классик приключенческой литературы Жюль Верн. Он считал, что человек, который отличается от других умом и нравственными качествами, всегда чувствует ответственность за других людей.
- «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить», — утверждал британский писатель, публицист, историк и философ Томас Карлейль. Он считал, что все, с чем сталкивается человек на этой земле, требует от него проявления ответственности и исполнения долга.
- «Цена величия — это ответственность за каждую свою мысль», — говорил британский общественный и политический деятель, один из премьер-министров Уинстон Черчилль. Он утверждал, что быть великим человеком – это значит отвечать не только за свои поступки и решения, но и за каждую свою мысль.
Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Ответственность
Разобрав многие тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, мы обозначили те проблемы, которые встречаются в них чаще всего. К каждой из них вы найдете подходящий по смыслу литературный аргумент. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка расположена в конце статьи.
Содержание:
- 1 Ответственность за свои поступки
- 2 Безответственность
- 3 Воспитание чувства ответственности
- 4 Проблема осознания ответственности
- 5 Ответственность за других людей
- 6 Профессиональная ответственность
- 7 Ответственность за животных
Ответственность за свои поступки
- Осознать меру ответственности за свой эксперимент пришлось профессору Преображенскому из повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Герой получает неожиданный результат – превращение собаки в человека. Несомненно, сначала Филипп Филиппович обрадовался такому исходу событий, потому что это было открытием в сфере науки и медицины. Однако позже Преображенский понимает, что нельзя идти против природы, а существо, которое он создал, нельзя в полной мере назвать человеком. Герой полностью берет на себя ответственность за результат эксперимента. Для того, чтобы загладить свою вину, он возвращает собаку в прежний вид.
- В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев чувствует ответственность за свои поступки, потому что не хочет изменять своим принципам. Он помнит наставления своего отца: «Береги честь смолоду». Даже будучи эмоциональным и азартным юношей в начале повествования, Гринев старается сначала думать, просчитывать последствия, а уже потом действовать. Это касается отношений с Машей и друзьями, слугой Савельичем и недругами. К примеру, между спасением человеческой жизни и повиновением приказу он выбирает первое, отправляясь на выручку к Марье. Он спас девушку, но загубил военную карьеру и попал под арест. Он знал, что рискует, но все же предпочел выручить героиню ценой собственного положения в обществе и даже жизни, если бы она не уговорила императрицу пощадить его. Так, главный герой повести чувствует ответственность за все свои поступки, поэтому и выходит из всех ситуаций победителем.
Безответственность
- В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» повествуется о несчастной девушке, которая покончила с собой из-за неразделенной любви. Предметом ее восхищения был привлекательный молодой человек по имени Эраст. Несмотря на то, что он вел себя довольно эгоистично, после смерти Лизы он жалеет о том, что не был рядом с ней и не смог предотвратить ее смерть. Ему не хватило смелости выбрать настоящую любовь, вместо этого он предпочел женитьбу на богатой даме, ведь из-за тяги к роскоши и праздности он порядком обеднел. Все эти безнравственные поступки (предательство Лизы, брак по расчету) были следствием его безответственности, разрушившей жизни других людей.
- О несовершенных поступках жалеет и Евгений Онегин из одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. В молодости он слишком жестоко поступил с юной и наивной Татьяной, которая доверила ему свои чувства. Последующие годы он лишь развлекался в кругу высшего общества, но так и не нашел девушку, которая стала бы ему по-настоящему близка. Лишь после многих лет он понял, как ошибался в юности, каким эгоистичным и несерьезным он был. В финале он чувствует вину за то, что не отнесся к Татьяне с большим вниманием, и ответственность за то, что лишил счастья и ее, и себя.
Воспитание чувства ответственности
- Николая Ростова, героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», можно назвать юношей, потому что в начале произведения персонаж описывается как студент лет двадцати. В одном из эпизодов романа Николай дает отцу обещание не играть в карты, однако вскоре проигрывает крупную сумму. Несмотря на то, что герою было стыдно признаваться в содеянном, он нашел в себе силы взять на себя ответственность и рассказать о нарушении обещания отцу. Пройдя через позор и чувство вины, он повзрослел и осознал, что должен отвечать за свои поступки.
- Николенька, главный герой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», как и все подростки – максималист. Он постоянно анализирует свои поступки и поступки окружающих. Конечно, в период формирования характера героя был и пример того, как он проявил смелость. Можно сказать, что он взял на себя ответственность стать хорошим человеком, когда составил «Правила жизни» и пообещал себе никогда не отступать от своих принципов. Он видел, что многих его ровесников волнуют лишь мимолетные радости, но Николенька хотел быть более серьезным. Поэтому он принял решение расписать правила, по которым будет играть всю жизнь. Так он воспитывал в себе нравственные качества и достиг успеха.
Проблема осознания ответственности
- Проблема осознания ответственности прослеживается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на протяжении всего произведения. Главный герой убивает старушку-процентщицу, затем долго мучается от укора совести и боязни разоблачения, но в итоге берет на себя ответственность за свое преступление. Однако уголовная ответственность не так важна для персонажа. На первый план выходят его внутренние переживания, муки совести. В конце романа Раскольников исповедуется, рассказывает об ужасном преступлении Соне, чтобы избавиться от одиночного заключения своих мыслей. Но только в эпилоге он полностью осознает случившееся и взваливает на себя свой крест.
- Понтию Пилату, герою романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», ничего не угрожало, он мог вершить суд по собственному желанию и оставаться безнаказанным. Однако ответственность не только может навязываться другими людьми, она также гложет человека изнутри. Так, Пилат, почувствовав себя главным властителем чужих судеб, совершает ошибку, приказав казнить Иешуа. После его смерти прокуратор понял, что отдал такой приказ не потому, что Иешуа был действительно виновен, а только потому, что он не понравился лично Пилату своим свободомыслием. Кроме того, решение о распятии Иешуа одобрили другие чиновники города, а римский ставленник не хотел обострять отношения с местной властью. Но ответственность за убийство невинного человека не отпускала Пилата, не давала ему спать, даже вызывала недуги. В наказание он получил бессмертие и тысячи лет подряд осознавал свою вину, мучаясь и жалея о том решении.
Ответственность за других людей
- Ответственность за общество чувствовал лирический герой стихотворения А. С. Пушкина «Пророк». Он уверен, что Бог наградил его возможностью выполнять важную миссию – «глаголом жечь сердца людей». Будучи пророком, творец уже несет ответственность не только за свои поступки, но и за весь народ. Таким острым чувством ответственности должен обладать каждый человек, который обретает призвание во взаимодействии с людьми.
- Большую ответственность на себя взял главный герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», решив приютить сироту Ванюшку. Андрей Соколов, который, казалось бы, потерял на войне весь смысл жизни, проникается чувствами и решает помочь мальчику, представляясь его отцом. Несмотря на то, что забота о ком-то была необходима и самому Соколову, главным персонажем, который нуждается в помощи, является Ваня. Мужчина взял ответственность за мальчика, за все его будущее. Именно так советский народ взял на себя отстаивание мира во Второй мировой войне.
- В рассказе А. И. Куприна «Куст сирени» Николай случайно поставил кляксу на чертеж, но уверил профессора, что это куст. Однако экзамены герой все равно провалил. Его верная жена Вера, чувствуя ответственность за благополучие семьи, посадила сирень на указанном на чертеже месте. Так, Вера помогла Николаю решить его проблемы, вернула ему уверенность в себе. Такой вид ответственности за общее дело – основа семьи.
Профессиональная ответственность
- В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» все герои заняты чем угодно, только не своими прямыми обязанностями. Приказчик занимается пустой болтовней с генералом, который вообще не соответствует свой должности, будучи трусливым и ведомым человеком. Чиновник же и вовсе примеряет на себя маску знахаря и заговаривает зубы. Все эти люди не чувствуют себя частью чего-то важного, не имеют призвания, поэтому их жизнь смешна и пуста. Автор дает понять, что на Руси не будет порядка, пока каждый из нас не научится нести ответственность за свое дело. Из всех персонажей только врач ведет себя достойно, потому что ощущает профессиональный долг и выполняет его.
- В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» герой хочет стать профессором, поэтому стремится в Москву. У него действительно талант к изучению наук, но, прежде чем его реализовать, он женится на Наташе, скромной и тихой особе. Однако после заключения брака женщина берет бразды правления в свои руки, и Андрей теряет контроль над своей судьбой. Он довольствуется скучной должностью в уездном городе, потому что семью нужно обеспечивать, а жене нужно все больше и больше с каждым днем. К сожалению, герою не хватило ответственности, чтобы служить по призванию. Пытаясь получить все и сразу, он навек простился с профессией своей мечты.
- В произведении А. П. Чехова «Ионыч» герой стал врачом по призванию. Однако претерпев разочарование в любви, он стал черствым, меркантильным и скучным обывателем, забыв о своей священной миссии. Амбициозный юноша Дмитрий Старцев деградировал и стал всего лишь толстым мещанином Ионычем, который коротает рутинные дни, чтобы скорее добраться до карточного стола, сытного ужина и емкости с алкоголем. Этот человек тоже повел себя безответственно, взявшись, не будучи способным, за то, что требует от людей полной самоотдачи.
Ответственность за животных
- В рассказе Леонида Андреева «Кусака» люди приручили бездомную собаку, которая поселилась на их даче. Сначала животное никому не доверяло, кусалась и дичилась на детей. Это объяснимо поведением ее бывших хозяев, которые бросили ее, а один человек даже ударил собаку. Однако новые друзья растопили лед в ее сердце. К концу дачного сезона Кусака стала ручной. Но ее бросили вновь, в городе не было места собаке, и она снова осталась в одиночестве. К сожалению, не все люди способны нести ответственность за тех, кого приручили, и из-за этого животные дичают, образуя проблему бездомных собак. Именно такие «хозяева» повинны в том, что несчастные псы болеют и голодают, устрашая прохожих на улицах.
- В произведении И. С. Тургенева «Му-му» дворник Герасим спасает щенка из воды и приручает. Из него выросла преданная и веселая собачка, которая всюду сопровождала хозяина. Однако крепостной крестьянин также находится у хозяйки, поэтому не может нести ответственность за животное. Когда барыня отдала приказ избавиться от Му-му, Герасиму пришлось ее утопить. Он не хотел бросать собаку, доставлять ей боль, поэтому просто убил ее. Но после этого он самовольно ушел в деревню, закрылся в себе и никогда не заводил домашних животных.
Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ
Автор: Полина Батраева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Метки:
- 11 класс
- аргумент из литературы
- ЕГЭ по русскому языку
- пример из литературы
- проблема ответственности
- сочинение к ЕГЭ
Читайте также:
Тезисы
- Быть верным долгу — значит быть постоянным в своих жизненных предпочтениях и решениях.
- Верен долгу тот, кто делает то, что от него требуют моральные обязательства.
- Люди, которые верны долгу, сохраняют преданность своим морально-нравственным императивам и делают то, что соответствует их системе ценностей.
- Человек верен долгу, если соблюдает правила, которые принял, и выполняет обязательства, которые сам на себя взял.
- Долг требует от человека постоянства в выборе симпатий и антипатий.
- Если человек берет на себя какие-либо обязательства, он обязан их выполнить. Это и есть верность долгу.
- Верность своему долгу требует от человека ответственности и подразумевает наличие принципиальности.
Аргументы
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Главный герой книги верен своему долгу, даже когда ему угрожала смерть. Петр Гринев присягнул императрице и стал офицером, чтобы защищать свою страну. И ему пришлось отстаивать свои идеалы в борьбе с бунтовщиками, которые убивали и грабили людей, вносили беспорядочность и бесправие в их жизнь. Мятежники застали немногочисленный гарнизон врасплох, шансов выиграть не было, но Петр, тем не менее, отважно сражался, как и многие его товарищи. В этом бою собой пожертвовали капитан Миронов и его жена. Петр мог бы, как Швабрин, переметнуться на сторону врага ради своего спасения, но он не был предателем и осознавал, что его обязанности требуют полного самоотречения. Он пообещал служить честно и не отступил от своей клятвы даже на плахе. Герой сохранил верность долгу — делал то, что необходимо было для защиты крепости.
Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Испытание на верность долгу пришлось пережить и Тарасу Бульбе, герои одноименной повести. Отец хорошо воспитал своих сыновей, гордился ими и взял их с собой на войну «против ляхов». Казаки осадили город Дубно. Но судьба распорядилась так, что в нем оказалась возлюбленная Андрия — польская панночка. Узнав об этом, Андрий перебежал к врагу по секретному ходу и надел доспехи рыцаря, чтобы защищать свою любовь от бывших сослуживцев. Тарас, узнав об этом, был подавлен горем и стыдом. Несмотря на родственные узы, он должен был наказать своего сына за вероломство, иначе он предал бы дело всей его жизни. Тарас ценил казачество выше семьи, а свой долг воина — выше отеческого. Он убил своего сына и доказал всем, что измена не будет прощена и забыта, даже если исходит от самых дорогих людей. Герой оказался верным своему призванию и своей жизненной позиции, несмотря ни на что.
М.А. Шолохов, «Судьба человека». О верности долгу лучше всего расскажет поведение человека на войне, где он должен подчиняться жестоким, но единственно возможным приказам и жертвовать всем ради своей Родины. Это испытание оказалось по силам Андрею Соколову. Обычный человек, хороший семьянин и ответственный работник, никак не связанный с военным делом, стал одним из первых добровольцев после объявления о нападении оккупантов. Андрей не жалел себя, не думал о том, как избежать ответственности, ведь понимал, что в опасности именно его Родина, и только на него она может опереться в час нужды. На фронте Соколов был контужен и взят в плен, но и там он продолжил достойную похвалы службу. Он убил предателя, чтобы спасти пленных коммунистов и командиров, которых он угрожал выдать. Рискуя собой, герой бежал из плена и захватил с собой важного немецкого инженера, чтобы принести Родине пользу. Все эти поступки говорят о том, что Соколов выполнял свои обязанности даже тогда, когда ему угрожали пытки. Он оставался верным долгу — бился за Родину до последнего.
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». О верности долгу писал Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Капитан Миронов был комендантом маленькой крепости на границе. За всю свою жизнь он так и не разбогател на службе, так и не удостоился наград и почестей. Нельзя сказать, что капитан видел много хорошего от тех, кто нанял его на службу. Однако он дал присягу и оставался предан ей до самого конца. Когда мятежники под предводительством Пугачева напали на Белогорскую крепость, Миронов не примкнул к ним, хотя тоже мог бы, ведь бунтовщики хотели разорить дворян и отомстить им за годы нищеты и бесправия. Миронов не был ни богат, ни знатен, он был близок к восставшим и по происхождению, и по уровню дохода. Но он боролся с ними и был уверен в своем деле, даже когда нападающие убили его за отказ примкнуть к их рядам. Миронов был верен своему долгу, своим жизненным ценностям, поэтому не предал ту идею, в которую верил.
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Порой долг велит отказаться от того, что дорого сердцу. В такой ситуации оказалась Татьяна Ларина. В юности девушка влюбилась в Евгения Онегина, даже призналась ему в любви, но он отверг ее чувства. Герой не был готов к ответственности и рутине семейной жизни. Татьяна приняла его выбор, хоть и не разлюбила его. Родственники барышни все же настояли на ее замужестве с другим человеком. Став женой генерала, Татьяна все еще испытывала нежные чувства к Онегину. Поэтому ей было очень тяжело услышать признание Онегина в любви. Она хотела бы на него ответить, но была «другому отдана». Супружеский и моральный долг был для героини важнее ярких эмоций и воспоминаний о прошлом. Она поняла, что не имеет права изменять тому, кто почтил ее своим доверием. Татьяна дала клятву верности у алтаря и не могла пойти против своего же слова. Она оставалась преданной своим обязательствам, несмотря на сильнейшее искушение.
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Князь Болконский отличается преданностью своему моральному и служебному долгу. После ранения под Аустерлицем и пересмотра жизненных приоритетов Андрей решил, что больше не будет участвовать в войне и делать карьеру на крови. Он вернулся домой, взялся за хозяйство и воспитание сына, а после решил попробовать свои силы в политике. Однако вторжение Наполеона на русскую землю изменило мнение князя о службе. Он понял, что сейчас его главная гражданская обязанность — защита Родины. Он пошел на передовую не для славы, не ради денег, а просто потому, что Россия нуждалась в его поддержке. Герой признал свою ответственность за будущее Отечества и осознал свою роль в историческом процессе. На Бородинском поле Болконский стоял под градом снарядов и пуль, не боясь смерти, чтобы воодушевить солдат и подать пример. Андрей превозмог страх и отвращение к бойне ради высшей цели. Он был верен своему долгу защитника до самого конца и погиб, защищая Отчизну.
М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Порой люди ложно понимают верность долгу и ради нее совершают аморальные поступки. Таким был Михаил Кошевой из романа-эпопеи Шолохова. Герой искренне верил в идеи большевизма и решил отстаивать их ценой жизни. В отличие от Григория Мелехова, который не раз менял сторону в поисках правды, Кошевой ни разу не усомнился в своих действиях и считал себя правым, даже когда убил обезоруженного Петра и деда Гришаку. Михаил видел в этом насилии свою обязанность по отношению к новому режиму и лучшему будущему. Когда большевики заняли хутор, Кошевой сдал властям своего старого друга — Григория Мелехова. Он подло донес на него и прекрасно осознавал, что Григория арестуют и вряд ли оставят в живых. В этом циничном поступке герой проявил лояльность к партии и верность выбранному пути. Однако он предал моральные основы и нравственные ценности, предал старого друга и свою жену — его родную сестру. Кошевой выслужился перед товарищами, но поставил под удар самое важное — то, что делает нас людьми.
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Верность долгу человек чаще всего проявляет на рабочем месте. Именно этим качеством мог бы похвастаться Порфирий Петрович. Следователь помнил о своем деле даже в свободное время и ни на минуту не забывал о том, как важно поймать подлинного убийцу. Даже для нашего времени удивительно, что полицейский проявил такое рвение в этом деле. Порфирий Петрович нашел статью Раскольникова, не поленился прочитать ее и сделать довольно глубокие выводы. Он применил изобретательность и принципиальность в разговорах с подозреваемым, окружил его своим вниманием и даже следил за ним, пользуясь своими знакомствами. Даже когда рабочий, который случайно подобрал краденную драгоценность Алены Ивановны, под давлением признался в убийстве, которого не совершал, Порфирий Петрович ему не поверил и не сбросил с себя бремя расследования, хотя мог бы это сделать и сэкономить силы. Не все ли равно, кто убил на самом деле? Признание есть, зачем утруждать себя? Но следователь был принципиален и честен. Он был верен служебному долгу, поэтому отличился тщательностью, методичностью и трудолюбием.
Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Верность долгу проверяется экстремальными обстоятельствами. Война устроила героиням повести большое испытание, но ни одна девушка его не провалила. Рита, Соня, Лиза, Женя и Галя были совсем еще молодыми женщинами, у которых вся жизнь была впереди. Но все они пошли на передовую добровольцами, когда их Родине угрожала опасность. Они понимали, что их ждет на фронте, и не отлынивали от работы, выполняли все приказы, даже самые сложные. Героини отправились на сложнейшее задание, рискуя всем. Им нужно было остановить отряд, который прорывался к важным объектам инфраструктуры. Диверсантов было намного больше, они были лучше подготовлены и экипированы. И все же девушки отважно бросились на защиту Отечества, прикрывая друг друга и стараясь дойти до цели. Ни одна из них не дрогнула, хотя каждой было страшно и трудно. Они погибли в боях, но добились своего — приблизили Великую Победу. Они были верны своему гражданскому долгу, ведь сражались за него в неравном бою.
В.В. Быков, «Сотников». Верность долгу определяется поведением человека в сложных обстоятельствах. Главный герой повести прошел это испытание достойно и показал нам всем пример отваги и принципиальности. Сотников никогда не был военным, у него было слабое здоровье, которое подвело его в условиях партизанского сопротивления. Несмотря на недуг, именно он вызвался на рискованную миссию — добыть провизию для отряда на оккупированной территории. Сотников плохо себя чувствовал, но победил слабость и страх ради высшей цели. Однако итогом вылазки стал арест героя. Полицаи пытали его, но он не выдал свою группу. Несмотря на чудовищную боль, угрозу смерти и возможности спастись ценой подлости, Сотников не предал то, чему служил и во что верил. Он остался верен гражданскому долгу: не сдал своих людей, не выдал секреты и готов был биться с врагами до самой последней минуты.
Вступление
Каждый из нас несет ответственность за то, что мы делаем, говорим или даже думаем. Рано или поздно придется держать ответ перед окружающими или перед самими собой за то, что совершили мы против своей совести или против общепринятых нравственных норм.
Проблема
С подобной ситуацией столкнулся Сергей Николаевич Плетенкин – главный герой текста С. С. Качалова. На примере жизнеописания своего героя, рассказа одного удивительного случая из его повседневности автор поднимает проблему ответственности за свои поступки.
Комментарий
В тексте несколькими словами обрисована простая и неторопливая жизнь Плетенкина. У него есть жена и дочь, быт налажен, работа приносит стабильный доход. Иногда, в особо удачные дни, ему удается еще и неплохо подработать, довозя людей за деньги.
В тексте представлен как раз один из таких удачных дней. Вернувшись домой, где его уже ждал горячи ужин, Плетенкин рассказал жене, как ему удалось удачно выманить деньги из встретившейся по пути женщины. За проезд он попросил 300 рублей, явно завысив цену, видя, что перед ним женщина состоятельная. Та подала ему 500, на что Сергей Николаевич не нашел сдачи. Девушка попросила его оставить сдачу себе. Вот такая удача.
Уже спустя некоторое время герой понял, что знал эту женщину, что, будучи старшеклассником, обманул ее, воспользовался ее доверием. Не первая красавица, Наташа Абросимова (так звали случайную попутчицу) в юности не пользовалась особым вниманием парней. Плетенкин начал ухаживать за ней, провожать домой, и за это попросил девушку написать за него сочинение на общегородской конкурс. Та с радостью согласилась.
Когда же молодой человек конкурс выиграл и получил путевку в Санкт-Петербург, он даже здороваться с Наташей перестал. И только на выпускном нашел в себе силы повиниться. Но девушка только сказала: “Разве ты меня обманул?” И ушла, оставив в памяти героя лишь свой тоскливый глубокий взгляд. Таким взглядом смотрела она на него и сегодня.
Нахмурившись от своих воспоминаний, Плетенкин решил, что при встрече отдаст ей все деньги. Но тут же понял, что никогда этого не сделает.
Авторская позиция
Автор убежден, что нечестный поступок не имеет срока давности. Рано или поздно он напомнит о себе и заставит платить по счетам. Дважды обманув девушку, герой рассказа, в первую очередь, обманул самого себя. И это чувство вины перед ней не покинет его до конца дней.
Своя позиция
С автором невозможно не согласиться. Решаясь на какое-то действие или поступок, необходимо хорошенько подумать, каково тебе с этим будет жить, не пожалеешь ли ты потом. Потому что исправить то, что натворил, не всегда будет возможным.
Аргумент №1
В литературе практически в каждом произведении раскрывается тема ответственности за собственные поступки. К примеру, в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского многие герои несут на себе тяжесть ответственности за совершенные ими действия. Родион Раскольников, убивая старушку-процентщицу, а вместе с ней и ее слабоумную сестру на сносях, настолько претерпевал муки совести, что буквально лишался чувств.
Поняв, что все его поступки не имеют оправдания, он на каторге в молитвах добывал себе прощение у бога, перечитывая Евангелие и вспоминая самого светлого человека в своей жизни – Соню Мармеладову.
Аргумент №2
В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» главный герой Эраст, обманувший Лизу, продавший свою любовь за женитьбу на богатой даме, всю оставшуюся жизнь будет мучаться от того, что стал причиной гибели молодой и наивной девушки. Его бездумные эгоистичные поступки привели к тому, что бросилась в реку искренне любящая его Лиза, не сумев перенести предательство и ложь любимого человека.
Заключение
Что бы мы ни делали в жизни, к чему бы ни стремились, всегда есть то, что ограничивает нас – наша совесть. Идти
вопреки ей нельзя, так как впоследствии она не раз напомнит о себе. Мы ответственны за собственную судьбу, за собственную жизнь и за свои поступки, хорошие и плохие. Жить нужно так, чтобы впоследствии не было стыдно за самих себя и совершенные действия.
Даниил Романович | Просмотров: 13.3k